Рефетека.ру / Иностранный язык

Шпаргалка: Русский язык

Бир, дир, мир, пир, тир, блист, стил, жиг, чит – и, если после корня А;

Гор, твор, клон – О без удар.;

Зар, плав – А без удар., под удар.

– то, что слышим; Раст(щ)-рос, скак-скоч, лаг-лож,Кас(а)-кос(н).

Равный-ровный, макать-мочить.

Ъ знак: после прист. на согл. перед е, ё, ю, я; двухъя-, трехъ-; четырёхэ-Инстр. прист. адъ-, инъ-, конъ-.

Ь знак: везде, кроме прист. после е, ё, ю, я; в инстр. перед О.;После шипящих пишется: сущ. ж.р.; глаг. 2 лица повел. накл, ед. числа, наст. и буд. вр-и.; в нар. и част;Не пишется: на конце кр. прил. и прич.; род.п. мн. числа сущ.

Пре-: высшая степень качества, действия; знач. пере,очень, через, по-иному; При-: приближение, присоединение, близость; неполнота действий, заверш. действия


Однород подл, сказ, допол и обст.

ставить запятую: нет союза - Я бегал, прыгал; союз повторяется – бегал, и прыгал, и плавал; есть противопоставление: дул не ветер, а сироп; Ч2 союз: Если я не приду, то будет плохо.Не ставить запятую: одиночные союзы: бегал и прыгал; фразеологизм: ни то ни сё; неоднородные опр.-я: На небольшом деревянном столе.!!!При пропуске союза ставится тире!!!

Однород. опр. обозначают признаки предмета: синий, зелёные; схожые признаки одного предмета: здоровый, крепкий парень; эпитеты: серое, изношенное лицо; согл. опр. стоящие после опр. слова: дни, летние, прохладные;прил. и идущий за ним прич. оборот: голубые, плывущие в высоком небе облакаХар-ка предмета с одной стороны.


Бессоюзное сложное предл.

; ставится:если хотябы одно из простых предложений распространено или имеет свои внтр. запятые-все простые предложения имеют общий смысл.

: ставится: причина (потому что): Поезд тронулся: раздался гудок;

Раскрытиие смысла или пояснение (а именно): Мне плохо: болит голова, ломит ноги; Дополнение содержания(как, что): Он почуствовал: кто-то лезет ему в крман; Пропущенные глаголы:увидел, услышал, почуствовал: Охотник поднял голову: в небе летели дикие утки.

- ставится: быстрая смена событий (и): Раздался гудок–поезд тронулся;

Противопоставление(а): Чин следовал ему – он службу вдруг оставил; время/условие(когда, если): Будет хорошая погода – пойдем в поход;


И>Ы после прист. изымать

И>Ы после прист. контр-, сверх-, меж-; в сокр. словах пединститут

После Ц: в корнях сущ. – И

в оконч. и суф. сущ. и прил. – Ы

ЧЕРЕЗ ДЕФИС: СУЩ.:ед. измерения, равные понятия, звания/ должности, термины и понятия(дизель, блок); ПРИЛ.: цвета, равные понятия, тернмины/понятия, слова на –ИКО-; НАРЕЧИЯ: по-русски,

во-вторых, -то, -либо, -нибудь, кое-; двойные корни: еле-еле,точь-в-точь

ПОЛ-: пол-Москвы, пол-арбуза,

пол-литра (полу- - всегда слитно)

I I спряжение: все на –ить, кроме брить, стелить + гнать, держать, дышать, слышать, терпеть, вертеть, ненавидеть, обидеть, зависеть, видеть, смотреть: и, а/я, енн

I спряжение: все ост.: у/ю, е, а/янн


Обобщ слова при однор. членах:

После обобщаюшего слова перед перечислением: В корзине лежат разные фрукты: яблоки, груши, …

После перечисления перед обобщающим слоавм: Яблоки, груши – разные фрукты лежат в корзине.

После перечисления предложение повторяется: Разные фрукты: яблоки, груши – лежат в корзине.

Вводные слова и предл.: не являются членами предложения, к ним нельзя задать вопрос, выражают чувства: уверенность:без сомнения, конечно;неуверенность: по-видемому, кожется;различные чувства: к счастью, блин;источник сообщения: по-мнению, по-моемому;логика: во-первых, наконец; способ оформления: одним словом, короче.ОДНАКО выделяется в середине или конце.


Сравнение (как, будто, словно): Она говорит – реченька журчит; вывод, следствие, результат(поэтому, так что, вот): Солнце встает – день будет жарким;

ТИРЕ: и; а; когда; как, словно, будто; поэтому,значит

ДВОЕТОЧИЕ: потому что; а именно;

что, как; увидел,и т.п.;

Прямая речь: после слов автора:

А: «П».; А: «П!»; А: «П?»; А: «П…»

перед словами автора: «П», - а. ; «П!» - а. ; «П?» - а. ; «П…» - а ;

до и после слов автора: «П, - а, -п». «П, - а.(!?) – П».

в середине слов автора: А: «П», - а. ; А: «П…(!?)» - а.

Косвенная речь: Учитель сказал, чтобы Саш шёл к доске.

Цитаты: - дословный повтор - Наполеон сказал, что «русские должны принести ключи от Москвы».


Н от сущ.: суф. -ИН-, -АН-,-ЯН-, кроме оловянный, стеклянны, деревянный; от глаг.: несоверш. вида,; В прич.: кр. прич.; в нар. и сущ. оканч. на -ИК, -ИЦА, -ОСТЬ: образованно от прил. с Н

НН от сущ.:корень + суф., суф. енн-онн; от глаг.: соверш. вида, есть прист., кроме НЕ, суф. –ОВАНН-, ЕВАНН-, кроме кованый, жеваный; в прич.:полных; в нар.:от прил. с НН

в сущ.: от прил. с НН

ё в: корне чередование ё-е; оконч. глаг.;суф. прич.; без удар после Ц

О в: оконч. сущ., прил., нар.;суф. сущ. и прил.; после Ц под удар.

СОГЛАСОВАНИЕ: опр. + сущ. (зелёная доска); УПРАВЛЕНИЕ: глаг. + сущ. с пред.(поехал на юг);

ПРИМЫКАНИЕ: глаг. + нар., дееприч., инфинитив (светит ярко)


Тире мнжду подл. и сказ. в простом предл. ставится: Подл. и сказ. – сущ. И. п.: Знание – сила; Подл. и сказ. – глаг. неопр. формы: Курить – здоровью вредить;подл. - глаг. нач. формы, а сказ – сущ. И.п.: Наша задача-хорошо учиться;Перед словами это, вот, значит: Москва – вот моя столица; На месте пропущенного слова: Длина Волги – 3км; подл. и сказ.–числ. или (сущ. + числ.): Дважды два – четыре.

Русский языкне ставится: подл. – личное местоимение: Они мои друзья; перед прил.: Москва – огромная!Перед вводными словами: Его сердце, наверное, камень; Перед сравнит. сказ. как будто, словно, точно: Вода словно черное стекло; Перед НЕ: Бедность не порок;При наличии ЕСТЬ, БЫЛ(а): Москва есть наша столица.


СОЧИНЕНИЕ С1

К1. В своей статье автор рассматривает проблему…

К2. Данная проблема относится к категории (нравственной) и является в (наши дни очень злободневной). Основанием утверждать об этом даёт мне то, что с таким явлением приходится сталкиваться в повседневной жизни. Проблема … широко освещена в нашей литературе. Многие русские писатели рассматривали её в своих произведениях. Например, (Лев Толстой в романе «Война и мир», В. Шукшин в повести «Калина красная», В. Распутин в романе «Прощание с Матёрой»). Автор заостряет наше внимание на ….


НЕ слитно: без НЕ не употребляется

синоним без НЕ; полн. прич. без завис. слов; отриц-е нар., отриц. и неопр. мест-ия; завис. слова очень, весьма, крайне, чрезвычайно, совсем, довольно, крайне.

НЕ раздельно: не образует новое понятие; с глаг., кр. прил. и прич., мест., с полными прич. при наличии противопост. или завис. слов;

с прил., нар., прич., на –о; завис. слова далеко, вовсе, отнюдь.

НЕ: НЕ читал - простое отр., НЕ мог НЕ знать - 2 отр.; НЕ один (несколько), НЕ раз (много раз), НЕ кто иной(другой), не что иное (другое); под удар. в мест. и нар.: нЕкто;

НИ: усиление отр.;уст. выр.:ни днем ни ночью; усиление утверждения;

ни один(никто), ни разу(нисколько)

никто иной(кроме), ничто иное(кроме); никтО – без удар.


Сложносоч. предлож.,союзы: и,а, но,да, тоже, также, зато,или: Солнце светит, и поют птицы; односост.:

Опр.личные(я,мы,ты,вы):Иду по улице; неопр. Личные (они) :Звонят; Безличное: потеплело, темнеет,надо подумать, стало холодно, мне весело, нет времени;Назывные: Весна.Солнце.

!!!Весной поют скворцы и летают бабочки!!!

Сложноподчин. предл.:опр-ное(какой, который); изъяснительное(вопр. и союзы падежей); место(где),время(когда, восколько), цели(зачем, для чего), причины (почему), условия(при каком условии), степень образа (в кокой степени), сравнительные(как, словно), придаточные уступительные(хотя, несмотря), следствия (поэтому, так что)


К3. Позиция автора особенно отчетливо проявляется в высказывании: «…» Писатель уверен в том, что … . В. Астафьев считает, что … .

К4. Я разделяю точку зрения писателя на проблему … . Позиция В. Астафьева мне понятна и близка: (надо, нельзя) … . Я разделяю озабо­ченность (восхищение, восторг) автора и думаю, что (привести док-ва) ... . Мне вспоминается(приходит на ум) история, прочитанная в … (2 истории для сопоставления)

(Вывод:) Я считаю, что (1-2 предложения, отразить проблему из К1) …

(в конце на черновике подсчитать кол-во слов, добавить или сократить)

Похожие работы:

  1. Занимательный русский язык
  2. • Методика преподавания русского языка с учетом ...
  3. • Внеклассная работа по русскому языку как форма ...
  4. • Внеклассная работа по русскому языку как форма организации ...
  5. • Использование наглядности на уроках русского языка
  6. • Орфографические словари на уроках русского языка в ...
  7. • Наука о русском языке в постсоветской России
  8. • Культурологическая концепция преподавания русского языка
  9. • Хорош ли русский язык?
  10. • Проблемы русского языка в странах СНГ и Кавказа и ...
  11. •  ... культуроведческой кооперации на уроках русского языка
  12. • Работа со словарями на уроках русского языка как ...
  13. • Современный русский язык
  14. • Экология русского языка
  15. • Русский язык в современной Молдове
  16. •  ... происхождения на уроках русского языка в 5-7 классах
  17. • Кружок русского языка - наиболее распространённый вид ...
  18. • Диалектологический словарь русского языка
  19. • Заимствованная лексика русского языка
  20. • Экзаменационные вопросы с билетами за весенний семестр 2001 ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com