Рефетека.ру / История

Контрольная работа: Смутное время

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Казанский государственный энергетический университет


Кафедра истории, культурологи

и архивоведения


Контрольная работа

по дисциплине:

«ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ»


Выполнил: Ситников С.А.

Группа: ЗЭС 2-08, 2 курс

Учебный номер: ЗЭС 62-08

СОДЕРЖАНИЕ:


Пресечение династии Рюриковичей

Царствование Бориса Годунова

Воцарение Лжедмитрия 1

Заговор Шуйского

Восстание Ивана Болотникова

Лжедмитрий 2

Двоевластие

Первое ополчение

Второе ополчение

Выбор царя

Последствия интервенции

Последствия смутного времени

Литература

СМУТА (СМУТНОЕ ВРЕМЯ) – глубокий духовный, экономический, социальный, и внешнеполитический кризис, постигший Россию в конце 16– начале 17 в. Совпал с династическим кризисом и борьбой боярских группировок за власть, поставившей страну на грань катастрофы. Основными признаками смуты считают бесцарствие (безвластие), самозванство, гражданскую войну и интервенцию. По мнению ряда историков, Смутное время можно считать первой гражданской войной в истории России. Современники говорили о Смуте как о времени «шатости», «нестроения», «смущения умов», которые вызвали кровавые столкновения и конфликты.


Пресечение династии Рюриковичей


Первый этап Смутного времени начался династическим кризисом. В 1581 году Иван Грозный в припадке ярости убил своего старшего сына Ивана. Престол унаследовал слабый умственно и физически царь Федор Иванович. Сознавая его неспособность самостоятельно управлять государством, Иван Грозный в своем завещании учредил в помощь регентский совет. В результате закулисной борьбы фактическим правителем стал Борис Годунов. Власть Бориса Годунова, не лишая его личных качеств, главным образом держалась на родстве с женой царя. Между тем у Федора и Ирины детей не было, и среди знати постоянно возникали требования о расторжении этого бездетного брака. Сам царь и, понятное дело, сам Годунов всячески противились этому. Престол бездетного Федора должен был наследовать младший сын Грозного, царевич Дмитрий. Родственники Дмитрия (бояре Нагие) не скрывали намерения расправиться с Годуновым после вступления Дмитрия на трон. Но в 1591 году Дмитрий, который находился с матерью в Угличе, неожиданно погиб.

В 1591 году Годунов отправил в Углич надзирать над земскими делами и над домашним обиходом царицы Марии своих доверенных людей: дьяка Михаила Битяговского с сыном Даниилом и племянником Качаловым.

15 мая 1591 года, в полдень, колокола соборной церкви, Углича, ударил в набат. Народ сбежался со всех сторон во двор царицы и увидел царевича мертвого с перерезанным горлом. Народ убил Михаила и Данила Битяговских, и Никиту Качалова. Умертвили еще несколько человек по подозрению в сговоре с убийцами.

Дали знать в Москву. Свидетелей убийства царевича не было. Преступников - тоже. Следствие произведено было самым бессовестным образом. Выходило, будто царевич зарезался сам. Осмотра тела не делали; людей, убивших Битягского с товарищами, не допросили. Показания, снятые с разных лиц гласили одно, что царевич зарезался в припадке падучей болезни. Тело царевича было предано земле в церкви, Углича, св. Спаса.

Официальная версия утверждала, что произошел несчастный случай: царевич играл ножом и наткнулся на него в эпилептическом припадке. Но в обществе считали, что он был убит по приказу Бориса Годунова. Этот спор не решен и до сих пор. Династия потомков Ивана Калиты (Рюриковичи) пересеклась со смерть бездетного царя Федора Ивановича в1598 году.

Это было очень серьезное событие для страны, с уже устоявшимися представлениями о совершенной необходимости царской власти, о том, что править в Москве могут только лица определенной династии, что страна в определенной мере не просто Россия, а их законная вотчина. Царь имеет право на жизнь, смерть и собственность любого. Царь — божий помазанник, его власть от бога, а потому он должен быть из определенной династии. Сознание, не только народа, но и знати было почти полностью проникнуто религиозными догмами, верой в сверхъестественное, в различные события нравственно-религиозного характера (например, несправедливый развод с супругой, несоблюдение церковного обета и прочее), которые могут иметь важнейшее значение для страны. С другой стороны, всяческие бедствия объяснялись господним гневом за те или иные грехи. Следовательно, за грехи царя могла страдать от бога, вся держава. В этих условиях пресечение династии давало пищу для самых различных толкований, слухов, высказываний. В развернувшейся после смерти бездетного царя Федора борьбы победителем вышел Борис Годунов, выбранный в 1598 году Земским собором по предложению патриарха Иова.


Царствование Бориса Годунова


Годунов был далеко не самым знатным боярином в государстве и не имел право на престол. Однако он не захотел ограничивать свою власть, стремился подчеркнуть свою связь с прежней династией. Он даже распустил слух о каком-то завещании, в котором Иван Грозный якобы оставил в наследство престол ему.

Из семи лет царствования Бориса Годунова только три года были относительно спокойными. С 1601 по 1603 годы были неурожайными, даже в летние месяцы не прекращались заморозки, а в сентябре выпадал снег. По некоторым предположениям причиной этого было извержение вулкана Уайнапутина в Перу 19 февраля 1600 года и последовавшая за этим вулканическая зима. Разразился страшный голод, жертвами которого стало до полумиллиона человек. В Москве голод был особенно страшным. Свыше 120 тысяч человек умерли голодной смертью. Была организована раздача голодающим хлеба и денег из казны. Для того чтобы дать нуждающемся дополнительный заработок. Борис развернул масштабные строительные работы. Была, в частности, возведена знаменитая кремлевская колокольня. Но все эти меры не дали ощутимых результатов, так как не были поддержаны другими владельцами крупных хлебных запасов. Помещики не могли прокормить своих холопов и слуг и выгоняли их из усадеб. Оставшиеся без средств к существованию люди обращались к грабежу и разбою, усиливая общий хаос.

В 1603 году Россия впервые была охвачена крупным выступлением социальных низов-крестьян и холопов под руководством Хлопка. Отряд атамана Хлопка насчитывал до 500 человек. Восставшие действовали под самой Москвой, разбили высланные против них войска. Подавить бунт удалось лишь после того, как царь пообещал простить и освободить участвовавших в нем холопов. Основу боевой мощи восстания составляли военные холопы. Без этих людей, опытных в военном деле, повстанцы были разбиты. Разбои, голод приобрели характер государственного бедствия. Стали говорить, что это Божья кара за преступления Бориса, неправедным путем вступившего на престол.


Воцарение Лжедмитрия 1


Одновременно распространился слух о том , что в Польше скрывается законный наследник престола- царевич Дмитрий считавшийся погибшим. Звали его, по официальной версий, Григорием Отрепьевым. Самозванец на самом деле происходил из мелких дворян, служил у бояр Романовых, а после ссылки постригся в монахи в Чудовом монастыре. Здесь он вскоре был замечен патриархом Иовом, который взял его к себе «для книжного письма». В Кремле, под впечатлением придворной жизни, интриг, у молодого честолюбивого авантюриста и родился план выдать себя за царевича, чудесно спасшегося от подосланных Годуновым убийц.

Самозванец Лжедмитрий, объявивший польскому князю Адаму Вишневецкому свою «тайну»: что он не монах, а сын Ивана Грозного, чудом спасшийся царевич Дмитрий. Князь Вишневский и сандомирский воевода Юрий Мнишек, дочь которого Марина предназначалась в жены тайно принявшему католичество новоявленному претенденту на русский престол, развернули активную деятельность по организации отрядов вторжения. Не терял времени и сам Лжедмитрий, в начале 1604 года самозванец получил аудиенцию у польского короля. Король Сигизмунд 3 признал права Лжедмитрия на русский трон и дозволил всем желающим помогать «царевичу». За это Лжедмитрий обещал передать Польше Смоленск и Северские земли.

Добровольцев удалось набрать немного: около тысячи польских шляхтичей, несколько сотен русских дворян-эмигрантов, а также отряды из донских и запорожских казаков всего около 4 тысяч человек. Осенью 1604 года отряды переправилось через Днепр недалеко от Чернигова, а не двинулось на Москву через Смоленск, где его уже ждали царские воеводы. Самозванец решил использовать в первую очередь ненависть жителей юго-западной окраины страны к царю Борису Годунову. Расправы царских воевод над мирными жителями не прибавили популярности царю, а Лжедмитрию 1обеспечили массовую поддержку. Силы самозванца быстро росли, многие города (Моравск, Чернигов, Путивль) сдались Лжедмитрию, в его отряды вливались крестьяне и посадский люд. 13 апреля 1605 года внезапно скончался Борис Годунов, армия Годунова практически немедленно изменила его преемнику, 16-летнему Фёдору Борисовичу, который был свергнут 1 июня и 10 июня убит вместе с матерью.

20 июня 1605 года под всеобщее ликование самозванец торжественно вступил в Москву как «царь и великий князь Дмитрий Иванович». Московское боярство во главе с Богданом Бельским публично признало его законным наследником. 24 июня рязанский архиепископ Игнатий, ещё в Туле подтверждавший права Дмитрия на царство, был возведён в патриархи. Таким образом, самозванец получил официальную поддержку духовенства. 18 июля в столицу была доставлена признавшая в самозванце своего сына царица Марфа, а вскоре, 30 июля состоялось венчание Дмитрия на царство.

Однако, как и многие из баловней судьбы, Отрепьев считал, что свалившаяся на него удача — результат его личных качеств, а не исключительное стечение обстоятельств. Вместо того, чтобы вникнуть в государственные дела, понять новую свою роль, он принялся пировать. Пришедшие с ним поляки притесняли и обижали народ.

Лжедмитрий отказался от всех обещаний, которые он раздавал польской шляхте и католической церкви. Не лучше дела обстояли и в Москве. Лжедмитрием оказались недовольны все: крестьяне, которым он ничего не дал, а только подтвердил крепостническое законодательство, феодалы, не веривший ему, польский король и православное духовенство. Церкви не нравилась опасность усиления католического влияния. За год новый царь опустошил всю казну, которую Годунов так заботливо копил.


Заговор Шуйского


Не всё московское боярство признало Лжедмитрия законным правителем. Сразу по прибытии Лжедмитрия 2 в Москву князь Василий Шуйский через посредников начал распространять слухи о самозванстве. Воевода Пётр Басманов раскрыл заговор, и 23 июня 1605 года Шуйского схватили и осудили на смерть, помиловав лишь непосредственно у плахи.

Конец Лжедмитрия настал в дни торжественной свадьбы с Мариной Мнишек. Невеста приехала в Москву не только с отцом, но и с большим количеством польских шляхтичей, которые вели себя как в завоеванном городе. Боярская аристократия подготовила заговор, во главе заговора встали князья Шуйские. Заручившись поддержкой стоявшего под Москвой новгородско-псковского отряда, который готовился к походу на Крым, Василий Шуйский организовал переворот.

В ночь с 16 на 17 мая 1606 года боярская оппозиция, воспользовавшись озлоблением москвичей против явившихся в Москву на свадьбу Лжедмитрия польских авантюристов, подняла восстание, в ходе которого самозванец был убит.Через два дня на Красной площади царем был «выкрикнут» боярин Василий Шуйский, давший крестоцеловальную запись править с Боярской думой, не налагать опал и не казнить без суда.


Восстание Ивана Болотникова


Приход к власти представителя суздальской ветви Рюриковичей боярина Василия Шуйского не принёс успокоения. Летом, 1606 года, на юго-западе страны, на границе с Польшей начинается движение, которое переросло в мощное восстание против власти Шуйского. Движение возглавил беглый холоп Иван Болотников. Основу его войска составили казаки, беглые люди, городская беднота. Его поддержали также дворянские отряды П. Ляпунова, И. Пашкова, недовольные правительством Болотников выдал себя за воеводу царя Дмитрия и требовал замены Шуйского «хорошим царем Дмитрием». Что такое хороший царь, различные участники движения понимали по-разному. Восстание продолжалось больше года и в центральных районах к нему присоединилось много крестьян, недовольных своей жизнью и боярами.

В августе Болотников нанес, ряд поражений царским воеводам, а в октябре дворянские отряды Пашкова победили их недалеко от Коломны. Вскоре под Москву подошел и сам Болотников. Его войско расположилось в селе Коломенском. Восстание охватило десятки городов. В тот момент, поздней осенью и зимой 1606 года, окончательно произошло размежевание разнородных классовых сил в стане восставших. В конце концов, дворянские отряды перешли на сторону царя, а войско Болотникова стало более народным. В декабре 1606 года в решающем сражении царские войска разбили Болотникова, который укрылся в Калуге и успешно оборонял ее. Весной 1607 года восставшим удалось снять осаду с города и уйти в Тулу, где Болотников объединился с предводителем других повстанцев Илейкой Муромцем. Летом повстанцы вновь потерпели поражение и укрылись в Туле. Четыре месяца длилась осада. Болотников защищался, совершая успешные вылазки. Даже голод не сломил их воли к борьбе. Тогда осождающии войска перекрыли реку Упу плотиной и город был затопленным. Осажденным пообещали сохранить жизнь и свободу, после чего они сдались. Однако в отношении Болотникова слово нарушили: он был сначала ослеплен, а затем утоплен.


Лжедмитрий 2


В 1607 году объявился еще один самозванец, выдававший себя за царя Дмитрия Ивановича, якобы спасшегося во время восстания 17 мая 1606 года, и вошедший в историю под именем Лжедмитрий 2 (происхождение не известно). Этот человек с самого начало был ставленником польского короля. Основу его сил составляли мятежные шляхтичи, участвовавшие в феодальной войне против короля и отправившиеся с самозванцем с целью грабежа и поиска добычи. Это были отряды Лисовского, а также гетманов Ружинского и Сапеги. Поддержали его и казаки атамана Ивана Заруцкого. В первоначальные планы самозванца входило соединение с Болотниковым, но разгром последнего изменил их, и, отсидевшись в Путивле, Лжедмитрий 2 начал поход на Москву в 1608 году. Ему сопутствовала удача: удалось разгромить войска Шуйского, крестьяне еще не потеряли веры в «чудом спасшегося царя Дмитрия». 1 июня 1608 года войска самозванца заняли подмосковное село Тушино и устроили там свой лагерь, из которого совершались набеги на прилегающую местность. Отсюда и другое, презрительное прозвище Лжедмитрия 2 «тушинский вор». К концу 1608 года власть «тушинского вора» распространялась на Переяславль- Залесский, Ярославль, Владимир, Углич, Кострому, Галич, Вологду. Верными Москве оставались Коломна, Переяславль- Рязанский, Смоленск, Нижний Новгород, Казань, уральские и сибирские города.


Двоевластие


Второй этап Смуты связан с расколом страны 1609 году в Московии образовалось два царя, две Боярские думы, два патриарха (Гермоген в Москве и Филарет в Тушине), территории, признающие власть Лжедмитрия 2, и территории, сохраняющие верность Шуйскому. В Тушино возник самый настоящий царский двор. Туда приехала вдова первого самозванца и «признала» Лжедмитрия своим мужем. Действовала и своя Боярская дума, работали приказы. Среди тушинцев было много боярской аристократии- Трубецкие, Салтыковы, Романовы, однако решающую роль в нем играли поляки, которые проводили политику террора, грабежа и массовых зверств. Ими же была осажена Троице-Сергиева лавра. Однако осада, длившееся 16 месяцев, была безуспешной.

Успехи тушинцев заставили Шуйского в феврале 1609 заключить договор с враждебной Польше Швецией. Отдав шведам русскую крепость Корела, он получил военную помощь, и русско-шведская армия освободила ряд городов на севере страны, однако шведские войска под командованием Якоба Делагарди захватили Новгород и вели себя не как союзники, а как интервенты. Подписание договора Шуйского со Швецией дало польскому королю Сигизмунду 3 повод к интервенции: осенью 1609 года польские войска осадили Смоленск.

Отпала необходимость в Лжедмитрий 2. Сигизмунд отдал приказ польским войскам передислоцироваться из Тушино под Смоленск. Лжедмитрий 2 бежал с верными приспешниками в Калугу и вскоре был убит (кстати, уже в марте 1611 года объявился новый Лжедмитрий 3, но эта личность прошла не слишком заметно) боясь своей выдачи Сигизмунду 3.

С начала 1610 года московские бояре и их тушинские коллеги обратились к польскому королю с просьбой возвести на российский престол его сына Владислава. Но условия были для Польши неприемлемыми, так как главным требованием русской стороны было принятие Владиславом православия, а это не позволяло присоединить Россию к Речи Посполитой через личную унию.

Тем временем русские войска, которыми командовал племянник царя Михаил Васильевич Скопин-Шуйский, начали одерживать первые победы: была снята осада с Троице-Сергиевой лавры, а затем 12 марта они как победители вошли в Москву. Но через месяц талантливый полководец скончался при труднообъяснимых обстоятельствах. 24 июня 1610 года состоялась Клушинская битва, в результате которой польская армия разбила русско-шведское войско под командованием Дмитрия Шуйского и Якоба Делагарди; в ходе битвы немецкие наёмники, служившие у русских перешли на сторону поляков. Полякам открылся путь на Москву. Поражение войск Василия Шуйского от поляков под Клушиным 24 июня 1610 года окончательно подорвало шаткий авторитет «боярского царя», и при известии об этом событии в Москве произошел переворот.

В результате боярского заговора Василий Шуйский был смещён и насильно пострижен в монахи, Москва присягнула на верность польскому королевичу Владиславу, а 20-21 сентября польские войска вступили в столицу, наместником польской короны на Руси стал Александр Гонсевский, получивший право свободно распоряжаться в стране. Однако, грабежи и насилия, совершаемые польско-литовскими отрядами в русских городах, а также межрелигиозные противоречия между католицизмом и православием вызвали неприятие польского господства — на северо-западе и на востоке ряд русских городов «сели в осаду» и отказывались присягать Владиславу.


Первое ополчение


Третий этап Смуты связан со стремлением преодолеть соглашательскую позицию Семибоярщины, не имевшей реальной власти и не сумевшей заставить Владислава выполнять условия договора, принимать православие. Противниками сложившего положения дел выступали все более широкие слои населения. С целью пресечь брожения в октябре 1610 года Гонсевский арестовал ряд представителей видных боярских фамилий. 30 ноября с призывом к борьбе с интервентами обратился патриарх Гермоген, который также был взят под строгий арест. Москва оказалась фактически на военном положении.

В стране созрела идея всенародного ополчения для освобождения Москвы от интервентов. В феврале-марте 1611 году к стенам Москвы подступило 1-е Ополчение Ляпунова и князя Трубецкого, а также казаки атамана Заруцкого. Решающее сражение, в котором приняли участие москвичи и один из воевод ополчения князь Дмитрий Михайлович Пожарский, состоялось 19 марта. Однако освободить город не удалось: по совету Дмитрия Молчанова поляки подожгли город и этим остановили восстание москвичей. Тем не менее в руках ополченцев остались районы Белого города, и поляки, контролировавшие только Кремль и Китай-город, оказались изолированными. Но и в лагере ополченцев имелись внутренние противоречия, которые вылились в вооруженное столкновения, в одном из которых 22 июля 1611 года Прокопий Ляпунов был убит казаками, а ополчение стало разваливаться.

В том же году крымские татары, не встречая отпора, разоряют Рязанский край. Смоленск после долгой осады был захвачен поляками, а шведы, выйдя из роли «союзников», разоряли северные русские города.


Второе ополчение


Второе Ополчение 1612 года возглавил нижегородский земский староста Кузьма Минин, который пригласил для предводительства военными операциями князя Пожарского. Важным делом, которое смогли осуществить Пожарский и Минин, была организация и сплочение всех патриотически настроенных сил. В феврале 1612 года ополчение двинулось к Ярославлю, чтобы занять этот важный пункт, где скрещивалось много дорог. Ярославль был занят; ополчение простояло здесь четыре месяца, потому что надо было «строить» не только войско, но и «землю». Пожарский хотел собрать «общий земский совет» для обсуждения планов борьбы с польско-литовской интервенцией и того, «как нам в нынешнее злое время безгосударными не быть и выбрать бы нам государя всею землёю». Для обсуждения предлагалась и кандидатура шведского королевича Карла-Филиппа, который «хочет креститься в нашу православную веру греческого закона». Однако земский совет не состоялся.

Тем временем первое ополчение полностью распалось. Иван Заруцкий и его сторонники ушли в Коломну, а оттуда в Астрахань. Вслед за ними ушли еще несколько сотен казаков, однако основная их часть во главе с князем Трубецким осталось держать осаду Москвы.

В августе 1612 года ополчение Минина и Пожарского вошло в Москву и объединилось с остатками первого ополчения. 22 августа гетман Ходкевич попытался прорваться на помощь осажденным соотечественникам, но после трехдневных боев вынужден отступить с большими потерями.

22 сентября 1612 происходит одно из самых кровавых событий Смуты— город Вологда был взят поляками и черкасами (запорожцами), которые уничтожили практически всё его население, включая монахов Спасо-Прилуцкого монастыря.

22 октября 1612 года ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город; гарнизон Речи Посполитой отступил в Кремль. Князь Пожарский вступил в Китай-город с Казанскою иконой Божьей Матери и поклялся построить храм в память этой победы.

В Кремле поляки держались ещё месяц; чтоб избавиться от лишних ртов, они велели боярам и всем русским людям выслать своих жён вон из Кремля. Бояре сильно встужили и послали к Пожарскому Минину и всем ратным людям с просьбою, чтобы пожаловали, приняли их жён без позору. Пожарский велел сказать им, чтобы выпускали жён без страха, и сам пошёл принимать их, принял всех честно и каждую проводил к своему приятелю, приказавши всем их довольствовать.

Доведённые голодом до крайности, поляки вступили наконец в переговоры с ополчением, требуя только одного, чтоб им сохранена была жизнь, что и было обещано. Сперва выпустили бояр — Фёдора Ивановича Мстиславского, Ивана Михайловича Воротынского, Ивана Никитича Романова с племянником Михаилом Фёдоровичем и матерью последнего Марфою Ивановною и всех других русских людей. Когда казаки увидали, что бояре собрались на Каменном мосту, ведшем из Кремля чрез Неглинную, то хотели броситься на них, но были удержаны ополчением Пожарского и принуждены возвратиться в таборы, после чего бояре были приняты с большою честию. На другой день сдались и поляки: Струсь с своим полком достался казакам Трубецкого, которые многих пленных ограбили и побили; Будзило с своим полком отведён был к ратникам Пожарского, которые не тронули ни одного поляка. Струсь был допрошен, Андронова пытали, сколько сокровищ царских утрачено, сколько осталось? Отыскали и старинные шапки царские, которые отданы были в заклад сапежинцам, оставшимся в Кремле. 27 ноября ополчение Трубецкого сошлось к церкви Казанской богородицы за Покровскими воротами, ополчение Пожарского — к церкви Иоанна Милостивого на Арбате и, взявши кресты и образа, двинулись в Китай-город с двух разных сторон, в сопровождении всех московских жителей; ополчения сошлись у Лобного места, где троицкий архимандрит Дионисий начал служить молебен, и вот из Фроловских (Спасских) ворот, из Кремля, показался другой крестный ход: шёл галасунский (архангельский) архиепископ Арсений с кремлёвским духовенством и несли Владимирскую: вопль и рыдания раздались в народе, который уже потерял было надежду когда-либо увидать этот дорогой для москвичей и всех русских образ. После молебна войско и народ двинулись в Кремль, и здесь радость сменила печаль, когда увидали, в каком положении озлобленные иноверцы оставили церкви: везде нечистота, образа рассечены, глаза вывернуты, престолы ободраны; в чанах приготовлена страшная пища — человеческие трупы! Обедней и молебном в Успенском соборе окончилось великое народное торжество подобное которому видели отцы наши ровно через два века.»


Выбор царя


По взятии Москвы, грамотой от 15 ноября, Пожарский созвал представителей от городов, по 10 человек, для выбора царя. Сигизмунд 3 вздумал было идти на Москву, но у него не хватило сил взять Волок, и он ушёл обратно.

В январе 1613 г. съехались выборные от всех сословий, включая крестьян. Собор (то есть всесословное собрание) был один из самых многолюдных и наиболее полных: на нём были представители даже чёрных волостей, чего не бывало прежде. Выставлено было четыре кандидата: В. И. Шуйский, Воротынский, Трубецкой и Михаил Фёдорович Романов. Современники обвиняли Пожарского, что и он сильно агитировал в свою пользу, но вряд ли это можно допустить. Во всяком случае, выборы были очень бурные. Долгие и бурные заседания наконец привели к выбору молодого 16-летнего боярина Михаила Фёдоровича Романова, племянника по женской линии царя Федора Ивановича. Сам новый царь находился в это время с матерью в монастыре близ Калуги.

Сохранилось предание, что один из польских отрядов стремился навредить ему (убить или взять в плен). Однако польский отряд завел в леса на верную гибель крестьянин Иван Сусанин, совершивший подвиг во имя родины, поскольку жизнь молодого царя тогда была равносильна единству и независимости России. Мать царя долго отказывалась принять для своего сына столь опасную честь. Ее с трудом уговорили посланники. Отец Михаила Романова, тогда находился в плену.

Избрание состоялось 7 февраля, но официальное объявление было отложено до 21-го, чтобы за это время выведать, как примет народ нового царя. С избранием царя кончилась смута, так как теперь была власть, которую признавали все и на которую можно было бы опереться.


Последствия интервенции


Однако окончательная ликвидация последствий иностранной интервенции была еще впереди. Крестьянская война как бы сама угасла в безвременьи польской оккупации. Опасность представляли еще шайки казаков Заруцкого, но в 1614 году он был схвачен вместе со своей любовницей Мариной Мнишек. Атаман и сын Марины были казнены, а она сама отправлена в вечное заточение. Смутное время было закончено с большими территориальными потерями для Руси. Шведы покинули Новгород лишь в 1617 году, в полностью разорённом городе осталось только несколько сотен жителей, в том же году был подписан Столбовский мир со Швецией, которая получила крепость Корелу и побережье Финского залива. Не смирившись с национальным и религиозным гнётом, с этих территорий уйдёт практически всё православное население, как русские, так и карелы. В 1618 заключено Деулинское перемирие с Польшей: Русь уступила ей Смоленск, Чернигов и ряд других городов.


Последствия смутного времени


Смутное время привело к глубокому хозяйственному упадку. Во многих уездах исторического центра государства размер пашни сократился в 20 раз, а численность крестьян в 4 раза. В западных уездах (Ржевском, Можайском и т. д.) обработанная земля составляла от 0,05 до 4,8 %. Земли во владениях Иосифо-Волоколамского монастыря были все до основания разорены . В ряде районов, и к 20-40 годам 17 века населённость была все ещё ниже уровня 16 века. И в середине 17 века «живущая пашня» в Замосковном крае составляла не более половины всех земель, учтённых писцовыми книгами.

Следствием Смутного времени стали изменения в системе управления страной. Ослабление боярства, возвышение дворянства, получившего поместья и возможности законодательного закрепления за ними крестьян имели следствием постепенную эволюцию России к абсолютизму. Переоценка идеалов предыдущей эпохи, ставшие очевидными негативные последствия боярского участия в управлении страной, жесткая поляризация общества привели к нарастанию идеократических тенденций. Они выразились в том числе в стремлении обосновать незыблемость православной веры и недопустимость отступлений от ценностей национальной религии и идеологии (особенно в противостоянии «латынству» и протестантству Запада). Это усилило антизападнические настроения, что усугубило культурную, а в итоге и цивилизационную замкнутость России на долгие столетия.


ЛИТЕРАТУРА


Черепнин Л.В. «Смута» и историография XVII века (из истории древнерусского летописания). – Исторические записки. 1945, № 14

Станиславский А.Л. Гражданская война в России XVII века: казачество на переломе истории. М., 1990

Морозова Л.Е. Смута начала XVII века глазами современников. М., 2000

Соловьев С. М.. «История России с древнейших времён»

Ключевский В. О.. «Курс русской истории»

Волков В. А. «Конец Смутного времени»

Волков В. А. «Освобождение Москвы и воссоздание русской государственности (1612—1618 гг.)»

Рефетека ру refoteka@gmail.com