Рефетека.ру / Иностранный язык

Реферат: Правописание союзов

Оглавление


Введение

Глава 1 Правописание союзов

1.1 Общая характеристика союзов

1.2 Подчинительные союзы и союзные слова

1.3 Сочинительные союзы: проблема состава

Глава 2 Совершенствование грамотного письма: правописание союзов в русском языке

2.1 Слитное и раздельное написание союзов

2.2 Проблемные вопросы правописания союзов в русском языке

Заключение

Список использованной литературы


Введение


Актуальность. Не секрет, что если человек умеет правильно, красиво говорить, грамотно писать, его считают образованным. Язык как самостоятельная система живет, развивается и меняется под влиянием времени. Строение языка с давних времен было объектом внимания ученых. В языке все подчиняется закономерностям. Их изучение позволяет языковедам создавать грамматические правила, в том числе правила правописания и произношения.

Не всегда удается выразить мысли ясно, четко, образно. Этому умению нужно терпеливо и упорно учиться. А. Н. Толстой говорил: «Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно».

Что же подразумевается под умением «грамотно писать» и «грамотно говорить»? Грамотное правописание – это не только знания правил употребления согласных и гласных, знание синтаксических конструкций и их правильное использование, но и знание употребления нужных лексических единиц, соблюдение стилистических норм. Необходимо помнить, что при выборе слова учитывается не только его лексическое значение, но и его стилистическая «зафиксированность», экспрессивная окраска.

В любом случае в основе правильного письма лежат навыки грамотной речи, соблюдение норм литературного языка. Правильно говорить – это умение. Прежде всего необходимо определить, что ты хочешь сказать. Умение точно и четко формулировать свои мысли надо совершенствовать. Ведь прежде чем мысли, идеи получат выражение на бумаге, необходимо обдумать и сформулировать то, о чем пойдет речь, в голове.

Слово является важнейшей единицей языка. Русский язык имеет огромный лексический запас. С помощью слов можно назвать не только разнообразные явления, предметы, действия, но и признаки, различные оттенки значений. Слово имеет определенный смысл. Чем больше словарный запас, чем образованнее и эрудированнее человек, тем богаче и интереснее становится его язык, тем свободнее становится его речь.

Нормы правописания охватывают правила орфографии и пунктуации. В отличие от норм произношения практически они не имеют вариантов. Правила орфографии включают правописание гласных, согласных, букв ъ и ь, прописных букв, а так же написания слитные через дефис. К правилам пунктуации относится употребление знаков препинания: точки, запятой, точки с запятой, двоеточия и др.

Правила правописания союзов в настоящее время представлены в виде сопоставления некоторых союзов, сохраняющих словообразовательные связи с другими словами (прежде всего, с местоимениями и наречиями), с соответствующими сочетаниями слов (также, тоже, чтобы, причём, притом, зато, затем, отчего, оттого). Существенная роль при таком сопоставлении принадлежит дифференцирующим контекстам.

Правила правописания союзов нуждаются в более четком противопоставлении простых союзов, пишущихся слитно (в одно слово), составным, пишущимся не в одно слово.

Цель исследования – рассмотреть правописание союзов в русском языке.

Задачи исследования:

Изучить общую характеристику и виды союзов.

Определить особенности подчинительных и сочинительных союзов.

Проанализировать вопросы правописания союзов в русском языке.

Объект исследования – Культура речи и совершенствование грамотного письма.

Предмет исследования – союзы русского языка.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что в работе собраны и проанализированы сведения о союзах в русском языке, что вносит определённый вклад в разработку и решение актуальных вопросов теории современного русского языка.

Методы исследования: анализ литературы, наблюдение.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.


Глава 1 Правописание союзов


Общая характеристика союзов


Союзы — служебные слова, которые используются для связи однородных членов предложения и частей сложного предложения, а также для выражения смысловых отношений между этими синтаксическими единицами. Например:

1. Павка сел на табуретку и устало склонил голову.

2. Через несколько минут забулькал, заурчал кран, и вода полилась в бак.

3. Когда оба шли через двор, у ворот Лещинских остановилась коляска.

4. Знал Павка, что лейтенант помещается в боковой комнате.

По структуре союзы делятся на простые и составные. Простые состоят из одного слова, например: и, но, а, или, что, если, когда и др. Составные союзы состоят из двух или нескольких слов, например: потому что, оттого что, так как и др.1

По значению союзы делятся на сочинительные и подчинительные.

В предложении Прескверная штука — печаль да разлука, но становится легче, когда песню поешь оюз да соединяет однородные подлежащие и устанавливает соединительные отношения между ними, союзы но и когда связывают части сложного предложения и выражают соответственно противительные и временные отношения.

По образованию союзы бывают непроизводными и производными. Непроизводные,или исконные, не имеют соотносительности с другими частями речи: и, ни. а, но, да, или и др. Производные же соотносятся с той частью речи, от которой они образованы. Так, союз что происходит от местоимения что, союз хотя — от деепричастия, союз также образован от слияния наречия так и частицы же.

По структуре различаются союзы простые, состоящие из одного слова (или, либо, тоже, чтобы, если и др.): Не может жизнью править страх или топор на плахе, и составные, объединяющие в своем составе несколько слов (как... так и, прежде чем, вследствие того что. с тех пор как и др.): После зла как люди. так и звери привыкают медленно к добру.

По употреблению союзы бывают одиночными (и, да. а, тоже. или, что, так как): Память общая и песня общая у Земли моей и у меня;повторяющимися (u...u, да...да, ни...ни, либо..либо, то ли... то ли, не то...не то): Ни вблизи, ни вдали я не знаю земли лучше той, что меня растила!; двойными (не только... но и. если... то и): Заря бывает не только утренняя, но и вечерняя.

По характеру выражаемых грамматических отношений союзы делятся на сочинительные и подчинительные.

Сочинительные союзы выражают различные отношения между однородными членами предложения или частями сложносочиненного предложения. зависимости от выражаемых отношений сочинительные союзы подразделяются на соединительные, противительные, разделительные, присоединительные и пояснительные2.

Соединительные союзы (и, да в значении «и», ни..ни, тоже, также) используются для выражения одновременно или последовательно происходящих событий, явлений действительности: Живя, дый колосок на ощупь узнавал и, засыпал, уставший, в поле.

Отношения между частями сложного предложения, связанными соединительными союзами, многообразнее отношений между членами предложения3. Так, союз и в сложном предложении может выражать отношения одновременности: На небе облака летят и тают, и на земле творятся чудеса.; последовательности: Но ветер пронесся и тучи унес, и на небе стало чисто.; причинно-следственные: Опять снега. Опять зима — и стынут под ветрами вишни; условно-следственные: Жди меня, и я вернусь, только очень жди.

Противительные союзы (о, ко, да в значении «но», однако, же, зато) выражают отношения разграничения или противопоставления: Надежда — мой компас земной, а удача — награда за смелость.

Спеть бы песню грустную, но некогда грустить.

Разделительные союзы (или, либо, то...то.не то...не то. то ли», то ли) показывают отношения чередования или реальность одного из перечисляемых явлений: За рекой гармонь играет, то зальется, то замрет. Будет солнце или буря — мы с тобою навсегда.

Присоединительные союзы (и. да. да и.и то, притом, причем) имеют значение «к тому же», т. е. дополняют содержание высказывания; перед ними всегда ставится запятая: Им не хотелось говорить о разлуке, да они и боялись говорить о ней. Он завален работою, и прескучною.

Пояснительные союзы (то есть, а именно,или в значении «то есть») уточняют значение отдельных членов предложения: Возле колодца... надо свернуть в проулок, или, по-местному, в «прожог».

Подчинительные союзы присоединяют придаточную часть к главной в сложноподчиненном предложении и выражают следующие отношения:

1) причинные (так как, потому что. оттого что. ввиду того что, благодаря тому что, из-за того что, вследствие того что. в связи с тем что): Это ранняя рань. это поздняя ночь, потому что — декабрь и зима.) Так как солнце всходило много левее, чем вчера, холмов уже не было видно...;

2) целевые (чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы): Я, признаться, жить хотел бы долго, каждый день по-новому ценя, чтобы непогашенного долга не осталось в жизни у меня) Для того чтобы прозреть, нужно не только смотреть по сторонам;

3) условные (если, ежели, коли, кабы, раз, коль скоро): Если радость на всех одна, на всех и беда одна! Ты любовь не зови, коль ушла она прочь от порога.);

4) временные (когда, пока, едва, лишь, только, с тех пор как. прежде чем, после того как): Чаще всего зарницы бывают в июле, когда созревают хлеба.) Любимые состариться не могут, пока мы беззаветно любим их.);

5) следствия (так что): Дождь лил как из ведра, так что на крыльцо нельзя было выйти. ;

6) уступительные (хотя, хоть, несмотря на то что, пусть, пускай): Смелый в скалах не умрет от жажды, хоть родник и нелегко найти. Встал утес обрывисто и косо и намерен сотни лет стоять, несмотря на то, что в грудь утеса молния вошла по рукоять;

7) сравнительные (как, будто, как будто, словно, точно, подобно тому как, чем): Жизнь теченье свое изменила, как река изменяет русло. Где-то недалеко журчит ручей — точно девушка рассказывает подруге о возлюбленном своем);

8) изъяснительные (что, чтобы, как, будто, ли): Как жалко, что науке доброты нельзя по книжкам научиться в школе. Не может быть, чтоб человечий разум изжил себя. Предела мысли — нет!

Подчинительные союзы могут использоваться и для присоединения членов простого предложения (обстоятельства, сказуемого, приложения): Горит моя рябина, как ранняя заря. Тишина. Вода как будто олово.

При помощи сочинительных и подчинительных союзов в предложение могут включаться вводные и вставные конструкции: Во имя всех живых — а все мы тленны — не будьте ни корыстны, ни мелки.

Когда это пройдет, — если это пройдет, — тогда увидимся.

Функцию подчинительных союзов в предложении часто выполняют союзныеелова — относительные местоимения (кто, куда, какой, чей, который) и местоименные наречия (где, куда, откуда, когда, почему, как, зачем, сколько). Они отличаются от союзов тем, что не только соединяют части сложноподчиненного предложения, но и являются членами предложения в придаточной части: Кто жил на свете яро и крылато, тот на бессмертье обретет права. Роща дождь лучистый отряхает там, где блещет синяя река.

Слова что, как и когда могут употребляться и как союзы, и как союзные слова. Выступая в роли союзных слов, они имеют на себе логическое ударение. Ср.: Да неужели же не ясно, что все деянья на виду? А все, что отгорело и ушло, — уже не радость больше и не зло.


1.2 Подчинительные союзы и союзные слова


Подчинительные союзы и союзные слова, находясь в придаточном предложении, связывают его с главным, при этом союзы (служебная часть речи) не являются членами придаточного предложения, а союзные слова (знаменательные части речи) являются4.

Например: 1) [Царскосельский воздух был создан], (чтобы песни повторять) (А. Ахматова) (союз чтобы связывает придаточное предложение с главным, но сам не является членом придаточного предложения). 2) И [во всех зеркалах отразился человек], (что (= человек) не появился и проникнуть в тот зал не мог) (А. Ахматова) (союзное слово что связывает придаточное предложением со словом человек в главном и является подлежащим в придаточном предложении).

Союзное слово может быть любым членом придаточного предложения (как главным, так и второстепенным). Не следует только отождествлять вид придаточного предложения по значению и роль союзного слова в предложении, что является распространённой ошибкой. Необходимо правильно ставить вопрос к придаточному предложению от главного5. При определении же роли союзного слова вопрос ставится уже в самом придаточном предложении непосред ственно от того слова (или словосочетания), к которому от носится союзное слово. Например:

[Вот дом], (в котором (= в доме) мы жили раньше) — союзное слово (местоимение) в роли обстоятельства места: жили (где?) в придаточном определительном.

[Вот дом], (который (= дом) построили в прошлом году) — союзное слово в роли прямого дополнения: построили (кого?/что?) в придаточном определительном.

[Вот дом], (внешний вид которого^ (= дома) мне очень нравится) — союзное слово в роли несогласованного определения: внешний вид (чей?).

[Вот дом], (который (= дом) был построен в XIX ве ке) — союзное слово в роли подлежащего: (кто?/что?) дом.

Подчинительные союзы, присоединяющие придаточные предложения, могут быть:

простыми (одиночными): что, чтобы, если, как, словно, будто, ибо и др.;

двойными: если ... то, так как ... то, когда ... то, хотя ...но, чем ... тем и др.;

составными: потому что, прежде чем, в то время как, несмотря на то что, оттого что, вследствие то го что, после того как, с тех пор как, для того чтобы и др.

Двойные союзы никогда не стоят целиком в придаточном предложении: одна их часть находится в придаточном (если, когда, хотя, чем и др.), а вторая (то, но, тем и др.) находится в том предложении (главном или в другом при даточном), к которому придаточное относится. Употребление второй части таких союзов (кроме союза чем ... тем) не является обязательным: (Гак как встала полная луна), [то многие пошли гулять] (Л. Андреев). использованы как вопросительные слова:где? куда? почему? сколько? который? чей? какой? и т. д. Союзы же не способны выступать в качестве вопросительных слов: потому что, хотя, чтобы, будто, если и т. д.

Союзы и союзные слова пересекаются лишь в четырёх случаях: что, чем, когда, как. Эти четыре слова могут быть и союзами, и союзными словами6.

В главном предложении часто бывают указательные слова (указательные местоимения и наречия) тот, такой, столько, там, туда, тогда и др., которые указывают, что при нём имеется придаточное предложение, и выделяют его содержание, например: То сердце не научится любить, которое устало ненавидеть (Н. Некрасов); Там, где рас тут розы, растут и шипы (пословица).


1.3 Сочинительные союзы: проблема состава


Проблема состава сочинительных союзов, т. е. набора языковых средств, осуществляющих сочинительную связь в простом и сложном предложении, напрямую связана с вопросом о функции сочинительных союзов, отличии сочинительной и подчинительной связи, союзной и бессоюзной связи. Некоторые из этих вопросов будут рассмотрены в данной работе.

Разграничение сочинения, подчинения и бессоюзия имеет давнюю традицию. Пожалуй, самым известным эпизодом в разработке учения о видах связи стала дискуссия А. М. Пешковского и М. Н. Петерсона. Статья А. М. Пешковского "Существует ли в русском языке сочинение и подчинение предложений?" закрепила в русском синтаксисе понятия сочинения и подчинения, которые до этого времени оставались нераскрытыми7.

Различия между сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями А. М. Пешковский находит прежде всего в союзах, оформляющих сочинительные и подчинительные отношения. Выявленные различия заключаются в следующем. В простом предложении показатель подчинительной связи словоформ находится в одном из соединяемых слов: листовое железо, при сочинении—между соединяющимися словами: хлеба и зрелищ или при каждом "из относящихся" (при повторяющихся союзах: и холод и сеча). Положение показателей связи то же и в сложных предложениях (при подчинении — в одном из соединяемых предложений, при сочинении — между предложениями), кроме того перемещение подчинительного союза ведет к изменению смысла предложения: Он не был в классе, потому что заболел — Он заболел, потому что не был в классе. Это связано с "припаянностью подчинительного союза к своему предложению", хотя перемещение части предложения вместе с подчинительным союзом возможно. При сочинении одно из сочиненных предложений невозможно вставить в другое, а союз здесь "одинаково чужд и одинаково общ обеим соединяемым величинам". Таким образом, в работе А. М. Пешковского хотя не перечислен состав сочинительных союзов, но обозначен формальный критерий их отделения от подчинительных.

Однако в грамматиках и работах по синтаксису русского языка среди сочинительных союзных средств называют сочетания с подчинительными союзами. Например, в список сочинительных союзов часто попадает сочетание уступительного союза хоть (и) с союзом а, но, да во второй части. А. Н. Гвоздев называет предложения с такими союзами и с союзами в то время как, тогда как — уступительные и сопоставительные — "переходными между сочинением и подчинением" и отмечает их смысловую близость с противительными предложениями. В Русской грамматике-80 все двухместные союзы предлагается вывести за рамки противопоставления сочинительных и подчинительных союзов, так как они "могут быть образованы сочинительно-подчинительным способом и перемещение их компонентов невозможно".

"Неудобства", возникающие при попытке отнести подобные союзы к сочинительным, вызваны тем, что в предложениях с такими сочинительно-подчинительными союзами есть имплицитные части, т. е. невербализованные части конструкции. В работе Н. П. Перфильевой приводится полный набор компонентов семантики устугштельно-противительньгх предложений: а) исходная ситуация, б) ожидаемое следствие, в) ситуация, несоответствующая ожиданию, — обратное следствие, г) мотивировка. Последний компонент является факультативным.

Получается, что в предложениях с так называемыми сочинительно-подчинительными союзами, в частности в уступительно-противительных предложениях, происходит редукция формальных элементов высказывания. Из-за того, что содержательное звено регулярно оказывается невербализованным, такие предложения воспринимаются как сложносочиненные.

Сочинительными союзами можно считать слова, обозначающие одинаковую отнесенность, в том числе и потенциальную, двух (и более) связываемых этими союзами компонентов к третьему8.

К формальным признакам сочинительных союзов относятся:

фиксированная позиция между предикативными частями сложносочиненного предложения, между однородными членами предложения (в некоторых случаях при пропозитивных членах предложения неоднородными, но все такие случаи сводимы к однородности);

только повторяющиеся соединительные и разделительные союзы типа ни... ни, либо... либо имеют свои показатели еще и в начале предложения. Сочетания не только... но и и подобные, на наш взгляд, корректнее считать разновидностью опорного союза (в данном случае союза но), осложняющей устойчивой конструкцией первую часть предложения.

Сочинительные союзы обслуживают сложносочиненные предложения, в которых способ организации информации — соположение двух и более информационных блоков, интерпретируемых как одноранговые... феномены, в отличие от подчинения, где способ организации информации — включение (и потому справедливо замечание А. М. Пешковского о невозможности вставки одной части сложносочиненного предложения в другую). Если же такая вставка необходима, то она осуществляется не грамматическими, а лексическими средствами— анафорическими словами: Митя чувствовал, что мышь рядом, и это беспокоило его куда сильнее, чем логические построения (В. Пелевин "Жизнь насекомых"); Выход был в паутинообразном сооружении под потолком, и так я и поступил (И. Бродский "Трофейное")9.

В бессоюзном сложном предложении способ связи не охарактеризован, поэтому нет грамматических показателей связи — союзов; частицы только эксплицируют смысловые отношения между частями такого предложения.

Учитывая эти обстоятельства, на наш взгляд, состав сочинительных союзов нецелесообразно пополнять за счет частиц, вводных слов и других элементов, так как это приводит к путанице таких понятий, как сложное союзное и бессоюзное предложение.


Глава 2 Совершенствование грамотного письма: правописание союзов в русском языке


2.1 Слитное и раздельное написание союзов


Союз зато пишется слитно, по значению близок союзу но: Родина не ждала их, зато (но) они не могли жить без Родины. Союз зато следует отличать от сочетания указательного местоимения то с предлогом за. Местоимение легко заменяется существительным или распространяется местоимением (за то самое); к местоимению можно поставить вопрос за что?: Не за то (за что?) волка бьют, что сер, а за то (за что?), что овцу съел (посл.); ср, также: Клейцмихель... презирал его [Мельникова] за то, что этот человек, едва ли не главный создатель дороги, не сумел обогатить себя, а жил на одно жалованье — замена сочетания союзом но невозможна. — Наступает жара, и утренние голоса смолкают, зато (но) оживает мир насекомых.

Союзы также и тоже пишутся слитно, являются синонимами и легко заменяют друг друга. Кроме того, они синонимичны союзу и, который может использоваться как средство различения этих союзов и сочетаний частицы же с наречием так или с местоимением то: так же и то же: Да ведь (и) чёрта тоже (также) никто не видел, а разве кто о нем скажет доброе слово? — замена союзов не меняет смысла предложения. Сочетания то же и так же нельзя заменить союзом и, а частицу же в них можно опустить, при этом смысл предложения не изменится. Кроме того, часто за сочетанием то же следует местоимение (союзное слово) что, а за сочетанием так же — наречие как; иногда указанным сочетаниям предшествует местоименное слово всё (в роли усилительной частицы): Состояние больного сегодня то же, что и вчера; ср.: состояние то, что и вчера; Ее сильное, великолепное, тренированное тело сопротивлялось переходу в нуль-пространство почти так же, как у водителей ЗПЛ; ср.: так, как у водителей; все так же, как у водителей; В провале без глубин — как живется, милый? Тяжче ли, так же, как мне с другим?; ср.: так ли, как мне с другим?

В некоторых случаях разграничить подобные союзы и сочетания помогают общий смысл предложения или особенности его структуры. Сравним: В аудитории тоже слушали внимательно. — В аудитории то же слушали внимательно — в первом случае значение 'и в аудитории слушали внимательно', а во втором — 'то же самое слушали'; Один только месяц все так же блистательно плыл в необъятных пустынях роскошного украинского неба, и так же прекрасна была земля в дивном серебряном блеске — в первой части возможно только раздельное написание, как и во второй, так как речь идет о красоте впечатлений, а не о перечислении действий10.

Всегда слитно пишется тоже в роли частицы: Тоже мне выдумал! Тоже мне помощник.

Союз чтобы (чтоб — разг.) пишется слитно, относится к подчинительным союзам с целевым или изъяснительным значением. Его следует отличать от сочетания местоимения что с частицей бы; в сочетании частицу бы легко опустить без изменения смысла предложения; ср.: Стоит внимательно прочесть хотя бы "Северный лес", чтобы убедиться в этом — прочесть зачем? с какой целью? — целевой союз чтобы; Скажу наперед, мне очень хочется, чтобы моя биография показала бы: я жил, как писал, и писал, как жил — хочется чего? — изъяснительный союз чтобы. — Он непременно хотел стать героем и для этого был готов сделать любое, самое страшное, что бы ему ни предложили ; ср.: что ему ни предложили бы; На что бы, казалось, нужна была Плюшкину такая гибель подобных изделий? ; ср.: На что, казалось, нужна была Плюшкину такая гибель подобных изделий?

Иногда выбор союза чтобы или сочетания что бы зависит от смысла предложения; ср.: Нет такой силы, чтобы остановила его перед этими трудностями — (нет... для чего?) — целевые отношения, поэтому чтобы — союз и перестановка невозможна.— Нет такой силы, что бы остановила его перед этими трудностями. — Нет такой силы, что остановила бы его... — возможна перестановка: нет силы какой? — определительные отношения, следовательно, возможен вариант раздельного написания что бы.

Союзы притом и причем пишутся слитно, их надо отличать от сочетаний предлога с местоимениями при том и при чем. Союзы имеют присоединительное значение, синонимичны и легко заменяют друг друга; имеют синонимы да и, вместе с тем, к тому же: Мне вздумалось завернуть под навес, где стояли наши лошади, посмотреть, есть ли у них корм, и притом (причем, к тому же, вместе с тем) осторожность никогда не мешает; Он вернулся через два часа и получил тот же ответ, причем (притом, к тому же, вместе с тем) лакей как-то косо посмотрел на него.

Сочетание при чем употребляется в вопросительных предложениях или в сложноподчиненных предложениях при присоединении изъяснительных придаточных: При чем здесь наши отношения?; Я спросил его, при чем здесь приезжие гости, если они никакого отношения к его работе не имеют. Сочетание при том предполагается в ответе на вопрос, содержащий сочетание при чем: Наши отношения при том, что я не смогу выступить с таким предложением (ответ на вопрос: При чем тут наши отношения?).

Сочетание ни при чем пишется в три слова: Правду говоря, здесь щука ни при чем. Она сюда не заплывала.

Пишутся раздельно (без дефиса) пояснительные союзы то есть, то бишь: Пили по-обыкновенному, то есть очень много; Третьего дня, то бишь на той неделе, сказываю я старосте...

Пишутся раздельно сложные союзы потому что, так как, так что, для того чтобы, тогда как и другие.

2.2. Проблемные вопросы правописания союзов в русском языке

Активно пополняется за счет самостоятельных частей речи и другая служебная часть речи – союз, основное назначение которого в языке состоит в том, чтобы связывать члены предложения или части сложного предложения.

Самыми древними являются союзы сочинительные, большинство из которых является непроизводными : а, и, да, но11. Раздельное написание этих союзов не вызывает затруднений, пожалуй, за исключением тех случаев , когда нужно разграничивать сочетание и так (союз + наречие) и слово итак, которым начинается предложение, содержащее вывод из предыдущего (Итак, вопрос решен).

Непроизводные союзы, как и непроизводные предлоги, тоже чрезвычайно активны в речи; они исправно исполняют свои служебные обязанности в сложносочиненных предложениях. Между тем по мере расширения и усложнения знаний человека об окружающем его мире появлялась потребность в более гибкой и утонченной форме их выражения, что потребовало в первую очередь совершенствования синтаксического строя языка. Постепенно стали развиваться разные виды сложноподчиненных предложений, а это, в свою очередь, потребовало все новых и новых союзов, которые и начали возникать из других частей речи. Слияние двух слов в одно – наиболее распространенный способ образования союзов12.

Начиная с XVIII века в языке стали появляться составные союзы, особенностью которых является раздельное написание частей, их составляющих : как будто, в силу того что и т.п. Такие союзы становятся не только средством связи, но и более тонким языковым инструментом, позволяющим передать различные смысловые оттенки высказывания. Так, причинное значение имеют союзы потому что, оттого что, из-за того что, затем что, вследствие того что, благодаря тому что, так как и др., но каждый из них отличается смысловыми и стилистическими особенностями употребления в речи. В сложных предложениях с придаточными времени составные союзы способны передать разнообразные оттенки значения : после того как, перед тем как, с тех пор как, до того как, прежде чем, как только, в то время как, едва только, чуть только и т.п.

С появлением в языке производных союзов назрела орфографическая проблема слитного или раздельного их написания. С этой точки зрения выделяются две группы производных союзов:

простые союзы - слитно : также, тоже, чтобы, будто, притом, зато, причем

составные союзы - раздельно: так как, как будто, оттого что, как если бы, потому что, вследствие того что, в силу того что, благодаря тому что, ввиду того что, в связи с тем что, для того чтобы, если бы, между тем как, несмотря на то что13.

Наибольшую трудность на письме вызывают союзы первой группы, потому что их приходится отличать от созвучных сочетаний слов, которые тоже употребляются в речи. Союз – служебная часть речи, поэтому резко отличается от самостоятельных (в данном случае – от местоимения) : не может отвечать на вопросы, не является членом предложения, а служит лишь средством связи его членов или частей. Хорошо помогает прием замены слова синонимом. Союз заменяется только союзом (также-тоже-и, зато-но, причем-притом-вместе с тем, оттого что- потому что), самостоятельную часть речи может заменить равноценное слово (за то здание – за новое здание)”.


Заключение


Рассмотрев тему моей курсовой работы я могу сделать следующие выводы.

В последнее время появился ряд лингвистических работ, посвященных изучению состояния русского языка в конце XX столетия и происходящих в нем изменений

Авторы этих работ исследуют новшества в лексике русского языка, в частности многочисленные иноязычные заимствования. Отмечаются социальные причины происходящих изменений: демократизация русского общества, деидеологизация многих сфер человеческой деятельности, анти тоталитарные тенденции, снятие разного рода запретов и ограничений в политической и социальной жизни, «открытость» к веяниям с Запада в области экономики, политики, культуры и др.

Разумеется, влияние этих факторов на язык обычно осуществляется не прямо, а опосредованно. В некоторых случаях даже трудно определить, какие внешние причины способствуют, скажем, активизации той или иной словообразовательной модели или синтаксической конструкции (но специальный анализ может показать, что толчком к такой активизации послужили социальный по своей природе стимулы. Однако на некоторых участках языка связь происходящих в нем изменений с изменениями в обществе проявляется более отчетливо: так обстоит дело, например, с увеличением потока англоязычных заимствований, с активизацией некоторых речевых жанров, предполагающих спонтанность речи и относительную свободу речевого поведения (таковы, например, жанры радио- и теле интервью, в советское время влачившие жалкое существование).

Союз — служебная часть речи, которая служит для связи членов предложения, частей сложного предложения, предложений в тексте, а также частей текста.

По происхождению союзы могут быть непроизводными (а, но, и) и производными (что, если, как). По структуре выделяются союзы простые (как, когда, будто) и составные (потому что, прежде чем, в то время как). По своему употреблению в предложении союзы подразделяются одиночные (но, зато, однако), повторяющиеся (то ... то, или ... или, не то ... не то) и двойные (если ... то, хотя ... но, так как ... то).

В зависимости от выполняемой функции союз может открывать предложение, может стоять между частями простого предложения, а может быть внутри простого предложения.

Будучи служебной частью речи, союз не называет явления действительности, а лишь указывает на отношения между ними. По синтаксической функции союзы делятся на сочинительные (и, да, но) и подчинительные (когда, если, потому что).

Союзы не обладают самостоятельным значением и не являются членами предложения, поэтому союзы необходимо отличать от омонимичных им относительных местоимений и наречий, выступающих в качестве союзных слов.

По своему происхождению союзы могут быть непроизводными (и, а, но, или и др.) и производными (что, если, как, когда и др.).

Пишутся слитно союзы, образованные от сочетаний предлогов с местоимениями и наречиями: тоже, также, зато, отчего, оттого, потому, притом, причём, чтобы (чтоб).

Пишутся раздельно составные союзы потому что, так как, для того чтобы, тогда как, то есть и др.


Список использованной литературы


Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Катаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Экзаменационные ответы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.

Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. Дидактические материалы. – М.: Академия, 2009.

Голованова Д.А., Кудинова Р.И., Михайлова Е.В. Русский язык и культура речи. Краткий курс. – М.: Окей-книга, 2009.

Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. Учебное пособие. – М.: Логос, 2009.

Гольдин В.Е., Сиротинина О.Б., Ягубова М.А. Русский язык и культура речи. Учебник для студентов-нефилологов. – М.: ЛКИ, 2008.

Измайлова Л.В., Демьянова Н.Н. Русский язык и культура речи для педагогических колледжей. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.

Лятти С.Э., Апончук И.И. Русский язык и культура речи. Практикум. – М.: Российская академия правосудия РАП, Эксмо, 2008.

Мандель Б.Р. Русский язык и культура речи. История, теория, практика. – М.: Вузовский учебник, 2009.

Поповская Л.В., Лисоченко О.В. Русский язык и культура речи. Основы культуры речевой деятельности. Практикум. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.

Формановская Н.И. Речевой этикет в русском общении. Теория и практика. – М.: ВК, 2009.

Формановская Н.И. Русский речевой этикет. Лингвистический и методический аспекты. – М.: КомКнига, 2006.

1 Лятти С.Э., Апончук И.И. Русский язык и культура речи. Практикум. – М.: Российская академия правосудия РАП, Эксмо, 2008. – с. 52.

2 Мандель Б.Р. Русский язык и культура речи. История, теория, практика. – М.: Вузовский учебник, 2009. – с. 65.

3 Формановская Н.И. Русский речевой этикет. Лингвистический и методический аспекты. – М.: КомКнига, 2006. – с. 74.

4 Лятти С.Э., Апончук И.И. Русский язык и культура речи. Практикум. – М.: Российская академия правосудия РАП, Эксмо, 2008. – с. 60.

5 Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. Дидактические материалы. – М.: Академия, 2009. – с. 52.

6 Формановская Н.И. Речевой этикет в русском общении. Теория и практика. – М.: ВК, 2009. – с. 73.

7 Гольдин В.Е., Сиротинина О.Б., Ягубова М.А. Русский язык и культура речи. Учебник для студентов-нефилологов. – М.: ЛКИ, 2008. – с. 72.

8 Формановская Н.И. Речевой этикет в русском общении. Теория и практика. – М.: ВК, 2009. – с. 85.

9 Гольдин В.Е., Сиротинина О.Б., Ягубова М.А. Русский язык и культура речи. Учебник для студентов-нефилологов. – М.: ЛКИ, 2008. – с. 78.

10 Поповская Л.В., Лисоченко О.В. Русский язык и культура речи. Основы культуры речевой деятельности. Практикум. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – с. 51.

11 Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. Учебное пособие. – М.: Логос, 2009. – с. 35.

12 Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Катаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Экзаменационные ответы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – с. 114.

13 Голованова Д.А., Кудинова Р.И., Михайлова Е.В. Русский язык и культура речи. Краткий курс. – М.: Окей-книга, 2009. – с. 61.

Похожие работы:

  1. Основные правила грамматики русского языка
  2. •  ... состоянии нового немецкого правописания
  3. • Формирование познавательного интереса у первоклассников с ...
  4. • Лингвометодические основы изучения написания буквы "ерь"
  5. • Причины школьной неуспеваемости
  6. • Вопросы синтаксического анализа и пунктуационного ...
  7. • Нормы русского правописания
  8. • Как избежать ошибок в правописании прилагательных
  9. • Трудности правописания сложных слов
  10. • Формирование орфографической зоркости как условие ...
  11. • Списывание как один из основных видов упражнений при обучении ...
  12. • Календарно-тематическое планирование. Русский язык
  13. • Формирование орфографических навыков у младших школьников
  14. • Орфография
  15. • Лингвометодические основы изучения написания буквы
  16. • Способы формирования орфографической зоркости и ...
  17. • Тестовые задания как средство формирования навыков ...
  18. •  ... в процессе изучения правила правописания безудрных личных ...
  19. • Влияние различных методов обучения и приёмов на формирование ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com