Рефетека.ру / История

Реферат: Михаил Горбачев: Неудачник или человек столетия?

Введение


1 марта 2006 года первому и последнему Президенту СССР исполнилось 75 лет. Это событие вновь заставило историков, публицистов и общественных деятелей заговорить о «феномене Горбачева», о его роли в истории СССР и Новой России.

О Горбачеве написано множество книг и статей. Маститые и не очень авторы разными чернилами описывают и оценивают его жизнь и деятельность. Попытаемся объективно разобраться в вопросе «Что сделал Горбачев для СССР и России?» В чем его победы и поражения? Почему так он так популярен на Западе, а не в своей стране?

Итак, целью данной исследовательской работы является: определение достижений и просчетов в деятельности Михаила Сергеевича Горбачева на посту руководителя СССР.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Изучить литературные и другие источники по теме

Проанализировать найденные источники

Сопоставить различные точки зрения историков и общественных деятелей по теме.

Выявить положительные и отрицательные моменты в деятельности М.С. Горбачева на посту генерального Секретаря ЦК КПСС и Президента СССР.

Представить полученные в ходе исследования результаты в виде реферативной работы.


Объектом исследования является жизнь и деятельность первого Президента СССР.

Предметом исследования являются документальные материалы (воспоминания современников, оценки историков и общественных деятелей) современного периода Российской истории.

Хронологические рамки исследования составляют от 1960 - х до конца 1990- х годов ХХ века.

При подготовке реферата была использована различная литература и источники последних десяти лет издания. Среди учебной литературы хочется отметить учебник коллектива авторов во главе с Н. В. Загладиным «История Отечества XX - начало XXI века». В этом учебнике уделяется большое внимание периоду истории России с 1981 - по 2002 года. В нем впервые была предпринята попытка оценить как положительные, так и отрицательные стороны деятельности М.С. Горбачева на посту Президента СССР.

Одним из самых «взвешенных» подходов обладает учебник Орлова А.С. «История России».1 В учебнике приоритет отдается фактическому материалу, авторы старались не давать однозначных оценок деятельности Горбачева, предоставив читателю самому сделать это.

В книге «Политология» под редакцией А.А. Радугина ценно то, что для разъяснения сути тех или иных проблем в каждой теме содержатся материалы политической жизни России. Большое внимание в ней уделено теме складывания политической системы новой России. А первые зачатки этой системы были заложены еще при М.С. Горбачеве.

Исследование Владимира Викторовича Согрина «Политическая история современной России», отличается от других изданий объективным изложением и взвешенным научным подходом. В основу книги положен курс лекций по политической истории России.

Среди зарубежных изданий хочется отметить книгу Н. Верта «История Советского государства».2 Объективность изложения, концептуальная стройность позволяют этой книге быть наиболее популярной среди студентов, учащихся старших классов и преподавателей. При подготовке реферата эта книга была полезна тем, что в ней раскрывается тема оценки западными учеными проблем «революции Горбачева».

Большую фактическую информацию содержат статьи в двух справочных изданиях. Это «Энциклопедия для детей « Аванта+» Т. 5. Ч.3 «История России и её ближайших соседей» ХХ век»1 и « Школьная энциклопедия «Руссика». История России. 20 век».2

В связи с юбилейной датой в периодической печати было опубликовано значительное число материалов о Горбачеве и итогах его деятельности. Некоторые из них были использованы в ходе данного исследования.

Это статья «М. Горбачев «Неудачник или «человек столетия?» опубликованная в газете «Аргументы и факты»», в которой автор пытается дать оценку деятельности первого и последнего Президента СССР с точки зрения поколения, которому пришлось жить при этих грандиозных переменах.

Интересна статья - интервью, опубликованная в газете «Комсомольская правда». В этом интервью Горбачев дает самооценку своей деятельности на посту Президента. В подготовке материалов были использованы электронные ресурсы удаленного доступа (Интернет). Главным образом, это электронные версии газет и журналов, электронные архивы.

Реферативная работа состоит из введения, двух основных глав, заключения и приложений.

В первой главе рассматриваются вопросы становления М.С. Горбачева как партийного и государственного деятеля. Во второй главе дается анализ деятельности Михаила Сергеевича на посту Генерального Секретаря ЦК КПСС и первого Президента СССР, а также итоги этой деятельности для страны. Эти итоги рассматриваются по нескольким главным направлениям: внешняя политика, экономика, социальное положение.

Глава 1. Путь к вершинам власти М.С. Горбачева


Чтобы оценить деятельность политика и государственного деятеля, необходимо понять, как формировался его характер, его деловые и волевые качества. Поэтому, в этой главе будет целесообразно рассмотреть путь Михаила Сергеевича к вершинам политической и государственной власти.


Жизнь и деятельность до 1978 года.


Михаил Сергеевич родился 2 мар­та 1931 г. в крестьянской семье в селе Привольное на Ставрополье. (См. Приложение 1)

Родители Михаила Сергеевича, Сергей Андреевич и Мария Пантелеевна Горбачевы, были простые, добродушные и трудолюбивые крестьяне из села Привольное Красногвардейского района Ставропольского края, где и родился Михаил Сергеевич Горбачев 76 лет назад. Отец его после войны трудился комбайнером в своем родном селе. Мать хлопотала по дому, души не чаяла в своих детях, и особенно в Мишеньке.

В школе Миша Горбачев учился хорошо, был активным пионером, а потом и комсомольцем. Но ещё в школе проявились у него такие черты, как тяга к легкой жизни, отсутствие трудолюбия, меркантильность, лукавство... В книге «На переломе» (Москва—Пятигорск, 2004) автор, ректор Пятигорского государственного технологического университета, проф. В.А.Казначеев, близко знавший Горбачева и работавший с ним многие годы в комсомоле и в партийной организации в Ставропольском крае и Москве, приводит следующие слова одной из учительниц Горбачева Лидии Чайко: «В играх с одноклассниками Миша действительно был предводителем, но большим трудолюбием не отличался, ради выгоды мог обмануть и предать. Уже в детстве у него проявились черты карьеризма».1

Между тем Горбачев, еще, будучи школьником, был награжден Трудовым орденом. Как? «Не отличался большим трудолюбием» и... орденоносец? Вот как об этом рассказывает профессор В.А.Казначеев в уже упоминавшейся книге: «Во время каникул многие из нас трудились штурвальными (помощник комбайнера). Михаила взял к себе штурвальным отец. Опытный, трудолюбивый хлебороб мечтал передать сыну секреты своего мастерства. Однако Горбачев-младший быстро понял, что можно добиться успехов и более легким способом. В те годы на уборке урожая учитывались не тонны зерна, а количество скошенных гектаров. В часы, когда отец отдыхал или отлучался за чем-нибудь на полевой стан, сын включал 3-ю скорость и, не считаясь с потерями, резко увеличивал количество скошенных гектаров. Вот и вышло так, что Горбачевы оказались в соревновании первыми, за что им и вручили ордена. Этот орден сыграл исключительно важную роль в жизни Михаила — облегчил ему поступление в МГУ, и в начале пути очень помогал продвижению по служебной лестнице».1

В 1950 г. Горбачёв окончил школу с серебряной меда­лью и поступил в Московский универ­ситет на юридический факультет. Позднее он признавался - «Что такое юриспруденция и право, я представ­лял себе тогда довольно туманно. Но положение судьи или прокурора мне импонировало»2.

А что МГУ? А.К. Шогенов, кандидат юридических наук, ныне пенсионер, учившийся с Михаилом Сергеевичем на юридическом факультете МГУ, вспоминает: «Миша был орденоносцем еще со школы и тем уже привлекал к себе внимание нас, студентов-салаг. Более того, он любил много говорить на собраниях о высоких материях, но на деле оказывался исключительно скользким и ненадежным человеком. Как к общественному деятелю, к нему обращались ребята с просьбами походатайствовать перед деканатом, профсоюзами на получение места в общежитии или оказание материальной помощи. Он никогда никому не оказывал никакой помощи, обычно отвечал, что он маленький человек, и не может решать подобные вопросы»1. К этому Шогенов добавляет, что он действительно маленький человек не только ростом, но и душой. Кстати, совсем иначе отзывается он о А.И.Лукьянове, который тоже учился тогда на юрфаке МГУ и жил с ним в одной комнате: умный, серьезный, вдумчивый, внимательный, добрый, глубоко порядочный товарищ.

В Москве Михаил очутился впер­вые. Много лет спустя он вспоминал: «Сопоставьте - село Привольное и... Москва. Слишком велика разница и слишком большая ломка... Всё для ме­ня было впервые.- Красная площадь, Кремль, Большой театр — первая опе­ра, первый балет, Третьяковка, Музей изобразительных искусств... первая прогулка на катере по Москве-реке, экскурсия по Подмосковью, первая октябрьская демонстрация... И каж­дый раз ни с чем не сравнимое чувст­во узнавания нового»2. Молодой про­винциал жадно тянулся к знаниям, к культуре.

Однажды в клубе он познакомился со студенткой отделения научного коммунизма философского факульте­та Раисой Титаренко. В сентябре 1953 г. они поженились, а 7 ноября сыграли комсомольскую свадьбу. Раиса Максимовна стала не только спутницей его жизни, но и главным регентом во всех делах супруга, в том числе в партийных и государственных.

Горбачёв окончил МГУ в 1955 г. и, как секретарь комсомольской органи­зации факультета, добился распределе­ния в Прокуратуру СССР. Однако, как раз тогда правительство приняло за­крытое постановление, запрещавшее принимать на работу в центральные органы суда и прокуратуры выпускни­ков юридических вузов. Хрущёв и его соратники сочли, что одной из причин репрессий 30-х гг. было засилье моло­дых, неопытных прокуроров и судей, готовых выполнять любые указания руководства. Так Горбачёв, у которого два деда пострадали от репрессий, не­ожиданно стал жертвой борьбы с по­следствиями культа личности.

Он вернулся на Ставрополье и, ре­шив не связываться с прокуратурой, устроился в крайком комсомола на должность заместителя заведующего отделом агитации и пропаганды. Ком­сомольская, а потом партийная карь­ера Михаила Сергеевича развивалась очень успешно. В 1961 г. он назначен первым секретарём крайкома ВЛКСМ, в следующем году переходит на пар­тийную работу, а в 1966 г. занимает пост первого секретаря Ставрополь­ского горкома КПСС. В это же время он заочно окончил местный сельскохозяйственный институт (диплом

продвижения в сельскохозяйствен­ном Ставрополье). 10 апреля 1970 г Михаил Сергеевич Горбачёв стал пер­вым секретарём Ставропольского крайкома КПСС. Знавший Горбачёва по этой работе, Анатолий Коробейников рассказывал: «Ещё на Ставрополье он говорил мне, подчёркивая своё трудолюбие: не только головой, а и трудолюбием можно сделать что-либо путное... Так работал и сам Горбачёв. Ближайших своих помощников заставлял трудить­ся в таком же режиме. Но "погонял" он только тех, кто вёз этот воз, с другими ему возиться было некогда»1. Уже в ту пору проявился основной недостаток будущего реформатора: привыкший трудиться день и ночь, он зачастую не мог добиться, чтобы подчинённые добросовестно выполняли его рас­поряжения и претворяли в жизнь масштабные замыслы.


1.2. Секретарь ЦК КПСС


Следующей карьерной ступенькой будущего Генсека стала работа в ЦК КПСС. Как же ему удалось в столь «юном» для того времени возрасте так высоко подняться по партийной, а значит и по карьерной лестнице?

В этом назначении сыграли роль рекомендации ближайших соратников Брежнева - К.У. Черненко, М.А. Суслова и Ю.В. Андропова. Через два года Михаил Сергеевич оказался самым молодым членом политбюро. Он надеялся в недалеком будущем стать первым лицом в партии и государстве. Этому не могло помешать даже то, что Горбачев занимал по существу «штрафной пост» - секретаря, отвечающего за сельское хозяйство, самый неблагополучный сектор экономики. После смерти Брежнева он все ещё оставался в этой должности. Но уже тогда, как вспоминал сам Горбачев, Андропов говорил ему: «Знаешь что, Михаил, не ограничивай круг своих обязанностей аграрным сектором. Старайся вникать во все дела… Вообще действуй так, как если бы тебе пришлось в какой - то момент взять всю ответственность на себя»1. Когда умер Андропов и к власти на столь же короткий срок пришел Черненко, Горбачев стал вторым человеком в партии и наиболее вероятным «наследником» престарелого генсека. Это вовсе не пустое предположение. Накануне упокоения Черненко по Москве гулял жутковатый в своем мрачном цинизме анекдот. "Диктор центрального телевидения объявляет: "Дорогие товарищи телезрители! Вы, конечно, будете смеяться, но наш генеральный секретарь опять умер!". Эта шуточка была хорошо известна на Лубянке и Старой площади. И "кремлевская гвардия" хорошо понимала, что если после Ю. Андропова народ еще как-то терпел, недееспособного Черненко, то очередной немощный лидер означал бы полную дискредитацию власти. Так что, как гласит известное выражение, "перестройке не было альтернативы", и Горбачев легко "взошел на трон". Об этом прямо пишет бывший помощник генерального секретаря А. Черняев в книге "Шесть лет с Горбачевым: по дневниковым записям": "Как потом мне говорил Михаил Сергеевич, на Политбюро, созванном перед полуночью в день смерти Черненко, первым произнес имя Горбачева - Гришин"2. Таким образом, по словам самого Горбачева, на заседании Политбюро, предварявшем тот самый пленум ЦК КПСС, первым в его пользу высказался Гришин (которого он же вскоре на пенсию и отправил, поставив на пост первого секретаря Московского горкома КПСС Ельцина). Это явилось очевидным признанием того факта, что Горбачев был уже вне конкуренции.
11 марта 1985 года Пленум ЦК избрал его генеральным секретарем ЦК партии. На следующем, апрельском пленуме Михаил Сергеевич провозгласил курс на «Перестройку» и «Ускорение».

Ясного плана реформ новый генеральный Секретарь не имел. У Горбачева осталась только память о хрущевской «оттепели». И кроме того, была вера, что призывы руководителей, если руководители честны, а призывы правильны, в рамках существующей партийно - государственной системы могут дойти до рядовых исполнителей и изменить жизнь к лучшему. «Настала пора энергичных и сплоченных действий» «нужно действовать, действовать и еще раз действовать», «поумнеть надо всем, все понять, не паниковать и действовать конструктивно всем и каждому», - призывал Горбачев на протяжении шести лет своего правления1.

Все преобразования Михаил Сергеевич проводил под лозунгом «Больше демократии, больше социализма!».2 Однако понимание социализма у него постепенно менялось. В своих действиях он все больше стал опираться на Правительство и своих помощников, а не на партийную верхушку.


Первый Президент СССР


Выдвижение XIX партийной конференцией важного проекта конституционной реформы (принятого Верховным Советом СССР в октябре 1988 года) стало вторым этапом политических преобразований, которое новое руководство рассматривало как решающей.

Эта реформа в конечном итоге привела к установлению двухуровневой представительной системы - Съезд народных депутатов СССР и Верховный Совет СССР, избранный из депутатов съезда, - и учреждению поста Президента СССР, наделённого широкими полномочиями.

Третий съезд народных депутатов, состоявшийся в середине марта, начался с изменения 6 - ой и некоторых других «партийных» статей Конституции, что вполне удовлетворило ряд радикалов. Когда приступили к обсуждению вопроса о выборах Президента СССР, радикалы разделились на две группы: первая поддерживала избрание Президента Съездом, а другая настаивала на том, чтобы выборы носили всенародный характер. Стремление части радикалов во главе с А. Собчаком и Н. Травкиным к незамедлительному избранию Президента СССР, по мнению Согрина, объяснялось их стремлением защитить «державные» интересы: в канун Съезда Верховные Советы прибалтийских республик приняли декларации независимости и заявили о выходе из Советского Союза, что, по их мнению, создавало угрозу распада СССР.1 Эта часть радикалов готова была поддержать избрание Горбачева. Другие радикалы обвинили Горбачева в чрезмерных политических амбициях и стремлении узурпировать власть в стране.

Против кандидатуры Горбачева выступила и часть консерваторов,

причем в этот раз не из партийной верхушки, а из съездовской фракции «Союз», сторонников сохранения СССР, как сильного централизованного государства. Альтернативные кандидатуры были предложены одним из лидеров фракции В. Алкснисом. Самую же «злую» речь против Горбачева произнес кандидат из Кемеровской области Т. Авалиани. Он обвинил Горбачева в пустословии, неумении решить ни одной из намеченных задач, развале экономики и государственных институтов. Самый чувствительный удар по Горбачеву был нанесен в конце его выступления: « А о том, что он не справится с этой работой, я писал еще в ноябре 1985 года, можете поднять архивы. И там как раз говорилось о том, что Вы будете метаться туда и сюда, а в это время произойдет то, что мы имеем сегодня».1

В конце концов, Горбачеву удалось добиться избрания Президентом, но проголосовало за него менее 60% депутатов.2 Популярность его была низка, как никогда, и в случае всенародных выборов поддержка Горбачева могла оказаться еще меньше. Именно это и побудило его избираться на Съезде, а не всенародно. Но, отказавшись от всенародных выборов, Горбачев тем самым лишил свой пост необходимой легитимности, а себя - возможности апеллировать к «гласу народа». И уже это в серьёзной степени обрекало на неудачу его президентскую деятельность.

Выводы к первой главе.

Сводная таблица, характеризующая Горбачева как личность представлена в приложении 5.

Личные и деловые качества М.С. Горбачева сформировались еще на Ставрополье. Умение «хорошо» говорить пригодилось ему в дальнейшем. А вот неумение взять на себя всю ответственность, неумение контролировать подчиненных в дальнейшем горько «аукнется» будущему Президенту СССР.

Последовавший его провал в качестве президента объяснялся многими обстоятельствами. Одно их них заключалось в том, что крах всех его предшествующих экономических реформ, многие политические неудачи породили у Горбачева губительный для реформатора комплекс - страх новых, радикальных начинаний. И если, вступая в 1985 году в должность Генерального секретаря, Горбачев предложил целую серию реформ, то заняв президентскую должность, он не смог выдвинуть ни одной новой идеи

В конце своего правления Горбачев, став Президентом, пытался опираться уже не на партийный аппарат, как все его предшественники, а на правительство и команду помощников. Горбачев все больше склонялся к социал - демократической модели.


Глава 2. Победы и поражения Горбачева и их оценка отечественными и зарубежными историками и общественными деятелями


2.1. Внешнеполитические успехи и просчеты


Горбачев был твердо настроен и на обновление внешнеполитического курса СССР. Уже вскоре он предложил на пост министра иностранных дел Шеварднадзе, взамен Громыко, переведенного в председатели Президиума Верховного Совета СССР. "Серебристый лис", как прозвали Эдуарда Амвросиевича в Грузии, оказался незаменимым проводником курса Горбачева, пока не предал его, сбежав со своего мидовского поста в начале 1991 г. И, как выяснилось, вовремя. Крах СССР он встретил в рядах "истинных демократов". Когда-то, в бытность свою первым секретарем ЦК Грузии, он заявил, что для его республики "солнце встает на Севере". Понятно, что Горбачеву он понравиться сумел. И не он один.

В то же время Горбачева серьезно заботили проблемы разоружения и взаимоотношений сверхдержав на международной арене. Помимо этого, оказывалась серьезная экономическая и военно-техническая поддержка ряду дружественных режимов по всему свету: от Кубы до Лаоса, не говоря уже о мировом коммунистическом движении и "прогрессивных силах". Наконец, на шее СССР сидели в полном смысле слова и страны СЭВ. Стало обычным явлением, когда "страны народной демократии" экспортировали на Запад высококачественную продукцию, к примеру легкой промышленности, а в Союз гнали чуть ли не брак. Доходило и до того, что поставляемая им по дешевке нефть перерабатывалась, а полученные нефтепродукты выгодно сбывались в Европе.

Горбачев считал себя реформатором, но вот реформировать-то он и не сумел - просто крушил.

Идеи сокращения участия в локальных конфликтах и объемов помощи "братским режимам" были весьма популярны среди людей поколения "шестидесятников", к которому принадлежал и Михаил Сергеевич. Эти же люди после достижения Советским Союзом стратегического паритета с США стали рассматривать собственные вооруженные силы, как ненужную обузу. Следует отметить, что хоть диссидентское движение в СССР и было основательно разгромлено Андроповым, прозападные настроения были достаточно распространены в среде советской интеллигенции. И в результате идеологическое развитие перестройки постепенно приняло отчетливый прозападный крен. К примеру, от экономической реформы социалистического хозяйства постепенно был совершен переход к безапелляционному утверждению безусловного превосходства капиталистической экономики над социалистической.

Годы «перестройки» стали временем позитивных перемен во внешней политике СССР. Добиться безопасности страны можно лишь при учете интересов других народов и государств — таково было основополагающее по­ложение нового курса на международной арене. В многочисленных выступлениях советского президента были изложены задачи СССР в области внешней политики. Подчеркивалась необходимость широкого взаимодействия Советского Союза со странами мира. Признавались допущенные ранее ошибки в отношениях с некоторыми государства­ми, в частности, с Китаем. Выражалась готовность к урегулированию межрегиональных конфликтов. Предусматривались уменьшение воен­ных расходов и вывод советских войск из Афганистана. В декабре 1988 г. в речи на сессии Генеральной Ассамблеи ООН М. С. Горба­чев сформулировал новую концепцию советской внешней политики. Центральное место в ней отводилось приоритету общечеловеческих интересов над классовыми. Независимость от идеологических разли­чий объявлялась одним из принципов межгосударственных отноше­ний. В 1985 г. новым министром иностранных дел Советского Сою­за стал Э. А. Шеварднадзе.

Конкретные мероприятия советского правительства подтверждали его готовность следовать избранному внешнеполитическому курсу, желание отказаться от идеи конфронтации в отношениях с западны­ми странами и положить конец «холодной войне».

Об изменении прежних подходов СССР к решению внешнеполи­тических вопросов свидетельствовали состоявшиеся в Женеве осенью 1985 г. советско-американские переговоры. В подписанном президен­тами двух стран документе констатировалось, что «ядерная война не­допустима и в ней не может быть победителей». Стороны заявляли о своем отказе добиваться военного превосходства друг над другом. Была достигнута договоренность о расширении отношений двух стран.

Правительство СССР объявило мораторий на испытания ядерного оружия. Приостанавливалось развертывание ракет среднего радиуса действия в европейской части страны. Была выведена советская во­енная техника с территории ГДР. На 500 тыс. человек уменьшались вооруженные силы. Начались конверсия военного производства, перевод военных заводов на выпуск гражданской продукции. В февра­ле 1988 г. был завершен вывод советских войск из Афганистана (правда, в течение еще двух лет Афганистану оказывалась помощь оружием и боеприпасами).

Новая внешнеполитическая концепция и ее реализация отвечали задачам внутриполитического развития СССР. Они позволяли огра­ничить гонку вооружений, значительно сократить военные расходы. Широкие слои населения в Советском Союзе и за рубежом выступили с поддержкой идей М. С. Горбачева и его ближайших соратни­ков. Но были и противники новых подходов к решению междуна­родных вопросов. За сохранение прежнего курса в отношениях с За­падом ратовали многие деятели военного и внешнеполитического ведомств, часть работников партийного аппарата. Будучи не в силах помешать начавшимся изменениям в области дипломатии, они по­полнили ряды оппозиции горбачевской «перестройке».

СССР и страны Восточной Европы. Серьезные перемены про­изошли в отношениях СССР и государств Восточной Европы. Эко­номический и политический кризис в этих странах, падение автори­тета правящих партий вызвали рост в них оппозиции. Обстановка в СССР, курс на «обновление социализма» привели к активизации оп­позиционных сил, усилению их конфронтации с правительствами. С первых дней пребывания у власти М. С. Горбачев заявил об отказе СССР от вмешательства в дела союзников по Организации Варшавского Договора (далее ОВД). На встречах с руководителями этих стран он разъяснял причины, сущность и пути проводимой в Советском Союзе «перестройки». Делались попытки изменить формы экономического сотрудничества с государствами ОВД, акцентируя главное внимание на прямых контактах между предприятиями.

На первых порах руководители стран ОВД поддержали новый политический курс М. С. Горбачева. Однако углубление «перестро­ечных» процессов, кадровые перестановки в советском партийно-го­сударственном аппарате вызвали их неприятие. В ГДР и Румынии резко сократился объем публикуемой информации о преобразованиях в Советском Союзе.

Осенью 1989 г. прошли массовые выступления против сущест­вующих режимов и за восстановление демократических свобод в ГДР, Болгарии, Румынии, Чехословакии. Несколько ранее в результа­те свободных выборов была отстранена от власти правящая партия в Польше. Рухнули прежние режимы в Венгрии, Югославии и Алба­нии. В бывших социалистических странах произошла смена партий­но-государственных структур. На политическую арену в них вышли десятки новых политических партий и общественных организаций. Устанавливались демократические органы власти. Начались переход к рыночной экономике и приватизация промышленных предприятий. В некоторых из стран эти меры привели к резкому обострению эко­номической ситуации. Крушение существующих порядков в Югосла­вии привело к кризису национальных отношений и распаду страны на несколько государств. В 1990 г. состоялось объединение Восточ­ной и Западной Германии.

Переход восточно-европейских стран к парламентской демократии привел к распаду социалистического содружества. Прекратили дея­тельность Совет Экономической Взаимопомощи и Организация Вар­шавского Договора (весна 1991 г.). Значительно сократился уровень экономического сотрудничества СССР и государств Восточной Европы. Если в конце 80-х годов их доля во внешнеторговом обороте Со­ветского Союза превышала 50%, то в начале 90-х снизилась до 16%.1

Потеря СССР прежних позиций в Восточной Европе, объедине­ние Германии обострили политическую борьбу между сторонниками и противниками нового политического курса.

СССР и капиталистические страны мира. Обновленные подходы к решению меж­дународных вопросов явились основой широкого сотрудничества СССР с государствами мира. В 1986—1987 гг. состоялись несколько встреч М. С. Горбачева с президентами США (Р. Рейганом, затем Дж. Бушем). Принятые в итоге переговоров соглашения (1987 г.) предусматривали уничтожение на территории Европы принадлежа­щих обеим державам ядерных ракет средней и меньшей дальности. В июле 1991 г. в Москве был подписан Договор о сокращении стра­тегических наступательных вооружений (ОСНВ-1). Претворение в жизнь достигнутой договоренности вызывало разную реакцию в пра­вящих кругах обеих стран. По мнению многих руководителей пар­тийно-государственного аппарата, эта акция серьезно угрожала безо­пасности СССР.

Активизировались государственные связи Советского Союза и стран Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС). Подписан­ные между ними соглашения создавали благоприятные условия для развития экономического сотрудничества. Советский Союз был при­нят в Международный валютный фонд. Большое значение уделялось всесторонним контактам с государствами Северной Европы — Шве­цией, Норвегией, Финляндией. Была достигнута договоренность о со­вместном освоении ими природных богатств Кольского полуострова и континентального шельфа Баренцева моря.

Нормализовались политические и экономические взаимоотноше­ния СССР и стран Юго-Восточной и Южной Азии. Вывод советских войск из Афганистана и Монголии создал условия для урегулирова­ния отношений с Китайской Народной Республикой. В 1989 г. М. С. Горбачев посетил Китай с официальным визитом. В короткие сроки между Советским Союзом и КНР были решены спорные вопросы и восстановлены межправительственные связи. Межгосударственные отношения установились с Южной Кореей. Достигнутая с нею дого­воренность предусматривала совместные работы по освоению при­родных ресурсов Сибири и Дальнего Востока. Расширялись экономи­ческие и общественные контакты с Израилем. Они привели к восста­новлению дипломатических отношений между странами.

Советское правительство приняло несколько законов, соответст­вующих международному законодательству в области прав человека, в частности, указ о выезде и въезде граждан в СССР. Ряд законов был направлен на установление взаимосвязей между деятелями куль­туры разных государств.

Советский Союз занял четкую позицию во время войны в Пер­сидском заливе, причиной которой стал захват Ираком Кувейта.


2.2. Внутренняя политика


2.2.1. Обострение межнациональных конфликтов.


В середине 80-х годов в состав СССР входили 15 союзных республик: Армянская, Азербайджанская, Белорусская, Грузинская, Казахская, Киргизская, Латвийская, Литовская, Молдавская, РСФСР, Таджикская, Туркмен­ская, Узбекская, Украинская и Эстонская. На его территории прожи­вали свыше 270 млн. человек — представители свыше ста наций и народностей. По мнению официального руководства страны, в СССР был решен в принципе национальный вопрос, и произошло фактиче­ское выравнивание республик по уровню политического, социально-экономического и культурного развития. Между тем, непоследова­тельность национальной политики породила многочисленные проти­воречия в межнациональных отношениях. В условиях гласности эти противоречия переросли в открытые конфликты. Экономический кри­зис, охвативший весь народнохозяйственный комплекс, усугублял межнациональную напряженность.

Неспособность центральных властей справиться с экономически­ми трудностями вызывала растущее недовольство в республиках. Оно усиливалось в связи с обострением проблем загрязнения окру­жающей среды, ухудшением экологической обстановки из-за аварии на Чернобыльской АЭС. Как и прежде, неудовлетворенность на мес­тах порождалась недостаточным вниманием союзных органов власти к потребностям республик, диктатом центра при решении вопросов локального характера. Силами, объединяющими местные оппозици­онные силы, были народные фронты, новые политические партии и движения («Рух» на Украине, «Саюдис» в Литве и др.). Они стали главными выразителями идей государственного обособления союзных республик, их выхода из состава СССР. Руководство страны оказа­лось не готовым к решению проблем, вызываемых межнациональны­ми и межэтническими конфликтами, и ростом сепаратистского дви­жения в республиках.

В 1986 г. прошли массовые митинги и демонстрации против ру­сификации в Алма-Ате (Казахстан). Поводом для них послужило на­значение Г. Колбина, русского по национальности, первым секрета­рем Компартии Казахстана. Открытые формы приняло общественное недовольство в республиках Прибалтики, на Украине, в Белоруссии.

Общественность, возглавляемая народными фронтами, требовала об­народования советско-германских договоров 1939 г., публикации до­кументов о депортациях населения из прибалтийских государств и из западных районов Украины и Белоруссии в период коллективизации, о массовых захоронениях жертв репрессий под Куропатами (Белорус­сия). Участились вооруженные столкновения на почве межэтниче­ских конфликтов.

В 1988 г. начались военные действия между Арменией и Азер­байджаном из-за Нагорного Карабаха — территории, населенной по преимуществу армянами, но находившейся в составе АзССР. Воору­женный конфликт между узбеками и турками-месхетинцами вспых­нул в Фергане. Очагом межнациональных столкновений стал Новый Узень (Казахстан). Появление тысяч беженцев — таков был один из результатов происшедших конфликтов. В апреле 1989 г. в течение нескольких дней проходили массовые демонстрации в Тбилиси. Главными требованиями демонстрантов являлись проведение демо­кратических реформ и независимость Грузии. За пересмотр статуса Абхазской АССР и выделение ее из состава Грузинской ССР высту­пило абхазское население.

«Парад суверенитетов». С конца 80-х годов усилилось движение за выход из состава СССР в республиках Прибалтики. На первых порах оппозиционные силы настаивали на признании родного языка в республиках официальным, на принятии мер для ограничения чис­ленности лиц, переселяющихся сюда из других регионов страны, и на обеспечении реальной самостоятельности местных органов власти. Теперь на первое место в их программах вышло требование обособ­ления экономики от общесоюзного народнохозяйственного комплек­са. Предлагалось сосредоточить управление народным хозяйством в местных управленческих структурах и признать приоритет республи­канских законов перед общесоюзными. Осенью 1988 г. на выборах в центральные и местные, органы власти Эстонии, Латвии и Литвы одержали победу представители народных фронтов. Своей главной задачей они объявили достижение полной независимости, создание суверенных государств. В ноябре 1988 г. Декларацию о государст­венном суверенитете утвердил Верховный Совет Эстонской ССР. Идентичные документы были приняты Литвой, Латвией, Азербайд­жанской ССР (1989 г.) и Молдавской ССР (1990 г.). Вслед за объяв­лениями о суверенитете состоялись избрания президентов бывших союзных республик.

12 июня 1990 г. I Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете России. В ней законо­дательно закреплялся приоритет республиканских законов над союз­ными. Первым президентом РФ стал Б. Н. Ельцин, вице-президен­том— А. В. Руцкой.

Декларации союзных республик о суверенитете поставили в центр политической жизни вопрос о дальнейшем существовании Советского Союза. IV съезд народных депутатов СССР (декабрь 1990 г.) высказался за сохранение Союза Советских Социалистиче­ских Республик и его преобразование в демократическое федератив­ное государство. Съезд принял постановление «Об общей концепции союзного договора и порядке его заключения». В документе отмеча­лось, что основой обновленного Союза станут принципы, изложен­ные в республиканских декларациях: равноправие всех граждан и на­родов, право на самоопределение и демократическое развитие, терри­ториальная целостность. В соответствии с постановлением съезда был проведен всесоюзный референдум для решения вопроса о сохра­нении обновленного Союза как федерации суверенных республик. За сохранение СССР высказались 76,4% общего числа участвовавших в голосовании лиц.

Финал политического кризиса. В апреле — мае 1991 г. в Ново-Огарево (подмосковной резиденции президента СССР) состоялись переговоры М. С. Горбачева с руководителями девяти союзных рес­публик по вопросу о новом союзном договоре. Все участники пере­говоров поддержали идею создания обновленного Союза и подписа­ния такого договора. Его проект предусматривал создание Союза Су­веренных Государств (ССГ) как демократической федерации равноправных советских суверенных республик. Намечались переме­ны в структуре органов власти и управления, принятие новой Кон­ституции, изменение избирательной системы. Подписание договора было назначено на 20 августа 1991 г.

Публикация и обсуждение проекта нового союзного договора углубили раскол в обществе. Приверженцы М. С. Горбачева видели в этом акте возможность снижения уровня конфронтации и предот­вращения опасности гражданской войны в стране. Руководители движения «Демократическая Россия» выдвинули идею о подписа­нии временного договора, сроком до одного года. За это время предлагалось провести выборы в Учредительное собрание и пере­дать ему на решение вопрос о системе и порядке формирования общесоюзных органов власти. Группа ученых-обществоведов высту­пила с протестом против проекта договора. Подготовленный к под­писанию документ был расценен как результат капитуляции центра перед требованиями национал-сепаратистских сил в республиках. Противники нового договора справедливо опасались, что демонтаж СССР вызовет распад существующего народнохозяйственного ком­плекса и углубление экономического кризиса. За несколько дней до подписания нового союзного договора силами оппозиции была предпринята попытка положить конец политике реформ и остано­вить развал государства.

В ночь на 19 августа президент СССР М. С. Горбачев был от­странен от власти. Группа государственных деятелей заявила о не­возможности М. С. Горбачева — в связи с состоянием его здоро­вья— исполнять президентские обязанности. В стране вводилось чрезвычайное положение сроком на 6 месяцев, запрещались митинги и забастовки. Было объявлено о создании ГКЧП — Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР. В его состав вошли вице-президент Г. И. Янаев, премьер-министр В. С. Павлов, предсе­датель КГБ В. А. Крючков, министр обороны Д. Т. Язов и другие представители властных структур. ГКЧП объявил своей задачей пре­одоление экономического и политического кризиса, межнациональ­ной и гражданской конфронтации и анархии. За этими словами стоя­ла главная задача: восстановление порядков, существовавших в СССР до 1985 г.

Центром августовских событий стала Москва. В город были вве­дены войска. Устанавливался комендантский час. Широкие слои на­селения, в том числе многие работники партийного аппарата, не ока­зали поддержки членам ГКЧП. Президент России Б. Н. Ельцин при­звал граждан поддержать законно избранные власти. Действия ГКЧП были расценены им как антиконституционный переворот. Объявля­лось о переходе в ведение российского президента всех расположен­ных на территории республики общесоюзных органов исполнитель­ной власти.

22 августа члены ГКЧП были арестованы. Одним из указов Б. Н. Ельцина прекращалась деятельность КПСС. 23 августа был положен конец ее существованию как правящей государственной структуры.

События 19—22 августа приблизили распад Советского Союза. В конце августа заявили о создании самостоятельных государств Ук­раина, а затем и другие республики.

В декабре 1991 г. в Беловежской пуще (БССР) состоялось сове­щание руководителей трех суверенных государств — России (Б. Н. Ельцин), Украины (Л. М. Кравчук) и Белоруссии (С. С. Шушкевич). 8 декабря они заявили о прекращении действия союзного договора 1922 г. и об окончании деятельности государственных структур быв­шего Союза. Тогда же была достигнута договоренность о создании СНГ — Содружества Независимых Государств. Союз Советских Со­циалистических Республик перестал существовать. В декабре того же года к Содружеству Независимых Государств присоединились еще восемь бывших республик (Алма-Атинское соглашение).

«Перестройка», задуманная и осуществленная частью партийно-государственных лидеров с целью демократических перемен во всех сферах жизни общества, закончилась. Ее главным итогом стали рас­пад некогда могучего многонационального государства, и завершение советского периода в истории Отечества. В бывших республиках СССР образовались и действовали президентские республики. Среди руководителей суверенных государств находились многие бывшие партийные и советские работники. Каждая из прежних союзных рес­публик самостоятельно искала пути выхода из кризиса. В Россий­ской Федерации эти задачи предстояло решать президенту Б. Н. Ель­цину и поддерживавшим его демократическим силам.


2.2.2. Социально- экономическое положение


Что касается экономических проблем Советского Союза, то их решение виделось в ускоренном "перевооружении" машиностроения. По сути дела, ЦК ставил задачу выхода на новый уровень НТР, хотя достаточно внятно это и не прозвучало (сказалась привычка не афишировать имеющиеся проблемы). Так был сделан выбор между привычными гигантскими вложениями в капитальное строительство и повышением производительности труда в пользу последнего: ускорение должно было быть достигнуто за счет перехода на новое поколение промышленного оборудования, технической модернизации. Однако проводимые мероприятия не давали должного эффекта.

Одной из затей, в которые верил Горбачев, была массовая компьютеризация: обучение основам программирования было включено в школьные и вузовские программы. Но общая отсталость Советского Союза в деле компьютеризации на тот момент изначально обрекала затею на провал: персональных компьютеров было крайне мало, советская промышленность к их массовому производству еще не приступала даже в мечтах, так что студентов обучали самым азам часто на допотопных машинах, не говоря уже о школьниках. Достаточно напомнить, что задача компьютеризации, скажем, тех же сельских школ была поставлена в современной России лишь сравнительно недавно Владимиром Путиным. Что уж тут говорить о 1985 г.!

Произошли изменения в организации сельскохозяйственного про­изводства. Появились фермерские и частные крестьянские хозяйства. К концу 1990 г. в стране насчитывалось около 50 тыс. фермерских хозяйств, в которых производилось около 1% всей сельскохозяйст­венной продукции. Негосударственный сектор — в коллективах и ча­стных формах — получал все более широкое распространение в эко­номике.

Экономическая реформа не улучшила положения дел в народном хозяйстве. В 1989—1990 гг. резко сократились темпы роста произ­водства промышленной продукции (см. табл. 1).

Таблица 1

Темпы прироста промышленности

(в % по отношению к предыдущему году)

1985 г.

1986 г.

1987 г.

1988 г.

1989 г.


1990 г.


+ 3,4

+ 4,1

+ 3,8

+ 1,7

+ 4,1

+ 3,8

+ 3,9

+ 1,7


-1,2










Увеличивались размеры дефицита госбюджета, росла безработица. В начале 1990 г. численность безработных в стране составляла (по официальным данным) 6 млн. человек.

Политика реформирования экономики имела значительные соци­ально-экономические издержки. Резко сократилось производство не только промышленной, но и сельскохозяйственной продукции. Уменьшились реальные доходы большинства населения. Оставались нерешенными многие социальные проблемы, в том числе жилищная, продовольственная, экологическая. Обострение проблем труда и быта вызывало различные формы социального протеста. В конце 80-х го­дов волна забастовок охватила шахты Кузбасса, а затем Донецкого угольного бассейна. Только в Донбассе в борьбу за свои права всту­пили свыше 300 тыс. шахтеров.1

Многообразие форм собственности привело к появлению новых социальных категорий населения. Возникли социальные группы, вла­деющие средствами производства: члены кооперативов и лица, зани­мающиеся индивидуальной трудовой деятельностью. Сформировался социальный слой граждан, владеющих значительными финансами (банкиры). Резко усилилась поляризация в обществе.


2.2.3. Реформа политической системы и её последствия


Перемены в общественно-политической сфере начались с прове­дения политики гласности. Была снята цензура и разрешено издание новых газет. Это вызвало широкий всплеск социальной активности населения. Возникли многочисленные общественные объединения в поддержку «перестройки». Широкое обсуждение нового правительст­венного курса проходило на массовых митингах граждан. На страни­цах периодических изданий развернулась дискуссия о выборе пути общественного развития. Сущность стратегии «обновления» разъяс­нял на встречах с партийно-хозяйственными активами разных горо­дов М. С. Горбачев. Идея ускорения встречала как одобрение, так и протест в разных слоях населения. Противники нового курса име­лись среди работников партийно-государственного аппарата. Для обеспечения реализации задач перестройки была проведена смена части партийных и советских руководителей. Были заменены предсе­датель Госплана СССР, главы МВД и МИД, секретари ЦК компар­тий большинства союзных республик и т. д.

XXVII съезд КПСС (февраль 1986 г.) подтвердил правильность избранного руководством страны курса на ускорение преобразований в экономике, на обновление форм и методов работы политических структур. Как и прежде, этот курс связывался с решением задачи со­вершенствования социалистического общества.

В 1985—1986 гг. развернулась борьба с нарушениями производственной дисциплины и коррупцией. За взяточничество и хищения были наказаны ряд бывших государст­венных деятелей. При Политбюро ЦК КПСС создавалась комиссия во главе с А. Н. Яковлевым с целью дополнительного изучения до­кументов репрессированных в 30-е — начале 50-х годов граждан. Были реабилитированы многие лица, невинно осужденные по про­цессам 30-х годов. В числе реабилитированных находились Н. И. Бу­харин и А. И. Рыков, группа профессоров-экономистов (А. В. Чая­нов и др.).

Демократизации общественно-политической жизни способствова­ло введение альтернативных выборов партийных секретарей в пар­тийных организациях.

В конце 80-х годов преобразования коснулись структуры госу­дарственной власти. Начало им положила XIX Всесоюзная партийная конференция (июнь 1988 г.). На ней развернулась острая борьба мнений сторонников и противников «перестройки» по вопросу о за­дачах развития страны. Большинство делегатов поддержали точку зрения М. С. Горбачева о назревшей необходимости экономической реформы и преобразовании политической системы общества. Конфе­ренция утвердила курс на создание в стране правового государства. Главная роль в его формировании отводилась политической реформе. Суть политической реформы заключалась в четком разделении обя­занностей партийных органов и Советов, в передаче власти из рук Коммунистической партии Советам. Реализация этого решения откладывалась до времени утверждения новых политических структур об­щества.

Учреждался новый орган власти — Съезд народных депутатов СССР. Из числа его участников избирался Верховный Совет, кото­рый превращался в постоянно действующий парламент. Аналогичные государственные структуры создавались в союзных республиках.

Составной частью реформы политической системы, направленной на создание демократического государства, являлось введение в стра­не президентского поста (первым президентом СССР в марте 1990 г. на Ш Съезде народных депутатов был избран М. С. Горбачев).

В конце 1988 г. Верховный Совет СССР принял закон об изме­нении системы выборов в Советы. Отныне избрание народных депу­татов должно было проводиться на альтернативной основе. Выборы в высший орган власти на новых избирательных принципах состоя­лись весной 1989 г. В состав депутатского корпуса вошли многие сторонники продолжения радикальных преобразований, в их чис­ле— Б. Н. Ельцин, Г. X. Попов, А. Д. Сахаров, А. А. Собчак, Ю. Н. Афанасьев, Ю. Д. Черниченко. I Съезд народных депутатов (1989 г.) сформировал Верховный Совет СССР. Его председателем был избран М. С. Горбачев.

Выборы 1989 года нельзя было назвать полностью демократическими. Не все, а только 2\3 мандатов были получены кандидатами в ходе прямого голосования.

В условиях демократических преобразований произошли перемены во взаимоотношениях церкви и государства. Состоялось несколько встреч М. С. Горбачева с патри­архом РПЦ Пименом и представителями других религиозных кон­фессий. В 1988 г. прошли юбилейные торжества в связи с 1000-ле­тием крещения Руси. Были зарегистрированы новые религиозные об­щины, открыты духовные учебные заведения. Увеличились тиражи издаваемой религиозной литературы.

Верующим возвращали отобранные у них ранее культовые зда­ния. Органы власти дали разрешение на строительство новых хра­мов. Деятели церкви получили возможность наряду со всеми гражда­нами участвовать в общественной жизни. Нескольких видных цер­ковных иерархов избрали депутатами в Верховный Совет страны.

Было разработано и утверждено новое законодательство о куль­тах. Его появлению предшествовала дискуссия на страницах перио­дической печати по вопросу о том, как должны строиться государст­венно-церковные отношения. Новый закон «О свободе совести» за­крепил курс на либерализацию отношения государства к религии.

В марте 1990 г. была отменена статья 6 Конституции СССР о руководящей роли КПСС в обществе. К этому времени в стране уже действовали много­численные политические организации. Отмена статьи 6 явилась стиму­лом возникновения новых партий и движений. Видное место среди них занимали организации демократической ориентации — Крестьян­ская, Аграрная, Народная партии России, Республиканская партия Рос­сийской Федерации, Демократическая партия России и др. В своих программах они выступали за демократическое государство, за прове­дение экономических и политических реформ. Многие партии призна­вали необходимость создания смешанной экономики, но расходились в выборе путей для ее формирования. Руководители большинства но­вых организаций полагали необходимым для выхода из кризиса осу­ществить требуемые реорганизации сверху.

Раскол в рядах КПСС привел к возникновению нескольких пар­тий социалистической (коммунистической) ориентации. Заметную роль в политической жизни страны с первых дней создания играли Коммунистическая партия РСФСР (КПРФ) и Российская партия ком­мунистов (РПК). Оформилась Российская коммунистическая рабочая партия (РКРП). На начальном этапе деятельности все они видели свою главную задачу в возврате к коммунистической идеологии (с учетом происшедших в стране перемен), а также в усилении роли государства в экономической жизни.

Начали действовать партии социал-демократического направле­ния. За возрождение национального самосознания и сильного госу­дарства но в разных формах — выступали партии и движения на­ционально-патриотической ориентации (Республиканская народная партия России и др.).

Время существования многих партий оказалось кратким, они рас­падались, сливались с другими организациями. Возникали новые по­литические группы и блоки, и все они активно участвовали в обще­ственной жизни СССР. В центре политической борьбы за власть на рубеже 80—90-х годов оказались партии коммунистической и либе­ральной ориентации. К концу 80-х годов наметился раскол среди сторонников реформаторского курса М. С. Горбачева. В значитель­ной мере этому способствовало ухудшение экономической ситуации в СССР. Группа политических радикалов выступила с требованием углубления политической реформы, активного проведения в жизнь идей частной собственности и многопартийности.


2.2.4. Культура и искусство


  Генсек предложил реформы под девизом: "Гласность, ускорение, перестройка". Сам Горбачев под гласностью понимал здоровую критику недостатков, но, не подрыв основ социализма. XIX партконференция сформулировала это так: "Гласность не должна наносить ущерба интересам государства, общества и правам человека".1 Между тем, гласность очень скоро обратилась к кардинальному вопросу о законности партийной власти и ее преступному прошлому, к тому, что являлось тайной и позором советской истории. Журналы "Новый мир", "Знамя", "Огонек" печатают все более и более смелые произведения, пребывавшие ранее под запретом цензуры. Тема сталинизма, концлагерей, параллели между террористическими режимами Сталина и Гитлера, тема Ленина - становятся частыми и центральными. В 1986-1988 гг. были опубликованы: "Жизнь и судьба" В. Гроссмана, роман, который Суслов обещал не издавать ближайшие 300 лет, "Доктор Живаго" Б. Пастернака, "Дети Арбата" А. Рыбакова, "Белые одежды" В. Дудинцева, "Зубр" Д. Гранина, "Ночевала тучка золотая" А. Приставкина, "Реквием" А. Ахматовой, мемуары Н. Мандельштам, К. Симонова, Л. Разгона, И. Твардовского, Е. Драбкиной. В эти же годы были изданы и как бы посмертно реабилитированы поэты и писатели 20-х годов: Н. Гумилев, В. Ходасевич, В. Набоков, Г. Иванов; переизданы диссиденты 70-х годов: А. Галич, В. Некрасов, И. Бродский, А. Солженицын. В прокат пошли антисталинские фильмы: "Покаяние", "Завтра была война", "Холодное лето 53-го", "Власть соловецкая", "Запретная зона". Среди авторов антисталинских произведений было много евреев.

Свобода слова привела к острым дискуссиям об истоках сталинизма, о влиянии "международных сил", т. е. "всемирного еврейства" на русскую революцию и развитие тоталитаризма в России, о природе социализма в СССР, о моральном возрождении общества в двух возможных вариантах: в духе православной христианской традиции или в духе "общечеловеческих ценностей". Произошло размежевание прессы на либерально-демократическую ("Известия", "Российская газета") и национально-патриотическую ("Правда", "Советская Россия"). Последняя все несчастья страны приписывала Кагановичу, Ягоде, Яковлеву-Эпштейну, Берману, Раппопорту, Когану и т.д., скромно умалчивая о деяниях их русских коллег по ВКП(б) и НКВД.

Здесь наметилась четкая тенденция обелить прошлое ленинской партии и списать преступления на евреев. Многотысячная рать коммунистических идеологов-пропагандистов ринулась в атаку на сионизм, сея ненависть к евреям на страницах газет красно-коричневой прессы. Казалось, что кроме еврейского вопроса их больше ничто не интересует. Журналы "Наш современник", "Молодая гвардия", "Волхв" в каждом выпуске печатали статьи разоблачительного характера о древней и новейшей истории евреев и о всемирном еврейском заговоре. Антисемитизм в "культурной" упаковке (В. Кожинов, Т. Глушкова, И. Шафаревич) дополнялся прикладным фашизмом на страницах националистических газет, финансируемых КПСС и КГБ. Таких газет родилось к концу 80-х началу 90-х годов несколько десятков. Среди них: "Пульс Тушина", "Речь", "К топору!", "Русский порядок", "Народное дело", "Единство", "Русский собор", "Черная сотня", "Накануне",

Выводы к главе

В политике «перестройки» можно выделить следующие этапы:

1. 1985 - 1987 годы

Курс на «ускорение» социально- экономического развития страны

Неудача преобразований традиционными командно- административными мерами

Смена модели реформирования: от «ускорения» к «перестройке»

Попытки экономических реформ путем перестройки управления народным хозяйство

Предоставление предприятиям самостоятельности и перевод их на хозрасчет.

2. 1988- 1989 годы

Начало развития частной инициативы (индивидуальная трудовая деятельность, кооперативы)

Начало реформы политической системы

Политическое пробуждение общества и его раскол на демократов и коммунистов

Обострение борьбы общественно- политических сил.

Перестроечные процессы приобретают автономный, неуправляемый характер

Самоустранение власти

Начало конфликтов в сфере межнациональных отношений

Усиление борьбы за власть между республиканскими политическими элитами и унитарным центром.

3. 1990- 1991 годы

Кризис и крах перестройки

Углубление реформы политической системы

Отмена монопольного права КПСС на власть

Учреждение поста Президента СССР

Выработка путей перехода к рыночным отношениям в экономике

Нарастание политического противоборства

Августовский путч 1991 года

Обвальный распад общественных структур и государства.

Попробуем проанализировать различные мнения и суждения о деятельности Горбачева и представить их в виде таблиц в Приложении 6 и 7


Заключение


По мере того как все больше отделяется от нас, становится достоянием истории 1985 год, усиливаются споры о причинах, смысле и последствиях «перестройки» начатой М.С. Горбачевым.

Объективные суждения о месте Горбачева в отечественной истории невозможны без опоры на принцип историзма, который в частности требует оценивать роль личности в истории с учетом закономерностей крупных переломных исторических эпох, когда совершается переход из одного состояния в другое. Одна из таких закономерностей свидетельствует, что крупные, в том числе самые прогрессивные, переходные эпохи в истории человечества сопровождаются затяжным падением производства, инфляцией, ростом социальных контрастов, обострением социальных и национальных проблем. Позитивные результаты пожинались зачастую много позже их завершения. Главной задачей реформ является создание моделей, способствующих таким улучшениям. В какой мере Горбачев способствовал созданию таких моделей и способствовал ли вообще - вот тот вопрос, который является существенно важным для прояснения его роли в истории.

Для объективной оценки Горбачева очень важен вопрос о том, какой ценой оплачивался переход общества в новое состояние? Известно, что благодаря искусной социальной политике цена «крутых» переходных периодов может быть существенно снижена. В связи с этим на память приходят реформы Ф. Рузвельта в США в 1930- х годов, которые по классическим американским меркам казались антикапиталистическими и социалистическими. Они радикально изменили общество, но принесли быстрые позитивные результаты среднему классу и низшим слоям общества. Кроме того, не пошатнули, а оздоровили устои бизнеса.

Достаточно безболезненным и быстрым оказался и переход от тоталитарных к либерально-демократическим обществам в Федеративной Республике Германии, Италии, Японии после второй мировой войны, в Испании в 1970-е годы.

Но все это зарубежные образцы эволюционных и успешных переходных эпох. Российская традиция таковых не знает. Переходные эпохи российской истории всегда сопровождались неимоверными страданиями народа и были очень затяжными. В этом смысле переходная эпоха, начатая Горбачевым соответствует именно российским образцам. Он не смог завершить начатые им экономические преобразования, а к концу его пребывания на президентском посту принятое им к реформированию общество лежало в руинах. И именно этот итог— перестройка как катастрофа — запечатлелся в сознании боль­шинства современников. Возникает вопрос: возможно ли было использование Гор­бачевым иной, менее болезненной и более продуктивной модели общественных преобразований, и возможны ли были иные итоги реформ? Отвечать на этот вопрос, конечно, можно только теоретически, памятуя, что история не знает сослага­тельных наклонений, и, что, следовательно, гипотетическая минимальная модель может применяться историком не более, чем в рамках «чистого разума».

В 1985-1986 гг. Горбачев использовал командно-административные методы реформирования социализма, и они потер­пели крах. После этого перед ним объективно стоял выбор между двумя возможными моделями модернизации: авторитарной, близкой к китайскому образцу, и либерально-демократической, на основе которой пошло развитие в странах Восточной Европы. Сегодня очень многие полагают, что выбе­ри Горбачев «китайскую» модель, модернизация в СССР дошла бы по наименее болезненному пути, не сопровождалась бы разрушениями, общественными катаклизмами, и дала бы реальную отдачу в виде улучшения материального положе­ния уже живущим поколениям людей, а не их внукам. В теоретическом плане такие суждения не лишены оснований, да Горбачев и сам после ухода в отставку признал, что уже с 1985 года нужно было идти по такому пути. Но с точки зрения историка ответ на вопрос, как «сработала бы» в СССР китай­ская модель, возможен только в том случае, если бы она была испытана на практике.

Очевидно другое: избранная Горбачевым в 1985 г. коман­дно-административная модель реформирования социализма провалилась, а взятая на вооружение с 1987 г. реформистско-демократическая модель, сопровождалась еще более разру­шительными экономическими последствиями, обрекла на стра­дания живущие поколения и обозначила очень неясные перспективы будущего развития. Как выяснилось, очень скоро, не подозревали Горбачев и его окружение.

Итак, итоги деятельности Горбачева носят противоречивый характер.

Позитивные итоги:

Разрушение тоталитарной системы

Создание постоянно действующего парламента

Начало демилитаризации страны

Ликвидация гонки вооружений и военного противостояния сверхдержав

Утверждение политических свобод, свободы совести и вероисповедания

С другой стороны негативные итоги:

Обострение межнациональных противоречий

Распад СССР

Ухудшение продовольственного обучения страны

Ослабление власти в центре и на местах

Среди критических замечаний, часто высказываемым в адрес Горбачева и его окружения, одним из основных является отсутствие у них убедительной концепции экономических реформ. Но и этот недостаток в деятельности Горбачева может быть объективно оценен, если мы будем оставаться на почве историзма. В силу хорошо известных причин, в первую очередь существовавших на протяжении 70 лет запретов на свободное развитие научной, да и вообще любой мысли, никто в советском обществе не был готов к созданию в короткие сроки такой концепции. Даже с наступлением политической свободы агитация в пользу рынка его сторонников, в том числе и лучших экономических умов, носила умозрительный характер. Плачевное состояние отечественной экономической, по­литической, социологической мысли обрекло всех архитекто­ров российской модернизации на грубые ошибки. Горбачев совершил их больше, чем люди, сменившие его у власти в 1991 году, в значительной мере потому, что приступил к модерни­зации первым.

И уже в заслугу Горбачеву может быть поставлено то, что после укоренения в советском обществе свободы мысли и идеологического плюрализма он не пытался пресечь их, более того, сам черпал из новых идей, усваивал доктрины и концепции, которые в конце XX века значились в качестве самых передовых в арсенале мировой цивилизации. Воспри­нятые и активно пропагандировавшиеся им концепции граж­данского общества, правового государства, политической де­мократии способствовали идеологической и духовной револю­ции в обществе. Эта трансформация материализовалась в августе 1991 г.: народ готов был стоять насмерть ради защиты новых идеалов и предотвращения реставрационных попыток старой коммунистической элиты. Конечно, общественное со­знание изменилось под воздействием не одного Горбачева, но это была и его революция. И может быть, именно она была главным результатом его шестилетнего пребывания у власти.

Список источников и литературы


Верт Н. История советского государства 1900-1991.- М.: ИНФРА-М, 1999

М.Горбачев. «Неудачник» или «человек столетия»? // Аргументы и факты.- 2006.- № 9.- С.4

Загладин Н.В. История Отечества XX - начало XXI века:Учебник.- М: Русское слово, 2002

История России ХХ век: Материалы и документы для школьников и поступающих в вузы/ Под ред М.Е. Главацкого.- М.: Дрофа, 1999

История России: Учебник.- 2-е изд./ Орлов А.С. Георгиев В.А., Георгиева Н.Г. .- М.: Велби, 2003

Михаил Горбачев: « Я спокойно хожу по улицам в кепке и темных очках»: Интервью Ольге Вандышевой // Комсомольская правда.- 2006.- 2-9 марта.- С.4-5

Панорама Экономической перестройки / Под ред. Л.И. Абалкина.- М.: Экономика, 1989

Пульс реформ: Юристы и политологи размышляют.- М.: Прогресс, 1989

Согрин В. Политическая история современной России.1985-1994: От Горбачева до Ельцина.- М.: Прогресс, 1994

Шогенов А. Михаил Горбачев: Ставропольский период // Советская Россия.- 2006.- 1 марта

Энциклопедия для детей. Т.5. История России и её ближайших соседей. Ч.3. ХХ век».- 3- е изд., перераб. и испр./ Гл. ред. М.Д. Аксенова.- М.: Аванта +.- 2001

Ястребов Я Крах воинствующего пацифизма


1 История России: Учебник.- 2-е изд./ Орлов А.С. Георгиев В.А., Георгиева Н.Г. .- М.: Велби, 2003

2 Верт Н. История советского государства.- М: ИНФРА- М, 1999

1 Энциклопедия для детей. Т.5. История России и её ближайших соседей. Ч.3. ХХ век.- 3- е изд., перераб. И испр./ Гл. ред. М.Д. Аксенова.- М.: Аванта+, 2001.- 704 с.

2 Школьная энциклопедия «руссика». История России 20 век.- М.: ОЛМА-ПРЕСС образование, 2003.- 544 с.

1 Шогенов А. Михаил Горбачев: Ставропольский период // Советская Россия.- 2006.- 1 марта.- С.3

1 Цит по.Шогенов А. Михаил Горбачев: Ставропольский приод // Советская Россия.- 2006.- 1 марта

2 Цит по «Энциклопедия для детей. Т.5. История России и её ближайших соседей. Ч.3. ХХ век».- 3- е изд., перераб. И испр./ Гл. ред. М.Д. Аксенова.- М.: Аванта +.- 2001.- С. 660.

1 Цит по.Шогенов А. Михаил Горбачев: Ставропольский период // Советская Россия.- 2006.- 1 марта

2 .«Энциклопедия для детей. Т.5. История России и её ближайших соседей. Ч.3. ХХ век».- 3- е изд., перераб. И испр./ Гл. ред. М.Д. Аксенова.- М.: Аванта +.- 2001.- С. 660.

1 Цит по «Энциклопедия для детей. Т.5. История России и её ближайших соседей. Ч.3. ХХ век».- 3- е изд., перераб. и испр./ Гл. ред. М.Д. Аксенова.- М.: Аванта +.- 2001.- С. 661

1 Цит по «Энциклопедия для детей. Т.5. История России и её ближайших соседей. Ч.3. ХХ век».- 3- е изд., перераб. И испр./ Гл. ред. М.Д. Аксенова.- М.: Аванта +.- 2001.- С.662

2 Цит. по Ястребов Я Крах воинствующего пацифизма http://www.vpk-news.ru


1 Цит по «Энциклопедия для детей. Т.5. История России и её ближайших соседей. Ч.3. ХХ век».- 3- е изд., перераб. И испр./ Гл. ред. М.Д. Аксенова.- М.: Аванта +.- 2001.- С.663

2 XIX Всесоюзная конференция КПСС: Стенографический отчет.- М.- С.59

1 Согрин В. Политическая история современной России.1985-1994: От Горбачева до Ельцина.- М.: Прогресс- Академия, 1994.- С.63

1 Согрин В. Политическая история современной России.1985-1994: От Горбачева до Ельцина.- М.: Прогресс- Академия, 1994.- С.63


2 Там же.- С.64

1 Орлов А.С. История России.- М.: Велби, 2003.- С.460

1 Цит по Согрин Политическая история современной России.1985-1994: От Горбачева до Ельцина.- М.: Прогресс- Академия, 1994.- С.63

1 XIX Всесоюзная конференция КПСС: Стенографический отчет.Т.1- М.- С.88

Рефетека ру refoteka@gmail.com