Рефетека.ру / Литература и русский язык

Сочинение: Век “ нынешний ” и век “ минувший ” в комедии Грибоедова “ Горе от ума ”

  Век “ нынешний ” и век “ минувший ” в комедии Грибоедова “ Горе от ума ”

                                                                     Как посравнить да посмотреть

                                                                     Век нынешний и век минувший

                                                                     Свежо предание , а верится с трудом .

                                                                                                А . С . Грибоедов

 “ Горе от ума ” одно из самых злободневных произведений русской драматургии . Проблемы , поставленные в комедии продолжали волновать русскую общественную мысль и литературу много лет спустя после появления ее на свет .

“ Горе от ума ” - плод патриотических раздумий Грибоедова о судьбе России , о путях обновления , переустройства ее жизни . С этой точки зрения и освещены в комедии важнейшие политические , моральные и культурные проблемы эпохи .

Содержание комедии раскрывается как столкновение и смена двух эпох русской жизни - века “ нынешнего ” и века “ минувшего ” . Границей между ними , на мой взгляд , является война 1812 года - пожар Москвы , разгром Наполеона , возвращение армии из заграничных походов . После Отечественной войны в русском обществе сложились два общественных лагеря . Это лагерь феодальной реакции в лице Фамусова , Скалозуба и других , и лагеря передовой дворянской молодежи в лице Чацкого . В комедии ясно показано , что столкновение веков было выражением борьбы этих двух лагерей.

В восторженных рассказах Фвмусова и обличительных речах Чацкого автор создает образ 18го , “ минувшего ” века . Век “ минувший ” и является идеалом фамусовского общества , ведь Фамусов - убежденный крепостник . Он готов из - за любого пустяка сослать в Сибирь своих крестьян , ненавидит просвещение , пресмыкается перед начальством , выслуживаясь как может для получения нового чина . Он преклоняется перед дядей , который “ на золоте едал ” , служил при дворе самой Екатерины , ходил “ весь в орденах ” . Разумеется , что свои многочисленные чины и награды он получил не верной службой отечеству , а выслуживаясь перед императрицей . И этой гнусности он старательно учит молодежь :

    Вот то-то , все вы гордецы !

    Спросили бы , как делали отцы ?

    Учились бы , на старших глядя .

Фамусов хвастается как собственным полупросвещением , так и всего сословия , к которому он принадлежит ; хвастая тем , что московские девицы “ верхние выводят нотки ” ; что дверь у него отперта для всех , как званых , так и незваных , “ особенно из иностранных ”

В следующей “ оде ” Фвмусова - хвала барству , гимн раболепной и корыстной Москве:

    Вот например , у нас уж исстари ведется ,

    Что по отцу и сыну честь :

    Будь плохонький , да если наберется

    Душ тысячки две родовых - тот и жених !

Приезд Чацкого встревожил Фамусова : от него жди только неприятностей . Фамусов обращается к календарю . Это для него священнодействие . Принявшись за перечисление грядущих дел , он приходит в благодушное настроение . В самом деле , предстоит обед с форелями , погребение богатого и почтенного Кузьмы Петровича , крестины у докторши . Вот она , жизнь русского дворянства : сон , еда , развлечения , опять еда и снова сон .

Рядом с Фамусовым в комедии стоит Скалозуб - “ и золотой мешок и метит в генералы ” Полковник Скалозуб типичный представитель аракчеевской армейской среды . На первый взгляд , его образ карикатурен . Но это не так : исторически он вполне правдив . Как и Фамусов , полковник руководствуется в своей жизни философией и идеалами века “ минувшего ” , но в более грубой форме . Цель своей жизни он видит не в службе отечеству , а в достижении чинов и наград , которые для военного , по его мнению , более доступны :

    Довольно счастлив я в товарищах моих ,

    Вакансии как раз открыты :

    То старых выключат иных ,

    Другие , смотришь , перебиты .

Чацкий характеризует Скалозуба так :

    Хрипун , удавленник , фагот ,

    Созвездие маневров и мазурки .

Свою карьеру Скалозуб начал делать с того момента , когда герои 1812 года стали заменяться тупыми и рабски преданными самодержавию солдафонами во главе с Аракчеевым .

На мой взгляд , Фамусову и Скалозубу в описании барской Москвы принадлежит первое место . Люди Фамусовского круга - эгоисты и корыстолюбцы . Все свое время они проводят в светских развлечениях , пошлых интригах и глупых сплетнях . Это особое общество имеет свою идеологию , свой быт , взгляды на жизнь . Они уверены , что нет другого идеала , кроме богатства , власти и всеобщего уважения . “ Ведь только здесь еще и дорожат дворянством ” , - говорит Фамусов о барской Москве . Грибоедов разоблачает реакционность крепостнического общества и этим показывает , куда ведет Россию господство фамусовых .

Свои разоблачения , он вкладывает в монологи Чацкого , который обладает острым умом , быстро определяет суть предмета . Для друзей и для врагов , Чацкий был не просто умным , а “ вольнодумцем ” , принадлежащим к передовому кругу людей . Думы , волновавшие его , тревожили умы всей прогрессивной молодежи того времени . В Петербург Чацкий попадает тогда , когда том зарождается движение “ либералистов ” . В этой обстановке , по - моему складываются взгляды и стремления Чацкого . Он хорошо знает литературу . До Фамусова дошли слухи , что Чацкий “ славно пишет , переводит ” . Такое увлечение литературой было характерно для свободомыслящей дворянской молодежи . Вместе с тем Чацкого увлекает и общественная деятельность : мы узнаем про его связь с министрами . Полагаю , он успел побывать даже в деревне , ведь Фамусов утверждает , что он там “ наблажил ” . Можно предположить , что эта блажь означала хорошее отношение к крестьянам , возможно , кое - какие хозяйственные реформы . Эти высокие стремления Чацкого являются выражением его патриотических чувств , вражды к барским нравам и крепостному праву в целом . Думаю , не ошибусь , предположив , что Грибоедов впервые в русской литературе раскрыл национально - исторические истоки русского освободительного движения 20х годов 19 века , обстоятельства формирования декабризма . Именно декабристское понимание чести и долга , общественной роли человека противопоставлены рабской морали фамусовых . “ Служить бы рад , прислуживаться тошно ” , - заявляет Чацкий подобно Грибоедову .

Так же , как и Грибоедов , Чацкий является гуманистом , защищает свободы и независимость личности . Крепостническую основу он резко разоблачает в гневной речи “ о судьях ” . Здесь Чацкий обличает ненавистный ему крепостной строй . Он высоко оценивает русский народ , говорит о его уме , свободолюбии , и это , на мой взгляд , тоже перекликается с идеологией декабристов .

Мне кажется , что в комедии есть идея самостоятельности русского народа . Низкопоклонство перед всем иностранным , французское воспитание , обычное для дворянской среды , вызывают резкий протест Чацкого :

    Я одаль воссылал желанья

    Смиренные , однако вслух ,

    Чтоб истребил господь нечистый этот дух

    Пустого , рабского , слепого подражанья ;

    Чтоб искру заронил он в ком - нибудь с душой ;

    Кто мог бы словом и примером

    Нас удержать как крепкою вожжой ,

    От жалкой тошноты по стороне чужой .

Очевидно , что Чацкий в комедии не одинок . Он выступает от имени всего поколения . Возникает закономерный вопрос : кого же имел в виду герой под словом “ мы ” ? Вероятно , молодое поколение , идущее другим путем . То , что Чацкий не одинок в своих взглядах , понимает и Фамусов . “ Нынче пуще , чем когда , безумных развелось людей , и дел , и мнений ! ” - восклицает он . У Чацкого преобладает оптимистическое представление о характере современной ему жизни . Он верит в наступление новой эры . Чацкий с удовлетворением говорит Фамусову :

    Как посравнить да посмотреть

    Век нынешний и век минувший :

    Свежо предание , а верится с трудом .

Еще совсем недавно “ прямой был век покорности и страха ” . Нынче пробуждается чувство личного достоинства . Не все хотят прислуживаться , не каждый ищет покровителей . Возникает общественное мнение . Чацкому кажется , что наступило время , когда можно изменить и исправить сложившиеся крепостнические порядки путем развития передового общественного мнения , появления новых гуманных идей . Борьба против фамусовых в комедии не завершилась , потому что и в реальной действительности она только началась . Декабристы и Чацкий были представителями первого этапа русского освободительного движения . Очень верно заметил Гончаров : “ Чацкий неизбежен при смене одного века другим . . Чацкие живут и не переводятся в русском обществе , где длится борьба свежего с отжившим , больного со здоровым . ”

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://sochinenia1.narod.ru/


Похожие работы:

  1. • Век "нынешний" и век "минувший" в комедии Грибоедова ...
  2. • Комедия Грибоедова "Горе от ума" и её влияние на ...
  3. • Споры вокруг главного героя комедии "Горе от ума" А.С ...
  4. • Век нынешний и век минувший" (основной конфликт в ...
  5. • Чацкий и Молчалин как герои-антиподы. (По комедии А.С ...
  6. • Роль второстепенных и внесценических персонажей в комедии А ...
  7. • Софья в комедии Грибоедова "Горе от ума"
  8. • Софья и Лиза в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума": два ...
  9. • Идейно-художественный анализ комедии А.С. Грибоедова "Горе ...
  10. • Смысл названия комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума"
  11. • Фамусовская Москва в комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума"
  12. • Молчалин и Софья. Значение образов в комедии А. С ...
  13. • Александр Сергеевич Грибоедов "Горе от ума". Трагедия ...
  14. • Фамусов и Молчалин в комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума"
  15. • Характер основного конфликта в комедии Грибоедова "Горе от ...
  16. • Характер основного конфликта в комедии Грибоедова "Горе от ...
  17. • Образы "Горя от ума"
  18. • Образ Софьи в пьесе А. С. Грибоедова "Горе от ума"
  19. • Образы Горя от ума
Рефетека ру refoteka@gmail.com