Рефетека.ру / Государство и право

Курсовая работа: Методы осуществления государственной власти

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


ПОВОЛЖСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ИМЕНИ П.А. СТОЛЫПИНА

ФИЛИАЛ В Г. БАЛАКОВО


Кафедра государственного и муниципального управления


Курсовая работа


Дисциплина: «Административное право»


Тема: «Методы осуществления государственной власти»


Методы осуществления государственной власти


г. Балаково, 2005г.

Оглавление


Оглавление Error: Reference source not found

Введение Error: Reference source not found

1. Понятие и виды методов осуществления государственной власти Error: Reference source not found

1.1. Понятие метода осуществления государственной власти Error: Reference source not found

1.2. Классификация методов осуществления государственной власти Error: Reference source not found

2. Убеждение, поощрение и принуждение в деятельности государственной власти Error: Reference source not found

2.1. Убеждение в деятельности государственной власти Error: Reference source not found

2.2. Поощрение в деятельности государственной власти Error: Reference source not found

2.3. Правовое принуждение Error: Reference source not found

Заключение Error: Reference source not found

Список использованных источников и литературы Error: Reference source not found

Введение


Управление обществом, обеспечение общественной дисциплины и правопорядка осуществляется с помощью активных способов целенаправленного воздействия на сознание и поведение людей, в качестве этих способов выступают и такие методы государственной и общественной деятельности, как убеждение и принуждение. Убеждение и принуждение, как методы государственного управления, явления социальные, так как они находят свое проявление в содержании связей между участниками конкретных общественных отношений. Принуждение существует во всяком человеческом общежитии и является необходимым элементом всякой социальной организации. В доклассовом обществе оно базировалось на авторитете старейшин, вождей племен и т.п., в классовом обществе - на власти государства. Следовательно, принуждение теснейшим образом связано с государственной властью и определяет качество этой власти.

Интересы охраны законности и правопорядка, поддержания государственной дисциплины требуют, чтобы органы государства обеспечивали проведение в жизнь государственной воли, применяя в случае необходимости к тем, кто не следует этой воле добровольно, и принудительные меры, допускаемые законом. Государственное принуждение применяется на базе убеждения, в строгих рамках законности. Важнейшими принципами борьбы с правонарушениями являются неотвратимость воздействия на правонарушителя, законность, справедливость, гуманизм. Борьбу за законность необходимо вести строго законными средствами. Государственное принуждение - это средство защиты интересов общества, вынужденная реакция на антиобщественные действия, принудительная деятельность регулируется правом. Кроме правового принуждения существует, например, педагогическое принуждение, психическое принуждение, физическое принуждение и его разновидность - дисциплина голода, семейное принуждение (главы семьи в отношении детей, иждивенцев); преступника в отношении жертвы, оккупантов в отношении населения оккупированной территории и т.п.

Необходимо различать принуждение как специфическую деятельность органов государственного управления, и как один из методов управления. Первый из них применяется в основном лишь к тем, кто не выполняет добровольно требования законодательства или законных органов государственного управления. Что же касается второго, то есть принуждения как метода управления, воздействие на поведение людей или организаций, то его элементы имеются во всех случаях, где используется государственная власть.

Актуальность темы высока, так как стимулирование методами убеждения, поощрения, и принуждения необходимо в любое время и в любой сфере деятельности.

Объектом изучения является процесс и область применения методов осуществления государственной власти.

Предметом изучения являются цели и методы осуществления государственной власти.

Цель работы: дать определение и классификацию методам осуществления государственной власти.

Степень разработанности в научной литературе: данная тема хорошо разработана в научной литературе, в связи с тем, что актуальность темы достаточно высока.


1. Понятие и виды методов осуществления государственной власти


1.1. Понятие метода осуществления государственной власти


В общепринятом понимании метод означает способ, приём практического осуществления чего- либо.

Применительно к государственно-управленческой деятельности под мето­дом понимается способ, приём практической реализации задач и функций испол­нительной власти в повседневной деятельности исполнительными органами (должностными лицами) на основе закреплённой за ними компетенции, в устано­вленных границах и в соответствующей форме. В подобном виде "метод" позво­ляет получить необходимое представление о том, как функционирует механизм исполнительной власти, как практически осуществляются управленческие функ­ции, с помощью использования каких средств. Данная категория имеет в силу этого прямое отношение к характеристике сущности процесса реализации испол­нительной власти, являясь одним из её непременных элементов. Она служит так­же целям придания управлению динамики.


1.2. Классификация методов осуществления государственной власти


Средства реализации управленческих задач и функций достаточно разнообразны. Это дает основу для их классификации. Подобный подход к проблеме администра­тивно - правовых методов допустим как с общеюридических, так и специальных позиций; последние основываются на первых и являются конкретизацией осо­бенностей сферы применения методов. С общетеоретических позиций проявляет­ся действие универсальных методов любой деятельности – убеждение, принужде­ние.

С помощью средств убеждения прежде всего стимулируется должное пове­дение участников управленческих общественных отношений путём проведения воспитательных, разъяснительных, рекомендательных, поощрительных и иных мер преимущественно морального воздействия. Принуждение рассматривается в качестве вспомогательного метода воздействия, используемого в силу нерезуль­тативности убеждения. В случае нарушения требований административно-правовых норм оно выражается в применении дисциплинарной и администра­тивной ответственности. При необходимости обеспечения общественной без­опасности действует особый комплекс принудительных мер, в совокупности с юридической ответственностью обозначаемых как административное принужде­ние.

Специальный подход к проблематике видовой классификации админи­стративно-правовых методов исходит, прежде всего, из характера (содержания) управляющего воздействия. Из множества классификационных вариантов, как правило, наиболее распространённым является выделение двух групп методов, а именно - административных и экономических.

Административные методы обычно квалифицируются в качестве способов или средств внеэкономического или прямого управляющего воздействия со сто­роны субъектов государственно-управленческой деятельности на соответствую­щие объекты управления независимо от конкретной области общественной жиз­ни. Своё выражение они находят в совершении субъектом управления таких управленческих действий, в содержании которых проявляется властное обеспече­ние должного поведения управляемых объектов. Прямой их характер означает, что объект управления в рамках своей компетенции принимает управленческое решение, юридически обязательное для объекта управления. Нали­цо прямое предписание, ибо управляющее воздействие предполагает императив­ный (директивный) вариант волеизлияния субъекта управления. Такой характер управляющего воздействия вытекает из властной природы управления, являю­щегося одним из существенных каналов практической реализации государствен­ной власти. Подразумевается реализация исполнительной власти.

Внеэкономический характер данных методов означает, что реальным объ­ектом управления является сознательно-волевое поведение управляемых. Долж­ное поведение в сфере государственного управления обеспечивается через волю и сознание управляемых. При этом используются в необходимой мере средства убеждения и принуждения. Допускается возможность юридического принужде­ния к должному поведению, что, однако, не даёт оснований для отождествления прямого управляющего воздействия с принуждением.

С учётом названных качеств административных методов, очевидно, что без их использования невозможно достижение целей упорядочивающего воздействия на поведение различных участников управленческих общественных отношений. Кто-то должен решать повседневно возникающие в этой сфере вопросы, для чего и необходимы соответствующие рычаги юридического властвования. И они на­ходятся в руках субъектов государственно-управленческой деятельности, кото­рые осуществляют администрирование, то есть управление. На этой базе и возникло наименование наиболее характерных для этих субъектов методов - администра­тивные.

Экономические методы обычно характеризуются в качестве способов или средств экономического или косвенного воздействия со стороны субъектов госу­дарственно-управленческой деятельности на соответствующие объекты управле­ния. Главное при этом заключается в том, что с их помощью субъект управления добивается должного поведения управляемых путем воздействия на их матери­альные интересы. То есть опосредствованно в отличие от способов прямого властно­го воздействия.

Последние здесь отсутствуют. Объект управления ставится в такие усло­вия, когда он сам начинает действовать должным образом не под влиянием ди­рективных предписаний субъекта управления, а в силу того, что такое его пове­дение материально стимулируется. Чаще всего стимулирующие средства сводятся к экономическим.

В научной литературе, в директивных документах много внимания уделено соотношению административных и экономических методов. Но это разновид­ности прямого и косвенного воздействия, которое осуществляется на экономиче­ские процессы. В обороне, образовании экономические методы применяются ма­ло, но другие разновидности косвенного влияния используются широко.

Для методов прямого воздействия характерны следующие признаки:

- прямое воздействие на волю;

- директивность, приказной характер;

- однозначность команд, которые, как правило, не оставляют подчинен­ным возможности выбора вариантов и обязывают делать как приказано;

- поскольку жизнь разнообразна, а приказы однозначны, их приходится издавать много, что обуславливает существование многих норм и указаний, ко­торыми стремятся как можно полнее регулировать деятельность подчиненных;

- наличие большого аппарата, контролирующего выполнение команд;

- стимулирование осуществляется по усмотрению руководителя за выпол­нение команд, а то и просто за послушание, готовность выполнить любой приказ;

- широкое использование внеэкономического принуждения. Прямое воздействие во многих случаях позволяет быстро добиться резуль­татов. Часто без него не возможно обойтись.

Методам косвенного воздействия присущи следующие особенности:

- руководящее воздействие осуществляется косвенно, через создание си­туации, заинтересовывающей в нужном поведении, через интересы, потребности исполнителей;

- управленческие акты управомачивают на определенные действия;

- у подвластных существует возможность выбора одного или даже нескольких вариантов поведения;

- юридическими нормами и обычаями закреплен автоматически дей­ствующий механизм стимулирования;

- наличие развитого механизма правосудия, решения споров, обеспечи­вающего защиту законных интересов граждан и их коллективов, цивилизованные процедуры разрешения противоречий.


2. Убеждение, поощрение и принуждение в деятельности государственной власти


2.1. Убеждение в деятельности государственной власти


Убеждение проявляется в использовании различных разъяс­нительных, воспитательных, организационных мер для формирования воли подвластного или ее преобразования. Оно направля­ется на то, чтобы подвластные сами исполняли выраженную в правовых актах волю субъекта власти. Благодаря убеждению достигается единство воли законодателя и граждан, руководите­ля и коллектива, которое является необходимым условием един­ства действий.

Убеждение — это процесс последовательно осуществляемых действий, который включает в себя такие элементы, как овладе­ние вниманием, внушение, воздействие на сознание, эмоции, раз­жигание интереса, возбуждение желания. Граждане добровольно подчиняются юридическим нормам, если понимают цели и задачи государства, одобряют их, сознательно, активно участвуют в их осуществлении. Это означает, что с помощью мер убеждения го­сударство добилось желаемого воздействия на сознание и волю людей и у них появилось необходимое понимание, сформирова­лась внутренняя убежденность в целесообразности юридических предписаний.

В обеспечении добровольного исполнения большое значение имеет воспитание правовой дисциплины, привычки соблюдать закон. Нередко само по себе знание прав и обязанностей оказыва­ется достаточным для того, чтобы тот или иной гражданин был законопослушным, строго и неукоснительно следовал предписа­ниям юридических норм.

Часть граждан исполняют правовые предписания потому, что знают об отрицательных последствиях, которые могут наступить для них в случае неподчинения. Устрашение тоже является од­ной из форм воспитания, хотя и самой низкой. Угроза принужде­ния, устрашение могут способствовать воспитанию привычки со­блюдать закон.

В демократическом обществе убеждение — главный метод воз­действия.

Во-первых, оно используется систематически, можно сказать, круглосуточно в отношении всех граждан.

Во-вторых, оно обеспечивает добровольное выполнение норм, команд, а в конечном итоге воспитывает убежденность, привычку законопослушания.

Демократический режим открывает значительные возможнос­ти для широкого привлечения граждан к обсуждению и приня­тию правовых актов, к участию в делах государства, которые, в свою очередь, раскрывают перед ними сложность и трудность этого процесса, заставляют брать на себя ответственность за це­лесообразность принимаемых решений. Сознательная дисципли­на, высокая организованность, чувство личной ответственности, обретаемые в процессе непосредственной общественно-политической практики, являются действенными средствами формирова­ния убежденности, в основе которой лежит собственный опыт людей.

В-третьих, научно-техническая революция, цели демократичес­кого общественного устройства требуют, чтобы внешнее регули­рование поведения людей постепенно уступало место саморегу­лированию. Чем выше уровень техники, чем выше насыщенность труда творческими элементами, тем менее эффективен внешний контроль за людьми. Главными факторами успешной трудовой деятельности личности все более становятся психическое состоя­ние, акты сознания, недоступные внешнему контролю. И решаю­щее значение в успешной трудовой и иной деятельности должно принадлежать внутреннему контролю самой личности за своими действиями, осознанию ею социального значения их целей и пос­ледствий. В деле воспитания саморегулирования, самоконтроля, чувства долга решающая роль принадлежит разнообразным фор­мам убеждения.

В-четвертых, созданная за последние десятилетия система средств массовой информации позволяет государственному и му­ниципальному аппарату быстро оповещать граждан о проводи­мых мероприятиях, разъяснять их смысл, инструктировать, убеж­дать. Пресса, радио, кино, телевидение значительно увеличили возможность воздействия на граждан, и их использование спо­собствует повышению роли убеждения в управлении делами об­щества.

В-пятых, убеждение обходится государству, стране намного дешевле, чем принуждение.

Формы убеждения разнообразны. Среди них: обучение, пропа­ганда, агитация, разъяснение, обмен опытом. Большое влияние на граждан оказывают инструктажи, митинги, собрания, реклама, своевременное реагирование на обращения, небюрократическое решение дел. Воспитывают примеры из личной жизни руководи­телей, яркие художественные образы. Во второй половине XIX в. многих вдохновлял образ Базарова, а в первой половине XX — Корчагина. Убеждает организационная практика исполнительных органов, пресс-конференции, встречи руководителей с народом, информирование о достигнутых успехах и т. д.


2.2. Поощрение в деятельности государственной власти


Понятие и особенности поощрения. Жизнь человека предполагает удовлетворение различных ма­териальных и духовных потребностей. «Без потребностей человек не имел бы стимула к действию». Стимулы — это средства воздействия на деятельность людей, активизирующие их возмож­ности. С помощью правовых стимулов осуществляется целенап­равленное воздействие на интересы граждан, формируется их заинтересованность в совершении определенных поступков. Сти­мулирование, побуждение к действию производится путем воз­действия на потребности и интересы людей, а, следовательно, на их волю и поведение.

Искусно реализуя свои правовые и фактические возможности, субъект власти обеспечивает адекватный перевод стимулов в мотивы. Стимулирование предполагает использование «кнута и пряника», различных поощрительных и принудительных мер, материальных и моральных факторов. Его важнейший, наиболее эффективный вид — поощрение.

В научной литературе различают два вида стимулов: негатив­ные (взыскания) и позитивные (поощрения). «Верховная власть, — отмечал еще А. Н. Радищев, — многие имеет средства направ­лять деяния граждан в стезю закона, и все они могут быть пред­метом общего законоположения. Средства сии суть:

1) воспретительные;

2) побуждающие...

Воспретительные средства, — продолжал он далее, — суть положенные в законе наказания, побудительные — суть награж­дения разного рода...»

Поощрение — это такой способ воздействия, который через интерес, сознание направляет волю людей на совершение полез­ных, с точки зрения поощряющего, дел. Поощрительное воздей­ствие возбуждает интерес к совершению определенных дел, по­лучению материального, морального или иного одобрения.

В настоящее время существует большое число юридических норм, регулирующих вопросы поощрения. Создан российский пра­вовой институт поощрения. Он является межотраслевым, в него входят нормы конституционного, административного, трудового и других отраслей права.

Больше всего в этом правовом институте норм административ­ного права. Ими закрепляется наибольшее число разных мер по­ощрения, наиболее разнообразные основания поощрения и самый широкий круг субъектов, которые могут быть поощрены.

Поощрительные административно-правовые нормы находятся во многих источниках. Среди них можно выделить две группы. В административном законодательстве есть масса источников, спе­циальной темой которых является поощрительная деятельность субъектов исполнительной власти. Это: Законы РФ «Об установ­лении звания Героя РФ и учреждении знака особого отличия — медали «Золотая Звезда» от 20 марта 1992 г., «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кава­леров ордена Славы» от 15 января 1993 г.; Указы Президента РФ «О государственных наградах Российской Федерации» от 2 марта 1994 г., «О Государственных премиях Российской Федерации в области литературы и искусства» от 10 ноября 1993 г.; Положе­ние о премиях Правительства Российской Федерации в области науки и техники, утвержденное Правительством РФ 27 декабря 1994 г.; Положение о Почетной грамоте Правительства РФ, ут­вержденное Правительством РФ 31 мая 1995 г.; и многие иные акты центральных федеральных органов. Акты о поощрении из­даются и субъектами Федерации.

Вторая группа источников административно-поощрительных норм — акты, в которых наряду со многими другими включены одна или несколько поощрительных норм. Это, например, Законы РФ «Об основах государственной службы Российской Федерации», «О милиции», Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Россий­ской Федерации и многие другие дисциплинарные уставы, КоАП РСФСР.

Как метод деятельности исполнительной власти поощрение характеризуется следующими особенностями:

1) фактическим основанием для него является заслуга, деяния, положительно оцениваемые субъектами власти;

2) оно связано с оценкой уже совершенных деяний, выступает как составная часть государственного контроля;

3) оно персонифицировано, применяется в отношении отдель­ных индивидуальных или коллективных субъектов;

4) оно состоит в моральном одобрении, наделении правами, льго­тами, материальными ценностями и иными благами;

5) оно в основном урегулировано правом, во многих случаях реализуется в форме правоприменения. К сожалению, поощри­тельные правовые нормы закрепляют, как правило, право субъек­тов власти поощрять и крайне редко — субъективное право гражданина, служащего, организации на поощрение. В этом деле администрация наделена широкими дискреционными полномо­чиями;

6) оно косвенно, через интересы, эмоции, сознание воздейству­ет на волю поощряемого, стимулируя, побуждая его. Поощрение связано с существующей у подавляющего большинства людей потребности в оценке их дел, в признании их заслуг и просто во внимательном отношении к тому, чем они занимаются. Не слу­чайно появилась пословица: «Доброе слово и кошке приятно».

Потребность в поощрении и его роль тем выше, чем более твор­ческим является труд, чем больше усилий вкладывает лицо в общественно полезное дело. Артисту нужны аплодисменты, ху­дожнику, изобретателю — признание.

Основные принципы поощрительной деятельности — обосно­ванность, оперативность, гласность, разнообразие — вытекают из общих принципов функционирования исполнительной власти. Их соблюдение обеспечивает эффективность этой разновидности вла­ствования.


Виды поощрения. Чтобы лучше разобраться в многочисленных видах поощрения, их следует сгруппировать по следующим критериям: основные (за что); правовое регулирование; содержание поощрения; кого и кто поощряет.

Среди оснований поощрения можно различать абсолютные и относительные. Важным основанием поощрения является добро­совестное выполнение трудовых, служебных и иных постоянных обязанностей. Оно широко используется и для стимулирования лиц, отличившихся при выполнении гражданского долга («за му­жество», «за отвагу на пожаре», «за спасение утопающего», «за помощь в задержании преступника» и т. п.).

Поощряются матери, родившие и воспитавшие более пяти де­тей.

Другими основаниями поощрения служат юбилеи, заслуги инос­транных граждан перед Россией в развитии науки, успехи росси­ян в спорте, самодеятельности, изобретательстве, научных иссле­дованиях.

Все названные поводы являются абсолютными, а обусловлен­ное ими поощрение — абсолютным.

Поощрение призвано стимулировать прежде всего абсолютные положительные действия, но, кроме того, оно может использоваться для социальной переориентации личности, социальной адаптации лица, отбывшего наказание (условно-досрочное осво­бождение, досрочное снятие судимости и т. д.). Статьей 19 Дис­циплинарного устава Вооруженных Сил РФ предусмотрено такое поощрение: «снятие ранее наложенного дисциплинарного взыс­кания».

Относительные поводы, относительное поощрение регламенти­руются УК, КоАП, Дисциплинарными уставами. Нормы этих ак­тов обязывают поощрять добровольный отказ от неправомерной деятельности, чистосердечное раскаяние, добровольное устране­ние причиненного вреда. Нормы, поощряющие добровольный отказ от не­правомерной деятельности, чистосердечное раскаяние, доброволь­ное устранение причиненного вреда, должны распространяться и на мелкое хищение, и на многие другие административные про­ступки, не только на лишение прав, но и на такое взыскание, как штраф.

С точки зрения правовой основы можно различать поощрение формальное и неформальное. Формальным признается поощре­ние, регламентированное правовыми нормами, соответствующие меры оформляются специальными правоприменительными акта­ми (приказами и т. д.) и, как правило, заносятся в трудовую книжку, служебную карточку.

В поощрительной деятельности возможно и желательно прояв­ление инициативы, применение разнообразных мер воздействия, которые или вообще не предусмотрены юридическими нормами, или не относятся ими к мерам поощрения. Неформальные средст­ва — это и похвала, высказанная лицу руководителем в личной беседе, и похвала публичная, и направление на престижный сим­позиум за рубежом, и предоставление ссуды для приобретения мебели, квартиры и многое, многое другое.

По содержанию поощрение может быть моральным, матери­альным, статусным и смешанным. Наиболее часто применяемое средство морального стимулирования — благодарность и грамо­та, а материального — премия, ценный подарок. Статусные меры изменяют правовой статус гражданина на всю оставшуюся жизнь. Их применение превращает его в орденоносца, заслуженного ар­тиста (строителя, агронома, юриста, учителя, тренера, геолога и т. д.), почетного гражданина города, лауреата (конкурса, фестиваля).

Возможно применение одновременно нескольких мер поощре­ния. Но часто одна мера содержит и моральное, и материальное, и статусное поощрение, является смешанной. Например, присво­ение звания Героя Российской Федерации, присуждение Госу­дарственной премии, присвоения звания «Почетный железнодо­рожник».

Поощрительные средства в зависимости от круга лиц, к кото­рым они могут применяться, делятся на общие, ведомственные, субъектов Федерации, региональные (Почетный гражданин горо­да и др.) и локальные.

На основании норм административного права могут поощрять­ся коллективные и индивидуальные субъекты. Среди коллектив­ных находятся структурные подразделения государственных и общественных организаций, предприятия, учреждения, воинские части и другие организации, а также сложные организации: же­лезные дороги, пароходства, города.

Среди индивидуальных субъектов выделяются: 1) государствен­ные служащие; 2) иные работники государственных организаций; 3) граждане России; 4) иностранные граждане и лица без граж­данства (только к ним применяются такие поощрительные сред­ства, как присвоение звания Почетного гражданина России, до­срочный прием в российское гражданство).

Если за основу взять статус субъектов, осуществляющих по­ощрительную деятельность, то следует выделить централизован­ное и децентрализованное поощрение. Централизованное вклю­чает в себя поощрение, применяемое:

1) Президентом РФ;

2) Правительством РФ;

3) центральными органами исполнительной власти специаль­ной компетенции РФ;

4) иными центральными органами РФ (Центральным банком, прокуратурой РФ, Центральной избирательной комиссией);

5) президентами, губернаторами, главами администраций субъ­ектов Федерации и их правительствами.


К исключительной компетенции Президента РФ относится на­граждение государственными наградами, присуждение государ­ственных премий.


Поощрительное производство. Административно-правовые нормы регулируют не только ос­нования и систему поощрений, но и поощрительное производство. Особенно много процессуальных норм содержится в актах, регу­лирующих награждение государственными наградами, присуж­дение государственных премий, премий Правительства РФ.

В централизованном поощрительном производстве выделяют­ся стадии:

— возбуждения дела о поощрении;

— общественной и государственной оценки материалов о по­ощрении;

— принятия решения о поощрении; — исполнения решения.

Ходатайства о награждении государственными наградами воз­буждаются в коллективах предприятий, учреждений, организа­ций, частной, государственной, муниципальной и иных форм соб­ственности либо органами местного самоуправления. После согласования с органами местного самоуправления районов, горо­дов их направляют соответствующим главам исполнительной вла­сти субъектов РФ или в федеральные органы государственной власти по согласованию с главами исполнительной власти субъ­ектов РФ.

Порядок возбуждения ходатайства о награждении государствен­ными наградами военнослужащих, гражданского персонала Во­оруженных Сил Российской Федерации, сотрудников органов внут­ренних дел, работников таможенной службы и налоговой полиции определяется соответствующими федеральными органами испол­нительной власти.

Представления к награждению государственными наградами вносятся Президенту РФ руководителями федеральных органов государственной власти и руководителями органов исполнитель­ной власти субъектов Федерации.

Комиссия по государственным наградам при Президенте:

— оценивает представление;

— готовит материалы и представляет заключения о возмож­ном награждении, а также проекты указов.


2.3. Правовое принуждение


Административно-предупредительные меры являются самостоятельным видом мер принуждения, назначение которых - предупреждение правонарушений и обеспечение общественной безопасности.

Административно-предупредительные меры имеют строго целевой профилактической характер и направлены на предотвращение создания противоправных и иных, представляющих общественную опасность, ситуаций. Основанием для применения административно-предупредительных мер является не правонарушение, а наступление особых установленных законодательством условий.

К административно-предупредительным мерам относят:

-административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы;

- таможенный досмотр;

- спецконтроль пассажиров и судов гражданской авиации;

- привод, регистрация и официальное предостережение о недопустимости антиобщественного поведения;

- изъятие огнестрельного оружия у лиц, страдающих психическими заболеваниями;

- проверка документов (при обеспечении паспортного режима, у водителей автотранспортных средств, в погранзоне и др.);

- предрейсовое освидетельствование водителей автомототранспорта;

- закрытие границы на участке, сопряженном с территорией, пораженной эпидемией (эпизоотией);

- прекращение движения транспорта при ремонте дорог, электрокабелей;

- ограничение движения транспорта при авариях, обвалах, обрывах линий электропередач;

- убой животных в случаях заболевания их заразными болезнями;

- уничтожение недоброкачественных продуктов питания;

- ограничение права водопользования и т.п.

Администратино-предупредительные меры выступают в виде административных ограничений (например, введение карантина при эпидемиях и эпизоотиях и т.д.) или в виде определенных административных действий в отношении той или иной категории организаций и лиц (например, таможенных досмотр).

Особую группу составляют так называемые лечебно-предупредительные меры принуждения, назначение которых состоит не только в обеспечении общественной безопасности, но и в лечении опасных для общества душевнобольных, алкоголиков, инфекционных больных и т.д.

Итак, меры административного предупреждения являются разновидностью административно-принудительных средств воздействия. Их главной особенностью является четко выраженный профилактический характер, что позволяет использовать эти меры для предупреждения правонарушений, обеспечения общественной безопасности в специфических условиях. Когда интересам общества создается известная угроза, в то же время, меры административного предупреждения применяются при отсутствии правонарушений, в особых или чрезвычайных обстоятельствах. Реальных правонарушений при этом нет, но они могут появиться, если не будут применены меры административного предупреждения, что позволяет им быть важнейшим средством превенции административных и иных правонарушений.


Административно-пресекательные меры используются как средство принудительного прекращения правонарушений и предотвращения их вредных последствий. Эти меры направлены на принудительное прекращение противоправного поведения, недопущение, устранение вредных его последствий, на создание условий для возможного привлечения виновных лиц к административной ответственности. По своей цели меры административного пресечения отличаются от административных взысканий и административно-предупредительных мер. Главная их цель состоит в прекращении противоправного поведения, устранении противоправной ситуации, принуждении правонарушителя вести себя правомерно, в рамках, установленных правил общежития.

В отличие от административно-предупредительных мер меры пресечения применяются в связи с совершенными правонарушениями и к субъектам, их совершившим. Меры пресечения применяются только при наличии правонарушений, и как все принудительные средства являются предусмотренной законом реакцией на неправомерные действия. В одних случаях пресекается конкретное действие - неправомерная линия поведения, образ действий. В других случаях основанием для применения меры пресечения служит конкретный административный поступок (например, мелкое хулиганство. В-третьих - систематические нарушения, антиобщественный образ жизни (например, занятие бродяжничеством). Отдельные авторы считают, что меры административного пресечения могут применяться как при наличии, так и при отсутствии правонарушений. Во всех случаях они являются средством охраны общественных отношений от наличных или возможных на них посягательств. Основное назначение пресекательных мер в системе правоохранительных средств состоит в принудительном прекращении противоправных действий. Превенция их пресекательными мерами сближает последние с мерами административно-предупредительными. Разумеется, мерами пресечения общественные отношения охраняются от правонарушений, более того, осуществление этой задачи является основным назначением некоторых из них (задержание нарушителей и т.п.). Однако отдельные меры административного пресечения могут применяться при отсутствии виновного противоправного деяния. Таковы принудительные действия, пресекающие общественно-опасную деятельность душевнобольных и малолетних. Но, в отличие от последних, основанием применения мер пресечения является не возможная, а непосредственная опасность, угрожающая охраняемым административным правом отношениям.

Меры административного пресечения могут применяться как самостоятельно (закрытие в связи с антисанитарным состоянием предприятия общественного питания), так и в совокупности с административными взысканиями, при этом они обеспечивают возможность взыскания и, как правило, им предшествуют (задержание нарушителя общественного порядка с последующим наложением на него административного штрафа).

Меры административного пресечения многообразны. Это обусловлено тем, что в разных условиях, в отношении различных субъектов различные государственные органы должны применять наиболее эффективные средства для прекращения антиобщественных действий. Большое разнообразие мер пресечения свидетельствует о том, что основное внимание в нашей стране уделяется профилактике правонарушений, своевременному предотвращению дальнейших противоправных действий. Меры административного пресечения используются не только для защиты интересов общества, но и для защиты интересов, здоровья, жизни самого правонарушителя (например, управление транспортным средством в нетрезвом состоянии и т.п.). В административно-правовой литературе существуют различные перечни мер административного пресечения.

Так к админитративно-пресекательным мерам можно отнести следующие:

- Задержание применяется как средство прекращения правонарушения (например, поведение, оскорбляющее общественную нравственность) для доставления нарушителя в милицию, установления личности и составления протокола (акта) о правонарушении.

- Арест и изъятие имущества применяются в отношении предметов, находящихся в неправомерном владении (например, незаконных средств охоты, рыбной ловли).

- Приостановление работ может быть применено в отношении предприятий, допускающих такие нарушения установленного порядка деятельности, которые угрожают здоровью и жизни людей (например, правил техники безопасности, противопожарных и санитарных правил). Особым случаем такого приостановления является прекращение эксплуатации автомобилей, техническое состояние которых создает угрозу безопасности движения.

- Временное отстранение от работы используется как средство административного пресечения в отношении лиц, состояние здоровья которых угрожает окружающим, а также в отношении водителей средств транспорта, находящихся в состоянии опьянения.

- Требования прекратить неправомерное поведение может применяться управомоченными на то органами управления в случае обнаружения такого поведения (нарушений общественного порядка и др.) Такого рода требование носит юридически обязательный характер, его невыполнение влечет за собой надлежащую ответственность.

- Ликвидация результатов неправомерных действий является средством восстановления положения, существовавшего до таких действий. Примером может служить снос самовольно возведенных строений.

- Принудительное лечение может применяться в отношении лиц, больных венерическими болезнями, СПИДом, психически больных, совершивших общественно - опасные деяния

Ряд авторов одной из мер административного пресечения считает применение оружия. Другие полагают, что это не так, утверждая, что огнестрельное оружие может применяться только к лицам, совершившим преступление, и, причем тяжкое преступление. Поэтому применение оружия является мерой уголовного, а не административного принуждения. Другое дело, что организационные вопросы применения табельного огнестрельного оружия регулируются ведомственными административными актами: приказами, Уставами о службе. Но от того, где записаны правила применения оружия, фактические и юридические основания его не меняются, а поэтому применение последнего против лиц, совершающих административные проступки, незаконно и является грубейшим нарушением законности.

Общим основанием административного задержания служит административный проступок. Помимо общей предпосылки совершения проступка для задержания необходимо одно из следующих условий (дополнительных): наличие серьезных оснований предполагать, что активные противоправные действия будут продолжатся, что правонарушитель может причинить ущерб общественным интересам, другим гражданам, себе; отсутствие возможности составить протокол о проступке и иные документы непосредственно на месте (личность виновного не установлена, нужно провести медицинское обследование и т.д.); отказ уплатить штраф на месте или расписаться в квитанционной книжке и указать свой адрес, если отсутствуют свидетели, которые могут сообщить необходимые данные о нарушителе.

Административное задержание является мерой административно-процессуального характера, применяемой в связи с совершением правонарушения и состоящей в кратковременном ограничении свободы правонарушителя. Допускается административное задержание лица в целях пресечения административных правонарушений. Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления, противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная .

Административному задержанию не подлежат иностранные граждане, пользующиеся дипломатической неприкосновенностью. Как правило, административное задержание не применяется к военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел, а также к депутатам всех звеньев, судьям и прокурорам. Следует отличать административное задержание от личного задержания лиц, подозреваемых в совершении преступных действий. Последнее производится в случаях прямо предусмотренных уголовным законом:

Орган дознания вправе задерживать лицо, подозреваемое в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, только при наличии одного из следующих оснований:

- когда это лицо застигнуто непосредственно после его совершения;

- когда очевидцы, в том числе и потерпевшие, прямо укажут на данное лицо, как на совершившее преступление;

- когда на подозреваемом или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

Задержание производится, если совершено правонарушение и имеется хотя бы одно из названных выше дополнительных условий необходимых для:

- составления протоколов;

- обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела;

- обеспечения исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

Административное задержание по основаниям, целям и срокам разделяют на две группы: задержание на общих основаниях и специальные виды задержания.

Специальное задержание продолжается более длительный срок, чем общее, поэтому оно может производится только в случае совершения лицом определенного, прямо указанного в законе проступка (например, мелкого хулиганства).

К задержанию на общих основаниях обычно относят такое задержание, которое производится работниками милиции на срок не более трех часов, а задержанных содержат в дежурной комнате или ином служебном помещении.

Законодательство закрепляет пять специальных видов административного задержания:

- задержание лиц, находящихся в состоянии опьянения;

- задержание лиц, совершивших мелкое хулиганство;

- задержание лиц, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством;

- задержание лиц, уклоняющихся от явки в суд, рассматривающий дело о совершенных ими проступках;

- задержание нарушителей пограничного режима.

В целом административно-пресекательные меры направлены на принудительное прекращение противоправного поведения, при наличии правонарушения.


Меры административного взыскания представляют собой вид юридической (административной) ответственности, применяется за совершение определенных правонарушений. Административное взыскание является мерой ответственности и применяется в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе общежития, а также предупреждения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административное взыскание занимает особое место в системе мер административного принуждения. Их особенность состоит в следующем:

- они носят ярко выраженный санкционый характер, чем отличаются от других видов мер административного принуждения, которые этим качеством не обладают;

- воспитательное воздействие от их применения наиболее высоко, поскольку достигается простым, быстрым и наглядным способом;

- взыскания могут применять не только органы государственного управления, но и другие субъекты правоприменения;

- все административные взыскания налагаются на основе специального индивидуального акта управления - постановления или решения;

- наложение административных взысканий осуществляется уполномоченными на то органами в определенном процессуальном порядке, при котором учитывается характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность;

- являются эффективным средством реализации института ответственность (под которой понимается обязанность гражданина или должностного лица дать отчет о своем неправомерном поведении в сфере государственного управления и понести наказание в виде административного взыскания.

Под системой административных взысканий понимается перечень различных по степени тяжести и правовым последствиям видов наказаний.

В настоящее время применяются следующие административно-наказательные средства:

- Меры морального воздействия. Они связаны с малозначительными проступками, совершенными обычно людьми случайно и не имеющими каких-либо стойких антиобщественных установок. К ним относятся предупреждение и общественное порицание.

- Меры личностного воздействия. Они состоят в ограничении субъективных прав и вложении на нарушителя определенных претерпеваний.

Выделяют следующие виды административных взысканий:

- предупреждение;

- штраф;

- возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

- конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

- лишение специального права, предоставленному данному гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты);

- исправительные работы;

- административный арест;

- выдворение из пределов РФ иностранных граждан и лиц без гражданства за совершение административных правонарушений.

Итак, административное взыскание - это мера наказания, применяемая уполномоченными на то государственными органами (должностными лицами), в предусмотренных законом случаях народными судами

(народными судьями), а также общественными организациями и их законными представителями к лицам, виновным в совершении административного проступка.


Заключение


Итак, правильное использование метода принуждения органами государственного управления, в том числе органами внутренних дел, обеспечивает эффективность управленческой деятельности, функционирования административно-правовых институтов, незыблемость правопорядка. Создает условия для постепенного сокращения и ликвидации правонарушений. Принуждение в сфере управленческой деятельности направлено к тому, чтобы обеспечить:

- правомерность поведения участников управленческих отношений;

- функционирование и защиту такого режима, при котором бы неукоснительно выполнялись правовые предписания;

- существования устойчивой системы управленческих отношений, базирующихся на основах законности.

Единое по своей природе государственное принуждение предполагает его дифференциацию, вызванную разнородностью тех общественных отношений, которые регулируются правом и характером посягательств на эти отношения. Административное принуждение - самостоятельная разновидность государственного принуждения, метод внешнего государственно-правового воздействия на поведение и сознание людей, применяемый в сфере государственного управления в целях наказания правонарушителей.


Список использованных источников и литературы


Конституция Российской Федерации, М., «Юридическая литература», 2004;

Кодекс РФ об Административных Правонарушениях;

Овсянко Д. М. Административное право: Учебное пособие. М.: Юристъ, 1996;

Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского права, Учебник для ВУЗов, М., 1997;

Князев С. Д., Административное право, учебное пособие, Владивосток, 1997;

Плехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М., Административное право Российской Федерации, М. 1999;

Сборник законодательства по конституционному (государственному) праву Российской Федерации, Ростов-на-Дону, «Феникс», 1997;

Ноздрачев А. Ф., Тихомиров Ю. А. Исполнительная власть в РФ, Научно-практическое пособие, М., 1996;

Ноздрачев А. Ф. Основные характеристики исполнительной власти по Конституции РФ. 1993. // Государство и право. 1996. №3;

Дубинин И. С., Барсуков Г. Е. Административное право, учебное пособие, СПб., 2003.

Рефетека ру refoteka@gmail.com