Рефетека.ру / Государство и право

Реферат: Функциональные принципы хозяйственного процесса Республики Беларусь

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ ХОЗЯЙСТВЕННОГО

ПРОЦЕССА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ


В соответствии с принципом диспозитивности участникам спорного правоотношения при обраще­нии в хозяйственный суд и на всех последующих стадиях процесса предоставляется, в частности, право свободно распоряжаться предметом спора, субъективным матери­альным правом, а также правами, направленными на воз­никновение, развитие и прекращение процесса.

В соответствии с общим правилом процесс по конкретному спору возникает только по заявлению заинтере­сованных лиц, обратившихся за защитой своих нарушен­ных или оспариваемых интересов.

ХПК предоставляет право юридическим лицам и инди­видуальным предпринимателям, а в случаях, предусмот­ренных законодательными актами, и другим лицам обра­титься в хозяйственный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Отказ от права на обращение в хозяйственный суд недействителен.

Право на обращение в хозяйственный суд в защиту го­сударственных и общественных интересов, а также инте­ресов юридических лиц, индивидуальных предпринимате­лей и других лиц имеют также прокурор, государственные и иные органы, но только в случаях, предусмотренных за­конодательными актами (ст. 4 и 47 ХПК).

Действие принципа диспозитивности наглядно раскры­вается при предъявлении иска прокурором, государствен­ным или иным органом в интересах других лиц. Такой иск может быть предъявлен с согласия этих лиц (ст. 47,48,124 ХПК). По соглашению сторон спор, подведомственный хо­зяйственному суду, может быть передан на рассмотрение третейского суда (ст. 28 ХПК).

По инициативе лиц, участвующих в деле, возбуждает­ся кассационное и надзорное производство, производство о возобновлении дел по вновь открывшимся обстоятель­ствам, совершаются многие процессуальные действия по принудительному исполнению судебных актов и других исполнительных документов.

Содержание принципа диспозитивности раскрывается и в других нормах ХПК: при выборе хозяйственного суда в случае альтернативной подсудности спора (ст. 31), при замене ненадлежащей стороны - с согласия истца (ст. 42), при изменении оснований или предмета иска, увеличении или уменьшении размера исковых требований либо отка­зе от иска, заключении мирового соглашения, признании иска (ст. 43) и т.д.

Однако свобода распорядительных действий сторон и других лиц, участвующих в деле, ставится под контроль хозяйственного суда, если они противоречат законода­тельству или нарушают права и законные интересы дру­гих лиц. В этих случаях, например, хозяйственный суд не принимает отказа от иска, ходатайства об уменьшении размера исковых требований, о признании иска, не ут­верждает мировое соглашение.

Принцип диспозитивности в хозяйственном судопроиз­водстве имеет отличительные черты, не характерные для гражданского процесса.

Во-первых, если законодательными актами или дого­вором для определенной категории споров установлен до­судебный порядок урегулирования спора, спор может быть передан на рассмотрение хозяйственного суда лишь при условии соблюдения такого порядка (ст. 4 ХПК).

Во-вторых, на предъявление иска прокурора, государ­ственного или иного органа в интересах других лиц требу­ется согласие этих лиц (ст. 47, 48 ХПК).

Функциональные принципы хозяйственного процесса Республики БеларусьФункциональные принципы хозяйственного процесса Республики БеларусьФункциональные принципы хозяйственного процесса Республики БеларусьФункциональные принципы хозяйственного процесса Республики БеларусьФункциональные принципы хозяйственного процесса Республики БеларусьФункциональные принципы хозяйственного процесса Республики БеларусьФункциональные принципы хозяйственного процесса Республики БеларусьФункциональные принципы хозяйственного процесса Республики БеларусьФункциональные принципы хозяйственного процесса Республики БеларусьФункциональные принципы хозяйственного процесса Республики БеларусьФункциональные принципы хозяйственного процесса Республики БеларусьФункциональные принципы хозяйственного процесса Республики БеларусьОтдельными законодательными актами установлены особенности действия принципа диспозитивности в хозяй­ственном процессе. Так, Закон о банкротстве предусматривает обязанность собственников, руководителей юри­дического лица и других лиц обратиться в хозяйственный суд с заявлением о своем банкротстве.

Принципы состязательности и равноправия сторон (ст. 9 ХПК). Принципы состязательности и равноправия сторон в процессе как принципы правосудия закреплены в ст. 115 Конституции. Истоки состязательности коренятся в противоположности материально-правовых интересов сторон.

В соответствии с принципом состязательности каждое из лиц, участвующих в деле, и прежде всего стороны по делу, вправе и обязано указать хозяйственному суду юри­дические факты, обосновывающие их требования и возра­жения, представлять доказательства, подтверждающие эти факты. Кроме того, они вправе участвовать в исследовании доказательств, совершать другие предусмотренные ХПК процессуальные действия, необходимые для отстаивания своей позиции.

Ключевым моментом реализации принципа состяза­тельности является правило о распределении бремени до­казывания, в соответствии с которым каждое лицо, участ­вующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на ко­торые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (ст. 61 ХПК). По делам о признании недейст­вительными ненормативных актов государственных и иных органов имеется особенность - обязанность доказы­вания обстоятельств, послуживших основанием для при­нятия указанных актов, соответствия их требованиям за­конодательства возлагается на органы, принявшие акты.

Хозяйственный суд может вынести решение, основы­ваясь на тех доказательствах, которые представлены ли­цами, участвующими в деле, и не обязан сам собирать до­казательства. Нарушение правила о распределении бре­мени доказывания влечет неблагоприятные последствия: для истца - отказ в иске, для ответчика - удовлетворение иска.

В то же время у хозяйственного суда имеется право предложить лицам, участвующим в деле, представить до­полнительные доказательства либо непосредственно их истребовать, если сочтет невозможным рассмотреть дело на основании имеющихся доказательств.

Если лица, участвующие в деле, не имеют возможнос­ти самостоятельно получить необходимые доказательст­ва, они вправе обратиться к хозяйственному суду с хода­тайством об истребовании этих доказательств.

Принцип состязательности реализуется и в других нор­мах хозяйственного процессуального права. Так, в ст. 39 ХПК указано, что лица, участвующие в деле, имеют пра­во знакомиться с материалами дела и делать выписки из них, заявлять отводы, представлять доказательства и уча­ствовать в их исследовании, с разрешения хозяйственного суда задавать вопросы другим лицам, участвующим в де­ле, свидетелям и экспертам, заявлять ходатайства, давать устные и письменные пояснения хозяйственному суду, воз­ражать против ходатайств и доводов других лиц, а также пользоваться другими процессуальными правами в целях установления действительных фактических обстоя­тельств по делу, прав и обязанностей сторон.

Хозяйственное судопроизводство от начала до конца проходит в форме состязания участвующих в деле лиц. Прежде чем удовлетворить или отклонить заявленное хо­датайство одного лица, хозяйственный суд должен выслу­шать мнение по данному ходатайству иных участвующих в деле лиц (ст. 141 ХПК).

Обязанности по обеспечению принципа состязатель­ности возлагаются и на судью начиная с момента получе­ния искового заявления. Уже на стадии подготовки дела к судебному разбирательству судья обязан: рассмотреть во­прос о привлечении к участию в деле другого ответчика или третьего лица; известить заинтересованных лиц о производстве по делу; предложить лицам, участвующим в деле, и иным лицам выполнить определенные действия, в том числе представить документы и сведения, имеющие значение для разрешения спора, и т.д.

Принцип состязательности осуществляется на всех стадиях хозяйственного процесса и при условии равнопра­вия сторон.

Функциональные принципы хозяйственного процесса Республики БеларусьФункциональные принципы хозяйственного процесса Республики БеларусьФункциональные принципы хозяйственного процесса Республики БеларусьФункциональные принципы хозяйственного процесса Республики БеларусьФункциональные принципы хозяйственного процесса Республики БеларусьГосударство предоставляет всем равные права для осу­ществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и ре­альные условия для развития всех форм собственности (ст. 13 Конституции). Равенство участников материально-правовых отношений предполагает их равенство и в процессуальных отношениях, что и закреплено в ст. 9 ХПК. Все, что дозволено в процессе истцу (представлять доказа­тельства, заявлять ходатайства, обжаловать судебные ак­ты и т.п.), должно быть дозволено ответчику, и наоборот.

При этом в споре между собой стороны обязаны доб­росовестно пользоваться принадлежащими им процессу­альными правами и исполнять процессуальные обязан­ности.

В свою очередь хозяйственный суд должен создавать лицам, участвующим в деле, условия для реализации прин­ципа состязательности (участие в предоставлении, сопос­тавлении и оценке доказательств, использование права за­давать вопросы, заявлять ходатайства и т.п.).

Принцип состязательности имеет кажущийся на пер­вый взгляд антипод - принцип объективной (судебной) ис­тины. Принцип объективной (судебной) истины прямо не закреплен в ХПК, не всегда одинаково воспринимается процессуалистами, но следует признать, что он вытекает из анализа ряда норм ХПК.

Так, основными задачами хозяйственного судопроиз­водства являются правильное и своевременное рассмотре­ние дел, защита нарушенных или оспариваемых прав и за­конных интересов юридических лиц и граждан. Правиль­но защитить права и законные интересы можно только с соблюдением требований закона и с учетом фактических обстоятельств дела. Иными словами, целью судебного разбирательства является установление объективной ис­тины, поскольку хозяйственный суд является государст­венным органом, осуществляющим правосудие. В против­ном случае суд бы превратился в судилище, где действуют принципы силы, расторопности, предприимчивости и т.п. Без стремления к истине процесс осуществления правосу­дия теряет свой смысл.

В свою очередь, принцип состязательности вытекает из противоборства материально-правовых интересов. Лица, участвующие в деле, должны доказать свою правоту на основе представляемых доказательств. Хозяйственный суд рассматривает дело на основании доказательств, пред­ставленных этими лицами или истребованных судом по их инициативе. Таким образом, хозяйственный суд освобож­ден от обязанности собирать доказательства и может только способствовать этому.

Однако принцип состязательности не означает, что хо­зяйственный суд освобожден от обязанности выяснять действительные (фактические) обстоятельства дела. Это подтверждается рядом норм ХПК: об оценке доказа­тельств по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех доказательств, имеющихся в деле; о праве хозяйст­венного суда по своей инициативе назначать экспертизу; об обеспечении доказательств; о судебных поручениях.

Более того, если изложенные в решении хозяйствен­ного суда выводы не соответствуют материалам дела и фактическим обстоятельствам, то решение признается необоснованным и подлежит отмене или изменению.

Наличие принципа объективной (судебной) истины подтверждают и другие нормы ХПК, регулирующие поря­док пересмотра судебных актов в кассационном и надзор­ном производстве. По существу, в отличие от некоторых других процессуальных законов, ХПК не допускает воз­можность использования фикции законности и обосно­ванности судебного акта. Кассационная и надзорная ин­станции хозяйственного суда не связаны доводами касса­ционной жалобы и надзорного протеста и обязаны прове­рить законность и обоснованность судебного акта по име­ющимся в деле материалам.

Таким образом, можно сделать вывод, что ХПК ори­ентирует хозяйственные суды на выяснение не формаль­ной, а объективной истины (установление обстоятельств по делу), достаточной для вынесения решения по делу. Та­кой вывод свидетельствует и о том, что принцип объек­тивной (судебной) истины и состязательности не противо­речат друг другу, а, наоборот, дополняют друг друга.

Функциональные принципы хозяйственного процесса Республики БеларусьФункциональные принципы хозяйственного процесса Республики БеларусьФункциональные принципы хозяйственного процесса Республики БеларусьФункциональные принципы хозяйственного процесса Республики БеларусьФункциональные принципы хозяйственного процесса Республики БеларусьФункциональные принципы хозяйственного процесса Республики БеларусьФункциональные принципы хозяйственного процесса Республики БеларусьФункциональные принципы хозяйственного процесса Республики БеларусьФункциональные принципы хозяйственного процесса Республики БеларусьДля хозяйственного судопроизводства указанный принцип имеет свою специфику. Она заключается в том, что основную массу дел, рассматриваемых хозяйственны­ми судами, составляют экономические споры. В экономи­ческих отношениях предполагается, как правило, равенст­во партнеров, которое должно сохраняться и при рассмо­трении спора в суде.

Принцип непосредственности (ст. 14 ХПК) определя­ет способы восприятия хозяйственным судом доказа­тельств по делу и предполагает точное соблюдение двух правил:

хозяйственный суд должен основывать решение или другой судебный акт по делу на материалах (доказатель­ствах и установленных ими фактах), непосредственно вос­принятых, проверенных и исследованных в судебном засе­дании;

хозяйственный суд и лица, участвующие в деле, долж­ны стремиться к тому, чтобы сведения о фактах, необхо­димых для рассмотрения дела, были почерпнуты непо­средственно из первоисточников либо из надлежаще оформленных копий документов или выписок из них.

В силу принципа непосредственности не допускается вынесение решения, основанного на внепроцессуальных материалах, на доказательствах, которые не были прове­рены в судебном заседании, за исключением случаев, пря­мо указанных в законе, влекущих освобождение от дока­зывания.

Такие процессуальные институты, как осмотр и иссле­дование доказательств в месте их нахождения, основания освобождения от доказывания, обеспечение доказа­тельств, судебные поручения, содержат в себе отдельные исключения из принципа непосредственности.

Принцип непрерывности судебного разбирательст­ва и неизменности состава суда (ст. 136 ХПК). В соот­ветствии с этим принципом разбирательство дела осуще­ствляется при неизменном составе хозяйственного суда. Однако по ряду объективных причин судья может выбыть из процесса. В случае замены одного из судей в процессе об этом выносится определение, и судебное разбиратель­ство производится с самого начала.

Судебное разбирательство по делу происходит непре­рывно, кроме ночного времени и перерывов для отдыха по ходатайству сторон или усмотрению хозяйственного суда. При необходимости хозяйственный суд вправе объя­вить перерыв в заседании на срок не более трех дней.

Перечисленные требования о непрерывности судебно­го разбирательства и неизменности состава суда направ­лены на концентрирование внимания суда на одном деле, на обеспечение принципа законности по этому делу. Су­дья, который непрерывно рассматривает дело, имеет больше возможности установить истину по делу и вынес­ти справедливое, законное и обоснованное решение, чем судья, периодически рассматривающий разные дела. До принятия решения по данному делу или отложения его су­дья не вправе рассматривать другие дела.

Принцип устности судебного разбирательства и письменности (ст. 136 ХПК). Хозяйственное судопроиз­водство сочетает устность и письменность. Эти два прин­ципа определяют форму поступления в хозяйственный суд фактического и доказательственного материала, а также способы его восприятия хозяйственным судом.

В силу названного принципа судебные заседания в хо­зяйственном суде ведутся устно: лица, участвующие в де­ле, устно излагают свои объяснения и ходатайства, задают вопросы. Устно оглашаются судебные акты, заключения экспертов и специалистов, протоколы процессуальных действий и т.п.

Вместе с тем хозяйственному суду и другим участни­кам процесса приходится закреплять свои отношения, в том числе и совершать процессуальные действия, в пись­менной форме: исковое заявление (заявление, жалоба) по­дается в письменной форме, устные показания, ходатайст­ва, вопросы фиксируются письменно в протоколе судеб­ного заседания, судебные акты излагаются также в пись­менной форме и т.д.

Функциональные принципы хозяйственного процесса Республики БеларусьФункциональные принципы хозяйственного процесса Республики БеларусьФункциональные принципы хозяйственного процесса Республики БеларусьФункциональные принципы хозяйственного процесса Республики БеларусьФункциональные принципы хозяйственного процесса Республики БеларусьФункциональные принципы хозяйственного процесса Республики БеларусьРоль письменности в хозяйственном процессе значи­тельно большая, чем в гражданском процессе. Хозяйственный суд рассматривает чаще всего дела с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В связи с этим в хозяйственном процессе исследуются пре­имущественно учредительные документы, протоколы со­браний, договоры, товарно-транспортные накладные, ак­ты проверок и другие документы.

Принцип оптимальности (оперативности), или принцип процессуальной экономии. Этот принцип также относится к собирательным. Одновременно он является и характерным для хозяйственного (экономического) судо­производства. Интересы укрепления законности и эконо­мики, договорной дисциплины в деятельности и во взаи­моотношениях субъектов предпринимательства, создание наиболее благоприятных условий для их нормальной дея­тельности требуют, чтобы возникающие между ними (или с их участием) споры разрешались бы правильно, своевре­менно (в установленный срок), при минимальной затрате сил, средств и времени.

Значение этого принципа состоит в том, что в сочета­нии и во взаимодействии с другими принципами им обес­печивается правильное и своевременное разрешение хо­зяйственных споров, эффективное выполнение судом сво­их задач в предельно сжатые сроки, при минимальной за­трате средств и усилий как суда, так и участников спора.

Сущность этого принципа раскрывается в нормах ХПК: об участии в деле нескольких истцов, ответчиков, изменении иска, отказе от иска, признании иска, мировом соглашении, третьих лицах, заявляющих самостоятель­ные требования на предмет спора, судебных поручениях, сроке рассмотрения дела, сроке подачи кассационной жа­лобы, сроках рассмотрения жалоб и дел в порядке надзо­ра и др.

С принципом оптимальности связаны и такие закрепленные в ХПК процессуальные институты, как встречный иск, соединение и разъединение исков, замена ненадлежа­щей стороны, привлечение к участию в деле других ответ­чиков или третьих лиц, приказное производство.

Принцип оптимальности нельзя сводить только к ус­корению процесса. Быстрое рассмотрение дела в ущерб законности и объективности судебного решения было бы антипринципом хозяйственного процессуального права. Сущность этого принципа сводится к тому, чтобы при раз­бирательстве дела в хозяйственном суде наиболее полно, своевременно и оптимально использовались все установ­ленные законом средства для правильного (законного и обоснованного) и быстрого разрешения споров и устране­ния выявленных при этом недостатков в хозяйственной деятельности.

Право обжалования судебных постановлений как принцип судопроизводства предусмотрен Конституцией (ст. 115). В ХПК он раскрывается прежде всего через право лиц, участвующих в деле, обжаловать судебные постановления, не вступившие в законную силу, в касса­ционную инстанцию хозяйственного суда, рассмотревше­го спор по существу. Такое же право имеют лица, не при­влеченные к участию в деле, если хозяйственный суд принял решение об их правах и обязанностях. Прокурор, принимавший участие в деле, вправе принести кассаци­онный протест на незаконное или необоснованное реше­ние хозяйственного суда независимо от обжалования его лицами, участвующими в деле. Если прокурор не прини­мал участия в деле, он не имеет права на кассационный протест.

Лица, участвующие в деле, а также другие лица, чьи права и охраняемые законом интересы нарушены судеб­ным актом хозяйственного суда, вправе обжаловать его в надзорном порядке. Должностные лица хозяйственных су­дов и органов прокуратуры, имеющие право принесения надзорного протеста на вступившие в законную силу су­дебные акты, перечислены в ст. 200 ХПК.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


Конституция Республики Беларусь 1994 года. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года. Минск «Беларусь». (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 05.01.1999, № 1, рег. № 1/0 от 04.01.1999) (с изменениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004г.).

Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь от 15 декабря 1998 г. N 219-З Принят Палатой представителей 11 ноября 1998 года. Одобрен Советом Республики 26 ноября 1998 года.

Борико С.В. Судоустройство: Учебник. - Мн.: Амалфея, 2000.

Завадская Л.Н. Реализация судебных решений. М: Наука, 1982.

Мартинович И.И., Пастухов М.Н. Судебно-правовая реформа в Республике Беларусь. Минск, 1995.

Каменков В.С., Жандаров В.В. Хозяйственный процесс в Республике Беларусь. - Мн.: Амалфея, 2007 - 221с.

Практикум по хозяйственному процессу: Учебное методическое пособие / В.С. Каменков, С.В. Лунев, В.В. Жандаров, А.А. Гариовский: Под общ. ред. В.С. Каменкова. - Мн.: Амалфея, 2000. - 208 с.

Похожие работы:

  1. • Конституционные принципы организации и ...
  2. • Международное право в правовой системе Республики Беларусь
  3. •  ... по делам с участием иностранных лиц в хозяйственном суде ...
  4. • Источники конституционного права Республики Беларусь
  5. • Совершенствование судебной системы Республики ...
  6. • Меры по обеспечению иска в хозяйственном процессе
  7. • Понятие, предмет и система хозяйственного процессуального ...
  8. • Принципы действия уголовного закона Республики ...
  9. • Конституционный строй Республики Беларусь
  10. • Правовое положение иностранных юридических лиц в Республике ...
  11. • Гражданство Республики Беларусь
  12. •  ... инвестиционной деятельности в Республике Беларусь
  13. • Понятие и виды источников земельного права Республики ...
  14. • Международный арбитражный (хозяйственный) процесс: некоторые ...
  15. • Порядок назначения референдумов в Республике ...
  16. • Совет министров и Правительство Республики Беларусь, их ...
  17. • Судебная власть
  18. • Хозяйственные суды в РБ
  19. • Практика применения норм хозяйственно-процессуального кодекса ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com