Рефетека.ру / Государство и право

Курсовая работа: Происхождение государства и права

БЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

МВД РОССИИ


КУРСОВАЯ РАБОТА

По ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Тема: "Происхождение государства и права"


Белгород - 2005

Содержание


Введение

1. Родоплеменная организация общества: система власти и социального регулирования

2. Общие закономерности возникновения государства и права

3. Основные теории происхождения государства

4. Проблема происхождения государства и права в истории политико-правовой мысли

Заключение

Список использованной литературы

Введение


Тема моей курсовой работы очень интересна. Из работы можно многое узнать о происхождении государства и права, а так же проследить, как развивалось государство и вместе с ним право на протяжении всей истории развития человеческого общества.

Актуальность данной темы заключается в том, что государство и право являются стабильным образованием, которое образовывалось длительное время. Государство как особая организация власти, как самостоятельный институт жизни общества, находится в постоянном развитии. Несколько тысячелетий тому назад государства были совсем не такими, какими они являются в настоящее время. Рассмотрим основные вехи в историческом развитии государства для того, чтобы уяснить основные тенденции в совершенствовании данного института, разобраться в сущности современных государств. 1

Общество есть продукт взаимодействия людей, определенная организация их жизни, внутренне противоречивый организм, сущность которого заключается в многообразных связях и отношениях между людьми, их объединениями и общностями.

Это сложная, саморазвивающаяся система связей людей, объединенных экономическими, семейными, групповыми, этническими, сословными, классовыми отношениями и интересами. В обществе действуют, прежде всего, не биологические, а социальные законы.

Значимость проблемы происхождения и развития государства и права обусловлена, прежде всего, тем, что рассмотрение общества в качестве системы общественных отношений, основу которых составляют экономические (материальные) отношения, позволяет:

во-первых, подходить к нему конкретно-исторически, выделять различные общественно-экономические формации (рабовладельческие, феодальное, капиталистическое, социалистическое общество);

во-вторых, выявить специфику главных сфер общественной жизни (экономической, политической, духовной);

в-третьих, четко определить субъектов социального общения

(личность, семья, нация и др.). 2

Традиционно в науке проблема происхождения государства и права оставалась без должного внимания и является недостаточно разработанной и в настоящее время.

По-видимому, ученые при этом должны принять во внимание и положение "Всеобщей декларации прав человека" (1948 год), другие международные правовые акты. Они юридически воплотили и закрепили идею о том, что люди не являются достоянием государственной власти (государства).

Они имеют естественные и не отчужденные нрава, которые

государство обязано соблюдать и защищать3.

Права человека рассматриваются как противопоставления всесилию государства. Они не создаются государством.

"Известны мнения ученых, которые, утверждают, что "государство живет человеком; человек основывает, формирует и руководит им, одновременно живет в нем, и, благодаря этому постигает его как свою судьбу". 4

Другие ученые рассматривают государство и право как "систему общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы населения страны и выступают государственным регулятором общественных отношений". 5

Или "право - особый, а именно государственный регулятор, как создание, так и реализация права, его активная рель в регулировании общественных отношений находятся в прямой зависимости от государственной власти".

Такой широкий спектр мнения ученых о теперешних и будущих моделях государства и права не возможен без глубокого изучения и теоретического осмысления ранее известных и существующих теорий происхождения и развития государства и права.

Различные аспекты этой проблемы освещаются в работах таких авторов как Алексеев С.С., Васильев А., Хропанюк В.Н., Комаров С. А, и другие.

Предмет исследования составляют теоретические и практические аспекты содержания, структуры, особенностей и механизма происхождения, формирования и развития государства и права; вопросы соотношения общества и государства, общества и права; а также проблемы определения их места и значение в жизни каждого человека.

Цель исследования в том, чтобы сформулировать понятие особенности общества, его происхождение и развитие, определить формы и соотношение общества и государства, что обуславливает следующие основные задачи исследования:

выработать подход к пониманию происхождения государства и права, проанализировать его основные предпосылки к образованию и определить его объективные и субъективные стороны;

дать общую характеристику организации общества и развития права, рассмотреть основные теории происхождения государства и права;

проанализировать соотношение общества и государства, выявить и рассмотреть существующие между ними взаимосвязи;

классифицировать общие закономерности возникновения государства и права, выявить сущность и признаки;

проанализировать проблемы происхождения государства и права в истории политико-правовой мысли.

Информационной базой курсовой работы являются статьи, учебники и учебные пособия, официальные документы и дополнительные источники. В них отражены труды российских и зарубежных историков, философов и юристов.

Они выражали различные точки по данной проблематике, которые стали основными в моей работе.

Изучение данной темы помогает юридической науке глубоко понять действительные процессы возникновения и развития государства и права, конкретных государственно-правовых институтов.

1. Родоплеменная организация общества: система власти и социального регулирования


В этой работе ставится цель высказать свое мнение или согласиться с чьими-то высказанными мнениями по проблемам теорий возникновения государства и права, происхождению, развитию и будущему их на нашей земле.

Говоря об истории возникновения государственности, необходимо выделять основные задачи ее изучения.

Изучение родоплеменной организации общества.

Изучение общих закономерностей возникновения государства и права.

Выявление проблем происхождения государства и права в истории политико-правовой мысли.

Информационной базой курсовой работы являются статьи, учебники и учебные пособия, а так же официальные документы и справочники.

Исторически первым социальным институтом были родовые общины. Они были весьма устойчивые и жизнеспособные, обеспечивали выживание людей, которые во многом зависели от природных сил и могли существовать только на базе единства. Роды существовали и функционировали тысячелетия, объединялись в более крупные социальные институты - племена. Были также религиозные объединения, торгово-купеческие гильдии, иные социальные объединения (институты), были и протогосударства.

На этом этапе существования протогосударства социальный статус, место того или иного индивида в аппарате управления определяли его достаток. И дело не только в потребляемой ими пище, "Гораздо существенней - пишет А. Васильев - неравенство в социальном статусе и в тесно связанным с ним одежде, украшениях и регалиях, величине жилища, количестве жен, наконец,

в традиционно ценимом престиже и проистекающих из него привилегиях. Словом, это неравенство прежде всего социальное. Однако при этом важно отметить, что неравенство, как и вообще социальная иерархия, членение коллектива на слои и страты, возникновение аппарата управителей не были пока связанны с делением общества на противостоящие друг другу антагонистические группы, различающиеся отношениями собственности"6.

Исторически первым политическим институтом, самым важным и крупнейшим, стало государство.

Вместе с человеческим обществом, а оно появилось, когда люди выделились из мира животных, возникает социальная власть, как его неотъемлемый и необходимый элемент, она придает обществу целостность, управляемость, служит важнейшим фактором организованности и порядка. Власть - явление надстроечное, ее природа, свойства, функции определяются, экономическими отношениями, базисом общества. Однако она не может существовать помимо воли и сознания людей.

Необходимым существованием общества является порядок. Он не возникает сам по себе. Это следствие урегулированное™, упорядоченности социальных отношений. С усложнением социальной жизни появляется целая система регулирующих их норм. Если касаться права то его возникновение закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углублении и обострении социальных противоречий и конфликтов. Обычаи перестали обеспечивать порядок и стабильность в обществе, появилась объективная необходимость в принципиально новых регуляторах отношений.

Проблема возникновения государства и права длительное время в науке остается дискуссионной.

Причина тому, что в основе ее лежат различные идейные философские воззрения и течения, даже есть мнение, что государство и право существовало вечно.

Кроме того, историческая и этнографическая науки нарабатывают новые знания о причинах происхождения государства и права.

Как указывает доктор юридических наук Корельский В.М. современная наука связывает процесс возникновения государства и права (особенно в европейских странах) главным образом с развитием производства, с переходом от присваивающей (охота, рыболовство и т.п.) к производящей экономике (земледелие, ремесло и другие).

В результате эволюционного развития человек для удовлетворения своих потребностей постепенно перешел от присвоения готовых животных и растительных форм к подлинно трудовой деятельности, направленной на преобразование природы и производство орудий труда, пищи и др7.

Предпосылки возникновения государства

Возникновение государств явилось закономерным следствием процесса перехода общества от собирательства, занятием охотой и рыболовством, т.е. от присваивающего хозяйства к хозяйству производящему - скотоводству и плужному земледелию.

Процесс перехода к производящей экономике обусловлен тремя общественными разделениями труда.

Первое общественное разделение труда характеризуется возникновением обособленного рода занятий - кочевое и полукочевое скотоводство. Второе общественное разделение труда обуславливалось отделением ремесла от других занятий.

Третье общественное разделение труда ознаменовалось развитием товарно-денежных отношений.

Три крупных общественных разделения труда, а также постепенное совершенствование орудий труда и накопление опыта привели к такому росту производительности труда, когда начал создаваться дополнительный продукт, т.е. сверх того, что было необходимо производителям для своего потребления. С этого времени появилась объективная возможность обеспечить содержание большой группы людей, специализирующейся на выполнении каких-либо общественно значимых функций.

Политические предпосылки характеризуются:

во-первых, осознанием полезности надродовой власти, стоящей выше частного и родового интереса;

во-вторых, необходимостью регулирования отношений с соседскими сообществами людей;

в-третьих, вступлением в отношения с соплеменниками;

в-четвертых, необходимостью в существовании стабильного порядка для гарантированного и устойчивого осуществления производства.

Идеологические предпосылки.

Религия консолидировала древнее общество, способствовала объединению разрозненных племен в единую социально-политическую общность - народ.

Психологические предпосылки.

Изменившиеся экономические условия формируют новый духовный облик людей, возникает новый тип самосознания. На начальном этапе развития общества постепенно и пока лишь в очень небольшой мере людьми начинают осознаваться общие интересы. Чрезвычайно способствует осознанию таких интересов военное нашествие и необходимость защиты. Возникает понимание, что эти общие интересы больше некому реализовать, кроме как централизованной структуре, осуществляющей координацию различных сторон жизни общества. В развитом обществе общая цель осознается как правовая цель, т.е. развитие и обеспечение права, в том числе контроль и управление властью, осуществляющей принуждение.

Как видим, для возникновения государства необходимо множество предпосылок. Причем их роль неодинакова у разных народов. По крайней мере с уверенностью следует констатировать, что их перечень не исчерпывается исключительно предпосылками экономическими. Все это свидетельствует о сложности процесса перехода к государственности8.

Эти крупные события в общественной жизни имели столь же крупные многочисленные последствия:

возросла роль мужского труда, который стал явно приоритетным по сравнению с женским домашним;

матриархальный род уступил место патриархальному (родство велось но отцовской линии, а не по материнской линии);

родовая община постепенно начинает дробиться на - патриархальные семьи (земледельцев, скотоводов, ремесленников). Их интересы не всегда совпадали с интересами рода. С возникновением семьи началось разложение родовой общины. Наступил черед неизбежной при разделении труда специализации, повышения его производительности.

Прибавочный продукт как рост производительности труда обусловили:

появление экономической возможности для товарообмена и присвоения результатов чужого труда;

возникновение частной собственности;

социального расслоения первобытного общества;

образованию классов;

зарождение государства и права.

Причины их зарождения коренятся не только в материальном производстве, но и в воспроизводстве самого человека.

Запрещение инцеста (кровосмешения) не только способствовало выживанию и укреплению человеческого рода, но и оказало многоплановое воздействие на развитие общества, структуры его внутренних и внешних отношений, культуры.

В наше время снижение рождаемости, массовый выезд людей из государства, также можно связать с процессом ослабления государства и нрава.

Изучение истории этой проблемы показывает, что родовая организация общества трансформировалась в государство эволюционно, сохраняя историческую преемственность, проходя переходные стадии. Одной из переходных предгосударственных форм была, по мнению Л. Моргана, "военная демократия", где органы родового общественного самоуправления еще сохраняются, но постепенно набирают силу новые предгосударственные структуры (военоначальник и его дружина). Это появились задатки принуждения и подавления. Традиционная родовая организация, самоуправление уже не состоянии была разрешать возникающие противоречия, все более разрушающие вековые порядки.

Можно согласиться с доминирующим ныне мнением, что одним из основных путей формирования государства, (а это длительный процесс) был "восточный" путь, азиатский способ производства. (Древний Восток, Африка, Америка, Океания).

Этот вариант отличался от других вариантов:

родоплеменная знать, исполнявшая общественные должности плавно трансформировалась в государственные органы (государственно-чиновничий аппарат);

общественная (коллективная) собственность в государственную. Частная собственность не имела существенного значения. На это ощутимое влияние оказали:

географические условия;

необходимость выполнения крупномасштабных общественных работ (сооружение, эксплуатация и защита ирригационных систем и др.). Они предопределили возникновение самостоятельной и сильной публичной власти.

Как известно, восточные государства заметно отличались друг от друга. Там не наблюдалось отчетливо выраженная классовая дифференциация. Само государство выступало организатором производства.

Однако имели и много общего:

были абсолютными, деспотическими монархиями;

обладали мощным чиновничьим аппаратом;

их экономическую основу составляла государственная собственность.

Иной исторический путь возникновения государства на территории Европы.

Главный государственно-образующий фактор здесь - классовое расслоение общества, обусловленное интенсивным формированием частной собственности на землю, скот, рабов.

По мнению Ф. Энгельса в наиболее "чистом" виде этот процесс проходил в Афинах. В Риме на возникновение классов и государства влияние оказала борьба двух групп свободных членов рабовладельческого общества - патрициев и плебеев. Затем (к концу II века до н. э) в Римской империи была создана мощная государственная машина.

Имеются две различные точки зрения возникновения государства в Западной к Восточной Европе.

Первая - в ходе разложения первобытных отношений зарождалось феодальное государство (Германия, Россия).

Вторая - после разложения родового строя, наступили предшествующий феодализму - длительный период. Знать выделяется в особую группу, обеспечивает себе приведении (владение землей), Крестьяне сохраняют как свободу, так и собственность на землю. Этот период - профеодализм, а государство профеодальное таким образом, родовая; организация социальной жизни изживает себя. Ей на смену приходит новая организационная форма общества - государственность. Это произошло на этапе производящей экономики. Воздействие оказали: разделение труда, появление патриархальной семьи, военные захваты, запрет инцеста и другие факторы.


2. Общие закономерности возникновения государства и права


С марксистской точки зрения государство есть продукт развития общества, продукт непримиримости классовых противоречий. Государство появляется там, тогда и поскольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены, когда общество делится на эксплуататоров и эксплуатируемых.

Общество, писал Ф. Энгельс, создает себе орган для защиты своих интересов от внутренних и внешних нападений. Этот орган есть государственная власть.

Ф. Энгельс делает общий вывод, что государство не представляет собой силы, извне навязанной обществу. Нужна была сила, которая бы умеряла столкновения, держала общество в границах "порядка". И эта сила, происшедшая из общества, ставящая себя над ним, все более и более отчуждающаяся от него, есть государство.

Возникновение государства - это приспособление общества к новым условиям. Экономические отношения - базис, причина всех трансформаций, протекающих в надстройке, к которой относится и государство. Сложившийся экономический базис, основанный на частной собственности на средства производства, развивается под охраной и защитой государства; государство возникает для того, чтобы сохранять его, держать в узде угнетенные классы. 9

Возникновению рабовладения и феодализма из первобытно - общинного строя предшествуют исторические эпохи в сотни и тысячи лет, когда общество находится на какой-то переходной стадии. Родоплеменные отношения после возникновения государства могут еще долго сохраняться у того или иного народа, но главной силой становится государство.

Для того чтобы научно достоверно сделать вывод, завершился ли переход того или иного народа от догосударственного к государственно- организованному обществу, специально определяются признаки государства, отличающие его от общественной власти первобытно общинного строя.

Во-первых, деление граждан по территориальному признаку, их организация по месту жительства.

Во-вторых, наличие общественной власти, интересы которой не совпадают с интересами населения. Общественная власть - это власть, выбранная самим обществом-родом, племенем на собрании, которая выражала интересы всего общества и опиралась на силу авторитета. Государственная власть-это власть не всего общества, а лишь его части, она стоит над обществом, отделена от него тем, что выражает интересы не всего общества, а только экономически сильного меньшинства, чуждого основной массе населения. Такую власть, власть над обществом, называют публичной. Публичная власть воплощается в аппарате власти. Развитие цивилизаций, формирование различных общественных структур, обострение классовой борьбы - все это приводит к усложнению органов публичной власти.

Аппарат публичной власти коренным образом отличается от аппарата управления первобытно-общинного строя:

I. Наличием особой категории людей, главным предназначением которых является управленческий труд.

II. Наличием особого аппарата принуждения для подчинения чужой воли насилию.

III. Наличием самостоятельного фонда материальных средств для поддержания аппарата управления и принуждения, что приводит к введению налогов и займов.

IV. Важнейшим качеством государства - суверенитетом, который означает независимость и самостоятельность в определении и проведении политики как внутри, так и вне государства.

Возможностью государства заниматься правотворчеством, в результате которого появляются правовые нормы, имеющие отношение ко всему обществу или его части. 10

Для того чтобы более глубоко понять, что собой представляет государственно-организационное общество, необходимо рассмотреть сущность государства.

Сущность любого явления есть главное, основное, определяющее в этом явлении, это совокупность характерных внутренних черт и свойств, без которых явление теряет свою особенность, своеобразие.

В науке теории государства и прав есть несколько подходов в исследовании этого вопроса.

Классовый подход состоит в том, что государство рассматривается как машина для поддержания господства одного класса над другим, причем меньшинства над большинством, а сущность такого государства заключается в диктатуре экономически и политически господствующего класса. Другой подход заключается в рассмотрении сущности государства с общечеловеческих, общесоциальных начал. Изменения произошли как в социалистических, так и в буржуазных западных государствах. 11

Государственный механизм превратился из орудия преимущественно подавления в средство преимущественно реализации общих дел, инструмент достижения согласия и поиска компромиссов.

Поэтому любое современное демократическое государство с точки зрения его сущности можно охарактеризовать как орудие и средство социального компромисса по содержанию и как правовое - по форме.

Таким образом, можно прийти к выводу, что процесс возникновения государства выражает переход человеческого общества от первобытной стадии (естественного состояния) к цивилизации, т.е. обретение социумом качеств саморегулирующейся системы, развивающейся на своей собственной основе.


3. Основные теории происхождения государства


Известны следующие теории происхождения государства: Теологическая теория, патриархальная теория, теория договорного происхождения государства, учение о государстве Гегеля, теория насилия (захвата), марксистская теория происхождения государства.

Самыми древними из них являются теологическая и патриархальные теории. Согласно, этой теории проникнуть в тайну божественного замысла, постичь природу и сущность государства невозможно. Это выгодно ее творцам, чтобы все безропотно соглашались с ее выводами и направлениями.

Каждая теория происхождения государства, в том числе и эта, имеют свои положительные стороны.

Они следующие:

она не отвергает необходимость создания и функционирования земного государства, обеспечение надлежащего правопорядка.

придавая государству и государственной власти божественный ореол, эта теория поднимала его престиж, внушала загадочность и в определенной мере сверхъестественность;

она осуждает негативное поведение человека, преступность, выступает за взаимопонимание в обществе разумном порядке.

Сама теологическая теория происхождения государства в основном не приемлема большинством населения страны.

Патриархальная теория происхождения государства в чем-то созвучна с предыдущей теорией. Основателем ее был выдающийся ученый Аристотель.

Он считая:

Государство - естественная форма человеческой жизни.

Вне государства общение человека с себе подобными невозможно.

Люди существа общественные и они стремятся к образованию патриархальной семьи.

Увеличение числа последних к их объединение приводит к образованию государства.

Государственная власть - продолжение и развитие отцовской власти. 12

Культовая идеология, а вытекает она из этой теории происхождения: государства, не только оправдывает сосредоточение неограниченной власти в руках одного человека, но и восхваляет ее, включая и негатив в его деятельности. В глубине веков возникла и теория договорного происхождения государства. В древней Греции софисты полагали, что государство возникло в результате договорного объединения людей с целью обеспечения справедливости.

Следовательно, государство - не божественное творение, а продукт сознательной деятельности людей. 13

Соглашение людей - основа законной власти. Каждый договаривающийся подчиняется общей воле (государству) и становится одним из участников этой воли. Суверенитет принадлежит народу в целом, а правители - это его уполномоченные, обязанные отчитываться перед ними и сменяться по его воле. Это далеко не везде происходит и сейчас.

Конечно, как любая научная теория, и так и данная, теория происхождения государства имеет и слабые места. Она не может ответить на ряд вопросов, в частности, где, когда, каким образом состоялся общественный договор, кто был ее участником или свидетелем. Частично, об этом уже отмечалось в данной работе. Больше необходимо говорить о ее научной ценности.

Она впервые показала, что государство возникает, хотя и не без участия других причин, в том числе и объективных, как результат сознательной и целенаправленной деятельности людей.

Это фактически первый созданный людьми общественно-политический институт, который оказал и оказывает огромное воздействие на жизнь индивидов, социальных групп, всего общества. Из исходной функции государства - управлять обществом - следуют другие черты государства. 14

Это путь совершенствования государства, что актуально и сегодня.

Она положила начало учениям о народном суверенитете, подконтрольности, подотчетности перед народом всех государственно-властных структур их сменяемости. Это также направления усовершенствования государства.

Ряд постулатов теологической теории и резкую критику многих положений теории договорного происхождения государства несет в себе учение о государстве Гегеля. Оно было направлено против теории естественных и неотчуждаемых прав человека, против идеи и целей буржуазно-демократической революции. Гегелевская форма "Все действительное - разумное" оправдывает феодально-абсолитистский строй прусского государства. 15 Он в утопическо-мистической форме возрождал религиозно-теологическое учение о государстве. В его учении государство изображается как воплощение высших нравственных ценностей, он создает подлинный культ государства, подчиняя ему человека полностью.

Он утверждает, что в основе всех явлений природы и общества, а следовательно, государства и права, лежит абсолютное духовное и разумное начало - "абсолютная идея". (Мировой разум, мировой дух).

В своем произведении "Философия права" он критикует теорию договорного происхождения государства. Он, соглашаясь, что основы государства в общей воле, но возражает против вывода общей воли из воли

отдельных личностей. Он оспаривал тезис сторонников договорной теории о том, что государство создано людьми для обеспечения и охраны свободы личности и собственности. Государство не служит отдельным: лицам и не может быть их повторением.

Государство есть высшая форма реализации нравственности. По мнению авторов учебника Теории государства и права Гегель считал, что государство не служит чьим либо интересам, а является абсолютной самоцелью. Иначе говоря, государство не служит, а господствует, оно не средство, а цель, цель в себе, высшая из всех целей. Государство имеет высшее право в отношении личности, а высшая обязанность последней - быть достойным членом государства. Отвергается народный суверенитет как основание государства и вытекающую из него идею демократии. Верховная власть не может, по мнению Гегеля, выражать интересы народа, так как народ не только не знает, что хочет разумная воля, но не знает даже чего хочет сам.

Ряд положений учения Гегеля нередко используются властью в своих интересах.

Теория происхождения государства путем насилия (завоевания) возникла и получила распространение сравнительно недавно (конец XIX начало XX века). Мать государства, утверждают ее сторонники - война, завоевания. Основоположниками теории насилия были Л. Гумплович, К. Каутский, Е, Дюринг и другие. Они опирались в своем учении на известные исторически факты возникновения германских и венгерских государств.

Гумплович утверждал: "История не представляет нам ни одного примера, где бы государство возникло не при помощи акта насилия, а как-нибудь иначе. Кроме того, это всегда являлось насилием одного племени над другим, оно выражалось в завоевании и порабощении более сильным чужим племенем более слабого, уже оседлого населения"16.

В определенной мере это присуще российскому государству. Еще одной особенностью учения Гумпловича является то, что он переносит законы жизни животных на человеческое общество, чем биологизирует социальные явления. По его словам над действиями диких орд, обществ, государств царит сложный закон природы.

Другой представитель этой школы Каутский считал, что классы и государства появляются вместе как продукт войны и завоевания. "Племя победителей подчиняет себе племя побежденных, присваивает себе всю их землю и затем принуждает побежденное племя систематически работать на победителей, платить им дань или подати. Первые классы и государства образуются из племен спаянных друг с другом актом завоевания"17.

Для многих наиболее приемлемой теорией происхождения государства - являлась марксистская теория. Она была главенствующей до недавнего времени в ряде стран в силу того, что отличается четкостью и ясностью исходных положений, логической стройностью и несомненно, представляет собой большое достижение теоретической мысли. Для нее характерен, в отличие от идеалистического подхода Гегеля, материалистический подход. Она связывает возникновение государства с частной собственностью, расколом общества на классы и классовым антагонизмом.

Суть этой теории выражается в формуле "Государство есть продукт к проявление непримиримых классовых противоречий".

Профессор Корельский В.М. высказывает критику по этому поводу, считая; появление классов не единственной первопричиной происхождения государства. Государство - отмечает он - нередко зарождалось и формировалось до возникновения классов, кроме того, на процесс государствообразования влияли и другие, более глубинные общие факторы"18.

Так как из нее (формулы) не усматривается, что это единственная причина происхождения государства: И ока не исключает другие не менее важные и глубинные причины возникновения государства.

Из изложенного выше видно, что учение о возникновении права тесно связано с концепциями происхождения государства.

Однако теории возникновения права имеют много специфического, наделены рядом особенностей. Зачастую проблемы правобразования рассматриваются; в единстве с вопросами его природы, назначения права и правового регулирования.

Известно немало теорий права, ибо из истории зарождения, их происхождения различны как по времени, так и самого существа.

Среди них теологическая теория, теория естественного права, историческая школа права, нормативистская и психологическая теории, марксистская концепция происхождения права и другие.

Длительное время в нашей стране господствовала марксистская концепция происхождения права. Несомненное достоинство этой концепции в том, что она последовательно материалистическая. В ней убедительно доказывается, что корни права лежат в экономике, без экономических гарантий оно становится иллюзорным.

Марксизм связывает происхождение права с классами и классовыми отношениями, утверждает, что в праве лишь воля экономически господствующего класса. Это однобоко. Бесспорно, что возникновение права предопределено и другими общественными причинами. Изучение теологической теории происхождения государства и такой же истории возникновения права еще раз показывает взаимосвязь и взаимозависимость их друг от друга с одной стороны, дополнение и обогащение их - с другой.

Одной из древних является теологическая теория. Это право божественного происхождения, вечное и выражающее божью волю, высший разум явления. Но она не отрицает наличие в праве природных и гуманистических (человеческих) начал. Утверждается, что право богом данное искусство добра и справедливости. Достоинство этой теорий, что она одна из первых связало право с добром и справедливостью. Однако она опирается не на научные доказательства и аргументы, а на веру, религию.

Наиболее распространенной можно назвать теорию естественного права. Свое начало она берет еще в Древней Греции и Древнем Риме и связано с именами Демокрита, Сократа, Платона. Эта теория отражает попытку ученых-мыслителей выявить нравственные, справедливые начала в праве, заложенных самой природой человека. "Закон - указывал Демокрит, - стремится помочь жизни людей. Но он может этого достигнуть только тогда, когда сами граждане желают жить счастливо, для повинующихся закону - закон только свидетельство их собственной добродетели". 19

Эта теория прошла сложный путь развития, ее популярность, всплеск расцвета, всегда были связаны со стремлением людей изменить свою жизнь к лучшему - это и эпоха Возрождения, и эпоха буржуазных революций и современная эпоха перехода к правовому государству, в частности, в нашей стране. Объектом внимания, являются права человека и гражданина, политические и гражданские права, экономические, социальные и культурные права, абсолютные и безотлагательные, относительные и прогрессивные, права индивида и групп индивидов, права народа и сообществ. Особенно, это относится к так называемому "третьему поколению прав человека - на мир, на чистую окружающую среду" 1 и т.п.

Положительно значение этой теории:

она утверждает идею естественных, неотъемлемых прав человека;

благодаря ей, различают право и закон, естественное и позитивное право;

она концептуально соединяет право и нравственность. Позитивистская теория права возникла в значительной степени как оппозиционная теория предыдущей теории возникновения права. Основные

права и свободы первичны по отношению к законодательству. Позитивизм вводит понятие "субъективное право" как производное от объективного права, установленного, созданного государством. Государство делегирует субъективные права и устанавливает юридические обязанности в нормах права, составляющих закрытую совершенную систему.

Права граждан, как правило, открыто перечисляются в Конституциях

стран, а права государства остаются своего рода "вещью в себе". Положительным в этой теории являются:

возможность установления стабильного правопорядка;

детального изучения догмы права - структуры, правовой нормы, оснований юридической ответственности, классификации норм и нормативных актов, видов интерпретации.

К негативным моментам относятся:

введена искусственная ограниченность права как системы от фактических общественных отношений;

отсутствие возможности нравственной оценки правовых явлений;

отказ от исследований содержания нрава, его цели.

Как доказывали создатели исторической школы права в Германии XVIII и XIX века, право зарождается и развивается исторически, как язык, а не декретируется законодателем. Оно вытекает из "национального", "народного" сознания. Его видные представители Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта. Историческая школа права смыкается с религиозными воззрениями. Так, Г. Пухта утверждает, что "право от Бога, который в природу наций вложил силу создавать право".

Нормативистская теория права, как утверждал ее создатель Г. Кельзен, не подчиненное принципу причинности и черпает силу и действенность в самом себе, т.е. выводится, право из самого права. Причин возникновения права не существовало.

Эта теория основана на том, что право - это совокупность норм, внешне выраженных в законах и иных нормативных актах. Ее автор считал, что право представляет собой стройную, с логически взаимосвязанными элементами, иерархическую пирамиду во главе с основной нормой. Юридическая сила и законность каждой нормы зависит от вышестоящей в пирамиде нормы, обладающей более высокой степенью юридической силы.

Современное понимание права в рамках этой теории выглядит так:

Право - это система взаимосвязанных и взаимодействующих норм, изложенных в нормативных актах (текстах).

Нормы права издаются государством, в них выражается государственная воля, возведенная в закон.

Норма права регулирует наиболее важные общественные отношения.

Само право и его реализация обеспечиваются в необходимых случаях принудительной силой государства.

От норм права зависят возникновение правоотношений, формирование правосознания, правовое поведение.

Среди достоинств этой теории следует отметить.

Она позволяет создавать и совершенствовать систему законодательства.

Обеспечивает определенный режим законности.

Формирует представление о праве как о формально-логической основе правосознания граждан.

Обеспечивает формальную определенность права, что позволяет четко обозначить права и обязанности субъектов, фиксировать меры и средства государственного принуждения,

Позволяет абстрагироваться от классово-политических характеристик права, что особенно важно при правоприменении.

Среди ряда недостатков этой теории следует особо отметить абсолютизацию государственного влияния на правовую систему.

Причины правообразования согласно психологической теории права усматриваются в психике людей, в "императивно-атрибутивных правовых переживаниях". Право - это особого рода сложные эмоционально-интеллектуальные психические процессы, совершающиеся в сфере психики индивида.

Родоначальник этой теории Л.И. Петражицкий, как видно из высказываний, правом признает конкретную психологическую реальность - правовые эмоции человека.

Последние подразделяются на:

Переживание позитивного права, установленного государством.

Переживание интуитивного, личного права.

Интуитивное право и выступает регулятором поведения человека. Поэтому оно рассматривается как реально, действительное право.

Положительное в ней - обращается внимание на одну из важнейших сторон правовой системы - психологическую.

К недостаткам относятся:

Ее односторонний характер.

Отрыв от объективной реальности.

Невозможность в ее рамках структурировать право.

Невозможность отличить право от иных социально-регулятивных явлений.

В середине XIX столетия возникла социологическая теория права. Известны представители социологической юриспруденции Л. Дюги, С. Муромцев, Е. Эрлих, Р. Паунд. Она рассматривает праве как эмпирическое явление. Эмпиризм - единственным источником познания признается чувственное восприятие и опыт. Недооценивается значение понятий, теоретических обобщений при изучении отдельных фактов, явлений.

Основной постулат его состоит в том, что "право следует искать не в норме или психике, а в реальной жизни". В основу понятия прав положено общественное отношение, защищенное государством. Нормы закона правосознание не отрицаются, но и не признаются правом они являются признаками права, а само право - это порядок в общественных отношениях, действиях людей. Выявить суть такого порядка, разрешить спор в той или иной конкретной ситуации призваны судебные или административные органы.

Позитивным в ней можно признать:

Общество и право рассматриваться как целостное, взаимосвязанное явление.

Изучать нужно не только нормы права, установленные государством, но и всю совокупность сложившихся в обществе правовых отношений.

Подчеркивается роль права как средство социального контроля и достижения социального равновесия.

Возвышается роль судебной власти. Критикуются положения теории:

Об отрицании нормативности, как важнейшего свойства права.

Недооценка в праве нравственно-гуманистических начал.

Смешение одного из факторов образования права - интереса с самим правом.

4. Проблема происхождения государства и права в истории политико-правовой мысли


Государство - это такая форма организации общественной жизни, которая не может быть создана разрозненными усилиями отдельных лиц. Общество не может существовать на основе преходящих целей. Его объединяет общая, объективная цель, без которой оно не может ни возникнуть, ни развиваться. Такой целью является объединение людей под единой властью, координирующей, разнообразные интересы членов общества.

Выделившись из общества, государство становится его основной властвующей политической организацией. Государственная власть - главная объединяющая, организующая и принуждающая сила в обществе. Своим действием она охватывает всех лиц, проживающих на территории определенного государства.

Особое место государства в системе общественных образований обусловлено следующими факторами:

Государство - это единственная полновластная организация в масштабе всей страны.

Государство определяет основные направления развития общества в интересах всех и каждого.

Государство является официальным лицом (представителем) внутри страны и на международной арене.

Политическая система - это организационное выражение всей совокупности государственных и общественных организаций, в том числе трудовых коллективов, участвующих в политической жизни страны.

Государство и общественные организации - это самостоятельные части политической системы. Каждая из них имеет собственную структуру, свои принципы организации и деятельности. Они обладают внутренней самостоятельностью и независимостью в решении вопросов, касающихся их внутренних и внешних дел.

Государство как главная властвующая и организующая сила общества призвана обеспечить нормальную деятельность всех негосударственных организаций в рамках их уставных задач, содействовать их развитию и совершенствованию. Конкретно это выражается в следующем:

1. государство предоставляет конституционное право гражданам на объединение в общественные организации и создает необходимые условия для их успешной деятельности. Общественные организации пользуются широкими политическими свободами: слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций. Государство оказывает им в необходимых случаях материальную помощь, закрепляет собственность общественных организаций, в том числе производственных, как одну из форм собственности, существующих в обществе.

2. государство определяет правовое положение некоторых общественных организаций. Правовая регламентация деятельности общественных организаций со стороны государства ограничивается лишь утверждением уставов данных организаций. Внутренние же отношения между членами организации регулируются не правом, а нормами общественной организации.

3. деятельность общественных организаций находится под охраной государства. Охрану прав и интересов общественных организаций осуществляют суд, прокуратура и другие государственные органы. Они же оказывают содействие в реализации некоторых решений общественных организаций. Напр. Решение кооперативных или частных организаций, если они не исполняются в добровольном порядке. В то же время государство осуществляет надзор за соблюдением общественными организациями требований законов и обеспечивает их строгое исполнение.

Такое сотрудничество и взаимодействие государственных и общественных организаций, в том числе и частных, способствует стабильности общественной жизни, установлению в обществе режима реальной демократии.

Функционирование политической системы общества осуществляется на основе правовых норм. Все организационные структуры политической системы - государственные, общественные организации, трудовые коллективы - действуют в рамках и на основе законов, образующих правовой фундамент государственной и общественной жизни.

Заключение


Подводя итоги исследования, необходимо отметить следующие основные положения:

Общая характеристика организации возникновения общества предполагает выделение нескольких наиболее значимых для юридической науки социальных сфер: социального устройства; производства и распределения материальных благ; социальной власти и управления.27

Процесс образования государства - это не одномоментный процесс. Государство появляется постепенно и не ранее того, пока будут созданы для него предпосылки. Одной из таких предпосылок является создание для него материальных основ. Общество должно накопить определенный излишек продукта, позволяющего освободить от непосредственного участия в материальном производстве некоторую группу людей, дав им возможность заниматься только управлением. Разные народы приходят к государственности в различное время: одни раньше, другие позднее, поскольку не у всех одинаково создается материальная база для образования государства.

Возникновение специализированного и иерархически организованного аппарата управления делами общества можно по праву считать управленческой революцией.

Государство - это результат возникновения, наряду со специализацией в производственной сфере (экономической специализацией), специализации в сфере управленческой (политической специализации).

Государство непосредственно связано с правом и приводит через него свои установления. Право не существует без государства, оно является его непосредственным продуктом.

Непосредственным источником права является государство. Право осуществляет в обществе самостоятельные функции, направленные на обеспечение нормального развития общества, поэтому способно выполнять и выполняет по отношению к государству роль организующего фактора, закрепляя структуру органов государства, их компетенцию, ответственность.

Вместе с человеческим обществом возникает социальная власть как его неотъемлемый и необходимый элемент. Социальная власть - организованная сила, обеспечивающая способность той или иной социальной общности - рода, группы, класса, народа (властвующего субъекта) - подчинять своей воле людей (подвластных), используя различные методы, в том числе, метод принуждения.

Каждая из названных теорий имеет свои преимущества и недостатки, их появление и развитие обусловлено естественным развитием человеческого общества и свидетельствует о необходимости и социальной ценности права и государства в жизни людей.

Процесс их возникновения зачастую протекает параллельно, они неразрывно связаны между собой и имеют неоценимое значение для рассмотрения в теории проблемы соотношения государства и права. Она теория достаточно сложна и приобрела в последнее время дискуссионный характер.

Срез развития человечества характеризует стремление мыслящих людей каждого времени создать модель идеального общественного устройства, где царил бы разум, свобода, благополучие и справедливость. Это всегда увязывалось с проблемами совершенствования государства, возвышения роли права.

Бесспорно, изучение теории происхождения государства и права позволяет ученым увидеть, какими будут в близкой и далекой перспективе теории; о государстве и праве, и они сами.

Особенно это важно для России, которая, находясь на переходном этапе, должна определить свою модель государства и права.

Что касается теорий создания и развития моделей государства и права для сегодняшней России, то особенности российской ситуации заключатся в том, что параллельно становлению гражданского общества необходимо создавать основы демократического правового государства, которое объективно заинтересовано в поддержке институтов гражданского общества, стремиться активно помогать тем из них, кто способен непосредственно усилить могущество и демократизм государственной власти и права. Гармонизация закономерных взаимно поддерживающих связей между ними столбовая дорога мировой цивилизации. Приемлемы ли эти концепции и модели государства и права для новой России - покажет будущее.

В курсовой работе мы попытались изучить все стороны и проблемы происхождения государства и права. Всегда будут существовать ученые, которые проявляют интерес к процессу развития и становления государства и права.

Список использованной литературы


1. Конституция Российской Федерации. Официальный текст по состоянию на 12.12.1993 - М: Изд-во "Айрис-пресс", 2002

2. Всеобщая декларация прав человека и правозащитная функция прокуратуры. Материалы международной практической конференции. - С. - Пб., 1998

3. Пухта Г. Курс римского гражданского права. - М., 1874. Т.1

4. Бутенко А.П., Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки/ /Государство и право. 1993. №7

5. Ромашков Р.А. Теория государства и права. Учебное пособие/Под общ. ред.В.П. Сальникова. - М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002,6. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах/Отв. ред. М.Н. Марченко. Т.1 Теория государства. - М.: Изд-во "Зерцало", 1998. - 178 с. Глава 3

7. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебное пособие/Под ред. проф.В.Г. Стрекозова. - М., 1995.

8. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. Учебное пособие. - М, 1998.

9. Комаров С.А. Общая теория государства и права. Курс лекций. - Саранск, 1994.

10. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред.В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. - М., 1998.

11. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. Современные трактовки и новые подходы. Учебное пособие. - М., 1999.

12. Энгельс Фридрих. Происхождение семьи, частной собственности и государства. В связи с исследованиями Льюиса Г. Моргана. - М., 1985.

13. Алексеев С.С. Государство и право. - М., 1993.

14. Васильев А. Становление политическое и административное. Народы Азии и Африки. - М., 1994.

1 Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и прав. Учебное пособие. - М., 1998.С.45.

2 Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. Теория государства и права. - М., 1998. С.27-28.

3 Всеобщая декларация прав человека и правозащитная функция прокуратуры. Материалы международной практической конференции- С.-Пб., 1998 г. С. 3

4 А.П. Бутенкол Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки. // Государство и право. 1993. №7. С.16-19.

5 Хропанюк В. Н. Теория государства и права.- М.,1993.С. 142

6 Васильев А. Становление политическое и административное. Народы Азия и Африки. - М.,1998. С. 175

7 Ромашов Р.А. Теория государства и права Учебное пособие/Под общ. ред. В.П. Сальникова. -М.;ИМЦ ГУК МВДРоссии,2002.С.14.

8 Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. Современные трактовки и новые подходы. Учебное пособие. -М, 1999. С.33-38

9 Комаров С.А. Общая теория государства и права. Курс лекций. - Саранск.,1994.С.25

10 Комаров С.А. Общая теория государства и права...С.26-28.

11 Теория государства и права. Корельский В.М., Перевалов В.Д.- М, 1997. С.40

12 Лазарев В.В., Липенъ С.В. Теория государства и права. Учебное пособие. - М, 1998. С.48

13 Бутенко А.П. Государство его вчерашние и сегодняшние трактовки/ / Государство и право. – М., 1993. с. 24

14 БутенкоА.П. Указ. соч. С.18.

15 Теория государства и права. Корельский В.М., Перевалов В.Д... С. 47

16 Теория государства и права. Под ред. Корельского В.М., Перевалова В.Д. С.47

17 Там же. С.50

18 Теория государства и права Указ. соч. С. 49.

19 Теория государства и права. Курс лекций. Под ред. М.И. Матузова, М. Малько. - М., 1997. С.49

Рефетека ру refoteka@gmail.com