Рефетека.ру / Государство и право

Контрольная работа: Семейное право

Содержание:


Введение

Юридические факты

Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей

Заключение

Список использованной литературы

Введение


Все знают, насколько велико значение семьи в жизни любого человека, всего общества и государства в целом. Именно в семье человек находит источник любви, преданности, помощи, верности и поддержки. В семье людям с рождения закладываются основы воспитания и нравственности, духовности и терпимости. Любое общество будет стабильным и процветающим, если оно будет состоять из крепких и здоровых семей.

Именно в семье человек воспроизводится как члена общества, именно там формируется мировоззрение и мировосприятие человека, его социальные качества.

Семья играет особую роль в жизни общества, в его стабилизации. По своей природе и назначению семья - это союзник общества в разрешении таких важных проблем, как социализация подрастающего поколения, преодоление депопуляции, утверждение нравственных устоев, развитие экономической и духовной, культурной жизни общества.

Семья как социальная общность во всех без исключения странах во все времена была и остается главным элементом глобального развития. Приоритет семьи, ее вечная ценность для жизни человека и общества закреплена во многих нормативно-правовых актах. Защита и укрепление семьи со стороны общества и государства, разработка семейной национальной политики – вот одно из основных положений данных нормативно-правовых документов.

2. Юридические факты


Возникновение, изменение и прекращение семейных правоотношений закон связывает с различными обстоятельствами (юридическими фактами), которые в семейном праве являются, как правило, формой отражения определенной личной связи между людьми: брак, родство, усыновление и т.п.

Под юридическими фактами в семейном праве следует понимать конкретные жизненные обстоятельства, с наличием которых нормы семейного права связывают наступление предусмотренных в них юридических последствий. И в семейном, и в других отраслях права юридические факты влекут за собой также возникновение и прекращение правоспособности и дееспособности (рождение, смерть, объявление умершим, достижение совершеннолетия, решение суда о признании лица недееспособным). Юридические факты могут приводить и к возникновению и утрате других юридических фактов — состояний, не всегда являющихся правоотношениями.

Одни юридические факты представляют собой определенные действия субъектов семейного права, другие – события (т.е. явления, не зависящие от воли человека).

Классификация юридических фактов в семейном праве может проводиться по различным основаниям. По правовым последствиям они, как и в других отраслях права, делятся на правопорождающие, правоизменяющие и правопрепятствующие. Правовосстанавливающее значение имеют решение суда о восстановлении родительских прав, решение об отмене усыновления (при этом восстанавливаются права родителей), санация брака. Однако правовосстанавливающие юридические факты можно встретить и в гражданском праве. Так, возвращение лица, признанного безвестно отсутствующим или объявленного умершим, приводит и к восстановлению некоторых гражданских правоотношений, в которых он состоял. Правовосстанавливающий эффект семейно-правовых юридических фактов простирается также и на гражданские права: восстановление в родительских правах приводит к тому, что дети и родители снова рассматриваются как наследники первой очереди друг в отношении друга, восстанавливаются жилищные права родителей, выселенных в соответствии со статьей 98 Жилищного Кодекса РФ1 из жилого помещения, в котором они проживали на основании договора жилищного найма вместе со своими детьми. Таким образом, выделение правовосстанавливающих юридических фактов имеет общетеоретическое значение.

По волевому признаку юридические факты традиционно подразделяются на события и действия. Некоторые авторы предлагают выделять наряду с ними еще и состояния.

Действия происходят по воле людей. В зависимости от того, соответствует действие предписаниям правовых норм или нарушает их, действия подразделяются на правомерные и неправомерные. Событие либо вообще на зависит от воли людей — абсолютное событие, либо, возникая по воле человека, в дальнейшем своем развитии от нее не зависит — относительное событие. Эта классификация, выработанная общей теорией права, применима и к семейно-правовым юридическим фактам.

Действия можно разделить на правомерные и неправомерные.

К правомерным действиям относятся вступление в брак, установление отцовства, усыновление и др. Закон, как правило, определяет не только характер действия, которое надо совершить для возникновения соответствующего семейного правоотношения (либо его изменения или прекращения), но и в каком органе оно должно быть совершено (органе загса, суде, органе местного самоуправления).

К неправомерным действиям, которые, как правило, влекут прекращение семейного правоотношения, относятся такие, как заключение брака при наличии препятствий к его заключению, осуществление родительских прав в противоречии с интересами ребенка и т.п.

Возникновение, изменение и прекращение семейных правоотношений закон связывает также с определенными событиями в жизни супругов и других членов семьи. Например, рождение ребенка приводит к возникновению правоотношений между родителями и детьми, а смерть супруга влечет прекращение брака и семейных правоотношений между супругами.

Большую роль в развитии семейных правоотношений играют события длящегося характера, так называемые состояния. К ним относятся: родство, нетрудоспособность, нуждаемость и др.

Родство – это кровная связь лиц, происходящих один от другого или от общего предка.

Кровное родство различается по линиям и степеням.

Ряд родственников, происходящих один от другого, образуют прямую линию родства. Эта линия может быть восходящей, если счет ведется от потомка к предку (например, внук, сын, отец), и нисходящей, если счет ведется от предка к потомкам (например, отец, сын, внук).

Родственники, происходящие от общего предка, составляют боковую линию родства. Боковое родство может быть полнородным, если родственники происходят от общих предков (например, общие мать и отец), или неполнородным, если родственники имеют одного общего предка (например, общая мать, а отцы – разные). Родственники по прямой линии ближе родственников по боковой линии.

По линии кровного родства счет ведется по степеням, которые определяют близость родства. Степени родства считаются по числу рождений. Например, отец и сын состоят в первой степени родства по прямой линии, брат и сестра – во второй степени родства по боковой линии, дядя и племянница – в третьей степени родства по боковой линии, дети родных братьев и сестер (двоюродные братья и сестры) – в четвертой степени родства по боковой линии.

«В семейном праве юридическим фактом является родство по прямой линии и боковое родство до второй степени родства. Кровное родство (удостоверенное в установленном порядке) является основанием для возникновения правоотношений между родителями и детьми. Между другими близкими родственниками возникают только алиментные обязательства (например, обязанность по содержанию ребенка может быть возложена на дедушку, бабушку, его родного (полнокровного и неполнокровного) брата или сестру при условии, что алименты невозможно получить от родителей ребенка)»2.

Отношения одного супруга и его родственников с родственниками другого супруга (свойство) не порождают взаимных прав и обязанностей. Исключение составляет свойство между отчимом (мачехой) и пасынком (падчерицей) – родными детьми каждого из супругов. Оно наряду с другими юридическими фактами порождает алиментное обязательство совершеннолетних трудоспособных пасынков (падчериц) в отношении нетрудоспособных и нуждающихся отчима (мачехи) (ст. 97 Семейного Кодекса РФ3).

Нетрудоспособными признаются лица, признанные инвалидами I, II и III группы, а также лица, достигшие пенсионного возраста (по общему правилу женщины 55 лет, мужчины – 60 лет).

Под нуждаемостью понимается отсутствие всяких или достаточных средств существования. Нуждаемость, как правило, устанавливает суд, например, при взыскании алиментов на нетрудоспособных и нуждающихся родителей, супругов и т.д.

Некоторые семейные правоотношения возникают, изменяются или прекращаются при наличии совокупности юридических фактов (юридических составов). Так, правоотношения супругов возникают при наличии взаимного согласия женщины и мужчины на вступление в брак, достижении ими брачного возраста и государственной регистрации брака в органах загса.


3. Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей


Несовершеннолетние дети могут оказаться лишенными родительского попечения в результате различных обстоятельств: в случае смерти родителей, лишении их родительских прав, осуждении родителей к лишению свободы, тяжелой болезни или длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от выполнения своих родительских обязанностей, отказе родителей взять своих детей из родильных и иных учреждений. В большинстве ситуаций, если родители временно не могут осуществлять заботу о своих детях, они принимают меры к устройству их к родственникам или иным лицам, а в некоторых случаях и в государственные учреждения.

Однако в случае внезапной смерти, болезни или несчастного случая с родителями дети могут оказаться в угрожающем положении. Еще большую опасность для детей представляет уклонение родителей от выполнения своих обязан­ностей, внезапное оставление родителями своих детей и другие подобные ситуации. Усиление нестабильности в стране, рост числа беженцев, лиц, не имеющих определенного места жительства, рост преступности привели к увеличению числа детей, внезапно оставшихся без попечения родителей или находящихся в угрожающей ситуации в результате злоупотребления родителями своими родительскими правами и нуждающихся в немедленной помощи. В связи с этим своевременное обнаружение детей, оставшихся без родительского попечения, и принятие мер к их защите является весьма актуальным.

Решение этих проблем возложено на систему органов опеки и попечительства. Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Эти органы ведут учет детей, оставшихся без попечения родителей; исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы их устройства; осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования (ст. 121 СК РФ).

Для своевременного выявления таких детей закон возлагает на должностных лиц учреждений, которые непосредственно соприкасаются с детьми (детских садов, школ, детских поликлиник и т.д.), а также на граждан, располагающих сведениями об утрате детьми попечения родителей, обязанность сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей (ст. 122 СК РФ).

Эти органы обязаны осу­ществлять меры по выявлению, устройству и осуществлению последующего контроля за условиями жизни детей. В связи с тем, что при устройстве детей на воспитание в семью и особенно при передаче их на усыновление, были выявлены многочисленные злоупотребления, ни одно иное юридическое или физическое лицо, кроме органов опеки и попечительства, не вправе осуществлять деятельность по выявлению и устройству детей как профессиональную (ст. 121 СК РФ). Это означает, что запрещено принимать целенаправленные меры по поиску, регистрации и определению судьбы детей, лишенных родительского попече­ния. Однако все должностные лица, учреждения, организации и граждане обязаны сообщать органам опеки и попечительства сведения о детях, оставшихся без попечения родителей, оказавшиеся в их распоряжении. Особенно часто в таком положении оказываются органы дознания и предварительного следствия, производящие арест родителей; медицинские учреждения, которые первыми получают сведения о несчастных случаях и заболеваниях родителей; дошкольные и образовательные учреждения, которые посещают дети. Исходя из буквального понимания закона обязанности должностных лиц и граждан ограничиваются сообщением о детях, нуждающихся в помощи, органам опеки и попечительства. Никаких самостоятельных действий по оказанию детям помощи они предпринимать не должны. Однако оставление ими детей в опасности противоречило бы нормам морали. Поэтому следует сделать вывод, что все лица, выявившие детей, оставшихся без попечения родителей, обязаны незамедлительно принять меры к оказанию детям помощи и временному помещению их в безопасное место. Органы опеки и попечительства, получившие сведения о таких детях, обязаны в течение трех дней провести обследование условий жизни детей и принять меры к их временному устройству.

Временное устройство детей обычно представляет собой передачу их родственникам или иным близким ребенку лицам. Этот вид устройства всегда является предпочтительным, поскольку это позволяет смягчить последствия травмы, причиненной детям в результате того, что они оказались разлученными со своими родителями. Если передача ребенка таким лицам невозможна, дети временно помещаются в детские учреждения.

Во всех случаях, когда ребенок по тем или иным причинам остался без попечения своих родителей (в случае их смерти, болезни, длительного отсутствия, лишения родителей родительских прав или ограничения их в таких правах, уклонения родителей от его воспитания и т.п.), заботу о нем принимает на себя государство.

Дети, оставшиеся без родительского попечения и подлежащие устройству в семью на воспитание, подлежат обязательному учету. В целях организации такого учета постановлением Правительства РФ был утвержден «Порядок организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей». Данная система учета предусмотрена для обеспече­ния наилучшей защиты интересов детей. Ее цель — сделать информацию о таких детях централизованной и более доступной, с тем, чтобы каждый ребенок получил равный шанс на устройство на наиболее благоприятных для него условиях. Одновременно система обязательной регистрации детей преследует цели предотвращения злоупотреблений при передаче детей на воспитание в семьи.

Обязанность предоставлять первичные сведения о детях, подлежащих передаче на воспитание в семью, прежде всего, возлагается на руководителей детских лечебных и воспитательных учреждений. Им, как правило, первым становится известно об обстоятельствах, в связи с которыми ребенок может быть передан на воспитание. Например, в случае смерти его родителей, отказа забрать ребенка из данного учреждения, лишения родителей родительских прав. Сведения о таких детях должны быть сообщены органам опеки в течение семи дней с момента, когда руководителям детских учреждений стало известно, что данный ребенок может быть передан на воспитание в семью. Столь краткий срок введен для того, чтобы не допустить установления детскими учреждениями непосредственных контактов с лицами, желающими получить ребенка на воспитание, или их посредниками.

При решении вопроса об устройстве ребенка принимается во внимание его этническое происхождение, язык, культурная и религиозная принадлежность, а также возможность обеспечения ребенку преемственности в воспитании и образовании. Религиозная, культурная и этническая принадлежность ребенка, так же как его родной язык, являются свойствами, определяющими индивидуальность ребенка. В соответствии с Конвенцией о правах ребенка обеспечение права ребенка на сохранение своей индивидуальности является обязанностью всех государств-участников. При выборе конкретной семьи для передачи ребенка безусловное предпочтение отдается родственникам ребенка и другим близким ему лицам, например отчиму, мачехе, фактическим воспитателям. Определяющее значение придается также мнению самого ребенка. Усыновление или передача в приемную семью ребенка старше десяти лет без его согласия вообще не допускается. Передача детей в детские учреждения применяется только в тех случаях, когда помещение детей в семью по тем или иным причинам оказалось невозможным.

Заключение


В настоящее время потенциал семьи используется весьма неэффективно, это проблема очень велика. В стране присутствует демографический кризис, рост смертности, преобладание смертности над рождаемостью, плохое состояние здоровья большинства населения, старение населения в целом, большой уровень безработицы, рост преступности, наркомании, алкоголизма (особенно пугает то, что это связано с молодежью). Поэтому главной и важной задачей семейной политики должна быть разработка такого механизма, который позволил бы решать многие проблемы общества с помощью института семьи, который позволил бы людям почувствовать уверенность в завтрашнем дне.

К счастью, сейчас мы можем наблюдать постепенное улучшение этой ситуации, т.к. власть старается решить эту проблему. Это выражается в появлении новой семейной политики, в пусть небольшом, но улучшении качества жизни семей, в усилении гарантий детей, материнства и т.д.

Все это вселяет надежду на то, что в скором времени ситуация в обществе станет лучше.

Список использованной литературы:


Конституция РФ, принята 12.12.1993 г. // СПС Консультант Плюс

Семейные кодекс РФ от 29.12.1995 N 223-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.12.1995) (ред. от 30.06.2008) // СПС Консультант Плюс

Жилищный Кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.2004) (ред. от 13.05.2008) // СПС Консультант Плюс

Комментарий к Семейному Кодексу РФ. Вишнякова А. В. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2004

Семейное право: Учебник. Кузнецова И. М. М.: - Юрист, 1999

Семейное право. Рузакова О. А. М.: ММИЭИФП, 2003

Семейное право России. Учебник для ВУЗов. Пчелинцева Л.М.; М.: Издательство Норма, 2006

1 Жилищный Кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.2004) (ред. от 13.05.2008) // СПС Консультант Плюс

2 Семейное право: Учебник. Кузнецова И. М. М.- Юрист, 1999

3 Семейные кодекс РФ от 29.12.1995 N 223-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.12.1995) (ред. от 30.06.2008) // СПС Консультант Плюс

Рефетека ру refoteka@gmail.com