Рефетека.ру / Экономика

Курсовая работа: Системы национальных счетов

Введение


Необходимость в системе макроэкономических показателей была осознана еще английским экономистом Уильямом Петти, который впервые в мире осуществил оценку национального дохода своей страны. Первую макроэкономическую модель национальной экономики создал француз Франсуа Кэне, глава школы физиократов. Однако особенно сильно потребность в системе макроэкономических показателей проявилась в 20-30-х гг. ХХ в.

В СССР была создана система показателей и таблиц, называемая балансом народного хозяйства, которая использовалась уже при составлении первого пятилетнего плана развития народного хозяйства (1928-1932 гг.). На Западе разработка подобной системы началась после Великой депрессии 1929-1933 гг.

Ряд важных принципов этой системы был сформулирован еще А. Маршаллом, затем Дж.М. Кейнсом; большой вклад внесли английские экономисты Р. Стоун, К. Кларк, Дж. Хикс и американские экономисты С. Кузнец, М. Джилберт, В. Леонтьев и др. После Второй мировой войны к разработке системы макроэкономических показателей подключились международные экономические организации, и в 1953 г. в ООН был опубликован документ под названием «Система национальных счетов и вспомогательных таблиц», который можно рассматривать как первый международно признанный вариант системы макроэкономических показателей. Эта система пересматривалась, и ныне действует вариант 1993 г. С конца 80-х гг. на нее начала переходить и Россия.


Понятие СНС


Система национальных счетов (СНС) (ее полное название Система счетов национального продукта и дохода – System of National Product and Income Accounts) - это система взаимоувязанных показателей, применяемая для описания и анализа макроэкономических процессов. Она дает сведения о всех стадиях экономического кругооборота - производстве и обмене, первичном и вторичном распределении (перераспределении), потреблении и сбережении (накоплении).

СНС была разработана в конце 20-х годов группой американских ученых, сотрудников Национального Бюро Экономических Исследований (National Bureau of Economic Research), под руководством будущего лауреата Нобелевской премии Саймона Кузнеца (Simon Kuznets)

Система национальных счетов может быть определена и как система взаимосвязанных статистических показателей и классификаций, представленная в виде определенного набора счетов и таблиц, характеризующих результаты макроэкономической деятельности.

Базирующаяся на национальном счетоводстве, СНС охватывает деятельность всех институциональных единиц и хозяйствующих субъектов всех форм собственности; учитывает все операции с произведенными и непроизведенными, финансовыми и нефинансовыми, материальными и нематериальными активами.

В основе СНС лежит система обобщающих макроэкономических показателей функционирования экономики на различных стадиях воспроизводственного процесса: производства продуктов и услуг; образования, распределения, перераспределения и конечного использования доходов (в счетах потоков); использования валового сбережения на накопление различных активов (в счетах накопления); внешнеэкономических связей (в счетах остального мира) и на других стадиях экономической деятельности.

На основе системы показателей СНС характеризует экономические процессы и их результаты, отражает взаимосвязи между этими процессами. Таким образом, СНС своеобразная модель экономики, используемая для комплексного исследования экономической деятельности страны, ее регионов и секторов на основе взаимосвязанных балансов (счетов), отражающих потоки движения продуктов и их финансовых эквивалентов между экономическими агентами в процессе совершения ими различных экономических операций.

Представляя собой статистическую модель рыночной экономики, СНС с успехом используется для выработки экономической политики, анализа результатов ее реализации и оценки эффективности, а также для моделирования, прогнозирования и управления экономикой в 155 странах мира.

СНС ООН 1993 г. включает оценку теневой экономики, которая, как уже отмечалось, представляет собой производство обычных товаров и услуг, осуществляемое подпольным образом с целью сокрытия доходов от налогообложения. Более того, она предлагает учитывать даже производство юридически незаконных товаров и услуг (наркотики, проституция и т.п.), а также труд по ведению домашнего хозяйства (приготовление пищи, уборка жилищ, воспитание детей и т.д.), хотя большинство стран мира, в том числе Россия, не готовы включать в свои расчеты оценки этой деятельности.

Национальные счета обеспечивают получение развернутой и взаимосвязанной информации по системе макроэкономических показателей, что усиливает их роль как информационной системы в анализе экономических процессов.

Методология СНС определяет границы экономического производства, факторы, образующие стоимость, счета и макроэкономические показатели, в обобщенном виде характеризующие потоки товаров, услуг и доходов; все активы и пассивы хозяйствующих субъектов; все аспекты экономического процесса и его результаты. Это позволяет считать СНС самой развитой информационной системой в мире, представляющей характеристику экономических процессов на макро уровне, увязку с важнейшими показателями экономической статистики.


Структура и основные категории системы


Суть схемы СНС сводится к формированию обобщающих показателей развития экономики на различных стадиях процесса воспроизводства и взаимной увязке этих показателей между собой. Каждой стадии воспроизводства (стадии производства, первичного распределения доходов, вторичного распределения доходов, использования на конечное потребление и накопление) соответствует специальный счет или группа счетов.

Система национальных счетов дает описание финансовых потоков, характеризующих деятельность всех экономических агентов — резидентов от момента Производства до момента конечного потребления или создания разных видов накопления.

Счет представляет собой таблицу, включающую две совокупности показателей, характеризующих:

а) ресурсы

б) их использование.

В каждом счете соблюдается, равенство (равновесие) между объемом ресурсов и их использованием, которое, как правило, достигается с помощью, балансирующей статьи.

Балансирующие статьи имеют самостоятельное значение, но в то же время служат для увязки счетов в единую систему.

Составление основных счетов СНС, последовательно отражающих движение финансовых потоков и стоимости товаров и услуг через все стадии, воспроизводственного цикла, завершается разработкой балансовых таблиц (балансов), характеризующих наличие, национального богатства на начало и конец периода, и его изменение в течение данного периода.

В структурах СНС выделяются следующие группы счетов, которые разрабатываются в текущих ценах:

1)Группа счетов внутренней экономики в целом:

счет производства товаров и услуг

Счет товаров и услуг, как и все другие счета СНС, состоит из двух частей. В части «Ресурсы» показываются выпуск и импорт продуктов, причем в так называемых основных ценах (т.е. без учета косвенных налогов, но с учетом полученных субсидий), а также косвенные налоги (в СНС они называются налогами на продукты и импорт) и субсидии на произведенные продукты и импорт, что необходимо для приведения основных цен к рыночным. В части «Использование» отражаются объемы использования продукции на потребление, накопление и экспорт.


Системы национальных счетов

Таблица СНС России: счет товаров и услуг в 1997 г., млрд руб.


счет образования доходов

счет распределения доходов:

-счет распределения первичных доходов

-счет вторичного распределения доходов;

(учитывает поступление доходов извне и их перевод за рубеж.)

Счет образования доходов и счет распределения первичных доходов отражают выплату доходов экономическим агентам - домашним хозяйствам, нефинансовым и финансовым предприятиям, государственным учреждениям и некоммерческим организациям. Так как в статистике эти доходы не всегда можно разграничить, то в указанных счетах выделяют оплату труда наемных работников, валовую прибыль и валовые смешанные доходы, а также налоги на производство и импорт (т.е. не только косвенные, но и прямые налоги, кроме налогов на прибыль и доходы) за вычетом субсидий на это производство и импорт. На базе этих счетов возможно построение валового внутреннего продукта по доходам, а также национального дохода.


Системы национальных счетов

Таблица. СНС России: счет образования доходов в 1997 г., млрд. руб.


Системы национальных счетов

Таблица. СНС России: счет использования располагаемого дохода в 1997 г., млрд руб.


счет накопления (счет операций с капиталом).

2)Группа счетов отраслей экономики:

счет производства по отраслям;

счет образования доходов по отраслям.

3)Группа счетов внешнеэкономических связей («остальной мир»):

счет текущих операций;

счет капитальных затрат;

финансовый счет.

На основе взаимосвязанной системы показателей, объединенных в счета и составляемых в определенной последовательности, можно получить взаимосвязанную комплексную количественную характеристику экономических процессов в целом, т.е. получить так называемые консолидированные счета.


Группировки и классификации в СНС


В СНС используется несколько классификаций.

Первая классификация — группировка хозяйственных единиц по отраслям. Она применяется для изучения процессов производства и осуществляется в соответствии с Международной стандартной классификацией отраслей экономики (МСОК). В нашей стране в целях гармонизации отечественных классификаций с международными классификационными стандартами разработан общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продуктов и услуг (ОКДП). В группировке хозяйственных единиц по отраслям единицей классификации является заведение — предприятие или его часть, занятое преимущественно одним видом производственной деятельности (с точки зрения характера производимых товаров и услуг, направления их использования, характера технологического процесса), по которой имеется статистическая информация о затратах и выпуске продукции.

Вторым типом классификации при построении СНС является группировка единиц по институциональным секторам. Она осуществляется с целью исследования потоков доходов и расходов, финансовых активов и пассивов. Классификационной единицей в секторной группировке является институциональная единица — хозяйственная единица, которая ведет полный набор бухгалтерских счетов, может Самостоятельно принимать решение и распоряжаться своими материальными и финансовыми ресурсами. Исключение составляют считающиеся институциональными единицами домашние хозяйства. Они не ведут счетов, но могут распоряжаться своими ресурсами, от своего имени владеть активами и принимать обязательства, и являются хозяйствующими субъектами.

В соответствии с типами экономического поведения институциональные единицы группируются по шести секторам:

• "Нефинансовые предприятия";

• "Финансовые учреждения";

• "Государственные учреждения";

• "Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства";

• "Домашние хозяйства";

• "Остальной мир".

Сектор "Нефинансовые предприятия " охватывает институциональные единицы, основной функцией которых является производство товаров и нефинансовых услуг для продажи по ценам, позволяющим получить прибыль. Ресурсы этих единиц формируются главным образом за счет поступлений от реализации произведенных товаров и услуг. В этот сектор входят нефинансовые предприятия независимо от форм собственности (го­сударственные, частные, коллективные и т. д.).

В сектор "Финансовые учреждения "входят институциональные единицы, занятые финансовыми операциями и операциями по страхованию на коммерческой основе независимо от форм собственности.

Под финансовыми операциями на коммерческой основе понимается деятельность коммерческих кредитных учреждений, осуществляющих преимущественно финансовое посредничество и вспомогательную финансовую деятельность. Ресурсы этих единиц образуются в основном за счет принятых обязательств и полученных процентов.

К страховым учреждениям относят государственные и частные страховые компании, занимающиеся всеми видами страхования. Их ресурсы складываются в основном за счет страховых премий.

Сектор "Государственные учреждения" включает институциональные единицы, занятые предоставлением нерыночных услуг, которые предназначены для индивидуального и коллективного потребления. Кроме того, важнейшей функцией государственных учреждений является перераспределение национального дохода и богатства. К этому сектору относятся финансируемые из бюджета государственные учреждения (в области управления, финансов, регулирования и прогнозирования экономики, научно-исследовательской деятельности, обороны» поддержания внутреннего порядка, защиты окружающей среды и т. п.).

В данный сектор входят также государственные внебюджетные фонды, Ресурсы этих институциональных единиц образуются за счет, обязательных платежей, производимых учреждениями, предприятиями, организациями и физическими лицами, принадлежащими к другим секторам, а также за счет доходов от собственности.

Сектор "Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства " включает институциональные единицы, которые:

а) предоставляют индивидуальные услуги домашним хозяйствам в области здравоохранения, образования, культуры, искусства, религии, отдыха, развлечений;

б) обеспечивают коллективные потребности домашних хозяйств (например, политические партии, профсоюзные организации, различные общества, спортивные организации, клубы и т. д.). Ресурсы этих организаций складываются в основном из взносов, пожертвований, дарений и доходов от собственности.

В секторе "Домашние хозяйства" институциональной единицей является домашнее хозяйство — физическое лицо или группа лиц, являющихся резидентами, живущих вместе и имеющих общий бюджет. Все домашние хозяйства являются потребителями, а некоторые занимаются и производственной деятельностью в форме не корпоративных предприятий (личные подсобные хозяйства, индивидуальная предпринимательская деятельность без образования юридического лица). Товары и услуги производятся домашними хозяйствами, как для собственного потребления, так и для реализации. Производственную деятельность домашнего хозяйства невозможно ни с юридической, ни с экономической точки зрения отделить от самого домашнего хозяйства, Ресурсы данного сектора составляют оплата труда наемных работников, трансфертные платежи (пенсии, пособия, стипендии), предпринимательский доход, доходы от собственности (проценту по вкладам и др.).

Сектор "Остальной мир " состоит из резидентов других стран, которые заняты операциями с резидентами данной страны. Его счета обеспечивают обобщенный обзор экономических отношений, связывающих национальную экономику данной страны с "остальным миром".

Третьей важнейшей группировкой, используемой в СНС, является классификация экономических операций

все экономические операции подразделяются на три группы:

Операции с товарами и услугами относятся к процессу производства, обмена и использования товаров и услуг в отраслях и секторах экономики. Они включают операции с товарами и услугами, произведёнными в данном периоде и ранее.

Операции с доходами — операции, которые осуществляются для распределения и перераспределения добавленной стоимости отечественных хозяйственных единиц и зарубежных производителей, а также для перераспределения доходов.

Операции финансовыми инструментами — приобретение финансовых активов и принятие финансовых обязательств институциональными единицами в различных секторах экономики.


Основные макроэкономические показатели и методы их измерений


СНС является системой макроэкономических показателей, которые отображают наиболее важные и общие аспекты экономического развития в их взаимосвязи и взаимодействии. Основными показателями национальных счетов являются: валовой национальный продукт (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП), чистый национальный продукт (ЧНП), национальный доход (НД), личный доход (ЛД).

Все важнейшие показатели, используемые в макроэкономическом анализе, принципиально разделяются на три группы: потоки, запасы (активы) и показатели экономической коньюктуры. Потоки отражают передачу ценностей субъектами друг другу в процессе экономической деятельности, запасы - накопление и использование ценностей субъектами. Потоки представляют собой экономические параметры, значение которых измеряется в единицу времени, как правило, в расчете на год, значение экономических параметров запасов измеряется на определенный момент. Пример потоков - сбережения и инвестиции, бюджетный дефицит, запасов - накопленный в результате капитал, государственный долг.

Валовой выпуск представляет собой стоимость всех товаров и услуг, произведенных в экономике за определенный промежуток времени. Валовой выпуск включает в себя абсолютно все товары, произведенные в экономике, в том числе и предназначенные для производства других товаров и услуг, последние составляют промежуточное потребление.

Валовой национальный продукт (ВНП) - представляет собой совокупную рыночную стоимость всех товаров и услуг, предназначенных для конечного потребления и произведенных с помощью факторов, принадлежащих данной стране в течение определённого периода времени (обычно года). ВНП, в отличие от валового выпуска, очищен от промежуточного потребления.

В этом определении следует обратить внимание на ключевые словосочетания: "рыночная стоимость", "конечное потребление", "факторы, принадлежащие данной стране". В них сконцентрированы основные принципы, используемые при подсчёте ВНП. Так, понятие "рыночная стоимость" означает, что оценка товаров и услуг, включаемых в ВНП, производится в рыночных ценах. Рыночная цена включает косвенные налоги (акцизы, НДС, налоги с продаж и пр.). Она отличается от тех факторных цен, которые получают продавцы товаров. Рыночная цена за минусом косвенных налогов равна факторной стоимости. В ВНП товары и услуги включаются по рыночным ценам. При расчетах ВНП учитывается только конечное потребление, т.е. только стоимость конечных продуктов. Под конечными продуктами понимаются товары и услуги, которые покупаются для конечного пользования, а не для перепродажи или дальнейшей обработки. При расчётах ВНП измеряет только стоимость продукции, произведенной факторами производства, принадлежащими данной стране. Например, доход, полученный гражданином Молдовы, работающим в Греции, включается в ВНП Греции, но не включается в ВНП Молдовы, так как не получен на ее территории. Одновременно этот доход включается в ВВП Греции.

Характеризуя ВНП как "наиболее точный суммарный измеритель товаров и услуг, которые сможет произвести страна" (П. Самуэльсон), западная экономическая мысль разработала три метода его измерения: по расходам на созданную в стране продукцию, по доходам, полученным в результате производства продукции, а также методом добавленной стоимости. Первый метод - это метод по расходам. Величина ВНП определяется как денежная оценка конечных продуктов и услуг, произведенных за год. Иными словами необходимо суммировать все расходы на приобретение (потребление) конечного продукта. В показатель ВНП входят: потребительские доходы населения; (C); Валовые частные инвестиции в национальную экономику; (Ig); Государственные закупки товаров и услуг. (G); Чистый экспорт (Xn); который представляет разность между экспортом и импортом данной страны. Таким образом, перечисленные здесь расходы составляют ВНП и показывают рыночную стоимость годового производства:


C + Ig + G + Xn = ВНП


Второй метод - это метод расчета ВНП по доходам. ВНП, с другой стороны, составляет сумму доходов отдельных лиц и предприятий (заработная плата, процент, прибыль) и определяется в общем как сумма вознаграждений владельцев факторов производства. В этот показатель также включены косвенные налоги на предприятия, амортизация, доходы от собственности. ВНП также может определяться, как сумма доходов отраслей народного хозяйства. Оба метода считаются равноценными и дают одинаковый результат ВНП. Исключить двойной счет позволяет показатель добавленной стоимости, который представляет собой разницу между продажами фирмами их готовой продукции и покупкой материалов, инструментов, топлива и услуг у других фирм. Добавленная стоимость - это рыночная цена продукции фирмы, за вычетом стоимости потребленного сырья и материалов, купленных у поставщиков. Суммируя добавленные стоимости, произведенные всеми экономическими субъектами можно определить ВНП, который и представляет рыночную оценку всех выпущенных товаров и услуг.

Валовой национальный продукт вычисляется в текущих рыночных ценах, что представляет номинальное его значение. Для получения истинной величины этого показателя необходимо очистить цены от влияния инфляции, применить индекс цен, что даст реальное значение валового национального продукта. Отношение номинального ВНП к реальному ВНП показывает увеличение ВНП за счет роста цен и называется ВНП-дефлятором.

Валовой внутренний продукт (ВВП) - это денежная оценка всех произведенных конечных товаров и услуг в экономике за определённый период. При этом учитывается годовой объем конечных товаров и услуг, созданных экономическими единицами, являющимися резидентами данной страны. То есть предприятиями, финансовыми учреждениями, органами государственного управления и частными некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйства и т.п., центр экономических интересов которых связан с экономической территорией данной страны в течение года или более. Валовой внутренний продукт получится, если из всей суммы ВНП вычесть величину чистого экспорта:


ВВП= ВНП-ЧЭ


Чистый экспорт- это разница между стоимостью вывоза товаров и услуг и стоимостью ввоза продукции из-за границы. Разница между показателями ВНП и ВПП незначительная она колеблется в пределах от - 1% до 1,5% от ВВП. На основе показателей ВНП и ВВП можно рассчитать ряд других важных макроэкономических показателей, входящих в систему национальных счетов (СНС). Один из них -

Чистый национальный продукт или ЧНП. Он определяется следующим путем:


ЧНП = ВНП - Амортизация


Известно, что здания, оборудование, машины, составляющие одного из главных элементов производства, служат на протяжении нескольких лет. Поэтому, в каждой единице товара будет содержаться часть их стоимости. Государство законодательно устанавливает срок службы таких активов, и тем самым, определяет, какая часть их стоимости будет ежемесячно и ежедневно содержаться в произведенной товарной массе. Таким образом, в полученной от реализации выручке будет содержаться в денежной форме и потребленная (перенесенная) часть стоимости оборудования и машин. Ежегодно эта часть изымается, накапливается и, когда заканчивается срок службы оборудования, используется для приобретения нового. Рассмотренный механизм возобновления потребленных факторов производства называется Амортизацией. Очевидно, что для того, чтобы узнать истинный объем конечных продуктов, которые можно использовать для улучшения благосостояния населения, из ВНП необходимо вычесть амортизацию, т.е. ту часть стоимости, которая идет на возобновление изношенных факторов производства. Оставшаяся часть ВНП и называется чистым национальным продуктом. Следующий показатель -

Национальный доход (НД):


НД = ЧНП - косвенные налоги на предпринимателей.


Косвенные налоги выступают в этом случае макроэкономическим регулятором между ценами, по которым покупают товары потребители, и ценами продаж, которые устанавливаются фирмами. Национальный доход - это совокупный доход, который зарабатывают собственники факторов производства: собственники труда (заработная плата наемных рабочих), собственники капитала (прибыль и процент), собственники земли (земельная рента). Для определения НД из ЧНП необходимо вычесть косвенные налоги последние представляют собой надбавки к ценам товаров и услуг (акцизы, НДС, пошлины и пр.). Смысл этого заключается в том, что государство, взимая налоги, ничего не вкладывает в производство, поэтому его нельзя рассматривать как поставщика экономических ресурсов. С точки зрения собственников ресурсов, НД является измерителем их доходов от участия в производстве за текущий период. В российской практике применяется разбивка на два фонда:

фонд потребления - это часть НД, обеспечивающая удовлетворение материальных и культурных потребностей людей и потребностей общества в целом (на образование, оборону и т.д.);

фонд накопления --это часть НД, обеспечивающая развитие производства.

В СНС определяют обычно норму накопления и долю потребления, но в процентах от ВВП, а не от национального дохода. После внесения определенных корректив в НД таких, как отчисления на соцстрах, налога на прибыль, нераспределенные доходы корпораций, трансфертных платежей (пенсии, помощь на детей, инвалидность, безработица, правительственные субсидии и т.д.), возникает еще один макроэкономический показатель - личный доход.

Располагаемый доход (РД) или личный располагаемый доход. Представляет собой полученный домашними хозяйствами доход, отличающийся от НД, который является заработанным доходом. Здесь следует отметить, что часть заработанного дохода - взносы на социальное страхование, налоги на прибыль предприятий - не поступает в распоряжение населения. В то же время трансфертные платежи, осуществлённые государством, не являются результатом хозяйственной деятельности работника, но представляют часть их дохода. Располагаемый доход как фактически полученный доход можно вычислить путём вычитания из национального дохода взносов на социальное страхование, налогов на прибыль предприятий, нераспределённых прибылей, индивидуальных налогов (подоходного, налогов на личное имущество, на наследство) и добавления суммы всех трансфертных платежей. Располагаемый доход находится в личном распоряжении членов общества и используется на потребление и сбережения домашних хозяйств. Личный доход:

Личный доход (ЛД) = НД - Взносы на социальное страхование - Нераспределенная прибыль корпораций + Налоги на прибыль + Трансфертные платежи + Личные доходы, поступаемые в виде процента, например, проценты по государственному долгу.


Для экономики в целом определяется также национальный располагаемый доход или национальный располагаемый продукт, который можно определить так:


НРД = ВНП ± чистые трансферты из-за границы (т.е., дарения, пожертвования, гуманитарная помощь и т.д.).


Национальный доход (НД) - Налоги на прибыль предприятий - взносы на социальное страхование - индивидуальные подоходные налоги - нераспределённая прибыль предприятий + трансфертные платежи = Располагаемый доход (РД).

Анализ отраслевой структуры экономики проводится на основе показателя ВВП, подсчитанного по отраслям. Прежде всего учитывается соотношение между крупными народнохозяйственными отраслями материального и нематериального производства.

Рассмотренные макроэкономические показатели рассчитываются на основе ВНП и находятся в тесной взаимосвязи, характеризируя различные стороны экономической жизни страны. Макроэкономические показатели выступают как способ отображения в отчетности состояния дел в национальной экономике. Существуют наиболее общие (ВНП, ВВП) и более конкретные формы показателей макроэкономической деятельности. Различают абсолютные и относительные показатели, среди которых большое значение принадлежит макроэкономическим индексам. Основные потоки в СНС оценивают в рыночных ценах, то есть в ценах, в которых совершаются операции (цены производителя и конечного покупателя). ВВП оценивают ценах конечного покупателя, валовой выпуск - в ценах производителя.


Переход от БНХ к СНС


В России в течение 70 лет для решения задач, сходных с теми, для которых разрабатывается СНС, применялся баланс народного хозяйства (БНХ). Схема БНХ представляла собой систему взаимосвязанных балансовых таблиц, каждая из которых отражала отдельные, наиболее принципиальные аспекты экономического процесса с позиции примата материального производства по отношению к другим видам деятельности.

В основе БНХ лежали концепции А. Смита и К Маркса о трудовой теории стоимости; о сфере материального производства, в рамках которой создается национальный доход, и др. Таким образом, БНХ базировался на других концепциях политического характера, и поэтому его основные показатели (валовой общественный продукт, национальный доход, реальные доходы и др.) прямо несравнимы с центральными показателями СНС.

В нашей стране до недавнего времени основными макроэкономическими показателями были совокупный общественный продукт (СОП) и национальный доход (НД). СОП представлял собой совокупную стоимость всего объема произведенных товаров и услуг только в сфере материального производства с включением в нее затрат на сырье, материалы, топливо, энергию и т.п., то есть не был свободен от повторного счета.

Следует подчеркнуть, что БНХ был разработан в СССР для описания и анализа экономики, основанной на принципах централизованного планирования и распределения материальных ресурсов. По этой причине многие аспекты экономического процесса, особенно важные в условиях рыночной экономики, не получили в нем должного развития и представлены в упрощенном виде, например, анализ внешнеэкономических связей. В БНХ он ограничен потоками экспорта и импорта товаров и не охватывает других важных элементов платежного баланса. Упрощенный подход характерен для БНХ и в отношении анализа процесса движения доходов и финансовых ресурсов. Он не предусматривает, в частности, таких общепринятых в мировой практике показателей, как располагаемый доход и сбережения. В одной из центральных таблиц БНХ - финансовом балансе - не проводится четкого различия между операциями с доходами и финансовыми активами и пассивами.

Весьма серьезным ограничением БНХ является исключение значительной части услуг из определения экономического производства. Между тем, ещё В. Петти около 300 лет тому назад отметил, что по мере экономического развития всё большая часть производственного продукта будет охватывать услуги. Сегодня эта тенденция, получившая известность как закон В. Петти, проявляется особенно четко. По данным ОЭСР, в стоимости продукции обрабатывающей промышленности капиталистических стран всё больший удельный вес занимает оплата услуг (аренда, реклама, финансовые услуги и т.д.). Поэтому ясно, что исключение услуг из подсчетов результатов экономического развития обедняет экономический анализ, игнорирует тенденцию современного экономического развития.

Отмеченные недостатки привели к тому, что, начиная с 70-х годов, все более отчетливо ощущалась потребность в кардинальной перестройке макростатистической модели воспроизводства типа БНХ и соответственно учета по стране в целом.

В 80-е годы потребность в более глубоком и комплексном анализе макроэкономики стала ощущаться ещё более ясно. Органами государственной статистики в дополнении к БНХ. в его традиционном виде стал разрабатываться ряд новых таблиц, была начата разработка баланса нематериальных услуг, затрат на их оказание, также в практику были введены макроэкономические расчеты показателя общего объема потребления населением, охватывающего в дополнении к стоимости потребления материальных благ также стоимость нематериальных услуг, поступивших населению из всех источников (за счет личных доходов, за счет общественных фондов потребления и т.п.).

В 1988 году был сделан следующий важный шаг в совершенствовании макроэкономической статистики нашей страны, им стало введение в регулярную статистическую практику показателя валового внутреннего продукта (ВВП), основывающегося на принципах СНС. Исчисление ВВП и его модификации - валового национального продукта (ВНП) не только облегчают международное сопоставление уровней и темпов экономического развития, структуры народного хозяйства; не только содействуют нашему диалогу со всем миром на едином статистическом языке, но и позволяют углубить экономический анализ на макроуровне, рассматривать экономический процесс через призму широкой концепции сферы производства продукции (дохода), что важно для изучения многих аспектов и факторов экономического роста.

Данные о размерах и динамике ВНП публиковались официальными статистическими органами, но следует отметить, что расчеты этого показателя осуществлялись не системно, то есть они получались вне скоординированной системы макропоказателей и на основе действовавшей устаревшей системы учета. Отсюда неинтегрированность информации, несостыкованность разных уровней формирования новых макропоказателей, крайняя ограниченность включения их в аполитический оборот для принятия управленческих решений. Выход может быть только один: создание принципиально новой системы учета в рамках национального хозяйства (СНС, как более универсальной и адекватной рыночной экономике макростатистической модели), интегрированной на макроуровне, с действовавшим в нашей статистике в течение многих десятилетий БНХ, базировавшимся на концепции примата материального производства и марксовых системах воспроизводства общественного продукта.

В конце 1992 года Совет РФ одобрил Государственную программу перехода на международные стандарты. Центральное место в этой программе занимает раздел, предусматривающий переход в течение 5 лет от БНХ на систему национальных счетов, разрабатываемую более чем в 20-и странах мира и рекомендованную ООН и другими международными организациями. Аналогичные программы и планы приняты во многих странах СНГ. Переход на СНС объективно был необходим из-за трансформирования единого евроазиатского экономического пространства на рыночных принципах, а также из-за включения стран в интенсивное международное разделение труда.


Отличия СНС ООН от СНС России


В СНС России 7 счетов для национальной экономики: счета продуктов и услуг, производства, образование доходов, распределение доходов, использование доходов, капитальных затрат, финансовый счет.

В 1993 году были внесены изменения в СНС, в ООН. Использовался метод Хикса при подсчете ВВП.

Несмотря на то, что в 1996 году методика СНС изменилась, в РФ используется методика 1993 года.

СНС ООН 1993 г. включает оценку теневой экономики, которая, как уже отмечалось, представляет собой производство обычных товаров и услуг, осуществляемое подпольным образом с целью сокрытия доходов от налогообложения. Более того, она предлагает учитывать даже производство юридически незаконных товаров и услуг (наркотики, проституция и т.п.), а также труд по ведению домашнего хозяйства (приготовление пищи, уборка жилищ, воспитание детей и т.д.), в отличие от России,которая не готова включать в свои расчеты оценки этой деятельности.

Национальные счета имеются почти во всех капиталистических государствах, но ни в одной стране не существует системы в ее чистом виде.

Причина заключается в самой природе капиталистической экономики, в которой государственные органы не имеют полного доступа к экономической информации частных предприятий. Поэтому СНС капиталистических стран (в частности Франции)ограничивается исследованием экономического равновесия, процесса формирования доходов и условий реализации продукта. В связи с этим в настоящее время главным содержанием национальных счетов в капиталистических странах (Франция, США, Англия) служат потоки доходов. Другие аспекты экономического анализа, например рассмотрение процесса производства и вытекающих из него межотраслевых производственных связей или финансового оборота, соответствующего движению доходов, или определение богатства нации и его влияния на экономическую жизнь, носят несколько обособленный характер. Однако несмотря на то, что до настоящего времени в капиталистических странах не существует полностью интегрированной системы народно хозяйственного учета, которая сводила бы воедино все аспекты анализа и прогноза, национальное счетоводство развивается именно в этом направлении.

В России в соответствии со сложившейся практикой статистического учета и прогнозирования, основанной на концепции К. Маркса о производительном и непроизводительном труде, главное внимание все уделялось производству, движению материального продукта, показателями межотраслевого баланса (МОБа), а также показателям баланса воспроизводства национального дохода по основным подразделениям экономики, балансов основных фондов и национального богатства.

Несмотря на то, что СНС России является наиболее эффективным способом измерения национального богатства, существуют многие операции и услуги, которые данной системой не учитываются.


Системы национальных счетов


Заключение


Показатели СНС являются важнейшим индикатором уровня социально-экономического развития страны. Однако в объеме произведенной продукции и услуг не могут отражаться такие показатели, как здоровье нации, продолжительность жизни, в том числе ее активной части, решение экологических проблем и т. д. Это вызывает достаточно критическое отношение к данному методу измерения национального богатства у ряда отечественных экономистов.


Список литературы


А.С. Булатов. «Экономика: учебник», Издательская группа "Юристь"

Николаева Л.А., Черная И.П. «Экономическая теория»

Л.А.Карасева, С.Е.Казаринова. «Система национальных счетов - инструмент макроэкономического анализа: Учебное пособие» Москва: Финстатинформ, 1996, 285 стр.

http://www.ereport.ru Мировая экономика

Ю.Иванов, И. Масакова. «Система национальных счетов в Российской статистике»

http://market-pages.ru Система показателей экономических результатов в СНС

25


Похожие работы:

  1. • Сущность системы национального счетоводства
  2. • Система национальных счетов
  3. • Проблемы внедрения системы национальных счетов в Украине
  4. • Ситема показателей национальной экономики
  5. • Система национальных счетов
  6. • Система национальных счетов и межотраслевой ...
  7. • Система национальных счетов. Соотношение показателей в ...
  8. • Система национальных счетов
  9. • Система национальных счетов
  10. • Расчет ВНП двумя методами. Система национальных счетов
  11. • Система национальных счетов. Совокупный спрос
  12. • Валовый национальный продукт (макроэкономика)
  13. • Система национальных счетов
  14. • Система национальных счетов
  15. • Основные макроэкономические показатели развития экономики
  16. •  ... баланса народного хозяйства и системы национальных счетов
  17. • Система макроэкономических показателей
  18. • Валовой внутренний продукт - важнейший показатель системы ...
  19. •  ... показатели развития национальной экономики
Рефетека ру refoteka@gmail.com