Рефетека.ру / Государство и право

Контрольная работа: Развитие хозяйственных правоотношений на примере своего предприятия

Министерство образования и науки Украины

Приазовский государственный технический университет

Институт повышение квалификации


Реферат

по дисциплине: «Хозяйственное законодательство»

на тему: «Развитие хозяйственных правоотношений на примере своего предприятия»


Мариуполь, 2009 г.

Содержание


1. Общие положения хозяйственного права

2. Условия осуществления предпринимательской деятельности

3. Предприятие - как самостоятельный субъект ведения хозяйства

4. Методы хозяйственного права

5. Хозяйственное правоотношение, их признаки и виды


1. Общие положения хозяйственного права


Хозяйственные правоотношения - это урегулированные нормами хозяйственного права отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности, а также вследствие государственного воздействия на участников рынка, которые связаны взаимными правами и обязанностями.


Развитие хозяйственных правоотношений на примере своего предприятия

Рис. 1 Структурная схема терминов


С переходом к рыночной экономике предприятия, действующие в форме хозяйственных товариществ и обществ, получают полную хозяйственную самостоятельность. Они сами изучают спрос на товарных рынках, проектируют и отрабатывают новые образцы продукции, формируют и обновляют ассортимент выпускаемой продукции, оснащают производство необходимым технологическим оборудованием, вступают в хозяйственные связи с другими предприятиями, продвигают свою продукцию на рынок и реализуют ее, получая прибыль для дальнейшего развития производства. Получаемая ими прибыль является основным источником финансирования инвестиций в производство. При недостаточности прибыли предприятия изыскивают другие источники финансирования своего развития: через банки, фонды, общества взаимного кредитования и др. Они самостоятельны в определении стратегии, научно-технической политики и программы развития, а также их реализации.

Для выполнения своей программы развития предприятия создают научно-конструкторские и технологические подразделения, заказывают и приобретают технологическое оборудование, покупают лицензии и т.д.

В интересах достижения успеха в реализации продукции предприятия осуществляют активный маркетинг: создают собственные каналы сбыта, рекламируют свою продукцию, вступают в хозяйственные связи с транспортными, складскими и торговыми организациями.

Наконец, предприятия сами осуществляют свою внешнеэкономическую деятельность: определяют выгодные для себя зарубежные рынки, ассортимент экспортной продукции и объем экспорта, вступают в кооперацию с отечественными и зарубежными фирмами по созданию, производству, сбыту и техническому обслуживанию экспортируемой продукции, осуществляют расчеты через систему отечественных и зарубежных банков и т.д.

Все эти многочисленные производственные и хозяйственные связи нуждаются в правовом регулировании, благодаря которому они приобретают форму хозяйственных правоотношений.

Таким образом, правоотношения, складывающиеся при выполнении основных функций предприятия (производство, развитие производства, маркетинг на внутренних и внешних рынках), представляют собой основной предмет хозяйственного права.

Хозяйственное право как отрасль права представляет собой совокупность норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними иные, в том числе некоммерческие, отношения, а также отношения по государственному регулированию экономики в целях обеспечения интересов государства и общества.

Предметом любой отрасли права является круг общественных отношений, регулируемых ее нормами. Предмет хозяйственного права - это регулируемая им совокупность отношений, складывающихся в процессе предпринимательской деятельности.

В предмет хозяйственного права входят:

- профессиональная деятельность по производству товаров (работ, услуг) с целью извлечения прибыли;

- отношения по реализации, доставке, хранению товаров и т.д.;

- хозяйственная деятельность организационно-имущественного характера по созданию и прекращению предприятий, управлению собственностью;

- хозяйственное правовое регулирование предпринимательской деятельности предприятия;

- государственное воздействие на субъекты, осуществляющие хозяйственную деятельность.

Предмет хозяйственного права имеет ряд особенностей, которые должны быть учтены при определении метода правового регулирования.

Под методом правового регулирования, применяемым в конкретной отрасли права, понимается совокупность способов и приемов регулирования отношений между субъектами, складывающихся вследствие особых свойств предмета правового регулирования.

Отрасль хозяйственного права имеет комплексный характер, и, следовательно, ей присущи методы, используемые в других отраслях права:

- в гражданском праве эта особенность выражается в юридическом равенстве взаимодействующих субъектов;

- в административном праве - в наличии отношений власти и подчинения.

К особенностям предмета хозяйственного права относятся:

- широкое разнообразие реальных хозяйственных отношений;

- самостоятельность субъектов хозяйствования в выборе и определении организационно-правовой формы предприятия, характера деятельности, ассортимента выпускаемой продукции, услуг и т.д.;

- рыночный характер отношений между субъектами хозяйствования;

- организация деятельности и управления на основе разнообразных механизмов;

- возможность создания субъектами хозяйствования собственных механизмов взаимодействия.

В существующей системе права в нашей стране не выделено хозяйственное право. Оно формируется из норм различных отраслей права, преимущественно, таких, как гражданское, трудовое, административное, экологическое, финансовое, фондовое, земельное и таможенное.

Правовая система - органически целое явление, включающее в себя следующие структурные элементы:

- отрасли права;

- институты права;

- нормы права.

Основным элементом системы права является отрасль права. Это относительно самостоятельное подразделение системы прав, которое состоит из правовых норм, регулирующих определенный вид общественных отношений.

Отрасль права подразделяется на правовые институты - обособленные комплексы правовых норм, которые регулируют общественные отношения.

Норма права - правовое предписание в содержание которого входят:

- гипотеза - указание конкретных обстоятельств, при которых данная норма входит в силу;

- диспозиция - указание на правила поведения субъектов;

- санкция - возможное поощрение или наказание, побуждающее субъектов действовать в соответствии с правилами, приведенными в диспозиции.

У каждой отрасли права существуют свои принципы.

Принципы хозяйственного права - его основополагающие начала распространяются на весь комплекс правовых норм, обеспечивающих регулирование хозяйственной деятельности.

Для данной отрасли права характерны следующие принципы:

- Принцип целенаправленности воздействия на достижение обоюдных интересов в результате хозяйственной деятельности субъектов (предприятий), хозяйственных правоотношений.

Принцип равноправия субъектов хозяйственных правоотношений независимо от уровня, который они занимают в народно-хозяйственном комплексе (нормы права, регулирующие их хозяйственные отношения, в равной мере распространяются на всех участников этих отношений).

- Принцип экономической свободы и поощрения предпринимательского поведения хозяйственных организаций.

- Принцип поощрения добросовестной конкуренции и защиты от монополизма и недобросовестной конкуренции.

- Принцип комплексности государственного воздействия на хозяйственные отношения путем сочетания экономических, организационно - административных и политических механизмов, позволяющих направить мотивацию деятельности различных социальных групп (предпринимателей, менеджеров, специалистов, непосредственных участников производственно-хозяйственных процессов - рабочих) на достижение общественно необходимых хозяйственных результатов.

- Принцип законности. В условиях рыночной экономики в оценку законности ставится достижение экономической эффективности деятельности в интересах государства и общества без нарушения запретов закона и прав других лиц.

Экономическая деятельность делится на стадии:

1) Доэксплуатационная стадия включает:

- регистрацию - юридическое лицо подлежит государственной регистрации в органах юстиции или местных органах исполнительной власти. Регистрацию осуществляет регистрационная палата мэрии или администрации населенного пункта;

- согласование планов с местными органами управления (соблюдение закона об охране окружающей среды), рыбнадзором, комитетом по метеорологии и другими при необходимости;

- лицензирование различных видов деятельности.

2) Эксплуатационная стадия (производство):

- требования - соблюдение норм природопользования, санитарии, бухгалтерского учета, противопожарной безопасности, ветеринарной безопасности, технологических требований, стандартизации и метрологии, (измерительная техника, приборов);

- нормативная основа.

3) Послеэксплуатационная стадия:

требования - выполнение требований налогового законодательства, ведение бухгалтерского учета, сертификация услуг и продукции, представление данных статистической отчетности.

- Нормативная основа - Основы налогового законодательства; закон о сертификации продукции и услуг; закон о конкуренции и ограниченной монополистической деятельности на товарных рынках; закон об ответственности за нарушение порядка представления отчетности.

Субъектами интересов экономической деятельности являются:

- общество и государство;

- трудовые коллективы предприятий;

- потребители продукции;

- собственники предприятий.

Интересы по территориальному и национальному критериям, в процессе хозяйственной деятельности, могут классифицироваться на следующие:

- национальные и иностранные;

- федеральные, региональные и местные;

- по отраслям экономики - промышленные, сельскохозяйственные, строительные, торговля и т.д.

Права и обязанности сторон в хозяйственных отношениях, регулируемых гражданским правом (гражданские права и обязанности) возникают:

- из договоров и иных сделок, предусмотренных законом или не противоречащих ему;

- из актов государственных органов власти и органов местного самоуправления, предусмотренных законом в качестве основания для возникновения таких прав;

- из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности;

- в результате приобретения имущества на законных основаниях;

- в результате создания научной или научно-технической продукции;

- вследствие причинения вреда другому лицу;

- вследствие необоснованного обогащения.

Защита гражданских прав субъектов (прав участников) хозяйственных отношений осуществляется путем:

- признания права;

- восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

- признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;

- признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;

- самозащиты прав;

- присуждения к исполнению обязанности в натуре;

- возмещения убытков;

- взыскания неустойки;

- компенсации морального вреда;

- прекращения или изменения правоотношений;

- неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;

- иными способами, предусмотренными законом.

Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел суд, арбитражный суд или третейский суд, а в некоторых случаях, предусмотренных законом, - орган исполнительной власти и управления в административном порядке.


2. Условия осуществления предпринимательской деятельности


Одним из главных условий осуществления предпринимательской деятельности является государственная регистрация предпринимательства.

Государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности проводится в исполнительном комитете городских, районных государственных администраций за местонахождением данного субъекта, если другое не предусмотрено законом.

Государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности проводится при наличии всех необходимых документов на протяжении не более пяти дней. Органы государственной регистрации обязаны на протяжении этого срока внести данные с регистрационной карточки до Реестра субъектов предпринимательской деятельности и выдать удостоверение о государственной регистрации установленного образца с идентификационным кодом (для юридических лиц), что предоставляется органам государственной регистрации органами государственной статистики, или идентификационным кодом физического лица - плательщика налогов и других обязательных платежей.

В пятидневный срок от даты регистрации органы государственной регистрации направляют экземпляр регистрационной карточки с оценкой о государственной регистрации соответствующему государственному налоговому органу и органу государственной статистики и предоставляют сведения о государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности в органы Фонда социального страхования и Пенсионный фонд Украины.

Удостоверение о государственной регистрации субъекта предпринимательства служит основанием для открытия счетов в учреждениях банков за местом регистрации субъекта предпринимательской деятельности или в каких-нибудь других учреждениях банков при согласии сторон. Банк обязан открыть банковский счет и в трехдневный срок сообщить об этом налоговую администрацию.

В случае изменения названия, организационно-правовой формы субъекта предпринимательской деятельности, а также формы собственности субъекты предпринимательской деятельности в месячный срок обязаны предоставить документы для перерегистрации.

Субъект предпринимательской деятельности имеет право открывать свои филиалы (отделение), представительства без создания юридического лица. Создание перечисленных подразделов не нуждается в государственной регистрации. Субъект предпринимательской деятельности сообщает об открытии филиала органу государственной регистрации путем внесения дополнительной информации в свою регистрационную карточку.

Отказ в государственной регистрации субъекта предпринимательства из мотивов нецелесообразности его создания не допускается. Отказ в регистрации может быть обжалован в судебном порядке.

Для осуществления предпринимательской деятельности предприниматель имеет право заключать с гражданами договоры об использовании их труда. При заключении трудового договора предприниматель обязан обеспечить условия и охрану труда и оплату не ниже установленного в государстве минимального прожиточного уровня, а также другие социальные гарантии, включая социальное, медицинское страхование и социальное обеспечение согласно с действующим законодательством. При потере работоспособности предприниматель обеспечивает пострадавшему возмещение расходов в случаях и порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Предприниматели как субъекты предпринимательской деятельности несут определенную ответственность. Да, предприниматель обязан не наносить вред окружающей среде, не нарушать защищенные законом права и интересы граждан, предприятий, учреждений, организаций и государства. За причиненные убытки предприниматель несет имущественную и другую установленную законом ответственность.

Деятельность предпринимателя прекращается (ст. 51 ГКУ):

• по собственной инициативе предпринимателя;

• на основании решения суда или хозяйственного суда в случаях, предусмотренных законодательством Украины;

• в случае окончания срока действия лицензии;

• за другими основаниями, предусмотренными законодательными актами Украины.


3. Предприятие - как самостоятельный субъект ведения хозяйства


Среди субъектов хозяйственного права важнейшее место принадлежит предприятию как первичному звену народного хозяйства. Предприятие - основная организационная единица ведения хозяйства. Это обусловлено особенностями экономических и социальных функций предприятия в экономической системе, а именно - функций товаропроизводителя, что удовлетворяет общественные потребности в продукции, работах, услугах.

Одними из важнейших предпосылок перехода до рыночной экономики является разработка соответствующей законодательно-правовой основы, организация равноправной деятельности разных видов предприятий, поддержка предпринимательства, освоения рынка на разных уровнях и направлениях.

Главным нормативным актом, что регулирует деятельность предприятий, есть Хозяйственный кодекс Украины (принятый 16 января 2003 года). Этот Кодекс определяет виды и организационные формы предприятий, правила их создания, регистрации, реорганизации и ликвидации, организационный механизм осуществления ими предпринимательской деятельности в условиях перехода к рыночной экономике.

Закон также создает ровные правовые условия для деятельности предприятий независимо от форм собственности имущества и организационной формы предприятия.

Согласно с Хозяйственным кодексом Украины (ст. 62) предприятие - это есть самостоятельный субъект ведения хозяйства, созданный компетентным органом государственной власти либо органом местного самоуправления, либо другими субъектами для удовлетворения общественных и личных потребностей путем систематического осуществления производственной, научно-исследовательской, торговой, другой хозяйственной деятельности в порядке, предусмотренном этим Кодексом и другими законами.

Предприятия могут создаваться как для осуществления предпринимательства, так и для некоммерческой хозяйственной деятельности и действует на основе устава, является юридическим лицом, имеет отделенное имущество, самостоятельный баланс, счета в учреждениях банков, печать со своим наименованием и идентификационным кодом и может иметь в своем составе других юридических лиц.

Ведь именно на предприятии идет непосредственный процесс производства материальных благ и услуг, оно есть как самостоятельным хозяйственным (экономическим) субъектом. Подтверждением служит выделение круговорота и оборота фондов предприятия, наличие сложной сети хозяйственных связей. Владельцы средств производства и рабочей силы соединяют свои производственные ресурсы для осуществления хозяйственной деятельности с целью получения прибыли.

Как самостоятельная хозяйственная единица предприятие может вступать в договорные отношения с другими субъектами хозяйственной деятельности, осуществлять внешнеэкономическую деятельность, формировать свою организационную структуру, управленческий аппарат, штатное расписание, распоряжаться финансами, заниматься куплей, переработкой и продажей продукции, предоставлять социальные услуги населению. Предприятие является самостоятельным хозяйственным субъектом, может иметь в своем распоряжении основные и оборотные средства, нанимать рабочую силу, осуществлять производственную, научно-исследовательскую и коммерческую деятельность. Юридический аспект этого определения заключается в том, что предприятие при осуществлении своей хозяйственной деятельности «имеет право по собственной инициативе принимать какие-нибудь решения, которые не противоречат законодательству Украины».

Предприятие - это уставный субъект, который хозяйствует. Устав предприятия должен определять цель и предмет деятельности отдельного предприятия, отклоняться от которых без изменения устава предприятию запрещено. Устав также определяет границы специальной правоспособности предприятия как юридического лица. Это один из важнейших правовых актов предприятия, который указывает обязательные и альтернативные пункты, которые включаются в устав предприятия.

Главное задание предприятия - удовлетворять в чем-либо потребности населения, получая при этом прибыль, за счет которого удовлетворяются социальные и экономические интересы данного коллектива и владельца имущества - предприятия.

Каждое предприятие, фирма, объединение независимо от форм собственности действует на основе хозяйственного (коммерческого) расчета, основными принципами которого являются: самофинансирование, самообеспечение, материальная заинтересованность, экономическая ответственность, свобода хозяйственной деятельности, конкуренция между товаропроизводителями, контроль за их хозяйственной деятельностью.

Коммерческий расчет - это экономическая категория товарного производства, которая отбивает сложную систему экономических отношений, которые возникают в процессе товарного производства, реализации продукции, при распределении и использовании полученного дохода, прибыли.

Предприятие имеет самостоятельный баланс, расчетный и другие счета в банках, печать со своим наименованием, а промышленное предприятие - также товарный знак. Предприятие не может иметь в своем составе других юридических лиц.

Предприятие осуществляет какие-нибудь виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законодательством Украины и отвечают целям, предусмотренные уставом предприятия.

Предприятие владеет определенными материальными, трудовыми и денежными ресурсами, необходимыми для удовольствия спросу потребителей в определенных видах продукции и услугах. Оно имеет необходимое для хозяйничающего субъекта имущество - основные и оборотные денежные средства, другие ценности, которыми оно владеет, пользуется и распоряжается за правом собственности или полного хозяйственного владения. Это имущество юридически отчужденное, как правило, от имущества владельца предприятия и закрепленное за предприятием как субъектом права. Основные и оборотные денежные средства находятся на самостоятельном бухгалтерском балансе, деньги - на расчетном счете предприятия в банке.

Таким образом, предприятие - это самостоятельная хозяйственная организация, созданная и зарегистрированная в установленном законом порядке для осуществления хозяйственной деятельности с целью удовлетворения общественных потребностей в товаре (продукции, работах, услугах) и получения прибыли, которая действует на основе устава, пользуется правами и выполняет обязанности относительно своей деятельности, является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и другие счета в банках.


4. Методы хозяйственного права


Методы хозяйственного права - это совокупность способов регулирующих влияние норм хозяйственного права на поведение субъектов хозяйственного правоотношения. Концептуально методы хозяйственного права строятся на двух принципах: общеразрешительному ("разрешено все, что не запрещено законом"), за которым действуют предприятия и предприниматели, и обязывающие ("субъекты хозяйственного права обязаны и должны совершать то, что на них положено законом"). Этот принцип в основном касается органов государственного управления экономикой. Как отмечается в ст. 19 Конституции Украины, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны действовать лишь на основании, в пределах полномочий и в способ, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины.

Хозяйственные отношения являются комплексными отношениями. Они объединяют в себе организационные и имущественные (стоимостные) элементы. Поэтому в хозяйственном праве как комплексной области права вообще действуют три (а не один, как в некомплексных областях) основные методы правового регулирования.

Прежде всего, это метод автономных решений субъектов хозяйственных отношений. Он основывается на том, что предприятия, предприниматели имеют право по собственной инициативе принимать любые решения, которые не противоречат законодательству Украины (ст. 27 Закона Украины "О предприятиях в Украине", статьи 3, 5 Закона Украины "О предпринимательстве"). Это означает, что субъекты хозяйственных отношений самостоятельно: а) планируют свою хозяйственную деятельность; б) в пределах законодательства свободно избирают предметы хозяйственных договоров и определяют обязательство в них, все необходимые условия хозяйственных взаимоотношений (статьи 20, 21 Закона Украины "О предприятиях в Украине", ст. 5 Закона Украины "О предпринимательстве").

Существует еще метод властных предписаний (требований законов и указаний компетентных органов, обязательных для субъектов хозяйственных отношений). Согласно нему деятельность (поведение) субъектов подчиняется обязательным моделям правоотношения, определенным законодательством. Это, в частности, обязательность соблюдения запретов закона относительно осуществления хозяйственной деятельности (лицензии, квоты, специальные режимы и т.п.), обязанность определенных в законодательстве предприятий заключать с государством государственные контракты и др.

В хозяйственном праве действует также метод рекомендаций. Государство регулирует поведение субъектов хозяйственных отношений путем рекомендованных моделей соответствующего правоотношения. Например, образцовые формы договоров относительно отдельных видов отношений, методические рекомендации относительно отдельных видов деятельности в сфере хозяйствования - это примеры применения государством указанного метода. В зависимости от конкретных хозяйственных ситуаций, интереса государства относительно тех или других хозяйственных отношений и других факторов, которые регулируют хозяйственную жизнь, могут использоваться любые из указанных методов, исходя из того, который из них будет наиболее эффективным.

5. Хозяйственное правоотношение, их признаки и виды


В сфере экономики возникают и функционируют разнообразные отношения, связанные с хозяйственной деятельностью. В частности, государство осуществляет функции общего управления экономикой. С этой целью в центре и на местах действуют органы государственной исполнительной власти - министерства, государственные комитеты, другие центральные органы. Итак, в народном хозяйстве составляются управленческие отношения между этими органами и предприятиями. Эти отношения регулируются административным правом, т.е. являются административным правоотношением.

В народном хозяйстве применяется нанимаемая работа работников. Отношения относительно организации ее применения, оплаты труда, времени работы и отдыха, гарантий и компенсаций и т.п. регулирует трудовое право.

Хозяйствующие субъекты в процессе хозяйствования владеют и пользуются природными ресурсами. Отношения относительно природопользования регулируются природоресурсовыми областями права (земельное, водное, горное, лесное, экологическое и т.п.).

Хозяйствующие субъекты формируют из прибыли и используют собственные финансовые ресурсы, являются налогоплательщиками и т.п. Итак, они являются субъектами финансового правоотношения.

Между предприятиями, предпринимателями и гражданами возникают имущественные отношения относительно удовлетворения личных потребностей граждан в товарах, роботах и услугах. Эти отношения регулирует гражданское право.

Признавать все указанные отношения хозяйственными, как это иногда делается в литературе, означало бы, что специальной категории хозяйственных отношений вообще не существует. Объективно необходимые для осуществления хозяйственной деятельности они за своей экономической природой не являются хозяйственными. Эти отношения лишь создают организационные, материальные, финансовые и другие предпосылки функционирования хозяйственных отношений.

Хозяйственно-правовая концепция определяет хозяйственные отношения в собственном (специальном) понимании, а именно: хозяйственными есть отношения между хозяйствующими субъектами (предприятиями, предпринимателями) и органами управления, которые образовываются в процессе организации и непосредственного осуществления хозяйственной деятельности. Хозяйственные отношения, как предмет регулирования, состоят лишь из двух элементов - организационного (организация производства, обращения) и имущественного. Совокупность хозяйственных отношений в таком узком понимании является предметом хозяйственного права. За предметом в таком понимании хозяйственное право отличается из других областей права, нормы которых действуют в народном хозяйстве.

Хозяйственные отношения имеют определенные признаки. Прежде всего, это ограниченное, сравнительно с гражданским правом, круг субъектов. Такими субъектами есть:

хозяйственные организации, созданные для непосредственной хозяйственной деятельности и зарегистрированное как юридическое лица;

государственные и негосударственные органы, которые осуществляют управление экономикой (министерства, госкомитеты, хозяйственные объединения, управление и т.п.);

структурные подразделы хозяйственных организаций, наделенные компетенцией относительно осуществления хозяйственной деятельности;

физические лица, официально зарегистрированные в статусе предпринимателей;

государственное и общественное учреждения и организации, которые є потребителями продукции (товаров), работ и услуг.

Особым субъектом хозяйственных отношений является государство, от лица которой действуют ее органы.

Вторым характерным признаком хозяйственных отношений являются объединения в них организационных и имущественных элементов. Такое объединение обусловлено тем, что одной из правовых оснований возникновения и функционирование хозяйственного правоотношения между хозяйствующими субъектами и их контрагентами есть "акты планирования" (ст. 152 Гражданского кодекса Украинской ССР), в частности, государственные заказы. Правовым основанием возникновения хозяйственного правоотношения есть решения их субъектов заключить соответствующий договор (п. 1 ст. 21, п. 2 ст. 22 Закона Украины "О предприятиях в Украине"). Эти решения основываются на планах предприятий (планы экономического и социального развития, бизнес-планы).

Третий признак хозяйственных отношений - их материальное содержание, т.е. общественное производство и реализация (оборот) хозяйствующими субъектами продукции (выполнение работ, предоставление услуг).

За приведенными признаками хозяйственных отношений можно разграничить предметы регулирования гражданского и хозяйственного права. Итак, нормы гражданского права универсальные и распространяются на физических и юридических лиц независимо от деятельности, которой они занимаются. Нормы хозяйственного права специальные в том понимании, которые действуют лишь относительно юридических лиц, их структурных подразделов, отдельных предпринимателей, которые осуществляют общественную хозяйственную деятельность и потребляют ее результаты. Т.е. предмет хозяйственного права уже за предмет гражданского права. Гражданское право состоит из норм одной области, которые на началах юридического равенства субъектов регулируют имущественные и личные неимущественные отношения; хозяйственное право согласно законодательству является комплексной областью. Оно основывается на общих нормах гражданского права о правоспособности юридических лиц, обязательствах и нормах об отдельных видах хозяйственных договоров. В хозяйственном праве объединяются также те нормы административного, финансового и других областей права, которые регулируют хозяйственную деятельность предприятий и других хозяйствующих субъектов.

Совокупность хозяйственных отношений, которые составляются между хозяйствующими субъектами, их контрагентами, органами управления в процессе организации и осуществление хозяйственной деятельности, производства и реализации продукции, выполнение работ, предоставление услуг, представляет предмет хозяйственного права.

Исходя из этого хозяйственное право можно определить, как систему правовых норм, которые регулируют хозяйственное отношения в процессе организации и непосредственного осуществления хозяйственной деятельности.

Хозяйственное правоотношение могут быть классифицированные за разными признаками.

Так, за характером правоотношения различают:

- отношения относительно непосредственного осуществления хозяйственной деятельности (производства и реализации продукции, выполнение работ, предоставление услуг);

- отношения относительно управления (в том числе организации) хозяйственной деятельностью (государственная регистрация, лицензирование, патентование, квотирование и другие формы государственного регулирования хозяйственной деятельности).

За взаимным положением сторон правоотношение делилось на:

- горизонтальные, участники которых равноправные;

- вертикальные, в которых одним из участников выступает орган управления, в том числе владелец имущества или уполномочен им орган.

За сферой действия правоотношение делилось на:

- внутрихозяйственные, что возникают внутри хозяйственной организации между ее структурными подразделами;

- межхозяйственные, что возникают между юридически самостоятельными субъектами хозяйствования.

За областями народного хозяйства и сферами управления, в которых они возникают и функционируют, выделяет такое правоотношение:

- в области промышленности;

- в области сельского хозяйства;

- в области транспорта;

- в области капитального строительства;

- в сфере приватизации;

- в сфере антимонопольного регулирования;

- в сфере внешнеэкономической деятельности и т.п.


Заключение


Таким образом, в данной теме мы рассмотрели хозяйственное право как отрасль права, которая представляет собой совокупность норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними иные, в том числе некоммерческие, отношения.

В существующей системе права в нашей стране хозяйственное право не выделено. Оно формируется из норм различных отраслей права, преимущественно, таких, как гражданское, трудовое, административное, экологическое, финансовое, фондовое, земельное, таможенное и т.д.

Правовое обеспечение хозяйственной деятельности - это важное условие функционирования рыночных отношений в Украине, которое включает в себя наличие законодательной основы хозяйственной деятельности, то есть системы нормативных актов, определяющих правовой статус субъектов хозяйствования и регламентирующих разные аспекты хозяйственной деятельности. Хозяйственное законодательство, которое основывается на Конституции Украины, охватывает как хозяйственные законы, так и другие нормативные акты хозяйственной жизнедеятельности: постановления Верховного Совета Украины, принятые как акты текущего законодательства; декреты Кабинета Министров по хозяйственным вопросам, которые принимались Кабинетом Министров на основании временных полномочий, делегированных нему Верховным Советом Украины; указы по экономическим вопросам, выданные Президентом Украины; постановления и распоряжение Кабинета Министров Украины; хозяйственные нормативные акты министерств, государственных комитетов и других центральных органов исполнительной власти (к этой группе принадлежат также акты, принятые хозяйственными объединениями - ассоциациями, корпорациями, концернами, консорциумами, промышленно-финансовыми группами и др.); нормативные акты хозяйственного законодательства местных Советов и местных государственных администраций и др. Объективным признаком хозяйственного законодательства является множественность его актов и отсутствие кодифицированного акта хозяйственного законодательства типа Хозяйственного (Коммерческого).


Список литературы


1. Господарський кодекс України: Кодекс набирає чинності з 1 січня 2004 р. - К.: Школа, 2003.

2. Цивільний кодекс України: Кодекс набирає чинності з 1 січня 2004 р. - К.: Школа, 2003.

3. Бобров В.Я. Основи ринкової економіки України. - К.: Либідь, 1995.

4. Основи ринкової економіки. /За ред. В.А. Предбор-ського. - К.: Кондор, 2002.

5. Пруссова Л.Г. Экономика в вопросах и ответах. - К.: УНПК «Ексоб», 1999.

6. Комерційне право. /За ред. проф. Шакуна В.I. - К.: Правові джерела, 1996.

7. Правові основи підприємницької діяльності /За ред. проф. Жук Л.А. - К.: ЕУФІМ, 2002.

8. Предпринимательское право в вопросах и ответах /Под ред. Н.А. Саниахметовой. - Одесса: Одиссей, 2000.

Похожие работы:

  1. • Основные требования к выпускным квалификационным ...
  2. • Анализ годового плана экономического развития ...
  3. • Хозяйственные правоотношения
  4. • Анализ хозяйственной деятельности предприятия на ...
  5. • Анализ финансово-хозяйственной деятельности ...
  6. • Виды гражданских правоотношений
  7. •  ... на примере сельско-хозяйственного предприятия ДООО ...
  8. •  ... основание возникновения трудовых правоотношений
  9. • Анализ финансово-хозяйственной деятельности фирмы на ...
  10. • Логистика хозяйственных связей
  11. • Понятие гражданского правоотношения
  12. • Виды гражданских правоотношений
  13. • Виды гражданских правоотношений
  14. • Правоотношения
  15. •  ... производственно-хозяйственных предприятий (на примере АБЗ) и ...
  16. • Виды гражданских правоотношений
  17. • Виды правооношений
  18. • Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия на ...
  19. • Оценка эффективности хозяйственной деятельности
Рефетека ру refoteka@gmail.com