Рефетека.ру / Государство и право

Курсовая работа: Правоотношения

ВВЕДЕНИЕ


Правоотношения составляют основную сферу общественной цивилизованной жизни. Везде, где действует право, его нормы, там посто­янно возникают, прекращаются или изменяются правоотношения. Особенно они развиты в гражданском обществе, правовом государстве. Они сопровождают человека на протяжении всей его жизни. В общей теории права проблему правоотношений принято относить к центральным и достаточно дискус­сионным. К дискуссионным относятся вопросы поня­тия и сущности правовых отношений, существования правоотношений до норм права и другие. По возмож­ности они найдут отражение в содержании настоящей главы.

Правоотношение — разновидность общественного отношения. Общественные отношения — это социаль­ные связи между людьми. Они объединяют индивидов в их совместной деятельности и существовании. Некото­рые из них возникают по воле конкретных лиц, другие являются объективными связями, возникшими задолго до появления конкретного человека или даже целого по­коления людей. Каждое новое поколение попадает в сис­тему объективно сложившихся связей и отношений, с которыми оно не может не считаться и которые являют­ся объективными границами человеческой деятельности и поступков отдельных индивидов. Эти связи с течением времени изменяются либо эволюционным, либо рево­люционным путем. Появляются новые общественные отношения. Свободная деятельность человека осущест­вляется на более высоком уровне, раздвигаются рамки возможного в поступках человека, но одновременно с этим возникают многочисленные ограничения.

В любом общественном отношении имеется и опре­деленные границы свободного развития человека, и опре­деленный масштаб ограничений. Если первое и второе затрагивает существенные интересы личности и государ­ства, то конкретное общественное отношение попадает в сферу правового регулирования и соответственно приоб­ретает юридический характер. Первое (свобода) превра­щается в субъективное право, а второе (ограничение) — в обязанность, запрет или правовое ограничение.

Целью данной работы является дать наиболее полное понятие правоотношения в целом и его элементов.

Для наиболее полного раскрытия понятия правоотношения ставлю задачи.

Раскрыть понятие правоотношения и описать классификацию его видов;

Установить основание его возникновения, изменения и прекращения;

Определить его субъективный состав, а именно состав и виды участников, момент становления участниками правоотношения, их объём правоспособности дееспособности и субъектоспособности необходимый для участия в правоотношении.

Выяснить его содержание и структуру данного содержания;

Показать некоторое взаимодействие юридической обязанности как части содержания правоотношения с законным интересом участников.

Показать, что является объектом правоотношения раскрыть его понятие, виды а также некоторые концепции понимания.

Дать понятие юридических фактов их содержание виды и структуру

ГЛАВА 1. Правоотношения


1.1. понятие


В обществе существует множество различных отношений — экономических, политических, юридических, моральных, духовных, культурных и др. Собственно, само человеческое общество есть совокупность отношений, продукт взаимодействия людей. При этом все виды и формы отношений, возникающих и функционирующих в обществ между индивидами и их объединениями, являются (в отличие от взаимосвязей в природе) общественными, или социальными. В юридической литературе сложились два основ­ных подхода в понимании правоотношения. Существует мнение, что правоотношение — это общественное отно­шение, урегулированное нормами права. Другое мнение сводится к тому, что правоотношение является общест­венным отношением особого рода (правовая форма об­щественного отношения)1.

Правоотношения - это урегулированные правом и находящиеся под охраной государства общественные отношения, участники которых выступают в качеств носителей взаимно корреспондирующих друг другу юридических прав и обязанностей.

Специфика правовых отношений в том, что они органически связаны с правом.

Право — особый, официальный, государственный регулятор общественных отношений. В этом его главное назначение. Регулируя те ил иные отношения, оно тем самым придает им правовую форму, в результате чего эти отношения приобретают новое качество и особы вид правовых, облекаются в юридическую оболочку.

Именно с помощью такого нормативного воздействия государственная власть переводит определенные отношения под свою юрисдикцию и защиту, придает им упорядоченность, стабильность, устойчивость, желаемую направленность, вводит в нужное русло.

Запрещая одни действия, разрешая другие, поощряя третьи, устанавливая ответственность за нарушения своих предписаний, право таким путем указывает необходимые общественно полезные вариант поведения субъектов, ограничивает или расширяет сферу их личных желаний и устремлений, пресекает вредную деятельность.

По сравнению с другими социальными регуляторами право — на более эффективный, властно-принудительный и вместе с тем цивилизованный регулятор. Это — неотъемлемый атрибут всякой государственности. Любые отношения приобретают характер правоотношений лишь в том случае, если они возникают на основе и в соответствии нормами права и не противоречат воле государства.

При этом регулируемые отношения в принципе не утрачивают своего фактического содержания (экономического, политического, семейно­го, имущественного и т.д.), а лишь видоизменяются, обретая новое, дополнительное свойство. Правоотношение не отделя­ется от опосредуемого им реального отношения, не находится где-то рядом или над ним, а существует вместе с ним.

Государство не может при помощи правовых средств произвольно менять изначальный характер тех или иных отношений, а тем более создавать новые. Если бы это было возможно, то решение многих про­блем жизни общества было бы сравнительно легкой задачей. Государ­ство путем издания законов может в лучшем случае ускорять развитие известных отношений, улавливать тенденции, давать простор для про­явления позитивных начал и, напротив, сдерживать, вытеснять нега­тивные и отжившие связи и процессы.

Право — не творец, а лишь регулятор и стабилизатор обществен­ных отношений. Право само по себе ничего не создает, а только сан­кционирует общественные отношения. Законодательство всего лишь протоколирует, выражает экономические потребности. Например, современные рыночные отношения в России стали складываться не по­тому, что однажды были приняты юридические нормы на этот счет, а потому, что они вызрели в реальной жизни. Элементы этих отно­шений появились еще в предперестроечное время в виде «теневой», полуофициальной экономики. И только потом были приняты соответствующие акты, которые легализовали эти ростки, формы, уско­рили их развитие.

Но есть и такие правоотношения, которые возникают только как правовые и в другом качестве существовать не могут. Например, кон­ституционные, административные, процессуальные, уголовные и дру­гие. Именно подобные правоотношения по форме и содержанию, представляют собой действительно самостоятельный вид и тип общественных отношений. Лишь в этом смысле можно сказать, что право создает, общественные отношения, порождая новые связи.

Правоотношения — следствие действия права как социального и государственного института. В догосударственном (родовом) обществе правоотношений не было, поскольку там не было права. Это значит, что правоотношения немыслимы вне права или без права. Есть лишь отношения, объективно требующие или не требующие правового опосредования. Именно связь с правом, урегулированность тех или иных отношений правом дает основание называть их правовыми. Не может быть такого положения, чтобы правовые отношения существовали помимо и независимо от юридических норм.

Правоотношения возникают не просто потому, что есть норма права, а потому, что определенные общественные отношения нуждаются в правовой регламентации. Тогда появляется юридическая норма и уже на eё основе — правоотношение. Правоотношения формируются в недрах общественной жизни, детерминируясь экономическими и иными потребностями.

Право регулирует далеко не все, а лишь наиболее принципиальные отношения, имеющие существенное значение для интересов государства, общества, нормальной жизнедеятельности людей. Это прежде всего отношения собственности, власти и управления, социально-экономического устройства, прав и обязанностей граждан, обеспечение порядка, трудовые, имущественные, семейно-брачные отношен и т.п. Остальные либо не регулируются правом вовсе (сферы морали дружбы, товарищества, обычаев, традиций), либо регулируются ли отчасти (например, в семье, помимо материальных, существуют личные, интимные отношения между супругами, между родителями детьми, не затрагиваемые правом).

Таким образом, любое правовое отношение есть общественное отношение, но не всякое общественное отношение есть правоотношение. Это определяется границами действия права, которое однако, не являются абсолютными, раз навсегда данными. Условия меняются, и то, что в одно время регламентируется законом, в другой период может перестать быть его объектом.

Наиболее характерные признаки правовых отношений как ocoбого вида общественных отношений заключаются в следующем.

1. Они возникают, изменяются или прекращаются только на основании правовых норм, которые непосредственно порождают правоотношения и реализуются через них. Между этими явлениями существует причинно-следственная связь. Нет нормы — нет и правоотношения. Они представляют собой некоторое единство, целостность.

2. Субъекты правовых отношений взаимосвязаны юридическими правами и обязанностями, которые в правовой науке принято называть субъективными. Эта связь, собственно, и есть правоотношение, в рамках которого праву одной стороны корреспондирует (соответству­ет) обязанность другой, и наоборот. Их можно назвать встречными. Участники правоотношения выступают по отношению друг к другу как управомоченные и правообязанные люди, интересы одного могут быть реализованы лишь через посредство другого.

3. Правовые отношения носят волевой характер. Через нормы прав в них отражается государственная воля; в силу того, что даже и при наличии юридической нормы правоотношение не может автоматически появиться и затем функциони­ровать без волеизъявления его участников, по крайней мере одного из них. Необходим волевой акт, дающий начало явлению. Лишь в отдельных случаях субъект может не знать, что стал участником правового отношения, например, оказавшись наследником по закону после смерти родственника, проживавшего в другом городе. Или, потерпевший от преступления оказывается затем, помимо своего желания, вовлеченным в уголовно-процессуальное правоотношение с преступником и судом.

4. Правоотношения, как и право, на базе которого они возникают, охраняются государством. Другие отношения такой защиты не имеют. Конечно, далеко не во всех правовых отношениях государство заинте­ресовано (например, вытекающих из правонарушений). Интерес государства состоит в том, чтобы эти социальные эксцессы правильно разрешались, виновные несли наказание, поэтому оно держит их в поле своего внимания, обес­печивает соблюдение возникающих по этому поводу юридических форм и процедур, прав граждан.

Правовые отношения отличаются индивидуализированностью субъектов, строгой определенностью их взаимного поведения, персонификацией прав и обязанностей. Это не безличная абстрактна связь, а всегда конкретное отношение «кого-то» с «кем-то». Стороны как правило, известны и могут быть названы поименно, их действия скоординированы. Этого не на блюдается в других общественных отношениях, например моральных политических, эстетических, которые не столь формализованы и yуправляемы.

1.2. видовая классификация.


Их можно классифицировать:

- по отраслевому при знаку на государственные, административные, финансовые, гражданские, трудовые, семейные и т.д.

Различают регулятивные и охранитеные правоотношения. Первые — возникают из правомерных действий субъектов, вторые — из противоправных, связанных с применение государственного принуждения. Регулятивные правоотношения направлены на обес­печение развития общественных отношений, например, правоотношения, связанные с договорами купли-прода­жи, комиссии, подряда, гл. 31,37,51 Гражданского Кодекса РФ2 или правоотношения, которые возникают при акционировании и приватизации госу­дарственных предприятий.3 Основное содержание таких правоотношений — позитивное, регулятивное. Здесь есть охранительные моменты, но они не выступают на пер­вый план, а имеют вспомогательное значение. Так, при акционировании, приватизации государственных пред­приятий одним из важнейших моментов является охрана этой деятельности от неправомерного присвоения госу­дарственной собственности за счет так называемого "те­невого" капитала, за счет коррупции и применения мето­дов, используемых мафиозными структурами. Однако при всей важности охранительного момента и в праве, и в правовых отношениях он является вспомогательным.

Охранительные правоотношения — это такие право­отношения, основным содержанием которых являются правовые запреты, правовые ограничения либо активные обязанности соответствующих должностных лиц, пред­усмотренные в целях обеспечения охраны регулятивных правоотношений. В таких правоотношениях доминирует охранительная функция права.

-по степени конкретизациии и субъектному составу правоотношения подразделяются на абсолютные, относительные и общерегулятивные. В абсолютных точно определена лишь одна сторона, например собственник вещи, которому противостоят все те, кто с ним соприкасается или может соприкоснуться, и которые обязаны уважать это его право, не чинить никаких препятствий для его реализации. В относительных — строго определены обе стороны (например, «должник—кредитор», «продавец—покупатель» ч.2 ГК РФ). Их можно назвать поименно.

- по взаимосвязи с государством следует различать также общие и конкретные правоотношения. Оба терми­на условны и указывают лишь на своеобразие отражае­мых им явлений. Вообще же всякое правоотношение по своему конкретно и в то же время представляет собой некоторые обобщение, интегрирующее в себе собиратель­ные черты.4 Наличие общих правоотношений безоговорочно при­знается государствоведами (конституционалистами), но отрицается представителями гражданского права. Например нормы Уголовного Кодекса РФ5.

В рамках общих правоотношений существуют и реа­лизуются основные (естественные, неотчуждаемые) права и свободы человека и гражданина, На государство возложена обязанность призна­вать, соблюдать и защищать эти права и свободы, гаран­тировать их осуществление. В свою очередь граждане должны вести себя в соответствии с нормами Конститу­ции6 и других законов, соблюдать общий интерес, испол­нять свои обязанности, уважать права и свободы других. В конституционных правоотношениях нет юридическо­го факта в традиционном его понимании. Эти правоот­ношения возникают, непосредственно из закона, то есть роль юридического факта в данном случае выполняет сам закон, его издание. Главное же заключается в том, что в этих правоотношениях одной из сторон является госу­дарство, то есть неконкретизированная сторона, а если она и конкретизируется в лице Президента РФ, то в Кон­ституции приводится лишь общий механизм гарантиро­вания им правового статуса личности.

Общие правоотношения возникают непосредствен­но из закона, который порождает правоотношения между личностью и государством. Закон одновременно являет­ся юридическим фактом, с которым он же связывает возникновение правоотношения, например между личнос­тью и государством в связи с введением в силу уголовного закона. На каждого гражданина, на каждое должност­ное лицо возлагается обязанность соблюдения соответ­ствующих запретов, а государство приобретает право тре­бовать выполнения этой обязанности гражданами. Это общие взаимосвязи. Они в наименьшей степени осозна­ются и человеком. Как правило, человек не задумывается о правовом характере такого рода взаимосвязей. Человек не задумывается над вопросом, почему он не нарушает правовой запрет. Он действует по привычке либо соблю­дает моральный аналог правового запрета. Какая-то часть населения не нарушает запреты из-за страха подвергнуть­ся юридической ответственности. В последнем случае правовой характер взаимоотношений между личностью и государством, возможно, приобретает осознанный ха­рактер.

Конкретные правоотношения возникают на основе юридических фактов — поступков, актов конкретного поведения, например договоров купли-продажи, займа и т.п. Конкретные правоотношения носят правопримени­тельный характер, а общие — правообеспечительный и правоохранительный.

Общие и конкретные правоотношения могут возни­кать на базе как регулятивных, так и охранительных норм. Общие правоотношения чаще всего связаны с действием норм конституции, с реализацией запретов уголовного права. Нормы конституции являются в большинстве случаев регулятивными, а нормы уголовного права — охранительными. Конкретные правоотношения также могут быть как регулятивными (например, порождаемые гражданско-правовым договором), так и охранительны­ми (возникающие в связи с возбуждением уголовного дела, привлечением лица в качестве обвиняемого, назна­чением и проведением судебной экспертизы и т.п.).

- по характеру обязанностей правоотношения подразделяются на активные и пассивные. В активных — обязанность заключается в необ­ходимости совершить определенные действия в пользу управомоченного (Обязанность передать имущество продавцом по договору купли-продажи гл.31 ч.2 ГК РФ), в пассивных, напротив, она сводится к воздержанию от нежела­тельного для контрагента поведения (Не передавать в собственность третьим лицам без их согласия имущество находящиеся в залоге ГК РФ).

Различают простые правоотношения между двумя субъектами и сложные между несколькими или даже неограниченным числам субъектов.

Глава 2. Состав ПРавоотношения


Структура (элементный состав) пра­воотношения - это совокупность составляющих его эле­ментов и способ, порядок их взаимосвязи между собой. В структуру правоотношения входят сле­дующие элементы:

субъект;

объект;

субъективное право;

юридическая обязанность

Субъективное право и юридическая обязанность составляют в совокупности содержание правоотношения.


2.1. Содержание правоотношений


Правоотношения — это та же норма права, но уже конкретизированная применительно к определенным ли­цам, которые стали участниками этого правоотношения. Норма права — это правило поведения абстрактного ха­рактера. Она адресована неопределенному кругу лиц и рассчитана на неоднократное применение. Как только появляются те факты жизни, которые предусмотрены в гипотезе нормы, сразу же появляются конкретные, то есть персонально определенные участники этого отношения, и норма из абстрактного правила превращается в эталон для разового употребления применительно к конкретной жизненной ситуации. Соответственно те права и обязан­ности, запреты и ограничения, которые ранее существо­вали как бы потенциально (представительно-обязываю­щий характер правовой нормы), превращаются в конкрет­ную реальность для конкретных субъектов.

Юридическая связь между субъек­тами заключается в следующем "Нет прав без обязанностей и обязанностей без прав" - важнейший принцип права. Само существова­ние этого принципа обусловлено закономерностями правоотношения, взаимообусловленностью правомочий и обязанностей, которые возлагаются на субъектов.


2.1.1. Субъективное право

Субъективное право определяется в правовой науке как гаранти­руемые законом вид и мера возможного или дозволенного поведения. Юридически возможное поведение имеет две формы своего проявления. Во-первых, юридически возможным является любое поведение личности, если только такое поведение не запрещено законом. Это не регулируе­мое правом поведение. В правовом государстве вмеша­тельство и государства, и его органов в жизнедеятель­ность общества, и особенно в индивидуальную свободу граждан, имеет четко очерченные границы. Юридическое дозволение — это сфера незапрещенного. Существует множество поступков человека, которые не регулируют­ся и не должны регулироваться правом. Они подпадают под действие принципа, применяемого к гражданам в правовом государстве: "Все, что не запрещено, дозволено". Есть и дозволения иного рода. Они нуждаются в соответ­ствующем правовом оформлении и обеспечении государ­ством. Их предусматривают в нормах права. Им коррес­пондируют обязанности других субъектов. Это как раз то что называется субъективным правом.

В отличие от простой незапрещенности субъектив­ное право юридически обозначено и закреплено в право­вой норме как вид и определенная мера поведения. Оно имеет формальную определенность. Норма может пред-

усматривать несколько вариантов возможного поведения она включает в себя как минимум четыре элемента:

1) возможность положительного поведения самого управомоченного, т.е. право на собственные действия;

2) возможность требовать соответствующего поведения от право-обязанного лица, т.е. право на чужие действия;

3) возможность прибегнуть к государственному принуждению в случае неисполнения противостоящей стороной своей обязанности (притязание);

4) возможность пользоваться на основе данного права определенным социальным благом.

Иными словами, субъективное право может выступать как право-поведение, право-требование, право-притязание и право-пользование.

В зависимости от характера и стадии реализации того или иного субъективного права на первый план в нем может выходить одна из указанных возможностей, как правило, — первая. В целом же все че­тыре компонента в их единстве составляют содержание и структуру субъективного права как общего понятия. Оно служит средством удов­летворения интересов управомоченного.

Характерной чертой субъективного права является мера поведения, обеспеченная не только законом, но и обязанностями других лиц. В противном случае это не субъективное право, а простая дозволен­ность (разрешенность, незапрещенность), которая вытекает из дейст­вующего в обществе правопорядка по принципу «что не запрещено, то разрешено».

Каждая из дробных составных частей субъективного права обычно именуется правомочием, в разных правах их больше или меньше. Однако общая структура субъективного права остается четырехчленной, ибо она, отвлекаясь от множества видов прав, отражает главные и наиболее типичные их свойства.


Юридическая обязанность

Юридическая обязанность – это предусмотренная законодательством и охраняемая государством необходимость должного поведения участника правового отношения в интересах управомоченого субъекта (индивида, организации, государства в целом). В зависимости от того, какой вид поведения предус­матривается диспозицией правовой нормы, юридические обязанности бывают либо активные, либо пассивные. Активные обязанности закрепляют необходимость дей­ствия, а пассивные — необходимость воздержания от дей­ствий, запрещенных нормами права.

Структура юридической обязанности соответствует структуре субъективного права, являясь как бы его обратной стороной, и тоже включает в себя четыре компонента:

1) необходимость совершить определенные действия либо воздер­жаться от них;

2) необходимость для правообязанного лица отреагировать на об­ращенные к нему законные требования управомоченного;

3) необходимость нести юридическую ответственность за неиспол­нение этих требований;

4) необходимость не препятствовать контрагенту пользоваться тем благом, в отношении которого он имеет право.

Юридическая обязанность – это предусмотренная законодательством и охраняемая государством необходимость должного поведения участника правового отношения в интересах управомоченого субъекта (индивида, организации, государства в целом).

В отличии от субъективного права обязанность субъекта состоит в необходимости сообразовывать свое поведение с предъявленными ему требованиями. Отказ от исполнения юридической обязанности являет­ся основанием для юридической ответственности. От­ветственность возникает и в том случае, если субъект недобросовестно относится к исполнению обязанностей, действует вразрез с требованиями правовой нормы.7 Точ­но так же, как и субъективное право, юридическая обя­занность является мерой поведения субъекта правоотно­шения. Мера — это те границы осуществления обязан­ности, которые предусмотрены в правовой норме. Выход за эти границы означает либо недобросовестное отношение к обязанности, либо злоупотребление, посягательст­во на субъективное право другого участника правоотно­шения. Основой юридической обязанности является со­циальная необходимость. Социальная необходимость в определенном поведении людей порождается системой сложившихся общественных отношений. Например, в сфере экономических отношений существует множество различных предпосылок, обусловливающих необходи­мость возложения обязанностей на граждан и должност­ных лиц. Производство товаров и услуг немыслимо без выполнения личностями разнообразных функций. Это прежде всего трудовые функции производителей и функ­ции организаторов производства. Они проявляются как результат заключения трудовых контрактов и догово­ров, гражданско-правовых сделок между производителя­ми и потребителями товаров и услуг (гл. 30 ГК РФ). Юридические обя­занности порождаются как частным, так и публичным правом. Примером публичных обязанностей граждан яв­ляются их воинские обязанности8, обязанности платить налоги9 и т.п. Любое должностное лицо выполняет обя­занности, в основу которых положен публичный инте­рес. Государство, все его органы и должностные лица выполняют функцию обеспечения общественных инте­ресов. Поэтому права и обязанности государства, его ор­ганов, должностных лиц совпадают. Они объединяются термином "полномочия". Юридически обязанное лицо, возможно, действует и не так, как его побуждают его собственные интересы, однако оно должно сообразовываться с предписаниями норм права, отражающих и охраняющих интересы других лиц.


2.1.3. законный интерес и юридическая обязанность

Правовое регулирование общественных отно­шений предполагает целенаправленное воздей­ствие различных правовых средств на социаль­ные процессы, среди которых основное место принадлежит субъективным правам и юридиче­ским обязанностям.10 Обозначенные средства яв­ляются результатом нормативных обобщений, которые, сочетая в себе разнообразные стимулы и ограничения, выполняют значительную часть "регулятивной" правовой нагрузки. В то же время эти средства взаимообусловли­вают друг друга: субъективное право не может не поддерживаться конкретной юридической обя­занностью, обязанность же без корреспондирую­щего субъективного права - искусственно создан­ное понятие.11

Вместе с тем, механизм взаимодействия субъ­ективных прав и юридических обязанностей с не­обходимостью поддерживает импульс к суще­ствованию законных интересов, которые служат своеобразным "переходником" между разрешен­ным и незапрещенным в праве, нормативным и ненормативным, казуальным.

Только субъективному праву с необходимо­стью корреспондирует юридическая обязанность. Однако в теснейшей взаимосвязи с последней на­ходятся и законные интересы, будучи обуслов­ленными нормативной обобщенностью с одной стороны, и "духом права", - с другой.

А.И. Экимов справедливо утверждает, что "реализация нормы начинается с того, что у субъ­екта появляются права и обязанности, но как дальше будет протекать этот процесс, будет зави­сеть от интересов субъекта"12. Приведенное вы­сказывание можно дополнить лишь тем, что за­конные интересы участников правоотношений влияют не только на реализацию нормы права, но и на использование принадлежащих субъекту прав, а значит, и на "координацию" существую­щих в обществе обязанностей. Между законным интересом и юридической обязанностью суще­ствует достаточное количество общих черт. Как первая, так и вторая категории обусловлены ха­рактером и уровнем сложившихся социальных отношений, взаимосвязью и взаимозависимостью различных участников правоотношений. Закон­ный интерес и юридическая обязанность высту­пают необходимыми подспособами правового ре­гулирования, влияют на развитие и совершен­ствование общественных отношений.

Законный интерес это - не только интерес участника правоотношения, попавший в сферу действия праворегулятивных механизмов, но и эффективное средство юридического воз­действия на социальные процессы. достижения поставленных целей правового регу­лирования.

Тем не менее, необходимо заметить, что если "законный интерес" как правовой инструмент яв­ляется непосредственной формой опосредования интересов и потребностей участников правоотно­шений, отражая их стремление к обладанию определенным социальным благом, то юридиче­ская обязанность опосредует интересы лишь кос­венно.

Если законный интерес напря­мую опосредует стремление субъекта, то юриди­ческая обязанность делает это стремление воз­можным, реальным, благодаря устанавливаемым ею правилам поведения, определенным "рамкам долженствования", которые распространяются не только на "заинтересованные лица" правоот­ношений. Смысл юри­дической обязанности в том, чтобы обеспечить функционирование соответствующей социально-политической системы. Обязанность нужна не только управомоченному. Она - элемент механизма саморегуляции сложной социальной системы. За­конные интересы дополняют данную саморегуля­цию производным от нормативности, но в то же время предполагающим незапрещенность, соот­ветствующую и норме, и духу права (что в рассмат­риваемом аспекте "подстегивает" правопримени­тельную деятельность) способом удовлетворения сложившихся потребностей. Однако именно обя­занности систематизируют борьбу стихийно возни­кающих из различных обстоятельств, связанных с действием нормы права, законных интересов.

Нарушение юридических обязанностей ведет к нарушению не только определенных субъектив­ных прав, но и законных интересов. Реализация же законных интересов связана с действующей системой юридических обязанностей.

Эти категории тесно взаимосвязаны между собой, что проявляется как в их взаимозависимости, так и взаимообуслов­ленности. При этом законный интерес и юридическая обязанность - качественно различ­ные понятия, находящиеся в различных плоско­стях правового регулирования. Если первое пред­ставляет собой правовую дозволенность, незапрещенность, вытекающую из "духа права", его основ, то второе - правовая необходимость, име­ющая место в рамках существующих правоотно­шений.


2.2. субъекты правоотношений.


Участниками правоотношений являются субъекты права, под которыми понимаются люди и их объединения, выступающие в качестве носителей предусмотренных законом прав и обязанностей. Круг субъектов права зависит в конечном счете от воли государства.

Понятия «субъекты права» и «субъекты правоотношений» в принципе равнозначны, хотя есть определенные оговорки. Во-первых, конкретный гражданин как постоянный субъект права не может быть одновременно участником всех правоотношений; во-вторых, новорожденные, малолетние дети, душевнобольные лица, будучи субъектами права, не являются субъектами большинства правоотношений; в-третьих, правоотношения — не единственная форма реализации права. Эти различия, конечно, необходимо иметь в виду.

Виды субъектов права. В большинстве отраслей российского законодательства субъекты права подразделяются прежде всего на индивидуальные (физические лица) и коллективные (юридические лица).

К индивидуальным относятся: а) граждане Российской Федера­ции; б) иностранцы; в) лица без гражданства (апатриды); г) лица с двойным гражданством (бипатриды).

Иностранные граждане ограничены в некоторых правах. В част­ности, они не могут избирать и быть избранными в органы государст­венной власти, служить в Вооруженных Силах, занимать определенные должности, например быть капитанами судов и т.д. В остальном им гарантированы все гражданские права. Они несут также соответст­вующие обязанности.

Коллективные субъекты права имеют более обширную классификацию. Они делятся на следующие виды:

Само государство;

Государственные органы и учреждения;

Общественные объединения;

Административно-территориальные единицы;

Субъекты Российской Федерации;

Избирательные округа;

Религиозные организации;

Промышленные предприятия;

Иностранные фирмы;

Специальные субъекты (юридические лица) По российскому законодательству, далеко не все организации и учреждения могут выступать в качестве юридических лиц, а только те, которые отвечают определенным условиям. Признаки юридического лица сформулированы в ст. 48 ГК РФ. Это: 1) имущественная обособленность; 2) способность от своего имени приобретать соответствующие права и нести обязанности; 3) быть истцом и ответчиком в суде.

Правоспособность и дееспособность субъектов права. Под правоспособностью понимается признаваемая государством общая (абстрактная) возможность иметь предусмотренные законом права и обязанности, способность быть их носителем. Не фактическое правообладание, а только постулируемая заранее возможность или способность к этому. Правоспособностью в равной мере обладают все граждане без исключения, она возникает в момент их рождения и прекращается со смертью.

В современном цивилизованном обществе нет и не может бьп людей, не наделенных общей правоспособностью. Это важнейшая предпосылка и неотъемлемый элемент политико-юридического и социального статуса личности. Правоспособность — не естественное, общественно-правовое качество субъектов, носящее абсолютный, универсальный характер. Оно вытекает из международных пактов о правах человека, принципов гуманизма, свободы, справедливости13. Обязанность каждого государства — должным образом гарантировать и защищать это качество. Главное в правоспособности — не права, а принципиальная воз­можность или способность иметь их. Но правоспособность сама по себе никакого реального блага не дает. Это только «право на право», т.е. право иметь право, а уже последнее открывает путь к обладанию тем или иным благом, совершению определенных действий, предъявлению притязаний. Нельзя на основе одной лишь правоспособности чего-либо требовать, кроме как признания быть равноправным членом общества.

Отличие правоспособности от субъективного права состоит в том, что она: а) неотделима от личности, нельзя человека лишить правоспособности, «отобрать», «отнять» ее у него или ограничить, б) не зависит от пола, возраста, профессии, национальности, места жительства, имущественного положения и иных жизненных обстоятельств, в) непере­даваема, ее нельзя делегировать другим; г) по отношению к субъектив­ному праву она первична, исходна, играет роль предпосылки, д) субъ­ективное право конкретно, а правоспособность абстрактна.

В понятии правоспособности существо заключается не в «праве», а в «способности». Правоспособность нельзя рассматривать как суммарное выражение прав и обязанностей, носителем которых может быть данное лицо, потому что такое суммарное выражение дано в самом законе. В этом смысле правоспособность, по меткому выражению Е.А. Флейшиц, бланкетна.14

Не имеет решающего значения то обстоятельство, что возможность обладать теми или иными конкретными правами появляется у гражданина не сразу, не со дня рождения, а позднее, по достижении определенного возраста или при наступлении других условий. Различи в наступлении прав во времени не меняет сущности правоспособности. Равенство правоспособности не означает, что ее объем у всех одинаков. Однако, будучи категорией универсальной, правоспособность проявляет себя в различных отраслях права по-разному. Даже значение роль ее в соответствующих сферах правового регулирования неодинаковы. Отсюда и возникают нередко сомнения и споры относительно всеобщего характера правоспособности. Правоспособность — не сумма каких-то прав, не количественное их выражение, а непременное и постоянное гражданское состояние личности, элемент ее правового статуса, предпосылка к правообладанию. Сам термин «правоспособность» весьма точно передает смысл этого понятия.

Каждое лицо рождается способным к правообладанию, может должно иметь необходимые ему права, признанные мировым сообществом и юридическими системами национальных государств (право жизнь, свободу, здоровье, честь, достоинство, безопасность и т.д.). Это способность (возможность) никем и ни при каких обстоятельствах не может быть прекращена, аннулирована. Она признается априори как безусловная и бесспорная аксиома — нечто само собой разумеющееся. Любой гражданин, в том числе несовершеннолетний, твердо знает, что он является правоспособным и, следовательно, может стать носителем (сейчас или в будущем) соответствующих прав и свобод.

Главное здесь — не смешивать способность к правообладанию с самим обладанием. «Правоспособность, — писал Н.М. Коркунов15, — означает только то, что лицо может иметь известные права, но это еще не значит, что оно ими действительно обладает. Каждый способен иметь право собственности на имущество, но отсюда вовсе не следует, что уже имеет его».

Различают общую, отраслевую и специальную правоспособность. Общая представляет собой принципиальную возможность лица иметь любые права и обязанности из числа предусмотренных действу­ющим законодательством, хотя фактическое обладание теми или иными правами может наступить, лишь при определённых условиях. В российском законодательстве нет определения общей правоспособности, а только гражданской. Но в науке, в общей теории права, оно сложилось.

Отраслевая правоспособность дает возможность приобретать права в тех или иных отраслях права. Именно поэтому она и называется отраслевой. Например, брачная, трудовая, избирательная.

Специальная (должностная, профессиональная) правоспособ­ность — это такая правоспособность, при которой требуются специ­альные познания или талант. К примеру, профессия судьи, врача, уче­ного, артиста, музыканта и др.

Правоспособность организаций, юридических лиц также является специальной, она определяется целями и задачами их деятельности, зафиксированными в соответствующих уставах и положениях о них. Возникает в момент создания той или иной организации и прекраща­ется вместе с ее ликвидацией.

Под дееспособностью понимается не только возможность субъекта иметь права и обязанности, но и способность осуществлять их своими личными действиями, отвечать за последствия, быть участником пра­вовых отношений. Дееспособность зависит от возраста и психического состояния лица, в то время как правоспособность не зависит от ука­занных обстоятельств. Дееспособность в полном объеме наступает с момента совершеннолетия, т.е. по достижении 18-летнего возраста.

Если правоспособность сопутствует индивиду на протяжении всей его жизни, то дееспособность — лишь с определенного возраста. Дее­способностью не обладают малолетние дети и душевнобольные лица, которые могут иметь права, но не могут их осуществлять. За них выступают их законные представители — родители опекуны, попечители гл (3 ГК РФ).

Дееспособность бывает, полная ст. 21 ГК РФ, частичная 26 ГК РФ и ограниченная 30 ГК РФ. Полная, как уже говорилось, насту­пает с совершеннолетием; частичная — с 14 лет; а ограничение дееспособности допускается только на основе федерального закона и только в пределах, необхо­димых для защиты основ конституционного строя, нрав­ственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности госу­дарства. Допускается ограничение судом дееспособнос­ти лиц, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими средствами.

Правосубъектность представляет собой правоспособность и дееспособность, вместе взятые, т.е. праводееспособность. Это собиратель­ное понятие отражает те ситуации, когда правоспособность и дееспособность неразделимы во времени, органически сливаются воедино. Например, у организаций или взрослых лиц, когда они одновременно и правоспособны, и дееспособны. Не существует правоспособных, но недееспособных коллективных субъектов. На них разграничение указанных свойств не распространяется.

Многие права граждан носят непередаваемый характер, их не может осуществить за недееспособного другое лицо (например, вступить в брак, получить образование, заключить трудовой договор и т.д.). В отличие от имущественных прав, их должен реализовать сам обладатель.

С этой точки зрения все права можно подразделить на требующие личного участия при их осуществлении и нетребующие такого участия. В первом случае, т.е. в большинстве отраслей права, разделение правоспособности и дееспособности лишено практического смысла; во втором, т.е в сфере действия гражданского права, оно оправданно и необходимо.

Немыслимо положение, когда субъект обладал бы, к примеру, брач­ной, трудовой, избирательной правоспособностью, но был бы лишён аналогичной дееспособности. Здесь оба эти качества выступают как единое целое. Напротив, в имущественных правоотношениях креди­тор может взыскать причитающийся ему долг необязательно лично, равно как и что-то купить, продать, исполнить обязательство, совер­шить ту или иную сделку. Здесь правоспособность и дееспособность могут не совпадать в одном лице.

В целом правосубъектность является одной из обязательных юри­дических предпосылок правоотношений. Правосубъектность — это возможность или способность лица быть субъектом права со всеми вытекающими отсюда последствиями.


2.3. Объект правоотношения


С философской точки зрения под объектом понимается то, что противостоит субъекту, на что направлена познавательная и иная дея­тельность человека. Это самое широкое (абстрактное) определение объекта. Объект и субъект — парные категории. В практической жизни термин «объект» соотносится не только с человеком как разумным существом, но и с любым другим фрагментом действительности (пред­метом, процессом, состоянием, поведением).

Поэтому любое явление, испытывающее на себе воздействие со стороны другого явления, выступает объектом последнего. Во всеоб­щей взаимосвязи субъект может стать объектом, и наоборот, объект — субъектом. Именно в этом смысле в правовой науке говорят об объек­тах и субъектах права, правонарушений, правоотношений, ответствен­ности, толкования и применения законов, наказания и т.д. Во всех этих случаях понятия объекта и субъекта не имеют сугубо философско­го содержания, а служат в основном лишь операционным целям. То же самое происходит и во многих других науках, особенно прикладных.

Объектом правового отношения выступает то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности его участников, иными словами, то, ради чего возникает само правоотношение. Субъективное право открывает перед его обладателем возможность чем-то владеть, пользоваться, распоряжаться, вести себя определенным образом, пре­тендовать на действия других. Все это подпадает под понятие объекта. Обязанность призвана обеспечивать осуществление данного права, а следовательно, нормальное функционирование правового отношения и интересах управомоченного и государства в целом.

Человек как таковой может быть лишь субъектом, но не объектом права и правоотношений. Только в рабовладельческом обществе раб рассматривался в качестве объекта купли-продажи, иначе говоря — «говорящей вещи». В

Общим объектом (предметом) правового регулирова­ния являются общественные отношения. Но общественные отноше­ния — сложная и многоэлементная реальность. Нормы права и скла­дывающиеся на их основе правоотношения опосредствуют не все, а лишь отдельные виды, фрагменты, участки, сферы этих отношений. Различие между объектом права в целом и объектами конкретных правоотношений, возникающих в результате его действия, заключается степенью конкретизации.

В юридической литературе существуют разные трактовки объект правоотношения. Уровень дискуссионности исследуемой проблемы является тот факт, что ставиться под сомнения само наличие объекта в правоотношении. Большинство правоведов рассматривают объект как необходимый элемент структуры правоотношения, однако в литературе высказывались и противоположные суждения. Сторонники вынесения объекта за рамки правоотношений приводят аргументы. Р.О.Халфина полагала, что «поскольку правоотношения представляют собой идеологическое отношения, в его содержания не могли входить предметы материального мира, являющиеся объекты различных видов правоотношений».16 Это, по ее мнению позволило бы снять вопрос о безобъектных правоотношениях, допуская возможность существования последних. Однако любое общественное отношение предметно детерминировано. Наряду с ними имеются две концепции — монистическая и плюралистическая. Согласно первой из них, объектом правового отношения могут выступа только действия субъектов, поскольку именно действия, поступки людей подвергаются регулированию юридическими нормами и лишь человеческое поведение способно реагировать на правовое воздействие. Отсюда — у всех правоотношений единый, общий объект.

Согласно второй позиции, более реалистичной и разделяемой большинством ученых, объекты правоотношений столь же разнообразны сколь многообразны регулируемые правом общественные отношения т.е. сама жизнь. Ведь законы, его нормы оказывают свое влияние не только на людей, но через них и на объекты материального мира, социальные общности, государственные структуры, институты, организации, учреждения; устанавливают или изменяют их статусы, режимы состояния; закрепляют владение, пользование, распоряжение имуществом. А субъективное право — это право не только на действия, но и на определенные блага17.

В зависимости от характера и видов правоотношений (с входящими в них субъективными правами и юридическими обязанностями) можно выделить следующие объекты.

Материальные блага (вещи, предметы, ценности). Характеры главным образом для гражданских, имущественных правоотношения (купля-продажа, дарение, залог, обмен, завещание и т.п.).

Нематериальные личные блага (жизнь, честь, здоровье, достоин­ство, свобода, безопасность, неприкосновенность человека). Типичны для уголовных и процессуальных правоотношений.

Поведение, действия субъектов, разного рода услуги и их результа­ты. Это главным образом правоотношения, складывающиеся на осно­ве норм административного права в сфере управления, бытового об­служивания, хозяйственной, культурной и иной деятельности.

Продукты духовного творчества (произведения литературы, ис­кусства, живописи, музыки, скульптуры, а также научные открытия, изобретения, рационализаторские предложения — все то, что является результатом интеллектуального труда).

Ценные бумаги, официальные документы (облигации, акции, век­селя, лотерейные билеты, деньги, приватизационные чеки, паспорта, дипломы, аттестаты и т. п.). Они могут стать объектом правоотноше­ний, возникающих при их утрате, восстановлении, оформлении дуб­ликатов.

В жизни существуют и такие правоотношения, в ко­торых сочетаются несколько видов из числа названных объектов. Это относится, например, к правоотношениям, вытекающим из договора о создании, разработке и пере­даче научно-технической продукции. Такие договоры пред­усматривают вид выполняемых работ, сроки, оплату и конечный результат — производство определенной про­дукции, являющейся разновидностью собственности.

Глава 5. Юридический факт.


Под юридическими фактами принято понимать оп­ределенные жизненные обстоятельства (ситуации, усло­вия), с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Те или иные обстоятельства становятся юридическими не в силу присущих им внутренних свойств, а в результате при­знания их таковыми государством в форме нормативно-правового акта или иного источника права, то есть при­дание им правового характера полностью зависит от воли законодателя.

Юридические факты содержатся в гипоте­зах правовых норм. Наступление того или иного юриди­ческого факта влечет за собой предусмотренные нормой права юридические последствия. Соответственно, для юриста всегда важен вопрос о наличии или отсутствии юридического факта при установлении фактических об­стоятельств дела и их квалификации. Считается, что убежденность участников правоотношения в существо­вании или отсутствии юридических фактов может быть основано на:

очевидности этого обстоятельства (например, что пешеход не может двигаться быстрее, чем летящий само­лет);

доказанности наличия или отсутствия юридичес­кого факта (например, по результатам судебно-медицин­ской экспертизы делается вывод о причине наступления смерти);

презумпции наличия или отсутствия юридическо­го факта (например, презумпция невиновности, презумп­ция добропорядочности).

По волевому признаку юридические факты принято классифицировать на события, действия и состояния.18

События — это такие обстоятельства, которые объ­ективно не зависят от воли и сознания людей. К ним относятся стихийные бедствия — пожары, наводнения, землетрясения, — в результате которых возникают правоотношения, связанные с наследованием, страховы­ми вознаграждениями, возмещением ущерба и т.п. Сами по себе события ничего юридического в себе не содержат, но служат причинами для возникновения юридических последствий.

Состояния — нахождение на воинской службе, в браке, в родстве, в розыске, в долж­ности и т.д. Правовые состояния не в полной мере зависят от воли и желания субъектов правоотношения (например, нахож­дение в родстве, назначение на должность и т.п.).

Действия — это такие факты, которые в отличие от событий, прямо зависят от воли и сознания людей. Дей­ствия делятся на юридические акты и поступки. Юриди­ческие акты — это такие действия, которые направлены на достижение определенных юридических последствий (например, заключкние договора купли-продажи гл.30 ГК РФ). Особое место среди них занимают многочис­ленные акты-документы различных государственных органов и должностных лиц (например, судебные приго­воры, решения, постановления, гражданские сделки, до­говоры и т.п.). Юридические поступки — это такие дейст­вия, которые независимо от намерения лица влекут возникновение юридических последствий, то есть порож­дают, изменяют либо прекращают правоотношение (на­пример, опубликование авторским коллективом- (авто­ром) учебника или музыкального произведения).

Действия в свою очередь в зависимости от соответ­ствия или несоответствия правовым предписаниям де­лятся на правомерные (например, поступление в вуз, ре­гистрация брака ст. 10 Семейного Кодекса (СМ) РФ19, покупка машины) и неправомерные или противоправные (все виды правонарушений: преступле­ния (убийство ст.105-108 Уголовного Кодекса РФ20), проступки — административные (мелкое хулиганство ст. 20.1. Кодекса об административных правонарушениях РФ21), дисциплинарные(однакратное грубое нарушение п.6 ч.1 ст.88 Трудового кодекса (ТК) РФ22), гражданско-правовые или материальные).

По характеру последствий различают следующие виды юридических фактов: правообразующие, правопрекращающие и правоизменяющие (например, вступление в брак порождает правоотношения между супругами п.2 ст.10 СМ РФ; окон­чание вуза — прекращает правоотношение между студен­том и учебным заведением, а перевод на другую работу ст. 72.1 ТК РФ — изменяет трудовое правоотношение).

Практическое значение имеет классификация юри­дических фактов по структуре на простые и сложные или комплексные, которые называются фактическим соста­вом. Если для возникновения определенного правового отношения требуется один юридический факт, то он на­зывается простым.

Если для возникновения определен­ного правоотношения требуется несколько условий или совокупность юридических фактов, то говорят о слож­ном юридическом факте или фактическом составе. Например: пенсионное правоотношение, для воз­никновения которого необходима следующая совокуп­ность юридических фактов: (Федеральный Закон "О ГОСУДАРСТВЕННОМ ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ23")

достижение лицом соответствующего возраста;

наличие трудового стажа, предусмотренного зако­нодательством;

подача заявления о назначении пенсии;

принятие компетентным органом правопримени­тельного акта.

Заключение


Правоотношение это урегулированное правом общественное отношение возникающие, изменяющееся и прекращающиеся на основании норм права субъекты которого взаимосвязаны субъективными правами и обязанностями носящими волевой характер, возникающие по поводу определённого блага и охраняемые государством.

Правоотношение представляет собой такую форму фактического общественного отношения, которая складывается на основе правовых норм. В процессе своей жизнедеятельности люди вступают друг с другом в различные отношения. Форму правоотношений приобретают только те отношения, которые регулируются правовыми нормами.

Структура правоотношения представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов: таких как объект, субъект, и его содержание представляющее собой наличие как правило двух элементов, которыми являются субъективное право и юридическая обязанность. Участники правоотношений наделяются взаимными юридическими правами и обязанностями. Если один субъект правоотношения наделен правом, то на другого возлагаются юридические обязанности. Правоотношения имеют сознательно- волевой характер. С одной стороны, они возникают на основе правовых норм, которые являются продуктом сознательно волевой деятельности людей (правотворческих органов). С другой стороны, участники правоотношений реализуют предусмотренные нормами права субъективные права и обязанности также посредством своих волевых, сознательных действий.

Наряду с основным содержанием правоотношения существует также дополнительный элемент в виде законного интереса который в своём проявлении представляет более низкий уровень регулирования правоотношения нежели субъективное право и юридическая обязанность, но подчас является более глубоким подспособом правового регулирования.

Правоотношение как часть общественных отношений возникает не потому что только есть норма права, а потому что такое общественное отношение нуждается в правовой регламентации. Но хотя норма права не играет роль причины возникновения правоотношения, оно является его основой так-так любое правоотношение возникает, изменяется и прекращается на основании правовых норм, которые его непосредственно порождают и через него же и опосредуются.

Участниками правоотношений могут выступать различного рода субъекты, которых можно объединить в некоторые группы. Такими группам являются индивидуальные и коллективные субъекты, физические и юридические лица, а так же публичные образования. Для любого правоотношения необходимо наличие как минимум двух субъектов хотя некоторые включают в себя неопределённый круг лиц. Участником правоотношении субъект начинает считаться с момента его возникновения, образования или рождения, с этого момента у него появляются права и обязанности. Но реальным участникам он может стать как сразу (юридические лица, публичные образования) так и в момент наступления определённых юридических фактов.

Любое правоотношения имеет направления реализации субъективных прав и юридических обязанностей которые и выступают его объектом. Так субъективное право даёт возможность чем то владеть пользоваться, распоряжаться осуществлять определенного рода действия, а так же требовать их выполнения или воздержания от обязанного субъекта В свою очередь обязанность призвана обеспечивать реальное осуществление данного права. В зависимости от характера и видов правоотношений в различной совокупности прав и обязанностей различают как: материальные, личные не материальные блага, поведение субъектов в виде результатов их труда и услуг, продукты духовного творчества, а так же ценные бумаги и другие официальные документы.

Возникновение любого правоотношения связанно с определёнными жизненными обстоятельствами, ситуациями, условиями, которые в силу опосредования их нормой права становятся юридическими фактами. Их классификация происходит как правило в зависимости от доли человеческого участия на: события в которое наступает в не зависимости от такого участия, действия и состояния, которые же в своих проявлениях могут быть специально направлены на возникновение того или иного юридического последствия или же создающие его косвенным образом. Эти последствия могут быть как правомерные так и не правомерные. В некоторых случаях для возникновения правоотношения наличие одного юридического факта оказывается недостаточно, и оно требует необходимой совокупности таких фактов – отсюда возникает еще одна классификация на простые и сложные (комплексные) фактические составы.

Правоотношения гарантируются государством и охраняются в необходимых случаях его принудительной силой. Государство создает необходимые экономические, социальные и другие условия для полной реализации правовых норм. Если же нарушается мера свободы правомочных или обязанных лиц, вступивших в правоотношение, государство принимает принудительные меры к их обеспечению.

Список источников


Конституция Российской Федерации: Принято 12 дек. 1993г. – М.: Юридическая литература, 1993. – 64 с.

Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996г. N 63-ФЗ // Российская газета.

Налоговый кодекс российской федерации ч.1: от 31.07.1998г. в ред. от 17.05.2007г. N 146-ФЗ. // Российская газета

Кодекс российской федерации об административных правонарушениях: от 30.12.2001г. в ред. от 22.06.2007г. N 195-ФЗ. // Российская газета

Трудовой кодекс российской федерации от 30.12.2001г. ред. от 30.12.2006 N 197-ФЗ. // Российская газета

Гражданский кодекс Российской федерации ч.1,2,3: Официальный текст с изменениями и дополнениями 2003г. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2003. – 480с

Семейный Кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ ред. от 03.06.2006 // Российская газета

О воинской обязанности и военной службе: ФЗ от 28.03.1998. в ред. 12.04.2007г. N 53-ФЗ. // Российская газета.

О государственном пенсионном обеспичении а российской федерации: ФЗ от 15.12.2001 в ред. 21.12.2006г. N 166-ФЗ. // Российская газета

О приватизации государственного и муниципального имущества: ФЗ от 21.12.2001. в ред. 10.05.2007г. N 178-ФЗ. // Российская газета

Законный интерес и юридическая обязанность // Государство и право. №2, с. 30-36

Правоаые отношения: Понятия, признаки и функции правоотношения я/н. Грант // Юристь. – 1998. - №10. - с. 9-13.

Малько А.В., Субо­чев В.В.- Законный интерес как правовая категория. - СПб.: 2004.

Матузов Н.И., Малько А.В Теория государства и права: Учебник. – М.: Юристь, 2004. – с.380 – 401.

Панченко П.Н., В.И. Лечущинн. -Обсуждение курса лекций "Общая теория права". - Нижний Новгород.: -1993.

Халфина Р.О. - Общие учения о правоотношении. - М.: - 1974. – с. 212

Экимов А.И. - Интересы и право в социалистическом обще­стве. - Л., - 1984. - с. 88

1 Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. – М.: Юристь, 2004. – 381 с.

2 Гражданский кодекс Российской федерации ч.2: Официальный текст с изменениями и дополнениями 2003г. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2003. – 480с

3 О приватизации государственного и муниципального имущества: ФЗ от 21.12.2001. в ред. 10.05.2007г. N 178-ФЗ. // Российская газета


4 Панченко П.Н., В.И. Лечущинн. -Обсуждение курса лекций "Общая теория права". - Нижний Новгород.: -1993.

5 Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // Российская газета.

6 Конституция Российской Федерации: Принято 12 дек. 1993г. – М.: Юридическая литература, 1993. – 64 с.


7 Правоаые отношения: Понятия, признаки и функции правоотношения я/н. Грант // Юристь. – 1998. - №10. - с.10

8 О воинской обязанности и военной службе: ФЗ от 28.03.1998. в ред. 12.04.2007г. N 53-ФЗ. // Российская газета.

9 Налоговый кодекс российской федерации ч.1: от 31.07.1998г. в ред. от 17.05.2007г. N 146-ФЗ. // Российская газета

10 Законный интерес и юридическая обязанность // Государство и право. №2, с. 30-36

11 Малько А.В., Субо­чев В.В.- Законный интерес как правовая категория. - СПб.:
2004.

12 Экимов А.И. - Интересы и право в социалистическом обще­стве. - Л., - 1984. - с. 88

13 МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПАКТ от 16.12.1966 "О ГРАЖДАНСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРАВАХ"

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПАКТ от 16.12.1966 "ОБ ЭКОНОМИЧЕСКИХ, СОЦИАЛЬНЫХ И КУЛЬТУРНЫХ ПРАВАХ"


14 Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. – М.: Юристь, 2004. –392 с.

15 Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. – М.: Юристь, 2004. –393 с.

16 Халфина Р.О. - Общие учения о правоотношении. - М.: - 1974. – с. 212

17 учебник См. там же С.400

18 См. там же. Журнал юрист С.13

19 Семейный Кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ ред. от 03.06.2006 // Российская газета

20 Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // Российская газета.

21 Кодекс российской федерации об административных правонарушениях: от 30.12.2001г. в ред. от 22.06.2007г. N 195-ФЗ. // Российская газета

22 Трудовой кодекс российской федерации" от 30.12.2001г. ред. от 30.12.2006 N 197-ФЗ. // Российская газета

23 О государственном пенсионном обеспечении в российской федерации: ФЗ от 15.12.2001 в ред. 21.12.2006г. N 166-ФЗ. // Российская газета

Рефетека ру refoteka@gmail.com