Рефетека.ру / История

Контрольная работа: Образование Чехословакии в 1918 г.

Содержание


Введение

1. Предпосылки образования Чехословацкой Республики

2. Образование Чехословацкой республики

3. Роль Томаша Массарика в образовании Чехословакии

4. Чехословацкая конституция 1920 года как закрепление нового строя

Заключение

Источники и литература

Введение


Возникновение независимого государства Чехословакии стало следствием революционных событий, непосредственно связанных с первой мировой войной и распадом лоскутной Австро-Венгерской империи.

Мировая война до предела обострила социальные и национальные противоречия в Австро-Венгрии. Борьба за национальное освобождение чехов и словаков тесно переплелась с широким антивоенным демократическим движением и борьбой рабочих за свои права. Невиданный ранее размах приобрели крестьянские выступления против засилья помещиков в деревне.

Развал Австро-Венгрии, ускоренный поражением в войне, массовым дезертирством солдат из армии (как одной из форм национального и антивоенного протеста) совпал с началом буржуазно-демократической революции, первым итогом которой было свержение монархической власти Габсбургов.

В октябре 1918 г. произошло национальное определение Чехии и Словакии. Пражским и Словацким национальными комитетами было объявлено о создании сначала независимого государства Чехии, а затем о вхождении независимой Словакии в состав единого Чехословацкого государства.

Цель данной контрольной работы:

- изучить образование Чехословакии в 1918 году.

Исходя из цели поставлены следующие задачи:

- выделить предпосылки образования Чехословацкой Республики;

- рассмотреть процесс образования Чехословацкой республики;

- определить роль Томаша Массарика в образовании Чехословакии;

- установить значение конституции 1920 года для закрепление нового строя.


1. Предпосылки образования Чехословацкой Республики


Активизации освободительной борьбы чехов и словаков способствовала Февральская революция в России. Обстановка в Австро-Венгрии к этому времени заметно обострилась. Усилилась дезорганизация экономики, в первой половине 1917г. оживилось забастовочное движение. Внешнеполитический и внутренний кризис монархии углубился. Под влиянием революции в России ширилось движение за восстановление демократических прав и свобод. В результате вступивший на престол в ноябре 1916 г. император вынужден был возобновить деятельность рейхсрата. Предпринимались попытки достичь компромисса с лояльными политиками славянских народов. Но к этому моменту их отношение к монархии изменилось: в их выступлениях зазвучало требование независимости. Это было сделано, в частности, в обращении чешских деятелей культуры и науки с трибуны парламента в конце мая 1917 г.

Особенно радикальными лозунги, формы и методы борьбы чешского лагеря стали с осени 1917 г., после Октябрьской революции в России. Главной тенденцией освободительного движения становится борьба за создание независимого государства под эгидой западных держав, выход из Австро-Венгрии. Заметно упрочилась связь чехов и словаков с зарубежными центрами эмиграции в Париже и в России. Эти центры много сделали для пропаганды чешского и словацкого вопросов. Чешские лидеры установили тесные контакты с правящими кругами стран Антанты, добиваясь признания ими своих национальных требований. До 1918 г. эти попытки не увенчались успехом, поскольку долгое время ликвидация габсбургской монархии не входила в планы западных держав1.

Чехословацкий национальный совет развернул деятельность по формированию военных легионов во Франции, Италии, России. К лету 1917 г. в них насчитывалось 40 000 человек, а к середине 1918 г. в одной России их численность уже составляла 50 000. Этому способствовало пребывание М. Штефаника, а затем Т. Масарика в революционной России (с марта 1917 по март 1918 г.). Дипломатические успехи к чехословацкой эмиграции в Париже пришли в мае 1918 г., когда Чехословацкий национальный совет был признан Францией в качестве временного чехословацкого правительства, а созданные им воинские части — союзной Антанте армией. В августе его признала Великобритания, а затем Япония и США. Этому признанию способствовало вооруженное антибольшевистское выступление чехословацкого корпуса в России на стороне Антанты. Существенную поддержку освободительному движению оказывала и эмиграция в США.

Представители Словацкой лиги и Чешского национального объединения, в которые входили словацкие и чешские эмигрантские организации колонистов в США, в результате длительных и острых дискуссий заключили 25 октября 1915 г. первое соглашение. Оно стало общей программой действий американских чехов и словаков и предусматривало соединение чешской и словацкой нации в федеративном союзе государств1.

10 мая 1918 г. ряд чешских и словацких организаций подписали в Питтсбурге соглашение, в котором говорилось о необходимости объединения чехов и словаков в едином независимом государстве. Соглашение предусматривало автономию Словакии, особый словацкий сейм и было подписано будущим президентом ЧСР Т. Масариком.

В последний год войны чешские политики предпринимают дополнительные шаги по консолидации политического лагеря. В феврале 1918 г. ряд буржуазных партий объединились в единой государственно-правовой партии (во главе с К. Крамаржем). Летом 1918 г. реорганизовался Национальный комитет как будущий орган законодательной и исполнительной власти. Шла подготовка к захвату власти в случае развала монархии. В сентябре 1918 г был создан Словацкий национальный совет.

Существенными предпосылками создания независимого государства чехов и словаков были радикализация антигабсбургских настроений трудящихся и обострение кризиса в правящих кругах. В этих условиях чешские деятели сделали все возможное для захвата власти в чешских землях без социальных потрясений. Нарастание кризиса, ожидание развала империи вынудило имперское правительство приступить к вывозу из чешских земель в Австрию сырья, товаров, продовольствия. В октябре 1918 г. было принято, например, решение отправлять каждый день по 20 вагонов муки, и это при полуголодном существовании населения Чехии. Подобные грабительские меры вызвали массовое недовольство; сопротивление действиям Вены вылилось в общенародную акцию. По инициативе А. Швеглы, стоявшего во главе Земельного экономического совета, и при поддержке Национального комитета и партий социалистической ориентации была организована акция протеста против вывоза продовольствия. На 14 октября 1918 г. была назначена всеобщая забастовка. Она переросла в мероприятие политического характера большого масштаба, в ряде случаев выдвигались лозунги национальной независимости, образования «свободной Чехо-Словацкой республики». В Прагу были введены дополнительные части австрийской армии, которые препятствовали приходу демонстрантов в центр города с рабочих окраин. Забастовка стала почти всеобщей, в ней участвовали десятки тысяч человек.

События 14 октября, однако, еще не привели к провозглашению республики чехов и словаков. Но именно они предопределили дальнейшее развитие обстановки. Вывоз ценностей из чешских земель был блокирован. Чешские политики в стране продемонстрировали свою готовность к решительным действиям. Вена пыталась спасти положение путем преобразования габсбургской монархии в федеративное многонациональное государство. Эта задача возлагалась на новое австрийское правительство, сформированное 25 октября 1918 г. Но было очевидно, что время монархии прошло. Чешские лидеры в Праге приняли решение вступить в переговоры с окружением Т. Масарика, представлявшим движение сопротивления за границей, и во главе с К. Крамаржем немедленно отправились в Швейцарию. 28 октября 1918 г. в Женеве начались их переговоры с Э. Бенешем, поскольку Т. Масарик в это время еще находился в США.


2. Образование Чехословацкой республики


Решающие для провозглашения независимости чехов и словаков события произошли 28 октября 1918 г. В этот день правительство Австро-Венгрии объявило о своем намерении заключить перемирие с державами Антанты, тем самым признав свое поражение. Пражский Национальный комитет, взявший в свои руки гражданскую и военную администрацию, объявил о создании независимого государства. На него и были возложены функции временного правительства. Власть на местах было поручено осуществлять прежней администрации, сохранялось старое законодательство, в том числе и касавшееся отношений собственности. Комитет возглавила пятерка политиков, названная позже «мужи 28 октября» — чехи А. Швегла, А. Рашин, Ф. Соукуп, И. Стршибр-ный и словак В. Шробар. 30 октября Словацкий национальный совет поддержал независимость «чешско-словацкого народа» на основании права словаков на национальное самоопределение. Октябрьские дни стали национально-демократической революцией, положившей начало чешско-словацкой государственности.

14 ноября 1918 г. в Праге состоялось торжественное заседание национального собрания. Чехословакия провозглашалась демократической республикой. Первым президентом ее был единогласно избран Т. Масарик. Был утвержден состав правительства, согласованный еще в Женеве. Оно получило название кабинета «общенациональной коалиции». Его возглавил лидер национально-демократической партии К. Крамарж.

Смена власти в чешских землях в основном прошла спокойно. Напряженность чувствовалась лишь в Брно и пограничных областях из-за сопротивления новым реалиям чешских немцев. Здесь появились четыре «независимые немецкие провинции», на основании провозглашенного президентом США В. Вильсоном права наций на самоопределение объявившие себя составной частью Австрии. Однако правительство ЧСР довольно быстро покончило с попытками отторжения этих территорий, к декабрю 1918 г. они были заняты чешскими войсками.

В декабре 1918 г. Масарик с триумфом возвратился в Прагу. Под его руководством в республике восторжествовала система парламентской демократии. Был создан центральный госаппарат. В ноябре 1918 г. была принята временная конституция, введен восьмичасовой рабочий день. Национальный комитет был расширен до 254 членов и провозглашен парламентом республики. В него вошли представители всех чешских и словацких политических партий1.

В Словакии полномочным министром с широкими полномочиями был назначен В. Шробар. Вопрос о границах стал причиной серьезного конфликта между ЧСР и Венгрией. В конце 1918 - начале 1919 г. чешские войска заняли спорные районы со смешанным населением, которые по решению Антанты отходили к ЧСР. Они также вошли в состав союзнических оккупационных сил в Венгрии. Но летом 1919г. венгерская Красная армия в ходе контрнаступления заняла Восточную Словакию и 16 июня 1919 г в Прешове была провозглашена Словацкая республика советов заявившая о своем объединении с Советской Венгрией. После падения Венгерской советской республики подобная участь постигла и Словацкую республику советов.

Составной частью ЧСР стала и Подкарпатская Русь (ныне Закарпатская область Украины), за что в конце 1918 г. высказался ряд ее представителей. Окончательно вопрос о границах решался на Парижской мирной конференции 1919 г. ЧСР на ней представляли премьер К. Крамарж и министр иностранных дел Э. Бенеш. В ходе конференции были подписаны мирные договоры стран Антанты с побежденными Германией, Австрией и Венгрией. Они подводили черту под военным конфликтом и закрепляли новое территориальное устройство Европы. На решение вопроса о границах существенно влияли противоречия между великими державами. Границы ЧСР были установлены Версальским (1919 г.), Сен-Жерменским (1919 г.) и Трианонским (1920 г.) договорами. Неудовлетворенными остались лишь претензии ЧСР на так называемый Бургенландский коридор (ряд земель Австрии и Венгрии), обладание которым должно было обеспечить общую границу с Королевством сербов, хорватов и словенцев и беспрепятственный выход к Адриатическому морю. Споры вызвал также вопрос о Тешине. В конце 1918г. большая часть этого региона оказалась под польской администрацией. В январе 1919г. ЧСР решилась на оккупацию столь жизненно важного для ее экономического развития района. Для прекращения начавшегося военного конфликта сюда была направлена союзническая комиссия для контроля. В 1920 г. Совет послов Антанты решил вопрос о Тешинской области, разделив ее между ЧСР и Польшей.

Мирные соглашения 1919-1920 гг. зафиксировали глубокие перемены в Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европе и образование национальных государств, включая Чехословакию. Последняя становилась составной частью новой Европы и системы, названной Версальской. Победа стран Антанты в мировой войне способствовала усилению и развитию парламентской демократии в регионе. На конференции в Париже по предложению В. Вильсона была создана новая международная организация -Лига Наций. Ее задачей было поддержание прочного мира и территориального status quo.

За обретенную свободу ЧСР брала на себя нелегкие обязательства и должна была выплатить союзникам большую часть довоенных долгов Австро-Венгрии. В официальной трактовке ЧСР возникла как «чехословацкое» государство, в котором две «ветви» единого целого — чехи и словаки — составляли «чехословацкий народ» как национально-политическую категорию. На ее основе строилось гражданское общество республики. По расчетам творцов теории «чехословакизма», в будущем должно было возникнуть «этническое единство». Они исходили из языковой близости двух народов, но упускали из вида различия исторического развития и культурных традиций. Концепция «чехословакизма» безусловно имела политический подтекст.

В новом государстве чехи составляли половину всего населения и лишь вместе со словаками (около 2 млн) образовывали заметное большинство — около 8,8 млн человек (при 3 млн немцев). Таким образом «чехословаки» в ЧСР считались государствообразующим народом. Немецкая, венгерская, польская части граждан республики получили статус национальных меньшинств. Русинам (так в ЧСР называли жителей Подкарпатской Руси) была обещана территориальная автономия. Наиболее развитую социальную структуру имело немецкое население, оно отличалось большой долей занятости в промышленности. В этом отношении к нему приближались поляки Тешинской Силезии. Самой отсталой областью была Подкарпатская Русь, уступавшая по уровню социального и экономического развития Словакии. Чешские политики преследовали цель создания унитарного государства. Предоставление автономии национальным меньшинствам рассматривалось как весьма опасный прецедент. Централизованное государство, в их понимании, легче могло преодолеть послевоенные трудности и трения с соседними странами. Такой подход был вызван и глубокими социальными проблемами. Предстоял сложный процесс интеграции разных по уровню социально-экономического развития и национальному составу населения регионов.


3. Роль Томаша Массарика в образовании Чехословакии


Массарик (Гарриг Масарик) Томаш (7 марта 1850, Годонин, Южная Моравия — 14 сентября 1937, Ланы, близ Праги), чехословацкий государственный и общественный деятель. Первый президент Чехословакии (1918-1935).

Один из основателей либерально-политической группы «Реалисты» (1889; первоначально была связана со старочехами, затем — младочехами), а также Чешской народной партии (1900), которая в 1915-1918 называлась Чешской прогрессивной партией.

К началу Первой мировой войны 64-летний Масарик — депутат австрийского парламента (первый раз был избран в 1891, потом переизбран в 1907 и вновь избран в 1914), выступал за сохранение Австро-Венгерской империи при условии уравнивания славян в правах с немецкими и венгерскими подданным императора.

С началом военных действий эмигрировал (сначала в Италию, затем Швейцарию, позднее перебрался в Лондон) — председатель Чешского национального комитета, приобрел популярность своими яркими эмоциональными выступлениями. В 1915 возглавил Чешский национальный комитет, ставящий своей целью создание суверенного Чехословацкого государства (соответствующая договоренность между деятелями чешской и словацкой эмиграции была достигнута в 1918 в США и оформлена «Питсбургским договором»).

В мае 1917 — марте 1918 снова в России. Резко осудил Октябрьский переворот 1917, поддержал мятеж Чехословацкого корпуса. В июне 1918 французский министр иностранных дел Пишон довел до сведения Чехословацкого национального комитета в Париже, что французское правительство признает право чехословаков на государственную самостоятельность и рассматривает масариковский комитет как верховный чехословацкий орган и как основание будущего чехословацкого правительства. За Францией последовали и другие ее союзники. После установления Чехословацкой республики Масарик в ноябре 1918 был избран первым ее президентом. В качестве главы государства Масарик во внешней политике ориентировался на своих западных союзников (прежде всего на Францию), во внутренней политике, опираясь на так называемую «группировку града» (группа ведущих чехословацких политиков, представлявших различные партии и сплотившаяся вокруг президента Республики), проводил линию, близкую к программе правых чешских социал-демократов, в национальной политике выступал с позиций единой чехословацкой нации. Еще трижды переизбирался на высший государственный пост (1920, 1927, 1934). Годы его президентства связаны с экономическим и духовным подъемом Чехословакии. В народной памяти он сохранился как один из самых выдающихся чешских лидеров.


4. Чехословацкая конституция 1920 года

как закрепление нового строя


Демократические реформы стали законодательной базой для принятия в восточноевропейских странах конституций. Совместное заявление чешских депутатов парламента, с которым солидаризировались представители других славянских народов, было зачитано 30 мая 1917 г. на первом заседании рейхсрата председателем Чешского союза Франтишеком Станеком (1867—1936). На основе этой декларации в июле — августе 1917 г. было подготовлено несколько проектов конституции будущего Чешского государства.

«...Депутаты чешского народа исходят из глубокого убеждения, что нынешняя дуалистическая форма государства была образована со всей очевидностью в ущерб общим интересам господствующих и угнетенных народов и только преобразование Габсбургско-Лотарингской монархии в федеративное государство свободных и равноправных национальных государств устранит любые национальные привилегии и обеспечит всестороннее развитие каждой нации в интересах империи и династии. В этот исторический момент, опираясь на естественное право народов на самоопределение и свободное развитие, усиленное у нас, кроме того, и неотчуждаемыми историческими правами и полностью признанными государственными актами, мы во главе своего народа будем добиваться объединения всех ветвей чехославянской нации в чешское демократическое государство, включая и словацкую ветвь нации, проживающую в неразрывном единстве с чешской исторической родиной».

Конституционное самоопределение Чехословацкой Республики началось с утверждения в ноябре 1918 г. Временной конституции, в которой содержались положения о высшем, избираемом на основе всеобщего избирательного права, законодательном органе — Национальном собрании, о главе государства — президенте, о правительстве, а также о "временном оставлении в силе всех существовавших ранее земских и имперских законов". Последующими законодательными актами были учреждены Верховный суд, 12 департаментов-министерств, Высший административный суд1.

Общественный и государственный строй Чехословакии был закреплен в конституции 1920 года. С момента своего рождения и до самой ее отмены она считалась одной из самых «демократических» в Европе2.

Конституция провозглашала Чехословакию демократической республикой с выборным президентом во главе (§ 2)3. Законодательная власть была вверена Национальному собранию, состоявшему из двух палат: нижняя — палата представителей—избиралась на 6 лет; верхняя — сенат — на 8 лет. Выборы в Национальное собрание производились прямым и тайным голосованием; места в палатах распределялись по пропорциональной системе. От депутатов требовался, помимо прочего, высокий возрастной ценз — 30 лет для депутата нижней палаты и 45 лет - для сенатора (§ 8—16).

Сенат обладал правом задерживать рассмотрение законопроектов, принятых нижней палатой, на 6 недель (§ 43), как равно правом отклонения законопроектов. В последнем случае нижняя палата могла спасти законопроект с помощью нового голосования, а в некоторых случаях только квалифицированным большинством голосов (§ 44). Очень важными полномочиями был наделен президент республики. Избираемый на 7 лет (квалифицированным большинством обеих палат) и ни перед кем не ответственный, президент представлял государство во внешних сношениях, имел право заключать и ратифицировать международные конвенции (с согласия парламента), вводить военное положение, созывать, отсрочивать и распускать Национальное собрание, назначать и увольнять министров, командовать вооруженными силами и пр. Президент имел право отлагательного вето, так же как и сенат. Конституция разрешала президенту непосредственное вмешательство в решение правительственных дел. Он мог присутствовать и даже председательствовать на заседаниях кабинета, требовать от министров письменных докладов и пр. (§ 56 — 58, 64, 82 и др.). Правительство, таким образом, находилось в двойной зависимости как от парламента, так и от президента.

Конституция фиксировала многочисленные «права граждан», но оговаривала пользование ими рядом условий; демократические свободы отменялись «в случае войны или тогда, когда внутри государства происходят события, представляющие угрозу для... общественного спокойствия и порядка» (§ 113). Столь широкая формулировка была принята намеренно: она развязывала руки правительству. Присоединенная к Чехословакии Закарпатская Украина управлялась назначенным из Праги губернатором. Новые конституционные законы в Чехословакии, как и в других восточноевропейских странах, испытали на себе в той или иной мере влияние действующих в то время конституций других буржуазных стран. В чехословацкой Конституции влияние американской конституции проявилось, например, в положении о праве конституционного надзора, закрепленного за специально учрежденным для этой цели Конституционным судом, влияние австрийской Конституции — в положении о Постоянном комитете, которому вверялось право издавать законы в период между заседаниями парламента. По примеру швейцарской Конституции, по Конституции Чехословакии права президента (при всей их широте) ограничивались в определенной мере подотчетным парламенту правительством, которому принадлежало право законодательной инициативы. Президент же мог вернуть закон в парламент на доработку со своими замечаниями1.

Заключение


Первая мировая война привела к существенному изменению политической карты Европы. На ней появились новые государства. Они возникли вследствие распада Австро-Венгрии и Российской империи, а также послевоенного территориального переустройства.

Австро-Венгрия стала распадаться в конце войны. До нее чехи и словаки добивались автономии по типу венгерской. Но в годы войны стало крепнуть движение за отделение чешских и словацких земель от Австро-Венгрии.

Когда в Праге стало известно, что Австро-Венгрия запросила мира, 28 октября 1918 года Пражский национальный комитет взял на себя власть в чешских и словацких землях и создал Временное национальное собрание из представителей различных партий. Собрание избрало первого президента Чехословакии — Томаша Масарика.

Границы новой республики были определены на Парижской мирной конференции. Франция, стремившаяся создать вокруг Германии несколько крупных государств, поддержала включение в состав нового государства территорий, населенных не только чехами и словаками, но и немцами в Судетской области, венграми и украинцами в Закарпатье. В результате около трети населения страны составили немцы, венгры и украинцы.

В Чехословакии были проведены крупные реформы. Дворянство лишилось всех привилегий. Был установлен 8-часовой рабочий день и введено социальное страхование. Земельная реформа ликвидировала немецкое и венгерское крупное землевладение. Конституция 1920 года закрепила сложившийся в Чехословакии демократический строй. Будучи одной из самых промышленно развитых стран Европы, Чехословакия отличалась сравнительно высоким уровнем жизни и политической стабильностью.

Источники и литература


Источники


Договор в Кливленде // Хрестоматия по истории южных и западных славян: Учебное пособие для вузов. В 3 т. Т. 2. Новая история / Отв. ред. В.Г. Карасев. – Мн.: Университетское, 1989. – С. 258

Из декларации чешских депутатов австрийского парламента // Хрестоматия по истории южных и западных славян: Учебное пособие для вузов. В 3 т. Т. 2. Новая история / Отв. ред. В.Г. Карасев. – Мн.: Университетское, 1989. – С. 261.

Конституция Чехословакии 1920 г. // Конституции зарубежных государств. -М.: БЕК, 1997. – С. 128-136.


Литература


История государства и права зарубежных стран. Часть 2 / Под общ. ред. К зарубежных стран. Чехословакии Н.А., Жидкова О.А. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999. – 712 С.

История южных и западных славян: В 2 т. Т. 2: Новейшее время / Под ред. Г.Ф, Матвеева, З.С. Ненашевой. – М.: МГУ, 1998. – 272 С.

Кредер, А.А. Новейшая история зарубежных стран. 1914-1997. – М.: ЦГО, 2000. – 432 С.

Советская историческая энциклопедия: В 16 т. Т. 15 / Гл. ред. Е.М. Жуков. – М.: Советская энциклопедия, 1974. – 1006 Ст.

Черниловский, З.М. Всеобщая история государства и права. – М.: Высшая школа, 1983. – 656 С.

1 История южных и западных славян: В 2 т. Т. 2: Новейшее время / Под ред. Г.Ф, Матвеева, З.С. Ненашевой. – М.: МГУ, 1998. – С. 125.

1 Договор в Кливленде // Хрестоматия по истории южных и западных славян: Учебное пособие для вузов. В 3 т. Т. 2. Новая история / Отв. ред. В.Г. Карасев. – Мн.: Университетское, 1989. – С. 258

1 История южных и западных славян: В 2 т. Т. 2: Новейшее время / Под ред. Г.Ф, Матвеева, З.С. Ненашевой. – М.: МГУ, 1998. – С. 127.

1 История государства и права зарубежных стран. Часть 2 / Под общ. ред. Крашенинниковой Н.А., Жидкова О.А. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999. – С. 381-382.

2 Черниловский, З.М. Всеобщая история государства и права. – М.: Высшая школа, 1983. – С. 419.

3 Конституция Чехословакии 1920 г. // Конституции зарубежных государств. -М.: БЕК, 1997. – С. 128-136.

1 История государства и права зарубежных стран. Часть 2 / Под общ. ред. Крашенинниковой Н.А., Жидкова О.А. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999. – С. 382.

Рефетека ру refoteka@gmail.com