Рефетека.ру / Государство и право

Реферат: Национальная политика Франции

Правовое положение личности


В Конституции Французской Республики отсутствует специальный раздел о правах и свободах. В самом тексте Конституции права и свободы содержатся только в нескольких статьях. Так, в статье 2 подтверждается принцип равенства перед законом всех граждан независимо от происхождения, расы или религии, статьи 3 и 4 закрепляют плюрализм политических партий и необходимость уважения демократических принципов. Кроме того, статья 34 относит к сфере закона установление правил, касающихся гражданских прав и свобод, а статья 53 наделяет народы, населяющие Францию правом на самоопределение; статьи 64 и 66 закрепляют независимость судебной власти, как гаранта прав и свобод граждан. В целом, при определении правового положения личности во Франции следует опираться на преамбулу Конституции, в которой приверженность французского народа к соблюдению прав человека формулируется в точном соответствии с нормами Декларации 1789 г., подтвержденной и дополненной преамбулой Конституции 1946 г.

Декларация 1789 г. провозгласила естественные права человека и гражданина, т.е. права, всегда присущие человеческому индивиду. В декларации расшифрован принцип равенства: "Люди рождаются равными и остаются равными в правах" (ст.2). Декларация включает некоторые общие правила, необходимые для реализации прав и свобод. Так, статья 4 устанавливает, что: "Свобода состоит в возможности делать все, что не наносит вреда другому. Таким образом, осуществление естественных прав человека имеет лишь те границы, которые обеспечивают другим членам общества пользованием этими же правами. Эти границы могут быть установлены только законом". Статья 5 гласит: "Все. что не запрещено законом. тому нельзя ставить препятствия. никто не может быть принужден к исполнению того, что не предписано законом". В этой же Декларации закреплены и конкретные права и свободы (ст. 7-9): права в судебной области, свобода мнений, свобода печати, права собственности.

Конституция 1946 г. (в области прав человека являющаяся неотъемлемой частью ныне действующей Конституции) закрепила равенство прав мужчин и женщин, право убежища, свободу мнений, право на получение образования. Так государству вменена организация бесплатного светского образования. Здесь же гарантируются: право на труд и обязанность трудиться, профсоюзные права и свобода профсоюзной деятельности, право на забастовку, которое, однако, осуществляется "в рамках законов, которые его регламентируют", участие трудящихся в определении условий труда и в управлении предприятием и т.д.

Защита прав и свобод во Французской правовой доктрине имеет два аспекта: 1) это защита от посягательств законодателя, 2) защита от посягательств органов государства (чиновников), юридических лиц, а также физических лиц.

Поскольку права и свободы носят конституционный характер, то их защита относится к ведению Конституционного совета. Что касается административных актов, могущих содержать нормы, нарушающие конституционные права и свободы, то высший орган административной юстиции - Государственный совет - рассматривает такие акты с точки зрения их соответствия Конституции.

По поводу нарушения прав и свобод можно обратиться и к парламентскому посреднику, который, хотя и не обладает возможностями самому решить вопрос, а может лишь обратить внимание на таковые соответствующих государственных органов.

Кроме того, защита прав личности во Франции может осуществляться и на международном уровне, в частности, в рамках ООН, поскольку Франция ратифицировала Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., а также факультативный протокол к первому из них.

Франция - участник европейской системы защиты прав человека. Она ратифицировала в 1973 г. Европейскую конвенцию по правам человека 1950 г., признала для себя обязательной юрисдикцию Европейской комиссии по правам человека.

В любом случае любой человек, проживающий во Франции, не добившись защиты своих прав и свобод, может обращаться в соответствующие органы Совета Европы.


Браки


Во Франции официально считается, что все граждане страны являются французами независимо от их этнического происхождения. Поэтому термины «гражданство» и «национальность» юридически и даже лингвистически совпадают. Соответственно, не существует и национально-территориальной автономии – Франция рассматривается существующей Конституцией как «неделимая» республика, которая «обеспечивает равенство перед законом всех граждан без различия происхождения, расы или религии. Она уважает все вероисповедания» (статья 2). Президент Республики является гарантом «целостности территории» (статья 5). Соответственно, из французского официального лексикона исключено понятие «национального меньшинства».

Вплоть до распада в начале 60-х гг. колониальной империи Франции метрополия и ее заморские владения имели различный статус – департаментов, колоний, протекторатов (Марокко, Тунис и т. д.). Деколонизация положила конец этой ситуации, поскольку все бывшие колонии, включая часть тех, которые имели статус департаментов (Алжир), завоевали, иногда после длительных войн (Индокитай, Алжир), независимость, став суверенными государствами. Из заморских владений под французским суверенитетом остались четыре департамента (Мартиника, Гваделупа, Реюньон, Гвиана), четыре заморские территории (Новая Каледония, Валлис-и-Футуна, Французская Полинезия и Французские антарктические и южные земли) и территориальные коммуны (Майотта и Сен-Пьер-и-Микелон). В заморских департаментах и территориях (за исключением Антарктических земель) население является этнически смешанным, но сильное сепаратистское течение имеет место только в Новой Каледонии.

Что касается метрополии, то не менее 12-15% населения страны сохраняют определенные этнические особенности. Большинство их носителей – иностранные рабочие-иммигранты (4,1 млн. человек, то есть свыше 6% населения), среди которых основную массу составляют арабы из стран Магриба, африканцы из тропической Африки, португальцы, испанцы, китайцы и вьетнамцы. Примерно столько же представителей этих этнических групп приняли французское гражданство и находятся в процессе ассимиляции, тем более, что они разбросаны по территории страны и группируются лишь в отдельных крупных городских центрах. То же относится к евреям (650 тыс.), армянам (350 тыс.), цыганам (около 100 тыс.) и т. д. Очевидно, что сепаратистские движения среди них полностью исключены.

В то же время на окраинах Франции сохраняются исторические области, более или менее компактно населенные представителями родственных народам пограничных стран этнических групп. Как правило, в этих областях они составляют большинство населения. Это эльзасцы (1 млн.), корсиканцы (900 тыс., из них на острове – меньше половины), бретонцы (1,5 млн.), баски (40 тыс.) и каталонцы (70 тыс.). Соответственно, они частично используют диалекты немецкого, итальянского, корнуэльского (из Юго-Западной Англии) и испанского языков. Баскский язык эквивалента не имеет.

Несмотря на приверженность многих из представителей этих групп традиционной национальной культуре и языку, они все основательно ассимилированы и считают себя в подавляющем большинстве французами. Национал-сепаратистские движения существуют и действуют только на Корсике, а также отчасти в Стране Басков. Остальные, включая эльзасцев и бретонцев, ограничиваются требованиями сохранения их национально-культурного достояния (образование, СМИ и т. д.).


Баски


Историческая область Страна Басков (на баскском языке – Эускади) поделена между Францией и Испанией, причем в Испании находится ее большая часть и проживает около 70% басков. Баскский этнос и баскский (эускадийский) язык не имеют родственных в Европе и, предположительно, сохранились практически неизменными с восьмого тысячелетия до нашей эры. Флаг – красное полотнище, пересеченное зеленым и белым перекрещивающимися крестами. Баскские националисты не употребляют названия «французская» или «испанская часть Страны басков», называя соответствующие территории Северной или Южной Эускади.

Развитие баскского национализма тесно связано с отношениями между Францией и Испанией. Несмотря на то, что франко-испанские отношения после падения режима Франко неоднократно омрачались, например, столкновениями (в том числе вооруженными) между рыбаками обеих стран в Бискайском заливе, а также различиями в подходах к созданию единой валюты ЕС и правил функционирования Евросоюза, в целом руководство обеих стран ведет дело к укреплению франко-испанского сотрудничества, которое расценивается как противовес Германии и северным англо-скандинавским странам в процессе европейской интеграции. Париж и Мадрид сотрудничают в создании структуры западного Средиземноморья (Барселонская конференция), поддерживают особый диалог с умеренными арабскими странами и государствами Латинской Америки, примером чего послужила последняя поездка Ж. Ширака по южноамериканским странам. Баскский вопрос служит важным катализатором данной тенденции.

В течение длительного периода французская часть Страны басков служила местом убежища для испанских басков, ведущих вооруженную борьбу против центрального правительства Испании. С 1984 года Париж изменил свою политику, и французская полиция и юстиция стали содействовать (предоставлять информацию и др.) негласно созданным испанскими властями «антитеррористическим группам освобождения» . Данные группы действовали на французской территории и осуществляли теракты против скрывающихся во Франции членов баскской террористической организации ЭТА, выступающей за создание самостоятельного баскского государства. В течение двадцати лет в результате покушений, организованных ЭТА, в Испании погибло около девятисот человек. Баски, скрывающиеся во Франции, были лишены статуса беженцев, но, тем не менее, сотни остались на французской территории нелегально. Убежище им предоставили французские баски, а также представители другого национального меньшинства – бретонцы, являющиеся членами Бретонского национального движения.

Бретонские семьи, укрывавшие испанских басков, были привлечены к суду за содействие террористической деятельности, взяты под стражу и осуждены на различные сроки тюремного заключения. Данный факт вызвал возмущение бретонских выборных лиц и общественности, полагавших, что в данном случае речь идет об осуществлении права на убежище и традиционном долге гостеприимства, а не о поддержке терроризма, и считающих, что их соотечественники оказались «жертвами» централизованного государства. Одновременно получило широкую огласку дело, возбужденное против бывшего начальника приграничной полиции, ответственного за борьбу против терроризма во французской части Страны басков в 80-е годы, обвиняемого в «содействии убийству и коррупции», то есть в сотрудничестве с «антитеррористическими группами освобождения» .

Могущественная ЭТА усиливает свое влияние на другие националистические группировки французских басков, в частности их молодежные организации. Хотя националисты во французской части и находятся в меньшинстве (по результатам выборов они набрали около 7% голосов), они могут опираться на мощный потенциал испанской ЭТА, вследствие чего проблема национализма в Стране басков перерастает французские и испанские внутриполитические рамки. Она все больше становится проблемой не только двусторонних отношений между Францией и Испанией, но и общей стабильности в регионе, которой угрожают террористические действия национал-экстремистов.

В этом контексте в 1996-98 годах министры внутренних дел Франции и Испании неоднократно встречались для согласования политики по борьбе с баскским терроризмом. Результатами данного сотрудничества явились, в частности, задержание во Франции разыскиваемых испанцами членов ЭТА и совместные расследования сетей финансирования организации. Испанские власти полагают, что «руководство ЭТА продолжает скрываться во Франции» и что члены террористических групп, действующих в Испании, находят убежище на французской территории, а именно, в Бретани и в Париже.


Корсика


Корсика находится в составе Франции с 1768 года, когда Генуя, владевшая островом с конца XIII в., продала его французам. С 1975 года Корсика разделена на два департамента, в рамках которых избирается местная законодательная и исполнительная власть. Кроме того, с 1982 г. существует единственная в своем роде среди 22 регионов Франции Корсиканская региональная ассамблея, также являющаяся органом местного самоуправления. Ассамблея состоит из 51 депутата, избираемых по пропорциональной избирательной системе в два тура. Корсиканский язык представляет собой диалект итальянского.

Остров Корсика с населением 251 тыс. человек, что составляет 0,44% от населения Франции, занимает 8,68 тыс. кв. км. (1,6% французской территории). ВВП Корсики равняется 20,5 млрд. фр., что соответствует 0,3% всего французского ВВП. ВВП на душу населения – 81,7 тыс. фр., в то время как национальный показатель равен 118,6 тыс. фр.

В прошлом корсиканцы, не находившие работу на родине, служили в колониальных войсках и администрации, а также в полиции и других правоохранительных органах метрополии, пополняя в то же время ее колониальную среду. До сих пор они контролируют часть мафиозных структур на юге страны. Одновременно ряд видных политических деятелей Франции являются корсиканцами по происхождению: бывший министр внутренних дел, сенатор Шарль Паскуа, мэр Парижа Жан Тибери, министр по связям с парламентом Роже Романи и др.

Корсика получает крупномасштабную экономическую помощь французского государства: сумма ежегодных субсидий региону достигает 7 млрд. фр. плюс различные налоговые льготы. Однако следует отметить, что эти средства во многом разбазариваются из-за коррупции на месте.

Корсиканское националистическое движение, получившее значительное развитие за последние двадцать лет, заметно активизировалось в 1995-97 годах, когда было совершено несколько сотен террористических актов, направленных в основном против туристических агентств и отелей, а также против административных зданий (префектур, казарм, дворцов правосудия и др.), государственных предприятий, банковских учреждений, собственности судей и местных выборных лиц. От взрывов пострадали различные города Корсики: Аяччо, Бастиа, Проприано, Порто-Веккио и др.

Недовольство корсиканцев государством восходит еще к шестидесятым годам. В то время на Корсику хлынул поток так называемых «черноногих» – алжирских колонистов, покинувших Алжир после деколонизации. При поддержке государства они скупили обширные земельные участки на острове, что вызвало недовольство местного населения. Кроме того, тогда же не у дел остались многие корсиканцы, служившие ранее в колониальной администрации (полиции, жандармерии) в других заморских владениях Франции. Негативную реакцию вызвало и развитие туризма, которое воспринималось как вторжение на остров богачей с другим образом жизни, наносящее вред самобытности Корсики.

Сейчас перед волной террористических актов полиция оказывается фактически бессильна, тем более, что, согласно корсиканским традициям, свидетели происшествий должны хранить молчание, что значительно осложняет получение показаний. Вообще, во Франции распространено мнение, что в настоящее время правовое государство на Корсике не может реально функционировать, а республиканские нормы – выполняться. Французская пресса отмечает частые случаи вымогательства, уклонения от уплаты налогов, грубых нарушений правил дорожного движения и т. д.

Положение усугубляется вооруженной борьбой группировок корсиканских националистов между собой. Отряды корсиканских националистов оснащены современным американским стрелковым оружием, которое практически беспрепятственно поступает на остров.

Теракты против символов государства имеют целью побудить центральную власть вступить в переговоры с националистами и начать обсуждение выдвигаемых ими требований. Среди них на первом месте стоит «признание корсиканского народа» в законодательном порядке. Кроме того, большое значение придается получению Корсикой статуса «заморской территории», ликвидации административного деления на два департамента и департаментских органов власти при одновременном расширении полномочий Корсиканской ассамблеи, куда на основе пропорциональной системы были бы избраны представители националистических сил, приданию корсиканскому языку статуса официального и изменению в соответствии с этим образовательной системы на острове, учреждению специального (как у заморских территорий Франции) налогового статута Корсики, предоставлению большей экономической помощи и проведению реформы транспортной системы острова.

В 1982 году Корсике уже был предоставлен особый статут, согласно которому она получала довольно широкую автономию. Однако в 1991 году текст закона, в котором признавалось существование корсиканского народа, являющегося составной частью «французского народа», был объявлен Конституционным советом не соответствующим конституции. Несмотря на это, закон, принятый тогда и получивший название «статута Жокса» по имени занимавшего в то время пост министра внутренних дел социалиста Пьера Жокса, фиксировал признание культурного своеобразия острова, увеличение числа депутатов Корсиканской ассамблеи и корсиканского бюджета. Пытаясь урегулировать ситуацию на Корсике, центральная администрация чередовала жесткие меры (запрет в 1983 году Фронта национального освобождения Корсики) с уступками относительно умеренным направлениям националистического движения. При этом правительство сумело воздержаться от применения вооруженной силы против националистов, предпочитая различные варианты диалога, проведению которого во многом способствовала деятельность имеющего корсиканские корни Шарля Паскуа (неоголлистское Объединение в поддержку республики ОПР) на посту министра внутренних дел (1986-88 гг. и 1993-95 гг.).

После формирования правительства Алена Жюппе (ОПР) новый министр внутренних дел Жан-Луи Дебре фактически продолжил линию Паскуа.

Французский премьер-министр А. Жюппе заявил, что для урегулирования корсиканской проблемы, по всей видимости, необходимо дать жителям острова возможность «ясно выразить свою волю» и что только на данной основе государство сможет восстановить правопорядок и законность на Корсике. Вместе с тем, премьер-министр разделил обеспокоенность корсиканских выборных лиц, с которыми провел специальное обсуждение ситуации на острове, и заверил, фактически дезавуируя Дебре, что изменение структуры корсиканских институтов (т. е. департаментов) «не стоит в повестке дня» .

Позиция президента Франции Жака Ширака была сходна с позицией премьер-министра. Ширак высказался против административной реформы на Корсике, за «привилегированный» диалог с выборными лицами, соблюдение республиканской законности и улучшение экономического положения на острове. Президент сформулировал свой метод как одновременное использование «диалога и власти» . Иными словами, глава государства и глава правительства выступили по корсиканскому урегулированию за более жесткую позицию, чем министр внутренних дел.

Ответом сепаратистов явились новые серии террористических актов по всему острову. Впервые такой акт был совершен на территории континентальной Франции – в городе Бордо, мэром которого является премьер-министр А. Жюппе.

Можно считать, что жесткая линия правительства в ближайшей перспективе сохранится. Она основана на том, что, согласно опросам общественного мнения, значительное большинство корсиканцев не хотят полной независимости. Однако, рано или поздно поиски компромисса с сепаратистами так или иначе должны возобновиться. Хотя, любые уступки, касающиеся национального суверенитета Франции на острове полностью исключены.


Брак


Процесс бракосочетания во Франции определяется положениями Гражданского кодекса страны (статьи 144-228). Несмотря на мощную систему социального обеспечения, в частности для семей, институт брака во Франции находится в состоянии упадка. Традиционный брак чаще уступает неформальному сожительству, т. н. «свободным» бракам, однополым и коллективным подобиям этого социального института. Из трех браков в среднем по городам страны распадаются два. Вместе с тем определенные этапы и традиции бракосочетания во Франции продолжают существовать, практически не изменяясь, в т. ч. в документально-административном отношении.

Нижняя возрастная планка установлена 18 лет для мужчин и 15 лет для женщин. Однако при наличии убедительных мотивов прокурор Республики может принять решение на заключение брака более молодыми людьми. Но для несовершеннолетних необходимо официальное согласие родителей или, по крайней мере, одного из родителей.

Первый этап: обручение. Обручение во Франции до начала 19 века имело юридическую силу, однако после революционного периода начиная с 1838 года французское право перестало признавать обручение юридическим соглашением. Обрученные с тех пор несут друг перед другом лишь моральную ответственность. Юноша и девушка остаются свободными в принятии окончательного решения до последней минуты перед свадьбой.

Процесс обручения в настоящее время достаточно прост и нс подразумевает более каких-либо особых процедур. Юноша обычно дарит девушке кольцо, предлагая при этом обручиться и в будущем выйти за него замуж.

Кольцо носится на правой руке, а в браке – на левой. Современная молодежь исполняет эту традицию скорее по инерции, под влиянием старшего поколения. К возможности прекращения отношений обрученные относятся спокойно. Исходя из существующих законов, обрученные обладают определенными правами. Например, если юноша оставил девушку, обещав ранее на ней жениться, то последняя может, в принципе, обратиться в суд и потребовать возмещения ей морального ущерба.

Если обручение носило более официальный характер (публикация в прессе, назначение конкретного дня свадьбы, составление брачного контракта и т. д.), то процесс разрыва осложняется и может носить затяжной характер с обращением к адвокатам и в суд.

Второй этап: бракосочетание. Гражданское бракосочетание во Франции является юридическим актом с точки зрения закона. Проводится служащим отдела гражданского состояния и в подавляющем большинстве случаев в мэрии. Личное присутствие только бракосочетающихся не является достаточным условием для заключения брака. Существует большой перечень условий и документов, которые необходимо представить в мэрию в конкретно определенные ею сроки для того, чтобы стало возможным зарегистрировать брак официально. Несоблюдение этих условий может привести к аннулированию торжественной церемонии с последующим ходатайством о ее новом назначении перед мэром.

Условия для вступления в брак во Франции. В брак могут вступать лица разного пола – мужчина и женщина, разных национальностей и государственной принадлежности, обладающие различными статусами гражданского состояния. После выхода в свет закона от 11. 12. 92 г. в брак могут вступать лица одного пола, но с обязательным заключением медицинской комиссии по этому поводу.

Для вступления в брак обязательным является медицинское обследование. Перечень документов, которые могут потребовать служащие мэрии: выписка из свидетельства о рождении (дата выдачи не должна превышать трех месяцев), семейная книжка, справка с места жительства, справка о несудимости, медицинская справка о состоянии здоровья (на специальном бланке и дата выдачи не должна превышать двух месяцев). При повторном браке добавляются документы: выписка из акта о смерти супруга, выписка из свидетельства о браке с отметкой о разводе, выписка из решения суда о разводе. При браке с иностранцем необходимы еще и следующие документы: справка о гражданском состоянии (выдается консульством страны происхождения иностранца), перевод необходимых документов на язык страны пребывания с оригинала, заверенный в консульстве страны происхождения иностранца.

После получения всех документов служба гражданского состояния мэрии должна опубликовать объявление о предстоящем браке. В объявлении указываются: фамилии, имена, профессии и места жительства будущих супругов, а также место и время, когда и где будет зарегистрирован брак.

Объявление вывешивается на срок 10 дней, ранее которых брак не может быть заключен. Заключение брака можно откладывать на срок до года от момента публикации, по истечении этого срока необходимо повторять процедуру.

Церемония брака и его юридическое оформление. В назначенный день и час молодожены прибывают в мэрию. Обязательно присутствие от 2 до 4 свидетелей. Не исключается, что это могут быть самые близкие родственники. Служащий отдела гражданского состояния мэрии зачитывает права и обязанности супругов (ст. 212-215 ГК). Затем он запрашивает молодоженов на предмет наличия брачного контракта и в случае положительного ответа вписывает в книгу актов гражданского состояния дату контракта, фамилию и место жительства нотариуса, который его получил. Затем чиновник опрашивает молодоженов, хотят ли они вступить в брак, и, в случае положительных ответов, именем закона провозглашает их мужем и женой. В книгу актов гражданского состояния вносится запись о браке, которая включает: фамилии, имена, род деятельности, возраст, даты и места рождения, домашние адреса обоих супругов; фамилии, имена, род деятельности и домашние адреса родителей; согласие родителей или опекунов в случае несовершеннолетия одного из молодоженов; фамилии и имена предшествующих супругов, если они имели место; брачная декларация чиновника мэрии; фамилии, имена, род деятельности и домашние адреса свидетелей; запись о наличии брачного контракта.

Современные реалии французского бракосочетания. Бракосочетание проводится по месту жительства одного из будущих супругов в заранее назначенный день.

После того как определена дата, время и место бракосочетания, молодожены отправляют приглашения гостям в виде открытки с указанием фамилии и имени приглашенного, а также все необходимые сведения по проведению торжественной церемонии. Кроме этого, сообщается место, где находится т. н. «лист пожеланий молодоженов» . Он представляет собой список вещей и предметов, которые будущие супруги хотели бы получить в качестве подарков. Список составляется и сдается примерно за месяц-полтора до церемонии в свадебное бюро. Здесь назначается ответственный служащий за данное мероприятие. Он заранее проводит переговоры с магазинами и проставляет цены на каждый подарок в списке.

После получения приглашения на свадьбу, гости звонят или лично приходят в свадебное бюро, знакомятся со списком и в соответствии со своими финансовыми возможностями выбирают любой из подарков. Затем выписывают чек или вносят наличными деньгами стоимость подарка служащему бюро. Если подарок слишком дорогой, то существует возможность покупки его несколькими гостями вместе (обычно рассчитывают по 500 франков с человека). В этом случае никакой предварительной договоренности между самими гостями не нужно, всем этим занимается служащий.

К приобретенным подаркам служащий прикрепляет карточки с упоминанием авторов подарка. Такая процедура, типичная для современной Франции, касается не только определенных вещей и предметов. По своему желанию молодожены могут поместить свой лист в туристическом бюро, выбрав при этом в качестве подарка путешествие, оплачиваемое гостями.

В день бракосочетания (чаще во Франции это пятница или суббота) все собираются в мэрии (по желанию молодоженов может быть совершено венчание в церкви, однако никакой юридической силы оно не несет и никаких записей в церковных книгах во Франции не существует с 1954 года.

После обычной в этом плане процедуры служащий ЗАГС объявляет новобрачных мужем и женой. Молодые обмениваются кольцами. Торжественная часть заканчивается прогулкой по городу на громко сигналящих автомашинах. Машины по этому случаю украшаются лентами и цветами самими гостями или через специализированные ателье. После свадьбы на автомобиле молодоженов обычно остается ленточка белого цвета, прикрепляемая к антенне. Это делается для того, чтобы остальные водители терпимее относились к машине новобрачных. Вечером все гости приглашаются на праздничный ужин. В подавляющем большинстве случаев он проходит в ресторане и очень редко дома. Стоимость ужина в расчете на одного человека доходит до 1 тыс. франков. К назначенному часу из свадебного бюро подъезжает машина с подарками. Молодожены принимают их и праздничный вечер продолжается до глубокой ночи. На следующий день гости, как правило, не приглашаются.


Паспортная система Франции. Миграции. Диаспоры


Министерство внутренних дел Франции в конце 1995 года распространило на всю национальную территорию выдачу удостоверений личности – Cartes nationales d'identite – нового образца, считываемых компьютером.

Система управления базой данных и производства этих удостоверений была разработана по контракту компанией Thomson ID Matics, являющейся дочерней фирмой военно-промышленной корпорации Thomson, и сдана в эксплуатацию в апреле 1988 года в Вычислительном центре МВД для парижского региона.

В настоящее время централизованно изготавливается 3 млн. удостоверений ежегодно при расчетной мощности 5 млн. карточек для населения в 60 млн. человек. Сбор данных для документов производится около 38 тыс. бюро, расположенных по всей территории Франции. Сведения обрабатываются в 350 отделах префектур и супрефектур.

Автоматизированная система управления включает в себя приемные станции для ввода, обработки и записи данных, содержащих как буквенно-цифровую (сведения ЗАГС) так и графическую (фотография в черно-белом варианте, подпись заявителя-владельца удостоверения, подпись уполномоченного официального лица) информацию.

Система позволяет осуществлять оперативный контроль за изготовлением удостоверений, за прохождением всех процедур с правильным распределением административных обязанностей на каждом этапе, а также управлять центральной картотекой выданных документов, как находящихся в обращении, так и утерянных или украденных, а также пользоваться базой данных о населении.

Аналогичная система по изготовлению и учету видов на жительство проживающих во Франции иностранцев операционна с 1987 года. Она была создана по заказу МВД той же фирмой. Прием документов от заявителей-иностранцев ведется 380 бюро на местах, затем вся информация обрабатывается в 35 центрах. Система рассчитана на централизованное изготовление 2,5 тыс. видов на жительство в день. Ежегодно оформляется 600-700 тыс. удостоверений. База данных содержит сведения приблизительно на 4 млн. иностранцев.

Французский паспорт выдается в Париже отделением Префектуры полиции, расположенным в районной мэрии, а в провинции – в Префектуре или Субпрефектуре округа, где проживает заявитель. Срок действия паспорта – 5 лет. Стоимость 350 фр. Срок выдачи документа от 10 до 45 дней с момента обращения.

Если паспорт никогда ранее не выдавался, нужно представить действующее национальное удостоверение личности. В случае его отсутствия можно представить выписку ЗАГС о рождении, содержащую даты и места рождения родителей, семейную книжку (Livret de famille), содержащую сведения о наличии французского гражданства.

Документом, подтверждающим наличие французского гражданства, может быть: постановление Министерства внутренних дел о предоставлении французского гражданства; справка из мэрии о принятии во французское гражданство, либо о восстановлении в нем, либо документ, подтверждающий французское гражданство, выданный в суде по месту жительства.

Ребенок может получить паспорт без нижнего ограничения возрастного предела. Паспорт не содержит никакой информации об этнической принадлежности или бывшем гражданстве владельца.

Во Франции политика, связанная с действиями в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, ищущих убежища, внутренних мигрантов и репатриантов, органически охватывается концепцией об интеграции. В официальных документах, посвященных этой проблеме, интеграция рассматривается не как что-то среднее между ассимиляцией и приемом (включением) лиц во французское общество, а как специфический процесс, способствующий активному участию его членов в общественной жизни, несмотря на наличие у них различных этнических, культурных, социальных и морально-психологических особенностей. Политика интеграции призвана учитывать все особенности и интересы членов общества и предоставить каждому ее представителю возможность свободно жить в нем, соблюдая установленные общепринятые правила.

До конца 80-х годов параллельно существовали иммиграционная и интеграционная политики государства в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, ищущих убежища на территории Франции. И только в 1991 г. правительство начало проводить реформы, направленные на создание «французской модели интеграции» . Были учреждены Министерство социальной деятельности и интеграции, Высший Совет по интеграции, а также приняты соответствующие поправки и дополнения в законодательство страны.

Вопросами приема мигрантов, предоставления правового статуса и социально-бытового обеспечения во Франции занимаются различные государственные, коммерческие и общественные организации.

Высший Совет по интеграции, состоит из 9 членов, подчиняется правительству Франции, в его задачи входит подготовка рекомендаций по разработке и реализации политики интеграции. Председатель Совета г-жа Симон Вейль.

Французское бюро помощи беженцам и апатридам (OFPRA), занимается вопросами рассмотрения ходатайств лиц, ищущих убежища, и предоставления статуса. Оно подчиняется МИД Франции, его директор одновременно является сотрудником МИД.

Апелляционная комиссия (CRR), рассматривает заявления лиц, не согласных с отказом OFRA в предоставлении им статуса беженца. Ее возглавляет член Государственного Совета. Работа CRR строится по секциям, каждая из которых состоит из трех членов: профессионального судьи (обычно из Государственного совета или других административных судов), представителя Совета OFPRA и представителя УВКБ ООН.

Специальный департамент Министерства труда и солидарности занимается практическими вопросами интеграции иностранных граждан и лиц без гражданства, а также разрабатывает политику интеграции. Департамент состоит из трех подразделений: первое ведает вопросами выдачи иностранцам разрешений на работу, второе – вопросами приема (воссоединения) семей иммигрантов и работы с общинами, третье – вопросами натурализации (находится в г. Нанте).

Специальная служба помощи эмигрантам (SSAE), оказывает финансовую помощь всем лицам, ищущим убежища, до момента регистрации их ходатайств.

Фонд социальных действий (FAS), занимается предоставлением пособий и финансовым обеспечением программ обучения иммигрантов. Деятельность FAS контролируется Министерством труда и солидарности. Министерством финансов. Директора FAS назначает правительство страны.

Бюро по международной миграции (ОМI), государственный орган, осуществляющий выдачу разрешений иностранным гражданам, желающим работать во Франции, обеспечивающий обязательное медицинское обслуживание иммигрантов. Он осуществляет контроль за законностью использования иностранной рабочей силы, условиями проживания семей рабочих-иммигрантов. В его бюджет поступают средства, отчисляемые работодателями за использование иностранной рабочей силы, продление разрешений на работу, вызов семьи иностранного рабочего.

Центры по приему лиц, ищущих убежища (CADA). В стране действуют 54 таких центра, рассчитанных на 3300 человек.

Центры временного размещения лиц, получивших статус (СРН). Функционирует 35 центров временного размещения, способных принять 1240 человек.

Большинство центров CADA и СРН распределены по территории страны в сельской местности и пригородах, каждый из них может принять до 60 человек. Координацию государственной системы приема лиц, ищущих убежища, осуществляет организация France terre d'asile. Государство передало ейобязанности по управлению центрами и оплачивает все расходы, связанные с их работой.

Предоставление убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства регулируется «Декретом об условиях въезда и пребывания иностранных граждан во Франции» от 2 ноября 1945 г. В этот документ неоднократно вносились поправки и дополнения. Его нынешняя редакция воплощает в себе положения Женевской Конференции 1951 г. относительно статуса беженца, другие законодательные установки, касающиеся иммиграционной политики государства, и подтверждает принципы допуска к процедуре предоставления статуса всех лиц, ищущих убежища. В частности, законами от 24 августа и 30 декабря 1993 г. в Декрет были внесены положения, касающиеся иммиграционного контроля, условий въезда и пребывания иностранных граждан во Франции, а закон от 2 мая 1995 г. определял условия, при которых УВКБ ООН и некоторые неправительственные организации могут посещать лиц, ищущих убежища, находящихся в т. н. зонах ожидания (в международных транспортных пунктах).

Наибольшее число ходатайств о предоставлении статуса беженца – 61422 – было подано в 1989 г., затем отмечалось последователное снижение числа заявителей. Если в конце 80-х годов OFPRA ежегодно предоставляла статус беженца 8-10 тыс. иммигрантов, то с 1995 г. это числе снизилось до 4,5 человек. В 1996 г. было принято 17 405 ходатайств.

Предварительный «отсев» лиц, ходатайствующих о предоставления убежища, происходит на границе. Представитель OFPRA принимает решение, позволяющее иностранному гражданину или лицу без гражданства подать ходатайство и допустить его к дальнейшим процедурам, связанным с предоставлением статуса. Лица, получившие отказ, подлежат депортации, а допущенные к дальнейшим процедурам самостоятельно следуют в центры приема беженцев. Иммиграционная полиция в таких случаях оплачивает расходы на проезд.

Ходатайства рассматриваются в одном из «географических» отделов OFPRA. Всего их три: по Ближнему Востоку, Европе, Средиземноморью; по Африке и Америке; по Азии. Имеется также юридический отдел, подготавливающий дела и информацию для работы CRR и заключения по решениям «географических» отделов, а также отдел документации лиц, получивших статус. Свидетельство, выданное после регистрации ходатайства, дает иммигранту право при каждом обращении продлевать вид на жительство дополнительно на три месяца. Срок рассмотрения ходатайства от 4 до 12 месяцев, в среднем около 9 месяцев. Если ходатайствующее лицо два раза не является в отдел OFPRA для проведения собеседования, то автоматически принимается решение об отказе в предоставлении статуса.

По прибытии на территорию Франции все лица, ищущие убежища, получают т. н. «пособие по ожиданию», размер которого составляет 2000 фр. (380 долл.) для взрослого и 700 фр. для ребенка. Для получения этого единовременного пособия иммигрант должен представить в SSAE разрешение на временное проживание и удостоверение о регистрации ходатайства. В случае, если лица, ищущие убежища, размещаются на жительство самостоятельно, им выплачивается ежемесячною пособие «по интеграции» в размере 1300 фр. (240 долл.) в месяц на одного взрослого человека. Пособие выплачивается Ассоциацией производственной и коммерческой занятости (ASSEDIC) максимум в течение 12 месяцев с момента регистрации лица в Государственном агентстве занятости (ANPE).

При размещении в центрах CADA иммигранты теряют право на «пособие по интеграции», а лица, проживающие в центрах СРН получают по 10 фр. в день (1,8 долл.) на каждого взрослого или ребенка в возрасте до 3 лет и по 5 фр. на детей в возрасте от 3 до 16 лет.

Все иностранцы, проживающие во Франции, должны получить медицинскую справку о состоянии здоровья от ОМI. В рамках французского законодательства члены семей иммигрантов, предпринимающие шаги по воссоединению семей, обязаны пройти медицинский осмотр в стране их пребывания до того, как они будут допущены на территорию Франции. Такие медицинские освидетельствования обычно проводятся отделениями ОМI, находящимися при посольствах Франции за рубежом. Иммигранты, не проживающие в центрах временного размещения, обязаны пройти медицинский осмотр в ОМI. Его стоимость 330 фр. (63 долл.). Лица, размещенные в приемных центрах, проходят обязательный медицинский осмотр, включающий клиническое обследование, флюорографию, дополнительное обследование по выявлению заразных заболеваний.

Лица, ищущие убежища, и не имеющие разрешения на временное проживание, а также те, кому отказано в предоставлении убежища, могут получать бесплатную медицинскую помощь от государства, если это связано с необходимостью стационарного лечения. Такие некоммерческие организации как Comede, Avre, Medecins du monde, Medecins sans frontieres также оказывают медицинскую помощь иммигрантам.

С 1 января 1996 г. лица, ищущие убежища, подлежат индивидуальному страхованию. Страховые взносы выплачиваются в рамках системы социальной помощи, а стоимость медицинских услуг оплачивается французской организацией здравоохранения.

Курсы по изучению французского языка считаются первым шагом интеграции беженцев в общество. Центры временного размещения организуют языковые курсы, программы и методы преподавания которых определяются государством. Лица, проживающие в них, должны в обязательном порядке посещать занятия, объем которых составляет не менее 520 часов в год. Иммигранты, не проживающие в центрах временного размещения, имеют возможность посещать бесплатные языковые курсы, организованные неправительственной организацией CIMADE.

При получении статуса беженца иммигранту предоставляется право на работу в течение трех лет, которое может быть продлено до десяти лет. Беженцам оказывается содействие в устройстве на работу и профессиональной ориентации на общих основаниях с гражданами Франции. Лица, проживающие в центрах временного размещения, имеют большие возможности выбора работы, услуг, а также получения консультаций со стороны сотрудников этих центров.

Беженцы старше 25 лет, ранее не работавшие во Франции, или работавшие в течение непродолжительного периода, но в данный момент являющиеся безработными, получают т. н. «минимальный доход на интеграцию», который может составлять до 450 долл. в месяц на человека.

Для получения гражданства иностранцу необходимо прожить во Франции 5 лет, иметь право на работу, стабильный доход, исправно платить налоги, знать французский язык и иметь семью во Франции. Ходатайство о приобретении гражданства подается в префектуру, откуда оно направляется в Министерство труда и солидарности. На работу с заявителем уходит около 8-10 месяцев.

Ребенок, родившийся во Франции в семье иностранцев, может получить французское гражданство в 18 лет, если в течение последних 7 лет (накануне восемнадцатилетия) 5 лет он постоянно проживал во Франции.

Франция признает двойное гражданство. Любой француз может жить и работать в другой стране неограниченное время, сохраняя гражданство Франции, если регулярно поддерживает связь со своим консульством.

Ежегодно около 50 тыс. иностранных граждан и лиц без гражданства получают французское гражданство. Из 58-миллионного населения Франции более 3,5 миллиона ее граждан (6%) являются натурализованными иностранцами.

В целом миграционная обстановка во Франции не вызывает особого беспокойства ее властей. Осуществляемая интеграционная политика, сопряженная с четким соблюдением иммиграционного законодательства и мерами по борьбе с незаконной миграцией, ставят ее в один ряд с наиболее благополучными в миграционном отношении странами. Вместе с тем, удобное географическое расположение, наличие множества международных маршрутов авиационного, морского, железнодорожного и автомобильного видов транспорта, высокий жизненный уровень населения делает Францию привлекательной для иммигрантов как из стран Азии, Ближнего и Среднего Востока, Африки, так и европейских стран с нестабильной этнополитической обстановкой или испытывающих трудности экономического характера, в том числе из Российской Федерации, других государств-участников СНГ и прибалтийских республик.

Виза. Длительная дискуссия во французских общественно-политических кругах по вопросам легального пребывания иностранцев во Франции привела в последнее время к известным изменениям законодательства и нашла теперь отражение в упрощении процедуры оформления французских виз для иностранцев, въезжающих в страну по частному приглашению.

С лета 1998 г. вводится новый порядок выдачи виз. В качестве основы принят избирательный критерий рассмотрения вопросов о выдаче виз по частным приглашениям. Фактически провозглашается, что преимущественным правом при прочих равных условиях на получение виз по частным приглашениям пользуются чиновники, деловые люди, студенты, деятели науки и культуры, а также те лица, у которых имеются родственники во Франции.

В связи с предстоящей отменой прежней формы приглашения (certificat d'hebergement) консульским учреждениям было предложено принимать наряду с приглашениями старого образца также заявления-приглашения (declaration de prise en charge), составленные в свободной форме, в которых заинтересованные лица заявляют о готовности принять во Франции того или иного гостя и обязуются обеспечить его пребывание (без какой-либо регистрации со стороны местных властей).

По мнению МИД Франции, общая либерализация и определенная классификация в оформлении частных приглашений служит французским интересам и больше соответствует международным нормам, обеспечивающим соблюдение прав человека.

Таким образом, существенно меняются правила оформления приглашений иностранцев из стран, для граждан которых требуется виза. Причем данные изменения технических формальностей обусловлены новым политическим подходом к проблеме, характерным для левого правительства во главе с социалистом Л.Жоспеном. Нынешние власти весьма критически оценивают решения прежних правых правительств, которые стремились скорее ограничить частный въезд, не особо вдаваясь в категорию приглашаемых лиц. На практике ежегодное количество «частных» виз сократилось с 5,6 миллиона (в 1987 г.) до 2,3 миллиона (в 1994 г.). Отчасти это сокращение связано с установлением безвизового режима с США и другими странами. Однако, при этом в 3 раза сократилось также число «частных» виз, выданных гражданам «неблагополучных» стран – Алжира, Туниса, Марокко, Турции, что в действительности не смогло остановить потоки нелегальной иммиграции.

Иностранцам, легально находящимся во Франции, также предоставляется возможность приглашать в гости других иностранцев с указанием в приглашении данных о французских документах, регламентирующих право на проживание первых. В частности, для дипломатов и сотрудников посольств будет достаточно представить приглашение с данными об их дипломатической или специальной карточке, выданной МИД.

В соответствии с положениями декрета и мидовскими указаниями французским консульским учреждениям предоставляется значительно большая, чем прежде самостоятельность в решении вопросов о выдаче виз по оформленным приглашениям фактически без согласования с Центром. В то же время КЗУ должны мотивировать отрицательные решения в случае отказов выдачи визы. Данные на «отказников» направляются в Центр и систематизируются в консульских подразделениях филиала МИД в г. Нанте.


Гражданство


Французское законодательство по гражданству допускает в принципе возникновение двойного гражданства. Согласно ст. 23 Гражданского кодекса (далее ГК) любой француз, приобретающий гражданство другого государства, сохраняет за собой гражданство своей страны.

В то же время с принятием французского прежнее гражданство может быть утрачено, если законы страны происхождения не предусматривают двойного гражданства или если это не регулируется двусторонними и многосторонними соглашениями. Если страна происхождения также признает институт двойного гражданства, то возможно одновременное наличие и другого гражданства. Любой француз, имеющий второе гражданство, может получить разрешение на выход из французского гражданства, с последующей публикацией соответствующего правительственного декрета.

В соответствии с Гражданским кодексом гражданином Франции считается: тот у кого по крайнем мере один из родителей имеет французское гражданство; родившийся во Франции, у кого один из родителей также родился на территории Франции; родившийся во Франции до 01. 01. 94 у иностранца самого родившегося на территории, бывшей в этот момент французской; родившийся во Франции, один из родителей которого родился в Алжире до 03. 07. 62. Это положение не может применяться к детям, родившимся после 31. 12. 93, если их родители-алжирцы не в состоянии подтвердить непрерывного легального проживания во Франции свыше 5 лет; родившийся во Франции у родителей-иностранцев, если по иностранным законам он не получил гражданства ни одного из родителей (то же, если родители – лица без гражданства). Последние законы о приобретении гражданства были приняты во Франции в 1998 г.

Прохождение воинской службы лицами, имеющими двойное гражданство, достаточно регламентировано. Франция заключила двусторонние договоры о прохождении воинской службы с рядом стран, что позволяет избежать двойного прохождения службы, и определить страну, в вооруженные силы которой будет призываться лицо с двойным гражданством.

В любом случае, лицо с двойным гражданством должно информировать военные власти обеих стран-участниц договора (для Франции – Управление национальной службы или консульское учреждение).

Следует отметить, что французское законодательство не предполагает особых ограничений в правах тех граждан, которые имеют гражданства других государств. Однако, гражданские и уголовные дела рассматриваются, как правило, с точки зрения примата французского гражданства, что в принципе не противоречит Гаагской конвенции от 12 апреля 1930 г., статья 3 которой гласит: «лицо, имеющее гражданство двух или нескольких государств, может считаться каждым из этих государств только в качестве своего гражданина».

Соцобеспечение для иностранцев. В соответствии с Кодексом социального страхования (КС) она включает в себя три раздела: страхование по болезни (заболевания, инвалидность, травмы на производстве, профзаболевания, материнство-беременность, смерть); страхование по старости; семейные пособия.

Иностранцы, проживающие во Франции и отвечающие общим условиям подчиненности местному законодательству, имеют право пользоваться пособиями Кассы социального страхования (КСС) на тех же условиях, что и французские граждане, получать в натуральной форме и в денежном выражении все те пособия, которые полагаются при страховании по болезни.

Условия открытия правового статуса для иностранцев по режиму страхования те же, что и для французов. Однако первые должны представить доказательства их регулярного проживания во Франции в сроки свыше 6 месяцев или иметь один из следующих документов, дающих право проживания в стране: карта постоянного жителя (резидана); карта временного проживания или временный вид на жительство (ВВЖ); справка о направлении ходатайства о возобновлении одного из указанных документов.

Французский работодатель обязан в 8-дневный срок после найма иностранца подать заявление в кассу страхования по болезни для постановки на учет.

Согласно КС, работодатель должен проверить, прошел ли работник предварительную медицинскую проверку до въезда в страну. Иностранцам из стран ЕС это делать не нужно. На практике работодатели ставят условием найма наличие у иностранца учетного номера в КСС. Родственники иностранца пользуются предоставляемыми ему правами по соцстрахованию. Для этого им достаточно проживать во Франции с кормильцем даже непродолжительное время, например, во время каникул и отпусков. При лечении детей за счет КСС следует представлять в качестве доказательства проживания справку о посещении ими школы. Все родственники иностранца по принятой в КС терминологии называются «обладающие правом» .

Иностранцы, не имеющие права пользоваться общим режимом обязательного страхования по болезни и беременности, приписываются к режиму персонального страхования, что дает им право на частичное возмещение расходов, связанных с болезнью. При этом иностранцы должны представить доказательства не менее чем 3-месячного пребывания в стране.

Включение в режим личного страхования может осуществляться в любой момент или в кассе соцстрахования по месту жительства, или в бюро социальной помощи при мэриях.

В некоторых случаях взносы за иностранца в КСС могут вноситься частично или полностью Кассой социальных пособий, Кассой взносов и консигнаций, а также бюро социальной помощи. В последнем случае будет проведено расследование источников доходов иностранца и наличия иждивенцев в семье.

Личная страховка прекращает действие, если иностранец становится клиентом КСС, а также в случае продолжительного постоянного проживания его за границей.

Независимые работники из числа иностранцев (коммерсанты, предприниматели, владельцы фирм, банков, ремесленники, кустари) приписываются к режиму работников, не получающих зарплату, и несельскохозяйственных профессий. Для получения пособий они должны регулярно и своевременно вносить паевые взносы. Это право они получают с начала своей деятельности. При этом в отличие от общего режима для таких иностранцев не существует условий минимальной продолжительности трудовой деятельности. Теми же льготами пользуются проживающие с ним родственники.

Для ищущих или потерявших работу иностранцев при условии их постановки на учет в Национальном агентстве по найму (НАН) существуют следующие режимы: Безработный без пособий – право на медицинские пособия сохранятся в течение 1 года с момента прекращения трудовой деятельности. Безработный, получающий пособия. Иностранец и его родственники сохраняют право на медицинское обслуживание на весь период внесения отчислений. Для этого ему выдается карточка соцстрахования. По окончании периода получения пособия по безработице медицинское пособие сохраняется еще 12 месяцев. В дальнейшем медобслуживание обеспечивается только в форме бесплатного ухода и лечения, а не в виде денежных компенсаций.

При временном выезде на родину (в отпуск) иностранец и члены его семьи имеют право бесплатного медицинского обслуживания за счет КСС в виде натуральной оплаты медуслуг или денежной компенсации. Это положение действует только для стран, с которыми у Франции есть двусторонняя конвенция о взаимных компенсациях.

В случае временного пребывания иностранца во Франции, при его постоянном месте работы вне ее пределов, он также может пользоваться услугами французской КСС, если он заболевает. При этом он обязан привезти во Францию специальный формуляр. Данная льгота распространяется только на служащих и работников частного сектора.

В случае, если семья иностранного работника остается на родине, а между Францией и государством его происхождения существует двусторонняя конвенция о взаимности расходов по КСС, ее члены имеют право на бесплатные медицинские услуги у себя в стране. При этом работник должен взять в КСС и направить семье справку о своей приписке к определенной кассе во Франции. Льгота имеет только натуральное (в виде бесплатного обслуживания), но не денежное выражение компенсации услуг. Французская справка действует 12 месяцев. Для ее возобновления необходимо обращаться в Центр соцстрахования работников-иммигрантов.

Студент-иностранец, занимающийся во Франции помимо учебы трудовой деятельностью неполный рабочий день (20 часов в неделю), имеет право пользования общим режимом КСС, начиная от минимально отработанного объема на производстве в 200 часов в квартал или 120 часов в течение первого месяца. Однако постоянный характер работы может лишить студента этого режима.

Беженцы и претенденты на политическое убежище имеют право на все те же медицинские пособия с первых месяцев пребывания во Франции, но при условии постановки на учет в НАН и получения пособия по подготовке к трудовой деятельности. При наличии этих условий такие лица обращаются за регистрационным номером КСС в Центр соцстрахования своего района, где им выдается временная карта. При предъявлении ее и справки из больницы КСС возмещает частично расходы по медобслуживанию.

Для выходцев из стран ЕС во Франции действуют специальные положения страхования работников и членов их семей, перемещающихся внутри Шенгенского пространства, а также инструкция, определяющая весь порядок выплат и компенсаций. Все положения устанавливают принцип равноправия в получении медицинских услуг выходцам из различных стран ЕС.

Все компенсации расходов на медобслуживание гражданам ЕС, находящимся в турпоездке во Франции, осуществляются на родине при наличии подтверждающих документов, а также из расчета таких компенсаций по тарифам КСС Франции, а не страны его проживания.

Любые отказы от включения в режимы КСС Франции могут опротестовываться в судах по делам соцстрахования. На начальном этапе споры выносятся на рассмотрение Комиссии по решению тяжб на основе взаимного согласия в сроки не позже 2 месяцев с момента возниковения конфликта. Решения комиссии в свою очередь уже могут опротестовываться или рассматриваться судами спустя не более 2 месяцев по заявлению в секретариат суда заказным письмом. Суд по делам соцстрахования правомочен решать споры по материальным претензиям размером до 13 тыс. франков (2 тыс. долл.). Свыше этой суммы процессами занимается Социальная палата кассационного суда территориальной компетенции и в сроки не позднее 1 месяца со дня подачи жалобы.

Обеспечением прав и интересов французских граждан, находящихся за рубежом непосредственно занимается Управление МИД по вопросам французов за рубежом и иностранцев во Франции и консульские загранучреждения.

Консульская регистрация французских граждан, проживающих за границей традиционно является необязательной и носит факультативный характер. В то же время консульства всячески побуждают французских граждан к добровольной регистрации. Поэтому из примерно 1 млн. 700 тыс. французов, проживающих за пределами Франции, в КЗУ зарегистрированы более 920 тыс. Например, из проживающих в России порядка 2500 французских граждан около 1880 зарегистрированы в консульствах. Граждане, состоящие на учёте, имеют регистрационную консульскую карточку и получают ряд прямых и косвенных льгот (содействие в юридических консультациях, социальном обеспечении, учёба детей в школе, предоставление стипендий и т. д.). В консульствах имеется информационно-справочная документация по различным вопросам жизни за рубежом, которая распространяется бесплатно.

Консул вносит предложения относительно предоставления материальной помощи, по которым окончательное решение принимается в МИД Франции. Обычно необходимые средства предоставляются консулом попавшему в тяжелое материальное положение гражданину только после того, как его родственники внесли на счет (чеком) МИД соответствующую сумму. Такие финансовые вопросы решаются в течение одних-двух суток.

В исключительных случаях на основании заключения консула может быть принято решение МИД о выделении безвозмездной материальной помощи пострадавшему из Фонда помощи министерства.

Обычно за рубежом формируются неформальные функциональные группы по 50-100 человек из числа французских граждан, состоящих на консульской регистрации. По инициативе консульства и с учётом общих интересов назначается координатор группы из уважаемых и известных граждан (часто преподаватели, врачи, бизнесмены). В чрезвычайных условиях координаторы информируют консульство о положении членов своей группы, их передвижениях.

В чрезвычайных ситуациях в МИД создается кризисная группа из сотрудников территориального отдела и Управления по вопросам французов за рубежом при возможном участии сотрудников других подразделений МИД. На предэвакуационном и эвакуационном этапах устанавливается оперативная связь с Минобороны, спецслужбами, Минтранспорта. По такой схеме недавно проводилась эвакуация из Конго, откуда была репатриирована значительная часть из 1650 французских граждан.

Аналогичная система оповещения и формирования групп применяется посольствами других стран – членов ЕС, причем в состав групп могут входить одновременно граждане из ряда стран ЕС. Координатором избирается представитель наиболее многочисленной иностранной колонии. Например, в Казахстане и в среднеазиатских республиках координаторами групп граждан стран ЕС обычно избирается представитель ФРГ. Ежемесячно в Брюсселе проводятся консультации консульских работников, специально командируемых МИД стран-членов ЕС, по вопросам защиты интересов их граждан и взаимной координации усилий.

Высший Совет французов за границей. ВСФГ представляет собой высший выборный орган, представляющий интересы французов, проживающих за рубежом. Через его структуры они получают возможность участвовать в социально-политической жизни французского общества. Совет выступает также представителем французов зарубежья перед официальными учреждениями, защищает их интересы и оказывает содействие при решении различных проблем.

Совет состоит из 150 делегатов, избираемых на шесть лет путем прямого голосования всех проживающих за рубежом и зарегистрированных в консульских учреждениях граждан Франции. Каждые три года состав совета обновляется наполовину. В совет входят также 12 сенаторов, представляющих французов, проживающих за границей и избираемых самим советом, и 20 видных политических деятелей, назначаемых министром иностранных дел Франции.

Председателем совета является министр иностранных дел, три его заместителя избираются из состава делегатов. Постоянное руководство деятельностью совета осуществляет Бюро, состоящее из трех заместителей председателя и 15 выборных членов. Помощь совету в его деятельности оказывает генеральный секретариат, состоящий из сотрудников Управления по делам французов за границей МИД. По мере необходимости в рамках ВСФГ создаются рабочие и специальные комиссии.

Совет созывается на очередные заседания один раз в Париже, Бюро и комиссии собираются несколько раз в год по мере необходимости.

Задачи защиты и представления интересов проживающих за рубежом французов совет решает главным образом путем направления правительству своих докладов и заключений по проблемам диаспоры: образование, внешняя торговля, налоги, право, социальное обеспечение и пр. Другим способом является подготовка и проведение через парламент соответствующих законопроектов или поправок к законам, представляемых сенаторами-членами совета. Основу этих документов составляют исследования и разработки, осуществляемые советом.

ВСФГ имеет своих представителей в различных официальных учреждениях, представляющих практический интерес для французов зарубежья. Так, совет назначает из числа своих делегатов 3 администраторов в (страховую) Кассу французов, проживающих за границей, по 2 своих представителя в административные комиссии при избирательных участках по выборам президента Республики, по выборам в Европарламент и по проведению референдумов, 2 членов Экономического и социального совета, 6 членов Совета по социальной защите французов за границей при министре иностранных дел, 1 представителя в Комитет по имиджу Франции за рубежом, 2 членов Национальной комиссии по стипендиям, 1 представителя в Административный совет Агентства по преподаванию французского языка за границей и 6 в Совет по преподаванию французского языка за рубежом. Работая в тесном контакте с посольскими и консульскими учреждениями Франции, делегаты совета участвуют также в различных создаваемых на их базе комитетах и комиссиях, например по занятости, подготовке кадров, стипендиям и т. д.

Делегаты ВСФГ, являющиеся видными деятелями диаспоры, наделены необходимыми полномочиями и пользуются достаточным авторитетом, чтобы надлежащим образом представлять интересы французов, проживающих за границей. Их работа в совете является добровольной и не оплачивается.

Похожие работы:

  1. • Кардинал Ришелье
  2. • Внешняя политика Франции после президентства де Голя
  3. • Внешняя политика Франции 1918-1925
  4. • Некоторые аспекты новейшей истории Франции
  5. • Франция после второй мировой ...
  6. • Франко-русские отношения при Людовике XV
  7. • Ядерный потенциал Франции
  8. •  ... подготовки квалифицированных рабочих во Франции
  9. • Мюнхен - преддверие войны
  10. • Советско-германский пакт от 23 августа и его влияние ...
  11. • Процесс становления института национально-культурной ...
  12. • Развитие франко-германских отношений в 1960-е гг.
  13. • Становление и развитие денежно-кредитной системы Франции
  14. • Политика в области чтения в странах Запада
  15. • Система подготовки бакалавров в колледжах Франции
  16. • Промышленность и экономика Франции
  17. •  ... власть на президентских выборах пятой республики во Франции
  18. • Наполеон Бонапарт: государственный деятель, полководец ...
  19. • Курс лекций по новейшей истории
Рефетека ру refoteka@gmail.com