Рефетека.ру / Государство и право

Дипломная работа: Личные права и свободы человека и гражданина

Введение……………………………………………………………………...…..2

1. Общая характеристика прав и свобод человека и гражданина.....…..….….4

2. Содержание и анализ некоторых личных прав и свобод человека и гражданина……………………………………………..…………..……….......…8

2.1. Право на жизнь……………………………...………………..…….…..….…8

2.2. Право граждан на жилище………………………………………………….10

2.3. Право на достоинство личности и личную неприкосновенность..…..…12

2.4. Право на частную жизнь………………………......………..……...........…16

2.5. Свобода передвижения и места жительства…...…….…………....…........18

2.6. Свобода совести и вероисповедания………...………………….…....……20

2.7. Свобода мысли и слова………………………...….……………...........…...22

Заключение……………………………………………………………….....……25Библиографический список...…………………………..….……………..……..26


Введение


Статья 2 Конституции Российской Федерации раскрывает важнейшую сторону характеристики России как правового государства – человек, его права и свободы провозглашаются высшей ценностью.

Цель данной курсовой работы составление представления о личных правах и свободах человека и гражданина. Поэтому в своей работе я поставил две задачи: во-первых, показать место человека в обществе и государстве, его правах, свободах и обязанностях. А во-вторых, поэтапно, используя различную правовую литературу и необходимые для этого документы, рассмотреть основные личные права и свободы человека и гражданина.

Над проблематикой личных прав и свобод работали и до сих пор работают многие ученые такие как: Е.В.Богданов, статью которого я использовал в данной работе; П.И.Седугин, наиболее полно раскрывший содержание права на жилище; А.В.Хованская ­­­­– преподаватель права Оренбургской государственной медицинской академии; и др.

В различные эпохи проблема прав человека, неизменно оставаясь политико-правовой, приобретала либо религиозное, либо этическое, либо философское звучание в зависимости от социальной позиции находившихся у власти классов.

Важнейшим шагом в развитии прав человека явились буржуазно-демократические революции XVII-XVIII в.в., которые выдвинули не только широкий набор прав человека, но и принцип формального равенства, ставший основой универсальности прав человека, придавший им подлинно демократический характер.

Дальнейшим этапом углубления и развития каталога, прав человека стала вторая половина XX в. Признание Всеобщей декларации прав человека, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод Международного пакта о гражданских и политических правах, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Конвенции о предупреждении преступлений геноцида и наказания за него, Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации и ряда других важнейших международно-правовых актов явилось неоценимым вкладом в развитие цивилизации и культуры XX в.

Конституция закрепляет наиболее важные и социально значимые для отдельного человека, общества и государства права и свободы. Для человека они являются необходимыми условиями обеспечения его достоинства и чести, присущей человеческой личности; естественного права на участие в решении вопросов устройства и управления тем обществом, членом которого он является; социальных и экономических условий, необходимых ему для удовлетворения жизненно важных для него материальных и духовных потребностей. Поэтому основные фундаментальные права, зафиксированные в конституции государства и важнейших международно-правовых актах, являются правовой базой для производных, но не менее важных прав.


общая характеристика прав и свобод человека и гражданина

Действующая Конституция России закрепляет гуманистический характер конституционного строя – в системе «человек – государство» не человек существует для государства, а государство для человека. Роль государства в установлении прав и свобод человека и гражданина сегодня максимально ограничена, тогда как роль и ответственность государства в обеспечении соблюдения и защиты этих прав и свобод значительно повышена: статья 2 Конституции РФ определяет признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина в качестве обязанности государства, а в соответствии со статьей 18 Конституции именно эти права и свободы определяют деятельность всех ветвей государственной власти и местного самоуправления в России. Признание прав и свобод человека высшей ценностью означает, что в случае коллизии прав человека и других конституционно защищаемых ценностей (в том числе и тех, которые относятся к иным основам конституционного строя) приоритет следует отдавать правам человека. Важным является то, что основные (но только основные) права и свободы человека и гражданина рассматриваются как естественные, принадлежащие каждому от рождения1, то есть они существуют объективно, а не по воле законодателя, являются не дарованными государством (государство должно их не устанавливать, а лишь признавать, соблюдать и защищать как уже существующие). Естественный характер основных прав и свобод означает также, что они не могут быть не только приобретены, но и переданы кому-либо, то есть являются неотчуждаемыми (и даже отказ от них является ничтожным). Права и свободы человека и гражданина объединяют в три группы:

1. Личные (гражданские) права и свободы – это те права и свободы, которые составляют первооснову конституционно-правового статуса личности, предоставляют конституционную защиту всех сфер частной жизни человека (круг интересов и потребностей, мысли, суждения, записи, дневники, социальные связи, интимные стороны жизни и т. п.) от неправомерного вмешательства государства и других лиц. Большинство из этих прав и свобод носит естественный и абсолютный характер и предоставляется всем членам российского общества независимо от наличия или отсутствия гражданства Российской Федерации. К личным правам и свободам человека и гражданина относятся: (право на жизнь; достоинство личности; право на свободу и личную неприкосновенность; право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну; защиту своей чести и доброго имени; неприкосновенность жилища; право на определение и указание национальной принадлежности, использование родного языка; свободу передвижения и выбора места жительства; свободу совести и вероисповедания, право гражданина на замену военной службы альтернативной гражданской службой; свободу мысли и слова; право на судебную защиту, квалифицированную юридическую помощь, процессуальные гарантии и др.)

2. Политические права и свободы – это права и свободы, обеспечивающие участие личности (как индивидуально, так и совместно с другими лицами) в жизни общества и государства, в том числе в формировании и осуществлении публичной власти. В отличие от личных прав многие политические права и свободы принадлежат только гражданам Российской Федерации (но не все, например, свобода массовой информации, право на объединение гарантируются каждому человеку1). К политическим правам и свободам относятся: право на объединение, обеспечивающие участие личности (как индивидуально, так и совместно с другими лицами) в жизни общества и государства, в том числе в формировании и осуществлении публичной власти. В отличие от личных прав многие политические права и свободы принадлежат только гражданам Российской Федерации (но не все, например, свобода массовой информации, право на объединение гарантируются каждому человеку). К политическим правам и свободам относятся: право на объединение; свобода собраний, митингов, шествий и демонстраций; право на участие в управлении делами государства (включая избирательные права, право участвовать в отправлении правосудия), право доступа к государственной службе; право обращений («право петиции»); свобода информации и средств массовой информации и др.

3. Экономические, социальные и культурные права и свободы – это права и свободы, обеспечивающие реализацию и защиту жизненных потребностей человека в экономической, социальной и культурной сферах. Права и свободы этой группы, как и личные права и свободы, не зависят от гражданства и принадлежат каждому человеку. Многие права данной группы носят позитивистский характер и детализируются в отраслевом законодательстве – трудовом, пенсионном, семейном, жилищном и др. Группу экономических, социальных и культурных прав и свобод составляют:

свобода предпринимательства; право частной собственности; трудовые права – на труд и его оплату (свобода труда), на отдых, на забастовку; право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства; право на социальное обеспечение; право на жилище; право на охрану здоровья; право на благоприятную окружающую среду; право на образование и академические свободы; свобода творчества; право на участие в культурной жизни и др. Составной частью правового статуса того или иного субъекта правоотношений наряду с правами являются и обязанности этого субъекта, равно как и гарантии его прав и ответственность. Конституция РФ 1993 года, в отличие от предыдущих российских конституций и основных законов некоторых иностранных государств, не содержит специальной главы, посвященной обязанностям человека и гражданина. Вместе с тем такие обязанности в конституционном тексте содержатся (хотя перечень их стал значительно меньше), и содержатся они, главным образом, в главе 2 «Права и свободы человека и гражданина», что следует рассматривать как неразрывное единство двух основных составных частей конституционно-правового статуса личности в России – конституционных (основных) прав и свобод и конституционных обязанностей. Характеризуя обязанности как составляющую конституционно-правового статуса личности, следует иметь в виду, что: обязанности, в отличие от большинства прав и свобод, носят позитивный характер – они устанавливаются нормативно (законами), тогда как права человека по отношению к государству имеют преимущественно естественный характер; Конституция РФ исходит из принципа единства не только прав и свобод, но и обязанностей граждан Российской Федерации (ч. 2 ст. 6); таким образом, ни один гражданин России не может и не должен произвольно уклоняться или освобождаться от выполнения той или иной конституционной обязанности (обязанность, в отличие от права, которое является мерой возможного поведения управомоченного лица, есть мера должного, необходимого поведения обязанного лица); освобождение от той или иной обязанности, как и ее установление, может иметь место только на основании закона; как и некоторые права и свободы, отдельные обязанности могут быть возложены не на любого человека, проживающего в России (как, например, обязанность платить налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду и др.), а только на граждан Российской Федерации (обязанность защищать Отечество).


2. Содержание и анализ некоторых личных прав и свобод человека и гражданина


2.1 Право на жизнь


Право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека. Это право охраняется законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни1.

В странах, которые не отменили смертной казни, смертные приговоры могут выноситься только за самые тяжкие преступления в соответствии с законом, который действовал во время совершения преступления и который не противоречит постановлениям настоящего Пакта и Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него. Это наказание может быть осуществлено только во исполнение окончательного приговора, вынесенного компетентным судом2.

Жизнь человека охраняется Конституцией и законодательством РФ как самая главная ценность в обществе. Право на жизнь открывает перечень личных (гражданских) прав и свобод человека и гражданина. Реализация этого права предполагает активные действия государства, его органов и должностных лиц по созданию и поддержанию безопасных условий жизни в обществе. Для этого государство должно поддерживать социальный мир в стране, избегать военных способов разрешения споров и конфликтов как внутри страны, так и на международной арене. В целях охраны жизни человека государство в лице своих органов, прежде всего правоохранительных, ведет целенаправленную борьбу с преступностью. В целях охраны жизни и здоровья человека государство обеспечивает право каждого на бесплатное медицинское обслуживание. Непременное условие обеспечения права на жизнь - охрана среды обитания человека. Право на жизнь обеспечено также запретом пыток, насилия и добровольным согласием на проведение медицинских, научных и иных опытов; правом собираться мирно, без оружия; социальным обеспечением по возрасту, болезни, инвалидности.


2.2. Право граждан на жилище


Реализация права граждан Российской Федерации на жилище осуществляется на основе жилищного кодекса, Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" и закона РФ от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики", законодательства субъектов РФ.

Очень полно содержание права граждан РФ раскрыл П.И.Седугин. По его мнению, данное право имеет шесть юридически значимых возможностей: стабильность пользования имеющимся жильем; улучшение своих жилищных условий; использование жилья в интересах других граждан; обеспечение жильцам здоровой среды обитания; недопустимость произвольного лишения граждан жилья; неприкосновенность жилища1. При этом П.И.Седугин утверждает, что право на жилище на стадии пользования жилым помещением реализуется в конкретных правоотношениях, в которых соответствующие органы государства, частные, кооперативные и общественные организации, иные лица выступают в качестве наймодателей, а граждане – в качестве нанимателей жилых помещений.

Сейчас относительно права граждан на жилище идут жаркие споры. Так для некоторых ученных данная правовая категория представляется не иначе как выдумкой коммунистов. Выдвигались даже предложения отказаться от закрепления данного права в конституции. Но когда в 1993 право граждан на жилище все же было закреплено в конституции, стали появляться попытки свести данное право на нет, объявляя его не более чем пропагандой, так как на самом деле у государства нет средств на обеспечение этого права.

В противовес им Е.В.Богданов считает, что закрепление права граждан на жилище необходимо, в своей статье «Природа и сущность права граждан на жилище», он пишет «Если разговоры о демократии, гуманизме, общечеловеческих ценностях и т.п. ведутся в серьёз, а не с целью одурачивания народа в интересах политической; если проводимые политические реформы действительно (как об этом говорят политики и политологи) направлены на улучшение уровня жизни народа по сравнению с тем, которым они обладали до начала этих реформ (стоит вспомнить знаменитый лозунг начала 90-х годов ХХ века: «Так жить нельзя!»), государство просто обязано в национальном законодательстве, во исполнение указанных международных правовых документов, установить за гражданами признанные международным сообществом права человека, в том числе и право на жилище1

Сам я двоякого мнения об этом праве: с одной стороны я согласен, что в настоящее время право граждан на жилище в большей степени голословно, так как государство не пытается реализовать это право на деле. Но с другой стороны закрепление этого права в основном документе страны просто необходимо, так как право на жилище выступает основным компонентом обеспечения жизнедеятельности человека.

Одним из аспектов права граждан на жилище выступает гарантия неприкосновенности жилища. Гарантия неприкосновенности жилища означает, что никто не имеет права без законного основания любым способом проникать в жилище, а также оставаться в нем против воли проживающих там лиц. Под запретом находятся и иные способы получения сведений о том, что происходит в жилище: установка видеокамер, звукозаписывающих устройств. Законодательство четко регламентирует случаи, когда проникновение в жилище допустимо, и круг уполномоченных на то органов.

Незаконное проникновение в жилище вопреки воле проживающих в нем лиц влечет уголовную ответственность по ст. 139 УК. Если такое проникновение произошло с применением насилия или с угрозой его применения или совершено лицом с использованием своего служебного положения, уголовная ответственность ужесточается.


2.3. Право на достоинство личности и личную неприкосновенность


Каждый имеет право на свободу, личную неприкосновенность и уважение достоинства личности.

Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

Провозглашенное в статье 22 (часть 1) Конституции Российской Федерации право на свободу включает, в частности, право не подвергаться ограничениям, которые связаны с применением таких принудительных мер, как задержание, арест, заключение под стражу или лишение свободы во всех иных формах, без предусмотренных законом оснований, санкции суда или компетентных должностных лиц, а также сверх установленных либо контролируемых сроков. Вместе с тем, будучи неотчуждаемым и принадлежащим каждому от рождения, право на свободу в силу статьи 22 (часть 2) Конституции Российской Федерации может быть правомерно ограничено при аресте, заключении под стражу и содержании под стражей. Условия такого правомерного ограничения установлены в соответствии с Конституцией Российской Федерации федеральным законодательством, предусматривающим, что заключение под стражу может быть применено к лицу, обвиняемому или подозреваемому в совершении преступления, лишь на основании судебного решения или с санкции прокурора (статьи 11, 89, 96 УПК РСФСР).

Уголовно-процессуальный закон (части первая и вторая статьи 97 УПК РСФСР) определяет также, что содержание под стражей при расследовании преступлений не может продолжаться более двух месяцев, а при особой сложности дела и в иных исключительных случаях, по решению компетентного прокурора, - более полутора лет. Согласно части третьей статьи 97 УПК РСФСР истечение предельного срока содержания под стражей означает невозможность его дальнейшего продления и обязательность немедленного освобождения содержащегося под стражей обвиняемого. Однако оспариваемая заявителем часть пятая статьи 97 УПК РСФСР устанавливает правило, согласно которому время ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела при исчислении санкционированного срока содержания обвиняемого под стражей в качестве меры пресечения не учитывается.

Из статьи 22 (часть 1) Конституции Российской Федерации, закрепляющей право на свободу, и пункта 1 статьи 9 Международного пакта о гражданских и политических правах, формулирующего условия правомерного ограничения этого права, следует, что никто не может быть подвергнут произвольному аресту или содержанию под стражей, а также не должен быть лишен свободы иначе, как на основаниях и в соответствии с процедурой, которая установлена законом.

Недопустимость избыточного или не ограниченного по продолжительности содержания под стражей вытекает и из пункта 3 статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, согласно которому каждый имеет право на рассмотрение любого предъявленного ему обвинения без неоправданной задержки, что в первую очередь касается лиц, лишенных свободы на досудебных стадиях уголовного судопроизводства.

Такой подход к гарантиям от произвольного ареста развивается в соответствии с Международным пактом и в принятом Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1988 года Своде принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, согласно которым лицо, задержанное по уголовному обвинению, имеет право на любое время возбудить разбирательство перед судебным или иным органом для оспаривания законности задержания, а также право на судебное разбирательство в разумные сроки либо на освобождение от суда.

А что касается достоинства личности то: уважение достоинства личности - неотъемлемый признак конституционного демократического государства, поскольку в таком государстве каждый человек представляет собой высшую социальную ценность.

Под достоинством личности понимается осознание самим человеком и окружающими его людьми факта обладания им высокими нравственными и интеллектуальными качествами.

Достоинство любого человека подлежит защите независимо от его действительной социальной ценности и от обладания им этими качествами. Самым эффективным средством защиты достоинства человека является суд, так как только он своим решением может обязать орган государства, физическое или юридическое лицо, виновное в нарушении достоинства человека, в том числе средство массовой информации, публично извиниться, поместить опровержение, выплатить денежную компенсацию в возмещение морального вреда или совершить иные действия для восстановления нарушенного права на достоинство.

Понятия "человеческое достоинство", "честь", "доброе имя" складываются на основе этических норм, связаны с совершением социально значимых поступков и как социальное благо неотделимы от личности. В связи с этим они охраняются правом. Возможно применение принуждения к лицам, посягнувшим на достоинство и честь гражданина. Реальная правовая защита достоинства граждан осуществляется, прежде всего, нормами уголовного и гражданского права.

Предусматривая в уголовном законодательстве составы преступлений против чести и достоинства граждан (ст. 129 и 130 УК)1, а в гражданском законодательстве - гражданские правонарушения (ст. 150 - 151 ГК)2, законодатель стремится оградить неимущественные интересы личности, ибо защита доброго имени человека - это, прежде всего восстановление его правильной общественной оценки.

Клевета и оскорбление, хотя и имеют общую направленность, т.е. унижение чести и достоинства личности, тем не менее, различаются: оскорбление непосредственно направлено на унижение личного достоинства человека; клевета подрывает общественную оценку личности, влияет на репутацию человека в обществе. Уголовно наказуемым при оскорблении является унижение чести и достоинства гражданина в позорящей его, неприличной форме; клевета искажает суть имевших место фактов либо создает такое представление, которое не имело места в действительности. Оскорбление затрагивает форму оценки достоинства, клевета - ее сущность. Уголовное наказание не ставит целью унижение человеческого достоинства при назначении наказаний (ст. 7 УК).

Согласно ст. 152 ГК гражданин вправе требовать по суду опровержения получивших распространение порочащих его честь и достоинство и деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.


2.4. Право на частную жизнь


Одной из сторон личной неприкосновенности выступает неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны.

В Конституции и законодательстве не содержится понятия частной жизни, подлежащей государственной охране. Под частной (личной) жизнью следует понимать все сферы жизни человека: семейную, бытовую, сферу общения, отношения к религии, внеслужебные занятия, увлечения, отдых и иные, которые сам человек не желает предавать гласности. Законодательство РФ охраняет тайну усыновления, тайну медицинского диагноза. На основании отдельных ведомственных актов подлежат повышенной охране тайна диагноза СПИДа и тайна психического заболевания.

Сведения о частной жизни, личные, семейные тайны могут быть доверены священнику, врачу, адвокату, нотариусу без опасения их разглашения, поскольку эти лица несут юридическую (врач, нотариус), корпоративную (адвокат) или религиозную (священник) ответственность. Перечисленные лица, а также депутаты освобождаются от ответственности за отказ от дачи свидетельских показаний за неразглашение сведений, которые стали им известны в процессе профессиональной деятельности. Прокуроры, следователи, лица, производящие дознание, не имеют права разглашать любые сообщенные им сведения (например, об обстоятельствах уголовного дела). Обязанность охраны полученных от граждан сведений об имуществе и доходах возлагается на работников налоговых органов. За нарушение неприкосновенности частной жизни предусмотрена уголовная ответственность.

В развитие права на неприкосновенность частной жизни Конституция предусматривает право на охрану информации, которой люди обмениваются между собой. Никто не может прослушивать, фиксировать и контролировать эту информацию. Почтовые работники, допускающие нарушения тайны переписки, телефонных, телеграфных и иных сообщений несут ответственность по уставам о дисциплине, если в их деяниях нет состава уголовного преступления.

Дополнительной гарантией неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны является установленный Конституцией запрет сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия.

Под информацией понимаются любые сведения о лицах, предметах, фактах, событиях и процессах независимо от формы их представления.1 Персональные данные, включаемые в состав государственных и иных информационных ресурсов, относятся к категории конфиденциальной информации. Юридические и физические лица, в соответствии со своими полномочиями владеющие информацией о гражданах, получающие и использующие ее, несут установленную законодательством РФ ответственность за нарушение режима защиты, обработки и порядка использования этой информации.

Лица, чьи права и свободы непосредственно затронуты информацией, которой располагают органы государственной власти и органы местного самоуправления, имеют право на получение этой информации, а соответствующие органы обязаны предоставить ее этим лицам. Отказ может быть обжалован в суд.

Неправомерный отказ должностного лица в предоставлении документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы граждан, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан, влекут уголовную ответственность по ст. 140 УК.

2.5. Свобода передвижения и места жительства


Важным конституционным правом, закрепленным во многих международно-правовых актах, является свобода передвижения. Это право реализуется на основе Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации". Закон предусматривает уведомительный регистрационный учет граждан по месту пребывания и жительства и устанавливает обязанность граждан, прибывших на новое место жительства, в течение 7 дней обратиться в органы регистрационного учета граждан с заявлением о постановке на временный или постоянный учет. Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и жительства в пределах Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 7131.

Право граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством РФ может быть ограничено2:

в пограничной полосе;

в закрытых военных городках;

в закрытых административно-территориальных образованиях;

в зонах экологического бедствия;

на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности;

на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение.

Конституционное право на свободный выезд из Российской Федерации и беспрепятственное возвращение в Российскую Федерацию реализуется в соответствии с Федеральным законом от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и порядке въезда в Российскую Федерацию". Закон устанавливает, что право гражданина на выезд может быть временно ограничено в случаях, если гражданин: имел допуск к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, составляющим государственную тайну, и заключил трудовой договор (контракт), предусматривающий временное ограничение права на выезд; призван на военную службу или направлен на альтернативную гражданскую службу; задержан по подозрению в совершении преступления или привлечен в качестве обвиняемого; осужден за совершение преступления и не отбыл назначенного судом наказания; сообщил о себе заведомо ложные сведения; уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом.

Закон предусматривает, что основными документами, по которым граждане осуществляют въезд и выезд, являются: паспорт, дипломатический паспорт, служебный паспорт и паспорт моряка (удостоверение личности моряка)1.


2.6. Свобода совести и вероисповедания


Одним из важнейших личных прав человека является свобода совести, вероисповедания. В связи с этим каждый человек может мыслить и поступать в соответствии со своими религиозными или атеистическими убеждениями, может соотносить свои поступки с какими-либо вероучениями или действовать независимо от них. Человек в течение своей жизни имеет право менять религиозные и иные убеждения, выходить свободно из религиозных объединений и вступать в другие, не опасаясь преследований. Основной гарантией этих прав является закрепленный в ст. 14 Конституции светский характер государства, являющийся одной из основ конституционного строя Российской Федерации.

Не допускается установления преимуществ либо ограничений в зависимости от отношения человека к религии1. Равенство всех перед законом и судом независимо от отношения к религии и иных обстоятельств закреплено ст. 19 Конституции.

По Закону никто не обязан сообщать о своем отношении к религии, и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии. В целях обеспечения свободы вероисповеданий Закон запрещает вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия родителей или лиц, их заменяющих.

Право свободно распространять религиозные и иные убеждения означает возможность каждого человека и гражданина в Российской Федерации доводить до всеобщего сведения смысл и содержание конкретных вероучений или опровергать их, выражать свое отношение к ним непосредственно, через средства массовой информации, путем проведения в соответствии с законодательством РФ публичных мероприятий, изготовления и распространения печатной продукции. В то же время российское законодательство запрещает призывы к разжиганию религиозной розни, создание и деятельность общественных объединений, направленных на разжигание религиозной розни и нетерпимости.

Законодательство РФ устанавливает административную и уголовную ответственность за воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий.


2.7. Свобода мысли и слова


Конституция наряду со свободой слова закрепляет свободу мысли. Сама по себе мысль не наносит вреда обществу, независимо от ее содержания, пока она не воплотилась в конкретное деяние. Гарантии свободы мысли заключаются в защите человека от ограничения возможности мыслить свободно и независимо. Для защиты свободы мысли как результата функционирования головного мозга человека российское законодательство предусматривает различные запреты воздействия на мозг и сознание медикаментозными и иными препаратами, незаконными экспериментами1. Запрещается использование технических средств (электронно-лучевых и электромагнитных) для воздействия на мозг человека2.

Свобода мысли тесно связана с идеологической свободой. В гражданском обществе, основанном на свободе идеологий, никто не может навязывать человеку какие-либо мысли и желания помимо его воли.

Мысль не может проявляться свободно, если невозможно ее свободно высказать. Свобода слова заключается в возможности человека публично высказывать, предавать гласности, распространять любым способом свои мысли и убеждения.

Если свобода мысли не может быть ограничена никакими законными способами, то некоторые ограничения свободы слова допускаются в интересах охраны конституционного строя, защиты прав и свобод человека и гражданина.

Деяния, направленные на подрыв стабильности государства, грубые нарушения прав и свобод человека и гражданина, влекут уголовную и иную ответственность. Некоторые ограничения свободы слова, установленные уголовным и административным законодательством, заключаются в недопустимости публичных призывов к насильственному захвату, удержанию власти или насильственному изменению конституционного строя, возбуждения национальной, расовой или религиозной вражды, призывов к развязыванию агрессивной войны. Уголовная ответственность также может наступить за клевету и оскорбление1, административная - за мелкое хулиганство, выразившееся в нецензурной брани в общественном месте2. Закон РСФСР "О языках народов РСФСР" признает недопустимым пропаганду вражды и пренебрежения к любому языку.

Гражданское законодательство не позволяет распространять сведения, которые способны нанести вред чести, достоинству или деловой репутации граждан. В судебном порядке можно требовать опровержения таких сведений и компенсации морального вреда.

Законодательство РФ охраняет также государственную и иную тайну, например, служебную, коммерческую, тайну частной жизни, в том числе тайну усыновления, медицинского диагноза, нотариальных действий. Налоговые органы не вправе разглашать информацию об имуществе и доходах граждан. За пределами установленных законом запретов, направленных на обеспечение интересов личности, общества, государства, свобода слова не ограничивается.

Запрет принуждения к выражению своих мнений и убеждений и отказа от них является частным проявлением права каждого на свободу слова. Российское законодательство не допускает ни прямого принуждения, ни косвенного, заключающегося в предоставлении льгот и преимуществ или установлении ограничений в зависимости от убеждений человека.

Каждый человек может иметь те или иные убеждения и свободен в их выражении устно, письменно или через средства массовой информации.

Свобода информации является элементом свободы мысли и слова. Статья 29 конституции РФ устанавливает целый ряд прав человека в области информации. Право искать, получать, производить и распространять информацию без предварительного разрешения и уведомления государства и его органов любым законным способом независимо от государственных границ и форм выражения не подлежит ограничению со стороны государства, кроме распространения сведений, составляющих государственную тайну1.

Права человека в области информации более полно раскрываются и конкретизируются в Федеральном законе "Об информации, информатизации и защите информации", который регулирует отношения в области формирования и использования, сбора, обработки, хранения, поиска, распространения информации и ее защиты. Закон предусматривает обязанность государства по обеспечению реализации прав граждан и организаций в условиях информатизации2.

Конституционное положение о гарантированности свободы массовой информации развивается в Законе РФ "О средствах массовой информации". В соответствии с этим законом поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение средств массовой информации, владение, пользование, распоряжение ими не подлежат ограничениям, кроме случаев, установленных законом.

Заключение


В своей курсовой работе я раскрыл содержание личных прав и свобод человека и гражданина. Какие же можно сделать выводы?

Как мне кажется, очевидно, что по своей значимости личные права и свободы, бесспорно, занимают ведущее место в системе прав и свобод человека и гражданина. Данные права и свободы (личные) направлены в первую очередь на такой важнейший аспект человеческого существования как сама жизнь, неприкосновенность личности и жилища. Именно личные права и свободы даны человеку с самого рождения и до конца жизни. Для обладания этими правами не требуется иметь гражданство Российской Федерации. Например, политические права и свободы даются человеку с восемнадцати лет, а некоторые только при наличии гражданства Российской Федерации.

Необходимым условием соблюдения прав и свобод человека и гражданина является положение, при котором все органы государственной власти выполняют защиту прав и свобод человека и гражданина, охрану государственного суверенитета, при строгом соблюдении Конституции Российской Федерации.

И так основной вывод заключается в том, что личные права и свободы являются возглавляющими список прав и свобод человека и гражданина, а также являются неотъемлемыми и пожизненными. А второй вывод, как мне кажется, заключается в том, что только при уважительном отношении государства, всего общества к отдельной личности; при четкой согласованной работе всех государственных органов (в первую очередь правоохранительных), - только тогда и только в таком обществе личные права и свободы (также как и остальные права и свободы) приобретают истинную действительность.

Библиографический список


Конституция Российской Федерации //Российская газета. 1993. 25 декабря.

Федеральный закон «О занятости населения РФ». от 19 апреля 1991 №1032-1 (ред. от22.08.2004, с изменениями. от 31.12.2005) // Собрание законодательства РФ. № 17. 1996. Ст. 1915; Российская газета. № 84. 1996.6 мая.

Федеральный закон "О языках народов Российской Федерации" от 25 октября 1991 №1807-1.(в последней ред. От 11.12.2002)//Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1991. № 50. Ст. 1740.

Федеральный закон "О средствах массовой информации" от 27 декабря 1991 № 2124-1. (в последней ред. от 21.07.2005)// Российская газета, № 32. 1992.8 февраля; Ведомости Верховного Совета РФ. 1992. № 7. Ст. 300.

Федеральный закон "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" от 2 июля 1992 № 3185-1. (в последней ред. от 22.08.2004)// Ведомости Верховного Совета РФ. 1992. № 33. Ст. 1913.

Федеральный закон "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" от 25 июня 1993 № 5242-1. (в последней ред. от 02.11.2004)// Российская газета. № 152. 1993. 10 августа; Ведомости Верховного Совета РФ. 1993. № 32. Ст. 1227.

Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 №82-фз (в последней ред.от 02.02.2006)//Собрание законодательства РФ. 1995. № 21. Ст. 1930; Российская газета. № 100. 1995.25 мая.

Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" от 20 февраля 1995 №24-фз (в последней ред. От 10.01.2003)// Российская газета. №39 1995.22 февраля; Собрание законодательства РФ. 1995. №8. Ст.609.

Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и порядке въезда в Российскую Федерацию" от 15 августа 1996 № 114-ФЗ.(в последней ред. От 15.06.2006)// собрание законодательства РФ. 1996. №34. Ст. 4029; Российская газета. №159. 1996.22 августа.

Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 26 сентября 1997 № 125-ФЗ (в последней ред.от 29.06.2004)// Собрание законодательства РФ. 1997. № 39. Ст.4465; Российская газета. №190. 1997.1 октября.

Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации" от 6 октября 2003 № 131-ФЗ (в последней ред. от 03.06.2006)// Собрание законодательства РФ. 2003. № 40. Ст. 3822, Парламентская газета, № 186. 2003.8 октября; Российская газета. № 202. 2003.8 октября.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1) от 30 ноября 1994 №51-ФЗ, (в последней ред. от 03.06.2006)//Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301; Российская газета. № 238-239. 1994.8 декабря.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 №195-ФЗ (в последней ред. от 03.07.2006.)//Российская газета № 256. 2001. 31 декабря; Парламентская газета. № 2-5. 2002. 5 января; Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 №64-ФЗ (в последней ред. от 05.01.2006)//Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954; Российская газета. № 113. 1996. 18 июня; № 114. 1996. 19 июня; № 115. 1996.20 июня; № 118. 1996.25 июня.

Уголовно процессуальный кодекс Российской Федерации (часть 1) от 18 декабря 2001. №174-ФЗ (в последней ред. От 03.07.2007)// Парламентская газета. № 241-242. 2001. 22 декабря; Российская газета. № 249. 2001. 22 декабря; Собрание законодательства РФ. 2001. № 52. ч. I. Ст. 4921; Ведомости Федерального Собрания РФ. 2002. № 1. Ст. 1.

Постановление Верховного Совета РФ «О декларации прав и свобод человека и гражданина» от 22 ноября 1991 г. N 1920-1.// Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1991. № 52. Ст. 1865

Постановление правительства РФ «Об утверждении правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» от 17 июля 1995 №713, (в последней ред. от 22.12.2004)// Собрание законодательства РФ.1995. № 30. Ст. 2939; Российская газета. № 144, 1995.27 июля.

Международный пакт о гражданских и политических правах» (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН)// Ведомости Верховного Совета СССР. 1976 г. № 17. Ст. 291.

Научная литература

Баглай.М.Б. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для вузов. Издательская группа НОРМА-ИНФРА. Москва, 2007.

Богданов Е.В. Природа и сущность права граждан на жилище // журнал Российское право №4.- 2003.- с.23

Правоведение: Учебник. // Под ред. Проф. М.И. Абдуллаева.- М.: Финансовый контроль, 2004.-471с.

Седугин П.И. жилищное право. Учебник для вузов. М: Норма, 1997.С.19-20


21.12.2007

1 Конституция Российской Федерации //Российская газета. 1993. 25 декабря.

1 Федеральный закон «об общественных объединениях» от 19 мая 1995 №82-фз (в последней ред. от 02.02.2006)//Собрание законодательства РФ. 22.05.1995. № 21, Ст. 1930, Российская газета. № 100. 1995. 25 мая.

1 Международный пакт о гражданских и политических правах» (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН)// Ведомости Верховного Совета СССР. 1976 г. № 17. Ст. 291.

2 См.: Там же. пункт 2.

1 Седугин П.И. жилищное право. Учебник для вузов. М: Норма, 1997.С.19-20

1 Богданов Е.В. Природа и сущность права граждан на жилище//Российское право №4.- 2003.- С.23

1 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 №64-ФЗ.(в последней ред. от 05.01.2006)//Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954; Российская газета. № 113. 1996. 18 июня; № 114. 1996. 19 ибня; № 115. 20.06.1996, № 118. 1996. 25 июня.

2 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1) от 30 ноября 1994 №51-ФЗ, (в последней ред. от 03.06.2006)//Собрание законодательства РФ. 05.12.1994, № 32, Ст. 3301, Российская газета. № 238-239. 1994. 8 декабря.

1 Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" от 20.02.1995 №24-фз (в последней ред. От 10.01.2003)// Российская газета. №39. 1995. 22 февраля; Собрание законодательства РФ. 1995. №8. Ст.609.

1 Постановление правительства РФ «об утверждении правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» от 17 июля 1995 №713, (в последней ред. от 22.12.2004)// Собрание законодательства РФ. 1995. № 30. Ст. 2939; Российская газета. № 144. 1995. 25 июля.

2 В соответствии с 8 статьёй закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" от 25 июня 1993 № 5242-1. (в последней ред. от 02.11.2004)// Российская газета. № 152. 1993. 10 августа; Ведомости Верховного Совета РФ. 1993. № 32. Ст. 1227.

1 Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и порядке въезда в Российскую Федерацию" от 15.08.1996 N 114-ФЗ.(в последней ред. От 15.06.2006)// Собрание законодательства РФ. 1996. №34. Ст. 4029; Российская газета. №159. 1996. 22 августа.

1 Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 26 сентября 1997. № 125-ФЗ (в последней ред.от 29.06.2004)// Собрание законодательства РФ. 1997. № 39. Ст.4465; Российская газета. №190. 1997. 1 октября.

1 «Федеральный закон "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" от 2 августа 1992 № 3185-1. (в последней ред. от 22.08.2004)// Ведомости ВС РФ. 1992. № 33. Ст. 1913.

2 Федеральный закон от 27 декабря 1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации". (в последней ред. от 21.07.2005)// Российская газета. № 32. 1992. 8 февраля; Ведомости ВС РФ. 1992. № 7. Ст. 300.

1 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 №64-ФЗ.(в последней ред. от 05.01.2006)//Собрание законодательства РФ. 17.06.1996, № 25. Ст. 2954, Российская газета, № 113. 1996. 18 июня; № 114. 1996. 19 июня; № 115. 1996. 20 июня; № 118. 1996. 25 июня.

2 Статьи 20.1, 20.2, 20.2.1, 20.3 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 №195-ФЗ (в последней ред. от 03.07.2006.)//Российская газета. № 256. 2001.31 декабря; Парламентская газета. № 2-5. 2002.5 января; Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 ч.1. Ст. 1.

1 Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации" от 6 октября 2003. № 131-ФЗ, (в последней ред. от 03.06.2006)// Собрание законодательства РФ 2003. № 40. Ст. 3822; Парламентская газета № 186. 2003.8 октября; Российская газета № 202. 2003.8 октября.

2 Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" от 20 февраля 1995 №24-фз (в последней ред. От 10.01.2003)// Российская газета. №39 1995.22 февраля; Собрание законодательства РФ. 1995. №8. Ст.609.

Похожие работы:

  1. •  ... и личных прав и свобод человека и гражданина
  2. • Личные права и свободы человека и гражданина в РФ
  3. • Личные права и свободы человека и гражданина
  4. • Личные (гражданские) права и свободы человека и ...
  5. • Проблемы правовой регламентации. Личные права и ...
  6. • Контрольное задание
  7. • Контрольная работа
  8. • Конституционное право на свободу слова в РФ
  9. • Основы правового статуса человека и гражданина в Российской ...
  10. • Конституционный статус человека и гражданина
  11. • Общая характеристика Уголовного Кодекса Украины
  12. • Конституционное право на личную неприкосновенность
  13. • Правовой статус личности согласно Конституции РФ
  14. • Основы правового статуса человека и гражданина в ...
  15. • Права человека и гражданина
  16. • Осуществление личных прав и свобод
  17. • Право на неприкосновенность жилища
  18. • Личные права и свободы человека России
  19. • Теория прав человека
Рефетека ру refoteka@gmail.com