Рефетека.ру / Государство и право

Курсовая работа: Уголовное право

КУРСОВАЯ РАБОТА

по курсу «Уголовное право»

по теме: «Уголовное право»


Введение


Уголовное право – отрасль правовой системы России, определяющая основания, принципы и условия уголовной ответственности, цели наказания, виды преступлений и наказания, назначаемые за их совершение. Происхождение слова «уголовное» в русском языке до конца не выяснено. Согласно одной из версий, оно происходит от глагола «уголовить», т.е. «обидеть». По другой версии, оно связано с древнерусскими словами «уголовь» и «уголовье», что означало преступления, влекущие применение к виновному смертной казни или другой кары. К сказанному следует добавить, что в статьях 26, 96-98 Псковской судной грамоты под «головщиной» понималось убийство.

Термин «уголовное право» является специфически русским, так как большинство стран мира определяет данную отрасль права как право о преступлениях или как право о наказаниях. Например, в Болгарии уголовное право называется «наказательным» правом, у немцев – «штрафным», у англичан – «криминальным».

Уголовное право характеризуется своим предметом, задачами и системой. Этой теме и посвящена данная работа.


1. Предмет и методы уголовного права


Уголовное право – одна из важнейших отраслей права в любом государстве, орудие борьбы с преступлениями, средство охраны от них наиболее важных общественных отношений данного государства. Это единственная отрасль, предусматривающая возможность применения наказания, то есть репрессии.

Уголовное право представляет собой самостоятельную отрасль права, т. е. совокупность уголовно-правовых норм как общеобязательных правил поведения, установленных государством, адресованных неопределенному кругу лиц, рассчитанных на неоднократное применение и обеспечиваемых в случае необходимости принудительной силой государства.

Уголовное право понимается в трех значениях:

1) как отрасль законодательства;

2) как отрасль науки;

3) как самостоятельная учебная дисциплина (учебный курс).

Как отрасль законодательства уголовное право – это государственная воля, возведенная высшим органом законодательной власти в систему юридических норм, предусматривающих основание, принципы и другие общие положения уголовной ответственности, виды преступлений, а также наказания и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений.

Наука уголовного права – это система взглядов об основании, принципах и других общих положениях уголовной ответственности, преступлении и наказании.

Уголовное право как самостоятельная учебная дисциплина – это преподаваемый в высших и средних юридических и ряде других учебных заведений учебный курс, построенный на систематизированном отражении уголовного законодательства и основных положений науки уголовного права.

Уголовному праву как самостоятельной отрасли права присущи собственные предмет и метод правового регулирования.

Вопрос о предмете уголовно-правового регулирования является дискуссионным. Ряд российских авторов высказали мнение о том, что уголовное право не имеет собственного предмета правового регулирования (А.А. Пионтковский, В.Г. Смирнов), а лишь охраняет те отношения (семейные, трудовые, гражданско-правовые и прочие), которые регулируются другими отраслями права. Например, в Семейном кодексе РФ регламентирован порядок взыскания алиментов на содержание несовершеннолетних детей. Нормам, регулирующим алиментные отношения, соответствует норма, закрепленная в УК РФ, согласно которой злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей образует преступление, влекущее уголовную ответственность.

Другие авторы высказали иную точку зрения. Они полагают, что уголовное право регулирует такие общественные отношения, которые не составляют предмет регулирования ни одной из других отраслей права (Н.С. Таганцев, Н.Д. Дурманов, А.В. Наумов). В подтверждение этой точки зрения обычно приводят пример с регламентацией уголовной ответственности за посягательства на личность, государственные интересы и т. п. Запрет таких действий, как шпионаж, захват заложника, бандитизм, изнасилование является сугубо уголовно-правовым и не содержится в других отраслях права.

Как представляется, функции уголовного права нельзя сводить лишь к охране отношений, получивших регламентацию в других отраслях права. Уголовное право имеет собственный, достаточно специфичный предмет регулирования.

Таким образом, предмет уголовного права как отрасли права – это общественные отношения, во-первых, направленные на защиту личности, общества и государства от преступных посягательств, во-вторых, связанные с освобождением от уголовной ответственности и наказания и, в-третьих, связанные с профилактической и стимулирующей функцией уголовного закона.

Гаухман Л.Д. и Колодкин Л.М. относят к предмету науки уголовного права основание и принципы уголовной ответственности, преступление и наказание. В конкретизированном выражении этот предмет составляет весьма широкий научно систематизированный круг вопросов, соответствующий в целом системе уголовного законодательства. Основными из вопросов, образующих в совокупности предмет науки уголовного права, являются такие, как уголовный закон; принципы уголовного права; общие положения об уголовной ответственности; преступление; состав преступления; наказание, его назначение и освобождение от него; правоотношения между государством и лицом, совершившим преступление; отдельные составы преступлений; квалификация преступлений.

В самом общем виде предмет уголовного права можно определить как преступление и наказание. Преступление и наказание являются центральными понятиями уголовного права. Поскольку каждое преступление совершается конкретным человеком, определение юридически значимых признаков лица, совершившего преступление, – субъекта также входит в предмет уголовного права.

Термин «преступление» происходит от понятия «преступить какие-то границы, пределы», т. е. нарушить общепринятые правила поведения в обществе. Уголовное право как раз и определяет границы допустимого поведения, нарушение которых будет считаться преступлением. Предметом уголовного права являются деяния, признаваемые преступными, а также наказание, предусмотренное за совершение таких деяний. Уголовное право определяет также конкретные виды преступлений и устанавливает за них определенное наказание.

Метод уголовно-правового регулирования может выражаться в следующих способах воздействия на общественные отношения:

установление уголовно-правовых запретов;

предоставление любому лицу права на противодействие общественно опасным посягательствам (права на необходимую оборону, задержание преступника);

стимулирование позитивного поведения виновного лица после совершения им преступления (деятельного раскаяния, примирения с потерпевшим);

освобождение от уголовной ответственности или наказания при определенных условиях;

применение принудительных мер медицинского характера;

применение санкций уголовно-правовых норм.

Перечисленные средства являются основными и не исчерпывают всех способов уголовно-правового воздействия на общественные отношения.

Уголовное право как отрасль российского законодательства исчерпывается Уголовным кодексом РФ1. Никакие уголовные законы, устанавливающие уголовную ответственность, не могут действовать вне рамок УК, параллельно с ним и подлежат обязательному включению в его текст. Во многих странах Запада Уголовный кодекс не является единственным источником уголовного права и наряду с ним существует законодательство (подчас обширное), содержащее уголовно-правовые нормы, предусматривающие, например, уголовную ответственность за экономические, экологические, транспортные и другие преступления. При обсуждении проектов нового УК высказывались (порой настойчиво) предложения о таком же подходе к кодификации уголовно-правовых норм и у нас. В этом случае законодатель получал возможность сколь угодно оперативно изменять уголовное законодательство, «внешне» не затрагивая структуру Кодекса. Наумов А.В. считает, что сохранение отечественных традиций относительно сплошной кодификации уголовно-правовых норм в рамках Уголовного кодекса является принципиально важным и что, «сохранив указанную традицию, мы сохраним и определенные гарантии законности в сфере отправления правосудия по уголовным делам».

Существование норм, отсылающих к нормам других отраслей права (о преступлениях в сфере экономической деятельности, об экологических преступлениях, о нарушениях специальных правил безопасности и т. п.), не колеблет этого принципа. Нормы других отраслей права, будучи включенными в уголовно-правовую норму, становятся ее составной частью.

Уголовное право взаимодействует с другими отраслями российского права. Наиболее тесна его связь с уголовно-процессуальным, уголовно-исполнительным и административным правом.


2. Задачи уголовного права


Уголовное законодательство разных государств неодинаково. Различаются, в частности, принципы уголовной ответственности, круг деяний, признаваемых преступлениями, виды и размеры наказаний и т.д. Различия зависят от сущности социально-экономических формаций и национально-исторических особенностей становления и развития государств и их правовых систем. Неодинаковы и юридические нормы одного и того же государства на разных этапах его развития. Не тождественны задачи и функции уголовного права.

В УК РФ выражены и закреплены задачи уголовного законодательства России1 Анализ УК позволяет выделить три аспекта этой проблемы:

охрана наиболее важных общественных отношений от преступных посягательств;

обеспечение мира и безопасности человечества;

предупреждение преступлений.

В соответствии с ч. 1 ст.2 УК от преступных посягательств охраняются права и свободы человека и гражданина, общественный порядок и общественная безопасность, окружающая среда, конституционный строй Российской Федерации.

В научной и учебной литературе, кроме задач уголовного права, закрепленных в УК, выделяют и другие задачи: охранительную, предупредительную, регулятивную и воспитательную.

Охранительная задача – это задача охраны уголовным законом важнейших общественных отношений. Охранительная задача уголовного права по сути, и есть его основная задача, по сути дела независимая ни от политического строя соответствующего государства, ни от особенностей его экономики. Но в определении приоритетов уголовно-правовой охраны наблюдается существенная разница. УК РСФСР (как и УК других союзных республик) исходил из приоритетов охраны государственных интересов, затем – общественных и уже только потом – интересов личности; в уголовных кодексах развитых демократических стран указанные приоритеты обычно выстраивались в обратном порядке.

Новый Уголовный Кодекс РФ, принятый в 1997 году, отказался от приверженности советским традициям и перешел к новой иерархии ценностей, охраняемых уголовным законом: «личность – общество – государство». Так в старом УК его Особенная часть начиналась с главного преступления – с «измены Родине» и других государственных преступлений, за ними помещались нормы о преступлениях против социалистической собственности (упраздненные лишь 1 июля 1994 г.) и уже потом нормы об ответственности за убийство. В новом УК его Особенная часть открывается статьей об ответственности за убийство как самого опасного преступления из всех возможных преступлений. На первое место в Кодексе поставлена задача уголовно-правовой охраны прав и свобод человека и гражданина, а уже потом – общества и государства.

В соответствии с Конституцией РФ «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства»1. В связи с объявлением на конституционном уровне человека, его прав и свобод высшей ценностью, в числе задач уголовного права на первое место поставлена задача охраны общественных отношений, обеспечивающих эти права и свободы. Права и свободы человека и гражданина, указанные в ч. 1 ст. 2 УК РФ, понимаются в широком смысле, очерченном в Конституции РФ1. Они перечислены и закреплены в ст. 17–64, включенных в главу 2 этой Конституции. Задача охраны собственности предопределена нормой, содержащейся в ч. 2 ст. 8 Конституции РФ, где указано, что «в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности»; задача охраны окружающей среды – нормами, предусмотренными ст. 42 и 58 данной Конституции; задача охраны конституционного строя – нормами, установленными ст. 1–16 главы 1, ст. 55 главы 2, ст. 65–79 главы 3, ст. 80–93 главы 4, ст. 94–109 главы 5, ст. 110–117 главы 6, ст. 118–129 главы 7, ст. 130–133 главы 8 и ст. 134–137 главы 9 Конституции РФ. Задача охраны общественного порядка и общественной безопасности вытекает из необходимости защиты разнообразных общественных отношений, обеспечивающих нормальное функционирование общества, а обеспечение мира и безопасности человечества – из устоев внешней политики Российской Федерации и норм международного права.

Предупредительная задача – это задача предупреждения как любых преступлений, что обусловлено положением, содержащимся в ч. 1 ст. 2 УК РФ, так и новых преступлений со стороны лиц, уже совершивших преступления, что определено нормой, включенной в ч. 2 ст. 43 этого УК.

Регулятивная задача означает, что уголовное законодательство регулирует правоотношения, возникающие в связи с совершением преступления, между лицом, его совершившим, и государством, то есть между субъектами уголовного правоотношения. Каждый из этих субъектов имеет права и обязанности, корреспондируемые соответственно с обязанностями и правами другого субъекта правоотношения.

Суть воспитательной задачи выражается в том, что само содержание юридических норм уголовного законодательства, запрещающих совершение общественно опасных деяний, воспитывает граждан в духе исключения таких деяний из своего поведения, ориентируя их на правопослушное поведение, то есть на неуклонное и точное соблюдение законов, бережное отношение к благам личности, чужому имуществу, уважение к разнообразным социальным нормам.

В новом УК была коренным образом изменена система предупреждения преступлений. Существуют два аспекта этой проблемы: частное и общее предупреждение. Первое предполагает предупреждение совершения новых преступлений лицами, уже совершившими какие-либо преступления, что достигается в основном применением к ним уголовного наказания. Общее предупреждение – это предупреждение совершения преступлений иными гражданами под воздействием уголовно-правового запрета (угрозы наказания). Обычно эффективность таких запретов оценивается невысоко. Однако еще в начале 70-х годов известный советский теоретик уголовного права профессор М.Д. Шаргородский сказал: «Достаточно только поставить вопрос, увеличилось ли бы число преступлений, если бы были отменены нормы уголовного права, чтобы всякий понял, что число преступлений в таком случае, безусловно, возросло бы. Отсюда следует сделать вывод, что рост преступлений имел бы место за счет категории неустойчивых и склонных к совершению преступлений лиц, которые боятся наказания и поэтому не совершают преступлений»1.

В истории известны случаи, когда действие уголовного законодательства фактически приостанавливалось. Например, забастовка ливерпульских полицейских в Англии в 1919 г, сопровождавшаяся внезапной вспышкой грабежей и погромов, или арест национальной полиции Дании немецкими оккупационными властями в 1944 г, вследствие чего резко возросла преступность в стране, или нью-йоркское «затемнение» 1977 г, когда на 25 часов вследствие аварии электросети деятельность полиции была фактически парализована, что вызвало волну насилия и грабежей. К великому сожалению, список незапланированных экспериментов можно пополнить за счет резкой вспышки преступности на территориях бывшего Союза ССР, где распад союзного государства сопровождался (или сопровождается и сейчас) вооруженными конфликтами (например, в кавказском регионе).

Криминологи неоднократно предпринимали попытки установить примерную (относительную) численность той части общества, на которую оказывает свое действие уголовный кодекс в плане общего предупреждения. По данным опроса ленинградцев в 20-е годы страх перед наказанием удержал от совершения преступления около 20% опрашиваемых. По результатам аналогичного опроса, проведенного в 70-е годы болгарскими криминологами, этот показатель составил 6%; советскими – 9% для городских и 21% для сельских жителей; польскими (выяснялось действие запрета кражи имущества) – примерно 20%. В 1981 г. по специально разработанной анкете было опрошено свыше 400 рабочих и служащих нескольких предприятий Москвы. На вопрос: «Почему, по Вашему мнению, большинство людей не совершают преступлений?» 17,4% ответили: «Из-за страха перед наказанием»1. Конечно же, проведенные исследования дают лишь ориентировочное представление о числе лиц, на которых уголовный закон оказывает предупредительное воздействие. Однако они позволяют сделать вывод, что такое воздействие существует, и размеры его нельзя ни приуменьшать, ни преувеличивать.

3. Система уголовного права


Система уголовного права определяется его делением на Общую и Особенную части. В первой закреплены принципы уголовного права, определены его задачи, основные понятия, такие, как преступление, наказание, неоднократность, совокупность, рецидив, невменяемость, формы вины и т. д., предусмотрены условия наступления уголовной ответственности и основания освобождения от нее и от наказания. В Общей части регламентированы вопросы действия уголовного закона во времени, в пространстве и по кругу лиц, выдачи преступников, давности, амнистии и помилования, применения принудительных мер медицинского характера и воспитательного воздействия. Таким образом, в Общей части уголовного права, которой соответствует Общая часть УК РФ, рассматриваются основные вопросы, имеющие значение для всех норм, включенных в Особенную часть.

Что касается Особенной части, она представляет собой совокупность уголовно-правовых норм и институтов, устанавливающих уголовную ответственность за конкретные виды преступных посягательств (убийство, хищения, бандитизм и др.).

В новом УК впервые законодательно сформулированы принципы уголовного права: законности1, равенства граждан перед законом2, вины3, справедливости4 и гуманизма5.

Принцип законности имеет общеправовое и уголовно-правовое значение и содержание. Как общеправовой он базируется на нормах, закрепленных в ст. 15, 45–54 Конституции РФ, прежде всего – в ч. 2 ст. 15, где указано, что «органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы». Уголовно-правовое содержание принципа законности выражено в нормах, помещенных в ст. 3 УК РФ, в ч. 1 которой установлено, что «преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только настоящим Кодексом», а в ч. 2 – что «применение уголовного закона по аналогии не допускается». По УК РСФСР 1926 г (который действовал до принятия УК 1960 г) предусматривалось, что «если то или иное общественно-опасное действие прямо не предусмотрено настоящим Кодексом, то основание и пределы ответственности за него определяются применительно к тем статьям Кодекса, которые предусматривают наиболее сходные по роду преступления». На практике эта аналогия принимала самые уродливые формы. Так, известен случай, когда гражданин неосторожно уронил бюст вождя, который при падении разбился на куски. Разумеется, что и в сталинском УК не было статьи, которая бы предусматривала наказание за подобное деяние. Судебная практика обходилась и без такой статьи. По аналогии указанное лицо за свою неуклюжесть было привлечено к уголовной ответственности и осуждено за террористический акт, то есть за посягательство на жизнь вождя.

По логике отмена аналогии вытекала еще из Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1958 г, однако, отдельные факты допущения аналогии встречались в судебной практике, в связи, с чем в новом УК и потребовалось законодательное закрепление такой отмены. Правоприменительными органами и впредь могут быть обнаружены общественно опасные деяния, которые выпали из поля зрения законодателя и потому не признаны уголовно наказуемыми. Кроме того, и общественная опасность деяния не остается чем-то неизменным, раз и навсегда данным. Развитие общественных отношений, научно-технический прогресс могут вносить коррективы в критерии признания деяний общественно опасными и наказуемыми. То, что сегодня общественно опасно, завтра может лишиться этого качества и, наоборот, может возникнуть необходимость в запрещении уголовным законом новых деяний. Однако подобное восполнение пробелов относится к компетенции только самого законодателя. Суд, прокурор, следователь, орган дознания не вправе придавать уголовно-правовое значение деянию, находящемуся вне сферы уголовно-правового регулирования. И отныне об этом четко сказано в самом Уголовном Кодексе.

Принцип равенства граждан перед законом так же, как и принцип законности, выступает в качестве общеправового и уголовно-правового. Как общеправовой он сформулирован и закреплен в Конституции РФ1, как уголовно-правовой – в ст. 4 УК РФ, установившей, что «лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств».

Вместе с тем из этого принципа в его общеправовом и уголовно-правовом значениях предусмотрены изъятия. Они содержатся в ст. 91,98 и 122 Конституции РФ о неприкосновенности Президента Российской Федерации, членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, а также судей. Конкретизирован принцип неприкосновенности в ст. 98 Конституции РФ, гласящей:

«1. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

2. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания».

Статус неприкосновенности Президента РФ в ст. 91 и судей в ст. 122 Конституции РФ не конкретизирован, причем относительно детализации неприкосновенности судей в ст. 122 сделана отсылка к федеральному закону. Таковым является Закон РФ от 26 июня 1992 года «О статусе судей в Российской Федерации», где неприкосновенность судей регламентирована ст. 16.

Кроме того, в коллизии с принципом равенства граждан перед законом, провозглашенным в ст. 19 Конституции РФ и ст. 4 УК РФ, находится норма о неприкосновенности прокуроров, содержащаяся в ст. 39 Закона РФ от 17 января 1992 года «О прокуратуре Российской Федерации». В отличие от неприкосновенности Президента РФ, членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей, неприкосновенность прокуроров не закреплена в Конституции РФ. Поскольку на основании ч. 1 ст. 15 Конституции РФ Конституция имеет высшую юридическую силу, является законом прямого действия, следует считать, что прокуроры не обладают неприкосновенностью и уравниваются перед законом с другими гражданами.

Принцип вины сформулирован и закреплен в ст. 5 УК РФ. Часть 1 этой статьи гласит, что «лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина», а ч. 2 – что «объективное вменение, то есть уголовная ответственность за невиновное причинение вреда, не допускается». Данный принцип означает, что уголовная ответственность наступает за деяние, совершенное лишь умышленно или по неосторожности.

Этот принцип есть выражение элементарнейшего условия правильной социально-правовой оценки человеческого поведения вообще и преступного в частности, так как осуждение за деяние, общественную опасность которого лицо не предвидело и не могло предвидеть, было бы лишено какого-либо воспитательного и предупредительного значения. Новый УК не только законодательно закрепил принцип вины, но значительно развил его по сравнению с прежним уголовным законодательством. В новом УК деяние, совершенное по неосторожности, признается преступлением только в том случае, когда это специально оговаривается соответствующей статьей Особенной части УК (правило, содержащееся в уголовном законодательстве многих европейских стран, например, ФРГ). Таким образом, в тех случаях, когда диспозиция статьи Особенной части не конкретизирует форму вины, соответствующее преступление может быть только умышленным.

Принцип справедливости предусмотрен ст. 6 УК РФ. В соответствии с ч. 1 этой статьи «наказание и иные меры уголовно- правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного», а согласно ч. 2 – «никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление». Если положение, содержащееся в ч. 2 ст. 6 УК РФ, в полной мере выражает принцип справедливости, то норма, установленная ч. 1 этой статьи, находит свое отражение в принципе законности. Это обусловлено тем, что справедливость воспринимается разными людьми, в том числе потерпевшим и виновным, неодинаково и мерилом справедливости является закон. Наказание справедливо только тогда, когда назначено в соответствии с уголовно-правовыми нормами об общих началах назначения наказания, смягчающих и отягчающих наказание обстоятельствах и т.д. Вместе с тем норма, содержащаяся в ч. 1 ст. 6 УК РФ, в определенной мере конкретизирует принцип законности в той части, которая касается назначения наказания за совершенное лицом преступление.

Принцип гуманизма определен в ст. 7 УК РФ. Согласно ч. 1 данной статьи «уголовное законодательство Российской Федерации обеспечивает безопасность человека», а согласно ч. 2 – «наказания и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства».

Принцип гуманизма проявляется также в ряде конкретных законоположений. Во-первых, как усматривается из задач УК РФ и анализа совокупности практически всех уголовно-правовых норм, содержащий их данный Уголовный кодекс охраняет каждого члена общества в отдельности и общество в целом и допускает возможность применения наказания лишь к лицам, совершившим общественно опасные деяния, предусмотренные в качестве преступлений. Во-вторых, УК РФ содержит универсальную взаимосвязанную систему норм, предусматривающих возможность назначения более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление1; назначения наказания при вердикте присяжных заседателей о снисхождении2; условного осуждения3; освобождения от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием или примирением с потерпевшим4; условно-досрочного освобождения от отбывания наказания5; замены неотбытой части наказания в связи с болезнью6; отсрочки отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей7; освобождения от уголовной ответственности и от наказания на основании актов амнистии или помилования8, а также запрещающих применение смертной казни к женщинам, независимо от возраста, к мужчинам в возрасте до восемнадцати лет и достигшим шестидесятипятилетнего возраста9 и т.д. В-третьих, согласно ч. 1 ст. 60 УК РФ «более строгий вид наказания из числа предусмотренных за совершенное преступление назначается только в случае, если менее строгий вид наказания не может обеспечить достижение целей наказания».

Обобщая отмеченные и другие законоположения, можно констатировать, что принцип гуманизма в УК РФ выражается в:

1) обеспечении безопасности человека;

2) гуманном отношении к правонарушителям;

3) направленности на применение наименее строгих мер наказания;

4) направленности на разнообразие мер ответственности и наказаний;

5) стимулировании исправления правонарушителей.

В новом УК принцип гуманизма впервые сформулирован по-новому. Осуждая виновного, применяя к нему наказание, государство стремится исправить лицо, совершившее преступление, вернуть его к общественно полезной жизни, оказать предупредительное воздействие на других лиц.

Кроме рассмотренных принципов, специально определенных и закрепленных в ст. 3–7 УК РФ, Кодексу присущи и другие принципы, отраженные в нормах данного УК и вычленяемые теорией уголовного права. К ним относятся принципы патриотизма, интернационализма и неотвратимости ответственности.

Принцип патриотизма выражен в ст. 275 УК РФ об ответственности за государственную измену. Суть его в том, что гражданину Российской Федерации запрещено под угрозой строгого наказания изменять Российской Федерации, то есть оказывать помощь иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации. Уголовный закон, таким образом, обязывает любого гражданина Российской Федерации всегда быть верным Родине, являться ее патриотом.

Принцип интернационализма выражается как в ст. 4 УК РФ о равенстве перед законом совершивших преступления лиц, независимо от расы и национальности, так и в ряде норм Особенной части УК РФ, например в п. «л» ч. 2 ст. 105, ст. 282, 357 об ответственности соответственно за убийство по мотиву национальной, расовой ненависти или вражды, за возбуждение национальной, расовой вражды, за геноцид. Содержание этого принципа заключается в том, что УК РФ, с одной стороны, исключает неравенство лиц, совершивших преступления, в зависимости от их национальности или расы, а с другой – защищает лиц всех рас и национальностей от посягательств на них по мотиву расовой или национальной принадлежности.

Принцип неотвратимости ответственности в уголовно-правовом значении вытекает из смысла и духа УК РФ и состоит в том, что ответственность должен нести каждый совершивший преступление, в том числе соучастник либо лицо, осуществляющее приготовление к тяжкому или особо тяжкому преступлению или покушение на любое преступление.

Особенная часть уголовного права – совокупность уголовно-правовых норм, определяющих круг и юридические признаки деяний, признаваемых преступлениями, виды и размеры назначаемых за их совершение уголовных наказаний.

Особенная часть Уголовного кодекса кроме норм, содержащих описание конкретных составов преступления, содержит нормы, определяющие основания для освобождения лиц, совершивших некоторые конкретные преступления, от уголовной ответственности за них в связи с деятельным раскаянием и по другим основаниям (примечания к ст. 126, 204, 205, 206, 208, 222, 223, 228, 275, 291, 307, 337, 338 УК РФ).

В нормах Особенной части, кроме того, содержатся разъяснения важных правовых понятий, без уяснения которых возникают серьезные трудности при квалификации преступлений. Например, примечание 1 к ст. 158 УК РФ содержит определение хищения как совершенных с корыстной целью противоправных безвозмездных изъятий и (или) обращений чужого имущества в пользу виновного или других лиц, причинивших ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества.

В примечаниях к ст. 158, 198, 199, 200, 260 УК РФ содержатся определения понятий крупных или значительных размеров.

Значение Особенной части уголовного права состоит в том, что в ней исчерпывающе, в строгом соответствии с принципом «нет преступления без прямого указания о том в законе» перечисляются и описываются общественно опасные деяния, которые признаются преступлениями, и за их совершение устанавливается определенный вид и размер наказания. Только Особенная часть уголовного права позволяет правильно квалифицировать деяние. Глубокий анализ норм Особенной части позволяет суду правильно применять норму уголовного права и выносить на основании принципа законности справедливый приговор. Никаких иных оснований для применения мер уголовного наказания, кроме предусмотренных Особенной частью уголовного законодательства составов преступлений, не существует. Только совершение конкретного деяния (действия или бездействия), признанного нормой Особенной части действующего уголовного законодательства общественно опасным деянием, т.е. преступлением, является необходимым и единственным условием применения мер уголовной ответственности, соответствующих тяжести содеянного.

Система Особенной части уголовного права (УК РФ) представляет собой научно обоснованное расположение норм, определяющих ответственность за те или иные преступления, в зависимости от общности типового и родового объектов соответственно по разделам и главам Уголовного кодекса, а также отдельных статей относительно друг друга внутри главы.

Особенная часть Уголовного кодекса содержит шесть разделов;

1) VII. «Преступления против личности»;

2) VIII. «Преступления в сфере экономики»;

3) IX. «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка»;

4) Х. «Преступления против государственной власти»;

5) XI. «Преступления против военной службы»;

6) XII. «Преступления против мира и безопасности».

Разделы в свою очередь делятся на главы по признаку общности объектов посягательства. Так, раздел VII «Преступления против личности» состоит из пяти глав:

16. «Преступления против жизни и здоровья»;

17. «Преступления против свободы, чести и достоинства личности»;

18. «Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности»;

19. «Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина»;

и, наконец, завершающая раздел VII глава 20 «Преступления против семьи и несовершеннолетних».

Аналогичным образом построены и другие разделы, кроме разделов XI и XII, содержащих по одной главе.

Происходящие в обществе радикальные перемены, влияющие на состояние и динамику преступности и ее отдельных видов, нашли свое отражение в содержании Особенной части УК РФ. Изменение ее произошло как путем криминализации – введения новых составов преступлений (ст. 272, 273, 274 УК РФ), так и путем декриминализации – исключения ответственности за деяния, утратившие свою общественную опасность: недонесение (ст. 19 УК РСФСР); вредительство (ст. 69 УК РСФСР); участие в антисоветской организации (ст. 72 УК РСФСР) и другие.

Цель этих изменений – стремление законодателя привести уголовно-правовые запреты в соответствие с изменившимися условиями жизни общества и тем самым повысить эффективность правового регулирования охраны интересов личности, общества и государства.

Изменения в УК РСФСР 1960 г. и принятие УК РФ 1996 г. показывают тенденцию к сближению норм уголовного законодательства с общепризнанными международными принципами и нормами международного права1. Этому способствует стремление России войти в гуманитарное, культурное и правовое пространство Европы.

Так, ст. 1 Протокола № 6 Совета Европы предусмотрено, что в странах – членах Совета Европы смертная казнь отменяется и никто не может быть приговорен к смертной казни или казнен, однако УК РФ предусматривает в системе наказаний смертную казнь за посягательство на жизнь человека (5 видов преступлений). Не менее значимо для уголовного законодательства России положение ст. 7 Европейской Конвенции о том, что никто не имеет никакого иммунитета, если он ее вершил деяние, квалифицируемое как уголовное преступление.

Отсюда можно сделать вывод, что формирование стабильной Особенной части уголовного права – дело будущего и зависит как от стабилизации базисных общественных отношений, охраняемых уголовным законом, так и от синхронизации российского уголовного законодательства с международными нормами и стандартами.

От Особенной части уголовного права – структурного элемента уголовного законодательства и самостоятельного раздела теории уголовного права следует отличать соответствующий учебный курс, система которого в основе соответствует системе уголовного законодательства.

Общая и Особенная части уголовного права неразрывно связаны, не могут применяться друг без друга и в совокупности составляют единое целое – отрасль российского уголовного права. Только в их единстве уголовный закон в состоянии выполнить свои задачи – обеспечить охрану прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений1.

Связь Общей и Особенной частей уголовного права проявляется в том, что при квалификации общественно опасных деяний необходимо не только найти норму Особенной части, внешне соответствующую содеянному, но и внимательно изучить положения Общей части, поскольку само по себе причинение вреда, даже очень существенного, не всегда свидетельствует о совершенном преступлении.

Так, например, лишение жизни другого человека могло произойти в процессе необходимой обороны, при задержании опасного преступника либо лицом, имеющим психическое расстройство, препятствующее его способности понимать значение своих действий или руководить ими, либо лицом, не достигшим возраста, с которого наступает уголовная ответственность за убийство. Во всех перечисленных случаях мы не можем говорить о совершении преступления, но для уяснения этого требуется обращение к нормам Общей части.

Таким образом, соотношение двух частей уголовного права можно определить через единство диалектических категорий «общее» и «особенное».


Заключение


Уголовное право – одна из важнейших отраслей права в любом государстве, орудие борьбы с преступлениями, средство охраны от них наиболее важных общественных отношений данного государства. Это единственная отрасль, предусматривающая возможность применения наказания, то есть репрессии.

В настоящее время термин «уголовное право» употребляется в следующих значениях:

отрасль права;

отрасль законодательства;

наука;

учебная дисциплина.

Уголовное право представляет собой самостоятельную отрасль права, т. е. совокупность уголовно-правовых норм как общеобязательных правил поведения, установленных государством, адресованных неопределенному кругу лиц, рассчитанных на неоднократное применение и обеспечиваемых в случае необходимости принудительной силой государства.

Уголовное право как отрасль российского законодательства исчерпывается Уголовным кодексом РФ.

Уголовное право является также учебной дисциплиной, изучаемой в юридических вузах и на юридических факультетах университетов (институтов).

Уголовному праву как самостоятельной отрасли права присущи собственные предмет и метод правового регулирования.

Предмет уголовного права как отрасли права – это общественные отношения, во-первых, направленные на защиту личности, общества и государства от преступных посягательств, во-вторых, связанные с освобождением от уголовной ответственности и наказания и, в-третьих, связанные с профилактической и стимулирующей функцией уголовного закона. В самом общем виде предмет уголовного права можно определить как преступление и наказание.

К основным задачам уголовного права относятся охранительная и предупредительная.

Уголовное право, как и уголовное законодательство, призвано, в первую очередь, охранять права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественную безопасность, окружающую природную среду, конституционный строй Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечивать мир и безопасность человечества, а во-вторых, предупреждать совершение преступлений. Об этих задачах нам говорит ч. 1 ст. 2 УК РФ. Выделяют также регулятивную и воспитательную задачи.

Система уголовного права РФ состоит из двух частей – Общей и Особенной. В Общей части содержатся нормы, которые устанавливают принципы и общие положения уголовного права, а также определены его важнейшие институты: понятие преступления (ст. 14), формы вины (ст. 24, 27), необходимая оборона (ст. 37), крайняя необходимость (ст. 39), приготовление к преступлению и покушение на преступление (ст. 30), соучастие в преступлении (ст. 32-36), понятие и цели наказания (ст. 43), общие начала назначения наказания (ст. 60), освобождение от уголовной ответственности (ст. 75-78), судимость (ст. 96) и др.

В Особенной части помещены нормы, которые определяют конкретные общественно опасные деяния в качестве преступлений и устанавливают виды и размеры наказаний за совершение такого деяния.

Общая и Особенная части тесно взаимосвязаны и представляют собой неразрывное единство.


Список использованных источников


Конституция РФ.

Уголовный кодекс РФ от 13.06.96 №63-ФЗ.

Гаухман Л.Д., Максимов С.В. Уголовный кодекс Российской Федерации. Общий комментарий. Сравнительная таблица. М, ЮрИнфор, 2005.

Колодкин М.Л., Гаухман Л.Д. Уголовное право. Часть общая. Часть особенная. Учебник. М., 2007.

Курс уголовного права. Общая часть. Том 1: Учение о преступлении. Учебник для вузов. Под ред. Н.Ф. Кузнецовой и И.М. Тяжковой. М, Изд-во ЗЕРЦАЛО, 2006.

Наумов А.В. Новый УК РФ // Право – теория и практика. 2003–№1.

Уголовный закон. Опыт теоретического моделирования. Отв. ред. В.Н. Кудрявцев и С.Г. Келина. М., Наука, 1987.

Шаргородский М.Д. Наказание, его цели и эффективность. Л., 1973.

1 УК РФ. Ст. 1, ч. 1.

1 УК РФ. Ст. 2.

1 Конституция РФ. Ст. 2.

1 Конституция РФ. Ст. 17.

1 Шаргородский М.Д. Наказание, его цели и эффективность. Л., 1973. Стр.43.

1 Уголовный закон. Опыт теоретического моделирования. Отв. ред. В.Н.Кудрявцев и С.Г. Келина. М., Наука, 1987. Стр.14

1 УК РФ. Ст. 3.

2 УК РФ. Ст. 4.

3 УК РФ. Ст. 5.

4 УК РФ. Ст. 6.

5 УК РФ. Ст. 7.

1 Конституция РФ. Ст. 19.

1 УК РФ. Ст. 64.

2 УК РФ. Ст. 65.

3 УК РФ. Ст. 73.

4 УК РФ. Ст. 75-76.

5 УК РФ. Ст. 79.

6 УК РФ. Ст. 81.

7 УК РФ. Ст. 82.

8 УК РФ. Ст. 84, 85.

9 УК РФ. Ст. 59.

1 УК РФ. Ст. 1, ч. 2.

1 УК РФ. Ст. 2.

Похожие работы:

  1. • Понятие, система и задачи уголовного права
  2. • Понятие, предмет, задачи и функции российского уголовного ...
  3. • Задачи и функции уголовного права России
  4. • Общая характеристика уголовного права в Республике ...
  5. • Уголовное право
  6. • Понятие, система и задачи уголовного права
  7. • История уголовной ответственности за воинские преступления
  8. • Понятие, предмет, задачи и принципы уголовного права
  9. • Норма уголовного права: понятие, виды, структура
  10. • Принципы российского уголовного права
  11. • Уголовное право
  12. • Возникновение, понятие и система уголовного права
  13. • Понятие уголовного права России
  14. • Историческое развитие уголовного права Германии
  15. • Легкомыслие как институт уголовного права
  16. • Понятие, система и задачи уголовного права
  17. • История уголовного права и его науки
  18. • Классификация принципов уголовного права
  19. • Уголовное право буржуазных государств новейшего времени
Рефетека ру refoteka@gmail.com