Рефетека.ру / Финансовые науки

Контрольная работа: Особенности правоотношений, возникающих в области государственного кредита

Контрольная работа по дисциплине

«Бюджетное право»


ТЕМА:

«Особенности правоотношений, возникающих в области государственного кредита»

Содержание


Введение

1. Понятие и значение государственного кредита

2. Правовые основы государственного кредита

3. Формы долговых обязательств

4. Отношения в области государственного и муниципального долга

Заключение

Список литературы

Введение


Современная кредитная система – это совокупность различных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала. На рынке, наряду с такими формами кредита, как коммерческий и банковский, принимает участие и государственный кредит. Друг от друга эти формы отличаются составом участников, объектом ссуд, динамикой, величиной процента и сферой функционирования.

Государственный кредит является одним из основных (наряду с налогами) инструментов для решения проблем достижения баланса бюджетных доходов и расходов. Отдельные вопросы, касающиеся, например, конкретного порядка заключения договоров государственного займа регулируются также гражданско-правовыми нормами. Однако это не влияет на обоснованность вывода о том, что сам государственный кредит является самостоятельным финансово-правовым институтом.

В условиях развитых товарно-денежных отношений государство может привлекать к покрытию своих расходов не только доходы бюджета, но и дополнительные, сформированные на заемной основе, свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средства населения. Уникальный способ их получения выступает государственный кредит, выражающий отношения между государственными и многочисленными физическими и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда (наряду с бюджетом) в руках государства.

Принимая во внимание сложившиеся в России экономические условия, хочется отметить, что государственный кредит играет чрезвычайно важную роль в нашей экономике. От состояния в этой отрасли кредитно-финансовой системы страны зависят важнейшие показатели государственного бюджета, темпы роста экономической стабилизации, а также то, каким является положение страны на мировой экономике.

Бюджетный дефицит - это та сумма, на которую в данный год расходы правительства превосходят его доходы; национальный или государственный долг - это общая сумма накопленных положительных сальдо бюджета за вычетом дефицитов, имевших место в стране. В общеупотребительном смысле термин "государственный долг" означает совокупность обязательств государства перед иностранными и внутренними кредиторами.

Цель данной работы – изучить правовые основы государственного кредита. Объект изучения – правоотношения, возникающие в области государственного кредита.

1. Понятие и значение государственного кредита


Государственный кредит является одновременно экономической и правовой категорией. Государственный кредит как правовая категория представляет собой урегулированные нормами права отношения по привлечению и использованию государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц в целях пополнения доходной части бюджета.

Таким образом, государственный кредит – это отношения не по предоставлению государством денежных средств, а по их привлечению, когда государство выступает в качестве заемщика (должника). Исходя из специфики данных отношений, государственный кредит сформировался как самостоятельный финансово-правовой институт и состоит из однородных обособленных финансовых отношений, регулируемых определенной группой правовых норм.

Традиционная роль государственного кредита всегда заключалась в обеспечении своевременного финансирования расходов государства при наличии дефицита бюджета. Однако с развитием рыночной экономики государственный кредит стал также использоваться и для регулирования денежного обращения. Поэтому роль государственного кредита достаточно многогранна.

За последние годы использование государственного кредита стало одним из факторов улучшения денежного обращения. Часть наличных денежных средств хранится у населения и не участвует в обороте, поэтому государство, привлекая эти средства, не только включает их в национальный хозяйственный оборот, но и тем самым повышает устойчивость внутренней валюты.

Функционирование государственного кредита предполагает не только наличие временно свободных денежных средств юридических и физических лиц и объективных экономических предпосылок их образования (высокие доходы населения, развитие предпринимательской деятельности и др.), но и правовое закрепление возможности использования названных денежных средств государством в качестве кредитных ресурсов.

Правовой основой государственного кредита является Конституция Российской Федерации, где в п. 3 ст. 104 говорится, что «законопроекты… о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации». Также Конституцией Российской Федерации закрепляется положение о том, что государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе.

Правовые основы государственного кредита образуют также нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации и федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год. За последнее время принят целый ряд законодательных и подзаконных нормативных актов, касающихся отдельных видов отношений в области государственного кредита. Кредитные отношения такого рода складываются и на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и регулируются соответственно их правовыми актами. Отношения, возникающие в области государственного кредита, носят сложный многоплановый характер и регулируются нормами не только финансового, но и других отраслей права.

Государственный кредит представляет отношения вторичного распределения стоимости валового внутреннего продукта и части национального богатства. В сферу его применения попадает часть доходов и фондов,

сформированных на стадии первичного распределения стоимости. Через государственный кредит перераспределяются средства, направляемые в фонды потребления. Обычно ими являются временно свободные денежные средства населения предприятий и организаций, не предназначенные для текущего потребления. Но при определенных экономических и политических ситуациях, население и хозорганы могут идти на сознательное ограничение потребления и в сферу государственного кредита втягиваются средства, предназначенные для текущих производственных или социальных нужд (в истории были примеры, когда подобное ограничение потребностей происходило по принуждению государства – подписка на государственные займы).

Формирование посредством госкредитных отношений дополнительных финансовых ресурсов отражает одну сторону сущности государственного кредита как особой формы движения стоимости (ссудного фонда). Второй стороной выступают отношения, обусловленные возвратностью и платностью ресурсов, мобилизуемых с помощью государственного кредита. Государство гарантирует возврат средств с уплатой кредиторам установленного дохода в виде процентов. Госкредитные отношения и налоговые не подменяют друг друга и являются самостоятельными финансовыми инструментами. Отношения по возврату средств и выплате вознаграждения также имеют перераспределительный характер.

Кредиторами выступают физические и юридические лица, заемщиком – государство в лице его органов (министерства финансов, местных органов власти). Для заемщика ценная форма кредита позволяет мобилизовать дополнительные денежные ресурсы для покрытия бюджетного дефицита без использования для этих целей бумажно-денежной эмиссии, для не инфляционного кредитно-денежного обращения путем операций на открытом рынке, формирование финансового рынка. В условиях развития инфляционного процесса государственные займы у населения временно уменьшают его платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса, т.е. происходит отвлечение средств из денежного оборота на заранее оговоренный срок. Чрезмерное увеличение государственного долга вместе с тем может привести к платежам по обязательствам, сумма которых составит величину большую, чем поступления от займов, что отрицательно скажется на состоянии финансов государства.

В последнее время государство в отношениях по госкредиту выступает в роли не только заемщика, но и кредитора. Так, государство на безвозмездных либо льготных условиях предоставляет казначейские ссуды предприятиям, учреждениям, организациям, деятельность которых имеет важное значение для всего общества в целом, либо в целях стабилизации экономики страны. Примером может служить Указ Президента РФ «О порядке предоставления финансовой поддержки предприятиям за счет средств федерального бюджета».

Итак, государственный кредит – это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой, при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта.


2. Правовые основы государственного кредита


В настоящее время государственный кредит регулируется Законом “О государственном внутреннем долге Российской федерации”. По этому закону государственным внутренним долгом РФ являются долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими и физическими лицами, если иное не установлено законодательными актами Российской Федерации. Долговые обязательства бывшего СССР включаются в государственный внутренний долг РФ только в части, принятой на себя РФ. Государственный внутренний долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности. Государственный внутренний долг РФ обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ. Долговые обязательства РФ могут быть в форме кредитов, полученных Правительством РФ, государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительств РФ, других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ. Порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ определяется Правительством РФ. Эта деятельность называется управлением государственным долгом. Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации производится Центральным банком РФ и его учреждениями, или иное не установлено Правительством РФ. Обслуживание государственного внутреннего долга осуществляется с помощью операций по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме. Внутренний валютный долг погашается на основании Указа Президента “О мерах по урегулированию внутреннего валютного долга бывшего СССР”, где предусмотрено, что погашение задолженности Внешэкономбанка физическим лицам осуществляется с 1 июля 1993 года по первому требованию клиентов без ограничения сумм выдачи в пределах средств, имеющихся на их счетах. Для обеспечения выплаты задолженности физическим лицам – резидентам бывшего СССР использовать: средства бюджета РФ; 100 процентов валютной выручки, направляемой в соответствии с отдельными решениями Правительства РФ на погашение обязательств перед физическими лицами; средства от реализации активов бывшего СССР, как это предусмотрено пунктом 10 решения Межгосударственного совета по наблюдению за обслуживанием внешнего долга и использованием активов СССР от 28 мая 1992 года (протокол №11).

Для обеспечения правопреемства РФ по обязательствам СССР перед российскими предприятиями, организациями, в том числе учреждениями банка, было поручено Минфину РФ совместно с Центральным Банком РФ и Внешэкономбанком переоформить указанные обязательства путем выпуска государственных облигаций в иностранной валюте на следующих основных условиях: эмитент – Минфин РФ; валюта облигационного займа – доллары США; процентная ставка – 3 процента годовых; срок погашения облигаций – от 1 до 15 лет.

Государство полностью берет на себя ответственность по погашению внутреннего валютного долга. Нужно иметь в виду, что государство ответственно относится и ко всем другим своим долгам. Так, уже принимались меры по восстановлению и защите вкладов населения в сберегательном банке, акций которого принадлежит государству.

В результате финансово-правовых отношений в области государственного кредита формируется государственный и муниципальный долг. Государственным долгом Российской Федерации являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.

Долговые обязательства РФ могут существовать:

в форме кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;

соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

Государственный долг субъекта РФ – совокупность долговых обязательств субъекта РФ. Долговые обязательства субъекта РФ могут существовать:

в форме кредитных соглашений и договоров;

государственных займов субъекта РФ, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг субъекта РФ;

договоров и соглашений о получении субъектом РФ бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени субъекта РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств субъектов РФ прошлых лет.

Совокупность долговых обязательств муниципального образования образует муниципальный долг, который выступает в форме:

кредитных соглашений и договоров;

займов, осуществляемых путем выпуска муниципальных ценных бумаг;

договоров и соглашений о получении муниципальным образованием бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

договоров о предоставлении муниципальных гарантий.


3. Формы долговых обязательств


Кредитные соглашения и договоры от имени РФ, выступающей в качестве заемщика, заключаются в целях привлечения денежных средств для преодоления дефицита бюджета. Кредиторами в этом случае выступают коммерческие банки Российской Федерации и иностранных государств, а также сами иностранные государства. Среди основных кредиторов РФ следует назвать крупнейшие иностранные банки, такие, как Bank of America, Deutsch Bank, Chase Manhattan Bank, а также экономически развитые иностранные государства – Великобритания, Германия, США, Япония и др. Особое место в этих отношениях занимают кредитные соглашения с международными финансовыми организациями – Международным валютным фондом (МВФ), Международным банком реконструкции и развития (МБРР), Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР). В частности, преодолению в России финансового кризиса 1998 г. способствовали кредиты, предоставленные МВФ, на общую сумму 4,5 млрд. долларов США. При этом предоставление кредитов международными финансовыми организациями сопровождается рекомендациями по их использованию, которые государство-заемщик обязано выполнять.

Одной из основных форм государственных долговых обязательств являются государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг. Решение об эмиссии государственных ценных бумаг РФ, субъектов РФ или муниципальных ценных бумаг принимается соответственно Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в соответствии с предельными объемами дефицита бюджета и государственного или муниципального долга, установленными Бюджетным кодексом РФ и законом (решением) о бюджете.

Порядок выпуска, обращения и погашения государственных ценных бумаг РФ, субъектов РФ, а также муниципальных ценных бумаг регулируется Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг».

Долговые обязательства РФ и субъектов РФ погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет. При этом РФ не несет ответственности по долговым обязательства субъектов РФ и муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы Российской Федерацией. Субъекты РФ и муниципальные образования не отвечают по долговым обязательствам друг друга, если указанные обязательства не были гарантированы ими, а также по долговым обязательствам РФ.


4. Отношения в области государственного и муниципального долга


Управление государственным и муниципальным долгом представляет собой систему мероприятий государства и муниципального образования по установлению порядка, условий выпуска и размещения долговых обязательств, а также по выплате доходов и погашению займов. Управление государственным долгом Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации, а управление государственным долгом субъекта РФ – органы исполнительной власти субъекта РФ. Вопросы управления муниципальным долгом возлагаются на уполномоченный орган местного самоуправления. Полномочия по управлению государственным долгом и финансовыми активами РФ осуществляет Министерство финансов РФ.

Прекращение обязательств по государственным займам может быть осуществлено по соглашению сторон предоставлением взамен исполнения отступного (уплатой денег, передачей имущества и т.п.).

Заключение договора об отступном осуществляется с владельцем государственных ценных бумаг, не осуществившими новацию в установленные сроки.

Правительство РФ утверждает порядок погашения государственного внешнего долга РФ товарными поставками, обеспечивающий прозрачность финансовых операций, и порядок отбора заявок экспортеров.

Обслуживание государственного внутреннего долга РФ осуществляется Банком России и его учреждениями, если иное не предусмотрено Правительством РФ.

Выполнение Банком России функций генерального агента Правительства РФ по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним осуществляется на основе специальных соглашений, заключаемых с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации выполнять функции эмитента государственных ценных бумаг.

Обслуживание государственного внутреннего долга субъекта РФ, муниципального долга производится в соответствии с федеральными законами, законами субъекта РФ и правовыми актами органов местного самоуправления.

Заключение


Назначение государственного кредита проявляется в первую очередь в том, что он является средством мобилизации в руках государства дополнительных финансовых ресурсов.

В случае дефицитности государственного бюджета, дополнительно мобилизуемые финансовые ресурсы направляются на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами. При положительном бюджетном сальдо мобилизуемые с помощью государственного кредита средства прямо используются для финансирования экономических и социальных программ. Это означает, что государственный кредит, являясь средством увеличения финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны.

Необходимость погашения государственного долга требует изыскания дополнительных ресурсных поступлений в бюджет, а они могут быть получены (если не считать новых займов) только с помощью налогов. К тому же погашения долговых обязательств и уплата процентов по ним отвлекают часть бюджетных доходов от производительного использования, сокращает возможности наращивания производственного и интеллектуального потенциала общества.

Главная задача системы управления внешним долгом, являются обеспечение национальной экономики страны внешними источниками финансирования, достаточными для ее оптимального развития, осуществление контроля за эффективным использованием этих средств и за тем, чтобы их объем находился в соответствии с реальными возможностями страны обслуживать свой внешний долг.

Список литературы


Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы: Учебник для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательскл-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003.

Горбунова О.Н. Бюджетное право России. – М.: ТК Велби, 2007.

Мальцев В.А. Финансовое право – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.

Финансы: учеб. – 2-е изд., перераб. и доп./под ред. В.В. Ковалева. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.

Рефетека ру refoteka@gmail.com