Рефетека.ру / Финансовые науки

Учебное пособие: Финансовая система

Международный институт экономики и права

Белорецкий филиал


ФИНАНСЫ


Проблемно - тематический курс


Выполнила студентка 4 курса

Экономического факультета

Музафарова Флюра Салиховна


Белорецк, 2007г.

Содержание


Тема 1. Сущность финансов и их функции

Тема 2. Финансовая система: основные субъекты и вспомогательные структуры

Тема 3. Финансовая политика государства как инструмент регулирования экономики

Тема 4. Основы функционирования финансов коммерческих предприятий. Прибыль как финансовый результат работы предприятия

Тема 5.Финансы некоммерческих организаций

Тема 6. Страхование, его сущность и формы

Тема 7.Финансы государства и их роль в решении комплекса макроэкономических проблем. Ведущая роль государственного бюджета

Тема 8. Бюджетные доходы, их классификация. Роль налоговой системы в формировании доходов бюджета

Тема 9. Расходы федерального бюджета: проблемы оптимизации структурных и качественных параметров

Тема 10. Государственные внебюджетные фонды РФ, их значение в решении социальных проблем

Тема 11. Государственный кредит, особенности его использования в РФ

Тема 12. Региональные и местные финансы

Тема 13. Финансы населения: новые черты, привнесенные рынком

Тема 14.Роль финансов в развитии международного сотрудничества, в процессах глобализации экономики

Список литературы

Тема 1. Сущность финансов и их функции


Финансы – это экономические отношения по поводу формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных средств.

Финансы опираются на функции денег как средства обращения и средства накопления.

Выполняя функцию средства обращения, деньги выступают посредником при обменен товаров и услуг, при этом происходит реализация произведенного ВВП. При выполнении функции денег как средства накопления, деньги накапливаются для будущих платежей.

При рассмотрении функции денег как средства платежа можно связать их с финансами - финансы формируются за счет безвозмездных и безвозвратных платежей хозяйствующих субъектов и населения в государственные и местные бюджеты, а также во внебюджетные фонды.

Главной функцией финансов является – распределительная функция. Финансы обслуживают разные этапы распределения совокупного общественного продукта, участвуя как в первичном его распределении, так и перераспределении. Распределение национального дохода происходит как между производственной и непроизводственной сферами, так и внутри этих сфер. Государство с помощью финансового механизма изымает часть дохода, полученного в одних сферах экономики, и направляет в другие, в том числе в социальную сферу.

Вслед за первичным распределением финансов в ходе хозяйственной деятельности происходит перераспределение финансов, которое проводит государство для формирования своего бюджета посредством различных налогов, обязательных отчислений и сборов.

Т.о. распределительная функция необходима для воспроизводства, формирования расходной части бюджета страны, а также финансов физических лиц.

Контрольная функция выражается через финансовый контроль за количественными и качественными параметрами процессов мобилизации и использования финансовых ресурсов.

Распределительная и контрольная функции представляют собой две стороны одного и того же экономического процесса. Основу контрольной функции составляет движение финансовых ресурсов. Исходя из характера движения, общество имеет возможность знать о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств, как обеспечивается своевременность поступления финансовых ресурсов в распоряжение субъектов хозяйствования.

Если не выполняется контрольная функция финансов на практике, то невозможно оценить и эффективность распределительной функции, что позволяет говорить о необходимости координации в реализации указанных функций.

Распределительная функция финансов осуществляется не стихийно, а в соответствии с правовыми нормами. Совокупность норм, правил, положений, правовых актов призвана контролировать, регулировать финансовую деятельность, и тем самым регулировать воспроизводственный процесс.

Изменение социального строя в России неизбежно повлекло за собой и переход к новой системе финансовых отношений, которые постоянно видоизменяются с учетом тех процессов, которые происходят в обществе.

Особое место в системе децентрализованных финансов и во всей финансовой системе развитых стран мира имеют финансы финансовых посредников, под которыми понимаются фирмы, специализирующиеся на организации взаимодействия лиц, имеющих временно свободные денежные средства, с лицами, нуждающимися в денежных средствах. В этом звене финансовой системы сконцентрированы огромные финансовые ресурсы, используемые прежде всего на инвестиционные цели. Позитивные следствия этого: прежде всего с увеличением инвестиций увеличивается выпуск продукции, увеличивается ВВП, прибыль хозяйствующих субъектов. Все это ведет к увеличению поступлений в бюджет в виде налогов и сборов.

Совокупность денежных средств, находящихся в распоряжении населения, хозяйствующих субъектов, государства, органов местного самоуправления, представляют собой финансовые ресурсы. Источниками финансовых ресурсов выступают:

- на уровне хозяйствующих субъектов:

прибыль, амортизация, продажа ценных бумаг, банковский кредит, проценты, дивиденды по ценным бумагам, выпускаемым другими эмитентами;

-на уровне населения:

зарплата, премии, выплаты социального характера, командировочные расходы, доходы от предпринимательской деятельности, от операций с личным имуществом, социальные трансферты.

- на уровне государства, муниципалитетов:

доходы от государственных и муниципальных предприятий, доходы от приватизации государственного и муниципального имущества, от внешнеэкономической деятельности, налоговые доходы, государственный и муниципальный кредит, эмиссия денег и доходы от эмиссии ценных бумаг

Возникновение государства предполагает кроме всего прочего, установление определенных взаимоотношений по распределению и перераспределению создаваемых экономических благ и между государством и остальными субъектами воспроизводственных отношений. Эти отношения определились словом «финансы».

В обществе с преобладанием натуральных отношений переаспределительные процессы носили прежде всего характер натуральных налогов и личных повинностей. Развитие товарно-денежных отношений привело к изменению формы перераспределительных отношений – они стали носить преимущественно денежный характер. Понятие финансы в современном его представлении можно отнести к этапу обособления государственной казны, возникновению государственного бюджета.

Субъектами финансовых отношений являются государство, хозяйствующие субъекты, население.

Тема 2. Финансовая система: основные субъекты и вспомогательные структуры


Финансовая система – форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного национального продукта. Основой финансовой системы являются децентрализованные финансы, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства. Часть этих ресурсов перераспределяется в соответствии с нормами финансового права в доходы бюджетов всех уровней и во внебюджетные фонды. При этом значительная часть указанных средств в дальнейшем направляется на финансирование бюджетных организаций, коммерческих организаций в виде субвенций, субсидий, а также возвращается населению в виде социальных трансфертов (пенсий, пособий, стипендий и т.п.).

Среди децентрализованных финансов ключевое место принадлежит финансам коммерческих организаций. Здесь создаются материальные блага, производятся товары, оказываются услуги, формируется прибыль, являющаяся главным источником производственного и социального развития общества.

Особое значение в системе децентрализованных финансов развитых стран принадлежит финансовым посредникам.

Финансы домохозяйств играют значительную роль как в формировании централизованных финансов посредством налоговых платежей, так и в формировании платежеспособного спроса страны.

Централизованные финансы представлены бюджетной системой, а также государственным и муниципальным кредитом. В Бюджетном кодексе РФ бюджетная система определена как совокупность бюджетов всех уровней и бюджетов внебюджетных фондов, которая регулируется нормами права и основывается на экономических отношениях.

Составим таблицу


Субъект экономических отношений Источники финансовых ресурсов

Собственные Привлеченные
1.Предприятие Основной собственный капитал, прибыль, амортизация

Заемные средства: долгосрочный и краткосрочный кредит

Текущая кредиторская задолженность

2.Семья Заработная плата с надбавками и доплатами, премия, пенсии, пособия, стипендии, страховые и социальные выплаты, доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, доходы от операций с личным имуществом и денежные накопления Долгосрочные и краткосрочные кредиты: на строительство и приобретение жилья, потребительский, банковский кредит
3. Банк Собственный капитал, прибыль Кредиты, получаемы у другого банка

События, указываемые в статье можно отнести к РФ 90-х годов. Когда все стало неконтролируемо.

Финансовый рынок (рынок ссудных капиталов) – механизм перераспределения капитала между кредиторами и заемщиками при помощи посредников на основе спроса и предложения на капитал.

Либерализация экономики – ограничение вмешательства государства в экономику, отсутствие монопольного влияния государства в экономику.

Капиталы пересекают границы – размещение денежных средств за границей: в банках, вложение в недвижимость.

Биржевые крахи – полное разорение

Финансовые спекуляции – спекуляции с ценными бумагами на рынке ценных бумаг

Денежная стабильность - отсутствие недостатка в денежных средствах.

Тема 3. Финансовая политика государства как инструмент регулирования экономики


Процесс распределения и перераспределения совокупного общественного продукта представляет собой финансовый механизм, который включает в себя обособление сферы финансовых отношений, позволяющих формировать собственные финансовые ресурсы у хозяйствующих субъектов, наемных работников, государства и органов местного самоуправления.

Финансовый механизм представляет собой «систему организации, регулирования и планирования финансовых отношений, способов формирования и использования финансовых ресурсов». (Ковалев, 1999, с.62.)

Финансовая политика в РФ в последние 6 лет привела к стабилизации экономики, снижению уровня инфляции, и самое главное – с 2000 года бюджет РФ исполняется без дефицита, хотя все это в основном результат повышения цен на нефть на международном рынке, где РФ является поставщиком.

На уровне региона бюджет не может быть профицитным, т.к. основная часть налогов, собираемых на территориях, идет в бюджет РФ, а бюджет органа местного самоуправления самого низкого уровня исполняется в той сумме, в которой собирает налоги и неналоговые поступления на своей территории в основном у населения. Выравнивание бюджетной обеспеченности происходит не на необходимом уровне, чтобы покрыть все необходимые расходы. Источников покрытия дефицита бюджета местный бюджет не имеет и поэтому доходы его равны расходам, на жизненный уровень населения это оказывает мало влияния.

Финансовая политика последнего десятилетия была направлена на быстрое изменение социального строя общества. Но при этом пострадали простые люди, не имеющие власти, уровень жизни которых значительно снизился. Возврат к централизованно-распределительной системе уже невозможен.

Главной целью государственной финансовой политики должно стать создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышение уровня и качества жизни населения. Необходимо обеспечить сбалансированность роста финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы страны. Финансовая политика государства должна учитывать интересы всех субъектов финансовой системы, а не только органов государственной власти. Государство должно проводить финансовую политику неразрывно с кредитно-денежной, бюджетной, налоговой политикой, должно создать условия для привлечения инвестиций в производственную сферу. Также государство должно проводить социальную политику, направленную на защиту малообеспеченных слоев населения, чтобы каждый человек мог реализовать свои права в соответствии с законом.

Таможенная политика государства должна способствовать пополнению государственной казны.

Финансовый механизм включает в себя обособленные сферы финансовых отношений, позволяющие формировать собственные финансовые ресурсы у хозяйствующих субъектов, наемных работников, государства и органов местного самоуправления.

В последние десять лет налоговая политика государства претерпела большие изменения. Был принят новый налоговый Кодекс. В 1994 году в соответствии с Указом Президента РФ от 22.12.1993 года № 2268, отменялся закрытый перечень налогов, количество региональных и местных налогов не ограничивалось. Число взимаемых налогов возросло настолько, что их невозможно было сосчитать. Данные бесчинства были отменены Указом Президента РФ от 18.08.1996 года № 1214.

С введением нового налогового Кодекса число и виды взимаемых налогов и сборов были упорядочены по видам бюджетов. Были введены ставки налогов, (снижены НДС, налог на доходы, налог на прибыль и др.) позволяющие мобилизовать в бюджеты больше доходов, а предприятиям и населению не скрывать свои доходы.

Во внебюджетные фонды также стало поступать больше средств, т.к. со снижением ставок стала легализироваться зарплата.

Стало развиваться страхование имущества, жизни. В связи с развитием экономики доходы увеличились, увеличилась стоимость имущества, можно и необходимо стало его страховать. Начали развиваться страховые организации. Они мобилизовали значительны страховые резервы, что позволило им заниматься не только страховой, но и инвестиционной деятельностью.

Тема 4. Основы функционирования финансов коммерческих предприятий. Прибыль как финансовый результат работы предприятия


Схема финансового плана АО

ДОХОДЫ

Доход от основной деятельности:

Валовой доход – выручка от реализации продукции

Операционные доходы:

Выручка от реализации выбывшего имущества

Внереализационные доходы
Прочие поступления
Итого доходов

РАСХОДЫ

Затраты на производство и реализацию продукции
Материальные затраты, включая амортизацию основных средств и оплату за пользование природными ресурсами
Расходы на оплату труда
Амортизационные отчисления
Внереализационные расходы
Прочие расходы и отчисления средств
Итого расходов
Прибыль к распределению
Отчисления от себестоимости на социальные нужды
Отчисления от себестоимости во внебюджетные фонды


Кол-во

Тыс.тонн

Цена

Т.р.

Стоимость

Т.р.

Цена

Т.р.

Стоимость

Т.р.

отклонение Индекс цен
Сахар 10 25 250 30 300 50 1,2
Мука 20 26 520 29,5 590 70 1,3
Сухое молоко 30 31 930 32 960 30 1,03
Итого

1700
1850 150 1,09

Сумма дополнительного вложения капитала составила 150 т.р.

Прибыль фирмы составит 210 тыс.руб.

30 тыс. ед. *(42-35) =210

Рентабельность реализованной продукции определяется по формуле:

Чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия: выручку от реализованной продукции

и показывает размер прибыли на рубль реализованной продукции.

Чистая прибыль составит 24 руб. (60*40/100), выручка – 60 руб., допустимая стоимость производства (60-24) = 36 руб.

Тема 5. Финансы некоммерческих организаций


Источники ресурсов Коммерческие Некоммерческие
1.Размещение акций + -
2.Бюджетные средства + +
3.Членские взносы + +
4.Кредиты банка + -
5. Вексельные расчеты + -
6.Денежные пожертвования
+

Источниками финансовых ресурсов могут быть:

Коммерческие организации Некоммерческие организации
1.Собственный капитал (акционерный, уставный, унитарный, неделимый) 1.Средства учрежителей
2.Долгосрочные и краткосрочные кредиты 2.Членские взносы
3.Кредиторская задолженность (поставщикам, по зарплате, по налогам и т.д.) 3.Пожертвования
4.Бюджетные средства 4.Выручка от оказываемых услуг
5.Безвозмездные поступления 5.Спонсорская помощь, благотворительные взносы
6.Страховые платежи 6.Вступительные взносы
7.Средства вышестоящих организаций 7.Целевое финансирование
8.Банковские ссуды
9.Эмиссия долговых ценных бумаг
10.Прибыль, амортизация

Физические лица могут финансировать и политические партии, и благотоворительные организации, и учебные заведения.

Юридические лица, если они не получают финансирования из бюджета, могут финансировать благотворительные организации и учебные заведения.

Государственные учреждения не могут финансировать эти расходы.

Тема 6. Страхование, его сущность и формы


Моряки или лесорубы создавали страховые кампании для себя, так как, делая небольшие взносы, они могли получить значительную сумму при наступлении страхового случая.

Так как универсальное страхование жизни и пожизненное страхование относятся к накопительным видам страхования они должны стоить дороже. Страхование жизни включает рисковый взнос и накопительный взнос. Накопительный взнос капитализируется и появляется возможность получить большую сумму по окончании срока страхования или договора.

По рисковым видам страхования накопительный взнос не включается. Эти договоры заключаются на срок не более одного года, предусматривают только покрытие риска и не включают капитализацию взноса, т.е. они «не обещают» страхователю инвестиционного дохода.

Размер страхового возмещения составит:


С*У 250*500

В= ----------- = ------------- = 125 тыс.руб.

Ц 1000


АО «Полиглот» стоит застраховать свое имущество в страховой кампании Базис, т.к. он работает прибыльно, получит прибыль 600 тыс.руб.

4000-400-2000-1000=600 тыс.руб.

Тема 7. Финансы государства и их роль в решении комплекса макроэкономических проблем. Ведущая роль государственного бюджета


С помощью федерального (гос.) бюджета РФ перераспределяется до 40% национального дохода страны и финансируются основные экономические и социальные программы.

В условиях перехода к рынку государственный бюджет сохраняет свою ведущую роль, меняются лишь методы его воздействия на общественное производство и режим расходования бюджетных средств. Осуществляется переход с бюджетного финансирования и дотирования на экономические методы воздействия на производство, переход к финансовому регулированию экономики.

Структура расходов государственного бюджета является социально стабилизирующим фактором; оказывает регулирующее воздействие на размеры спроса и инвестиции, на отраслевую и региональную структуру экономики; на национальную конкурентоспособность на мировом рынке. И ВТО же время она может меняться. Например, в периоды кризисов и депрессий расходы государственного бюджета на хозяйственные цели как правило - растут, а во время «перегрева» конъюнктуры сокращаются. Значит, размер перераспределяемого через госбюджет национального дохода зависит от уровня развития экономики страны.

Бюджет как главный финансовый план страны закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений, координирует и организует деятельность всех звеньев финансовой системы, всех участников хозяйственных связей. Координация осуществляется через связь, взаимосвязь показателей бюджета с показателями других финансовых планов, инвестиционных программ. В финпланах предприятий фиксируются размеры обязательных платежей в бюджет и для ряда предприятий возможные поступления из бюджета; все средства, выделяемые по смете госбюджетным органам, структурам, полностью проходят по расходной части соответствующего бюджета.

Бюджет – это специфический, универсальный финансовый план, поскольку его показатели охватывают практически все сферы экономического и социального развития страны.

В контексте этих расходов в хозяйственной практике бюджет рассматривается и используется государством как важнейший инструмент финансового регулирования.

Бюджетное регулирование – процесс распределения доходов и перераспределения средств между бюджетами разных уровней в целях выравнивания доходной базы местных бюджетов. Бюджетное регулирование – одна из важнейших хозяйственных функций государства. Цель его – поддержание стабильности экономики, обеспечение ее сбалансированности, структурных сдвигов, решение глобальных задач функционирования и развития общества. Бюджетное регулирование достаточно развито в различных экономических системах. Но в условиях рыночной экономики степень вмешательства государства в движение финансовых ресурсов регионов и предприятий гораздо менее, чем в экономике нерыночного типа и носит как правило, косвенный характер.

Т.о. бюджет – это объективно обусловленное звено финансовой системы, особый сегмент денежных отношений, связанный с формированием, распределением и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для обеспечения функций и задач государства и его территориальных подсистем; это главный финансовый план страны, важнейший инструмент государственного регулирования.

Исходя из принципа бюджетной системы РФ – сбалансированности бюджета - сводный финансовый план государства составляется в форме баланса. Суммарный объем доходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета должен быть равен общему объему предусмотренных расходов. Каковы доходы – таковы и расходы.

В доходную часть бюджета входят налоговые и неналоговые доходы и безвозмездные поступления от бюджетов другого уровня.

В доход бюджета текущего года зачисляется остаток средств на конец предыдущего года и на основании решения органа власти или самоуправления направляется на финансирование текущих расходов, и в первую очередь на погашение долговых обязательств бюджета.

Для улучшения собираемости налогов необходимо уменьшить ставку налога, чтобы плательщику было не тягость делиться с государством своими доходами, налогов должно быть не много, чтобы уменьшить расходы по из сбору, надо чтобы оформление и расчет налогов не был витиеватым и чтобы закон толковался однозначно, без комментариев.

Дотация предоставляется одним уровнем бюджета другому, на выравнивание бюджетной обеспеченности и на покрытие текущих расходов. Для того, чтобы контролировать использование дотации необходимо вводить казначейское исполнение бюджетов. Я бы вообще отменила дотации, а вместо них выделяла бы субсидии и субвенции строго целевого назначения, на основе утвержденных стандартов, но с учетом особенностей (климатических, региональных) региона.

Инфляция – это процесс обесценивания денег в результате переполнения каналов товарного обращения денежной массой.

При росте инвестиций ВВП может дать многократный прирост, оживляя производство и рост занятости населения. Чтобы привлечь инвестиции, необходимо создать экономически благоприятные условия для инвесторов, Тем самым увеличится ВВП и соответственно доходы бюджета, доходы можно снова пустить на инвестиции. Улучшится благосостояние населения, его доходы возрастут, возрастут и его расходы, будет потребляться произведенный ВВП.

Тема 8. Бюджетные доходы, их классификация


Федеральный бюджет на 2006 год утвержден по расходам в сумме 4 431 076 807,1 тыс. рублей и по доходам в сумме 6 170 484 600,0 тыс. рублей исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в сумме 27 220 млрд. рублей и уровня инфляции (потребительских цен) 9,0 процента (декабрь 2006 года к декабрю 2005 года). Установлено превышение доходов над расходами в размере 1 739 407 792,9 тыс. рублей.

Федеральный бюджет на 2007 год утвержден по расходам в сумме 5 463 479 900,0 тыс. рублей и по доходам в сумме 6 965 317 200,0 тыс. рублей исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в сумме 31 220 млрд. рублей и уровня инфляции (потребительских цен) 6,5 - 8,0 процента (декабрь 2007 к декабрю 2006 года). Установлено превышение доходов над расходами в сумме 1 501 837 300,0 тыс. рублей.

В бюджете на 2006 год неналоговые доходы составили 2787800 тыс. рублей или 0,045 % к общему объему доходов. В бюджете на 2007 год сумма неналоговых доходов составляет 2758400 тыс. руб. или 0,0396 % к общему объему доходов.

Размер долга иностранных государств на 1 января 2005 составляет: страны СНГ – 3 284 302 854 долл. США, другие страны 20 636 971 680 советских рублей.

Хотя бюджет РФ утвержден с профицитом, для такой страны он конечно маловат, т.к. местные бюджеты не могут профинансировать в полном объеме даже текущие расходы. В бюджете моего района например, на 1 января 2007 года имелась кредиторская задолженность по зарплате в сумме 1,5 млн. руб. Долларовый эквивалент бюджета РФ на 2007 год составляет 6965317200 тыс.руб./ 0,032 руб= 217666162 тыс. долл.

Законом о бюджете на 2007 год установлено на 1 января 2008 года:

1) верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации в сумме 46,7 млрд. долларов США (или 36,3 млрд. евро);

2) верхний предел государственного внешнего долга иностранных государств (за исключением государств - участников Содружества Независимых Государств) перед Российской Федерацией в сумме 71,0 млрд. долларов США;

3) верхний предел государственного внешнего долга государств - участников Содружества Независимых Государств перед Российской Федерацией в сумме 3,0 млрд. долларов США;

4) предел предоставления гарантий третьим лицам на привлечение внешних заимствований в сумме 2,9 млрд. долларов США.

Статья 98 Закона гласит :

Министерство финансов Российской Федерации в порядке, определенном Бюджетным кодексом Российской Федерации и статьей 38 настоящего Федерального закона, вправе направлять средства, полученные от экономии расходов на обслуживание государственного внешнего долга Российской Федерации (за исключением экономии, полученной от досрочного погашения внешнего долга), на погашение государственного внешнего долга Российской Федерации, включая его досрочное погашение.

Подоходный налог по ставке 12 % от суммы 50 тыс.руб. составит 6 тыс.руб., по ставке 20 % от суммы 100 тыс.руб. составит 20 тыс.руб., всего 26 тыс.руб.. По новой ставке 13 % налог составит 19,5 тыс.руб.

19,5 тыс.руб. *3 = 58,5 тыс.руб.

58,5 тыс.руб.- 26 тыс.руб. = 32,5 тыс.руб.

Тема 9. Расходы федерального бюджета: проблемы оптимизации структурных и качественных параметров


Приоритетными в бюджетной политике в текущем году названы дальнейшее финансирование национальных программ. Всего на 2007 год на финансирование федеральных целевых программ предусмотрено

509 450 267,4 тыс. руб.

Бюджетная политикаi должна формироваться исходя из необходимости улучшения качества жизни населения, создания условий для обеспечения позитивных структурных изменений в экономике и социальной сфере, решения проблем макроэкономической сбалансированности, повышения эффективности и прозрачности управления общественными финансами.

Последовательное снижение темпов инфляции должно оставаться в центре внимания Правительства Российской Федерации. Акцент в антиинфляционных мерах должен быть перенесен с подавления уже возникших инфляционных всплесков на устранение причин, обуславливающих сохранение относительно высокой инфляции.

Федеральный бюджет на 2007 год утвержден с профицитом в сумме 1 501 837 300,0 тыс. рублей.

В период экономических кризисов доля бюджетных ассигнований на финансирование промышленности, строительства, сельского хозяйства увеличивается. В годы подъема развития производящих отраслей промышленности и сельского хозяйства бюджетная помощь в эти отрасли сокращается. Это я думаю связано с тем, что в годы подъема промышленность развивается большими темпами и уже сама является основным поставщиком доходов бюджета.

Образование самый первый этап жизни человека и от того, насколько он получит хорошее образование, зависит его дальнейшая жизнь. Чтобы захотеть получить отдачу от образования, необходимо вложить в это деньги. А в настоящее время в учреждениях образования очень низка техническая обеспеченность, из федерального бюджета (в регионах) финансируются только расходы на оплату труда и социального налога, хотя согласно Закону РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы по предоставлению образования являются полномочиями федеральных органов власти ( кроме хозяйственных расходов). Критерием я бы назвала финансирование образовательного процесса на 1 учащегося по нормативу, чтобы у образовательного учреждения была заинтересованность «выучить учащегося, а не класс. В малокомплектных начальных школах порой в классе обучается по 1 – 2 ученика, а успеваемости нет, уроки ведет преподаватель с высшим образованием. Каждый человек имеет право на получение качественного образования. Поэтому особое требование должно уделяться обучению преподавателей.

Критерием оценки деятельности здравоохранения я бы назвала снижение заболеваемости населения, особое внимание уделила бы профилактике заболеваемости, также особой профилактике заболеваемости детей. Но в первую очередь здоровые матери должны рожать здоровых детей, значит, здоровью матерей должно уделяться особое внимание. Здравоохранение и физкультура взаимосвязаны, поэтому нужно уделять огромное значение занятию физкультурой с малых лет.

Тема 10. Государственные внебюджетные фонды РФ, их значение в решении социальных проблем


Создание внебюджетных фондов в 90-х годах было продиктовано необходимостью безотлагательного решения отдельных жизненно важных для общества задач как социального, так и экономического характера. Речь шла о создании устойчивой системы государственного пенсионного обеспечения, медицинского и социального страхования, развития сети автомобильных дорог и содержание дорожного хозяйства, решение экологических проблем и т.д.

Внебюджетные фонды выступают в качестве стабильного, прогнозируемого на длительный период источника денежных средств, используемого для финансирование конкретных социальных потребностей общегосударственного значения, для финансирования отдельных региональных или ведомственных программ экономического характера, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, а также субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Для внебюджетных фондов характерно четкое установление доходных источников позволяющих точно прогнозировать объемы этих фондов и контролировать целевое использование указанных фондовых ресурсов.

В зависимости от целевой направленности расходования средств внебюджетные фонды подразделяются на фонды социального назначения и экономические фонды.

В РФ к фондам социального назначения относятся: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. До 2001 года существовал государственный фонд занятости населения РФ.

Пенсионный фонд РФ создан 22 декабря 1990 года. Главными его задачами являются: назначение и выплаты пенсий, пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет, за выслугу лет и другие пенсии и пособия; организация и ведение персонифицированного учета застрахованных

Фонд социального страхования создан в 7 августа 1992 года. Фонд предназначен для управления средствами государственного страхования. Главными задачами фонда являются: обеспечение гарантированных государством пенсий и пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет, социального пособия на погребение, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей.

Фонд обязательного медицинского страхования создан 18 января 1993 года. Цель медстрахования состоит в предоставлении гарантии гражданам при возникновении страхового случая на получение медицинской помощи.

К экономическим внебюджетным фондам относятся ведомственные (отраслевые, межотраслевые) фонды и фонды территориального (регионального) развития. Порядок формирования и контроль за их использованием проводится в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ ставка Единого социального налога составляет: при налоговой базе до 280 тыс. руб. -26 %.(20% в федеральный бюджет, 2,9% в ФСС, 3,1% в ФОМС) при налоговой базе до 600 тыс. руб. – 72800 руб. + 10% с суммы, превышающей 280 тыс. руб., при налоговой базе свыше 600 тыс. руб. – 104800 руб. + 2% с суммы, превышающей 600 тыс. руб.

Для налогоплательщиков сельхозтоваропроизводителей ставка налога составляет 20% с доходов до 280 тыс. руб., с доходов до 600 тыс. руб. – 56000 рублей и 10% с доходов, превышающих 280 тыс. руб., с доходов свыше 600 тыс. руб. – 88000 рублей и 2% с доходов, превышающих 600 тыс. руб.

За счет ЕСН ресурсы получают Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, ФОМС.

До 2001 года за счет ЕСН финансировались расходы фонда занятости населения. Но с 1996 года финансовое положение фонда значительно ухудшилось имелись большие суммы задолженности по выплатам. С 2001 года финансирование расходов, связанных с выполнением функций Государственного фонда занятости, осуществляются через бюджеты соответствующих уровней бюджетной системы РФ.

Статья 5. Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"

Виды трудовых пенсий и их структура

1. В соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливаются следующие виды трудовых пенсий:

1) трудовая пенсия по старости;

2) трудовая пенсия по инвалидности;

3) трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

2. Трудовая пенсия по старости и трудовая пенсия по инвалидности могут состоять из следующих частей:

1) базовой части;

2) страховой части;

3) накопительной части.

3. Трудовая пенсия по случаю потери кормильца состоит из следующих частей:

1) базовой части;

2) страховой части.

4. Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия на условиях и в порядке, которые определяются Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Тема 11. Государственный кредит, особенности его использования в РФ


Реструктуризация долга – это погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятие на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств, с установление иных условий обслуживания долгов и сроков их погашения. Реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием основной суммы долга. При выводе РФ из дефолта в 1998 году были применены следующие меры: реструктуризация облигационных займов в облигации с более поздним сроком погашения; ведение переговоров с кредиторами с целью отсрочки платежей; использование разных схем взаимозачетов с целью снижения задолженности по займам; привлечение кредитов банков для платежей по облигациям; прием облигаций с счет налоговых платежей, в обмен на жилищные сертификаты; выкуп своих облигаций с дисконтом; досрочный выкуп своих обязательств.

По состоянию на 1 января 2001 года РФ имела внешний государственный долг в сумме 158,4 млрд. долларов. В том числе по кредитам правительств иностранных государств – 66,5 млрд. долл. Из них официальным кредиторам Парижского клуба -48,6 млрд. долл., не являющимся членами Парижского клуба – 3,3 млрд. долл., задолженность бывшим странам СЭВ -14,6 млрд. долл.

По кредитам иностранных банков задолженность составляла 39,4 млрд. долл., в т.ч. кредиторам Лондонского клуба -30,1 млрд. долл., коммерческая задолженность -9,3 млрд. долл.

По гос. ценным бумагам, выраженным в иностранной валюте, долг составлял 26,7 млрд. долл., в т.ч. еврооблигационные займы -15,6 млрд. долл., облигации внутреннего валютного займа -11,1 млрд. долл.

По кредитам ЦБ РФ долг составлял 6,4 млрд. долл.

В 2001 году был подписан ФЗ РФ от 24 марта 2001 года № 43-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О Федеральном бюджете на 2001 год, который предусматривал полную уплату долга Парижскому клубу. В 2001 году выплачивались долги и по другим кредитам: купонные выплаты по семилетнему еврооблигационному займу 1997 года, по 10-леним и 30-летним еврооблигациям, выпущенным в рамках реструктуризации задолженности Лондонскому клубу кредиторов. Были уточнены перспективы взаимоотношений России со Всемирным банком. Достигнута договоренность о продлении срока второго угольного займа МБРР. Все эти меры позволили России вернуть имидж добросовестного заемщики и полноправного участника мирохозяйственных связей, а также решать задачи экономического и социального развития.

Задача: Через 3 месяца облигации внутреннего займа составили 10,7 млрд. руб. Т.к. выкупить облигации денег в бюджете не оказалось, был выпущен займ на сумму 10,7 млрд. руб. Через 3 месяца сумма долга окажется равной 11.5 млрд. руб.

В данном случае государство прибегло к регулированию своего долга путем рефинансирования – погашения старой гос. задолженности путем выпуска новых займов.

Я думаю, что правительство поступило рационально, выпустив новый займ, т.к. в данный момент оно не смогло бы погасить его, но получилась передышка равная 3 месяцам.

Реальная внешняя задолженность государства через 3 года составит 3*1,1*1,1*1,1 = 3,993 млрд.долл. Окупится объект через 3 года.

Тема 12. Региональные и местные финансы


Каждый из уровней власти располагает собственными источниками финансовых средств, собственным бюджетом в пределах закрепленных за ним бюджетных полномочий. Бюджетный федерализм предполагает самостоятельность в нахождении средств для финансирования децентрализовано принимаемых решения и региональных программ субъектами федерации. Только в этом случае можно говорить о реальной самостоятельности регионов.

Бюджетный федерализм означает финансовое самообеспечение административных единиц за счет соответствующих налогов, с тем, чтобы на местах стремились к развитию своего производства, торговли, кредитной сферы, услуг и т.п., поскольку именно эти структуры являются основными плательщиками налога на прибыль, а занятые на них лица – налога, на их доходы

Федеративная форма устройства предусматривает самостоятельность управления и делегирования власти. При этом важнейшие вопросы в области финансов, экономики, принимаются путем переговорного процесса, нахождения компромисса между различными участниками управления государством.

Под бюджетным федерализмом понимают форму бюджетного устройства в федеративном государстве, которая предполагает учет интересов всех участников бюджетного процесса на основе достижения компромисса и самостоятельного управления функционированием всех звеньев бюджетной системы.

Фискальная или бюджетно-налоговая политика - система регулирования экономики посредством изменения государственных расходов и налогов. Фискальная политика направлена на обеспечение полной занятости и производство не инфляционного ВВП, на стимулирование экономического роста.

Инструменты фискальной политики: государственные субсидии, манипулирование различными видами налогов, трансфертные платежи и другие виды гос. расходов.

Сумма расходной части бюджета 450 млн. руб., сумма закрепленных доходов 180 млн. руб., дефицит 60 млн. руб. Сумма регулирующих доходов составит: (450-180-60=210) 210 млн. руб.

Сумма регулирующих доходов 220 млн., закрепленных доходов 270 млн., сумма расходной части бюджета 560 млн. Дефицит составит 42 млн. руб., субвенция 28 млн. руб.

Тема 13. Финансы населения: новые черты, привнесенные рынком


Денежные доходы гражданина образуются за счет ряда источников (они могут быть собственные и заемные). Их перечень: заработная плата, доход от предпринимательской деятельности, процентный доход от предоставления денег взаймы, доходы по спекулятивным операциям, выигрыши и призы, госпенсии, стипендии, алименты, пособия, субсидии, дополнительные пенсии и страховка, наследство и подарки, заемные средства. Получение доходов может быть либо связано с риском, либо нет. Без риска мы получаем зарплату, гонорар, гос.пенсию, стипендию, пособие, арендный доход и др. К рисковым доходам относятся: доходы от бизнеса, проценты, доходы от спекуляций (получение прибыли в виде разницы в ценах, курсах, процентах). Доходы гражданина после уплаты налогов и сборов представляют его чистые доходы. Разность между доходами и расходами составляет сбережения семьи. Если сбережения положительны, то семья увеличивает свои активы либо сокращает задолженность. Если сбережения отрицательны, то семья живет в долг или уменьшает свои прежние накопления.

Учреждения социальной защиты позволяют гражданам при наличии оснований (Закона) предоставлять льготы по оплате коммунальных услуг и квартирной платы, и другие льготы предусмотренные законодательством.

Сбережения населения в банках увеличились в основном из-за развития карточных форм расчетов по оплате труда и пенсий и других доходов. В соответствии с психологическим законом Кейнса – склонность к потреблению, с ростом совокупного дохода семьи увеличивается и совокупное потребление, но не в такой мере как растем доход.

Введение ставки подоходного налога в размере 13% привело к увеличению поступлений налога в бюджеты, т.к. эта ставка оказалась более либеральной. Но я думаю, что доход в 20 тыс. рублей, после которого налоговые вычеты теряются, очень мал, он должен быть равен хотя бы годовой потребительской корзине, ведь доход человека который на кого-то работает, устанавливается работодателем, а минимальные потребности человека должны удовлетворяться.

Тема 14. Роль финансов в развитии международного сотрудничества, в процессах глобализации экономики


Основой глобализации мировых финансовых рынков является глобализация производственного процесса, т.е. ситуация, когда внутренний национальный рынок предприятия-резидента потерял для него свое первостепенное значение и фирма больше не ориентируется на собственную страну и занимается удовлетворением таких потребностей и на таком уровне, которые были бы характерны для всего мира. В этом случае возникает глобальный жизненный цикл продукта, рынки и продукты все больше стандартизируются, для оценки рыночного успеха все больше используются международные критерии и оценки, которые в основном имеют финансовое выражение.

Интеграция государств в сфере финансовых отношений вызвана необходимостью ускоренного межгосударственного экономического сотрудничества. Мировые финансы возникли в результате, с одной стороны распространения финансовых отношений на мирохозяйственные связи, а с другой – явились следствием появления и развития финансовой подсистемы мировой экономики. Являясь частью мировой экономики, они представляют собой совокупность финансовых ресурсов мира, т.е. финансовых ресурсов 185 стран с их финансовыми организациями, международных организаций и международных финансовых центров мира.

Европейский банка реконструкции и развития начал свою деятельность в 1991 году. Его членами, количество которых превышает 60, являются страны ЕС, Центральной и Восточной Европы, СНГ, а также другие страны МВФ, в том числе находящиеся вне пределов Европы, и Европейский инвестиционный банк.

Основная цель ЕБРР заключается в содействии переходу к рыночной экономике и стимулирование развития частной и предпринимательской инициативы в странах Центральной и Восточной Европы. К приоритетным направления деятельности банка относится содействие приватизации, демонополизации и децентрализации, объединению энергетических, транспортных и телекоммуникационных сетей Европы, защите окружающей среды.

Устав ЕБРР предусматривает преимущественное (не менее 60%) направление его финансовых ресурсов на поддержку деятельности негосударственных коммерческих структур, укрепление финансовых институтов и правовых систем, развитие инфраструктуры, необходимой для поддержки частного сектора.

Гармонизация и унификация налоговых систем и гармонизация бюджетов по отношению к странам, входящим в ЕС означает, что во всем мире стараются прийти к единой форме налоговых систем и систем построения бюджетов для того, чтобы была сопоставимость показателей, стран, входящих в ЕС.

Список литературы


Нормативные акты:

Бюджетный кодекс РФ

Налоговый кодекс

Закон РФ «О федеральном бюджете на 2006 год»

Закон РФ «О федеральном бюджете на 2007 год»

Основная литература:

Финансы: Учебник/Под ред. В.В. Ковалева изд-во Проспект, 2006

Финансы предприятий: Учебник, В.В. Ковалев, В.В. Ковалев изд-во Проспект, 2004

Экономический анализ: Учебное пособие / Л.Е. Басовский, А.М. Лунева, А.Л. Басовский

i

Похожие работы:

  1. • Финансовая система Российской Федерации
  2. • Финансовая система России
  3. • Элементы финансовой системы Российской Федерации
  4. • Роль и значение финансовой системы Украины в становлении ...
  5. • Финансовая система России
  6. • Финансовая система государства и управление ею
  7. • Финансовая система Республики Казахстан
  8. • Современные тенденции развития финансовой системы ...
  9. • Теоретические основы построения финансовой системы
  10. • Государственные финансы в финансовой системе России
  11. • Финансовая система Украины
  12. • Финансовая система: сущность, структура, принципы построения
  13. • Финансовая система как совокупность самостоятельных ...
  14. • Финансовая система России
  15. • Финансовая система РФ
  16. • Финансовая система Кореи
  17. • Финансовая система государства
  18. • Финансовая система
  19. • Финансовая система Украины
  20. • Финансовая система Кореи
Рефетека ру refoteka@gmail.com