Рефетека.ру / История

Учебное пособие: Оппозиционное движение в Украине в конце 50-х – 80-х гг. XX века

План-конспект урока Истории

Оппозиционное движение в Украине в конце 50-х – 80-х гг. XX века


Цель: рассмотреть оппозиционное движение в Украине в конце 50-х – 80-х гг. XX века.

Обучающая задача:

повторить, закрепить и обобщить материал по теме “Оппозиционное движение в Украине в конце 50-х – 80-х гг. XX века”.

Развивающая задача:

развивать умения аргументировано отстаивать свою точку зрения, сравнивать и анализировать историческую информацию, совершенствовать навыки логического мышления, образной речи.

Воспитательная задача:

воспитывать чувство толерантности, неравнодушное отношение к украинской истории.

Тип урока: урок проверки знаний, умений и навыков в форме пресс-конференции.

Методы обучения: словесный метод (беседа, рассказ), отгадывание кроссворда, аналитический метод.

Средства обучения: портреты диссидентов; плакат “Демократические процессы в современном государстве”; таблички с названиями телеканалов, изданий периодической печати, профессиями выступающих, плакат с кроссвордом “Имена диссидентов”; диск с записью фрагмента песни группы “Океан Эльзы”, плакат с высказыванием историка И. Лысяка-Рудницкого.

План урока

Организационный момент.

Актуализация опорных знаний. Мотивация.

Повторение и закрепление изученного материала.

Игра “Цепочка ассоциаций”.

Пресс-конференция “Диссидентское движение против “советского Левиафана” – поражение или победа?”.

Разгадывание кроссворда “Имена диссидентов”.

IV. Итог урока. Оценивание работы учеников.

V. Домашнее задание.

Ход урока

I Организационный момент.

Учитель настраивает учеников на работу, приветствует их (Добрый день, дети! Я рада вас всех видеть. Готовы ли вы к нашему уроку? Хорошо, садитесь.).

II. Актуализация опорных знаний. Мотивация.

Слово учителя. Оппозиционное движение, представленное тремя основными течениями диссидентов, – непростая страница в истории Украины.

Посмотрите на лица этих людей – всем им была уготована нелегкая, часто трагическая судьба. (Учитель обращает внимание учеников на портреты диссидентов). Их методы сопротивления были мирными, но добились ли диссиденты каких-либо результатов? Обратите внимание на точку зрения историка Ивана Лысяка-Рудницкого: “Пока живет человек несогласный – живет и человечество в целом”. (Учитель обращает внимание учеников на плакат с высказыванием историка). Согласны ли вы с этим?

Тема диссиденства настолько важна и сложна с морально-этической точки зрения, что достойна обсуждения на пресс-конференции.

Ключевой вопрос, на который мы сегодня должны ответить, уже обсуждался на городском турнире историков. Итак: “Диссидентское движение против “советского Левиафана” — поражение или победа?”.

В библейской мифологии Левиафан означает огромное морское чудовище, пожирающее все вокруг... На вопрос, справились ли с ним диссиденты, нам предстоит сегодня ответить.

Пресс-конференция объявляется открытой!

III. Повторение и закрепление изученного материала.

1. Игра “Цепочка ассоциаций”.

Слово учителя. Наша пресс-конференция – не совсем обычная: сегодня встречаются представители советского времени и XXI века. Им предстоит попытаться найти ответ на поставленный нами вопрос.

Но для начала я предлагаю всем присутствующим небольшую игру-разминку “Цепочка ассоциаций”: по предложенным ассоциациям вам необходимо будет определить ключевое слово, имеющее непосредственное отношение к зарождению диссидентского движения.

Игра:

Ассоциация № 1

Включается музыкальный фрагмент песни “А за вікном майже весна...” группы “Океан Эльзы”.

Ассоциация № 2

Ученикам предлагается анекдот, популярный в среде интеллигенции советского времени:

“Сюрреализм – это то, что я чувствую;

реализм – это то, что я вижу;

соцреализм – это то, что я слышу”.

Ассоциация № 3

Внимание учеников обращается на плакат “Демократические процессы в современном государстве”, где перечислены признаки демократического общества.

Ассоциация № 4

Реальный случай из жизни школьников 80-х годов XX века.

...Школьная линейка перед рождественскими праздниками. Выступает представитель администрации: “Дети! Я и так знаю, что вы будете щедровать, но только не говорите, из какой вы школы!...”

Ассоциация № 5

Это фамилия известного писателя: Илья Эренбург.

Слово учителя. На какие же мысли натолкнули вас предложенные ассоциации? Какое слово ключевое?

(Ответ: № 1 – весна; №2 – принцип соцреализма в культуре; № 3 – отсутствие демократии в советский период; №4 – атеизм; №5 – повесть И. Эренбурга “Оттепель”. Ключевое слово – “оттепель”.)

Пресс-конференция “Диссидентское движение против “советского Левиафана” – поражение или победа?”.

Слово учителя. Действительно, период “оттепели”, который был основным содержанием десталинизации, способствовал духовному обновлению в жизни общества; как почки на деревьях, возникали произведения представителей интеллигенции, в которых просматривалась попытка расширить “границы соцреализма”, ответить на замалчиваемые вопросы...

У кого из присутствующих есть вопросы по этому поводу?

Корреспондент газеты “Голос України” (XXI век):

– У меня вопрос к известному адвокату 70–80-х годов XX века: каковы причины возникновения диссидентского движения в Украине? В чем особенности украинского диссиденства?

Адвокат (70–80-е гг. XX века):

– Я думаю, слово “оттепель” очень точно отражает общественные процессы, происходящие в СССР, а значит, и в Украине с приходом к власти уникального, сложного по характеру человека Никиты Сергеевича Хрущова.

Я прекрасно помню тот шок, который вызвали у меня сообщения о XX съезде КПСС, разоблачившем преступления сталинских времен. Это дало толчок к духовному пробуждению в СССР, а в Украине это произошло даже чуть раньше: первой ласточкой пересмотра позиций соцреализма в культуре стала статья А. Довженко в “Литературной газете” – “Искусство живописи и современность”.

Раньше других на изменения в обществе отреагировали поэты и писатели: Василий Симоненко, Николай Руденко, Лина Костенко, Николай Винграновский, Иван Драч. Литературную критику представляли Иван Дзюба, Евгений Сверстюк, Иван Светличный, Вячеслав Черновил, Валентин Мороз и другие. Появляется целая плеяда молодых, энергичных представителей интеллигенции, разрушающих стереотипы – так называемые “шестидесятники”.

Таким образом, среди причин появления украинского диссидентства можно назвать следующие:

1. Десталинизация;

2. Реабилитация многих культурных и государственных деятелей Украины;

3. Нерушимость основ властных структур;

4. Критическое отношение к коммунистическому режиму, недовольство незавершенностью десталинизации;

5. Интерес к украинской культуре и культуре стран Запада.

Особенностью украинского диссиденства можно считать то, что это было общеукраинское явление, охватывающее все регионы Украины.

Так же, как и в других республиках СССР, украинские диссиденты характеризовались:

– мирными, ненасильственными формами протеста;

– четкой организацией (кружки, объединения);

– участием в оппозиционном движении самых разных слоев населения.

“Шестидесятники” в своем развитии прошли стадии от “этнографической”, “культурно-просветительской” до стадии “политического противостояния системе”.

...Это были яркие личности...

Подруга художницы Аллы Горской (советское время):

– Но это все слова. А я хотела бы рассказать о судьбе моей подруги, прекрасного человека, талантливой художницы. Это Алла Горская.

Она сама украинка, но родилась в Ленинграде, и все у них в семье говорили по-русски. Учиться она уехала в Киев, в художественный институт, где организовала клуб творческой молодежи.

Однажды у Аллы и ее единомышленника, художника Опанаса Заливахи, возникла идея создать необычный, монументально-декоративный витраж в вестибюле Киевского университета. На витраже был изображен Тарас Шевченко в виде Прометея. Получилось очень красиво! Но сразу после установки, ночью 1964 года витраж был разбит...

Алла была исключена из Союза художников Украины за “идейно вредное” произведение. А в 1970 году Горская погибла при загадочных обстоятельствах: ее нашли убитой на даче ее свекра, в подвале. Следствие установило, что свекор убил ее, а сам бросился под электричку... Но позже стало ясно, что к гибели Аллы причастны органы КГБ.

Когда хоронили Аллу, 7 декабря 1970 года, стихийно возникла акция протеста, выступали разные люди, знавшие ее. Над могилой Горской Василий Стус прочитал стихи, а потом выступил украинский хор “Гомін”.

Хор сразу же был распущен... Василий Стус арестован...

А что касается художника Опанаса Заливахи – он еще в марте 1966 года был осужден на пять лет сурового режима...

Корреспондент газеты “Комсомольская правда в Украине” (XXI век):

– Я хочу обратиться к сторожу библиотеки Академии наук УССР: что вы знаете о пожаре в фонде украинских рукописей?

Сторож киевской публичной библиотеки Академии наук УССР:

– В тот день, 24 мая 1964 года, я, как обычно, заступил на смену. Все проверил, не обнаружил ничего подозрительного и сел отдохнуть. Я вспомнил, как два дня назад проходил мимо памятника Шевченко и стал свидетелем празднования шевченковских дней: люди читали стихи Тараса Шевченко, пели украинские песни, ведь именно в этот день в 1861 году гроб с телом Шевченко был перевезен из Петербурга в Канев. Но то, что я увидел потом, меня поразило… Площадь оцепила милиция, люди из КГБ; многие были арестованы… Я сидел, размышляя над всем этим и вдруг почувствовал запах гари. Когда я бросился туда, то увидел, что горит фонд украинских рукописей! Как это могло произойти? Не знаю… Так и не удалось ничего спасти… Но этот случай вызвал широкую волну протестов среди украинских диссидентов…

Журналист телеканала “Интер” (XXI век):

– У меня вопрос к человеку, входившему в Украинский рабоче-крестьянский союз. Организатор вашего союза – Левко Лукьяненко – жив до сих пор, он известный человек в Украине. Но я хотел бы спросить именно у вас: что вы можете рассказать о “Деле юристов” и судебном процессе, проходившем во Львове в 1961 году?

Заведующий клубом, входивший в УРКС (советское время):

– Как вы сами знаете, Левко Лукьяненко – блестящий юрист, неутомимый борец за права украинцев и возрождение украинской культуры, родом с Черниговщины. В 1959 году он организовал Украинский рабоче-крестьянский союз (УРКС), сразу же ставший объектом пристального внимания со стороны КГБ. Это и понятно, ведь УРКС был единственной организацией, добивавшейся независимости Украины. Хотя, если подумать, мы не выходили за рамки Советской Конституции, которая гарантировала каждой нации право на самоопределение, вплоть до отделения. Вот мы и решили воспользоваться этим правом. Но был в нашей организации некий Ващук – слушатель областной партийной школы, оказавшийся провокатором КГБ.

Вскоре было заведено “Дело юристов”, суд состоялся в мае 1961 года, во Львове. Нас обвиняли по статье 56 “Измена Родине”, а когда Левко Лукьяненко объяснил следователю, что мы действовали в рамках Конституции, следователь ответил: “Конституция существует для заграницы!”

...Левка Лукьяненко приговорили к расстрелу, остальным дали от 10 до 15 лет лагерей. Уже потом, после кассационных жалоб, смертный приговор Левку Лукьяненко был заменен на 15 лет заключения в лагерях...

Корреспондент газеты «Голос України» (XXI век):

– У меня вопрос к известному адвокату 70–80 годов XX века: каковы причины возникновения диссидентского движения в Украине? В чем особенности украинского диссиденства?

Советский прокурор (60–70-е гг. XX века):

– Я хочу дополнить! У нас в СССР в полной мере соблюдаются права человека. Как вы слышали, Лукьяненко, возглавлявший антисоветскую националистическую организацию с целью создания “самостийной Украины”, был приговорен к смертной казни. Но гуманный советский суд заменил смертный приговор 15 годами исправительных работ. Но вместо благодарности Лукьяненко вместе с сообщниками распространяют возмутительную “самиздатовскую” литературу о нашем советском строе через зарубежных агентов по радиостанции “Свобода”.

Я думаю, он все-таки заслужил смертный приговор, так как абсолютно не исправился, более того – вошел в новую антисоветскую группу диссидента Николая Руденко.

Корреспондент газеты “Аргументы и факты” (XXI век):

– Не так давно в Украине умер известный диссидент-правозащитник Николай Руденко, организатор Украинской хельсинской группы содействия выполнению хельсинских соглашений (УХГ). Что вы можете рассказать об этой группе?

Историк, входивший в УХГ:

– Когда СССР подписал в августе 1975 года в Хельсинки документ о соблюдении гражданских прав и свобод своего народа, повсеместно стали возникать легальные группы с целью контроля за соблюдением прав человека.

Первый Хельсинский комитет был основан в Москве в мае 1976 года, потом подобные объединения возникли в Литве, Грузии, Армении. А 9 ноября 1976 года по инициативе Николая Руденко в Украине была создана группа способствования выполнению Хельсинских соглашений (УХГ), куда вошли Левко Лукьяненко, Иван Кандыба, Оксана Мешко, Олекса Тихий, Петр Григоренко, Святослав Караванский и другие, всего 36 человек.

Целью УХГ было: ознакомить украинский народ с Декларацией прав человека, поддерживать связь с зарубежной прессой, информировать мировую общественность о фактах нарушения прав человека в Украине.

В СССР действовало еще пять подобных групп, среди которых УХГ была самой активной. Главное то, что она действовала в рамках закона и относилась с глубоким уважением к людям других национальностей.

Но все это не помешало советской системе учинить погром УХГ: до 1980 года большинство членов УХГ были арестованы и осуждены в среднем на 12 лет лишения свободы...

В лагерях погибли В. Стус, В. Марченко, О. Тихий, Ю. Литвин.

Представитель телеканала “1+1”, программа “Иконостас” (XXI век):

– Несмотря на эти трагические факты, инакомыслие в Украине не исчезало. Меня интересуют причины и деятельность еще одного течения несогласных – религиозного диссиденства?

Работник музея (70–80-е гг. XX века):

– Причиной появления религиозного диссиденства была антирелигиозная кампания конца 50-х – начала 60-х годов.

В течение 1957–1964 годов в Украине было закрыто 46% всех православных храмов. Причем больше пострадала не Западная Украина, где церковные традиции были очень прочные, а центр и юго-восток Украины, где люди особо не сопротивлялись.

В Крыму осталось 14 храмов, а в Запорожской области – всего 9.

Я терпимо отношусь и к верующим, и к атеистам – это личное дело каждого. Но зачем же навязывать свое отношение к религии?

...Особенно пожилые люди страдали, ведь для них молитва, икона были смыслом жизни (не для всех, конечно...).

Ну а в Западной Украине не терпели. Там же подпольно существовала греко-католическая церковь – УГКЦ. Диссидент Иосиф Тереля создал Комитет защиты УГКЦ, его поддерживал представитель православного духовенства Василий Романюк. Да... Посидели они в психушках, но это их не остановило. Ну вы же сами видите, что они не зря старались – ведь в XXI веке – свобода вероисповедования.

Корреспондент газеты “Зеркало недели” (XXI век):

– Так победили диссиденты или проиграли? Канадский историк Орест Субтельный (его семья родом из Украины) четко написал в книге “Украина. История”: “Диссиденты проиграли”. Может, и правда никому такие жертвы не были нужны?

Литератор (70-е гг. XX века):

– На этот вопрос нет однозначного ответа. Многие диссиденты говорят, что они “не боролись, а просто жили”, а жизнь – это уже победа.

Слово учителя. Давайте вспомним о цели диссидентского движения: открыть возможности для свободного развития украинской культуры, обеспечить гражданские права украинцам. То, что сегодня мы живем в независимой Украине, наверное, смогло произойти и благодаря диссидентскому движению.

Разгадывание кроссворда “Имена диссидентов”.

Слово учителя. А теперь – для всех участников конференции – эксклюзивный кроссворд “Памятные имена диссидентов”. Давайте попробуем разгадать кроссворд и еще раз вспомним имена людей, не побоявшихся бросить вызов существующему строю.

1. Один из “шестидесятников”, поэт-переводчик, издавший 1000-страничный “Словарь рифм украинского языка”, активно выступал против арестов украинской интеллигенции. Пробыл в заключении в общей сложности 30 лет. (Караванский)

2.Диссидент, которому смертная казнь была заменена 15-летним заключением. (Лукъяненко)

3. Фамилия украинского писателя, подвергшегося гонениям за произведение “Собор”. (Гончар)

4. В конце 1950-х годов в Харькове вокруг этого российского поэта образовался кружок передовой творческой молодежи (подобные кружки были в Киеве – “Спутник”: И. Драч, Е.Сверстюк, А. Горская и др.; во Львове – “Пролисок” во главе с М. Косовом). А в брежневские времена этот человек считался “неудобным” поэтом. (Чичибабин)

5. Фамилия украинской поэтессы, писавшей красивые, но непонятные многим стихи. (Костенко)

6. Этот человек имеет непосредственное отношение к фильму “Тени забытых предков”. (Параджанов)

7. Фамилия человека, издававшего “самиздатовскую” литературу. Он также выпустил сборник материалов о судьбе 20-ти осужденных интеллигентов “Лихо з Розуму”. Его называли “лагерный генерал”. (Черновил)

8. Фамилия одного из самых активных борцов за права греко-католической церкви в Украине, бывший узник лагерей и “спецпсихушек”. (Тереля)

9. Идеалом этого поэта был Григорий Сковорода. Свою жизнь он закончил в лагере особого режима... (Стус)

10. Человек, отказавшийся от своих взглядов, автор работы “Интернационализм или русификация?”. (Дзюба)

11. Фамилия активного правозащитника-диссидента, арестованного за эссе “Моисей”, “Хроника сопротивления”, “Репортаж из заповедника им. Берии”. (Мороз)

12. Основатель Украинской Хельсинской Группы. Умер в 2004 году. (Руденко)

Слово учителя. Ключевое слово кроссворда – тоталитаризм, так как опыт диссиденства – это опыт существования человека в несвободной стране.

Обратимся еще раз к словам Ивана Лысяка-Рудницкого: “Пока живет человек несогласный – живет человечество в целом”.

IV. Итог урока. Оценивание работы учеников.

Слово учителя. Наша конференция завершилась. Всем нам есть о чем поразмыслить...

После выступления и участия детей на уроке, их деятельность оценивается. Выставляются баллы. (Сегодня вы очень хорошо поработали, все ребята были задействованы и никто не остался без внимания. Я считаю, что мы всем сегодня должны поставить оценку отлично.)

V. Домашнее задание.

Подготовиться к тематическому оцениванию по теме “Украина в послевоенный период 1945 – 1964 гг. ”

По желанию написать статью-размышление “Кто же победил: власть или диссиденты?”

Похожие работы:

  1. Проведення уроків історії Україні в 11 класі
  2. • БССР в середине 50-х - 80-х гг.
  3. • Историография истории России в конце 60 - первой половине 80 ...
  4. • Судьбы либерально-буржуазной литературы 60-х гг.
  5. •  ... развитие БССР во второй половине 50-х - в 80-ые гг. ХХ века
  6. • Развитие исторической науки России в конце 50-60 гг.
  7. • Развитие отечественной историографии в 40-х - первой ...
  8. • Общественное движение 30-50-х гг. ХIХ века
  9. • Культурная жизнь в Украине во второй половине 40-х - начале 50 ...
  10. • Украина в новейшее время
  11. • Реализм 20-30-х гг.
  12. • СССР в конце 60-х гг. начале 80-х гг.
  13. • Анализ Югославской модели социализма
  14. • Судьбы реализма в реакционной литературе 60-80-х гг ...
  15. • Национально-освободительное движение на Украине в 40-50-х гг ...
  16. • Проблемы истории России XIX века: основные положения ...
  17. • Отечественная история
  18. • Бухарские евреи: Общинное строительство на трёх континентах
  19. • Советское общество второй половины 1960-х и начала 1980-х гг.
Рефетека ру refoteka@gmail.com