Рефетека.ру / Бухгалтерский учет и аудит

Курсовая работа: Аудит и консалтинг: проблемы и перспективы

Курсовая работа

«Аудит и консалтинг: проблемы и перспективы»

Содержание


Введение

1. Понятие о консалтинге и аудите

2. История консалтинга и аудита

3. Аудит и консалтинг в современной России: проблемы и перспективы

Заключение

Литература

Введение


С переходом к рыночным отношениям экономическая жизнь в стране пополнилась множеством новых понятий и терминов. Среди них далеко не последнее место занимают понятия «консалтинг» и «аудита».

В настоящее время резко возрос спрос на услуги по внедрению научных знаний по экономике управления. Появился новый вид интеллектуальных услуг, который связан с решением сложных проблем организаций, предприятий в сфере управления и организованного развития – консалтинг, что означает консультирование. Консалтинг обычно функционирует на коммерческой основе. В сфере мирового консалтинга занято более 700 тыс. человек. Конкуренция в этой сфере предъявляет высокие требования к качеству такого рода услуг. В зависимости от назначения консалтинга и роли консультанта и клиента принято выделять следующие виды консультирования: экспертное, процессное и обучающее. При экспертном консультировании выполняются диагностика, разработка решений и рекомендации по их внедрению. Клиент обязан обеспечить необходимой информацией и сделать оценку предоставленных результатов. При процессном консультировании консультант постоянно взаимодействует с клиентом при оценке идей, решений и результатов внедрения. При обучающем консалтинге консультант предоставляет клиенту теоретическую и практическую информацию в форме лекций, семинаров, пособий.

В России особое значение приобрело консультирование по вопросам антикризисного управления предприятием, где рассматриваются направления: стратегический менеджмент, антикризисная маркетинговая политика, реинжиниринг, менеджмент неплатежеспособных предприятий, управление риском, контроль и контроллинг, обеспечение безопасности компании, ликвидация несостоятельных предприятий. Потребность в консалтинге постоянно растет. В условиях переходной экономики спрос на специалистов различных областей бизнеса, сопряженных с реализацией экономических программ, существует и продолжает расти.

С появлением регулирующих документов «Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации», постановление Правительства РФ «Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности», правил (стандартов) аудиторской деятельности в РФ, аудит в РФ вышел на качественно новый этап развития. В настоящее время можно говорить, что в России уже сформировался рынок аудиторских услуг. Во всем мире любая уважающая себя коммерческая организация обязательно подтверждает свою отчетность заключением аудитора. Этим она резко увеличивает доверие к себе со стороны потенциальных пользователей отчетности – учредителей, инвесторов, кредиторов, банков, покупателей, поставщиков и др. А такое доверие значит для предприятия очень много.

Таким образом, актуальность темы курсовой работы очевидна. Наша цель – показать значение консалтинга и аудита для развития международного и российского управления бизнесом. В задачи работы также входит:

- раскрыть теоретическое представление о консалтинге и аудите в мировой экономической науке;

- проследить историю возникновения и развития консалтинга и аудита как в международной, так и в отечественной экономической практике;

- показать основные особенности и тенденции развития аудиторско-консалтинговых услуг в современной России.

Разумеется, данная работа не претендует на исчерпывающий анализ данной чрезвычайно широкой проблемы. В одной из интерпретаций закона Мэрфи сказано: «Если рассмотреть проблему достаточно внимательно, то Вы увидите себя частью этой проблемы». В этой глубокомысленной фразе, по сути, и заключается суть настоящей работы - ощутить всю важность проблематики развития этих на сегодняшний день отраслей мировой бизнес-индустрии для экономического развития современной России. Общеизвестно, что ничто не возникает просто так. Любые процессы, социально-экономические изменения, имеющие, казалось бы, поверхностный, скопированный в духе подражания кому или чему-либо характер, на самом деле характеризуются объективными причинами. Это напрямую касается и российского аудита и консалтинга.

1. Понятие о консалтинге и аудите


Существует много определений термину «консалтинг». Не вдаваясь в теоретические споры, остановимся на следующем толковании данного вида деятельности. Консалтинг – вид бизнеса, при котором корпоративный клиент обращается за советом или помощью к независимым экспертам (советникам, консультантам) для решения одной или нескольких насущных задач. В общем случае консалтинговая деятельность может включать анализ бизнес-процессов клиента, оптимизацию управления на основе научно-технических инноваций, передового опыта других компаний, а также анализ возможных перспектив развития предприятия и обоснование предложенных стратегий.

На практике консультанты готовы помочь в управленческой, экономической, финансовой, инвестиционной деятельности организации, стратегическом планировании, оптимизации общего функционирования фирмы.

Современный набор консалтинговых услуг на Западе сложился в 1950 - 60-е годы, которые называют «золотым веком консалтинга». В Европейском справочнике-указателе консультантов по менеджменту в настоящее время выделено 84 вида консалтинговых услуг, объединяемых в 8 групп.

Рассмотрим основные задачи, которые выполняют консультанты консалтинговых компаний:

1. Консультанты по общему управлению решают проблемы, связанные с самим существованием бизнеса и его перспективами.

2. Консультанты по административному управлению решают проблемы, связанные с ведением бизнеса, т.е. помогают оптимизировать управление организацией.

3. Консультанты по финансовому управлению оказывают помощь в решении трех основных задач:

а) поиск источников финансирования и эффективного его использования;

б) анализ финансовой деятельности организации и повышение ее эффективности;

в) перспективное укрепление финансового положения организации.

4. Консультанты по управлению кадрами содействуют менеджерам в оптимизации привлечения и использования человеческого ресурса.

5. Консультанты по маркетингу содействуют такому функционированию организации, при котором производимая продукция будет куплена потребителем.

6. Консультанты по организации производства решают задачи, связанные с инжинирингом, аудитом и контролем качества и т.д.

7. Консультанты по информационным технологиям решают задачи, связанные с проектированием и внедрением информационных технологий на предприятии.

8. Консультанты по специализированным услугам решают специализированные задачи, не связанные ни с одним из перечисленны видов услуг, и отличающиеся от них по методам, по объектам или по характеру внедряемых знаний.

Существует ли единая методика оценки эффективности консалтинговых услуг? Как оценить эффективность работы того или иного консультанта? Какими критериями должен руководствоваться заказчик, выбирая консалтинговую компанию?

Однозначных ответов на данные вопросы тоже не существует. Прежде чем отдавать предпочтение той или иной консалтинговой компании, заказчику необходимо, прежде всего, четко определиться с целями и задачами. Какую проблему компания, в конечном итоге, хочет решить с помощью консультанта? Также следует определить возможный бюджет данного проекта. Существует две принципиально различные стратегии: обратиться к «консалтинговому гиганту», или же к маленькому игроку. Большие консалтинговые корпорации, как правило, имеют за плечами огромный опыт и безупречную репутацию. У них в запасе есть отработанные, проверенные временем процедуры, что является несомненным плюсом. В таких компаниях работают профессионалы высочайшего класса, потому что у компании есть средства и желание инвестировать в своих сотрудников.

По словам Санала Ушанова, партнера финансовой практики компании Accenture: «Главным активом Accenture являются сотрудники. Мы уделяем большое внимание постоянному повышению квалификации наших специалистов. Каждый специалист на протяжении всей своей карьеры в Accenture проходит интенсивные тренинги для получения навыков в сфере управленческого консультирования и информационных технологий, включая 750 часов для начинающих в течение первых пяти лет» [24] Однако стоимость таких консультантов зачастую бывает слишком высока для малого и среднего бизнеса. В этом случае, на помощь приходят небольшие консалтинговые фирмы. Они являются довольно гибкими, просят за свои услуги намного меньше, однако способны предоставлять действительно качественные услуги в узких областях своей компетенции.

Тесно связанным с консалтингом является понятие «аудит». В экономической литературе, как в зарубежной, так и в отечественной, встречаются различные трактовки и определения аудита:

1) Согласно глоссарию международных терминов контроля, audit (ревизия) - обзор деятельности и операций организации для того, чтобы убедиться, что они выполняются в соответствии с утвержденными целями, бюджетом, правилами и стандартами.

2) Адъюкт-профессор по бухгалтерскому учету Высшей коммерческой школы Парижа Ж. Леворш формулирует понятие аудит следующим образом: «аудит - систематический процесс получения и оценки доказательств достоверности данных по поводу экономических действий и событий, установления степени соответствия этих данных установленным критериям и сообщения результатов заинтересованным пользователям» [19].

3) По определению Э.А. Аренса и Дж. К. Лоббека аудит представлен, как процесс, посредством которого компетентный независимый работник накапливает и оценивает свидетельства об информации, поддающейся количественной оценке и относящейся к специфической хозяйственной системе, чтобы определить и выразить в своем заключении степень соответствия этой информации установленным критериям.

4) Любому пользователю аудиторской информацией стало бы понятней другое определение, которое непосредственно вытекает из всех ранее отмеченных. Аудит - это процесс уменьшения до приемлемого уровня информационного риска для пользователей финансовых отчетов.

5) В Федеральном законе «Об аудиторской деятельности в РФ» от 6 августа 2001 года № 119-ФЗ дается следующее определение аудита: «аудиторская деятельность (аудит) – это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей» [тамже].

Цель аудита - выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству. Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяетпользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. При этом аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством уполномоченными органами государственной власти. В отличие от последнего аудит не является обязательным, но полученные на основании аудиторской проверки от профессионалов рекомендации не будут лишними для руководства компании. В первую очередь, он помогает избежать многих ошибок и вовремя их скорректировать. Аудитор - это не представитель контролирующих органов, а, прежде всего, консультант. Одна из частых целей аудита - минимизировать налоговые риски, разработать рекомендации для подготовки к текущей налоговой проверке. Руководителю же аудиторская проверка поможет понять, насколько эффективна система внутреннего контроля в организации, и получить конкретные рекомендации по улучшению работы. Для финансового работника общение с профессиональным аудитором или консультантом - это способ повысить квалификацию.

На макроэкономическом уровне аудит выступает как элемент рыночной инфраструктуры, необходимость функционирования которого определяется, как минимум, следующими двумя обстоятельствами:

- бухгалтерская отчетность может быть подвержена искажениям в силу ряда факторов, в частности применения оценочных значений и возможности неоднозначной интерпретации фактов хозяйственной деятельности;

- степень достоверности бухгалтерской отчетности, как правило, не может быть самостоятельно оценена большинством пользователей из-за затрудненности доступа к учетной и прочей информации, а также многочисленности и сложности хозяйственных операций, отражаемых в бухгалтерской отчетности экономических субъектов.

Аудит выполняется аудитором, назначенным руководством компании в соответствии с требованиями национального законодательства. Его результаты служат основанием для принятия квалифицированных управленческих решений. С помощью аудита клиенты компании получают подтверждение реальности опубликованных данных о деятельности компании.

Аудит можно классифицировать в соответствии с выполняемыми функциями на три группы, называемыми также «вариантами» аудита:

Аудит финансовой отчетности представляет собой сбор информации касающейся представленной финансовой отчетности и определение степени достоверности этой информации общепринятым принципам бухгалтерского учета.

Аудит на соответствие требованиям предназначен для выявления соблюдения предприятием конкретных правил, норм, законов, инструкций, договорных обязательств, которые оказывают воздействие на операции или отчеты.

Операционный аудит используется для проверки процедур и методов функционирования предприятия, для оценки производительности и эффективности. Его можно эффективно использовать для контроля за выполнением бизнес-планов, смет, различных целевых программ, работой предприятия и др. Иногда такой аудит называют аудитом эффективности работы или деятельности администрации.

В зависимости от положения аудитора к клиенту различают также внешний и внутренний аудит. Под внешним аудитом понимают независимую экспертизу и анализ публикуемой финансовой отчетности хозяйственного субъекта с целью определения ее достоверности, полноты и соответствия законодательству, а также консультированием по учетным, налоговым, финансовым, организационным и другим вопросам. Внутренний аудит, в отличие от внешнего, осуществляется работниками самого предприятия (самостоятельным структурным подразделением или управлением) и предназначен для внутрихозяйственного контроля финансового состояния, источников затрат, диагностирования системы управления, выявления резервов и обеспечения администрации рекомендациями по повышению эффективности экономики предприятия.

С позиции требования законодательства различают обязательный и инициативный аудит:

Обязательный аудит. Этот вид аудита предусматривается законодательством и предприятие обязано для проверки финансово- хозяйственной деятельности приглашать аудиторов. Обязательный аудит проводится аудиторскими организациями. При проведении обязательного аудита в организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта РФ составляет не менее 25%, заключение договоров на оказание аудиторских услуг должно осуществляться по итогам проведения открытого конкурса.

Инициативный (добровольный) аудит, проводится по инициативе собственников предприятия либо других лиц (субъектов), в случаях, когда законодательство прямо не предусматривает обязательность аудита. Характер и масштабы такой проверки зависят от желания клиента.

По назначению выделяют:

Налоговый аудит – это аудиторская проверка правильности и полноты начисления и уплаты налогов, соблюдения налоговой политики.

Ценовой аудит – это проверка обоснованности установления цены на заказ. Применяется в развитых странах при проверке обоснованности бюджетных ассигнований (например, расходов на оборонный заказ).

Специальный аудит (экологический, операционный и др.) – это проверка конкретных аспектов, соблюдения определенных процедур, норм и правил, обычно с целью подтверждения законности, добросовестности и эффективности деятельности управляющих, правильность составления налоговой отчетности, использования социальных фондов и др.

Аудиторы по своему усмотрению выбирают время проведения аудиторы и распределяют по срокам его отдельные стадии. Взаимодействие сторон регламентируется и определяется договором на проведение аудита, который должен заключаться с аудитором, выбранным владельцами компании. Как правило, консалтинговые компании и выступают в роли независимых аудиторов, и уже на основании аудиторской проверки предоставляют свои консалтинговые услуги.

В реальной бизнес-практике независимые аудиторско-консалтинговые компании сами подбирают себе клиентов. На сегодняшний день существуют специальные стратегии такого выбора.

В экономической литературе всех клиентов аудиторско-консалтинговых компаний принято подразделять на 2 группы: формально-официальные клиенты, желающие получить положительное аудиторское заключение с минимальными трудозатратами и более короткими сроками проведения аудиторской проверки, и неформальные. К последним относятся клиенты, заинтересованные в достоверной информации о финансово.- хозяйственной деятельности организации. В этом случае аудиторы одновременно выступают и как внешние, и как внутренние. Чтобы снизить риск неудачи аудиторской проверки, аудиторы должны иметь надлежащие критерии оценки потенциальных клиентов. К ним относятся:

- оценка характера отрасли,

- оценка целей аудиторской проверки у данного клиента и возможного использования его результатов;

- предварительная оценка потенциальной трудоемкости и сложности аудита, а также аудиторского риска;

- оценка причин смены аудиторов;

- знакомство с оговорками прежних аудиторских заключений;

- аналитическая проверка отчетности;

- предварительное знакомство с состоянием бухучета и отчетности, а также с текущими и предстоящими проблемами клиента;

- выяснение характера и проблем взаимоотношений с налоговыми органами, банками, партнерами, акционерами и другими потребителями информации;

- оценка собственной способности аудиторской фирмы или аудитора к выполнению работы с точки зрения наличия соответствующего персонала, знания отрасли клиента.

В крупных аудиторских фирмах используются контрольные листы, на основании которых осуществляется оценка потенциальных клиентов по шкале риска от низкого до высокого. Если результаты перечисленных или других процедур обнаруживают высокий риск аудита или задача оказывается слишком сложной и трудоемкой, клиенту отказывается в проверке.

В международной аудиторской практике сложился строго соблюдаемый кодекс профессиональной этики аудиторской деятельности. Такой строго регламентированный кодекс профессионального поведения предназначен в первую очередь для поддержания высокой репутации данной профессии, ее морального имиджа. Необходимость в нем обусловлена также повышенной ответственностью указанных специалистов перед собственниками организации, деятельность которой проверяют, государством, инвесторами, кредиторами, персоналом организации и т.д. Потребность в особых правилах поведения аудитора во время проверки и по отношению к другим сторонам его деятельности и профессионального статуса, по мнению ученых, вызвана рядом обстоятельств:

- роль независимого эксперта, которую выполняет аудитор, предполагает, что не должно возникать сомнений в честности, непредвзятости, высоком уровне квалификации аудитора, его порядочности и других моральных качествах.

- аудитор в проверяемой организации и вне ее имеет деловые, служебные отношения с большим кругом лиц. В ходе проверки он вынужден обращаться к ним с письменными и устными запросами. Чтобы получить обстоятельный и обоснованный ответ, нужно уметь располагать людей к себе, в том числе профессиональным поведением, умением правильно формулировать вопросы, внимательно относиться к ответам, тактично проявлять профессиональный скептицизм по поводу их содержания.

- в процессе проверки и вне ее аудитору самому приходится отвечать на многочисленные вопросы бухгалтеров и других работников организации, консультировать их, разъяснять положения новых нормативных документов. Эти ответы и консультации должны быть основаны на глубоком знании предмета. Аудитор не имеет права советовать клиенту, как обойти закон, обмануть партнеров по бизнесу, нарушить налоговые требования.

- аудитору необходимо уметь защищать свое мнение, свое заключение не только перед клиентом, но и перед любой другой инстанцией.

- по итогам проверки аудитор выступает перед собранием акционеров, пайщиков или других собственников, где кроме оглашения своего заключения должен открыто и честно сказать им о выявленных им нарушениях законодательства, фактах бесхозяйственности, обнаруженных приписках, подлогах и других искажениях отчетности.

Главные требования кодекса этики аудиторов определены Международной федерацией бухгалтеров. Они служат основой для разработки этических требований, подробных правил и стандартов поведения в каждой стране, где осуществляется аудит. На основе Международного кодекса этики профессиональных бухгалтеров в РФ принят Кодекс профессиональной этики аудиторов, который утвержден Аудиторской палатой России 04.12.1996 г. В настоящее время действует Кодекс этики аудиторов России, принятый Советом по аудиторской деятельности при Минфине РФ 28.08.2003 [16]. Международный кодекс этики устанавливает стандарты поведения профессиональных бухгалтеров и излагает основные принципы, которые должны соблюдаться профессиональными бухгалтерами для достижения общих целей в разных странах:

- владение определенными интеллектуальными умениями, приобретенными посредством подготовки образования;

- приверженность общему кодексу ценностей и поведения, принятому соответствующим административным органом, в том числе поддержка объективной точки зрения;

- осознание своего долга перед обществом в целом.

Естественно, ввиду всей ее важности для экономики, государство не оставляет своим вниманием аудиторскую деятельность. Кроме того, у него, как правило, есть свои аудиторские организации, которые занимаются проверкой государственной финансовой документации (например, Счетная Палата в РФ). На сегодняшний день существуют различные подходы к государственному контролю аудиторов.

Для стран Западной (континентальной) Европы характерна жесткая система регламентации аудиторской деятельности. Государственное регулирование здесь построено на законодательных актах, охватывающих всех участников аудиторской деятельности и все связи между ними. Государственным органам предоставлены полномочия по аттестации и лицензированию, контролю качества, лишения лицензий и др. Устанавливается обязательный характер стандартов аудиторской деятельности. Роль профессиональных объединений незначительна и ограничивается участием в подготовке и обсуждении законодательных актов, защите и представлению интересов членов организаций.

Другая модель характерна для США и Великобритании. Для нее характерна относительная самостоятельность аудиторских организаций. Ведущая роль принадлежит профессиональным организациям, которые проводят аттестацию, контроль качества аудита, разрабатывают стандарты и нормы аудита. Государственное регулирование осуществляется в рамках общего регулирования экономики и других сфер. Характерно существование нескольких типов аудиторов – независимые, внутренние, государственные, аудиторы-контролеры и др. Для данной модели характерно, что профессиональные принципы, нормы, правила, признаваемые аудиторскими организациями и аудиторами занимают центральное место в системе регулирования. Дополнительно выделяют смешанную модель – южноамериканскую, она характерна для стран бывших колоний, и зависит от того, какая страна была колонизатором.

В настоящий момент в России применяется Европейская концепция регулирования аудиторской деятельности (с жесткой системой государственного регулирования).

2. История консалтинга и аудита


Аудит и консалтинг, как экономические явления, сейчас сросшиеся почти неразрывно, возникли и долгое время развивались практически независимо друг от друга.

Еще в глубокой древности у властителей были советники, зачастую выполняющие роль современных консультантов. Но если говорить о консалтинге в современном понимании, то он представляет собой сравнительно молодое экономическое явление, окончательно оформившееся только к началу XX века. Исторически первым возникает управленческий консалтинг, который зародился в ходе промышленной революции, когда начали появляться первые фабрики, а также связанные с этим институциональные и общественные преобразования. Консалтинг становится возможным, когда процесс общения и структуризации управленческого опыта достигает развитой стадии. Следовательно, должны быть выявлены и описаны различные методы и принципы консультирования, а предприниматель должен иметь уровень неудовлетворенности своим положением и желание совершенствовать свои дела и методы управления. Первые условия для этого были созданы лишь во второй половине XIX в., когда зародилось движение научного управления. Консультирование на основе научного управления концентрировалось на вопросах производительности и эффективности работы фабрики, рациональной организации труда и снижении издержек производства. Такое консультирование называли организацией производства, а консультантов – экспертами по эффективности.

В начале XX в. область деятельности консалтинга возросла. Появились первые профессиональные консультанты, такие, как Фредерик Тейлор, Артур Д. Литтл, Тоуэрс Пэррин и Гаррингтон Эмерсон. Последние двое основали первые консалтинговые фирмы. В 1914 г. в Чикаго Эдвин Буз основал службу деловых исследований «Буз-Аллен энд Хамилтон». Появились консалтинговые фирмы по управлению человеческими ресурсами, по управлению сбытом и маркетингом, а также по управлению финансовыми ресурсами. В 1925 г. Джеймс О. МакКинси и Эндрю Томас Карни в партнерстве основали компанию, давшую впоследствии начало двум крупнейшим в мире консалтинговым фирмам – «МакКинси энд Компани» и «А.Т. Карни». В 20 - 30е годы после «великой депрессии» управленческий консалтинг завоевал признание во всех промышленно развитых странах. Однако его объем и области применения оставались ограниченными. Их услугами пользовались в основном крупные промышленные фирмы. Почти одновременно появился спрос на консультирование государственного сектора и военного комплекса, что сыграло немаловажную роль во время второй мировой войны.

Послевоенный период называют «золотыми годами» консультирования. Именно в то время спрос на консалтинговые услуги начал расти особенно интенсивно. Это было обусловлено послевоенным строительством, ростом деловой активности, ускорением технологического прогресса, интернационализацией промышленности, торговли и финансов. Большинство консалтинговых фирм, созданных в те годы, существуют и в настоящее время и занимают лидирующие позиции. Например, «РА» (Великобритания) в 1943 г. имела лишь 6 консультантов, в 1963 г. – 370, а в 1984 г. – более 1300 консультантов в 22 странах. Появилась концепция реструктуризации, т.е. разукрупнение предприятий и слияние – образование стратегических альянсов и совместное использование ресурсов для повышения гибкости предприятий и сокращения управленческих издержек.

Консалтинг получил столь широкое распространение, что в США в 70-е годы на каждые 100 управляющих в промышленности приходился 1 консультант. В 80-е годы появился термин «консультантовооруженность», который определяется отношением общего числа жителей страны к числу консультантов. В Японии этот показатель равен 2,5 тыс.чел.; в США – 4,5; в странах Западной Европы – 12,5; в развивающихся странах – 250-300.

С начала 60-х годов управленческим консультированием начали заниматься и бухгалтерские фирмы «Большой восьмерки»: Arthur Andersen; Arthur Young; Coopers and Lybrand; Deloitte Haskings and Sells; Ernst and Whinney; Peat, Marwick, Mitchell; Price Waterhouse; Touche Ross. Впоследствии некоторые из вышеперечисленных фирм объединились и образовалась «Большая шестерка»: Arthur Andersen; Ernst and Young; Coopers and Lybrand; Deloitte and Touche; KPMG; Price Waterhouse. В 1998 г. намечалось слияние KPMG с Ernst and Young и Price Waterhouse с Coopers and Lybrand. Однако произошло слияние только у Price Waterhouse с Coopers and Lybrand. Следовательно, крупнейшие аудиторско-консалтинговые компании называют теперь «Большой пятеркой».

В мае 1987 г. в Париже состоялась Всемирная конференция консультантов по управлению. В ней приняли участие консультанты из 231 консалтинговой фирмы из Великобритании, США, Аргентины, Австралии, Бельгии, Бразилии, Голландии, Дании, Канады, Китая, ФРГ, Финляндии, Франции, Исландии, Индии, Ирландии, Италии, Японии, Монако, Норвегии, Португалии, Испании, Швеции, Швейцарии и Филиппин. Эта конференция открыла новую эру развития консалтинга. В последующие годы наблюдался особый рост консалтинговых услуг во всем мире.

Аудит первоначально был не чем иным, как простой проверкой и подтверждением достоверности бухгалтерских документов и отчетности. Как система контроля финансов онизвестен с глубокой древности. Уже в Древнем Риме II в. до н. э. появилась похожая должность квесторов – финансовых контролеров, осуществлявших контроль за государственными бухгалтерами на местах. Отчеты квесторов направлялись в Рим и выслушивались экзаменаторами [14]. Такая практика и дала термин «аудитор» от латинского «слушать». Сама по себе ревизионная деятельность – ровесница государству. Дошедшие до нас письменные источники свидетельствует о существовании специальных контролирующих органов не только в Древнем Риме, но и намного древнее – в Древнем Египте и Вавилоне [4]. В древнем мире имела место в основном публично-правовая отчетность. Так, если верить Геродоту, на пирамиде Хеопса вырезано, сколько чеснока, редиски, лука и других продуктов было выдано людям, занятым на строительстве пирамиды, общая стоимость которой составила 1500 талантов. До нас дошел отчет, вырезанный на стене Парфенона, согласно которому стоимость строительства составила 469 талантов.

Более широкое развитие аудит получает в Средние века в англоязычных странах и, в первую очередь в Англии, считающейся родиной современного аудита. Официально такая должность при английском королевском дворе упоминается в документах XII – XIV вв. [23; 12]

Аудиторы в основном рассматривали первичные документы, регистры бухгалтерского учета, а также составленную на их основе бухгалтерскую отчетность. Только затем аудит стал системно–ориентированным. При этом практикующие аудиторы – профессионалы стали более внимательно изучать взаимоотношения между людьми (между организаторами и исполнителями бизнеса своих клиентов), составляющими и использующими бухгалтерские документы и записи. Первые независимые аудиторы появились в XIX в. в акционерных компаниях Европы. Слово «аудит» в разных переводах означает «он слышит» или «слушающий». Так в духовных учебных заведениях называли отлично успевающего ученика, который по поручению учителя производил доверительную проверку других учащихся на предмет усвоения ими пройденного материала.

Независимые аудиторы могут работать индивидуально, но чаще они объединяются в фирмы и организации (это более эффективно), которые могут иметь различные наименования. В странах Запада сейчас функционируют десятки тысяч аудиторских фирм (только в США их более сорока пяти тысяч), от частных, состоящих из одного человека или нескольких бухгалтеров (таких фирм около 90 - 95 %), до огромных, играющих решающую роль в мировом аудите и считающихся транснациональными корпорациями.

Возникновение аудита связано с разделением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предприятием (администрация, менеджеры), и тех, кто вкладывает деньги в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы). Последние не могли и не хотели полагаться лишь на ту финансовую информацию, которую предоставляли управляющие и подчиненные им бухгалтеры предприятия. Достаточно частые банкротства предприятий, обман со стороны администрации существенно повышали риск финансовых вложений. Акционеры хотели быть уверены в том, что их не обманывают, что отчетность, представленная администрацией, полностью отражает действительное финансовое положение предприятия. Для проверки правильности финансовой информации и подтверждения финансовой отчетности приглашались люди, которым, по мнению акционеров, можно было доверять. Главными требованиями, предъявляемыми к аудитору, были его безупречная честность и независимость. Знание бухгалтерского учета не имело сначала основного значения, однако с усложнением бухгалтерского учета необходимым условием становится и хорошая профессиональная подготовка аудитора.

Как уже говорилось, сторической родиной современного аудита считается Англия, где с 1844 г. выходит серия законов о компаниях, согласно которым правления акционерных компаний обязаны приглашать не реже одного раза в год специального человека для проверки бухгалтерских счетов и отчета перед акционерами. До конца 40-х гг. XX века аудит в основном заключался в проверке документации, подтверждающей записанные денежные операции, и правильной группировке этих операций в финансовых отчетах. Это был так называемый подтверждающий аудит. После 1949 года независимые аудиторы стали больше внимания уделять вопросам внутреннего контроля в компаниях, полагая, что при эффективной системе внутреннего контроля вероятность ошибок незначительна и финансовые данные достаточно полны и точны. Аудиторские фирмы начали заниматься больше консультационной деятельностью, чем непосредственно аудиторскими проверками. Такой аудит получил название системно-ориентированного.

Третий этап развития аудита — его ориентация на возможный риск при проведении проверок или при консультировании, предупреждение и избежание риска; аудит, при котором исходя из условий бизнеса клиента проверка проводится выборочно, в основном там, где риск ошибки или мошенничества максимальный. В начале 70-х гг. началась разработка аудиторских стандартов. В Англии аудиторами именуются любые специалисты в области контроля за достоверностью финансовой отчетности, в том числе и работающие в государственных органах. Во Франции в области независимого финансового контроля действуют две профессиональные организации: бухгалтеров-экспертов, которые занимаются непосредственно ведением бухгалтерского учета, составлением отчетности и оказанием консультационных услуг в этой области, и комиссаров (уполномоченных) по счетам, обеспечивающих контроль за достоверностью финансовой отчетности. В США проверку достоверности финансовой отчетности осуществляет дипломированный общественный бухгалтер. Во всех развитых странах лицам, желающим приобрести профессию бухгалтера-аудитора, предстоят долгие годы учебы и практической деятельности, а также многочисленные экзамены. Представители Палаты аудиторов, организации, объединяющей всех лиц этой профессии, регулярно проверяют их работу, и исключение из Палаты аудиторов означает запрещение дальнейшей деятельности.

Если консалтинг в отечественной экономической практике был и остается пока экзотикой, то аудит в России имеет давнюю традицию. Исторически государственный финансовый контроль превалировал здесь над другими видами контроля. Само слово «аудит» появилось в России во времена Петра I. Институт аудиторов был введен в армии, где они занимались делами, связанными с расследованием имущественных споров. Должность аудитора совмещала в себе некоторые обязанности делопроизводителя, секретаря и прокурора. Аудиторов в России также называли присяжными бухгалтерами.

Попытки создания в России института аудита предпринимались не раз, как в дореволюционной России (в 1888-1889 гг. и в 1907-1912 гг.), так и в советское время (1929-1930 гг.). Нетрудно заметить, что это годы бурного экономического подъема и промышленного развития в нашей стране. Однако все они закончились неудачей, и лишь только в настоящее время, с крушением командной экономической системы и переходом к рыночным отношениям появилась эта возможность.

Становление аудита в России на современном этапе можно условно разделить на три стадии:

Первая стадия (1987 – 1991 годы) - стадия директивного внедрения аудита - когда была предпринята попытка создания предприятий аудиторского типа по инициативе государства. Директивное создание института аудиторства в стране было предпринято в период перестройки советской административно-командной экономики.

Вторая стадия (1991-1994 годы) - стадия стихийного возникновения аудиторских предприятий - после принятия законов «О собственности в РСФСР» и «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Стадия стихийного развития аудиторской деятельности приходилась на период с конца 1990 до конца 1993 года, т.е. до момента издания Президентом РФ Указа «Об аудиторской деятельности в РФ».

Третья стадия (с 1994 года и по настоящее время) - стадия регламентируемого аудита - с момента выхода Указа Президента РФ «Об аудиторской деятельности в РФ», положившего начало нормативного регулирования аудиторской деятельности в России по настоящее время. С изданием Указа Президента Российской Федерации № 2263 от 22.12. 1993 года «Об аудиторской деятельности в РФ» закончился период стихийного становления аудита и было положено начало его нормативного регулирования. Этим Указом были введены «Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации», вступившие в силу 29.12.1993 года. 7 августа 2001 года принят Федеральный закон от № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Тем не менее, профессиональная независимая аудиторская деятельность в России – явление достаточно новое, обусловленное переходом к рыночной экономике. В начале 90-х годов, когда по мере акционирования предприятий сократилась сфера государственного контроля и ведомственные ревизионные службы прекратили свое существование, начался процесс массового создания аудиторских фирм. Первая аудиторская фирма в нашей стране – «ИНАУДИТ» была создана в 1987г. в соответствии с постановлением СовМина СССР. Создание указанной фирмы равно как и многих других аудиторских фирм было связано с образованием совместных предприятий в различных отраслях народного хозяйства. Иностранные инвесторы оказали заметное влияние на возникновение и развитие в нашей стране аудиторства, существующего в экономически развитых странах с выше полутора столетий и заслужившего доверие предпринимательских кругов этих стран. Несмотря на быстрый, особенно в последние два года, рост количества аудиторских фирм в России, развития аудиторского дела в нашей стране существенно задержалось из-за отсутствия должной правовой базы.


3. Аудит и консалтинг в современной России: проблемы и перспективы


По данным агентства DISCOVERY Research Group, в ближайшем будущем российский рынок консалтинговых и аудиторских услуг ждут большие изменения. Крупные консалтинговые компании будут ориентироваться не только на гигантские корпорации, но и на малый и средний бизнес, проникая в регионы России. Также эксперты отмечают тенденцию к вытеснению мелких консалтинговых фирм с рынка более крупными, что означает консолидацию отрасли.

Наиболее быстрыми темпами среди всех направлений консалтинга сейчас развивается IT-консалтинг. По словам председателя совета директоров компании «КомпьюЛинк» Сергея Сульгина: «Одной из причин динамичного развития IT консалтинга в России является стремление коммерческих организаций непрерывно повышать эффективность бизнеса, посредством совершенствования IT инфраструктуры. Это ведет к постоянной модернизации различных компонентов информационной системы, внедрению новых приложений, закупке серверов и рабочих станций. Все это требует разработки IT-стратегии, проведения диагностики IT-системы, стандартизации, анализа возможностей аутсорсинга и целого ряда других шагов, некоторые из которых лучше поручить консультантам. Наша компания применяет как широко известные общедоступные методы, так и собственный методически оформленный подход, который показал свою применимость во многих успешных проектах». [17] Российский рынок IT-консалтинга сегодня настолько популярен, что притягивает внимание даже иностранных игроков. По данным Европейской федерации ассоциаций управленческого консалтинга (FEACO), информационные технологии наиболее востребованы сейчас и западным рынком. В Европе на IT приходится более 40% выручки, заработанной консультантами.

Такое доминирование в консалтинге информационных технологий объясняется просто. Большинство управленческих решений должно быть закреплено на длительный срок после ухода консультантов с предприятия. Способом закрепления становится программный продукт, либо обеспечивающий какой-то бизнес-процесс, либо увязывающий в единое целое многие бизнес-процессы компании-клиента. Перспективы развития этого сектора консалтингового рынка очень велики, однако отставание российских предприятий от своих западных коллег по информатизации пока очевидно.

Наибольшим успехов в России изначально пользовался налоговый и юридический консалтинг, тесно связанный с аудиторским услугами. Консалтинговая деятельность в России и сегодня неразрывно выступает в тандеме с аудиторской деятельностью, а точнее является чаще всего одной из сопутствующих услуг последней. В этом нет ничего удивительного, так как услуги по оптимизации налогообложения вполне логично следуют за аудиторскими услугами.

Аудиторская деятельность в России в настоящее время организуется с учетом опыта, сложившегося в мировой практике. Особенности регулирования аудита в России – регламентация централизованными органами - относят нашу страну к первой концепции регулирования аудиторской деятельности, характерной для стран континентальной Европы.

Сейчас в отечественном аудите также преобладает государственное регулирование. В нем можно выделить два аспекта: долговременный и оперативный. Первый из них связан в основном с созданием и вводом в действие законодательных и иных нормативных актов, второй - с воздействием на отдельные аудиторские организации: аудиторские фирмы и аудиторов - индивидуальных предпринимателей. Определяющим из них является первый, поскольку действие второго в значительной степени именно на нем и базируется. А первый канал реализуется преимущественно через систему нормативного регулирования аудиторской деятельности.

Правовое регулирование представляет собой деятельность государства по внесению организованности, упорядоченности в различные сферы хозяйства. К основным нормативным актам, регулирующим вопросы аудиторской деятельности в Российской Федерации, относятся:

- Гражданский кодекс Российской Федерации;

- Новый Федеральный закон от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ (16.01.2009) «Об аудиторской деятельности»

- Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

- Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» (в последней редакции).

- Постановление Правительства РФ от 06.02.2002 № 80 «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации»;

- Положение о лицензировании аудиторской деятельности, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 29.03.2002 № 190;

В России система нормативного регулирования аудиторской деятельности пока еще находится в стадии становления. Происходит процесс определения прав и обязанностей органов, регулирующих аудиторскую деятельность, определение роли и функций государственных и общественных аудиторских организаций.

В настоящее время в соответствии со ст. 18 ФЗ «Об аудиторской деятельности» функции федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством РФ. Для разработки единой политики в области аудита и обеспечения формирования, функционирования и развития системы аудита в Российской Федерации приказом Минфина РФ от 07.03.2002 № 47 утверждено Положение о департаменте организации аудиторской деятельности, которое является подразделением Минфина РФ.

Основной задачей Департамента организации аудиторской деятельности является обеспечение государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации. Для учета мнения профессиональных участников рынка аудиторской деятельности создается совет по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе. В состав Совета включаются представители федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие регулирование профессиональной деятельности организаций, подлежащих обязательному аудиту; представители аккредитованных профессиональных аудиторских объединений (не менее 51 процента от общего числа состава совета), представители государственных органов, Центрального банка РФ и пользователей аудиторских услуг. Положение о Совете по аудиторской деятельности при Министерстве финансов Российской Федерации, утверждено Приказом Минфина РФ от 03.06.2002 № 47н.

Согласно ст. 20 аккредитованное профессиональное аудиторское объединение – это саморегулируемое объединение аудиторов, индивидуальных аудиторов, аудиторских организаций, созданное в соответствии с законодательством РФ в целях обеспечения условий аудиторской деятельности своих членов и защиты их интересов, действующее на некоммерческой основе, устанавливающее обязательные для своих членов внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности и профессиональной этики, осуществляющее систематический контроль за их соблюдением, получившее аккредитацию в уполномоченном органе.

Для аккредитации профессионального аудиторского объединения в его составе должно состоять не менее 1000 аттестованных аудиторов и (или) не менее 100 аудиторских организаций. Аккредитация в уполномоченном федеральном органе состоит в официальном признании профессиональной аудиторской организации и ее регистрации. Любая аудиторская организация и любой индивидуальный аудитор могут являться членами по крайней мере одного аккредитованного профессионального аудиторского объединения. В федеральном законе также определены права аккредитованных аудиторских объединений, которые представлены в приложении.

В случае аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности аудиторской организации или индивидуального аудитора они исключаются из состава всех аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, членами которых он являются, без повторного вступления как в эти, так и другие аккредитованные объединения на срок, установленный уполномоченным федеральным органом, но не более трех лет со дня аннулирования лицензии у данной аудиторской организации или индивидуального аудитора.

Кто же такой аудитор в России сегодня? В соответствии со ст. 3 старого ФЗ «Об аудиторской деятельности» (2001 года) аудитором является физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом, и имеющее квалификационный аттестат. Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности – это проверка квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью, проводимая в форме квалификационного экзамена. Лицам, успешно сдавшим данный экзамен, выдается квалификационный аттестат аудитора, которые не имеет ограничения срока своего действия.

К претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора предъявляются следующие обязательные требования:

- наличие документа о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, полученном в российских образовательных учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, либо наличие документа о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, полученном в образовательном учреждении иностранного государства, и свидетельство об эквивалентности указанного документа российскому документу государственного образца о высшем экономическом и (или) юридическом образовании;

- наличие стажа работы по экономической или юридической специальности не менее трех лет.

Программы проведения квалификационных экзаменов утверждает Минфин РФ. Каждый аудитор, имеющий квалификационный аттестат, обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения аттестата, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым Минфином РФ.

Кроме этого, аудиторская организация осуществляет свою деятельность по проведению аудита после получения лицензии на условиях и в порядке, предусмотренным ФЗ и законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности. Лицензирование аудиторской деятельности осуществляется Министерством финансов Российской Федерации. Лицензия на осуществление аудиторской деятельности выдается на срок 5 лет, который по заявлению лицензиата может продлеваться на 5 лет неограниченное количество раз.

На рынке консалтинга, как и на рынке аудита, сейчас в России очень велика концентрация. Около двух третей по-прежнему рынка приходится на компании зарубежного происхождения. Территориальная концентрация также высока. Доля компаний, расположенных в Москве, в совокупной выручке составляет 82%.

Чем крупнее предприятие, тем быстрее руководитель осознает, что по вопросам стратегического планирования и оргразвития необходимо обратиться к консультантам. Многие же руководители предприятий среднего масштаба хотя и осознают, что назрела потребность в стратегическом планировании, тем не менее, пытаются опираться на собственные силы. Однако именно такие предприятия находятся в ситуации, когда помощь извне особенно важна. Во-первых, в небольших компаниях, как правило, нет специалистов по стратегическому развитию, и гендиректору приходится абсолютно самостоятельно и подчас интуитивно выбирать направление для развития и реконструкции. Во-вторых, именно небольшие предприятия, не имея доминирующей доли на рынке, полностью зависят от конъюнктуры, а отследить ее тенденции собственными силами они не в состоянии.

По мере осознания клиентами пользы консалтинговых услуг и увеличения на них спроса ставки на услуги медленно, но верно растут. Причем растут даже быстрее, чем на аудиторские услуги. Обращает на себя внимание существенный разрыв в стоимости услуг консультантов в России и в Западной Европе. И это несмотря на то что ставки по России рассчитаны с учетом компаний «большой пятерки», услуги которых существенно дороже, чем у чисто российских компаний.

Основной потребитель консалтинговых и аудиторских услуг в России - промышленность. И это притом, что ВВП России более чем на половину создается в сфере услуг. Более четверти доходов консультанты получают от клиентов в нефтегазовой отрасли. Для сравнения, по данным Европейской федерации консалтинговых ассоциаций (FEACO), в других странах на все сырьевые отрасли приходятся лишь около 5% совокупной выручки.

Причин того, что нефтегазовая отрасль стала основным источником консалтинговых доходов, несколько. Во-первых, в посткризисный период (2000 – 2008 гг.) отрасль оказалась в наиболее выгодных финансовых условиях. Во-вторых, в отрасли существует жесткая конкурентная среда, предъявляющая довольно жесткие требования к управленческим решениям. В-третьих, в отрасли работают крупнейшие компании страны, имеющие сложные производственные и управленческие структуры. Это затрудняет самостоятельное решение проблемы повышения эффективности и требует обращения за помощью к профессионалам-консультантам.

В ВВП России наибольшая доля принадлежит торговле - 20%. Однако в этой сфере услуг очень много мелких фирм, не нуждающихся в консультационных услугах, хотя, несомненно, существует и сегмент, отвечающий сформулированным объективным критериям - жесткая конкуренция и крупные игроки. И в торговле именно компании этого сегмента выступают основными заказчиками консалтинга и аудита.

Что касается связи, то эта отрасль представляет собой сейчас идеальную клиентскую базу консультантов. Она сочетает агрессивную конкурентную среду, состоящую исключительно из крупных игроков, молодой развивающийся бизнес, применение высоких технологий. К тому же на сегодняшний день это наиболее динамично развивающийся сегмент российской экономики.

Какие же перспективы развития консалтинга и аудита в нашей стране? Прежде всего – дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы в этой сфере услуг и постоянный контроль государства за деятельностью аудиторских и консалтинговых компаний. В этой области основной упор делался на развитие независимого аудита. За государственными органами регулирования должны остаться функции утверждения стандартов, программ разработки стандартов и организация экспертизы проектов стандартов. При этом законодательство должно определять саму процедуру разработки и принятия стандартов с тем, чтобы она гарантировала полноправное участие негосударственных органов регулирования, а по существу, профессионального и бизнес-сообществ в разработке стандартов. Второе направление – создание инфраструктуры применения Международных стандартов финансовой отчетности. Государственной Думой принят во втором чтении проект закона «О консолидированной финансовой отчетности». Первая задача этого закона заключается в том, чтобы придать официальный характер консолидированной финансовой отчетности – той отчетности, которая в настоящее время представляет особый интерес для широких кругов пользователей. Вторая задача названного закона видится в том, чтобы создать механизм признания международных стандартов для применения на территории Российской Федерации.

Поправки в закон «Об аудиторской деятельности», которые были внесены Правительством РФ весной 2005 г. и приняты Государственной Думой в первом чтении, предусматривают комплекс мер, направленных на повышение качества аудита и общественного доверия к аудиторской профессии. Прежде всего речь идет об укреплении аудиторской профессии, развитии ее саморегулирования и повышении профессионального мастерства аудиторов. Важным представляется повышение общественного признания звания «аудитор», значения профессиональных стандартов и Кодекса этики аудиторов, упорядочение основ функционирования аудиторского рынка. Итогом же долгой и трудной работы по формированию современной нормативной базы аудиторской деятельности стал новый Федеральный закон от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» [2].

В ходе обсуждения основ функционирования аудиторского рынка в нашей стране на первый план выходит проблема взаимоотношений аудитора и аудируемого лица. Имеются в виду такие вопросы, как: обеспечение независимости аудитора; возможность оказания аудиторской организацией услуг по проведению аудита и налоговому консультированию; возможность проведения аудиторской организацией аудита отчетности компании и оказание ей же бухгалтерских услуг; необходимость введения ограничений на долю вознаграждения аудитора, получаемого от одного клиента; необходимость раскрытия сумм гонораров, выплачиваемых аудитору. Развитие саморегулирования профессии в настоящее время активно обсуждается прежде всего в аудиторском сообществе.

Не меньшее значение для успешного развития профессии имеет установление общественного надзора за аудиторской профессией. Внесенные в Государственную Думу Правительством РФ поправки в Закон «Об аудиторской деятельности» предусматривают создание специального органа, который бы осуществлял независимый надзор за развитием аудиторской профессии. Для этого предусмотрено создание Совета по аудиторской деятельности, большинство членов которого должны составлять не представители профессии, а представители пользователей отчетности и потребителей аудиторских услуг.

Заключение


Проникновения консалтинга и аудита практически во все сферы экономики страны свидетельствует о серьезном изменении мотивации руководителей предприятий, принимающих управленческие решения. Представители всех консалтинговых компаний, принявших участие в одном из экспертных опросов, в один голос свидетельствуют о качественно новых требованиях, которые предъявляют менеджеры фирм-клиентов к потенциальным консультантам-исполнителям.

Еще несколько лет назад соображения престижа при обращении в крупные международные компании играли не последнюю роль. В случаях выхода на международные рынки это было оправдано в большей степени, в других случаях - в меньшей. Процесс переговоров между клиентом и исполнителем подчас превращался в обычный процесс выяснения потребностей предприятия и возможностей консультанта. Обращаясь к консультантам, менеджер слабо представлял, что можно от них получить, и нередко формулировка его запроса сводилась в сущности к одному: «Помогите!». И обычно помощь требовалась в решении налоговых и юридических проблем.

Но сегодня ситуация изменилась. Привлечение квалифицированных менеджерских кадров и вложения в повышение квалификации управленческого персонала не прошли даром. Современный клиент консалтинговой компании - это топ-менеджер, который прекрасно разбирается в современных методах анализа, великолепно знает case-технологии. Причем акцент делается именно на конечный практический результат. Другими словами, умный совет, который «производит» консультант, теперь все чаще становится не конечным, а промежуточным итогом работы консалтинговой компании на проекте клиента. На плечи консультанта все чаще ложится теперь внедрение его собственных указаний (хотя первую скрипку здесь уже играет сам заказчик). Такой альянс на заключительной стадии проекта повышает и ответственность консультантов, и уверенность клиентов в принимаемых решениях.

Повышение квалификации руководящего состава российских предприятий и представление обо всем комплексе услуг консалтинговых компаний позволило менеджерам перейти от постановки частных проблем (оптимизация налогов, тренинг для персонала и т. п.) к более системному решению повышения эффективности предприятия (оценка предприятия - перевод финансовой отчетности на международные стандарты - оптимизация финансовых потоков включая оптимизацию налогообложения - системная интеграция - выход в «новую экономику» и т. д.).

И наконец, топ-менеджер на рынке консалтинговых услуг перестал походить на слепого котенка. Средства массовой информации сделали свое дело, и руководители предприятий представляют себе наработанный опыт и размах возможностей той или иной консалтинговой компании. Предприятия выбирают себе консультантов под проблему и, если считают это целесообразным, работают по различным вопросам с разными консультантами. А это говорит о создании здоровой рыночной конкуренции на рынке консалтинговых услуг, а значит и всего консалтинга в целом.

То же самое можно сказать и об аудите. За последние годы в России получил широкое распространение аудит как независимый, вневедомственный финансовый контроль, осуществляемый в целях установления достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также оказания иных аудиторских услуг по постановке и ведению бухгалтерского учета, составлению деклараций о доходах, консультированию в вопросах финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства. В таком качестве аудит служит интересам не только собственников, но и государства. По мере развития аудита, роста профессионализма аудиторов и накопления ими опыта работы идет наращивание консалтинговых услуг и не только по налоговым и юридическим вопросам, но и касающимся выработки более эффективных систем управления и хозяйствования. Таким образом, аудит приобретает все большее значение для решения насущных проблем привлечения инвестиций, укрепления финансов и подъема экономики страны. Однако дальнейшее развитие аудита требует укрепления его нормативной базы, сохранения основополагающих принципов аудиторской деятельности, без которых аудит утрачивает свою независимость и самостоятельность, становится разновидностью ведомственного контроля.

Российский аудит только складывается в качестве самостоятельного института и ему еще предстоит нелегкий путь завоевания своего достойного места в противоречивой структуре российской рыночной экономики. В большинстве своем международный опыт аудита мало применим в России, имеющей свою собственную историю бухгалтерского учета и налогообложения, которая во многом определяется российскими историческими традициями превалирования государственного управления экономикой над самоуправляемыми акционерными обществами. Следует отметить, что в Российской Федерации творческим процессом в области аудита помимо государственных органов, к которым относится и Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации, занимаются также и общественные организации, объединяющие аудиторов. Это внушает в какой-то мере определенные надежды.

Мы достаточно подробно рассмотрели современные понятия консалтинга и аудита, проследили историю их возникновения и становления, в том числе и в российской экономической реальности.

Сейчас наступает момент, когда происходит глобальная переоценка, и, как следствие, перестройка существующей мировой экономической модели. И сегодняшний затяжной финансовый кризис только тому подтверждение. По всей видимости, именно консалтинго-аудиторской деятельности предстоит решать многие насущные вопросы мировой экономики, а поэтому как никогда требуется быстрое и планомерное ее совершенствование.

Литература


1. Федеральный закон от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ (16.01.2009) «Об аудиторской деятельности» // Министерство финансов РФ: Официальный сайт: http://www1.minfin.ru/ru/accounting/audit/basics/programs/

2. Стандарты аудиторской деятельности. - М.: «Книга сервис» - 2004.

3. Алешникова В.И. Современные тенденции развития управленческого консультирования / В.И. Алешникова //Российский экономический журнал. - 1997. - № 10. - С.66

4. Андреев В.Д. Практический аудит / В.Д. Андреев. - М., 2000.

5. Андреев В.К. Правовое регулирование аудита в России / В.К. Андреев. - М., 2002.

6. Бакаев А.С., Шнейдман Л.З. Учетная политика предприятия / А.С. Бакаев, Л.З. Шнейдман. - М., 2000.

7. Барышников Н.П. Организация и методика проведения общего аудита / Н.П. Барышников. - М., 2002.

8. Вельтман М. Консалтинг в России: Введение в профессиональные методы работы: Практическое пособие / М. Вельтман, В.И. Маршев, А.П. Посадский. - М., 1998. - 128 с.

9. Ветров В.А. Операционный аудит-анализ / В.А. Ветров. - М., 1998.

10. Гончарук В.А. Маркетинговое консультирование / В.А. Гончарук. - М.: Дело, 1998.

11. Данилевский Ю.А. Аудит: вопросы и ответы / Ю.А. Данилевский. - М., 2000.

12. Данилевский Ю.А. Практика аудита / Ю.А. Данилевский. - М., 1999.

13. Николаева С.А. Учетная политика предприятия / С.А. Николаева. - М., 2002.

14. Камышанов П.И. Практическое пособие по аудиту / П.И. Камышанов. – М.: ИНФРА-М, 1998.

15. Капустин П.А. Управленческое консультирование для руководителей / П.А. Капустин. – СПб.: «Издательский дом «Бизнес-пресса», 2000. – 160 с.

16. Кодекс этики аудиторов России // Министерство финансов РФ: Официальный сайт: http://www1.minfin.ru/ru/accounting/audit/standarts/

17. Консалтинг по-русски // Группа компаний AT Consulting: Официальный сайт: http://www.at-consulting.ru/company/spec/2008/04/02/spec_50.html

18. Макхем К. Управленческий консалтинг / К. Макхем. – М.: Дело и Сервис, 1999.

19. Новикова Т.Ю. Аудит: учебное пособие / Т.Ю. Новикова, Г.А. Королева. - Ярославль, 2005.

20. Подольский В.И. Аудит: учебник для вузов / В.И. Подольский, Г.Б. Поляк, А.А. Савин; под ред. Проф. В.И. Подольского. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

21. Посадский А.П. Консалтинг в России / А.П. Посадский // Деловой мир. –1993. - 18 декабря.

22. Смирнов С.А. Аудит: учебно-практическое пособие / С.А. Смирнов, И.В. Косорукова. – М.: МЭСИ, 2000.

23. Терехов А.А. Аудит. – М.: Финансы и статистика, 1999.

24. Трофимова О.К. История становления консалтинга / О.К. Трофимова // Интернет-проект «Корпоративный менеджмент». – 10.04.2001; адрес в Интернет: http://www.cfin.ru/about/

25. Шеремет А.Д. Аудит: учебник / А.Д. Шеремет, В.П. Суйц. – М.: ИНФРА-М, 2000.

Похожие работы:

  1. • Рынок маркетинговых исследований и консалтинга: состояние ...
  2. • Управління юридичним консалтингом
  3. • Проблемы развития аудита
  4. • Международный консалтинг в мировой экономике
  5. • Услуги по управленческому консультированию
  6. • Операційний консалтинг
  7. • Особенности управленческого консалтинга
  8. • Перспективы консалтинга в России
  9. • Развитие финансовых инструментов управления ...
  10. •  ... статистики: проблемы и перспективы развития
  11. •  ... консультирование: менеджмент-консалтинг
  12. • Консалтинг
  13. • Проблема развития аудита в Украине
  14. • Проблемы и перспективы развития агропромышленного ...
  15. • Сельское хозяйство России: проблемы и перспективы
  16. • Информационные технологии и консалтинг
  17. • Банковская система Республики Беларусь: проблемы и ...
  18. • Использование консалтинга в стратегическом управлении ...
  19. • Пластиковые карты: проблемы и перспективы их ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com