Рефетека.ру / Государство и право

Курсовая работа: Источники международного частного права

СОДЕРЖАНИЕ:


ВВЕДЕНИЕ. Error: Reference source not found

1. Конституция Российской Федерации и международное частное право. Error: Reference source not found

1.1. Конституция РФ – важнейший внутренний источник международного частного права. 3

1.2. Конституция РФ и Федеральный закон “О международных договорах Российской Федерации”. 5

1.3. Гражданско-правовые отношения с иностранным элементом. 6

1.4. Внешняя политика и международные отношения. 6

2. Международные договоры Российской Федерации. Error: Reference source not found

2.1. Понятие международного договора 7

2.2Трансформация норм международного договора. 8

2.3. Международно-правовые принципы. 9

2.4. Условия трансформации международного договора в источник международного частного права. 11

2.5. Защита прав человека в международное частное право. 14

2.6. Развитие международное частного права. 16

3. Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации — источники международного частного права. Error: Reference source not found

3.1. Регулирование частноправовых отношений. 17

3.2. Комплексные и отраслевые законодательные акты. 19

3.3 Материально-правовые нормы международного частного права. 21

4. Гражданский кодекс Российской Федерации и вопросы кодификации законодательства о международном частном праве. Error: Reference source not found

5. Обычаи Error: Reference source not found

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Error: Reference source not found

Нормативные акты: 31

ЛИТЕРАТУРА: Error: Reference source not found


ВВЕДЕНИЕ.


Тема представленной курсовой работы – “Источники международного частного права”.

Международное частное право регулирует отношения (гражданско-правового характера в широком смысле слова), возникающие в условиях международной жизни; имеет свой предмет и свой метод регулирования; является отраслью частного права, отраслью внутригосударственного права. Международное частное право тесно связано с гражданским правом – многие институты международного частного права являются как бы продолжением институтов гражданского (семейного, трудового) права, в определенной мере производны от этих институтов, но в силу своего международного “происхождения”, “внутреннего” и “внешнего” своеобразия не сливаются с ними и не растворяются в них.

Международное частное право тесно связано с международным правом, но не является его частью.

В связи с вышеизложенным интересно определить источники международного частного права.

Под источниками права принято понимать внешние фор­мы права. "В правовой доктрине формы, с помощью которых государственная воля становится правовой нормой, обознача­ются условным термином "источники права"1.

Содержание международного частного права определя­ется системой его источников, к которым в Российской Феде­рации относятся ее Конституция, международные договоры и законодательство, а также признаваемые в Российской Феде­рации обычаи.


1. Конституция Российской Федерации и международное частное право.

1.1. Конституция РФ – важнейший внутренний источник международного частного права.

В ряду внутренних источников международного частного права важнейшим является Конституция РФ. Следующие конституционные нормы имеют ключевое значение для форми­рования основ международного частного права.

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, при­нимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Требования Конституции: законы под­лежат официальному опубликованию; любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они неопубликованы официально для всеобщего сведения.

Основные права и свободы человека призна­ются в Конституции РФ (ст. 17) неотчуждаемыми и принадле­жащими каждому от рождения. Являясь непосредственно дей­ствующими, права и свободы человека и гражданина опреде­ляют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуп­равления и обеспечиваются правосудием.

Положения главы 2 "Права и свободы человека и гражда­нина" составляют основы правового статуса личности в Рос­сийской Федерации, в том числе иностранных граждан и лиц без гражданства. Исходным является положение о равенстве прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к ре­лигии, убеждений, принадлежности к общественным объеди­нениям, а также других обстоятельств.

Российская Федерация гарантирует своим гражданам за­щиту и покровительство за ее пределами.

Главное, что характеризует правовое положение иност­ранных граждан и лиц без гражданства — уравнивание их в правах и обязанностях с российскими гражданами, кроме слу­чаев, установленных федеральным законом или международ­ным договором РФ.

Обращает на себя внимание формула ч. 1 ст. 17 Конститу­ции ("...согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституци­ей"), в которой отсылка к общепризнанным принципам и нор­мам международного права предшествует упоминанию Кон­ституции1.

Общепризнанные принципы и нормы междуна­родного права — а именно с ними сверяется сегодня движение России к демократическому правовому государству — наряду с международными договорами РФ рассматриваются в Консти­туции как составная часть российской правовой системы. Ра­зумеется, это привносит новые, более высокие, основываю­щиеся на общечеловеческом наследии и международных стан­дартах требования ко всем другим компонентам системы, вклю­чая законотворческую и правоприменительную деятельность.

1.2. Конституция РФ и Федеральный закон “О международных договорах Российской Федерации”.

Разработанный на основе конституционных положений и норм международного права Федеральный закон "О междуна­родных договорах Российской Федерации"1 исходит из значе­ния международных договоров как существенного элемента стабильности международного правопорядка, функционирова­ния правового государства. Стабильность в межгосударственных отношениях — важнейший фактор устойчивого развития деловых контактов граждан и организаций различных стран, международного общения в целом.

Не соответствующие Конституции РФ международные договоры РФ не подлежат введению в действие и примене­нию. Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответ­ствии. Конституции РФ не вступивших в силу международ­ных договоров РФ.

В отношении международного договора, который содер­жит правила, требующие изменения отдельных положений Конституции РФ, установлен особый порядок выражения со­гласия на его обязательность для Российской Федерации. Ре­шение о согласии на обязательность такого международного договора для Российской Федерации возможно, в форме феде­рального закона только после внесения соответствующих по­правок в Конституцию РФ или пересмотра ее положений в установленном порядке.

Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются пра­вила международного договора.

1.3. Гражданско-правовые отношения с иностранным элементом.

Гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство отнесено к ве­дению Российской Федерации; в ведении Федерации находит­ся и федеральное коллизионное право (п. "о" и "п" ст. 71 Кон­ституции РФ). По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ принимаются в соответствии с федеральными законами. В ре­зультате российское материальное, коллизионное и процес­суальное право, применяемое к гражданско-правовым отно­шениям с иностранным элементом, формируется на федераль­ном уровне и является единым для страны, для всех субъек­тов Федерации. Тем самым создаются важные предпосылки для обеспечения единообразных условий функционирования гражданского оборота и участия в нем иностранных граждан и иностранных юридических лиц.

1.4. Внешняя политика и международные отношения.

Предметами ведения Российской Федерации являются ее внешняя политика, международные отношения, Международные договоры и внешнеэкономические отношения.

Основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, порядок ее осуществления российскими и ино­странными лицами, права, обязанности и ответственность ор­ганов государственной власти Российской Федерации и орга­нов государственной власти субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности определяются Феде­ральным законом "О государственном регулировании внешне­торговой деятельности"'. К принципам государственного, регу­лирования внешнеторговой деятельности Закон отнес, в част­ности, приоритет экономических мер государственного регу­лирования этой деятельности, равенство ее участников и их недискриминацию, защиту государством прав и законных ин­тересов участников внешнеторговых связей.

2. Международные договоры Российской Федерации.

2.1. Понятие международного договора

В Федеральном законе "О международных договорах Рос­сийской Федерации"1 понятие международного договора РФ оп­ределено на основе Венской конвенции о праве международ­ных договоров 1969 г2. и Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или международными организациями 1986 г. Под международным договором РФ понимается международное соглашение, зак­люченное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой докумен­тах, а также независимо от его конкретного наименования.

2.2 Трансформация норм международного договора.

Доктрина трансформации норм международного договора, сводятся в кратком изложении к следующему:

1) международно-правовая норма приобретает юридичес­кую силу в сфере внутригосударственной в результате ее трансформации в норму внутригосударственного права;

2) трансформация норм международного договора во внут­ригосударственное право осуществляется в различных право­вых формах, посредством издания различных внутригосудар­ственных актов;

3) выбор той или иной формы трансформации зависит от содержания международного договора и характера регулиру­емых отношений;

4) норма национального права, явившаяся продуктом трансформации, применяется в качестве lex specialis по отно­шению к иным внутригосударственным нормам;

5) "трансформированная" норма отличается определенной автономией в системе внутригосударственных норм, что объяс­няется связью этой нормы с породившим ее международным обязательством;

6) при трансформации международный договор как акт международного права остается формой правовой связи зак­лючивших его государств1.

В связи с принятием Конституции Российской Федерации 1993 г. возникла необходимость заново осмыслить проблемы соотношения международного и внутреннего права. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.

При изучении механизма действия международных дого­воров РФ, относимых к источникам международного частного права, нельзя не принимать во внимание их особенности. По­рождая, как и любые другие международные договоры, обя­зательства для заключивших их субъектов международного права, они содержат нормы, реализация которых обеспечива­ется в конечном счете в сфере отношений граждан и юриди­ческих лиц. С включением таких международных договоров РФ в состав российской правовой системы правила этих договоров приобретают функции внутренних правовых норм и могут применяться к частноправовым отношениям не меняя своей изначальной природы, оставаясь международно-правовыми нормами. Иными словами, обращение к правовой функции "трансформации" для объяснения механизма применения меж­дународно-правовой нормы к внутренним отношениям оказы­вается (поскольку термином "трансформация" обозначается преобразование международно-правовой нормы во внутриго­сударственную) излишним.

Помимо международных договоров РФ составной частью правовой системы Российской Федерации являются общеприз­нанные принципы и нормы международного права.

2.3. Международно-правовые принципы.

Устав ООН объединил международно-правовые принци­пы высшего порядка, обладающие качествами jus cogens. Од­нако не все принципы современного международного права нашли отражение в Уставе. Как пишет А.Н. Талалаев, "...в силу особенностей международного права не существует обя­зательного нормативного акта, который содержал бы пере­чень общепризнанных принципов и норм международного права. В отношении основных его принципов также нет единства... Все это создает и будет создавать в дальнейшем трудности при применении судами и другими государственными органа­ми и лицами формулы "общепризнанные принципы и нормы международного права", употребленной в 15-й, 17-й и других статьях Конституции России"1.

На состоявшейся в сентябре 1995 г. Всероссийской науч­но-практической конференции, обсуждавшей проблемы взаи­модействия российской правовой Системы и международного права, в выступлениях участников конференции отмечалось, что "общепризнанные международные принципы и нормы" и международные договоры РФ занимают в ее правовой систе­ме "подчиненное место по отношению к Конституции Россий­ской Федерации" и "при коллизии с законом общепризнанные принципы и нормы обладают тем же приматом применения, что и договоры"2.

Развернутое определение принципов современного международного права содержится в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, от 24 октября 1970 г. и Декларации принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях, помещенной в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г.

2.4. Условия трансформации международного договора в источник международного частного права.

Международный договор становится договором Российской Федерации, включается в ее правовую систему и приобретает значение источника права при соблюдении следующих условий.

Во-первых, необходимо согласие Российской Федерации на обязательность для нее международного договора. Такое согласие может быть выражено путем подписания договора, обмена документами, образующими договор, ратификации до­говора, его утверждения, принятия, присоединения к дого­вору либо применения любого другого способа выражения согласия, о котором условились стороны. Решения о согла­сии на обязательность для Российской Федерации междуна­родных договоров принимаются органами государственной власти в соответствии с их компетенцией (ст. 6 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации"). Конституционные нормы об опубликовании законов и о по­рядке применения нормативных правовых актов, затрагива­ющих права, свободы и обязанности человека и гражданина (ч. 3 ст. 15) имеют прямое отношение и к международным договорам РФ.

Во-вторых, требуется, чтобы международный договор вступил в силу в порядке и сроки, предусмотренные в догово­ре или согласованные между сторонами (см. ст. 24 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.)1.

В части 4 ст. 15 Конституции РФ указано: если междуна­родным договором РФ установлены иные правила, чем пре­дусмотренные законом, то применяются правила междуна­родного договора. До принятия в 1993 г. Конституции РФ пра­вило о приоритете применения международного договора по отношению к закону закреплялось в отдельных российских (ра­нее — союзных) нормативных актах применительно к опреде­ляемым ими сферам законодательства, но в столь широком объеме ни в эти акты, ни в состав ранее действовавших кон­ституционных норм не включалось.

Конституция РФ 1993 г. впервые придала упомянутому правилу общее для всей правовой системы Российской Фе­дерации значение, подняв его на уровень положений, со­ставляющих основы конституционного строя. Положения гла­вы 1 Конституции, к которой относится и ст. 15, не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном Консти­туцией.

Норма о приоритете применения международного дого­вора приводится в Федеральном законе "О международных договорах Российской Федерации" (ст. 5), Гражданском кодек­се РФ (ст. 7), иных федеральных законах.

Федеральный закон "О международных договорах Россий­ской Федерации" (ст. 14) предусматривает, что в соответствии с Конституцией ратификация международных договоров РФ осуществляется в форме федерального закона. В частности, подлежат ратификации международные договоры, исполне­ние которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотренные законом. В форме федераль­ного закона .может осуществляться утверждение, принятие международного договора и присоединение к международно­му договору.

В составе международных договоров РФ, выступающих источниками норм международного частного права, значительный объем составляют договоры, заключенные СССР. С пре­кращением существования СССР Россия продолжает осуще­ствлять права и обязательства, предусмотренные многими та­кими договорами.

С 24 декабря 1991 г. Российская Федерация продолжает членство бывшего СССР в Организации Объединенных Наций и, начиная с этой даты, несет в полном объеме ответствен­ность по всем правам и обязательствам СССР согласно Уставу ООН и многосторонним договорам, депозитарием которых яв­ляется Генеральный секретарь ООН.

Нота МИД РФ главам дипломатических представительств от 13 января 1992 г. содержала просьбу довести до сведения правительств аккредитующих государств, что Российская Федерация продолжает осуществлять права и выполнять обя­зательства, вытекающие из международных договоров, зак­люченных СССР, и что соответственно Правительство РФ будет выполнять вместо Правительства Союза ССР функции депозитария по соответствующим многосторонним договорам. В этой связи Министерство просило рассматривать Российс­кую Федерацию в качестве стороны всех действующих меж­дународных договоров вместо Союза ССР1.

Рассмотрение круга международных договоров РФ, выс­тупающих источниками международного частного права, необ­ходимо начать с договоров, предметом которых являются ос­новные права и свободы человека и гражданина.

Исходное начало договорных норм о статусе личности составляют положения Устава ООН. В ст. 1 Устава в качестве цели ООН называется осуществление международного сотруд­ничества в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии, а в ст. 55 Устава говорится об оказании Орга­низацией Объединенных Наций .содействия всеобщему уваже­нию и соблюдению прав человека и основных свобод для всех. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г., по­ложения которой приобрели значение обычных норм между­народного права, Международный пакт об экономических, со­циальных и культурных правах, Международный пакт о граж­данских и политических правах, первый и второй Факульта­тивные протоколы к Международному пакту о гражданских и политических правах, .образующие так называемый Между­народный билль о правах человека, а также некоторые дру­гие международные договоры и договоренности развивают и конкретизируют сформулированные в Уставе ООН требова­ния к соблюдению и уважению прав человека, формируют стан­дарты, из которых должно исходить национальное законода­тельство.

2.5. Защита прав человека в международное частное право.

В современном международном праве сложилась развер­нутая система договоров, призванная присущими международ­ному праву средствами защищать человека и гражданина от различных посягательств на его права и свободы. Эта система, помимо уже названных выше документов, включает и такие многосторонние международные договоры, как Конвенция о правах ребенка 1989 г., Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г., Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г., Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г., Конвенция о пресечении преступ­ления апартеида и наказании за него 1973 г.

Заключительный акт Совещания по безопасности и сотруд­ничеству в Европе от 1 августа 1975 г., итоговые документы Мадридской и Венской встреч предста­вителей государств — участников СБСЕ, документы совеща­ний Конференции СБСЕ по человеческому измерению, другие международные акты, принятые в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, обозначили парамет­ры, которым призваны соответствовать подходы государств к проблемам статуса личности.

Событием большого политического и правового значения явилось присоединение Российской Федерации к Уставу Совета Европы. Российским парламентом принят Федеральный закон о присоединении Российской Федерации к Европейской Конвен­ции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. Европей­ская Конвенция определила механизм обеспечения соблюдения Сторонами обязательств, вытекающих из Конвенции, в настоящее время этот механизм включает Европейскую Комиссию по правам человека, Европейский суд по правам человека и Коми­тет министров. Согласно Уставу Совета Европы (ст. 3) каждый член Совета Европы должен признавать принцип верховенства права и принцип, в соответствии с которым все лица, находя­щиеся под его юрисдикцией, должны пользоваться правами человека и основными свободами, и искренне и активно со­трудничать во имя достижения цели Совета.

В связи с ратификацией Конвенции о защите прав чело­века и основных свобод и в целях обеспечения эффективной защиты интересов Российской Федерации при рассмотрении дел в Европейском суде по правам человека учреждена должность Уполномоченного Российской Федерации при Европейс­ком суде по правам человека1. К основным функциям Уполно­моченного отнесена защита интересов Российской Федерации при рассмотрении в Европейском суде по правам человека дел, возбужденных против Российской Федерации на основании упомянутой Конвенции.

2.6. Развитие международное частного права.

Российская Федерация не участвует в таких многосторон­них договорах, оказывающих заметное влияние на развитие международного частного права, как, например. Конвенция о международном факторинге 1988 г., Конвенция ООН о мор­ской перевозке грузов 1978 г. ("Гамбургские правила"), Согла­шение о международных железнодорожных перевозках гру­зов 1978 г. (КО-ТИФ), Конвенция ООН о международной сме­шанной перевозке грузов 1980 г., Женевские чековые конвен­ции 1931 г., Гаагская конвенция о праве, применимом к агент­ским соглашениям, 1978 г., Европейская конвенция о некото­рых международных аспектах банкротства 1990 г2

Между тем отношения с участием субъектов российского права, включая предпринимателей, могут оказаться при оп­ределенных обстоятельствах в сфере действия международ­ных договоров, в которых не участвует Российская Федера­ция. Так, к отношениям по контракту с участием российского партнера могут при определенных условиях применяться пра­вила Конвенции об исковой давности в международной купле-продаже товаров 1974 г.3 На основании положений Конвенции о праве, применимом к договорным обязательствам, 1980 г. ("Римской конвенции") может определяться применимое пра­во при разрешении спора по контракту, в котором участвует российский предприниматель. Положения Конвенции ООН о морской перевозке грузов 1978 г. применимы при заключении российскими грузовладельцами договоров морской перевозки грузов с иностранными перевозчиками.

Международный договор, заключенный без участия Рос­сийской Федерации, может быть частью иностранной право­вой системы, к которой отсылает российская коллизионная норма. Положения такого договора могут найти свое отражение в условиях контракта, заключенного с российским партнером.

3. Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации — источники международного частного права.

3.1. Регулирование частноправовых отношений.

В России нет закона о международном частном праве, и роль ведущего законодательного акта в этой области выпол­няют Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 года, раздел VII которых ("Правоспособность иностранных граждан и юридических лиц. Применение граж­данских законов иностранных государств и международных договоров") продолжает действовать на территории РФ в пер­спективах принятия закона о международном частном праве и его возможном соотношении с частью третьей Гражданского кодекса РФ, в которой намечается предусмотреть нормы меж­дународного частного права, будет сказано в последующем. Заметим лишь, что требующие заполнения "пустоты" в регу­лировании частноправовых отношений с иностранным элемен­том объясняют не только имеющиеся в этой области суще­ственные пробелы, но и случаи дублирования отдельных пра­вил. Так, порядок установления содержания иностранного пра­ва регулируется Основами гражданского законодательства (ст. 157), Семейным кодексом РФ (ст. 166), Арбитражным про­цессуальным кодексом РФ (ст. 12), оговорка о публичном по­рядке — Кодексом торгового мореплавания Союза ССР 1968 г. (ст. 15), Основами гражданского законодательства (ст. 158), Се­мейным кодексом РФ (ст. 167), исполнение поручений иностранных судов — Гражданским процессуальным кодексом РСФСР (ст. 436), Арбитражным процессуальным кодексом РФ (ст. 215).

Характеристика современного российского законодатель­ства как законодательства переходного периода с его трудно­стями и противоречиями, поисками, нерешенными проблема­ми распространяется, очевидно, и на правовые акты, кото­рые принято относить к сфере международного частного права.

Все еще отсутствуют законы о правовом положении ино­странных граждан и лиц без гражданства, о свободных эконо­мических зонах, об иммунитете государства и его собственно­сти (см. ст. 127 Гражданского кодекса РФ). В глубоком обновле­нии нуждается Закон РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР". Устарели некоторые правила Гражданского процес­суального кодекса РСФСР, регламентирующие порядок раз­решения споров с участием иностранцев. Не предусматрива­ются нормы о международном частном праве в действующем Кодексе законов о труде.

Верховенство закона — важнейшее начало, которому дол­жны соответствовать состав и иерархия внутренних источни­ков международного частного права, содержание и порядок применения включаемых в них норм.


3.2. Комплексные и отраслевые законодательные акты.

Законодательство Российской Федерации о международ­ном частном праве состоит из федеральных законов. Являясь отраслевыми или комплексными актами, они решают — как правило, наряду с другими требующими законодательного урегулирования вопросами — также вопросы международно­го частного права. Приведем не являющийся исчер­пывающим перечень таких законов: Гражданский кодекс Российской Федерации; Семейный кодекс Российской Федерации; "О гражданстве Российской Федерации"; "Об актах гражданского состояния"; "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации"; "О беженцах"; "О вынужденных переселенцах"; Основы законодательства Российской федерации об охра­не здоровья граждан; "Об акционерных обществах"; "Об обществах с ограниченной ответственностью"; "О производственных кооперативах"; "О сельскохозяйственной кооперации"; "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР"; "О товарных биржах и биржевой торговле"; "О приватизации государственного имущества и об осно­вах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации"; "О несостоятельности (банкротстве)"; "О торгово-промышленных палатах в российской Федерации"; "Об общественных объединениях"; "О свободе совести и о религиозных объединениях"; "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях"; Основы законодательства Российской Федерации об охра­не труда; "О занятости населения в Российской Федерации"; "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"; "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в сис­теме государственного пенсионного страхования"; "Об основах социального обслуживания населения в Рос­сийской Федерации"; "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов"; "Об организации страхового дела в Российской Федерации"; "О товариществах собственников жилья"; "О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства"; "О недрах"; "О государственной регистрации прав на недвижимое иму­щество и сделок с ним"; "О континентальном шельфе Российской Федерации"; Лесной кодекс Российской Федерации; "Об иностранных инвестициях в РСФСР"; "О соглашениях о разделе продукции"; "О государственном регулировании внешнеторговой дея­тельности"; Таможенный кодекс Российской Федерации; "О валютном регулировании и валютном контроле"; "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг"; Воздушный кодекс Российской Федерации; "О связи"; "О геодезии и Картографии"; Основы законодательства Российской Федерации о куль­туре; "Об образовании"; "О средствах массовой информации"; "О вывозе и ввозе культурных ценностей"; Основы законодательства Российской Федерации об Ар­хивном фонде Российской Федерации и архивах; "Об авторском праве и смежных правах"; "О правовой охране программ для электронных вычисли­тельных машин и баз данных"; Патентный закон; "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименова­ниях мест происхождения товаров"; "О правовой охране топологий интегральных микросхем"; "Об основах градостроительства в Российской Федерации"; "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации"; "О Государственной границе Российской Федерации"; "Об оружии"; "О племенном животноводстве", "О селекционных дости­жениях".

3.3 Материально-правовые нормы международного частного права.

Международное частное право как область правоведения изучает и вопросы международного граж­данского процесса. Источниками норм международного граж­данского процесса являются: Федеральный конституционный закон "О судебной систе­ме Российской Федерации"; Гражданский процессуальный кодекс РСФСР; Арбитражный процессуальный кодекс Российской Феде­рации; Федеральный закон "Об исполнительном производстве"; Основы законодательства Российской Федерации о нота­риате; Закон РФ "О международном коммерческом арбитраже". Частноправовые отношения с иностранным элементом мо­гут регулироваться также материально-правовыми нормами указов Президента РФ. Как и другие, эти указы не должны противоречить федеральным законам. Президентом РФ были приняты Указы от 24 декабря 1993 г. № 2285 "Вопросы согла­шений о разделе продукции при пользовании недрами" и от 27 сентября 1993 г. № 1466 "О совершенствовании работы с иностранными инвестициями". Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 г. № 2116 утверждено Положение о привлече­нии и использовании в Российской Федерации иностранной ра­бочей силы.

На основании и во исполнение федеральных законов, ука­зов Президента РФ Правительство РФ может принимать по­становления, предусматривающие материально-правовые нор­мы международного частного права.

Министерства и иные федеральные органы исполнитель­ной власти могут издавать акты, содержащие материально-правовые нормы международного частного права, в случаях и пределах” предусмотренных федеральными законами, указа­ми Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. В соответствии со ст. 43 Закона РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" Комитет РФ по патентам и товарным знакам 29 ноября 1995 г. утвердил Правила составления, подачи и рассмотрения заяв­ки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания. Иностранные юридические лица или постоянно проживающие за пределами России.

Нормы международного частного права содержатся в некоторых актах Союза ССР, продолжающих действовать на территории Российской Федерации.

Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств" было установлено, что на террито­рии РСФСР до принятия соответствующих законодательных актов РСФСР, нормы бывшего Союза ССР применяются в час­ти, не противоречащей Конституции РСФСР, законодательству РСФСР и упомянутому Соглашению.

С 3 августа 1992 г. на территории Российской Федерации стали применяться Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. Постановлением Верховного Совета РФ от 14 июля 1992 г. "О регулировании гражданских правоотношений в период проведения экономической рефор­мы" было предусмотрено: впредь до принятия нового Граж­данского кодекса РФ Основы гражданского законодательства 1991 года применяются на территории РФ за исключением по­ложений, устанавливающих полномочия Союза ССР в области гражданского законодательства, и в части, не противореча­щей Конституции РФ и законодательным актам РФ, приня­тым после 12 июня 1990 г.1

4. Гражданский кодекс Российской Федерации и вопросы кодификации законодательства о международном частном праве.

Возрастающий в условиях становления рыночной эконо­мики в России и интернационализации хозяйственной жизни интерес к проблемам международного частного права возвра­щает к теме о способах и направлениях кодификации этой отрасли законодательства. В настоящее время, когда приня­тие российского закона о международном частном праве про­должает оставаться проблематичным, тогда как первая и вто­рая части нового Гражданского кодекса РФ уже введены в действие, едва ли возможно отказаться от идеи включения в Кодекс норм о правоспособности иностранных граждан и юри­дических лиц, о применении гражданских законов иностран­ных государств. Сегодня по сравнению с недавним прошлым для этого есть дополнительные веские основания. В значи­тельной мере они проистекают из той решающей роли, кото­рую предстоит сыграть новому Гражданскому кодексу в обнов­лении российского законодательства. Как справедливо отме­чалось, новый Гражданский кодекс станет "ключевым звеном, которое формирует реальную правовую основу рынка, всего современного гражданского общества"1. Кодекс образует осно­ву российского частного права, включая и ту его ветвь, кото­рая воздействует на частноправовые отношения с участием иностранных граждан и юридических лиц, отношения между­народного гражданского обмена в целом. Обновленные нормы заключительного раздела ГК явятся органической частью це­лостного регулирования всего обширного комплекса имуще­ственных отношений, складывающихся в товарно-рыночной экономике. Соответственно правило о национальном режиме, образующее основное начало гражданско-правового статуса иностранцев в Российской Федерации, с принятием нового Гражданского кодекса в целом будет спроецировано на прин­ципиально отличный от ранее действовавшего нормативный материал, исходящий из признания неприкосновенности соб­ственности, свободы договора, недопустимости вмешательства в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления и судебной защиты имущественных и личных прав. Ча­стью этого режима являются закрепленные в Кодексе поло­жения об обеспечении средствами гражданского права защи­ты права на жизнь и личную неприкосновенность, чести и до­стоинства, права на неприкосновенность частной жизни, на имя, а также других неотчуждаемых прав человека.

5. Обычаи

Еще одним источником международного частного права, связанным происхождением с международной жизнью, явля­ется обычай. Состав обычных норм, относимых к сфере меж­дународного частного права, неоднороден. Различают обычаи, принадлежащие к источникам как международного публично­го, так и международного частного права, и обычаи, рассмат­риваемые лишь в качестве источников международного част­ного права. Последние именуются в дальнейшем "обычаями международного торгового оборота", или, более кратко (с известной условностью), "торговыми обычаями". Международ­ные обычаи возникают в условиях межгосударственного об­щения, а происхождение торговых обычаев, включая обычаи торгового мореплавания, связано с интернационализацией хозяйственной жизни, частноправовой, предпринимательской деятельностью в рамках международного торгового оборота. Понятие "международный", относимое к такому обычаю, имеет в сущности то же значение, что и соответствующее понятие в названии отрасли "международное частное право".

Наравне с международными договорами РФ формирую­щиеся в межгосударственной жизни международные обычаи, которым следует Российская Федерация, определяют общность исходный начал международного публичного и международ­ного частного права в российской доктрине и практике. При­рода международного обычая раскрывается в ст. 38 Статута Международного Суда ООН (п. 1"Ь"). В этом документе, явля­ющемся неотъемлемой частью Устава ООН, международный обычай характеризуется как доказательство всеобщей прак­тики, признанной в качестве правовой нормы. В результате однородных, повторяющихся действий государств выкристал­лизовываются правила, приобретающие значение мерила по­ведения субъектов международного права, обычные между­народно-правовые нормы. В соответствии со ст. 15 Конститу­ции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью российской правовой систе­мы. Соглас­но ст. 53 Венской конвенции о праве международных догово­ров 1969 г. императивная норма общего международного права принимается и признается международным сообществом госу­дарств в целом. Правила, источником которых является обычай, носят преимущественно материально-правовой характер. При формировании торговых обычаев первичными явля­ются поведение самих участников гражданского оборота, их намерение и воля следовать рождаемым деловой жизнью не­писаным правилам. Активную роль в становлении обычных норм играют судебно-арбитражная практика, признаваемая и санк­ционируемая государствами, а также деятельность междуна­родных неправительственных организаций по неофициальной кодификации таких норм. Подготавливаемые ими своды пра­вил, будучи факультативными, применяются при наличии ссылки на них в контракте.

В области международной купли-продажи товаров обращение к обычным правилам опирается на конвенционную норму. Статья 9 Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. предусматривает, что стороны связаны любым обычаем, относительно которого они договорились, и практикой, которую они установили в своих взаимоот­ношениях. В отсутствие договоренности об ином считается, что ' стороны подразумевали применение к их договору или его зак­лючению обычая, о котором они знали или должны были знать и который в международной торговле широко известен и постоянно соблюдается сторонами в договорах данного рода в соответствующей области торговли. Обычай рассматривается, таким образом, как подразумеваемое условие договора, и об­ращение к нему в этом качестве предшествует применению диспозитивной нормы.

О применении торговых обычаев идет речь в положениях Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже 1961 г., Арбитражном регламенте ЮНСИТРАЛ, Арбитражном регламенте ЕЭК ООН.

Обращение к торговому обычаю для разрешения споров в международном коммерческом арбитраже санкционировано российским законом. Во всех случаях третейский суд прини­мает решение в соответствии с условиями договора и с учетом торговых обычаев, применимых к данной сделке (п. 3 ст. 28 Закона РФ "О международном коммерческом арбитраже").

О связанности сторон международного коммерческого до­говора обычаем, который широко известен и постоянно со­блюдается сторонами в международной торговле (в ее соот­ветствующей области), говорится в разработанных Междуна­родным институтом по унификации частного права Принципах международных коммерческих договоров (исключение до­пускается для случаев, когда применение такого обычая было бы неразумным)2. Вместе с тем Принципами предусматривает­ся, что стороны связаны любым обычаем, относительно кото­рого они договорились и практикой, которую они установили в своих взаимоотношениях.

К отношениям гражданско-правового характера, ослож­ненным иностранным элементом, могут применяться обычаи делового оборота. В ст. 5 ГК РФ обычай делового оборота определяется как сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило по­ведения, не предусмотренное законодательством, независи­мо 6т того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Это определение не содержит требования о том, чтобы обы­чай делового оборота (подобно обычаю согласно характерис­тике, приводимой в ст. 9 Венской конвенции 1980 г.) был изве­стен сторонам и постоянно соблюдался ими в соответствующей области. Место обычая делового оборота в иерархии правовых норм обозначено в ст. 421 ГК РФ (п. 5) общим образом: если условие договора не определено сторонами или диспозитивной нормой, соответствующие условия определяются обычаями делового оборота, применимыми к отношениям сторон.

Обычай не следует смешивать с обыкновением. Последнее не является источником права. Входя в состав волеизъявления участников сделки, обыкновение определяет ее детали. Впро­чем, разграничение обычного правила, образующего норму права, и обычного правила, не являющегося таковой, оказы­вается на практике нередко затруднительным1.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Содержание международного частного права определя­ется системой его источников, к которым в Российской Феде­рации относятся ее Конституция, международные договоры и законодательство, а также признаваемые в Российской Феде­рации обычаи. Дуализм внутренних и внешних источников меж­дународного частного права — продолжение особенностей ре­гулируемых им отношений.

В отличие от стран общего права, основывающегося на системе судебных прецедентов, в Российской Федерации су­дебные решения не рассматриваются как источник права. Вме­сте с тем возрастает значение судебной практики в формиро­вании норм права, что определяет усиливающийся интерес к ее изучению и обобщению.

В последние годы состав российских законодательных ак­тов — источников международного частного права существен­но изменился. Определение действующего законодательства как законодательства "переходного периода" в полной мере относится и к массиву нормативных предписаний, принадле­жащих к сфере международного частного права. Негативные особенности их — неурегулированность ряда актуальных про­блем, множественность пробелов, затянувшийся период их восполнения, существование наряду с недавно принятыми российскими актами устаревших в значительной мере союз­ных решений.

Другая примета, но уже позитивного свойства, харак­терна для внешних источников международного частного пра­ва. Речь идет о все более расширяющейся сфере воздействия международно-правовых договоров на международные коммерческие отношения и международный гражданский оборот в целом. Развитие и обновление таких отношений, потребность в защите прав и законных интересов субъектов международ­ного частного права обусловливают необходимость всесторон­него совершенствования применяемых в этой области между­народно-правовых инструментов. С принятием в составе норм Конституции РФ (ст. 15) правила о включении общепризнан­ных принципов и норм международного права и международ­ных договоров РФ в правовую систему Российской Федера­ции, обращение к нормам этих договоров для обоснования при­нимаемых решений занимает все более заметное место в су­дебной практике.

При рассмотрении источников международного частного права не .могут быть обойдены вниманием' и средства так на­зываемого негосударственного регулирования. Вырабатываются они самими участниками коммерческого оборота или негосу­дарственными организациями и носят рекомендательный ха­рактер. Средства негосударственного регулирования многочис­ленны (своды единообразных Правил, общие условия, типо­вые контракты, кодексы поведения, руководства по соверше­нию сделок и др.) и вряд ли могут быть поименованы в закон­ченном перечне. Расширение рамок негосударственного регу­лирования в сфере, где действуют начала свободы договора, автономии воли и имущественной самостоятельности участни­ков коммерческого оборота, диспозитивности, представляется естественным. Этому в немалой степени содействуют гибкость. средств негосударственного регулирования, их способность к быстрым, отвечающим интересам оборота изменениям.

Сходный механизм применения, основывающийся на ссыл­ке в контракте, свойствен и имеющим факультативный ха­рактер актам, разрабатываемым некоторыми межгосударствен­ными организациями и их рабочими органами.


Нормативные акты:

Конституция РФ., - М., 1993.

Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик. – М., 1991.

Гражданский кодекс РФ ч. 1, 1994.

Кодекс о браке и семье РСФСР, 1968.

Международное частное право: сборник нормативных документов. – М., 2994

Сборник международных договоров по оказанию правовой помощи. – М., 1996

Внешнеэкономическая деятельность: международное час­тное право и российское законодательство. Сб. нормативных документов. - М.:1997.

Международное частное право (Действующие норматив­ные акты). - М., 1997.


ЛИТЕРАТУРА:


Ануфриева Л. П. Об источниках международного частного права (некоторые вопросы теории) // Московский журнал меж­дународного права. 1994. № 4.

Действующее международное право. В 3-х т. М.: Изд-во Московского независимого института международного права, 1997.

Звеков В.П. Международное частное право. Курс лекций. М.: НОРМА – ИНФА, 1999.

Зыкин И. С. Внешнеэкономические операции: право и практика. М.: Международные отношения, 1994.

Зыкин И. С. Обычаи и обыкновения в международной тор­говле. - М., 1983.

Лукашук И. И. Международное право в судах государств. Санкт-Петербург, 1993.

Российская правовая система и международное право: со­временные проблемы взаимодействия. Всероссийская научно-практическая конференция в Нижегородском юридическом институте МВД России (сентябрь 1995 г.) // Государство и право. 1996. № 2, 3, 4.

Талалаев А. М. Соотношение международного и внутригосу­дарственного права и Конституция Российской Федерации // Московский журнал международного права. 1994. № 4.

Усенко Е. Т. Соотношение и взаимодействие международ­ного и национального права и Российская Конституция // Московский журнал международного права. 1993. .№ 2.

1 Общая теория права. Учебное пособие для юридических вузов /Под ред. Пиголкина А.С. – М., 1995. С. 164

1 Лукащук И.И. Конституция России и международное право. – М., 1995. С. 172.

1 СЗ РФ, 1995. № 29. Ст. 2757.

1 СЗ РФ. 1995. №29. Ст. 2757

2 ВВС СССР. 1986. № 37. Ст. 772

1 Усенко Е.Т. Формы регулирования социалистического международного разделения труда. – М., 1965. С. 124.

1 Талаев А.Н. Соотношение международного и внутригосударственного права и Конституция Российской Федерации //Московский журнал международного права. 1994 № 4. С. 7.

2 Российская правовая система и международное право: современные проблемы взаимодействия // Государство и право. 1996. № 2 С. 4

1 Талаев А.Н. Соотношение международного и внутригосударственного права и Конституция Российской Федерации. С. 9.

1 Действующее международное право. – М., 1996. Т. 1. С. 476.

1 СЗ РФ. 1998. № 14. Ст. 1540.

2Внешнеэкономическая деятельность: международное частное право и российское законодательство. Сб. нормативных документов. – М., 1997. С. 708 – 723.

1 Ведомости РФ. 1992. № 30. Ст. 1800.

1 Звеков В.П. Международное частное право. – М., 1999. С.83.

1 Звеков В.П. Международное частное право. С. 97.

Похожие работы:

  1. • Источники международного частного права
  2. • Источники международного частного права ...
  3. • Международное частное право
  4. • Источники международного частного права
  5. • Источники международного частного права
  6. • Некоторые вопросы международного частного права
  7. • Международное частное право
  8. • Источники международного частного права
  9. • Понятие, предмет, источники международного частного права
  10. • Источники международного частного права
  11. • Введение в международное частное право
  12. • Международное частное право (Контрольная)
  13. • Система международного частного права
  14. • Международный договор в системе источников ...
  15. • Международное частное право
  16. • Отличие международного публичного права от международного ...
  17. • Cистема международного частного права
  18. • Кодификация в области международного частного права
  19. • Международное частное право
Рефетека ру refoteka@gmail.com