Рефетека.ру / История

Реферат: СССР и холодная война

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российский государственный гуманитарный университет

Институт экономики, управления и права


Факультет архивного дела
Кафедра отечественной истории новейшего времени

Реферат по монографии

«СССР и холодная война»

студентки 1 курса 5 группы д/о Факультета управления


Научный руководитель

преп. Львов К.В.



Москва 2005

Оглавление


1. Конфронтация двух систем и менталитет советского общества 3
2. Проблемы внешней политики 4
3. Начало создания соцлагеря 6
4. Послевоенная конверсия 7
5. Тупики аграрной политики (1945-1953 гг.) 9
6. Развитие военно-промышленного комплекса 11
7. ГУЛАГ в экономической и политической жизни страны 15
8. Сельский социум в 60-80-е годы 19
9. Партноменклатура: формы и методы секретного руководства 21
10. К вопросу о причинах распада СССР 23
Рецензия 25
Список использованной литературы 26

1. Конфронтация двух систем и менталитет советского общества


«Бархатные революции» конца 80-х – начала 90-х годов, самороспуск Совета Экономической Взаимопомощи, распад СССР воочию обнаружили метастазы казарменного социализма, анахронизм имперской политики Кремля.

Уже в 1945 г. в СССР готовилась новая идеологическая война, где главным противником были намечены США и Англия, а затем почти исключительно американский империализм. На первый план вернулась тематика, призванная показать преимущества социалистического строя, его победоносную поступь к новым вершинам, величие задач дальнейшего подъёма народного хозяйства. Начиналось формирование образа нового противника. Автор подчёркивает всеохватность идеологических мероприятий, задуманных и реализованных под контролем партийно-государственного аппарата. Своего апогея они достигли на рубеже 40-50-х годов. Произведения, направленные на антиамериканскую пропаганду, оперативно заполнили всё художественно-информационное пространство СССР – радио, телевидение, кинотеатры, библиотеки, книжные магазины, театры. В результате в общественном сознании укоренялся образ американца, американской культуры, США в целом как враждебных советскому человеку, духовной жизни СССР, социалистическим идеалам.

В аспекте рассматриваемой проблемы автор уделяет особое внимание организации 12-го (специального) отдела при 2-м Главном (разведывательном) управлении МВД СССР. Он был создан «для проведения диверсий на важных военно-стратегических объектах и коммуникациях на территории главных агрессивных государств – США, Англии, а также на территории других капиталистических стран, используемых главными агрессорами против СССР».

Далее автор рассматривает широкую общественно-политическую кампанию, которую развернул КГБ для дискредитации деятельности ЦРУ. Эти мероприятия вызвали ответную волну против народов СССР.

Анализируя результаты опроса, проведённого в 1992 г. среди студентов и преподавателей трёх вузов столицы, а также научных сотрудников РАН, автор приходит к выводу, что как ни значительны сдвиги в переоценке прошлого, борьба за приоритет общечеловеческих ценностей продолжается, и ни в коем случае нельзя игнорировать социально-психологические последствия холодной войны. Одно из них, утверждает он, порождено практикой сталинских репрессий, символом которых остаётся террористический режим ГУЛАГа.

Сопоставляя ход событий внутри СССР и на международной арене, автор обращает внимание на то, что усиление гонки вооружений, вызванное соревнованием двух систем, давалось СССР намного тяжелее, чем США. Причиной этому были разные последствия войны для обеих стран, а также существенное различие их экономических потенциалов.


2. Проблемы внешней политики


Советская дипломатия подошла к окончанию второй мировой войны, руководствуясь теми базовыми доктринальными установками, первоначальные наметки которых были сделаны ещё при Ленине, а затем углублены, развиты и дополнены. Ими и определялись все основные направления политики советского государства с самого его зарождения и до окончания второй мировой войны.

После окончания войны сложилась новая международная ситуация. В то время как США значительно усилили свои позиции, западные страны из лагеря победителей вышли из войны с ослабленной экономикой. Небывало возрос международный вес СССР, в то время как его экономическое положение было сильно подорвано. Поэтому в первое время во внешней политике советское руководство старалось создать образ СССР как миролюбивого государства, готового к поиску компромиссов в решении актуальных международных проблем совместно с бывшими партнёрами по антигитлеровской коалиции.

Но так продолжалось недолго. Внутренние процессы, а также кардинальные перемены в международной обстановке сопровождались ужесточением советской правящей верхушкой политико-доктринальных установок, определявшие конкретные цели и действия советской дипломатии, направления идеологической обработки населения.

Далее автор останавливается на некоторых событиях, предварявших открытую конфронтацию.

В сентябре 1947 г. на совещании представителей ряда компартий в Польше эмиссары ВКП(б) обнародовали заявления, отражающие видение СССР о расстановке политических сил в мире – образовании двух лагерей – империалистического и антидемократического во главе США, и антиимпериалистического и демократического во главе с СССР; а также цель демократического лагеря – борьба против угрозы новых войн и империалистической экспансии, укрепление демократии. Американская сторона противопоставляла взятую на вооружение правительством США в 1947 г. доктрину сдерживания коммунизма, носившую не менее конфронтационный характер.

Автор отмечает, что, несмотря в то время США значительно превосходили Советский Союз по количеству имеющихся атомных боезарядов и по техническим возможностям их доставки на территорию СССР, тезис «если империализм развяжет третью мировую войну, то он в ней и погибнет» на долгие годы внедрился в программные партийно-государственные документы, в выступления высших руководителей СССР, в учебно-пропагандистскую литературу. В публикациях советских военных специалистов подчёркивалось, что исход войны будут решать не только и не столько атомные бомбы, сколько обычные виды вооружений, численность и качество войск, таланты военачальников и т.д. Автор считает, что эти рассуждения мели целью ориентировать «в правильном направлении» население страны, поддерживать боевой дух армии и заодно максимально выиграть время, чтобы ликвидировать отставание СССР от США по ядерному оружию.

В годы правления Хрущева и его сторонников теоретико-политические принципы и нормы, определявшие внешнюю политику СССР, подверглись существенному осмыслению и трансформации. На XX съезде КПСС Хрущёв заявляет о возможности и желательности длительного и серьёзного сотрудничества между Востоком и Западом. В новой программе КПСС, принятой в 1961 г. подчёркивалось, что «мирное сосуществование социалистических и капиталистических – объективная необходимость развития человеческого общества. Война не может и не должна служить способом решения международных проблем». В то же время «мирное сосуществование, - говорилось в документе, - служит основой мирного соревнования между социализмом и капитализмом в международном масштабе и является специфической формой классовой борьбы между ними». На XXII съезде КПСС Хрущёв поднимает вопрос о необходимости борьбы народов за избавление от гонки вооружений.

Но несмотря на изменения во внешнеполитической доктрине, автор обращает внимание на фактически полную консервацию советской военной доктрины в тот период. В СССР, как и в США, большое значение придавалось задаче накопления максимального количества оружия, в том числе и ядерного.

С приходом в 1964 г. к власти Л.И.Брежнева и его команды во внешней политике стал отдаваться приоритет задаче расширения рамок социалистической системы, а добиться этого, как представлялось, можно было прежде всего благодаря укреплению единства социалистического лагеря. В целом же в годы брежневского правления оставались в силе основные доктринальные и концептуальные новации в области внешней политики, предложенные раннее Н.Хрущёвым. В то же время с именем Брежнева связано появление доктрины «ограниченного суверенитета».

К началу 70-х годов СССР догнал США по количеству ядерных зарядов. В это время, одной из главных концепций, взятых на вооружение руководством обеих стран, стала концепция ядерного сдерживания.

Начиная с 1977 г. советское руководство начинает предпринимать шаги, направленные на ограничение гонки вооружений. Однако договорённости с Западом достичь не удалось.

Положение дел в сфере международных отношений коренным образом изменилось во второй половине 80-х годов, когда к руководству страной пришёл М.С.Горбачёв и его единомышленники. Главными составляющими поворота, совершенного советским руководством, стали:

- отход от абсолютизации классового подхода ко всем явлениям международной жизни;

- выдвижение на первый план задачи выработки и претворения в жизнь нового политического мышления.


3. Начало создания соцлагеря


Победа над фашизмом, одержанная в значительной мере усилиями Красной Армии, обострила интерес европейских стран к советской системе, временно затушевав преступные стороны сталинского режима. В это время возникает и распространяется концепция «национального пути». Эволюция, а не революция, гражданский мир и широкий межклассовый союз , а не гражданская война и диктатура пролетариата – таковы были её основные опорные точки. Советское руководство, на определённом этапе послевоенного развития высказывалось за мирный переход к социализму.

Однако к середине 1947 г. ситуация на международной арене резко изменилась. Маятник общественных настроений в Западной и Северной Европе всё более активно смешался вправо. Московское руководство в новых условиях взяло установку на форсированное развитие революционного процесса, что означало возврат к классовому противостоянию. Для обеспечения унификации путей и методов создания нового общественного строя была сформирована новая международная замкнутая политическая структура – Информационное бюро коммунистических партий. После полной концентрации власти в странах Восточной Европы в руках компартий приверженность идее «национальных собственных путей к социализму» всё более стала рассматриваться в Москве как некая демонстрация самостоятельности и угроза сокращения масштаба советского воздействия.

Весной 1948 г. в ЦК ВКП(б) был подготовлен блок материалов, предназначенных для обоснования необходимости кардинальных перемен в руководстве ряда компартий.

Далее автор приводит фрагменты секретных подготовительных документов ЦК ВКП(б), подчёркивая однотипность содержавшихся в них «обвинений», которые выдвигались в адрес руководства компартий Югославии, Венгрии, Чехословакии и Польши, агрессивный тон документов не оставляют у автора сомнений в том, что на рубеже 1947-1948 гг. в Москве задумывалась широкомасштабная репрессивная политическая акция.

Но на начальном этапе реализации этого плана советская сторона столкнулась с неожиданным препятствием: ЦК КПЮ не пожелал подчиниться диктату из Москвы, отказавшись явиться на «слушание югославского дела» в Информбюро. Это вызвало серьёзные коррективы в тактической линии ЦК ВКП(б), определявшей отношения с компартиями стран Восточной Европы. Курс поначалу был взят на идейную дискредитацию и устранение отдельных деятелей, наиболее активно отстаивавших концепцию национального пути. Развернувшиеся затем репрессии в коммунистическом движении стран региона в конце 40-х годов имели цель прервать реализацию этой концепции.


4. Послевоенная конверсия


Приступая к рассмотрению конверсии (и реконверсии) середины 40-х годов, автор напоминает нам о некоторых явлениях, связанных со второй мировой войной, порождённых её. Прежде всего он рассматривает ущерб, нанесённый советской экономике в 1941-1943 гг. Неразрывно связан был с угрозой оккупации процесс миграции. Также автор отмечает, что в годы войны большинство мужчин и женщин трудоспособного возраста были призваны в армию. Наконец он указывает, что война потребовала коренной перестройки советской экономики и управления её.

Война породила такое развитие нашей экономики, когда валовая продукция военной промышленности стала превышать соответствующий показатель по производству средств производства и средств потребления.

Наиболее пострадало в ходе войны тяжёлое машиностроение. Вместе с тем автор обращает внимание на то, что при всех трудностях продолжавшейся войны не прекращался процесс разработки и постепенного внедрения в народное хозяйство передовой техники и важнейших достижений науки.

Вскоре после окончания войны Государственный Комитет Обороны (ГОКО) принял ряд крупных постановлений, связанных с переводом народного хозяйства на мирные рельсы.

Осуществление конверсии потребовало колоссальной работы государственных плановых органов. В составе Госплана СССР 9 июня 1945 г. была образована особая комиссия из наиболее квалифицированных работников, которой поручалось, в частности, рассмотрение проектов специализации заводов вооружения, боеприпасов, танковых и авиационных, освобождаемых от производства военной продукции. Немалую помощь осуществлению конверсии оказывали на местах уполномоченные Госплана СССР, имевшиеся в республиках, краях и областях. Работа уполномоченных находилась под постоянным контролем центрального аппарата и помогала ему в осуществлении контроля за ходом решения стоявших задач не только в масштабах административных центров, но и на предприятиях, располагавшихся на всей территории страны. Аппарат уполномоченных обычно старался не ограничиваться контрольными функциями, а оказывать помощь в налаживании дел, ликвидации недостатков.

Основная цель конверсии – рост производства гражданской продукции за счёт военной – решалась различными способами. Наиболее простой состоял в том, что предприятие не меняло профиля, продолжая выпускать те же изделия, но снабжало ими не заказчиков от оборонных ведомств, а непосредственно рынок или по требованиям, договорам и заказам соответствующие наркоматы. «Смешанный» способ конверсии являл собой вариант, когда предприятие продолжало в основном обеспечивать своей продукцией военные ведомства, но часть цехов переводилась на выпуск гражданской продукции и изделий ширпотреба. Третий способ – полное освобождение того или иного предприятия от выпуска военной продукции.

В ходе конверсии особое внимание уделялось восстановлению производства товаров широкого народного потребления.

Осуществление послевоенной конверсии было связано с немалыми трудностями: техническим переоборудованием предприятий, переквалификацией рабочих и инженерно-технических работников, ломкой установившейся психологии.

В принятом Верховным Советом Законе пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 гг. среди основных задач нашла отражение и проблема конверсии при одновременном росте военного могущества страны. Этим планом довоенный уровень (1940 г.) предполагалось достигнуть в течение двух лет – к 1948 г., а за всю пятилетку значительно превысить. При этом следовало восстановить пострадавшие районы страны.

Военная промышленность сталкивалась со значительными трудностями на пути перепрофилирования некоторых отраслей на преимущественный выпуск гражданских изделий. Среди основных причин неудовлетворительного выполнения планов – неподготовленность производственных мощностей вследствие отставания со строительством и восстановлением предприятий; неудовлетворительная работа министерства и ряда заводов; недостатки в материально-техническом обеспечении производства; задержки с отработкой конструкций новых видов машин; необеспеченность рабочей силой.

Автор приводит данные, которые подтверждают, что 1946 г. был поистине переломным в вопросах освоения военными предприятиями гражданской продукции. Успешное проведение конверсии обеспечивало в дальнейшем неуклонный рост производства товаров народного потребления.

Послевоенная конверсия нисколько не ослабила военное могущество СССР. В целом военно-технический потенциал продолжал поддерживаться на необходимом уровне, а в научном плане имел серьёзные достижения.

В заключении автор подчёркивает, что конверсия касалась также перевода гражданских предприятий на производство продукции для населения, а не для армии.

Вместе с тем автор отмечает, что на заключительном этапе войны и особенно после её окончания СССР получил большое количество оборудования ранее принадлежавшего Германии, что существенно отразилось на показателях выполнения планов первой пятилетки. Становятся известными факты активного вовлечения немецких специалистов в сферы отечественной химии, радиолокации, разработки атомного оружия.

Автор, заканчивая размышление над итогами перехода нашей страны от войны к миру, ставит вопрос «Можно ли однозначно утверждать, что в эти годы доминировал процесс конверсии? Или приоритет надо отдать созданию основ современного ВПК?».


5. Тупики аграрной политики.


После войны сельское хозяйство оказалось в особенно тяжёлом положении. Вследствие мобилизации на фронт и промышленность сильно поредело население деревни. Число трудоспособных мужчин уменьшилось к 1946 г. по сравнению с 1940 г. в два раза.

Засуха 1946 г. в зерновых районах России, Украины, Молдавии привела к тому, что в целом по стране собрали 4,6 ц зерна с гектара, т.е. меньше, чем 1944-1945 гг. С помощью карточной системы огромную массу сельских жителей, составлявших 65% общей численности населения, изолировали от государственной торговли. Политика продразвёрстки, применённая к колхозам и совхозам, дала возможность государству собрать достаточное количество продовольствия для нормированного снабжения населения городов и обеспечить пополнение резервов, но тем самым она обрекла на массовый голод жителей деревни. На страницах газет тех лет сообщалось о засухе, недороде, но не слова о голоде. В медицинских учётных разработках за 1946-1947 гг. настоящая причина роста смертности – голод – скрывалась за такими диагнозами, как желудочно-кишечные заболевания.

Призрак большого голода летом 1946 г. вызвал тревогу во многих неурожайных районах России. Началось бегство сельского населения из центральных областей, Поволжья, а также из Ростовской области и Ставропольского края. Многотысячные потоки голодных, ослабленных людей, передвигавшихся по стране в поисках пропитания, стали благодатной средой для распространения эпидемий. Заболеваемость сыпным тифом в 1947 г. по сравнению с предшествовавшим 1946 г. в целом по России возросла и была в 2,8 раза выше уровня 1940 г.

Война 1940-1945 гг. крайне пагубно сказалась на численном росте населения страны. в первом послевоенном году смертность значительно превышала рождаемость. В охваченных голодом районах РСФСР, Украины, Молдавии с населением в 20 млн. человек в 1947 г. произошло (по сравнению с 1946 г.) его сокращение на 5-6 млн. человек за счёт бегства в другие места и большого роста смертности.

Непризнание факта голода в стране позволяло правительству пренебрегать организацией необходимой продовольственной помощи населению. Государство почти бесплатно получало от колхозов и совхозов продовольствие, а помощь голодающим выдавалась в виде ссуды с процентами. На местах не смогли по-хозяйски распорядиться полученной помощью. Распределение производилось медленно и бесконтрольно, с нарушением законности.

В период войны и после нёё СССР получал гуманитарную помощь из-за рубежа. Руководство страны держало деятельность благотворительных организаций под своим контролем. Советское правительство с подозрением относилось к послевоенной помощи и искало предлог для отказа, что не раз и делалось. Демонстрируя Западу, что СССР способен сам оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, из Советского Союза было отправлено 2,5 млн.т зерна в другие страны.

Переход к ненормированной торговле сопровождался установлением единых розничных цен на хлеб и другие продовольственные и промышленные товары.

Пайково-карточная зависимость от государства, голод, необеспеченность питанием миллионов сельчан, лишённых нормированного снабжения, искусственно нагнетали криминогенность обстановки. Во второй половине 1946 г. Совет Министров СССР и ЦК ВКП(б) приняли два постановления по усилению охраны хлеба. Сокращение поступления хлеба на внутренний рынок, необузданный рост цен весной 1947 г. привели к увеличению краж зерна, муки, печёного хлеба в городе и деревне. В том же году была создана комиссия для разработки гораздо более строгих мер уголовного наказания за кражу частного, государственного и общественного имущества. В городах продавцы хлебных магазинов и рабочие хлебзаводов не голодали. Воровство совершалось здесь в основном в целях спекуляции, и в таких случаях деятельность правоохранительных органов была правомерна.

Одной из самых болевых проблем, вызванных голодом, был рост преступлений, совершаемый бездомными и беспризорными детьми, среди которых было много сирот.

Чтобы заставить обессилевшую после войны и голода деревню работать, указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 июня 1948 г. были проведены мероприятия по выселению лиц, уклоняющихся от трудовой деятельности в сельском хозяйстве. Одновременно правительство решило покончить с единоличниками, укрепляя заодно колхозы присоединением их скота и инвентаря.

Послевоенная система налогообложения состояла из нескольких видов государственных и местных налогов. Почти каждая семья в деревне подвергалась самообложению, которое в отличие от налога являлось добровольным сбором. В связи с ростом затрат на вооружение безудержно росло налоговое бремя. Завышенный сельхоз налог вынуждал жителей деревни за бесценок сбывать свою продукцию на рынке.

Если жалобы граждан на проведение политики доходили до правительства, то их проверка возлагалась на областные, краевые, республиканские организации, которые командировали на места своих представителей. Почти каждое дело завершалось отказом.

Людской протест против репрессий и налогового произвола выражался в разнообразной, порой необычной форме.

Вследствие названных государственных мероприятий разрушение деревни в конце 40-х – начале 50-х гг. стало катастрофическим. Несмотря на это экспорт зерна в 1948 г. был в 2,5 раза больше, чем в 1940 г. В последующие годы положение в деревне только ухудшалось. Всё более очевидным становились неэффективность сельского хозяйства и растущее недовольство народа. Сталинская аграрная политика зашла в тупик.


6. Развитие военно-промышленного комплекса.


ВПК выходит далеко за рамки чисто экономического явления и становится одним из столпов уходящего советского общества. Процесс его становления приходится на наиболее острый, первый период холодной войны – с конца второй мировой войны (1945-1946 гг.) до начала 60-х годов. Его особенностью было открытое военное противостояние, когда война «горячая» рассматривалась руководством обоих блоков как реальность.

В сложном и многообразном процессе складывания ВПК автор выделяет два основных аспекта: экономико-технологический и социально-политический (милитаризация экономики и оформление ВПК как властной системы).

Автор считает, на начальном этапе решающую роль играло решение высшего партийного руководства, установка на политику холодной войны. Именно этот курс вызвал гонку вооружений, глубокую перестройку экономики на обслуживание военных нужд.

Партийная элита высшего звена непосредственно руководила работами по созданию новейшего ракетно-ядерного оружия, став на первом этапе верхушкой формирующегося военно-промышленного лобби.

До 1953 г. главные ресурсы были сосредоточены на овладении ядерным и термоядерным оружием, затем в значительной мере переместились в сторону ракет. Практически сразу после изобретения ядерного оружия на повестку дня встал вопрос о его носителях – средствах доставки к цели.

Общий курс руководства по отношению к авиационной промышленности не претерпел каких-либо существенных изменений, оставаясь в целом курсом на дальнейшую милитаризацию и развитие новых, более современных образцов вооружения. Практическая милитаризация выражалась в том, что уже после окончания войны военными заказами продолжали загружать и чисто гражданские учреждения.

Разгоравшаяся холодная война подхлестнула новую, ранее не виданную по объёмам финансирования и масштабам производства оружия «массового поражения» гонку вооружений. В результате после некоторого сокращения уровень военной продукции и её соотношение с гражданской стабилизировались в течение 1946-1947 гг. Одновременно с этим уже с 1946 г. начался настоящий бум реактивной техники. Однако здесь у военной авиации появляется мощный конкурент – ракеты. Острое соперничество между этими двумя отраслями и направлениями развития военной техники развернулось в конце 40-х – начале 50-х годов.

Постановление правительства от 13 мая 1946 г. упорядочило систему, связанную с разработкой и производством реактивных вооружений, и стало своего рода катализатором дальнейшего лавинообразного развития реактивных вооружений.

Автор подчёркивает, что среди всего комплекса работ по реактивному вооружению высшее руководство более всего интересовало создание именно управляемых баллистических ракет дальнего действия, которым отдаётся приоритет как носителям ядерного заряда.

При создании первой советской ракеты дальнего действия отечественные ракетостроители использовали большой технический задел, созданный немецкими специалистами, для быстрого решения практических вопросов на начальной стадии создания дальнобойных баллистических ракет.

С 1947 г. резко возрастает объём финансирования разного рода работ, связанных с ракетным вооружением. Постоянно растут ассигнования на научно-исследовательские работы. Для проведения испытаний образцов реактивного оружия возводятся всё новые объекты, испытательные полигоны, что требует снова и снова огромных вложений. На предприятиях, связанных с производством ракет, уже в 1948 г. уничтожаются остатки краткого периода конверсии. В 1949 г. происходит реорганизация управления разросшейся ракетной отраслью.

Уже к началу 50-х годов на востоке СССР создаётся разветвлённая военно-промышленная инфраструктура, целые районы становятся сферой деятельности формирующегося ВПК, строго засекреченной и, как правило, оторванной от внешнего мира.

В результате всех усилий за первую послевоенную пятилетку были созданы опытно-конструкторская и научно-исследовательская база по реактивному вооружению и мощности, необходимые для серийного производства различных его видов.

Принятие на вооружение Советской Армии первой баллистической ракеты ознаменовало новый этап в развитии отечественных средств вооружённой борьбы.

На рубеже 40-50-х годов сумела себя в какой-то степени реабилитировать себя отрасль самолётостроения. Для обеспечения выпуска современных самолётов, особенно тяжёлых стратегических бомбардировщиков, требовалась существенная реконструкция существующих и создание новых производственных мощностей. Руководители авиационной промышленности получили более выгодную возможность доказать первостепенное значение своей отрасли в начале 50-х годов в связи с обострением международной обстановки.

Но несмотря на некоторое возвышение роли авиации безусловным приоритетом по-прежнему оставалась ракетная отрасль. Главным стратегическим направлением работ в этой области являлось достижение максимальной дальности полёта ракет, приспособление их для доставки к цели атомного заряда. Намеченные планы по производству ракетного вооружения постоянно изменялись в сторону их увеличения.

После смерти Сталина, отмечает автор, военно-промышленная революция значительно ускорилась, особенно с середины 50-х годов. С 1953 г. возрастает число военно-промышленных ведомств. В этот же период заметно усиливается роль партийных органов в осуществлении программ развития ВПК. 20 мая 1954 г. правительство приняло решение о разработке баллистической ракеты с межконтинентальной дальностью полёта, способной «обеспечить поражение стратегических целей в любом военно-географическом районе земного шара» и вывести в космическое пространство искусственный спутник Земли.

Постановлением правительства от 12 февраля 1955 г. было запроектировано создание ракетно-космического полигона Байконур, которое потребовало новых крупных капиталовложений.

Создание межконтинентальной баллистической ракеты, запуск на её основе 4 октября 1957 г. первого искусственного спутника Земли – всё это, по оценкам советских аналитиков, положило конец «заокеанской неуязвимости» США и дало руководству СССР мощный козырь стратегического значения.

В начале 60-х годов на базе боевых баллистических ракет стали создаваться специальные ракеты-носители. Даже запуск человека в космос был использован Хрущевым с военной точки зрения.

Автор отмечает, что аналогичные форсированные усилия в сфере гонки вооружений предпринимались в эти же годы в США, где мощно формируется военно-промышленный комплекс.

Космические исследования стали полем наиболее острого соперничества между США и СССР, и эта отрасль стала одной из самых влиятельных и приоритетных в обеих странах.

Для советского руководства в течение всего периода до достижения стратегического паритета с США настоящим жупелом оставалась проблема отставания от главного противника. Инициатива в создании и развёртывании СНВ принадлежала США во всех случаях, кроме межконтинентальных баллистических ракет, но СССР, как правило, за 4-5 лет ликвидировал отставание. В этой гонке за лидером стратегический приоритет ракетного оружия был очевиден.

Таким образом, ВПК СССР наглядно продемонстрировал свою мощь. Система ПВО также реабилитирует себя. За всеми этими сдвигами стояли огромные капиталовложения, мероприятия по дальнейшей милитаризации промышленности.

Для обеспечения дальнейшего наращивания военно-производственных отраслей в семилетнем плане на 1959-1965 гг. предусматривалось преимущественное развитие отраслей промышленности, производящих стратегические виды сырья и материалов, и ряд других мероприятий. На протяжении 50-х годов формируется разветвлённая военно-промышленная инфраструктура. В это же время создаётся система закрытых, строго засекреченных городов военно-промышленной сферы, почти полностью оторванной от внешнего мира.

В то же время противоречия между ведомствами, осложнённые не всегда объективным вмешательством высшего руководства, неоднократно приводили к закрытию тех или иных перспективных направлений.

Автор подчёркивает, что одним из наиболее сложных и тёмных моментов остаётся политическая сторона ВПК, его срастание с властью и превращение во власть. Также он обращает внимание на то, что десятилетия господства этой системы наложили заметный отпечаток и на психологию советских людей.

Заканчивая свою главу, автор приводит фразу Хрущева, который признал, что СССР имеет ракеты «не только в нужном, но даже в сверхнужном количестве, которое показало и свои отрицательные стороны, потому что зря высасывает деньги из бюджета и истощает наши финансовые возможности».


7. ГУЛАГ в экономической и политической жизни страны.


После октябрьской революции начала формироваться сеть новых карательных учреждений – лагерей принудительного труда, ставших впоследствии основным каналом реализации карательной политики Советского государства.

В 1924 г. ЦИК образовал ОГПУ (Объединённое Государственное Политическое Управление) и утвердил положение о правах ОГПУ в части административных высылок, ссылок и заключения концентрационный лагерь. Исправительно-трудовые лагеря росли и набирали силу, а нормативный акт, регулирующий их деятельность, появился только 7 апреля 1930 г., когда СНК СССР принял официальное «Положение об исправительно-трудовых лагерях».

Начало массовой коллективизации сопровождалось невиданным масштабом репрессий. Органы ОГПУ зачастую производили аресты без всякого основания, действуя по правилу: «сначала арестовать, потом разобраться». Сталинская критика таких арестов временно сбила волну репрессий, количество заключённых резко уменьшилось, но очень ненадолго.

Для решения экономической задачи по использованию труда заключённых и ссыльных 10 июля 1934 г. был образован общесоюзный Народный комиссариат внутренних дел, в состав которого на правах Главного управления вошло ОГПУ. В 1935 г. были организованы «тройки» с наделением их правами принимать решения о высылке, ссылке или заключении в лагерь на срок до 5 лет. В 1937 г. вышли приказы о формировании «двоек» (наркомы внутренних дел и прокуроры).

Попадая в ГУЛАГ заключённый становился объектом нещадной эксплуатации со стороны государства и лагерных служащих. Отсутствие развитых средств производства и экономических стимулов делали труд как на воле, так и за колючей проволокой низкопроизводительным.

Партийная пропаганда всеми доступными средствами насаждала в лагерной среде «пафос созидания». Активно использовались различные лозунги, лагерное радио. Важное место отводилось лагерной прессе. Пропаганда делала из лагерника чуть ли не национального героя. Силами заключённых строились не только каналы, дороги и плотины, но даже целые города.

За десять предвоенных лет жертвами ГУЛАГа стали многие миллионы советских людей. ГУЛАГ развивался не только вширь. Совершенствовались его организационно-управленческие структуры, приспосабливаясь к решению крупномасштабных экономических задач, ужесточалась карательная политика.

Правовой беспредел, ставший нормой на воле, имел своё продолжение и в зоне. Всё было отдано на откуп НКВД.

В конце 30-х годов в управленческо-командной структуре ГУЛАГа появляется Политический отдел, на который было возложено руководство партийными организациями лагерей НКВД и строительств.

В этот же период происходит окончательное засекречивание деятельности ГУЛАГа. Поток заключённых, направляемых в него, был мощным и беспрерывным.

В годы войны ГУЛАГ принёс стране колоссальную пользу. Не смотря на массовые приписки результаты подконвойного труда действительно впечатляют. Но свидетельствуют они, замечает автор, об энтузиазме тюремщиков, а не заключённых.

Подавляющее большинство обитателей запроволочной страны воспринимали удары судьбы без активного сопротивления. Скрыться в стране, где каждый с детства знал, что такое НКВД, и поколение за поколением воспитывалось в духе ненависти к «врагам народа», было практически невозможно. И всё же активные протесты были, но они воспринимались как контрреволюционные проявления.

С 1943 г. на помощь советским заключённым стали поступать немецкие, итальянские, румынские, венгерские и другие военнопленные. Начиная с 1943 г. управление лагерей широко использовало труд военнопленных на производстве целого ряда наркоматов.

Но особенно сурово партийное руководство подходило к советским военнопленным. С конца 1941 г. стали создаваться спецлагеря НКВД, переименованные в 1945 г. в проверочно-фильтрационные лагеря (ПФЛ). В 1946 г. они влились в систему ГУЛАГа. В тяжёлом положении оказались бывшие военнослужащие Красной Армии, попавшие в плен и служившие в немецкой армии. Они высылались на спецпоселение сроком на 6 лет.

В первые послевоенные годы наблюдается резкое ужесточение карательной политики. 1947-1948 гг. отмечены изданием ряда необычайно жестоких и безнравственных указов, как тайных, так и гласных. 15 апреля 1947 г. советское правительство издало указ о запрещении браков между гражданами СССР и иностранцами. 4 июня 1947 г. был издан указ «Об уголовной ответственности за хищение государственного имущества».

Пропаганда никому не позволяла ни на минуту усомниться в справедливости советского суда, никто не смел подставить под сомнение гуманность советского правительства.

К числу традиционных для советского тоталитарно государства можно отнести указ от 9 июня 1947 г. «Об ответственности за разглашение государственной тайны и за утрату документов, содержащих государственную тайну».

В указах и постановлениях сталинской поры не всегда можно найти какую-то экономическую или политическую целесообразность, пример тому указ от 21 февраля 1948 г. о «повторниках».

В соответствии указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 ноября 1948 г. все выселенцы были переведены на спецпоселение навечно, без права возврата их на прежние места жительства; за самовольный выезд из мест обязательного поселения наказанием была каторга сроком на 20 лет.

После смерти Сталина о выселенных народах стали хлопотать не только сами репрессированные, но и их земляки, оставшиеся на воле. Но уже с 1 апреля 1954 г. дальнейшее рассмотрение заявлений спецпереселенцев о о снятии с учёта было прекращено.

Отмена смертной казни развязала руки уголовному миру, превратив тем самым существование сотен тысяч узников ГУЛАГа в настоящий кошмар. В лагерях с первых лет их существования реальная власть над заключёнными принадлежала воровскому миру. После 1947 г. лагерные убийства стали носить массовый характер. Тысячи заключённых, не находя защиты у местного начальства, рассылали письма во все инстанции, моля о помощи и поддержке. Реакция властей на попавшие в их поле зрения письма, как правило, была следующей: формальная проверка, поиск жалобщика, по мере необходимости – наказание лагерных служащих (от 2 суток домашнего ареста до трибунала). Вывод по результатам проверки был всегда одинаков: «…не соответствует действительности».

В начале 1950-х годов обстановка в лагерях обострилась настолько, что власти были вынуждены принять срочные меры. 30 апреля 1954 г. была восстановлена смертная казнь за умышленное убийство.

Во второй половине 40-х – начале 50-х годов советская система концлагерей достигает своего апогея. Это проявляется не только в значительном росте числа заключённых, но в той экономической роли, которую начинает играть ГУЛАГ в послевоенные годы.

В целом управленческая структура ГУЛАГа отличалась громоздкостью аппарата и взаимным переплетением функций некоторых отделов. По мере развития хозяйственной деятельности МВД в его структуре появлялись всё новые и новые производственные подразделения.

Интенсивная хозяйственная деятельность МВД СССР основывалась прежде всего на использовании труда заключённых. Кроме заключённых в системе МВД работали также военные строители и вольнонаёмные граждане.

Послевоенная Москва своим расцветом и оживлением была в значительной мере обязана ГУЛАГу. Лагерные подразделения на договорных началах часто снабжали рабочей силой стройки и заводы Москвы и Московской области.

В первые послевоенные годы принуждение заключённых к труду основывалось преимущественно на силовых методах, однако это не обеспечивало выполнения производственных заданий, особенно в отраслях, где использовался тяжёлый физический труд. Учитывая это, в 1947 г. была восстановлена зачётная система рабочих дней заключённых, занятых в особо важных отраслях народного хозяйства, в 1948 г. была введена частичная оплата труда заключённых. Наряду с материальными стимулами власти стали широко практиковать моральное поощрение. И хотя большинство гулаговцев по-прежнему не выполняли даже заниженные нормы выработки, однако компания дала свои результаты.

Труд заключённых не афишировался, государственная тайна надёжно охраняла всё, что было связано с ГУЛАГом, особенно это касалось всевозможных спецобъектов. Строго секретное строительство велось в широчайших масштабах по всей стране. Оно было связано в первую очередь с развитием ВПК и осуществлением атомного проекта. Труд узников ГУЛАГа был связан с деятельностью Особых конструкторских бюро (ОКБ).

В послевоенные годы в системе МВД создаётся ряд главков, непосредственно связанных с развитием оборонной промышленности.

Ручной труд был атрибутом ГУЛАГа. Низкая производительность труда и плохое использование механизмов отмечались в качестве главных причин невыполнения планов.

Себестоимость выпускаемой продукции была значительно выше себестоимости аналогичной продукции, изготавливаемой местной промышленностью. Очень серьёзные потери были в области экологии.

Очень часто, желая избежать неприятностей, скрыть растраты, хищения и незаконные выплаты, руководители лагерных строек шли на массовые приписки.

С начала 50-х годов особую остроту приобрели вопросы «трудового использования контингента». Именно в этот период всё явственнее обозначается кризис лагерной экономики. В 1951-1952 гг. ни одно из крупных лагерно-производственных управлений план не выполнило.

Пытаясь ликвидировать растущий дефицит рабочей силы, МВД всё чаще прибегает к труду вольнонаёмных, основную массу которых составляли вчерашние заключённые. Промежуточную ступень между заключёнными и вольнонаемными занимали военно-строительные части.

Трудности лагерной экономики усугубила мартовская амнистия 1953 г. в это же время были прекращены многие «великие стройки коммунизма».

16 июня Берия внёс на рассмотрение Совета Министров СССР и Президиума ЦК КПСС предложение: «Ликвидировать сложившуюся систему принудительного труда ввиду экономической неэффективности и бесперспективности». ГУЛАГ не был ликвидирован в одночасье. Он уходил медленно, неохотно, оставляя глубочайшие следы в жизни не только отдельных людей, но и целых народов…


8. Сельский социум в 60-80-е годы.


Период 60-80-х интересен с точки зрения соотношения декларировавшихся реформаторских задач социальной политики в аграрной сфере и результатов её реализации.

В качестве основы переустройства быта села выдвигалось достижение успехов в укреплении экономики колхозов и совхозов. Попытка осуществить прорыв в развитии села связана с реформами периода «оттепели» рубежа 50-60-х годов. Позитивные перемены 60-х годов, однако, не внесли серьёзного сдвига в преодоление существенных различий между уровнями жизни города и деревни. Серьёзный ущерб развитию территориальной инфраструктуры службы быта нанесло укрупнение селений, объявление деревень «неперспективными». Уровень бытовых удобств на селе значительно уступал городскому.

В 70-е годы недооценка материальной базы социально-бытовой сферы села, остаточный принцип выделения ресурсов на её развитие изменений не претерпели. Сохранилось хроническое отставание деревни от города. Немалый урон деревне нанесли социальные эксперименты, рассчитанные на демонстрацию развитого социализма. В 70-е годы сократилось сельское жилищное строительство. Не улучшились бытовые условия селян. В связи с ликвидацией неперспективных селений темпы роста обслуживания на селе, обеспеченности сельских жителей предметами культурно-бытового и хозяйственного назначения длительного пользования по-прежнему отставали от потребностей селян.

Первые шаги перестройки сопровождались декларациями о необходимости сильной социальной политики. Однако вялость и непоследовательность перестроечных процессов, отсутствие обещанных и неоправдавшихся быстрых результатов породили разочарование. Произошло обострение социальных, материально-бытовых проблем.

Наряду с материальными основами жизнедеятельности сельского социума не менее важное значение имели условия формирования его духовности.

Сложившаяся к началу 60-х годов сеть культурных учреждений не могла удовлетворить растущие запросы сельских жителей. Остаточный принцип выделения материальных и финансовых средств на нужды социальной сферы особенно болезненно сказался в решении данных вопросов. В 70-е – первой половине 80-х годов меры по развитию культурно-бытовых условий на селе не устранили разрыва между растущими духовными запросами жителей села и возможностями их удовлетворения.

Не удалось решить проблему стабилизации кадров. Массовая миграция сельской молодёжи в город, старение села, ухудшение демографической ситуации, ориентация на перспективные селения – всё это привело к сокращению культурных учреждений.

Экономическое разорение села неизбежно повлекло за собой падение нравственного уровня. С расширением гласности в общественной жизни второй половины 80-х годов начался процесс переоценки социально-духовных ценностей. Но одновременно возник и кризис ценностей.

Тяга молодёжи села к разнообразным формам досуга привела к тому, что в 60-е годы появились различные виды занятий художественным творчеством. Менялось представление о путях использования свободного времени. Большинство новых форм организации свободного времени сохранились в 70-80-е годы. Со временем многие формы культурно-просветительской и физкультурно-массовой работы заформализовались.

Ориентация культурной доктрины на «усреднённого» человека, невостребованность личности, игнорирование потребности в самоутверждении и самореализации личности как ценности, отсутствие адекватных условий развития и саморазвития в культурно-бытовой сфере советского села – эти объективные обстоятельства способствовали воспроизводству явления отчуждённости. Эти факторы дополнялись административным подходом в культурной политике.

Период перестройки ещё более обнажил эти проблемы.

С проблемой отчуждения тесно связаны вопросы девиантных проявлений. В течение нескольких десятилетий попытки правительства решить проблему пьянства не дали прочных результатов.

В настоящее время изменение претерпевает и прежнее отношение к религиозности и её проявлениям в быту сельских жителей. Демократизация общественной жизни предполагает отказ от прежнего неприятия религиозности с позиций воинствующего вульгарного атеизма.

Подводя итоги, автор делает вывод, что возрождение села и развитие сельского быта возможно при успешной реализации всей аграрной реформы. Ориентация на формирование личности в сфере быта – потенциальная возможность для расширения социальной базы преобразований.


9. Партноменклатура: формы и методы секретного руководства.


Сегодня партийность власти в СССР очевидна. В 40-50-е годы система власти в стране уже приобрела чёткие контуры пирамиды, все углы которой были строго очерчены, а пространство поделено и заполнено. Высший орган государственной власти – Верховный Совет – существовал всего лишь номинально. Партийные структуры, пронизывающие ткань общества, достигали своей концентрации наверху, в Центральном Комитете, где фактически и была сосредоточена вся государственная власть.

Впервые Политбюро было образовано 10 октября 1917 г. на заседании ЦК большевистской партии, принявшем решение о вооружённом восстании. Как постоянно действующий орган ЦК Политбюро работало только после VIII съезда РКП(б). При Сталине из вспомогательного оно трансформировалось единственный и абсолютный орган власти, одновременно превратившись в узкую группу самых близких вождю лиц. Лениным в 1922 г. был разработан регламент работы Политбюро и определена схема внесения вопросов на рассмотрение в Политбюро.

Оргбюро ЦК впервые появилось в январе 1919 г. для решения срочных организационных вопросов. Деятельность его во многом смыкалась с деятельностью Секретариата ЦК. В 1952 г. Оргбюро было ликвидировано.

Секретариат ЦК как чисто технический орган возник в августе 1917 г., объединив группу сотрудников аппарата ЦК, с помощью которой члены ЦК поддерживали связь с местными партийными организациями. Как постоянный орган он возник в марте 1919 г.задача его заключалась в ведении текущих дел организационного и исполнительного характера. Существовал Секретариат до самого последнего времени.

Рассматривая советскую документацию, автор обращает наше внимание на специфическую лексику и стиль документов, а также на секретность партийных решений.

Основное содержание работы Секретариата ЦК ВКП(б):

Все виды партийной работы.

Советская работа.

Вопросы культуры.

Вопросы МИД и международные связи.

Отношения с общественными организациями.

Существовал определённый разряд вопросов, окончательное решение по которым принималось только на Политбюро (после рассмотрения на Секретариате)

Вопросы, не нашедшие отражения в материалах Секретариата и Оргбюро ЦК ВКП(б).

Специфическим вопросом были кадровые назначения. Речь идёт о номенклатуре.

Советская номенклатура – это перечень наиболее важных должностей в государственном аппарате и общественных организациях, кандидатуры на которые предварительно рассматривались, рекомендовались, утверждались и отзывались партийным комитетом. История советской номенклатуры начинается с момента прихода большевиков к власти, когда они расставили на ключевые посты в государстве своих назначенцев. После XII съезда партии в апреле 1923 г. назначенство стало важнейшим способом управления страной и было легализовано в партийных документах. С 1932 г. списки номенклатуры становятся предельно секретными. В 1946г. была введена новая номенклатура должностей и её планирование, созданы резерв выдвиженцев, система изучения и проверки их политических качеств, ужесточилась секретность на всех этапах вхождения в номенклатуру. Круг должностей, назначение на которые проводилось Секретариатом ЦК ВКП(б), весьма широк, а число назначений огромно. Распад номенклатуры произошёл в несколько этапов и завершился в августе 1990 г.

Заканчивая рассмотрение данной темы, автор приходит к выводу, что механизм власти стал атрибутом сложившейся и существовавщей в СССР системы, альфой и омегой партийно-государственного руководства, истории советской власти в целом.


10. К вопросу о причинах распада СССР


Национальное развитие – исключительно длительный процесс, тесно связанный с общемировым и региональным развитием. История государств и народов, как и прежде, не стоит на месте, спираль цивилизации находиться в постоянном движении, продолжает закручиваться. Мощные национальные процессы в современном мире, в том числе на территории бывшего СССР лишь уточняют эти ориентиры.

Через индоевропейские древности, через создание родоплеменных структур, через образование мощных союзов племён, затем первых государств на огромных территориях от Атлантики до Урала прошли нынешние европейские народы, в том числе и народы бывшего СССР. Но на западе Европы эти процессы протекали в силу ряда причин намного раньше и глубже, чем на Востоке Европы. Разница в создании государственности в три-четыре столетия не могла не отразиться на национальных процессах.

Одновременно с созданием государственности происходит экономическое, социальное, культурное развитие, идёт этническая и полиэтническая консолидация людей. Национальный фактор является одним из доминант и составных частей этого процесса.

Прежде чем современные развитые западные государства встали на путь создания гражданского общества, каждое из них в течение многих столетий многократно самоопределялось и самоутверждалось, занимало своё, только ему присущее место в мировой истории. Этот процесс был труден и драматичен. По этому же пути национальной «суверенизации» шла и Россия, кровью и потом добывшая себе место под солнцем, но так и не создавшая гражданского общества.

Почти все крупные европейские народы, в том числе и русский, прошли стадию создания национальных, централизованных государств, ставших шагом вперёд и на пути к формированию гражданского общества. Но Запад и Восток проходили эти этапы в совершенно разное время и в разных геополитических, экономических и внешнеполитических условиях.

Пройдя этот путь, Западная Европа к концу XIX и в начале XX вв. предстала как система сложившихся национально-единых государств. Создание национальных государств шло рука об руку с их этническим и государственным самоопределением и самоутверждением.

На Востоке Европы лишь к XX веку возобладала тенденция, разрывающая старые средневековые рамки, государственные границы. Это объяснялось не только общей экономической, культурной и политической отсталостью, но и специфическими государственно-этническими процессами – мощными инонациональными вторжениями из Азии на протяжении многих веков.

Практически до середины XX века Россия (СССР) формировалось как многонациональное государство, поглощая огромные инонациональные народы. Всё это сопровождалось крупными миграциями народов в рамках единого государства, размыванием прежних этнических территорий, оттеснением коренных народов, мощными ассимиляционными процессами, утратой или ослаблением родных языков малыми народами, их экономическим и национальным порабощением, небрежением к среде их обитания. В рамках огромного унитарного государства народы России не имели возможности реализовывать историческое чувство самовыражения. В России так и не сложилось гражданское общество, где бы проявилось и самоутвердилось самосознание различных народов на основе высокоразвитой экономики, современных социальных отношений, демократии.

К 1917 г. народы России пришли с невостребованными этническими претензиями. Этнические проблемы в Советской России всегда были подчинены жестоким идеологическим классовым постулатам. Следствием этого и стала сталинская модель создания СССР с последующим воспроизведением сущности старой многонациональной империи.

Однако исторические процессы вопреки идеологическим установкам партии работали на развитие национального самосознания и национального движения. Налицо было, с одной стороны, всяческое попрание национальных чувств и прав, а с другой – возникновение, пусть и варварских, условий для их формирования, причём на весьма отсталой в экономическом и культурном смысле почвы.

Задолго до распада СССР стали закладываться основы будущих националистических режимов, сдобренных коммунистическо-тоталитарной идеологией, с тайным устремлением партийно-хозяйственной номенклатуры к овладению государственной собственностью, к реальному, открытому, а не тайному богатству.

Как только тоталитарные обручи стали разжиматься, неутолённое национальное чувство стало рваться наружу. Это не могло не вызвать этнические конфликты. Национальные чувства были обострены социально-экономическими неурядицами, явным обеднением народов, крахом старых идеологических догм, который вызвал глубокие психологические потрясения. Национальную стихию развязывает и низкий уровень культуры народов.

Подводя итоги, автор утверждает, что лишь экономический прогресс, расцвет подлинной демократии, создание хотя бы основ гражданского общества, резкий подъём культуры, образования способны вдохнуть современную жизнь в национальные процессы, доставшиеся нашему обществу от прошлой истории человечества.

Рецензия


Монография «СССР и холодная война» составлена из десяти глав. почти каждая из них написана разными авторами или коллективами авторов, которые рассматривали разные стороны жизни советского государства после второй мировой войны: внешнюю политику, складывание соцлагеря, попытки конверсии, аграрную политику, развитие ВПК, ГУЛАГ, жизнь сельского социума, партноменклатуру. Все эти процессы в совокупности позволяют нарисовать картину жизни советского общества в послевоенный период.

Важное место в монографии отдано рассмотрению и анализу внешней политики СССР, особенное внимание уделено его отношениям с США. Авторы показывают взаимосвязь «гонки вооружений» и внутреннего развития СССР. Милитаризация экономики, вкладывание огромных средств в развитие ВПК отрицательно повлияли на аграрный сектор, производство гражданской продукции.

В монографии прослеживаются факторы, оказывавшие влияние на формирование менталитета советского человека: активная антиамериканская пропаганда, насаждение коммунистической идеологии…

Последняя глава, прослеживая историю России с самого начала складывания русского государства до конца XX века и одновременно сравнивая процессы, происходившие на его территории, с процессами формирования государств в Западной Европы, пытается найти причины распада Советского Союза. Автор здесь особо обращает внимание на то, как в различное время к территории России присоединялись различные государства, формировалось многонациональное и многоконфессиональное государство. Возникли этнические проблемы, которые лишь обострились в XX веке. В главе анализируется совокупность факторов, приведших к распаду СССР.

Рассмотрев проблемы развития советского государства в послевоенный период, можно выявить причины и истоки многих процессов современного российского общества в политической, экономической, социальной сферах. Также можно понять нынешнее положение нашего государства на международной арене, формирование отношений с иностранными государствами, особенно с США странами бывшего социалистического лагеря.

Список использованной литературы


СССР и холодная война/ под ред. Лельчука, Пивовара. – М.: Мосгорархив,1995.


Похожие работы:

  1. МВФ и экономическое окончание "холодной войны"
  2. • МВФ и экономическое окончание "холодной войны"
  3. • Основные этапы, формы и последствия "холодной войны"
  4. • Образ врага в советской пропаганде. 1945-1954 гг.
  5. • Горбачёв, Михаил
  6. • Специфика советской пропаганды времен ВОВ
  7. • Неизвестные страницы Холодной войны
  8. • Истоки и вехи Третьей мировой войны (холодной)
  9. • Политика приграничных государств в отношении СССР в годы ...
  10. • Холодная война: истоки и уроки
  11. •  ... американские отношения после окончания холодной войны
  12. • Социально-биологические аспекты физической культуры
  13. • Холодная война
  14. • Ортодоксальная и ревизионистская школы, их место в ...
  15. • Политики и публицисты о причинах развала СССР
  16. • "Холодная война": опыт ведения и итоги
  17. • Глобализация проблемы войны и мира в современном политическом ...
  18. • Холодная война
  19. • Расширение сферы советского влияния после 1945 года и начало ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com