Рефетека.ру / Государство и право

Реферат: Государственная социальная политика по вопросам пенсионного обслуживания населения

Содержание


Введение

1. Государственная социальная политика в области пенсионного обеспечения

2. Организация информирования населения по вопросам пенсионного обеспечения

Заключение

Список использованной литературы


Введение


Политическая жизнь современной России все более концентрируется вокруг проблематики, связанной с социальной политикой, направленной на реализацию той модели общественно-политического устройства, которая называется социальным государством. В любом социально ориентированном государстве, забота о незащищённых слоях населения является неотъемлемым элементом государственной политики. В решении проблемы перехода к современному социальному государству основная роль принадлежит социальной политике, включающей решение различных задач, основанных на реализации принципа социальной справедливости. Государственная социальная политика охватывает широкий круг мер по разработке, совершенствованию и осуществлению гарантий в следующих областях: пенсионное обеспечение; поддержка лиц, чей доход достигает черты бедности; охрана материнства и детства; соблюдение установленных норм трудовых отношений; расширение доступности образовательных, медицинских, информационных услуг. Среди этих задач важное место занимает пенсионное обеспечение. Уровень и качество пенсионного обеспечения - важная составляющая экономического и социального положения населения страны и каждого гражданина в отдельности. Современное состояние экономической и социальной сфер свидетельствует о том, что социальная защищенность отдельных групп населения Российской Федерации оставляет желать лучшего. Низкий уровень социального обеспечение пенсионеров вызывает много нареканий, воспринимается как нарушение принципа социальной справедливости и не способствует достижению прочного социального мира.

Таким образом, формирование системы пенсионного обеспечения, адекватной новым отношениям собственности, распределения, производства и потребления, представляется весьма значимым с точки зрения поддержания достойного существования нетрудоспособных граждан России.

Актуальность выбранной темы очевидна.

Работа состоит из введения, двух частей, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы составляет 16 страниц.


1. Государственная социальная политика в области пенсионного обеспечения


Одним из этапов жизни человека является старость, когда человек по объективным причинам не имеет возможности обеспечивать своё достойное существование или эта возможность существенно ограничена. Поэтому одна из задач государства – создание эффективного механизма, позволяющего этой категории населения реализовать своё Конституционное Право на достойную старость.

Пенсионное обеспечение – это вид социальной защиты, особенностями которого является регулярное предоставление со стороны общества и государства материальных средств из пенсионных фондов или бюджета в целях обеспечения жизнедеятельности граждан, ставших инвалидами, или длительное время занимавшихся определенной профессиональной деятельностью, граждан, достигших пенсионного возраста, а также нетрудоспособных граждан, потерявших кормильца.

Определяющая роль в управлении пенсионным обеспечением в нашей стране принадлежит государству, которое обязано организовать и обеспечить финансирование соответствующей общегосударственной системы социального обеспечения, гарантировать ее бесперебойное функционирование, содействовать активизации негосударственных пенсионных организаций, что является глобальным направлением в государственной социальной политике.

В социальном плане особенностью пенсионного обеспечения является адресность, что предполагает его ориентацию не только на отдельные категории граждан, но, главным образом, на конкретного человека с целью сохранения такого уровня его жизни, который позволял бы ему вести достойную жизнь и свободно развиваться.

Объектом пенсионного обеспечения являются социальные группы, в состав которых входят лица, которые:

эффективно работали и благополучно дожили до пенсионного возраста;

потерявшие трудоспособность в процессе выполнения трудовых и общественных обязанностей и инвалиды с детства;

не работавшие в трудоспособном возрасте, но дожившие до нетрудоспособного возраста, начиная с которого лицо обеспечивается за счет средств общества и государства.

Субъектами социального управления пенсионным обеспечением являются:

государство в лице своих органов, распределяющих финансовые средства, идущие на удовлетворение нужд нетрудоспособных;

различные негосударственные пенсионные и общественные организации.

Вплоть до окончания 2001 года пенсионная система России была полностью распределительной (принцип «солидарности поколений»), то есть финансирование текущих пенсий осуществлялось исключительно за счет средств, собираемых с работодателей в виде налогов на фонд оплаты труда. Основной принцип указанной системы пенсионирования прост и понятен: собранные пенсионные взносы не инвестируются, а тратятся сразу. Однако при снижении отношения численности работающего населения к численности пенсионеров нельзя построить устойчивую модель распределительной системы с постоянными значениями налоговой нагрузки и пенсионного возраста. Для этого приходится либо увеличивать налоги, либо повышать пенсионный возраст, либо, что представляется наиболее целесообразным, реформировать такую систему. Она характеризовалась наличием многочисленных льгот и привилегий, вводимых спонтанно, без учета потребностей отдельных категорий работников в отношении возраста выхода на пенсию и ее выплаты, введением всевозможных надбавок и повышений, установлением льготного порядка исчисления стажа, включением в стаж, наряду с основной работой, других видов деятельности и т.п. Данные обстоятельства превратились в один из существенных факторов, приводящих к низкому уровню пенсий и недовольству значительной части пенсионеров.1

В процессе реформирования на смену обезличенной системе пенсионного обеспечения пришла разветвленная, персонифицированная и многоуровневая система пенсионирования населения. Новая система пенсионного обеспечения призвана в большей степени учитывать изменяющееся социально-экономическое поведение работников. Коренным образом меняется отношение застрахованных лиц к формированию своей будущей пенсии. Раньше роль будущего пенсионера была пассивной, о пенсионном обеспечении граждан заботилось государство исходя из своих финансовых возможностей, и пенсионер не мог повлиять на размер будущей пенсии. Начавшаяся в 2002 году пенсионная реформа направлена на то, чтобы застрахованные лица могли сами влиять на размер будущей пенсии.

Важным фактором, определяющим пути совершенствования пенсионного обеспечения населения является реализация положений Пенсионной реформы, ключевыми из которых являются:

отделение бюджета пенсионной системы от федерального бюджета;

предоставление широких полномочий органам, обеспечивающим пенсионное обслуживание населения на местах;

введение пенсионного страхования и персонифицированного учета работающего населения;

создание негосударственных пенсионных фондов.

Суть пенсионной системы заключается в переходе на страховые принципы: и право на трудовую пенсию, размер которой теперь напрямую зависят от уплаты страховых взносов в ПФР за каждого конкретного человека.

Таким образом, действующая пенсионная система основана на механизмах и технологиях реального страхования, что позволяет:

установить зависимость размера пенсии от трудового вклада на протяжении всей жизни;

увеличить уровень дифференциации пенсий в зависимости от получаемой заработной платы;

создать благоприятные предпосылки для изменений на рынке труда и в сфере заработной платы.

Основным критерием дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения признается в законе труд и его результаты.

Нормами ч.1 ст.39 Конституции РФ закреплено гарантированное государством право каждого на социальное обеспечение по возрасту, инвалидности, потере кормильца и в иных случаях. Реализация указанного права на трудовую пенсию осуществляется посредством применения норм ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при наступлении страхового случая (достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца) и наличии страхового стажа.2

Пенсионное обеспечение базируется на общенациональном законодательстве, его финансирование осуществляется на основе обязательных страховых взносов работодателей, работников, самозанятого населения, а также ассигнований из федерального бюджета.

Пенсионное обеспечение в РФ осуществляется государственными органами социальной защиты населения.

Правила обращения за пенсией, её назначения и организация выплаты, ведения пенсионной документации устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ.

Обращаться за пенсией можно в любое время после возникновения права на неё. Это правило относится ко всем видам пенсии.

В Законе все пенсии подразделяются на две группы - трудовые пенсии и социальные пенсии.

Трудовая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи с их смертью.

Тем гражданам, которые по каким-либо причинам не имеют право на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия. Это пенсия для всех.

Помимо перечисленных необходимых условий установления трудовых пенсий Закон определяет механизм исчисления пенсии, условия выплаты. Целью данного Закона является обеспечение стабильности достигнутого уровня пенсионного обеспечения и его повышения по мере роста благосостояния трудящихся.

Право на трудовую пенсию имеют только «застрахованные лица», т.е. лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, а также члены их семей в случае потери кормильца. Перечень таких лиц дается в ст.7 ФЗ от 15.12.2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ».3

В соответствии с ч.2 ст.7 указанного ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании» право на обязательное страховое обеспечение, т.е. на страховую и накопительную части трудовых пенсий, реализуется только в случае уплаты страховых взносов за работающих по трудовому договору или договору гражданско-правового характера.

Пенсионные взносы платят работодатели, заказчики, подрядчики по гражданско-правовым договорам о выполнении работ или оказании услуг. Это означает, что при неуплате ими по каким-либо причинам взносов или при намеренном занижении их размеров застрахованные лица либо вообще не приобретут пенсионных прав за соответствующий период, либо будут иметь пенсионные накопления в заниженном размере.

В этой же статье подчеркивается целевое назначение трудовых пенсий. Они предоставляются, чтобы компенсировать застрахованным лицам заработную плату (доход), а членам их семей - доход, утраченный в связи с их смертью.

Законом установлено три вида пенсий: по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца. Нет больше пенсий за выслугу лет, поскольку ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» не содержит такого страхового случая. Теперь пенсии за выслугу лет будут именоваться досрочными пенсиями по старости.

Структура пенсий: трудовая пенсия по старости и по инвалидности может состоять из трех частей (базовой, страховой - с 01.01.2002 г., и накопительной - с 01.01.2003 г.), а по случаю потери кормильца состоит из двух частей: базовой и страховой.

При этом базовая часть финансируется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, страховая часть - за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователем за застрахованных лиц на финансирование страховой части трудовой пенсии.

Базовая часть трудовой пенсии - фиксированная часть, устанавливаемая в твердой сумме, выплачивается за счет средств федерального бюджета.

Страховая часть трудовой пенсии - дифференцированная часть, зависящая от результатов труда конкретного человека, в том числе и от суммы страховых взносов в ПФР за застрахованное лицо, которые отражаются на его индивидуальном лицевом счете.

Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины в возрасте 60 лет при страховом стаже не менее 5 лет. Женщины в возрасте 55 лет при страховом стаже не менее 5 лет. Отдельные категории граждан имеют право на досрочное назначение трудовой пенсии при условиях, предусмотренных законодательством.

Досрочная трудовая пенсия по старости - вид трудовой пенсии по старости, назначаемой ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости, и правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждены Правительством РФ.

Накопительная часть формируется за счет страховых платежей уплачиваемых страхователями за застрахованных лиц на накопительную часть трудовой пенсии и дохода от их инвестирования, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица; представляет собой резерв, направляемый на инвестирование.

Накопительная часть трудовой пенсии - часть, выплачиваемая в пределах сумм уплаченных страховых взносов, отраженных в специальной части лицевых счетов застрахованных лиц в системе индивидуального (персонифицированного) учета.

Право на накопительную часть пенсии получили возрастные группы – мужчины 1953 года рождения и моложе, женщины 1957 года рождения и моложе. Для мужчин с 1953 по 1966 год рождения и женщин с 1957 по 1966 год рождения до 2005 года было предусмотрено начисление на специальную, накопительную часть их лицевого счета, 2% из 14% общего страхового взноса в ПФР.

С 2005 года у застрахованных лиц старше 1967 года рождения накопительные поступления отсутствуют.4

Доход от него также отражается на индивидуальном лицевом счете и позволяет, в конечном итоге, увеличить размер будущей пенсии.

Индивидуальный лицевой счет - совокупность сведений о стаже, заработке и поступивших страховых взносах за застрахованное лицо, а также иные сведения, учитывающие пенсионные права застрахованного лица, которые используются пенсионными органами для назначения, перерасчета и корректировки пенсии.

Таким образом, в системе пенсионного обеспечения РФ закреплены страховые принципы, гарантирующие застрахованному лицу, при наступлении страхового случая, осуществление выплаты пенсии в размере, пропорциональном размеру уплаченных за него работодателем (страхователем) страховых взносов.

В период до 2010 года предстоит всесторонне совершенствовать механизм реализации конкретных направлений государственной социальной политики в области пенсионного обслуживания населения:

последовательное повышение реального содержания пенсий с учетом роста потребительских цен и динамики среднемесячной заработной платы в стране;

своевременное осуществление пенсионных выплат;

поведение пенсионной реформы в целях обеспечения финансовой устойчивости пенсионной системы в долгосрочной перспективе на основе сочетания распределительных и накопительных принципов финансирования обязательных пенсий;

проведение мероприятий по защите накоплений пожилых людей от воздействия инфляции.


2. Организация информирования населения по вопросам пенсионного обеспечения


Для того чтобы стать активным участником пенсионных отношений, человек должен в первую очередь обладать четким пониманием своих прав и обязанностей. Однако до настоящего времени население не обладало достаточными знаниями для реализации предоставленных им законами прав. Поэтому одной из важных составляющих пенсионной реформы стало создание у граждан мотиваций к участию в пенсионной системе и обеспечение их информацией для планирования своего пенсионного будущего. Особенно важным в условиях реализации пенсионной реформы стало проведение информационно-разъяснительной работы с населением в различных ее формах.

Одной из таких форм информационно-разъяснительной работы с 2003 года стала ежегодная адресная рассылка Пенсионным фондом РФ уведомлений о состоянии индивидуальных лицевых счетов граждан с целью привлечения внимания работающих граждан к формированию своей будущей пенсии.

Опыт работы показал, что такая форма адресной работы с населением, как рассылка информационных писем ПФР, весьма эффективна и является фактически своеобразным обучением населения по вопросам пенсионного страхования. Данный вид работы с населением оказался удобным для граждан, так как в письмо ПФР вложено Извещение о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица, содержащее информацию о страховых взносах, поступивших в ПФР как на финансирование страховой части трудовой пенсии, так и на финансирование накопительной части трудовой пенсии. Помимо Извещения в письме находятся бланки заявлений о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании) и о выборе негосударственного пенсионного фонда (для застрахованных лиц, имеющих право на накопительную часть трудовой пенсии), а также инструкции по их заполнению. Эти бланки можно было бы не посылать по почте, а выдавать гражданам в местах приема заявлений, в том числе в территориальных органах ПФР.

В результате информирования граждан изменилось восприятие населением предложенной ПФР формы информирования населения. Извещения, рассылаемые ПФР, стали востребованы благодаря актуальности и доступности их содержания. У застрахованных лиц из числа работников предприятий, организаций, т.е. потенциальных пенсионеров, стало складываться понимание того, что размер их будущей пенсии напрямую зависит от их трудового вклада и уплаченных за них страховых взносов. У застрахованного лица появилась заинтересованность в получении информации, которая отражена на индивидуальном лицевом счете, что подкрепляет их право обратиться к работодателю для уточнения правильности начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. В случае предоставления работодателем данных, не соответствующих суммам, указанным в извещении, застрахованное лицо может обратиться в судебные органы для решения этого вопроса.

Кроме того, при получении информационных писем в случае, если все в порядке, гражданам нет необходимости обращаться за выпиской из индивидуального лицевого счета (ИЛС). Работающие пенсионеры, познакомившись с выпиской ПФР о состоянии их индивидуального лицевого счета, узнали не только о перечисленных за них страховых взносах, но и познакомились с порядком перерасчета страховой части пенсии работающим пенсионерам. Такое письменное разъяснение позволило снизить количество обращений по вопросу порядка перерасчета размера пенсии работающим пенсионерам. Практически не осталось работающих пенсионеров, своевременно не реализовавших свои права на перерасчет страховой части пенсии.

Работа с населением выведена на качественно новый уровень - создаются клиентские службы, обеспечивающие комплексное обслуживание пенсионеров, застрахованных лиц и страхователей. В рамках взаимодействия со страхователями и застрахованными лицами начал действовать социально значимый проект ПФР – «Информационные (Консультационные) пункты». Это создало дополнительную возможность застрахованным лицам быть в курсе процессов, касающихся пенсионного страхования. В первую очередь, это:

- возможность получать выписки из индивидуального лицевого счета, подать заявление о выборе управляющей компании и уточнить сведения о зарплате, стаже и уплате страховых взносов работодателем;

- возможность получения консультации по всем возникающим вопросам в связи с новым пенсионным законодательством.

Результаты индивидуальной работы по информированию застрахованных лиц отразились в социологическом опросе пенсионеров, который показал, что за период пенсионной реформы изменилось сознание населения, граждане активно поддерживают страховые принципы пенсионной системы, обеспечивающие им участие в формировании собственной будущей пенсии.

Учитывая понимание населением процесса реформирования пенсионной системы, используются и методы индивидуальной работы с пенсионерами:

- вручение ответов на письма застрахованных лиц с выездом на дом;

- проведение консультаций по вопросам пенсионного обеспечения с выездом на дом.

С 1 января 2005 года вступил в действие Федеральный закон от 22.08.2004 №122-ФЗ, предусматривающий ежемесячную денежную выплату (ЕДВ) лицам, включенным в Федеральный регистр граждан, имеющих право на государственную социальную помощь. В процессе реализации закона, исходя из положительного опыта работы с застрахованными лицами по информированию их о состоянии индивидуальных лицевых счетов каждому льготополучателю при доставке ЕДВ вручалось уведомление о включении гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь, в Федеральный регистр льготников. Уведомление содержало данные о размере льготной выплаты, категории, по которой установлена ЕДВ, номерах телефонов соответствующего управления ПФР и управления социальной защиты населения для получения информации по льготным выплатам и порядку предоставления набора социальных услуг.

Все это нашло позитивные отзывы у льготополучателей. Если до вручения уведомлений о включении граждан в Федеральный регистр количество обращений в органы ПФР составляло от 300 до 500 в день, то с получением уведомления, из которого льготополучатель узнавал размер назначенной ему ЕДВ и категорию, к которой в соответствии с законодательством он отнесен, количество обращений снизилось до 150, т.е. в два раза.

Одновременно с вручением уведомлений организована работа «горячей линии» по разъяснению прав граждан на ЕДВ. Отделом по работе с обращениями граждан, застрахованных лиц, организаций и страхователей постоянно ведется контроль за работой «горячей линии», включающий еженедельный мониторинг количества звонков, контроль качества ответов на звонки, поступающие на прямую линию в территориальные органы ПФР, размещение информации по телефонам «горячей линии» органов и организаций других социальных структур. Основные вопросы, которые волнуют население – это вопросы предоставления льгот на региональном уровне (около 70 % звонков):

- вопросы оплаты проездного билета в городском муниципальном автотранспорте,

- льготы за оплату телефона,

- льготы за оплату ЖКХ, предоставление субсидий.

Таким образом, осуществленная работа подтверждает вывод о востребованности адресной разъяснительной информации населением с целью содействия гражданам в адаптации к новым условиям и обеспечения эффективности реформирования пенсионной системы, направленного на улучшение качества жизни старшего поколения.


Заключение


В заключение следует подчеркнуть, что пенсионное обеспечение остается в числе главных социальных гарантий граждан России, а пенсионная система РФ представляет собой многозвенный комплекс государственных органов социальной защиты, ответственных за назначение и выплату пенсий и органов Пенсионного фонда России.

Очень важный итог реформы - это то, что люди стали задумываться о том, какая пенсия ждет их в будущем и что нужно сделать уже сейчас, чтобы пенсия была достойной. Важно не ждать наступления пенсионного возраста, а активно готовиться к выходу на пенсию, грамотно выстраивать отношения с работодателями, Пенсионным фондом и негосударственными структурами не только при обращении за пенсией, но и на протяжении всей трудовой деятельности.

Таким образом, государственная социальная политика по вопросам пенсионного обслуживания населения в России будет эффективным настолько, насколько оно будет действовать в поле эффективного взаимодействия всех участников пенсионных отношений - юридических и физических лиц, социально-правовых институтов и органов государственной власти, учреждений социальной сферы, причем управленческая роль негосударственных субъектов пенсионных отношений в таких функциях, как контроль, оценка эффективности, формирование предложений по реформированию пенсионной системы, должна повышаться по мере совершенствования правового поля пенсионных отношений.


Список использованной литературы


ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.01. - № 167-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 2001.

ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.01. - №173-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 2001.

Завьялов Л. Н. Законодательство о пенсионной системе РФ: тексты и комментарии / Л.Н. Завьялов, П.А. Синякин и др. - М.: Юнити, 2002.

Захаров М.Л. Право социального обеспечения России: Учебник / М.Л.Захаров, Э.Г.Тучкова. - М.: Издательство БЕК, 2001. - 576 с.

Кузнецов А.В. Пенсионная реформа в России, модель общего равновесия А.В.Кузнецов, О.В. Ордин. – М.: Изд-во РПЭИ, 2001.

Плотников Ю.С. Государственная социальная политика: Учебное пособие Ю.С.Плотников. – Томск: изд-во ТПВУ, 2001. – 148 с.

Самойленко В.А. Социальная политика российского государства в области пенсионного обеспечения // Представительная власть // Законодательство, Комментарии, Проблемы. – 2006. – №3. – С.40-42.

Сидорина Т.Ю. Два века социальной политики / Т.Ю.Сидорина. - М.: 2005. - РГГУ. - С.179.

Скребенков Н.Н. Современное состояние системы пенсионного обеспечения в России / Н.Н. Скребенков // Власть. – 2007. - №9. – С.30-32.

Афанасьев С.А. Программа пенсионной реформы уточняется // Пенсия. - 2004. - №5. – С.23-27.

Оглоблина М.Е. Монетизация льгот и проблемы экономического развития // Региональная экономика: теория и практика. - 2005. - №4. – С.15

Савостьянов В.Б. Роль государства в реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение и социальные льготы // Государство и право. - 2005. - №5. – С.75-85.

Соловьёв А.К. Актуарный прогноз развития пенсионной системы в условиях пенсионной реформы (до 2016 года) // Пенсия. - 2005. - №8. – С.45.

1 Канаев В.Ф. Пенсионное обеспечение в России: основные проблемы и тенденции / В.Ф. Канаев // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 1997. - №19 .- С. 64.

2Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173_ФЗ (в ред. от 14.02.2005 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации, 24.12.2001. -№52 (1 ч.). - Ст. 4920.

3Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2001 - № 51. - Ст. 4832; 2003. - № 1. - Ст. 13.

4 Финансы: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. В.В.Ковалева. - М.: Проспект, 2007. – С.105.

Похожие работы:

  1. • Деятельность Министерства социальной защиты ...
  2. • Инструменты государственной социальной политики
  3. • Социальная защита населения в г. Тюмень
  4. • Особенности организации деятельности детей и ...
  5. • Государственная политика, формы, методы ...
  6. • Система социального обслуживания
  7. • Социальное обслуживание населения
  8. • Система правового регулирования социального ...
  9. • Региональные системы управления социальной работой
  10. • Расходы бюджета на социальную политику
  11. • Социальное обслуживание граждан
  12. • Социо-культурная деятельнось с людьми пожилого ...
  13. • Изучение деятельности центра социального ...
  14. • Система социальной защиты населения
  15. • Социальное обслуживание одиноких пожилых людей ...
  16. • Понятие и виды социального обслуживания
  17. • Перспективы и проблемы развития бытового обслуживания ...
  18. •  ... системы социального обслуживания населения Алтайского ...
  19. • Рассмотрение основ и выделение особенностей ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com