Рефетека.ру / Государство и право

Курсовая работа: Вопросы местного значения и полномочия органов местного самоуправления города Екатеринбурга

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГОРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ


Вопросы местного значения и полномочия органов местного самоуправления города Екатеринбурга


Курсовая работа по основам организации муниципального управления


Студент: Чернова А.В.


Екатеринбург

2010

СОДЕРЖАНИЕ


Введение

1. Теоретические аспекты вопросов местного значения и полномочий органов местного самоуправления

1.1 Вопросы местного значения

1.2 Осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий

2. Выявление особенностей вопросов местного значения и полномочий органов местного самоуправления города Екатеринбурга

2.1 Городская дума города Екатеринбурга

2.2 Глава города Екатеринбурга

2.3 Администрация города Екатеринбурга

2.4 Вопросы местного значения муниципального образования «Город Екатеринбург»

Заключение

Список литературы


ВВЕДЕНИЕ


Тема моей курсовой работы – «Вопросы местного значения и полномочия местного самоуправления города Екатеринбурга» является весьма актуальной на сегодняшний день. Этот вопрос интересен, прежде всего, тем, что является индивидуальным для каждого муниципального образования, поэтому мне как жительнице Екатеринбурга будет весьма интересно разобраться не только в нормативно-правовой базе, самой сути вопросов местного значения, но и в полномочиях органов местного самоуправления. Актуальность данной темы обуславливается так же пересмотром существующего законодательства относительно вопросов местного самоуправления, его реформированием, и, как следствие – изменением его нормативно-правового базиса.

Объектом моей исследовательской работы является местное самоуправление муниципального образования города Екатеринбурга. Предмет исследования заключается в конкретизации вопросов местного значения, характеристике нормативно-правовой базы, четком разграничении прав и обязанностей органов местного самоуправления.

Цель моей курсовой работы состоит в раскрытии особенностей вопросов местного значения и полномочий местного самоуправления.

Задачи:

рассмотреть Федеральный закон №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,

рассмотреть Устав муниципального образования «города Екатеринбурга»,

сравнить и выделить особенности вопросов местного значения,

рассмотреть полномочия местного самоуправления.

Я считаю, что данная тема поможет мне более четко разобраться в вопросах, касающихся местного самоуправления, а структурное изложение материала поможет мне составить наиболее полное представление о значении местного самоуправления в целом.


1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОПРОСОВ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ И ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ


Юридическая наука использует термин «полномочия» для характеристики прав и обязанностей какого-либо органа, должностного лица, закрепленных юридическими документами. Если определение предметов ведения органа дает ответ на вопрос, в каких сферах местной жизни он компетентен, то права и обязанности характеризуют пределы возможностей органа той или иной области муниципальных отношений в данный период времени.

Впервые понятие « полномочия органов местного самоуправления» упоминается в ст.12 Конституции РФ, в соответствии с которой органы местного самоуправления обладают полномочиями по самостоятельному решению вопросов местного значения, а также могут наделяться отдельными государственными полномочиями.

Полномочия местного самоуправления – это строго очерченный и закрепленный нормами муниципального права (Конституцией РФ, федеральным законодательством, правовыми актами субъектов РФ и органов местного самоуправления) за населением, выборными и иными органами местного самоуправления перечень конкретных прав и обязанностей, необходимых для решения задач и реализации функции местного самоуправления в конкретных сферах жизнедеятельности и на территории муниципальных образований.

Основными предметами ведения местного самоуправления во всем мире являются: благоустройство местной территории (в широком смысле – как устройство на благо людей), ее социально-экономическое развитие и организация предоставления населению различных услуг на местном уровне (муниципальные услуги).

Все полномочия органов местного самоуправления разделены на:

полномочия и вопросы, относящиеся к собственной исключительной компетенции органов местного самоуправления;

отдельные государственные полномочия, которыми могут законно наделяться органы местного самоуправления с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (ст. 132 Конституция РФ).

В свою очередь, собственные полномочия органов местного самоуправления условно разделяются на два блока:

полномочия по решению вопросов местного значения;

полномочия по решению вопросов организации местного самоуправления (территориальной организации, формирования органов местного самоуправления и др.).


1.1 ВОПРОСЫ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ


Вопросы местного значения, являющиеся предметами ведения местного самоуправления, разделены по типам муниципальных образований на вопросы местного значения поселения (ст.14), муниципального района (ст.15) и городского округа (ст.16).

№ 131-ФЗ выделяет два критерия для классификации вопросов местного значения в качестве таковых:

материальный критерий (эти вопросы должны касаться непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования );

формально-юридический критерий (они должны быть отнесены к вопросам местного значения федеральными законами, уставами муниципальных образований).

Можно выделить основные направления деятельности органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения:

в области управления муниципальной собственностью;

в области бюджетно-финансовой деятельности;

в области здравоохранения и оказания медицинской помощи;

в области социальной защиты населения;

в области образования и культуры;

в области охраны общественного порядка, пожарной безопасности и гражданской обороны;

в области охраны окружающей среды и природопользования;

в области жилищного строительства;

в области транспорта, связи и сельскохозяйственного производства;

в области коммунального и бытового обслуживания населения;

в области погребения и похоронного дела.

Вопросы местного значения можно так же классифицировать в зависимости от степени участия государства в их регулировании.

Вопросы, в которых органы местного самоуправления осуществляют вспомогательные функции в предусмотренных законодательством рамках для решения общих с федеральными и региональными органами власти (в частности, охрана общественного порядка, участие в охране окружающей среды, обеспечение противопожарной безопасности и др.).

Вопросы, в которых юридическая самостоятельность сочетается с технологической зависимостью от государства и его структур (энерго-, газо-, тепло- и водоснабжение, водоотведение, дорожное строительство).

Вопросы, в решении которых органы местного самоуправления обладают относительно полной свободой и самостоятельностью как в принятии решений по этим вопросам, так и в нормативно-правовом регулировании порядка их решения. В частности, общими для всех типов муниципальных образований являются такие вопросы, как формирование, утверждение и исполнение соответствующих бюджетов, контроль за их исполнением, установление, изменение и отмена закрепленных за данным уровнем местных налогов и сборов, владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом.

К ведению поселений отнесен круг вопросов, связанных, в основном, с повседневным жизнеобеспечением населения. Это: обеспечение малоимущих граждан жилыми помещениями в соответствии с жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержание муниципального жилищного, фонда создание условий для жилищного строительства, организация в границах поселения тепло- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, обеспечение первичных мер пожарной безопасности, создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры, развития массовой физической культуры и спорта, массового отдыха, организация благоустройства и озеленения территории, планирование застройки поселений, организация освещения улиц, установки уличных указателей, и т.п. Многие вопросы местного значения отнесены к предметам ведения и поселения, и муниципального района. Разграничение между ними произведено по такому принципу: за решение вопросов в границах поселения отвечает поселение, а за межпоселенческие вопросы – муниципальный район. Например, к вопросам местного значения поселения отнесена организация транспортного обслуживания населения в границах поселения, а к вопросам муниципального района – организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района. К уровню поселения отнесены организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; организация библиотечного обслуживания населения; организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения; к уровню муниципального района – организация утилизации и переработки бытовых отходов и мусора; организация библиотечного обслуживания поселений (библиотечный коллектор); содержание межпоселенческих мест захоронения и организация ритуальных услуг и т.д.

Полностью на уровень муниципального района вынесены вопросы, решение которых требует наличия развитой инфраструктуры и крупных затрат на ее поддержание. К ним относятся организация охраны общественного порядка; предоставление начального и среднего общего образования, дошкольного образования, отдыха детей в каникулярное время; организация основных видов медицинской помощи; организация и осуществление экологического контроля территории, и ряд других. При этом в сфере образования полномочия по финансовому обеспечению образовательного процесса (заработная плата педагогического персонала, учебные пособия, средства технического обеспечения учебного процесса и т.д.) возложены на органы государственной власти субъектов РФ. Эта мера призвана гарантировать получение качественных образовательных услуг во всех муниципальных образованиях, независимо от состояния их доходной базы.

Учитывая различные возможности отдельных поселений (например, если сравнивать сельское поселение из нескольких населенных пунктов с общей численностью 1-2 тыс. и городское поселение с населением 20-50 тыс.жителей), закон устанавливает, что органы местного самоуправления поселения и муниципального района вправе заключать между собой соглашения о передаче друг другу части своих полномочий. Данная норма позволяет экономически слабому и дотационному поселению передавать часть своих функций муниципальному району (с соответствующим сокращением объема дотаций), а городскому поселений – принимать на себя ряд функций муниципального района.

В № 131-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления вправе решать иные вопросы, не отнесенные к их компетенции и компетенции других уровней публичной власти, только при наличии собственных материальных и финансовых ресурсов.

Установлено, что перечень вопросов местного значения всех типов муниципальных образований не может быть изменен иначе, как путем внесения, изменений и дополнений в федеральный закон. Финансирование решения этих вопросов осуществляется за счет средств местных бюджетов и может дополнительно финансироваться из бюджетов других уровней и государственных внебюджетных фондов, федеральные законы и законы субъектов РФ не могут содержать положений, определяющих объем расходов за счет средств местных бюджетов.


1.2 ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОЛНОМОЧИЙ


В соответствии с ч. 2 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями. Следовательно, помимо вопросов местного значения, особым предметом ведения органов местного самоуправления является выполнение ими отдельных государственных полномочий.

В процессе осуществления органами государственной власти своей деятельности неизбежно возникает необходимость реализации ими полномочий на более низком территориальном уровне, чем уровень субъектов Российской Федерации.

Исходя из принципов субсидарности, передача ряда государственных полномочий и функций на местный уровень обусловлена экономической, социальной, управленческой и организационно-технической целесообразностью.

Выполнение местными сообществами и их органами не только собственных вопросов местного значения, но и определенной части государственных полномочий исторически практиковалось всегда. В России органы местного самоуправления искони исполняли определенный объем государственных полномочий и государственных обязанностей.

Государственные полномочия сегодня – это государственные полномочия Российской Федерации и государственные полномочия субъектов федерации.

Государственные полномочия Российской Федерации представляют собой права и обязанности органов государственной власти РФ по решению вопросов, отнесенных к ведению Российской Федерации Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, а также иными нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с Конституцией РФ. Государственные полномочия субъекта Российской Федерации представляют собой права и обязанности органов государственной власти и должностных лиц государственной власти субъекта федерации по решению вопросов, отнесенных к ведению субъекта федерации Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституцией (уставом) субъекта федерации, а также иными нормативными актами, принятыми в соответствии с Конституцией РФ.

Наделение государственными полномочиями – это передача государственных полномочий органу местного самоуправления, осуществляемая путем исключения каких-либо полномочий из сферы ведения органов государственной власти и включения их в компетенцию органов местного самоуправления либо предоставления органом государственной власти принадлежащего ему права решения какого-либо вопроса органам местного самоуправления.

В настоящее время законодательное регулирование вопросов, связанных с наделением органов местного самоуправления, определенными государственными полномочиями, в отсутствие специального федерального закона по этим вопросам осуществляется в соответствии с Конституцией РФ и ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами, отдельными государственными полномочиями субъектов федерации – законами субъектов федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов федерации законами субъектов федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам.

Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий.

В № 131-ФЗ содержится специальная глава 4 «Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями», которая устанавливает, что все полномочия органов местного самоуправления, не отнесенные данным документом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Таким образом, появляется простой и понятный критерий разделения муниципальных и государственных полномочий: все, что отсутствует в перечне вопросов местного значения (ст. 14-16), относится к государственным полномочиям. Выполнение отдельных государственных полномочий, как правило, возлагается на органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта РФ.

№ 131-ФЗ не предусматривает необходимости получения согласия органов местного самоуправления на передачу им отдельных государственных полномочий. Между тем существует вполне обоснованное мнение, что передача органам местного самоуправления без их согласия отдельных государственных полномочий не будет способствовать повышению эффективности их осуществления.

Представляется, что нормам нового закона не противоречит установление требования о передаче отдельных государственных полномочий органов государственной власти субъектов РФ органам местного самоуправления только с согласия последних, в том числе и на договорной основе.

В № 131-ФЗ установлено, что финансовое обеспечение передаваемых государственных полномочий осуществляется только за счет субвенций из соответствующих бюджетов. Поэтому в местных бюджетах раздельно предусматриваются доходы, направленные на решение вопросов местного значения, и субвенции, предоставляемые для обеспечения осуществления отдельных государственных полномочий.

В федеральном законе или законе субъекта РФ, предусматривающем наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должны быть перечислены права и обязанности органов местного самоуправления и органов государственной власти, связанные с передачей полномочий, способы (методика) расчета нормативов для определения объема субвенций, перечень подлежащих передаче с этой целью материальных средств или порядок их определения порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении передаваемых им отдельных государственных полномочий; порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления; условия и порядок прекращения осуществления органами переданных им отдельных государственных полномочий.

Положения соответствующих федеральных и региональных законов, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно и только в том случае, если в федеральном законе или законе субъекта РФ о бюджете на очередной финансовый год предусмотрены необходимые для этого средств. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Местное самоуправление, в основе которого лежит право граждан, их территориальных сообществ самостоятельно решать вопросы местного значения, предполагает ответственность органов местного самоуправления за осуществление возлагаемых на них полномочий и функций. Органы местного самоуправления, осуществляя свои полномочия, не должны нарушать Конституцию РФ, законодательство РФ, правовые (законодательные) акты субъектов РФ.


2. ВЫЯВЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОПРОСОВ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ И ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА


Важнейшим условием развития местного самоуправления является его организационная структура, представляющая собой своего рода несущую конструкцию, от правильного построения которой во многом зависит эффективность самоуправления, оптимальность сочетания местных, региональных и общегосударственных интересов.

Организационные основы местного самоуправления представляют собой совокупность муниципально-правовых норм, закрепляющих структуру органов местного самоуправления, порядок, формы, принципы и методы их деятельности, а также регулирующих организацию муниципальной службы.

Организационные основы эволюционируют по мере развития местного управления и самоуправления, поиска оптимальных организационных моделей местного самоуправления, форм и методов работы муниципальных органов.

Структуру органов местного самоуправления города Екатеринбурга образуют: представительный орган муниципального образования – городская Дума, высшее должностное лицо – Глава Екатеринбурга, исполнительно-распорядительный орган – Администрация города Екатеринбурга.


2.1 ГОРОДСКАЯ ДУМА ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА


Согласно Уставу муниципального образования «Город Екатеринбург» численный состав городской думы – 35 депутатов, избираемых на основе мажоритарной избирательной системы относительно большинства по одномандатным избирательным округам, образуемым на территории муниципального образования. Срок полномочий городской Думы – 4 года (ст.25).

Основной организационной формой деятельности городской Думы являются ее заседания. Первое заседание городской Думы проводится не позднее двух недель после избрания не менее двух третьей от установленного числа депутатов. Заседания городской Думы правомочно, если на нем присутствует не менее двух третьей от избранного состава депутатов.

На заседаниях городской Думы решаются вопросы, отнесенные к ее ведению. Периодичность проведения заседаний, порядок их созыва и проведения устанавливаются Регламентом городской Думы, принимаемый ей же.

Городская Дума самостоятельно определяет свою структуру в соответствии с настоящим Уставом.

Деятельность городской Думы возглавляет председатель, избираемый из числа депутатов тайным голосованием на первом заседании городской Думы.

Порядок избрания председателя определяется городской Думой.

Из числа депутатов городской Думы избирается заместитель председателя городской Думы. Порядок избрания заместителя председателя определяется городской Думой.

Председатель городской Думы, заместитель председателя городской Думы являются должностными лицами местного самоуправления и исполняют свои обязанности на постоянной основе.

Городская Дума создает постоянные и временные комиссии. Порядок формирования и организация их работы определяются Регламентом городской Думы и Положениями о комиссиях, утверждаемыми городской Думой.

Депутаты городской Думы могут создавать депутатские группы по партийному, территориальному признакам. Порядок создания и деятельности депутатских групп определяются Регламентом городской Думы и Положениями о депутатских группах.

В целях организационного, информационного, правового и материально-технического обеспечения деятельности депутатов, постоянных и временных комиссий формируется аппарат городской Думы.

К исключительным полномочиям городской Думы относятся:

принятие Устава муниципального образования "город Екатеринбург", внесение в него изменений и дополнений;

утверждение бюджета муниципального образования и отчета о его исполнении по представлению Главы Екатеринбурга;

установление, изменение и отмена местных налогов и сборов по представлению Главы Екатеринбурга, а также установление льгот по указанным налогам и сборам;

принятие программ и планов социально-экономического развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, по представлению Главы Екатеринбурга;

определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений по представлению Главы Екатеринбурга;

установление правил участия Екатеринбурга в организациях межмуниципального сотрудничества;

определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

осуществление контроля за исполнением органами и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

10. принятие решения об удалении Главы Екатеринбурга в отставку;

В ведении городской Думы находятся также:

утверждение структуры Администрации города Екатеринбурга по представлению Главы Екатеринбурга;

создание в составе городской Думы счетной палаты и принятие Положения об организации ее деятельности;

формирование избирательной комиссии муниципального образования "город Екатеринбург";

внесение в органы государственной власти Свердловской области инициатив об изменении границ и преобразовании муниципального образования "город Екатеринбург";

назначение муниципальных выборов и местных референдумов;

установление порядка составления, рассмотрения и утверждения проекта бюджета муниципального образования, порядка исполнения и контроля за исполнением бюджета муниципального образования; принятие решения о сроке, на который составляется и утверждается проект бюджета муниципального образования, - на один год (очередной финансовый год) или на три года (очередной финансовый год и плановый период); установление порядка утверждения отчета об исполнении бюджета муниципального образования за истекший финансовый год;

осуществление финансового контроля;

установление порядка предоставления муниципальных гарантий, порядка осуществления муниципальных займов (заимствований);

принятие в соответствии с законодательством нормативных правовых актов по иным финансовым и бюджетным вопросам;

- заслушивание ежегодных отчетов Главы Екатеринбурга о результатах его деятельности, деятельности Администрации города Екатеринбурга, в том числе о решении вопросов, поставленных городской Думой;

10. иные вопросы в соответствии с федеральными и областными законами, настоящим Уставом.


2.2 ГЛАВА ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА


Глава Екатеринбурга является высшим должностным лицом муниципального образования "город Екатеринбург", наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава Екатеринбурга обладает полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных федеральными и областными законами.

Глава Екатеринбурга осуществляет руководство Администрацией города Екатеринбурга на принципах единоначалия.

Глава Екатеринбурга избирается на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральным и областным избирательным законодательством, настоящим Уставом сроком на 4 года. Главой Екатеринбурга может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий избирательным правом и достигший возраста 21 года. Одно и то же лицо не может занимать должность Главы Екатеринбурга более двух сроков подряд.

Глава Екатеринбурга избирается на основе мажоритарной избирательной системы относительного большинства по единому избирательному округу, включающему в себя территорию муниципального образования "город Екатеринбург" в цело

Полномочия Главы Екатеринбурга начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного Главы Екатеринбурга. Днем вступления в должность Главы Екатеринбурга является принятие им после избрания постановления о вступлении в должность с указанием даты начала осуществления своих полномочий.

Глава Екатеринбурга в своей деятельности подконтролен и подотчетен населению муниципального образования и городской Думе.

Глава Екатеринбурга в пределах своих полномочий издает постановления и распоряжения.

Полномочия Главы Екатеринбурга

1. Представительские полномочия Главы Екатеринбурга:

1) представляет муниципальное образование в отношениях с органами государственной власти, органами и должностными лицами местного самоуправления, гражданами и организациями независимо от форм собственности;

2) представляет интересы населения муниципального образования в отношениях с органами и должностными лицами местного самоуправления;

3) является официальным представителем муниципального образования в стране и за рубежом;

4) действует без доверенности от имени муниципального образования;

5) определяет направления развития региональных, межрегиональных, международных и внешнеэкономических связей муниципального образования;

6) заключает договоры и соглашения от имени муниципального образования;

7) принимает меры по обеспечению защиты интересов муниципального образования в судах;

8) обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Свердловской области.

2. Полномочия Главы Екатеринбурга по руководству Администрацией города Екатеринбурга:

1) разрабатывает структуру Администрации города Екатеринбурга и представляет ее для утверждения в городскую Думу;

2) устанавливает штатное расписание Администрации города Екатеринбурга, типовую структуру администраций районов;

3) организует работу с кадрами Администрации города Екатеринбурга;

4) назначает на должность и освобождает от должности первого заместителя, заместителей Главы Екатеринбурга;

5) назначает на должность и освобождает от должности руководителей отраслевых (функциональных) и территориальных органов, иных штатных работников Администрации города Екатеринбурга;

6) осуществляет общее руководство отраслевыми (функциональными) и территориальными органами Администрации города Екатеринбурга;

7) применяет меры поощрения и дисциплинарной ответственности к назначенным им должностным лицам, иным штатным работникам Администрации города Екатеринбурга;

8) руководит работой коллегии Администрации города Екатеринбурга.

3. Полномочия Главы Екатеринбурга во взаимоотношениях с городской Думой:

1) подписывает и обнародует в порядке, определенном настоящим Уставом, нормативные правовые акты, принятые городской Думой;

2) обладает правом отклонять нормативные правовые акты, принятые городской Думой, возвращает указанные акты в городскую Думу с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в них изменений и дополнений;

3) вправе требовать созыва внеочередного заседания городской Думы;

4) представляет в городскую Думу структуру Администрации города Екатеринбурга;

5) представляет в городскую Думу проект бюджета муниципального образования, отчет о его исполнении;

6) направляет на рассмотрение городской Думы проекты нормативных правовых актов о введении или отмене местных налогов и сборов;

7) представляет в городскую Думу программы и планы социально-экономического развития муниципального образования;

8) представляет городской Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, деятельности Администрации города Екатеринбурга, в том числе о решении вопросов, поставленных городской Думой;

9) представляет на утверждение в городскую Думу проекты правовых актов, устанавливающих порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

10) вносит в городскую Думу проекты иных муниципальных правовых актов, принятие которых входит в компетенцию городской Думы.

4. Полномочия Главы Екатеринбурга в финансово-экономической сфере:

1) организует разработку проекта бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана) муниципального образования, проектов программ и планов социально-экономического развития муниципального образования;

2) распоряжается средствами Администрации города Екатеринбурга;

3) делегирует полномочия муниципальным служащим по участию в органах управления хозяйствующих субъектов (без получения личного дохода), в которых муниципальное образование имеет вклады в имуществе;

4) руководит разработкой тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;

5) организует разработку порядка формирования, обеспечения, размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа;

6) организует разработку порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

7) передает бюджетные полномочия финансовому органу в соответствии с законодательством;

8) вправе состоять членом органов управления хозяйствующего субъекта, в котором муниципальное образование имеет вклады в имуществе, и участвовать в управлении делами (без получения личного дохода).

5. Глава Екатеринбурга осуществляет контрольные полномочия:

1) обеспечивает в пределах своих полномочий соблюдение Конституции Российской Федерации, действующего законодательства, настоящего Устава, иных нормативных правовых актов на территории муниципального образования;

2) контролирует деятельность органов и должностных лиц Администрации города Екатеринбурга;

3) является органом, уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения муниципального заказа.

6. Глава Екатеринбурга руководит разработкой и реализацией мероприятий по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на территории муниципального образования.

7. Глава Екатеринбурга осуществляет также иные полномочия, возложенные на него федеральным и областным законодательством, настоящим Уставом, нормативными правовыми актами городской Думы.

8. В случае отсутствия Главы Екатеринбурга полномочия, предусмотренные пунктами 2, 4, 5, 6 настоящей статьи Устава, по его письменному распоряжению осуществляются первым заместителем Главы Екатеринбурга либо одним из заместителей Главы Екатеринбурга.


2.3 АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА


Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.

Администрацией города Екатеринбурга руководит Глава Екатеринбурга на принципах единоначалия. Администрация города Екатеринбурга подконтрольна и подотчетна Главе Екатеринбурга, городской Думе.

Расходы на обеспечение деятельности Администрации города Екатеринбурга предусматриваются в бюджете муниципального образования отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.

Осуществление принципа разделения властей на муниципальном уровне предполагает организационную и функциональную обособленность местной администрации. А это позволяет характеризовать администрацию как орган исполнительной власти.

Самостоятельное положение местных администраций основывается на специфике их полномочий, производных от компетенции главы муниципального образования.

Администрация наделяется правами юридического лица, а ее акты, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования органами, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами.

В Уставе муниципального образования «Город Екатеринбург» зафиксированы следующие организационно-распорядительные полномочия администрации по вопросам местного значения муниципального образования:

1) обеспечивает составление и составляет проект бюджета муниципального образования (проект бюджета муниципального образования и среднесрочного финансового плана), обеспечивает исполнение бюджета муниципального образования и составление бюджетной отчетности;

1-1) устанавливает порядок разработки прогноза социально-экономического развития муниципального образования, формы и порядок разработки среднесрочного финансового плана муниципального образования;

1-2) устанавливает порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, порядок формирования муниципальных заданий;

2) осуществляет муниципальные заимствования, выдает муниципальные гарантии, предоставляет финансовую помощь из бюджета муниципального образования, управляет и обеспечивает управление муниципальным долгом;

3) осуществляет эмиссию муниципальных облигаций и других ценных бумаг в соответствии с порядком, установленным действующим законодательством и городской Думой;

4) разрабатывает текущие и перспективные программы и планы социально-экономического развития муниципального образования, обеспечивает выполнение утвержденных программ и планов, составляет отчеты об их выполнении;

4-1) утверждает долгосрочные целевые программы, подлежащие реализации за счет средств бюджета муниципального образования;

5) разрабатывает и реализует финансовую и инвестиционную политику муниципального образования, осуществляет меры по поддержке и развитию предпринимательства;

6) разрабатывает порядок владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

7) разрабатывает порядок принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений;

8) разрабатывает порядок формирования, обеспечения размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа, является органом, уполномоченным на осуществление функций по размещению муниципального заказа;

9) владеет, пользуется и распоряжается имуществом, находящимся в муниципальной собственности, включая муниципальные земли;

10) проводит политику ценообразования и оплаты труда;

11) организует и руководит системой защиты прав потребителей в муниципальном образовании;

12) осуществляет организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местных референдумов, голосования по отзыву Главы Екатеринбурга, депутата городской Думы, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;

13) принимает участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству; 14) осуществляет иные полномочия по решению вопросов местного значения муниципального образования в соответствии с федеральным и областным законодательством, настоящим Уставом.

Администрация города Екатеринбурга выполняет отдельные государственные полномочия в случае их передачи федеральными и областными законами в установленном порядке.

Внутренняя структура местной администрации представляет собой сложное организационно-функциональное единство руководящих должностных лиц, ее аппарата и структурно-функциональных и территориальных подразделений.

Отраслевые подразделения осуществляют руководство отдельными отраслями муниципального хозяйства (например, промышленностью, транспортом, образованием, здравоохранением и т.д.).

Под функциональными подразделениями подразумевают подразделения, отвечающие за определенные направления муниципальной деятельности (например, за управление финансовыми средствами, муниципальным имуществом, природопользованием и т.п.). В то же время, деление подразделений на функциональные и отраслевые достаточно условно, так как в отдельных сферах управления также осуществляются такие функции, как планирование, учет ресурсов и т.п.

В общем структура, порядок формирования, организация работы подразделений местного исполнительного органа полностью зависят от объема выполняемых функций и инфраструктуры, находящейся в его распоряжении. Поэтому при определении внутренней структуры местной администрации управленческие критерии являются основными.

В частности, согласно Уставу муниципального образования «Город Екатеринбург» структуру администрации города Екатеринбурга образуют отраслевые (функциональные) и территориальные органы.

Отраслевые (функциональные) органы администрации города Екатеринбурга (управления, комитеты, отделы) осуществляют полномочия по управлению отраслями местного хозяйства и социальной сферы.

В частности, в структуре администрации Екатеринбурга функционируют:

комитеты (по экономике; по инвестициям; внешних экономических связей; земельными ресурсами и землеустройству; по управлению городским имуществом; по промышленности и науке; по развитию товарного рынка и др.);

управления (финансово-бюджетное; социальной политики; образования; здравоохранения; культуры; физкультуры, спорта и туризма и др.);

прочие подразделения (Главархитектура и т.п.)

Структура, порядок формирования, полномочия и организация работы комитетов, управлений, отделов и других подразделений определяются положениями, утвержденными обычно главой местного самоуправления.

Решением городской Думы органы администрации города Екатеринбурга могут учреждаться и наделяться правами юридического лица. Положения об этих органах администрации города Екатеринбурга утверждаются городской Думой.

В целях организационного, юридического, информационного, материально-технического обеспечения деятельности главы Екатеринбурга, администрации города Екатеринбурга формируется аппарат администрации города Екатеринбурга.

Собственно аппарат местной администрации образует совокупность внутренних структурных подразделений, основное назначение которых – оказание содействия в работе руководящим органам администрации.

Кроме того, аппарат выполняет организационно-методические и контрольные функции. Традиционно аппарат местной администрации образуют комитеты и отделы: организационный, кадровой и муниципальной службы, информационно-аналитический, юридический и др., приемная по личным вопросам граждан, секретариат, пресс-служба, советники, помощники руководства администрации, иные подразделения, осуществляющие техническое обслуживание исполнительного органа.

Постоянно действующим органом, созданным при главе Екатеринбурга, является коллегия администрации города Екатеринбурга, осуществляющая коллегиальное обсуждение и выработку решений по важнейшим вопросам местного значения муниципального образования. Формирует коллегию администрации города Екатеринбурга и руководит ее работой глава Екатеринбурга.

В состав коллегии входят по должности: первый заместитель главы Екатеринбурга, заместители главы Екатеринбурга, главы администраций районов, начальник финансово-бюджетного управления муниципального образования «Город Екатеринбург», председатель комитета по экономике. В состав коллегии администрации города Екатеринбурга по распоряжению главы Екатеринбурга могут быть введены другие должностные лица.

В заседаниях коллегии администрации города Екатеринбурга могут принимать участие депутаты городской Думы, представители общественных организаций, средств массовой информации, территориального общественного самоуправления.

Заседание коллегии администрации города Екатеринбурга проводится, как правило, не реже одного раза в месяц.

Полномочия коллегии, порядок работы, подготовки решений определяются Положением, утверждаемым главой Екатеринбурга.

Территориальными органами администрации города Екатеринбурга являются администрации семи административных районов.

Имущество структурных подразделений администрации города Екатеринбурга входит в состав муниципальной собственности на правах оперативного управления.


2.4 ВОПРОСЫ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД ЕКАТЕРИНБУРГ»


Вопросы местного значения – вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления муниципального образования самостоятельно.

К вопросам местного значения муниципального образования относятся:

1) комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования;

2) формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального образования и контроль за исполнением данного бюджета;

3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов муниципального образования;

4) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

5) организация в границах муниципального образования электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;

6) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

7) обеспечение малоимущих граждан, проживающих в муниципальном образовании и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;

8) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования;

8-1) участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального образования;

9) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования;

10) организация охраны общественного порядка на территории муниципального образования муниципальной милицией;

11) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального образования;

12) организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального образования;

13) организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти Свердловской области; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального образования, а также организация отдыха детей в каникулярное время;

14) организация оказания на территории муниципального образования (за исключением территорий муниципального образования, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов; 15) создание условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;

16) организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек муниципального образования;

17) создание условий для организации досуга и обеспечения жителей муниципального образования услугами организаций культуры;

18) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности муниципального образования, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории муниципального образования;

19) обеспечение условий для развития на территории муниципального образования физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий муниципального образования;

20) создание условий для массового отдыха жителей муниципального образования и организация обустройства мест массового отдыха населения;

21) формирование и содержание муниципального архива;

22) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;

23) организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;

24) организация благоустройства и озеленения территории муниципального образования, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального образования;

25) утверждение генеральных планов муниципального образования, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов муниципального образования документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории муниципального образования, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования муниципального образования, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального образования, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах муниципального образования для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель муниципального образования;

25-1) выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории муниципального образования, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории муниципального образования, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе"; 26) организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов;

27) организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

28) создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории муниципального образования;

29) создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории муниципального образования;

30) организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке организаций, находящихся в ведении органов местного самоуправления муниципального образования;

31) осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;

32) создание условий для расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства;

33) организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в муниципальном образовании;

34) создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в муниципальном образовании;

35) осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд и информирование населения об ограничениях использования таких водных объектов;

36) создание условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка;

37) осуществление муниципального лесного контроля и надзора.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Данная работа помогла мне более четко разобраться в вопросах, касающихся местного самоуправления, а структурное изложение материала помогло мне составить наиболее полное представление о значении местного самоуправления в целом.

Рассмотрен Федеральный закон №131 «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», Устав муниципального образования «город Екатеринбург». Рассмотрены особенности вопросов местного значения и полномочия местного самоуправления.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Конституция Российской Федерации

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». – М.: Проспект, «Издательство «Омега-Л», 2009. – 69с.

Устав муниципального образования «Город Екатеринбург» принятый Решением Екатеринбургской городской Думы от 30 июня 2005г. № 8/1

Анимица Е.Г., Силин Я.П., Тертышный А.Т. Основы местного самоуправления: Учеб. для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Екатеринбург: Урал. гос. экон. ун-т, Банк культурной информации, 2006. – 352 с.

Система муниципального управления: Учебник для вузов / Под ред. В.Б. Зотова. 2-е изд. М.: Олма-Пресс, 2006

Рой О.М. Система государственного и муниципального управления. – СПб.: Питер, 2004. – 301 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).

Похожие работы:

  1. • Проблемы наделения органов местного самоуправления ...
  2. • Юридическая ответственность органов местного ...
  3. • Органы и должностные лица местного самоуправления
  4. • Акты органов местного самоуправления
  5. • Система органов и должностных лиц местного самоуправления в ...
  6. •  ... права. Европейская Хартия местного самоуправления
  7. • Полномочия органов местного самоуправления
  8. • Понятие предметов ведения местного самоуправления
  9. • Полномочия органов местного самоуправления
  10. • Компетенция органов местного самоуправления
  11. • Структура органов местного самоуправления
  12. • Теоретико-правовой анализ ответственности органов ...
  13. • Правовые возможности наделения органов местного ...
  14. • Функции местного самоуправления
  15. • Система органов местного самоуправления
  16. • Судебная практика в местном самоуправлении
  17. • Что такое "местное самоуправление"?
  18. • Акты органов местного самоуправления
  19. • Местное самоуправление в Республике Карелия
Рефетека ру refoteka@gmail.com