Рефетека.ру / Социология

Контрольная работа: Социология как наука, ее место в системе наук об обществе

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРИЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВОЛГО-ВЯТСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАОСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ФИЛИАЛ В г. РЫБИНСКЕ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО КУРСУ «Социология»

ТЕМА:

«Социология как наука, ее место в системе наук об обществе»


Выполнила студентка

Куличкова Марина Валентиновна

Преподаватель Васильева Е.О.


Рыбинск, 2010

Содержание


Введение

1. Социология как наука

1.1 Предмет социологии

1.2 Метод социологии

1.3 Структура социологического знания

1.4 Функции социологии в современном мире

1.5 Основные принципы научного исследования, реализуемые в социологии

2. Место социологии в системе наук об обществе

2.1 Социология и социальная философия

2.2 Социология и история

2.3 Социология и психология

2.4 Социология и политическая экономия

2.5 Социология и политические науки

2.6 Социология и правовые науки

2.7 Социология и этика, эстетика

2.8 Социология и экология, медицина

2.9 Социология и естественные, точные науки

2.10 Социология и междисциплинарные науки

Заключение

Литература


Введение


Социология сегодня – признанный лидер научных дисциплин, исследующих реальные социальные процессы во всем их многообразии. За небольшой для науки срок социология превратилась в широко разветвленное многоуровневое знание, во многом определяющее как представления нашего современника о себе и окружающей социальной реальности, так и культуру его социального мышления, стремление к доказательности, конкретности социальных идей и теорий.

В обыденном сознании социология ассоциируется с опросами общественного мнения и предвыборными прогнозами, которые редко сбываются. Средства массовой информации с необыкновенной легкостью оперируют данными так называемых «социологических исследований». Ставшие в последнее время особенно популярными опросы населения, выясняющие мнения людей по различным вопросам, не столько прибавляют популярности социологии, сколько создают о ней ложное впечатление.

На самом же деле социология – это серьезная наука. Даже при изучении социологии в ВУЗах, далеко не всегда можно разглядеть за академической сухостью учебников, сложным языком изложения, облекающим самые простые понятия в псевдонаучную терминологию, живое содержание этой науки, ее направленность на решение актуальных жизненных проблем.

Социологическое знание – это универсальное знание, позволяющее людям в полной мере учитывать социальные последствия любых действий, повышать эффективность деятельности и уменьшать возможность ошибок. Имея прямой выход на все виды человеческой деятельности, социологическое знание может помочь человеку реализовать свои способности, проявить деловые качества и занять достойное место в социальной организации.

Происходящие в последнее время глубокие перемены в российском обществе предъявляют все более высокие требования к способности человека адаптироваться к новым реалиям жизни. Общество, в котором мы живем, представляет собой сложнейшую систему социальных связей, взаимодействий и отношений индивидов и их групп. Каждый индивид включен в различные группы и в своей жизнедеятельности зависит от отношения и поведения других людей. Эффективное функционирование человека в обществе требует знания законов и закономерностей, которые носят название социальных. Конечно, успеха можно добиться и без специальной подготовки, основываясь на жизненном опыте, на обыденности знаний об окружающем нас мире людей, т.к. приобретение таких знаний требует, во-первых, много времени, во-вторых, чревато серьезными неприятностями, ибо приобретается методом проб и ошибок. Вот поэтому информация о том, как складываются и влияют на нашу жизнь социальные нормы, связи и отношения, по которым строится и функционирует современное общество, имеет такую же значимость, как карта для путешественника.

Чтобы понять, что такое социология как самостоятельная область человеческого знания, определим в первую очередь ее предмет и метод.


1. Социология как наука


1.1 Предмет социологии


Представления о предмете социологии менялись на протяжении всей истории ее существования. Название этой науки было предложено французским ученым Огюстом Контом в 1838 г. Социология (фр. sociologos, от лат. cocietas – общество и греч. logos - теория, учение) - учение об обществе. Неопределенность предмета социологии была связана, во-первых, с изменением представлений об объекте науки, поскольку социология в разных странах формировалась и развивалась в различных общественных условиях, что предопределяло «социальный заказ», т.е. спрос на исследование вполне определенных сторон социальной действительности; во-вторых, с развитием новых парадигм и изменением общих методических принципов социологического исследования. Поэтому прежде чем рассматривать, как социология определяет свой предмет, следует выяснить, что является объектом исследования социологии.

Объектом социологического познания является общество. Но выделения понятия «общество» в качестве исходного для определения предмета социологии недостаточно. Общество является объектом изучения всех общественных и гуманитарных наук. То же самое можно сказать и о понятии «социальная реальность». Ключ к пониманию научного статуса социологии лежит в различии ее объекта и предмета.

Объект познания – это все то, на что направлена деятельность исследователя, что противостоит ему в качестве объективно реальности. Отличие различных наук друг от друга состоит в том, что даже на одном объекте они исследуют свои специфические законы и закономерности, которым подчинено развитие и функционирование данного объекта. Так, развитие и функционирование, и развитие общества определяется требованиями экономических, социальных, демографических, психологических и других законов и закономерностей, которые являются предметом соответствующих наук. У каждой из них есть свой участок, круг проблем, изучаемых именно этими науками, т.е. предмет.

Обычно, согласно сложившейся традиции, при определении предмета социологического знания выделяется в качестве «ключевого» то или иное социальное явление. К числу таких явлений относятся: групповое взаимодействие, социальные отношения, социальные организации, системы социального действия, социальные группы и общности, социальные процессы и социальная жизнь.

И хотя вопрос о предмете социологии до сих пор остается нерешенным, его определяющим свойством является то, что он представляет собой совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных. Поскольку эти связи и отношения в каждом конкретном социальном объекте всегда организованы определенным образом, постольку объект социологии выступает как целостная система. Задачей социологии является типологизация этих систем, исследование связей и отношений каждого социального объекта на уровне закономерностей и целенаправленное управление поведением людей. Итак, понятия социального, социальных явлений и процессов, социальных связей и отношений, способа их организации являются исходными для понимания предмета социологии, а социальных закономерностей – для понимания его сущности. Социальная закономерность – объективно существующая, повторяющаяся связь социальных явлений, выражающая возникновение, функционирование и развитие общества как целостной социальной системы или отдельных его подсистем.

Центральной категорией социологии является – социальное явление, т.е. совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированных людьми и общностями в процессе совместной деятельности в конкретных условиях, проявляющихся в их отношении друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни. Иначе говоря, это проявление общественных отношений на межличностном уровне социального взаимодействия.

Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение одного индивида оказывается под воздействием другого индивида или их группы (общности) независимо от того, присутствует ли при этом данный индивид или общность. Именно в процессе взаимодействия индивиды оказывают воздействие друг на друга, способствуя тому, что каждый из них становится носителем и выразителем каких-либо социальных качеств. Итак, социальное, являясь результатом взаимодействий, отражающим их содержание и характер, является свойством, внутренне присущим индивидам и общностям, формирующимся в результате процессов социализации и интеграции человека в общество, в общественные отношения.

При этом социальное может рассматриваться на нескольких уровнях: на индивидуальном уровне (на уровне взаимодействия между двумя индивидами), на уровне микросообществ (семья, бригада работников и т.п.), на уровне крупных сообществ (этнические, территориальные и другие общности), на уровне сообществ – обществ (социальный уровень) и на уровне глобального (мирового) сообщества.


1.2. Метод социологии


Каждая наука, выделяя для себя особую область исследования – свой предмет, вырабатывает и свой специфический способ его познания – свой метод, который можно определить как способ построения и обоснования знания, совокупность приемов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания социальной реальности. Верная картина исследуемого явления может быть получена лишь при правильном методе познания.

Метод (от греч. methodos – букв. «путь к чему-либо») – это своего рода компас, ориентируясь по которому, исследователь постигает сущность предмета. Строго говоря, речь должна идти не о методе, а о методах социологии. Понятие «метод социологии» употребляется в собирательном, обобщающем смысле. Таким образом, социологический метод – собирательное понятие, характеризующее основные установки социолога, реализуемые в процессе социологического исследования и ведущие к расширению и углублению сферы социологического знания. Это конкретные познавательные ориентации, подходы приемы, способы и инструменты, применяемые в социологическом исследовании: микро- или макроподход, изучение частного случая или массовое обследование, свободное интервью или формализированный опрос и т.д.

В самом общем смысле методы социологии можно объединить в две группы: общенаучные и частно-научные. К общенаучным относятся те методы, которые используются всеми другими науками. Это такие методы как сравнительный, сравнительно-исторический, структурно-функциональный, критическо-диалектический, генетический, наблюдение, эксперимент и другие. Вполне понятно, что эти методы используются по-своему, с учетом специфики предмета социологии.

К частно-научным относят методы, разработанные и используемые именно данной наукой. К таким специфическим методам социологии можно отнести опрос, биографический метод, метод социометрии и др.

Одной их важнейших характеристик метода социологии является опора в изучении социальной реальности на эмпирическое ее исследование (принцип эмпиризма). В связи с этим можно выделить также методы сбора и анализа информации о социальных фактах. К основным методам сбора первичной социологической информации можно отнести опрос, изучение документов, наблюдение и другие, к методам анализа собранной информации – описание и классификация, типологизация, системный статистический анализ и другие.

Самым распространенным методом сбора первичной информации является опрос, который заключается в устном или письменном обращении к исследуемой совокупности индивидов (респондентов) с вопросами по исследуемой проблеме.

Различают два основных вида опроса: письменный (анкетный) и устный (интервьюирование).

Анкетный опрос заключается в письменном обращении к респондентам с опросным листом (анкетой), содержащим определенным образом упорядоченную совокупность вопросов.

Анкетирование может быть: очным, когда анкета заполняется в присутствии социолога; заочным (почтовый и телефонный опрос, через опубликование анкет в прессе и др.); индивидуальным и групповым (когда социолог работает сразу с целой группой респондентов).

Составлению анкеты придается большое значение, поскольку от этого во многом зависит объективность и полнота полученной информации. Опрашиваемый должен заполнять ее самостоятельно по правилам, указанным в инструкции. Логика расположения вопросов определяется задачами исследования, концептуальной моделью предмета исследования и совокупностью научных гипотез.

Анкета состоит из четырех частей:

Введение знакомит опрашиваемого с содержанием анкеты, дает информацию о цели исследования и правилах заполнения анкеты;

Информационная часть включает содержательные вопросы.

Вопросы могут быть закрытыми, предлагающими выбор одного из представленного перечня вопросов и открытыми, на которые респондент формирует ответ сам.

Различают также вопросы-фильтры, предназначенные для выделения лиц, которым адресуются специальные вопросы, и контрольные вопросы, задаваемые с целью проверки полноты и точности ответов на другие вопросы.

Вопросы следует располагать с нарастанием степени трудности.

Эта часть анкеты состоит, как правило, из содержательных блоков, посвященных какой-либо одной теме. Вопросы-фильтры и контрольные вопросы ставят в начале каждого блока.

Классификационная часть содержит социально-демографические и профессионально-квалификационные сведения о респондентах (например, пол, возраст, профессия и т.д.)

Заключительная часть содержит выражение благодарности опрашиваемому за участие в исследовании.

Второй вид опроса – интервьюирование (от англ. inter-view – беседа, встреча, обмен мнениями). Интервью – метод сбора социологической информации, заключающийся в том, что специально обученный интервьюер, как правило, в непосредственном контакте с респондентом устно задает вопросы, предусмотренные программой исследования.

Существует несколько видов интервью: стандартизированное (формализованное), при котором используется опросный лист с четко определенным порядком и формулировками вопросов с целью получения максимально сопоставленных данных, собранных разными интервьюерами; интервью ненаправленное (свободное), не регламентированное темой и формой беседы; интервью личное и групповое; полуформализованное; опосредованное и др.

Еще одним видом опроса является экспертный опрос, в котором в качестве респондентов выступают эксперты-специалисты в какой-нибудь деятельности.

Следующий важный метод сбора информации – наблюдение. Это метод сбора первичной информации путем непосредственной регистрации исследователем событий, явлений и процессов, проходящих в определенных условиях. При проведении наблюдения используются различные формы и приемы регистрации: бланк или дневник наблюдений, фото-, кино-, видеоаппаратура и т.п. При этом социолог регистрирует количество проявлений поведенческих реакций (например, возгласы одобрения и неодобрения, вопросы к докладчику и т.п.). Различают включенное наблюдение, при котором исследователь получает информацию, будучи действительным участником изучаемой группы, в процессе определенной деятельности, и невключенное, при котором исследователь получает информацию, находясь вне группы и групповой деятельности; наблюдение полевое и лабораторное (экспериментальное); стандартизированное и нестандартизированное; систематическое и случайное.

Первичную социологическую информацию можно также получить, анализируя документы. Анализ документов - метод сбора первичных данных, при котором документы используются в качестве главного источника информации. В качестве документов выступают официальные и неофициальные документы, личные документы, дневники, письма, пресса, литература и т.д., выступающие в виде письменных, печатных записей, записи на кино- и фотопленке и т.д. Разработаны методы качественного и количественного анализа документов. Среди них можно отметить биографический метод, или метод анализа личных документов, и контент-анализ, представляющий собой формализованный метод исследования содержания устойчиво повторяющихся смысловых единиц текста (названий, понятий, имен, суждений и др.)

Огромное число социологических задач связано с изучением процессов, происходящих в малых группах (бригадах, семьях, отделах фирм и др.). При изучении малых групп используются различные исследования малых групп с помощью описания системы межличностных отношений между их членами. Техника такого исследования (опрос по поводу наличия, интенсивности и желательности различного рода контактов и совместной деятельности) позволяет фиксировать, как объективные отношения воспроизводятся и оцениваются людьми, запоминающими различное положение индивидов в данной группе. На основе полученных данных строятся социограммы, в которых отражено «субъективное измерение» отношений в группе. Этот метод был предложен американским социальным психологом Дж. Морено и называется социометрия.

И последний метод сбора данных - эксперимент - метод изучения социальных явлений и процессов, осуществляемый путем наблюдения за изменением социального объекта под воздействием факторов, которые влияют на его развитие в соответствии с программой и практическими целями исследования. Может проводиться натурный (или полевой) эксперимент, предполагающий вмешательство экспериментатора в естественный ход событий, и мысленный эксперимент - манипулирование с информацией о реальных объектах без вмешательства в действительный ход событий.

Разработка программы исследования завершается составлением рабочего плана исследования, составляющего организационный раздел программ. Рабочий план содержит календарные сроки исследования (сетевой график), обеспечение материальными и людскими ресурсами, порядок обеспечения пилотажного исследования, методики сбора первичных данных, порядок и обеспечение полевого наблюдения, и обеспечение подготовок к обработке и обработки первичных данных, а также их анализ, интерпретацию и изложение результатов.

Составлением рабочего плана завершается первый (подготовительный) этап исследования и начинается второй - основной (полевой), содержанием которого является сбор первичной социальной информации.


1.3 Структура социологического знания


Социологическое знание неоднородно и имеет свою достаточно сложную многоуровневую структуру. Как и многие другие науки, социология развивалась в двух основных направлениях: фундаментальном и прикладном.

Основанием для выделения фундаментальной и прикладной социологии служит различие в целях и задачах, которые ставятся перед социологическими исследованиями: прикладное исследование направлено на решение каких-либо практических проблем и задач, фундаментальное исследование ставит своей целью преимущественно разработку научных теорий, развитие основополагающих принципов социологии, выявление универсальных взаимозависимостей и закономерностей.

Выделяют два взаимосвязанных уровня познания: теоретический и эмпирический. Теоретическая социология решает научные проблемы, связанные с объяснением социальных явлений, разработкой категорийного аппарата науки и методологии. Она стремиться ответить на вопрос: «что и как изучается?». Практическое оформление теоретическая социология находит в общей социологической теории (общей социологии). Она включает в себя: историю социологии, учение об обществе, знание о предмете социологии, теорию массового социального поведения, теорию социальных изменений, методологию.

Прикладная социология ставит задачу поиска средства для достижения определенных практических целей, путей и способов использования познанных теоретической социологией устойчивых взаимозависимостей (закономерностей). Она отвечает на вопрос: «для чего изучается?».

Эмпирическое исследование может проводиться в рамках как фундаментальной, так и прикладной социологии. Если его целью является построение теории, то оно относится к фундаментальной социологии, если его цель выработка практических рекомендаций – к прикладной социологии.

Связь между теоретическим и эмпирическим уровнями исследования осуществляют теории среднего уровня. Теории среднего уровня – понятие, введенное американским социологом Робертом Мертоном в 1947 г. для обозначения научных построений, призванных выступить в качестве посредующего звена между общесоциологической теорией и эмпирическими исследованиями. Это отрасли социологического знания, изучающие закономерности функционирования и развития человека, социальных общностей и институтов в отдельных сферах общественной жизни.

Теории среднего уровня раскрывают два основных типа социальных связей:

между обществом и данной сферой общественной жизни;

внутренние взаимосвязи и взаимозависимости, присущие данной сфере общественной жизни.

Функционально эти теории служат методологией познания отдельных социальных процессов, общностей и институтов, т.е. используются как методологическая основа конкретных социологических исследований.

В настоящее время существует огромное число теорий среднего уровня. Их можно условно разделить на три группы:

теории социальных институтов (социология семьи, образования, труда, политики, религии и т.п.);

теории социальных отношений (малых групп, организаций, классов, и т.д.);

теории специализированных социальных процессов (отклоняющегося поведения, социальной мобильности, урбанизации и т.п.).


1.4 Функции социологии


Общественное предназначение и роль социологии в современном обществе определяется, прежде всего, функциями, которые она выполняет. В самом общем виде функции социологии можно разделить на теоретико-познавательную, практическую (прикладную) и мировоззренческую.

Теоретико-познавательная функция заключается в накоплении, приращении знания об обществе, о его структурных элементах и процессах. Значение этой функции социологии растет в связи с ускорением развития человеческого общества. Особенно большое значение приобретает эта функция в нашей стране, где происходят очень глубокие и быстрые преобразования. Только на основе объективных знаний о происходящих в нашем обществе изменениях, их характере и направленности, которые может дать социология, мы сможем преодолеть нынешний кризис и обеспечить устойчивое развитие страны.

Добывая объективное научное знание о происходящих социальных процессах в стране, социология неизбежно высвечивает те острейшие социальные проблемы, с которыми сталкивается современное общество. Хотя многие из нас в определенной мере осознают их существование, но научное выявление данных проблем социологией придает им большую отчетливость в нашем сознании. В этом проявляется познавательная функция социологии.

Весьма многообразны конкретные проявления практической функции социологии. Практическая направленность социологии проявляется, в частности, в том, что социология, исследующая общество как целостную систему, способна выработать научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития тех или иных социальных явлений или процессов, что особенно важно в переходный период развития общества.

Социологическое знание, как уже отмечалось выше, базируется во многом на эмпирических исследованиях. Осуществляя в ходе эмпирических исследований сбор, систематизацию и накопление социологической информации, социология выполняет информационную функцию. Невозможно в современном обществе осуществлять обоснованное, эффективное социальное управление, если принимаемые решения не имеют достаточного информационного обеспечения. В противном случае все произойдет по известной формуле: «хотели как лучше, а получилось как всегда». На основе собранной объективной информации социологи вырабатывают предложения и рекомендации для политики и практики.

К прикладной функции социологии можно отнести также такие специфические научно обоснованные виды деятельности как социальное обслуживание населения (социальная работа), социальное консультирование (службы семьи, телефоны доверия и т.п.). Кроме того, практическая направленность социологии проявляется в специфических направлениях социальных исследований, например, маркетинг, телефон управления персоналом, опросы общественного мнения и др.

Социология, изучающая общество как целостную систему, создавая более или менее полную картину социальных отношений и процессов в современном мире, формирует у людей систему взглядов на человеческий мир и место в нем человека, отношение человека к окружающей его социальной действительности и к самому себе, а также обусловленные этими взглядами жизненные позиции людей, их идеалы. В этом проявляется мировоззренческая функция социологии.

Социология объясняет, какие социальные условия необходимы для того, чтобы человек стал реализовывать себя в качестве субъекта социальной деятельности, смог бы, в конечном итоге полностью реализовать свою собственную сущность. В этом проявляется гуманистическая функция социологии.


1.5 Основные принципы научного исследования, реализуемые в социологии


Принцип верификации и основные виды его реализации

Верификация (от лат. verus – искать, facio – делаю, т.е. доказательство, подтверждение) – это процесс установления истинности научных утверждений в результате их эмпирической проверки.

Необходимо различать непосредственную верификацию (прямая, непосредственная проверка утверждений, умозаключений) и косвенную верификацию (опосредованную).

Непосредственная верификация применяется, когда речь идет о конкретных явлениях (например, уровень жизни студентов, эффективность рекламы)

Косвенная верификация играет большую роль в социологическом познании и используется, прежде всего, для обоснования макротеоретических положений и концепций. Так, Э. Дюркгейм, изучая причины самоубийства, не только обосновал идею о возрастании числа самоубийств в условиях крушения разделяемых в данном обществе ценностей, норм, что приводит к «атомизации» личности, для которой утрачивается предсказуемость поведения окружающих со всеми вытекающими отсюда последствиями, но и косвенно обозначил более широкую проблему – проблему основных условий поддержания порядка в обществе, роль ценностей, норм, которые объединяют людей в единое целое.

Косвенная верификация нередко выполняет свою роль, так сказать, «задним числом». Примером этого является учение М. Вебера о социальном действии, в котором особое значение придано мотивационно-культурной составляющей. Выдвинув ряд основных элементарных понятий социологии, исходным из которых было понятие социального действия, Вебер, естественно, не мог их прямо верифицировать, в том числе и социальное действие. Это понятие, как и любое другое элементарное понятие, не может напрямую ни обосновать, ни опровергнуть, ни одно эмпирическое исследование. Но Вебер подошел к пониманию и выделению социального действия на основе множества уже проведенных собственных социологических исследований, в которых был использован богатый, в том числе исторический, материал. Его основная идея о существенной роли мотивационно-культурной составляющей в организации любых социальных взаимодействий, тем самым была обоснована как бы «задним числом» на основании анализа элементарных явлений.

Вообще системы любых отправных понятий, как правило, обосновываются не впрямую, а косвенно. Позволяет ли предложенное понимание элементарных понятий (личность, этнос и т.д.) описать, истолковать уже полученные эмпирические результаты? Не противоречит ли оно полученным данным? Если не противоречит, то мы как бы считаем эти понятия косвенно верифицированными.

Важно удержаться от недооценки принципа верификации в социологии, попыток принизить значение этого принципа как якобы неучитывающего своеобразие социальной реальности. Отказ от этого принципа может превратить социологию из научно-рационального, доказательного знания в умозрительно-спекулятивное. В то же время и абсолютизировать принцип верификации. Очень часто в своих исследованиях ученый вынужден частично отвечать требованиям верификации. Более того, попытки свести всю проблему достоверности социологического знания к чисто эмпирической проверяемости резко сужают возможности широкого общетеоретического поиска, выдвижения предположений, гипотез, могут чрезмерно «заземлить» социологическое мышление и воображение, примитивизировать его. Иными словами, приверженность принципу верификации не должна препятствовать теоретическому анализу, масштабному поиску исследователя. Использование не только прямой, но и косвенной верификации, гипотетических предположений, рассуждений должно предохранять социологию от другой крайности – превращения в социальную статистику, бухгалтерию.

Реализация принципа верификации влечет за собой и ряд особенностей социологического метода, да и стиля мышления, языка социологии.

Во-первых, это эмпиризм, т.е. опора на социальные факты, стремление обосновать свои суждения на основе фактов, наблюдений.

Во-вторых, рационалистическая ориентация социологии. В данном случае рационализм понимается как доказательное, убедительное, аргументированное и обоснованное, достоверное для рассудка знание – ничего не брать на веру, всегда рассматривать предположения не иначе как гипотезу, теоретическую разведку, предложение к научному поиску.

В-третьих, еще одна особенность, порожденная принципом верификации и касающаяся стиля мышления и языка социолога, - уклонение социолога от анализа явлений, связей, которые не могут быть эмпирически представлены и проанализированы. Социология не пытается решить проблему первоосновы бытия, выяснить, существует ли в мире случайность или все подчиняется необходимости, и т.п.

В этом смысле стоит упомянуть операционализацию, т.е. метод, который обеспечивает возможность верификации. Операционализация – это специальная логическая процедура по представлению (воспроизведению) какого-то общего понятия в тех понятиях, которые могут быть эмпирически зафиксированы. Это важнейшая процедура для перехода социолога от общесоциологических размышлений, поисков к конкретно-социологическому исследованию.

Социолог рассуждает, доказывает, опровергает в понятиях, обозначающих эмпирически осязаемые явления, т.е. «операционально». Именно поэтому социология не приемлет таких понятий, как «абсолютный дух», «объективная необходимость», - их нельзя зафиксировать, измерить. Социолог склонен употреблять такие понятия, как «повторяемое», «регулярное в истории», «типичное», «инвариантное», «вариативное», вместо расплывчатого понятия «деятельность – социальное действие», т.е. понятия, которые могут быть эмпирически однозначно доказаны, толкуемы или опровергнуты, а не взяты на веру.

Принцип общезначимости

Принцип общезначимости, повторяемости результатов проведенного опыта, исследования, возобновляемости выявленных связей, зависимостей и соответствующих выводов и умозаключений, безусловно, важнейший для естественных наук, но вряд ли он может быть реализован в полной мере при анализе социальных явлений, поскольку этому препятствуют исторические и социокультурные особенности различных обществ.

В этом показательны успехи и неудачи российского общества в освоении западных идей, теорий менеджмента. Надо учитывать, что рыночные преобразования, демократические институты в России находятся на самом начале своего развития. Кроме того, и это, пожалуй, самое главное, следует иметь в виду социокультурные особенности западного общества, где утвердились, в частности, безусловный приоритет личности, ее прав, уважение к себе, ориентация на квалификацию и т.д. Очень многие рекомендации, рецепты, доказавшие свою эффективность в менеджменте на Западе, могут оказаться (и уже оказались) неэффективными в организациях, развивающихся в рамках других культур. Необходимо, опираясь на общие положения теории социальной организации (ее основные идее общезначимы), выработать конкретные рекомендации по управлению людьми с учетом российских исторических и социокультурных особенностей.

Общезначимыми являются лишь самые общие принципы, модели, которые мы аналитически вычленяем, чтобы непротиворечиво объяснить эмпирические данные. Например, ролевая теория личности, основные тенденции воспроизводства культуры – в этих моделях представлены базовые переменные, основные характеристики, элементы, выявлены узловые связи между ними независимо от конкретных социокультурных условий, модификаций. В принципе в рамках социологического метода имеются все необходимые инструменты для выработки такого рода моделей. Вся проблема в узости эмпирической базы для общезначимых построений. М. Вебер же для выработки представлений о механизме влияния культуры на экономическое поведение людей вынужден был изучить огромное множество протестантских и католических проповедей, литературных произведений, источников, в том числе касающихся китайских и индийских религий.

Принцип квантификации

Принцип квантификации, т.е. количественного измерения качественных признаков, - это один из тех принципов, по поводу которого ведутся самые жаркие дискуссии.

С одной стороны, количественное выражение качественных явлений делает возможным их измерение, доказательное сопоставление и т.д. Применение количественных методов в измерении социальных процессов, использование статистическо-математического аппарата является важнейшим вкладом социологии в развитие всех общественных наук. Возможность применения количественных методов – яркая отличительная черта современной социологии, существенно повышающая, во-первых, точность социологического знания, во-вторых, познавательно-эвристические возможности социологического анализа. Так, статистико-корреляционный анализ (касающийся взаимозависимости, сопряженности изучаемых явлений) позволяет с математически выверенной достоверностью определить наличие или отсутствие функциональных связей между различными изучаемыми социальными явлениями, что, естественно, предельно важно для социальных наук.

Количественные методы существенно повышают надежность и достоверность выводов, т.к. предъявляют повышенные требования к числу наблюдений (репрезентативность), процедуре отбора наблюдаемых объектов и т.д.

С другой стороны, нельзя абсолютизировать количественные методы. Во-первых, они не являются единственными, во-вторых, они не во всех случаях применимы, в-третьих, при анализе сложных социокультурных феноменов использование количественных методов может сопровождаться серьезными погрешностями. Так, при использовании опроса возникают серьезные проблемы: варианты ответов в анкете, с одной стороны, являются подсказкой, с другой стороны, так или иначе принуждают респондента выбирать лишь между теми вариантами, которые предлагает исследователь; духовный мир респондента фактически располагается в пределах той сетки понятий, ценностей, которые предложил автор анкеты.


2. Место социологии в системе наук об обществе


Мы выяснили в самом общем виде, что изучает социология. Но для того, чтобы разобраться в этом более конкретно, необходимо рассмотреть взаимоотношение социологии и смежных с нею наук об обществе, социальном, общностях и индивидах. И здесь, прежде всего, необходимо сопоставить социологию и социальную философию.


2.1 Социология и социальная философия


Социология, как и многие другие науки, вычленялась из философии. В течение длительного времени социологическое знание накапливалось в недрах философии. И даже после того, как социология в мире О. Конта и Э. Дюркгейма провозгласила свою независимость от философии в качестве подлинной науки об обществе, философия продолжала играть заметную роль в социологических изысканиях. Социологию «отцов-основателей» О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, М. Вебера еще очень трудно отделить от социальной философии. Более того, можно сказать, что в целом ряде исследований ключевых проблем общественной жизни теоретическая социология переплетается с социальной философией.

Социальная философия представляет собой раздел философии, посвященный осмыслению качественного своеобразия общества в его отличии от природы. Она анализирует проблемы смысла и цели существования общества, его генезис, судьбу и перспективы, направленность движущих сил и его развития.

У социальной философии и социологии очень широкая область совпадения объекта изучения. Их различие более отчетливо проявляется в предмете исследования. О предмете исследования социологии было рассказано выше. Предметной же средой социально-философских размышлений является исследование общественной жизни, прежде всего, с точки зрения решения мировоззренческих проблем, центральное место среди которых занимают проблемы о смысле жизни.

Еще в большей мере различие между социальной философией и социологией обнаруживается в методе исследования социального. Философия решает общественные проблемы умозрительно, руководствуясь определенными установками, которые развиваются на основе цепи логических размышлений. Социология заявила о своей самостоятельности по отношению к философии именно потому, что она поставила перед собой задачу решения общественных проблем на основе научных методов познания действительности. По мнению «отцов-основателей» социологии, общественная жизнь должна изучаться не умозрительно, а на основе методов эмпирической науки. Самостоятельное развитие социологии как раз и связано с тем, что она начала активно осваивать при анализе социологических процессов количественные методы с применением смежных математических процедур, в том числе теории вероятности, сбор и анализ эмпирических данных, установление статистических закономерностей, выработала определенные процедуры эмпирического исследования. При этом социология опиралась на достижения статистики, демографии, психологии и др. дисциплин, изучающих общество и человека.

Далее рассмотрим соотношение социологии и таких наук как история, психология и др.


2.2 Социология и история


Социологию и историю объединяет опора на факты. Социология, как и история, может базироваться на исторических фактах. Это показал нам М. Вебер в своих работах по истории хозяйства, религии и ее влиянии на тип хозяйственной деятельности.

Опора на исторический факт имеет как преимущества, так и ограничения. Одним из преимуществ является то, что исторический факт – это состоявшееся событие, в котором вполне проявились определенные социальные силы, механизмы, социальные взаимодействия. Другое преимущество – возможность наблюдать определенные следствия, тем самым, выявляя закономерное, повторяющееся. Это особенно касается не какого-то одного события, а больших исторических периодов, социальных циклов и т.д. Так, мы можем всесторонне проанализировать причины Великой французской революции, а также выявить ее социальные, экономические, духовные последствия, как для Франции, так и для Европы в целом.

Ограничением является то, что наука, в том числе и социологическая, вынуждена подчас опираться не на систему исторических фактов, а на отдельные, иногда разрозненные свидетельства. Подлинная картина происходившего нередко трудно поддается реконструкции из-за недостатка свидетельств, архивных материалов.

Например, из-за неоднократных пожаров, уничтоживших главные архивы в средневековой Москве, трудно поддаются реконструкции многие важные события тогдашней Руси, что усложняет понимание процесса формирования русской государственности, культуры, взаимодействия азиатских и европейских элементов, традиции повседневной экономической, политической жизни и постоянно порождает острейшие дискуссии по этому поводу в современной публицистической и научной литературе.

Вместе с тем имеются существенные различия в том, как анализируется и интерпретируется исторический факт в социологической и исторической науках. Эти различия обусловлены различиями наук номотетических и идиографических. Номотетические науки (от греч. nomos – закон) ищут в сознании социума общее – законы функционирования и изменения общества, исследуют неизменное, повторяющееся в реальном течении событий – это науки о законах. Идиографические науки (от греч. idios - своеобразный, особый и grapho – пишу) описывает единичное в его конкретно-исторической форме, изучают однократное содержание явления – это науки о событиях.

Социология, политология, экономические науки относятся к номотетическим наукам, история, этнография – к идиографическим.

Коренное отличие социологии от истории в том, что ее цель – объяснение повторяющегося, регулярного, типического, закономерного в истории основных форм социальной жизни. Однако следует учитывать, что любая номотетическая наука содержит в себе описательный элемент, а любая идиографическая наука так или иначе основывается на знании законов изучаемого объекта.

Метод социологии, который стремиться объяснить повторяющееся, регулярное, - генерализирующий метод, т.е. обобщающий, отыскивающий главные, генеральные тенденции. Так, Э. Дюркгейму пришлось проанализировать и обобщить огромный фактический материал, касающийся суицидальных явлений в различных обществах, культурных и социальных средах, демографических группах, чтобы выявить связь между увеличением числа самоубийств и «атомизацией» индивидов, нарушением социальных связей.

Метод истории – это метод, преимущественно индивидуализирующий, рассматривающий социальное явление с точки зрения его неповторимых, индивидуальных характеристик.

Социология и история – науки, взаимно обогащающие друг друга, совместными усилиями дающие более полную, глубокую и всестороннюю картину социальной реальности. Вместе с тем существует определенная опасность социологизации истории. Это происходит в том случае, когда исторически своеобразное явление пытаются подвести под заранее подготовленную жесткую, а иногда и неадекватную схему, социологическую конструкцию. Так, например, не всегда закономерности, выявленные при изучении западной культуры и западного общества в целом, приемлемы для иных культур и обществ.


2.3 Социология и психология


Сделав центром своих исследований взаимодействие между людьми, социология должна тщательно и глубоко изучать духовную жизнь, ожидания, установки, мотивы, переживания, предпочтения действующих субъектов. И здесь возникает проблема различения социологического и психологического подходов к изучению духовной жизни людей.

Можно согласиться с П. Сорокиным, утверждавшим, что когда в исследовании основными показателями (переменными) считаются инстинкты, желания, воля, темперамент человека и на их основе анализируют его поступки, то в этом случае проводится психологическое исследование.

Когда же ученый считает отправной точкой социальное положение человека, его статус, традиции, обычаи, он проводит социологическое исследование.

Рассмотрим, например, такое социальное явление, как взятка. Работник получил взятку. При изучении этого события можно предпочесть психологический анализ: определить силу воли этого человека, тип его темперамента, степень устойчивости психики. Это может объяснить, почему данный человек потребовал взятку или как он поддался на уговоры взяткодателя и т.д.

Можно провести и социологический анализ: попытаться определить, в какой социокультурной среде вырос и работает этот человек, на каких традициях воспитан, проследить его жизненный путь, общую социальную атмосферу и т.д. В данном случае мы выясним, какие социальные факторы могут способствовать появлению феномена взятки.

Итак, первое отличие социологии от психологии: социология изучает не индивидуально-психические особенности человека, а социокультурные причины, последствия, меры предупреждения его поступков. Т. е. социология объясняет явление не особенностями психики конкретного человека, а спецификой его статуса, места в социальных взаимодействиях, нормами, которые утвердились в данной среде, данном обществе.

Второе отличие (которое обусловлено первым): для психолога психика конкретного человека - это всегда неповторимый, уникальный мир, социолог же рассматривает индивидуальную психику человека как стандартную способность понимать, воспринимать, желать и взаимодействовать с себе подобными. Социолог чаще всего отвлекается от индивидуальных особенностей восприятия. Желаний, энергии данного человека. И в этом смысле психика для социолога - это типичная способность, присущая любому человеку.

Третье отличие: для социолога человек интересен в первую очередь с точки зрения его рациональной составляющей, т.е. социология не изучает бессознательное, иррациональное.

В истории науки были (и есть) попытки свести социологию к психологии, объяснить социальные явления особенностями человеческой психики (бихевиоризм, этнометодология и др.). Однако «объяснение социальной жизни нужно искать в природе самого общества», а не в природе индивида.


2.4 Социология и политическая экономия


Взаимоотношение социологии и политической экономией определяется отношением их предметов. Так социология определяется как наука о наиболее общих закономерностях возникновения и развития человеческого общества как целостности общественных отношений, предметом политической экономии является только один вид общественных отношений, т.е. одна область общественной жизни. Политическая экономия, по словам Ф. Энгельса, в самом широком смысле слова, есть наука о законах, которые господствуют в сфере производства и обмена материальных средств жизни в человеческом обществе. Многие экономисты определяют предмет политической экономии сходным образом. Согласно их пониманию, политическая экономия - это наука, предметом которой является экономический базис общества как целостность, т.е. процесс воспроизводства, производства, распределения, обмен и потребление. «Она исследует законы, которые управляют этой целостностью и определяют ее развитие. Предметом ее изучения являются структура экономической целостности и функциональная и казуальная связь между отдельными ее частями. Отдельные части этой целостности она изучает в их связи с остальными частями и лишь в составе этой целостности». Политическая экономия как наука, предмет которой можно определить подобным образом, возникла раньше социологии и стремилась установить закономерности, которым подчиняется хозяйственная жизнь. Со времени появления социологии встал вопрос о ее отношении к политической экономии.

По К. Марксу, политическая экономия имеет дело не с производством, а с отношениями, которые складываются в процессе производства, с социальной структурой производства. Отсюда видно, что политическая экономия как наука концентрирует свои усилия на изучении производственных отношений людей и типов экономической деятельности, которые складываются на основе этих отношений. Поэтому у политической экономии не никаких оснований выступать в качестве некой общей научной теории для всех общественных наук, поскольку она изучает лишь один, хотя и базисный, вид отношений между людьми. Именно вследствие своей важности для целостного изучения социальных феноменов и процессов, а также общественных закономерностей политическая экономия оказывается тесно связанной с конкретными социологическими исследованиями и с социологической теорией. Таким образом, политическая экономия, изучая социальный аспект производства, имеет своим предметом только один вид общественных отношений - отношений производства. Поскольку отношения производства складываются в рамках экономического базиса общества и являются основополагающими общественными отношениями, то научные законы, устанавливаемые политической экономией, имеют большое значение для определения закономерностей, относящихся к прочим общественным явлениям. Между тем, поскольку в обществе следствие может воздействовать на причину, то и другие общественные отношения, однажды возникнув, оказывают обратное воздействие на отношения производства. Именно поэтому законы, устанавливаемые науками, которые изучают остальные виды общественных отношений, имеют большое значение для открытия законов экономического базиса общества.

Политическая экономия не изучает общество как целостность. Она изучает только один вид общественных отношений и при этом должна исходить из знания о том целом, часть которого она изучает, об обществе, а это знание дает социология. Точно так же социология при изучении отдельных общественных явлений должна принимать во внимание законы, которые открывает политическая экономия. По сути, взаимозависимость между политической экономией социологией основывается на связи и взаимодействии предметов этих наук. А это значит, что каждая из них может исследовать свой предмет и открывать присущие ему закономерности лишь в том случае, если будет учитывать знания и законы, открываемые другой. Тем самым отношение между социологией и политической экономией выступает как отношение взаимной связи и обоюдной пользы при изучении каждой из этих наук своего предмета. Ибо социология как наука о наиболее общих закономерностях, наука об обществе как целостности общественных отношений изучает также и производственные отношения, которые составляют предмет политической экономии. Однако социология изучает производственные отношения в контексте исследования сущности общественных отношений вообще и выявления их особых характеристик. При таком подходе к изучению общественных отношений, в том числе и производственных, социология использует и знания об этих общественных (производственных) отношениях, которые получены и сформулированы политической экономией.

2.5 Социология и политические науки


При определении связи социологии и др. общественных наук особого внимания заслуживает определение ее связи с политическими науками. Эта связь заслуживает особенного внимания, т.к. политические науки имеют предметом своего изучения политику как «деятельность по направлению других видов деятельности», как совокупность общественных процессов, отношений и институтов, посредством которых осуществляется сознательное регулирование конфликтных ситуаций и интересов в обществе и принимаются решения об общих делах и жизнедеятельности некоторой глобальной социальной общности. А эта деятельность в условиях современного общества все больше должна основываться на знании законов, открываемых не только политическими науками, но и социологией, как наиболее общей наукой об обществе и его закономерностях. Однако, чтобы определить отношение между этими науками, необходимо дать и предметное определение политических наук.

При определении предмета политических наук мы сталкиваемся, прежде всего, с имеющимся разногласием по поводу того, существует ли одна политическая наука или же их несколько. В попытках это выяснить многие политологи стремятся определить предмет политической науки. Тук, некоторые из них подчеркивают, что термин «политическая наука» обозначает одну сложную науку, которая включает в себя многие специальные дисциплины, научные отрасли и направления, а другие добавляют, что предметом изучения политической науки являются структуры власти. Для того, чтобы при определении предмета политических наук преодолеть формалистские и догматические положения и чтобы найти такие формулировки, которые дадут возможность раскрыть сущность политики как общественной деятельности, согласно которой предметом политических наук является политика во всех ее внутренних и международных аспектах. А в круг основных интересов политики как науки входят:

« 1). основные понятия и методология (политическая теория); 2). политический и конституционный строй отдельного государства; 3). политические партии, группы, объединенные общностью интересов, общественное мнение и политическое поведение граждан; 4). общественное управление, организация, бюрократия; 5). международные отношения».

Если принять такое определение предмета политических наук, можно увидеть, какая существует связь между предметом политических наук и предметом социологии, а тем самым и выяснить то, как относятся между собой эти науки. Т. к. если Политические науки изучают организацию власти, они изучают лишь одну область структуры глобального общества и изучить эту область строго научными методами они могут, только если рассматривают ее в контексте связи с остальными частями данной структуры. А это значит, что политические науки при изучении политической структуры и политических институтов, при изучении структуры и характеристик организации политической власти должны учитывать законы, относящиеся к структуре глобального общества, которое открывает социология. Социология может также изучать политические отношения и политическую структуру отдельных групп и общества в целом, но в целях выяснения их сущности как общественных явлений. Политические науки изучают программы политических партий, их идеи, которые они стремятся реализовать, поведение своих представителей в парламенте, отношение политических партий к органам власти к общественному мнению в целях оценки содержания и ценности идей, отстаиваемых теми или иными партиями. Но при стремлении установить социальные предпосылки возникновения определенной политической партии, ее связи с определенными классами, ее социальную роль, то такое исследование из области политических наук перемещается в сферу социологии. Поэтому политика как социальная деятельность часто становится предметом изучения и политических наук и социологии. Таким образом, существует тесная связь между предметами социологии и политических наук, а научное знание, даваемое той и другими, должно быть основой политической социальной деятельности по развитию общественных отношений.


2.6 Социология и правовые науки


Правовыми науками тоже накоплен богатый опыт использования социологических данных при изучении властных отношений, процессов функционирования правовой культуры. Статистические методы в сочетании с субъективной информацией дают возможность оценить состояние и тенденции развития законности, управления, государственности, пути реализации прав и свобод всех граждан общества.


2.7 Социология и этика, эстетика


Большое влияние оказывает социология на развитие этики и эстетики, давая количественную и качественную оценку степени развитости норм и ценностей, регулирующих отношения между людьми, а также уровню зрелости эстетического вкуса, путям и формам удовлетворения духовных потребностей и т.п. Взаимоотношения в семье, в коллективе, состояние нравственности можно во многом установить с помощью специфических методов, которые находятся в распоряжении социологии.


2.8 Социология и экология, медицина


Значительный вес в социологии занимает комплекс вопросов, относящихся к компетентности экологии и медицины. Проблемы здоровья, охраны природы, окружающей среды невозможно в полном объеме представить без анализа экологического сознания, физической культуры, различных аспектов милосердия.

В обосновании проблем градостроительства, территориального размещения людей, пространственной структуры расселения, в создании новых городов также потребовалось участие социологии, т.к. игнорирование сложившегося уклада жизни людей, их традиций и склонностей привело к целому ряду серьезных ошибочных решений, таких, как ликвидация бесперспективных деревень, внедрение многоэтажного строительства в сельской местности, отказ от применения ландшафтной архитектуры и др.


2.9 Социология и естественные, точные науки


Существуют связи социологии с естествознанием и точными науками. Именно в процессе взаимодействия с биологией нашел свое специфическое выражение системный подход, получили развитие социальная экология и социальная медицина. Крепнет сотрудничество социологии с математической наукой, т.к. трудно представить ее без специальных математических методов, обеспечивающих эффективность и достоверность эмпирического исследования.


2.10 Социология и междисциплинарные науки


Большое значение в развитии социологии приобретают междисциплинарные связи. В междисциплинарной науке возникла социальная психология, развивается социолингвистика, проходит стадию становления социопедагогика. Для всех новых направлений науки вклад социологии состоит, во-первых, в «замыкании» проблематики на структурных социально-групповых носителях особых интересов, во-вторых, в широком использовании специфических методов и приемов исследования, дающих возможность расширить факторологическую базу всего гуманитарного знания.


Заключение


Подводя итог, следует подчеркнуть, что социология – наука о социальном в различных его проявлениях, раскрывающая закономерности возникновения, функционирования и развития социальных образований различного уровня и отношений между ними.

Как и любая другая наука, социология имеет свой метод - социологический метод, - который разделен на две группы: общенаучные и частно-научные.

Социология представляет собой разветвленную систему знания. Она включает общую социологическую теорию о становлении, развитии и функционировании общностей различных уровней и об отношениях между ними, исследует массовые социальные процессы и типичные социальные действия людей; теории среднего уровня (отраслевые и специальные социологические теории), имеющие более узкую предметную область сравнительно с общей теорией; эмпирические исследования. Социология как система знания опирается на изучение фактов социальной действительности, а ее теоретические обобщения связываются воедино на базе фундаментальных принципов истолкования социальных явлений и процессов.

Свою роль в современном обществе социология, как наука, определяет через функции, которые она выполняет. Это теоретико-познавательная, практическая и мировоззренческая функции.

В системе наук об обществе социология занимает ведущее место. Во-первых, социология дает другим общественным наукам научно обоснованную теорию общества и его структурных элементов. Во-вторых, представляет другим наукам технику и методику изучения человека и его деятельности, а также методы измерения этой деятельности.


Литература


1. Григорьев С.И., Растов Ю.Е. Начала современной социологии: Учебное пособие для студентов социогуманитарных вузов. - М.: «Издательство Магистр», 1999. - 248с

2. Маркович Д.Ж. Общая социология: Учебник. Изд. 3-е перераб. и доп. /Пер с сербского. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 432с

3. Общая социология: Учебное пособие / Под общ. ред. проф. А.Г. Эффендиева. – М.: ИНФРА, 2005. – 654 с. – (Высшее образование)

4. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Центр, 1999. - 160с.

5. Социология. Основы общей теории: Учебное пособие / Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев, А.В. Кабыща и др. / Под ред. Г.В. Осипова Л.Н. Москвичева. - М.: Аспект Пресс, 1998. - 461с

6. Социология. Учебное пособие / Елсунов А.Н., Бабосов Е.М., Данилов А.Н. и др. / Под ред. А.Н. Елсунова - Мн.: НТООО «ТетраСистемс», 1998. - 560 с

7. Социология: Учебник для вузов / Лавриненко В.Н., Нартов Н.А., Шабанова О.А., Лукашева Г.С.; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2004. - 407с

8. Социология: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленюк. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002. - 1036с

9. Тощенко Ж.Т. Социология: Общий курс. 2-е изд, доп. и перераб. - М.: Прометей, Юрайт, 1999. - 512с

10. Фролов С.С. Социология: Учебник. 3-е изд., доп. - М.: Гардарики, 1999. - 344с

Рефетека ру refoteka@gmail.com