Рефетека.ру / Социология

Реферат: Неформальные молодежные объединения: субкультура граффити

Неформальные объединения

В настоящее время при описании неформальных молодежных объединений используются различные термины, взятые из области права, культурологии, биологии, социологии и со-циальной психологии или просто из средств массовой информации. В такой ситуации одни и те же термины нередко имеют разное значение, особенно если отсутствует их юридическое определение.

"Неформальные объединения" - это неюридическое понятие, пришедшее из газет в 80-е годы как противовес "формальным", то есть официально определенным (зарегистрированным) организациям. В неформальных объединениях отсутствует четкое членство и их принято рассматривать как формирования, объединяющие в себе молодежь по признаку субкультуры.

"Неформальные объединения" (социол.) - вид социальных объединений различных категорий людей, отличительной особенностью которого является спонтанно сложившаяся система внутренних социальных связей, норм, действий, являющаяся продуктом неинституциональной (т.е. не зафиксированной в государственных, общественных традиционно сложившихся институтах) сферы, которая основана на принципах самодеятельности.

Все неформальные движения могут называться движениями только условно, так как в общепринятом юридическом понимании ни движениями, ни объединениями они не являются. Единственным признаком, объединяющим входящих туда подростков является субкультура - то есть, прежде всего, специфическая внешняя символика и атрибутика, во вторую очередь - нормы поведения, и только в третьих - какая-либо идеология и мораль. К примеру, скинхедами являются не те, кто имеет пронацистскую идеологию, а те, кто бреет голову и имеет иную внешнюю атрибутику скинов.

Всем этим неформальные движения отличаются от незарегистрированных политических и религиозных радикальных формирований, которые, хотя и могут принадлежать к какой-либо субкультуре, однако имеют свое объединение, нередко даже с персональным членством.

В последние годы социологи уделяют много внимания изучению молодежных групп и молодежной субкультуры. Долгое время считалось, что в социалистическом обществе, стремящимся к социальной однородности, у молодежи не может и не должно быть своих специфических ценностей.

Проявления своеобразия, непривычные формы поведения расценивались либо как аномалия, социальное отклонение, либо как подражание Западу. Другая позиция представляла эти отклонения как способ самовыражения, как возможность заявить о себе обществу, обратить на себя внимание. Так появился термин «неформальные молодежные объединения», закрепившийся в научной и публицистической литературе, а также в повседневном словоупотреблении.

Для того чтобы понять подростков и юношей из неформальных молодежных групп, надо знать историю возникновения и развития этих групп, их современные виды, причины возникновения. Только после этого можно выработать к ним свое отношение и наметить средства воспитательного воздействия.

Неформальные молодежные группы приобрели наибольшую выраженность в настоящее время. Возникновение их связано с неприятием подростков и молодежью сложившихся в их странах общественно-экономических систем, социальных и духовных ценностей. Это протест против существующих порядков и поиск более справедливых и достойных форм человеческого существования.

Культура любого общества неоднородна, поскольку в нем существуют разные нации и народности, различные социальные группы и подгруппы, у которых имеются свои ценностные традиции и свое понимание социальных норм. Такие культурные группы принято называть субкультуры. Выделяют различные субкультуры: этнические, религиозные, классовые, молодежные и др.

Субкультура – это понятие, которое можно рассматривать как: совокупность некоторых негативно интерпретированных норм и ценностей традиционной культуры, функционирующей в качестве культуры определённого слоя общества; особую форму организации людей (чаще всего молодежи), автономное це лостное образование внутри господствующей культуры, определяющее стиль жизни и мышления её носителей, отличающееся своими обычаями, нормами, комплексами ценностей и даже институтами; трансформированную профессиональным мышлением систему ценностей традиционной культуры, получившую своеобразную мировоззренческую окраску.

В педагогическом аспекте молодежную субкультуру можно рассматривать с позиции появления, формирования и функционирования неформальных молодежных объединений, работы педагогов и специалистов группы поддержки с ними.

Под неформальными объединениями принято понимать социальные объединения различных категорий людей, отличительной особенностью которых является спонтанно складывающаяся система внутренних социальных связей, норм, действий, являющаяся продуктом не институциональной организации, а результатом самодеятельности.

Каковы же основные характеристики молодежной субкультуры? Ее главной характерной особенностью является ее обособленность, отстраненность, часто демонстративная, эпатажная, от культурных ценностей старших поколений, национальных традиций. В массовом сознании восприятие молодежной субкультуры часто имеет негативный характер. На этом фоне молодежная субкультура со своими специфическими идеалами, модой, языком, искусством все чаще ложно оценивается как контркультура.

Другой характерной особенностью современной молодежной субкультуры является преобладание потребления над творчеством. Это весьма негативная особенность, потому что по-настоящему приобщение к культурным ценностям происходит лишь в активной самостоятельной культуротворческой деятельности.

Третьей характерной особенностью молодежной субкультуры можно назвать ее авангардность, устремленность в будущее, часто экстремальность. Зачастую эти черты сочетаются с отсутствием серьезного фундамента исторических и культурных традиций.

Неформальное молодежное движение существует как стихийный, не управляемый государством процесс, обособленный и противостоящий существующей социальной ситуации. Возникновение и существование этого явления не сводится лишь к особенностям возрастной психологии, оно связано с целым рядом объективных причин.

Неформальные молодежные движения дискретны и могут состоять из нескольких неформальных групп молодежи, часть групп может объединяться в группировки, крылья, течения, движения.

Отдельные неформальные группы, активно взаимодействуя друг с другом, формируют группировку, которая может стать ядром неформального молодежного движения.

Условия жизни в целом создают предпосылки для организации молодежи в более или менее крупные группы, движения, объединения, являющиеся сплачивающим фактором, формирующие коллективное сознание, коллективную ответственность и общие понятия социально-культурных ценностей.

Основной причиной возникновения неформальных молодежных групп является нарушение процесса адаптации молодых людей в окружающей социальной среде. Сам факт появления этих групп – процесс закономерный, поскольку в юношеском возрасте повышена потребность в общении со сверстниками, к мнению которых молодые люди склонны прислушиваться больше, чем к мнению взрослых. Проблема заключается в том, что адаптированный к социальному окружению ребенок выбирает социально одобряемую группу сверстников для самореализации, дезадаптированный асоциальную. Большинство молодых людей объединяются в группировки различной асоциальной направленности.

В большинстве молодежных субкультур возникают своеобразные родоплеменные отношения.

Присущую им символику можно рассматривать не только как явление эстетическое, социальное, психологическое, но и как этнографическое способ выживания и самоорганизации большого числа людей.

Каждая субкультура явление архаичное по своей организации и всегда постмодернистское по содержанию. Это своеобразная игра культурными контекстами.

По социально-правовому признаку выделяют следующие неформальные объединения:

1) просоциальные, или социально-активные, с позитивной направленностью деятельности. Например: группы экологической защиты, охраны памятников, окружающей среды.

2) социально-пассивные, деятельность которых нейтральна по отношению к социальным процессам. Например: музыкальные и спортивные фанаты.

3) асоциальные - хиппи, панки, преступные группировки, наркоманы и т.п.

По направленности интересов социолог М. Топалов так классифицирует молодежные объединения и группы:

- увлечение современной молодежной музыкой;

-устремление к правопорядковой деятельности;

-активно занимающиеся определенными видами спорта;

-околоспортивные

-различныефанаты;

- философско-мистические;

-защитники окружающей среды.

Профессор С.А. Сергеев предлагает следующую типологизацию молодежных субкультур:

- романтико-эскапистские субкультуры (хиппи, индианисты, толкинисты, с известными оговорками - байкеры).

- гедонистическо-развлекательные (мажоры, рэйверы, рэпперы и т.п.),

-криминальные("гопники","люберы")

- анархо-нигилистические (панки, экстремистские субкультуры "левого" и "правого" толка), которые можно также назвать радикально-деструктивными.

Профессор З.В. Сикевич дает несколько иную характеристику неформального самодеятельного движения молодежи с учетом того, что причастность к той или иной группе может быть связана:

1)со способом времяпрепровождения - музыкальные и спортивные фанаты, металлисты, люберы и даже нацисты;

2) с социальной позицией - экокультурные;

3) с образом жизни - "системники" и их многочисленные ответвления;

4) с альтернативным творчеством - официально не признанные живописцы, скульпторы, музыканты, актеры, писатели и другие.

Лично я считаю, что молодежные движения можно разделить на такие группы:

- Связанные с музыкой, музыкальные фанаты, последователи культуры музыкальных стилей: рокеры, металлисты, панки, готы, рэперы, транс-культура.

- Отличающиеся определенным мировоззрением и образом жизни: готы, хиппи, индианисты, панки, растаманы.

- Связанные со спортом: спортивные фанаты, роллеры, скейтеры, стрит – байкеры, байкеры.

- Связанные с играми, уходом в другую реальность: ролевики, толкиенисты, геймеры.

- Связанные с компьютерными технологиями: хакеры, юзера, те же геймеры.

- Враждебно или асоциально настроенные группы: панки, скинхэды, РНЕ, гопники, люберы, нацисты, периодически: футбольные фанаты и металлисты.

- Религиозные объединения: сатанисты, секты, кришнаиты, индианисты.

- Группы современного искусства: графиттеры, брейк-дансеры, просовременные художники, скульпторы, музыкальные группы.

- Элита: мажоры, рейверы.


Субкультура граффити


История граффити: от пещерных людей до хип-хопа

Многие проявления социальной активности нынешних молодых людей вызывают резкое неприятие у среднестатистического обывателя. Однако стоит ли категорически осуждать любые творческие порывы представителей так называемых субкультур, выходящие за рамки привычного? Возможно, порой имеет смысл подробнее разобраться в сути явления.

Одним из таких явлений, приобретших массовый характер, стало разрисовывание городского ландшафта – так называемое граффити. На самом деле, первыми граффити можно назвать наскальные рисунки первобытного человека. Ведь это слово в переводе с итальянского языка (от graffiare) означает – нацарапанное. А именно таким методом создавались первые изображения, созданные пещерным человеком. К «граффити» также можно отнести настенную роспись древних и современных зданий, начиная с творений античных живописцев, расписывавших храмы, и заканчивая, увы, надписями в общественных туалетах. Однако в узком смысле словом «граффити» принято называть одно из направлений современного искусства, тесно переплетающееся с молодежными субкультурами.

Сегодня граффити – это рисунки на домах, заборах и прочих удобных для этого поверхностях города. Отцом современных граффити, какими мы привыкли видеть их сейчас в виде ярких, красочных рисунков и надписей, можно считать подростка из Манхэттена, с фамилией Деметроис, грека по национальности, который в конце 60-х годов XX века написал на стене свою кличку и добавил к ней номер своей улицы, получилось «TAKI 183». Такой способ выделиться сразу же подхватило множество тинэйджеров. Через некоторое время все стены домов были испещрены называемыми «тэгами» – кличками, которые зачастую было очень сложно прочитать. Постепенно начинающие граффитисты перебрались в подземку, где с начала 70-х до конца 80-х от непонятных загогулин перешли к рисункам на весь вагон. Основной причиной такого перехода стало желание выделиться среди бесконечных прозвищ и имен. Подписи, естественно, остались, но сместились в угол и выполнялись единообразно и узнаваемо. Работали writer'ы по ночам, проезжая вечером в отстойники поездов. Наутро, поезд отправлялся на линию, демонстрируя горожанам свежее граффити. Многие такие рисунки жили всего один день, т. к. стирались на мойке вагонов вечером. В 1989 году власти Манхэттена запретили расписывать подземку, после чего часть граффитчиков продолжили заниматься своим художеством в других штатах и в Европе, а другая часть вернулась к стенам и заборам.

Мода на подобного вида искусство прошла в середине 80-х и ряды спрейщиков сильно поредели, оставались только те, кто по-настоящему был фанатом граффити. Однако с приходом 90-х вернулась и мода на настенное рисование вместе с новой волной художников, но уже более высокого класса. Сегодня искусство граффити напрямую связанно с хип-хоп-культурой: именно ее сторонники открыли граффити для России в начале 90-х, хотя тогда этим еще занимались радикально настроенные панки.

Сегодня граффити занимаются очень многие, но доминируют представители хип-хоп-культуры. Они, как правило, пишут на стенах названия любимых рэп-групп или отдельных исполнителей, название своего города, ну или же просто слова «hip-hop» и т.п. Многие рэп-группы первое время после своего образования везде ставят свои tag'и, что бы их узнавали на различных хип-хоп-фестивалях и подобных мероприятиях, на которых нередко можно увидеть листы ДВП или фанеры, изрисованные граффити. При некоторых группах появились даже свои crew, которые таким образом воплощают в визуальных образах информацию о своих музыкальных коллективах, нередко этим занимаются непосредственно сами исполнители. Чего же хотят добиться хип-хоперы, рисуя граффити? Безусловно, ответ один: продвижения своей субкультуры – хип-хопа.

В принципе нынешние граффити можно разделить на три условных группы:

1. Трафаретное. Само название говорит за себя – эти рисунки выполняются по заранее приготовленному шаблону, т.е. к стене прикладывают, например, кусок картона с вырезами в форме нужных букв или рисунка.

2. Художественное. Художественные граффити – это рисунки или слова, выполненные в каком-либо стиле, они намного больше трафаретных. Для того чтобы нанести его на стену, может потребоваться не один день. Такие граффити ценятся больше всего.

3. Малохудожественные. Чаще всего представляют собой надписи или же отдельные слова, очень часто нецензурные и несвойственные литературной речи.

Граффити рисуют по разным причинам: высказать протест или призыв, сообщить о каком-либо факте или происшествии, о своих чувствах – злости, ненависти, счастья, радости или любви, или же просто украсить серый и унылый пейзаж города. Можно считать это способом самовыражения. Но почему именно такой способ? Просто потому, что зачастую это единственный способ заявить о себе, доступный буквально каждому подростку. Граффити редко остается незамеченным, особенно если оно яркое и красивое, к тому же достать все необходимое, начиная от элементарного баллона с краской и заканчивая разнообразными насадками, совсем не сложно. Многие могли бы высказывать свои идеи, мысли в стихах, песнях и еще множеством способов, но далеко не у всех это получается, некоторые просто стесняются, и к тому же в таком виде меньше шансов, что их достижения заметят – возможностью продвигать свое творчество в массы обладают единицы. Уже поэтому имеет смысл относиться к граффистам внимательнее – возможно, им действительно есть, что сказать представителям старшего поколения, да и всего общества в целом.

Художников нужно отличать от вандалов В России на сегодняшний день преобладает негативное отношение общества к этому направлению молодежной культуры, что легко объясняется обилием некачественных и неприличных рисунков и нецензурных надписей на улицах наших городов, среди которых редкие шедевры зачастую остаются незамеченными. Кроме того, тем же способом продвижения своих идей в массы часто пользуются не самые благонадежные и миролюбивые молодежные организации. Например, проходя по улицам, мы можем часто наблюдать надписи в стиле «Россия для русских!» или просто свастику с преобладанием черного цвета. Это работа представителей радикального националистического молодежного движения, которые отличаются агрессивным поведением – SkinHead'ов, в народе просто «скины». Для них граффити – это способ сказать, что, мол, «мы здесь были!», «мы существуем!». Наряду с другими авторами заборных надписей, среди которых много малоприличных и даже откровенно нецензурных, они компрометируют стиль граффити в глазах обывателей, склонных объединять всех любителей рисовать на стенах в общую категорию – «хулиганов», к тому же именно так расценивает закон все эти художества на стенах города. Еще большее неприятие общества граффисты вызывают из-за прямых ассоциаций своего творчества с откровенным вандализмом – уродованием памятников архитектуры, оскорблением национальных и культурных ценностей. Однако на самом деле вандалы не имеют прямого отношения к искусству граффити. Существует неписанный кодекс чести, который стараются выполнять все уважающие себя граффитчики:

1. Никогда не рисуй на жилых домах, зданиях представляющих какую-либо культурную ценность, школах, детских садах, больницах и т.п.

2. Никогда не рисуй на памятниках, мемориальных плитах, надгробиях.

3. Никогда не рисуй на работах других writer'ов, это позорно и бесчестно, этим ты сделаешь хуже только себе.

4. Граффити существует для того, чтобы сделать серый и унылый городской мир ярче и красивее.

Таким образом, отделив граффити как направление современного молодежного искусства от бездарного хулиганства и «заборного» творчества, мы можем изменить и само отношение общества к тем, кто выходит на улицы с баллончиками в руках. Можно предположить два варианта дальнейшего развития событий. Первый: граффити, как и многие другие субкультуры, постепенно будет уходить, все меньше и меньше людей будут им интересоваться, и о нем будут вспоминать лишь как о затянувшемся увлечении подростков. Второй: граффити будет легализовано и официально признано новым направлением в современном искусстве, как это произошло на Западе, где культурологи относят граффити к авангардизму конца ХХ века. Категорический запрет на роспись городских стен ведет не только к полному смешиванию выдающихся и бездарных, асоциальных рисунков, но и к еще большей сепарации радикально настроенной молодежи от общества.

«Протестный» баллончик лучше, чем разбитые стекла Легализация граффити может помочь государству взять это явление под контроль. Например, в некоторых странах Европы граффитчики имеют возможность получить лицензию на законное творчество, для которого специально выделяются урбанистические районы города. Таким образом, действительно талантливые люди получают возможность для самореализации, унылые пейзажи начинают радовать глаз окрестных жителей яркими рисунками, а маргиналов, не имеющих лицензии, и других любителей писать на стенах правоохранительные органы могут с чистой совестью штрафовать. В данном контексте любопытен опыт властей одного из украинских областных центров: здесь начинающих спрейщиков будут учить правильно рисовать, для чего открыта специальная секция в местном доме детского творчества. Будут проходить не только теоретические занятия, но и практические, а весной юные художники с листов ДВП перейдут на бетонные заборы, стоящие на одной из улиц города, которую мэрия отвела для этих целей.

Американцы решили привлечь к проблеме настенной живописи высокие технологии. В крупных городах будут установлены обыкновенные цифровые камеры с GPS-оборудованием, которые будут делать снимки рисунков и отсылать в центр для обработки экспертами. Если изображения не будут соответствовать определенным нормам, их автор может оказаться в суде. В Англии к граффити давно уже относятся именно как к искусству.

Присмотревшись к искусству граффити внимательнее, мы сможем не только лучше понять настроения и приоритеты современной молодежи, но и дадим возможность действительно талантливым ребятам развиваться и самосовершенствоваться. Прислушиваясь к мнению тех, кто берет в руки баллончик из чувства протеста, государство может избежать многих асоциальных проявлений и молодежной агрессии. Кроме того, поощряя творческие порывы этих нелегальных художников, мы действительно можем сделать окружающий мир красивее, ярче и интереснее.


Виды граффити


Настенные рисунки и надписи представляют собой весьма неоднородное явление - от детских каракулей до политических лозунгов, поэтому уместно привести некоторые классификации. Заметим, что эти классификации не являются очень строгими и абсолютными, но все же они помогают увидеть различные формы рассматриваемого феномена.

Эйбл и Бекли различают публичные и личные граффити. К первым относятся городские надписи и рисунки, сделанные, как правило, на внешних сторонах зданий, заборах, деревьях, в метро и представляющие собой чаще всего сообщение о групповой идентичности. Вторые размещаются внутри зданий. К ним относят граффити в туалетах, на стенах общественных мест, партах и т.п. Эти надписи чаще являются выражением личностных установок, эмоциональных состояний или внутриличностных конфликтов. Кроме того, в личных граффити в большей степени обнаруживается воздействие обстановки.

Рассматривая феномен городских надписей, Кокорев выделяет три вида. Первый - содержательные граффити, т.е. надписи, содержащие эксплицитное сообщение разнообразной тематики. Второй - разрушающие граффити. Они появляются преимущественно на рекламных плакатах и стендах. Это знаки, нарушающие целостность и изменяющие содержание официального сообщения или образа. К ним относятся подрисованные усы и клыки, раскрашенные глаза, стертые или приписанные буквы и т.п. К третьему виду относятся специфические надписи, сделанные в стиле «хип-хоп» и принадлежащие к соответствующей подростковой субкультуре. Субкультура «хип-хоп» появилась вначале 1970-х гг. в Нью-Йорке и включает в себя музыку рэп, брейкдансинг и настенную живопись. Впоследствии эта субкультура распространилась не только в США, но и в большинстве европейских стран. Граффити в стиле «хип-хоп» представляют собой надписи и рисунки, выполненные чаще всего пульверизатором с краской. Наиболее распространенный вид - динамичные росчерки - автографы, украшенные различным символами (крестами, коронами, звездами, стрелами и т.п.). Однако встречаются и целые многоцветные картины большого размера, снабженные текстами. Рассматривая эти три типа надписей применительно к Франции, Кокорев отмечает последовательное их распространение, начиная с 1960-х гг., и преобладание в последние годы граффити третьего типа.


Стили граффити.


Баббл крупные округлые, как бы пузырчатые буквы, которые сливаются друг с другом. Один из самых популярных стилей у новичков.

Вайлд спутанные, нечитабельные буквы, понятные только самому райтеру. Одним словом, авторский шрифт со сложным плетениям и лишними элементами

FX сложный стиль объемного граффити-письма. Практикуется только очень опытными и талантливыми райтерами.

Мессия изобретенная в Нью-Йорке манера. Буквы выглядят многослойными, как будто несколько изображений одной буквы наложены друг на друга.

Характер сложный художественный стиль граффити, изображение героев комиксов. Невозможен для райтеров, не имеющих художественных талантов. При работе используются разные насадки, чаще над "характером" трудится целая группа райтеров - крю (crew).

Throw up стиль используемый бомберами. Смысл в том, чтобы изобразить свои инициалы, имя, авторский знак как можно быстрее и в наибольшем количестве мест. Бомберов райтеры не очень любят из-за низкого мастерства их граффити.

Блокбастерс огромные буквы с использованием фона, который делается валиком. Блокбастеры рисуют целыми командами.

Граффити постоянно развивалось и развивается. Придумываются новые стили букв, каким-то образом совершенствуются баллончики с краской. Надписи, сменили полноценные рисунки. Некоторые рисуют граффити с помощью трафарета, некоторые создают настоящие произведения искусства с помощью пары баллончиков.

У граффити своя субкультура, не спортивная, но имеющая большое отношение к экстриму. Ведь на большинстве объектов рисовать запрещено. Только в самых продвинутых городах, мерия выделяет специальные зоны под граффити. В основном же оформление бетонных зданий, поездов и т.д. делается на страх и риск самого райтера. Поэтому граффитистам часто приходится работать под покровом ночи и быстро сматываться от полиции, милиции и рассерженных граждан. Это требует очень хорошей физической подготовки, многие райтеры используют для скоростного передвижения, скейты, ролики, велосипеды.

К тому же, особый престиж для райтера, изобразить свои авторские рисунки на каком-то труднодоступном объекте. Команды райтеров карабкаются на высокие стены, забираются в закрытые железнодорожные депо. Для этого тоже требуется отличная физическая форма. Не трудно догадаться, что развитие паркура может стать для райтеров настоящей находкой. Такое сочетание было бы просто уникальным экстрим-занятием.

Одеваются райтеры в обычном уличном стиле. Одежда похожа на скейтерскую или биэмиксерскую. Главным для человека, который называет себя райтером, является культура граффити. Райтер не должен портить по настоящему ценные здания, совсем другое дело оживить пресный и мрачный пейзаж новостроек или индустриальной зоны.

Второе правило - никогда не закрашивать рисунки коллег-райтеров. Это не делает художнику чести, а если личность вредителя будет установлена, то грозит неприязнью и позором.

Граффити слэнг

Bomb (или throw-up) – быстрый рисунок, который, как правило выполняется с помощью "bubble letters" и отражает название команды или имя самого райтера. Распространенные цвета – черный/серебряный (белый) и желтый/красный.

Outline – окантовка букв, тени контрастным цветом.

Crew – несколько райтеров, объединенных в одну команду.

Writer – райтер – художник, рисующий граффити.

Tag – тэг – подпись райтера. Выполняется с помощью краски или маркера одного цвета.

Piece (от «masterpiece», шедевр (англ.)) – рисунок, который отражает стиль, умение, и, собственно, степень дерзости райтера. Выполняется с помощью краски; количество цветов не ограничено.

Burner – особо яркий и выдающийся рисунок (имеет значение количество использованных цветов, а также размер).

Background – фон, на котором помещается основная часть рисунка.

Taggers – тэггеры – художники, оставляющие на стенах и других поверхностях исключительно свои подписи в виде логотипов.

Cap – кеп, кэпс – насадка на баллон. Существуют различные типы насадок, позволяющие регулировать толщину линии.

To piece – создавать рисунок (piece).

To kill – полностью зарисовать стену, вагон (например: He killed thе whole car).

To rack some cans – воровать баллоны. Изначально большинство райтеров воровали краску в магазинах хозяйственных товаров.

Yard, train yard – депо, отстойник для поездов

Whole car – рисунок, занимающий всю поверхность вагона.

Filling – зарисовка внутри контура (кроме прорисовки деталей).

To fill in – заполнять контур.

Highlights – блики, которые наносятся на рисунок в последнюю очередь и помогают в создании ощущения завершенности.

Blackbook, piecebook, sketchbook – блокнот, в котором райтер делает зарисовки.

Sketch – набросок, эскиз. Может быть как черно-белым, так и цветным.

Toy – 1) неопытный райтер; 2) человек, который занимается граффити не из любви к искусству, а по каким-либо другим причинам.

To bite – копировать чей-либо стиль.

To buff – закрашивать рисунок. Зачастую закрашивание делается по распоряжению городского начальства.

To cross out –нанести свой рисунок поверх рисунка другого райтера. Считается актом неуважения.


Граффити в России


Первые серьезные отечественные граффити начали появляться в середине 90-х, одновременно с модой на брейк-данс. И это вполне естественно, ведь то и другое - часть хип-хоп-культуры. В то время по стране волной прокатились break-фестивали. Декорации к ним доверили оформлять первым граффититам, которые, несмотря на свою незрелость, при помощи баллонов с автоэмалью просто творили чудеса. Смысл граффити не столько в том, чтобы написать что-нибудь очень важное, передать информацию, но и в том, чтобы разрисовать запретные стены, поработать спреем там, где нельзя, и бороться за свободу творчества - рисовать, где угодно. Чтобы отличаться от конкурентов, райтеры начали разрабатывать свои стили. В надписях стали использовать разные фишки: пузырьки, разлапы, торчащие из букв предметы. В рисунках стали вставляться прикольные персонажи. Появились компьютерные и готические шрифты. Приобрел значение цвет, символ мультипликации. Сейчас модно рисовать граффити, которые невозможно прочитать, так называемый wild stiyle.

Cамыми сложными являются изображения людей. Эти разноцветные композиции скрашивают "серые" улицы и нашего города, радуют своей оригинальностью, изобретательностью, разнообразием. И недаром граффити прозвали искусством улицы.

В 2006-ом году в Санкт-Петербурге проходил международный фестиваль граффити «Meeting of Styles», показавший реальный уровень российского уличного искусства. Организаторами фестиваля выступили одни из сильнейших райтеров страны, команда DS cru

Также ежегодно во многих городах страны проводится урбан-фестиваль «Snickers URБANиЯ», в рамках которого проходит всероссийский конкурс граффити. На развитие граффити в России сильно повлияло появление в свободной продаже специализированных красок для граффити, маркеров и насадок.


Межкультурные различия в граффити


Исследований, посвященных сопоставлению граффити в разных культурах, крайне мало и касаются они только различий в содержании надписей, а не самого обычая.

Секрест и Флорес изучали надписи в туалетах и других общественных местах на Филиппинах и в США. Граффити гетеросексуального содержания обнаружено примерно одинаково в обоих выборках, тогда как граффити гомосексуального содержания были представлены лишь в американской выборке. Подобное различие авторы объясняли разницей установок по отношению к гомосексуализму. На Филиппинах этот вид сексуального поведения не являлся необычным. Меньшая конфликтность по отношению к гомосексуализму, по мнению авторов, вызвала отсутствие этой темы в надписях.

Олову сопоставил коллекции, собранные в туалетах двух британских и двух нигерийских университетов. По сравнению с британской коллекцией в нигерийской оказалось больше гетеросексуальных граффити. Здесь отсутствовали гомосексуальные граффити, но было несколько больше политических надписей, связанных с местными властями, и меньше надписей, касающихся международной политики. Кроме того, в нигерийской выборке появились граффити, посвященные суевериям и анимизму, чего не было в британской выборке. Следует заметить, что последнее исследование не претендует на репрезентативность в отношении обеих культур.

Восприятие граффити, их влияние на поведение, отношение к рисовальщикам

Большинство горожан настенные рисунки и надписи воспринимаются как грязь, признак вандализма, символ деградации общественного пространства и признак упадка нравственности.

Вместе с тем, согласно данным исследования Мозера и др., по сравнению с другими видами вандализма рисование, выцарапывание надписей и каракули воспринимаются горожанами как менее значимое явление. При этом оценка серьезности поступка производится исходя из отношения, установленного между индивидом, совершающим поступок, и средой, и не зависит от возраста последнего и социальных обстоятельств. Факторами, влияющими на оценку серьезности, являются степень причиненного неудобства, масштабы ущерба и ценность поврежденного объекта. Так, выцарапывание надписей на памятниках расценивается как более серьезный поступок, чем вырезание инициалов на деревьях.

Имеются некоторые данные о различиях в оценке социальной приемлемости надписей и рисунков разного содержания. Мак Мэнэми и Корниш классифицировали граффити, собранные в туалетах Университета Белфаста, и выделили четыре типа - сексуальные, политические, юмор и «разное». Студенты обоего пола признали сексуальные и политические граффити как гораздо менее приемлемые, нежели надписи, отнесенные к категориям «юмор» и «разное». Поскольку мужчины и женщины неодинаково придерживаются конвенциональных норм, ожидалось, что отношение и к этому виду поведения будет различаться. Однако исследование не выявило гендерных различий в оценке социальной приемлемости ни граффити в целом, ни отдельных их типов.

Исписанные стены и другие объекты городского пространства создают впечатление «ничейности», создавая тем самым дополнительный стимул для их разрушения и облегчая нарушение социальных запретов. Уизинтал и сотрудники провели экспериментальное исследование среди 15-18-летних старшеклассников Онтарио. Им были представлены смоделированные с помощью компьютера изображения зданий, различавшихся особенностями пространственного дизайна, знаками принадлежности, ухоженностью. Испытуемые должны были оценить, насколько сильно им хочется нанести какие-либо разрушения каждому строению. Наиболее привлекательным оказалось здание с граффити. Его избрали для повреждения 25 % старшеклассников.

Выявлены некоторые факторы, влияющие на отношение к авторам настенных рисунков и надписей. Оценка оказалась связанной с тем, имеет ли респондент собственный опыт такого поведения в прошлом. Те, кто сообщил, что хотя бы раз за последний гол рисовал или писал на партах и стенах, применяли для описания рисовальщиков нейтральные термины, тогда как остальные использовали более отрицательные.


Предотвращение и контроль вандализма, в частности граффити


Вандализм влечет за собой серьезные финансовые, материальные и социальные издержки. Существуют две стратегии борьбы с этим социальным явлением. Первая делает акцент на устранении возможности разрушения. Вторая же связана с воздействием на установки и мотивы потенциальных вандалов.

Стратегия устранения возможностей проявляется в следующих способах (тактиках):

"Укрепление мишени". Способ заключается в создании физических барьеров для разрушения за счет использования более прочных материалов и конструкций, уменьшении количества деталей, которые можно оторвать, отбить и т.п. Нужно стараться изменить конструкцию таким образом, чтобы ее разрушение доставляло наименьшее удовольствие. Так, например, для борьбы с рисунками и надписями рекомендуют делать поверхности стальными, ребристыми, шероховатыми, избегать контраста грунта и верхнего слоя. Возможно и полное устранение потенциальных объектов разрушения. Тактика "укрепления мишени" имеет существенные ограничения. Во-первых, ее реализация может оказаться слишком дорогостоящей, так как потребует использования не серийного, а специально созданного оборудования. Во-вторых, изменение дизайна в соответствии с этим способом трудно совместить с эстетическими требованиями, вплоть до того, что эстетика дизайна входит в противоречие с целями организации. Так, например, школа, оформленная в стиле "укрепления", будет больше походить на тюрьму с минимумом необходимой мебели, стальными решетками и бетонными полами. В-третьих, укрепление конструкций и деталей может восприниматься как вызов и не снизит, а увеличит вероятность намеренных разрушений и поломок. Если основным мотивом вандализма является поиск острых ощущений, связанных с опасностью и запретностью, то возможность наказания может только усилить притягательность такого поведения.

Оперативный ремонт. Как указывалось ранее, появление первых разрушений резко увеличивает вероятность дальнейшей порчи объекта. Поэтому следует быстро устранять дефекты, как естественного происхождения, так и появившиеся по вине человека.

Ограничение доступа. Предлагается ограждать уязвимый объект от потенциальных разрушителей. Используются замки, ограды, заборы, решетки на окнах. Устраняются деревья, по которым можно забраться в окна здания. Уменьшается количество растительности, затрудняющей обзор и наблюдение за объектами, улучшается освещенность улиц и помещений.

Охрана и наблюдение. Данная тактика предусматривает как формальный контроль (сторожа, охранные патрули, сторожевые собаки, дежурства), так и облегчение возможности неформального контроля (прохожие, служащие учреждений). Практика показывает, что использование помещения школы во внеурочное время снижает вероятность вандализма. Наиболее простое средство защиты - предупреждающие или запрещающие знаки. Хотя имеющихся данных явно недостаточно, можно предполагать, что эффективность знака существенно зависит от содержания сообщения, которое он несет. В ходе исследования Коллинз и Батзл стены двух туалетов колледжа были вымыты и в течение четырех дней подсчитывалось количество появлявшихся слов, предложений, рисунков. Затем стены вновь были вымыты и установлена надпись «Не пишите на стенах». В последующие четыре дня также подсчитывалось число граффити. Запрещающий знак практически не повлиял на количество граффити.

О другом эксперименте по предотвращению граффити в туалетах сообщает Уртсон. В течение двух недель в трех только что отремонтированных туалетах появлялись граффити. Затем стены были выкрашены и установлена надпись, сообщавшая, что некое лицо будет перечислять определенное количество денег учреждению за каждый день, в течение которого стены останутся чистыми. После этого ни в одном из трех туалетов в течение 35 дней не появилось ни одного знака. Они продолжали оставаться чистыми и в течение 3-х месяцев после того, как надпись убрали. Возможное объяснение этого удивительного результата Уртсон видит в том, что знак устанавливал возможность для появления альтруизма, формулируя конкретную цель.

Стратегия воздействия на мотивы и установки потенциального разрушителя проявляется в следующих способах:

Задержание, наказание, возмещение ущерба. В качестве наказания могут применяться штрафы, исключение из школы, уголовное преследование. Многие исследования показывают, что акцент на санкциях зачастую вызывает ответное увеличение вандализма и агрессии, активизируя ценности силы, протеста и вызова. Одновременное ограничение карательных мер, и одобрение желаемых моделей поведения снижает вандализм.

Социальные и психологические характеристики рисовальщиков.

С точки зрения социально-статусных характеристик рисовальщиков специально изучалась лишь одно разновидность граффити - настенная живопись «хип-хоп» и сообщества граффити. Рисовальщики в большинстве своем были мужского пола. Если встречались девушки, то для них был характерен разрыв с половой идентичностью, и они подчинялись мужским правилам поведения (одежда, реакции). Возрастные рамки составляли - 12-20 лет, но встречались рисовальщики и младше 12 лет, а некоторые продолжали свою деятельность и после 20. Большинство авторов граффити - выходцы из семей с низким социальным статусом и представители национальных меньшинств. Тем не менее, все исследователи отмечают, что среди рисовальщиков встречаются выходцы из среднего и высшего классов. Каких-либо сведений относительно социального состава российских авторов граффити у нас нет, но любопытно, что среди московских рисовальщиков, обнаруженных журналистами, оказывались преуспевающий 30-летний сотрудник иностранной фирмы и 22-летний аспирант МГУ. Можно также предположить, что некоторые разновидности надписей (например, политические) делаются представителями более старших возрастных групп.

Насколько широко распространен данный вид поведения среди детей и подростков? Опрос, проведенный Моуби среди 11-15-летних жителей Шеффилда, показал, что это свойственно почти каждому второму подростку, 48,1 % мальчиков и 45,5 % девочек сообщили, что за последний год хотя бы делали надписи на стенах. Следует отметить, что хотя другие акты вандализма (разрушение, поджоги) девочки совершают гораздо реже, чем мальчики, граффити являются разновидностью вандализма, характерной в одинаковой степени для обоих полов. Другая оценка вовлеченности кается надписей в общественных туалетах. По данным Райн и Ульман, каждый 15-й студент колледжа оставляет граффити в туалетах.

Осуществлялись некоторые попытки установить, какие личностные черты обусловливают данный вид поведения. Соломон и Яджер изучали взаимосвязь между синдромом авторитарной личности и граффити среди студентов колледжа. На основании данных опроса ими были выделены две группы субъектов: те, кто сообщил, что пишет или рисует на стенах часто, или когда есть возможность, и все остальные. Затем обе группы заполняли F-шкалу. Студенты первой группы показали значимо более высокие баллы по шкале авторитарности. Авторы исследования объясняют этот результат тем, что граффити представляют собой способ высвобождения свойственных авторитарной личности подавленных, агрессивных и враждебных импульсов. Кроме того, содержание многих надписей оказалось заданным предыдущими, поэтому новые граффити можно интерпретировать как конформный вид поведения, что отражает конвенциальность авторитарной личности. Хотя некоторые авторы отмечают методологическую и методическую ограниченность данного исследования, его результаты согласуются с данными.

Шварц и Довидио изучали взаимосвязь данного вида поведения, локуса контроля и креативности личности. В качестве гипотез ими были высказаны следующие предположения: граффити представляют собой эффективный способ сообщения о чувствах и установках, отклоняющихся от нормативных стандартов группы, а оригинальное, ненормативное самовыражение присуще творческим личностям; в тоже время граффити дают возможность оставаться анонимным, что позволяет избежать негативных санкций. Поскольку экстерналы ощущают меньший контроль за последствиями своего поведения, то анонимное высказывание своих точек зрения в виде рисунков и надписей должно быть им более свойственно, чем интерналам. Результаты подтвердили гипотезы. Студенты колледжа, сообщавшие, что за последний год «редко», «иногда» или «часто» писали на стенах и партах, оказались более креативными и более экстернальными, чем те, кто сообщал, что ни разу не делал рисунков и надписей.


Мотивы рисовальщиков


Каких-либо специальных исследований, посвященных изучению мотивов данного поведения, не проводилось, но на основании изучения ценностей субкультур рисовальщиков и содержательных классификаций надписей и рисунков можно попытаться выстроить причины, побуждающие к созданию граффити.

Утверждение личностной или групповой идентичности. Граффити порождены желанием оставить след, сообщить о своем существовании, выразить привязанность. Знаки, подчеркивающие идентичность, составляют значительную часть надписей и рисунков. По данным Седнева, на них приходится 50,3 % от общего количества.

Написание имен популярных исполнителей, спортивных команд и т.п. передает чувство причастности и симпатии, обозначает принадлежность к тои или иной группе, приверженность определенному стилю жизни. Субкультурная символика эмоционально наполнена. Как отмечают некоторые исследователи, идентифицирующие граффити насыщены чувствами гордости и радости. Особенность российских граффити состоит в том, что многие из них сделаны на английском языке. Объясняется это в первую очередь тем, что он является языком молодежной музыкальной субкультуры.

Многие исследователи отмечают ценность популярности и славы в субкультуре граффити. Желание достичь признания и уважения, особенно в пределах субкультуры, реализуется за счет количества, заметности надписей, их долговечности и месторасположения, которое подразумевает большой риск.

Протест против социальных и культурных норм. Граффити влечет порчу общественного или частного имущества, что само по себе является нарушением социальных запретов. Многие надписи содержат агрессивные сообщения с употреблением слов и символов, которые в большинстве культур являются социальным табу. Как отмечает Эйбл, надписи и рисунки дают возможность человеку выразить его асоциальность одновременно на трех уровнях - поведения, высказывания и языка. Причем граффити представляют собой относительно безопасный для индивида способ заявить о своей оппозиции закону или социальным институтам.

Стремление обозначить свою непринадлежность к господствующей культуре является важным фактором отбора субкультурных символов. При этом, как пишет Щепанская, отбираются символы, максимально противоположные символам общепринятых ценностей. Так, для субкультуры российских хиппи в годы, когда религия подавлялась, были характерны образы, связанные с христианством. По мере утверждения церкви в качестве официально признанного института все большее распространение начали получать знаки чертовщины. Из этого следует, что значение символа, используемого граффити, не всегда выражает традиционно приписываемые ему установки.

Злобные реакции. Многие надписи, представляют собой обидное или грубое высказывание в адрес конкретных людей, политических, этнических и других социальных групп, субкультур, социальных институтов. Подобные типы граффити содержать мотивы борьбы, соперничества и символического насилия.

Мотивы творчества. Некоторые граффити весьма изощрены по стилю. Встречаются целые картины. Усложненность стиля представляет собой не только средство достижения славы, но и самоцель. Многие рисовальщики считают себя художниками, придающими унылой и безликой городской среде красивый вид. Подготовка к раскрашиванию включает в себя долгие тренировки и упражнения по совершенствованию умений.

Сексуальные мотивы. Надписи и рисунки часто содержат сексуальные желания. Иногда граффити служат средством коммуникации, когда они расположены в определенных местах (например, в туалетах). Кроме того, познание сексуальности является важным мотивом детских граффити. Так, изучая надписи и рисунки в туалетах начальных школ Пуэрто-Рико, где учатся дети 6-11 лет, Лукка и Пачеко обнаружили, что более половины граффити связаны с сексуальной тематикой: комментарии по поводу гетеро- и гомосексуальных контактов, рекомендации, выражения сексуальных желаний, изображения половых органов. По мнению Лукки и Пачеко, посредством таких надписей и рисунков дети исследуют поведение, соответствующее сексуальным ролям.

Развлекательные мотивы. Практически во всех эмпирических исследованиях граффити фигурирует категория «разное». В «разное» включают каракули, отдельные слова, которые нельзя отнести ни к одной из содержательных категорий. По-видимому, рисование является частью игры и само по себе доставляет удовольствие.


Гендерные различия в граффити


Выше упоминалось, что участие в сообщения, систематически расписывающих стены, характерно для мальчиков, но как случайный вид поведения граффити свойственны в одинаковой степени обоим полам.

Специально вопрос о гендерных различиях изучался только в отношении надписей и рисунков в общественных туалетах. Рассмотрим эти различия подробнее по количеству граффити, по их содержанию и стилю.

Данные различия в количестве противоречивы. Некоторые исследователи обнаружили большее число надписей и рисунков в мужских туалетах, другие - в женских.

Более последовательны результаты, полученные относительно различий в содержании. Мужские граффити чаще сексуальны, тогда как в женских преобладает романтическая тематика. Это отличие объясняется двояко. Либо несхожесть в граффити отражают особенности природы женской и мужской сексуальности: возможно, для первой важнее романтические импульсы, а для второй - эротические. Либо эти различия отражают не столько природу сексуальности, сколько неодинаковость культурных предписаний в ее выражении. Однако с ростом социально-экономического статуса вышеупомянутые различия в граффити уменьшаются. По данным Уэлс и Брюер, в школе, где обучались дети из низших слоев, женские надписи носили преимущественно романтическую направленность. В школе, где учились представители среднего класса, число эротических граффити увеличилось, а в элитарной школе эти две категории практически сравнялись по величине. Отта и сотрудники обнаружили уменьшение различий в тематике мужских и женских граффити с ростом образования. Это касается не только сокращения разницы в количестве эротических и романтических надписей, но и граффити другой тематики. Если в старшей школе значимые различия наблюдались в семи категориях, то в университете только в двух.

Третье гендерное различие связано со стилем граффити. Как показали исследования, мужские граффити носят более изобразительный характер. По данным Лукки и Пачеко, рисунки составили 13 % в туалетах для мальчиков и лишь 6 % в туалетах для девочек. Причем мальчиками присущ более усложненный стиль. Их рисунки гораздо чаще содержат детали, особенно сексуальные. Отта и др. также обнаружили большее число рисунков среди мужских граффити, нежели среди женских.

Следует заметить, что хотя исследований граффити в туалетах довольно много, обобщение результатов затрудняется тем, что они были получены на материале разных культур и в разное время.

Граффити может носить случайный характер, может становиться систематическим для личностей определенного склада и является непременным элементом субкультуры подростковых сообществ.

Имеются упоминания о том, что граффити являются характерным типом поведения для молодежных банд, но нет специальных исследований, позволяющих установить наличие связей с другими видами разрушительного поведения. Мало исследована роль граффити в коммуникации. Неизвестно, кто читает граффити и какую информацию получает. Скудны сведения об оценке данного вида поведения представителями разных социальных слоев и субкультур. Следует отметить явную недостаточность исследований личностных черт рисовальщиков и практическое отсутствие репрезентативных межкультурных исследований.

Исследование граффити, особенно имеющих агрессивную направленность, может позволить продвинуться в понимании других форм человеческой деструктивности и нахождения способов стимулирования заботливого отношения к окружающей среде и другим людям.

Похожие работы:

  1. • Особенности субкультуры неформальных молодежных объединений
  2. • Современные молодежные субкультуры в России
  3. • Имиджевые манифестации молодежной субкультуры
  4. • Неформальные молодежные объединения
  5. • Молодежная субкультура как социальный феномен
  6. • Молодежные субкультуры
  7. • Социально-педагогическая работа с малыми ...
  8. • Язык и символы молодежных субкультур: хиппи, байкеров ...
  9. • Молодёжная политика: международное молодёжное движение ...
  10. • Молодежные субкультуры
  11. • Молодёжь как социально-психологическая группа. Молодёжная ...
  12. •  ... представителей молодежной субкультуры металлистов
  13. • Особенности современной субкультуры
  14. • Типология молодежных субкультур
  15. • Молодежная субкультура
  16. • Культурная манифестация молодежной субкультуры
  17. • Политизированные неформальные объединения молодежи ...
  18. • Люди эмоций
  19. • Неформальные субкультурные объединения
Рефетека ру refoteka@gmail.com