Рефетека.ру / Социология

Дипломная работа: Этнические особенности современной семьи в социальной работе

Федеральное агентство по образованию РФ

Ульяновский государственный университет

Факультет гуманитарных наук и социальных технологий

Кафедра педагогики профессионального образования и социальной деятельности


ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Этнические особенности современной семьи в социальной работе


Ульяновск

2010

Содержание


Введение

1. Теоретические основы этнических подходов к современной семье

Понятие этноса и семьи

Этнические особенности семьи

2. Практические аспекты этнических основ современной семьи

2.1 Технологии деятельности этнических различий семьи в современных условиях

2.2 Практическое исследование. Изучение этнических основ современных семей

Заключение

Литература

Приложение


Введение


Повышение пристального внимания ученых разных областей к семье в последние два десятилетия не случайно, оно связано, с одной стороны, с необходимостью активизации человеческого фактора в условиях социально-экономического развития, с другой - с обострением некоторых проблем и противоречий, характеризующих состояние семейных отношений в настоящий момент.

Несмотря на общеизвестный факт, что в изменяющихся условиях экономики, политики, культуры семья утрачивает психологическую и социальную устойчивость, а также на возрастание числа кросскультурных исследований до настоящего времени социально-психологические проблемы современной семьи остаются недостаточно изученными. Научный поиск механизмов стабилизации супружеских взаимоотношений невозможен без изучения социально-психологических особенностей семей, которые приобретают все большее значение в ситуации неопределенности, характерной для сегодняшнего дня. Исследование социально-психологических особенностей семей разных этносов является важным компонентом этого научного поиска.

В свете психологических исследований и по результатам житейских наблюдений межэтнические браки могут выглядеть порой как браки более успешные по сравнению с моноэтническими. Однако это не снижает интереса к проблематике, так или иначе связанной с межэтническими браками, со стороны в первую очередь тех людей, жизнь которых в той или иной степени была связана с межэтническими браками, даже если с точки зрения ряда формальных критериев жизнь в этих браках выглядит внешне вполне успешной. Это дает основание предположить субъективно ощущаемое скрытое и зачастую непонятное в своих причинах неблагополучие, что побуждает его исследовать на первом этапе с помощью методов теоретического анализа. Если для этого использовать теории, сложившиеся за последнее столетие в отечественной традиции, то, несмотря на различия между ними, непреложным остается факт: за основу анализа процессов, имеющих место в диаде, следует брать процессы, происходящие в более широких, чем диада, социальных сообществах. Отношения в диаде являются конкретными проявлениями этих процессов.

Семья занимает особое место в ряду социальных групп. Она имеет свои специфические проблемы, противоречия, конфликты, обусловленные не столько общественными явлениями, сколько личными качествами ее членов, характером их взаимоотношений. Вместе с тем, пока еще являются редкими прикладные исследования в психологии конкретных народов России. Все это и обусловило выбор темы "Этнические особенности современной семьи в социальной работе".

Теоретико-методологические основы межэтнических семей и браков советского периода представлены в работах таких ученых, как: М. Арутюнян, Р.А. Ачылова, А.Г. Волков, А.И. Исмаилов, М.В. Мурзабулатов, О. Мусаев, А.А. Сусоколов, А.Г. Харчев и другие. Сегодня же в данной области работают такие ученые, как: Ф.Б. Бурханова, Л.М. Дробижева, И. Заянчковский, Н.Л. Крылова, С.В. Прожогина, Фотиева и другие.

Объект исследования: социально-психологические особенности семей в различных этносах.

Предмет исследования: этнические особенности современной семьи в социальной работе

Цель исследования: изучить специфику и проблематику межнациональных браков.

Задачи исследования:

Раскрыть понятие этноса и семьи.

Рассмотреть этнические особенности семьи.

Рассмотреть технологии работы с семьей, супруги которой принадлежат различным этносам.

Изучить этнические особенности современной семьи.

Гипотеза: изучение специфики межэтнических семей будет способствовать выявлению факторов, влияющих на семейные отношения в такой семье.

В качестве методов исследования использовались метод теоретического анализа специальной литературы, анкетирование, наблюдение, беседа.

Данная дипломная работа состоит из двух глав, четырех параграфов, заключения, списка литературы и приложения.

Первая глава посвящена теоретическим основам этнических подходов к современной семье. В данной главе раскрываются понятия этноса и семьи, аспекты и основные проблемы семьи, а также этнические особенности семьи.

Вторая глава посвящена практическим аспектам этнических основ современной семьи. В данной главе раскрываются формы работы с межэтническими семьями, а также факторы, влияющие на семейные отношения в межэтнических семьях.


Глава 1. Теоретические основы этнических подходов к современной семье


Понятие этноса и семьи


Этнос – слово греческое, его латинский аналог – "natio", русский аналог – "народ". В греческом языке есть и другие термины для обозначения народа: "лао" - "население", "демос" - "совокупность граждан", но эти термины несут социальную нагрузку.

Энциклопедические словари советского времени обязательно сообщают, что этнос - социальная группа, определяемая общностью территории, совместным ведением хозяйства, языком. Однако на одной территории часто уживаются представители разных этносов. И говорить представители разных этносов могут на одном языке [4,с.44].

Этнос — группа людей, объединённая общими признаками, объективными либо субъективными. Различные направления в этнологии включают в эти признаки происхождение, язык, культуру, территорию проживания, самосознание и другое.

На сегодняшний день можно обозначить два подхода в толковании этого термина: во-первых, как формы существования самого человека и его культуры с учетом влияния природных факторов; во-вторых, как историко-социальной системы, подразумевающей ее зарождение, развитие и изменение структуры. При такой интерпретации этноса его расселение может не совпадать с границами государств. Отдельные группы (диаспоры) русских, армян, евреев, поляков и других; проживая за пределами своей национальной государственности, относятся к своему этносу.

Генезис любого этноса предполагает значительную протяженность во времени. Формирование историко-культурных ареалов зачастую происходит вокруг определенных элементов культуры, например, языка или религии.

Основные условия возникновения этноса — общность территории и языка — впоследствии выступают в качестве её главных признаков. При этом этнос может складываться и из разноязычных элементов. Дополнительными условиями сложения этнической общности могут служить общность религии, близость компонентов этноса в расовом отношении или наличие значительных метисных (переходных) групп. В ходе этногенеза, под влиянием особенностей хозяйственной деятельности в определенных природных условиях и других причин, формируются специфические для данного этноса черты материальной и духовной культуры, быта, групповых психологических характеристик. У членов этноса появляется общее самосознание, видное место в котором занимает представление об общности их происхождения. Внешним проявлением этого самосознания является наличие общего самоназвания — этнонима [4,с.45].

Сформировавшаяся этническая общность выступает как социальный организм, самовоспроизводящийся путём преимущественно этнически однородных браков и передачи новому поколению языка, культуры, традиций, этнической ориентации и так далее. Этносы подвержены изменениям в ходе этнических процессов — консолидации, ассимиляции и тому прочее. Для более устойчивого существования этнос стремится к созданию своей социально-территориальной организации (государства).

Согласно Гумилеву, этнос рождается в результате одновременного появления большого числа пассионариев. Этот старт Гумилев назвал этническим (или пассионарным) толчком. У него есть гипотеза, связывающая этот толчок с закономерностями астрофизическими (гипотеза крайне неубедительная). На сегодняшний день мы не знаем, почему возникает пассионарный толчок - то ли и вправду астрофизика виновата, то ли какие-то природные явления в пределах Земли, то ли Божья воля, - но он действительно возникает. А далее этнос проходит 5 основных фаз своей истории [17,с.12].

1. Фаза пассионарного подъема.

Пассионарный подъем делится на скрытый и явный (или открытый) подъем. Скрытый подъем иногда у Гумилева в статьях называется "инкубационным периодом". Но в поздних работах Гумилев считал, что это одна фаза.

Скрытым подъем называется потому, что этнос еще не осознал себя как этническое единство, однако подъем уже идет, число пассионариев увеличивается, начинает работать механизм внутриэтнической солидарности, стягивающий, склеивающий этнос, который сам еще этого не понял. В инкубационной фазе (или в скрытом подъеме) этнос представляет собой "консорции" - группы людей, связанных именно общей судьбой. Что же касается групп людей, связанных общими интересами, то это - самые слабые, самые начальные звенья, называемые "конвиксиями". Конвиксии существуют в любом социуме.

2. Фаза пассионарного подъема

Фаза этнического подъема сменяется пассионарным перегревом или акматической фазой, для которой характерен избыток пассионарности. Пассионариев по-прежнему меньше 1 %, но где-то уже близко к 1 % (конечно, точных подсчетов нет), и им становится тесно. Данная ситуация чревата взрывом. Она способна привести к религиозной войне или внутренней междоусобице, которая не разорвет страны, но может ее ослабить. Поэтому в акматической фазе выгоднее всего сбросить избыточную пассионарность вовне. И не суть важно, что это будет - отвоевание чего-нибудь, завоевание чего-нибудь, колонизация. Классические примеры сброса избыточной пассионарности французов и немцев - первые Крестовые походы.

Однако в таком сбросе таится своя опасность - здесь требуется соблюсти меру и не уменьшить пассионарности этноса больше, чем это допустимо.

3. Фаза надлома

Пассионарность, наконец, израсходована, и этнос вступает в третью фазу - фазу надлома. Пассионариев стало меньше, поэтому каждый из них обретает большее влияние на соплеменников. В результате, этнос довольно резко снижает внутриэтническую солидарность. Это опасная фаза. В надломе этнос сильно открыт иноземным влияниям и может повредить собственный этнокультурный вариант, собственную культуру. Именно в это время чаще всего происходят революции. Как следствие, не все этносы выходят из фазы надлома.

4. Фаза инерции

Если этнос благополучно вышел из надлома, для него наступает фаза инерции, которая может продолжаться 300-400 лет. Это эпоха благоденствия, когда достигается самый высокий культурный уровень (хотя гениев уже мало) и самый высокий жизненный уровень. Именно в данный период обычно основываются империи, ибо империя - не грубый захват, а фундаментальная государственная работа, созидание. Так основали свои империи римляне, персы. Фаза инерции - самая уютная фаза, поэтому никаких усилий не жалко для сохранения этнического баланса и жизни этноса.

5. Фаза обскурации

Наконец, после фазы инерции наступает фаза обскурации (100-150 лет), когда происходит утрата внутриэтнической солидарности и распад этноса. Люди же, составлявшие его, естественно, не распадаются, а поступают в качестве человеческого материала на формирование новых этносов.

Межличностные отношения представителей разных этносов регулируются двумя противоположно направленными тенденциями [17,с.14]. С одной стороны, можно наблюдать любопытство, желание познакомиться с иной, чем своя собственная этнической идентичностью, стремление к разнообразию, проявляющееся в том, что внешность непохожего на субъекта человека кажется ему более привлекательной. С другой стороны, ощутимо действие защитных, охранительных сил этноса, побуждающих конкретного представителя этноса воздерживаться под разного рода предлогами от межэтнических браков или, если такой брак все-таки имел место, заботиться о том, чтобы дети, выросшие в межэтническом браке, сохранили в той или иной форме свою принадлежность к этносу субъекта. Есть основания полагать, что с возрастом последняя тенденция может усиливаться.

Семья́— социальная группа, обладающая исторически определённой организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Семья является важнейшей ценностью в жизни многих людей, живущих в современном обществе. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние. Для ребёнка семья— это среда, в которой непосредственно складываются условия его физического, психического, эмоционального, интеллектуального развития. Для взрослого человека семья представляет собой источник удовлетворения ряда его потребностей и малый коллектив, предъявляющий к нему разнообразные и достаточно сложные требования [15,с.11].

Выделяют следующие аспекты семьи:

Семья как социальный институт, характеризующийся опредёленными социальными нормами, санкциями, образцами поведения, правами и обязанностями, регулирующими отношения между супругами, между родителями и детьми.

Семья экономическая: объединяет лиц, связанных экономически— общим семейным бюджетом.

Семья территориальная, объединяет лиц по признаку совместного проживания.

Биологическая: состоит из родителей и детей.

Социальный аспект в определении понятия семьи доминировал в социалистическом обществе, согласно положению марксизма о том, что "семья даёт нам в миниатюре картину тех же противоположностей и противоречий, в которых движется общество". На разных исторических этапах развития семейных отношений преобладали территориальный и экономический аспекты. Например, во Франции "в понятие семьи входила группа лиц, запирающихся на ночь за одним замком", а русская земская статистика при проведении подворных переписей определяла семью по числу едоков, исходя из того, что "по представлению крестьян, в понятие семьи входит круг лиц, постоянно питающихся за одним столом или евших из одного горшка". Однако при всей важности социально-экономической функции семьи, следует отличать её от домохозяйства, которое может вести и отдельный человек, и группа лиц, не связанных отношениями родства [5,с.9]. Точно так же проживание на одной жилплощади не может быть сегодня определяющим в понимании семьи. Во все времена основой её всё-таки остаётся чисто биологическое понятие супружеской пары, сожительствующей со своими нисходящими потомками и престарелыми представителями старшего поколения [15,с.13].

Семья является одним из главных объектов социальной работы.

Современная семья переживает сложный этап в эволюции - переход от традиционной модели к новой, и многие ученые характеризуют нынешние условия семьи как кризисные, что повлекло за собой падение рождаемости, рост числа разводов и увеличение числа одиноких людей [5,с.10]. Средняя величина семьи составляет 3,2 человека – в городе и 3, 3 – в селе. Факторы сокращения величины семьи: рост числа бездетных и молодежных семей; рост числа молодых семей вследствие снижения возраста вступления в брак; тенденция отделения молодых семей от родителей; увеличение доли семей с одним родителем в результате разводов, смерти одного из супругов и рождения детей одинокой матерью [5,с.23].

Основные социальные проблемы семьи:

1. трудное материальное положение семьи;

2. ухудшение состояния здоровья населения вследствие недоедания, плохой экологии, от качества продуктов питания;

3. злоупотребление алкоголем и наркотиками;

4. жестокое обращение с детьми и другими членами семьи;

5. антиобщественный образ жизни, правонарушения и скандалы;

6. социальное сиротство – это явления устранения или неучастия в выполнении родительских обязанностей – искажение родительского поведения.

Взаимоотношения в семье во многом зависят от традиций общения, экономического и социального состояния общества, зависимости семьи от общества, участия супругов в ведении хозяйства, в общественном производстве, от типа семьи: многодетная, бездетная, кто главенствует, от личных качеств, характера родственников. Все эти аспекты прямо или косвенно связанны с культурой, обычаями этноса каждого супруга. Всю совокупность семейных отношений можно разделить на семь видов:

социально-биологические отношения охватывают сферу половозрастной структуры и численности семьи;

хозяйственно-экономические включают ведение хозяйства,

бюджет;

воспитательные отношения – социализация молодого поколения;

социальные отношения – ответственность членов семьи за поведение ее членов в обществе, в различных сферах деятельности, это обязанность между супругами, родителями и детьми, старшего поколения за младшими;

духовное общение – духовное обогащение каждого члена семьи;

социально-статусные отношения - предоставление членам семьи определенного социального положения в обществе;

досуговые отношения – организация рационального досуга, развитие взаимного обогащения интересов каждого члена семьи;

эмоциональные отношения – осуществление психологической защиты каждого члена семьи, организация эмоциональной стабильности личности, психологической терапии.

Социальные функции семьи

функция сексуального регулирования. Семья - это главный социальный институт, через который общество упорядочивает, направляет и регулирует естественные сексуальные потребности людей. Вместе с тем практически каждое общество имеет альтернативные пути удовлетворения сексуальных потребностей. Несмотря на то, что существуют определённые нормы супружеской верности, большинство обществ легко прощает нарушение этих норм. При этом, как нигде, наблюдаются отклонения реальной культуры от идеальной. Но часто нормы семьи разрешают сексуальные связи супругов вне семьи. Особенно наглядно различие норм сексуального поведения проявляется в отношении добрачного сексуального опыта молодых людей. Во многих современных обществах вступление в брак девственников считается абсурдным и нелепым, а добрачные сексуальные связи - служащими подготовкой к браку. В патриархальных семьях добрачный сексуальный опыт строго запрещается (по крайней мере, в отношении женщин) [8,с.31].

Репродуктивная функция. Одна из основных задач любого общества - воспроизводство новых поколений его членов. При этом важно, чтобы дети были физически и психически здоровыми и впоследствии имели способности к обучению и социализации. Вместе с тем важным условием существования общества является регулирование рождаемости, избежание демографических спадов или взрывов.

Функция социализация. Несмотря на большое число институтов, участвующих в социализации личности, центральное место в этом процессе занимает семья. Это объясняется, прежде всего, тем, что именно в семье осуществляется первичная социализация индивида, закладываются основы его формирования как личности. Семья для ребёнка является первичной группой, именно с неё начинается развитие личности.

Функция эмоционального удовлетворения. К многочисленным потребностям человека относится интимное общение. Психиатры считают, что основной причиной эмоциональных и поведенческих трудностей в общении и даже физических болезней является отсутствие любви, тепла и полноценного интимного общения в первичной группе, и прежде всего в семье. Огромное количество данных свидетельствует о том, что серьёзные преступления и другие негативные отклонения намного чаще происходят у тех, кто в детстве был лишен заботы в семье, что дети, воспитанные в детских домах без любви матери и отца, гораздо в большей степени подвержены заболеваниям, психическим расстройствам, повышенной смертностью и так далее. Доказано, что потребность людей в близком доверительном общении, интимности, эмоциональном выражении чувств близким людям является жизненно необходимым элементом существования.

Статусная функция. Каждый человек, воспитанный в семье, получает в качестве наследия некоторые статусы, близкие к статусам членов его семьи. Это, прежде всего, относится к таким важным для личности статусам, как национальность, место в городской или сельской культуре и другое. В классовых обществах принадлежность семьи к определённому социальному слою предоставляет ребёнку возможности и вознаграждения, характерные для этого слоя, и в большинстве случаев определяют его дальнейшую жизнь. Классовый статус изменяться благодаря усилиям человека и благоприятным обстоятельствам [8,с.32].

Защитная функция. Во всех обществах институт семьи осуществляет в разной степени физическую, экономическую и психологическую защиту своих членов. В большинстве случаев вину или стыд за человека разделяют все члены его семьи. Так же могут и защищать его.

Экономическая функция. Ведение членами семьи общего хозяйства, когда все они работают, способствует формированию крепких экономических связей между ними. Нормы семейной жизни включают обязательную помощь и поддержку каждого члена семьи в случае, если у него возникают экономические трудности [8,с.33].

Важную роль играют семейные традиции. Семейные традиции— это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение. Семейные традиции и ритуалы являются, с одной стороны, одним из важных признаков здоровой (по определению В. Сатир) или фукнциональной (по определению Э.Г. Эйдемиллера и других исследователей) семьи, а, с другой стороны, наличие семейных традиций является одним из важнейших механизмов передачи следующим поколениям семьи законов внутрисемейного взаимодействия: распределения ролей во всех сферах семейной жизни, правил внутрисемейного общения, в том числе способов разрешения конфликтов и преодоление возникающих проблем [5,с.33].

Этнокультурные брачные и семейные традиции, так или иначе, преследовались и вытеснялись унифицированными требованиями. Меняясь в соответствии с требованиями среды более высокого порядка, семья сохраняет семейные традиции как один из основных способов воспитания, продолжения себя. Семейные традиции сближают всех родных, делает семью семьей, а не просто сообществом родственников по крови. Домашние обычаи и ритуалы могут стать своеобразной прививкой против отдаления детей от родителей, их взаимного непонимания.

Семья как направляющая сила и образец для подражания играет ни с чем не сравнимую роль в становлении подрастающего человека как личности. Это первичный коллектив, который даёт человеку представления о жизненных целях и ценностях. В семье ребёнок получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношениях с другими людьми, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. В процессе семейного воспитания у детей вырабатываются привычки поведения и критерии оценки добра и зла, допустимого и порицаемого, справедливого и несправедливого.

Межэтническая семья является плодотворным базисом для формирования идентичности тех, про кого говорят, что они этнические маргиналы. Этнические маргиналы, то есть люди, которые не усвоили ценности ни одной из этнических групп, являются, на взгляд автора, самыми активными агентами структурирующими социальную, в данном случае этническую, группу.

Поскольку межэтническая семья предполагает неодинаковую этническую принадлежность родителей, то ребенок оказывается объективно вовлечен в ситуацию межэтнического взаимодействия. Таким образом, агент первоначально объективно вовлечен в ценностно-нормативное пространство этнических групп. Его окружают культурные артефакты, которые представляют определенную ценность для той или иной этнической группы. В случае если агент появляется на свет в межэтнической семье, то подобных артефактов становится бесчисленное множество, причем символическое значение определенного артефакта для этнических групп, к которым принадлежат родители, могут быть очень разными. Таким образом, этнический маргинал попадает в ситуацию свободного выбора, при котором ценность того или иного культурного артефакта для него определяется им самим. То есть, именно маргинальные типы, на взгляд автора, можно считать теми агентами, которые максимально интенсивно производят структурацию этничности. Причем, в контексте данной работы, представляет интерес процесс идентификации детей из межэтнической семьи, процесс становления этничности. Каким образом этническая структура представляет ребенку набор базисных этнических ценностей через родителей. Каким образом ребенок их соотносит со своей ценностной структурой, и каким образом происходит процесс выбора этнической принадлежности.

Вполне реальна ситуация, когда ребенок из межэтнической семьи не может определиться со своей этнической принадлежностью и в результате выбирает себе какую- то другую этническую принадлежность, либо никакой. В этом случае представляет интерес способ взаимодействия с социальной средой. Представляет интерес, каким образом агент действует в ситуации, когда взаимодействие с другими индивидами строится на основе этнической принадлежности. Какую именно этническую принадлежность агент принимает на себя, когда это становиться необходимым. И каким образом данный интерсубъективный опыт этнического взаимодействия сказывается на его структуре ценностей. Какое место в данной структуре начинают занимать этнические ценности. Каким образом новая ценностная структура способствует трансформации этничности агента. И насколько трансформировавшаяся этничность в сознании агента, выливается в этническое поведение относительно трансформации этничности.


Этнические особенности семьи


Россия является многонациональным государством. На территории нашей страны проживают народы, исповедующие все четыре великие мировые религии, такие, как христианство, ислам, иудаизм, буддизм.

Существующие семьи, помимо общих характеристик, определяющих развитие и функционирование любой семейной системы, имеют свои специфические особенности. На особенности и развитие семьи влияют этнокультурные условия [38,с.40].

Обе теории признают, что национальная принадлежность человека определяет модель поведения. Представители разных народов в одной и той же социально-значимой ситуации будут вести себя по-разному.

Для рассмотрения специфики этнокультурных условий необходимо остановиться на понятии "менталитета".

Под менталитетом традиционно понимают глубинный духовный склад, совокупность коллективных представлений на неосознанном уровне, присущих этносу как большой группе людей, сформировавшихся в определенных природно-климатических и историко-культурных условиях. Термин введен в начале XX века известным французским ученым Л. Леви-Брюлем. Именно менталитет определяет способы восприятия мира и интерпретацию индивидуального и группового опыта, а также способы действия и характер отношения к наиболее значимым аспектам человеческого существования [13,с.32].

В рамках семьи менталитет определяет следующие представления:

О нормах мужского и женского полоролевого поведения;

О смысле и содержании брака;

О способах воспитания;

О правилах, регулирующих отношения семьи с социальным окружением;

содержание материнской и отцовской роли.

Менталитет во многом формируется под влиянием религии. Люди разных национальностей по-разному воспринимают правила жизни, регулирующие отношения с родительской семьей и выбор брачного партнера. Родительская семья в исламской культуре воспринимается в качестве образца для построения отношений в собственной семье, что в меньшей степени характерно для современных русских молодых семей. Так, например, 80% узбеков считают обязательным согласие на брак родителей, при наличии детей развод не допускается. В то же время 80% эстонцев не считают, что для заключения брака необходимо согласие родителей, и 50% эстонцев допускают развод при наличии детей [13,с.33].

О сходных фактах пишет известный немецкий (иранец по национальности) психолог и психотерапевт Н. Пезешкиан, призывающий специалистов учитывать при работе с семейными проблемами национальные и культурные традиций.

Он отмечает, что на Востоке выбором супруга строго руководят ближайшие родственники и вся остальная семья. Семья – это своеобразный фильтр, который претендент должен пройти до того, когда он станет кандидатом для брачного союза. Есть четкие критерии отбора, которым должен удовлетворять такой, кандидат: из хорошей ли он семьи, какова его профессия, независим ли он? Для женщин существуют другие критерии: из хорошей ли она семьи? хорошая ли она хозяйка? хорошая ли у нее репутация? Вначале решение принимают родители, тети, дяди и так далее, а затем они представляют кандидата в привлекательном виде.

Таким образом, брак готовится и заключается в согласии с родительской семьей. В Центральной Европе выбор брачного партнера чаще всего совершается по собственным критериям и собственной инициативе, а желание родителей отвергается. Это рассматривается как признак независимости и зрелости. В этом случае родители супруга оказываются перед свершившимся фактом, с которым они либо смиряются, либо вступают в конфронтацию. Психологические сложности могут возникать, когда родители начинают вмешиваться в дела молодой семьи и оказывают давление на сына или дочь. На Востоке такого рода конфликты маловероятны, так как родители фактически сами могут выбрать невестку или зятя, соответствующих их ожиданиям [21,с.13].

По мнению Пезешкиана, за такого рода особенностями лежат различные концепции того, что составляет идентичность. На Западе в центре идентичности индивидуума находится его "Я", на Ближнем Востоке другая точка отсчета – семья является частью идентичности человека и определяет его чувство собственного достоинства.

Следует отметить, что "среднестатистическую" российскую семью нельзя отнести ни к восточной, ни к западной семье. Россия, являясь переплетением восточной и западной культур, сочетает во взглядах своих семей и восточную, и западную ментальность [21,с.13].

Этническими традициями может определяться такой важный системообразующий фактор, как отношение отца к детям. Это означает, что содержание отцовской роли может быть вариативно. Тип такого отношения, с одной стороны, может характеризовать семью, как принадлежащую к определенной этнической группе, а с другой стороны, иллюстрировать принятые в этносе способы контакта: между мужчинами и женщинами, между старшими и младшими, между семьей и социальным окружением [21,с.14].

У многих народов существуют достаточно строгие правила, регулирующие контакты отцов с детьми. Это так называемые "правила избегания", которые ограничивают эмоциональные контакты и предписывают отцам скрывать свои чувства. Следуя традиции, отец не может при посторонних (особенно старших) брать ребенка на руки, говорить и играть с ним. Нежные чувства к ребенку следует проявлять лишь в узком семейном кругу, без свидетелей. На территории России "правилам избегания" следуют, например, такие народы, как абхазы, осетины, кабардинцы и балкарцы. Во многом это определяется национальным идеалом мужского поведения, содержанием которого являются такие качества, как сила, суровость, эмоциональная невозмутимость и закрытость.

В русской традиции нет жестких правил, регулирующих взаимодействия отцов с детьми. В большей степени тип этих отношений определяется не столько национальной принадлежностью, сколько индивидуальными и социально-демографическими характеристиками родителя. В последнее время наблюдается тенденция более глубокого включения отца в эмоциональное и телесное общение с ребенком на все более ранних стадиях его развития [23,с.15]. Она проявляется в желании будущих отцов присутствовать при родах, в совместной подготовке семейной пары к родам, предполагающей установление особой коммуникации с плодом и тому подобное. В данном случае идеал мужского поведения начинает включать в себя традиционно женские черты, такие, как эмоциональная открытость, эмпатия, доброжелательность, способность к сотрудничеству, гибкость.

Принадлежность семьи к определенной этнической культуре может влиять и на характер воспитания детей в семье. И. Кон, ссылаясь на данные кросс-культурных исследований У. Ламберта, который в своей известной книге "Ребенок и общество" говорит о существовании различий между американским и европейским стилем воспитания [2,с.52].

Американские родители более терпимы и либеральны, нежели европейские родители. Автор, в связи с этим, выдвигает следующее предположение. Люди, в этнической культуре которых сильно выражена потребность в достижении, склонны больше опекать своих детей, незамедлительно откликаясь на их просьбы о внимании: в то же время они гораздо острее реагируют на проявление дерзости, нежели люди, которые больше ценят групповую принадлежность и дружественные отношения с окружающими.

Межнациональные браки распространяются на большинство государств мира, на все континенты. Например, в Москве за период 2008-2010 годов в среднем были заключены браки с представителями 88 стран мира, среди которых по наибольшему количеству браков с русскими занимают США, Афганистан, Сирия, Германия, Турция, Югославия, Великобритания, Израиль, Бангладеш, и так далее. С гражданами всех пяти континентов - Европа, Азия, Америка, Африка, Австралия регистрировались браки. Однако по общим статистическим данным количества межнациональных браков явный перевес наблюдается в сторону азиатских партнеров, а именно из стран Юго-Западной Азии (Афганистан, Сирия, Турция, Израиль, Ливан, Иордания, Ирак); второе место занимают браки с европейцами, причем с достаточным преобладанием и относительной стабильностью брачных партнеров из стран Западной Европы (Германия, Великобритания, Франция, Нидерланды, Швейцария); третье место представляют браки с американцами (США, Канада, Перу, Куба). Африканский и австралийский континенты менее востребованы, хотя число браков с представителями африканских государств заключались в среднем в 6 раз чаще, чем с австралийцами. Территориально-государственная протяженность межнациональных браков не имеет четких границ, и зависит от конкретной брачной активности отдельных индивидов и их личной свободы выбора [2,с.57].

Межнациональные браки представляют собой сложные союзы внеэтнических брачных предпочтений, характеризующихся неоднозначными, индивидуальными межличностными взаимодействиями партнеров в повседневном мире супружеских отношений. Поэтому, безусловно, исследование особенностей межнациональных браков позволит дополнить уже имеющиеся знания по проблемам межнационального супружества, глубже разобраться в этническом взаимодействии народов через границы, выявить социально-психологические закономерности брачного выбора русскими партнера другой национальности; интерпретировать общие признаки брачного состояния русской национальности в условиях социокультурных трансформаций.

В свете психологических исследований и по результатам житейских наблюдений межэтнические браки могут выглядеть порой как браки более успешные по сравнению с моноэтническими. Однако это не снижает интереса к проблематике, так или иначе связанной с межэтническими браками, со стороны в первую очередь тех людей, жизнь которых в той или иной степени была связана с межэтническими браками, даже если с точки зрения ряда формальных критериев жизнь в этих браках выглядит внешне вполне успешной. Это дает основание предположить субъективно ощущаемое скрытое и зачастую непонятное в своих причинах неблагополучие, что побуждает его исследовать на первом этапе с помощью методов теоретического анализа. Если для этого использовать теории, сложившиеся за последнее столетие в отечественной традиции, то, несмотря на различия между ними, непреложным остается факт: за основу анализа процессов, имеющих место в диаде, следует брать процессы, происходящие в более широких, чем диада, социальных сообществах. Отношения в диаде являются конкретными проявлениями этих процессов [11,с.221].

Межличностные отношения представителей разных этносов регулируются двумя противоположно направленными тенденциями. С одной стороны, можно наблюдать любопытство, желание познакомиться с иной, чем своя собственная этнической идентичностью, стремление к разнообразию, проявляющееся в том, что внешность непохожего на субъекта человека кажется ему более привлекательной. С другой стороны, ощутимо действие защитных, охранительных сил этноса, побуждающих конкретного представителя этноса воздерживаться под разного рода предлогами от межэтнических браков или, если такой брак все-таки имел место, заботиться о том, чтобы дети, выросшие в межэтническом браке, сохранили в той или иной форме свою принадлежность к этносу субъекта. Есть основания полагать, что с возрастом последняя тенденция может усиливаться.

Влияние защитных, охранительных сил этноса ослабляется в двух случаях:

1) кризисные явления в рамках того этноса, к которому субъект принадлежит;

2) кризисное состояние самого субъекта, вызывающее у него проблемы в отношениях с представителями своего этноса (в этом случае другой этнос, хотя бы на время, может показаться более привлекательным) [11,с.222].

Кризисные явления в рамках того этноса, к которому субъект принадлежит, могут приводить к массовым межэтническим бракам и формированию новых этносов. Но происходит это лишь в том случае, когда присущая этносу внутренняя способность к саморегуляции полностью исчерпана. В молодом возрасте, когда в основном заключаются браки, у части молодых людей может возникать ложное, преждевременное ощущение, что положительное значение их этноса полностью исчерпано. Это побуждает их стремиться к интеграции в иной более успешный этнос или же делает для них привлекательной культуру космополитизма. Первым робко заявляющим о себе признаком привлекательности культуры космополитизма является просто допущение на уровне сознания её для себя возможности. Ощущение того, что положительное значение собственного этноса исчерпано, может субъективно ощущаться даже как просто полное отрицание ценности своего этноса в прошлом, настоящем и будущем, как враждебное отношение к нему. Все это ослабляет влияние защитных охранительных сил этноса и усиливает побудительную силу любопытства, желания познакомиться с иной, чем своя собственная этнической идентичностью, стремления к разнообразию [11,с.222].

Ощущение того, что положительное значение собственного этноса полностью исчерпано, может приобретать форму характерного сочетания с состоянием влюбленности. В основе состояния влюбленности лежит неразрешенный внутренний конфликт между стремлением человека к совершенному и несовершенством образа окружающего мира, формирующегося при взаимоотношениях с ним. Конструктивное разрешение этого конфликта предполагает:

признание несовершенства окружающего мира как факта;

осознанное и произвольное творческое отношение к окружающему миру, при котором человек последовательно и целенаправленно, преодолевая трудности и обретая союзников, пытается этот мир преобразовать.

Неразрешенность этого внутреннего конфликта (который можно рассматривать как стадию в развитии молодого человека или девушки) периодически обусловливает вовлечение субъекта в состояние влюбленности, при котором другому человеку приписываются положительные качества, которых у него на самом деле нет. Положительные качества не просто приписываются, возникает страстное отношение к другому человеку, как носителю некоей принципиально иной по отношению к известному окружающему миру совершенной реальности, в результате этот человек получает значительную власть над субъектом влюбленности, которой он не всегда способен распорядиться с пользой для себя и для другого. Отрицание положительной значимости собственного этноса, негативная оценка принадлежности к своему этносу могут побуждать к состояниям влюбленности в представителей других этносов и неразделенной любви. Персона из другого этноса ещё до встречи с ней становится потенциально желанной, невозможность вступить с ней в брак уже до встречи восприниматься как трагедия, благодаря которой утрачивается смысл жизни. Так, например, в консультативной практике автору приходилось сталкиваться с переживанием подростка, чьи предки с Кавказа, по поводу того, что он "черный", поэтому никакая русская девушка его, никогда не полюбит [11,с.224].

По мере того, как люди становятся более мудрыми, ложное, преждевременное ощущение того, что положительное значение собственного этноса полностью исчерпано, может сменяться более трезвыми и взвешенными оценками своего этноса и своего значения в нём. Защитные, охранительные силы этноса в этих условиях могут провоцировать чувство беспокойства по поводу сложившегося брака, субъективно ощущаемого неблагополучия, природу, причины которого человек зачастую понять не может. Психологическая защита от травмирующих переживаний в этом случае может выражаться в следующих явлениях:

1) человек старается исказить реальность в том направлении, чтобы уменьшить в своих глазах и в глазах окружающих положительные черты и значимость того этноса, из которого он вышел;

2) человек становится горячим патриотом этноса своего брачного партнера, отрицая при этом проблемы данного этноса и связанные с ними недостатки;

3) человек становится все более горячим и некритичным патриотом этноса, откуда он вышел, пытается другого супруга и своих детей максимально интегрировать в свой этнос.

Эти три формы психологической защиты связаны с чрезмерными обобщениями и искажениями значимой информации, они затрудняют формирование объективной картины мира. С психологической защитой, видимо, связан также и тот феномен, что в межэтнических браках порой уделяется больше внимания бытовой культуре, чем в семьях моноэтничных. Для представителей межэтнических семей гораздо более важно выглядеть для себя и окружающих благополучной семьей, чем для членов моноэтнических семей. Однако связано это может быть с подспудным ощущением страдания, и осуществляется за счет глубины общения, в ущерб этой глубине [11,с.224].

Инициаторами проверки этносов на прочность путем межэтнических браков становятся люди, которые вследствие своей высокой чувствительности (и по этой причине невысокой выносливости) острее, чем остальные, ощущают кризисные явления внутри своего этноса. Это чаще бывают женщины, чем мужчины. Готовность к межэтническим бракам является частным случаем эпатирующего поведения, когда индивид совершает с точки зрения сообщества абсурдные, нелогичные, отвергающие каноны поступки, являясь в этом случае своего рода юродивым - человеком, который через шутки и несуразности, "пощечины общественному вкусу" пытается обличить несовершенство сообщества, в котором он живет. Если этнос способен реагировать (в том смысле, чтобы меняться) на подобного рода поведение отдельных своих членов, это говорит о том, что у него есть ресурсы для преодоления кризисных явлений. Если нет - этнос продолжает разрушаться, а эпатирующее поведение и межэтнические браки в нём становится всё более частыми [11,с.225].

Если говорить про кризисное состояние субъекта, вызывающее у него проблемы в отношениях с представителями своего этноса, побуждающее его воспринимать брак с представителями другого этноса более привлекательным, то в массовом масштабе оно может быть спровоцировано кризисным состоянием самого общества. По мере развития кризиса всё больше ситуаций становятся источниками долговременных психологических травм чаще всего невысокой интенсивности, что приводит к большому количеству неврозов и невротических состояний, деструктивных установок, проявляющихся в общении. Если проблемы, связанные с этим не будут решены, представителям такого этноса будет всё труднее общаться между собой, осуществлять совместную деятельность, что будет побуждать их к выходу за пределы собственного этноса, в частности в межэтнические браки. В этом случае стабилизирующее значение иного этноса будет заключаться в его ярко выраженной психотерапевтической функции. Но по мере того, как данная психотерапевтическая функция будет производить свой эффект, некогда травмированная личность будет все более приобретать сущностные характеристики подлинного бытия. На каком-то этапе в форме внутренних переживаний вновь заявят о себе охранительные силы этноса, что может дестабилизировать брак, приводить к связанным с этим феноменам, описанным выше [11,с.225].

Таким образом, увеличение степени осознанности и произвольности поведения людей применительно к реальности, связанной с межэтническими браками, способствует ощущению благополучия на субъективном уровне и позитивному эмоциональному климату в семье. Межэтнический брак следует рассматривать как элемент в процессе сближения двух этносов. Этот процесс может длиться и довольно долгое время (столетиями) и зависит от степени интенсивности контактов между этносами. Если контакты редки, образуется инцидент, который со временем приобретает историческое значение, способствующее международным отношениям.


Глава 2. Практические аспекты этнических основ современной семьи


2.1 Технологии деятельности этнических различий семьи в современных условиях


По статистике, в последнее десятилетие каждая пятая российская невеста вышла замуж за иностранца. Каждый второй межнациональный брак разваливается после пяти-шести лет.

Для межэтнических семей характерно появление особо трудных ситуаций, способных привести к распаду брака. Например, отсутствие жилья, тяжелая и продолжительная болезнь одного из супругов, отсутствие средств на содержание семьи, осуждение за уголовное преступление на длительный срок и целый ряд других чрезвычайных жизненных обстоятельств. В современной России это наиболее распространенная категория семей, для определенной части которых вероятны перспективы обострения семейных взаимоотношений или появление тяжелых психических расстройств у членов семьи.

Важнейшей задачей деятельности специалистов различного профиля является психологическая помощь в семейных отношениях представителям различных этнических общностей. Она имеет целью повышение социально-психологической компетентности людей в строительстве и укреплении межнациональных брачных союзов и предполагает оказание психологических и других услуг [12,с.22].

Психологическая помощь, психокоррекция отношений между супругами — представителями разных национальностей — дело в нашей стране новое и недостаточно развитое, прежде всего потому, что не хватает профессиональных специалистов в данной области. Вместе с тем эта деятельность находит поддержку у правительственных органов и вызывает большой интерес у психологов и социальных работников [12,с.23].

Основными направлениями такой помощи являются:

проведение индивидуальных и групповых консультаций с лицами, обратившимися к специалисту с целью решения сложных жизненных проблем, приобретения психологических знаний или разрешения конфликтных ситуаций во внутрисемейных отношениях;

выявление семей с повышенной напряженностью в межэтнических отношениях и проведение с ними психоконсультативной работы;

оказание помощи супругам — представителям разных национальностей в выявлении психогенных отклонений и выборе адекватных форм их преодоления;

обучение обращающихся в консультацию лиц методам самоконтроля и саморегуляции своих эмоциональных состояний [25,с.15].

Для оказания правильной и эффективной помощи, психокоррекции и профилактической работы должна осуществляться специальная постоянная социально-психологическая диагностика семей, где супруги являются представителями разных национальностей. Эта диагностика должна отвечать определенным требованиям:

нормы профессиональной этики и специальная психологическая компетентность людей, занимающихся этой деятельностью, должны быть очень высоки, поскольку они вторгаются в чрезвычайно интимные стороны жизни людей и при этом должны учитывать особенности конкретных этнических общностей (известны, например, народы, информация о супружеских взаимоотношениях которых, а тем более изучение их просто недопустимы);

необходимо грамотное, профессиональное использование методик, тестов, опросников, анкет, специально предназначенных для этих целей.

Все методики должны быть адаптированы к национальной специфике семейных отношений, ориентированы на национально-психологические особенности членов семьи, так как совершенно недопустимо, преступно нанесение вреда семье, отдельной личности как представителю той или иной этнической общности. Требуется постоянное уточнение сведений, подтверждение надежности, валидности, области и доз применения методик [25,с.17].

Возможно несколько подходов к этнопсихологической диагностике семейных отношений.

Многоуровневый подход предполагает объединение взглядов разных школ в общую диагностическую схему и увязку анализа и коррекции многообразных сторон жизнедеятельности семьи. При разработке диагностических схем главное внимание сосредоточивается на вопросе, какую именно этнопсихологическую информацию о семье и в какой последовательности необходимо получить.

Все схемы в этом случае нацеливаются на получение двух видов данных о семье. Во-первых, сведения о семье, которые нужны при работе с ней в зависимости от того, какой национальности семья и с какой целью изучается. Во-вторых, сведения о семьях с этнодифференцированным составом.

Проблемный подход предполагает выявление этноспецифических "слабых мест" семейных отношений и учитывает [30,с.24]:

совокупность трудностей, отражающих развитие семьи;

специфику семейных отношений в рамках "родители — дети" и "братья— сестры";

национальное своеобразие интеграции членов в семье, нарушений во взаимоотношениях семьи с окружающим миром.

Факторный подход ориентирует на диагностические схемы, основные параметры которых выявляются путем факторного анализа, то есть метода математической статистики. Он позволяет получать максимально полную информацию о семье.

При этнопсихологической диагностике семейных отношений требуется соблюдение определенных правил и норм.

Во-первых, необходимо стремиться к полноте информации, а также к преодолению барьера интимности, который свойствен каждой семье, тем более национально своеобразной. С этой целью исследователь должен на более или менее длительное время присоединиться к семье, а для этого ему надо не только уметь снять с членов семьи излишнюю настороженность, возвратить ее на уровень привычного, фонового состояния, но и адаптироваться к их национальным традициям и привычкам, образу поведения и деятельности. Все это может достигаться профессиональной компетентностью исследователя, надежностью сохранения им профессиональной тайны, умением бесконфликтно обсуждать самые щекотливые проблемы жизни и быта представителей конкретных этнических общностей [40,с.26].

Во-вторых, требуется постоянное восполнение психологической информации о семейных отношениях. Для этого должны использоваться технические средства, позволяющие увидеть "своими глазами" происходящее "за кадром". Необходимо также тщательное обобщение результатов исследований, поступающих из различных источников, плюс их компетентный анализ.

В-третьих, для решения проблемы разбросанности данных и их чрезвычайного разнообразия требуется создание специальных экспериментальных ситуаций, позволяющих изучить поведение представителей той или иной этнической общности.

Сейчас созданы специальные институты, изучающие воапрос межнациональных браков, существует тематический раздел психологии – транскультуральная семейная психотерапия.

Терапия семейных отношений:

Важно осознать и принять тот факт, что раздражение супругов в межнациональных семьях по поводу поведения друг друга;

естественная человеческая реакция, от которой не уйти.

Следует понимать, что нет правильного и неправильного восприятия и видения событий и явлений представителями разных культур есть разное.

Чтобы сохранить любовь и брачные отношения, надо не молчать, накапливая раздражение, а говорить о том, что кажется странным, неприятным в поведении супруга.- Нужно уважать мнение близкого человека, стараться, чтобы не было даже намека на попытку его пристыдить или обвинить. Когда удалось уяснить для себя суть конфликта, необходимо договориться о поведении каждого. Это поможет достичь компромисса.

Духовное взаимообогащение. Если супруги благополучно преодолели трудности - научились уважать культуру, в которой был воспитан партнер, воспринимают друг друга такими, какие они есть, и создали общие правила совместного проживания - то их союз будет обогащать обоих и приносить свои щедрые плоды.

Ведь ни для кого не секрет, что детям, рожденным в межнациональных семьях, часто передается все лучшее, что накоплено обоими народами. То есть в результате подобных браков происходит обогащение генофонда. И не только. Каждый человек привыкает видеть жизнь определенным образом, как бы через свое "окно". При взаимодействии с представителем другой культуры появляется возможность расширить собственные горизонты.

Таким образом, особенности и привычки партнера оказываются весьма полезными. Например, заразительная эмоциональность одного позволит и второму стать чуть-чуть живее. А оригинальный взгляд на ситуацию второго поможет и первому к чему-то относиться проще или, наоборот, увидеть что-то шире и глубже.


Практическое исследование. Изучение этнических основ современных семей


Межэтническая семья – это характерное явления в полиэтничном государстве. От факторов, влияющих на семью во многом зависит появление, стабильность и сплоченность такой семьи. Изучение межэтнических семей продиктовано необходимостью создать позитивное межэтническое общение, которое способствует развитию таких положительных качеств, как толерантность, интернационализм, гражданственность, взаимопонимание и другое.

На данном этапе исследования семьям различной этнической принадлежности предлагалось заполнить анкету (Приложение 1). В анкетировании принимали участие 20 семей.

На заполнение анкеты давалось 15 минут. Супруги заполняли анкеты отдельно друг от друга.

Анкетирование было направлено на диагностику уровня взаимоотношений в семьях. В ходе проведения данной методики все респонденты с интересом отвечали на предлагаемые вопросы.

По результатам анкетирования возраст мужчин был 30-45 лет, а возраст женщин – 30-43 года.

Качество семейных отношений определяется множеством внешних и внутренних факторов.

Уровень образования является одним из факторов, влияющих на семейные отношения. Отношения в семье с более высоким образовательным уровнем характеризуются большей эгалитарностью, удовлетворенностью браком и более низкой конфликтностью, а также в таких семьях более плодотворно решаются вопросы этнического характера. Супруги с высшим образованием чаще делят обязанности пополам, не всегда учитывая "женские" они или "мужские". Супруги со средне специальным или неоконченным высшим образованием чаще живут со своими родителями.

В результате проведенного анкетирования сложились следующие показатели: наличие высшего образования среди мужчин составило 33%, среди женщин – 25%; средне специального образования среди мужчин – 57%, среди женщин – 59%; неоконченного высшего образования среди мужчин – 10%, среди женщин – 16%. Результаты уровня образования представлены в диаграммах (приложение 2).

Стаж семейной жизни является важным фактором, влияющим на семейные отношения. Особенно важен данный фактор в семейных отношениях межэтнической семьи. Чем больше супруги совместно проживают, тем быстрее и эффективнее они решают внутрисемейные проблемы и в особенности этнические проблемы своей семьи.

По результатам анкетирования стаж семейной жизни супругов составляет 7-15 лет. Среди участников исповедуют православие – 51%, мусульманство – 49% (Приложение 3).

Большинство женщин ответили, что другая национальность мужа не мешает их семейным отношениям и совместному воспитанию детей. Доля таких женщин составляет 53%, в то время как, среди мужчин 52% ответили, что небольшие трудности все же возникают.

Вопрос вероисповедания ребенка в большинстве семей остается открытым. Об этом свидетельствуют расхождения в ответах супругов. Лишь 15% среди мужчин и женщин ответили, что ребенок будет решать сам.

Влияние родителей на заключение межэтнического брака очень велико. Очень часто родители против таких браков, они не одобряют выбор детей и принимают попытки помешать заключению брака. Не выдержав напора родителей, дети могут отказаться от свадьбы и расстаться. С другой стороны дети могут окончательно поссориться с родителями и прекратить общение с ними, что негативно сказывается на психологическом состоянии всех участников конфликта. Но существуют ситуации, когда родители доброжелательно относятся к выбору своих детей, поддерживают их и дают согласие на брак.

Среди 30% семей родители не противились данному браку, отнеслись к нему положительно, с радостью приняли в свою семью супруга/супругу; 43% родителей отнеслись к браку скептически, но переубеждать и противиться не стали; 27% родителей отнеслись к такому браку крайне негативно, старались противостоять ему, не давали свое согласие (Приложение 3).

Семьи, в которых супруги разного вероисповедания – общемировая тенденция. Это явления эксперты расшифровывают как глобальное стремление человечества к мультикультурности и мультирелигиозности.

По результатам анкетирования для 63% участников вероисповедание супруга(и) значения не имеет.

Все участники анкетирования ответили, что не будут против, если их ребенок выберет себе в супружеские отношения человека другой веры. Причины такого решения – собственный опыт. Респонденты утверждают, что примут выбор ребенка, поддержат его и не будут препятствовать развитию его личных отношений.

Религиозные праздники обоих вероисповеданий отмечают 46%, совсем не отмечают – 25%; отмечают праздник одной из вероисповеданий – 29%.

В большинстве семей их родные общаются, они устраивают совместные мероприятия, организуют совместный досуг и отдых.

Трудности в приготовлении пищи возникали в первые годы совместной жизни во время религиозных постов, но постепенно супруги привыкли и в настоящее время такие трудности отсутствуют. Конечно, иногда споры по поводу меню возникают, но они незначительны и в конечном итоге супруги находят компромиссы.

На вопрос совместного отдыха большинство участников ответили, что они проводят отдых с детьми. Многие совершают выезды на пикники, организуют совместные походы, посещают киноцентры и театры. Лишь 5% участников ответили, что предпочитают отдыхать по отдельности, либо провести весь день дома.

Участники, исповедующие мусульманство ответили, что наиболее благоприятный возраст для вступления в брак для женщин 17-19 лет, для мужчин 29-30 лет. Участники, исповедующие христианство считают, что наиболее благоприятный возраст для брака у женщин 23-25 лет, у мужчин – 30 лет.

Смогли бы усыновить ребенка 35%, не смогли бы решиться на такой шаг – 47%, затрудняются ответить на данный вопрос – 18% респондентов.

По традиции вероисповедания супруга свадьбу играли 50%, по традиции вероисповедания супруги – 45%, а 5% устроили свадьбу в традиции обоих вероисповеданий.

Среди мужчин 3 языками владеют 11%, 2 языками – 72%, только родным языком – 17%. Среди женщин 3 языками владеют 9%, 2 языками – 70%, только родным языком – 21%.

По признанию респондентов большие трудности возникали в первые годы жизни. Сложно было придти к общему мнению. Но с годами совместного проживания в браке постепенно все острые ситуации решаются и находятся компромиссы. В настоящее время могут возникать небольшие разногласия в отношении детей и их воспитания.

Таким образом, в межнациональных семьях возникает много ситуаций, касающихся вопросов этнической принадлежности и национальности. Важную роль в такой семье играет умение находить компромиссы и договариваться, особенно это касается воспитания детей.


Заключение


Подводя итоги всего вышеизложенного, можно сказать следующее: брак и семья – это первооснова любого общества, особенно, общества, которое сейчас претерпевает серьезные изменения, когда глобализация идет параллельно с процессом разжигания межнациональной розни, когда особенно остро проявляются проблемы разногласий между западным миром капитализма и восточным миром традиционного ислама, и все это – на фоне попыток налаживания политических контактов и сотрудничества между странами. Именно в такой сложной ситуации семья обеспечивает взаимодействие личности и общества, интегрирует и определяет важнейшие интересы и потребности человека. В семье, как в капле воды, отражаются, воспроизводятся в специфической форме все коллизии социума, в том числе и национальные. Конечно, реальная жизнь каждого человека с течением времени может вносить в эти взгляды определенные коррективы, однако то, что заложено в человеке с детства, игнорировать нельзя. Наивно думать, к примеру, что нынешние межнациональные конфликты с применением оружия не вызовут или уже не вызвали у детей противоборствующих сторон чувства национального недоброжелательства к "врагам", желания мести за потерянных, быть может самых дорогих людей, членов родной семьи. Следует подчеркнуть, что все позитивное, присущее современной семье, ее воспитательный потенциал могут служить в качестве консолидирующего фактора общества. Если семья здорова, если родители заинтересованы в правильном, гуманистическом воспитании детей, формировании у них благородных качеств, то такая семья может выполнить роль источника национального согласия и мира. Семье, в частности национально-смешанной, принадлежит немаловажная роль в гуманизации общества, сохранении его стабильности и целостности, а дети этой семьи составляют социальную группу, объективным интересом которой является сохранение политической и экономической стабильности, поддержание интеграционных процессов. Межнациональные семьи, уже в силу объективной социальной структуры, обеспечивают наиболее тесное взаимодействие между представителями разных народов, формируют терпимость и уважение к национальной специфике, к положительным традициям и обычаям других народов, к их культуре, языку, очеловечивают внутрисемейные отношения, гуманизируют личность, как взрослых членов семьи, так и детей. Образование смешанных семей открывает возможности передачи информации между супругами и их друзьями, родственниками, как в пределах поколения, так и между поколениями, то есть между детьми от смешанных браков. Следовательно, межэтнические семьи функционируют как канал, связующее звено взаимной информации о культурных особенностях контактирующих этносов. Межнациональная семья играет в этнокультурных процессах не столько роль инициатора, сколько "катализатора", ускорителя уже идущих процессов. Смешанная семья является уникальной структурой, где на микроуровне происходит формирование не только межличностных, но и межнациональных отношений. От степени формирования в ней национального сознания и самосознания супругов, представителей разных национальностей, в определенной степени зависят не только особенности личностных взаимоотношений супругов, но и специфика их межнациональных связей в значительно широкой, внесемейной социальной среде. Поэтому предотвращение межнациональных конфликтов и создание благоприятной атмосферы на уровне такой малой части общества как семья может оказать огромное влияние на жизнь общества в целом, и, исходя из этого, можно сказать, что гармоничная межнациональная семья – это первый шаг к гармонизации многонационального общества. А начале исследования была поставлена цель изучить специфику и проблематику межнациональных браков. В результате проделанной работы цель была достигнута.


Литература


1. Аргайл М. Психология счастья. - СПб.; Изд-во Петрополис, 1990

2. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. – М.; Изд-во Леандр, 1990

3. Барсков И.А., М.; Конфликты в семье//Семейная политика, 2001 – с. 18-23

4. Бромлей Ю.В. Этнос и эндогамия // Советская этнография, 1969, N 6. – с. 44-46

5. Бедный М.С., Семья–здоровье–общество. – М.; Просвещение, 1986

6. Берн Ш. Гендерная психология. – СПб.; Изд-во Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001

7. Ганцкая О.А., Терентьева Л.Н. Межнациональные браки и их роль в этнических процессах // Современные этнические процессы в СССР. – М.: Политиздат, 1977

8. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ.– СПб.: Изд-во Петрополис, 1998

9. Голод С.И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. – СПб.; Изд-во Прайм-Еврознак, 1994

10. Давлиев И.А., Я и моя семья. – М.: Изд-во Таткнигоиздательство, 1984

11. Елизаров А.Н. К концептуальной схеме анализа межэтнических браков // Теоретические проблемы этнической и кросс-культурной психологии: Материалы Международной научной конференции 29-30 мая 2008 г. в 2 т. / Отв. ред. В.В. Гриценко. - Смоленск: Универсум, 2008. - Т. 1. - С. 221-225

12. Жвинклене А. Семейная интеграция как объект исследования // Социологические исследования. 1987. №1. – с. 22-26

13. Жэньер Ч. Межнациональные браки. Исследование основных причин развода; материалы семинара по проблемам семейной политики. – СПб.; 2005

14. Жукова Д.А. Культура семьи. – Волгоград, Изд-во КТ, 2003 г.

15. Земска М. Семья и личность. – М.; Прогресс, 1986

16. Клайн В. Как подготовить ребенка к жизни – М.; Прогресс, 1991

17. Кузмицкайте Л. К вопросу исследования этнического сознания и самосознания у подростков // Социологические исследования в Прибалтике. Вильнюс, 1990. – с. 12-20

18. Литвинова Г.И. Под защитой государства. – М.; Наука 1989

19. Литвинова Г.И. Человек после развода. – М.; Наука 1993

20. Макаров М.В. Сильные духом. Библиотека Мошкова, 2002

21. Мид М. Модели поведения супругов в межнациональных семьях, журнал/ Семейная политика – М.: №3, 2004 – с.12-22

22. Мацковский М.С. Социология семьи: Проблемы теории, методологии и методики. – М., Изд-во Дрофа, 1998

23. Осипов Г.В., Коваленко Ю.П. Социология. – М.; Прогресс, 1998

24. Романова М.А. Замуж за иностранца//Кризис современной семьи, сборник статей. Изд-во Флегг 2004

25. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. – М.; Изд-во Цинтра, 1993

26. Социология: учебник для вузов/ В.Н. Лавритенко, Н. А., Нартов, О.А. Шабанова, Г.С. Лукашова; Под ред. Проф. В.Н. Лавритенко. – М.: ЮНИТИ, 2000

27. Столяров Д.Ю., Кортунов В.В. Культурология: Учебное пособие для студентов заочного обучения всех специальностей. М.; ГАУ им. С. Орджоникидзе, 1998. – 78 с.

28. Сборник статей Культура семейных отношений. – М.; Изд-во Цинтра, 1995

29. Смелзер Н. Дж. Социология. // Социологические исследования. – М.: №10, 1992

30. Солодников В.В. Семья: социологическая и социально-психологическая парадигмы. // Социологические исследования. – М.: №6, 1994

31. Сысенко В.А. Отцы и дети // Социологические исследования. – М.:1986. - №2.- 22-28 с.

32. Статистический комитет Содружества Независимых Государств. Итоги Всесоюзной переписи населения 1989 года. Minneapolis, MN, 1993, т. 7, ч. 1

33. Сусоколов А.А. Межнациональные браки в СССР. М.; Прогресс, 1987. – с. 25-30

34. Терентьева Л.Н. Формирование этнического самосознания в национально-смешанных семьях в СССР. М.; Политиздат, 1974

35. Фромм Э. Искусство любви: Исследование природы любви. – Минск, Изд-во Минскиздат, 1990

36. Фукс Э. История нравов/ Пер. с нем. В.М. Фриче. – Смоленск: Русич, 2002

37. Харчев А.Г. Брак и семья. – М.; Наука, 1997

38. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и её проблемы. – М.; Наука, 1997

39. Харчев А.Г., Голод С.И. Профессиональная работа женщин и семья. – М.; Наука, 1991.

40. Человек в кругу семьи: очерки по истории частной жизни в Европе до начала нового времени. – М.; Наука, 1996. 41. Штарева С.А. Я – семья – СПб: Изд-во Логос, 2002 г


Приложение 1


Анкета


1. Пол

2. Возраст

3. Уровень образования

4. Где и кем вы работаете?

5. Стаж супружеской жизни

6. Ваше вероисповедание?

7. То, что ваш(а) супруга(супруг) другой веры / национальности не мешает вашим отношениям или воспитанию детей?

8. Какое вероисповедание дадите ребенку или он будет решать сам?

9. Ваши родители не были против вашего выбора? Как родители отнеслись к выбору?

10. Имеет ли для Вас значение вероисповедание супруга(и)?

11. Верующий ли вы человек?

12. Вы будете против, если Ваш ребенок выберет себе в супружеские отношения человека другой веры / национальности?

13. Отмечаете ли вы религиозные праздники обоих вероисповедания?

14. При выборе имени ребенка, чем Вы руководствуетесь?

15. Общаются ли Ваши родители между собой?

16. Возникают ли трудности при приготовлении пищи?

17. Как проводите свободное время?

18. Какой наиболее подходящий возраст для брака по Вашему мнению?

19. Как Вы думаете, какой возраст лучше всего для рождения ребенка?

20. Вы бы смогли усыновить ребёнка?

21. По традициям чьей веры вы играли свадьбу и почему?

22. Сколько языков вы знаете?

Приложение 2


Уровень образования (%)


мужчины

Этнические особенности современной семьи в социальной работе


женщины

Этнические особенности современной семьи в социальной работе


Приложение 3


Мнение родителей по поводу межнациональных браков В (%)


Этнические особенности современной семьи в социальной работе

Похожие работы:

  1. • Молодая семья как объект социальной работы
  2. • Технология социальной работы в семье алкоголиков
  3. • Молодая семья как объект социальной работы
  4. • Социально-педагогическая работа по поддержке семьи
  5. • Роль социального работника в организации социальной ...
  6. • Особенности работы социального педагога с семьями ...
  7. • Семейная педагогика
  8. • Социальная работа с семьей
  9. • Молодая семья как объект социальной работы в России
  10. • Неполная семья как объект социальной работы
  11. • Особенности работы социального педагога с детьми ...
  12. • Характеристика современной семьи
  13. • Семья как социальный институт и объект социальной ...
  14. • Медико-социальная помощь семьям "группы риска"
  15. • Социально-педагогическая работа с семьей
  16. • Специфика работы социального педагога с неполной ...
  17. • Современное состояние организации социальной ...
  18. • Технологии социальной работы с многодетной семьей
  19. • Пути решения проблем неполной семьи в социальной ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com