Рефетека.ру / Культура и искусство

Сочинение: Массовая культура как культурный парадокс

Нижегородский филиал Государственного университета высшей школы экономики


Эссе по курсу

«Культурология»


по теме

«Массовая культура как культурный парадокс»


выполнил студент группы 06-ФК-1

Уксусникова Наталия Владимировна


проверил преподаватель

Поршнев Александр Валерьевич


г.Нижний Новгород 2007


Массовая культура как культурный парадокс


Итак, чтобы разобраться в этом вопросе для начала определим, суть понятий, которые этот вопрос составляют.

Современный энциклопедический словарь [1]:

Массовая Культура, понятие, охватывающее многообразные и разнородные явления культуры 20 в., получившие распространение в связи с научно-технической революцией и постоянным обновлением средств массовой коммуникации. Производство, распространение и потребление продуктов массовой культуры носит индустриально-коммерческий характер. Смысловой диапазон массовой культуры весьма широк - от примитивного китча (ранний комикс, мелодрама, эстрадный шлягер, "мыльная опера") до сложных, содержательно насыщенных форм (некоторые виды рок-музыки, "интеллектуальный" детектив, поп-арт). Для эстетики массовой культуры характерно постоянное балансирование между тривиальным и оригинальным, агрессивным и сентиментальным, вульгарным и изощренным. Актуализируя и опредмечивая ожидания массовой аудитории, массовая культура отвечает ее потребностям в досуге, развлечении, игре, общении, эмоциональной компенсации или разрядке и др.

Культура (от лат . cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие "культура" употребляется для характеристики определенных исторических эпох (античная культура), конкретных обществ, народностей и наций (культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, политическая культура, художественная культура); в более узком смысле - сфера духовной жизни людей. Включает в себя предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы морали и права и т. д.), а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей).

Парадокс (от гре . paradoxos - неожиданный, странный), 1) неожиданное, непривычное, расходящееся с традицией утверждение, рассуждение или вывод. 2) В логике - противоречие, полученное в результате логически формально правильного рассуждения, приводящее к взаимно противоречащим заключениям.

Из определения словосочетания «массовая культура*» следует, что:

этот термин появился в 20 веке.

развитая инфраструктура и доступность средств массовой информации - предпосылки возникновения м.к. как явления.

смысловой диапазон понятия, хотя и широк, но все же имеет много больше ограничений, нежели культура вообще (подробнее рассмотрим этот пункт ниже).

ориентир на массы, а значит и общедоступность м.к. ведет к достаточно низкому уровню м.к. как культуры.

С понятиями темы все ясно, теперь давайте, объясним себе, чего от нас требует вопрос темы, и разберем его.

У каждого общества есть своя культура. Эта культура делится на субкультуры. М.к., на мой взгляд, как раз является субкультурой.

Вопрос же я понимаю так: существует культура общая, ее частью является субкультура, «м.к.», нормы, традиции и ценности которой противоречат соответствующим пунктам «основной культуры». Основной, я назвала ту культуру, о которой думает каждый из нас, услышав само это слово. Определение современного словаря даже содержит синонимы: воспитание, образование, развитие. Когда мы говорим, человек ведет себя культурно {1}, то подразумеваем интеллигентно, а интеллигенты{2} – это интеллектуалы {3}, вот так и приходим к выводу, что речь идет о людях, чей уровень умственного развития достиг больших вершин, к тому же обычно интеллигентам свойственен высокий духовный уровень.

Итак, основные отличия «массовой культуры» от «основной культуры» состоят в разнице типов деятельности, а так же в широте заинтересованной аудитории.

Доступность какой-либо информации широкому кругу людей достигается в случаи использования простых способов выражения. Есть такая фраза: «народ требует хлеба и зрелищ». Я так понимаю, что для счастья народу нужна пища и организованный досуг. Способ добычи пропитания не диктуется массовой культурой, разве что: работай - получай зарплату - кормись, если говорить подробнее, то эта парадигма{4} у каждого своя. А вот что до проведения досуга, то хотя вариантов большое количество, но они более определенные. Есть то, что их объединят:

1).относительно низкие материальные затраты (в ином случае способ проведения свободного времени будет доступен только материально очень обеспеченным людям, а их в принципе не может быть очень много, значит и массовости не будет)

2).относительно невысокий духовный уровень (так как для достижения высокого уровня духовности необходимо тратить большое количество времени на самосовершенствование, на вникание во все тонкости предмета; для большинства людей свободное время-это время, в течение которого человек расслабляется, и не желает загружать свой мозг информацией, тяжелой в обработке)

3).относительно не высокий интеллектуальный уровень (если говорить просто, то все умными быть не могут, всегда есть элита, средняя прослойка и низший уровень; практически всегда средняя прослойка – это наибольшая доля населения);

Таким образом, представители массовой культуры – это люди, показатели уровней которых разных сферах попадают под диапазон средних. Только в этом случае мы получим наибольшее количество носителей культуры, людей которым она будет интересна.

Теперь необходимо определить, какие «параметры» у культуры. Хотя в принципе всё уже разобрано, осталось лишь подчеркнуть противоречия.

Во-первых: хотя, говоря об «основной культуре» мы не затрагивали финансовые аспекты. Но развлечения и увлечения, которые приносят удовольствие культурному человеку практически не имеют границ в своей цене. Особенно если речь идёт о гурманах и знатоках в какой либо области. Даже если мы в качестве примера возьмём театр – стоимость зависит от местонахождения и уровня самого театра. Если говорить о м.к., то тут менеджеры привлекают публику скорее путём рекламы и «шумихи», делая объект привлекательным для «среднего человека».

Здесь взята именно финансовая сторона не только потому, что автор эссе - будущий экономист, но и потому, что этот барьер редко ломается. Индивидууму, чей духовный уровень низок даже в голову не придёт «просидеть» всё в театре, когда альтернативой является пара походов в кафе, например. Он воспримет этот как наличие «лишних» денег. А тому, чье духовное развитие на средней планке, мысль зайти в музей и на выставку, хотя и будет приходить, но редко.

Итак, зачастую люди предпочитают вообще разный вид отдыха.

Во-вторых: духовный уровень досуга. Об этом сказано уже достаточно в случаях обеих культур.

В-третьих: интеллектуальный уровень развлечения. Если в одном случаи показатели средние, то во втором высокие, либо близкие к ним. Да, даже юмор разный! Всё зависит от духовного и интеллектуального воспитания: и манера общения, и этикетные нормы, и … да почти все нормы разнятся.

Вот на мой взгляд и всё, других параметров оценки проведения личного времени я не знаю, то что они совпали со всеми пунктами, по которым я показывала различия культур – случайность, но она мне только помогла.

В чём же заключался парадокс? В том, что «м.к» и культура, как мы привыкли её воспринимать, находятся по многим параметрам по разные стороны баррикад. Это всё равно, что сказать «Бесцветный/ прозрачный /не воспринимаемый глазом цвет как парадокс окраски/цвета». Сразу чувствуешь, что что-то тут не так.

Должна признать, что не смотря на то, что по крайней мере себе я доказала существование этого парадокса, меня не покидает ощущение, что можно доказать и закономерность такого явления. Итак, предлагаю попробовать найти обратную сторону этой монеты. Я уверенна, она должна существовать!

Итак, начнём сначала: у каждого общества есть культура… Эврика! Этим всё и сказано! Не может быть такого, чтоб какая-то часть населения, а в данном случаи наибольшая, жила не имея собственной культуры! Если есть индивид, то есть и то, что его интересует, то, что он понимает, значит совокупность всего этого и есть культура. А массовая культура должна существовать обязательно, если позволят технический прогресс, так как все люди в чём-то схожи, где-то обязательно находятся точки соприкосновения. Совокупность этих точек - это и есть массовая культура, её границы: традиции, ценности, нормы и прочее очень размыты и именно поэтому они подходят всем! Получается, что любая культура-это субкультура массовой? Не вижу аргументов против.

Получилось в итоге работы, что мы доказали парадокс, который должны были и нашли ещё один, который заключался в самом названии. Мы имеем замкнутый круг противоречий, а так же круг в котором каждый пункт доказывается через другой… по-моему это несколько странно, но очень интересно.

Как вывод могу сказать только то, что еще не раз я в мыслях вернусь к этой теме. Уверенна, здесь есть ещё над чем подумать. ( надеюсь, читателю тоже было интересно, и что Вам есть с чем поспорить и что добавить, поскольку только такая реакция говорит о заинтересованности в теме и вот, что Вы тоже ею прониклись. Сколько людей, столько и мнений!)


Сноски:


Толковый словарь Д. Н. Ушакова[1]: 

{1} Культурный, культурная, культурное; культурен, культурна, культурно. 1. только полн. формы. Прил. к культура. Культурный уровень. Культурные навыки. || В области культуры, связанный с областью культуры. Культурное сближение с Францией. Культурная революция. Рабочий... требует обеспечения всех своих материальных и культурных потребностей, и мы обязаны исполнить это его требование. Сталин.

2. Стоящий на высоком уровне культуры, усвоивший культуру, образованный. Культурный человек. Культурное общество. ||

3. только полн. формы. Занимающийся просветительной работой. Культурная комиссия. Культурный сектор.

4. Прил., по знач. связанное с культурой в 4 знач. (с.-х.). Культурные породы. Культурная яблоня (в противоп. дикой). Культурная площадь земли (земельный участок, пригодный, для обработки).

5. Подвергшийся обработке, возникший вследствие работы человека (спец.). Культурный слой земли (насыпанный человеком в процессе различных работ, в отличие от более глубоких, натуральных слоев).


Современный энциклопедический словарь[1]:

{2}Интеллигенция (от лат . intelligens - понимающий, мыслящий, разумный), общественный слой людей, профессионально занимающихся умственным, преимущественно сложным, творческим трудом, развитием и распространением культуры. Понятию интеллигенция придают нередко и моральный смысл, считая ее воплощением высокой нравственности и демократизма. Термин "интеллигенция" введен писателем П. Д. Боборыкиным и из русского перешел в другие языки.

На Западе более распространен термин "интеллектуалы" {3}, употребляемый и как синоним интеллигенции. Интеллигенция неоднородна по своему составу. Предпосылкой появления интеллигенции было разделение труда на умственный и физический. Зародившись в античных и средневековых обществах, получила значительное развитие в индустриальном и постиндустриальном обществах.


Современный энциклопедический словарь[1]:

{4}Парадигма (от греч . paradeigma - пример, образец), в философии, социологии - исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе. Смена парадигм представляет собой научную революцию.


[1]-вся информация по словарям взята с сайта - сборника словарей:

http://tolks.ru/?to=2&what=view_word&file_id=146967&from=new_base

Рефетека ру refoteka@gmail.com