Рефетека.ру / Социология

Контрольная работа: Обработка и анализ социологической информации

Институт экономики и управления в медицине и социальной сфере


Контрольная работа № 1

Наименование дисциплины:

Методика исследования в социальной работе

Специальность:

Социальная работа


Зуй Елена Владимировна

Год поступления: 2007г.

Срок обучения 4 года.


Вариант 8


Тема:


Обработка и анализ социологической информации. Подведение итогов, апробация, экспертиза и внедрение результатов исследования результатов исследования в социальной работе.


Содержание:


Введение

1. Понятие обработки информации

1.1 Этапы и механизмы обработки данных

1.2 Средства математической обработки данных

2. Анализ данных, его методы

3. Подведение итогов и внедрение результатов исследования

Заключение

Список использованных источников

Определение термина «операционализация основных понятий»


Введение


Методология любой научной дисциплины, в том числе социологическая методология, представляет собой определенную оптику - взгляд на мир, как разумно устроенную систему, которая в принципе поддастся рациональному познанию. Предположение об абсурдности мира делает учение о методе ненужным. Методология - это техника получения знания. Кроме вопросников, шкал и статистических коэффициентов, технический инструментарий включает способы аргументации и представления результатов работы. Не менее важное значение имеет этика - нормы поведения в научном сообществе, в соответствии с которыми осуществляется дисциплинарное воспроизводство знания. Методика социологического исследования должна выполняться по правилам даже в том случае, когда в обществе правила перестают соблюдаться. При проектировании социологического исследования нужно решить семь задач:

1) составить словарь переменных;

2) определить единицы исследования и объект;

3) построить пространство признаков;

4) сформулировать гипотезы; 5) перевести концептуальные определения в операциональные;

6) разработать проект выборки;

7) обработать и проанализировать социологическую информацию, подвести итоги и внедрить результаты. Именно характер и суть седьмой задачи я хочу раскрыть в своей контрольной работе. Целью работы является анализ социологической информации, выявление итогов, а также построение и внедрение результатов в социальной работе. Объектом исследования является социологическая информация. Предметом – обработка, анализ и внедрение результатов соц. исследования.

Задачи работы: - раскрыть понятие обработки данных, выявить их этапы и механизмы; - установить какие математические средства обработки данных существуют в статистическом анализе; - выявить каким образом подводятся итоги соц. исследования, какова структура отчёта, и как составить рекомендации к исследованию.


1. Понятие обработки информации


1.1 Этапы и механизмы обработки данных


Главная задача заключительного этапа социологического исследования — анализ и интерпретация полученных данных, обобщение выводов и выдача рекомендаций по совершенствованию или изменений работы изучаемого социального механизма.

После проведения исследования осуществляются заключительные этапы, истолкование полученных данных. Вначале информация проходит стадию предварительной подготовки к обработке. Она включает в себя проверку методического инструментария на точность, полноту и качество заполнения, происходит выбраковка некачественно заполненных анкет. Данные, полученные в социологическом исследовании на стадии: сбора эмпирического материала, как правило, обрабатываются на ЭВМ. Современная технология обработки включает целый ряд этапов: редактирование данных, кодирование данных, контроль данных и исправление ошибок, выбор средств математической обработки данных, анализ данных [1, с. 122 – 127].

Редактирование. Цель этого этапа - подготовка информации, заключенной в вопроснике, для перевода на машинный носитель.

Анкеты, полученные в результате опроса, могут содержать множество ошибок, неточностей и всякого рода погрешностей необходимо по возможности избегать их. Наиболее типичные ошибки:

1. Нарушение полевых процедур опроса: использована не та форма вопросника; опрошен не тот респондент; отсутствуют шифры, идентифицирующие вопросник.

2. Неполнота заполнения вопросника.

3. Противоречивость ответов

4. несуществующие коды ответов;

5. неверная интерпретация вопросов, респондентом или интервьюером.

Часть из этих ошибок, если они замечены на стадии сбора данных, может быть исправлена в результате беседы с интервьюером, часть - путем повторного обращения к респонденту. Если этого сделать нельзя, зачастую приходится принимать решение об исключении данной анкеты из дальнейшей обработки.

Процесс редактирования данных в одних исследованиях (как правило, больших) может быть очень длительным, сложным и многоэтапным, в других — сведен к простому просмотру анкет. Однако в любом случае должен быть в явной форме разработан документ — инструкция по редактированию, который бы указывал, на какого рода возможные ошибки следует обратить внимание и что с ними делать в случае обнаружения.

Кодирование. Цель этого этапа — преобразование собранной информации в числовую форму, которая в свою очередь предназначена для запоминания в ЭВМ в машиночитаемой форме. Для запоминания информации в ЭВМ используют перфокарты, перфоленты, магнитные ленты и магнитные диски.

В большинстве случаев анкеты кодируются на стадии их создания, и респондент непосредственно отмечает тот код, который соответствует его ответу. Однако и в таких анкетах возможна и открытая форма вопросов, требующих последующего кодирования. Бланка интервью могут полностью состоять из открытия вопросов и требовать специального кодирования после проведения опроса.

Часто процесс кодирования совмещается с редактированием. Существует много способов кодирования информации в анкетах. Выбор того или иного из них предопределяется главным образом спецификой той программы для ЭВМ, которой располагает исследователь при анализе данных.

Важной составной частью подготовки данных к анализу является всесторонний контроль данных и исправление найденных ошибок. Источники ошибок кроются во всех предыдущих этапах исследования от сбора информации до ее ввода в ЭВМ. Практически очень трудно исправить все ошибки в данных, особенно если это исследование достаточно обширно. Исследователь должен решить, какого рода проверки и исправления наиболее важны для него, а какими ошибками можно пренебречь. Процедура исправления данных состоит из трех этапов: выявления ошибок, нахождения истинных величин данных или кодов в исходных документах — анкетах, бланках, исправления данных.


Средства математической обработки данных


Статистический анализ полученной социологической информации можно обработать следующими видами математической обработки данных:

- Статистическая группировка - это классификация или упорядочение данных по признаку подобия или различия. Организация фактов в систему осуществляется в соответствии с описательной гипотезой о ведущем признаке группировки или классификации. Основное назначение группировки состоит, во-первых, в установлении численности каждой отдельно взятой части совокупности, расчленённой в соответствии со значениями определенного признака (или нескольких признаков), и, во-вторых, в изучении влияния причин и зависимости явлений.

- Ряды распределения. Результат группировки единиц наблюдения по какому-либо признаку называется статистическим рядом. По вариационному ряду количественного признака можно подсчитать, как часто каждое значение этого признака встречается в совокупности.

- Статистические таблицы – обобщают исходные данные. В дальнейшем составляют более сложные таблицы, позволяющие сопоставлять ряды распределений, и, наконец, комбинационные таблицы, в которых три или более признака перекрещиваются, комбинируются. По таким таблицам устанавливаются, измеряются и анализируются связи между признаками исследуемой совокупности объектов.

Построение таблицы подчинено определенным правилам. Основное содержание таблицы должно быть отражено в названии. Таблицы бывают простые, групповые и комбинационные. Простые таблицы представляют собой перечень, список, отдельных единиц совокупности о количественной (или качественной) характеристикой каждой из них в отдельности. В групповых таблицах содержится группировка единиц совокупности по одному признаку, а в комбинационных — по двум и более признакам.

- Гистограмма — это графическое изображение интервального ряда. По оси абсцисс откладывают границы интервалов, на которых строят прямоугольники с высотой, пропорциональной плотностям распределения соответствующих интервалов (пропорциональной числу единиц совокупности, приходящейся на единицу длины интервала). При равных интервалах плотности распределения пропорциональны частотам, которые и откладываются по оси ординат.

- Кумулятивные кривые. Кумулята округляет индивидуальные значения признака в пределах интервала и представляет собой возрастающую ломаную линию.

- Полигоны. Для построения полигона величина признака откладывается на оси абсцисс, а частоты или относительные частоты — на оси ординат. Из точек, соответствующих значениям признака, восстанавливаются перпендикуляры, равные по высоте частотам. Вершины перпендикуляров соединяются прямыми линиями [2, с. 127 – 150].


2. Анализ данных, его методы


Методы, применяемые социологами для анализа данных, многообразны. Выбор конкретного метода зависит, в первую очередь, от характера исследовательских гипотез, т. е. от того, на какие вопросы мы хотим получить ответ. Если целью является описание одной характеристики выборки в определенный момент времени, разумно ограничиться одномерным анализом, т. е. описанием распределения наблюдений вдоль оси интересующего нас признака. Разнообразные техники многомерного анализа позволяют одновременно исследовать взаимоотношения двух и более переменных и в той или иной форме проверять гипотезы о причинных связях между ними. Различия между этими методами неабсолютные. В реальном исследовании каждое уточнение исходных гипотез или выдвижение новой гипотезы в ходе анализа результатов приводит к необходимости выбора новой техники анализа данных. Помимо характера исследовательских гипотез на выбор методов статистического анализа влияет и природа полученных социологом данных.

Методы, используемые для анализа связи между двумя номинальными переменными, также будут отличаться от методов анализа связи между номинальной переменной и переменной, измеренной на интервальном уровне. Таким образом, выбор той или иной статистики будет зависеть и от целей анализа, и от уровня измерения исследуемых переменных.

Существует два основных класса задач, решаемых с помощью статистических методов анализа. Задачей дескриптивной (описательной) статистики является описание распределения переменной-признака в конкретной выборке. Методы дескриптивной статистики позволяют также анализировать взаимосвязь между различными переменными. Другой класс задач, связанный с необходимостью вывести свойства большой совокупности, основываясь на имеющейся информации о свойствах выборки из этой совокупности, решается с помощью методов индуктивной статистики, или теории статистического вывода, основанной на вероятностном подходе к принятию решений. Воспользовавшись какой-то моделью для анализа полученных выборочных данных, социолог обычно также применяет некоторые методы статистического вывода, позволяющие определить, выполняются ли обнаруженные им при анализе данных отношения на уровне большой совокупности, из которой была извлечена выборка.

Целью в анализе данных будет скорее качественное, содержательное понимание сути этих методов, основанное лишь на самых элементарных математических представлениях и, в некоторых случаях, на интуитивном понимании «физического смысла» статистических моделей. Такое понимание может служить определенным фундаментом для более глубокого изучения прикладной статистики. Кроме того, оно совершенно необходимо для того, чтобы самостоятельно формулировать задачи анализа данных и ориентироваться в существующем разнообразии методов и техник, используемых другими исследователями при решении этих задач [3, с101 – 103].


3. Подведение итогов и внедрение результатов исследования


После того как вся содержательная работа проделана, можно приступать к составлению отчета. Структура отчета выглядит так: программа исследования; характеристика выборочной совокупности респондентов (кого опрашивали, в каком количестве, сведения о социально-демографических «паспортных» характеристиках респондентов, связи между ними и т.д.); представление, анализ и интерпретация полученных данных, результатов исследования; практические рекомендации; основные выводы; приложения (таблицы, графики, схемы, диаграммы). Соответственно содержанию того или иного конкретного исследования объем отчета может быть различным: от нескольких десятков до нескольких сотен страниц. Характер отчета во многом зависит от типа исследования - проводилось оно в соответствии с научными либо прикладными целями [4, с. 160 – 162].

Требования к отчету:

1) в отчете должны быть отражены все группы проблем в соответствии с логикой научного поиска, что требует обобщения, анализа результатов;

2) в каждой главе отчета необходимо стремиться выделить две части:

а) проблемы и результаты,

б) выводы;

3) для анализа и отчета результаты отдельных анкетных вопросов должны максимально обобщаться;

4) правильное оформление отчета.

Для того чтобы правильно использовать полученные социологические данные, необходимо учитывать важные методологические положения:

• характер оценки и интерпретации социологических данных большей частью уже предопределен на стадии концептуального оформления исследования, когда выяснились качественные характеристики изучаемого явления;

• интерпретация и логическая обработка полученных данных зависят от глубины знания исследователем объекта и предмета;

• большое значение для интерпретации социологических данных имеет социальный опыт исследователя [5, с. 53 – 56].

Грамотно проведенный анализ результатов социологических исследований позволяет эффективно использовать их в управленческой деятельности, планировании, прогнозировании социальных процессов.

Важной формой использования является защита результатов исследования пред соответствующими руководителями предприятий. Еще одной распространенной формой использования результатов является публикация материалов социологических исследований в различных сборниках статей, научных журналах, средствах массовой информации.

Непременным компонентом всякого отчета является подготовка рекомендаций, представляющих собой перечень основных предложений, вытекающих из анализа отчетных данных. Рекомендации носят сугубо утвердительный характер, и в них вносится лишь только то, что подлежит внедрению в научную или практическую деятельность. При этом следует иметь в виду, что в случае сомнения в правильности или необходимости выдвинутых рекомендаций заинтересованные лица должны иметь возможность найти необходимые обоснования в контексте отчета. Если же и в аналитические разделы по каким-то причинам не внесены нужные расчеты и обоснования выдвинутых практических предложений, то должно быть указано, какие дополнительные исследования необходимо провести.

Рекомендации должны быть доведены до сведения коллектива работников изучаемого объекта. При этом могут и должны быть использованы средства массовой информации в показе результатов работы. Более того, в соответствии с рекомендациями желателен выпуск соответствующих распорядительных документов по предприятиям [1, с. 421].


Заключение


В ходе контрольной работы удалось установить, каким образом происходит обработка и анализ социологической информации, а также по каким правилам делается отчёт об исследованиях в социальной работе.

Итак, подводя итоги, можно сказать, что, обработка данных – это заключительный этап социологического исследования, где проводится анализ и интерпретация данных. Он состоит из: редактирования (предварительная подготовка информации), кодирования (преобразование собранной информации в числовую форму), всестороннего контроля данных и исправления найденных ошибок (выявление ошибок, нахождение истинных величин в исходных документах, исправление данных), статистической группировки (распределение изучаемой совокупности на однородные группы по существенным признакам), рядов распределения а также графической интерпретации эмпирических зависимостей (статистические таблицы, гистограммы, кумуляты, полигоны). После заключения социологического исследования проводится подведение итогов, иными словами, составляется отчёт о социологическом исследовании. Отчёт имеет несколько разделов и составляется в связи с особыми требованиями.

Также отмечу, что, внедрение результатов социологического исследования в социальную работу – это защита результатов исследования пред соответствующими руководителями предприятий. Еще одной распространенной формой использования результатов является публикация материалов социологических исследований в различных сборниках статей, научных журналах, средствах массовой информации.

Операционализация основных понятий – это специфическая научная процедура установления связи между концептуальным аппаратом исследования и его методическим инструментарием. Это не только переход от одного типа знаний к другому, теоретического к эмпирическому, но и переход от одного средства получения знания к другому, от концептуального аппарата исследования к его методическому инструментарию.


Список использованных источников:


1. Рабочая книга социолога /Под общ. ред. Г.В. Осипова. – М.: Изд-во УРСС, 2003.

2. Тавокин Е.П. Основы методики социального исследования: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 239 с.

3. Девятко И. Ф. Методы социологического исследования. - Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1998.- 208 с

4. Зборовский Г.Е. Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Гардарики, 2004. - 592 с.

5. Филатова О.Г. Методика и техника социологического исследования: Конспект лекций. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000 - 48с.

6. Ядов А.В. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности / В.Я. Ядов в сотрудничестве с В.В. Семёновой; Рос. академ. наук, Ин-т социологии. – М.: Добросовет6 Кн. дом «Ун-т», 2006. – 596 с.

Похожие работы:

  1. • Методы социологических исследований
  2. • Логическое следствие результатов социологических ...
  3. • Социальное развитие трудовых коллективов
  4. • Практические задания по маркетингу
  5. • Основные возможности изучения поведения потребителя методом ...
  6. • Эмпирическая социология
  7. • Актуальные проблемы социологических исследований
  8. • Анализ данных социологии
  9. • Сущность социологических исследований
  10. • Виды социологического исследования: общая характеристика ...
  11. • Опыт социологического сопровождения избирательных ...
  12. • Социологическое исследование
  13. • Социологическое исследование
  14. • Основные методы социологического опроса
  15. •  ... как основа современных социологических исследований
  16. • Порядок проведения социологических исследований
  17. • Социологическое исследование: понятие и виды
  18. • Программа социологического исследования
  19. • Сбор социологической информации
Рефетека ру refoteka@gmail.com