Рефетека.ру / Социология

Учебное пособие: Предмет и методы социологии

1. Социология – наука об обществе


Термин «социология» был впервые использован французским ученым Огюстом Контом (1798–1857) в работе «Курс позитивной философии» (1842 г.). Он происходит от латинского слова societas (общество) и греческого слова logos (наука, знание). Таким образом, в буквальном понимании, социология – это наука об обществе. Первоначально Конт называет социологию социальной физикой. Эта наука, по его мнению, должна заимствовать у естественных наук объективность, проверяемость, доказательность. Социология в понимании Конта отождествлялась с обществоведением в целом. На современном этапе за социологией закрепилось специфичное место в системе наук, для понимания которого начнем с определения ее объекта и предмета.

Объект науки – это часть окружающего мира, на которую направленный исследовательский интерес. Объект науки всегда отвечает на вопрос «что изучает наука». Природа, животный и растительный мир, человек, общество, культура и прочее могут выступать объектом исследования различных наук. Так, например, животный мир может быть объектом изучения биологии, зоологии, психологии, палеонтологии и т.д. Человек, общество и культура изучаются социологией, философией, историей, психологией, культурологией и т.д. Таким образом, науки часто отличаются одна от одной не объектом, а предметом изучения.

Предмет науки – сторона объекта, угол зрения, под которым он изучается. Следуя такой логике, каждому объекту исследования может отвечать несколько предметов. Например, кирпичный дом как часть окружающего мира, может выступать объектом исследования разных специалистов, но интересовать их будут разные аспекты. Экономиста могут заинтересовать затраты на его строительство, архитектора – архитектурный стиль, эколога – влияние на окружающую среду и т.д.

Объектом социологии выступает общество или социальная реальность, которая окружает людей. Поскольку общество и социальная реальность – слова многозначные, поэтому нужно, прежде всего, определиться с их значением в социологии. Под термином «общество» социологи обычно понимают исторически сложившийся тип социальной организации, социальных связей и отношений между людьми. Такая социальная организация явлений и процессов возникает вследствие совместной жизни и взаимодействия людей, влияет на их способ мышления и поведение, проявляется в действиях, словах, вещах, сделанных людьми. Совместная жизнь людей, или, социальная реальность выступает для социологов материалом научного поиска, или объектом.

Объект социологии в целом совпадает с объектом других общественных наук: демографии, социальной психологии, этнографии, экономики, политологии и т.д. Но у каждой общественной науки есть свой специфический предмет. Именно предмет, а не объект определяет содержание той или другой науки. В случае социологии предметную область познания создают явления и процессы, которые описываются и объясняются с помощью таких понятий как «общество», «социально взаимодействие», «социальные группы», «социальная структура», «социальные институты», «социальное неравенство», «социальные конфликты», «социальные изменения», «социальные статусы», «социальные роли» и другие.

Определение предмета социологии путем перечисления явлений и процессов, которые входят в область исследовательского интереса этой науки, практически невозможно, во-первых, так как он будет слишком большой, во-вторых, он никогда не будет полным, так как постоянно пополняется в процессе развития социологии. Поэтому определение предмета социологии должно базироваться на раскрытии содержания ключевого для этой науки понятия – понятия «социальное».

В обыденной речи слово «социальное» используется в широком и узком значениях. В широком значении это понятие объединяет все разновидности явлений, которые касаются совместной жизни людей – экономические, политические, религиозные, правовые и т.п. В узком значении оно употребляется для выделения наряду с политикой и экономикой особой сферы общественной жизни – социальную, которая включает в себя образование, здравоохранение, помощь малообеспеченным и т.п.

С социологической точки зрения социальное в широком значении есть не просто сумма экономических, политических, правовых, религиозных и прочих явлений и процессов, а связь, взаимозависимость между ними. Об экономических явлениях и процессах мы говорим как о социальных, когда хотим подчеркнуть, например, что способы организации бизнеса в стране зависят не только от представлений об экономической эффективности, но и от политического устройства и от этических норм, характерных для господствующей в стране религии.

Социальное в узком значении – это не просто сегмент общественной жизни, который включает все то, что не вошло в сферу политики и экономики, а те явления и процессы совместной жизни людей, которые обусловлены не стремлением к власти и управлению друг другом, не стремлением к богатству и конкуренции друг с другом, а стремлением принадлежать к обществу, стремлением к солидарности друг с другом.

Таким образом, социологическое использование понятия «социальное» предусматривает рассмотрение явлений и процессов под особым углом зрения, согласно которому они социально обусловлены, т.е. обусловлены связями, которые возникают между различными видами деятельности, событиями и ситуациями в ходе совместной жизни людей. Изучение социальной обусловленности явлений, происходящих в обществе возможно только через изучение законов, закономерностей и механизмов его функционирования и развития.

Поэтому предмет социологии может быть определен как выявление социальной обусловленности явлений социальной реальности через изучение законов, закономерностей и механизмов функционирования и развития общества.

Более четко предмет социологии будет очерчен при рассмотрении соотношения социологии с другими науками, изучающими общество.

Философия рассматривает общество как специфическую часть мироздания и пользуется другими, предельно общими понятиями и категориями. Она смотрит, как в обществе действуют общефилософские законы (например, основной закон философии применительно к обществу рассматривается как вопрос о соотношении общественного бытия и общественного сознания).

Социология и другие специальные науки (экономика, политология, право и пр.):

Специальные науки изучают отдельные сферы общества, отдельные виды отношений, социология же изучает общество как целостность, как целостный функционирующий и развивающийся социальный организм, анализирует взаимодействие основных сторон, подструктур общества, что позволяет раскрыть особенности общества как целостности. Отдельные явления и процессы интересуют социологию с точки зрения их роли и места в системе общественных отношений, в структуре единого функционирующего организма.

Структура и функции социологии. Социология как наука сегодня представляет собой органическое единство и сбалансированность двух направлений – теоретического и эмпирического. В начале третьего тысячелетия социологическое знание имеет трехуровневую внутреннюю структуру:

1) Общесоциологические теории. Они описывают общество как единую систему во взаимодействии основных элементов, механизмы функционирования общества как целостного организма.

Однако единой общесоциологической теории не существует. Этот факт можно объяснить тем, что социокультурная система, которую изучают социологи, намного сложнее, чем физические или технические системы. На поведение человека влияет огромное количество факторов, которые дают возможность разнообразных социологических объяснений. Также на формирование социологических теорий влияют разные философские, мировоззренческие, политические парадигмы, которые обуславливают разные исходные тезисы и подходы к формированию теорий. Поэтому в общесоциологической теории существует несколько конкурирующих между собой теоретических направлений – это структурный функционализм и теория конфликта.

Присущий социологии теоретический плюрализм, бесспорно, усложняет социологическое знание, вносит элементы неопределенности, разрешает по-разному трактовать факты. Но надо помнить, что в науке конкуренция направлений – явление скорее положительное, оно способствует саморазвитию науки, добавляет ей гибкости. В частности, большинство социологов, независимо от того к каким школам и направлениям они принадлежат, признают, что теоретические подходы имеют разную эффективность в зависимости от объекта и цели исследования. Так, функциональный подход приобретает высокую эффективность при изучении нормально действующих социальных механизмов и конструкций в условиях социальной стабильности. Однако он не дает ответа на вопрос: почему происходят войны и революции, почему одни империи гибнут, а на смену им появляются другие? На эти вопросы пытается ответить теория конфликта, поэтому ее используют для исследования социальных потрясений, причин революций, случаев распада социальных систем, классовых и национальных противоречий и антагонизмов.

Общесоциологическая теория существует не как самоцель, а как средство интерпретации разнообразных общественных явлений. Поэтому следующим шагом развития социологии было ее приближение к реальной жизни и разветвлению соответственно конкретным, поставленных перед ней задач.

2) Теории среднего уровня. В ХХ веке социология большей частью развивалась по отдельным направлениям, которые получили название отраслевой социологии или теорий среднего.

Фактически все социальные подсистемы, социальные общности и социальные процессы описываются соответствующей социологической теорией. Социология семьи, социология образования, социология политики, социология экономики, социология культуры, социология религии, социология молодежи, социология города, социология преступности, социология организаций – лишь некоторые из них. Представление о многообразии областей современной социологии дает организационная структура Международной социологической ассоциации. В ассоциации действует свыше 50 исследовательских комитетов и рабочих групп, которые объединяют научных работников, специализирующихся на исследованиях в отдельных областях социологии.

Благодаря специальным социологическим теориям происходит эффективное взаимодействие между общесоциологической теорией и эмпирическими исследованиями. Согласно удачному замечанию Р. Мертона, теории среднего уровня играют роль «мостика», объединяющего высокую теорию и эмпирические исследования.

3) Эмпирические исследования. Этот уровень социологического знания связан со сбором, описанием, классификацией и интерпретацией конкретных фактов. Эмпирическая социология оперирует фактами, частотами, процентами, числовыми показателями и математическими индексами, она отображает социальную реальность в количественном измерении. Чаше всего непосредственным объектом эмпирических исследований выступает человек или социальная группа как носители первичной социальной информации. Известнейшей и популярнейшей формой таких исследований является анкетный опрос.

Функции социологии:

1. Теоретико-познавательная – социология накапливает и систематизирует знания об обществе, его составляющих, социальных механизмах, об основных направлениях и тенденциях, путях, формах и механизмах его функционирования и развития.

2. Методологическая – социология дает исходные знания об обществе как целостной системе, эти положения имеют методологическое значение для других наук об обществе.

3. Информационная – социология дает представление о состоянии социальных процессов; информационная функция – это сбор, систематизация и накопление информации, полученной в результате исследований. Социологическая информация – это самый оперативный вид социальной информации.

4. Прогностическая – выдача социальных прогнозов, краткосрочных и долгосрочных. Прогноз опирается на открытую тенденцию развития социальных явлений.

5. Функции социального проектирования и социальной технологии – социология определяет оптимальный путь решения практических проблем, разрабатывает методы, способы, приемы управленческих решений, т.е. разрабатывает социальную технологию.

6. Мировоззренческая – социология выступает основой формирования у человека целостной картины мира, основой его мировоззрения.

Методологические подходы к анализу общества. Существует два основных подхода к анализу общества: макросоциологический и микросоциологический.


Макросоциологический

Микросоциологический

Общество – это целостный организм, поэтому, только анализируя общество как целостность, можно понять тенденции его развития и поведение отдельных личностей.

Подход тесно связан с социальной философией.

Общество – это абстрактное понятие, реальны лишь индивиды. Следовательно, постичь своеобразие общества в целом возможно только путем изучения социального взаимодействия индивидов.

Подход тесно связан с социальной психологией.

Основные теории:

Функционализм

Конфликтный подход

Основные теории:

Символический интеракционизм

Теория ролей

Теория социального обмена


Функционализм: Основные идеи функционализма были сформулированы Г. Спенсером, Э. Дюркгеймом, Т. Парсонсом, Р. Мертоном.

Общество – единый организм, который состоит из элементов, выполняющих определенные функции. Эти функции направлены на обеспечение целостности и устойчивости общества.

Р. Мертон считает, что элементы социальной системы не обязательно выполняют позитивные для всей системы функции, т.е. они могут причинять системе вред. Кроме того, не все функции элементов системы очевидны. Таким образом, Р. Мертон ввел понятия дисфункций и скрытых (латентных) функций.

Конфликтный подход: Р. Дарендорф, Л. Козер.

Если функционализм делает акцент на механизмах, которые сохраняют общество, то конфликтология обращает внимание на механизмы, выводящие общество из равновесия.

Основные положения конфликтного подхода:

Любые ресурсы в обществе ограничены, следовательно, распределяются неравномерно.

Неравномерное распределение ресурсов вызывает конфликт.

Конфликты ведут к реорганизации общественного устройства.

В результате возникает новый вид неравенства.

В конфликтном направлении существует 2 течения:

1. Представитель – Л. Козер: благодаря конфликту система становится устойчивой, для этого конфликт надо направлять по нужному руслу, конфликт – естественное состояние общества. Причина конфликта – борьба за ресурсы.

2. Представитель – Р. Дарендорф. Конфликт приводит к развалу старых систем и возникновению новых. Главная причина конфликта – неравномерное распределение авторитета или власти.

Символический интеракционизм (или теории взаимодействия): Дж. Мид, Ч. Кули.

Если другие воспринимают общество как нечто изначально существующее, как совокупность готовых, законченных структур, то в символическом интеракционизме общество – продукт постоянного взаимодействия людей, и то, как они взаимодействуют, определяет специфику общества.

Основные положения интеракционизма:

Люди живут и действуют не в мире объектов, а в мире символов.

Символы возникают в ходе социального взаимодействия.

Значения символов могут изменяться на основе процессов взаимодействия.

Символ – вещь, имеющая значение.

Социальная жизнь возможна, потому что некоторые группы людей разделяют систему общих символов. В других символических системах взаимодействовать трудно.

Теория ролей: Дж. Морено.

С его точки зрения жизнь – это театр.

Как и актеры, члены общества занимают определенные позиции, статусы в обществе.

Актеры придерживаются сценария, а человек – писаных и неписаных норм.

Актеры подчиняются режиссеру, а члены общества тому, у кого статус, власть.

Актер реагирует на роль партнера, а люди на роли друг друга, корректируют свое поведение.

Актеры реагируют на публику, а члены общества – на другие группы, в первую очередь – на референтную группу.

Актер проигрывает роль в зависимости от таланта, а человек от знаний роли, ее усвоения, возможности понять другого, войти в его положение, а также под влиянием «Я образа», понимания самого себя, навыков проигрывания этих ролей.

Теории обмена: П. Блау, Дж. Хоманс.

Социальный мир – это рынок, где люди вступают в сложную сеть обменных операций. Люди располагают определенными ресурсами, которые могут быть обменены на другие ресурсы.

Люди рассчитывают ценность своих ресурсов и ценность тех ресурсов, которые они могут получить взамен. На базе этих расчетов они обмениваются ресурсами, и система таких обменов лежит в основании общественного устройства. Конфликт объясняется тем, что одна из обменивающихся сторон посчитала сделку для себя невыгодной.

Аксиомы теории обмена:

Чем больше будет вознаграждаться человеческое действие, тем выше будет вероятность повторения этого действия.

Если получение вознаграждения за определенные типы поведения зависит от каких-то условий, человек будет стремиться воссоздать эти условия.

Если вознаграждение велико, человек готов затратить больше усилий для его получения.

Когда потребности человека в вознаграждении близки к насыщению, данный вид деятельности становится менее привлекательным

Таким образом, социология – это наука об обществе как целостном организме, тенденциях, социальных законах и механизмах функционирования и развития общества через изучение его составных элементов (личности, социальных групп и социальных институтов), которая интегрирует теоретические и эмпирические знания и методы, опирается на макросоциологические и микросоциологические подходы.


2. Методология и методы социологического исследования


Сущность социологического исследования. Общественная жизнь постоянно ставит перед человеком множество вопросов, ответить на которые можно лишь с помощью научного исследования, в частности социологического. Однако не всякое исследование социального объекта является собственно социологическим исследованием. Социологическое исследование – это система логически последовательных методологических, методических и организационных процедур, подчиненных единой цели: получить точные и объективные данные об изучаемом социальном объекте, явлении и процессе. Социологическое исследование должно опираться на использование специальных для социологии конкретных научных методов, приемов и процедур.

Для четкого и ясного понимания сущности процесса социологического исследования необходимо разобраться в системе и сущности понятий, которые наиболее часто употребляются в процессе социологического исследования.

Методология – учение о принципах построения, формах и методах научного знания и преобразования действительности. Она делится на общую, применяемую любой наукой, и частную, отражающую специфику познания той или иной науки.

Метод социологического исследования – это способ построения и обоснования системы знания. В социологии в качестве метода выступают и общенаучные теоретические методы, (абстрагирование, сравнительный, типологический, системный и т.д.), и конкретные эмпирические методы (математико-статистические, методы сбора социологической информации: опрос, наблюдение, анализ документов и др.).

Любое социологическое исследование предполагает несколько этапов:

Подготовка исследования. Этот этап заключается в обдумывании цели, составлении программы и плана, определении средств и сроков проведения исследования, а также в выборе способов анализа и обработки социологической информации.

Сбор первичной социологической информации. Собрание необобщенных сведений в различных формах (записей исследователей, ответов опрашиваемых, выписок из документов и т.д.).

Подготовка собранной информации к обработке и собственно обработка полученной информации.

Анализ обработанной информации, подготовка научного отчета по итогам исследования, а также формулирование выводов, выработка рекомендаций и предложений для заказчика.

Виды социологических исследований.

По способу познания, по характеру добываемого социологического знания различают:

теоретические исследования. Особенностью теоретических исследований является то, что исследователь работает не с самим объектом (явлением), а с понятиями, отражающими данный объект (явление);

эмпирические исследования. Основным содержанием таких исследований являются сбор и анализ фактических, реальных данных об объекте (явлении).

По использованию конечных результатов различают исследования:

Большинство эмпирических исследований имеют прикладной характер, т.е. полученные результаты находят практическое применение в разных сферах общественной жизни.

Также социологи проводят фундаментальные исследования, которые

фундаментальные – направленные на развитие науки. Эти исследования осуществляются по инициативе ученых, кафедр, университетов и проводятся академическими учреждениями для проверки теоретических гипотез и концепций.

прикладные – направленные на решение практических задач. Чаще всего заказчиками эмпирических исследований выступают коммерческие структуры, политические партии, государственные учреждение, органы местного самоуправления.

В зависимости от повторяемости исследований выделяют:

разовые – позволяют получить представления о состоянии, положении, статике какого-либо социального объекта, явления или процесса в данный момент;

повторные – используются для выявления динамики, изменений в их развитии.

По характеру поставленных целей и задач, а также по ширине и глубине анализа социального явления или процесса социологические исследования подразделяются на:

разведывательные (пилотажные, зондажные). С помощью такого исследования можно решать весьма ограниченные задачи. По сути, это «обкатка» инструментария. Инструментарием в социологии называют документы, с помощью которых осуществляется сбор первичной информации. К таковым относятся анкета, бланк-интервью, опросный лист, карточка для фиксации результатов наблюдения.

описательные. Описательное исследование проводится по полной, достаточно разработанной программе и на базе апробированного инструментария. Описательное исследование обычно применяется в тех случаях, когда объектом служит относительно большая общность людей, отличающихся различными характеристиками. Это может быть население города, района, области, где проживают и трудятся люди разных возрастных категорий, уровня образования, семейного положения, материального обеспечения и т.д.

аналитические. Такие исследования ставят своей целью наиболее углубленное изучение явления, когда нужно не только описать структуру и узнать, что определяет его основные количественные и качественные параметры. По используемым методам сбора социологической информации аналитическое исследование носит комплексный характер. В нем, дополняя друг друга, могут применяться различные формы опроса, анализа документов, наблюдения.

Программа социологического исследования. Любое социологическое исследование начинается с разработки его программы. Программу социологического исследования можно рассматривать в двух аспектах. С одной стороны, она представляет собой основной документ научного поиска, по которому можно судить о степени научной обоснованности того или иного социологического исследования. А с другой стороны, программа является определенной методологической моделью исследования, в которой фиксируются методологические принципы, цель и задачи исследования, а также способы их достижения.

Программа социологического исследования – это научный документ, который отражает логично обоснованную схему перехода от теоретического осмысления проблемы к инструментарию конкретного эмпирического исследования. Программа социологического исследования является основным документом научного поиска, содержащий основные методологические и методические процедуры исследования.

Содержание методологического раздела программы социологического исследования.

1. Формулировка проблемной ситуации. Поводом к проведению социологического исследования является реально возникшее противоречие в развитии социальной системы, межу ее подсистемами или отдельными элементами этих подсистем, такого рода противоречия и составляют сущность проблемы.

2. Определение объекта и предмета исследования. Формулирование проблемы неизбежно влечет за собой определение объекта исследования. Объект – это явление или процесс, на которое направлено социологическое исследование (область социальной действительности, деятельность людей, сами люди). Объект должен быть носителем противоречия. Объект должен характеризоваться:

четкими обозначениями явления, по таким параметрам, как профессиональная принадлежность (отраслевая); пространственная ограниченность (регион, город, деревня); функциональная направленность (производственная, политическая, бытовая);

определенной временной ограниченностью;

возможностью его количественного измерения.

Предметта сторона объекта, которая непосредственно подлежит изучению. Обычно предмет содержит в себе центральный вопрос проблемы, связанный с предположением о возможности обнаружить закономерность или центральную тенденцию изучаемого противоречия.

После обоснования проблем, определения объекта и предмета можно сформулировать цель и задачи исследования, определяются и интерпретируются основные понятия.

Цель исследования – общая направленность исследования, проект действия, которые определяют характер и системную упорядоченность различных актов и операций.

Задача исследования – это совокупность конкретных целевых установок, направленных на анализ и решение проблемы, т.е. то, что нужно конкретно сделать для достижения цели исследования.

Интерпретация основных понятийэто процедура поиска эмпирических значений основных теоретических положений исследования, процесс перехода на более простые и фиксируемые составляющие.

Социолог строит предварительное объяснение проблемы, т.е. формулирует гипотезы. Гипотеза социологического исследования – научное предположение о структуре социальных объектов, о характере и сущности связи между социальными явлениями.

Функция гипотезы: получение новых научных высказываний, которые совершенствуют или обобщают имеющиеся знания.

После решения задач связанных с осуществление методологического раздела программы, переходят к методическому разделу. Создание методического раздела программы способствует конкретизации всего социологического исследования, а также переходу от методологии к практическому решению поставленных задач. В структуре методического раздела программы выделяют такие компоненты: определение изучаемой совокупности или построение выборки, обоснование методов и техники сбора социологической информации, описание способов анализа и логической схемы обработки данных, составление рабочего плана исследования, разработка стратегического плана исследования.

Выборочный метод в социологии. В настоящее время ни один массовый социологический опрос не обходится без применения выборки. Это исключительно важный этап в разработки методического раздела программы исследования.

Далеко не всегда выборка играла такую роль в социологическом исследовании. Лишь начиная с 30-х годов 20 в. масштабы проводимых опросов стали расширяться вплоть до общенациональных, что повлекло за собой существенное увеличение материальных затрат на проводимые опросы. Основной принцип проводимых в те времена опросов был прост: чем больше респондентов будет опрошено, тем лучше и точнее будет результат. Однако, начиная с первой половины 30-х годов 20 века, изучение общественного мнения стало осуществляться с применением строгих методов научного анализа. В это время возникли и начали активно развиваться теория вероятностей и математическая статистика. Уже тогда исследователи установили, что, исходя из законов теории вероятностей, можно составить представление о целом по сравнительно небольшой выборочной совокупности, причем с достаточно высокой степенью точности.

В 1933 г. никому неизвестный в то время исследователь Дж. Гэллап провел в США серию экспериментальных выборочных опросов по изучению читаемости газет и журналов. В 1934 г. он опробовал свои методы в более широком масштабе, во время выборов в Конгресс США, где достаточно точно предсказал победу демократов. В 1935 году он создал Американский институт Гэллапа. В 1936 году на основе проведенных им выборочных опросов предсказал победу в президентских выборах Т. Рузвельта. При этом размер выборки составлял 1500 чел. Начиная с 1936 г. выборочный метод стали активно применять также при исследовании рынка.

Основная идея выборочного опроса состоит в том, что если имеется совокупность независимых случайных величин, то о ней можно судить по относительно небольшой части. Например, в коробке находится 10 тыс. шариков поровну красного и зеленого цвета. Если их перемешать и наугад вытащить 400, то окажется, что по цвету, они распределились приблизительно поровну. Если эту операцию повторять многократно, то результат будет практически неизменным. Статистика позволяет установить процент неточности, который зависит от размера выборки.

Самым важным в выборочном методе является, то, что учитывается структура всей изучаемой совокупности. Между тем необходимо иметь в виду, что выборочный опрос это опрос с ошибкой. В большинстве исследований вполне допустима ошибка в 5%. Чем больше размер выборки, тем меньше ошибка.

Выборочный метод исследования позволяет делать вывод о характере распределения изучаемых признаков генеральной совокупности (множество элементов, являющихся объектом социологического исследования.) на основании рассмотрения лишь некоторой ее части, называемой выборочной совокупностью, или выборкой. Выборочная совокупность – это уменьшенная копия генеральной совокупности, или ее микромодель, отобранная по строго заданным правилам и содержащая все важнейшие ее признаки и характеристики как целого. Свойство выборочной совокупности воссоздавать характеристики генеральной называется репрезентативностью.

Рассмотрим основные способы отбора совокупности в выборку, которые определяют типологию, или видовое разнообразие выборочного метода.

1. Случайная (вероятностная) выборка – это выборка, построенная таким образом, что любой человек или объект в пределах генеральной совокупности имеет равные возможности быть отобранным для анализа. Таким образом, это более строгое определение случайности, чем то, которым мы оперируем в быту, однако это почти тоже самое, что выбор с помощью лотереи.

Виды вероятностной выборки:

простая случайная – строится с помощью таблицы случайных чисел;

систематическая – осуществляется через интервал в перечне объектов;

серийная – единицами случайного отбора являются определенные гнезда, группы (семьи, коллективы, жилые кварталы и т.п.);

многоступенчатая – случайная, в несколько ступеней, где на каждой ступени изменяется единица отбора;

2. Неслучайная (целенаправленная) выборка – это способ отбора, при котором нельзя заранее рассчитать вероятность попадания каждого элемента в состав выборочной совокупности. При таком подходе невозможно рассчитать репрезентативность выборки, поэтому социологи отдают предпочтение вероятностной выборке. Вместе с тем достаточно часто возникают такие ситуации, когда неслучайная выборка оказывается единственно возможным вариантом.

Виды неслучайной выборки:

целенаправленная – выбираются типичные элементы по установленным критериям;

квотная – строится как модель, воспроизводящая структуру генеральной совокупности в виде квот распределения признаков изучаемых объектов. Чаще всего при этом учитывается пол, возраст, образование, занятость;

стихийная – выборка «первого встречного», где критерии не определены (примером является обычный почтовый опрос телезрителей, читателей газет или журналов. В этом случае заранее практически невозможно обозначить структуру выборочной совокупности, т.е. тех респондентов, которые заполняют и отправляют по почте анкеты. Поэтому выводы такого исследования можно распространять лишь на определенную совокупность).

Каждый из типов выборочного метода отличается тем или иным уровнем точности, имеет свои специфические особенности, что позволяет оптимально решать конкретные задачи социологического исследования.

Методы и способы сбора социологической информации. При сборе первичных данных используются четыре основных метода:

Опрос (анкетирование или интервьюирование);

Анализ документов (качественный и количественный);

Наблюдение (не включенное и включенное);

Эксперимент (научный и практический).

Опрос – социологический метод получения информации, при котором респондентам (людям, которых опрашивают) в письменной или устной форме задают специально подобранные вопросы и просят ответить на них.

Опрос наиболее распространенный вид социологического исследования и одновременно самый широко используемый метод сбора первичной информации. С его помощью собирается от 70% до 90% всех социологических данных.

Выделяются две разновидности социологического опроса:

1. Анкетирование. При анкетировании опрашиваемый сам заполняет вопросник в присутствии анкетера или без него. Опрос может быть индивидуальным или групповым. По форме анкетирование бывает также очным и заочным. Наиболее распространенные формы последнего: почтовый опрос и опрос через газету.

2. Интервьюирование. Предполагает непосредственное общение интервьюера с респондентами. Интервьюер сам задает вопросы и фиксирует ответы. По форме проведения оно может быть прямым или опосредованным, например, по телефону.

В зависимости от источника информации различают:

1. Массовые опросы. Источником информации выступают представители больших социальных групп (этнических, религиозных, профессиональных и др.).

2. Специализированные (экспертные) опросы. Главный источник информации – компетентные лица (эксперты), обладающие необходимым для исследователя профессиональными и теоретическими знаниями, жизненным опытом, который позволяет им делать авторитетные заключения.

Отличие социологического опроса от других опросов:

Первая отличительная черта – количество опрошенных (у социологов опрашивают сотни и тысячи людей и получают общественное мнение, а остальные опросы опрашивают одного или нескольких человек и получают личное мнение).

Вторая отличительная черта – достоверность и объективность. Она тесно связана с первой: опрашивая сотни и тысячи, социолог получает возможность обрабатывать данные математически. Он усредняет разнообразные мнения и в результате получает гораздо более достоверную информацию, нежели, например, журналист.

Третья отличительная черта – цель опроса – расширение научного знания, обогащение науки, выяснение типичных эмпирических ситуаций (в социологии), а не раскрытие индивидных особенностей и отклонений (в журналистике, медицине, следствии). Научный факты, полученные социологами, универсальны и носят всеобщий характер.

Анализ документов. Документом в социологии называется специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи или хранения информации.

Круг социологических документов, отражающих различные стороны общественной жизни, настолько широк, что любое эмпирическое социологическое исследование должно начинаться с анализа имеющейся, по интересующей исследователя проблеме, информации.

По форме фиксации документы бывают:

1. Письменные документы – это материалы архивов, статистическая отчетность, научные публикации; пресса, личные документы (письма, автобиографии, мемуары, дневники и т.п.).

2. Иконографические документы – это произведения изобразительного искусства (картины, гравюры, скульптуры), а также кино, видео и фотодокументы.

3. Фонетические документы – это диски, магнитофонные записи, грампластинки. Они интересны как репродукция прошедших событий.

Выделяют два основных типа анализа документации:

Традиционный анализ – это интерпретация содержания документа, его толкование. В его основе лежит механизм понимания текста. Традиционный анализ позволяет охватывать глубинные, скрытые стороны содержания документа. Слабым местом этого метода является субъективность.

Формализованный анализ – количественный метод анализа документов (контент-анализ). Суть этого метода сводится к тому, чтобы найти такие легко подсчитываемые признаки, черты, свойства документа (например, частота употребления определенных терминов), которые с необходимостью отражали бы определенные существенные стороны содержания. Тогда содержание делается измеримым, доступным точным вычислительным операциям. Результаты анализа становятся в достаточной мере объективными.

Наблюдение в социологическом исследовании представляет собой метод сбора первичной информации об изучаемом объекте путем непосредственного восприятия и прямой регистрации всех фактов, касающихся изучаемого объекта.

Наблюдение редко бывает основным методом сбора социальной информации. Обычно оно применяется наряду с другими методами и служит специфическим целям.

В зависимости от степени участия наблюдателя в исследуемой социальной ситуации различают:

1. Невключенное (внешнее) наблюдение. Исследователь или его помощники находятся вне изучаемого объекта. Они со стороны наблюдают происходящие процессы, не вмешиваются в их ход, не задают никаких вопросов – они просто регистрируют ход происходящих событий.

2. Включенное наблюдение, при котором наблюдатель в той или иной степени непосредственно включен в изучаемый процесс, находится в контакте с наблюдаемыми людьми и принимает участие в их деятельности.

Эксперимент в социологии – способ получения информации об объекте в результате воздействия на него некоторых управляемых и регулируемых факторов. По специфике поставленной задачи различают:

Научно-исследовательский эксперимент. По ходу этого эксперимента проверяется гипотеза, содержащая новые сведения научного характера, еще не нашедшие своего достаточного подтверждения или вовсе недоказанные.

2. Практический эксперимент – включает многочисленные процессы экспериментирования в сфере социальных отношений. Имеются ввиду процессы экспериментирования, которые совершаются в ходе, например, совершенствования системы образования и обучения.

Разделение экспериментов на научно-исследовательские и практические является условным, так как практический эксперимент нередко позволяет получить новые сведения научного характера, а научный эксперимент заканчивается практическими рекомендациями в той или иной области общественной жизни.


3. Личность и общество


Социологический взгляд на личность. Структура личности. Изучение личности является одним из основных направлений в социологии. Это связано с тем, что общество и другие группы, которые изучаются в социологии, состоят из отдельных личностей. Для того чтобы понять определенное общество или группу надо понять поведение отдельного человека, выявить те факторы, которые предопределяют его специфику. Поведение человека зависит не только от его наследственности, особенностей уникальных жизненных ситуаций, но и от условий жизни, которые типичны для определенного общества, группы. Социология изучает типичные подобные качества людей, формирующиеся благодаря общим условиям жизни, месту человека в обществе по сравнению с другими людьми, приспособленности к жизни в определенном окружении, влиянию социальных характеристик человека (возрасту, полу, семейному состоянию, образованию, местожительству, профессии и т.п.) на его поведение. Таким образом, социология исследует человека, прежде всего, как личность, как элемент социальной жизни.

В повседневном языке мы употребляем такие слова, как человек, индивид, личность. Часто между ними не делается никакой разницы, т.е. эти слова используются как синонимы. Но ученые закрепили за ними определенные значения, которые позволяют изучать различные аспекты сущности человека.

С научной точки зрения, человек – это наиболее общее понятие, категория, которая обозначает вид в биологической классификации. От других биологических видов человек отличается тем, что имеет не только биологические, психологические, но и социальные характеристики.

Единичный представитель человеческого рода получил название «индивид». Все люди являются индивидами независимо от того где родились, воспитывались, какой возраст, образование, профессию имеют, поскольку все мы имеем одинаковый хромосомный набор, одинаковые внутренние и внешние органы.

Индивидуальность – набор биологических, психологических и социальных качеств по которым один человек отличается от другого. Так, мы отличаемся цветом глаз, ростом, весом (это биологическое), чертами характера (психологическое), интересами, потребностями, ценностями (социальное).

Личность – это социальное в человеке. Особенности личности зависят от общества, в котором она живет, его культуры, состояния экономики, политической ситуации, т.е. от многочисленных социальных характеристик окружения человека.

Личность – это устойчивый комплекс социальных качеств, свойств, приобретаемых под влиянием соответствующей культуры общества и конкретных социальных групп, к которым она принадлежит, в жизнедеятельность которых включена.

Чтобы человек считался личностью, он должен:

иметь самосознание (т.е. отделять себя от других, сознавать свои действия);

усвоить основные нормы и правила поведения, которые приняты в данном обществе;

сформировать систему интересов, ценностей;

обладать определенной степенью автономности от общества;

нести определенную ответственность за свои поступки.

Выделяют исходные социологические принципы анализа личности:

Каждый человек является индивидом, но не каждый – личностью. Личностью не рождаются, личностью становятся. Индивид выступает исходным пунктом развития личности, личность – результат развития индивида.

Личность – конкретное выражение сущности человека и одновременно выражение социально значимых черт данного общества, его культуры.

Включение личности в общество происходит через вхождение ее в различные социальные общности, именно они являются основным путем соединения общества и человека.

Подчеркнем, что любой человек (а не только гениальные и великие, одаренные и яркие люди), являющийся носителем социальных качеств своего общества, тех социальных групп, к которым он принадлежит, и выступающий как субъект социальной жизни, должен рассматриваться как личность. Однако уровень развития личности может быть различным.

Для характеристики личности используется понятие «социальная структура личности», которая включает в себя следующие элементы: потребности, интересы, ценностные ориентации, мотивы.

Потребности. С точки зрения многих социологов, потребность – это нужда в чем-то. Потребность указывает на противоречие между имеющимся и необходимым.

Американский социолог А. Маслоу предложил иерархию человеческих потребностей, которая состоит из пяти уровней:

Физиологические потребности (потребность в пище, одежде, жилье, продолжении рода, отдыхе, сне и т.д.)

Потребности безопасности и стабильности жизни (потребности в самосохранении, в безопасности существования, в защите, в гарантированной занятости, уверенности в завтрашнем дне и т.д.).

Социальные потребности или потребности в принадлежности и любви (потребности в принадлежности к коллективу, в общении, привязанности, поддержке, духовной близости, дружбе, любви и т.д.).

Потребности престижа (потребность в приобретении авторитета, компетентности, в уважении и самоуважении, признании и высокой оценке, служебном росте и т.д.).

Духовные потребности (потребность в реализации своих потенциальных возможностей, потребности личного совершенствования, личного роста, самовыражения через творчество, и т.д.).

Первые две группы потребностей Маслоу считает первичными и врожденными, три остальные – приобретенными. Потребность каждого нового уровня не может превратиться в актуальную, если не удовлетворена предыдущая. Таким образом, Маслоу при помощи идеи о возвышении человеческих потребностей пытается проследить переход человека от биологического состояния к социальному.

Ключевым моментом в концепции иерархии потребностей Маслоу является то, что потребности никогда не бывают удовлетворены по принципу «все или ничего». Маслоу сделал предположение, согласно которому средний человек удовлетворяет свои нужды приблизительно в таком соотношении: 85% – физиологические, 70% – безопасность и защита, 50% – любовь и принадлежность, 40% – самоуважение и 10% – самоактуализация.

Следующий компонент личности интерес. Интерес – это направленность индивида на значимые для него объекты, связанные с его потребностями. Т.е., это заинтересованность чем-то или кем-то, кто может удовлетворить определенные потребности.

Потребности и интересы личности лежат в основе ее ценностного отношения к окружающему миру, в основе системы ее ценностей, ценностных ориентаций.

Ценности – объекты и идеи, которые значимы для индивида, но не связаны напрямую с удовлетворением его потребностей.

Люди выбирают те или иные ценности и этот выбор в социологии называется ценностными ориентациями. Ценностные ориентации личностиэто системно связанные ценностные представления о мире, реально определяющие поступки и действия человека.

Специфика социологического подхода к проблеме ценностей состоит в направленности на определение их роли как связующего звена между поведением личности, социальной группы и общества в целом. Ценность не всегда является предметом реально нужным, необходимым человеку. Индивид оценивает предмет, не соотнося его прямо и непосредственно со своими потребностями и интересами (которые он может и не вполне осознавать), пропуская через призму распространенных в данном обществе ценностных критериев, идеалов, готовых оценок, стереотипов обыденного сознания, представлений о должном, справедливом, прекрасном, полезном и т.д. Однако процесс формирования ценностного сознания это не односторонний процесс, личность критически относится к «готовым» ценностям, проверяет их на собственном жизненном опыте. Таким образом, ценностное сознание – это сложный, многомерный духовный феномен, в котором присутствуют как общераспространенные ценностные стереотипы, принятые нерефлексивно, на веру, так и ценностные представления, принятые и проверенные личным опытом, собственные оценки, собственные ценностные суждения.

Основными видами ценностей и, соответственно, ценностных ориентаций являются:

Материальные (например, одежда, машина, мобильный телефон) и духовные (например, доброта, идея справедливости);

Естественные (например, пища, отдых) и социальные (например, мода, престиж);

Реальные (те, что человек ценит на данный момент) и потенциальные (то, на что он может в принципе ориентироваться);

Ценности – цели (то, что человек хочет достичь, иметь, например, семью, высокий материальный достаток, престижную работу) и инструментальные ценности, или ценности-средства (те человеческие качества, которые уважаются, например, доброта, честность, практицизм, экономность и т.п.).

Центром системы ценностных ориентаций являются идеалы. Идеалыэто то, к чему стремится человек, выражение надлежащего в будущем. Идеалы могут существовать в персонифицированной форме, как представление об идеальном человеке.

Далее более подробно рассмотрим мотивы. Мотивыразумно объясненная причина поведения, осмысление действия, внутренняя реакция на внешнюю ситуацию (окружающую среду, стимулы). Внутренняя реакция основана на потребностях человека, его интересах, ценностных ориентациях. Т.е., если узнать мотивы человека, то можно понять его поведение. Тем не менее, одинаковое поведение, которое наблюдается у многих людей может быть вызвано разными мотивами. Например, одни люди учатся в университете, чтобы получить знание, вторые – чтобы не пойти служить в армию, третьи – чтобы весело провести время и отложить момент устройства на работу.

Мотивы, которые являются внутренними побудителями к действию, следует отличать от стимулов – внешних побудителей к действию. Так, обещание преподавателя выставить экзамен по рейтингу в случае активной работы на семинарских занятиях является стимулом. Этот стимул может повлиять на поведение студента в том случае, когда досрочная сдача экзамена является ценным, именно тогда стимул превратится в мотив. А если студент готовится к семинарским занятиям без внешних побуждений, то это является примером мотива.

Социальный статус и социальная роль. Типы личности. Изучение механизмов вхождения человека в общество осуществляется при помощи понятий: «социальный статус» и «социальная роль».

Социальный статус человека его позиция в социальной системе, связанная с принадлежностью к определенной социальной группе. Примерами социальных статусов является статус женщины, мужчины, студента, отца, пассажира, гражданина, президента и т.п. Поскольку мы принадлежим ко многим социальным группам, то, соответственно, мы имеем много статусов. Так, одновременно человек может быть студентом, мужчиной, гражданином Украины, русским по национальности, буддистом по вероисповеданию.

Социальный статус индивида характеризуется следующими моментами:

1. Определенными правами и обязанностями, закрепленными или незакрепленными в законах.

2. Объемом власти и авторитета.

3. Уровнем социального престижа и уважения в глазах общественности.

4. Объемом и ассортиментом потребляемых товаров и услуг.

5. Оценкой тех или иных событий общественной жизни.

С понятием статус связано понятие социальной роли. Роль отражает динамический аспект статуса – это деятельность по реализации определенных прав и обязанностей. Т.е., если человек имеет статус студента, сына, менеджера, пассажира, то его поведение на лекции, в семье, на работе, общественном транспорте будет разным.

Таким образом, социальная роль – ожидаемое типичное поведение человека, связанное с его социальным статусом.

Совокупность социальных ролей, которые отвечают определенному статусу, называется ролевым набором. Так, статус студента предусматривает выполнение им функций слушателя в аудитории, исполнителя лабораторных работ, старосты, практиканта и т.п.

Выделяют несколько видов социальных статусов:

Предписанные, которые не зависят от собственных усилий человека (например, статус женщины, подростка, украинца);

Достигнутые (приобретенные), которые получены благодаря личным усилиям данного индивида (например, студент, президент, отец).

В статусном наборе можно выделить главный (интегральный) статус – это статус, определяющий положение человека в обществе в целом, наиболее характерный для данного человека, с которым его идентифицируют окружающие (например, Президент Украины, директор).

Поскольку человек одновременно может выполнять несколько ролей, то могут возникать так называемые ролевые напряжения и ролевые конфликты.

Ролевое напряжение – это противоречие между представлениями человека относительно выполнения какой-то роли и условиями, в которых ему приходится эту роль выполнять, или когда личность должна исполнять роль, которая не отвечает ни ее интересам, ни внутренним установкам. Например, студент стремится подготовить реферат, но библиотеку закрыли на ремонт, или человека заставляют голосовать на выборах, но он этого не хочет.

Ролевые конфликты могут быть межличностными и внутриличностными.

Межличностные конфликты имеют место тогда, когда возникают противоречия между людьми не как индивидуальностями, а как представителями определенных ролей. Например, Иванов и Петров могут конфликтовать не потому, что они не нравятся друг другу, а потому что один из них милиционер, а второй – преступник.

Внутриличностные конфликты – это противоречия внутри одной личности. Эти противоречия могут быть вызваны необходимостью одновременно выполнять несколько ролей (межролевые конфликты), так и отвечать различным требованиям, связанным с одной и той же ролью (внутриролевые конфликты).

Межролевые конфликты возникают тогда, когда две или больше социальных ролей, которые выполняет один человек, содержат в себе несовместимые обязанности. Примером такого конфликта может рассматриваться ситуация, когда роли студента, отца и работника фирмы выполняет одна личность. Эти роли могут требовать от личности быть одновременно на работе, дома и в институте, или выполнять столько задач, что на них не хватает времени.

Внутриролевые конфликты состоят в противоречивых требованиях, которые выдвигаются к носителям одной роли разными социальными группами. Например, студент должен выбирать, к какому предмету ему готовиться, прийти к декану, который его вызывает, или на лекцию, которая проводится в настоящее время по расписанию.

Существует несколько способов разрешения ролевых конфликтов и снятия ролевых напряжений:

Выбор главной роли (человек взвешивает важность каждой роли, которые ему необходимо выполнять одновременно).

Разделение ролей (человек четко разделяет место выполнения разных ролей: например, отца в семье и надзирателя в тюрьме).

Рационализация (человек скрывает сам от себя реальность ролевого конфликта или напряжения путем бессознательного поиска неприятных сторон желаемой, но недостижимой роли).

Регулирование ролей (человек перекладывает ответственность за некачественно сыгранную роль на других).

Как уже отмечалось выше, социологию интересует социально-типичное в личности. Выделяют следующие типы личностей:

1. Идеальный – тип личности, который выступает идеалом для членов данного общества, к которому они стремятся в будущем.

2. Базисный (нормативный) – тип личности, который объективно необходим для оптимального развития данного общества.

3. Модальный (реальный) – тип личности, который преобладает в данном обществе (средний украинец, истинно русский). Он обнаруживается при помощи социологических исследований.

Идеальный, модальный и базисный типы личностей могут совпадать или нет.

Если проанализировать историю украинского общества в ХХ-ХХI столетиях, то можно выделить следующие модальные типы личности:

Личность, «растворенная» в обществе, не выделяется из системы традиционных общественных связей, она усвоила коллективистскую идеологию, в рамках которой отдельный человек – лишь функционально определенный элемент общественной системы. Этот тип личности доминировал в СССР до периода застоя.

Личность, отчужденная от общества, соответствует периоду распада тоталитарной идеологии и характеризуется двойной системой ценностей (для внешнего и внутреннего использования).

Амбивалентная личность, сознание которой состоит из двух частейдемократических ценностей, с одной стороны, и тоталитарных ориентаций – с другой. Этот тип становится доминирующим с момента возникновения независимого украинского государства

Можно выделить 3 разновидности амбивалентного типа:

Конформно-амбивалентный – характеризуется некритическим принятием различных социально-политических альтернатив, поддержкой решений, лидеров и организаций, которые взаимно исключают друг друга;

Нигилистски-амбивалентный – отрицает любые альтернативы общественного развития, негативно относится к любым организационным политическим силам;

Мозаично-амбивалентный – характеризуется противоречивым объединением элементов демократического сознания, которое формируется, и тоталитарных структур, которые разрушаются.

Если конформно-амбивалентный тип приводит общество к авторитарной форме правления, нигилистически-амбивалентный – к бунту, то мозаичное сознание кажется наиболее гибким, способным к восприятию демократических норм.

Социализация личности. Социализация представляет собой процесс развития в человеке его социальной природы. Социализация – это процесс усвоения индивидом на протяжении жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит. Благодаря процессам социализации формируется и развивается личность.

По мнению многих социологов, способность к социализации содержится в самом человеке, при этом сама социализация понимается как усвоение накопленного в обществе опыта. В процессе социализации индивид усваивает нормы, ценности, знания, умения. В результате социализации человек приобретает качества, которые разрешают ему действовать в определенных условиях места и времени. Социализация является активным двусторонним процессом, т.е. человек не просто пассивно приобретает определенные черты, но и влияет на окружающую среду.

В настоящей момент, как в западной, так и в отечественной социологии принято выделять два основных этапа социализации:

Первичная социализация – это усвоение ребенком базового набора ролей, формирование социальных установок, усвоение основных духовных ценностей, норм поведения для нормального функционирования в обществе. На стадии первичной социализации мы учимся пользоваться столовыми приборами, ездить в общественном транспорте, приветствовать знакомых, отмечать праздники, уважать старших, общаться с ровесниками и т.п.

Вторичная социализация – это усвоение дополнительных социальных ролей в процессе жизни. Как правило, на этапе вторичной социализации происходит усвоение профессиональных ролей, роли жены или мужа, роли избирателя или политического деятеля и т.п.

На каждом из этапов социализация включает ряд моментов, которые называют структурой социализации:

Адаптация – приспособление к новым условиям.

Интериоризация – усвоение ценностей, норм, знаний нового окружения, включение их в свой внутренний мир.

Экстериоризация – реализация усвоенных норм, ценностей, образцов поведения. Экстериоризация может дополняться социальной активностью, т.е. продуцирования новых норм и ценностей.

Основными агентами социализации (теми, кто оказывает содействие социализации человека) являются семья, группы ровесников, институт образования (прежде всего детский садик и школа), средства массовой коммуникации (телевидение, книги, интернет), религиозные институты (церковь). На этапе вторичной социализации к ним подключаются различные организации и учреждения (трудовые коллективы, политические партии, общественные объединения).

Как же происходит формирование личности? Для ответа на этот вопрос обратимся к теории Джорджа Герберта Мида. Дж. Мид полагает, что человеческое «Я» формируется в процессе взаимодействия с другими индивидами. Процесс формирования личности проходит четыре стадии:

Имитация. На этой стадии дети копируют поведение взрослых, не понимая его. Например, ребенок ходит по квартире с палкой и при этом воображает, что у него в руке пылесос.

Игровая стадия. С 4-х – 5-ти лет дети начинают проигрывать роли (воспитательницы, врача, милиционера и пр.). Ролевое поведение становится собранным и целенаправленным, появляется способность ощущать роли других людей, например роли партнеров. При этом они меняют интонацию, принимают позы, которые им доводилось видеть у взрослых носителей данной роли. Обмениваясь ролями в процессе игры, дети постепенно осмысливают себя как отдельных действующих лиц – как «меня». По мнению Дж. Г Мида, человеческое «Я» состоит из «Я-сам» и «Я-меня». «Я-сам» – это несоциализированный ребенок, набор спонтанных стремлений и желаний. «Я-меня» – это «Я» – социальное, это видение того, что собой представляет человек, созданное на основе мнений значимых других (родственников, друзей).

Стадия коллективных игр. С 8-ми – 9-ти лет дети начинают принимать участие в организованных играх, основанных на четких правилах, понятии справедливости и равного участия (футбол, баскетбол). На этой стадии ребенок учится оценивать свое поведение с точки зрения не конкретных людей, а «обобщенного другого» – так Мид называет общие ценности и моральные нормы, которые выступают основой культуры.

Ориентация на «обобщенного другого», усвоение норм взаимодействия в широком круге ситуаций (а не только в игре), с разными людьми, т.е. общих правил поведения в данном обществе.


4. Социальный контроль и отклоняющееся поведение


Социальный контроль и социальные нормы. Общество представляет собой исторически сложившуюся совокупность отношений между людьми. Эти отношения (взаимодействия) в значительной степени носят стихийный характер, но при этом не являются хаотичными, беспорядочными. В процессе исторического развития в социуме объективно возникают регуляторы поведения, деятельности, социальных связей и отношений, вследствие чего общество существует и развивается как целостная система. Важную роль в поддержании целостности общества играет механизм социального контроля. Ни одно общество не может обойтись без социального контроля. Даже небольшой группе людей, случайно собравшихся вместе, придется выработать собственные механизмы контроля, дабы не распасться в самые кратчайшие сроки.

Социальный контроль по отношению к обществу выполняет:

– охранительную функцию;

– стабилизирующую функцию.

Социальный контроль представляет собой особый механизм поддержания общественного порядка с помощью использования властных полномочий и включает такие элементы:

Социальные ценности.

Социальные нормы.

Санкции.

Власть.

1. Социальные ценности являются принципиальными, фундаментальными ориентирами общественной жизни. Они осуществляют самую общую, стратегическую регуляцию поведения людей и социальных групп. Ценности – это общепринятые убеждения относительно целей, к которым должен стремиться человек.

2. Социальные нормы представляют собой общезначимые правила поведения, санкционируемые обществом или социальной группой. Социальные нормы – это перевод на язык предписаний того, что ценится обществом. Социальные нормы имеют общий характер, регулируют типичные ситуации и рассчитаны на многократное применение. Система социальных норм призвана обеспечить общественный порядок.

Виды социальных норм.

По способу создания и средствам охраны их требований от нарушений:

нормы права – это общеобязательные правила поведения, которые устанавливаются или санкционируются (признаются) государством и охраняются его принудительной силой;

нормы морали – правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с моральными представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве и охраняются силой общественного мнения или внутренним убеждением;

нормы религии регулируют отношения между верующими людьми, их участие в отправлении культов, порядок богослужения и т.д. Они содержатся в религиозных книгах (Ветхий Завет, Новый Завет, Коран, Талмуд, религиозные книги буддистов и др.). Охрана и защита этих социальных норм осуществляется самими верующими;

нормы обычаев – это правила поведения, сложившиеся в обществе при определенных условиях и в результате их многократного повторения, вошедшие в привычку людей. Особенность этих норм поведения состоит в том, что они исполняются в силу привычки, ставшей естественной жизненной потребностью человека;

нормы традиций – это правила поведения, выступающие в виде наиболее общих и стабильных направлений деятельности человека, связанные с определенным духовным складом личности, ее мировоззрением (например, семейные, профессиональные, военные, национальные и другие традиции). Традиции соблюдаются в силу общественного принуждения;

нормы ритуалов представляют собой такую разновидность социальных норм, которая определяет правила поведения людей при совершении обрядов и охраняется мерами морального воздействия. Ритуальные нормы широко используются при проведении национальных праздников, бракосочетаний, официальных встреч государственных и общественных деятелей и официальных приемов (банкетов).

организационные нормы (корпоративные) представляют собой правила поведения, содержащиеся в уставах, программах и других документах компаний, предприятий, партий, профсоюзов, общественных объединений и т.д. Эти нормы обязательны только для членов данных общественных формирований и охраняются с помощью мер общественного воздействия, предусмотренных в их уставных документах.

По содержанию выделяют: политические, трудовые, семейные, эстетические, экономические нормы, нормы культуры и др.

По степени устойчивости и масштабам применения:

нормы, которые действуют постоянно и повсеместно;

нормы, которые зависят от ситуации.

По выполняемым функциям:

нормы, которые выполняют функцию стандартов поведения (обязанности, правила);

нормы, которые выполняют функцию ожиданий поведения (реакция других людей).

3. Социальные санкции – наказания или поощрения, которые способствуют соблюдению норм. Санкции приобретают легитимность на основе норм. Санкции с ценностями ответственны за то, почему люди стремятся выполнять нормы. Таким образом, нормы защищены с двух сторон – со стороны ценностей и со стороны санкций.

Выделяют 4 типа санкций:

Формальные позитивные санкции – публичное одобрение со стороны официальных организаций (правительства, учреждения, творческого союза): правительственные награды, государственные премии и стипендии, пожалованные титулы, ученые степени и звания, установление памятника, вручение почетных грамот, допуск к высоким должностям и почетным функциям (например, избрание председателем правления) и т.д.

Неформальные позитивные санкции – публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций: дружеская похвала, комплименты, молчаливое признание, доброжелательное расположение, аплодисменты, слава, почет, лестные отзывы, признание лидерских или экспертных качеств, улыбка и т.д.

Формальные негативные санкции – наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, административными инструкциями, предписаниями, распоряжениями: лишение гражданских прав, тюремное заключение, арест, увольнение, штраф, конфискация имущества, понижение в должности, разжалование, низложение с престола, смертная казнь, отлучение от церкви и т.д.

Неформальные негативные санкции – наказания, не предусмотренные официальными инстанциями: порицание, замечание, насмешка, злая шутка, нелестная кличка, пренебрежение, отказ подать руку или поддерживать отношения, распускание слуха, клевета, недоброжелательный отзыв, жалоба, разоблачительная статья и т.д.

От способа применения санкций зависит форма контроля:

самоконтроль – применение санкций совершается самим человеком, не требует присутствия посторонних лиц и направлено на себя;

внешний контроль – применение санкций требует присутствия посторонних лиц.

4. Власть – это способность достигать желаемых результатов вопреки сопротивлению других.

Власть включает в себя следующие элементы:

право истолковывать события и выдвигать цели развития;

особые позиции в распределении ресурсов;

контроль за доступом к информации как особому ресурсу;

возможность диктовать правила деятельности, запрещать те или иные ее виды;

способность оказывать личное влияние на людей.

Власть реализуется путем:

прямого насилия;

экономического принуждения;

легитимного господства посредством утверждения авторитета.

Авторитет может основываться на личных качествах (харизматическая власть), силе закона (власть права), обычаях (традиционная власть).

Понятие и виды отклоняющегося поведения. В большинстве случаев члены общества следуют как официально установленным, так и фактически сложившимся социальным нормам, что в немалой степени сохраняет его как систему. В зависимости от внутренних мотивов можно выделить два варианта нормативного поведения:

когда человек следует определенным социальным нормам, не задумываясь над тем, верны ли они, то такое поведение принято называть конформизмом, который предполагает пассивное принятие существующего порядка, отсутствие собственной позиции, некритическое следование любому образцу;

если индивид следует нормам с целью привести свое поведение в соответствие с требованиями более высокого авторитета (Бог, общественность, родители, начальник), то это определяется как подчинение.

С точки зрения внешней оценки оба типа поведения можно назвать нормативным, или конформным, поведением. В данном случае индивид «корпоративен», т.е. является «игроком команды». Нормативное поведение отражает эффективность процесса социализации в отношении доминирующих стандартов культуры.

Вместе с тем в обществе также имеет место неприятие и неисполнение социальных норм. Такое поведение индивидов или социальных групп определяется как некомформное, или ненормативное. Оно может носить позитивный характер, способствовать установлению в обществе более прогрессивных норм поведения, деятельности (искусство, научно-техническое и социальное творчество), или иметь патологический, негативный, дисфункциональный характер, что ведет к разрушению прогрессивных тенденций. Такое поведение, деятельность индивидов и социальных групп и принято называть собственно девиантным (отклоняющимся) поведением.

Девиантное (отклоняющееся) поведение (франц. deviation от лат. deviare – сбиваться с пути) – поступок, деятельность субъекта, не соответствующий официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам, стереотипам, образцам.

Выделяют девиантность в широком и узком значениях этого слова.

В широком смысле термин «девиантность» подразумевает любое отклонение от принятых в обществе социальных норм, начиная с самых незначительных, например, нарушения пропускного режима в учреждении, и кончая самыми серьезными типа убийства.

В узком значении девиантность обозначает проступки, которые не одобряются общественным мнением, не являются противоправными, не подпадают под статью Уголовного кодекса (например, более высокая зарплата жены окружающим может показаться ненормальным явлением, так как муж испокон веку считался главным источником семейных доходов). Для более серьезных форм нарушения специалисты применяют другие термины, а именно делинквентность и преступность (криминальное поведение).

Делинквентное поведение – совокупность поступков, которые не одобряются законом, но не наказуемо с точки зрения Уголовного кодекса. Прежде всего, это административные правонарушения: мелкое хулиганство, незначительное хищение продуктов в магазине со стороны покупателя, переход улицы или курение в неположенном месте и др.

Преступное поведение – это уголовно наказуемое поведение. Например, драка с нанесением тяжких телесных повреждений, убийство и др.

Характерная черта девиантного поведения – культурный релятивизм. Это означает, что социальная норма, принятая либо обществом, либо законодательством, – явление сугубо относительное. Один и тот же поступок может считаться в одном обществе нормальным, в другом – рассматриваться как социальная патология. Например, в первобытное время каннибализм, убийство стариков и детей, кровосмешение считались нормальным явлением, вызванным экономическими причинами (дефицит продуктов питания) либо социальным устройством (разрешение брака между родственниками), но в современном обществе это считается девиантным, а в некоторых случаях и криминальным поведением.

Основные виды девиации (в широком смысле слова).

Культурная и психологическая девиация.

Культурная девиация – это поведение, отклоняющееся от норм культуры. Это поведение изучается социологами. Психологическая девиация – отклонения в личностной организации: психотики, невротики, параноики и пр. Эти отклонения изучаются психологами. Эти два вида девиации часто пересекаются: культурная девиация может являться следствием личностных патологий. Радикальное политическое поведение часто рассматривается как выход эмоциональной воинственности. Проституция часто объясняется как результат недостатка эмоциональной близости и поддержки в детстве, когда девочка имела ограниченные возможности формирования безопасной личности. Однако личностные психопатологии являются не единственной причиной появления культурной девиации. Причинами последней могут также выступать социальные предпосылки, которые будут рассмотрены далее.

Индивидуальная и групповая девиация.

Подросток, выросший в интеллигентной семье, который становится наркоманом, тем самым демонстрирует индивидуальную девиацию. В сложном обществе может существовать множество девиантных субкультур, нормы которых противоречат общим моральным нормам. Дети, выросшие в семьях алкоголиков, которые впоследствии становятся частью группы бездомных, где токсикомания является обыденным явлением, демонстрируют групповую девиацию. Употребление токсических веществ в этой группе детей является не протестом против норм субкультуры, а механизмом обретения статуса внутри группы. Таким образом, существует два чистых типа девиантов: 1) индивидуальные девианты отрицают нормы, которые их окружают, 2) групповые девианты являются конформистами в рамках девиантных групп.

Первичная и вторичная девиация.

Первичная девиация – девиантное поведение индивида, который является конформистом во всех остальных своих проявлениях. Данный человек не рассматривается в качестве девианта ни сам, ни другими, его воспринимают как несколько эксцентричного. Вторичная девиация – девиация, которая следует после публичной идентификации человека как девианта. Часто единичного девиантного поступка (гомосексуальный половой акт, употребление наркотиков, воровство и пр.) или даже подозрения в совершении такого поступка бывает достаточно, чтобы на человека навесили «ярлык» девианта. Этот процесс навешивания ярлыка имеет крайне важное значение. Человек, совершающий первичную девиацию, в целом поддерживает систему социальных норм и поддается социальному влиянию. После «клеймения» девиантом, человек изолируется, примыкает к группе себе подобных и исключается из общества. Девиация становится центральным местом его жизненной организации.


Позитивная и негативная девиация.

Позитивная девиация – отклонения от норм, которые поощряются в данном обществе. Гений, герой, духовный лидер – позитивные девианты. Хотя позитивная девиация имеет место в любом обществе, наибольшее внимание социологов привлекает к себе девиация негативная. Негативная девиация – поведение, которое осуждается обществом и влечет за собой наказания. Преступники, наркоманы, алкоголики, проститутки – негативные девианты.

3. Теории, объясняющие причины возникновения девиации. Пристальное внимание ученых вызывает вопрос о причинах возникновения девиантного поведения. Существуют три основных подхода, объясняющих причины возникновения девиаций:

биологический подход;

психологический подход;

социологический подход.

1. Биологический подход. Его сторонниками были Ч. Ломброзо и У. Шелдон. суть этого подхода в том, что девиантное, в частности преступное поведение, обусловлено определенными физическими чертами. Например, выступающая нижняя челюсть, сплющенный нос, редкая борода, пониженная чувствительность к боли (Ч. Ломброзо), или мезоморфность, т.е., строение тела, которое отличается силой и стройностью (У. Шелдон). В последние годы девиантность в русле данного подхода объясняется аномалиями половых хромосом (наличие дополнительной хромосомы У).

Биологические особенности организма, безусловно, влияют на поведение человека (рост, внешность, наличие физических недостатков). Нельзя сбрасывать со счетов и генетическую предрасположенность некоторых людей к девиантному поведению, однако не следует абсолютизировать данный подход, тем более что значительная часть преступлений вызвана не биологическими, а социальными причинами (например, «вынужденная» или корыстная преступность).

2. Психологический подход – причину возникновения девиации видит в психологических конфликтах, проблемах и травмах, особенно пережитых в детстве. Его основоположником считается 3. Фрейд. Девиантное поведение, по З. Фрейду, возникает в результате конфликта между Ego и Id или Superego и Id. Например, преступления возникают в том случае, когда Superego – цивилизованный самоконтроль индивида – не может совладать с примитивными, деструктивными, жестокими импульсами Id. Различные импульсы могут подавляться, тем самым переходить в бессознательные пласты психики.

Видимо, следует согласиться с тем мнением, что с помощью анализа какой-то одной психологической черты, конфликта или комплекса нельзя объяснить сущность (уровень) преступности или любого другого вида девиации. Более вероятно, что и биологическая, и психологическая предрасположенность к девиантному поведению в некоторых случаях, соединяясь с определенными социальными условиями, дают соответствующий результат.

Социологический подход – объясняет возникновение девиации через поиск социальных и культурных факторов, влияющих на людей.

Теория аномии (разрегулированности, «безнормия») Э. Дюркгеймадевиация, в частности самоубийства, происходят вследствие нарушения или отсутствия ясных социальных норм. Нормы управляют поведением людей, они знают, чего ожидать от других и чего ждут от них. Однако во время кризисов или радикальных социальных перемен, например, в связи со спадом деловой активности и безудержной инфляцией, люди испытывают состояние запутанности и дезориентации. Статистические данные свидетельствуют, что во время неожиданных спадов и подъемов уровень самоубийств становится выше обычного. Дюркгейм считал, что неожиданные упадок и процветание связаны с нарушением «коллективного порядка». Социальные нормы разрушаются, люди теряют ориентиры – все это способствует девиантному поведению.

Теория аномии Р. Мертона. По его мнению, девиантное поведение обусловлено аномией как рассогласованием между провозглашенными данной культурой целями и социально одобряемыми средствами их достижения. В рамках своей концепции Мертон разработал типологию девиантных поступков (см. таблицу).


Типология поступков (по Р. Мертону)

Способ адаптации Социально одобряемые цели

Социально

одобряемые средства

Примеры
Конформизм + + финансовый успех, получаемый законными средствами
Инновация + _ финансовый успех, получаемый незаконными средствами
Ритуализм + бюрократ
Ретритизм (бегство от действительности) монахи, отшельники, бродяги, наркоманы, пропойцы
Бунт – /+ – /+ реформаторы, революционеры

В системе Мертона конформизм предполагает согласие и с целями общества, и со средствами их достижения. Например, общепризнанным мерилом успеха в американском обществе (а в последнее время также и в украинском) считается достижение богатства. Социально одобряемые средства достижения этой цели подразумевают такие традиционные методы, как получение хорошего образования, поступление на работу и построение карьеры. Но далеко не все люди могут получить хорошее образование, лучшие фирмы принимают на работу достаточно ограниченное количество специалистов. Когда люди сталкиваются с невозможностью достичь финансового успеха социально одобряемыми средствами, они могут прибегнуть к незаконным способам.

Инновация предполагает согласие с целями общества, но отрицает социально одобряемые средства их достижения. Примерами инновации являются шантаж, ограбления, растрата чужих денег, мошенничество и пр. Данный вид девиантного поведения возникает в том случае, когда индивид сталкивается с ограниченным доступом к ресурсам, с одной стороны, и сильным желанием выглядеть успешным в глазах общества – с другой.

Ритуализм предполагает игнорирование целей данной культуры, но согласие (порой доведенное до абсурда) использовать социально одобряемые средства. Примером может выступать бюрократ, фанатично преданный своему делу, который тщательно заполняет бланки, проверяет их соответствие всем инструкциям, регулярно подшивает их к делу и т.д., но не осознает, для чего все это делается.

Ретритизм предполагает отрицание, как целей данного общества, так и средств достижения этих целей. Другими словами, человек дистанцируется от общества. К этой разновидности девиации можно отнести монахов, отшельников, с одной стороны, и наркоманов, алкоголиков и самоубийц – с другой.

Бунт также выражается в отрицании и целей общества, и средств их достижения. Но в отличие от ретритистов, бунтовщики не отходят от общества, а пытаются предложить ему новые цели и новые средства их достижения. К этому виду девиантов можно отнести реформаторов и революционеров.

Культурологические теории акцентируют внимание на анализе культурных ценностей. С точки зрения этих теорий, девиация имеет место тогда, когда индивид идентифицирует себя с субкультурой, нормы которой противоречат нормам доминирующей культуры. Идентификация с субкультурой происходит в ходе общения с носителями этой культуры. Важную роль играют не контакты с безличными организациями или институтами (законодательными органами, церковью и т.д.), а повседневное общение – в школе, дома, «на улице». На интенсивность усвоения человеком девиантных ценностей оказывают влияние частота контактов с девиантами, а также их количество и продолжительность. Важную роль играет и возраст: чем человек моложе, тем с большей готовностью он усваивает образцы поведения, навязываемые другими.

Рассмотренные теории основаны, главным образом, на анализе социальных и культурных факторов, способствующих девиации. Последующий ряд социологических теорий основное внимание обращают на тех, кто оценивает человека с точки зрения девиации, каким образом формируется отношение к людям как к девиантам, а также на то, как обращаются с индивидом, которому приклеен ярлык девианта.

Теория стигмации (клеймения). Основным положением здесь является тезис, согласно которому девиантность не является свойством, внутренне присущим какому-либо социальному поведению, а предстает следствием социальной оценки (стигматизации) определенного поведения как девиантного. Девиация объясняется способностью влиятельных групп общества навязывать другим слоям определенные стандарты, ставить клеймо девиантов на поведении менее защищенных групп. С человеком могут обращаться так, как будто он нарушил правило, даже если он этого не делал, только потому, что другие утверждают, что он это сделал. Так, поступали с неграми в Америке. Они подвергались преследованию и иногда линчеванию по ложным обвинениям в изнасиловании белых женщин. Во время крестового похода против алкоголизма – сухого закона – создавалась новая система правил и новые девианты.

Анализ причин девиантного поведения направлен в данном случае на изучение процессов, явлений и факторов, определяющих или влияющих на приписывание статуса девиантности поведения и статуса девианта индивидам, т.е., исследованием того, каким образом формируется отношение к людям как к девиантам.

Конфликтологический подход. Данная теория не интересуется, почему люди нарушают законы, а занимается анализом сущности самой законодательной системы. С данной точки зрения, законы и деятельность правоохранительных органов – это орудие, которое правящие классы, владеющие средствами производства, используют против тех, кто лишен их. Более того, сторонники этой теории рассматривают девиантов не как нарушителей общепринятых правил, а скорее как бунтарей, выступающих против капиталистического общества, которое стремится «изолировать и поместить в психиатрические больницы, тюрьмы и колонии для несовершеннолетних множество своих членов, якобы нуждающихся в контроле».

Новейшие теории намного более критичны существующему социальному устройству, они доказывают необходимость исправления не отдельных людей, а всего общества.

Рефетека ру refoteka@gmail.com