Рефетека.ру / Социология

Шпаргалка: Основные понятия социологии

Понятие и сущность социологии


Социология в общем виде - наука об обществе. С древности на протяжении многих веков социологические проблемы ставились философией. Термин социология появился в 19 веке, его ввел в употребление Огюст Конт, подразумевая под социологией самостоятельную науку, построенную по образцу естественных наук.

Появление этого термина ознаменовало новый период в развитии знаний об обществе. С этого времени чаще стали проводится социологические исследования по мере развития методов сбора социологических исследований и количественной обработки. Соц. исследования стали охватывать новые области общественной жизни – политику, культуру, право и т.д. постепенно социологии сформировалось более 40 предметных областей: социологии города, деревни, возраста, науки, возраста, средств массовой коммуникации, труда и т.д.

Социология – это наука о законах функционирования и развития общества, как целостной соц. системы, соц. структуре, связях и отношениях, процессах институтов поведения людей. Социология изучает законы функционирования и развития социальных систем, также изучает более частные законы отдельных соц. сфер. Социология изучает закономерное, повторяющее, устойчивое, то, что не зависит от сознания людей, объективную социальную реальность. Социология не может не изучать личность человека в группе, в обществе, изучает соц. поведения.


Возникновение социологии как науки


Социология как самостоятельная наука начинает формироваться в I четверти 19 века. Предпосылки возникновения социологии: 1. Европейское общество начало переход от феодального общества к индустриальному. 2. Теоретическая предпосылка. Развитие естествознания, учение о клетке, развивается философия, учение Дарвина.

Одним из первых пришел к идее о создании социологии французский философ Огюст Конт. В 1842 г. в работе "Курс позитивной философии" он обосновал свое мнение о необходимости появления новой науки об обществе, которую назвал "социология". О.Конт считается основоположником социологии.

Основа социологической теории М. Вебера – это концепция социального действия. Его интересовало действие, включающее мыслительные процессы и осуществляющее посредничество между стимулом и реакцией: действие имеет смысл в том случае, когда индивиды субъективно осмысливают свои поступки.


Развитие социологии в России


Основные направления русской социологии: географическое, субъективистское, психологическое, диалектико-материалистическое, неопозитивистское.

Географическое направление было представлено Мечниковым, Соловьёвым, Ключевским. Мечников объяснял неравномерность общественного развития изменением значения одних и тех же географических условий, прежде всего водных ресурсов и путей сообщения, выделял три периода в истории цивилизации

Субъективистское направление возникло в конце 60-х гг. XIX века и существовало до начала XX века. Лавров пытался найти истоки общественности в животном мире, понять специфику именно человеческого общества, проследить разные состояния социокультурной эволюции, начиная с первобытных форм и кончая цивилизованными формами, включающими великие цивилизации древнего мира, культуру античности, средневековья и нового времени. Михайловский доказывал несостоятельность аналогий и параллелей между обществом и организмом. Считал, что история управляется постоянными законами.

Психологическое направление - Петражицкий, социология, по его мнению, должна изучать именно человеческое участие в различных процессах общественной жизни, т.е. психическую деятельность индивидуального характера.

Плеханова развил материалистическое понимание истории, разработал вопрос о соотношении роли личности и народных масс в истории. Ленин показал материалистическое понимание закономерностей развития общества, роль народных масс, классов и личности в истории, рассмотрел такие категории марксистской теории общества, как «общественная формация», «способ производства».

Сорокин представитель неопозитивистского направления в социологии, вклад в понимание предмета, структуры и роли социологии; механизма и путей социального развития; социальной структуры общества и социальных перемещений; социокультурной динамики.


Объект, предмет и методы исследования социологии


Объект науки – избранный элемент реальности, который обладает очевидными границами и проявляет относительную автономность существования. Объектами социологии являются: глобальное мировое сообщество, традиционное (национальное) общество, микросообщество (социальная группа, семья), отдельная личность.

Предмет науки – логическое описание объекта, избирательность которого определяется предпочтениями исследователя в выборе аспекта. Предмет социологии - познание совместных форм человеческой жизнедеятельности или социальных организаций.

Методы социологии – правила социального познания, технологические принципы изучения объекта или его предметных областей. Важнейший метод научной социологии: подход к любому социальному явлению как к элементу общества и через само общество, рассмотрение его как части функционирующей и развивающейся системы. Методы, которые используют социологи: субъективный, объективный, статический анализ, нормативный, сравнительный, исторический, метод научного анализа и верификации.


Основные функции социологии


1. Познавательная – прирост новых знаний о различных сферах жизни, раскрытие закономерностей и перспектив развития общества. Выполнению этой функции служат как фундамент так и эмпирическое исследование.

2.Прикладная – социальные исследования дают информацию для осуществления социального контроля над процессами, происходящими в обществе. Без этой информации возрастает возможность появления кризиса, конфликтов, социальных напряженностей.

3.Контролирующая – политические партии и власть используют возможности социологии для проведения целенаправленной политики во всех сферах общественной деятельности.

4.Прогностическая – разрабатывает прогнозы предстоящего развития процессов, вырабатывает и научно обосновывает прогнозы о тенденциях развитиях социологических процессах.

5.Идеологическая – результаты исследования могут быть использованы в интересах каких-либо социальных групп для достижения ими своих целей, а так же для формирования определенных стереотипов поведения, создания системы ценностей и предпочтения в обществе.

6.Гуманистическая – проведение социальных исследований, доведение их результатов до общественности, могут служить улучшением взаимопонимания и взаимоотношений между людьми, группами, могут способствовать совершенствованию общественных отношений, развитию общества.

7.Планирования – управление развитием различных сфер общественной жизни. Это может быть планирование жизни городов, деятельности организаций, коллективов, жизни отдельных регионов, стран и др.


Место социологии в системе общественных наук


Социология как наука граничит со многими науками:

Социология и философия. Философия по отношению к социологии является обобщенной наукой и методологической, социология более конкретная, более узкая, более приземленная. Философия изучает общественное бытие, а социология только общество, социология не ищет смысла жизни.

Социология и история. История изучает общество в пространстве и во времени, изучает общество преимущественно здесь и теперь, старается понять общую логику соц. движения.

Социология и психология. Психология изучает индивидуальность личности (темперамент, характер и др.). А социология изучает личность в обществе.

Социология и политология. Политология одна из наук, которая специализируется на отдельных отраслях. Социология изучает общество целиком.


Виды социологических исследований


Социологическое исследование - исследование социальных объектов, отношений, процессов, направленное на получение новой информации и выявление закономерностей общественной жизни на основе теорий, методов и процедур, принятых в социологии.

Виды исследований:

1) разведывательное (пилотажное) – предварительное обследование определенного процесса или явления, охватывающее небольшую совокупность и упрощенное по используемому инструментарию;

2) описательное – более сложный вид исследования, позволяющий составить относительно целостное представление о социальном явлении или процессе и использующий, как правило, несколько методов сбора данных;

3) аналитическое – самый сложный вид исследования, предполагающий не только изучение самого явления, но и его причины.


Методика социологических исследований


Этапы проведения социологического исследования:

1. Вычленение актуальной социальной проблемы, требующей, по мнению ученого, первоочередного социологического исследования.

2. Определение объекта (того, на что направлено внимание исследователя; в нашем случае – это пассажиры автобусов, троллейбусов и трамваев) и предмета исследования (свойств, характеристик объекта, подвергающихся непосредственному исследованию).

3. Постановка задач исследования: а) теоретических – изучение теории и методологии проблемы; б) прикладных – определение совокупности обстоятельств, проявлений, причин возникновения и развития данной проблемы.

4. Определение целей исследования, ориентированных на практическое разрешение данной проблемы.

5. Формулирование рабочей гипотезы – научного предположения, выдвинутого для объяснения сущности данной проблемы, которое должно либо подтвердиться, либо быть опровергнуто в результате исследования.

6. Выработка инструментария – совокупности методов, которые предполагается использовать в данном исследовании.

7. Сбор первичной информации с использованием соответствующего инструментария (проведение анкетирования, интервьюирования, наблюдения и т.д.).

8. Обработка полученного материала, как правило, с помощью соответствующих компьютерных программ и иных аналитических технологий.

9. Анализ обработанной информации. Если результаты исследования подтверждают первоначальную гипотезу, на ее основе формулируется соответствующая теория, если – нет, выдвигаются новые гипотезы и проводится повторное исследование с использованием другого инструментария, других методов обработки информации и т.д.


Программа социологического исследования


Программа СИ включает две части: методологическую и методическую.

1. а) формулировка и обоснование проблемы, б) указание цели, в) определение объекта и предмета СИ, г) логистический анализ основных понятий, входящих в предмет исследования, д) формулировка гипотез исследования.

2. а) определение обследуемой совокупности, б) характеристика исследуемых методов сбора первичной социологической информации, в) логическая структура инструментариев для сбора информации, г) схемы обработки материала СИ на ЭВМ.


Рабочий план социологического исследования


Рабочий план исследования - органическая часть программы. В плане должны отражаться этапы осуществления СИ. В этой связи научно-исследовательские и организационно-технические моменты могут быть сгруппированы в плане в отдельные блоки:

1. Наметить организационные меры по подготовке СИ: а) определить порядок обсуждения и утверждения программы и инструментария исследования, б) сформировать и подготовить группу по сбору первичной информации, в) провести пробное исследование и внести корректировку программы и инструментарий с учетом его результатов, г) размножить инструментарий в нужной количестве, д) подсчитать финансовые расходы путем составления смет и расчета материальных затрат на исследовательскую работу.

2. Определить срок начала исследования, выбор соответствующего места опроса, информирование респондентов о целях, задачах и практической значимости результатов СИ, порядок комплектации материалов исследования после проведения тех или иных процедур.

3. Предусмотреть порядок подготовки первичной информации к обработке, включая использование при возможности ЭВМ.

4. Предусмотреть работу по анализу результатов обработки полученных данных, подготовка текстов предварительного и окончательного ответов, выработка практических рекомендаций.


Виды и типы опроса


Опросы - незаменимый прием получения информации, является почти универсальным методом. Искусство использования этого метода состоит в том, чтобы знать, о чем именно спрашивать, как спрашивать, какие задавать вопросы и, наконец, убедиться в том, что можно верить полученным ответам. Существуют два приема опросных методов: интервью и анкетные опросы.

Виды опроса:

а) Степень охвата генеральной совокупности (индивидуальные, выборочные, сплошные),

б) Способ коммуникации между респондентом и социологом (анкетные, интервью, почтовые, телефонные, прессовые),

в) Степень формализации (свободные, формализованные),

г) Содержание социологической информации (о фактах, событиях, о поведении людей, о внутреннем мире людей, опросы индивидуумов ),

д) Тип респондентов (групповые (социометрические), экспертные).


Анкетирование


Анкетный опрос предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму ответов, причем они регистрируются респондентом либо наедине с самим собой (заочный опрос), либо в присутствии интервьюера (прямой опрос).

Анкетные опросы классифицируются по содержанию и конструкции задаваемых вопросов: открытые опросы, когда респонденты высказываются в свободной форме; закрытые опросы, когда в опросном листе (анкете) все варианты ответов заранее предусмотрены; полузакрытые анкеты комбинируют обе процедуры.


Классификация вопросов анкеты


Основные вопросы, сформулированные для получения необходимой информации о предмете исследования.

Контрольные вопросы, функциональное назначение которых состоит в проверке правдивости ответов на основные вопросы, уточнении получаемых сведений.

Закрытые вопросы - в анкете приводится несколько возможных вариантов ответов. Для ответа на закрытый вопрос респонденту необходимо отметить выбранный вариант ответа (поставить галочку, обвести кружком соответствующий ему номер или просто подчеркнуть вариант ответа).

Полузакрытые вопросы - если максимально не предусмотреть возможные варианты ответов. В конце списка ответов следует написать: "Что еще?" или "Другое…". , оставив для записи ответов место, две или три строки.

Открытые вопросы не содержат подсказок, дают более богатую по содержанию информацию, так как опрашиваемые имеют возможность выразить свое мнение со всеми подробностями.

Вопросы типа «Да - Нет» - этот вопрос является самым простым и известным. Используется в основном для получения данных о фактах и действиях.

Альтернативные вопросы - ответы на эти вопросы носят взаимоисключающий характер. Сумма ответов на альтернативный вопрос равняется 100%.

Поливариантные вопросы - это вопросы типа «меню». Дается набор вариантов ответов, из которого респондент может выбрать несколько.

Ранговые вопросы - иногда респонденту предлагается проранжировать выбранные ответы и упорядочить их по степени значимости для него.

Шкальные вопросы содержат шкалу измерения признака вопроса. При ответе респонденту необходимо отметить интенсивность какого-либо явления или мнения.


Структура анкеты


Анкета состоит из трех частей:

1. Вводная часть (обращение; данные организации (учреждения), проводящей опрос; цель и задачи исследования, значимость решения поставленных задач; значимость роли респондента для решения этих задач; гарантию анонимности; указание о технике заполнения анкеты; выражение благодарности, высказываемое авансом опрашиваемому).

2. Основная часть (вопросы анкеты, направленные на исследование проблемы). Вначале анкеты располагаются вопросы наиболее простые, нейтральные по смыслу. Кроме своей прямой познавательной задачи они обеспечивают "завязку" беседы, формируют психологическую установку на сотрудничество. Их задача - заинтересовать собеседника, ввести в курс обсуждаемых проблем. Сложные вопросы, требующие размышлений работы памяти, размещаются в середине анкеты. Трудные вопросы, поставленные вначале, могут отпугнуть, и это приведет к отказу участвовать в опросе

3. Паспортичка (вопросы, отражающие социально-демографические характеристики респондента: пол, возраст, образование, профессия, семейное положение, уровень дохода и др., может располагаться как в начале, так и в конце анкеты).

4. Завершающая часть, благодарность за работу


Логический контроль анкеты


Это контроль на соответствие научным критериям качества. Контролируются два основных параметра социологической анкеты - правильность формулировки вопросов и правильность компоновки всей анкеты, ее композиция. Необходимо проанализировать качество каждого вопроса: о чём спросить, почему именно об этом, в какой форме.

Контроль отдельных вопросов:

1. Не забыты ли (если они нужны) такие варианты ответов, как: "не знаю", "затрудняюсь ответить", "не помню", "не думал об этом" и т.п., дающие возможность респонденту уклониться от ответа, когда он сочтет это нужным?

2. Не следует ли добавить к некоторым закрытым вопросам позицию "другие ответы" со свободными строчками для дополнительных высказываний респондентов.

3. Относится ли вопрос ко всей совокупности опрашиваемых или только к некоторой части этой совокупности? (В последнем случае добавляют вопрос-фильтр).

4. Не носит ли вопрос внушающего характера, не содержит ли он подсказки? и т.д.

Контроль композиции анкеты:

1. Соблюдается ли принцип расположения вопросов от наиболее простых в начале анкеты к наиболее сложным в середине и простым в конце? 2. Нет ли влияния предшествующих вопросов на последующие? 3. Отделены ли смысловые блоки вопросов "переключателями внимания", обращениями к респонденту, информирующими о начале следующего блока? 4. Снабжены ли вопросы-фильтры указателями переходами для разных групп респондентов? и т.д.


Наблюдение, его виды, методика проведения


Социологическое наблюдение – направленное, систематическое, непосредственное прослеживание и фиксирование значимых социальных явлений, процессов и событий.

Виды: 1) по степени формализованности процедуры (структурализованное и неструктурализованное); 2) в зависимости от степени участия наблюдателя в исследовании (включенное (скрытое – наблюдение-инкогнито и открытое) и невключенное); 3) по месту проведения (лабораторное, полевое); 4) по регулярности проведения (систематическое и несистематическое).

Плюсы метода: 1.Оперативность получаемой информации 2.Относительная дешевизна. 3.Возможность использовать метод в экстремальных ситуациях.

Минусы метода: 1.Невозможность повторного исследования 2.Наблюдение дает информацию преимущественно о действиях людей, данные о мотивах весьма ограничены. 3.Возможны ошибки из-за эмоционального состояния исследователя, неверных его методологических установках, низкой квалификации, заражением состоянием изучаемого объекта.


Эксперимент в социологии


Эксперимент в социологии - это метод сбора и анализа эмпирических данных, направленный на проверку гипотез относительно причинных связей между социальными явлениями. В реальном эксперименте эта проверка проводится путем вмешательства экспериментатора в естественный ход событий: он создает или находит определенную ситуацию, приводит в действие гипотетическую причину и наблюдает за изменениями в ситуации, фиксирует их соответствие или несоответствие выдвинутой гипотезе.

Структура социального эксперимента может быть представлена следующим образом: экспериментатор, экспериментальный фактор (или независимая переменная), экспериментальная ситуация, экспериментальный объект.

Проводимые в социологии эксперименты различаются (виды):

1) по характеру объекта и предмета исследования (реальные (натуральные), на генеральной совокупности, на выборочной совокупности, мысленные, на математической модели, эксперименты "экс-постфактум");

2) по специфике поставленной задачи (научные: теоретические и методические, прикладные, проективные, ретроспективные, однофакторные, многофакторные);

3) по характеру экспериментальной ситуации (контролируемые, неконтролируемые, лабораторные, полевые, активно направленные, естественные);

4) по логической структуре доказательства гипотезы (параллельные, последовательные).

Анализ документов, как источник социологической информации


Особенности применения документной информации используется в том случае когда у исследователя затруднен непосредственный контакт с исследуемой реальностью. Выбор документной информации зависит от ее составителя. Исследователь не может изменить форму изучаемых документов.

Виды документов: 1. По форме изложения (статистические и вербальные) 2. По общей значимости (официальные, неофициальные) 3. По способу фиксации информации (письменные, графические, фонетические, видео- и кинодокументы). При анализе документов необходимо обращать внимание на вид документа, форму автора, цель создания, фактическое содержание, возможный резонанс.

Плюсы метода: 1.Стабильное состояние объекта исследования 2.Получение информации не только о каких-либо фактах, но и об отношении к ним автора. Возможен анализ разных точек знания. 3.Информация структурирована, упорядочена, представлена в обобщенном виде.

Минусы метода: 1.Выводы исследователя строятся на основании вторичной информации, которая может быть искаженной. 2.Язык документа не совпадает с языком исследователя.


Обработка полученной информации


Простая группировка - это классификация или упорядочение данных по одному признаку. Так, в зависимости от гипотез можно сгруппировать выборочную совокупность по возрасту, полу, роду занятий, образованию или по высказанному суждению. Число членов выделенной группы называют долей или относительной частотой. Здесь сразу можно применить такие статистические приемы обработки информации, как вычисление медианы, среднеарифметических показателей, исчисление частот по процентам.

Перекрестная группировка - это связывание данных, предварительно упорядоченных по двум признакам в таблицах. Основная задача перекрестной группировки - поиск устойчивых связей изучаемых объектов.

Как правило, социологи используют стандартные компьютерные программы обработки социологической информации, пригодные для выдачи простых распределений, процентов, отклонений, ранговых и парных коэффициентов корреляции, энтропии, регрессионных показателей, различного рода индексов и т. п.

В зависимости от программных целей исследования анализ полученных данных может быть более или менее глубоким и основательным. В зависимости от целей исследования можно остановиться на определенном этапе анализа информации.


Обобщение и отображение результатов социологического исследования


Итоги анализа информации отражаются в отчете. Отчет о проведении СИ включает в себя следующие разделы: I раздел – содержит обоснование актуальности изучаемой проблемы и характеристику параметров исследования (выборка, методы сбора информации и т.д.). II раздел – в нем дается характеристика объекта по социально-демографическим признакам (пол, возраст, образование и т.д.). последующие разделы – включают поиск ответов на выдвинутые в программе гипотезы. заключение отчета – как правило, представлено в виде практических рекомендаций, базирующихся на общих выводах.


Понятие «социальный институт»


Социальный институт - определенная организация общественной деятельности и социальных отношений, осуществляемая посредством взаимосогласованной системы целесообразно ориентированных стандартов поведения, возникновение и группировка которых в систему предопределены содержанием решаемой социальным институтом определенной задачи.

Осуществляя свои функции, социальные институты поощряют действия входящих в них лиц, согласующиеся с соответствующими стандартами поведения, и подавляют отклонения в поведении от требований этих стандартов, т. е. контролируют, упорядочивают поведение индивидов.

Каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института, системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление отклоняющегося поведения.

Важнейшими социальными институтами являются политические институты, обеспечивающие установление и поддержание политической власти, а также институты экономические, обеспечивающие процесс производства и распределения благ и услуг. Семья также является социальным институтом, деятельность которого (отношения между родителями, родителями и детьми, методы воспитания и т.д.) определяется системой правовых и иных социальных норм. Наряду с этими институтами существенное значение имеет функционирование иных социально-культурных институтов (система образования, здравоохранения, культурно-воспитательные учреждения, системы права и правосудия и т. д.).


Виды и признаки социальных институтов


1. Экономические - банки, биржи, корпорации, фирмы, акционерные общества, заводы и т.д.

2. Политические - государство с его центральными и местными органами власти, политические партии, полиция или милиция, юстиция, армия и также различные общественные организации, движения, объединения, фонды и клубы, преследующие политические цели.

3. Воспроизводства и родства - институт семьи и брака.

4. Социально-культурные и воспитательные - семья как воспитательный институт, образование, наука, культурно-воспитательные и художественные учреждения и т.п..

5. Социально-церемониальные - общественные организации, товарищеские объединения, клубы и т.п., не преследующие политические цели.

6. Религиозные - институты, организующие связь человека с трансцендентными силами.

С.С.Фролов объединил общие для всех институтов признаки в пять групп: установки и образцы поведения, символические культурные признаки, утилитарные культурные черты, кодекс устный и письменный, идеология.


Функции социальных институтов


Американский социолог Р.Мертон, много сделавший для становления структурно-функционального подхода, первым предлагает различать “явные” и “скрытые (латентные)” функции социальных институтов.

Явные функции социальных институтов носят преднамеренный характер и осознаются людьми. Обычно они формально заявлены, записаны в уставах или декларированы, закреплены в системе статусов и ролей (например, принятие специальных законов или сводов правил: об образовании, здравоохранении, социальном обеспечении и т.д.), поэтому более подконтрольны обществу.

Основной, общей функцией любого социального института является удовлетворение социальных потребностей, ради которых он был создан и существует. Для осуществления этой функции каждому институту приходится выполнять ряд функций, обеспечивающих совместную деятельность людей, стремящихся к удовлетворению потребностей. Это следующие функции: функция закрепления и воспроизводства общественных отношений; регулятивная функция; интегративная функция; транслирующая функция; коммуникативная функция.

Латентные (скрытые) функции, в отличие от явных, не запланированы заранее, носят непреднамеренный характер и их последствия осознаются не сразу и не всегда (если даже осознаются и признаются, то считаются побочным продуктом), а порой и вовсе остаются неосознанными до конца.


Социальные статусы и роли


Статусы и роли связаны между собой функциональными отношениями и являются «строительными кирпичикам» общественного здания, связаны благодаря общественному разделению труда. Статусы и роли имеют три грани: ширина (права), длина (обязанности), высота (ответственности).

Социальный статус – определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. С помощью статусов социолог точно характеризует объект исследования. Каждому статусу предписаны определенные права и обязанности, с их помощью складывается функциональная взаимосвязь. Группы статусов: экономические, профессиональные, политические, религиозные, территориальные.

Социальная роль - поведение, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус. Это понятие было введено американскими социологами Р.Линтоном и Дж.Мидом независимо друг от друга.

Т.Парсонс выделяет 5 основных черт любой социальной роли: 1. эмоциональность (одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие - раскованности). 2. способ получения (одни предписывают, другие завоевывают). 3. масштабность (часть ролей сформулирована и строго ограничена, другая размыта). 4. формализация (действие в строго установленных правилах или произвольно). 5. мотивация (на личную прибыль, на общее благо и т.д.)


Виды статусов


Главный статус - статус, по которому индивида выделяют окружающие, определяет стиль жизни, круг знакомых, манеру поведения, с которым человека идентифицируют другие люди или с которым он сам себя идентифицирует. Главный статус относителен: он не связан однозначно с полом, профессией, расой. Главным является статус, который определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения.

Социальный статус - положение человека в обществе как представителя большой социальной группы.

Личный – в малой, зависит от того, как его оценивают и воспринимают члены этой группы в соответствии с его личными качествами. Например, лидер, аутсайдер, душа компании в группе. Социальный статус играет первенствующую роль среди незнакомых, а личный - среди знакомых людей.

Приписываемый статус – такое положение в обществе, над которым человек не имеет контроля и которое он занимает независимо от своей воли, желания, усилий. Приписываемым может быть прирожденный статус, в котором человек рожден и который получил подкрепление в общественном мнении (пол, национальность, раса). Биологическим, но не прирожденным является возрастной статус.

Достигаемый статус приобретается в результате свободного выбора, личных усилий, находится под контролем человека, требует принятия самостоятельных решений и самостоятельных действий.

Смешанный обладает чертами приписываемого и достигаемого.


Элементы статуса: права, символы, обязанности


Статусные права и обязанности. Права - мера возможного поведения; обязанности - мера должного поведения. Чем выше статус, тем больше объем прав и больше круг обязанностей, тем жестче требования к статусным обязанностям.. В закрытом обществе контроль за соблюдением обязанностей жестче, чем в открытом.

Статусный диапазон - свободная манера поведения, предполагающая варианты поведения в осуществлении статусной роли.

Статусные символы - внешние знаки отличия, позволяющие разграничить обладателей различных статусов. Это может быть униформа, знаки отличия, стиль одежды, жилье, язык, жесты, манера поведения. Статусные символы значимы, прежде всего, в формальных организациях.

Статусный образ - совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим статусом, как должны соотноситься его права и обязанности.

Статусная идентификация - отождествление себя со своим статусом и статусным образом. Чем выше ранг статуса, тем сильнее идентификация с ним.

Статусное видение мира - особенности видения мира, социальные установки, сложившиеся в соответствии со статусом.


Социальная роль


Социальная роль - это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. Социальные роли - это совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, а также действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. У человека может быть множество ролей. Социальная роль состоит: из ролевого ожидания (экспектации) и исполнения этой роли (игры).

Социальные роли могут быть: институционализированные (институт брака, семьи (социальные роли матери, дочери, жены), конвенциональные (принимаются по соглашению (человек может отказаться принять их).

Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные (связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности) и межличностные социальные роли (связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне).


Ролевой набор. Смена ролей


Ролевой набор - несколько социальных ролей, ассоциируемых с одним статусом. Несколько ролевых наборов личности, занимающих данный статус, составляют набор статусов. Набором статусов Мертон называет также несколько статусов, одновременно занимаемых личностью.

Смена ролей. Традиционная роль мужчины – кормилец семьи, а женщины – хранительница очага. Однако в силу крупных структурных сдвигов в обществе такое распределение ролей значительно меняется. Женщина в силу разных обстоятельств принимала на себя кроме собственных еще и мужские роли, и это все происходило в 5 этапах:

1. конец 19 - начало 20 века – бурное развитие промышленности выталкивало из деревни огромные массы крестьян и они уходили на отходные промыслы. На долгое время реальной хозяйкой в доме оставалась женщина, берущая на себя значительную часть мужских работ. Так начал формироваться нетрадиционный тип сильной, независимой, деловой женщины.

2. сталинская индустриализация 30-х годов – возводилось огромное количество промышленных объектов, мужской силы не хватало. В экономику страны активно втягивается неквалифицированное пополнение женщин – работниц. Государством мужчины и женщины уравнены в правах.

3. ВОВ

4. этап становления мускулинного типа женщины добавил в социальный портрет Россиянки новые черты: высокий уровень разводов, алкоголизм мужчин, низкая з/п, образовалась двухкарьерная с двумя кормильцами модель семьи).


Социальная стратификация


Социальная стратификация - это дифференциация некой совокупности людей на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основа и сущность - в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества.

Стратификация общества происходит с применением нескольких факторов: дохода, богатства, власти и престижа. Доход можно охарактеризовать как количество денег, что получила семья или определенный индивид за определенный промежуток времени. Богатство - это возможность имения имущества (движимого и недвижимого), или наличие накопленных доходов в виде наличных. Власть осуществляет возможность навязывать свои пожелания, не учитывая воли других. Престиж - это степень уважения в обществе к той или иной профессии.


Типы стратификационных систем


В социологии выделяют пять типов стратификационных систем: физико-генетическую, рабовладельческую, кастовую, сословную и классовую.

Физико-генетическая - в ее основе лежит дифференциация социальных групп по социально-демографическим признакам: полу, возрасту и наличию физических качеств (силы, красоты, ловкости).

Рабовладельческая - дифференцирует социальные группы по наличию или отсутствию гражданских прав и прав собственников.

Кастовая - в ее основе лежат этнические различия, которые закрепляются религиозным порядком и религиозными ритуалами. Кастой называют социальную групп (страту), членством в которой человек обязан исключительно своим рождением.

Сословная - группы различаются юридическими правами, которые жестко связаны с их обязанностями. Сословие - социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями.

Классовая установила ранжирование социальных групп - классов - по богатству и собственности. Классы представляют собой социальные группы свободных в политическом и правовом отношении граждан.


Стратификация современного российского общества


Согласно гипотезе, выдвинутой академиком РАН Т.И. Заславской, российское общество состоит из четырех социальных слоев: верхнего, среднего, базового и нижнего, а также десоциализированного "социального дна".

Верхний слой включает правящий слой, выступающий в роли основного субъекта реформ. Это элитные и субэлитные группы, занимающие наиболее важные позиции в системе государственного управления, в экономических и силовых структурах.

Средний слой это мелкие предприниматели, менеджеры средних и небольших предприятий, среднее звено бюрократии, старшие офицеры, наиболее квалифицированные и дееспособные специалисты и рабочие.

Базовый слой - его представители обладают средним профессионально-квалификационным потенциалом и относительно ограниченным трудовым потенциалом. К нему относится основная часть интеллигенции (специалистов), полуинтеллигенция (помощники специалистов), технический персонал, работники массовых профессий торговли и сервиса, большая часть крестьянства.

Нижний слой состоит из пожилых малообразованных, не слишком здоровых и сильных людей, из тех, кто не имеет профессий, а нередко и постоянного занятия, места жительства, безработных, беженцев и вынужденных мигрантов из районов межнациональных конфликтов.

Социальное дно характеризуется главным образом изолированностью от социальных институтов большого общества, компенсируемой включенностью в специфические криминальные и полукриминальные институты. Представителями социального дна являются преступники и полупреступные элементы - воры, бандиты, торговцы наркотиками, содержатели притонов, мелкие и крупные жулики, наемные убийцы, алкоголики, наркоманы, проститутки, бродяги, бомжи и т.д.


Социальная мобильность. Маргинализация


Социальная мобильность - изменение индивидом или группой места, зани маемого в социальной структуре, перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность).

Виды: горизонтальная (территориальная, религиозная, семейная, политическая) и вертикальная (восходящая, нисходящая), коллективная и индивидуальная.

Маргинализация - процесс, в ходе которого отдельные индивиды или группы вытесняются на периферию основного общества, а иногда и исключаются из него. Риску маргинализации подвержены инвалиды, безработные, неимущие, бездомные, чья бедность вынуждает их придерживаться стиля жизни, который отличается от сложившегося в данном обществе.


Общественное мнение как институт гражданского общества


Общественное мнение стали использовать в 18 в., а изучать в 19-20вв. Общественное мнение изучается социологией. В Росси есть организации, которые занимаются изучением общественного мнения – Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОН), Левада – центр, РАМИР.

Общественное мнение – уровень состояния общественного сознания Материальные стороны жизни общество отражает в своем коллективном разуме. В общественное мнение выделяют: идеологию, науку, искусство, религию. Общественное мнение составляет общественное сознание, а так же оно влияет на поведение общества, на принятия политических решений.

Функции общественного мнения: информационная, оценочная, эмоционально-экспрессивную, интегративную, регулятивную. Субъектом общественного мнения – человек, отдельные группы. Объект – на что направленно внимание общества это проблема или чья-то деятельность.

Общественное мнение возникает тогда, когда проблема актуальна для большинства населения, то, что связанно с переменами. Оно может существовать виде слухов, доводов может высказываться виде жестких высказываний, в виде рекомендации, оценки. На общественное событие может повлиять само событие, эксперты, СМИ.


Социальные изменения. Реформы и революции


Социальные изменения – фундаментальные изменения, происходящие с течением времени в культуре, структуре поведения и др. Роль социальных изменений прослеживается более ясно после событий оказавших влияние на общество (Октябрьская революция, вторая Мировая война, афганская война) и др. В социологии выделяются и исследуются два типа социальных изменений - эволюционные и революционные.

Социальные изменения могут протекать в следующих основных формах: функциональные изменения, реформы, революции, модернизации, трансформации, кризисы.

Реформа - преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни или всей социальной системы. Реформы предполагают постепенные изменения тех или иных социальных институтов, сфер жизнедеятельности или системы в целом. Они проводятся "сверху" с помощью законодательных актов и направлены на совершенствование существующей системы, без ее качественных изменений.

Революция представляет собой быстрые фундаментальные социально-экономические и политические изменения, осуществляемые, как правило, насильственным путем. Революция - это переворот снизу. Она сметает правящую элиту, доказавшую неспособность управлять обществом, создает новую политическую и социальную структуру, новые политические, экономические и социальные отношения. В результате революции происходят базовые преобразования в социально-классовой структуре общества, в ценностях и поведении людей.


Концепция социального прогресса


Социальный прогресс - направленный процесс, который неуклонно приводит систему все ближе к более предпочтительному, лучшему состоянию (счастью, свободе, процветанию, знаниям).

Идея прогресса лежит в фундаментальной особенности человеческого бытия - противоречии между реальностью и желаниями, жизнью и мечтами. Концепция прогресса смягчает возникающее при этом напряжение, порождая надежду на лучший мир в будущем и уверяя, что его приход гарантирован или, по крайней мере, возможен.

Современное толкование социального прогресса основывается на нескольких фундаментальных идеях: о необратимом времени; о направленном движении; о кумулятивном процессе; о различии между типичными, необходимыми стадиями, которые проходит процесс; об эндогенных причинах; о признании неизбежного, необходимого, естественного характера процесса; об улучшении, усовершенствовании, отражающими тот факт, что каждая последующая стадия лучше предыдущей.

Кульминацией прогресса должна стать полная реализация таких ценностей, как счастье, изобилие, свобода, справедливость, равенство. Отсюда следует, что прогресс – ценностная категория. И каждая историческая эпоха оценивает его исходя из своего понимания ценностей (в XIX в. критериями прогресса были индустриализация, урбанизация, модернизация; в начале XXI в. они таковыми уже не считаются).


Современные тенденции развития международных отношений


Современный этап международных отношений характеризуется стремительностью перемен, новыми формами распределения власти.

Тенденции развития:

1) рассредоточение власти. Идет процесс становления мультиполярного (многополюсного) мира. Сегодня все большую роль в международной жизни приобретают новые центры.

2) глобализация, заключающаяся в интернационализации экономики, развитии единой системы мировой связи, изменении и ослаблении функций национального государств, активизации деятельности транснациональных негосударственных образований.

3) нарастание глобальных проблем, а соответственно стремление государств мира к совместному их решению. Все глобальные проблемы, стоящие перед человечеством, можно разделить на четыре основные группы: политические, экономические, экологические, социальные.

4) усиление разделения мира на два полюса - полюса мира, благосостояния и демократии и полюса войны, брожения и тирании. Большинство человечества живет на полюсе брожения, на котором преобладает бедность, анархия и тирания.

5) политика как стихийное столкновение социально-исторических сил все заметнее теснится началами сознательного, целенаправленного, рационального регулирования, основанного на праве, демократических принципах и знаниях.

6) демократизация как международных отношений, так и внутриполитических процессов.


Мировая система и процессы глобализации


В социологии идея международной системы, распространенная в исследованиях в области политики и международных отношений, сменилась на представление о глобальной системе. Это подразумевает существование определенных процессов глобализации, которые невозможно объяснить традиционной логикой развития отдельных стран из-за их независимости от политики наций-государств и национальных сообществ.

Социологи, занимающиеся проблемами развития передовых индустриальных обществ, выявили два основных процесса глобализации, а их коллеги, изучающие “третий мир”, установили существование третьего.

1) Глобализация производства. Базисным процессом, ведущим к возникновению глобальной системы, является экономический процесс, а именно: характерные для конца XX в. экспансия капитализма и его трансформация в интегрированную глобальную экономику, основой которой являются транснациональные корпорации (ТНК) – главные действующие лица современной экономики.

2) Глобализация культуры. Широко распространенным является также представление о глобализации культуры, поскольку по всему миру распространилось потребительство, заменившее или дополнившее более локализованные культуры.

3) Социология глобальной системы. Что касается социальной сферы, некоторые социологи отмечают признаки существования международной менеджерской буржуазии, или транснационального капиталистического класса. Исследования установили наличие в некоторых обществах “третьего мира” групп (часто обозначаемых как “компрадорские”), интересы которых связаны с интересами ТНК и которые зачастую обосновывают свое сотрудничество с ними пользой для собственного общества.


Концепции глобализации и новый мировой порядок


Глобализация - всемирное распространение культурных, социальных, экономических, финансовых, политических, технологических, информационных механизмов западной цивилизации. Концепция глобализации - теория, согласно которой эволюция финансовых рынков и учреждений приводит к такому состоянию, когда географические границы не могут ограничивать проведение сделок или другие действия.

В середине 90-х годов в США разработана новая концепция управления миром, в которой утверждалось, что лидирующее положение может быть сохранено только при глобализации всей планеты. Ключевым в новой стратегии доминирования является тезис: разобщенность представляет опасность; то есть, всякая самостоятельность, независимость стран и народов представляется опасной для системы управления миром. Глобализация должна насаждать новый мировой порядок - транзит демократии, унифицированные нормы, формы поведения, встраивающие страны в единый механизм, подконтрольный США. Эффективно манипулировать можно только теми странами, которые вполне воспримут глобализацию. Остальную часть человечества необходимо колонизировать, в том числе и с применением военной силы. Бедные страны, то есть большая часть человечества, представляет собой неинтегрированную брешь, озоновую дыру глобализации, через которую в цивилизованный мир прорывается зло и ненависть. Глобализация и должна служить сокращению или полному устранению Бреши для установления полного контроля США на планете.


Глобальные проблемы современности и пути их решения


К глобальным проблемам человечества относятся проблемы, затрагивающие жизненные интересы всех представителей мирового сообщества и, следовательно, требующие согласованных международных действий для их решения.

Безусловно, устойчивого перечня глобальных проблем не существует, тем не менее к наиболее актуальным из них относятся следующие: угроза мировой термоядерной войны, предотвращение которой предполагает установление и поддержание безъядерного мира; экономическая отсталость отдельных стран мирового сообщества (стран Африки, Азии, Латинской Америки), требующая преодоления резкого дисбаланса развития человечества; угроза истощения как воспроизводимых, так и не воспроизводимых природных ресурсов (продовольствия, сырья, источников энергии); экологический кризис, порождаемый сверхактивным вторжением человека в биосферу; угроза перенаселения планеты, осложняющего социально-экономический прогресс в развивающихся странах; негативные последствия научно-технического прогресса; деморализация и криминализация общественной жизни.

Все глобальные проблемы взаимосвязаны. Невозможно решить каждую из них в отдельности, в отрыве от других, усилиями нескольких стран. Нужны воля и действия всего человечества.


Место России в мировом сообществе


За последние десятилетия в международном сообществе произошли существенные изменения: распалась система социалистического содружества; распался Советский Союз. Факторы, которые повлияли на геополитический статус России: перегруппировка сил; формирование новых союзов и коалиций; смена политических режимов; смена идеологических стереотипов.

По уровню экономического развития Россия относится к развивающимся странам. Она находится за пределами техносферы, определяемой мировыми стандартами. Россия реально утрачивает статус великой державы на мировой арене.

Альтернативные пути развития России: 1. Социал-демократический вариант или строительство социализма с «человеческим лицом». Переход к социальному обществу, построенному по шведской модели, заимствовавшему опыт американских коллективных предприятий. 2. Экономическо-либеральный вариант или культивирование капитализма и переход к рыночной экономике. Россия должна вернуться в прошлое и стать нормальным капиталистическим обществом. 3. Умеренно-западнический вариант или осуществление «догоняющей модернизации». 4. Технократический вариант или прорыв в постиндустриальное общество. Можно достичь высокого уровня научного прогресса со скромным достатком населения и мощными ракетами. 5. Имперский вариант или обустройство евразийской платформы. 6. Почвеннический вариант или построение Всеславянского Союза. Возрождение российского самосознания на базе особого культурно-исторического типа.


Культура как объект социального познания


В социологии под культурой в широком смысле слова понимают специфическую, генетически ненаследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения. В узком смысле культура определяется социологией как система коллективно поддерживаемых ценностей, убеждений, норм и образцов поведения, присущих определенной группе людей.

Существует ряд основных признаков культуры: 1) источник - сознание; 2) представляет собой метод, способ ценностного освоения действительности; 3) становится организующим элементом, определяющим содержание, направленность, технологию практической деятельности людей; 4) воплощается в устойчивых, повторяющихся образцах деятельности, которые являются следствием существования устойчивых мотивов, предпочтений, навыков и умений; 5) объективируется, воплощается в различных продуктах.

Материальная культура представляет собой совокупность созданных искусственно материальных объектов: строения, памятники, автомобили, книги и т.д. Нематериальная, или духовная культура объединяет в себе знания, умения, идеи, обычаи, мораль, законы, мифы, образцы поведения и т.д.


Основные элементы культуры


Среди культурных элементов особо выделяются основные, или базисные, элементы. К базисным элементам духовной культуры относятся: язык; ценность; культурная норма.

Язык – понятийно-логический и знаково-символический аппарат, который присущ мировосприятию того или иного народа. Человек через понятийно-логический аппарат структурирует и воспринимает окружающий мир. Именно язык является самым емким, доступным, точным способом передачи культуры от человека к человеку, иных способов пока не найдено.

Ценность - любой объект, способный удовлетворить общественную или индивидуальную потребность. В систему ценностей социального субъекта могут входить следующие ценности:

1) смысложизненные (представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни);

2) универсальные

- витальные (жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, семья, образование, квалификация);

- общественного признания (высокое социальное положение, трудолюбие);

- межличностного общения (честность, доброжелательность, бескорыстие);

- демократические (свобода слова, совести, национальный суверенитет);

3) партикулярные (привязанность к “малой Родине”, семье, а также всякого рода фетишизмы (вера в богов, стремление к идеалам и т.д.).

Культурная норма – это правило, образец, стандарт должного поведения в соответствии с общепринятыми ценностями. Норма служит главным образом для регуляции поведения людей. В нормах содержится требование поступать определённым образом, их исполнение и предписание обеспечиваются разными формами принуждения, начиная с общественного и кончая государственными. К основным типам нормативных систем можно отнести: обычай, мораль, религию, право.


Взаимодействие культуры и экономики


Центральное место в анализе экономической системы отводится анализу экономической культуры, т.е. совокупности ценностей, значений, норм морали, обычаев, посредством которых регулируется и направляется экономическое поведение людей.

В самом общем виде экономическую культуру можно определить как совокупность социальных норм и ценностей, являющихся регулятором экономического поведения и выполняющих роль социальной памяти экономического развития, способствующих (или мешающих) трансляции, отбору и обновлению ценностей, норм и потребностей, функционирующих в сфере экономики и ориентирующих ее субъектов иные формы экономической активности. Авторы этого определения Т.И. Заславская и Р.В. Рывкина подчеркивают, что экономическую культуру нельзя рассматривать в качестве отдельной, самостоятельной части культуры, поскольку она представляет собой проекцию культуры в ее широком смысле на сферу социально-экономических отношений.

В экономической культуре можно выделить несколько взаимосвязанных уровней, в различной степени воздействующих на экономическое поведение: ценности и мораль (трудовая этика); научное и инструментальное знание (профессиональное, специализированное); нормы и нормативная регуляция поведения.


Социальные функции культуры


1. Адаптация. Культура обеспечивает приспособление к среде - при родной, исторической, психологической (реальность психических процессов человека также - элемент среды, к которой человек как сознательное "Я" должен приспособиться). Культура выполняет функцию адаптации и по отношению к обществу в целом, и по отношению к конкретному индивиду.

2. Социализация. Усваивая культурные образцы и культурные навыки, биологический индивид становится человеческим существом - способным мыслить, говорить, целенаправленно действовать и взаимодействовать с социальным окружением.

3. Смыслополагающая или мировоззренческая функция. Культура объясняет мир и придает смысл человеческому существованию.

4. Легитимация. Культура обосновывает и поддерживает сложившийся социальный порядок.

5. Интеграция. На базе общих ценностей, норм и представлений культура объединяет человеческую общность.

6. Идентификация. Опираясь на выработанные культурой идеи и представления о реальности, человек создает собственный "образ себя" - идентичность. Формированию идентичности способствует и отождествление индивидом себя с той или иной общностью - на основе общей культуры.

7. Функция социального изменения. Изобретения и новации в культурной сфере, например, научные открытия, новые религиозные учения или политические идеологии могут служить фактором изменения общества.

8. Регуляция поведения человека. Культурные ценности и нормы регулируют поведение индивидов в обществе.


Социальные действия как первичный элемент социальной жизни


Социальное действие - это преднамеренный, целенаправленный поведенческий акт, ориентированный на других, их возможные ответные действия. Впервые это определение ввел и исследовал М. Вебер. Он пришел к выводу, что человек не только действует целенаправленно, но и ожидает от других людей ответной реакции.

С социального действия начинается социологический анализ любого явления, потому что оно первичный элемент социальной жизни. Из определения следуют две составляющие социального поведения: мотивация и ориентация на другого человека.

Деятельность человека должна быть ориентирована на других. Из этого следует, что не во всех сферах легко обозначить социальное действие (к примеру, при разработке новых технологий). Иногда действие только по внешним признакам социальное, но по характеру таковым не является.

Социальные действия системны, т.е. они имеют способность к возобновлению. Для этого требуется предсказуемость поведения сторон. Она осуществляется посредством принятых в обществе норм и культурных традиций. Таким образом, на первый план выходит способность культуры объединять людей, налаживать их взаимопонимание и интеграцию. Благодаря общепринятым стандартам поведение человека становится предсказуемым.

Социальные взаимодействия и социальные отношения


Социальное взаимодействие (интеракция) – это связь, которая носит систематический характер. В ней присутствуют достаточно регулярные действия партнеров, направленные друг на друга, имеющие цель вызвать вполне определенную реакцию со стороны партнера. По видам действий взаимодействия бывают: физические; вербальные; жестовые.

Принято различать три основные формы взаимодействия: кооперация – это сотрудничество нескольких индивидов (групп) ради решения общей задачи; конкуренция – это индивидуальная или групповая борьба за обладание дефицитными ценностями (благами); конфликт – скрытое или открытое столкновение конкурирующих сторон.

Социальные отношения – это устойчивая система взаимодействий, предполагающая определенные взаимные обязательства партнеров. По своему содержанию социальные отношения чрезвычайно многообразны. Это определяется, прежде всего, широким диапазоном целей и ценностных ориентаций, которыми руководствуются в своих взаимоотношениях социальные субъекты (власть, дружба, престиж и т.д.).

Социальные отношения охватывают широкий круг социальных систем и подсистем. Они могут быть экономическими, политическими, национально-этническими, религиозными и др.

Социологи-марксисты из всего многообразия социальных отношений выделяют две основные группы: материальные - к ним относятся экономические, производственные, а также материальные отношения людей к природе; идеологические - это политические, правовые, религиозные и другие отношения.


Социальные общности и группы


Социальные общности - исторически сложившиеся объединения людей на базе объективных условий их существования и имеющие своё место в системе социальных связей. Это общество в целом, социальные классы, слои, этнические группы, трудовые коллективы, семья и др. Важнейшие социальные общности - национально-этнические и демографические. С развитием общности появляются специфические общности, связанные с профессиональной деятельностью, поселенческой структурой и т.д. В связи с этим появляются подструктуры общества: социально-демографическая, национально-этническая, социально-профессиональная, поселенческая, социально-классовая, статусная и т.д. Все подструктуры взаимосвязаны и влияют друг на друга.

Социальные группы - относительно устойчивые, исторически сложившиеся общности людей, отличающиеся по роли и месту в системе социальных связей исторически определенного общества - племя, род, классы, профессиональные группы. Традиционно выделяют первичные и вторичные группы. К первичным относятся небольшие по составу коллективы людей, где устанавливается непосредственный личный эмоциональный контакт (семья, компания друзей, рабочие бригады). Вторичные группы образуются из людей, между которыми почти нет личного эмоционального отношения, их взаимодействия обусловлены стремлением к достижению определенных целей, общение носит преимущественно формальный, обезличенный характер.


Социально-территориальные общности


Социально-территориальные общности (это совокупности людей, постоянно проживающих на определенной территории, формирующиеся на основе социально-территориальных различий, обладающих сходным образом жизни). Основными сущностными признаками подобной общности являются устойчивые экономические, политические, социальные, духовно-нравственные и экономические связи и отношения, выделяющие ее в качестве достаточно самостоятельной системы пространственной организации жизнедеятельности людей.

В общей совокупности территориальных образований исходной являются первичная территориальная общность, которая обладает свойствами целостности и неделимости по функциональному критерию, а ее составные части не могут самостоятельно выполнять специфические функции, которые присущи данной социально-территориальной общности. Такой исходной территориальной общностью является регион.

Между социально-территориальными общностями имеются существенные различия: по уровню развития производительных сил, плотности населения, по характеру хозяйственной деятельности, основанной на той или иной форме собственности, по образу жизни и режиму социального воспроизводства.


Социально-этнические общности


Этнические общности (этнос) являются важнейшими социальными структурами общества. К ним относятся племена, народности, нации. Исторически этнические общности складывались на основе кровнородственных отношений. Наименьшая кровнородственная группа - семья, объединение нескольких семей образовывало род, роды объединялись в кланы, несколько кланов, объединившись, составляли племя.

Племя - это уже более высокая форма общественной организации; племена обладают собственным языком, территорией, определенной организацией, традициями.

Нации - наиболее многочисленные этнические образования, отличающиеся общностью самосознания, определенным национальным характером и психическим складом. Представители одной нации, помимо общего языка и культуры, обладают и общей ментальностью.

Этнос - это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общей экономической и духовной культурой, особенностями психологического склада, этническим самосознанием.

Этническое, или национальное, самосознание - осознание представителями нации своего единства и отличия от других подобных образований, основывающееся на общности происхождения и исторического развития, закрепляемой и передаваемой в легендах, былинах, песнях, сказаниях. Этнос воспроизводится через систему внутренних браков или через социализацию. Складывание нации часто сопровождается формированием единого национально-территориального образования - государства.


Малая социальная группа: лидерство и групповая динамика


Социальная группа - совокупность индивидов с общим социальным признаком, образующих устойчивое объединение. Частные социальные группы имеют такие признаки: взаимодействие членов групп напрямую, их личное знакомство между собой; небольшое количество участников (от 2-3 до 20-25 человек). Для малой социальной группы характерны внутригрупповые взаимодействия.

Групповая динамика представляет собой взаимосвязи членов группы и их внутригрупповое взаимодействие. К ним относят вопросы лидерства, принятия общего решения, конфликты и др. В процессе взаимодействия участник малой группы начинает отождествлять свои потребности с потребностями группы. Человек в малой группе постоянно на виду, а потому его поведение контролируется в большей степени. Такой контроль не обязательно осуществлять напрямую, так как индивид предугадывает реакцию других людей на его поступки и соответственно корректирует свое поведение.

Внутри малой группы вырабатываются свои стандарты поведения, нормы и традиции. У малой группы есть лидер. Лидер - тот член группы, за которым закреплена большая часть ответственности за ее деятельность. Лидер может быть формальным и неформальным. Формальный лидер становится таковым в соответствии с определенной процедурой, официально. Неформальный лидер является авторитетом для членов группы, так как его поведение соответствует нормам и ценностям, принятым в данной группе.

Лидер не всегда бывает единственным. Может возникнуть ситуация, при которой решения принимаются не определенным человеком, а всеми участниками, или в этой группе может не быть никого, способного выполнять функции лидера.


Метод экспертной оценки в социологии


Метод экспертных оценок - один из видов экспертного опроса, предполагающий использование экспертных оценок. Основное содержание метода заключается в рациональной организации экспертами анализа проблем с последующей оценкой выделенных исследователем суждений и обработкой полученных данных.

Широкое распространение методы опроса экспертов приобрели в 70-х годах. Данный метод сбора информации важен, на основе авторитетного мнения он позволяет привлечь более целенаправленную аргументацию для обоснования теоретических положений и практических рекомендаций исследования.

Экспертный опрос - это разновидность опроса, в ходе которого респондентами являются специалисты в определенной области деятельности. Отличительная особенность - предполагает компетентное участие экспертов (экспертизу) в анализе и решении проблем исследования. В опросе экспертов достаточно широко используются процедуры других методов, в частности методов анализа информации и принятия решений.

Основное назначение метода: выявление наиболее существенных, сложных аспектов исследуемой проблемы, повышение надежности, обоснование информации, выводов и практических рекомендаций благодаря использованию знаний и опыта экспертов.

Область применения экспертного опроса - при изучении всех сфер деятельности, в диагностике, прогнозировании, программировании и нормировании, в проектировании, в оценке состояния социального объекта, в принятии решений. Разновидности экспертного опроса эффективно применяются на всех этапах прикладных социологических исследований в определении целей и задач, проблем, в построении гипотез, в сборе и анализе информации, в выработке практических рекомендаций.


Метод социометрии


Метод социометрических измерений или социометрия используется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп. Основоположник социометрии известный американский психиатр и социальный психолог Джекоб Морено.

Метод социометрических измерений позволяет получить информацию о: социально-психологических отношениях в группе; статусе людей в группе; психологической совместимости и сплочённости в группе.

В общем виде задачей социометрии является изучение неофициального структурного аспекта социальной группы и царящей в ней психологической атмосферы.

Общая процедура проведения при социометрическом исследовании заключается в следующих этапах: 1) Определение целей и задач, гипотез исследования. Выбор объектов исследования. 2) Разработка социометрических критериев. 3) Выбор типа процедуры социометрического исследования. 4) Разработка социометрической карточки или социометрической анкеты. 5) Непосредственно проведение социометрии. Она складывается из двух основных компонентов: инструкция и содержательные вопросы. 6) Непосредственно обработка и интерпретация результатов


Метод социальных установок


Социальная установка – общая ориентация человека на определенный социальный объект, предшествующая действию и выражающая предрасположенность к нему определенным образом относительно данного объекта.

Социальные установки для их измерения (количественного измерения) должны быть как-то выражены. Для этого в социологии существуют шкалы измерения: 1) шакала самооценки – она может быть оформлена двояко: либо в форме вопросов, либо с помощью числовой оси с плюсовым и минусовыми отметками. 2) шкала ранжирования – ранжирование респондентами тех объектов, которые представляют интерес для исследователя. 3) метод парных сравнений – вначале на карточках обозначаются все изучаемые объекты (их названия). Затем их для оценки показывают респондентам парами поочередно, предлагая отдать свое предпочтение одному из пары, причем предлагаются различные сочетания этих пар. 4) шкала Богардаса – измерение национальных установок.

Кроме шкал для измерения социальных установок применимы также тесты. Они могут быть составлены, исходя из целей исследователя, им самим, или здесь используются общеизвестные пословицы и поговорки, точно характеризующие те или иные социальные типы личности.


Метод интервьюирования


Интервью - проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом, причем запись ответов производится интервьюером или его ассистентом, возможно, на пленку.

По технике проведения различаются свободные, фокусированные и формализованные интервью.

Свободные интервью - это продолжительные беседы с респондентом без строгой детализации вопросов.

Формализованное (стандартизированное) - детальная разработка всей процедуры, включая общий план беседы, определенную последовательность и конструкцию вопросов, варианты возможных ответов.

Фокусированное (клиническое) - выявление относительно узкого круга реакций опрашиваемого. С помощью такого интервью можно изучать реакцию людей на сообщения СМИ, рекламу. Причем информацию предварительно обрабатывают с помощью контент-анализа.

По способу организации можно отметить индивидуальные и групповые интервью. Это планируемая беседа, в процессе которой исследователь стремится вызвать дискуссию в группе.

Сравнительно недавно и главным образом в избирательных технологиях начали использовать технику фокус-группы. По сути, интервьюер здесь выступает инициатором и ведущим дискуссии по заданной проблеме (личные качества потенциальных кандидатов, программы политических партий и т.п.). Телефонные интервью применяют для оперативного зондажа общественного мнения. При этом круг опрашиваемых может использоваться многократно.

Рефетека ру refoteka@gmail.com