Рефетека.ру / Менеджмент

Реферат: Типы совместной деятельности по Л.И. Уманскому

Министерство образования и науки Российской Федерации АОУ ВПО «Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина»

Кафедра социально-культурного сервиса и туризма


Реферативная работа по курсу

Менеджмент в

социально-культурном сервисе и туризме

Тема: «Типы совместной деятельности по Л.И. Уманскому»


Студентки 3 курса очной формы обучения

Факультета естествознания, географии и туризма

Уманской Марии Игоревны


Санкт-Петербург

2010 г.

Содержание


Введение

1. Понятие совместной деятельности

1.1 Признаки и структура совместной деятельности

1.2 Стратегии поведение и типы взаимодействия

1.3 Свойства субъекта совместной деятельности

2. Типы совместной деятельности по Уманскому

Заключение

Список литературы


Введение


Изучение человеческих отношений, ставшее по утверждению видных ученых, «проблемой века», является для социальной психологии ключевой проблемой. Современный уровень развития производства и масштабные изменения в экономической и социальной сферах общества предъявляют повышенные требования к человеку в его профессиональной деятельности. В том числе и в совместной деятельности. Возрастает значимость социальных последствий человеческих решений.

При анализе различных теоретических подходов к изучению совместной деятельности обращает на себя внимание тот факт, что, постулируя важнейшее ее значение в развитии других процессов и взаимовлияние психологических феноменов совместной деятельности, большинство авторов в принципе не обсуждают вопрос о психологической сущности последней. Анализ конкретных текстов описаний экспериментальных процедур и интерпретации их результатов показывает, что на уровне эмпирики исследователями изучаются фактически разные реальности, объединяемые лишь общим названием “совместная деятельность”. Это приводит к формированию весьма мозаичной картины, в которой отдельные исследования совместной деятельности, вместо того чтобы углублять, развивать и дополнять друг друга, в большинстве своем сосуществуют независимо, не имея практически точек пересечения. Хотя очевидно, что если не вскрываются и не обозначаются исходные основания совместной деятельности, то вопрос о сравнительной эффективности разных типов ее организации, а также о влиянии на нее различных психологических факторов во многом теряет свой смысл.

В связи с этим становится понятно, что вопрос изучения совместной деятельности и факторов, влияющих на ее эффективность является достаточно актуальным.

1. Понятие совместной деятельности


Главным фактором порождающего и определяющего содержание и процесс совместной деятельности является общение людей.

Существует различные понятия совместной деятельности. Смотря какую сторону жизни человека затрагивает данный термин. В соответствии с гражданским законодательством совместная деятельность - это договор, в соответствии с которым стороны обязуются сообща действовать для достижения общей цели. По договору о совместной деятельности стороны (участники) обязуются путем объединения имущества и усилий совместно действовать для достижения общей хозяйственной или другой цели, не противоречащей законодательным актам Российской Федерация Денежные или иные имущественные взносы участников договора, а так же имущество, созданное или приобретенное в результате их деятельности являются их общей долевой собственностью. Участник договора о совместной деятельности не вправе распоряжаться долей в общем имуществе без согласия остальных участников договора, за исключением той части продукции и доходов от этой деятельности, которая поступает в распоряжение каждого участника. Участник, которому поручено ведение общих дел, действует на основании доверенности, выданной остальными участниками договора Имущество, объединенное участниками договора для совместной деятельности, учитывается на отдельном (обособленном) балансе у того ее участника, которому в соответствии с договором поручено ведение общих дел участников договора. Данные отдельного (обособленного) баланса в баланс предприятия-участника, ведущего общие дела, не включаются. Распределение прибыли, убытков и других результатов между участниками договора осуществляется в порядке, предусмотренном договором. Каждый участник свою долю прибыли, полученную в результате совместной деятельности включает в состав внереализационных доходов при формировании финансовых результатов.

С психологической точки зрения Совместная деятельность — организованная система активности взаимодействующих индивидов, направленная на целесообразное производство (воспроизводство) объектов материальной и духовной культуры. Отличительными признаками совместной деятельности являются:

1) пространственное и временное соприсутствие участников, создающее возможность непосредственного личного контакта между ними, в том числе обмена действиями, обмена информацией, а также взаимной перцепции;

2) наличие единой цели — предвосхищаемого результата совместной деятельности, отвечающего общим интересам и способствующего реализации потребностей каждого из включенных в совместную деятельность индивидов,

3) наличие органов организации и руководства, которые воплощены в лице одного из участников, наделенного особыми полномочиями, либо распределены между ними;

4) разделение процесса совместной деятельности между участниками, обусловленное характером цели, средств и условий ее достижения, составом и уровнем квалификации исполнителей. Это предполагает взаимозависимость индивидов, проявляющуюся либо в конечном продукте совместной деятельности, либо в самом процессе его производства. Если в первом случае индивидуальные операции осуществляются параллельно и не зависят от последовательности действий окружающих, то во втором они взаимообусловлены (специализированы и иерархизированы), поскольку должны реализовываться одновременно как функционально различные компоненты комплексной операции или же в строгой последовательности, когда итог одной операции служит условием начала другой. Примером высокоспециализированной совместной деятельности является коллективная научная деятельность, предполагающая разветвленную систему социальных ролей ее участников;

5) возникновение в процессе совместной деятельности межличностных отношений, образующихся на основе предметно заданных функционально-ролевых взаимодействий и приобретающих со временем относительно самостоятельный характер. Будучи исходно обусловлены содержанием совместной деятельности, межличностные отношения в свою очередь оказывают воздействие на ее процесс и результаты. В социальной психологии совместная деятельность рассматривается как главное условие социально-психологической интеграции включенных в нее индивидов. Совместная деятельность объективно имеет многоцелевой характер, что обусловлено ее внутри- и межсистемными связями. Тот факт, что акты индивидуальной деятельности являются условием существования и воспроизводства как самого индивида, так и процессов групповой активности в целом, свидетельствует о взаимопроникновении и взаимообогащении индивидуальной и совместной деятельности, о взаимодействии индивидуально-мотивационных и социально-нормативных условий совместной деятельности.


1.1 Признаки и структура совместной деятельности


Признаки – отличительные особенности.

К признакам совместной деятельности относятся:

- единая цель участников деятельности;

- общая мотивация;

- объединение индивидуальных деятельностей (образование единого целого);

- разделение процесса деятельности на отдельные функционально связанные операции и их распределение между участниками;

- согласование индивидуальных деятельностей участников (строгая последовательность операций). Она достигается с помощью управления

– управление (важный признак совместной деятельности);

- единый конечный результат;

- единое пространство и одновременность выполнения индивидуальных деятельностей.

Психологическая структура совместной деятельности

- общая цель – это идеально представленный общий результат, к которому стремится общность индивидов. Общая цель делится на частные и конкретные задачи;

- общий мотив – это сила, побуждающая индивидов к совместной деятельности;

- совместные действия – элементы деятельности, направленные на выполнение текущих задач;

- общий результат.


1.2 Стратегии поведения и типы взаимодействия


В совместной деятельности используется три типичных стратегии поведения её участников:

- содействие целям других участников;

- противодействие;

- уклонение от взаимодействия.

Типы взаимодействия:

- сотрудничество;

- противоборство;

- уклонение;

- однонаправленное содействие (1 способствует, другой уклоняется);

- однонаправленное противодействие (первый противодействует, другой уклоняется);

- контрастное (1 способствует, другой противодействует).

1.3 Свойства субъекта совместной деятельности


Выделяется 6 свойств субъекта совместной деятельности, которые взаимосвязаны:

а) целенаправленность группового субъекта деятельности (общность индивидов) – стремление к основной цели;

б) мотивированность – активное, заинтересованное, действенное отношение к совместной деятельности;

в) целостность – внутреннее единство общности индивидов. Оценивается параметрами:

- плотность функциональных связей – частота и интенсивность контактов;

- уровень функциональной взаимосвязанности - отношение числа совместно выполняемых операций к общему их числу;

г) структурированность – четкость, строгость взаимного распределения функций, прав, обязанностей.

Доминирующие способы распределения функций являются эмпирическими показателями структурированности (подстраховка, взаимодополнение), а также принятие ответственности (концентрация, распределение).

д) согласованность – гармоничное сочетание участников группы, взаимная обусловленность их действий.

е) организованность – упорядоченность, собранность, подчинение определённому порядку выполнения совместной деятельности, способность действовать в соответствии с планом.

Деятельность и взаимодействие выступают вместе в совместной деятельности и взаимообусловливают друг друга.


2. Типы совместной деятельности по Уманскому


Профессор психологии Лев Ильич Уманский (1921-1983), посвятил себя изучению психологии организаторской деятельности. Профессор предложил типологию совместной деятельности

Под типом совместной деятельности или формой организации совместной деятельности принято понимать способ взаимодействия между участниками группового решения задач или проблем. Согласно классификации Л.И. Уманского, к числу базовых можно отнести три типа совместной деятельности: совместно-взаимодействующую, совместно-последовательную и совместно-индивидуальную.

1) Совместно-взаимодействующий тип деятельности характеризуется обязательностью участия каждого в решении общей задачи. При этом интенсивность труда исполнителей, как правило, примерно одинакова, особенности их деятельности определяются руководителем и, как правило, малоизменчивы. Эффективность группы в равной степени зависит от вклада каждого из ее участников (рис. 5.5.). Иллюстрацией такого варианта организации совместной деятельности может послужить совместное перемещение тяжестей.


Типы совместной деятельности по Л.И. Уманскому

Рис. 5.5. Совместно-взаимодействующий тип деятельности


2) Совместно-последовательный тип деятельности отличается от совместно-взаимодействующего временным распределением, а также порядком участия каждого в работе (рис. 5.6.). Последовательность предполагает, что вначале в работу включается один участник, затем — второй, третий и т. д. Особенность деятельности каждого участника задается спецификой целей совместною преобразования исходного сырья в конечный продукт.

Типичный пример совместно-последовательного типа взаимодействия — конвейер, когда продукт деятельности одного из участников процесса переходя к другому, становится для последнего предметом труда.


Типы совместной деятельности по Л.И. Уманскому

Рис. 5.6. Совместно-последовательный тип деятельности


Так, например, при изготовлении досок вначале кто-то спиливает дерево, потом кто-то перевозит его на фабрику, затем Кто-то отделяет ствол от ветвей, потом кто-то измеряет ствол и рассчитывает, сколько и какого размера досок может получить и какова должна быть схема распилки, и лишь потом ствол поступает на распиливание.

3) Совместно-индивидуальный тип деятельности отличается тем, что взаимодействие между участниками труда минимизируется (рис. 5.7). Каждый из исполнителей выполняет свой объем работы, специфика деятельности задается индивидуальными особенностями и профессиональной позицией каждого. Каждый из участников процесса представляет результат труда в оговоренном виде и в определенное место. Личное непосредственное взаимодействие может практически отсутствовать и осуществляться в непрямых формах (например, через телефон, компьютерные сети и т.д.). Объединяет разных исполнителей лишь предмет труда, который каждый из участников обрабатывает специфическим образом. Примеры этого типа деятельности — индивидуальная переноска тяжестей или независимый анализ различных аспектов одного и того же явления разными специалистами.


Типы совместной деятельности по Л.И. Уманскому

Рис. 5.7. Совместно-индивидуальный тип деятельности


В последнее время специалистами выделяется особый тип совместной деятельности — совместно-творческий. Подобный тип организации коллективной деятельности зародился в сферах науки и искусства, где участники научного или творческого проекта создавали нечто совершенно новое, зачастую уникальное, что нельзя было создать по имеющимся правилам и технологиям. В этих коллективах создается особый тип деятельности — сотворчество, когда каждый участник процесса является равноправным создателем нового. Законы творчества требуют учета каждого, даже самого “сумасшедшего” видения, потому что в котле общего обсуждения из самой абсурдной идеи может появиться открытие. Этот тип характеризуется особой активностью каждого из участников процесса взаимодействия, а именно: активностью в плане повышения собственной профессиональной компетентности за счет участия в коллективной деятельности. С одной стороны, особенности совместно-творческого типа деятельности дают возможность каждому участнику пробовать разные способы деятельности, обогащаться способами работы, присущими другим специалистам и сферам труда, а с другой стороны, — синергетический (взаимообогащающий) эффект дает мощный импульс развитию самой группы, выполняющей деятельность. Однако в деятельности такого типа “следы” индивидуальных вкладов участников принципиально невычленимы.

Члены такого коллектива получают возможность работать в совершенно разных профессиональных позициях и выполнять различные коллективные роли в зависимости от стоящей перед группой задачи. Поэтому данные группы обычно обладают высокой гибкостью, изменчивостью и состава, и внутренней структуры, в зависимости от поставленных задач и условий их выполнения. Так работают творческие коллективы, в которых каждому дается полная возможность собственного самовыражения и тем не менее достигается цель группы в целом — создание нового, культурно ценного произведения или продукта.

Для людей в ситуации совместно-взаимодействующей деятельности характерны высокая ориентация на коллективные цели, приверженность авторитету лидера, ориентация на групповую нравственность (нормы и ценности), а также традиционные способы поведения. Для участника организации с подобным типом технологии характерна высокая приверженность к группе, и самым тяжким наказанием будет изгнание из группы себе подобных.

Для сотрудников организации с совместно-последовательным типом деятельности характерны высокая технологическая дисциплинированность, следование нормам и правилам, сформулированным в инструкциях, положениях и других нормативных документах. Такого рода технологии характерны для сложного промышленного производства, обрабатывающей промышленности.

Для участников процесса совместно-индивидуальной деятельности характерны высокая инициативность, пассионарность, ориентация на результат и индивидуальные достижения. Такие специалисты во главу угла ставят свои собственные цели и ценности, склонны самостоятельно разрабатывать способы достижения цели и способны эффективно действовать в ситуации внутриорганизационной конкурентности. Такого рода технологии характерны для современных наукоемких производств, сложных технологий, которые требуют очень высокой подготовки. У трудовых коллективов, работающих в подобной технологии, могут возникать проблемы организации общей деятельности между различными специалистами, хорошо знающими собственное дело, но мало ориентированными на понимание особенности работы коллег, концентрирующимися скорее на проблемах собственной деятельности, чем на проблемах организации в целом.

Участникам совместно-творческой деятельности свойственна, как отмечалось, особая ориентация — ориентация на профессиональное развитие. Она в корне отличается от стремлений участников совместно-индивидуальной деятельности, в данном случае речь идет не столько об углублении в рамках одной проблемы, специальности, сколько о работе в пограничных областях человеческой деятельности. Профессионал в отличие от специалиста способен и даже стремится выходить за рамки своей специальности и работать, пользуясь инструментами других специалистов, что позволяет ему не только находить новое, но и углублять свое понимание проблем.

Таким образом, участники совместно-творческого типа деятельности обладают ярко выраженной ориентацией на сотрудничество со специалистами разных областей, гибкостью смены позиций, ориентацией на индивидуальное развитие. Для коллективов, работающих в таком типе деятельности, основной ценностью становятся достижение нового знания, создание условий для индивидуального развития, уважение прав каждого участника. В отличие от совместно-взаимодействующего типа деятельности в организациях совместно-творческого типа невозможно решать проблемы большинством голосов и вводить диктатуру большинства. Проблемы должны решаться консенсусом, и итоговое решение в обязательном порядке должно оставлять возможность реализации законных интересов меньшинства, их права никогда не могут быть нарушены.

Заключение


Многие ученые, психологи посвятили свои работы изучению совместной деятельности людей. В данном реферате рассмотрена лишь малая часть трудов профессора Уманского, касающаяся типологии совместной деятельности людей. Каждый из нас с разных аспектах своей жизни принимает участие в какой-либо совместной деятельности, а ведь совместная деятельность требует достаточно высокого уровня группового сплочения и ценностно-ориентационного единства участников.

Также необходимо, чтобы в группе действовали определенные социальные нормы, т.е. некие образцы, предписывающие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать, делать в конкретных ситуациях. Можно сказать, что в некоторых случаях нормы выступают как определенные правила, которые выработаны группой, приняты ею и которым должно подчиняться поведение ее членов, чтобы их совместная деятельность была возможна. Совместная деятельность, во-первых, - лучший способ узнать друг друга, особенно если эта деятельность протекает в экстремальной ситуации. В такой ситуации развиваются особо близкие и доверительные отношения между людьми. Однако тесный контакт между людьми, с одной стороны, устанавливает особые нерасторжимые связи, а с другой - чаще ведет к серьезным конфликтам. Именно конфликты между близкими людьми отличаются особой силой и глубиной. Культурный уровень во взаимоотношениях людей играет большую роль, чем другие различия.


Список литературы


Уманский Л.И. Методы экспериментального исследования социально-психологических феноменов // Методология и методы социальной психологии / Под ред. Е.В. Шороховой. М., 1977.

Базаров Т.Ю. Управление персоналом, М. 2002

Словари и Энциклопедии http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_economic_law/14635

Похожие работы:

  1. • Особенности социально-психологического климата ...
  2. • Феномен психологической мотивации в управлении персоналом
  3. • Организация как феномен
  4. • Психология в обществе
  5. • Личность и коллектив как объекты управления
  6. • Стили лидерства
  7. • Личность и коллектив как субъекты управления
  8. • Лидерство и стили менеджмента
  9. • Формирование коллектива учащихся класса ...
  10. • Управление образовательным процессом как ...
  11. • Особенности формирования школьного коллектива в ...
  12. • Корпоративное мышление в пермских бизнес-структурах (на ...
  13. • Социально-психологическая характеристика менеджера в сфере ...
  14. • Проблема личности руководителя в отечественной психологии
  15. • Характеристика коммуникативные и организаторские склонности ...
  16. • Сравнительная характеристика коммуникативных и ...
  17. • Управленческие подходы
  18. • Лидерство в профсоюзных организациях студентов высших учебных ...
  19. • Педагогический мониторинг как самостоятельная работа
Рефетека ру refoteka@gmail.com