Рефетека.ру / Государство и право

Контрольная работа: Государственное регулирование и регламентация коммерческой деятельности

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Тольяттинский государственный университет сервиса


Факультет заочного и сокращенных сроков обучения

Представительство в г. Ульяновске


Кафедра: «Экономика, организация и коммерческая деятельность»



Контрольная работа


по дисциплине «ОСНОВЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

на тему: «ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И РЕГЛАМЕНТАЦИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»


Выполнил: студент

группы КоУЗ-2

Зеленцов А.Е.

Проверил: ассистент Рябова Е.В.


Ульяновск, 2007

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

1. ЗНАЧЕНИЕ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2. ЗАЩИТА ПРАВ ЮРИДИЧЕСКИХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

3. ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ПРОДАЖЕ ИМ ТОВАРОВ И ОКАЗАНИИ СВЯЗАННЫХ С ЭТИМ УСЛУГ

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАДЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ТОРГОВЛИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ


Государственное регулирование коммерческой деятель­ности представляет собой комплекс осуществляемых законо­дательными, исполнительными и судебными органами влас­ти мер, направленных на создание предпосылок эффектив­ного развития торговли.

Регулирование торговли в условиях рыночной экономики необходимо прежде всего для обеспечения безопасности и качества товаров и услуг, защиты прав потребителей, повы­шения качества их обслуживания, а также для увеличения поступления в государственный бюджет денежных средств от товарооборота.

Основными методами государственного регулирования коммерческой деятельности являются:

развитие и совершенствование нормативно-правового обеспечения торговли;

лицензирование отдельных видов торговой деятельно­сти;

сертификация товаров;

поддержка отечественных товаропроизводителей в сфе­ре торговой деятельности;

поддержка социально значимых видов торговой деятель­ности;

государственный контроль над соблюдением торговыми организациями требований нормативных правовых актов.

ЗНАЧЕНИЕ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Деятельность предприятий торговли регламентируется Гражданским кодексом РФ и другими законами.

Так, Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическом благополучии населе­ния" регулирует отношения, возникающие в области обеспе­чения санитарно-эпидемиологического благополучия населе­ния как одного из основных условий реализации предусмот­ренных Конституцией РФ прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Законом, в частности, установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осу­ществляемой ими деятельностью обязаны:

выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпиде­миологических заключений осуществляющих государствен­ный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;

разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;

обеспечивать безопасность для здоровья человека выпол­няемых работ и оказываемых услуг, а также продукции про­изводственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;

осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;

осуществлять гигиеническое обучение работников.

Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" регули­рует отношения в области обеспечения качества пищевых продуктов и их безопасности для здоровья человека. Им, в част­ности, установлены требования к обеспечению качества и безо­пасности пищевых продуктов при их перевозках, хранении, фасовке, упаковке и реализации, а также требования к ра­ботникам, деятельность которых связана с изготовлением и оборотом пищевых продуктов, оказанием услуг в сфере роз­ничной торговли ими.

Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании" регулируются отношения, возникающие при:

разработке, принятии, применении и исполнении обяза­тельных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;

разработке, принятии, применении и исполнении на доб­ровольной основе требований к продукции, процессам про­изводства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;

оценке соответствия.

Этим законом определены:

содержание, применение, порядок разработки и приня­тия общих и специальных технических регламентов — доку­ментов (например, федеральных законов), устанавливающих обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам про­изводства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации);

цели и принципы стандартизации, правила разработки и утверждения национальных стандартов и стандартов организаций;

цели и принципы подтверждения соответствия (в форме добровольной и обязательной сертификации, а также декларирования соответствия).

Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ лицензировании отдельных видов деятельности" регу­лирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и ин­дивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности. Законом уста­новлен перечень лицензируемых видов деятельности, т. е. ви­дов деятельности, на осуществление которых юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям требуется по­лучение специального разрешения.

Федеральным законом от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ применении контрольно-кассовой техники при осу­ществлении наличных денежных расчетов и (или) рас­четов с использованием платежных карт" установлена обязанность для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих продажу товаров, выполнение ра­бот или оказание услуг на территории Российской Федера­ции, применять включенную в Государственный реестр кон­трольно-кассовую технику при осуществлении наличных денежных расчетов или расчетов с использованием платеж­ных карт. Этим же законом определены виды деятельности, для которых такие расчеты могут производиться без приме­нения соответствующей техники.

Федеральный закон от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ рекламе" регулирует отношения, возникающие в про­цессе производства, размещения и распространения рек­ламы на рынках товаров, работ, услуг Российской Феде­рации. Его целями являются защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвращение и пре­сечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потре­бителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоро­вью граждан, имуществу граждан или юридических лиц, окружающей среде либо вред чести, достоинству или де­ловой репутации указанных лиц, а также посягающей на общественные интересы, принципы гуманности и морали.

Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей" регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (испол­нителях, продавцах), просвещение, государственную и об­щественную защиту их интересов, а также определяет ме­ханизм реализации этих прав.

Кроме перечисленных выше законов, в сфере торгов­ли применяются другие нормативные правовые акты (пра­вила, стандарты и пр.).


ЗАЩИТА ПРАВ ЮРИДИЧЕСКИХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ


Порядок проведения мероприятий по контролю, осуществ­ляемых органами государственного контроля (надзора), рег­ламентируется Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивиду­альных предпринимателей при проведении государствен­ного контроля (надзора)". В нем установлены права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при прове­дении государственного контроля (надзора), меры по защите их прав и законных интересов, обязанности органов государ­ственного контроля (надзора) и их должностных лиц при про­ведении мероприятий по контролю.

Основными принципами защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении госу­дарственного контроля (надзора) являются:

презумпция добросовестности юридического лица или индивидуального предпринимателя;

соблюдение международных договоров Российской Фе­дерации;

открытость и доступность для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, выполнение которых проверяется при проведении государственного кон­троля (надзора);

установление обязательных требований федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами;

проведение мероприятий по контролю уполномоченны­ми должностными лицами органов государственного контро­ля (надзора);

соответствие предмета проводимого мероприятия по контролю компетенции органа государственного контроля (надзора);

периодичность и оперативность проведения мероприя­тия по контролю, предусматривающего полное и максималь­но быстрое проведение его в течение установленного срока;

учет мероприятий по контролю, проводимых органами государственного контроля (надзора);

возможность обжалования действий (бездействия) долж­ностных лиц органов государственного контроля (надзора), нарушающих порядок проведения мероприятий по контро­лю, установленный настоящим Федеральным законом, ины­ми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами;

признание в порядке, установленном федеральным законодательством, недействующими (полностью или частич­но) нормативных правовых актов, устанавливающих обяза­тельные требования, соблюдение которых подлежит провер­ке, если они не соответствуют федеральным законам;

устранение в полном объеме органами государственного контроля (надзора) допущенных нарушений в случае при­знания судом жалобы юридического лица или индивидуаль­ного предпринимателя обоснованной;

ответственность органов государственного контроля (надзора) и их должностных лиц при проведении государственно­го контроля (надзора) за нарушение законодательства Рос­сийской Федераций;

недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора) платы с юридических лиц и индивиду­альных предпринимателей за проведение мероприятий по контролю, за исключением случаев возмещения расходов органов государственного контроля (надзора) на осуществле­ние исследований (испытаний) и экспертиз, в результате которых выявлены нарушения обязательных требований;

недопустимость непосредственного получения органами государственного контроля (надзора) отчислений от сумм, взысканных с юридических лиц и (или) индивидуальных предпри­нимателей в результате проведения мероприятий по контролю.

Порядок проведения мероприятий по контролю. Мероп­риятия по контролю проводятся на основании распоряжений (приказов) органов государственного контроля (надзора). В них указываются:

номер и дата распоряжения (приказа) о проведении ме­роприятия по контролю;

наименование органа государственного контроля (над­зора);

фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного на проведение мероприятия по контролю;

наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится мероприятие по контролю;

цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по контролю;

правовые основания проведения мероприятия по конт­ролю, в том числе нормативные правовые акты, обязатель­ные требования которых подлежат проверке;

дата начала и окончания мероприятия по контролю.

Распоряжение (приказ) о проведении мероприятия по контролю либо его заверенная печатью копия предъявляет­ся должностным лицом, осуществляющим мероприятие по контролю, руководителю или иному должностному лицу юри­дического лица либо индивидуальному предпринимателю одновременно со служебным удостоверением.

Мероприятие по контролю может проводиться только тем должностным лицом (лицами), которое указано в распоря­жении (приказе) о проведении мероприятия по контролю.

Продолжительность мероприятия по контролю не долж­на превышать один месяц. В исключительных случаях, свя­занных с необходимостью проведения специальных исследо­ваний (испытаний), экспертиз со значительным объемом ме­роприятий по контролю, на основании мотивированного предложения должностного лица, осуществляющего мероп­риятие по контролю, руководителем органа государственно­го контроля (надзора) или его заместителем срок проведения мероприятия по контролю может быть продлен, но не более чем на один месяц.

В целях проверки выполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требо­ваний органом государственного контроля (надзора) в преде­лах своей компетенции проводятся плановые мероприятия по контролю. В отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государ­ственного контроля (надзора) плановое мероприятие по кон­тролю может быть проведено не более чем один раз в два года. При этом плановое мероприятие по контролю малого предприятия может быть проведено не ранее чем через три года с момента его государственной регистрации.

Внеплановой проверке, предметом которой является кон­троль исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, подлежит деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя при выявлении в результате планового мероприятия по контролю наруше­ний обязательных требований. Внеплановые мероприятия по контролю проводятся органами государственного конт­роля (надзора) также в других, предусмотренных законом, случаях.

При проведении мероприятий по контролю должност­ные лица органов государственного контроля (надзора) не вправе:

проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа государственного кон­троля (надзора), от имени которого действуют должност­ные лица;

осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий по контролю должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц или индиви­дуальных предпринимателей либо их представителей;

требовать представление документов, информации, об­разцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету про­верки, а также изымать оригиналы документов, относящих­ся к предмету проверки;

требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установлен­ные государственными стандартами или иными нормативны­ми документами;

распространять информацию, составляющую охраняе­мую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по контролю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

превышать установленные сроки проведения мероприя­тий по контролю.

Порядок составления актов. По результатам мероприя­тия по контролю должностным лицом (лицами) органа го­сударственного контроля (надзора), осуществляющим про­верку, составляется акт установленной формы в двух эк­земплярах.

В акте указываются:

дата, время и место составления акта;

наименование органа государственного контроля (над­зора);

дата и номер распоряжения, на основании которого про­ведено мероприятие по контролю;

фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), прово­дившего мероприятие по контролю;

наименование проверяемого юридического лица или фа­милия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, фамилия, имя, отчество, должность представителя юриди­ческого лица или представителя индивидуального предпри­нимателя, присутствовавших при проведении мероприятия по контролю;

дата, время и место проведения мероприятия по конт­ролю;

сведения о результатах мероприятия по контролю, в том числе о выявленных нарушениях, об их характере, о лицах, на которых возлагается ответственность за соверше­ние этих нарушений;

сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом представителя юридического лица или индивидуаль­ного предпринимателя, а также лиц, присутствовавших при проведении мероприятия по контролю, их подписи или отказ от подписи;

подпись должностного лица (лиц), осуществившего ме­роприятие по контролю.

К акту прилагаются акты об отборе образцов (проб) про­дукции, обследовании объектов окружающей среды, прото­колы (заключения) проведенных исследований (испытаний) и экспертиз, объяснения должностных лиц органов государ­ственного контроля (надзора), работников, на которых воз­лагается ответственность за нарушения обязательных требований, и другие документы или их копии, связанные с ре­зультатами мероприятия по контролю.

Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю юридического лица или его заместителю и индивидуальному предпринимателю или их представителям под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле органа государственного кон­троля (надзора).

В случае выявления в результате мероприятия по конт­ролю административного правонарушения должностным ли­цом органа государственного контроля (надзора) составляет­ся протокол в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонаруше­ниях, и даются предписания об устранении выявленных на­рушений.

Учет мероприятий по контролю. Юридические лица и индивидуальные предприниматели ведут журнал учета ме­роприятий по контролю. В нем должностным лицом органа государственного контроля (надзора) производится запись о проведенном мероприятии по контролю, содержащая све­дения о наименовании органа государственного контроля (надзора), дате, времени проведения мероприятия по кон­тролю, о правовых основаниях, целях, задачах и предме­те мероприятия по контролю, о выявленных нарушениях, о составленных протоколах, об административных право­нарушениях и о выданных предписаниях, а также указы­ваются фамилия, имя, отчество, должность лица (лиц), осуществившего мероприятие по контролю, и его (их) под­пись. Журнал должен быть прошит, пронумерован и удос­товерен печатью юридического лица или индивидуального предпринимателя. При отсутствии журнала учета мероп­риятий по контролю в акте, составляемом по результатам проведенного мероприятия по контролю, делается соот­ветствующая запись.

Меры по устранению выявленных недостатков. При вы­явлении в результате проведения мероприятия по контро­лю нарушений юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований должностные лица органов государственного контроля (надзора) в пре­делах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны принять меры по контро­лю над устранением выявленных нарушений, их предуп­реждением, предотвращением возможного причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу, а также меры по привлечению лиц, допустивших нарушения, к ответственности.

Если при проведении мероприятия по контролю будет установлено, что товар (работа, услуга) может причинить вред жизни, здоровью, окружающей среде и имуществу потребителей, орган государственного контроля (надзора) обязан довести до сведения потребителей информацию об опас­ном товаре (работе, услуге), о способах предотвращения возможного вреда, принять меры к недопущению причинения вреда, в том числе путем приостановления производства (реализации, выполнения) товара (работы, услуги) и (или) отзыва товара с рынка в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с последующим возмещением затрат за счет виновного лица.

Орган государственного контроля (надзора) может обра­щаться в суд с требованием о возмещении расходов на проведение исследований (испытаний) и экспертиз, в результа­те которых выявлены нарушения обязательных требований.

Обязанности лиц, осуществляющих контроль. Должност­ные лица органов государственного контроля (надзора) при проведении мероприятий по контролю обязаны:

своевременно и в полной мере исполнять предоставлен­ные в соответствии с законодательством Российской Феде­рации полномочия по предупреждению, выявлению и пресе­чению нарушений обязательных требований;

соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридических лиц и индивидуаль­ных предпринимателей;

проводить мероприятия по контролю на основании и в строгом соответствии с распоряжениями органов государствен­ного контроля (надзора) о проведении мероприятий по контролю в порядке, установленном законом;

посещать объекты (территории и помещения) юридичес­ких лиц и индивидуальных предпринимателей в целях про­дления мероприятия по контролю только во время испол­нения служебных обязанностей при предъявлении служебного удостоверения и распоряжения органов государствен­ного контроля (надзора) о проведении мероприятия по кон­тролю;

не препятствовать представителям юридического лица или индивидуального предпринимателя присутствовать при проведении мероприятия по контролю, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

предоставлять должностным лицам юридического лица или индивидуальным предпринимателям либо их представи­телям, присутствующим при проведении мероприятия по кон­тролю, относящуюся к предмету проверки необходимую ин­формацию;

знакомить должностных лиц юридического лица или ин­дивидуального предпринимателя либо их представителей с результатами мероприятий по контролю;

при определении мер, принимаемых по фактам выяв­ленных нарушений, учитывать соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жиз­ни, здоровья людей, окружающей среды и имущества, а так­же не допускать необоснованные ограничения прав и закон­ных интересов граждан, юридических лиц и индивидуаль­ных предпринимателей;

доказывать законность своих действий при их обжалова­нии юридическими лицами и индивидуальными предприни­мателями в порядке, установленном законодательством Рос­сийской Федерации.

Права юридических лиц и индивидуальных предприни­мателей. Должностные лица и представители юридического лица и индивидуальные предприниматели и их представите­ли при проведении мероприятий по контролю имеют право:

непосредственно присутствовать при проведении мероп­риятий по контролю, давать объяснения по вопросам, отно­сящимся к предмету проверки;

получать информацию, предоставление которой предус­мотрено настоящим Федеральным законом и иными норма­тивными правовыми актами;

знакомиться с результатами мероприятий по контролю и указывать в актах о своем ознакомлении, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органов государственного контроля (надзора);

обжаловать действия (бездействие) должностных лиц ор­ганов государственного контроля (надзора) в административ­ном и (или) судебном порядке в соответствии с законодатель­ством Российской Федерации.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели обеспечивают по требованию органа государственного конт­роля (надзора) присутствие своих должностных лиц, ответ­ственных за организацию и проведение мероприятий по вы­полнению обязательных требований, или своих

ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ПРОДАЖЕ ИМ ТОВАРОВ И ОКАЗАНИИ СВЯЗАННЫХ С ЭТИМ УСЛУГ


Отношения в области защиты прав потребителей регули­руются Гражданским кодексом Российской Федерации и фе­деральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

Специальным законом, регламентирующим отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, ис­полнителями, продавцами при продаже товаров, выполне­нии работ и оказании услуг, является Закон РФ "О защите прав потребителей".

В преамбуле закона даются определения основным исполь­зуемым в нем понятиям.

Потребитель — гражданин, имеющий намерение зака­зать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связан­ных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Изготовитель — организация независимо от ее органи­зационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потре­бителям.

Исполнитель — организация независимо от ее организа­ционно-правовой формы, а также индивидуальный предпри­ниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.

Продавец — организация независимо от ее организацион­но-правовой формы, а также индивидуальный предпринима­тель, реализующие товары потребителям по договору куп­ли-продажи.

Уполномоченная изготовителем (продавцом) организация или уполномоченный изготовителем (продавцом) индивиду­альный предприниматель — организация, осуществляющая определенную деятельность, или организация, созданная на территории Российской Федерации изготовителем (продав­цом), в том числе иностранным изготовителем (иностранным продавцом), выполняющие определенные функции на осно­вании договора с изготовителем (продавцом) и уполномочен­ные им на принятие и удовлетворение требований потреби­телей в отношении товара ненадлежащего качества, либо индивидуальный предприниматель, зарегистрированный на территории Российской Федерации, выполняющий опреде­ленные функции на основании договора с изготовителем (про­давцом), в том числе с иностранным изготовителем (иност­ранным продавцом), и уполномоченный им на принятие и удовлетворение требований потребителей в отношении това­ра ненадлежащего качества.

Импортер — организация, независимо от организацион­но-правовой формы, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие импорт товара для его последующей реа­лизации на территории Российской Федерации.

Недостаток товара (услуги) — несоответствие товара (услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора, или целям, для которых товар (услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию.

Существенный недостаток товара (услуги) — неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных затрат времени, или выявляет­ся неоднократно, или проявляется вновь после его устране­ния, или другие подобные недостатки.

Безопасность товара (услуги) — безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также бе­зопасность процесса выполнения работы (оказания услуги).

Общие положения закона. В соответствии с требованиями Гражданского кодекса и Закона РФ "О защите прав потреби­телей" продавец обязан передать потребителю товар, каче­ство которого соответствует договору, а при отсутствии в договоре условий о качестве товара — передать товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется.

В том случае, когда продавец при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных це­лях приобретения, он обязан передать потребителю товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями.

Если законами или в установленном ими порядке предус­мотрены обязательные требования к товару, потребителю должен быть передан товар, соответствующий этим требова­ниям.

При продаже товара по образцу или описанию продавец обязан передать потребителю товар, который им соответствует.

Законом предусмотрены права и обязанности изготовителя (продавца) устанавливать срок службы, срок годности товара и гарантийный срок на товар.

Срок службы изготовитель вправе устанавливать на то­вар, предназначенный для длительного использования. Это период, в течение которого изготовитель обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара по назначению и нести ответственность за существенные недо­статки, имеющиеся в нем.

В некоторых случаях установление срока службы являет­ся обязанностью изготовителя. Это правило действует в от­ношении товаров, а также комплектующих изделий (дета­лей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенно­го периода могут представлять опасность для жизни, здоро­вья потребителя, причинить вред его имуществу или окру­жающей среде.

Срок службы может измеряться либо единицами времени (часами, месяцами, годами и др.), либо иными единицами измерения (километрами, циклами и др.) исходя из функцио­нального назначения товара.

Изготовитель обязан обеспечить возможность использова­ния товара в течение его срока службы. Для этой цели он обеспечивает ремонт и техническое обслуживание товара, а также выпуск и поставку в торговые и ремонтные организа­ции в необходимых для ремонта и технического обслужива­ния объеме и ассортименте запасных частей в течение срока производства товара и после снятия его с производства в те­чение срока службы товара, а при отсутствии такого срока в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю.

Срок годности — это период, по истечении которого то­вар считается непригодным для использования по назначе­нию. Он устанавливается на пищевые продукты, парфюмер­но-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и т. п.

Продажа товара по истечении установленного срока год­ности запрещается. Также запрещается продавать товары, на которые должен быть установлен срок годности, но он не установлен.

Изготовитель вправе устанавливать на товар гарантий­ный срок — период, в течение которого в случае обнаруже­ния в товаре недостатка изготовитель, продавец, уполномо­ченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель либо импортер обязаны удовлетворить ус­тановленные действующим законодательством требования потребителя (например, о замене товара с недостатком на товар надлежащего качества).

Изготовитель вправе принять дополнительное обязатель­ство в отношении недостатков товара, обнаруженных по ис­течении установленного им гарантийного срока. При этом он сам определяет содержание дополнительного обязательства, срок его действия и порядок осуществления потребителем прав по нему.

Если изготовителем гарантийный срок на товар установ­лен не был, то это может сделать продавец. Он же вправе принять на себя дополнительное обязательство в отношении недостатков товара, обнаруженных по истечении гарантий­ного срока, установленного изготовителем. Содержание до­полнительного обязательства продавца, срок его действия и порядок осуществления потребителем прав по нему опреде­ляются договором между потребителем и продавцом.

Права потребителя, установленные законом. Потребитель имеет право на безопасность товара. Это означает, что то­вар при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации должен быть безопасен для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а так­же не причинять вреда имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара, являют­ся обязательными и устанавливаются законом или в установ­ленном им порядке.

Изготовитель обязан обеспечить безопасность товара в те­чение установленного для него срока службы или срока год­ности. Если же изготовитель не установил на товар срок служ­бы, он обязан обеспечить безопасность товара в течение де­сяти лет со дня передачи его потребителю.

Если для безопасного использования товара, его хране­ния, транспортировки и утилизации необходимо соблюдать специальные правила, изготовитель обязан указать эти пра­вила в сопроводительной документации на товар, этикетке, маркировкой или иным способом. Продавец обязан довести указанные правила до сведения потребителя.

Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу по­требителя вследствие необеспечения безопасности товара, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном законом.

Если в отношении товаров установлены обязательные тре­бования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здо­ровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, соответствие то­варов указанным требованиям подлежит обязательному под­тверждению в порядке, предусмотренном действующим за­конодательством. Продажа товара, в том числе импортного, без информации об обязательном подтверждении его соот­ветствия указанным требованиям, не допускается.

В случаях, когда выявляется, что при соблюдении потре­бителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара он причиняет или может причинить вред жизни, здоровью и имуществу потребителя, окружаю­щей среде, изготовитель или продавец обязаны незамедли­тельно приостановить его производство (реализацию) до ус­транения причин вреда, а в необходимых случаях принять меры по изъятию его из оборота и отзыву от потребителя (потребителей). Если причины вреда устранить невозможно, изготовитель обязан снять такой товар с производства. При невыполнении им этой обязанности уполномоченный федераль­ный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей принимает меры по от­зыву такого товара с внутреннего рынка или от потребите­лей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Убытки, причиненные потребителю в связи с от­зывом товара, подлежат возмещению изготовителем в пол­ном объеме.

Закон закрепил право потребителей на необходимую и до­стоверную информацию об изготовителе, продавце, товарах.

Такая информация в наглядной и доступной форме долж­на доводиться до сведения потребителей при заключении договоров купли – продажи на русском языке и дополнительно, по усмотрению изготовителя (продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации

Информация об изготовителе (продавце) должна содер­жать:

фирменное наименование или наименование;

место его нахождения (адрес);

режим работы;

номер и срок действия лицензии, информацию о выдав­шем ее органе (если вид осуществляемой продавцом или из­готовителем деятельности подлежит лицензированию).

Если изготовителем или продавцом является индивидуаль­ный предприниматель, то он должен дополнительно предоставить информацию о государственной регистрации и наиме­новании зарегистрировавшего его органа.

При осуществлении торговли вне постоянного места на­хождения продавца (например, на ярмарках, с лотков и т. п.) вся указанная информация также должна быть доведена до сведения потребителя.

Информация о товаpax (услугах) обязательно должна исключать в себя:

наименование технического регламента или иное обо­значение, установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствую­щее об обязательном подтверждении соответствия товара;

сведения об основных потребительских свойствах това­ров (услуг), а в отношении продуктов питания сведения о составе (в том числе наименование использованных в про­цессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генноинженерно-модифицированных организмов), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопока­заниях для их применения при отдельных заболеваниях. Перечень товаров (услуг), информация о которых должна со­держать противопоказания для их применения при отдель­ных заболеваниях, утверждается Правительством Российс­кой Федерации;

цену в рублях и условия приобретения товаров (услуг);

гарантийный срок, если он установлен;

правила и условия эффективного и безопасного исполь­зования товаров (услуг);

срок службы или срок годности товаров, а также сведе­ния о необходимых действиях потребителя по истечении ука­занных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использова­ния по назначению;

адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера);

информацию об обязательном подтверждении соответ­ствия товаров (услуг), если они подлежат такому подтверж­дению;

информацию о правилах продажи товаров (оказания ус­луг).

Если приобретаемый товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток, то информация об этом представля­ется потребителю обязательно.

Вся перечисленная выше информация доводится до све­дения потребителей в технической документации, прилагае­мой к товарам, на этикетках, маркировкой или иным спосо­бом, принятым для отдельных видов товаров. Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров предос­тавляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.

Если потребителю не была предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора инфор­мацию о товаре, он вправе потребовать от продавца возме­щения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор уже заключен, то в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков. При отказе от исполнения договора товар должен быть возвращен потребителем продавцу.

В случае, когда непредоставление информации или пре­доставление неполной и недостоверной информации о то­варе привело к возникновению в нем недостатков (напри­мер, из-за неправильной эксплуатации электробытового прибора, вызванной отсутствием инструкции на русском языке), потребитель вправе предъявить продавцу те же требования, что и в отношении товаров ненадлежащего качества.

Если из-за отсутствия информации о товаре или предос­тавления ненадлежащей информации будет причинен вред жизни, здоровью и имуществу потребителя, он вправе требовать от продавца возмещения вреда в полном объеме.

Последствия продажи товаров ненадлежащего качества. В соответствии с Законом РФ "О защите прав потребителей" потребитель, которому продан товар ненадлежащего каче­ства, если оно не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать:

безвозмездного устранения недостатков товара или воз­мещения расходов на их исправление потребителем или тре­тьим лицом;

соразмерного уменьшения покупной цены;

замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);

замены на такой же товар другой марки (модели, арти­кула) с соответствующим перерасчетом покупной цены.

Вместо предъявления этих требований потребитель впра­ве отказаться от исполнения договора купли-продажи и по­требовать возврата уплаченной за товар денежной суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен воз­вратить товар с недостатками.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.

В отношении технически сложных и дорогостоящих това­ров требования потребителя об их замене на товары анало­гичной марки (модели, артикула), а также о замене на та­кие же товары другой марки (модели, артикула) с соответ­ствующим перерасчетом покупной цены подлежат удовлет­ворению в случае обнаружения существенных недостатков товаров. Перечень технически сложных товаров утверждает­ся Правительством Российской Федерации.

Все перечисленные выше требования предъявляются по­требителем продавцу либо уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю.

Требования о безвозмездном устранении недостатков то­вара или возмещении расходов на их исправление, а также о замене на товар аналогичной марки (модели, артикула) по­требитель вправе предъявить изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпри­нимателю, импортеру. Вместо предъявления этих требова­ний он имеет право возвратить изготовителю товар ненадле­жащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы.

В случае обнаружения недостатков товара, свойства ко­торого не позволяют устранить их, потребитель по своему выбору вправе потребовать от продавца (уполномоченной орга­низации или уполномоченного индивидуального предприни­мателя) замены товара на товар аналогичной марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены, соразмерного уменьшения покупной цены либо отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы, а от изготовителя (уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) замены товара на товар аналогичной марки (модели, артикула) или возврата уплаченной за него денежной суммы.

Отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющего факт и условия по­купки товара, не является основанием для отказа в удовлет­ворении его требований.

Продавец, изготовитель, уполномоченная организация (уполномоченный индивидуальный предприниматель) или импортер обязаны принять у потребителя товар ненадлежа­щего качества и в случае необходимости провести проверку сто качества. Потребитель вправе участвовать в такой про­верке. В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец, изготовитель, уполномоченная организация уполномоченный индивидуальный предприниматель) или импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Право потребителя — оспорить заключение такой эксперти­зы в судебном порядке.

Если в результате проведенной экспертизы будет уста­новлено, что недостатки в товаре возникли вследствие об­стоятельств, за которые не отвечает продавец или изготовитель (например, из-за нарушений потребителем правил ис­пользования, хранения или транспортировки товара), потре­битель обязан возместить расходы на проведение эксперти­зы, а также связанные с ее проведением расходы на хране­ние и транспортировку товара.

Сроки предъявления потребителем требований в отно­шении недостатков товаров. Требования в отношении недостатков товаров потребитель вправе предъявить продавцу изготовителю, уполномоченной организации или уполномо­ченному индивидуальному предпринимателю, импортеру), гели недостатки были обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.

Гарантийный срок товара, а также срок его службы ис­числяются со дня передачи товара потребителю. Если день продажи товара установить невозможно, эти сроки исчисля­ются со дня изготовления товара.

Срок годности товара определяется периодом, исчисляе­мым со дня изготовления товара, в течение которого он при­годен к использованию, или датой, до наступления которой товар пригоден к использованию.

Если иное не установлено договором, то гарантийные сроки на комплектующие изделия и составные части това­ра считаются равными гарантийному сроку на основное из­делие.

Если товар нуждается в сборке, установке или подклю­чении, то гарантийный срок исчисляется со дня его сборки, установки или подключения, а при невозможности установ­ления этих сроков — с момента заключения договора купли-продажи.

Для товаров сезонного назначения (одежда, меховые из­делия, обувь и др.) гарантийный срок исчисляется с момен­та наступления соответствующего сезона. Периоды продол­жительности соответствующих сезонов устанавливаются субъектами Российской Федерации исходя из климатичес­ких условий.

В случаях, когда предусмотренный договором гарантий­ный срок составляет менее двух лет и недостатки товара об­наружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить ука­занные выше требования продавцу или изготовителю, если докажет, что недостатки возникли до передачи ему товара или по причинам, возникшим до этого момента.

Если гарантийный срок или срок годности на товар не установлен, то связанные с недостатками товара требования могут быть предъявлены потребителем при условии, что они обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи товара потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором. Однако следует учесть, что продавец (изготовитель, уполномоченная органи­зация или уполномоченный индивидуальный предпринима­тель, импортер) отвечает за недостатки товара, на который не установлен гарантийный срок, лишь в том случае, если потребитель докажет, что недостатки товара возникли до того, как он был передан ему или по причинам, возникшим до этого момента.

В соответствии с установленными Законом правилами, доставка крупногабаритного товара и товара, весящего бо­лее 5 кг, для ремонта, уценки, замены и их возврат потреби­телю осуществляются силами и за счет того, кому предъяв­лено соответствующее требование. Если же потребитель сам осуществляет доставку и возврат таких товаров, то продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномо­ченный индивидуальный предприниматель, импортер) обя­зан будет возместить ему связанные с этим расходы.

Сроки удовлетворения изготовителем или продавцом тре­бований потребителя. Недостатки, обнаруженные в товаре, должны быть устранены изготовителем (продавцом, уполно­моченной организацией или уполномоченным индивидуаль­ным предпринимателем, импортером) незамедлительно, если иной срок устранения недостатков товара не определен со­глашением сторон в письменной форме.

В этом случае гарантийный срок на товар продлевается на период, в течение которого он не использовался. При ус­транении недостатков товара посредством замены комплек­тующего изделия или составной части основного изделия, на которые установлены гарантийные сроки, на новое комплек­тующее изделие или составную часть основного изделия устанавливается гарантийный срок той же продолжительнос­ти, что и на замененное комплектующее изделие или со­ставную часть основного изделия, если иное не предусмот­рено договором, и гарантийный срок исчисляется со дня вы­дачи потребителю этого товара по окончании ремонта.

При ремонте товара длительного пользования изготови­тель, продавец либо уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель обязаны по просьбе потребителя в трехдневный срок безвозмездно пре­доставить ему на период ремонта аналогичный товар, обеспе­чив доставку за свой счет. Это правило не распространяется на товары, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

Требование потребителя о замене товара ненадлежащего качества должно быть удовлетворено продавцом (изготови­телем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в семиднев­ный срок, а при необходимости дополнительной проверки ка­чества товара — в течение 20 дней со дня предъявления ука­занного требования. При отсутствии необходимого товара за­мена должна быть произведена в течение месяца со дня предъявления потребителем указанного требования, а в рай­онах Крайнего Севера и других районах сезонного завоза то­варов — в срок, необходимый для очередной доставки соот­ветствующего товара в эти районы.

Товар ненадлежащего качества должен быть заменен на новый, т. е. не бывший в употреблении товар.

При замене товара гарантийный срок исчисляется заново со дня передачи товара потребителю.

Если для замены товара требуется более семи дней, то, как и в случае ремонта товара, потребитель вправе требо­вать предоставления ему на период замены аналогичного то­вара длительного пользования.

В течение 10 дней со дня предъявления подлежат удов­летворению продавцом (изготовителем, уполномоченной орга­низацией или уполномоченным индивидуальным предприни­мателем, импортером) следующие требования потребителя:

о соразмерном уменьшении покупной цены товара;

о возмещении расходов на исправление недостатков то­вара потребителем или третьим лицом;

о возврате уплаченной за товар денежной суммы;

о возмещении убытков, причиненных потребителю вслед­ствие продажи товара ненадлежащего качества.

Ответственность изготовителя или продавца за просрочку выполнения требований потребителя. Законом РФ "О защите прав потребителей" установлено, что за просрочку выполнения требований об устранении недостатков товара, о замене товара ненадлежащего качества, о соразмерном уменьшении покупной цены, о возмещении расходов на исправление недостатков, о возврате уплаченной за товар денежной суммы, о возмещении убытков, причиненных потре­бителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества, а также за невыполнение или задержку выполнения требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара.

Цена товара определяется исходя из его цены, существовавшей в том месте, в котором должно было быть удовлетво­рено требование потребителя, в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование не было удовлетворено добровольно.

Порядок расчетов с потребителем в случае приобретения им товара ненадлежащего качества. Расчеты с потребителем в случае приобретения им товара ненадлежащего качества производятся в следующем порядке:

при замене товара ненадлежащего качества на товар аналогичной марки (модели, артикула) перерасчет цены товара не производится;

при замене товара на такой же товар другой марки (модели, артикула), если цена товара, подлежащего замене, ниже цены товара, предоставленного взамен, потребитель должен доплатить разницу в ценах; если же она выше цены предоставленного взамен товара, разница в ценах выплачи­вается потребителю. Цена товара, подлежащего замене, определяется на момент его замены, а если требование потребителя не удовлетворено продавцом, цена заменяемого то вара и цена передаваемого взамен товара определяются на момент вынесения судом решения о замене товара;

при предъявлении потребителем требования о соразмер­ном уменьшении покупной цены товара в расчет принимается цена товара на момент предъявления требования об уценке или, если оно добровольно не удовлетворено, на момент вы­несения судом решения о соразмерном уменьшении покуп­ной цены;

при возврате товара ненадлежащего качества потреби­тель вправе требовать возмещения разницы между ценой то­вара, установленной договором, и ценой соответствующего товара на момент добровольного удовлетворения такого тре­бования или, если оно добровольно не удовлетворено, на момент вынесения судом решения.

В случае возврата товара ненадлежащего качества, про­данного в кредит, потребителю возвращается уплаченная за товар денежная сумма в размере погашенного ко дню воз­врата указанного товара кредита, а также возмещается пла­та за предоставление кредита.

Право потребителя на обмен товара надлежащего каче­ства. Закон РФ "О защите прав потребителей" предоставляет потребителям право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если он не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комп­лектации.

Такой обмен производится в течение четырнадцати дней, не считая дня покупки товара, если он не был в употребле­нии, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ1. Перечень товаров, не подлежацих обмену по указанным основаниям, утверждается Пра­вительством Российской Федерации.

В случае если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель впра­ве- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денеж­ной суммы. Такое требование подлежит удовлетворению в течение трех дней со дня возврата указанного товара.

По соглашению потребителя с продавцом обмен товара может быть предусмотрен при поступлении аналогичного то­вара в продажу, о чем продавец обязан незамедлительно сообщить потребителю.

Особенности дистанционной продажи товаров. Законом установлено, что договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления потребителя с пред­ложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах, представленным на фото­снимках, по телевидению, по радио, через Интернет или иными способами, исключающими возможность непосред­ственного ознакомления потребителя с товаром либо его об­разцом при заключении такого договора. Это так называемый дистанционный способ продажи товара.

В таких случаях продавец до заключения договора обя­зан предоставить потребителю информацию об основных по­требительских свойствах товара, об адресе (месте нахож­дения) продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изго­товителя), о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантий­ном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.

Потребителю в момент доставки товара должна быть в письменной форме предоставлена информация о товаре, а также информация о порядке и сроках возврата товара.

При дистанционном способе продажи товара потребитель вправе отказаться от него в любое время до его передачи, а после передачи товара — в течение семи дней. Однако по­требитель не может отказаться от товара надлежащего каче­ства, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем.

Если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отка­заться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара.

Возврат товара надлежащего качества возможен в слу­чае, если сохранены его товарный вид, потребительские свой­ства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Отсутствие у потребителя доку­мента, подтверждающего факт и условия покупки товара, не лишает его возможности ссылаться на другие доказатель­ства приобретения товара у данного продавца.

При отказе потребителя от товара продавец должен воз­вратить ему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара, не позднее чем через десять дней со дня предъявления потребителем соответству­ющего требования.

Последствия продажи товара ненадлежащего качества дистанционным способом установлены положениями рассмат­риваемого закона и были описаны ранее.

Помимо рассмотренных выше вопросов Закон РФ "О за­щите прав потребителей" регулирует вопросы защиты прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг) и со­держит ряд других положений. Им, в частности, установ­лены права потребителей на просвещение в области защи­ты их прав, на государственную и общественную защиту их интересов, а также определен механизм реализации этих прав.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАДЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ТОРГОВЛИ


Одним из методов государственного контроля в торговле пишется надзор за выполнением законов и установленных правил, а в случае их нарушения — применение санкций в пределах компетенции проверяющего органа.

В настоящее время федеральным органом исполнитель­ной власти, осуществляющим функции по контролю и над­зору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и по­требительского рынка, является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Она находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российкой Федерации.

Служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Фе­дерации, органами местного самоуправления, общественны­ми объединениями и иными организациями.

Основными полномочиями Роспотребнадзора, в частности, Являются:

государственный санитарно-эпидемиологический надзор на соблюдением санитарного законодательства;

государственный контроль над соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потреби­телей;

контроль над соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, выпол­нения работ, оказания услуг;

осуществление в установленном порядке проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в об­ласти защиты прав потребителей, правил продажи отдель­ных видов товаров;

организация приема граждан, обеспечение своевремен­ного и полного рассмотрения обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок.

В целях реализации указанных полномочий Федеральная служба имеет право:

организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, в том числе на­учных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности;

давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции службы;

запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции службы вопросам;

привлекать в установленном порядке для проработки вопросов установленной сферы деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов;

пресекать факты нарушения законодательства Российс­кой Федерации в установленной сфере деятельности, а так­же применять предусмотренные законодательством Россий­ской Федерации меры ограничительного, предупредительно­го и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требова­ний в установленной сфере деятельности;

осуществлять контроль над деятельностью территори­альных органов службы и подведомственных организаций;

создавать совещательные и экспертные органы (советы, ко­миссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;

разрабатывать и утверждать в установленном порядке образцы форменной одежды, знаков различия и отличия, удостоверений, порядок ношения форменной одежды.

При этом служба не вправе осуществлять в установлен­ной сфере деятельности нормативно-правовое регулирова­ние, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, а также оказание платных услуг.

За нарушения действующего законодательства в сфере торговли установлены различные виды административной и уголовной ответственности.

Например, Кодексом РФ об административных пра­вонарушениях установлена ответственность за различные административные правонарушения в области предприни­мательской деятельности, в том числе связанной с торгов­лей.

Некоторые незаконные действия в сфере экономической деятельности относятся к уголовным преступлениям и под­лежат более строгому наказанию.

К таким преступлениям в соответствии с Уголовным ко­дексом РФ (УК РФ) отнесены:

незаконное предпринимательство, т. е. осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или с нарушением правил регистрации, а также представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юри­дических лиц, документов, содержащих заведомо ложные сведения, либо осуществление предпринимательской деятель­ности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с на­рушением условий лицензирования, если это деяние причи­нило крупный ущерб гражданам, организациям или государ­ству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном раз­мере;

производство, приобретение, хранение, перевозка в це­лях сбыта или сбыт немаркированных товаров и продукции, которые подлежат обязательной маркировке марками акциз­ного сбора, специальными марками или знаками соответствия, защищенными от подделок, совершенные в крупном или особо крупном размере;

незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб;

заведомо ложная реклама, т. е. использование в рекла­ме заведомо ложной информации относительно товаров, ра­бот или услуг, а также их изготовителей (исполнителей, продавцов), совершенное из корыстной заинтересованности и причинившее значительный ущерб;

обман потребителей путем обмеривания, обвешивания, обсчета, введения в заблуждение относительно потребитель­ских свойств или качества товара (услуги) или иной обман потребителей в организациях, осуществляющих реализацию товаров или оказывающих услуги населению, а равно граж­данами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли (услуг), если эти дея­ния совершены в значительном размере или крупном разме­ре (обманом потребителей в значительном размере призна­ется обман, причинивший им ущерб в сумме, превышающей одну десятую часть минимального размера оплаты труда, а в крупном размере — в сумме не менее одного минимально­го размера оплаты труда).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Памбухчиянц О. В. Организация и технология коммерческой деятельности: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2006. — 648 с.

Абчук В.А. Коммерция: Учеб. / Европ. ин-т экспертов. - СПб: Йзд-во Михайлова В.А., 2002. - 475 с.

Басовский Л.Е. Менеджмент: Учеб. пособ. для эконом, спец. вузов / Л.Е. Басовский. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 216 с.

Дашков А.Н. Коммерция и технология торговли: Учебник для вузов / 3-е изд., перераб. и допол. - М.: Маркетинг, 2003. - 596 с.

Коммерческая деятельность предприятия: стратегия, организация, управление: Учеб. пособие / В.К. Козлов, С.А. Уваров, Н.В. Яковлева, А.И. Петрик; под ред. В.К. Козлова, С.А. Уварова. - СПб.: Политехника, 2002. -322 с.

Манько А.В. Коммерция: Учеб-метод, пособие/А.В. Манько. ~ М.: Финансы и статистика, 2004. - 256 с.

Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность: Учебник для вузов. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 248 с.

Осипова Л.В. Основы коммерческой деятельности: Учеб. пособие для экон. спец. вузов / Л.В. Осипова, И.М. Синяева. - 2-е изд., перераб и допол. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 623 с.

Организация производства и управление предприятием: Учеб. / Под ред. О.Г. Гуровца. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 528 с.

Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учеб. для вузов / под общ. ред. Соломатина. - М.: ИНФРА-М, 2003. -295 с.


1 Отсутствие у потребителя товарного или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его воз­можности ссылаться на свидетельские показания.

Похожие работы:

  1. • Понятие и виды источников коммерческого права
  2. • Государственное регулирование коммерческой ...
  3. • Роль мелкого бизнеса в экономике
  4. • Государственное регулирование ВЭД
  5. • Государственное регулирование внешнеторговой ...
  6. • Государственное регулирование внешнеторговой ...
  7. • Государственное регулирование внешнеэкономической ...
  8. •  ... с билетами по предмету Государственное регулирование за 2000 ...
  9. • Государственное регулирование и саморегулирование ...
  10. • Государственное регулирование экономики
  11. • Государственное регулирование внешнеторговой деятельности
  12. • Государственное регулирование экономики
  13. • Организация коммерческой деятельности на предприятии
  14. • Проблемы государственного регулирования отечественной ...
  15. • Государственное регулирование экономики
  16. • Организация коммерческой деятельности предприятия
  17. • Коммерческая деятельность
  18. • Государственное регулирование рыночной экономики
  19. • Государственное регулирование маркетинга
Рефетека ру refoteka@gmail.com