Рефетека.ру / Физкультура и спорт

Контрольная работа: Экскурсия в советский период

Содержание


1. Введение

2. Экскурсионное дело в первые годы советской власти (1918-1930гг)

3. Экскурсионная деятельность Общества пролетарского туризма и экскурсий (1930 – 1936гг)

4. Возрождение и развитие экскурсионного дела в послевоенный период (1945 – 1990гг)

5. Постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС о туристско-экскурсионном деле

6. Заключение

7. Список используемой литературы

1. Введение


Со словом «экскурсия» у каждого человека связаны разные воспоминания о туристских поездках, новых местах, эмоциональных переживаниях. Экскурсии для их участников – интеллектуальное удовольствие, а для экскурсоводов – это сложный творческий процесс, успех которого зависит от глубины краеведческих знаний экскурсовода и от того, владеет ли он отточенной техникой ведения экскурсовода, обладает ли талантом педагога и актера.

Экскурсия – сердцевина туризма. Лишь сложные спортивные походы и специализированные туры, такие как охотничий и рыболовный, могут обходиться без нее. При организации же остальных видов туризма – культурного, археологического, ботанического, научного, экологического, созерцательного, религиозного, конгрессного, образовательного, учебного и других – экскурсии обязательно включаются в программы поездок.

Экскурсионное дело – важный раздел культурно-просветительной работы среди населения. Экскурсионному делу свыше ста лет, но наиболее интенсивным было его развитие в 70-е и 80-е годы XX века. Об этом свидетельствуют: ежегодное участие в экскурсиях полумиллиарда человек, десятки тысяч экскурсионных тем, семидесятитысячная армия экскурсоводов, тысячи организаций, активно ведущих экскурсионную работу, развитие теории и методики экскурсионного дела.

Выбранная тема актуальна тем, что история развития советского периода имеет свои характерные черты, связанные с социально-экономическим положением и политическим строем России.


2. Экскурсионное дело в первые годы советской власти (1918-1930гг)


Октябрьская революция, свершившаяся в 1917г. в России, изменила всю страну, став началом нового этапа ее исторического развития. Партия большевиков и Советское правительство с первых месяцев приступили к формированию так называемой социалистической культуры в государстве, к осуществлению культурной революции, результатом которой должен был стать человек новой социалистической формации. Большое значение в осуществлении культурной революции отводилось плану монументальной пропаганды - системе мероприятий Советского правительства по осуществлению пропаганды идей марксизма в искусстве и увековечению событий революционной борьбы, памяти борцов за свободу, великих ученых, писателей, художников.

12 апреля 1918г. председатель Советского правительства В.И. Ленин подписал декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической революции». В результате претворения этого декрета в жизнь в городах страны начали появляться новые памятники. В.И. Ленин придавал большое значение монументальной пропаганде и подчеркивал необходимость организации экскурсий по памятным историко-революционным местам. Он указывал, что следует в первую очередь изобразить революционеров старых времен, чтобы рабочие и школьники на экскурсиях, которые должны проводиться постоянно, могли получать сведения из истории революционной борьбы, слушая рассказ о революционерах у подножия памятников. В.И. Ленин также высоко оценивал значение экскурсий на промышленные и сельскохозяйственные предприятия в системе обучения и воспитания школьников и рекомендовал проводить экскурсии на электрические станции, в «каждый сносно поставленный совхоз», на «каждый сносно поставленный завод», мобилизовывать для лекций всех инженеров, агрономов, всех кончивших университет по физико-математическому факультету.

Таким образом, экскурсии как средство пропагандистской работы, образования и воспитания граждан социалистической страны были использованы большевиками с первых месяцев их правления Россией в целях формирования нового человека. Сразу же после создания Народного комиссариата просвещения РСФСР нарком А.В. Луначарский пригласил в комиссариат профессора И.И. Полянского и предложил ему организовать для учителей Северной области курсы по естествознанию с большим числом практических занятий и экскурсий, подобные тем, какие И.И. Полянский проводил ранее.

Комиссариат просвещения решил использовать опыт краткосрочной экскурсионной подготовки учителей, накопленный в русской школе до революции. И уже летом 1918г. подобные курсы были организованы для учителей Северной области, их программу прослушало два потока учителей.

Дальнейшие усилия по привнесению экскурсионного метода в школьное обучение вылились в создание в феврале 1919г. экскурсионной секции при Отделе трудовой школы Наркомпроса. Ею прежде всего были начаты работы по созданию загородных естественно-исторических станций, которые предназначались для приема школьников и проведения для них экскурсий под руководством опытных педагогов.

Для выбора мест размещения станций при экскурсионной секции была образована временная комиссия, определившая наиболее подходящие пункты. Уже летом 1919г. первые шесть станций в Павловске, Детском (Царском) селе, на Лахте, в Сестрорецке, Петергофе и при Каменноостровском сельскохозяйственном институте приняли группы школьников.

Все эти станции имели главной задачей организацию естественно-исторических (природоведческих) экскурсий. При станциях были созданы кабинеты и лаборатории, предназначавшиеся для обработки собираемого на экскурсиях материала. Сеть экскурсионных станций спланировали таким образом, что каждая отличалась от других природой окружающей местности. Так, вблизи Павловской экскурсионной станции находился значительный по площади лесной массив, сохранивший естественный облик. Исключительный интерес представляли геологические обнажения кембрийской, силурийской и девонской систем, а также четвертичные образования. Кроме того, экскурсии гидрологического и гидробиологического характера совершались на пруды Павловского парка, богатые водной флорой и фауной.

Основу для экскурсионного изучения природы другой станции - Сестрорецкой - составляли дюны и морской берег с многочисленными мелкими заливчиками, где встречались своеобразные представители животного и растительного мира приморской полосы.

Работа на естественно-исторических станциях проходила следующим образом:

Утром приехавшие школьники после легкого завтрака, предоставляемого станцией, отправлялись до обеда на экскурсии, на которых они собирали коллекции. После обеда экскурсанты, познакомившись с методами изучения собранного материала, работали со своими коллекциями, а также осматривали экспонаты станции. Вечером учащиеся возвращались в Петроград. На некоторых станциях - Лахтинской, Павловской и Сестрорецкой - учащиеся могли оставаться на ночлег и на следующий день совершать новую экскурсию. Необходимо отметить, что, несмотря на крайне тяжелое экономическое положение в стране, питание для экскурсантов на станциях было бесплатным. Кроме того, они добирались до станций по железной дороге по специальным проездным документам, выдаваемым экскурсионной станцией. Наряду с естественно-историческими, экскурсионная секция начала организацию гуманитарных станций, в задачу которых входило эстетическое и гуманитарное воспитание детей. Эти станции должны были проводить экскурсии в музеи гуманитарного характера, к архитектурным памятникам, знакомить с другими достопримечательностями.

Всего к 1921г. экскурсионной секцией Коллегии единой трудовой школы, переименованной в связи с реорганизацией центрального органа в экскурсионную секцию сектора социального воспитания Петроградского губернского отдела народного образования, было открыто 15 экскурсионных станций. В 1920 г. их сотрудники провели 46 тыс. экскурсий, в которых приняло участие 138 тыс. человек, а в 1921г. - 53 тыс. экскурсий со 161 тыс. человек.

В дальнейшем по целому ряду причин, среди которых основными были экономические, экскурсионная секция и экскурсионные станции прекратили свое существование.

Деятельность экскурсионной секции получила одобрительную оценку Комиссариата народного просвещения. Им отмечалось: «Развитие экскурсионного дела в Петрограде является одним из наиболее крупных педагогических достижений революции. Организация целой сети экскурсионных станций различного типа, детальное изучение местности в целях педагогического использования, подготовка кадров руководителей экскурсий, разработка и популяризация методов экскурсионного дела и огромное количество пропущенных школьных групп - все это совершенно не сравнимо с тем, что имеет в этой области прежняя школа дореволюционного времени».

Экскурсионная секция сектора социального воспитания Петроградского губернского отдела народного образования явилась прообразом других организаций подобного типа. В то же время была создана экскурсионная секция в подотделе внешкольного образования Петроградского отдела народного образования, в 1920 - 1921 гг. действовала экскурсионная секция в Петроградском отделении Главмузея, работавшая совместно с Центральной станцией гуманитарных экскурсий, в Москве при Народном комиссариате просвещения РСФСР в конце 1920г. было учреждено экскурсионное бюро. Понятно, что в первые годы формирования новых государственных учреждений не могло быть образовано единого органа, направляющего всю работу по экскурсионному делу в стране. Но хорошо видно, какое большое внимание уделял Наркомпрос РСФСР экскурсиям, поставив их в ряд важнейших методов воспитательной и образовательной работы среди населения - как учащейся молодежи, так и трудящихся.

Основная работа по привлечению взрослого населения к экскурсиям была возложена на подотдел внешкольного образования Наркомпроса, преобразованный в ноябре 1920г. в Главный политико-просветительский комитет Республики - Главполитпросвет, бессменным председателем которого являлась Н.К. Крупская. Она неоднократно подчеркивала прогрессивную роль экскурсий, их способность «научить видеть, научить читать ... книгу жизни». «Экскурсии, - писала Н.К. Крупская, - могут носить самый разнообразный характер: естественно-исторический, исторический, эстетический, археологический - могут иметь целью изучение экономической, общественно-политической жизни и т.д. Насколько разнообразны явления, настолько же могут быть разнообразны и экскурсии, имеющие целью изучение этих явлений». Она видела в экскурсиях одно из универсальных средств образования и воспитания.

Экскурсионное бюро Главполитпросвета должно было проделать огромную работу по созданию экскурсионной методики для взрослого населения, приданию экскурсиям социалистического содержания, координации работы всех экскурсионных учреждений в стране, возникших при профсоюзах, отдельных клубах и других организациях. В бюро были созданы комиссии естественно-научных, гуманитарных и технических экскурсий, в задачу которых входила разработка на научной основе планов и программ экскурсий. Особой заботой стало создание методик проведения историко-революционных и производственных экскурсий. Кроме того, бюро открыло несколько краткосрочных курсов по подготовке руководителей экскурсий разного типа, на которые в качестве слушателей принимались главным образом педагоги.

Экскурсионному делу, получившему в период 1918 - 1921 гг. широкое развитие, был необходим научный фундамент, и в 1921г. в стране создается сразу три научно-исследовательских института, которым поручается вести научные исследования в области экскурсоведения. В Москве Наркомпросом РСФСР учреждается Центральный музейно-экскурсионный институт, выросший из его экскурсионного бюро; в Институте методов внешкольной работы открывается экскурсионный отдел; в Петрограде губернский отдел народного образования создает научно-исследовательский экскурсионный институт.

Познакомимся в качестве примера со структурой и основными направлениями работы Петроградского экскурсионного института. Он состоял из трех отделов: естественного, гуманитарного и экономико-технического, которые, в свою очередь, делились на секции. Естественный отдел - на пять секций: почвенно-геологическую, ботаническую, зоологическую, гидробиологическую и географическую; гуманитарный - на три: культурно-историческую (с литературной), этнографическую и художественную (изобразительных искусств); экономико-технический - на четыре: энергетическую, экономическую, благоустройства населенных мест и общепромышленную.

Главной целью в работе института являлось «изучение экскурсоведения по всем областям жизни природы и человеческой культуры как в сфере теоретической, принципиальной, так и в практической, в желанной глубине и полноте, в видах создания цельной образовательной системы». Среди основных его задач были централизация и обобщение опыта работы различных учреждений в экскурсионной сфере: просветительских организаций, школ, научно-исследовательских учреждений.

Научно-исследовательские экскурсионные организации, созданные в 1921г., просуществовали недолго. Через несколько лет они были расформированы или реорганизованы.

Вопросы теории и методики экскурсионного дела обсуждались в начале 20-х гг. также на экскурсионных конференциях. Первая в России конференция по проблемам экскурсоведения прошла 16-21 мая 1921г. в Петрограде. Она была подготовлена экскурсионными секциями сектора социального воспитания Петроградского отдела народного образования, Петроградского губполитпросвета и Главмузея. В работе конференции приняли участие 180 человек. Основной ее задачей было содействие развитию экскурсионного дела в области школьного и внешкольного образования. На конференции заслушали и обсудили большое число докладов о методике проведения экскурсий, организации экскурсионного дела, деятельности экскурсионных станций, особенностях работы среди взрослого населения. На естественно-исторической секции впервые был поднят вопрос об охране природы во время проведения экскурсий. Делегаты конференции высказались за расширение экскурсионного дела в стране.

Еще более многочисленной оказалась Петроградская экскурсионная конференция, состоявшаяся в марте 1923 г. В ее работе приняло участие более 700 человек. На конференциях 20-х гг. закладывалась теоретическая база советского экскурсоведения.

Экскурсионная работа с первых лет Советского государства была тесно связана с краеведческой деятельностью в стране, получившей особо бурное развитие в 20 - 30-е гг. Руководство краеведческой работой было возложено на Главное управление научными и научно-художественными учреждениями Наркомпроса (Главнаука). При нем сформировали Центральное бюро краеведения (ЦБК), а во многих городах страны были созданы краеведческие организации, число которых к 1925г. превысило тысячу. Краеведы выявляли и изучали новые объекты в своем регионе, связанные с историческим и культурным прошлым, творчеством великих русских писателей и деятелей культуры, революционным движением, первыми социалистическими достижениями в народном хозяйстве. К ним прокладывались новые экскурсионные маршруты.

Экскурсионный метод применяли все культурно-просветительские организации: Наркомпрос, Центральное бюро туризма ЦК ВЛКСМ, культотдел ВЦСПС, органы народного образования, краеведческие общества и музеи. В Наркогспросе действовали отдел дальних и близких экскурсий, экскурсионная секция отдела социального воспитания, экскурсионно-выставочный отдел Главполитпросвета, экскурсионно-справочный отдел Центрального бюро краеведения Главнауки, а также соответствующие отделы органов народного образования на местах. Их деятельность координировалась Главполитпросветом, который давал задания различным организациям по созданию новых туристско-экскурсионных программ.

Вопросы, связанные с туризмом и экскурсионной деятельностью в стране, неоднократно заслушивались на всесоюзных съездах и конференциях по краеведению, организуемых Главнаукой. По ее указанию все правления научных обществ и краеведческих организаций должны были помогать экскурсионным организациям, особенно в осуществлении туристско-экскурсионной работы среди молодежи. Журнал «Известия», издаваемый Центральным бюро краеведения, рекомендовал краеведческим организациям учитывать большой интерес молодежи к туризму и экскурсиям. Для этого краеведческие организации должны были:

1. организовывать лекции о крае и особо интересных его местах, которые следует посетить;

2. изучать места, где можно провести свободное время и отдохнуть;

3. разрабатывать маршруты экскурсий, как местного значения, так и выходящие за пределы своего края;

4. устраивать выставки и конкурсы лучших материалов, собранных во время экскурсий;

5. готовить организаторов краеведческой и экскурсионной работы.

Все это говорит о том внимании, которое уделялось вопросам воспитания молодежи, вовлечения ее в краеведческую и туристско-экскурсионную работу, являвшуюся эффективным средством формирования нового человека.

Большую роль Главполитпросвет отводил развитию историко-революционных экскурсий, в которых отражались революционные события 1905 и 1917 гг. Экскурсии на историко-революционную тематику должны были не только способствовать накоплению знаний о революции, но и оказывать сильное воспитательное воздействие на экскурсантов через переживания от воссозданных в экскурсиях революционных событий. Целью этих экскурсий являлось воспитание активного защитника и продолжателя дела революции.

К 5-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции в Москве были разработаны первые экскурсии, на которых рассказывалось о революционных событиях 1917г. и произошедших изменениях в стране: «Москва в Октябре 1917г.», «Послеоктябрьская Москва», «Всходы нового строительства на развалинах дворянско-буржуазной культуры».

Широкое развитие получили историко-революционные экскурсии в период празднования 20-летия первой русской революции 1905г. В Москве проводились экскурсии «Московский пролетариат в первой революции», «Миусский район и подпольная типография в 1905г.» и ряд других. Музей Революции, созданный в 1923г., подготовил цикл экскурсий под общим названием «Ленинизм». В Ленинграде были разработаны экскурсии «Петербургский пролетариат в революции 1905г.», «Кровавое воскресенье» и др. Экскурсии, связанные с революционными событиями 1905г., проводились в Иваново-Вознесенске, Одессе, Севастополе и других городах страны.

Работа по развитию историко-революционных экскурсий усилилась в период подготовки к празднованию 10-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции. В Москве, Ленинграде и во многих других городах устанавливались новые памятники, связанные с революционными событиями, мемориальные доски жертвам революции и героям гражданской войны. Их именами называли заводы, фабрики, колхозы, города, площади, улицы. Эти памятники и памятные места становились основой для подготовки новых экскурсий на историко-революционную тематику.

В целях более углубленного изучения историко-революционного прошлого на основе экскурсионного метода Главполитпросвет рекомендовал разработку и проведение не только эпизодических экскурсий, но и определенных циклов экскурсий историко-революционного содержания. Цикл состоял из нескольких экскурсий, объединенных общей темой и органически связанных между собой. В циклы включались как городские, так и музейные экскурсии. Ориентированы они были на определенные группы экскурсантов.

Примером может служить цикл экскурсий историко-революционного содержания, который предлагался для слушателей Совпартшколы в Москве:

1. городская экскурсия «Октябрьские дни в Москве»;

2. экскурсия в музее Революции «Великая Октябрьская социалистическая революция, ее предпосылки и ход»;

3. городская экскурсия «Декабрьское вооруженное восстание на Пресне»;

4. экскурсия в музее Революции «История революционного движения в России и роль ВКП (б)».

Задача данного цикла состояла в том, чтобы дополнить пройденный курс истории партии и революционного движения и проиллюстрировать его на конкретном зрительном материале. Разработка методики подготовки и проведения экскурсий по историко-революционной тематике явилась мощным толчком развития общей методики экскурсоведения в стране.

Другой приоритетной экскурсионной тематикой являлась производственная. Экскурсионные учреждения, выполняя решения партийных съездов, широко пропагандировали первые достижения социалистического строительства. Они устраивали экскурсии на передовые стройки, предприятия, в колхозы.

Краткий экскурс в развитие экскурсионного дела в первый десятилетний период существования Советского Союза показывает, что в работе по формированию гражданина нового, неизвестного ранее в мире социалистического государства важное место принадлежало экскурсиям. Они стали серьезным средством идеологического воздействия на массы.


3. Экскурсионная деятельность Общества пролетарского туризма и экскурсий (1930 - 1936)


В 1930г. туристскую работу в стране возглавило Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ), возникшее от слияния Общества пролетарского туризма РСФСР и акционерного общества «Советский турист». Председателем его был избран страстный поклонник путешествий в горах прокурор РСФСР Н.В. Крыленко. Он следующим образом охарактеризовал туризм, получивший развитие в стране к началу 30-х гг.: «Пролетарский туризм для нас, прежде всего, есть один из методов социалистического строительства». И далее Н.В. Крыленко так сформулировал основную его задачу: «активное содействие социалистическому строительству всеми мерами и способами, которые представляет туризм». Под активным содействием социалистическому строительству прежде всего понималась «политическая работа над самими экскурсантами», их соответствующая идеологическая обработка.

Руководящим органом Всесоюзного добровольного общества пролетарского туризма и экскурсий был Центральный совет ОПТЭ во главе с президиумом. Экскурсионная работа сосредоточивалась в Оперативно-экскурсионном секторе ЦС ОПТЭ. В республиках, краях и областях были учреждены оргбюро и советы ОПТЭ. На заводах, фабриках, в учебных заведениях создавались низовые организации - ячейки, объединявшие членов ОПТЭ.

Сущность и основные направления туристско-экскурсионной работы отражались в лозунгах Общества пролетарского туризма и экскурсий.

«Чтобы лучше строить СССР, надо его знать, чтобы лучше знать - будьте туристами» - таким был один из основных лозунгов пролетарского туризма. (Следует заметить, что в 30-е гг. не было четкого деления путешествующих на туристов и экскурсантов. Туристами зачастую называли экскурсантов, как и наоборот.) В задачу ОПТЭ входили знакомство рабочих и крестьян со своей страной, показ им новых грандиозных строек, достижений в колхозном строительстве. Множество экскурсий организовывалось с посещением Днепрогэса, Ростовского завода сельскохозяйственных машин, Сталинградского тракторного завода, Кузнецкстроя, совхоза «Гигант» в Ростовской области, передовых районов сплошной коллективизации и т.д.

«Вооружить трудящихся пафосом стройки, энтузиазмом, уверенностью в ее успешности и реальности боевых темпов нужно не только книгой, не только рассказом, не только газетой, но и непосредственным наглядным показом, ибо ничто не действует так сильно и убедительно, как собственные наглядные впечатления», - писал заместитель председателя Общества пролетарского туризма и экскурсий Л. Гурвич.

Результаты экскурсий на грандиозные стройки первых пятилеток были в духе того времени, пронизанного пафосом революции. Вот что написали председателю ОПТЭ калужские рабочие, совершившие в августе 1930г. поездку на Днепрогэс: «На экскурсию поехали рядовые рабочие калужских фабрик и заводов, а вернулись агитаторами за генеральную линию партии, первыми ее проводниками, энтузиастами социалистического строительства». Из 280 участников этой экскурсии 37 подали заявление о вступлении в ВКП (б) и двое - в комсомол. Подобный результат от поездки не был единичным. Так, группа ленинградских рабочих, премированных поездкой по маршруту Ленинград - Москва - Днепрострой - Ростов-на-Дону - Сталинград, писала Н.В. Крыленко: «Это путешествие дало такой огромный политический кругозор, которого не получили бы, занимаясь на курсах в течение 6 месяцев. Подтвердило все статьи, появляющиеся в газетах о достижениях строительства Советского Союза, показало факты, на что расходуются средства государства». Так Общество пролетарского туризма и экскурсий на наглядных убедительных примерах решало задачу «политической работы над самими экскурсантами».

Экскурсии на передовые предприятия, в совхозы и колхозы включали также и работу по обмену прогрессивными методами труда. Лозунг Общества пролетарского туризма и экскурсий звучал следующим образом: «Обмен производственным опытом - задача каждой ячейки ОПТЭ, каждой группы туристов, каждого путешествия, каждой экскурсии».

Сегодня этот лозунг, без сомнения, наивен, но в начале 30-х гг. туристские поездки и экскурсии внесли свою определенную лепту в совершенствование технологии производства и организацию трудового процесса на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях.

Туристские путешествия и экскурсии решали еще одну задачу - повышение культурного уровня трудящихся, что нашло отражение в таких лозунгах как «Пролетарский туризм творит грани нового человека», «Пролетарский туризм - лучший способ самообразования», «Пролетарский туризм вырабатывает художественные навыки». Эти лозунги не были пустой пропагандистской болтовней, большая работа ОПТЭ по формированию культурного облика советского человека подтверждалась убедительными фактами. Так, только в 1930г. Московский областной совет ОПТЭ организовал около 1 млн. посещений различных музеев, заводов, фабрик. В Ленинграде в тот же год только музеи посетило более 1 млн. экскурсантов.

Общество пролетарского туризма и экскурсий вело большую издательскую деятельность. Его Центральным советом выпускались специальные журналы - «Турист-активист», «Всемирный турист», «На суше и на море» с приложением «Библиотечки туриста». Журнал «Турист-активист» осуществлял широкий обмен опытом туристско-экскурсионной работы, информировал о делах Центрального совета, местных отделений и ячеек общества, публиковал руководящие статьи по всем вопросам туристско-экскурсионной работы. ОПТЭ выпускало также «Библиотечку пролетарского туриста» - серию книг с описанием туристских маршрутов и экскурсий, условий организации путешествий, общих правил для туристов и экскурсантов.

Формирование Всесоюзной туристской организации пришлось на годы первой (1928-1932 гг.) и второй (1933-1937 гг.) пятилеток - период, когда в стране активно проводилась культурная революция. Вся идеологическая машина государства была направлена на политическое просвещение трудящихся, формирование убежденных борцов за идеи социализма. Эти задачи должны были решать и экскурсии, среди которых в то время превалировали экскурсии на историко-революционную, производственную и сельскохозяйственную тематики. Для достижения большего эффекта от экскурсий их рекомендовалось проводить с учетом особенностей различных групп населения: профессий участников экскурсионной группы, их возраста, культурного уровня и др. То есть, в экскурсионной работе в 30-е гг. следовало обязательно соблюдать принципы дифференцированного обслуживания населения. Ярким примером являются экскурсии по Москве, которые рекомендовались Оперативно-экскурсионным сектором Центрального совета Общества пролетарского туризма и экскурсий. Так, для рабочих-текстильщиков предлагались следующие общие экскурсии: обзорная экскурсия по Москве - «Москва - центр социалистического строительства», в музей Революции - «Пролетариат в революционном движении», в музей В.И. Ленина - «В.И. Ленин - вождь пролетариата», и ряд специальных экскурсий: на текстильную фабрику им. Красной Армии и Флота - «Хорошие показатели работы на старом оборудовании», на Соболево-Щелковскую фабрику - «Реконструкция текстильной фабрики», в текстильный институт - «Подготовка кадров текстильной промышленности», по Красной Пресне - «Текстильщики на Красной Пресне в революции 1905г.».

Экскурсионная программа для рабочих-металлистов включала в себя общие экскурсии по Москве и в музеи, а также специальные - производственные: в Политехнический музей - «История техники металлопромышленности», на завод «Серп и Молот» - «Советский металлозавод в реконструктивный период», на завод «Красный Пролетарий» - «Советское машиностроение - проблема превращения СССР из страны, ввозящей машины, в страну, их производящую».

Для крестьян предлагались специальные тематические экскурсии другого плана: в колхоз «Герольд» - «Коллективизация сельского хозяйства», в совхоз «Бутырский хутор» - «Индустриализация сельского хозяйства», в Тимирязевскую академию - «Наука на службе социалистического строительства», на Люберецкий завод - «Роль промышленности в социалистическом переустройстве деревни».

Специальные экскурсии были подготовлены и для других групп экскурсантов. И главной целью каждой из них являлось показать экскурсантам первые достижения социалистического строительства в городе и деревне и дальнейшие его перспективы.

В 1936г. Центральная Исполнительная Комиссия Союза ССР, проанализировав состояние туризма в стране, пришла к выводу, что дальнейшее его развитие целесообразно осуществлять в рамках двух мощных сформировавшихся к тому времени организаций: Всесоюзного совета физической культуры и Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов. На первый было возложено руководство и контроль над всей работой в области туризма и альпинизма как части физической культуры, на ВЦСПС - непосредственное руководство организацией местных и дальних экскурсий и массового туризма и альпинизма. Для решения этих задач в 1936г. создается Центральное туристско-экскурсионное управление ВЦСПС (ЦТЭУ), которое должно было заменить Общество пролетарского туризма и экскурсий и стать ведущей организацией в стране по развитию туризма, экскурсионного дела и альпинизма.

В республиках, краях и областях создаются туристско-экскурсионные управления (ТЭУ). Они были образованы там, где проходило больше всего туристских и экскурсионных маршрутов: в Ленинграде, Кисловодске, Сочи, Симферополе, Тбилиси и других городах. Открывались новые туристские лагеря, где туристов обеспечивали всеми видами обслуживания: размещением, питанием, транспортом, туристским снаряжением, экскурсиями. Последние составляли обязательную часть любого туристского путешествия. Организовывались экскурсии по городу, в музеи, на выставки, на заводы и фабрики, в колхозы и совхозы, к памятным местам сражений времен революции и гражданской войны. Экскурсионное содержание туристских путешествий рассматривалось как одна из важных форм коммунистического воспитания трудящихся и учащейся молодежи.

Но поступательное развитие туристско-экскурсионного дела в стране было нарушено начавшейся второй мировой войной.


4. Возрождение и развитие экскурсионного дела в послевоенный период (1945 – 1990гг)


Еще не закончилась Великая Отечественная война, а Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов принял в апреле 1945г. решение о возобновлении туристско-экскурсионной деятельности в стране (Решение Секретариата ВЦСПС от 24 апреля 1945г.). Возрождалось Туристско-экскурсионное управление, планировалось воссоздание материально-технической базы туризма. В течение 1945 - 1948 гг. начали работу ТЭУ в Москве, Ленинграде, Симферополе, Горьком, Свердловске, Ростове-на-Дону, Краснодаре, Тбилиси и во многих других городах Советского Союза. В Сочи, Грузии, на Урале был произведен ремонт туристских баз, которые во время войны действовали как госпитали. Уже в 1946г. открылись новые турбазы: «Селигер» в Калининской области и «Нелиярве» в Эстонии, в 1947г. - «Кавказ» в поселке Гузерипль Краснодарского края, в 1948г. - «Привал» в Бахчисарае и «Репино» в поселке Репино Ленинградской области.


5.Постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС о туристско-экскурсионном деле


КПСС, правительство страны, профсоюзы с большим пониманием относились к возрождению туристской отрасли хозяйства, что подтверждается многочисленными постановлениями по вопросам туризма и особенно результатами выполнения этих государственных актов. Большой толчок развитию туризма и экскурсий дало первое совместное постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 30 мая 1969 г. «О мерах по дальнейшему развитию туризма и экскурсий в стране». В постановлении определялись задачи по развитию туризма и экскурсий не только профсоюзам, но и партийным и государственным органам, ряду министерств. «ЦК компартий и Советам Министров союзных республик, центральным комитетам и советам профсоюзов, ЦК ВЛКСМ, Министерству просвещения СССР, Государственному комитету Совета Министров СССР по профессиональному образованию, - указывалось в нем, - принять меры к массовому развитию туризма и экскурсий среди трудящихся и учащейся молодежи, расширению сети и улучшению деятельности туристских и экскурсионных учреждений, к улучшению подбора, идейно-политического воспитания и повышению квалификации кадров для этих организаций, превращению туристско-экскурсионного дела в крупную отрасль обслуживания населения».

Министерству просвещения СССР давалось задание создать Центральную детскую туристско-экскурсионную станцию, Министерству путей сообщения, Министерству гражданской авиации, Министерству морского флота совместно с ВЦСПС увеличить к 1975 г. в пять-шесть раз объемы железнодорожных, автобусных, речных, морских и авиационных путешествий, союзным министерствам пищевой промышленности, рыбного хозяйства, мясной и молочной промышленности, торговли и Центросоюзу вменялось в обязанность расширить ассортимент, увеличить производство и продажу полуфабрикатов, фасованных продуктов питания в упаковке, обеспечивающей их длительную сохранность и удобной для туристских походов. Госплан СССР должен был предусмотреть выделение ВЦСПС для строительства и оборудования туристско-экскурсионных учреждений материалов, мебели и инвентаря, по 500 туристских автобусов в год и др.

Постановление показывало, какое огромное значение придают Коммунистическая партия, Советское правительство, профсоюзы туризму и экскурсионному делу - этому важному средству укрепления здоровья, духовного и культурного роста граждан страны, их идейно-политического воспитания. Решения партии и правительства позволили еще более интенсифицировать развитие туристско-экскурсионного дела в стране.

В июле 1971г. Президиум ВЦСПС принимает специальное постановление, касающееся экскурсионного дела: «О мерах по дальнейшему улучшению экскурсионной работы». В нем были определены конкретные меры по повышению идейно-политической направленности и познавательной ценности экскурсий, улучшению методической работы экскурсоводов, подготовки кадров для бюро путешествий и экскурсий. Постановление давало право комитетам профсоюзов оплачивать 70% стоимости экскурсий и путешествий на маршрутах выходного дня за счет средств профсоюзного бюджета, предусмотренных на культурно-воспитательную работу. Это содействовало более широкому привлечению трудящихся и их детей к участию в экскурсиях и путешествиях по своему краю.

К началу 70-х гг., еще до постановления Президиума ВЦСПС, на географических факультетах ряда государственных университетов - Ростовского, Белорусского, Киевского, Симферопольского, Тбилисского - были открыты специализации «Методика и организация, туристско-экскурсионного дела». Постановление ВЦСПС определило и другую форму подготовки кадров экскурсоводов - создание экскурсионных отделений на факультетах общественных профессий педагогических институтов, на которых будущие учителя могли бы приобрести вторую (общественную) профессию - экскурсоводов. Центральным советом по туризму и экскурсиям и Министерством просвещения СССР, во исполнение постановления ВЦСПС, были разработаны примерный учебный план и программа курса «Основы экскурсоведения» для факультетов общественных профессий. Уже через несколько лет в большинстве педагогических институтов страны, а также в университетах, технических и других вузах на факультетах общественных профессий были открыты отделения по подготовке экскурсоводов.

Главное экскурсионное управление Центрального совета по туризму и экскурсиям в 1971г. разработало документы, определяющие организационные формы, структуру экскурсионных учреждений, содержание их работы, должностные обязанности основных категорий работников: «Положение об экскурсионном бюро, бюро путешествий и экскурсий совета по туризму и экскурсиям», «Положение об экскурсоводе туристско-экскурсионных учреждений системы Центрального совета по туризму и экскурсиям», «Положение о методическом совете экскурсионного бюро, бюро путешествий и экскурсий системы Центрального совета по туризму и экскурсиям» и др. Экскурсионная работа в стране в начале 70-х гг. приобрела стройные организационные формы.

В принятом в октябре 1980г. постановлении Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС «О дальнейшем развитии и совершенствовании туристско-экскурсионного дела в стране» констатировалось, что туристско-экскурсионное дело в стране превратилось в крупную отрасль обслуживания населения, прочно вошло в быт советских людей, стало действенной формой пропаганды успехов коммунистического строительства, важным средством воспитания трудящихся, укрепления их здоровья. В нем были определены новые задачи партийным и государственным органам, профсоюзам по созданию советской туристской индустрии. Указывалось, что в стране создана широкая сеть туристско-экскурсионных учреждений, более разнообразной стала тематика экскурсий, география путешествий, но подчеркивалась необходимость расширения объемов туристского и экскурсионного обслуживания граждан, так как потребности населения в них удовлетворяются не в полной мере. Серьезное внимание уделялось повышению качества обслуживания, совершенствованию видов и форм предоставляемых услуг, более полному использованию возможностей туризма и экскурсий в целях улучшения идейно-политического, трудового и нравственного воспитания трудящихся и учащейся молодежи. В связи с тем, что развитие туризма определяется усилиями не только Центрального совета по туризму и экскурсиям, а зависит от деятельности большого числа министерств и ведомств, было признано целесообразным создать при ВЦСПС межведомственный совет по туризму, необходимый для координации всех работ в этой области в СССР.

Вторая половина 70-х - первая половина 80-х гг. отмечены значительными успехами, достигнутыми в области теории и методики экскурсионного дела. Главное экскурсионное управление Центрального совета по туризму и экскурсиям, возглавляемое Б.В. Емельяновым, подготовило и издало большое число методических указаний по основным проблемам экскурсионной работы, такие как «Подготовка и проведение экскурсий», «Основы экскурсоведения», «Организация экскурсионной работы», «Методические рекомендации по подготовке новой экскурсии», «Требования к методической разработке экскурсий», «Городская обзорная экскурсия», «Экскурсии на историко-революционные темы», «В помощь преподавателям курсов по подготовке экскурсоводов», «Туризм и охрана окружающей среды», «Экскурсия как педагогический процесс», «Методические рекомендации по использованию элементов психологии в экскурсиях», «Эстетика на экскурсиях», «История экскурсионного дела в СССР» и ряд других. Научно-практические конференции, проводимые ЦСТЭ и туристско-экскурсионными организациями на местах, способствовали внедрению в практику достижений экскурсионной методики.

О постоянной работе партии и правительства страны по организации активного и содержательного отдыха ее граждан свидетельствует совместное Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ «О мерах по развитию туризма и совершенствованию туристско-экскурсионного обслуживания населения в стране в 1986 - 1990 годах и на период до 2000 года», принятое в июле 1985 г. В нем еще раз подчеркивалась особая роль туризма и экскурсий в идеологическом воспитании трудящихся, в широкой пропаганде достижений страны, ее экономики, науки и культуры.

Но перспективы развития туристско-экскурсионного дела в стране, намеченные новым постановлением, достигнуты не были, причиной чего явились перестройка, произошедшая в стране, перевод туристской и экскурсионной деятельности на коммерческие основы.


6. Заключение


Подводя итоги, хотелось бы отметить следующие основные моменты.

Октябрьская революция, свершившаяся в 1917г. в России, изменила всю страну, став началом нового этапа ее исторического развития. Партия большевиков и Советское правительство с первых месяцев приступили к формированию так называемой социалистической культуры в государстве, к осуществлению культурной революции, результатом которой должен был стать человек новой социалистической формации.

Вся идеологическая машина государства в 30-е – 40-е годы была направлена на политическое просвещение трудящихся, формирование убежденных борцов за идеи социализма. Эти задачи должны были решать и экскурсии, среди которых в то время превалировали экскурсии на историко-революционную, производственную и сельскохозяйственную тематики.

Экскурсионное содержание туристских путешествий рассматривалось как одна из важных форм коммунистического воспитания трудящихся и учащейся молодежи.

Поступательное развитие туристско-экскурсионного дела в стране было нарушено начавшейся второй мировой войной. Однако по окончанию Великой Отечественной войны Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов принял в апреле 1945г. решение о возобновлении туристско-экскурсионной деятельности в стране. Возрождалось Туристско-экскурсионное управление, планировалось воссоздание материально-технической базы туризма.

Вторая половина 70-х - первая половина 80-х гг. отмечены значительными успехами, достигнутыми в области теории и методики экскурсионного дела.

Перспективы развития туристско-экскурсионного дела в стране, достигнуты не были, причиной чего явились перестройка, произошедшая в стране, перевод туристской и экскурсионной деятельности на коммерческие основы.


7. Список используемой литературы


1. Савина Н.В. Экскурсоведение: Учеб. пособ. для вузов / Н.В. Савина, З.М. Горбылева. - Минск.: Изд-во БГЭУ, 2004 – 336с.

2. Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности. М.: Нолидж, 1996 – 368с.

3. Долженко Г.П. Экскурсионное дело: Учеб. пособ. для вузов – М.; Ростов н/Д: МарТ, 2005 – 272с.

4. Емельянов Б.В. Экскурсоведение в 3 частях: Учеб. пособ. для вузов – М.; Рекламно-информационное бюро «Турист», 1992 - 121с.

5. Емельянов Б.В. Экскурсоведение: Учебник для вузов – 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Советский спорт, 2000 – 224с.

6. Карташевская И.Н. Экскурсия – это не просто // Турист. 1998 №3

Похожие работы:

  1. • Использование эвристической технологии в ...
  2. • Национальные парки в системе экологического туризма в ...
  3. • Маркетинговые исследования в сфере туризма
  4. • Ценностное содержание туризма в представлениях ...
  5. • Организация местной власти в советский период
  6. • Составление карточек экскурсий
  7. • Городские обзорные экскурсии Минска
  8. • Этапы разработки экскурсионной программы
  9. • Место экскурсии в процессе познания окружающего мира
  10. • Особенности религиозной экскурсии по православному ...
  11. • Социальная реклама Советского периода и в современной России
  12. • Культура советского периода
  13. • Составление маршрута пешеходной экскурсии "Ростов ...
  14. • Развитие русской философии в советский период
  15. • Роль экскурсий в экологическом воспитании дошкольников
  16. • Организация учебных экскурсий как средство ...
  17. • Воспитательно-образовательное значение экскурсий в ...
  18. • Роль экскурсий в развитии наблюдательности у младших ...
  19. • Показ в экскурсии как основа принципа наглядности
Рефетека ру refoteka@gmail.com