Рефетека.ру / Культура и искусство

Дипломная работа: Образ Давида в творчестве мастеров Возрождения

СОДЕРЖАНИЕ


Введение

1. Образ Давида в творчестве Донателло, Микеланжело и Бернини

1.1 Образ Давида в исполнении Донателло

1.2 Образ Давида в исполнении Микеланжело

1.3 Образ Давида в исполнении Бернини

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ


Эпоха Возрождения - революционная для истории всей человеческой культуры. Ее ключевая особенность в сфере искусства проявилась в том, что все оно, по образному выражению Б.Р. Виппера, "говорило от лица человека, о человеке и для человека" [1]. Безусловно, искусство Ренессанса тесно взаимосвязано с другими сферами - философией, естественными науками. Культура Возрождения буквально пропитана искусством. Для эпохи Ренессанса искусство имело такое же всеобъемлющее значение, как для XVIII в.- философия, для XIX - наука, для XX - техника… Искусство Возрождения интеллектуально; оно не столько выражает, сколько изображает, стремится к установлению объективных законов в передаче натуры, к систематическому подведению научного фундамента под художественное творчество ".

Для эстетики Ренессанса оказывается наиболее значимым не только самостоятельное созерцание человеческого тела, что было еще в античной культуре. Возрожденец всматривается в человеческое тело как в таковое и погружается в него как в самостоятельную эстетическую данность. Исходя из этого, философская мысль Возрождения создает принципиально иную, по сравнению со средневековой философией, концепцию человека. Человек оказывается центральным звеном всей цепи космического бытия, причем рассматривается прежде всего в его земном предназначении. В формировании нового восприятия человека важное место занял пересмотр взглядов на человеческое, в особенности, на мужское тело.

Цель данной работы: рассмотрение различных типов изображения обнаженного мужского тела в искусстве.

Задачами данной работы является:

1. изучить культуру и философию времен создания данных скульптур;

2. раскрыть особенности каждого образа Давида;

3. определить, как эпоха влияет на изображение образа Давида.

1. ОБРАЗ ДАВИДА В ТВОРЧЕСТВЕ ДОНАТЕЛЛО, МИКЕЛАНДЖЕЛО, БЕРНИНИ


Тематика эпохи Возрождения, как правило, концентрируется на библейских мотивах, меньше - на античных, совсем мало - на современных. Но любому сюжету художники давали гуманистическое истолкование. Библейские сюжеты трактуются в плоскости психологии, физиологии, быта. Б.Г.Кузнецов вводит понятие "внешний сюжет" скульптуры, который мог быть мифологическим, религиозным, и "внутренний сюжет", который всегда составлял конкретный человек. Причем образ поднимался до уровня идеи [3]. Мировоззренческие поиски гуманистов нашли своеобразное отражение в скульптурных воплощениях библейского сюжета о Давиде: юноша-пастух победил великана Голиафа, спас народ от завоевателей, стал иудейским царем и мудро правил государством. Этот сюжет становится одним из самых популярных: с одной стороны, эта тема близка простому народу, а с другой - она очень созвучна гуманистическому индивидуализму с его героизацией человека. К образу Давида на разных этапах обращались великие скульпторы: Донателло (ранний Реннесанс), Микеланджело (Высокое Возрождение), Бернини (начало Нового времени). Каждый из них представлял героя по-своему, что наложило отпечаток на его внешний облик.


1.1 ОБРАЗ ДАВИДА В ИСПОЛНЕНИИ ДОНАТЕЛЛО


Ранний Ренессанс в скульптуре связан, прежде всего, с именем Донателло (1386 - 1466). Общепризнанно, что этапным для развития европейской скульптуры произведением стала бронзовая статуя Давида, созданная Донателло не позднее 1453 г. (рис.1).

Уже в этой ранней работе проявляется интерес художника к созданию героизированного образа. Следуя библейскому сюжету, скульптор изобразил своего героя очень юным. Он стоит, опустив правую руку с мечом, попирая ногою голову поверженного Голиафа. Чувствуется, что, создавая этот образ библейского героя, Донателло стремился опереться на античные традиции. Особенно заметно сказалось влияние античных прототипов в трактовке лица и волос: лицо Давида в рамке длинных волос, прикрытых полями пастушеской шапки, почти не видно из-за наклона головы. Есть в этой статуе - постановке фигуры, изгибе торса, движении рук - и отзвуки готики. Однако смелый порыв, движение, одухотворенность уже позволяют почувствовать темперамент Донателло.

В то же время очевиден разрыв со средневековьем. Возрождая античную традицию, скульптор изображает Давида обнаженным. Давид Донателло - первая обнаженная фигура в бронзе со времени гибели античного искусства. И эта нагота тем более знаменательна, что она вовсе не требовалась библейским рассказом. Донателло понял наготу Донателло, как символ героизма [1]. В отличие от готики, статуя с самого начала была рассчитана на круговой обзор, она предназначалась для украшения фонтана во дворе дворца Медичи.

Заслуга Донателло - не в том, что он изображает нагое мужское тело, а в необычности самого этого тела. Его бронзовый «Давид» выглядит не суровым библейским героем, а лишь слабым подростком. Ни до, ни после Донателло никто Давида таким не изображал. Его оригинальность особенно ясно выступает при сравнении с другим, мраморным, "Давидом" самого Донателло и великолепным бронзовым "Давидом" Андреа Вероккьо.

Новаторство стиля Донателло по сравнению с античной скульптурой проявилось в следующем. Античная скульптура в своей основе была самоизображением, ощущением своего собственного тела, ей не хватало главной черты Ренессанса - ощущения пространства. Античность - только тело, Ренессанс - тело в пространстве [1]. В замкнутом силуэте Давида есть ощущение такой остроты и напряжения, что глубокое отличие этого произведения от его более гармоничных по своему характеру античных образцов совершенно очевидно. В таком художественном решении проявилось осмысление человеческой личности, власти над своей судьбой, чего не было в античности [2].

В то же время, в оценках искусствоведов встречается и немало противоречий. Так, Б.Р.Виппер считает, что в позе Давида сохраняются отголоски характерного готического изгиба, у него худые тонкие руки, его лицо, затененное шляпой - тоже пережиток готики [1]. Состояние покоя после тяжелого напряжения борьбы передает поза: тяжесть тела ложится на правую, крепко и прямо стоящую ногу, левая отодвинута назад, согнута в колене и только слегка поддерживает тело. Этот принцип постановки фигуры ("хиазис"), известный скульпторам древности, был возрожден Донателло [7]. Донателло изобразил Давида слабым юношей, точно одержать победу ему помогла только высшая сила.

Созданные Донателло образы являются первым воплощением гуманистического идеала всесторонне духовной личности и отмечены печатью яркой индивидуальности и богатой духовной жизни. Основываясь на тщательном изучении натуры и умело используя античное наследие, Донателло первым из мастеров Возрождения сумел разрешить проблему устойчивой постановки фигуры, передать органическую цельность тела, его тяжесть, массу. Его творчество поражает разнообразием новых начинаний. Он возродил изображение наготы в статуарной пластике, положил начало скульптурному портрету, отлил первый бронзовый памятник, создал новый тип надгробия, попытался решить задачу свободно стоящей группы. Одним из первых он стал использовать в своих произведениях теорию линейной перспективы. Намеченные в творчестве Донателло проблемы надолго определили развитие европейской скульптуры.

Образ Давида в творчестве мастеров Возрождения

Рис.1. Донателло. Давид. Не позднее 1433 г.


1.2 ОБРАЗ ДАВИДА В ИСПОЛНЕНИИ МИКЕЛАНДЖЕЛО


Самая знаменитая скульптура Микеланджело "Давид" (1504 г., рис.2) не имеет ничего общего с подростком Донателло. Это воплощение мужской силы, одновременно духовной и физической. Если до Микеланджело в ХV в. Давида обычно изображали юным, противопоставляя мощному зрелому Геркулесу, то Микеланджело в каком-то смысле соединяет эти два образа. Микеланджеловский "Давид" - беспрецедентное сочетание героического мужского начала с человеческой открытостью и ранимостью.

Великий мастер избрал для своего Давида совсем другую ситуацию: вместо исхода борьбы — ее начало. Герой только готовится нанести решительный удар; еще неизвестно, чем закончится неравный бой юноши с великаном, но, скорее всего, Давид победит. Об этом говорит его прекрасное и грозное лицо. Поза спокойна, устойчива и свободна, но в повороте головы, движении руки, держащей пращу, уже заложена динамика. Давид совершенно обнажен. В этом скульптор наследует традиции античной пластики, когда героев изображали обнаженными, подчеркивая их телесную красоту. Но здесь добавляются еще и веяния Ренессанса — это победа христианской добродетели над языческими верованиями, то есть моральное превосходство Давида, его личное мужество и стойкость духа. Давид Микеланджело - это, прежде всего герой.

К анализу выдающегося произведения Микеланджело обращались крупнейшие отечественные и зарубежные искусствоведы. Прежде всего, отмечается предельная героизация человеческой личности. Гигантские размеры статуи (ее высота - около 5,5 м) неразрывно связаны с одним из главных качеств героического образа в искусстве Высокого Ренессанса, впервые с такой наглядностью выраженном в этом произведении,- образ человека приобретает здесь подлинно титанический характер. Образ победителя Голиафа приобретает более широкий смысл - это олицетворение безграничной мощи свободного человека; юношеская отвага Давида перерастает в несокрушимую уверенность в способности человека преодолеть любые преграды [2]. Микеланджело отказывается от традиционных атрибутов (меч, голова Голиафа), ничто не отвлекает внимание от личности героя. Появляется черта, присущая затем образам Микеланджело - грозная, устрашающая сила. Его мир - это особая, могучая, героическая порода людей; каждый поворот сустава, каждый сгиб у его героев полон скрытой силы [5].

Нарастает внутренний драматизм, напряженность. Изображается не победа, а момент предельного напряжения сил, концентрации воли перед боем. Давид представлен обнаженным. Сильная, фронтально развернутая фигура юноши предельно напряжена: левая, поднятая к плечу рука сжимает пращу, голова резко повернута, грозный взгляд устремлен на врага. Микеланджело изобразил атлета, обязанного победой только самому себе [6].

Монумент задумывался и сразу был воспринят (открытие монумента в 1504 г. превратилось в народное торжество) как явление общественной жизни, как символ борьбы за независимость Флоренции. В.Н.Лазарев пишет: "Он стоит спокойно, уверенный в своей правоте и грядущей победе. Прекрасное, мужественное лицо отмечено печатью необычайного благородства, могучий торс и великолепно моделированные руки и ноги не только выражают физическую мощь, но и подчеркивают силу духа" [5].


Образ Давида в творчестве мастеров Возрождения

Рис. 2. Микеланджело. Давид. 1501-1504 г.г.


1.3 ОБРАЗ ДАВИДА В ИСПОЛНЕНИИ БЕРНИНИ


На заре Нового времени, точнее даже сказать - на переломе эпох, к образу Давида обратился выдающийся скульптор, архитектор, живописец, декоратор Лоренцо Бернини - основоположник стиля зрелого барокко. Его "Давид "создан в 1623 г. (рис.3). Скульптурные композиции этого времени характеризуются особенной напряженностью, сосредоточенностью, ожиданием каких-то перемен. Теперь именно общество является центром, все рассматривается через призму его интересов.

Скульптор запечатлел сам момент схватки и предельного напряжения сил, моральных и физических. Тело героя закручено в тугую спираль, что дает невиданный ранее заряд пластической энергии. Мышцы всего тела напряжены и готовы к борьбе. Фигура резко смещена со своей вертикальной оси — стремительным наклоном корпуса вправо, широким взмахом шага с упором на правую ногу. Лицо сведено гримасой ярости. Особо резко подчеркнут рот, сжатый до такой степени, что губы фактически не видны — видимо, боец закусил их до крови.

Таким образом, мудрое равновесие образа, уверенность в своих силах — то, что подчеркивалось скульпторами Возрождения, — для Бернини, мастера XVII в., было уже недостаточным. Ему нужны бурные эмоции, жизненный трепет, то есть чисто человеческие страсти, которые он великолепно воплощает в мраморных формах Давида.

Давид у Бернини - взрослый мужчина, перенесший множество испытаний. Хочется особо подчеркнуть, что в этой статуе Бернини выходит за рамки господствовавшего в его время стиля барокко. Он, как и мастера Ренессанса, ставит в центр своего произведения проблему человека, но звучит она уже совершенно по-иному. В противовес завершенному действию в статуях Донателло и Микеланджело, спокойно-уравновешенным гармоничным героям Возрождения, Бернини изображает Давида в неистовом порыве ярости, в момент схватки, полного драматического пафоса. Герой приготовился метнуть пращу в своего врага. Его фигура в резком развороте и наклоне, нарушающем композиционное равновесие, требует обхода и рассмотрения с разных сторон. Лицо полно ненависти, губы гневно сжаты, взгляд яростен [4]. Представляется, что можно говорить даже не о драматизме, а о трагизме "Давида", поскольку скульптор отчетливо дает почувствовать, какой ценой будет достигнута победа. Можно констатировать, что у Бернини мы видим черты реализма совершенно нового типа.

Образ Давида в творчестве мастеров Возрождения

Рис. 3. Бернини. Давид. 1623 г.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


К образу Давида обращались крупнейшие мастера: Донателло, Микеланджело, Бернини. Они создали статуи, не просто вошедшие в золотой фонд искусства, а ставшие этапными в развитии мировой скульптуры. Если говорить о художественной эволюции образа, то он все дальше уходил от библейской первоосновы. Нарастал драматизм сюжета. Донателло изображает победоносного Давида, Микеланджело - готовящегося к схватке, уверенного в своих силах. У Бернини мы видим разгар боя, причем в композиции ничто не указывает на его победоносное завершение. Усложняющееся содержание вело и к тому, что с каждым новым периодом скульптурный Давид становился все старше (ранний Ренессанс - подросток; высокий Ренессанс - развитый юноша; Новое время - взрослый мужчина). Соответственно, и выглядел он у мастеров по-разному.

Донателло изобразил Давида в виде подростка. Здесь у художника еще сохраняются отголоски готики. По мнению некоторых ученых, Донателло специально изобразил Давида слабым юношей, точно одержать победу ему помогла высшая сила.

У Микеланджело Давид действительно герой, атлет, в победу которого над гигантом Голиафом мы можем поверить. У него непропорционально большие конечности и тяжелая голова, чем подчеркнут юношеский характер телосложения. Прекрасное, мужественное лицо отмечено печатью необычайного благородства, могучий торс и великолепно моделированные руки и ноги не только выражают физическую мощь, но и подчеркивают силу духа. Микеланджело изобразил атлета, обязанного победой только самому себе.

Давид Бернини - это противовес завершенному действию в статуях Донателло и Верроккьо, спокойно-уравновешенным гармоничным героям Возрождения. Теперь, когда именно общество является центром и все рассматривается через призму его интересов, способ изображения совершенно иной. Бернини изображает Давида в неистовом порыве ярости, в момент схватки, полного драматического пафоса. Его фигура в резком развороте и наклоне, нарушающем композиционное равновесие, требует рассмотрения с разных сторон. Скульптурные композиции этого времени характеризуются особенной напряженностью, сосредоточенностью, ожиданием каких-то перемен.

Таким образом, через образ Давида мы можем проследить, как эпоха влияет на изображение обнаженного мужского тела.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:


1. Виппер Б.Р. Итальянский Ренессанс XIII –XVI века. Курс лекций по истории изобразительного искусства и архитектуры. – М..: Искусство, 1977.

2. Всеобщая история искусств. Под общ. ред. Колпинского Ю.Д., Ротенберга Е.И. – М.: Искусство, 1962.

3. Кузнецов Б.Г. Идеи и образы Возрождения. – М..: Наука, 1979.

4. История зарубежного искусства. Под ред. Кузьминой М.Т., Мальцевой Н.Л. – М..: Искусство, 1971.

5. Лазарев В.Н. Микеланджело. Жизнь. Творчество.– М..: Искусство, 1964.

6. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М.: Мысль, 1978.

7. Представление о человеческом теле в итальянской гуманистической мысли 15-18 вв. и их скульптурное воплощение в образе Давида. Под ред. Заболоцкой К.В., Ярошенко С.Я.- М., 2006.

Рефетека ру refoteka@gmail.com