Рефетека.ру / Государство и право

Курсовая работа: Рынок труда Европейского союза

Содержание


Введение

Глава 1 Ситуация на рынке труда ЕС

1.1 Общий уровень безработицы

1.2 Динамика оплаты труда и стоимости рабочей силы

1.3 Продолжительность рабочего дня по странам ЕС

Глава 2 Политика в области решения проблемы безработицы

2.1 Меры по стабилизации рынка труда ЕС

2.2 Европейская Социальная Программа на период 2005-2010 гг

Заключение

Источники и литература

Введение


ЕС является одним из трех основных и наиболее развитых центров современного мира, наряду с Соединенными Штатами Америки и Японией.

Европейский Союз объединяет 25 европейских стран (см.: Приложение А) с целью обеспечения мира и процветания их граждан в рамках все более тесного объединения на основе общих экономических, политических и социальных целей. В ЕС входят 25 государств-членов с общей численностью населения более 470 миллионов человек (включая 17 миллионов населения бывшей Восточной Германии). Это самый крупный в мире торговый блок. Страны Союза твердо привержены сбалансированному и устойчивому социальному и экономическому прогрессу. В частности, это достигается путем создания пространства без внутренних границ, укрепления экономической и социальной интеграции и учреждения экономического и валютного союза. Создание единого рынка для более чем 370 миллионов европейцев обеспечивает свободу перемещения людей, товаров, услуг и капитала.

Внутри Европейского Союза разрабатывается единая политика в таких областях, как сельское хозяйство, телекоммуникации, транспорт, энергетика и охрана окружающей среды. Для отношений с внешним миром Союз разрабатывает внешнюю торговую и коммерческую политику и начинает играть все более важную роль на международной арене путем проведения единой внешней политики и политики по вопросам безопасности.

Европейский Союз - крупнейшая мировая торговая держава; на него приходится почти четверть мировой торговли. Это также крупнейший нетто-импортер сельскохозяйственных продуктов и сырья. На ЕС приходится и основная часть помощи развивающимся странам.

Союз добивается выполнения поставленных перед ним целей главным образом путем проведения общей политики (сельское хозяйство, рыболовство, транспорт, окружающая среда, внешняя торговля, развитие, конкурентная и региональная политика, энергетика, таможенный союз), а также общих проектов и программ (научные исследования и разработки, телекоммуникации, координация экономической политики государств-членов с целью экономического и социального сплочения, социальная политика, экономический и валютный союз).1

Утверждалось: евро - это значит больше рабочих мест. Не сбылось. Уровень безработицы в еврозоне и 25 странах ЕС составил в 2004 году 9,0%. Безработица растет.

Хронологические рамки исследования ограничиваются периодом с 2002 года, когда в странах ЕС особенно обострилась проблема безработицы по 2004 год. Конечные временные рамки выбраны из расчета доступности последних фактических материалов и статистических данных Европейского союза. При этом проблема безработицы в странах ЕС не исчерпывается установленным периодом, эта проблема имеет продолжительный характер и требует дальнейших исследований.

Проблемы рынка рабочей силы в странах Европейского союза становятся все более актуальными в связи с глобализацией мировой экономики, изменением структуры общеевропейского рынка рабочей силы. Этим объясняется актуальность и значимость темы данной курсовой работы.

Переметом данного исследования является проблема безработицы в странах ЕС и политика ЕС в области решения данной проблемы.

Цели данной работы следующие:

1) Проанализировать ситуацию на рынке труда стран Европейского союза;

2) определить меры, которые принимаются по стабилизации рынка труда Европейского союза;

3) рассмотреть Европейскую Социальную Программу на период 2005-2010 гг.

При написании работы были использованы источники нескольких видов. Первый включает в себя важнейшие документы: Римский договор «Об образовании Единого экономического сообщества (ЕЭС)» 1957 года, Директива 94/45/ЕС «О Европейских советах по труду» от 22 сентября 1994 года и Европейская Социальная Программа на период 2005-2010 гг. для стран Европейского союза.

Основным источником можно назвать Римский договор «Об образовании Единого экономического сообщества (ЕЭС)» 1957 года. Соглашения подобного рода обеспечивают налаживание политических контактов между странами-участницами ЕС, способствуют укреплению межправительственных отношений в различных сферах.

Директива 94/45/ЕС «О Европейских советах по труду» от 22 сентября 1994 года содержит определенные сведения о Европейских советах по труду и государствах Европейского союза, которые включили данную директиву в национальное законодательство.

В Европейской Социальной Программе на период 2005-2010 гг. для стран Европейского союза разработаны программы обеспечения рабочих мест и равных возможностей для всех на фоне главной цели Европейского союза -продвижения преуспевающей, инновационной, богатой знанием, конкурентоспособной и эффективной экономики. Динамическая экономика – это средства, чтобы обеспечить высокий жизненный уровень, полную занятость по всему Европейскому Союзу, и высокий уровень социальной защиты, включая жизнеспособные системы пенсии.1

Другой тип источников – интернет-сайты с официальной информацией о политике ЕС и его стран-участниц в сфере безработицы и политики ЕС в области решения этой проблемы: Европейский союз в Интернете- www.europa.eu.int; EU for journalists (Европейский союз для журналистов)- www.eu4journalists.com; EUpolitix - www.eupolitix.com; EUobserver- www.euobserver.com; EurActiv– www.euractiv.com; Eurostat (Евростат) - epp.eurostat.cec.eu.int.

Официальные интернет-сайты ЕС представляют различного рода информацию о Европейском союзе. На них размещены международные документы, разнообразный статистический материал, включающий материал по безработице в странах Европейского союза и комментарии экспертов.

Для выполнения анализа статистических показателей, отражающих проблему безработицы странах ЕС использовались следующие сборники: Statistics in focus, Labour Force Survey, Principal Results, EU and EFTA countries, Theme 3 -19/2002 и Statistics in focus, Labour Force Survey, Principal Results, Candidate Countries, Theme 3 -20/2002, а также сведения сайта Eurostat (Евростат).

Для проведения исследования использовались публикации в газетах и журналах «Вестник Европы», «Директор», «Молдавские новости», «Ведомости» и «Экономика и жизнь».

В научной литературе исследованию проблемы безработицы в странах ЕС и политики в области решения этой проблемы уделялось мало внимания. Большая часть научных работ отечественных и зарубежных авторов повещена мониторингу экономической ситуации в Европейском союзе (где также уделяется внимание проблеме безработицы), а также исследованию расширения Европейского союза и его правовых и экономических последствий.

В работе «Мониторинг экономической ситуации в Европейском союзе (январь-октябрь 2004)» рассмотрена экономическая ситуация в Европейском союзе, включая проблему безработицы.

В книге «Расширение Европейского союза: экономические и правовые последствия», также как и в «Мониторинге экономической ситуации в Европейском союзе (январь-октябрь 2004)» подробно раскрывает тенденции развития Европейского союза, но делается уклон на то, что все это последствия расширения Европейского союза. Но данные работы, как и вышеперечисленные, не содержат анализа проблемы безработицы в странах Европейского союза, а также политики в области решения этой проблемы, что предоставляет возможность для дальнейших исследований.


Глава 1 Ситуация на рынке труда ЕС


1.1Общий уровень безработицы


Уровень безработицы в еврозоне и 25 странах ЕС составил в мае 2004 года 9,0%. Необходимо напомнить, что в мае 2003 года уровень безработицы в еврозоне составил 8,9%, а в 25 странах ЕС – 9,1%.

Самый низкий уровень безработицы в мае 2004 года отмечен на Кипре, в Люксембурге и Австрии (везде 4,2%), Ирландии (4,5%), Великобритании (данные за март – 4,7%) и Нидерландах (данные за апрель - 4,9%). Самый высокий уровень безработицы зафиксирован в Польше (18,9%), Словакии (16,4%), Литве (11,5%) и Испании (11,1%).

Двенадцать стран Европы сообщили об увеличении уровня безработицы в течение года, одиннадцать – об уменьшении, ситуация с безработицей в двух странах осталась без изменений.

Самый большой рост безработицы в ежегодном исчислении отмечен в Нидерландах (3,6% в апреле 2003 и 4,9% в апреле 2004 года), Швеции (5,4% и 6,7%), Люксембурге (3,6% и 4,2%) и Дании (5,4% в апреле 2003 года и 6,0% в апреле 2004 года).

Самое же значительное снижение безработицы в ежегодном исчислении было отмечено в Эстонии (10,4% и 9,1%), Литве (13,0% и 11,5%) и Кипре (4,5% и 4,2%).

При этом уровень мужской безработицы вырос за период с мая 2003 года по май 2004 года в еврозоне с 7,9% до 8,0%, а в 25 странах ЕС, наоборот, уменьшился с 8,4% до 8,3%. Уровень женской безработицы в мае в еврозоне и ЕС не изменился и остался прежним – 10,2% и 10,0% соответственно.

Уровень безработицы среди молодежи до 25 лет в еврозоне составил в мае 2004 года 17,4%, а в 25 странах ЕС – 18,2%. Самый низкий уровень безработицы среди молодежи до 25 лет отмечен в Австрии (6,9%), Ирландии (8,1%) и Нидерландах (9,5%, согласно данным за апрель 2004 года). Самый высокий – в Польше (39,6%), Словакии (28,3%), Италии (27,1% в январе 2004 года) и Греции (27,1% в декабре 2003 года).

Уровень безработицы в странах, вступивших в Европейский Союз в мае 2004 году, в среднем заметно превышает уровень «старых» стран ЕС - это особенно видно на примере Польши и Словакии, где уровень безработицы в 2004 году превысил 18 %. В то же время, если в 15 «старых» странах ЕС имеется тенденция к увеличению уровня безработицы, то в «новых» странах ЕС отмечается обратная ситуация – в Латвии, Литве и Словакии уровень безработицы снизился на 2 % в течение двух последних лет. В некоторых «новых» странах ЕС уровень безработицы оказался ниже среднего по ЕС – на Кипре, в Чешской Республике, Венгрии и Словении.1

По данным Евростата, общее количество безработных составило в мае 2004 года в ерозоне 12,7 млн. человек, а в 25 странах ЕС – 19,3 млн. человек (см.: Приложение В).

К примеру, уровень безработицы в мае 2004 года составил в США 5,6%, а в Японии – 4,6%.2 Но поскольку средний уровень безработицы в «новых» странах ЕС выше, чем в ЕС-15, то средние показатели уровня безработицы ЕС-25 заметно повысились и превышают уровень безработицы в США и Японии.

Следует сказать, что проблема безработицы существует не только в цифрах, от этого страдают люди. 5-го июня 2003 года в Афинах, в Салониках, в Патре и еще в нескольких городах Греции прошли митинги и демонстрации против безработицы, организованные Всерабочим боевым фронтом (ПАМЕ).

Нужно отметить, что проблема безработицы в последние годы стало более чем актуальной для Греции, так как ряд предприятий были закрыты, а еще несколько приватизированы, в результате чего многие трудящиеся могут оказаться безработными. Греции уже более 550 тысяч безработных (11,5%), а еще тысячи людей работают лишь несколько часов в неделю, и в связи с этим, официальная статистика не считает их безработными.

Выступая на митинге ПАМЕ в Афинах Д. Теодору - Председатель отраслевой федерации трудящихся текстильной и кожевенной промышленности, отметил, что «причина безработицы, связанна с проводимым курсом, который служит интересам плутократии». Он также подчеркнул, что «маастрихтское соглашение, которое в Греции поддержали социал-демократы (ПАСОК), консерваторы (НД) и ново-левые (СИН), было на руку только капиталистам. Для ПАМЕ, для классового профсоюзного движения Греции борьба за право на труд, против увольнений и безработицы, за завоевания отвечающие современных нуждам трудящихся, связана с радикальными политическими и социальными изменениями в стране. Эта борьба за создание совместного Фронта рабочего класса с другими народными слоями, за свержение власти капитала, за курс народных социальных сил».

В тоже время в заявлении Политбюро ЦК Компартии Греции (ККЕ) по проблеме безработицы отмечается, что проблема безработицы в рамках ЕС будет еще более обостряться. ККЕ предлагает 10 конкретных мер по поддержке безработных и их семьей и в тоже время подчеркивает, что эту проблему, как и другие основные проблемы трудящихся невозможно разрешить в условиях капитализма. ККЕ выступает за создание антиимпериалистического антимонополистического Фронта, который будет бороться против мер транснациональных монополий до установления в Греции народного хозяйства, где основные средства производства будет обобществлены и будет государственное всенациональное планирование. ККЕ отмечает, что для установления такой модели экономики в пользу рабочего класса, бедного крестьянства и других народных слоев необходимо создание мощного народного большинства, которое будет бороться за переход власти в народные руки. В нынешних условиях укрепление Компартии Греции будет способствовать такому направлению событий.1

Таким образом, проблема безработицы в странах Европейского союза более чем очевидна.


1.2 Динамика оплаты труда и стоимости рабочей силы


Страны «старого» ЕС уверенно возглавляют мировой рейтинг стоимости рабочей силы, составленный британской фирмой Mercer Human Resource Consulting. Первой идет Бельгия, где среднестатистический рабочий обходится работодателю в 53 577 евро за год, за ней Швеция (52 800) и Германия (50 445). Следует сказать, что позади остались США (33 195) и Япония (45 839).

Обзор засвидетельствовал также огромный разрыв в стоимости рабочей силе между ЕС 15-ти и странами, что присоединились к нему в 2004 году. Так, показатель Латвии становит только 4 752 евро, Литве- 5 649, Словакии- 6 541. Самой дорогой в этом смысле с новых членов ЕС является Словения- 18 765, а самой дешевой из старых- Португалия (18 889).1

Высокая зарплата в странах ЕС влечет большие расходы для работодателей. Как следствие - проблема занятости в частном секторе, высокая безработица в отдельных регионах, «уходящие» отрасли промышленности. К числу слабоконкурентных отраслей, таких как угледобывающая и сталелитейная промышленность, добавилось обширное и малорентабельное сельское хозяйство новых стран Европейского союза.

Конечно, безработица остается одной из главных проблем. На очень высока в новых странах Евросоюза, к примеру, в Польше - 18%. Это пополняет океан проблем Европейского союза.2


1.3 Продолжительность рабочего дня по странам ЕС


В странах Европы, вступивших в Европейский Союз последними, трудовой день у работников дольше, а отпуска, напротив, короче, чем в тех странах, которые уже давно являются членами ЕС. В целом, разница составляет 112 часов за год, что равняется почти трем рабочим неделям.

Эти цифры стали известны благодаря исследованию, проведенному организацией European Industrial Relations Observatoryn (EIRO), штаб-квартира которой находится в Ирландии, в Дублине. В исследовании было проведено сравнение продолжительности рабочего дня в 15 «старых» странах-членах ЕС, 10 «новых», а также в Болгарии, Румынии и Норвегии.

Так, согласно полученным результатам, у шведов, к примеру, помимо выходных, в прошлом году было в среднем еще 44 свободных от работы дня. Это почти в два раза больше, чем установленная трудовыми договорами продолжительность отпуска в таких странах, как Эстония, Литва, Словения и Польша. Показатели Финляндии по протяженности праздничных дней и отпусков оказались весьма средними.

В принципе же, на территории Европейского Союза количество оплачиваемых нерабочих в разных странах различно. Больше всего повезло шведам: в среднем их отпуск длится 33 дня. В Голландии, Дании и Германии положение дел лишь немногим хуже.

В Финляндии же продолжительность оплачиваемого отпуска составляет в среднем всего 25 дней, что даже меньше средних показателей по Европе, равных 27 дням.

Жители десяти новых государств-членов Европейского союза в год работают в среднем на 112 часов или три рабочие недели больше, чем население 15 старых государств ЕС. Такое заключение сделано в новейшем исследовании Европейского фонда улучшения условий жизни и труда (EFILWC).

В Швеции в прошлом году было 44 отпускных и праздничных дня - более чем вдвое больше, чем в Эстонии, Литве, Польше и Словении, указывают авторы исследования.

Согласно результатам исследования, самая большая продолжительность рабочей недели среди стран ЕС - в Латвии, Великобритании и Польше, самая маленькая - в Италии, Франции и Нидерландах. По данным EFILWC, средняя продолжительность рабочей недели в Латвии составляет 43,3 часа, в Великобритании - 43,1 часа, в Польше - 41,5 часа. В то же время в Италии средняя продолжительность рабочей недели составляла 38,7 часа, во Франции и Нидерландах - 38,8 часа.

В среднем в ЕС продолжительность рабочей недели составляет 40,2 часа, в 15 старых государствах ЕС - в среднем 40 часов.1

В настоящее время депутатами Европарламента рассматривается проект директивы о продолжительности рабочей недели в странах ЕС. Рассмотрение протекает непросто: взгляды стран и, соответственно, их парламентских представителей, на то, как следует организовать рабочую неделю европейцев, существенно расходятся.

На сегодняшний день жители ЕС в среднем работают 39 часов. Официально самая долгая рабочая неделя - до 48 часов - возможна в Великобритании. Меньше других в ЕС работают французы - 35 часов.

Стандартизировать продолжительность рабочей недели предлагается за счет постепенного запрещения практики коллективных и индивидуальных соглашений о переработках с профсоюзами; в Великобритании, например, работник или целая компания могут убедить профсоюз в необходимости продлить рабочую неделю.1

Глава 2 Политика в области решения проблемы безработицы


2.1 Меры по стабилизации рынка труда ЕС


Очередная сессия Совета Европейского Союза открылась в Брюсселе 4 марта 2005 года. В течение двух дней участники семинара обсуждали проблемы безработицы, социальной политики, здравоохранения.

В частности, рассматривались такие вопросы, как проведение реформ для расширившегося союза, политика проводимая ЕС в отношении безработицы, социальная защита, подготовка к трехстороннему социальному саммиту, обсуждение рабочей программы комитетов по безработице и социальной защите на 2004 год, пересмотр директив ЕС по организации рабочего времени.1

Участники семинара надеются, что достигнутое в ходе структурных реформ повышение уровня занятости позволило бы предотвратить надвигающийся на Европу кризис системы пенсионного обеспечения. В соответствии с существующим порядком, отношение числа пенсионеров к занятому населению в ЕС, составлявшее в 2000 году 0.7, к 2030 году должно увеличиться до 1.1. Однако, результаты исследований, проведенных инвестиционным банком CSFB, показывают, что в результате реформ доля занятого населения в общей массе трудоспособного населения Европы могла бы вырасти с сегодняшних 60% до 75%, т.е. до уровня США. В результате отношение числа пенсионеров к занятому населению росло бы гораздо медленнее, составив в 2030 году лишь 0.9. Таким образом, в сочетании с незначительным увеличением возраста выхода на пенсию этих мер оказалось бы достаточно для того, чтобы сохранить указанный показатель практически неизменным.2

Также в настоящее время аналитиками много говорится о том, что для борьбы с безработицей Европе надо ускорить темпы роста экономики. Эта тема обсуждалась в ходе визита в Париж главы Международного валютного фонда Родриго Рато. Рато призвал страны Европейского союза быстрее проводить структурные реформы, потому что только так можно стимулировать экономический роста и решить проблему низкой занятости.

По подсчетам Еврокомиссии, темпы развития экономики региона надо как минимум удвоить с нынешних 1,6%. Ситуация почти критическая: высокая безработица сковывает активность потребителей, расходы которых составляют около двух третей валового продукта еврозоны.1

Также можно сказать о еще одной мере по предотвращению проблемы безработицы в странах Европейского союза: 14 марта предстоящего 15-16 марта саммита ЕС в Барселоне, британское правительство опубликовало «Белую книгу» об экономических реформах в ЕС, потребовав от союза ускорения этого процесса и превращения в энергичное и сильное экономическое объединение, скрепляющее общество. Оно должно быть способно создать больше рабочих мест.

Долгое время европейская экономика страдает от высокого уровня безработицы, недостатка инвестиций в научные исследования, монополии на рынках топлива, телекоммуникаций и от других проблем. Кроме того, по сравнению с США, ЕС отстал в таких областях, как способность к исследованиям, использование патентов и Интернета, коммерция и инвестиции, что серьезно сказывается на конкурентоспособности союза. В прошлом году при замедлении темпов роста в экономике стран ЕС произошел значительный спад, особенно это коснулось Германии, экономика которой во втором полугодии оказалась на грани депрессии, что значительно ослабило позиции ЕС в мировой экономике.

Число безработных в Германии в январе 2005 года превысило 5 миллионов человек. Как сообщает американский телеканал CNN, об этом 2 февраля заявил журналистам представитель минтруда. По оценке политологов, именно это в какой то мере помешало канцлеру Герхарду Шредеру на выборах.

Формально говоря, такого количества безработных в стране не было со времен 1930-ых годов. Но дело в том, что теперь в Германии считаются безработными все лица, претендующие на получение социальных пособий.

Однако сама эта цифра - 5 миллионов - по мнению политологов, показывает, как мало удалось сделать канцлеру для решения проблемы безработицы. Ведь 1998 году, когда Шредер пришел к власти, он обещал сократить число безработных вдвое. Тогда она составляло около 4 миллионов человек.

Между тем среди всех стран-членов ЕС именно Германия становится лидером экономического роста. Как сообщила 1 февраля ежедневная американская газета Financial Times, немецкая промышленность демонстрирует высокую конкурентоспособность, и, как считают экономисты, результаты происходящих в ее экономике изменений будут заметны уже на следующий год.

Что же касается проведенных при Шредере реформ трудового законодательства, то они привели к тому, что безработные немки теперь могут быть вынуждены заняться проституцией. По новым законам, человек, более года живший на пособие, под угрозой его лишения обязан выйти на любую предлагаемую работу - даже если предлагается работать в борделе.1

В 2004 году Европейский центробанк выпустил доклад о проблемах сокращений в европейских компаниях. В нем сообщалось о новой волне увольнений, но вместе с тем отмечалось, что работодатели стали вести более гибкую политику в отношении персонала. Вместо увольнений они сокращают оплачиваемые часы работы.

Организация European Industrial Relation Observatory, которая отслеживает тенденции на европейском рынке труда, объявила, что продолжительность средней рабочей недели в Европе снизилась с 1999 года по 2003 год с 38,6 до 38 часов. Данные были собраны в 15 странах, которые входили в ЕС до его расширения.

Возможность ввести гибкий рабочий график появилась у работодателей после того, как стали сдавать свои позиции европейские профсоюзы. Только в прошлом году профсоюз немецких работников металлургической промышленности не смог отвоевать у работодателей сохранение 35-часовой рабочей недели в Восточной Германии. Во Франции же правительство выпустило еще в 2000 году специальный декрет, ограничивающий рабочую неделю 35 часами. Целью декрета было заставить работодателей нанимать новый персонал. В результате компании, где работало более 20 человек, не смогли увеличить продолжительность рабочего дня, когда их бизнес пошел вверх.

Сегодня многие компании с трудом выживают на рынке. Их прибыли падают, и они просят сотрудников поработать во внеурочное время без дополнительной оплаты. К примеру, Siemens AG предложила работникам своего немецкого завода сократить оплачиваемое время работы на один час. Теперь в дополнение к 35-часовой рабочей неделе они будут отрабатывать еще один час и не получать за него ни копейки. Менеджеры компании оправдывают такую политику высокими целями. Они надеются, что таким образом им удастся сохранить рабочие места в немецком подразделении промышленного гиганта. «Других решений этого вопроса у нас нет», - заявил неделе председатель Siemens Генрих фон Пирер.

Введение более гибкой политики в области продолжительности рабочего дня лишь первый шаг на пути стабилизации рынка труда. Надо принять еще много мер, чтобы Европа смогла более успешно конкурировать в этом вопросе с другими регионами мира.1

В марте 2000 года на лиссабонском саммите Комиссия ЕС приняла 10-летнюю программу развития, предусматривающую главным образом решение проблем безработицы и углубления экономических и социальных реформ, основанных на «знаниях и новаторствах». В марте 2001 года в столице Швеции состоялся внеочередной саммит ЕС. На нем обсуждалась реализация указанной программы, была подчеркнута необходимость ускорения пересмотра экономической структуры, совершенствование валютно-финансовых услуг и рынка ценных бумаг, улучшение ситуации с трудоустройством, всемерное развитие «информационной Европы» и достижение стратегической цели -превращение ЕС в наиболее конкурентоспособное и динамичное экономическое общество к 2010 году.

Однако Великобритания считает замороженными две цели реформ, определенные в принятой два года назад программе экономических преобразований. Это либерализация рынка и модернизация сферы благосостояния. По ее мнению, реформы ЕС оказались в состоянии застоя. Поэтому в «Белой книге» перечислены стоящие перед Европой вызовы на рынке продукции, труда и капитала. Она предложила адекватные меры, в том числе пересмотр политики на трудовом рынке Европы, создание условий для полного трудоустройства, разрешение проблемы маргинализация, пересмотр политики правительственных субсидий и т. д.

Кроме того, Великобритания выступает против скептицизма при либерализации европейского рынка, за активное преодоление вызовов острой экономической конкуренции в глобальном масштабе и тем самым проявление экономического потенциала континента. Она подчеркнула, что при спаде международной экономики особенно важно повысить уверенность в ее возрождении путем реформ. Министр финансов Великобритании Гордон Браун заявил, что все страны ЕС должны приложить максимум усилий по содействию подъему мировой экономики, внести должный вклад путем преобразования рынка капитала, труда и товаров. Это чрезвычайно важно для Европы в рамках международной конкуренции, для расширения состава ЕС и снижения уровня безработицы, который на отметке 9 процентов.1


2.2 Европейская Социальная Программа на период 2005-2010 гг


Больше и лучшие рабочие места и равные возможности - лозунги Европейской занятости и социальной политики. Главная структура - Социальная Программа, разработанная с целью гарантировать, что выгоды от роста ЕС отразятся на каждом в обществе.

Европейская Социальная Программа на период 2005-2010 гг. сводится к обеспечению рабочих мест и равных возможностей для всех на главной цели ЕС - продвижения преуспевающей, инновационной, богатой знанием, конкурентоспособной и эффективной экономики. Динамическая экономика - средства, чтобы обеспечить высокий жизненный уровень, полную занятость по всему Европейскому Союзу, и высокий уровнями социальной защиты, включая жизнеспособные системы пенсии.

Ключевая цель состоит в том, что каждый должен быть включен в процесс. Попытка стереть фундаментальные неравенства между людьми - в ядре Европейской социальной модели. Эта модель не ущемляет тех, кто процветают посредством их собственных усилий, но обеспечивает поддержку людям, которые находятся в трудном положении. К таким трудностям можно отнести выводящую из строя болезнь или несчастный случай, результат естественного бедствия или реструктурирования целого сектора экономики, или условий жизни, которые являются барьером к надлежащему образованию и затрудняют доступ на трудовой рынок.

Европейская стратегия занятости:

Каждый год Европейский Совет договаривается об общих приоритетах и индивидуальных целях для полисов занятости государств-членов. Это стратегии для создания рабочих мест, качества работы, производительности и для обозначения платы за работу, то есть стратегия, которая привлекает людей работать и обеспечивает социальную безопасность.

Европейский Социальный Фонд:

Создание заслуживающих внимания рабочих мест в обществе, основанное на знаниях и при гарантии равные возможности требует, большой вклад в человеческие ресурсы, чтобы увеличивать число людей с навыками, которые необходимы экономике. Существенное финансовые вливания с этой целью осуществляет Европейский Социальный Фонд. Фонд должен потратить 60 миллиардов с 2000 по 2006 гг. на развитие не только рабочих навыков, но также и социальных навыков, которые помогают людям в поисках работы или основания их собственного бизнеса.

Паневропейская подвижность для всех:

Право работать на территории Европейского союза - фундаментальное право всех граждан ЕС, подчиненных некоторым транзитным мерам для стран, которые присоединились к ЕС в 2004 году. Общественные Службы занятости Европейской Экономической Области (ЕС, Исландия, Лихтенштейн и Норвегия) и Швейцария связаны через единственную службу. Люди, ищущие работу, могут отправить по почте свою краткую биографию и искать работу на соответствующей территории.

Социальное включение и социальная защита:

Системы Социального обеспечения в странах ЕС отражают определенные традиции, социальные устои и культурное наследие. Эти различия уважаются. О чем государства-члены договорились так это то, что их граждане имеют фундаментальное право на основные социальные пособия. Они также договорились, что социальные системы защиты нуждаются в модернизации, чтобы гарантировать:

безопасность социального обеспечения для каждого, чтобы работать на территории ЕС везде, где возможно;

пенсии и качественное здравоохранение по жизнеспособной стоимости;

социальные выплаты и борьбу с бедностью.1

Заключение


В ЕС входят 25 государств-членов с общей численностью населения более 470 миллионов человек (включая 17 миллионов населения бывшей Восточной Германии). Это самый крупный в мире торговый блок.

В настоящее время для Европейского союза большой проблемой становится безработица.

Уровень безработицы в еврозоне и 25 странах ЕС составил в мае 2004 года 9,0%. Необходимо напомнить, что в мае 2003 года уровень безработицы в еврозоне составил 8,9%, а в 25 странах ЕС – 9,1%.

Самый низкий уровень безработицы в мае 2004 года отмечен на Кипре, в Люксембурге и Австрии (везде 4,2%), Ирландии (4,5%), Великобритании (данные за март – 4,7%) и Нидерландах (данные за апрель - 4,9%). Самый высокий уровень безработицы зафиксирован в Польше (18,9%), Словакии (16,4%), Литве (11,5%) и Испании (11,1%).

Самый большой рост безработицы в ежегодном исчислении отмечен в Нидерландах (3,6% в апреле 2003 и 4,9% в апреле 2004 года), Швеции (5,4% и 6,7%), Люксембурге (3,6% и 4,2%) и Дании (5,4% в апреле 2003 года и 6,0% в апреле 2004 года).

Уровень безработицы в ЕС в целом превышает уровни США и Японии.

Следует сказать, что проблема безработицы существует не только в цифрах, от этого страдают люди. 5-го июня 2003 года в Афинах, в Салониках, в Патре и еще в нескольких городах Греции прошли митинги и демонстрации против безработицы, организованные Всерабочим боевым фронтом (ПАМЕ).

Нужно отметить, что проблема безработицы в последние годы стало более чем актуальной для Греции, так как ряд предприятий были закрыты, а еще несколько приватизированы, в результате чего многие трудящиеся могут оказаться безработными. Греции уже более 550 тысяч безработных (11,5%), а еще тысячи людей работают лишь несколько часов в неделю, и в связи с этим, официальная статистика не считает их безработными.

В 2004 году Европейский центробанк выпустил доклад о проблемах сокращений в европейских компаниях. В нем сообщалось о новой волне увольнений, но вместе с тем отмечалось, что работодатели стали вести более гибкую политику в отношении персонала. Вместо увольнений они сокращают оплачиваемые часы работы.

Введение более гибкой политики в области продолжительности рабочего дня лишь первый шаг на пути стабилизации рынка труда. Надо принять еще много мер, чтобы Европа смогла более успешно конкурировать в этом вопросе с другими регионами мира.

На сессии Совета Европейского Союза, открывшейся в Брюсселе 4 марта 2005 года, обсуждались обсуждали проблемы безработицы, социальной политики, здравоохранения.

Участники семинара надеются, что достигнутое в ходе структурных реформ повышение уровня занятости позволило бы предотвратить надвигающийся на Европу кризис системы пенсионного обеспечения. В соответствии с существующим порядком, отношение числа пенсионеров к занятому населению в ЕС, составлявшее в 2000 году 0.7, к 2030 году должно увеличиться до 1.1. В результате реформ доля занятого населения в общей массе трудоспособного населения Европы могла бы вырасти с сегодняшних 60% до 75%, т.е. до уровня США. В результате отношение числа пенсионеров к занятому населению росло бы гораздо медленнее, составив в 2030 году лишь 0.9. Таким образом, в сочетании с незначительным увеличением возраста выхода на пенсию этих мер оказалось бы достаточно для того, чтобы сохранить указанный показатель практически неизменным.

Также в настоящее время аналитиками много говорится о том, что для борьбы с безработицей Европе надо ускорить темпы роста экономики. Эта тема обсуждалась в ходе визита в Париж главы Международного валютного фонда Родриго Рато. Рато призвал страны Европейского союза быстрее проводить структурные реформы, потому что только так можно стимулировать экономический роста и решить проблему низкой занятости.

Следует сказать, что существует Европейская Социальная Программа на период 2005-2010 гг., которая сводится к обеспечению рабочих мест и равных возможностей для всех на главной цели ЕС - продвижения преуспевающей, инновационной, богатой знанием, конкурентоспособной и эффективной экономики.

Борьба с безработицей не должна быть самоцелью, она должна быть вписана в общий контекст социально экономических преобразований, происходящих в странах ЕС. Политика занятости должна включать в себя не только меры, направленные на сокращение уровня безработных, но и на создание более благоприятных условий для работающих граждан, обеспечивающих стабильность, безопасность работы, возможности более гармоничного совмещения профессиональной деятельности и семейной жизни, повышения уровня образования и профессиональной компетенции трудящихся, реформы в области трудового законодательства (Employment Protection Legislation, EPL). Именно эти цели провозглашены в качестве основных направлений реформы Стратегии в области труда и политики занятости ЕС, необходимость проведения которой подчеркивается Директоратом по труду, занятости и социальным вопросам ЕС.


Источники и литература


1. Документы

Директива 94/45/ЕС «О Европейских советах по труду» от 22 сентября 1994 года

Европейская Социальная Программа на период 2005-2010 гг. для стран Европейского союза

Римский договор «Об образовании Единого экономического сообщества (ЕЭС)» 1957 года

2. Статистика

Статистика Европейского союза (Евростат) - http://epp.eurostat.cec.eu.int/

Statistics in focus, Labour Force Survey, Principal Results, EU and EFTA countries, Theme 3 -19/2002

Statistics in focus, Labour Force Survey, Principal Results, Candidate Countries, Theme 3 -20/2002

3. Газетная пресса

Дейтон А. Единая Европа как предмет политики.// Вестник Европы. - № 4, 2002

Евросоюз: сочетание интеграции и противоречий.// Директор. – 2005, июль

Международные новости: Сколько будут работать европейцы.// Молдавские новости. – № 34 (732), 2005, 11 мая

Семенова И. Работа и отдых. Статистика.// Экономика и жизнь. – 2004, 20 октября

Томас Симс. Гибкое увольнение.// Ведомости. - № 191, 2004

Список литературы

Борко Ю. Быть ли «единой Европе» единой в XXI веке? – «Европа: смена вех? Актуальные проблемы Европы».// ИНИОН РАН. - № 1, 2002, с. 5-33

Буторина О.В. Европейский союз. Справочник для ВУЗов. 2-е изд. доп. – М.: Деловая литература, 2005. - 288с.

Дайненко А.Е., Забавский Г.В. Расширение Европейского союза: экономические и правовые последствия. – М.: Издательство деловой и учебной литературы, 2004. – 336с.

Дейтон А. Единая Европа как предмет политики.// Вестник Европы. - № 4, 2002

Европейский Союз на пороге XXI века: выбор стратегии развития./ Под ред. Ю.А. Борко и О.В. Буториной. - М.: Эдиториал УРСС, 2001. – 200с.

Европейский союз. Справочник. – М.: деловая литература, 2003. – 288с.

Европейское право./ Отв. ред. Л.М. Энтин. - М.: Норма, 2000. – 312с.

Евросоюз: сочетание интеграции и противоречий.// Директор. – 2005, июль

Кашкин С.Ю., Калиниченко П.А. Трудовое и социальное право Европейского Союза: документы и материалы. – М.: Права человека, 2005. – 98с.

Международные новости: Сколько будут работать европейцы.// Молдавские новости. – № 34 (732), 2005, 11 мая

Мониторинг экономической ситуации в Европейском союзе (январь-октябрь 2004) – Алматы: Институт мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента РК, 2004. – 28с.

Семенова И. Работа и отдых. Статистика.// Экономика и жизнь. – 2004, 20 октября

Томас Симс. Гибкое увольнение.// Ведомости. - № 191, 2004

The European Employment Strategy (June 2005). - http://europa.eu.int/

Statistics in focus, Labour Force Survey, Principal Results, EU and EFTA countries, Theme 3 -19/2002

Statistics in focus, Labour Force Survey, Principal Results, Candidate Countries, Theme 3 -20/2002

11Европейский союз – член мирового сообщества.// Центр Европейской документации и информации Белгосуниверситета. - http://www.ced.bsu.by/eu/eu_todey.asp

11Европейская Социальная Программа на период 2005-2010 гг. для стран Европейского союза

11Уровень безработицы в странах ЕС в мае 2004 года.// Евростат (Европейский союз). - http://epp.eurostat.cec.eu.int/portal/page?_pageid=1996,45323734&.

22Уровень безработицы в еврозоне и ЕС составил в мае 2004 года 9,0%.// ИА «Экопресс». - http://www.bit.zubr.com/index.php?id=121

11 Митинги против безработицы. - http:// www.communist.ru/

11Страны ЕС лидируют в рейтингу по стоимости рабочей силы.//Вестник Евросоюза. – http:// www.euractiv.com

22 Евросоюз: сочетание интеграции и противоречий.// Директор. – 2005, июль

11 Данные сайта Eurostat (Евростат) - http://epp.eurostat.cec.eu.int/

11Международные новости: Сколько будут работать европейцы.// Молдавские новости. – № 34 (732), 2005, 11 мая

11чередная сессия Совета Европейского Союза открылась сегодня в Брюсселе.// ИА «Экопресс». - http://bit.zubr.com

22

11езработица становится проблемой для ЕС. - http://www.euronews.net/create_html.php?page=detail_eco&lng=10&option=1,eco

11 Германии зарегистрировано рекордное за 70 лет число безработных. -http://accoona.ru/news/index.php?id=16302

11Томас Симс. Гибкое увольнение.// Ведомости. - № 191, 2004

11Великобритания об ускорении реформ в ЕС. - http://russian.cri.com.cn/russia/2002/Mar/44471.htm

11The European Employment Strategy (June 2005). - http://europa.eu.int/pol/socio/overview_en.htm

Похожие работы:

  1. • Миграционные процессы и политика Германии
  2. • Рынок труда и его особенности в России
  3. • Международный рынок труда
  4. • Рынок труда и проблемы формирования социально ...
  5. • Европейский союз как один из "центров силы" современной ...
  6. • Экономика труда
  7. • Безработица, её причины, виды и социально ...
  8. • Роль и место физической культуры в системе высшего ...
  9. • Реформирование трудовых отношений и социальное партнерство
  10. • Роль Евро в мировой валютно-кредитной системе (МВКО)
  11. • Тенденции и проблемы профессионального образования в сфере ...
  12. • Рыночная экономика
  13. • Западноевропейская модель социальной работы (Германия ...
  14. • Безработица
  15. • Экономико-географическая характеристика Германии
  16. • Миграционная политика в странах Западной Европы
  17. • Минимальные социальные гарантии для работников в Украине
  18. • Географическое положение и экономика Финляндии
  19. • Германия в мировой экономике
Рефетека ру refoteka@gmail.com