Рефетека.ру / Физкультура и спорт

Курсовая работа: Экономические обоснование стоимости туристского продукта (на примере Турции)

Экономика и менеджмент

в туризме и гостиничном хозяйстве


КУРСОВАЯ РАБОТА


на тему: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЕ СТОИМОСТИ ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА (НА ПРИМЕРЕ ТУРЦИИ)


2004


О Г Л А В Л Е Н И Е:


ВВЕДЕНИЕ Error: Reference source not found

ГЛАВА 1. ТУРЦИЯ КАК ОБЪЕКТ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА Error: Reference source not found

1.1. Понятие и тенденции современного международного туризма Error: Reference source not found

1.2. Характеристика Турции как объекта туризма Error: Reference source not found

1.2.1. Краткая географическая справка Error: Reference source not found

1.2.2. Климат Турции Error: Reference source not found

1.2.3. Достопримечательности Турции Error: Reference source not found

1.2.4. Состояние туристской индустрии Error: Reference source not found

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ТУРИСТСКОГО РЫНКА И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СТОИМОСТИ ТУРПРОДУКТА ДЛЯ ПЕТЕРБУРГСКИХ ТУРПРЕДПРИЯТИЙ Error: Reference source not found

2.1. Стратегические цели развития туристского продукта в Северо-Западном регионе Error: Reference source not found

2.2. Стоимость турпродукта Error: Reference source not found

2.2.1. Примерный расчет стоимости турпродукта для туристов (без учета НДС и без стоимости авиаперелета) Error: Reference source not found

2.2.2. Структура себестоимости тура из Российской Федерации в Турецкую республику Error: Reference source not found

2.3. Анализ деятельности и экономическое обоснование стоимости турпродукта ООО «Вояж» Error: Reference source not found

Структура себестоимости тура Error: Reference source not found

2.4. Влияние стоимости туристического продукта на финансово-экономическую деятельность и оценка эффективности предприятия ООО «Вояж» Error: Reference source not found

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Error: Reference source not found

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Error: Reference source not found


ВВЕДЕНИЕ


Актуальность курсовой работы. В последнее десятилетие значительно активизировались между­народные связи туристских организаций России.

Туризм сегодня - мощная мировая индустрия, занимающая до 10% валового продукта1. Это крупный бизнес, без которого невоз­можно представить современную экономику. Причем туризм - это категория не только экономическая, но и политическая, и социальная.

Новой формой коммерческой работы стало создание смешанных туристских предприятий и фирм. Организации приема туристов в этих фирмах предшествует участие зарубежных партнеров в реконструкции отечественных гостиниц, которые станут базой для их приема.

Современное технологическое оборудование, компьютерные сис­темы управления, подключение гостиниц к международным системам резервирования мест способствуют обеспечению высокого уровня обслу­живания туристов.

С либерализацией выезда российских граждан из страны возник новый мощный рынок выездного туризма, значительная часть открывших­ся туристских фирм стала заниматься исключительно отправкой турис­тов за рубеж.

Однако, задачи, стоящие перед туристическими фирмами невозможно решить, не изучая психологию человека и предпосылки мотивации поступков и принятия решений. Какое направление для путешествия выберет турист, какая страна будет предпочтительнее в этом сезоне, какой вид туризма будет наиболее популярным? Куда следует направить активность в продвижении своего туристского продукта? Как правильно построить тур?

В ближайшие годы специалисты прогнозируют значительный рост отрасли в России за счет расширения внешнеэкономических связей, улучшения транспортной инфраструктуры и материально-технической базы гостиничного хозяйства, повышения качества предоставляемых услуг отечественными турфирмами.

В этой связи особую актуальность приобретает оптимизация механизма ценообразования в туристской отрасли, выявление факторов, оказывающих влияние на стоимость туристического продукта.

Совокупность обозначенных выше проблем обусловили цель работы - экономическое обоснование стоимости туристического продукта (на примере Турции).

В работе решались следующие задачи:

Ознакомиться с понятием и рассмотреть основные тенденции современного международного туризма.

Охарактеризовать Турцию как объект международного туризма.

Осуществить анализ деятельности турфирмы «Вояж».

Привести экономическое обоснование стоимости турпродукта.

Показать, как влияет стоимость туристического продукта на стратегические цели развития турпредприятия.

Теоретической и информационной базой работы послужили:

Результаты экономических и социологических исследований, проведенных авторитетными учеными и ведущими научными учреждениями, занимающимися проблемами туризма (Акаде­ми­ей туризма, Университетом гостиничного туристского и ресторан­ного бизнеса, НИИ комплексных социальных исследований Санкт-Петер­бург­ского государственного университета; правительственные докумен­ты, сборники статей, учебная и специальная литература, материалы финансово-хозяйственной деятельности ООО «Вояж».



ГЛАВА 1. ТУРЦИЯ КАК ОБЪЕКТ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА

1.1. Понятие и тенденции современного международного туризма


Туризм играет все более заметную роль в мировой эконо­мике, поэтому во многих странах мира туризм является бурно развивающейся отраслью.

По мнению ряда специалистов, уровень международного туризма по прибытиям в 1999-2010 гг. может составить более 1 трлн. туристов2, однако отдельные ученые считают, что он будет составлять не более 937 млн3. Это, впрочем, свидетельствует, что количество прибытий к 2010 году существенно возрастет.

Современная западная экономическая наука рассматривает туризм как сложную социально-экономическую систему. Экономические пробле­мы анализируются, как правило, в контексте общественного и экологи­ческого аспекта жизнедеятельности туризма.

Понятие современного туризма как экономической отрасли народного хозяйст­ва невозможно рассматривать в отрыве от глубоких исторических кор­ней, так как путешествия известны человечеству с древнейших времен.

В XX веке одним из важнейших стимулов развития туризма ста­новится растущая мобильность общества, обусловленная успехами транспортного строительства: развитием воздушного сообщения и удешевлением авиабилетов, доступностью цен на автомобили для сред­него потребителя.

Содержание понятия «турист» было впервые раскрыто в рекомендаци­ях Комитета экспертов Лиги Наций в 1937 году4, согласно которым было принято «считать туристом всякого, кто находится не менее 24 часов в стране, в которой он не живет». Специалистами такое определение бы­ло признано расплывчатым. Организация Объединенных Наций (ООН) несколь­ко раз обращалась к данному термину.

В 1954 году в ст. 1 Международ­­ной конвенции о таможенных льготах для туристов дается уже следующее определение: «...турист означает любое лицо, независимо от его расы, пола, языка и религии, которое вступает на территорию какого-либо договаривающегося государства, кроме того государства, в котором это лицо обычно проживает, и остается там не менее 24 часов и не более 6 месяцев с дозволенной целью (кроме цели эмигрировать), как-то: с целью туризма, развлечения, спорта или лечения, или по семейным об­стоятель­ствам, или для учения, религиозного паломничества, или с деловыми целями»5.

Как и любой другой, туристический рынок представляет собой взаимозависимую систему компонентов спроса и предложения. Ту­ризм по своим основным характеристикам не имеет принципиальных отличий от других форм хозяйственной деятельности. Вместе с тем, в туризме имеется и своя специфика.

Необходимо отметить, что международный туризм - это туризм в другую страну, т. е. ино­странный туризм.

Международный туризм бывает въездной и выездной.

Въездной туризм- это путешествия в пределах Россий­ской Федерации лиц, не проживающих постоянно в Российской Федерации.

Выездной туризм- это путешествия лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, в другую страну.

Основным туристским продуктом является комплексное обслуживание, т.е. стандартный набор услуг, продаваемый туристам в одном «пакете».

Характеризуя структуру туристического спроса, можно выделить несколько групп критериев:

экономические;

политические;

социально-демографические;

историко-культурологические;

географические;

психолого-поведенческие;

природно-климатические.

Сегментирование по экономическим параметрам включает:

а) доход туриста;

б) уровень развития туристской индустрии;

в) цена туристского продукта.

Географические факторы предполагают цель туристской поездки: по частям света, странам, регионам, кантонам, городам.

К психолого-поведенческим факторам можно отнести:

а) мотив поездки;

б) тип туриста (психологический портрет);

в) сезонность;

г) организация поездки (туроператор);

д) форма поездки;

е) используемые транспортные средства;

ж) используемые средства размещения;

з) удаленность турцели;

и) длительность поездки;

к) источники финансирования поездки;

л) консультанты и посредники в принятии решения о совершении

турпоездки.

Географические и климатические факторы оказывают существен­ное влияние на формирование спроса на рынке туризма.

Изучение характера и механизма влияния разнообразных факторов, влияющих на спрос на рынке туризма, дает возможность определить ве­роятную реакцию потребителей на те или иные туристские предложения.

В соответствии с Федеральной программой развития туризма в Российской Федерации в период с 1998 г. по 2005 г. предполагается активное строительство новых объектов для размещения туристов и туристской инфраструктуры, модернизация существующей материальной базы, а также проведение широкомасштабной рекламной кампании по продвижению туристского продукта России на мировом рынке. В результате этих меропри­я­тий ожидается дальнейший рост туристских потоков на 14-15%.

1.2. Характеристика Турции как объекта туризма


По действующему российскому законодательству, туристский продукт – это право на тур, предназначенное для реализации туристу. Туристский продукт включает:

• туры, объединенные по целенаправленности (познавательные, оздоровительные и т. п.);

• туристско-экскурсионные услуги различных видов (размеще­ние, питание, транспортные и др.);

• товары туристско-сувенирного назначения (карты, открытки, сувениры, книги, туристское снаряжение и т. п.).

Под производством туристических услуг понимается формирование, продвижение и реализация определенных программ туров, включающих такие характеристики, как географический маршрут и порядок его прохождения, сроки предоставления, состав услуг, цена, включающая надлежащее обеспечение и се необходимые и достаточные элементы для удовлетворения потребностей туриста в процессе путешествия (в том числе снаряжения и инвентаря для отдыха на природе).

Основной рынок сбыта: Турция, Израиль, Объединенные Арабские Эмираты, страны Европы, США и др.

Покупатели туристских услуг: иностранные и российские туристы, принадлежащие к различным социальным и возрастным группам.

Турция - традиционно одно из самых популярных направлений отдыха российских туристов. Если не принимать в расчет приграничные обмены с такими странами, как Польша, Финляндия и Китай, занимающими три первых строчки в этом рейтинг, то Турция окажется самой “обаятельной и привлекательной” для туристических поездок. И уже это обстоятельство делает страну объектом исследовательского интереса. Природно-климатические условия юга России похожи на средиземноморское побережье Турции, поэтому она достаточно успешно конкурировала с отечественными предложениями на рынке пляжного отдыха.

1.2.1. Краткая географическая справка


Турция – государство в Юго-Восточной Европе и Юго-Западной Азии. На северо-западе граничит с Болгарией и Грецией, на северо-востоке - с Грузией и Арменией, на востоке - с Ираном, на юге - с Ираком и Сирией. На севере омывается Черным морем, на юге - Средиземным морем, на западе - Эгейским морем.

Площадь страны 779452 км2.

Азиатская часть Турции носит название Анатолия, европейская же часть составляет всего около 3% территории. Страну можно условно разделить на семь физиографических регионов: Фракия и побережье Мраморного моря; регион Эгейского и Средиземного морей; Черноморский регион; западная Анатолия; Анатолийское плоскогорье; восточное нагорье; юго-восточная Анатолия. Фракия и побережье Мраморного моря - равнинный регион, на востоке которого поднимается горная цепь с горой Улу (Олимпус) (2543 м). Побережье Эгейского и Средиземного морей узкое и холмистое. Анатолийское побережье Черного моря обрамлено Понтскими горами. Западная Анатолия состоит из неровных горных цепей и речных долин, отделяющих Эгейское побережье от Анатолийского плоскогорья - самого крупного региона страны, со всех сторон окруженного горами. Самая высокая точка этого региона - гора Эрси-ес (3916 м). Восточное нагорье является самым гористым регионом Турции. В нем находится знаменитая гора Арарат (5137 м), к которой пристал Ноев Ковчег. Там же берут начало реки Тигр (Дикле) и Евфрат (Фират). Юго-восточная Анатолия - низкое плоскогорье, с севера, востока и запада окруженное горами. Практически все реки Турции порожистые и несудоходные, некоторые летом пересыхают. Самой длинной рекой страны является Кизил-Ирмак (1150 км). Два крупнейших озера Турции - озеро Ван и озеро Туз - соленые; пресноводные озера Бейзегир, Эгридир и Бурдурал находятся на юго-западе страны.

Ведущие города. Анкара, Стамбул (7000 тыс. чел.), Измир (2000 тыс. чел.), Адана (1000 тыс. чел.), Бурса (900 тыс. чел.), Конья (500 тыс. чел.), Анталья (520 тыс. чел.)6.

1.2.2. Климат Турции


Климат Турции субтропический, средиземноморский, по направлению к востоку становится все более засушливым. Внутренняя Анатолия характеризуется континентальным климатом с жарким летом и холодной снежной зимой.


Среднемесячная температура воздуха


янв.

фев.

март

апр.

май

июнь

Июль

авг.

сен.

окт.

нояб.

дек.

Анталья

10 11 13 16 20 25 28 28 25 20 15 12

Измир

9 10 11 16 20 25 28 27 23 18 15 10

Стамбул

5 6 7 12 16 21 23 23 20 16 12 8

Трабзон

6 6 7 11 15 20 22 22 19 15 12 9

Анкара

0 1 5 11 16 20 23 23 18 13 8 2

Эрзурум

-9 -7 -3 5 11 15 19 20 15 9 2 -5

Диярбакыр

2 2 8 14 19 26 31 31 25 17 10 4


Среднемесячная температура воды


янв.

фев.

март

апр.

май

июнь

Июль

авг.

сен.

окт.

нояб.

дек.

Анталья

17 17 17 18 21 24 27 28 27 25 22 19

Изми

11 11 12 15 20 24 26 26 24 21 17 13

Стамбул

9 7 8 11 15 20 23 23 21 17 14 11

Трабзон

10 9 9 10 14 20 24 25 24 20 16 13

1.2.3. Достопримечательности Турции


В стране сохранились египетские, ассирийские, ликийские памятники, постройки римлян, ранних христиан, средневековые крепости. Буквально невозможно шагу ступить, чтобы не наткнуться на какую-нибудь достопримечательность.
Стамбул - это сердце Турции. Здесь - обилие минаретов и сохранившихся памятников византийского искусства, таких как церковь Айя-София (построена как храм Св. Софии в VI в., а в XV в. перестроена под мечеть, сейчас в здании - музей), дворцовый комплекс Топкапы (Сераль) - музей с коллекцией султанских драгоценностей, дворец Долмабахче (XIX в.), семибашенный замок Едикуле, дворец Гексу, летний султанский дворец Бейлербей XIX в.). По обеим берегам Босфора расположены крепости - Румели-хисар (Ремельская крепость) и Анатолу-хисар (Анатолийская крепость). Акведук Валентина (IV в.) и константинопольская цистерна Базилики (подземное водохранилище) - поистине уникальны. В городе около 500 мечетей, из которых наиболее известны - мечеть Сулеймана (XVI в.), Баязеда II, Шах-заде, Селима (XVI в.), султана Ахмеда (Голубая мечеть, XVII в.). Золотые ворота, Мраморная башня (Мармекуле), церковь Хора с византийской мозаикой (XIV в., ныне мечеть Победы), Гелатская башня и морской музей также великолепны.

В Анкаре самое интересное - музей Анатолийских цивилизаций, Старый город, расположенный вокруг средневековой цитадели, и памятник Кемалю Ататюрку.
Церковь Златоглавой Божьей Матери и церковь Св. Евгения византийской архитектуры (обе переделаны в мечети) и монастырь XIV в. находятся в Трабзоне.
В Газиантепе можно увидеть руины византийской крепости, а в Антакье (Антиохия) - остатки римских храмов, акведуков, театров и катакомб, посетить археологический музей с коллекцией мозаики II - III вв., грот Св. Петра и церкви XII - XIII вв.

Город Бурса знаменит гробницами первых оттоманских султанов и горячими серными источниками. Здесь же можно ознакомиться с мечетями в византийском, персидском, исламском стилях.

Троя - легендарный город (более десяти поселений разных периодов, начиная с 3000 года до н.э.) - была найдена Шлиманом в 1873 г. Пляжи побережья Эгейского и Средиземного морей можно отнести к природным достопримечательностям.

Морские курорты: Анталья, Аланья, Кемер, Кушадасы, Бодрум, Мармарис, Фетхие и др.

Горнолыжные курорты: Паландокен (возле Эрзурума, сезон с ноября по март), Улудаг (возле Бурсы, сезон с декабря по март).

Наиболее любим российскими туристами главный город турецкой Ривьеры - Анталия. Она основана в XI веке до н. э. пергамским царем Атталосом И, в честь которого и получила свое название. Самое интересное в Анталии сосредоточено в старом городе, за крепостной стеной. Знаменитый архитектурный памятник - «складчатый» минарет Йивли - единственный в своем роде, сохранившийся со времен сельджуков. Впечатление «складчатости» создают 8 полуколонн. Рядом бывший монастырь танцующих дервишей Мевлевихане. Танец, называемый сема, олицетворяет собой мистическое путешествие человеческого духа через сознание и любовь к Богу. Во время танца дервиши непрерывно кружатся, сначала ускоряя темп, а затем замедляя его. В средние века это был мистический религиозный ритуал, а сейчас у него появилось еще одно предназначение - развлекать публику7.

К востоку от Анталии лежит популярный курортный городок Сиде, где в 42 году н. э. состоялось романтическое свидание Антония и Клеопатры. В античные времена город был важным портом, куда съезжались купцы со всей Малой Азии, чтобы купить на невольничьем рынке раба. В наши дни от древнего города сохранились руины храма Аполлона и одного из самых известных во всей Малой Азии театров. Он выстроен в форме полукруга. В нем могли расположиться 15 тысяч зрителей. А в древнеримских банях сейчас находится археологический музей. В окрестностях Анталии можно посетить несколько древнегреческих городов - Аспендос, Перге, Термес.

1.2.4. Состояние туристской индустрии


В Турции - стране цивилизаций есть что посмотреть. Самый древний город в мире находится здесь. Два чуда света тоже. Самый первый мирный договор на Земле был подписан в Турции. Здесь, в центральной части Анатолии, находятся жилища ранних христиан. В скалах, где ветер создал природные «дымоходы», люди устраивали не только подземные дома, но и храмы.

Только в 2000 году Турцию посетили 10 млн. туристов и принесли стране доход в 9 млрд. долларов. По некоторым прогнозам, к 2020 году количество желающих отдохнуть в Турции вырастет до 25 млн8.

Туризм - основной сектор турецкой экономики, который приносит доход. Вот почему он не испытывает недостатка в регулярных инвестициях. Турция относительно дешевая страна для отдыха

Что касается безопасности туристов в этой стране. По стандартам Международной организации гражданской авиации (в том числе учитывающим и безопасность пассажиров) турецкие аэропорты соответствуют первой международной категории. Не все развитые страны могут похвастаться этим.

Недавно правительство Турецкой Республики закончило разработку глобальной экономической программы по выходу из трудной экономической ситуации. В ней названы два сектора, которые могут помочь стране справиться с кризисом, - туризм и увеличение экспорта.

Самая большая группа путешествующих по Турции - немецкие туристы, затем французы и американцы. В 2001 году страной заинтересовались туроператоры Исландии, Италии и скандинавских стран. Турция – постоянный объект внимания российских туроператоров.

Турция летом - страна №1 для российских туристов. И дело не только в особом интересе к восточной экзотике, но прежде всего в море и жарком солнце, низких ценах, качественном обслуживании, профессионализме турецких турфирм, упрощенной визовой процедуре. Не говоря уже о необыкновенном радушии турецкого народа, обилии развлечений, богатой культуре. В Турции, где пересекаются 12 цивилизаций, есть что посмотреть: подземные города, скальные церкви и монастыри, храмы, мечети, караван-сараи, дворцы...

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ТУРИСТСКОГО РЫНКА И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СТОИМОСТИ ТУРПРОДУКТА ДЛЯ ПЕТЕРБУРГСКИХ ТУРПРЕДПРИЯТИЙ

2.1. Стратегические цели развития туристского продукта
в Северо-Западном регионе


Развитие международного туризма - одно из основных перспективных направлений развития Северо-Запада. В настоящее время довольно успешно развиваются внешнеэкономические связи со странами Южного региона и Юго-Восточной Азии, с Финляндией и др. С новым зарубежьем ситуа­ция несколько сложнее и еще предстоит большая работа по налажива­нию взаимовыгодного сотрудничества в сфере туристического бизнеса.

Безусловно положительным фактором развития российского рынка туризма является растущее число и влияние объединений туроператоров и турагенств. Наряду с такими известными объединениями, как РАТА (Российская ассоциация турагенств) и НТА (Национальная туристская ассоциация), за последние годы сформировалось множество суботраслевых объединений в сфере туризма, например, Российская ассоциация социального туризма, Телевизионная ассоциация турагенств, Российская таймшер ассоциация. Объединение туроператоров Москвы и др. Потребители туруслуг также объединяются: не так давно создана, например, Лига защиты прав путешествующих.

Санкт- Петербург, как культурный центр России и северная столица получает доходы от туризма в основном от приема деловых туристов, которые приобретают самые дорогие услуги, пользуясь гостиницами и приносят практически 67 % поступлений в казну. Так высокой и стабильной загрузкой отличаются именно три пятизвездочных отеля ( Астория, Грант-отель, Европа, Шератон- Невский Палас).

По данным Петербургского комитета статистики, на 01.01.2002 г. В Санкт - Петербурге было зарегистрировано около 1500 туристических фирм занимающихся международным туризмом.

Санкт-Петербург как центр Северо-Запада и наиболее привлекательный объект туристского интереса должен не просто поддерживать и сохранять свой имидж культурно-исторической столицы, постоянно стимулировать спрос на традиционные туристские продукты, но и заниматься разработкой новых туристических продуктов.

Главная стратегия заключается в совершенствовании организации выездного туризма - делового, конгрессного развлекательного, ознакомительного; и др. туризма, в том числе нестандартного.

Определяя стратегические цели развития туристского продукта в Северо-Западном регионе в современных условиях, прежде всего необ­ходимо отметить, что Северо-Запад - едва ли не самый маленький по территории эконо­мический район России. Однако потенциал его весьма высок. Важнейшее преимущество Северо-Запада - это выгодное ге­ографи­чес­кое положение, выход к Балтике и европейским странам.

Турция традиционно является очень привлекательной страной для жителей Петербурга и Ленинградской области. Особенно популярны шоп-туры, стоимость которых приемлема для жителей нашего региона.

2.2. Стоимость турпродукта


Средняя стоимость туристической путевки от Санкт-Петербурга до г.Стамбула - 330 долларов США (из Москвы – 192 доллара США). В стоимость включено проживание 3 суток в гостинице и 1 раз в сутки «шведский стол».

Основные экскурсионные маршруты: Анкара – Измир – Стамбул.

Денежная единица – турецкая лира. Но повсеместно используются американские доллары и евро.

Расстояние от аэропорта «Эсенбога» до центра столицы – 35 км, расстояние от железнодорожного вокзала до центра – 4 км. Стоимость проезда на такси за км: в дневное время – 300 лир, после 23-00 – 500 лир.

Носильщик – 1 место багажа – от 200 до 500 лир ( в зависимости от веса и размера багажа).

Проезд в общественном транспорте в черте города – 150 лир. Телефон-автомат – необходим жетон: до одной минуты – 50 лир, до трех минут – 150 лир, для международного разговора – 300 лир. Стоимость минуты телефонного разговора с Москвой – 3.5 тыс.лир, обеда в столовых самообслуживания – около 3 тыс.лир, в кафе – 3.5 тыс.лир, в ресторане – 6 тыс.лир, номера в гостинице среднего класса – до 45 тыс.лир. Медицинское обслуживание платное.8

На практике туры в Турцию пользуются большой популярностью среди российских граждан.

Основные цели туров: научно-познавательные цели, отдых, оздоровление.


2.2.1. Примерный расчет стоимости турпродукта для туристов
(без учета НДС и без стоимости авиаперелета)


Цены на определенные виды услуг туризма (экскурсии, фотоуслуги и т.п. )

могут не входить в стоимость турпакета. Они оплачиваются каждым туристом в отдельности в соответствии с его вкусами, интересами и запросами.

Цена тура на одного человека зависит:

- от количества туродней. Чем продолжительнее тур, тем при прочих равных условиях дороже он будет стоить;

от вида тура: индивидуальный или групповой. Цена индивидуального тура при прочих равных условиях выше, чем цена группого тура в расчете на 1 человека;

от возрастного состава туристов, т.к. на многие услуги туризма (проживание в гостинице, экскурсии) детям и школьникам предоставляются скидки с цены. Обычно детям до 7 лет – скидка 50%, школьникам – 40%.10

При групповом туре цена тура на одного человека зависит от численности туристов в группе. Чем больше численность группы, тем ниже стоимость тура в расчете на одного человека. Также учитывается стоимость питания 1, 2 или 3-х разовое – в ресторане, кафе – по выбору туриста (Приложение 1).

На цену туристского продукта влияет целый ряд факторов: степень комфортности (класс обслуживания); вид туристского путешествия (по используемым транспортным средствам: авиационный, железнодорожный, автобусный и др.); конъюнктура рынка на услуги туризма; сезонный характер услуг и др.

При разработке цены на туристический продукт используется метод нормативной калькуляции.

Например:

Сроки: г.Стамбул - 6 дней – 5 ночей

Количество туристов в группе – 20 человек

Питание – полный пансион (завтрак, обед, ужин)

Проживание – Отель «Эсенбей» двухместные номера со всеми удобствами

Транспорт – комфортабельный автобус

Трасферт – аэропорт – гостиница – аэропорт

При расчете применяют цены на услуги, установленные соответствующими предприятиями туристской индустрии, в расчете на 1 человека, за 1 час аренды автобуса. В таблице 1 приведен примерный расчет турпакета.

Таблица 1

Примерный средний расчет турпакета на 20 чел


Турция г.Стамбул

Проживание в Отеле «Эсенбей»:

20 у.е. х 5 ночлегов х 20 чел. = 2000 у.е.

Питание – трехразовое:

3. у.е. х 6 дней х 20 чел. = 3600 у.е.

Экскурсионная, культурная программа, специальная программа .

50 у.е. х 20 чел. = 1000 у.е.

Транспорт - Автобус: 15 у.е. х 6 дней х 6 ч = 540 у.е.

Услуги предприятия (сопровождение группы, бронирование мест в гостинице и авиабилетов) – 10% величины расходов:

10% (2000 + 3600 + 1000 + 540) = 10%

7140 = 714 у.е.

Прибыль предприятия – 20% величины расходов:

20% от 7140 = 1428 у.е.

Общая стоимость тура (без стоимости авиаперелета)

7140 + 714 + 1428 = 9282 у.е.


Таким образом, стоимость турпакета на 1 человека составляет (без стоимости авиаперелета): 9282 : 20 = 464,1 у.е.


2.2.2. Структура себестоимости тура из Российской Федерации
в Турецкую республику


Из вышеприведенного расчета видно, что стоимость путевки на 1 человека составляет: 9282 : 20 = 464,1 у.е.

На долю предприятия, таким образом, приходится около 23% общей стоимости тура:

714 + 1428

-------------- х 100% = 23%.

9282

Цена турпакета на 1 туриста с учетом НДС и комиссионных турагенту составит:11

И + У+ Н +П + Нп - К

Ц =----------------------------,

Ч


Где Ц – цена турпакета, руб.;

И – себестоимость услуг, входящих в турпакет, руб.;

У – стоимость услуг турфирмы, руб.;

Н – НДС, руб.;

П – прибыль турфирмы

Нп- налог с продаж;

К – комиссионное вознаграждение турагента, реализующего турпакет, руб./ 3%/.

Подставим значения и получим:


7140 + 714 +1856,4 + 1428+ 556,9- 350,8 11344

Ц = ----------------------------------------- = -------------- = 567,2

20 20


Туристические агентства для осуществления отправки российских туристов за рубеж, как правило, заключают договора с иностранным турагентами.

Это сотрудничество может иметь две формы:

безвалютный обмен туристскими группами на двухсторонней основе.

Расчеты при такой форме обмена будут осуществляться посредством уравнивания туродней запрограммированных протоколом или соглашением;

валютный обмен туристскими группами с проведением расчетов

согласно договорам между странами в валюте.

В любом случае цена будет определяться на основе себестоимости и нормативной прибыли.

2.3. Анализ деятельности и экономическое обоснование стоимости турпродукта ООО «Вояж»


Общество с ограниченной ответственностью «Вояж» является юридическим лицом - коммерческой организацией. Уставной капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров, созданных в целях извлечения прибыли.

Общество имеет самостоятельный баланс, расчетный счет и иные счета. Общество имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указанием на его место нахождения.

Общество приобретает права юридического лица с момента его государственной регистрации.

Полное фирменное наименование Общества: Общество с ограниченной ответственностью «Вояж».

Место нахождения Общества: 190000, Санкт-Петербург, ул.Б.Морская, дом 17 корп.4, офис 236., тел.(812) 325 69 66, т/факс 325 69 17.

ООО «Вояж» осуществляет законодательно определенную туристическую деятельность, которая указывает на туроператорскую и турагентскую деятельность, в соответствии своего Устава. Это:

• производство туристского продукта (производство товаров туристского назначения и оказание услуг туризма);

• реализацию туристского продукта;

• организацию потребления туров и отдельных услуг туризма.

Общество «Вояж» специализируется на выездном туризме в страны с сухим жарким влажным климатом – Турция, Египет, Кипр, Италия, Греция.

Подбор кадров в турфирме производился на конкурсной основе. Персонал составляет 55 чел.

Ассортимент услуг предоставляемых ООО «Вояж» рассмотрим в таблице 2.

Таблица 2

Анализ структуры объема реализации туристических услуг
за декабрь 2002 г.


Ассортимент План Факт % выполнения

__________________________ (отклонение)

т.р. % т.р. %

__________________________________________________________________

Реализация турпутевок 1600 53.3 2000 55.5 +125

Эксклюзив-туры 500 16.7 550 15.3 +110

Заказ билетов 450 15.0 500 13.9 +111

Аренда автомобиля 150 5.0 200 5.6 +133

Страховка 120 4.0 130 3.6 +108

Другие услуги 180 6.0 220 6.1 +122

__________________________________________________________________

ИТОГО: 3000 100 3600 100 120

Как видим из таблицы, даже в зимний период, т.е. в декабре месяце, план по реализации туристических услуг фирмой выполнен на 120%.

Ведущую роль в деятельности фирмы выполняют туроператоры. Они формируют (пакетируют) различные услуги (размещение, транспорт, питание, развлечения в единый туристический продукт реализуемый туристу непосредственно.

Турфирма комбинирует в пакете услуг («package- tour»), по своему усмотрению и желания клиента, услуги непосредственных производителей: гостиниц, транспортных предприятий, экскурсионных бюро. Продукция туроператоров находит свой сбыт через турагентов.

Турагент выступает в качестве продавца туристического продукта на основе договора, сформированного туроператорами (рисунок 1).


Экономические обоснование стоимости туристского продукта (на примере Турции)


Экономические обоснование стоимости туристского продукта (на примере Турции)Экономические обоснование стоимости туристского продукта (на примере Турции)Экономические обоснование стоимости туристского продукта (на примере Турции)

Экономические обоснование стоимости туристского продукта (на примере Турции)


Рис. 1. Деятельность туроператоров

ООО «Вояж» на рынке туризма г. Санкт-Петербурга


Туроператоры и турагенты ООО «Вояж» контактируют с 60 агентствами в 5 странах мира – Турции – 10, Греции – 5, Египет-10, Кипр-10, Италия- 15. Необходимо отметить, что в создание объектов туристского показа туристская фирма свой капитал не вкладывает, но уже само их существование приносит туристской фирме денежный доход. Фирма оплачивает лишь услу­ги, связанные с показом туристам этих объектов.

Структура продаж ООО «Вояж» в 2000-2002 гг. представлена на рис.2.

Экономические обоснование стоимости туристского продукта (на примере Турции)

Рис.2. Структура продаж ООО «Вояж»


Своеобразие кругооборота оборотных средств в туризме ска­зывается на скорости их оборота.

Важным показателем эффективности использования оборотных средств является коэффициент загрузки средств в обороте.

Он характеризует сумму оборотных средств, авансируемых на один рубль выручки от реализации туристского продукта. Иными словами, он представляет собой оборотную фондоемкость, т. е. зат­раты оборотных средств для получения одного рубля реализован­ного туристского продукта.

Коэффициент загрузки средств в обо­роте есть величина, обратная коэффициенту оборачиваемости средств, и определяется как отношение среднего остатка оборот­ных средств к сумме выручки от реализации туристского продук­та. Снижение этого коэффициента свидетельствует о повышении эффективности использования оборотных средств.

Для туристских фирм характерны особый состав и структура финансовых ресурсов. Этот состав определяется наличием турагентов и туроператоров на туристском рынке. При этом следует отметить, что в летнее время, на которое при­ходится пик туристского сезона, доля дебиторской задолженности в составе финансовых ресурсов у туроператоров увеличивается до 70%, а доля денежных средств снижается до 15%.

Особенность состава и структуры финансовых средств, а также их источников обусловлена своеобразием потока денег и задолжен­ности между субъектами туристского рынка, которое определяется прежде всего тем, что между моментом продажи туристского про­дукта и актом его потребления имеется значительный разрыв во времени. Туры составляются и продаются обычно за несколько месяцев до начала отдыха, поэтому одновременно возникает кре­диторская и дебиторская задолженность у турагентов и туроператоров.

Туристический продукт (турпакет) имеет время действия услуг свыше 24 - часов и / или включает ночевку (размещение) и услуги перемещения (перевозки). Турпакет предлагается по общей цене, включающей все показания услуги и все расходы, а потребительские свойства соответствуют условиям договора.

Разработка туристского продукта - ответственный этап создания нового предложения. На этой стадии замы­сел продукта должен воплотиться в нечто более конкрет­ное. Самое главное состоит в том, чтобы добиться полно­го соответствия услуги характеристикам, заложенным в ее замысле. Только в этом случае новый продукт будет встречен клиентами так, как и предполагалось при фор­мировании его идеи.

При разработке нового туристского продукта необхо­димо уметь правильно скомплектовать предложение.

Для целевых групп со сходными потребностями под­бираются туристские товары и услуги, которые в состоя­нии решить наиболее полно проблему требований, предъявляемых ими к потреблению на месте. Правиль­ный набор услуг в «пакет» по количеству создает ясность туристу еще до начала самого путешествия и облегчает ему выбор.

Комплексное обслуживание помогает туристам плани­ровать и организовывать рационально свободное время и ориентироваться на уровень цен, который реально дей­ствует на рынке. Это, безусловно, ведет к увеличению реа­лизации туристского продукта.

Структура себестоимости тура на выезд из Российской Федерации в Турцию выглядит следующим образом (таблица 3):

Таблица 3

Структура себестоимости тура

Виды затрат % к итогу


Размещение в аппартаменте (четырех-

звездочный атель), включая завтрак 11.7

Питание (обед и ужин) 3.5

Информационный коктейль 0.9

Коммунальная такса 1.4

Трасферт:

от аэропорта в отель и обратно 3.2

на берег моря и обратно 4.4

Медицинский осмотр 2.9

Медицинское страхование 0.3

Экскурсии 3.8

Итого себестоимость тура: 100.0


2.4. Влияние стоимости туристического продукта
на финансово-экономическую деятельность и оценка эффективности предприятия ООО «Вояж»


При дальнейшем определении направлений развития бизнеса туристической фирмы ООО «Вояж», был разработан проект мероприятий на повышение деловой активности фирмы (таблицы 4 - 5).

Таблица 4

План производства услуг в год ( в у.е.)


Наименование услуг Кол-во Стоимость Сумма

1. Выездные туры 45 11345 510525

2. Въездные туры 45 11345 510525


Таблица 5

Примерный прогноз продаж туров


Количество туров шт- 20 30 30 10

Цена в у.е. 11345 11345 11345 11345


Общий объем

продаж в у.е. 226900 340350 340350 113450


ООО «Вояж» использует упрощенную систему налогообложения.

Рассмотрим следующие таблицы, в которых спланирована дальнейшая деятельность фирмы (таблицы 6 - 8).

Таблица 6

Проект рентабельности ООО «Вояж»

____________________________________________________________________

на 01.06.2003 г.

Балансовая прибыль 50.0

Рентабельность туристических услуг 2.5

Рентабельность основной деятельности 1.5

Рентабельность основного капитала 3.0

Рентабельность собственного капитала 4.5


Таблица 7

Проект деловой активности ООО «Вояж»

на 01.06.2003 г.

Выручка от реализации туров 600

Балансовая прибыль 50

Оборачиваемость дебиторской задолженности 5.5

Оборачиваемость кредиторской задолженности 3.0

Продолжительность финансового цикла 2.0

Продолжительность операционного цикла 5.0



Таблица 8

Проект о прибылях и убытках ООО «Вояж»


на 01.06.2003.

ДОХОДЫ:

Выручка от реализации услуг 110000

Прочие поступления 5000

ИТОГО доходы: 115000

РАСХОДЫ:

Материальные затраты 10000

Заработная плата 30000

Отчисления на социальные нужды 2000

Транспортные расходы 4000

Прочие расходы 1000

Налоги 9000

Проценты за кредит, включаемые в себестоимость 1000

Амортизационные отчисления 2000

ИТОГО расходы: 59000

Балансовая прибыль 56000

Налог на прибыль 6000

ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ 50000


В завершение проектированного обоснования и расчетов экономической эффективности произведем расчет показателей рентабельности турфирмы посредством которого определим коэффициент рентабельности :

Балансовая прибыль

---------------------------------- х 100%

выручка + доходы


Подставим проектируемые показатели и получим:


56000

-------------------------- х 100% = 7.8

600000 + 115000


Полученная проектируемая рентабельность предприятия ООО «Вояж» - 7.8, лучший способ эффективного решения проблем выхода на международный рынок за счет использования оргструктур управления, разработки и реализации специальных программ.

Размещение сайта, запланированное на июль 2003 г. в Интернет позволит регулярно информировать значительное число потенциальных потребителей о содержании турпакетов предприятия.

Организационные формы осуществления такого взаимодействия возможны при использовании внешне-экономических связей, в разработке планов освоения новых эксклюзив-маршрутов, вежливое и компетентное обслуживание потенциальных потребителей (туристов).


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В данной курсовой работе проанализирован экономический механизм формирования стоимости турпродукта.

Проанализированы особенности развития междуна­родного туризма в общемировом и отечественном масштабе. Определена сущность современного туризма, сделан акцент на том, что туризм сегодня играет одну из ключевых ролей в мировой экономике, обеспечивая десятую часть мирового валового наци­онального продукта.

Рассматриваемая отрасль экономики – туризм - развивается весьма динамично и в ближайшие годы может стать наиболее важным ее сектором.

В качестве примера было выбрано государство Турция, которое пользуется большой популярностью у российских туристов. Разработано экономическое обоснование стоимости туристического продукта (на примере Турции) и представлен проект мероприятий туристической фирмы ООО «Вояж», который направлен на повышение деловой активности на рынке туристических услуг Санкт-Петербурга, повышение доходности предприятия, повышение уровня обслуживания потенциальных потребителей туристических услуг, расширение сферы обслуживания путем контактирования с международными турагенствами по реализации эксклюзив-туров и других форм туризма.

В связи с вышеизложенным, можно сделать ВЫВОД:

Туристская индустрия - это совокупность гос­тиниц и иных средств размещения, средств транспорта, предприя­тий общественного питания, средств развлечения, объектов позна­вательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также учреждений, предоставляю­щих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков.

Основным туристским продуктом является комплексное обслуживание, т.е. стандартный набор услуг, продаваемый туристам в одном «пакете».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Экономика туризма. - М.:

Финансы и статистика, 1999.

Биржаков М.Б. Введение в туризм. – М.-СПб.: «Невский фонд», 2000.

Биржаков М.Б., Биржаков К.М. Железнодорожные туры. В спра­вочнике «Туристские фирмы». - Вып. 16. - СПб.: ОЛБИС, 1998.

Волошин Н.И. Правовое регулирование туристской деятельности. - М.: Финансы и статистика, 1998.

Доклад Лиги Наций. Экономический комитет «Исследование ту­ристской поездки как международного фактора». - Женева, 1937.

Квартальнов В.А. Иностранный туризм. - М.: Финансы и статисти­ка, 1999.

Отдых и путешествия, №7 (9), май 2001.

Папирян Г.А. Международные экономические отношения: Эконо­мика туризма. - М.: Финансы и статистика, 1999.

Путешественник.-2001.-№ 7.

Родионов П. Град Петра // Эксперт. – 1999. - № 21.

Сапрунова В.Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. – М.: «Ось-89», 1998.

Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, зак­люченных СССР и иностранными государствами: Вып. XXI. - М., 1957.

Справочник выезжающего за границу.2-е издание исправ. и дополн.-М.,”Книга”,1999.

Справочник.Страны мира.-СПб., 2002.

Документы ООО “Вояж”.


1 Папирян Г.А. Международные экономические отношения: Экономика туризма.-М.:Финансы и статистика, 1999, с.8.

2 Биржаков М.Б. Введение в туризм. - М.-СПб.: «Невский фонд», 2000. – С. 23.

3 Там же.

4 Доклад Лиги Наций. Экономический комитет «Исследование турист­ской поездки как международного фактора». - Женева, 1937. - С. 8.

5 Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключен­ных СССР и иностранными государствами: Вып. XXI. - М., 1957. - С. 259.

6 Справочник.Страны мира.-СПб., 2002.

7 Отдых и путешествия, №7 (9), май 2001.

8 Путешественник.-2001.-№ 7.

8 Справочник для выезжающего за границу.2-е изд, испр.и доп.-М.:»Книга»,1999 г.с.234.

10 Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Экономика туризма. Учебное пособие.-М.:Финансы и статистика, 1999.с.111.

11 Балабанов И.Т., Балабанов А.И.Экономика туризма:Учебное пособие.-М.:Финансы и статистика,1999.с.110

Похожие работы:

  1. • Международный туризм на примере Турции
  2. • Особенности работы трансфермена на примере ...
  3. • Налоговые преференции при осуществлении инвестиционной ...
  4. • Современное исламское возрождение и его особенности
  5. • Сущность контрабанды
  6. • Особенности конституционно-правового статуса женщин в ...
  7. • Современная Куба
  8. • Политические аспекты казахстанско-турецких отношений ...
  9. • Политические программы эпохи московской централизации
  10. • Северный Кавказ в сфере геополитических интересов ...
  11. • Развитие Черноморского экономического сотрудничества
  12. • Методы организации коллективной мыследеятельности
  13. • Таджикистан - "рай" для туристов
  14. • Технопарки и парки высоких технологий, их роль в ...
  15. • Внутренние воды Азии
  16. • Технологии организации выездных туров
  17. • Анализ эволюции политико-религиозных отношений в ...
  18. • Эмиграция трудовых ресурсов из стран Юго-Восточной ...
  19. • Особенности исламского типа культуры
Рефетека ру refoteka@gmail.com