Рефетека.ру / Экология

Реферат: Система охраны природы в Республике Башкортостан

Содержание


Введение

1. Перспективы увеличения и особенности сохранности ОПТ в Республике Башкортостан

2. Классификация особо охраняемых природных территорий Республики Башкортостан

3. Недостатки ОПТ в Республике Башкортостан

Заключение

Список используемой литературы


Введение


Природа Республики Башкортостана вызывает восхищение практически у всех жителей и гостей республики посчастливилось хоть раз побывать в ее замечательных заповедных уголках. По своим природным условиям республика Башкортостан занимает особое место в России, в первую очередь в европейской части, которая оказалась наиболее освоенной. Сохранение природного наследия Башкортостана, несомненно, обеспечит экологическое благополучие крупного региона Южного Урала.

Особо охраняемые природные территории (ООПТ) - это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, недра, включающие природные комплексы и объекты, имеющие особое экологическое и природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и санитарно-оздоровителъное значения, которые, решениями органов государственной власти, изъяты полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен особый режим охраны.

Актуальность темы заключается в том, что в условиях интенсивного развития хозяйственной деятельности человека, а так же «дикого туризма», природные комплексы (в т.ч. охраняемые) претерпевают существенные негативные изменения. Такая тенденция проявляется на территории большинства регионов страны, в т.ч. и Республики Башкортостан. Например недавно произошедший инцидент на священной горе Иремель, где участники автопробега снесли десятки муравейников, разрушили уникальную флору с занесенными в Красную книгу растениями. Общественность республики и президент Башкортостана выразили глубокое возмущение фактом этой «экскурсии». Было выдвинуто решение основать на горе Иремель особо охраняемую территорию- национальный природный парк.

Охраняемые природные территории Республики Башкортостан, связанные с ними естественные экологические системы и их биологическое разнообразие представляют собой бесценное природное наследие как Республики Башкортостан, так и Российской Федерации и всего мира, незаменимый источник материальных ресурсов и необходимое условие поддержания благоприятной окружающей среды.


1. Перспективы увеличения и сохранности ОПТ в Республике Башкортостан


Общая площадь особо охраняемых природных территорий Республики Башкортостан составляет 1045952,22 тысячи гектаров, или 7,3 процента от площади республики. Как известно, особо охраняемые природные территории являются главными очагами сохранения ландшафтного и биологического разнообразия.

На территории республики расположены три заповедника («Башкирский», «Шульган-Таш», «Южно-Уральский»), национальный парк «Башкирия», три природных парка («Аслы-Куль», «Кандры-Куль», «Мурадымовское ущелье»), 29 государственных природных заказников, в том числе 15 зоологических, 178 памятников природы, 7 округов горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, ландшафтный природный парк местного значения «Зилим».

Заповедники и национальный парк, являющиеся особо охраняемыми природными территориями федерального значения, находятся в ведении Управления Росприроднадзора по Республике Башкортостан.

Природные парки, заказники, памятники природы, лечебно-оздоровительные местности и курорты, являющиеся особо охраняемыми природными территориями регионального значения, являются собственностью субъектов РФ и находятся в ведении органов государственной власти субъекта.

В рамках СОПТ планируется создание заповедника «Шайтан-Тау», 8 природных парков («Агидель», «Иремель», «Ирендык», «Крыкты», «Павловка», «Юрюзань», «Инзер», «Зилим»), 50 заказников и множества памятников природы. При учреждении проектируемых ОПТ общая площадь СОПТ составит 3,7 млн. га, или 25,8 процентов площади РБ, что позволит сохранить ландшафтное и биологическое разнообразие нашего региона.

В 2006 году в рамках реализации Республиканской целевой программы «Экология и природные ресурсы РБ (2004-2010г.)» были профинансированы мероприятия по подпрограмме «Поддержка особо охраняемых природных территорий» в сумме 1300 тысяч рублей. На «Сохранение редких и исчезающих видов животных и растений» было выделено 500 тысяч рублей. В 2011 году запланировано потратить на поддержку ООПТ 3,5 миллиона рублей, на сохранение редких и исчезающих видов животных и растений – 950 тысяч рублей.

Естественные экосистемы являются основными хранителями биологического разнообразия. Рационального природопользования зачастую оказывается недостаточно для их сохранения. Поэтому необходима специальная система охраны экосистем.

Различают два уровня охраны природы: популяционно-видовой и экосистемный. На популяционно-видовом уровне охрана популяций или видов реализуется в рационально используемых экосистемах. На экосистемном уровне охраняются целые экосистемы в составе особо охраняемых природных территорий (ООПТ).

Экосистемный уровень охраны природы более эффективен. Для охраны экосистем создаются разные ООПТ - экосистемы, где полностью прекращено хозяйственное использование или оно жестко нормируется и не превышает порогов, гарантирующих сохранение экологического равновесия. Общая площадь ООПТ в РБ составляет 7 % территории. По решению ЮНЕСКО охраной природы должно быть охвачено не менее 30 % территории (Для сравнения: в США - 44 %, Эквадоре - 43 %, Венесуэле - 36 %, Дании - 32 %, Германии - 27 %, РФ - 4 %)

Начиная с 2002 года, в республике осуществляются мероприятия по формированию системы охраняемых природных территорий. Система охраняемых природных территорий Республики Башкортостан (СОПТ) - это комплекс функционально и территориально взаимосвязанных территорий, который проектируется с учетом природных, социально-культурных и национальных особенностей республики. Одной из составляющих правовой базы СОПТ является «Концепция развития системы охраняемых природных территорий в Республике Башкортостан», утвержденная постановлением Правительства Республики Башкортостан от 1 сентября 2003 г. № 209.

Наряду с уже существующими особо охраняемыми природными территориями (заповедники, национальные и природные парки, заказники, памятники природы и округа санитарной, горно-санитарной охраны санаториев, курортов и источников водоснабжения) в СОПТ включены существующие водоохранные и зеленые зоны, особо защитные участки лесов (около 16 %), а также особо охраняемые природные территории, планируемые для организации, из них 4 природных парка - «Иремель», «Ирендык», «Агидель», «Крыкты» и заказник в Мишкинском районе на землях, зарезервированных под особо охраняемые природные территории. Общая площадь планируемых для организации территорий составляет 3,5% от территории республики.

Создание и развитие особо охраняемых природных территорий (ООПТ) в республике, хотя и началось очень давно (Башкирский заповедник был основан в 1929 г., Уфимский ботанический сад - в 1932 г.), но происходило стихийно, в основном, по предложениям с мест, без обследования и научного обоснования необходимости создания той или иной территории, без взаимной увязки их в единую природоохранную систему.

В последние годы подходы к созданию новых ООПТ изменились, теперь они создаются на основе предварительных исследований и заключения специализированной лаборатории. Дальнейшее развитие системы ООПТ будет осуществляться на основе одобренного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 3.12.2004 г. № 234 плана-схемы системы охраняемых природных территорий.

Важной задачей в развитии сети ООПТ является скорейшее учреждение новых заказников и памятников природы, предложенных и большей частью уже спроектированных учеными республики. При определении перспективы развития сети особо охраняемых природных территорий республики очень важна увязка деятельности ООПТ с основными долгосрочными программами в лесном хозяйстве и планами развития районов.

В большом потоке рекомендаций по организации территорий не все предложения достаточно обоснованы, прежде игнорируется принцип уникальности ООПТ. Поэтому проекты всех предлагаемых новых ООПТ должны проходить строгую научную экспертизу.

Несмотря на имеющиеся успехи в области развития системы ООПТ, остаются нерешенные проблемы:

- неудовлетворительное финансирование и материально-техническое обеспечение ООПТ;

- высокий процент износа производственных и жилищных фондов заповедников и национальных парков;

- недостаточная финансовая обеспеченность научно-исследовательских работ в заповедниках и неэффективное научно-методическое руководство их деятельностью со стороны Академии наук РБ и других научных учреждений республики;

- слабые научные, информационные и партнерские связи в системе ООПТ Республики Башкортостан;

- неурегулированность земельных, правовых, имущественных и иных отношений между ООПТ и организациями, расположенными в их границах.

Для успешного функционирования ООПТ важно обеспечить не только государственную поддержку их деятельности, но и активное участие общественных организаций и граждан республики в процессе их формирования.

Общественные организации, юридические лица, пользуясь правом инициативы по созданию ООПТ, могут оказать действенную помощь в организации, охране, использовании ООПТ, а также оказать финансовую поддержку целевых природоохранных программ по развитию сети ООПТ.

Уфимский государственный нефтяной технический университет (УГНТУ) и организованный им совместно с администрацией Орджоникидзевского района г. Уфы, Фонд поддержки современных образовательных технологий, активно внедряют интегрированную многопредметную модель изучения экологии в подшефном физико-математическом лицее, формируемом на базе уфимской СШ № 83, в «Классах УГНТУ» в составе школ г. Уфы и районов РБ, а также на подготовительном отделении (рабфаке).

Предметы «Природа и экология РБ», «Экологические проблемы РБ включены в учебные планы многих специальностей, особенно горного и технологического факультета, выпускники которых по роду своей деятельности оказывают наибольшее разрушающее воздействие на окружающую среду. Большое внимание уделяется изучению ООПТ. Студенты специальности «Охрана окружающей среды» изучают основы экологического мониторинга состояния территорий в заповедниках и заказниках. Ученые кафедры «Прикладной экологии» проводят микробиологические исследования микрофлоры почвы в районах, практически не подвергающихся влиянию человека и, наоборот, испытывающих сильное антропогенное влияние. В 2011 г. планируется организация экологического похода-экспедиции лицеистов (9-10 классов) по реке Нугуш, протекающей по территории национального парка «Башкирия».

Активное взаимодействие государственных органов управления и контроля природоохранного блока, а также ведущих научно-исследовательских учреждений и вузов позволит реализовать принципы системного и комплексного подхода к созданию и совершенствованию сети ОПТ.


2. Классификация особо охраняемых природных территорий Республики Башкортостан


Для решения проблем ООПТ в РБ создается мощная законодательная база, составляется Кадастр, разработана генеральная схема развития системыохраняемых территорий, и их классификация. По уровню решения задач:

различают следующие категории ООПТ:

1) государственные природные заповедники, в том числе биосферные;

2) национальные парки;

3) природные парки;

4) государственные природные заказники;

5) памятники природы;

6) дендрологические парки и ботанические сады;

7) лечебно-оздоровительные местности и курорты;

8) зеленые зоны городов и населенных пунктов, водоохранные зоны рек и других водоемов.

Кабинет Министров РБ и органы местной власти могут устанавливать и иные категории ООПТ, например: городские леса и парки, памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, геологические территории и объекты и другие.

Благодаря работам биологов, был составлен список памятников природы Башкирии, который в 1985 и 1986 годах был дополнен и в настоящее время включает около 150 наименований из общих 200 ООПТ РБ.

Из всего списка памятников природы лишь 9 минеральных источников, 17 пещер, 15 озер, 3 водопада, 20 отдельных скальных массивов, хребтов и урочищ. Чисто геологических выделено всего 5, что совершенно не адекватно уникальным и разнообразным природным особенностям территории Башкортостана. К сожалению, это упущение принадлежит башкирским геологам, которые подключились к природоохранной деятельности в последнюю очередь. Дабы закрыть пробел в этой области предлагается классифицировать следующие типы геологических памятников природы, которые приняты в России:

1) стратиграфические (естественные или искусственные геологические обнажения, содержащие информацию о возрасте, мощности и др. показателях. В РБ известны стратиграфические разрезы рифея, башкирского яруса карбона и др.)

2) палеонтологические (выделяются в местах находок палеонтологических остатков, имеющие уникальную сохранность, либо места их обнаружения помогают решать вопросы стратиграфии и др. наук. Ярчайший пример - Стерлитамакские шиханы.)

3) минералогические (места находки редких минералов и отдельных типов горных пород. Например, местонахождение башкирской яшмы.)

4) рудно-петрографические (на территории Башкирии давно функционируют множество месторождений полезных ископаемых, где наглядно представлено состав, структура и текстура горных пород.)

5) геохимические (участки горных пород, либо части геологических разрезов с аномальным содержанием каких-либо химических элементов, имеющих научный, а в ряде случаев практический интерес. Например, разрез суранской свиты в долине реки Большой Инзер с аномальным содержанием фтора.)

6) космогенные (места падения метеоритов и астроблемы.)

7) тектонические (участки территорий с проявлением тектонических и геодинамических процессов, например, хорошо выраженные надвиги и шарьяжи Южного Урала.)

8) геоморфологические (различные останцы выветривания, объекты денудационного и эрозионного рельефа, поверхностный и подземный карст, палеовулканы и т.д.)

9) геокриогенные;

10) гидролого-гидрогеологический;

11) геотермический (редчайшие типы памятников природы, на территории Башкирии гора Янгантау.)

12) историко-горногеологический (это памятники истории геологии, истории горного и горнозаводского дела. К этому типу можно отнести разработку железных руд в районе поселка Тирлян, Верхний Авзян, золота в Учалинском районе. Сюда же можно отнести места пребывания и деятельности выдающихся ученых и естествоиспытателей.)

Все вместе памятники природы можно ранжировать по уровню значимости. Исходя из современной практики, выделяется четыре уровня значимости:

1) глобальный;

2) надрегиональный;

3) региональный;

4) локальный.

Но не все памятники природы можно разложить по уровню значимости. Для этого предлагается пользоваться классификацией А.В. Лаппо, это ранжирование удовлетворяет современным требованиям, предъявляемые к памятникам природы. Суть классификации заключается в определении категории охранного режима на территории памятника природы.

Хотя ООПТ в Башкортостане имеют неплохую законодательную базу, недостаток культуры населения, неосведомленность о ценности объекта, отсутствие правил режима охраны наносит неисправимый ущерб уникальным природным объектам природы РБ, а порою приводит к их уничтожению. За многие годы посещения уникальной природной жемчужины Башкирии водопада Атыш, мною ни разу не встречался егерь или лесник, регулировавший размещение многочисленных «диких» туристов.

Данная классификация выделяет три категории охраны:

Первая-режим особой охраны (запрет на публикации в открытой печати с указанием их местонахождения).

Вторая-режим ограниченной охраны без рекомендации для массового туризма (распространяется на памятники научного значения, т.е. могут быть объектами посещения научных экскурсий, студенческих практик и сбора образцов без специального разрешения).

Третья-режим ограниченной охраны с рекомендациями для массового туризма (памятники этой категории могут использоваться для развития туризма и, как правило, имеют внешне весьма привлекательный вид).

Учитывая проводимую в настоящее время работу по ревизии памятников природы республики Управлением по особо охраняемым природным территориям и растительным ресурсам МЧС и экобезопасности РБ и лабораторией проблем особо охраняемых природных территорий и растительных ресурсов Института проблем прикладной экологии и природопользования. Необходимо отметить, что этими структурами разработан единый алгоритм описания памятников природы, который унифицирован с российскими требованиями.

Таким образом, для каждой категории ООПТ «Законом» определены задачи, порядок образования, режим особой охраны, особенности правового положения и государственный статус природоохранных учреждений, находящихся на их территории.


3. Недостатки ОПТ в Республике Башкортостан


Недостатки ОПТ мы можем рассмотреть на примере карстовых пещер, одном из интересных проявлений, определяющих своеобразие природы Башкортостана. Процесс образования карстовых пещер очень длителен по времени, занимает сотни тысяч, даже миллионы лет. В то же время пещеры имеют свой набор морфологических, климатических, геохимических и других особенностей и характеризуются относительной устойчивостью происходящих в них процессов.

Однако антропогенное воздействие на подземный мир (даже при условии соблюдения необходимых мер предосторожности) всегда отражается на состоянии самой пещеры. Известно, что практически все компоненты пещер характеризуются повышенной ранимостью и не способны к самовосстановлению. К настоящему времени в России насчитывается 16 крупных карстово-спелеологических регионов, содержащих около 3500 пещер различной глубины и протяженности. Посещение многих из них способно вызвать разочарование и возмущение той степенью пренебрежительного отношения к природе, которое можно сейчас там наблюдать.

На территории нашей республики к сегодняшнему дню известно более 700 пещер. Многие из них носят явные следы присутствия туристов; это отработанный карбид, использованные элементы питания фонарей, куски полиэтилена, упаковка от продуктов питания. В качестве примера можно привести пещеры Киндерлинскую, Сумган, Шульган-Таш. Не помогают даже периодически проводимые федерацией спелеологии и спелеотуризма РБ санитарные мероприятия по очистке их от мусора. В результате частых посещений ледяных пещер нарушается их микроклимат и, как следствие, бесследно исчезают великолепные ледяные натёки (пещеры Аскинская, Киндерлинская). Свою былую ценность полностью утратили пещеры, объявленные памятниками природы, Хазинская, Крясь-Тишек, Салавата Юлаева. Некоторые пещеры хранят прямые следы вандализма: это уничтоженные натечные образования, кристаллы гипса и пещерного жемчуга, затоптанные гуры, гипсовые “цветы” (пещеры Заповедная, Киндерлинская, Шульган-Таш, пещеры урочища Кутук). Входы и стены многих пещер “украшены” разнообразными надписями (в пещере Идрисовской, например, надписи сделаны поверх доисторических наскальных изображений). Есть факты использования пещер как мест для свалки мусора и даже в качестве скотомогильников (п. Малая Курманаевская). И чтобы сохранить пещеры для будущих поколений, необходимо уже сегодня принимать неотложные меры по охране этих интересных памятников природы. Завтра многие из таких мер будут уже запоздалыми, а послезавтра – бесполезными; ведь популярность спелеологии и всего, что с ней связано, растёт быстро. Благодаря современной технике горных прохождений, пещеры становятся доступными не только спелеологам – профессионалам, но и массовому туристу.

Почему же необходимо охранять пещеры?

Прежде всего они – постоянные проводники влаги от поверхности карстовых массивов к источникам. И если мы хотим сохранить чистой питьевую воду, следует тщательно предохранять от загрязнения все пещеры и шахты.

Карстовые полости имеют и большое научное значение, поскольку они –своеобразная terra incognita для исследователей самых разных специальностей: геологов и карстоведов, археологов и палеонтологов, зоологов и морфологов-эволюционистов.

И, наконец, пещеры - это потенциально ценные туристско-экскурсионные объекты, и, поэтому прямой запрет, либо ограничение их посещения было бы попросту неразумно.

Конечно, охрана и использование пещер требуют определённых капиталовложений. Опыт использования пещер в рекреационных целях за рубежом убедительно показывает, что начальные затраты, как правило, окупаются в 2-3 года. К сожалению, опыт эксплуатации пещер у нас на Урале невелик: как туристские объекты используются лишь Кунгурская ледяная (Пермская область) и Шульган-Таш (Республика Башкортостан). Научное значение пещер, обусловливающее необходимость их изучения и охраны, определяется тем, что в них:

- осуществляется сбор разнообразной информации учёными различных направлений отечественной науки;

- сохраняются следы минувших эпох, которые, как правило, уничтожены на поверхности Земли; они представлены рыхлыми разнообразными отложениями, останками существовавших здесь или попадающих в них животных и растений;

- представлен особый тип ландшафта – пещерный;

- длительное время существуют климатические условия, близкие к стабильным,

что способствует сохранению в пещерах разнообразной флоры и фауны без изменений на протяжении многих сотен лет (наличие эндемиков);

- обитают и зимуют колонии рукокрылых, отдельные виды которых занесены в региональную Красную книгу (Myotis daubentoni, M. dasycneme). Летучие мыши в пещерах легче подвергаются учёту и изучению;

- зимуют бурые медведи, используя пещеры в качестве берлог.

На базе имеющихся пещер в республике развита активная спелеологическая и спелеотуристская деятельность. Наряду с исследованием пещер, развивается и их экскурсионно-туристское освоение. Местные жители всегда с большим энтузиазмом сопровождали ученых и краеведов к известным им пещерам и даже участвовали в их прохождении.

В XIX веке, при активном участии известного российского исследователя Ф. Симона был оборудован первый экскурсионный маршрут по пещере Каповой (ныне пещера Шульган-Таш).

Однако массовое посещение пещер началось с 1960 года, с развитием самодеятельного спелеотуризма. Так как спелеотуристская деятельность, в силу своей массовости, способна нанести необратимый ущерб первозданному облику наиболее популярных пещер, вопросы охраны пещер в то время пытались решить путём создания спелеотуристских общественных объединений с большим просветительским потенциалом. Деятельность их регулировалась местными органами власти. В 60-70-е годы в Башкирии действовало около 16 спелеотуристских клубов. Другим решением этой проблемы была разработка ведомственных экскурсионных маршрутов в наиболее популярные карстовые полости. Экскурсии проводились в пещеры: Мурадымовские, Кутукские, Шульган-Таш, Аскинская, Идрисовская, Байслан-Таш, Муйнак-Таш. В 1976 году для посещения туристами была оборудована привходовая часть пещеры Киндерлинской им. 30-летия Победы.

Начиная с 1996 года, было разрешено организовывать экскурсии в пещеры на коммерческой основе. Понятно, что первоочередными объектами посещений стали именно пещеры, имеющие несомненную научную, историческую либо эстетическую ценность, то есть те, которые официально объявлены государственными памятниками природы, либо давно заслуживают этого статуса.

Как показывает мировой опыт, коммерциализация могла бы сыграть положительную роль в деле охраны пещер. Однако, предшествующие процессу использования пещер в качестве туристических объектов, комплексные исследования с целью определения их ценности и оптимального режима эксплуатации не проводились и не проводятся. Необходимо отметить, что экскурсионные группы, организованные на коммерческой основе, как правило, посещают пещеры без соответствующего в таких случаях юридического оформления и, разумеется, не несут никакой ответственности за сохранность пещеры и ее компонентов.

Следует особо подчеркнуть, что даже при условии официального оформления своей деятельности, коммерческим структурам совершенно не обязательно обладать необходимыми в таких случаях специальными знаниями. Это, кстати, и позволяет им не ставить перед собой никаких природоохранных целей, более того, даёт им право не допускать в пещеры специалистов, ставящих перед собой такие цели. Кроме того, пещера, объявленная государственным памятником природы (либо заслуживающая этого), может оказаться в распоряжении коммерсантов на длительный (до 20 лет) срок.

Таким образом относительно защищена сегодня в РБ только одна пещера - Шульган-Таш, на базе которой организован одноименный заповедник.

Решение проблем охраны и использования затруднено у нас с одной стороны отсутствием некоторых законодательных и нормативных актов, а с другой - недостатком соответствующего опыта. Тем не менее, по мнению Ю.И. Берсенёва (Тихоокеанский институт географии ДВО РАН), обсуждаемые вопросы являются сегодня вполне решаемыми. Для этого необходимо следующее:

1. Составить и распространить в природоохранных подразделениях и ведомствах (комитетах по охране природы, комитетах по геологии и охране недр, администрациях краев, областей и районов) каталоги, где перечислены и охарактеризованы особо охраняемые объекты карстового происхождения, находящиеся на территории, подведомственной данным органам власти. В каталогах должны быть указаны предлагаемые и официально утвержденные ранги значимости объектов, а также основные пути их охраны (необходимые ограничения хозяйственной деятельности).

2. Принять непосредственное участие (путем подачи конкретных предложений) в разработке местного (краевого или областного) положения о лицензировании особо охраняемых объектов.

3. Объединениям спелеологов (федерациям, клубам и др.) участвовать в конкурсах по лицензированию особо охраняемых пещер, с целью их последующего использования в рекреационных целях. Решение финансовых проблем, связанных с образованием особо охраняемых объектов может быть полностью или в значительной степени осуществлено за счет внебюджетных фондов, которые, согласно ст. 46 Закона о местном самоуправлении в РСФСР, должны расходоваться "на проведение природоохранительных и оздоровительных мероприятий".

Всех истинных любителей пещер, организаторов экскурсионных спелеомаршрутов мы призываем распространять среди населения знания о карстовых процессах, а среди посетителей пещер – осуществлять пропаганду основного принципа их охраны –“мягкого (бережного по отношению к пещере)

Коренным образом изменить современное состояние охраны пещер может, по-видимому, только государственная служба, специально занимающаяся спелеологией. Первостепенными задачами такой службы должна стать: инвентаризация пещер и оценка значимости каждой из них, своевременное объявление пещер государственными памятниками природы, контроль за режимом охраны и эксплуатацией пещер - памятников природы. Такую гослужбу целесообразнее всего создавать в составе государственного карстово-спелеологического центра (лаборатории), который в настоящее время в РБ, несмотря на неоднократные попытки его организации, до сих пор так и не создан.


Заключение


Республика Башкортостан интересна своими памятниками природы. Геологическое строение, рельеф и климат создали здесь исключительное разнообразие ландшафтов с огромным количеством уникальных природных объектов.

Анализ сложившейся сети ООПТ на территории Республики Башкортостан показывает, что, несмотря на большое число выделенных особо охраняемых природных территорий и изъятых при этом из хозяйственного использования значительных площадей земель, эффективность этой сети для сохранения природного разнообразия Южного Урала остается низкой.

Несмотря на развитую сеть больших и малых особо охраняемых природных территорий в Республике Башкортостан, обеспеченность охраной экосистем нашей республики продолжает оставаться неудовлетворительной. В настоящее время с учетом территорий, которые зарезервированы, то есть являются потенциальными природными парками, площадь особо охраняемых природных территорий достигла 7% всей территории республики. Причем, если обеспеченность охраной в некоторых природных зонах высока, то в других она почти полностью отсутствует. Не обеспечены охраной экосистемы Башкирского Предуралья и Зауралья (степи, солончаки, широколиственно-темнохвойные леса, болота). На сегодняшний день в той или иной степени охвачены системой особо охраняемых природных территорий популяции лишь у 38,3% редких и исчезающих видов растений. Не лучшим образом дела обстоят с охраной животного мира.

Хочется отметить положительный сдвиг в образовании особо охраняемых природных территорий в Республике Башкортостан, выделение новых особо охраняемых природных территорий ведется строго на научной основе, с соблюдением принципа разумной достаточности. Каждая новая предлагаемая особо охраняемая природная территория прежде, чем учреждена, проходит строгую научную экспертизу. При этом нельзя забывать, что с изъятием из хозяйственного использования той или иной территории, эквивалентно возрастает антропогенная нагрузка на соседние с новым ООПТ экосистемы, многие из которых и без того находятся в неудовлетворительном состоянии.

Сейчас особо охраняемые природные территории переживают тяжелый период. Отсутствие информации о деятельности заповедников и национальных парков, недостаточность их финансирования, недопонимание обществом их решающей роли в сохранении ландшафтного и биологического разнообразия угрожают самому существованию ООПТ. Общество, органы государственной власти, деловые круги должны проявить внимание к заповедникам, национальным паркам, памятникам природы и оказать всемерную материальную и практическую помощь особо охраняемым природным территориям.

В целом, подводя итоги, хочется отметить, что переход на более высокий природоохранный уровень невозможен без охвата эколого-просветительской деятельностью широких масс населения. Сегодня экологическую безграмотность населения можно сравнить с всеобщей безграмотностью в дореволюционной России.

Особо охраняемые природные территории — наше богатство, гарантия выживания развивающегося экологического криза.


Список используемой литературы:


1. ЛесаУрала и хозяйство в них. Екатеринбург, А.Ф. Хайретдинов, С.И. Конашова,1994

2. Экология Учебник. Е.А. Криксунов., Москва, 1995

3. Экология Башкортостана: учебное пособие/ Гадиев М.А., Хабибуллин Р.Р., Николаева С.В., Абдюкова Г.М., 2006

4. Итернет ресурсы,сайт:www.priroda-rb

Похожие работы:

  1. • Законодательство Республики Башкортостан в области ...
  2. • Законодательство Республики Башкортостан в области ...
  3. • Финансовая система Республики Башкортостан
  4. • Инвестиционная характеристика Республики Башкортостан
  5. •  ... Министерства образования Республики Башкортостан
  6. • Министерство чрезвычайных ситуаций Республики ...
  7. • Социально-экономическое развитие республики ...
  8. • Охрана природы Башкортостана
  9. • Банковская система Республики Башкортостан и ее социально ...
  10. • Налоговая система в Республике Башкортостан
  11. • Экономический механизм обеспечения охраны природы
  12. • Анализ экономико-географических факторов Республики ...
  13. • Совершенствование системы обязательного страхования ...
  14. • Экономика Башкортостана
  15. • Актуальность охраны природы
  16. •  ... оздоровительного туризма в Республике Башкортостан
  17. • Правотворческая деятельность субъектов РФ
  18. •  ... развития регионов Республики Башкортостан
  19. • Языки обучения и языки изучения
Рефетека ру refoteka@gmail.com