Рефетека.ру / Государство и право

Контрольная работа: Правовой режим хозяйственной деятельности

Содержание


1. Права и обязанности хозяйствующих субъектов

2. Правовой режим хозяйственной деятельности

Литература


1. Права и обязанности хозяйствующих субъектов


Активное развитие в современной России капиталистической экономики детерминировало возникновение множества новых хозяйствующих субъектов (коллективных и индивидуальных), профессионально осуществляющих предпринимательскую деятельность, направленную на извлечение (получение) прибыли1.

Хозяйственная (предпринимательская) деятельность – это деятельность по выпуску товаров (работ, услуг), а также осуществление руководства такой деятельностью и ее государственно-властного регулирования. Соответственно, хозяйствующие субъекты – физические или юридические лица, занимающиеся деятельностью по выпуску товаров (работ, услуг), а также осуществляющие руководство такой деятельностью и ее государственно-властное регулирование.

В Федеральном законе от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» дается следующее определение хозяйствующего субъекта: хозяйствующий субъект - это индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход2.

Субъект хозяйственного права - это лицо, которое в силу присущих ему признаков может быть участником хозяйственного (предпринимательского) правоотношения. Все субъекты, участвующие в предпринимательской деятельности, чрезвычайно важны для отечественной экономики как многоуровневой системы общественных отношений, поскольку занимают в ней строго определенные уровни («ниши»).

Признаками субъектов предпринимательского права являются:

- зарегистрированность в установленном порядке или легитимация иным образом;

- наличие хозяйственной компетенции;

- наличие обособленного имущества как базы для осуществления предпринимательской деятельности;

- самостоятельная имущественная ответственность.

Легитимация предпринимательской деятельности осуществляется посредством ее государственной регистрации.

Хозяйственная компетенция как необходимый элемент правосубъектности означает совокупность прав, которыми наделен субъект в соответствии с законом и учредительными документами, а в некоторых случаях - на основании лицензии. Это возможность осуществления субъектом определенных видов предпринимательской деятельности, совершения сделок. Следует выделять общую, ограниченную, специальную и исключительную хозяйственную компетенцию.

Наличие общей хозяйственной компетенции дает возможность субъектам иметь права и нести обязанности, необходимые для осуществления любых видов предпринимательской деятельности, не запрещенных законом. Общей компетенцией обладают коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом (ст. 49 ГК РФ).

Субъект как носитель общей хозяйственной компетенции имеет право самостоятельно ограничить ее в учредительных документах. В этом случае говорят об ограниченной компетенции. Некоторые субъекты предпринимательского права закон наделяет специальной компетенцией, то есть они могут иметь права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в уставе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Специальной компетенцией обладают унитарные предприятия, а также некоммерческие организации.

Исключительной компетенцией обладают субъекты, избравшие для себя такой вид деятельности, относительно которой законодателем установлен запрет осуществлять наряду с нею какие-либо иные виды предпринимательской деятельности. Так, в соответствии с Федеральным законом «Об организации страхового дела в РФ» страховщиками признаются юридические лица любой организационно-правовой формы, созданные для осуществления страховой деятельности. Предметом непосредственной деятельности страховщиков не может быть производственная, торгово-посредническая и банковская деятельность. Исключительной является деятельность банков и других кредитных организаций, инвестиционных институтов, аудиторских организаций и др. Организации, в отношении которых законом предусмотрена специальная или исключительная правоспособность, не вправе совершать сделки, противоречащие целям и предмету их деятельности. Такие сделки являются ничтожными на основании ст. 168 ГК РФ. Хозяйственная компетенция субъектов ограничивается, кроме того, широкой практикой лицензирования.

Теперь рассмотрим основные права хозяйствующих субъектов. Каждый субъект предпринимательской деятельности имеет право:

- начинать и вести свою деятельность после учреждения, приобретения или преобразования юридического лица, либо после регистрации в качестве предпринимателя без образования юридического лица. Именно со дня государственной регистрации субъект предпринимательства приобретает правоспособность – т.е. способность иметь права и нести обязанности. Например, законом установлено, что коммерческие организации, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом могут иметь гражданские права и нести обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

Иначе говоря, коммерческие организации обладают общей правоспособностью, что в полной мере соответствует общедозволительному началу правового регулирования предпринимательства. Отсутствие законодательного требования перечисления в уставе коммерческой организации тех видов деятельности, которыми она может заниматься, способствует развитию деловой активности коммерческих организаций, облегчает ее реакцию на изменение конъюнктуры рынка и перелив капиталов в наиболее перспективные отрасли экономики, способствует стабильности торгового оборота;

- субъекты предпринимательской деятельности имеют равное право доступа на рынок, к материальным, финансовым, трудовым, информационным и природным ресурсам, равные условия деятельности предпринимателей;

- привлекать на договорных началах и использовать финансовые средства, имущество, объекты интеллектуальной собственности, отдельные имущественные права граждан и юридических лиц;

- самостоятельно формировать производственную программу, выбирать поставщиков и потребителей своей продукции, устанавливать на нее цены в пределах, определенных законодательством РФ и договорами;

- право на экономическую, научно-техническую, правовую поддержку предпринимательской деятельности;

- осуществлять внешнеэкономическую, административно-распорядительную деятельность по управлению предприятием;

- нанимать и увольнять работников от имени предприятия или самостоятельно в соответствии с действующим законодательством и (или) уставом предприятия;

-пользоваться услугами государственного социального страхования;

- участвовать в создании и выступать членом союзов, ассоциаций и других объединений предпринимателей;

- оспаривать в суде в установленном законом порядке действия граждан, юридических лиц, органов государственного управления и некоторые другие.

Кроме того, признание за лицом статуса предпринимателя предоставляет ему и дополнительные права. Предоставляя предпринимателям дополнительные права, законодатель закрепляет за ними некоторые прерогативы. Например, коммерческие организации имеют исключительное право на использование фирменного наименования (п. 1 ст. 54 ГК РФ), или другой объект интеллектуальной собственности. В частности фирменное наименование индивидуализирует предпринимателя и его деятельность в коммерческом обороте, что разумеется имеет важное значение в конкурентной борьбе. Исключительность права на фирменное наименование состоит в том, что другие предприниматели не вправе пользоваться им в деловом обороте без согласия правообладателя.

Субъекты предпринимательской деятельности могут ограничиваться в правах лишь в случае и в порядке, предусмотренных законом.

Обязанности субъектов предпринимательской деятельности. В общем виде основные обязанности предпринимателей состоят в следующем:

- выполнять обязательства, вытекающие из законодательства РФ и заключенных ими договоров;

- своевременно предоставлять декларацию о доходах и уплачивать налоги в порядке и размерах, определяемых законодательством РФ.

Можно выделить и конкретные обязанности субъектов предпринимательской деятельности:

- не нарушать налоговое, таможенное, антимонопольное законодательство;

- не нарушать права собственности других субъектов предпринимательской деятельности;

- не загрязнять окружающую среду;

- соблюдать безопасные условия труда;

- публиковать сведения о предпринимателе в едином государственном реестре юридических лиц, открытом для всеобщего ознакомления и дающем представление другим лицам о правовом положении предпринимателя;

- вести учет предпринимательской деятельности, что служит целям контроля за ее проведением, а при возникновении споров с другими лицами облегчает доказательство фактов проведения хозяйственных операций;

- представление предпринимателем в установленном порядке информации о своей деятельности (например, о принятии решения о ликвидации юридического лица, или о реорганизации. Участники (учредители) коммерческой организации, или орган принявший решение о реорганизации обязан письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемой коммерческой организации. Благодаря реализации данной обязанности кредиторы реорганизуемой организации могут своевременно узнать об этом и реализовать предоставленное им ГК право требования о прекращении или досрочном исполнении обязательства, должником по которому является реорганизуемая коммерческая организация. При этом кредиторы вправе требовать возмещения убытков, причиненных досрочным прекращением обязательств;

- предоставление финансовой отчетности для налогообложения их деятельности и т.д.

Возложение дополнительных обязанностей подчиняющих деятельность предпринимателей более строгому режиму, преследует цель обеспечить интересы других лиц, взаимодействующих с предпринимателями.

За невыполнение установленных законами обязанностей и обязательств при неисполнении или ненадлежащем исполнении договоров субъекты предпринимательской деятельности несут юридическую ответственность, которая представляет собой установленную правовыми нормами обязанность претерпевать неблагоприятные последствия при неисполнении ими установленных нормами права (законами) и договорами обязанностей и обязательств3. Субъекты предпринимательской деятельности несут гражданско-правовую, административную и уголовную, дисциплинарную, материальную, моральную ответственность.


2. Правовой режим хозяйственной деятельности


Право на осуществление предпринимательской деятельности должно реализовываться в рамках границ, очерченных нормативно-правовыми актами, содержащими как позитивные правила поведения, так и запреты, применяемые в данной сфере. Совокупность правил, приемов и способов государственного регулирования предпринимательской деятельности образует режим ее осуществления. Выделяют:

- общий правовой режим, распространяющийся на всех субъектов (например, регистрационный режим);

- специальный режим, под действие которого попадает либо определенная часть субъектов предпринимательского права (например, банки, биржи), либо субъекты, осуществляющие определенный вид деятельности (лицензионный режим).

Предпринимательская деятельность во всех своих проявлениях в целом подчинена общедозволительному правовому режиму, выражающемуся в широких возможностях предпринимателя по приобретению, реализации и защите прав. Права других лиц, взаимодействующих с предпринимателями (государства во всех его проявлениях, контрагентов по договорам, включая потребителей, работников), подчиняются иному правовому режиму – разрешительному - обязывающему, что ограничивает, либо вовсе исключает возможность их нерегламентированного вмешательства в предпринимательскую деятельность. Поэтому права лиц, взаимодействующих с предпринимателями, должны быть точно регламентированы законодательством, договором, уставом либо иными индивидуальными актами регулирования.

Упорядоченный режим деятельности других лиц (и, прежде всего государства), выражающийся в предоставленных им правам (полномочиям) в отношении предпринимателя (по принципу исключительного перечня), определяет прочное правовое положение предпринимателя, его широкую экономическую и правовою свободу.

С другой стороны, также известно, что «юридически признанная свобода существует в государстве в форме закона»4, поэтому законодатель вводит предпринимательскую деятельность в рамки закона, учитывающего права и интересы других лиц, поддерживает равновесие прав и интересов предпринимателей с правами и интересами общества в целом, отдельных его членов (других предпринимателей, конкурентов, потребителей, работников и др.). Так в целях обеспечения конкуренции и ограничения монополии предпринимателей действует специальное антимонопольное законодательство, функционируют специальные антимонопольные органы, в целях обеспечения защиты прав потребителей в отношениях с предпринимателями действует специальное законодательство о защите прав потребителей и функционируют специальные государственные органы, в целях формирования бюджетов – налоговое законодательство и т.д.

Говоря о правовом режиме предпринимательской деятельности необходимо подробнее остановится на нормативно-правовом режиме.

Одной из основных закономерностей правового режима здесь является то, что чем меньше нормативно-правового регулирования коммерческих отношений, тем больше возможностей для саморегулирования этих отношений. Предпринимательство относится как раз к той сфере общества, где определяющим является саморегулирование. Нормативные правовые формы должны определять здесь лишь необходимые требования, предъявляемые к предпринимательству, оставляя широкий простор для собственного усмотрения предпринимателя.

Коммерческое законодательство, хотя и не лишено императивных норм, характеризуется преимущественно диапозитивными правилами, отсутствием детальной регламентации отношений, т.е. отражает общедозволительное начало в правовом регулировании предпринимательской деятельности. В той мере, в какой коммерческое законодательство создает юридические возможности для экономической свободы предпринимателя, оно способствует решению задачи построения правового государства5.

Прямо противоположную характеристику следует дать законодательству о государственном регулировании предпринимательской деятельности. Оно должно отличатся детальностью регламентации правил поведения участников; в регулировании превалируют императивные нормы.

Правильное определение нормативного правового режима позволяет устанавливать общее направление развития законодательства и наиболее адекватно отразить объективно существующую систему права, выработать концепцию того или иного проектируемого нормативного акта, использовать соответствующий юридический инструментарий (правовые средства, конструкции, механизмы).

Определение того, какой режим регулирования (общедозволительный или разрешительный) должен использоваться при разработке нормативного акта, и есть первый шаг при переводе социально-экономических требований на юридический язык. Именно это определяет стратегию правового регулирования в обществе.

С этой точки зрения весьма примечательно, что в применяемых нормативных актах о предпринимательстве, особенно в Гражданском Кодексе РФ, вопрос об исходном регулирующем начале находит в основном правильное решение. Так п.1. ст. 49 ГК РФ гласит, что «коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом», т.е. достаточно четко определен режим деятельности коммерческих организаций как общедозволительный.

Правовой режим предпринимательства проявляет себя также в структуре коммерческого законодательства, благодаря которой можно увидеть, какое соотношение нормативных актов в наибольшей степени обеспечивает общедозволительный режим регулирования. Рассмотрим подробнее структуру коммерческого законодательства. Классификация нормативных актов коммерческого законодательства может быть проведена по различным основаниям: по юридической силе этих актов, по масштабу их действия, по их назначению и некоторым другим.

Итак, рассмотрим, какие же нормативные акты обеспечивают правовой режим деятельности предпринимателя.

Законы и подзаконные нормативные акты - таково подразделение нормативных актов по юридической силе. Законы должны быть основными среди источников предпринимательского права. Верховенством среди них обладает конечно же Конституция РФ. В ней содержатся нормы направленные на регулирование отношений в сфере предпринимательства. Так, ст. 8 гласит, что в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Важнейшим федеральным законом, своеобразным стержнем предпринимательского права является Гражданский Кодекс РФ, который объединяет нормы частного права и специальные нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность. ГК РФ занимает центральное место среди источников предпринимательского права как акт, гарантирующий предпринимателю наиболее стабильные условия деятельности, вокруг которого группируются специальные законы и подзаконные акты, регулирующие предпринимательскую деятельность.

Динамика общественной жизни учитывается также в текущих законах. К числу важнейших специальных законов регламентирующих предпринимательскую деятельность можно отнести Налоговый Кодекс РФ, Таможенный Кодекс РФ, ряд законов, например, Федеральный закон « О лицензировании отдельных видов деятельности».

Данный закон определяет специальный (лицензионный) режим предпринимательской деятельности. В законе определяется порядок получения лицензии на определенные виды деятельности, перечень документов, необходимых для получения лицензии. Вообще лицензирование предпринимательской деятельности служит выполнению двух задач: подтверждению квалификации лицензиата, и обеспечению безопасности лицензируемой деятельности. При этом лицензирование выступает формой: предварительного контроля за приобретением предпринимателем специального правового статуса; текущего контроля, связанного с оперативным наблюдением за выполнением предпринимателем лицензионных условий и реагированием на их нарушения; последующего контроля, связанного с соблюдением оснований и порядка лишения предпринимателя специального правового статуса.

Следующим законом, регламентирующим предпринимательскую деятельность является Федеральный Закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», он определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков.

Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», определяет порядок государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, устанавливает общий правовой режим предпринимательства.

Государственная регистрация в сфере предпринимательства преследует определенные цели: осуществление статистического учета в этой сфере, осуществление государственного контроля за процессами, происходящими в ней и регулирование их, проведение налогообложения в этой сфере (прибыли, имущества, сделок), ведение реестра предпринимателей, а в определенных случаях – их имущества и сделок, и предоставление всем заинтересованным лицам соответствующей информации.

Кроме того, нормативный правовой режим предпринимательства устанавливается подзаконными нормативными актами: нормативными актами Президента Правительства, например, Указ Президента РФ от 28. 02. 1995 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 г. № 45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» и др.

Нормы предпринимательского права могут содержаться и в нормативных актах федеральных органов исполнительной власти.

Литература


1. Гражданский кодекс Российской Федерации. – СПб.: Виктория плюс, 2001. – 480 с.

2. Федеральный Закон № 129 – ФЗ от 8. 09. 2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Собрание Законодательства Российской Федерации. 2001, № 33. Ст. 1431.

3. Федеральный Закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» // Российская газета от 27 июля 2006 г.

4. Постановление Правительства РФ от 13. 08. 97 № 1013 «Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации» // СЗ РФ № 18 Ст. 1773

5. Гражданское право: Учебник. Т.2. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – М.: ТК Велби, Изд-во проспект, 2005. – 776 с.

6. Коммерческое право: Учебник / Под ред. В.Ф. Попондопуло. – М.: Юристъ, 2002. – 622с.

7. Пилецкий, А. Е.Проблемы правового статуса субъектов предпринимательской деятельности // Правоведение, 2000. № 2. С. 171 – 180.

8. Предпринимательство: Учебник / Под ред. М.Г.Лапусты. – М.: Инфра – М, 2004. – 534с.

9. Пирогов К.М. Основы организации бизнеса: Учебник. – М.: КНОРУС, 2006. – 560с.

10. Шевченко И.К. Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. – 92с.

1 Пилецкий, А. Е.Проблемы правового статуса субъектов предпринимательской деятельности // Правоведение, 2000. № 2. С. 171.

2 Ст. 4 ФЗ РФ «О защите конкуренции» // Российская газета от 27 июля 2006 г.

3 Шевченко И.К. Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. С.82.

4 Коммерческое право: Учебник / Под ред. В.Ф. Попондопуло. – М.: Юристъ, 2002. С. 365.

5 Коммерческое право: Учебник / Под ред. В.Ф. Попондопуло. – М.: Юристъ, 2002. С.48.

14


Похожие работы:

  1. • Понятие коммерческого права
  2. • Предмет и задачи хозяйственного права
  3. • Предпринимательская деятельность в Украине
  4. • Ответы на вопросы контрольной работы по ...
  5. • Использование свободных экономических зон и ...
  6. • Свободные экономические зоны Украины
  7. • Особенности инвестиционного климата и инвестиционной ...
  8. • Экономика предприятия
  9. • Пути повышения эффективности инвестиционной ...
  10. • Инвестиционная политика в современной России и ...
  11. • Глобализация и регионализация экономики
  12. • Проблемы и перспективы социально-экономического ...
  13. • Административно-правовой режим (понятия, виды)
  14. • Правовой режим имущества предпринимательских структур
  15. • Чрезвычайный режим на Украине
  16. • Специальные административно правовые режимы
  17. • Правовой режим земель водного фонда
  18. • Таможенные режимы как административно-правовой регулятор ...
  19. • Правовой режим особо охраняемых территорий и объектов
Рефетека ру refoteka@gmail.com