Рефетека.ру / Эк.-мат. моделирование

Курсовая работа: Построение моделей статики по методике активного эксперимента

Содержание


Введение

Задание

1 Полный факторный эксперимент

1.1 Составление матрицы планирования

1.2 Проведение эксперимента на объекте исследования

1.3 Проверка воспроизводимости эксперимента

1.4 Получение математической модели объекта

1.5 Проверка адекватности математического описания

2 Применение метода случайного баланса для выделения наиболее существенных входных переменных многофакторного объекта

2.1 Составление матрицы планирования

2.2 Проведение эксперимента на объекте исследования

2.3 Проверка воспроизводимости эксперимента

2.4 Построение диаграммы рассеяния

2.5 Последовательность выделения наиболее существенных переменных при помощи выборочных ортогональных матриц планирования

2.6 Выделение наиболее существенных парных взаимодействий

2.7 Вычисление оценок коэффициентов и составление неполной квадратичной модели объекта

2.8 Проверка адекватности математического описания

Заключение

Список используемых источников


ВВЕДЕНИЕ


Цель выполнения курсовой работы – закрепление и углубление знаний студентов по дисциплинам фундаментального, общетехнического и профессионального циклов, а также подробное изучение современных методов планирования экспериментов, математического моделирования объектов и систем контроля и управления.

Задачей курсовой работы является приобретение студентами навыков выбора необходимого плана эксперимента в соответствии с поставленной перед исследователем проблемой, построения матрицы планирования, обработки и анализа полученных результатов в зависимости от выбранного плана эксперимента.


Задание


Провести 5 серий измерений отклика (y) в соответствии с составленным планом ПФЭ типа 23 с центром в точке Построение моделей статики по методике активного эксперимента с координатами х10=40, х20=20, х30=80 и интервалами варьирования Dx1=Dx2=Dx3=10 при заданной случайной помехе.

Провести процедуру идентификации модели, используя расчетные формулы и экспериментальные данные, полученные с помощью установки «Моделирование объектов».

3. Построить матрицу планирования МСБ из 16 строк, основываясь на предпосылке, что исследуемые факторы должны быть смешаны случайным образом, для 8 независимых линейных факторов, варьируемых на двух уровнях.

4.Провести расчет целевой функции (y=y1+y2) в соответствии с составленным планом МСБ- МСБ с помощью ортогональных матриц планирования с центром в точке Построение моделей статики по методике активного эксперимента с координатами х10=30, х20=40, х30=15, х40=25, х50=20, х60=75, х70=60, х80=30; и интервалами варьирования Dx1...Dx8=10 при заданной случайной помехе и проведенных (m) серий (m=2) измерений откликов y1 и y2.

1 Полный факторный эксперимент


Полным факторным экспериментом (ПФЭ) называется эксперимент, реализующий все возможные неповторяющиеся комбинации уровней n независимых управляемых факторов, каждый из которых варьируют на двух уровнях. Число этих комбинаций N=2n определяет тип ПФЭ. В моем варианте задания используется планирование типа N=23, т.е. объект с тремя (n=3) независимыми управляемыми факторами х1,х2,х3. При планировании эксперимента проводят преобразование размерных управляемых независимых факторов хi в безразмерные (нормированные)


Построение моделей статики по методике активного эксперимента. (1)


1.1 Составление матрицы планирования


Матрицу планирования ПФЭ для рассматриваемого примера (n = 3) можно представить в виде табл. 1.1.


Таблица 1.1

g z0 z1 z2 z3 z12 z13 z23 z123
1 1 -1 -1 -1 1 1 1 -1
2 1 1 -1 -1 -1 -1 1 1
3 1 -1 1 -1 -1 1 -1 1
4 1 1 1 -1 1 -1 -1 -1
5 1 -1 -1 1 1 -1 -1 1
6 1 1 -1 1 -1 1 -1 -1
7 1 -1 1 1 -1 -1 1 -1
8 1 1 1 1 1 1 1 1

1.2 Проведение эксперимента на объекте исследования


Так как изменение отклика y носит случайный характер, то в каждой точке Построение моделей статики по методике активного эксперимента приходится проводить т параллельных опытов и результаты наблюдений yg1, yg2, ..., ygm усреднять:


Построение моделей статики по методике активного эксперимента. (3)


Согласно заданию число параллельных опытов в каждой строке МП m = 5. Перед реализацией плана на объекте необходимо рандомизировать (расположить в случайном порядке) варианты варьирования факторов, т.е. с помощью таблицы равномерно распределенных случайных чисел или компьютерной программы для проведения процесса рандомизации определить последовательность реализации вариантов варьирования плана в N ґ m опытах.


Таблица 1.2

N t,c X1 X2 X3 X4 Y1 Yсред Sg2 Y*
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 3,8 30 10 50 0 127,8


2 4,9 30 10 50 0 114,3


3 6 30 10 50 0 122,4


4 7,1 30 10 65 0 123,6


5 8,2 30 10 50 0 121 121,82 24,122 121,64
6 10,6 50 10 50 0 143,2


7 11,6 50 10 50 0 142,8


8 12,7 50 10 50 0 139,8


9 13,7 50 10 50 0 153,1


10 14,7 50 10 50 0 146,6 145,1 25,81 145,28
11 17,8 30 30 50 0 133,2


12 18,8 30 30 50 0 138,9


13 19,7 30 30 50 0 144,3


14 20,5 30 30 50 0 151,4


15 21,7 30 30 50 0 151,2 143,8 62,285 143,98
16 23,7 50 30 50 0 168,1


17 24,8 50 30 50 0 163,8


18 25,8 50 30 50 0 170,9


19 26,8 50 30 50 0 168,1


20 27,8 50 30 50 0 168,1 167,8 6,47 167,62
21 32,1 30 10 80 0 227,5


22 33 30 10 80 0 232,4


23 33,9 30 10 80 0 225,1


24 34,8 30 10 80 0 228,5


25 35,6 30 10 80 0 230,7 228,84 8,008 228,205
26 38,6 50 10 80 0 266,4


27 39,4 50 10 80 0 271,9


28 40,2 50 10 80 0 258,8


29 41 50 10 80 0 272,3


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
30 41,8 50 10 80 0 269,8 267,84 31,003 268,475
31 47,2 30 30 80 0 261


32 48 30 30 80 0 255,7


33 48,9 30 30 80 0 263,9


34 49,8 30 30 80 0 264,7


35 50,7 30 30 80 0 257,4 260,54 15,523 261,175
36 55 50 30 80 0 303,7


37 55,8 50 30 80 0 303,4


38 56,7 50 30 80 0 308,3


39 57,5 50 30 80 0 304,5


40 58,5 50 30 80 0 290,5 302,08 45,752 301,445

1.3 Проверка воспроизводимости эксперимента


Проверка воспроизводимости эксперимента есть не что иное, как проверка выполнения второй предпосылки регрессионного анализа об однородности выборочных дисперсий Построение моделей статики по методике активного эксперимента. Задача состоит в проверке гипотезы о равенстве генеральных дисперсий Построение моделей статики по методике активного эксперимента при опытах соответственно в точках Построение моделей статики по методике активного эксперимента. Оценки дисперсий находят по известной формуле


Построение моделей статики по методике активного эксперимента. (4)

Рассчитанные для рассматриваемого примера по формуле (4) значения Построение моделей статики по методике активного эксперимента занесены в последний столбец табл. 1.2.

Так как все оценки дисперсий получены по выборкам одинакового объема т = 5, то число степеней свободы для всех них одинаково и составляет


n1вос = m – 1. (5)


В этом случае для проверки гипотезы об однородности оценок Построение моделей статики по методике активного эксперимента дисперсий следует пользоваться критерием Koxpэнa, который основан на законе распределения отношения максимальной оценки дисперсии к сумме всех сравниваемых оценок дисперсий, т.е.


Построение моделей статики по методике активного эксперимента. (6)


Если вычисленное по данным эксперимента (эмпирическое) значение критерия G окажется меньше критического значения Gкр, найденного по таблице для n1вос = m – 1 и n2вос = N и выбранного уровня значимости qвос = 0,05 (в данном случае Gкр=0,391), то гипотеза об однородности выборочных дисперсий отвечает результатам наблюдений.


1.4 Получение математической модели объекта


При ПФЭ получаются независимые оценки b0, bi, bil соответствующих коэффициентов модели b0, bi, bil, т.е. b0 ® b0, bi ® bi, bil ® bil. Эти оценки легко найти по формулам

Построение моделей статики по методике активного эксперимента, Построение моделей статики по методике активного эксперимента, Построение моделей статики по методике активного эксперимента, (9)

Построение моделей статики по методике активного эксперимента, Построение моделей статики по методике активного эксперимента. (10)


Таблица 1.3

b0 204,7275
b1 15,9775
b2 13,8275
b3 60,0975
b12 0,4075
b13 4,1575
b23 2,6575
b123 0,2275

Рассчитанные значения коэффициентов приведены в таблице 1.3.

После определения оценок b коэффициентов регрессии необходимо проверить гипотезы об их значимости, т.е. проверить соответствующие нуль-гипотезы b = 0. Проверку таких гипотез производят с помощью критерия Стьюдента, эмпирическое значение которого


Построение моделей статики по методике активного эксперимента, (11)

где

Построение моделей статики по методике активного эксперимента – (12)


дисперсия оценки b коэффициента уравнения регрессии. Если найденная величина параметра ti превышает значение tкр, определенное из таблицы для числа степеней свободы nзн = N(m – 1), при заданном уровне значимости qзн = 0,05, то проверяемую нуль-гипотезу Н0: b = 0 отвергают и соответствующую оценку bi коэффициента признают значимой. В противном случае, нуль-гипотезу не отвергают и оценку b считают статистически незначимой, т.е. b = 0.

Рассчитанные значения критерия и значимость коэффициентов указаны в таблице 1.4.


Таблица 1.4

b0 t0 247,489 tтабл=2,036 значимый
b1 t1 19,31473
значимый
b2 t2 16,71565
значимый
b3 t3 72,65008
значимый
b12 t12 0,492615
незначимый
b13 t13 5,025878
значимый
b23 t23 3,212573
значимый
b123 t123 0,275018
незначимый

В данном варианте статистически незначимыми являются коэффициенты b12, b123, т.к. t12,t123<tтабл.

Математическую модель объекта составляют в виде уравнения связи отклика у и факторов xi, включающего только значимые оценки коэффициентов.

Построение моделей статики по методике активного эксперимента (13)


1.5 Проверка адекватности математического описания


Чтобы проверить гипотезу об адекватности математического описания опытным данным, достаточно оценить отклонение предсказанной по полученному уравнению регрессии величины отклика Построение моделей статики по методике активного эксперимента от результатов наблюдений Построение моделей статики по методике активного эксперимента в одних и тех же g-х точках факторного пространства.

Рассеяние результатов наблюдений вблизи уравнения регрессии, оценивающего истинную функцию отклика, можно охарактеризовать с помощью дисперсии адекватности

Построение моделей статики по методике активного эксперимента, (14)


где d – число членов аппроксимирующего полинома (значимых оценок коэффициентов модели объекта). Дисперсия адекватности определяется с числом степеней свободы


nад = N – d. (15)


Для данного варианта в соответствии с формулой (14) получим

Построение моделей статики по методике активного эксперимента.

Проверка гипотезы об адекватности состоит, по сути дела, в выяснении соотношения между дисперсией адекватности Построение моделей статики по методике активного эксперимента и оценкой дисперсии воспроизводимости отклика Построение моделей статики по методике активного эксперимента. Проверку гипотезы об адекватности производят с использованием F-критерия Фишера. Критерий Фишера позволяет проверить гипотезу об однородности двух выборочных дисперсий Построение моделей статики по методике активного эксперимента и Построение моделей статики по методике активного эксперимента. В том случае, если Построение моделей статики по методике активного эксперимента,F-критерий характеризуется отношением


Построение моделей статики по методике активного эксперимента. (16)


Если вычисленное по результатам наблюдений эмпирическое значение критерия F меньше критического Fкр, найденного из таблице для соответствующих степеней свободы:


n1ад = N – d , n2ад = nзн = N(m – 1) , (17)


при заданном уровне значимости qад (обычно qад = 0,05), то гипотезу об адекватности не отвергают. В противном случае гипотезу отвергают и математическое описание признается неадекватным.

В данном случае n1ад =2, n2ад =32, табличное значение критерия Fкр=3,302. Таким образом, модель признается адекватной.


2 Применение метода случайного баланса для выделения наиболее существенных входных переменных многофакторного объекта


При оптимизации многофакторного объекта основным этапом является получение математической модели, адекватно описывающей статический объект в изучаемом диапазоне изменения его входных переменных (факторов). При этом естественно стремиться к тому, чтобы математическое описание было возможно более простым при максимуме подобия, особенно при разработке способов и систем оптимального управления, когда важно достичь или поддерживать глобальный, а не локальный или частный экстремум. Однако решение этой задачи в реальных условиях обычно связано с серьезными трудностями, вызванными весьма большим количеством переменных Построение моделей статики по методике активного эксперимента, в той или иной степени влияющих на объект.

Методика регрессионного анализа основана на предположении, что учтены все или, по крайней мере, все существенные факторы, иначе полученная математическая модель окажется неадекватной в изучаемом диапазоне изменения переменных. Привлечение всего множества переменных к составлению математического описания может потребовать непомерного объема экспериментальной и вычислительной работы, что зачастую невыполнимо в силу технологических, экономических и прочих ограничений. Возникает необходимость предварительного отсеивания несущественных переменных и выделения тех входных воздействий Построение моделей статики по методике активного эксперимента, которые оказывают наиболее заметное влияние на целевую функцию.

Если число всех возможных факторов, влияющих на объект, не превышает 6 – 7, то для предварительного изучения объекта можно применить методы дробного или полного факторного эксперимента. Однако при большом числе рассматриваемых факторов методы ПФЭ и даже ДФЭ, предназначенные для тщательного изучения поверхности отклика, оказываются слишком громоздкими и трудоемкими для постановки отсеивающих опытов. В случае изучения более 8 – 10 факторов, если эксперименты недороги и если заведомо известно, что лишь немногие переменные являются существенными, следует применять метод случайного баланса (МСБ).

Важнейшей теоретической предпосылкой МСБ является априорное знание того, что из всей совокупности рассматриваемых переменных Построение моделей статики по методике активного эксперимента только небольшое их число (например, 10 ... 15 %) являются действительно существенными, остальные же могут быть отнесены к "шумовому полю" .

Под "шумовым полем" обычно понимают случайные помехи Построение моделей статики по методике активного эксперимента, о которых ничего или почти ничего неизвестно, и малозначимые или незначимые переменные (линейные и парные взаимодействия), которые нет смысла контролировать.

Основная идея метода заключается в том, что вместо дробных реплик, которые представляют собой систематические ортогональные выборки из ПФЭ, берутся случайные выборки. Тогда вектор-столбцы матрицы планирования можно считать не коррелированными (не связанными) или слабо коррелированными друг с другом. Совместные оценки оказываются смешанными случайным образом. Появляется возможность с высокой надежностью выделить и независимо оценить все доминирующие переменные.

Из сказанного следует, что МСБ обладает меньшей чувствительностью, чем ПФЭ и ДФЭ. Под чувствительностью метода обычно понимается способность выделять коэффициенты Построение моделей статики по методике активного эксперимента уравнения регрессии, значимо отличающиеся от нуля (т.е. способность отбрасывать нуль-гипотезу Н0: ai = 0). Зато он обладает большей разрешающей способностью: в благоприятных условиях, при одинаковом числе опытов, он позволяет независимо выделить существенные переменные среди гораздо большего числа рассматриваемых переменных, чем при ДФЭ и тем более ПФЭ.


2.1 Составление матрицы планирования


Построение матрицы планирования для проведения отсеивающих опытов выполняют на основе предпосылки, что исследуемые факторы должны быть смешаны случайным образом. Все линейные факторы zi (i = l, 2, ..., n) разбивают на группы, при этом стремятся заведомо взаимодействующие факторы включить в одну группу. Если же нет априорных сведений о физике процесса, то разбивку факторов по группам можно производить формально, с использованием таблицы (или программы) случайных чисел. Затем для каждой группы составляют МП на основе ПФЭ или ДФЭ.

В задании требуется исследовать 8 факторов z1, z2, z3, z4, z5, z6, z7, z8 и их взаимодействия и с помощью МСБ выделить самые существенные. Разобьем факторы на две группы: 1 – z1, z2, z3, z4, 2 - z5, z6, z7, z8.

Общая МП для МСБ составляется в виде таблицы 2.3 путем построчной стыковки таблиц 2.1 и 2.2 после рандомизации их строк с помощью таблицы случайных чисел или компьютерной программы для реализации процесса рандомизации. Общая МП в данном примере может иметь вид таблицы 2.3.


Таблица 2.1

g z1 z2 z3 z4
1 -1 -1 -1 -1
2 1 -1 -1 -1
3 -1 1 -1 -1
4 1 1 -1 -1
5 -1 -1 1 -1
6 1 -1 1 -1
7 -1 1 1 -1
8 1 1 1 -1
9 -1 -1 -1 1
10 1 -1 -1 1
11 -1 1 -1 1
12 1 1 -1 1
13 -1 -1 1 1
14 1 -1 1 1
15 -1 1 1 1
16 1 1 1 1

Таблица 2.2

g z5 z6 z7 z8
1 -1 -1 -1 -1
2 1 -1 -1 -1
3 -1 1 -1 -1
4 1 1 -1 -1
5 -1 -1 1 -1
6 1 -1 1 -1
7 -1 1 1 -1
8 1 1 1 -1
9 -1 -1 -1 1
10 1 -1 -1 1
11 -1 1 -1 1
12 1 1 -1 1
13 -1 -1 1 1
14 1 -1 1 1
15 -1 1 1 1
16 1 1 1 1

Таблица 2.3

g g' z1 z2 z3 z4 g'' z5 z6 z7 z8
1 4 1 1 -1 -1 2 1 -1 -1 -1
2 3 -1 1 -1 -1 16 1 1 1 1
3 2 1 -1 -1 -1 5 -1 -1 1 -1
4 5 -1 -1 1 -1 4 1 1 -1 -1
5 9 -1 -1 -1 1 11 -1 1 -1 1
6 11 -1 1 -1 1 3 -1 1 -1 -1
7 15 -1 1 1 1 10 1 -1 -1 1
8 7 -1 1 1 -1 6 1 -1 1 -1
9 16 1 1 1 1 9 -1 -1 -1 1
10 8 1 1 1 -1 1 -1 -1 -1 -1
11 1 -1 -1 -1 -1 14 1 -1 1 1
12 13 -1 -1 1 1 7 -1 1 1 -1
13 6 1 -1 1 -1 13 -1 -1 1 1
14 10 1 -1 -1 1 12 1 1 -1 1
15 14 1 -1 1 1 8 1 1 1 -1
16 12 1 1 -1 1 15 -1 1 1 1

Результаты МСБ анализируются с помощью диаграмм рассеяния либо с помощью выборочных ортогональных МП.


2.2 Проведение эксперимента на объекте исследования


Проведем, используя лабораторный стенд, эксперимент в районе базовой точки: х1=30, х2=40, х3=30, х4=40, х5=20, х6=40, х7=40, х8=20. Примем за интервал варьирования Δxi=10 (I=1,…,8). Число параллельных опытов m=2. Целевую функцию запишем как сумму: y=y1+y2.


Таблица 2.4

N t,c X1 X2 X3 X4 Y1 N t,c X5 X6 X7 X8 Y2 Y Yср S2

















1 26,1 40 60 5 15 111,3 1 10,5 30 65 50 20 102,3 213,6

2 26,8 40 60 5 15 101,8 2 11,1 30 65 50 20 103,7 205,5 209,55 32,805
3 19,4 20 60 5 15 84,9 3 81,1 30 65 70 40 205,8 290,7

4 20,1 20 60 5 15 92,2 4 81,8 30 65 70 40 202,1 294,3 292,5 6,48
5 12,9 40 40 5 15 77,5 5 23,2 10 65 70 20 106,7 184,2

6 13,9 40 40 5 15 75,4 6 24,1 10 65 70 20 109,3 184,7 184,45 0,125
7 31 20 40 25 15 107,1 7 17,9 30 85 50 40 137,1 244,2

8 32 20 40 25 15 113 8 18,3 30 85 50 20 130,7 243,7 243,95 0,125
9 54,1 20 40 5 35 62,9 9 52,4 10 85 50 40 88,5 151,4

10 55,3 20 40 5 35 64,8 10 52,9 10 85 50 40 100,5 165,3 158,35 96,605
11 70,6 20 60 5 35 88,4 11 14,5 10 85 50 20 106 194,4

12 71,5 20 60 5 35 78,8 12 14,9 10 85 50 20 105,5 184,3 189,35 51,005
13 88,1 20 60 25 35 141,4 13 47,5 30 65 50 40 96,1 237,5

14 88,9 20 60 25 35 155,3 14 47,9 30 65 50 40 101,2 256,5 247 180,5
15 39,8 20 60 25 15 144,9 15 26,6 30 65 70 20 153,7 298,6

16 40,8 20 60 25 15 141,2 16 27,6 30 65 70 20 163,4 304,6 301,6 18
17 92,7 40 60 25 35 190,4 17 41,1 10 65 50 40 79,1 269,5

18 93,7 40 60 25 35 186,9 18 44,8 10 65 50 40 74,2 261,1 265,3 35,28
19 43,9 40 60 25 15 183,3 19 5,5 10 65 50 20 71 254,3

20 45,1 40 60 25 15 190,3 20 8,2 10 65 50 20 66,7 257 255,65 3,645
21 7 20 40 5 15 63,4 21 76,1 30 65 70 40 162,9 226,3

22 8,4 20 40 5 15 56,5 22 76,5 30 65 70 40 161 217,5 221,9 38,72
23 79,7 20 40 25 35 111,7 23 31,4 10 85 70 20 149,6 261,3

24 80,1 20 40 25 35 110 24 32,3 10 85 70 20 154,1 264,1 262,7 3,92
25 35,7 40 40 25 15 147 25 72,8 10 65 70 40 113 260

26 36,5 40 40 25 15 158,2 26 73,2 10 65 70 40 106 264,2 262,1 8,82
27 60,6 40 40 5 35 85,7 27 56,8 30 85 50 40 130,2 215,9

28 61,5 40 40 5 35 77,5 28 57,3 30 85 50 40 128,4 205,9 210,9 50
29 83,4 40 40 25 35 148,6 29 36,2 30 85 70 20 203,3 351,9

30 84,4 40 40 25 35 149 30 37,4 30 85 70 20 205,1 354,1 353 2,42
31 75,7 40 60 5 35 109,7 31 78,7 10 85 70 40 135,7 245,4

32 76,7 40 60 5 35 112,4 32 79,1 10 85 70 40 152 264,4 254,9 180,5

Таблица 2.5

g z1 z2 z3 z4 z5 z6 z7 z8 Y
1 1 1 -1 -1 1 -1 -1 -1 209,55
2 -1 1 -1 -1 1 1 1 1 292,5
3 1 -1 -1 -1 -1 -1 1 -1 184,45
4 -1 -1 1 -1 1 1 -1 -1 243,95
5 -1 -1 -1 1 -1 1 -1 1 158,35
6 -1 1 -1 1 -1 1 -1 -1 189,35
7 -1 1 1 1 1 -1 -1 1 247
8 -1 1 1 -1 1 -1 1 -1 301,6
9 1 1 1 1 -1 -1 -1 1 265,3
10 1 1 1 -1 -1 -1 -1 -1 255,65
11 -1 -1 -1 -1 1 -1 1 1 221,9
12 -1 -1 1 1 -1 1 1 -1 262,7
13 1 -1 1 -1 -1 -1 1 1 262,1
14 1 -1 -1 1 1 1 -1 1 210,9
15 1 -1 1 1 1 1 1 -1 353
16 1 1 -1 1 -1 1 1 1 254,9

2.3 Проверка воспроизводимости эксперимента


Проверка воспроизводимости эксперимента проводится аналогично ПФЭ.

Рассчитанные для рассматриваемого примера значения Построение моделей статики по методике активного эксперимента занесены в последний столбец табл. 2.4.

Если вычисленное по данным эксперимента (эмпирическое) значение критерия G (G=0,2546)окажется меньше критического значения Gкр, найденного по таблице для n1вос = m – 1 и n2вос = N и выбранного уровня значимости qвос = 0,05 (в данном случае Gкр=0,3894), то гипотеза об однородности выборочных дисперсий отвечает результатам наблюдений. В данном случае воспроизводимость эксперимента выполняется.


2.4 Построение диаграммы рассеяния


Вид диаграммы рассеяния приведен на рисунке 1.


Рисунок 1

Построение моделей статики по методике активного эксперимента


Рассчитанные значения вкладов и количество выделяющихся точек для соответствующих факторов приведены в таблице 2.6.

Таблица 2.6

вклады
Bz1 Bz2 Bz3 Bz4 Bz5 Bz6 Bz7 Bz8
16,95 27,31 53,05 2,65 -5,6 -2,95 36,9 1,25
выделяющиеся точки
2 0 8 0 6 0 4 3

2.5 Последовательность выделения наиболее существенных переменных при помощи выборочных ортогональных матриц планирования


Выделение наиболее существенных переменных и их ранжирование можно произвести двумя способами: с помощью вкладов и ортогональных выборочных МП.

Визуальное оценивание показало, что самыми существенными факторами являются Построение моделей статики по методике активного эксперимента и Построение моделей статики по методике активного эксперимента, имеющие и наибольшие абсолютные величины вкладов, и наибольшее число выделяющихся точек (соответственно восемь и четыре). Построим ВОМП ПФЭ типа Построение моделей статики по методике активного эксперимента для этих двух факторов (табл. 2.7), где Построение моделей статики по методике активного эксперимента – число факторов в ВОМП, Построение моделей статики по методике активного эксперимента – номер строки ВОМП.

Столбцы Построение моделей статики по методике активного эксперимента заполняются данными табл. 2.5 следующим образом. Для каждой строки ВОМП выбирается строка в исходной МП, где факторы Построение моделей статики по методике активного эксперимента и Построение моделей статики по методике активного эксперимента имеют такие же знаки. Например, для первой строки табл. 2.7 (Построение моделей статики по методике активного эксперимента и Построение моделей статики по методике активного эксперимента) выбираются строки 1,7,9 и 10 табл. 2.5. Таким образом, в каждой строке ВОМП (табл. 2.7) оказалось по 4 параллельных опыта (Построение моделей статики по методике активного эксперимента,Построение моделей статики по методике активного эксперимента,Построение моделей статики по методике активного эксперимента и Построение моделей статики по методике активного эксперимента). Построчные средние значения отклика даны в графе Построение моделей статики по методике активного эксперимента.


Таблица 2.7

z3 z7 y1 y2 y3 y4 Yвыб S G Gтабл
-1 -1 209,55 158,35 189,35 210,9 192,0375 601,5173 0,455986 0,6841
1 -1 243,95 247 265,3 255,65 252,975 92,07083

-1 1 292,5 184,45 221,9 254,9 238,4375 2127,302

1 1 301,6 262,7 262,1 353 294,85 1844,39

В графе Sg2выб приведены несмещенные оценки построчных дисперсий, однородность которых проверяется с помощью G-критерия Кохрэна. Расчетное значение критерия G=0,455986, а критическое Gкр=0,6841. Т.к. G<Gкр, можно сделать вывод об однородности оценок дисперсии.Оценки коэффициентов нормированного уравнения регрессии на основании данных ВОМП получились:

в 3=29,3375; в 7=22,0688.

Статистическую значимость оценок коэффициентов проводят по критерию:


вi≤ вiкр=tкр∙S{ вi},


где Построение моделей статики по методике активного эксперимента

Критическое значение t-критерия Стьюдента выбирают из таблицы для уровня значимости q=0,05 и числа степеней свободы:


nзн=nвос=Nвыб·m(mвыб-1)

Nвыб=4; mвыб=4; m=2

Построение моделей статики по методике активного эксперимента=1166,32

Построение моделей статики по методике активного эксперимента=36,4475

tкр=2,0639

вкр=12,4601


Оценки в 3, в 7 признают статистически значимыми.

Далее исходную табл. 2.5 корректируют по формуле


Построение моделей статики по методике активного эксперимента, (23)

стабилизировав Построение моделей статики по методике активного эксперимента и Построение моделей статики по методике активного эксперимента на уровнях Построение моделей статики по методике активного эксперимента и Построение моделей статики по методике активного эксперимента. При этом в тех g-х строках, где Построение моделей статики по методике активного эксперимента, из исходных значений отклика Построение моделей статики по методике активного эксперимента вычитают удвоенное значение коэффициента Построение моделей статики по методике активного эксперимента, где Построение моделей статики по методике активного эксперимента – удвоенное значение Построение моделей статики по методике активного эксперимента. Если Построение моделей статики по методике активного эксперимента, то вычитание соответствующего Построение моделей статики по методике активного эксперимента не производится.

В результате получится скорректированная таблица 2.8.


Таблица 2.8

g z1 z2 z3 z4 z5 z6 z7 z8 Y Y'
1 1 1 -1 -1 1 -1 -1 -1 209,55 209,55
2 -1 1 -1 -1 1 1 1 1 292,5 248,3625
3 1 -1 -1 -1 -1 -1 1 -1 184,45 140,3125
4 -1 -1 1 -1 1 1 -1 -1 243,95 185,275
5 -1 -1 -1 1 -1 1 -1 1 158,35 158,35
6 -1 1 -1 1 -1 1 -1 -1 189,35 189,35
7 -1 1 1 1 1 -1 -1 1 247 188,325
8 -1 1 1 -1 1 -1 1 -1 301,6 198,7875
9 1 1 1 1 -1 -1 -1 1 265,3 206,625
10 1 1 1 -1 -1 -1 -1 -1 255,65 196,975
11 -1 -1 -1 -1 1 -1 1 1 221,9 177,7625
12 -1 -1 1 1 -1 1 1 -1 262,7 159,8875
13 1 -1 1 -1 -1 -1 1 1 262,1 159,2875
14 1 -1 -1 1 1 1 -1 1 210,9 210,9
15 1 -1 1 1 1 1 1 -1 353 250,1875
16 1 1 -1 1 -1 1 1 1 254,9 210,7625

По данным этой таблицы (по столбцу y') можно построить новую диаграмму рассеяния (рисунок 2), анализируя которую, выделяют следующие два наиболее существенных фактора. На очередных диаграммах рассеяния ординаты для ранее выделенных наиболее существенных переменных оставляют незаполненными. Отметим, что дисперсия точек на диаграммах рассеяния после выделения наиболее существенных факторов заметно уменьшается по сравнению с первоначальной картиной, поскольку после стабилизации остаются факторы, оказывающие более слабое влияние на величину отклика Построение моделей статики по методике активного эксперимента.

Далее аналогичным образом определим следующие два существенных фактора.

Определим медианы на диаграмме рассеяния после стабилизации (рисунок 2).


Рисунок 2

Построение моделей статики по методике активного эксперимента


Далее определим вклады и количество выделяющихся точек (таблица2.9).

вклады
Bz1 Bz2 Bz3 Bz4 Bz5 Bz6 Bz7 Bz8
-8,1062 23,09375 0 -4,3875 38,4375 30,10625 0 8,575
выделяющиеся точки
0 0
3 2 5
0

Наиболее существенными факторами являются z5,z6.

Далее строим ВОМП для этих факторов(таблица 2.10).

Таблица 2.10

z5 z6 y1 y2 y3 y4 Yсред S G Gтабл
-1 -1 140,3125 206,625 196,975 159,2875 175,8 976,8622 0,311196 0,6841
1 -1 209,55 188,325 198,7875 154,65 187,8281 564,3275

-1 1 158,35 189,35 159,8875 210,7625 179,5875 635,4361

1 1 248,3625 185,275 210,9 250,1875 223,6813 983,3819


Т.к. G<Gкр, можно сделать вывод об однородности оценок дисперсии.

Получим следующие значения коэффициентов:


в 5=14,0305; в 6=9,91016.


Далее по аналогичным формулам проводится оценка значимости.


Nвыб=4; mвыб=4; m=2

Построение моделей статики по методике активного эксперимента=790,002

Построение моделей статики по методике активного эксперимента=24,6876

tкр=2,0639

вкр=10,2548


Коэффициент в 5 признается незначимым, коэффициент в 2 – значимым.


2.6 Выделение наиболее существенных парных взаимодействий


В данном случае наиболее значимыми являются взаимодействия z4z7, z6z7, z1z7.

На рисунках 5-7 приведены диаграммы рассеяния для данных взаимодействий.

Рисунок 5

Построение моделей статики по методике активного эксперимента


Bz6z7=51,3


Рисунок 6

Построение моделей статики по методике активного эксперимента

Bz4z7=51,3


Рисунок 7

Построение моделей статики по методике активного эксперимента


Bz1z6 =56,525


2.7 Вычисление оценок коэффициентов и составление неполной квадратичной модели объекта


При использовании ВОМП вычисление оценок Построение моделей статики по методике активного эксперимента коэффициентов выполняют по формуле, учитывающей число Построение моделей статики по методике активного эксперимента строк ВОМП:


Построение моделей статики по методике активного эксперимента.


Значения коэффициентов для данного варианта указаны в таблице 2.12.

Таблица 2.11

a0 244,575
a2 14,03047
a3 29,3375
a7 22,06875

Неполная квадратичная модель объекта примет вид:

Построение моделей статики по методике активного эксперимента

Расчетные значения у приведены в таблице 2.12.


Таблица 2.12

g z1 z2 z3 z4 z5 z6 z7 z8 Y Y*
1 1 1 -1 -1 1 -1 -1 -1 209,55 207,1992
2 -1 1 -1 -1 1 1 1 1 292,5 310,0117
3 1 -1 -1 -1 -1 -1 1 -1 184,45 223,2758
4 -1 -1 1 -1 1 1 -1 -1 243,95 265,8742
5 -1 -1 -1 1 -1 1 -1 1 158,35 237,8133
6 -1 1 -1 1 -1 1 -1 -1 189,35 237,8133
7 -1 1 1 1 1 -1 -1 1 247 207,1992
8 -1 1 1 -1 1 -1 1 -1 301,6 251,3367
9 1 1 1 1 -1 -1 -1 1 265,3 179,1383
10 1 1 1 -1 -1 -1 -1 -1 255,65 179,1383
11 -1 -1 -1 -1 1 -1 1 1 221,9 251,3367
12 -1 -1 1 1 -1 1 1 -1 262,7 281,9508
13 1 -1 1 -1 -1 -1 1 1 262,1 223,2758
14 1 -1 -1 1 1 1 -1 1 210,9 265,8742
15 1 -1 1 1 1 1 1 -1 353 310,0117
16 1 1 -1 1 -1 1 1 1 254,9 281,9508

2.8 Проверка адекватности математического описания


Чтобы проверить гипотезу об адекватности математического описания опытным данным, достаточно оценить отклонение предсказанной по полученному уравнению регрессии величины отклика Построение моделей статики по методике активного эксперимента от результатов наблюдений Построение моделей статики по методике активного эксперимента в одних и тех же g-х точках факторного пространства.

Для данного варианта в соответствии с формулой (14) получим

Построение моделей статики по методике активного эксперимента.

Построение моделей статики по методике активного эксперимента

Проверку гипотезы об адекватности производят с использованием F-критерия Фишера.

F=184,05

Если вычисленное по результатам наблюдений эмпирическое значение критерия F меньше критического Fкр, найденного из таблице для соответствующих степеней свободы:


n1ад = N – d , n2ад = nзн = N(m – 1) , (17)


при заданном уровне значимости qад (обычно qад = 0,05), то гипотезу об адекватности не отвергают. В противном случае гипотезу отвергают и математическое описание признается неадекватным.

В данном случае n1ад =12, n2ад =16, табличное значение критерия Fкр=2,42. Таким образом, модель не является адекватной.


Заключение


В процессе выполнения курсовой работы были изучены современные методы планирования экспериментов, математического моделирования объектов и систем контроля и управления.

При выполнении курсовой работы мною были приобретены навыки выбора необходимого плана эксперимента в соответствии с поставленной перед исследователем проблемой, построения матрицы планирования, обработки и анализа полученных результатов в зависимости от плана эксперимента.


Список использованных источников


1 Адлер Ю.П. Введение в планирование эксперимента. М.: Металлургия, 1969.

2 Вентцель Е.С. Теория вероятностей. М.: Наука, 1973.

3 Налимов В.В., Чернова Н.А. Статистические методы планирования экстремальных экспериментов. М.: Наука, 1965.

4 Статистические методы в инженерных исследованиях (лабораторный практикум): Учеб. пособие / Под. ред. Г.К. Круга. М.: Высш. школа, 1983.

5 Рузинов Л.П., Слободчикова Р.И. Планирование эксперимента в химии и химической технологии. М.: Химия, 1980.

6 Бондарь А.Г., Статюха Г.А. Планирование эксперимента в химической технологии. Киев: Вища школа, 1976.

7 Статистические методы планирования эксперимента: Лаб. работы / Сост.: С.В. Мищенко, С.В. Григорьева, В.Г. Серегина, Э.В. Злобин: Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2002

Похожие работы:

  1. •  ... квадратичной регрессионной модели по результатам ...
  2. • Методы экспериментальной экономики
  3. • Планирование эксперимента
  4. • Нетрадиционная методика построения занятий с дошкольниками по ...
  5. • Разработка средств оценки эффективности алгоритмов поиска и ...
  6. • Основные понятия и планирование эксперимента
  7. • Построение и использование компьютерных моделей
  8. • Методы физиологических исследований
  9. • Валидность психологического эксперимента
  10. • Билеты и ответы по Информатике за 11-й класс
  11. • Криминалистическое моделирование как метод научного познания
  12. • Об одной программе развития многоуровневого высшего ...
  13. • Особенности развития скоростно-силовых качеств юных ...
  14. • Организационное моделирование на основе онтологий: от бизнеса ...
  15. • Методологические процедуры системного анализа
  16. • Информационные технологии
  17. • Компьютерные технологии как инструмент получения новой ...
  18. • Методика структурирования данных для информационного ...
  19. • Повышение эффективности использования оборотных ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com