Рефетека.ру / Философия

Контрольная работа: Отражение как всеобщее свойство материи. Материальное и идеальное. Сознание и мозг

План


1. Понятие о материя

2. Душа и проблема единства духовно-идеального и материального.

3. Сознание.

4. О рассудке и разуме, уме и мудрости.

5. Сознание, язык, общение.

Заключение.

Терминологический словарь

Список используемой литературы.

1. Понятие материи


Первое, что поражает воображение человека, когда он наблюдает окружающий мир, - это удивительное многообразие предметов, процессов, свойств и отношений. Нас окружают леса, горы, реки, моря. Мы видим звезды и планеты, восхищаемся красотой северного сияния, поллетом комет. Разнообразие мира не поддается счету.

Наблюдая явление роста и распада, соединения и разложения, первые мыслители заметили, что некоторые свойства и состояние вещей во всех превращениях сохраняются. Эту постоянно сохраняющуюся основу вещей они назвали первоматерией, одни философы считали, что все вещи состоят из жидкой материи (воды), другие – из огненной материи, третьи – из воды, огня, земли и воздуха. Это естественное воззрение на происхождение всего многообразия мира положило начало научному объяснению многих явлений природы и общества. В дальнейшем представлении о материи углубляются, и одновременно утрачивает чувственно – конкретные черты, становится более абстрактным. Еще в Vв.до н.э. возникла идея об атомном строении материи. В XVII- XVIII вв. она становится господствующей. Материя мыслится в виде совокупности абсолютно плотных, неделимых частиц – атомов, совершающих механическое движение в пустоте. Исходя из идеи атомистического строения материи, И. Ньютон ввел в физику понятие массы, сформировал закон всемирного тяготения и основные законы динамики. Практическое воплощение знаний о строение и свойствах материи – это использование машин и пара в производственной деятельности людей.

В конце XIX в. атомистического строение материи перешла границы свого механического толкования: выяснилось, что атом делим и состоит из более элементарных электрически заряженных частиц – ядер, электронов.

За этими открытиями последовали другие. Среди них центральное место заняло представление об электрической природе материи, нашедшие широкое применение на практике – телеграф, телефон, радио, электрическое освещение и так далее. Наступил век электричества.

Все это подтолкнуло философию и естествознание к решению сложных вопросов определения дальнейших путей познания структуры материи.

Крушение механизма

Совокупность открытий объективно носила диалектический характер. Революция в естествознании потребовала от теоретической мысли более гибкого подхода к фактам, в частности, к пониманию связи материи, движение, пространства и времени. Мысление ученных все еще находилось в плену механических традиций. Новые события в науке взывали к глубоким изменениям в самом способе мышления людей. Однако в мышлении действует инерция: новые факторы втискивались учеными в рамки старых понятий. В течение двух столетий шел мучительный процесс ломки старых, привычных представлений.

Некоторые физики и философы считали, что материально лишь то, что вещественно, что можно непосредственно видеть, осязать, обонять. Но микроявления не доступны непосредственному восприятию органами чувств. В этом странном для обычных представлений мире материя предстала в новом свете – без цвета, запаха, твердости, без тех свойств, с которыми люди привыкли связывать понятие материального. На основании новых данных науки создавались новые концепции, противоречившие «очевидным» результатом наблюдения, но отвечавшие более точным экспериментам и более изощренному ходу научной мысли. Материя стала представляться кому как совокупность электронов, кому как энергия, а кому как устойчивый комплекс ощущений. Трудно было понять, что там, в бесконечной глубине изчезающе малого мира, есть своя мера материальности.

Раньше масса считалась мерой количества материи. Открытие не постоянства массы, ее изменения в связи с изменением скорости движение тела было истолковано так, будто материя исчезает и материализм терпит крах. Истины науки оказались изменчивыми, и это привело к выводу об отсутствии всяких недостоверных знаний.

Разумеется, наивно представлять себе, будто ученые вообще «потеряли мир».

Они, конечно, не сомневались в его эмпирической реальности. С точки зрения диалектики, материя есть объективная реальность – причина, основа, содержание и носитель (субстанция) всего своеобразия мира. Она проявляется в бесчисленных свойствах. Наиболее координальные свойства материи – объективность существования, структурность, Ниуничтожимость, движение, пространство, время, отражение. Это атрибуты материи, т.е. всеобщие, непреходящие ее свойства, без которых невозможно ее бытие.

У всех предметов и процессов внешнего мира есть такой общий признак: они существуют вне и независимо от сознания, отражаясь прямо или косвенно в наших ощущениях. Другими словами они объективны. Прежде всего, по этому признаку философия объединяет и обобщает их в одном понятии материя. Когда говорится о том, что материя дана нам в ощущениях, то имеется в виду не только прямое восприятие предметов, но и косвенное, мы не можем видеть, осязать, например, отдельных атомов. Но мы ощущаем действие тел, состоящих из атомов.

Материю нельзя противостоять отдельным вещам как нечто неизменное – изменчивому. Материю вообще нельзя видеть, осязать, пробовать на вкус. То, что видят, осязают, есть определенный вид материи. Материя не есть одна из вещей, существующих наряду с другими, внутри или в основе их. Все существующие конкретные материальные образования и есть материя в различных ее формах, видах, свойствах и отношениях. Не существует «безликой» материи. Единственным, относительно отличным от материи свойством является лишь сознание, дух.

Материальное единство мира

Каждое сколько-нибудь последовательное философское мышление может выводить единство мира либо из материи, либо из духовного начала. В первом случае мы имеем дело с материалистическим, а во втором – с идеалистическим монизмом.

Можно ли реальность, существование рассматривать как основание единства мира? Это зависит от того, как трактовать саму реальность: существование может быть материальным, объективным, духовным, субъективным, воображаемым. Наши чувства, мысли, стремление, цели тоже реальны – они существуют. Но это не объективное, а субъективное существование. Принцип материального единства мира означает эмпирическое сходство или тождество конкретных систем, элементов и конкретных свойств и закономерностей, а общность материи как субстанция, как носителя многообразных свойств и отношений.

Бесконечное мироздание как в великом, так и в малом, в материальном, так и в духовном неотступно подчиняется универсальным законам, связующим все в мире в единое целое. Между законами движения мира и сознанием человека нет непроходимой пропасти. Сознание принадлежит не к какому-то потустороненнему, а к материальному миру.

Структурность материи

Материя имеет разнообразие, зернистое, прерывистое строение. Материя не просто зерниста, дискретна - ее дискретные элементы являются неделимым в определенной области взаимодействий.

Под структурностью материи подразумевается внутренне расчлененная целостность, закономерной порядок связи элементов в составе целого.

Основные структурные уровни материи

Основными структурными уровнями материи являются: субмикроэлементарный уровень - гипотетическая форма существования материи полевой природы, из которой рождаются элементарные частицы (микроэлементарный уровень), далее образуются ядра (ядерный уровень),из ядер и электронов возникают атомы (атомный уровень),а из них – молекулы (молекулярный уровень), из молекул формируются агрегаты – газообразные, жидкие, твердые тела (макроскопический уровень). И так до бесконечности (космический уровень).

Кроме сконденсировавшего в виде небесных тел вещества во Вселенной имеется диффузная материя. Она существует в виде разобщенных атомов и молекул, а также в виде гигантских облаков газа и пыли различной плотности. Постепенное усложнение молекул углеродистых соединений привело к образованию органических соединений (органический уровень). Постепенно образовывались все более сложные органические соединения. Наконец, возникла жизнь (биологический уровень). Жизнь явилась необходимым итогом развития всей совокупности химических и геологических процессов на поверхности Земли. Эволюция живого шла от примитивных, доклеточных форм существования белка к клеточной организации, к формированию сначала одноклеточных, а потом многоклеточных организмов все более и более сложной структурой. Наконец, мы видим самих себя стоящими на самой последней ступени величественной лестницы поступательного развития (социальный уровень). Правомерно допущение, что за пределами земной цивилизации существуют гигантские космические цивилизации, созданные разумными существами (метосоциальный уровень).

Итак, кроме типов движении материи, существуют пять форм движения материи: механическая, физическая, химическая, биологическая и социальная.

Основные качественные характеристики неживой природы определяются взаимодействием физической и химической форм движение материи; в живой природе преобладающей являются биологическая форма движения, находящаяся во взаимодействии с химической формой движения. Социальная фрма движения присуща обществу.

Неуничтожимость материи

Одним из атрибутов материи является ее Неуничтожимость, которая проявляется в совокупности конкретных законов сохранения устойчивости материи в процессе ее изменения. Принцип неуничтожимости и несотворимости матрицы имеет большое методологическое значение. Руководствуясь им, наука открыла такие фундаментальные законы, как закон сохранения массы, энергии, заряда, четности и многие другие.


2. Душа и проблема единства духовно-идеального и материального


В науке долгое время широкое распространение имело дуалистическое представление о сознании и мозга. Сознание рассматривалось как нечто надфизическое, лежащее поверх мозга или в его «порах», подобно туману над поверхностью земли или меду в сотах. Считалось: что между духовно-идеальным и материальным лежит пропасть, для преодоления которой у нас нет ни моста, ни крыльев.

Мысль не отделима от мыслящей материи и является ее продуктом. Если это так, то не есть ли она разновидность материи? Именно так полагали вульгарные материалисты (Л.Бюхнер, О.Фогт, и т.д.). Они считали, будто мысль примерно находится в таком же отношении к мозгу, как желчь к печени. И.М. Сеченов, И.П. Павлов, Н.Е. Введенский, А.А.Ухтомский и их последователи раскрыли рефлекторную природу психофизиологических процессов и дали возможность понять психику как систему активной деятельности, которая развивается под влиянием внешнего мира. Рефлекторный процесс начинается с восприятия раздражителя, продолжается нервными процессами коры мозга и заканчивается ответной деятельностью организма.

Важным принципом осуществления рефлекторной деятельности мозга является принцип подкрепления: закрепляется та рефлекторная деятельность, которая подкрепляется достижением результата. Подкрепление рефлексов осуществляется эффектом самих действией с помощью механизма обратной связи. Задача обратной связи состоит в том, чтобы постоянно ставиться мозг в известность о происходящем в управляемой им системе.

В коре мозга мы находим не мысли, а лишь серое вещество. Субъективность образа – не произвольное привнесение чего-то от субъекта. Образ зависит от развития нервной системы и мозга, от состояния организма в целом, от богатства или бедности практического опыта людей, от уровня исторического развития знаний человечества.

Когда мы говорим о субъективности образа, мы имеем в виду, прежде всего не искажение действительности, а то, что этот образ есть нечто идеальное. Субъективность образа обмана и заблуждений, не является свидетельством слабости человеческого сознания. Именно это обеспечивает возможность познания человеком объективного мира. Если бы образ предмета не был субъективным, а был бы его материальным отражением, то никакое познание не было бы возможным.

Образы вещей могут быть чувственными, наглядными, но могут быть и понятными, так что сходство носит не внешний, а внутренний характер. Идеальность образа состоит лишь в том, что он несводим ни к определенным внешним объектам, ни к материальным физиологическим процессам в мозгу. Физиологические процессы в мозгу выступают как носители идеального содержания лишь в том случае, когда их результат соотносится человеком с объектом отражения. Именно отнесенность мозговых процессов к объективному миру и делает эти процессы психическими, идеальными.

Различие между материальным и идеальным выражается и в том, что законы мышления не совпадают с законами тех физических, химических и физиологических процессов, которые в это время происходят в мозгу и которые составляют материальную основу сознания.

Сознание существует не только как нечто принадлежащие данному субъекту, но и в виде форм общественного сознания, зафиксированных средствами языка. Нельзя отрицать реальности сознания-душа. Такой реальностью является и вся духовная культура общества и внутренний духовным мир каждого человека. Мысль действительна. Но ее действительность идеальна. Для каждого другого человека мое сознание существует как реальность, которую он воспринимает через чувствительные формы ее обнаружения: поступки, слова, жесты, мимику.

Человек, мозг которого является собой управляющую систему высокой степени сложности, устроен так, чтобы не только получать, хранить и перерабатывать информацию, но и формулировать план действий и осуществлять активное, творческое управление действиями.

Для понимания души важным является следующее определение идеальности: идеальное есть нечто противоположное материальному, но такое, которое в то же время сохраняет свое совестное единство с ним. Когда мы говорим, что душа имматериально, то есть нечто идеальное, мы имеем в виду ее смысловую сущность во всем составе ее компонентов – сознание, самосознание, чувствах, воли, разума, памяти и так далее, но для понимания сути дела мы допускаем условную аналогию между душой и словом.


3. Сознание


Сознание – одна из форм правления нашей души, при этом очень существенная форма, преисполненная глубокого содержания. В жизни мы часто употребляем эти понятия как синонимы. Однако понятие «душа» шире понятия «сознания».

Будучи адекватным, осмыслением реальности, сознание реализуется в виде различного рода практической и теоретической деятельности. Эта реализация предполагает формирование замысла, цели или идеи. Идея – это не только знание того, что есть, но и планирование того, что должно быть

Творческая деятельность сознания тесно связана с практической деятельностью человека и с потребностями, возникающими под влиянием внешнего мира. Потребности, отражаясь в голове человека, приобретают характер цели. Цели формируются на основе всего совокупного опыта человечества и поднимают до высших форм своего правления в виде социальных, этических, эстетических идеалов. Способность к целиполаганию - специфически человеческая способность, составляющая кардинальную характеристику сознания. Сознание стало бы не нужной роскошью, если бы оно было лишено целеполагания, т.е. способности мысленного преобразования вещей в соответствии с потребностями. В основе целеполагающей деятельности человека лежит неудовлетворенность миром и потребность изменить его, придать ему форму, необходимые человеку, обществу. Следовательно, и цели человека порождены общественной практикой, объективным миром и предполагают его.

Но человеческая мысль способна не только отражать непосредственно существующее, но и отрываться от него. Мысль движется по готовым шаблонам, и прокладывает новые пути, ломая устаревшие нормы. Она обладает чудесной способностью новаторства, творчества.

Структура сознания

Понятие «сознания» неоднозначно. В широком смысле слова под ним имеют в виду психическое отражение действительности независимо от того, на каком уровне оно осуществляется – биологическом или социальном, чувственном или рациональном, тем самым, подчеркивая его отношение к материи без выявления специфики его структурной организации.

В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются, прежде всего, такие моменты, как осознание вещей, а также переживания, т.е. определенное отношение к содержанию того, что отражается. Развитие сознания предполагает, прежде всего, обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и самом человеке.

Воздействующие на нас предметы, события вызывают в нас не только познавательные образы, мысли, идеи, но и эмоциональные «бури», заставляющие нас трепетать, волноваться, бояться, плакать, восхищаться, любить и ненавидеть.

Богатейшая сфера эмоциональной жизни человеческой личности включает в себя собственные чувства, представляющие собой отношения к внешним воздействиям (удовольствия, радость, горе) настроения, или эмоциональное самочувствие (веселое, подавленное) и аффекты (ярость, ужас, отчаяние). В силу определенного отношения к объекту познание знания получают различную значимость для личности, что находит свое наиболее яркое выражение в убеждениях: они проникнуты глубокими и устойчивыми чувствами. А это является показателем особой ценности для человека знаний, ставших его жизненным ориентиром. Чувства, эмоции суть компоненты структуры познания. Процессы познания затрагивает все стороны внутреннего мира человека-потребности, интересы, чувства, волю. Истинное познание человеком мира содержит в себе как образное отражение, так и чувства.

Сознание не ограничивается познавательными процессами, направленностью на объект (внимание), эмоциональной сферой. Наши намеривания претворяются в дело благодаря усилиям воли.

В основе всех психических процессов лежит память.

Движущей силой поведения, и сознание людей является потребность. Такое состояние вызывает влечение, поисковую активность, волевого усилия. Когда потребность находит свой предмет, то влечение переходит в хотение, желание. Воля-это факт сознания, его фактическое обнаружение. Качественные сдвиги в характере потребностей – это основные вехи в эволюции психики от ее элементарных форм до высшего уровня сознания. У человека возникают социально обусловленные потребности и запросы к жизни и совершенно новые идеальные побудительные силы – жажда познания истины, чувство прекрасного, моральное наслаждение и т. д. Причина поступка лежит в потребностях людей. Цель есть отраженная в сознание потребность. Но потребность – это не конечная, а производная причина человеческих поступков. В возникновении потребностей, стремлений и желаний определяющую роль играет внешний мир.

Человеческие чувства – это факт познания, отражение мира и выражение отношения человека к удовлетворению или не удовлетворению его потребностей, интересов, соответствия или несоответствие чего-либо его представлениям и понятиям. Ничто в нашем сознании не совершается вне эмоциональной окраски, имеющей грамотный жизненный смысл. Эмоциональный стимул заставляет организовать наши мысли и действия для достижений определенной цели.

Сознание, самосознание и рефлексия

Человек есть не только сам в себе, но есть и для себя, что проявляется в обращенности на самого себя: он осознает себя. Человек мыслит и знает себя. Он отдает себя отчет в том, что делает, думает, чувствует. Он осознает себя как личность. Самосознание предполагает выделение и отличение человеком самого себя, самого Я от всего, что его окружает. В формировании самосознания существенную роль играют ощущения человеком своего собственного тела, движений, действий. Человек осознает себя не только посредствам других людей, но и через созданную или материальную и духовную культуру.

Познавая себя, человек, никогда не остается вполне таким же каким он был прежде, отметил Т Манн. Самосознание возникло в качестве духовного зеркала для праздного самолюбия человека. Оно проявляется в ответ на зов общественных условий жизни, которые самого начала требовали от каждого человека умения оценивать поступки, слова и мысли с позиции определенных социальных норм.

Самосознание тесно связано с феноменом рефлексии, как бы расширяя его смысловое поле. Не Рефлексируя, человек не может осознать того, что происходит в его душе, в его внутреннем духовном мире. Рефлексируя погружает нас в глубину нашей самости. Здесь важны самые постоянные подытоживания содеянного.

Уровни рефлексии могут быть весьма разнообразными – от элементарного самосознания до глубоких раздумий над смыслом своего бытия, его нравственным содержанием. Осмысливая собственные духовные процессы, человек не редко критически оценивает негативные стороны своего духовного мира, дурные привычки. Познавая себя, человек никогда не остается таким же, каким он был прежде.

Говоря о сознании и самосознательности, мы должны оттенить такой аспект, сознательность. Что значит сознательный поступок? Поступок обладает качеством сознательности, поскольку он есть выражение умысла, намерения, цели, предвосхищающих результат действия. Нет абсолютной меря сознательности. Сознательность характеризуется, прежде всего, тем, в какой мере человек способен осознавать общественные последствия своей деятельности. Чем больше место в мотивах деятельности занимает понимание общественного долга, тем выше уровень сознательности. Сознательным считается человек, способный правильно понять действительность и, сообразуясь с этим, управлять своими поступками.

Сознательность – неотъемное свойство душевно здоровой человеческой личности.

Сознание и сфера бессознательного

Уровни ясности сознания. Термины «бессознательное», «подсознательное», «неосознанное» часто встречаются в научной и художественной литературе, в обыденной жизни.

Один ученый насчитал около двадцати ступеней сознания. Это число, видимо, можно свободно усвоить или даже утратить.

Наша обычная деятельность – практическая и теоретическая – сознательна в отношении тех результатов, которые сначала существовали в замысле, намерении как цель. Но наши поступки могут сопровождаться и такими последствиями, которые не вытекают из сути самих действий и намерений. Каждому ясно, что далеко не все последствия своих поступков мы осознаем.

Человеку может быть в вину лишь то, что он осознает в своем поведении, что составляет наличие бытие его собственного веления. Бессознательное выражается и в существовании большого пласта жизненного опыта, информации, которая накапливается в течении всей жизни и оседает в жизни. Из всей суммы имеющихся знаний в каждый данный момент в фокусе сознания светится лишь небольшая их доля. О запасах хранящихся в мозгу сведений люди даже и не подозревают.

Бессознательное проявляется и в так называемых импульсивных действиях, когда человек не дает себе отчета в последствиях своих поступков. Во время сна, при отсутствии контроля сознания, в голове человека проносятся картины действительности.

О бессознательном

Следует различать два вида неосознанных действий. К первому виду относятся действия, никогда не осознававшиеся, а ко второму – ранее осознававшиеся действия. Так, многие наши действия, находясь в процессе формирования под контролем сознания, автоматизируются и затем совершаются уже неосознанно

Сознание присутствует и в бессознательных формах духовной активности, не уделяя, однако, пристальное внимание всему, что совершается в глубинах духа, а наблюдая лишь за общей картиной. При этом сознание в большинстве случаев может взять под контроль привычные действия и ускорить, замедлить или даже остановить их.

Глубинные пласты бессознательного: история взглядов

Однако, не все в бессознательном, являются ранее автоматизированным: определенная часть бессознательного так и не вступает в светлое поле сознания.

Общая идея о бессознательном встречается еще древнеиндийском учении Потанджали, в котором бессознательное трактовалось как высший уровень познания, как интуиция и даже как движущая сила Вселенной. Оно восходит к демонии Сократа, утверждавшего, что он постоянно прислушивается к своему внутреннему голосу, как к своего рода велению совести и непререкаемому авторитету.

З.Фрейд считал, что большая часть психики человека бессознательна, что человек находится в постоянном стремлении к удовлетворению своих влечений, желаний, а общество составляет враждебное окружение, стремящиеся ограничить или полностью лишить человека удовлетворения его страстей. По Фрейду, личность разделена на Оно, Я (Эго) и Сверх- Я (Супер -Эга). Под Оно имеется в виду сфера бессознательного, подчиненная лишь принципу наслаждения. Она лишена сомнений, противоречий и отрицаний. Все инстинкты и связанные с ними влечения Фрейд разделяются на две противоположные группы: первая охватывает влечение Эго, инстинкты смерти, агрессии, разрушения, а вторая – половые инстинкты, инстинкты жизни. Последнее, по мнению Фрейда, являются инстинктами «Эроса». Для первой группы характерны тенденции, толкающей человеческий организм к возврату в животное состояние. Конкретными проявлениями инстинкта смерти является, например, садизм. Садисту приятно видеть страдание, а причинять его еще приятнее.

Проявление инстинкта жизни является эротическая любовь. Фрейд рассматривал сознание личности как систему внешних запретов и правил (Супер – Эго), а истинное содержание индивидуального (Эго) составляет нечто «надсознательное» (Оно), содержащее импульсивные влечения и страсти. Между ними существует постоянный конфликт, причем разум враждебен индивидуальности. Сознание создает различного рода нормы, законы, заповеди, правила, которые подавляют подсознательную сферу, являясь для нее цензурой духа. Подсознательная сфера может проявлять себя только в областях аномальных (сновидения, описки, случайные оговорки)

или прямо ненормальных (неврозы, психозы).

Заслуга Фрейда в том, что он выделил сферу бессознательного и подверг ее профессиональному анализу. Но он явно преувеличил ее роль в поведении нормального, здорового человека, который как правило, в своем поведении руководствуется разумом, адекватно отражающим логику вещей и событий.

Человек – это, прежде всего сознательное, разумное существо. Не только мышление, но и эмоции пронизаны сознанием.

4. О рассудке и разуме, уме и мудрости


Рассудок и разум. По способу умственной деятельности мыслящее сознание личности можно разделить на два основных типа: рассудок и разум. Первым из мыслителей, кто уловил разнотипность характера мышления, был Гераклит, который показал, что, мысля одним способом, менее совершено, ограниченно, человек не поднимается до всеобщего. Разум же состоит в возможности воспринять природу целостно, в ее движении и взаимосвязи. Сократ понимал под рассудком средний характерный для многих уровень мышления, способность согласовывать внутреннее правила с внешней деятельностью. Платон считал, что разум есть способность созерцать сущее в понятиях, а рассудок достаточен для обыденного применения в практической деятельности, согласно Аристотелю, более мудрым оказывается не тот, кто действует непосредственно, а тот, кто владеет знанием в общей форме. Рассудок проявляет себя в частных науках, в какой-либо специальной области. Его функция- составление суждений, формальное отношение к видам. Разум же ориентирован на сущее; он рефлексивен. Как утверждал Николай Кузанский, рассудок разрывают противоречия, противоставляя противоположности друг другу. Существо рассудка- абстрактность. Разум мыслит и разрешает противоречия; он мыслит как процесс. Рассудок, говорил Б.Спиноза, абстрактен и действует по установленным, твердым правилам интеллекта, выводя на основе общих понятий заключения о явлениях мира. Спиноза высказал любопытную мысль; действующий по определенным правилам рассудок представляется неким духовным автоматом, а разум служит высшим регулятором общественной жизни и деятельности человека и направлен на всеобщее благо. Он находится в единстве с бытием, постигая вещи, как они существуют сами по себе.

Французские мыслители XVIIIв. Рассматривали рассудок лишь с негативной стороны, как деятельность, направленную на самосохранение и доставляющую только личные преимущества, не распространяющиеся на человечество. П. Глобах рассматривал рассудок как вырабатываемое опытом и размышлением умение отличать полезное от вредного. Рассудок лишен творческого отношения к жизни; он нередко ведет к консерватизму. В бурные, переломные эпохи общественной жизни необходим, прежде всего, разум, который находит верное решение в самых сложных и противоречивых ситуациях.

Разум – высшая ступень логического понимания, теоретическое, рефлексирующее, философские мыслящие сознание, оперирующие широкими обобщениями и ориентированное на наиболее полное и глубокое знание истины.

Эффективность мышления зависит от прошлого опыта, реалистичность оценки и умственных способностей человека, что в свою очередь предполагает способность оптимальной организации мышления, чувств и поведения человека. Чем совершенее такая организация, тем совершенее ум.

Ум и мудрость. Умный – значит, хорошо мыслящий. Мышление – это процесс, а ум – способность.

Мера человеческого ума и его эффективность определяются степенью адекватности логике вещей, событий и целесообразности их преобразования. Умный человек – не просто много знающий. Еще Гераклит подметил, что многознание не научает уму. Желая подчеркнуть отличие мудрости от ума, Аристотель писал, что мудрость есть знание и интуиция наиболее ценных по своей природе вещей. Поэтому Анаксагора, Фалеса и им подобных называют мудрецами, а не просто умными, что они в своем творчестве игнорируют собственную выгоду. Смысл мудрости, ее цель – в истине, в праве и добре. Мудрость не возможна без знания, но знание не равно мудрости: не всякий много знающий мудр. Мудрость придает внутреннюю стройность мыслям и добрым поступкам.


6. Сознание, язык, общение


Язык также древен, как и сознание. У животных нет сознания в человеческом смысле слова. Нет у них и языка, равного человеческому. То многое, о чем животные хотят сообщить друг другу, не требует речи. Многие животные ведут стадный и стайный образ жизни, обладая голосовыми органами. Животные располагают и мимико-жестикулярными средствами взаимной сигнализации.

Однако все эти средства сигнализации имеют принципиальное отличие от человеческой речи: они служат выражением субъективного состояния, вызываемого жаждой, голодом, страхом,. Язык животного некогда не достигает в своей функции акта полагания некоего абстрактного смысла в качестве предмета общения. Содержанием общения животных всегда является наличная в данный момент ситуация. Человеческая же речь «оторвалась» в месте с сознанием от своей ситуативности. У людей существует потребность что-то сказать друг другу. Эта потребность реализуется благодаря соответствующему строению мозга и периферического речевого аппарата. Звук из выражения эмоций, превратился в средство обозначения образов предметов, их свойств и отношений.

Сущность языка выявляется в его двуединой функции: служить средством общения и орудием мышления. Речь-это деятельность, сам процесс общения, обмена мыслями, чувствами, пожеланиями, целеполаганиями и т. п., который осуществляется с помощью языка, т.е. определенной системы средств общения. Благодаря языку человек воспринимает мир не только своими органами чувств и думает не только своим мозгом, а органами чувств и мозгом всех людей, опыт которых он воспринял с помощью языка.

Обмен мыслями, переживаниями при помощи языка складывается из двух теснейшим образом связанного между собой процессов: выражение мыслей говорящими и пишущими и восприятия, понимание этих мыслей.

Человек может выражать свои мысли самыми разнообразными средствами. Мысли и чувства можно выразить с помощью музыки, рисунка и т. п. Они выражаются в действиях, поступках человека, в том, что и как человек думает. Так, невозможно, минуя язык «перевести» музыкальное произведение, скажем, математическую формулу. Это особое положение языка среди всех коммуникативных систем вызвано его связью с мышлением, производящим содержанием всех сообщений, переданных посредством любой знаковой системы.

Близость мышления и язык, их тесное родство приводит к тому, что свое адекватное выражение мысль получает именно в языке.

Что значит воспринять и понять высказанную мысль? Само по себе она не материальна. Слушающий ощущает и воспринимает материальный облик слов в их связи, а осознает то, что ими выражается – мысли. И это осознание зависит от уровня культуры слушающего, читающего. Взаимное понимание наступает лишь в том случае, если в мозгу слушающих возникает сознание слушателя, приводя к неполному воспроизведению информации .

Отсюда теории, в которых принципиально отвергаются возможность полного взаимного понимание общающихся.

Магия слова. Общаясь с другими людьми, говорящий не просто сообщает им свои чувства и мысли, он побуждает их к тем или иным, поступкам, убеждает их в чем-либо, приказывает, советует, отговаривает их от каких-нибудь действий. Слово - великая сила. Острое слово - единственное режущее оружие, которое от постоянного употребления становится еще острее. И мы порой не знаем, какие роковые последствия скрываются в наших словах.

Единство языка и сознания. Сознание и язык образуют единство: в своем существовании они предполагают друг друга, как внутреннее, логически оформленное идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму. Язык есть непосредственная деятельность мысли, сознание. Он участвует в процессе мыслительной деятельности как ее чувственная основа или орудие. Сознание не только выявляется, но и формируется с помощью языка. Наши мысли строятся в соответствии с нашим языком и должно ему соответствовать. Справедливое и обратное: мы организуем нашу речь в соответствии с логикой нашей мысли. Связь между сознанием и языком не механическая, а органическая. Их нельзя определить друг от друга, не разрушая того и другого.

Посредствам языка происходит переход восприятий и представлений к понятиям, протекает процесс оперирования понятиями. В речи человек фиксирует свои мысли, чувства и благодаря этому имеет возможность подвергать их анализу как вне его лежащий идеальный объект. Выражая свои мысли и чувства, человек отчетливо уясняет их сам: он понимает себя, только испытав на других понятность своих слов. Язык и сознание едины. Сознание отражает действительность, а язык обозначает ее и выражает мысли. Речь – это не мышление, иначе, как заметил Л.Фейербах, величайшие болтуны должны были бы быть величайшими мыслителями.

Язык и сознание образуют противоречивое единство. Язык влияет на сознание: его исторически сложившиеся нормы. Специфичные у каждого народа, в одном и том же объекте оттеняют различные признаки. Например, стиль мышления в немецкой философской культуре иной, чем, скажем, во французской, что в известной мере зависит от особенностей национальных языков этих народов. Однако зависимость мышления от языка не является абсолютной, как считают некоторые лингвисты: мышление детерминируется главным образом своими связями с действительностью, язык не может лишь частично модифицировать форму и стиль мышления.

Язык влияет на сознание, мышление и в том отношении, что он придает мысли некоторую принудительность, осуществляет своего рода «тиранию» над мыслью, направляет ее движение по каналам языковых форм, как бы вгоняя в их общие рамки постоянно переливающиеся, изменчивые, индивидуально неповторимые, эмоционально окрашенные мысли.

Но не все выразимо с помощью языка. Тайна человеческой души настолько глубока, что невыразимы обычным человеческим языком: здесь нужна и поэзия, и музыка, и весь арсенал символических средств.

Знаковые системы. Человек получает информацию не только с помощью обычного языка, но и посредством разнообразнейших событий внешнего мира.

Знаковые системы возникли и развиваются как материальная форма, в которой осуществляется сознание, мышление, реализуются информационные процессы в обществе, а в наше время и в технике. Под значением знаков имеется в виду та информация о вещах, свойствах и отношениях, которая передается с их помощью. Значение является выраженным в материальной форме знака отражением объективной деятельности. В него входят как понятийные, так и чувственные и эмоциональные компоненты, волевые побуждения, просьба – словом, вся сфера психики, сознания.

Исходной знаковой системой является обычный, естественный язык. Среди языковых знаков выделяются: знаки – копии (фотографии, отпечатки пальцев); знаки – признаки (озноб – симптом болезни, туча – предвестник приближения дождя), знаки – сигналы (фабричный гудок, звонок, аплодисменты); знаки – символы (двуглавый орел символизирует российскую государственность); знаки – общения – вся совокупность естественных и искусственных языков. К знакам искусственных систем относятся, например, различные кодовые системы (азбука Морзе). Любой знак функционирует только в соответствующей системе. Строение и функционирование знаковых систем изучает семиотика.

Развитие знаковых систем определяется потребностями развития науки, техники, искусства, общественной практики. Например, употребление знаков, из которых составляются формулы, дает возможность в сокращенном виде фиксировать связи мыслей, осуществлять общение в международном масштабе. Искусственные знаковые системы, в том числе языки – посредники, используемые в технике, являются дополнением естественных языков и существуют лишь на их основе.

Заключение


В давнее времена не были известны процессы происхождение в микроклимате, не существовало квантовой физики, не был изучен вакуум, как особое состояние порождающее элементарные частицы, была плохая осведомленность о процессах галактических взаимодействий и т. д. Однако ученые того времени считали, что материя мыслится в виде совокупности абсолютно плотных, неделенных частиц-атомов, совершающих механическое движение в пустоте, за исключением ученого И.Ньютона, который ввел в физику понятие массы и сформировал закон всемирного тяготения и основных законов динамики.

Научные открытия XX века дают новые уровни организации материи и соответствующие им формы движения.

Специальная теория относительности подтвердила выводя о глубокой взаимосвязи материи, движения, пространства, времени, о зависимости состояний пространства-времени от состояния движущейся материи. Это дает основание выделять качественную специфику форм пространства и времени в неживой природе, живой природе, социально организованной.

Рассмотрев суть феномена души и сознания, т.е. круг проблем, который связан с философской антропологией, с теорией человека, личности и их внутреннего духовного мира. Анализ этих проблем привел к тому, что мы должны разобраться в том, как душа и сознание «работают» в процессе постижения реальности. Ведь душа человека, все ее функции имеют смысл ориентации человека в мире; во взаимоотношении человека с другими людьми в процессе речевого общения.

Язык и вообще вся богатейшая знаково-символическая сфера не имеет самодовлеющего смысла. Все силы души, все возможности речевого общения (а мышление возможно только на основе языка) нацелены на общение с миром и себе подобными в жизни общества. А это возможно только при условии как можно более глубокого постижения сущего.

Проанализировав проблему сознания в различных ее аспектах. При этом заметим что слово «сознание» содержит в себе корень «зн», что означает знать, знание. Сознание и знание – родственные слова-понятия.

Терминологический словарь


Материя – это не реальная возможность всех форм, а действительное их бытие.

Структурность материи – подразумевается внутреннее расчлененная целостность, закономерный порядок связи элементов в составе целого.

Сознание – это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправлен ном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидений их результатов в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

Идеальное – это данность объекта субъекту.

Идея – это понятие, ориентированное на практическую реализацию.

Цель – это идеализированное и нашедшая свой предмет потребность человека.

Потребность – состояние не устойчивости организма к системе, его нужды в чем-то.

Воля – это не только умение хотеть, желать, это психический процесс, выражающийся в действиях, направленных на удовлетворение потребностей.

Самосознание – это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе.

Рефлексия – размышление личности о самой себе, когда оно вглядывается в сохраненные глубины своей внутренней духовной жизни.

Сознательность – суть нравственно-психологическая характеристика действий личности, которая основывается на сознании и оценке себя, своих возможностей, намерений и целей.

Язык – это система содержательных, значимых форм.

Знак – это материальный предмет, процесс, действие, выполняющее в общении роль представителя чего-то другого и используемые для приобретения, хранения, преобразования и передачи информации.

Список используемой литературы


1.Под редакцией профессора В.П.Кохановского

2.А.Г.Спиркин «Филосовия»

3.Философия. Учебное пособие.- Р/Дону: Феликс, 2001

4.Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова.

5. Основы философии. Учебное пособие.- М.: « Дело и сервис», 1999

26


Рефетека ру refoteka@gmail.com