Рефетека.ру / Международные отношения

Контрольная работа: Динамика, товарная и географическая структура внешней торговли РФ

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

(ГОУВПО «АмГУ»)

Факультет Экономический

Кафедра МЭТДиТ

Специальность Финансы и кредит


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА


по дисциплине «Мировая экономика»

на тему : «Динамика, товарная и географическая структура внешней торговли РФ»


Исполнитель

студент группы С – 81 Н.А. Вохмянина

Руководитель

доцент Л. А. Панкратова


Благовещенск 2010

СОДЕРЖАНИЕ


Введение

1 Теоретические аспекты внешней торговли

1.1 Понятие, сущность и формы внешней торговли

1.2 Основные методологические аспекты внешней торговли

2 Динамика, товарная и географическая структура внешней торговли РФ

Заключение

Библиографический список


ВВЕДЕНИЕ


Внешнеэкономическая деятельность становится все более важным фактором развития народного хозяйства и экономической стабилизации республики. Сейчас нет практически ни одной отрасли в промышленно развитых странах, которая не была бы вовлечена в сферу внешнеэкономической деятельности.

Развитие внешнеэкономической деятельности играет особую роль в современных условиях, когда происходит процесс интеграции экономики в мировое хозяйство. Россия проводит политику последовательного развития взаимовыгодного товарообмена со всеми зарубежными странами, которые проявляют к этому готовность. Развитие внешнеэкономической деятельности очень важно как всей страной, так и каждым предприятием в отдельности.

Россия имеет экспортно-импортные связи более чем со 100 странами мира. Сегодня невозможно представить деятельность ни одного крупного предприятия без участия его во внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Эффективность работы такого предприятия напрямую зависит от эффективности работы отдела внешнеэкономических связей.

Вот почему эта тема актуальна сегодня, когда все большее число предприятий вовлекается во ВЭД и на их пути возникает множество проблем.

Международные экономические отношения являются одной из наиболее динамично развивающихся сфер экономической жизни. Экономические связи между государствами имеют многовековую историю. На протяжении столетий они существовали преимущественно как внешнеторговые, решая проблемы обеспечения населения товарами, которые национальная экономика производила неэффективно или не производила вовсе. В ходе эволюции внешнеэкономические связи переросли внешнюю торговлю и превратились в сложную совокупность международных экономических отношений, - мировое хозяйство. Происходящие в нем процессы затрагивают интересы всех государств мира. И, соответственно, все государства должны регулировать свою внешнеэкономическую деятельность, дабы достичь соблюдения в первую очередь своих интересов.

Мировой опыт свидетельствует, что даже в промышленно развитых странах существует объективная необходимость государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Государство призвано, прежде всего, защищать интересы своих производителей, принимать меры для увеличения объемов экспорта, привлечения иностранных инвестиций, сбалансирования платежного баланса, валютного регулирования, и, что особенно важно, - принимать законодательные акты, устанавливающие правила осуществления ВЭД, и контролировать их неукоснительное соблюдение.

Целью написания контрольной работы является изучение теоретических и практических аспектов внешней торговли России.

Задачи:

- раскрыть понятие, сущность и формы внешней торговли;

- рассмотреть основные методологические аспекты внешней торговли;

- осветить динамику, географическую и товарную структуру внешней торговли России;

Объектом написания данной работы является Российская Федерация.

Предметом - осуществление внешнеторговой деятельности нашей страной.

Работа состоит из двух глав, введения, заключения и списка использованных источников и литературы.


1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ


1.1 Понятие, сущность и формы внешней торговли


Внешняя торговля - торговля между странами, состоящая из экспорта и импорта товаров и услуг. Осуществляется преимущественно через коммерческие сделки, оформляемые внешнеторговыми контрактами. Внешняя торговля страны регулируется государством. Для этого используются такие средства, как таможенный тариф, лицензирование, контингентирование и др. нетарифные ограничения, а также прямое и косвенное субсидирование экспорта и др. средства.

Внешняя торговля является важной и исторически самой первой формой международных экономических отношений. Она представляет собой обмен товарами между государственно оформленными национальными хозяйствами. В современных условиях в международной торговле участвуют все субъекты мирового хозяйства. В ее основе лежит международное разделение труда.

Развитие международной специализации производства и углубление названного разделения труда (в виде общего, частного и единичного) порождают многообразие форм и направлений международной торговли. Глубокое воздействие на нее оказывает научно-техническая революция, ускорившая качественное преобразование всех элементов производительных сил и сдвиги в географической и товарной структуре мировых товаропотоков.

Масштабы участия отдельных национальных хозяйств в международной торговле связаны с уровнем развития в них товарного производства и товарного обращения. Известно, что зачатки товарного производства, товарного обращения и внешней торговли существовали уже при рабовладельческом строе. Однако во всех докапиталистических формациях вследствие преобладания натурального хозяйства в международном обмене участвовала лишь незначительная часть продукции. Развитие товарного производства и рыночной экономики дало мощный толчок к расширению международной торговли как особой сферы товарного обращения — между национальными хозяйствами.

С развитием рыночной экономики необходимость внешнего рынка возрастает. Формирование крупной машинной индустрии в качестве основы массового производства, углубление разделения труда и специализации, увеличение оптимальных размеров предприятий требуют более активного участия национальных хозяйств в международной торговле по линии, как экспорта, так и импорта. Реализация товаров за границей позволяет частично разрешать присущее рыночной экономике противоречия между производством и потреблением. Однако, не будучи полностью разрешенными, с помощью экспорта товаров, эти противоречия переносятся в сферу мирохозяйственных связей, что находит выражение в острой конкуренции, характерной для международной торговли.

Вместе с тем участие в ней ведет к интенсификации воспроизводственного процесса в национальных хозяйствах по ряду направлений: усиливается специализация, создается возможность организации массового производства, повышается степень загрузки оборудования, возрастает эффективность внедрения новых техники и технологий.

Одновременно с этим увеличение внешнеторгового обмена, возрастание роли экспорта и импорта в национальных экономиках способствуют синхронизации экономического цикла в мировом хозяйстве. Взаимосвязь и взаимозависимость страновых хозяйственных комплексов усиливаются настолько, что нарушения в функционировании экономики какого-либо крупного участника мирового рынка неизбежно влекут за собой международные последствия, включая распространение кризисных явлений на другие страны.

Таким образом, место международной торговли в системе международных экономических отношений определяется тем, что, во-первых, через нее реализуются результаты всех форм мирохозяйственных связей — вывоза капитала, производственной кооперации, научно-технического сотрудничества. Во-вторых, развитие международной торговли товарами, в конечном счете, определяет динамику международного обмена услугами. В-третьих, рост и углубление межрегиональных и межгосударственных взаимосвязей выступают важной предпосылкой международной экономической интеграции. В-четвертых, тем самым международная торговля способствует дальнейшему углублению международного разделения труда и интернационализации хозяйственных связей.

Формы международной торговли можно систематизировать по трем направлениям. Критериями определения форм является регулирование, предмет торговли, взаимодействие субъектов международной торговли.

Ознакомиться с классификацией форм международной торговли можно на рисунке 1.


Динамика, товарная и географическая структура внешней торговли РФ

Рисунок 1 – Классификация форм международной торговли

1.2 Основные методологические аспекты внешней торговли


Статистика внешней торговли характеризует объем экспорта и импорта товаров, их динамику, географическое распределение, товарный состав, участие в мировой торговле, а также ее значение в экономике страны.

Товары, подлежащие таможенной обработке, в мировой статистической практике относятся к категории видимых товаров. Статистика внешней торговли «видимыми товарами» является составной частью статистики внешнеэкономических связей, которая помимо учета экспорта и импорта указанных выше товаров осуществляет учет и других операций, например, внешнюю торговлю услугами.

Под экспортом понимается вывоз товаров из страны отечественного производства, а также реэкспортные товары.

К товарам отечественного производства относятся также товары иностранного происхождения, ввезенные в страну и подвергшиеся существенной переработке, изменяющей основные качественные или технические характеристики товаров. К переработке не относятся операции, необходимые для обеспечения сохранности товара, операции по предпродажной подготовке товара и по его подготовке к транспортировке, простые сборочные операции, смешивание товаров (компонентов), произведенных другими предприятиями, при условии, что характеристика полученного продукта существенно не отличается от характеристик входящих в него товаров (компонентов).

Под импортом понимается ввоз товаров в страну. В импорт включаются ввезенные товары, предназначенные для потребления в хозяйстве страны, для реэкспорта и товары, закупаемые для отечественных организаций за границей, для потребления на месте.

В экспорт (импорт) включаются товары, вывоз (ввоз) которых уменьшает или увеличивает материальные ресурсы страны, в том числе:

немонетарное золото и серебро, которое не выступает в качестве платежного средства;

товары, поставляемые в счет взносов в Фонд технической помощи ООН, в качестве даров, безвозмездной помощи и т.п.;

товары военного назначения;

электрическая энергия, вода, поставки товаров по трубопроводам (нефть, газ);

бункерное топливо, горючее, продовольствие и материалы, проданные для иностранных судов, самолетов и грузовых автомобилей и соответственно купленные для отечественных судов, самолетов и грузовых автомобилей за границей;

реэкспортные товары с завозом в страну;

улов рыбы и других морских продуктов, проданных (купленных в нейтральных и иностранных водах (на условиях концессии-договора, заключенного государством на эксплуатацию промышленных предприятий, земельных угодий и т.п.);

ценные бумаги, банкноты и монеты, не находящиеся в обращении (учитываются по их коммерческой стоимости);

товары, вывезенные (ввезенные) с целью их переработки;

товары, купленные по контрактам организаций данной страны, осуществляющих экспортно-импортные операции, для потребления организациями за границей и, соответственно, товары, проданные по контрактам для потребления иностранными организациями в стране;

Не включаются в экспорт (импорт):

монетарное золото;

ценные бумаги, банкноты и монеты, находящиеся в обращении;

транзит иностранных товаров через территорию страны;

реэкспортные товары без завоза в страну;

товары, вывозимые и соответственно ввозимые временно, временный вывоз и ввоз животных для участия на скачках, бегах и т.д.;

улов рыбы и других морских продуктов, который был произведен в нейтральных и иностранных водах (на условиях концессий);

личный багаж пассажиров, предметы (служебные и личные), предназначенные для посольств, дипломатических миссий, консульств, торгпредств и других организаций за границей;

транспортные средства и оборудование, отправляемые для ремонта и возвращаемые после ремонта;

товары, изготовленные для экспорта, но проданные отечественным организациям на имеющиеся у них собственные валютные средства;

услуги материального и нематериального характера;

товары, продаваемые (покупаемые) внутри страны совместными предприятиями и организациями;

Учет экспорта и импорта товаров при водных, железнодорожных, автомобильных, воздушных перевозках ведется:

по экспорту - по дате разрешения на выпуск через границу, проставленной на штемпеле грузовой таможенной декларации территориальной таможней;

по импорту - по дате разрешения таможни на грузовой таможенной декларации на выпуск груза для внутреннего потребления;

датой экспорта или импорта товаров, поставляемых трубопроводным транспортом, а также электроэнергии принимается дата приемо-сдаточного акта, составленного на пограничных или иных контрольно-распределительных пунктах трубопровода или электропровода;

товары, приобретенные за границей и сданные своим организациям для потребления на месте, засчитываются в импорт по моменту перехода права собственности, оформленного приемо-сдаточным актом;

товары, отправленные и полученные на консигнацию, а также на арендованные склады, ярмарки, выставки и в демонстрационные залы, засчитываются в экспорт или импорт после их продажи или закупки;

при отправках товаров по почте - по дате почтовой квитанции.

Оценка товаров производится по ценам контрактов с последующим уточнением по фактическим ценам. Стоимость товаров, продаваемых через комиссионеров (брокеров), приводится с уменьшением на сумму брокерской комиссии.

Учет экспорта и импорта товаров производится:

экспортируемых - по ценам ФОБ или франко-граница страны экспортера;

импортируемых - по ценам СИФ или франко-граница страны импортера.

ФОБ (свободно на борту) - условие продажи товара, согласно которому в цену товара включается его стоимость и расходы по доставке и погрузке товара на борт судна.

СИФ (стоимость, страхование, фрахт) - условие продажи товара, согласно которому в цену товара включается его стоимость и расходы по страхованию и транспортировке товара (до границы страны импортера).

Поставка товаров может осуществляться без оплаты. В подобных случаях оценка экспорта (импорта) товаров осуществляется по ценам товаров на рынках соответствующих стран или по ценам на одноименные товары, по которым осуществляются экспортно-импортные операции на коммерческой основе. В целях совершенствования статистического учета результатов внешнеэкономической деятельности и повышения степени его достоверности, обеспечения сопоставимости соответствующих статистических показателей на международном уровне и обеспечения информационных обязательств перед международными организациями учет экспортно-импортных операций и составление статистической отчетности по внешнеэкономическим связям рекомендуется осуществлять с 1 января 1992 г. в долларах США.

Для целей международной сопоставимости рекомендуется максимально широко, наряду со специфической единицей измерения, использовать весовые единицы измерения. Это дает возможность при существенных различиях в единицах измерения, используемых в различных странах по одним и тем же товарам, получать единообразную количественную информацию.

Товары, для измерения количества которых принимаются меры веса, учитываются по весу нетто.

В качестве классификатора товаров, обращающихся во внешней торговле, применяется Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД).

В соответствии с постановлением Правительства РФ сбор, разработку и публикацию данных по внешней торговле осуществляет, как и во многих странах мира, Государственный таможенный комитет России на основе сведений, содержащихся в грузовых таможенных декларациях (ГТД).

Другим немаловажным аспектом в разработке данных по внешней торговле является невключение в итоги таможенной статистики сведений об объемах экспорта (импорта) товаров, не пересекающих таможенной границы (бункерное топливо) и товары, приобретенный российскими (иностранными) транспортными средствами в иностранных (российских) портах.

При устранении вышеуказанных неувязок в квартальных и ежегодных публикациях Государственного Таможенного Комитета России будет обеспечено представление статистических данных по внешней торговле России в полном объеме в соответствии с практикой международной статистики, что значительно облегчит работу пользователей этой информацией.


2 ДИНАМИКА, ТОВАРНАЯ И ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РФ


Географическая структура внешней торговли представляет собой систему распределения товарных потоков между отдельными странами, группами стран, формируемыми по территориальному либо по организационному признаку. При рассмотрении географической структуры внешней торговли России необходимо выделить два основных направления: страны СНГ (ближнее зарубежье) и остальные (дальнее зарубежье).

В целом динамика и географическая структура внешней торговли России за период 2006 – 2009 г.г. выглядит следующим образом (см. таблицу 1).


Таблица 1 – Динамика и географическая структура внешней торговли РФ.


2006 год 2007 год 2008 год 2009 год

оборот, млн. долл. США доля в обороте, % оборот, млн. долл. США доля в обороте, %

темп

роста, %

оборот, млн. долл. США доля в обороте, %

темп

роста, %

оборот, млн. долл. США доля в обороте, %

темп

роста, %

Ближнее зарубежье

СНГ

64683,8

14,7

82531,6

15,0

127,4

106459,4

14,5

129,0

68536,8

14,6

64,5

ЕврАзЭс

36388,3

8,3

47765,8

8,7

131,3

60084,7

8,2

125,8

40869,6

8,7

68,3

Республика

Беларусь

19944,3 4,5 26083,5 4,7 130,7 34188,9 4,7 131,1 23431,0 5,0 68,8
Украина 24221,0 5,5 29754,9 5,4 122,4 39786,6 5,4 133,7 22900,9 4,9 57,5
Турция 17043,3 3,9 22712,1 4,1 132,1 33849,2 4,6 149,0 19599,9 4,2 58,0

Дальнее зарубежье

ЕС

238459,6

54,3

283087,9

51,3

119,1

382094,2

52

135,0

236064,5

50,3

61,7

Германия 42962,2 9,8 52880,4 9,6 123,0 67261,0 9,2 127,2 39942,0 8,5 59,4
Италия 30815,4 7,0 36066,6 6,5 117,0 52914,6 7,2 146,7 32944,7 7,0 62,2
Нидерланды 38568,9 8,8 46736,8 8,5 120,9 61817,9 8,4 132,3 39873,5 8,5 64,5

Страны АТЭС

74908,8

17,1

106677,8

19,3

141,5

149584,5

20,4

140,2

97242,9

20,7

65,0

Китай 28668,4 6,5 40319,5 7,3 140,6 55901,5 7,6 138,6 39509,0 8,4 70,6
Япония 12244,6 2,8 20380,6 3,7 164,1 29018,7 3,9 142,4 14515,6 3,8 50,2
США 15043,1 3,4 17804,8 3,2 116,2 27278,6 3,7 153,2 18392,7 3,9 67,8

В отношении торговли со странами СНГ наблюдается постепенное падение товарооборота, связанное, прежде всего с нестабильностью экономической обстановки, несбалансированностью поставок в пользу России, нехваткой валютных средств у стран-контрагентов. Удельный вес стран Содружества во всем товарообороте в 2009 году понизился до самого низкого за последние 4 года уровня, составив всего 14,6 % .

Состав основных торговых партнеров России в 2009 году не изменился. Главными партнерами остаются страны ЕС. Однако их удельный вес во внешнем обороте за 4 года снизился на 4 % и в 2009 году составил 50,3 %.

Традиционно главным партнером является Германия. Ее лидерство обусловлено высоким качеством производимых и поставляемых товаров (автомобили, видео- и аудиотехника, бытовая электроника, косметика, парфюмерия, мебель, одежда, обувь) при сравнительно низких оптовых ценах, территориальной близости. Немаловажными являются также установившиеся традиционные связи российских фирм, сохранившиеся с прежних времен, а также устойчивое положение немецкой марки.

Другими важными и стабильными партнерами России остаются Великобритания, Финляндия, Италия, США, Япония, Китай.

Бывшие социалистические страны Европы, попытавшиеся в начале девяностых годов переориентировать свои связи на Запад, встретили там активное противодействие. Потеряв "западные иллюзии", эти страны начали шире использовать свои традиционные технологические и производственные взаимосвязи, географическую близость, неплохое знание российского рынка. Активно развиваются в последние годы экономические связи с Венгрией, Польшей, Чехией и Словакией.

При этом наблюдается увеличение доли стран АТЭС (Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества) в структуре внешней торговли РФ, с 2006 года их удельный вес увеличился на 3,6 %, составив в 2009 году 20,7 % в общем объеме.

Необходимо отметить, что в 2009 году объем внешней торговли России снизился по сравнению с 2008 годом более чем вдвое (на 53%, по данным Федеральной таможенной службы). В большей степени это связано с падением экспорта из России. Его сокращение существенно опередило падение импорта (47,4 % против 39,3%).

Причины столь резкого сокращения внешней торговли лежат на поверхности. Примерно 70% в структуре российского экспорта составляет топливно-энергетическая продукция, и при случившемся падении цен на нефть соответствующее сокращение экспорта вполне закономерно. Сокращение экспорта топливно-энергетических товаров было максимальным и составило 51%. Между тем, учитывая довольно сдержанные прогнозы цен на нефть, восстановление российского экспорта может оказаться длительным процессом. По сведениям Министерства экономического развития России, среднегодовая стоимость нефти марки Urals в 2009 году составила 41 долл. США за баррель, а в 2010 году её цена ожидается на уровне 50 долл. США за баррель.

Существующее снижение объемов импорта, прежде всего, связано с реальным сокращением объемов поставок из-за рубежа. После снижения курса рубля к ведущим валютам импортные товары стали для российских потребителей примерно в 1,5 раза дороже, что привело к соответствующему падению спроса на них. Другой причиной падения импорта может быть снижение закупок машин, оборудования и другой техники – денег у компаний нет, и инвестиции падают практически по всем отраслям.

Меньшее (по сравнению с экспортом) падение импорта связано с тем, что без некоторых товаров российские потребители просто не могут обойтись. Именно для продовольственных товаров падение импорта было минимальным – 19%. В отличие от компаний, население пока сохраняет платежеспособность. Хотя и здесь снижение было неравномерным. Так, Россия сократила закупки импортного мяса на 26%, мяса птицы на 32%. Импорт овощей уменьшился почти на 20%. А абсолютным лидером по сокращению импорта стало подсолнечное масло – минус 79%.

Среди импортных товаров наименее востребованными оказались машины, оборудование и транспортные средства, которые потеряли 54 % оборота. Продукция химической промышленности упала примерно на 30 %.

По мнению экспертов, в перспективе Россию ждет обвал импорта, связанный с ослаблением курса рубля. Кроме того, по мнению экспертов, волна сокращения импорта до России дошла еще не в полной мере. «Сейчас идет снижение доходов отечественных компаний, но на будущий год они все, что хотели, уже заказали и оплатили, – говорит заместитель заведующего кафедрой региональной экономики и экономической географии Высшей школы экономики Алексей Скопин. – А вот последующие расходы уже будут урезать». По его мнению, основной объем сокращения импорта дойдет до России примерно через полгода. Тогда падение импорта составит не менее 50%.

В целом же товарная структура внешней торговли России в период с 2006 года по 2009 год со странами СНГ и дальнего зарубежья выглядит следующим образом (см. таблицу 2 и таблицу 3).


Таблица 2 – Товарная структура внешней торговли России со странами СНГ за 2006 – 2009 год, миллионов долларов США

Наименование отрасли 2006 год 2007 год 2008 год 2009 год

экспорт импорт экспорт импорт экспорт импорт экспорт импорт
Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье 2003,8 2303,6 2898,5 2843,1 3506,7 3576,3 2545,0 2526,2
Минеральные продукты 12615,3 2276,6 13013,4 2966,1 19501,2 5038,6 11250,2 2465,1
Топливно-энегретические товары 12275,5 1232,3 12466,0 1505,2 18913,9 2676,1 10871,0 1384,4
Продукция химической промышленности (каучук) 2663,5 2035,8 3494,1 2266,6 4794,0 2353,3 2715,6 1374,0
Кожевенное сырье, пушнина, изделия из них 17,5 4,9 22,5 5,8 18,3 5,8 11,5 3,3
Древесина и целлюлозно-бумажные изделия 1244,8 451,7 1784,0 611,4 2000,0 669,8 1396,2 539,6
Драгоценные камни, драгоценные металлы и изделия из них 61,3 27,2 77,9 42,5 76,5 57,6 37,2 19,8
Металлы и изделия из них 3558,8 3806,5 5072,0 5226,1 5981,9 5496,9 3298,9 2418,7
Машины, оборудование и транспортные средства 59564,6 3695,0 7681,2 5791,3 8972,1 7491,0 4197,2 3112,6
Текстиль, текстильные изделия, обувь 223,6 557,9 260,7 663,4 254,4 799,4 179,0 558,3

Таблица 3 – Товарная структура внешней торговли России со странами дальнего зарубежья за 2006 – 2009 год, миллионов долларов США.

Наименование отрасли 2006 год 2007 год 2008 год 2009 год

экспорт импорт экспорт импорт экспорт импорт экспорт импорт
Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье 2839,8 18033,8 5358,1 23299,8 4904,5 29745,4 5895,4 22507,9
Минеральные продукты 178689,8 921,6 204933,6 1574,2 292326,4 3117,3 158849,1 1038,8
Топливно-энегретические товары 177317,3 590,9 203135,0 943,3 288317,8 1417,8 157418,9 693,3
Продукция химической промышленности (каучук) 13198,1 19100,3 16059,4 24449,6 23692,7 31813,9 12757,4 22663,5
Кожевенное сырье, пушнина, изделия из них 308,9 392,6 267,0 653,2 284,3 988,5 172,2 669,8
Древесина и целлюлозно-бумажные изделия 8021,0 3289,5 10159,2 4425,6 9154,3 5502,0 5986,1 3894,0
Драгоценные камни, драгоценные металлы и изделия из них 7581,0 282,6 6729,0 494,5 7304,8 664,2 4427,8 351,7
Металлы и изделия из них 36515,7 5808,9 42818,0 9584,1 45776,0 11868,3 25476,7 6710,7
Машины, оборудование и транспортные средства 10061,8 59121,3 10113,6 92283,5 11502,7 128966,9 10029,5 59306,4
Текстиль, текстильные изделия, обувь 365,8 4282,5 331,8 7213,4 226,5 9996,8 171,8 7601,8

Товарная структура российской внешней торговли на протяжении многих лет практически не меняется, как не меняется и перечень товаров, обеспечивающих наибольшую валютную выручку. В целом в структуру экспорта входит примерно 4 тыс. различных видов отечественной продукции. Однако список товаров, на которые приходятся все основные объемы поступающей валюты, включает не более десяти позиций, сюда входят, прежде всего, нефть, газ, лес, цветные металлы, алмазы.

Структура товарного импорта из стран дальнего зарубежья в декабре 2009 года по сравнению с декабрем 2008 года претерпела заметные изменения: при сокращении доли инвестиционного импорта в стоимостном выражении на 6,4% доля потребительского импорта (продовольствия и химии) выросла на 7,1%. Такая картина может отражать не столько сокращение цен на ввозимую в РФ продукцию, сколько, с одной стороны, сокращение инвестиционного спроса, вызванного стагнацией российской промышленности, а с другой — потерю конкурентоспособности российских производителей потребительских товаров. Согласно данным ФТС, лидерами восстановления импорта в декабре 2009 года стали продовольствие и сырье для его производства и химическая продукция, причем импорт по этим статьям увеличился даже в годовом выражении — соответственно на 0,6% и 9,8%. В то же время в декабре 2009 года по сравнению с декабрем 2008 года импорт машиностроительной продукции в стоимостном выражении сократился более чем на 26 %, текстиля и обуви – более чем на 20 %.

В импорте продовольственных товаров в годовом выражении лидерами роста стали закупки молочных продуктов (на 33,4%), овощей — на 11%, фруктов и орехов — на 5,3%, масла растительного — на 3,6%, табака — на 2,2%. При этом импорт сахара сократился на 29,5%, рыбы — на 9,6%, мяса и субпродуктов — на 6,2%, зерновых культур — на 4,7%, алкогольных и безалкогольных напитков — на 2,9%. В группе товаров химической промышленности в декабре 2009 года по сравнению с декабрем 2008 года увеличились закупки продуктов органической и неорганической химии — на 40,2%, полимеров и каучука — на 14,1%, фармацевтической продукции — на 9,2%. В то время как поставки парфюмерно-косметических товаров уменьшились на 15,3%, мыла и моющих средств — на 5,5%.

Экспорт России в январе-ноябре 2009 года составил 267,4 млрд.долларов США и по сравнению с январем-ноябрем 2008 года уменьшился на 39,1%, в том числе в страны дальнего зарубежья – 225,9 млрд.долларов США (снижение на 39,5%), в страны СНГ – 41,5 млрд.долларов США (снижение на 37,0%).

Основу российского экспорта в январе-ноябре 2009 года в страны дальнего зарубежья составили топливно-энергетические товары, удельный вес которых в товарной структуре экспорта в эти страны составил 69,7% (в январе-ноябре 2008 года – 73,0%).

В январе-ноябре 2009 года по сравнению с январем-ноябрем 2008 года стоимостной объем топливно-энергетических товаров сократился на 42,3%, а физический объем изменился незначительно. Среди товаров топливно-энергетического комплекса возросли физические объемы экспорта в страны дальнего зарубежья угля каменного на 15,8%, нефти – на 3,3%, нефтепродуктов – на 7,4%, в том числе: бензина автомобильного – на 8,3%, дизельного топлива – на 10,8%, мазута – на 6,1%. Физический объем экспорта российского газа природного снизился на 27,7%.

В общем стоимостном объеме экспорта в страны дальнего зарубежья доля металлов и изделий из них в январе-ноябре 2009 года составила 11,3%. Физические объемы экспорта черных металлов и изделий из них снизились на 9,0%, в том числе: полуфабрикатов из железа и нелегированной стали – на 11,3%, чугуна – на 15,8%; возросли физические объемы экспорта проката плоского из железа и нелегированной стали – на 43,7%. Физический объем поставок меди возрос в 2,6 раза, алюминия – на 3,4%, а никеля снизился на 4,1%.

В товарной структуре экспорта доля продукции химической промышленности в январе-ноябре 2009 года составила 5,6% (в январе-ноябре 2008 года – 5,8%). По сравнению с аналогичным периодом прошлого года стоимостной объем этой продукции сократился на 41,1%. Физические объемы поставок товаров химической промышленности снизились практически по всем товарным группам ТН ВЭД.

Доля экспорта машин и оборудования в январе-ноябре 2009 года составила 4,4% (в январе-ноябре 2008 года – 2,6%). Стоимостной объем поставок средств наземного транспорта (кроме железнодорожного) увеличился на 19,9%; вместе с тем сократились поставки электрооборудования – на 6,2%, механического оборудования – на 6,0%.

Доля экспорта лесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий в январе-ноябре 2009 года составила 2,7% (в январе-ноябре 2008 года – 2,3%). По сравнению с январем-ноябрем 2008 года снизились физические объемы экспорта необработанных лесоматериалов на 43,0%, фанеры – на 2,0%, целлюлозы – на 19,7%. Физические объемы экспорта бумаги газетной и пиломатериалов возросли на 10,3% и 2,0% соответственно.

Доля экспорта продовольственных товаров в январе-ноябре 2009 года составила 2,6% (в январе-ноябре 2008 года – 1,2%). Стоимостной объем поставок продовольственных товаров возрос по сравнению с январем-ноябрем 2008 года на 36,2%, а физический – на 84,0%, в основном, за счет экспорта пшеницы, ячменя, семян подсолнечника и масла подсолнечного.

В структуре экспорта в страны СНГ в январе-ноябре 2009 года доля топливно-энергетических товаров составила 41,0% от всего экспорта в эти страны, что на 0,7 процентных пункта ниже, чем в январе-ноябре 2008 года. Стоимостной объем экспорта топливно-энергетических товаров снизился по сравнению с январем-ноябрем 2008 года на 40,3%, а физический – на 4,8%. Снизились физические объемы экспорта нефти на 13,0%, угля каменного – на 44,8%, нефтепродуктов – на 35,0%, в том числе: бензина автомобильного – на 7,8%, дизельного топлива – на 48,9%, мазута – на 63,6%. Поставки природного газа увеличились на 68,6%.

В товарной структуре экспорта в страны СНГ доля металлов и изделий из них в январе-ноябре 2009 года составила 12,4% (в январе-ноябре 2008 года – 13,0%). Стоимостной объем данной товарной группы снизился по сравнению с январем-ноябрем 2008 года на 41,8%, а физический на 27,7%. Снизились физические объемы экспорта полуфабрикатов из железа и нелегированной стали на 21,3%, проката плоского из железа и нелегированной стали – на 46,6%.

Доля машин и оборудования в январе-ноябре 2009 года составила – 15,8% (в январе-ноябре 2008 года – 19,0%). Снижение стоимостных объемов экспорта продукции машиностроения наблюдалось по всем товарным группам ТН ВЭД.

Удельный вес продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в товарной структуре экспорта в страны СНГ в январе-ноябре 2009 года составил 9,6% (в январе-ноябре 2008 года – 7,3%), продукции химической промышленности – 10,2% (10,3%), лесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий – 5,3% (4,3%). Стоимостные объемы экспорта указанных товарных групп снизились по сравнению с январем-ноябрем 2008 года на 19,6%; 39,6% и 24,9% соответственно.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Происходящие во внешнеэкономическом комплексе России преобразования коренным образом меняют и облик российской экономики. Значение этих перемен важно с точки зрения их воздействия на взаимоотношения Российской Федерации с Европейским союзом, США, странами Центральной и Восточной Европы, а в конечном итоге - и на всю систему международных экономических отношений.

Сфера внешней торговли дает огромные возможности для становления и развития экономики, формирования бюджета страны, поддержания благосостояния народа. Нынешняя модель взаимодействия России с мировым рынком не соответствует ни ее потенциальным возможностям, ни долговременным экономическим интересам.

Успехи, а равно и неудачи в торговле не являются чем-то статичным. Конкурентоспособность по отдельным видам продукции может варьироваться от компании к компании, когда изменения на рынке или внедрение новых технологий делает возможным выпуск более дешевых изделий улучшенного качества. История и опыт свидетельствуют, что целые страны, обладающие определенными преимуществами, скажем, в стоимости трудовых или природных ресурсов, могут утратить конкурентоспособность некоторых своих товаров или услуг по мере своего экономического развития. При наличии стимулов, которые предоставляет открытая экономика, однако, они быстро приобретают конкурентоспособность в каких-нибудь других областях. Этот процесс, как правило, является постепенным, так как в той мере, в какой системе торговли дозволено функционировать без каких-либо сдерживающих факторов протекционизма, фирмы заинтересованы в адаптации своей деятельности к новым условиям, причем это происходит достаточно целенаправленно и относительно безболезненно.

Однако, без создания механизма эффективной поддержки национальных производителей, и, прежде всего, в сельском хозяйстве, зависимость России от экспорта сырья и импорта продовольствия останется самым чувствительным звеном для экономики страны в отношениях с мировой хозяйственной системой.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


1. Баринов В. А. Внешнеэкономическая деятельность: Учебник / В. А. Баринов. – ИНФРА – М, 2006. – 365 с.

2. Корниенко О. Международная экономика / О. Корниенко. – Феникс, 2008. – 289 с.

3. Курдов В. М. Мировая экономика / В. М. Кудров. – М.: ОАО «Издательство Экономика», 2009. – 377 с.

4. Фалькович Е. Б. Мировая экономика: учебник для вузов – («Gaudeamus») / Е. Б. Фалькович, А. Ф. Шишкин, Н. В. Шишкина. – Академический проект, 2008. – 601 с.

5. Щебарин Ю. А. Мировая экономика: учебник / Ю. А. Щебарин. – ЮНИТИ – ДАНА, 2006. – 169 с.

6. Официальный сайт федеральной таможенной службы Российской Федерации www. customs.ru

Похожие работы:

  1. • Изменение товарной и географической структуры мировой ...
  2. •  ... товарной и географической структуры внешней торговли ...
  3. • Внешнеторговый оборот Российской Федерации ...
  4. • Экономика Дальнего Востока
  5. • Политика внешней торговли России: тенденции и закономерность
  6. • Внешняя торговля РФ со странами дальнего зарубежья
  7. • Источники статистической информации о внешней торговле ...
  8. • Анализ внешних связей Японской экономики
  9. • Внешняя торговля России со странами с развитой ...
  10. •  ... ее регулирования. Анализ внешней торговли России
  11. • Анализ внешней торговли США в 1990-1997 гг.
  12. • Экономико-статистический анализ внешней торговли ...
  13. • Особенности развития внешней торговли в России
  14. • Нетарифные методы госрегулирования внешней торговли
  15. • Место и роль России в современной мировой торговле
  16. • Внешняя торговля России
  17. • Международное разделение труда
  18. • Современные тенденции развития внешней торговли Китая
  19. • Учебный материал по мировой экономике
Рефетека ру refoteka@gmail.com