Рефетека.ру / Финансовые науки

Курсовая работа: Финансы и их система управления на АТП

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ

Финансы и их система управления на АТП


СОДЕРЖАНИЕ


Введение

Основы организации финансов предприятий (организации)

1.1. Сущность финансов предприятий

1.2. Затраты предприятия и выручка от продажи

1.3. Прибыль предприятия

1.4. Оборотный и основной капитал, финансовые вложения и денежные расчёты на предприятии

Система управления финансами на автотранспортном предприятии

2.1 Классификация предприятий автомобильного транспорта

2.2 Финансовые ресурсы и их система управления на автотранспортных предприятиях

Заключение

Список литературы


ВВЕДЕНИЕ


В рыночной экономике важнейшим показателем благосостояния государства, предпринимателей, населения страны является устойчивость финансов и денежного обращения. Финансовая же устойчивость предприятий автомобильного транспорта, в свою очередь, является также основополагающим фактором стабильности экономики нашей страны. В этом и заключается актуальность темы данной курсовой работы. Автомобильный транспорт наряду с другими видами транспорта (железнодорожным, водным, воздушным, трубопроводным) составляет основу транспортной системы нашей страны и обеспечивает транспортные потребности населения и экономики за счёт комплекса услуг и работ, выполняемых в сфере автотранспортной деятельности. О важности грузового автомобильного транспорта в экономике страны свидетельствует доля автотранспортных издержек в стоимости продукции в различных её секторах: в промышленности она составляет не менее 15 %, в строительстве – до 30%, в сельском хозяйстве и торговле – до 40%. Велико значение автомобильного транспорта в перевозках пассажиров. Пассажирский автомобильный транспорт используется населением для поездок к месту работы и обратно, для поездок, связанных с отдыхом, учёбой, лечением и другими личными нуждами, что имеет большое социальное значение. Целью данной курсовой работы является раскрытие сущности финансов предприятия и определение их особенностей на АТП. Для достижения поставленной цели в ходе выполнения курсовой работы будут решены следующие задачи: рассмотрены и изучены основы организации финансов предприятий и система управления финансами на автотранспортном предприятии.


ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ (ОРГАНИЗАЦИИ)

1.1 Сущность финансов предприятия


Финансы предприятий (организаций) – это финансовые или денежные отношения, возникающие в процессе формирования основного и оборотного капитала, фондов денежных средств предприятия и их использования. В процессе осуществления экономической деятельности предприятия (организации) вступают в финансовые взаимоотношения с:

учредителями;

другими предприятиями и организациями;

вышестоящими органами и своими подразделениями;

работниками предприятия;

государством;

кредитными, страховыми организациями;

инвестиционными институтами.

Финансовые отношения коммерческих организаций строятся на определённых принципах, связанных с основами хозяйственной деятельности:

самостоятельность в области организации финансово-хозяйственной деятельности;

самофинансирование;

материальная заинтересованность и ответственность;

деление средств на собственные и привлечённые;

обеспечение финансовыми резервами.

Для осуществления производственно-хозяйственной деятельности предприятие создаёт денежные фонды и резервы, позволяющие выполнять намеченные задачи. Формирование денежных фондов предприятия начинается с момента его организации и происходит за счёт собственного и привлечённого капитала. Организация (предприятие) создаёт и использует финансовые ресурсы – совокупность собственных денежных доходов и привлечённых извне средств, предназначенных для выполнения финансовых обязательств предприятия, финансирования текущих задач и затрат, связанных с расширением производства. Финансовые ресурсы подразделяются на собственные (внутренние) и привлечённые (внешние).

Собственные (внутренние) финансовые ресурсы:

Финансы и их система управления на АТПдоходы от продаж;

прибыль от основной и прочей деятельности;

амортизационные отчисления.

Привлечённые (внешние) финансовые ресурсы:

собственные (предпринимательский капитал, поступивший от инвестора);

заёмные;

средства, мобилизуемые на финансовом рынке (средства от продажи собственных акций, облигаций и других ценных бумаг);

поступающие в порядке перераспределения (страховое возмещение, доходы по финансовым вложениям, средства от головных материнских компаний);

бюджетные ассигнования (средства бюджетов для краткосрочной государственной поддержки предприятий, производство продукции которых имеет общегосударственное значение). Управление финансами осуществляется с помощью финансового механизма – системы управления финансами предприятия в целях достижения максимальной прибыли. Система управления финансами включает в себя:

финансовые методы;

финансовые инструменты;

правовое обеспечение;

информационно-методическое обеспечение управления финансами. Финансовые методы – это финансовое планирование, финансовый учёт, финансовый анализ, финансовое регулирование и финансовый контроль. С помощью финансовых методов осуществляется воздействие финансовых отношений на хозяйственные процессы путём управления движением финансовых ресурсов и оценки эффективности их использования на основе анализа финансовых показателей. Финансовые инструменты – это любой контракт, из которого возникают финансовый актив для одного предприятия и финансовое обязательство или инструмент капитального характера для другого предприятия. Финансовые инструменты включают в себя как первичные инструменты (дебиторская и кредиторская задолженность, акции, облигации, векселя), так и производные инструменты (финансовые опционы, фьючерсы и форварды, процентные и валютные свопы). Правовое обеспечение играет важную роль в функционировании финансовой системы. В нашей стране действуют Гражданский, Налоговый, Бюджетный кодексы РК, нормативно-правовая база содержит сотни актов регулирующих финансовые отношения в экономике. Информация используется в финансовом планировании и прогнозировании. Качество информации непосредственно влияет на результативность управления денежными потоками, финансовую устойчивость предприятия, его конкурентоспособность, формирование финансовых ресурсов. Необходимо помнить, что операции с финансовыми инструментами всегда сопровождаются финансовыми рисками.


1.2 Затраты предприятия и выручка от продажи


Все денежные затраты предприятия разделяются на три группы:

расходы, связанные с извлечением прибыли;

расходы, не связанные с извлечением прибыли;

принудительные расходы.

Каждая группа классифицируется по видам затрат. Расходы, связанные с извлечением прибыли, включают в себя:

стоимость потреблённых в процессе производства товарной продукции, работ, услуг материальных ресурсов;

затраты на оплату труда;

расходы, связанные с управлением производственным процессом;

стоимость использованных в процессе производства внеоборотных активов (основных фондов, нематериальных активов).

К первой же группе относятся и инвестиции – капитальные вложения, имеющие целью расширение объёмов собственного производства и извлечение доходов на финансовых и фондовых рынках. В составе затрат первой группы основное место занимают затраты на производство и реализацию продукции, которые имеют множество признаков для классификации. Задача специалистов-финансистов – освоить необходимое для управления затратами число классификаторов. Классификация затрат необходима и на этапе финансового планирования. По учётному признаку затраты классифицируются на:

расходы по обычным видам деятельности;

операционные расходы;

внереализационные расходы.

(Этот признак является основой формирования Отчёта о прибылях и убытках.). Расходы по обычным видам деятельности, в свою очередь, группируются по элементам:

материальные затраты;

затраты на оплату труда;

отчисления на социальные нужды (социальный налог);

амортизация;

прочие затраты.

По способу отнесения затрат на единицу выпускаемой продукции затраты разделяются на:

постоянные;

переменные.

Постоянными называются затраты, величина которых не зависит от объёма производства. Они возможны даже в том случае, когда предприятие простаивает или только что организовалось. К таким затратам относятся арендная плата по взятым в аренду основным фондам, амортизация собственных основных фондов, зарплата администрации и обслуживающего персонала, коммунальные услуги, почтово-телеграфные услуги, налоги и др. Затраты подобного рода называют затратами на период, поскольку они зависят не от количества продукции, а только от окончания некоего периода времени, за который начисляются платежи. Переменные затраты зависят от выпуска продукции, увеличиваясь с ростом выпуска и уменьшаясь со снижением выпуска продукции. Это затраты на сырьё, материалы, комплектующие изделия и полуфабрикаты, топливо и энергию на технологические цели, зарплата основных рабочих, затраты на ремонт и обслуживание оборудования. Такие затраты также называют затратами на продукт, поскольку они непосредственно связаны с производством новых продуктов (работ, услуг). Эта группировка составляет основу планирования прибыли с помощью эффекта операционного рычага. По степени однородности затраты разделяются на:

элементные;

комплексные.

Существуют и другие классификаторы, которые помогают руководителю и финансовому менеджеру управлять затратами осознанно и своевременно. Расходы, не связанные с извлечением прибыли, - это расходы на потребление, социальную поддержку работников, благотворительность и другие гуманитарные цели. Такие расходы поддерживают общественную репутацию предприятия, способствуют созданию благоприятного социального климата в коллективе и, в конечном итоге, способствуют повышению производительности и качества труда. Принудительные расходы – это налоги и налоговые платежи, отчисления на социальное страхование, расходы по обязательному личному и имущественному страхованию, созданию обязательных ресурсов, экономические санкции. В процессе осуществления экономической деятельности предприятие (организация) получает доход, который классифицируется в зависимости от направлений деятельности предприятия:

выручка от основной деятельности – выручка от продажи товаров, продукции, выполненных работ, оказанных услуг;

выручка от инвестиционной деятельности – финансовый результат от продажи необоротных активов, реализации ценных бумаг;

выручка от финансовой деятельности – результат от размещения облигаций и акций предприятия среди инвесторов.

Выручка от продажи товаров (продукции, работ, услуг) – основной источник финансовых потоков на предприятии, включающий суммы денежных средств, предполагаемые к поступлению (или поступившие) в счёт оплаты продукции, товаров, выполненных работ, оказанных услуг. Понятие выручки от продажи и методы определения момента реализации имеют существенное значение для расчёта финансовых показателей. В отечественной практике применяют два мтода определения момента реализации:

по отгрузке – метод начислений;

по оплате – кассовый метод.

Финансы и их система управления на АТПБольшинство организаций должны использовать метод начислений и учитывать выручку от продажи продукции по факту отгрузки продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг. Основанием для признания момента выручки по факту отгрузки является переход права собственности на товар (продукцию, работы, услуги) в момент передачи их покупателю. Выручкой считается и поэтапная оплата выполненных работ с длительным производственным циклом по мере готовности этапов в отраслях строительства, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Малые предприятия могут отражать в учёте выручку от продажи по мере её оплаты, т.е. кассовым методом. Для целей обложения некоторыми налогами (в частности, НДС, налог с продаж) организации определяют в своей учётной политике метод признания выручки от продажи либо по факту отгрузки, либо по факту оплаты. Если организация признаёт для целей налогообложения выручку от продажи по оплате, то при исчислении налога на прибыль, НДС и некоторых других налогов корректируется сумма дохода исходя из фактической оплаты реализованной продукции, товаров, работ, услуг. Для целей обложения налогом на прибыль все организации, за некоторым исключением, должны исчислять выручку от продажи методом начислений. Исключение составляют организации, у которых на дату определения дохода (осуществления расхода), в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от продажи товаров (работ, услуг) без учёта НДС и налога с продаж не превысила 5 млн. тенге за каждый квартал. Если организация признаёт выручку от продажи по факту отгрузки продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг, то обязательства по уплате налогов возникают независимо от факта получения денег от покупателей (дебиторов). В таких случаях организация имеет право на создание резерва по сомнительным долгам – из прибыли до налогообложения. Сомнительным долгом считается дебиторская задолженность, не обеспеченная гарантиями, срок погашения которой истёк. Выбор метода признания выручки от продажи имеет большое значение для оценки финансового состояния предприятия. При выборе метода начислений предприятие должно учитывать необходимость иметь оборотные средства для уплаты начисленных налогов ещё до получения денежных средств от покупателей. Кассовый метод снимает эту проблему, но не позволяет создавать резерв по сомнительным долгам. На величину выручки от продажи влияют цена реализуемых товаров и объём продаж в натуральном выражении.

1.3 Прибыль предприятия


Категория прибыли содержит в себе множество парадоксов, о которых следует знать финансисту и большинство которых порождено методологией бухгалтерского учёта, а потому разрешается в разных странах по-разному. Решение проблем, связанных с категорией прибыли, должно быть логичным и последовательным. Принято считать, что прибыль – это превышение дохода над расходами; обратное положение называется убытком. В рыночной экономике признание доходов и расходов не зависит от факта получения или уплаты денежных средств. Денежные потоки обособляются от движения и оценки активов. Принято различать экономическую и бухгалтерскую прибыль, отличающиеся друг от друга на величину принимаемой оценки активов. В Казахстане бухгалтерская прибыль корректируется на величину вменённых издержек, в результате чего получается экономическая прибыль. Прибыль предприятия выполняет ряд важнейших функций:

является критерием и показателем эффективности деятельности предприятия;

выполняет стимулирующую функцию;

является источником формирования бюджетов различных уровней.

Также важно понимать цели предпринимательской деятельности в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Получение прибыли является целью предпринимательской деятельности в краткосрочной перспективе. В долгосрочной перспективе целью предпринимательской деятельности является увеличение собственного капитала. Прибыль предприятия – основной фактор экономического и социального развития, как самого предприятия, так и общества в целом. Главными источниками получения прибыли для предприятия являются продажи продукции, товаров, работ, услуг. Прибыль от продаж – это часть добавленной стоимости, которая получена в результате продажи продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг. Финансовый результат от производственно-хозяйственной и финансовой деятельности в Отчёте о прибылях и убытках носит название «прибыль до налогообложения», в состав которой входят прибыль от продажи товаров (продукции, работ, услуг), операционные, внереализационные и чрезвычайные доходы за минусом операционных, внереализационных и чрезвычайных расходов. Виды доходов и расходов приведены в табл.1.


Таблица 1. Виды доходов и расходов в соответствии с классификацией в бухгалтерском учёте

Доходы Расходы
1 2
Доходы от обычных видов деятельности: выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг Расходы по обычным видам деятельности: расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, а также расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг

Операционные доходы:

поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;

поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;

поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам);

прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества);

поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров;

проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счёте организации в этом банке.

Операционные расходы:

связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;

связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;

связанные с участием в уставных капиталах других организаций;

связанные с продажей основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров;

связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;

проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов);

проч.

Внереализационные доходы:

штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения;

поступления в возмещение причинённых организации убытков;

прибыль прошлых лет, выявленная в отчётном году;

Внереализационные расходы:

штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

возмещение причинённых организации убытков;

убытки прошлых лет, признанные в отчётном году;

суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истёк срок исковой давности;

курсовые разницы;

сумма дооценки активов (за исключением внеоборотных активов);

проч.

суммы дебиторской задолженности, по которой истёк срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания;

курсовые разницы;

сумма уценки активов (за исключением внеоборотных активов);

проч.

Чрезвычайные доходы: поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т.п.): страховое возмещение, стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов, и т.п. Чрезвычайные расходы: расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т.п.).

1.4 Оборотный и основной капитал, финансовые вложения и денежные расчёты на предприятии


Любое предприятие, ведущее предпринимательскую деятельность с целью получения прибыли, должно обладать определённым капиталом, вложенным в оборотные и необоротные активы. Оборотный капитал – это совокупность вложений в одну из составных частей имущества, а именно в средства, обеспечивающие непрерывное функционирование производственно-коммерческого цикла. Очень важно понять разницу между необоротными и оборотными активами. Оборотными активами называется постоянно находящаяся в движении совокупность производственных оборотных фондов и фондов обращения в денежном выражении, предназначенных для обеспечения бесперебойного процесса производства продукции и её реализации. Организация оборотных средств на предприятии важное направление деятельности финансовых служб. В задачи управления оборотным капиталом входят определение состава и структуры оборотных средств, определение потребности в оборотных средствах, выявление источников их формирования, распоряжение оборотными средствами и их эффективное использование. На каждом предприятии определяется минимальный размер потребности в оборотных средствах в разрезе их видов. Эту потребность принято называть нормой. Исходя из этого одни виды оборотных средств принято считать нормируемыми, т.е. по ним следует рассчитать нормы потребности, другие – ненормируемыми, т.е. по ним рассчитывать нормы не нужно. К ненормируемым оборотным средствам относятся денежные средства и средства в расчётах (дебиторская задолженность). Предприниматели должны стремиться к увеличению оборачиваемости оборотных средств, т.е. к сокращению периода оборота и увеличению количества оборотов, которые делает оборотный капитал предприятия за отчётный период. Для этого сокращают запасы материальных ценностей на складах, уменьшают длительность производственно-коммерческого цикла, доводят размеры дебиторской задолженности до приемлемых для масштабов бизнеса размеров. Основной капитал. Прямые инвестиции, т.е. вложения в основные фонды, образуют основной капитал, характеризующий материально-техническую базу производства. К основным фондам относятся материальные ценности, используемые в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг. Основные фонды (средства) – это часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг, либо для управления организации в течение периода, превышающего 12 месяцев. Основные фонды, выраженные в денежной оценке, принято называть основными средствами. Этот термин используют бухгалтеры. Различают три вида оценки основных средств:

по первоначальной стоимости;

по восстановительной стоимости;

по остаточной стоимости.

Отличительная особенность основных фондов как части необоротных активов – их участие в производственно-коммерческой деятельности в течение длительного периода. Поэтому способ переноса их стоимости на вновь создаваемый продукт отличается от способа возмещения стоимости оборотных активов. Стоимость основных фондов возмещается в течение периода полезного использования постепенно и по частям – такой способ переноса принято называть амортизацией. Классификация основных фондов позволяет ответить на вопрос о правомерности включения в себестоимость продукции (работ, услуг) амортизации основных фондов. Амортизация начинает начисляться с месяца, следующего за месяцем принятия на учёт необоротных активов. Начисление амортизации прекращается после достижения размера полной первоначальной стоимости и в случае выбытия объекта. В последнем случае амортизация начисляется за месяц, в котором объект выбыл и прекращается начисление с месяца, следующего за месяцем выбытия. Предприятия, вкладывая свободные денежные средства, полученные от основной производственной деятельности, в различные ценные бумаги разного вида, разного срока действия и разной ликвидности, управляемые как единое целое, формируют портфель ценных бумаг. Разрабатывая инвестиционную финансовую политику, предприятия могут ставить перед собой различные цели:

получение процента;

сохранение капитала;

обеспечение прироста капитала.

Исходя из выбранных целей предприятие может формировать различные типы портфелей ценных бумаг. Портфель ценных бумаг, ориентированный на получение дохода (доходный портфель). Цель такого портфеля – получение текущих доходов, приемлемая величина которых соответствовала бы степени риска, которую инвестор считал бы возможным для себя допустить. Предприятия, формирующие доходные портфели, вкладывают средства в инструменты рынка ценных бумаг, которые приносят проценты и дивиденды в суммах выше среднего уровня, - в облигации акционерных обществ, высокодоходные акции, государственные долговые обязательства. Портфель роста ориентирован на акции с быстро растущей курсовой стоимостью на рынке ценных бумаг. Цель такого портфеля – приращение капитала, поэтому инвестор не ориентируется на текущую выплату дивидендов. Портфель рискованных вложений состоит преимущественно из ценных бумаг молодых компаний или предприятий «агрессивного» типа, выбравших стратегию быстрого расширения на основе новых технологий и выпуска новых видов продукции. Сбалансированный портфель состоит из ценных бумаг с быстрорастущей курсовой стоимостью и из высокодоходных бумаг. В этом портфеле могут быть и высокорискованные ценные бумаги. Таким образом, цели приращения капитала, получения доходов и общие риски оказываются сбалансированными. В специализированном портфеле объединяются ценные бумаги не по общему целевому признаку, а по более частным, например:

региональные и отраслевые портфели;

портфели иностранных ценных бумаг.

Финансовые вложения как одна из сторон инвестиционной политики должны быть направлены на сохранение финансовой независимости, высокого уровня доходности предприятия. Доходы по ценным бумагам и вложения в другие предприятия, если они не являются основным видом деятельности, относятся к внереализационным доходам. Осуществляя хозяйственную деятельность, организация сталкивается с необходимостью производить расчёты как внутри, так и вне организации. Внутренние расчёты связаны с выплатой заработной платы и подотчётных сумм работникам, дивидендов акционерам и др.; внешние расчёты обусловлены финансовыми взаимоотношениями по поводу поставок продукции, выполнения работ, оказания услуг, закупки сырья и материалов, уплаты налогов, взносов во внебюджетные фонды, получения и возврата кредита и др. Все расчёты организации можно разделить на две группы:

платежи по товарным операциям – операции, связанные с движением товара (расчёты с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, комиссионерами и комитентами);

расчёты по нетоварным операциям – операции, не обусловленные движением товара и связанные лишь с движением денежных средств (расчёты с бюджетом и внебюджетными фондами, учредителями, акционерами, подотчётными лицами, доверителями и поверенными, кредитными организациями).

Виды платежей по товарным операциям:

платёжные поручения;

плановые платежи;

платёжные требования;

аккредитивы;

расчётные чеки;

зачёт взаимных требований;

векселя;

встречное движение товара (товарообменные операции).

2. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ НА АВТОТРАНСПОРТНОМ ПРЕДПРИЯТИИ


2.1 Классификация предприятий автомобильного транспорта


Автотранспортные предприятия (АТП) – являются наиболее распространённым типом предприятий автомобильного транспорта. Они выполняют главную задачу транспорта – осуществляют перевозки грузов и пассажиров. В зависимости от видов перевозок АТП подразделяются на грузовые, пассажирские (автобусные и легковые), смешанные (грузопассажирские и специальные (скорой медицинской помощи, коммунального обслуживания и др.). Кроме того АТП могут быть комплексными и специализированными. Комплексные АТП осуществляют не только перевозки пассажиров и грузов, но и хранение, техническое обслуживание (ТО) и текущий ремонт (ТР) подвижного состава, принадлежащего самому предприятию. Они могут на коммерческой основе выполнять и другие услуги, в том числе техническое обслуживание и ремонт подвижного состава для сторонних предприятий и организаций, а также индивидуальных предпринимателей-перевозчиков, транспортно-экспедиционные услуги и др. Специализированные АТП выполняют только перевозки пассажиров или грузов. Это чаще всего малые предприятия, на которых создание своей ремонтной базы нерационально.

По ведомственной принадлежности АТП делятся на предприятия общего пользования и ведомственные. Предприятия общего пользования входят в систему Министерства транспорта и связи Казахстана и выполняют транспортные услуги только на коммерческой основе для юридических и физических лиц. Ведомственные АТП входят в состав отраслей нетранспортного назначения, например, промышленности, строительства, сельского хозяйства и обслуживают предприятия и организации только той отрасли, в которую они входят. Основными клиентами АТП являются предприятия товаропроизводящих отраслей (промышленности, строительства и др.). При реализации каналов распределения готовой продукции им приходится решать вопросы, связанные с доставкой, т.е. выбирать вид транспорта, методы организации перевозок, тип транспортных средств, участвовать в организации погрузочно-разгрузочных работ, использовать современные технологии в организации размещения, учёта товаров и запасов на складах и терминалах. В зависимости от формы собственности предприятия автомобильного транспорта разделяются на государственные, частные, со смешанной формой собственности, с иностранным участием, а также на предприятия общественных организаций. Подавляющая часть предприятий автомобильного транспорта в Казахстане в настоящее время являются частными. Опыт их функционирования с начала рыночных реформ показал, что они имеют лучшие показатели по производительности труда, себестоимости услуг, прибыли. Это объясняется в первую очередь тем, что частные предприятия имеют большую самостоятельность в решении экономических и производственных проблем, свободу выбора партнёров по сделкам и использования оптимальных форм и методов мотивации труда.

Опираясь на право собственности, они применяют такие методы материального поощрения и материальной ответственности, как методы вознаграждения и штрафы, которые заставляют работников лучше работать. При этом появляется необходимость в эффективном использовании аппарата, современных методов производства, расходовании ресурсов. Все предприятия автомобильного транспорта вместе с автомобильными дорогами и дорожными сооружениями являются составной частью производственной и (или) социальной инфраструктуры региона. Поэтому от уровня эффективности их функционирования и развития в значительной степени зависит уровень эффективности функционирования и развития региона.

2.2 Финансовые ресурсы и их система управления на автотранспортных предприятиях


Финансы АТП есть денежные отношения, возникающие в процессе его производственно-хозяйственной деятельности и связанные с формированием и распределением его финансовых ресурсов. Осуществление производственной деятельности предполагает наличие у АТП финансовых ресурсов. Поэтому основное содержание финансовой работы заключается в формировании и использовании финансовых ресурсов, через которые производственно-хозяйственная деятельность обеспечивается денежными средствами, осуществляется простое и расширенное воспроизводство. Формирование финансовых ресурсов осуществляется из различных источников, которые можно разделить на внутренние (образуются за счёт собственных и приравненных к ним средств и связаны с результатами хозяйствования) и внешние (поступление ресурсов на предприятие извне). Уставный капитал – первый и основной источник собственных средств предприятия. Его величина фиксируется в уставе организации, который регистрируется в установленном законом порядке. Из уставного капитала формируются основной и оборотный капиталы, которые используются на приобретение соответственно основных и оборотных фондов. Среди внутренних источников финансовых ресурсов важнейшим является прибыль, которая рассчитывается как разность между доходами, полученными предприятием от всех видов деятельности, и расходами. В составе доходов учитываются:

доходы от перевозок грузов и пассажиров, от других видов работ и услуг (погрузочно-разгрузочных, транспортно-экспедиционных и др.);

суммы дивидендов (доходов) от вкладов в уставный капитал других предприятий и в совместную деятельность;

операционные доходы (от продажи, списания и прочего выбытия имущества предприятия – основных средств, нематериальных активов, ценных бумаг; сдачи имущества в аренду);

внереализационные доходы, куда включаются штрафы, пени, неустойки, полученные за несоблюдение договорных обязательств. Прибыль является одним из основных показателей деятельности коммерческих АТП. Она характеризует конечный финансовый результат производственно-хозяйственной деятельности всего предприятия, т.е. составляет основу его экономического развития. Работа транспортного предприятия в условиях рыночной экономики связана с повышением стимулирующей роли прибыли. Использование прибыли в качестве основного оценочного показателя способствует росту объёма транспортных услуг, повышению их качества, улучшению использования имеющихся производственных ресурсов. Усиление роли прибыли обусловлено также действующей системой распределения, в соответствии с которой повышается заинтересованность предприятий в увеличении не только общей суммы прибыли, но и особенно той её части, которая остаётся в распоряжении предприятий и используется в качестве главного источника средств, направляемых на производственное и социальное развитие, а также на материальное поощрение работников в соответствии с качеством затраченного труда. Прибыль, оставшаяся после уплаты налога на прибыль, носит название чистой прибыли, которая остаётся в распоряжении предприятия и используется для создания финансового резерва, фонда накопления и фонда потребления. Автотранспортные предприятия, осуществляющие международные перевозки грузов, формируют также валютный фонд. Фонд накопления предназначен для развития производства, образуется из чистой прибыли предприятия. Из фонда накопления предприятие обеспечивает прирост оборотных средств, финансирует капитальные вложения. Средства этого фонда направляются на производственное развитие АТП, техническое перевооружение, реконструкцию и расширение, освоение производства новой продукции, на строительство и обновление основных производственных фондов, освоение новой техники и технологий в действующих организациях и иные аналогичные цели, предусмотренные учредительными документами предприятия (на создание нового имущества предприятия). Фонд потребления – это денежные средства, образуемые из чистой прибыли и направляемые на удовлетворение материальных потребностей работников предприятия, финансирование объектов непроизводственной сферы, выплаты компенсационного характера и выплаты дивидендов. Резервный фонд – это денежный фонд, который создаётся для поддержания устойчивого финансового положения АТП. Он используется для покрытия убытков предприятия, а также на выплаты дивидендов при отсутствии необходимой прибыли. Кроме прибыли к внутренним источникам финансовых ресурсов автотранспортного предприятия относятся амортизационные отчисления, которые включаются в себестоимость перевозок и затем в составе выручки от перевозок и других услуг возвращаются на расчётный счёт предприятия, а также выручка от реализации выбывшего имущества, устойчивые пассивы, паевые и иные взносы членов трудового коллектива, целевые поступления. К внешним источникам финансирования относятся средства от продажи собственных ценных бумаг, кредитные инвестиции, а также дивиденды и проценты, по ценным бумагам других эмитентов, страховые возмещения по рискам, финансовые ресурсы, поступающие от союзов работников автомобильного транспорта, ассоциаций, отраслевых структур, бюджетные ассигнования и др. Среди внешних источников финансирования важнейшее место принадлежит заёмным средствам и кредитам коммерческих банков, к которым предприятия прибегают при временном отсутствии или нехватке собственных средств. Одним из важнейших экономических показателей, характеризующих деловую активность и эффективность работы организации, является рентабельность. Она позволяет судить о результативности деятельности организации в целом, доходности различных направлений производственно-хозяйственного функционирования, окупаемости затрат, финансовом положении АТП и т.д. показатели рентабельности рассчитываются как отношение эффекта (чаще всего прибыли) к наличным и используемым ресурсам (капитал, затраты и пр.). рентабельность в различных формах широко используется в экономическом, финансовом, маркетинговом видах анализа для оценки состояния и перспектив развития организации, разработки и реализации инвестиционной и тарифной политике на автомобильном транспорте. Рентабельность измеряется в относительных единицах или процентах. Рентабельность продаж (оборота) (Rп) определяется делением прибыли от реализации продукции (работ, услуг) или чистой прибыли на размер полученной выручки (В):


Rп= Прреал / В или Rп= ЧПр / В.


Рентабельность производства (окупаемость затрат) (Rз) определяется отношением прибыли к сумме затрат на производство и реализацию:


Rз= Прреал / З или Rз= ЧПр / З.


Рентабельность инвестиций (окупаемость инвестиционных проектов) (Rи) определяется аналогично: прибыль (ожидаемую или получаемую) делят на сумму инвестиций в анализируемый период. Рентабельность капитала может рассчитываться как отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости капитала (К) или отдельных его составляющих: собственного, заёмного, основного, оборотного, производственного капитала и т.д.:


Rк= БПр / К или Rк= ЧПр / К.


На практике определяется показатель рентабельности использования основных и оборотных средств:

R= БПр / (ОПФ + ОС),


где ОПФ – основные производственные фонды; ОС – оборотные средства. Процесс управления денежным оборотом в значительной мере состоит в прогнозировании на длительную перспективу денежных средств и оценке его влияния на финансовое состояние АТП. Управлять денежным оборотом – значит на основе анализа всех сторон денежного оборота предприятия, кругооборота всего капитала, движения финансовых ресурсов, состояния финансовых отношений предприятия с другими участниками экономического процесса правильно рассчитать объём и интенсивность потоков денежных средств на ближайшее время и перспективу.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


По итогам данной курсовой работы можно сделать следующие выводы:

1. Финансы предприятий (организаций) – это финансовые или денежные отношения, возникающие в процессе формирования основного и оборотного капитала, фондов денежных средств предприятия и их использования. Организация (предприятие) создаёт и использует финансовые ресурсы – совокупность собственных денежных доходов и привлечённых извне средств, предназначенных для выполнения финансовых обязательств предприятия, финансирования текущих задач и затрат, связанных с расширением деятельности. Управление финансами осуществляется с помощью финансового механизма – системы управления финансами предприятия в целях достижения максимальной прибыли. В процессе осуществления экономической деятельности предприятие (организация) получает доход, который классифицируется в зависимости от направлений деятельности предприятия. Выручка от продажи товаров (продукции, работ, услуг) – основной источник финансовых потоков на предприятии, включающий суммы денежных средств, предполагаемые к поступлению (или поступившие) в счёт оплаты продукции, товаров, выполненных работ, оказанных услуг. Получение прибыли является целью предпринимательской деятельности в краткосрочной перспективе. В долгосрочной перспективе целью предпринимательской деятельности является увеличение собственного капитала. Прибыль предприятия – основной фактор экономического и социального развития, как самого предприятия, так и общества в целом. Главными источниками получения прибыли для предприятия являются продажи продукции, товаров, работ, услуг. Любое предприятие, ведущее предпринимательскую деятельность с целью получения прибыли, должно обладать определённым капиталом, вложенным в оборотные и необоротные активы. Осуществляя хозяйственную деятельность, организация сталкивается с необходимостью производить расчёты как внутри, так и вне организации. Внутренние расчёты связаны с выплатой заработной платы и подотчётных сумм работникам, дивидендов акционерам и др.; внешние расчёты обусловлены финансовыми взаимоотношениями по поводу поставок продукции, выполнения работ, оказания услуг, закупки сырья и материалов, уплаты налогов, взносов во внебюджетные фонды, получения и возврата кредита и др.

2. Автотранспортные предприятия (АТП) – являются наиболее распространённым типом предприятий автомобильного транспорта. Они выполняют главную задачу транспорта – осуществляют перевозки грузов и пассажиров. В зависимости от видов перевозок АТП подразделяются на грузовые, пассажирские (автобусные и легковые), смешанные (грузопассажирские и специальные (скорой медицинской помощи, коммунального обслуживания и др.). Кроме того АТП могут быть комплексными и специализированными. Процесс управления денежным оборотом в значительной мере состоит в прогнозировании на длительную перспективу денежных средств и оценке его влияния на финансовое состояние АТП. Управлять денежным оборотом – значит на основе анализа всех сторон денежного оборота предприятия, кругооборота всего капитала, движения финансовых ресурсов, состояния финансовых отношений предприятия с другими участниками экономического процесса правильно рассчитать объём и интенсивность потоков денежных средств на ближайшее время и перспективу. Общий вывод: финансы предприятий в целом и АТП в частности являются важнейшим фактором стабильности экономики страны.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Анисимов А.П. Экономика, планирование и анализ деятельности автотранспортных предприятий: Учебник для техникумов. – М.: Транспорт, 1998.

Бережной В.И. Управление материальными потоками микрологистической системы автотранспортного предприятия. – Ставрополь: СевКавГТУ, 2002.

Бочаров В.В. Инвестиционный менеджмент: Учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2002.

Будрина Е.В. Проблемы формирования и управления развитием регионального рынка транспортных услуг. – СПб.: СПбТИЭУ, 2002.

Бурмистрова Л.М. Финансы и бухгалтерский учёт предприятий: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2004.

Бычков В.П. Экономика автотранспортных предприятий: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2006.

Виханский О.С. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд. М.: Гардарика, 1998.

Жабарханова М.С. Управленческий учёт: Учебник. – Алматы: Жанар, 2005.

Карчагин В.А. Маркетинг на автотранспорте / Под ред. В.И. Сорокина. – Липецк, 1997.

Тренёв Н.Н. Управление финансами: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2000.

Похожие работы:

  1. • Система управления финансами региона
  2. • Управление финансами в Российской Федерации
  3. • Органы управления финансами в Российской Федераци
  4. • Управление финансами в Республике Казахстан
  5. • Управление финансами. Органы управления финансами
  6. • Государственные финансы в финансовой системе России
  7. • Проектирование зоны диагностики АТП
  8. • Эффективность управления финансами в системе факторов ...
  9. • Органы управления финансами
  10. • Управление финансами
  11. • Управление финансами муниципальных образований ...
  12. • Государственное управление финансами и кредитом
  13. • Управление финансами
  14. • Управление финансами в условиях рыночных ...
  15. • Развитие казначейской системы Республики Казахстан
  16. • Разработка техтрансфинплана АТП
  17. • Расчет трансфинплана грузового АТП
  18. • Управление финансами
  19. • Понятие управления финансами. Пути повышения ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com