Рефетека.ру / Социология

Реферат: Роль скаутского движения в социализации личности подростка

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М.А. ШОЛОХОВА

Егорьевский филиал

Факультет педагогики и психологии


РЕФЕРАТ


РОЛЬ СКАУТСКОГО ДВИЖЕНИЯ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА


Выполнила: студентка 5 курса

Проверила:


2005


Сегодня, когда предаются забвению духовные и общечеловеческие ценности, а на первый план выходят задачи физического выживания, всё очевиднее становится необходимость создания условий, способствующих социальному становлению детей и молодёжи, как ответственных граждан Российской Федерации, формированию у них духовных и нравственных ценностей, профессиональных качеств и умений, содействие их личностному развитию, повышению уровня образования и культуры.

За последние годы в нашей стране резко обострились социальные противоречия, которые происходят в результате экономической и социальной нестабильности большей части населения. Разрушение коммунистических устоев повлекло за собой образование идеологической и духовной пустоты – старые традиции были разрушены, а взамен ничего не предложено. Люди, на протяжении многих десятилетий ориентированные идеологическими установками в основном на общественные, а не личностные ценности, порой инстинктивно, а чаще осознанно стремятся защитить себя от изолированности в новом «обществе потребления», предлагающем возможности индивидуального выживания в этом мире.

Особенно это свойственно молодым людям, которые всё меньше полагаются на традиционные структуры социальной поддержки и предпочитают ориентироваться на созданные неформальным путём собственные организованные группы. Естественное желание молодых людей делать что-то сообща, можно наблюдать повсеместно. Любая группа детей или молодёжи – это особый микромир, который живёт по своим, установленным группой, правилам и нормам. И очень часто доступ в этот мир закрыт для взрослых.

Если общество думает о своём будущем, заботится о позитивном воспитании подрастающего поколения, оно не может не учитывать стремление молодёжи создавать такие неформальные объединения и особенности их функционирования.

Один из лучших способов сделать значительный положительный вклад в формирование будущего – проявить инициативу в создании условий, позволяющих молодым людям стать полноправными участниками социальных процессов, объединиться на основе общих интересов, т.е. создавать организации, ориентированные на позитивные общественные ценности.

Огромным и бесценным педагогическим и методическим материалом, прекрасными традициями и идеологией, в основе которой лежат традиционные российские ценности – православие, патриотизм, деятельная любовь к ближнему – обладает одна из старейших русских детских организаций – скаутская. Основными задачами этой организации является содействие детям и молодёжи в личностном развитии и социализации, путём дополнения воспитательных воздействий семьи, школы и иных общественных институтов.

Однако, делая основной упор на повышение уровня образования, сегодняшние школы недостаточно внимания уделяют воспитанию детей. В связи с этим возникла потребность создания условий для воспитания всесторонне развитой личности, что, по сути, и является основной целью скаутского движения. Таким образом, можно сказать, что, участвуя в скаутском движении, ребёнок имеет больше возможностей для полноценного развития и социализации личности.

Межрегиональная детская общественная организация «Егорьевский следопыт» в своей деятельности широко использует скаутский метод.

Основная цель организации: Содействие личностному развитию членов организации.

Воспитательные цели и задачи организации:

Помочь семье в воспитании детей и подростков

Задачи:

побуждение родителей к активной, деятельной ответственности за личностное развитие детей;

создание условий для привлечения родителей к деятельности в Братстве;

повышение воспитательной компетенции родителей, участвующих в деятельности организации.

2. Содействовать развитию мотивации детей и подростков к самостоятельному полноценному личностному развитию

Задачи:

система поощрения и стимулирования деятельной активности детей и подростков, направленной на самосовершенствование;

различение деятельности, направленной на социальное и профессиональное самосовершенствование и деятельности, направленной на нравственное развитие;

формирование у детей представлений о целях и задачах личностного роста, смысле человеческого существования.

Создание условий для полноценного личностного развития детей и подростков.

Задачи:

создание многовариативной деятельностной среды;

создание воспитательной системы, позволяющей проявиться в деятельности организации каждому ребенку;

учет в формировании системы деятельности организации индивидуальных особенностей, способностей, склонностей и интересов каждого ребенка.

Осуществление воспитания на основе православных духовно-нравственных ценностей.

Задачи:

сообщение детям и подросткам, а также наставникам, основ православной веры;

приведение всей жизни организации в соответствие устоям жизни православного христианина;

поиск воспитательных подходов основанных на православной нравственности применительно к условиям современной жизни.

5. Содействие воспитателям, наставникам организации в осуществлении личностного подхода в процессе воспитания

Задачи:

повышение воспитательной компетенции наставников организации;

организация соборного участия наставников организации в обсуждении и принятии основных целей, задач, подходов к осуществлению деятельности организации;

создание системы подготовки кадров для организации.

Скаутский метод

Скаутский метод определенным образом описывает личностные потребности подростка и предъявляемые ему требования:

В скаутском методе выделяется семь элементов:

Обещание и Закон – потребность в нравственном регулировании жизни

Обучение через дело – потребность в активном освоении окружающей действительности

Членство в малых группах – потребность в общении и взаимодействии

Программа прогрессивного развития личности – потребность в постоянном личностном развитии и самостоятельной активности

Символическая основа – потребность в причастности и самоидентификации

Жизнь в гармонии с природой – потребность в романтических переживаниях

Поддержка взрослых – потребность в поддержке со стороны взрослых наставников

Основы деятельности

Местная группа - объединение членов организации по месту жительства, имеющее воспита­тельные задачи.

Малая группа - основная единица следопытов, объединяющая 5-9 человек – носит название патруль для следопытов или ватага для младших следопытов.

Виды патрулей по составу:

1. Патруль следопытов – объединяет 5-9 человек в возрасте от 10 до 15 лет. Желательно, чтобы возраст членов патруля был примерно равный с разницей не более чем в 1-2 года. Патрули следопытов включают однородный по полу состав - отдельно патрули девочек, отдельно патрули мальчиков.

2. Ватага - объединяет 5-9 младших следопытов в возрасте от 7 до 10 лет. Могут включать разнородные (смешанный) по полу состав - мальчики и девочки.

3. Звено витязей или дружинниц (роверов) - объединяет старших членов организации в возрасте от 16 до 18 лет. Могут включать разнородный (смешанный) по полу состав или однородный.

Виды патрулей по длительности деятельности:

1. Постоянный патруль – создается по месту жительства и является основой местной группы следопытов.

2. Временный патруль – создается из участников краткосрочной программы, представляющих различные местные группы следопытов.

Патрульные атрибуты:

1. Название патруля – отражает интересы участников (обычно выбирается из природной среды – птица, животное, растение и т.д.).

2. Эмблема и девиз патруля - соответствуют названию патруля и интересам его участников.

3. Патрульный флажок – шьется в форме переносного вымпела с изображением эмблемы патруля.

4. Патрульный знак - форменная нашивка с эмблемой патруля, размещается на правом рукаве форменной рубашки.

5. Летопись патруля - прошитая тетрадь с дневниковыми записями о жизни патруля, включающая основные сведения об участниках патруля.

Патрульные должности:

1. Патрульлидер - руководитель патруля, выбранный из числа членов патруля;

2. Помощник патрульлидера - заместитель патрульлидера;

3. Летописец - ответственный за летопись патруля, ведущий фото и киносъемку во время меро­приятий, ответственный за оформительские работы;

4. Санинструктор - ответственный за аптечку и санитарную подготовку членов патруля;

5. Завхоз - ответственный за оборудование патруля;

6. Казначей - ответственный за патрульную кассу и сбор взносов;

7. Спорт-инструктор - ответственный за спортивное и игровое оборудование, проведение спор­тивных и игровых мероприятий;

8. Квартирмейстер - ответственный за оборудование патрульного места и размещение патруля в походных условиях;

9. Инструктор по специальностям - ответственный за подготовку членов патруля по следопытским специальностям. И др.

Основная задача патруля – участие в деятельности местной группы православных следопытов. Однако в плане работы местной группы постоянно должно учитываться самостоятельное значение патруля. Все мероприятия местной группы следопытов строятся таким образом, что основные участники этих мероприятий малые группы. Помимо участия в работе по плану местной группы следопытов патруль имеет собственный план деятельности, учитывающий: необходимость еженедельных сборов участников патруля, совместное чествование именинников, мероприятия с учетом индивидуальных интересов и склонностей участников патруля.

Следопыты - основная часть организации. Понятие «следопыт» применяется как к мальчикам, так и к девочкам и не склоняется (так же как например солдат или офицер). Следопыт соответствует международному понятию - скаут. Возраст следопытов - 10 - 15 лет.

Требования к следопытам:

пробыть определенный срок в организации, позволяющий подготовиться к приему Торжественного обещания;

дать Торжественное обещание,

пройти испытания по программе прогрессивного развития, соответствующие следопытской подготовке;

получить рекомендацию руководителя местной группы.

Обещание православных следопытов:

«Честным словом обещаю, по мере сил моих исполнять свой долг перед Богом и Родиной, ежедневно помогать ближнему и выполнять законы следопытов».

Законы следопытов:

1. Следопыт - верен Богу, предан Родине, родителям и ближним.

2. Следопыт – честен.

3. Следопыт - стремиться быть полезным ближним.

4. Следопыт - дружелюбен.

5. Следопыт – вежлив и скромен.

6. Следопыт - друг природы.

7. Следопыт - следует наставлениям своих родителей и руководителей.

8. Следопыт – весел и никогда не падает духом.

9. Следопыт – трудолюбив и настойчив.

10.Следопыт - чист в мыслях, словах и делах.

Звания следопытов:

Следопытские звания присваиваются руководителем местной группы при определенном сроке пребывания в организации и соответствия данному обещанию. При присвоении звания учитывается мнение патруля если следопыт пробыл в нем не менее полугода. Существуют следующие звания:

• следопыт 3 разряда, подготовка не менее 1 -года, рекомендуемый возраст 10-11 лет;

• следопыт 2 разряда, подготовка не менее 1 -года (после присвоения III разряда) рекомендуемый возраст 12-13 лет;

• следопыт I разряда, подготовка не менее 2-х лет (после присвоения II разряда) рекомендуемый возраст 14 -15 лет. Следопыт первого разряда должен иметь опыт руководства патрулем или самостоятельного проведения следопытских мероприятий.

Кадеты – члены организации, поступившие в организацию в возрас­те от 10 до 17 лет. Задача кадетов подготовиться к принятию Торжественного обещания и приоб­рести недостающий опыт по основным требованиям программы прогрессивного развития. Кадет после принятия торжественного обещания может получить звание следопыта или витязя (дру­жинницы). Возраст кадетов - 10 - 17 лет.

Младшая ветвь организации, имеющая самостоятельную программу прогрессивного развития называется младшие следопыты. (соответствует международному понятию – кабскауты). Возраст - 7-10 лет. Характер деятельности младших следопытов имеет более игровой характер, а программа прогрессивного развития носит более рекомендательный, нежели требова­тельный характер.

Обещание младших следопытов:

«Обещаю любить Бога и Родину, всегда делать добрые дела и выполнять законы младших следопытов».

Законы младших следопытов:

Младший следопыт:

1. Помнит о своих обещаниях.

2. Любит и уважает своих родителей.

3. Говорит только правду.

4. Верен дружбе.

5. Стойко преодолевает трудности.

Витязи и дружинницы – старшая ветвь следопытов. Соответствует понятию ровер. Возраст витязей и дружинниц - 16 - 20 лет. Малая группа витязей и дружинниц - звено. Звено может быть смешанным по составу и состоять из юношей и девушек или быть однородным. Особенности программы деятельности витязей и дружинниц – деятельность носит более самостоятельный характер; витязи и дружинницы могут участвовать в качестве руководителей или помощников руководителей в общих программах, могут иметь свои самостоятельные программы деятельности.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН СБОРА ПАТРУЛЯ В ГОРОДЕ

Начало сбора:
1. Строй (сдача раппорта), молитва «Царю небесный». 5 мин.
2. Занятия (патрульные дела). 15 мин.
3. Песни. 10 мин.
4. Ручной труд (узлы, патенты, поделки). 30 мин.
5. Игры. 15 мин.
Конец сбора:
6. Строй, молитва «Достойно есть», гимн «Будь готов». 5 мин.
ИТОГО: 1ч.20мин.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН СБОРА ОТРЯДА В ГОРОДЕ

Перед сбором назначается дежурный из числа роверов.

Начало сбора:
1.

Построение отряда:

Начальник отряда принимает раппорт, проводит смотр патрулей (стойка, форма).


5 мин.

2. Молитва «Царю небесный», подъем флага, гимн России, законы, отрядная песня.

10 мин.

3. Игры, тренинги, задания, связанные со следопытской практикой. 20 мин.
4. Начальник отряда ведет беседу. 10 мин.
5. Пение. 10 мин.
6. Межпатрульные состязания - игры. 30 мин.
Конец сбора:

Строй, молитва «Достойно есть», спуск флага, гимн «Будь готов». 5 мин.
ИТОГО: 1ч.25мин.

Совет отряда проводит короткое совещание о результатах сбора

Похожие работы:

  1. • Роль скаутского движения в социализации личности
  2. • Социализации личности подростков с девиантным поведением по ...
  3. • Роль неформальной среды в процессе ...
  4. • Особенности социализации современного подростка
  5. • Истоки скаутизма
  6. • Особенности социализации подростков в различных типах семей
  7. • Актуальные проблемы подростковой субкультуры
  8. • Культурно-досуговая деятельность как средство ...
  9. • Профилактическая работа с подростками с девиантным ...
  10. • Социально-психологический портрет современного ...
  11. • Психологические факторы формирования личности с криминальным ...
  12. • Влияния семьи на процесс формирования личности ...
  13. • Развитие личности подростка под влиянием СМИ и ...
  14. • Молодежные неправительственные организации и ...
  15. • Группа сверстников как институт социализации
  16. • Приобщение школьников к общечеловеческим ценностям на ...
  17. • Группа сверстников как институт социализации
  18. • Влияние адаптации на процесс социализации девиантных ...
  19. • Полоролевая социализация
Рефетека ру refoteka@gmail.com