Рефетека.ру / География

Курсовая работа: Специфика основных форм регионального народнохозяйственного комплекса страны

Содержание


Введение

1. Различия в понятиях "территориальная структура" производительных сил России и "территориальная организация"

2. Основные формы территориальной структуры производительных сил

2.1 Экономические зоны (назначение, границы)

2.2 Укрупненные экономические районы (назначение, границы)

2.3 Крупные экономические районы

2.4 Таксономия экономических районов

3. Теория территориально-производственных комплексов, разработанная Н.Н. Колосовским

4. Технопарки, технополисы, кластеры как новая форма территориальной структуры производительных сил в условиях научно-технического перевооружения экономики. Опыт зарубежных стран

5. СЭЗ "Находка" и ОЭЗ в Калининграде. Сравнительная характеристика

Заключение

Список литературы

Приложение


Введение


Представленная работа посвящена теме «Специфика основных форм регионального народнохозяйственного комплекса страны и его основные части».

Тема «Специфика основных форм регионального народнохозяйственного комплекса страны и его основные части» изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин.

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме «Специфика основных форм регионального народнохозяйственного комплекса страны и его основные части» в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Объект исследования – народнохозяйственный комплекс России.

Предмет исследования – основные формы регионального народнохозяйственного комплекса страны.

Цель исследования - изучение специфики основных форм регионального народнохозяйственного комплекса страны.

В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решены следующие задачи:

1. Определены различия в понятиях «территориальная структура» производительных сил России и «территориальная организация».

2. Выявлены основные формы территориальной структуры производительных сил.

3. Рассмотрена теория территориально-производственных комплексов, разработанная Н.Н. Колосовским.

4. Изучены технопарки, технополисы, кластеры как новая форма территориальной структуры производительных сил.

5. Проведена сравнительная характеристика СЭЗ «Находка» и ОЭЗ в Калининграде.

Теоретической и методологической основой проведения исследования явились труды ученых-экономистов и учебные пособия по теме работы.


1. Различия в понятиях «территориальная структура» производительных сил России и «территориальная организация»


В ходе общественного развития происходит дифференциация членов общества в зависимости от их участия в разделенном труде.

Суть всякого разделения труда состоит в специализации производителя на выпуске какой-либо продукции в объемах, превышающих его собственную потребность, при одновременном отказе от производства другой (также необходимой данному производителю) продукции.

Экономический смысл указанного процесса заключается в том, что суммарные затраты всех производителей на данный объем всех видов продукции снижаются по сравнению с вариантом «универсального» производства отдельного производителя. Снижение производительных издержек каждого производителя на единицу выпускаемой продукции обеспечивается наличием благоприятных условий, к числу которых, помимо чисто индивидуальных свойств (например, физиологические способности человека), можно отнести и те «возможности», которыми располагает та или иная местность для изготовления определенного вида продукции (исторические, экономические и природные предпосылки развития производства).

Таким образом, непосредственным проявлением территориального разделения труда является специализация производства на определенной территории, т. е. территориальная специализация1.

Территориальное разделение труда является частью более сложного процесса территориальной организации общественного производства. В реальной экономической действительности разделение труда проявляется не только в форме разделения труда между странами и районами (международное и межрайонное разделение труда), но и в форме разделения труда между разнородными отраслями, находящимися на территории данных стран и районов (межотраслевое или внутрирайонное разделение труда).

Комплексное развитие производства на территории, наряду с территориальной специализацией производства, - важнейшие закономерности процесса территориальной организации общественного производства. Образующиеся в результате действия этих закономерностей территориально-производственные системы разных типов представляют собой конкретные формы территориальной организации общественного производства.

Формирование в рамках страны или группы стран территориально-производственных систем разных типов оказывается принципиально возможным только при наличии производственно-экономических связей между ними. Этот вид территориальных отношений основан на взаимозависимости территориально-производственных систем от поставок сырья, полуфабрикатов, готовой продукции.

Складывающаяся на этой основе система территориального обмена способствует превращению отдельных территориально-производственных систем в единую систему хозяйства страны, региона, мира. Каждая из них представляет собой, с одной стороны, достаточно целостное, относительно самостоятельное образование, с другой - является составной частью более общей системы территориальной организации общественного производства. Состав территориального обмена и другие его особенности в значительной мере определяются характером специализации, уровнем комплексности каждой территориально-производственной системы.

Территориальный обмен, т. е. взаимный обмен продукцией, произведенной в различных странах и районах, - еще одна категория, выражающая сущность территориальной организации общественного производства. В итоге можно констатировать, что результатом общественного разделения труда является процесс формирования территориально-производственных систем, представляющих собой особую форму организации общественного производства - территориальную организацию.

Под территориальной организацией общественного производства следует понимать такую форму его общественной организации, которая на основе территориального и отраслевого разделения труда образует на определенной территории системы технологически и экономически взаимосвязанных производств.

Понятие «территориальная организация производства» емкое по своему содержанию, оно включает несколько категорий: размещение отрасли (или распределение по территории производственных объектов), территориальная специализация, комплексность, территориальный обмен.

Территориально-производственные системы, являющиеся объектом исследования экономико-географической науки, формируются, как указывалось выше, в рамках конкретной (определенной) пространственно ограниченной территории. Под конкретностью (определенностью) территории здесь понимаются не только рамки ее пространственной выраженности (хотя сами по себе в организации производства они играют определенную роль), но, прежде всего - социальное, экономическое, историческое и природное своеобразие данной местности.

Под социальным своеобразием территории подразумеваются виды (типы) отношений, которые складываются между людьми, населяющими данную местность, в процессе производства материальных благ, т. е. производственные отношения. Под природным своеобразием территории - региональные особенности, характеризующие состав и распределение природных условий и ресурсов. Под историческим своеобразием территории - особенности, характеризующие этапы и последовательность хозяйственного освоения данной местности. Под экономическим своеобразием территории - региональные особенности в уровне развития производительных сил (наличие производственных и непроизводственных фондов, средств транспорта и путей сообщения, население и трудовые ресурсы, квалификация рабочей силы, уровень развития науки и т. д.)2.

2. Основные формы территориальной структуры производительных сил


2.1 Экономические зоны (назначение, границы)


Экономические зоны представляют собой группы укрупненных районов, выделяемых в таксономическом ряду для целей долгосрочного прогнозирования размещения производительных сил на период становления рыночных отношений.

В настоящее время выделяются две экономические зоны – Западная и Восточная. Важнейшее значение этих зон для развития России состоит в рационализации хозяйственных пропорций. Роль Западной зоны возрастает преимущественно в развитии машиностроения, сложных, высококвалифицированных отраслей промышленности, обеспечивающих научно-технический прогресс. В условиях рынка эта зона должна иметь приоритетное развитие агропромышленного комплекса. Восточная зона – основная ресурсно-энергетическая база страны, и в перспективе сохранится приоритет за топливно-энергетическим комплексом, разработкой лесных ресурсов, энерго– и водоемкими отраслями промышленности3.


2.2 Укрупненные экономические районы (назначение, границы)


Для выполнения долгосрочных целевых программ, сбалансированности производства и потребления важных видов продукции, группы районов в экономических зонах, объединяются в укрупненные районы. В Западной зоне три укрупненных района – Север и Центр европейской части России, Урало-Поволжье и Европейский Юг. В Восточной зоне два укрупненных района – Сибирь и Дальний Восток4.


2.3 Крупные экономические районы


Крупные экономические районы – это четко специализированные и относительно завершенные территориальные хозяйственные комплексы, играющие важную роль в общероссийском разделении труда. Располагая значительной территорией, большой численностью населения, разнообразным природно-ресурсным потенциалом, крупные экономические районы имеют четко выраженную специализацию (до 5–7 отраслей).

В составе России 11 крупных экономических районов (регионов): Северный, Северо-Западный, Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный. Статус самоуправления имеют Москва и Санкт-Петербург.

Северный экономический район

Состав: республики Карелия и Коми; Архангельская, Вологодская и Мурманская области, Ненецкий автономный округ.

Площадь — 1466,3 тыс. кв. км.

Население — 5581 тыс. человек.

Район отличается обширностью территории, значительной протяженностью вдоль Полярного круга, экстремальными природными условиями (лишь Вологодская область не включена в зону Севера), значительным и разнообразным природно-ресурсным потенциалом, слабой и неоднородной освоенностью территории, неравномерной заселенностью и нехваткой рабочей силы, неразвитостью и растянутостью коммуникационной системы, низким уровнем развития социальной инфраструктуры.

Основой хозяйства Северного экономического района является использование уникального положения на транспортных путях всероссийского и международного значения с выходом в Северный Ледовитый океан, реализация потенциала приграничного сотрудничества с Финляндией и Норвегией, богатого природно-ресурсного потенциала, постоянного состава населения и сложившейся системы расселения.

В настоящее время район является крупным индустриальным центром, специализирующимся на добыче и переработке разнообразных природных ресурсов. Здесь производятся фосфатное сырье, целлюлоза, бумага, картон, древесно-волокнистые плиты, вывозится древесина, добываются железная руда, уголь, рыба, выпускаются чугун, сталь, азотные и фосфатные удобрения. Все большее значение в новых геополитических условиях приобретает морской транспорт района и главный незамерзающий порт Мурманск.

Северо-Западный экономический район

Состав: Санкт-Петербург; Ленинградская, Новгородская, Псковская и Калининградская области.

Площадь - 211,6 тыс. кв. км.

Население - 8678 тыс. человек.

Северо-Западный экономический район расположен на северо-западе европейской части России и занимает 1,2% ее территории, сосредоточивая 6% населения страны. Район отличается близостью к западному свободному рынку и трансъевропейским коммуникациям и в силу своего геополитического положения играет особую роль в обеспечении национальных интересов России в Балтийском регионе и Европе в целом.

Центральный экономический район

Состав: Москва; Московская, Брянская, Владимирская, Ивановская, Калужская, Костромская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тверская, Тульская, Ярославская области.

Площадь - 485 тыс. кв. км.

Население - 28 815 тыс. человек.

Центральный экономический район расположен в центре европейской части страны, что является важнейшей предпосылкой развития его хозяйства. Район характеризуется столичным положением, высококвалифицированным демографическим потенциалом, культурным наследием, мощной научной, развитой производственной и транспортной инфраструктурой.

Экономический потенциал района составляют его природные ресурсы, демографический и промышленный потенциал.

Волго-Вятский экономический район

Состав: Нижегородская и Кировская области; республики Мордовия, Марий Эл, Чувашская.

Площадь - 263,3 тыс. кв. км.

Население - 7,959 млн. человек.

Волго-Вятский экономический район (ВВЭР) расположен на востоке Восточно-Европейской равнины, в бассейнах рек Волги и Вятки. В общероссийском разделении труда выпускает продукцию машиностроения и металлообработки, химической, нефтехимической, лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности.

Экономический район имеет крупные сырьевые возможности для развития промышленности строительных материалов - здесь добывают гипс (свыше 9% запасов России), глины, известняки, кварцевые пески и др5.

Центрально-Черноземный экономический район

Состав: Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая и Тамбовская области.

Площадь - 167,7 тыс. кв. км.

Население - 7,7 млн. человек.

Центрально-Черноземный экономический район расположен в центре европейской части Российской Федерации. Соседство с развитыми индустриальными районами России (Центральным, Поволжским, Северо-Кавказским) и Украины (Донецко-Приднестровским) благоприятно сказывается на его экономическом развитии.

В общероссийском разделении общественного труда ЦЧР специализируется на горно-рудной, металлургической, машиностроительной, химической, пищевой промышленности и на производстве некоторых видов строительных материалов, а также на интенсивном сельскохозяйственном производстве. Здесь выращиваются зерновые культуры, подсолнечник, сахарная свекла, картофель, овощные. Значительна доля района и в животноводстве.

Поволжский экономический район

Состав: республики Калмыкия и Татарстан; Астраханская, Волгоградская, Пензенская, Самарская, Саратовская и Ульяновская области.

Площадь - 536,4 тыс. кв. км.

Население - 16,9 млн. человек.

Важнейшим условием устойчивого и комплексного развития Поволжского экономического района является созданный значительный экономический и научно-технический потенциал.

В районе насчитывается 90 городов, из них 50 - республиканского и областного подчинения. Наиболее крупные города: Самара, Казань, Волгоград, Саратов.

Северо-Кавказский экономический район

Состав: Ростовская область; Краснодарский, Ставропольский края; республики Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Северная Осетия - Алания и Чеченская.

Площадь - 355,1 тыс. кв. км.

Население - 17 520,5 тыс. человек.

Северо-Кавказский экономический район занимает территорию, равную 2% от территории РФ. Район отличается выгодным экономико-географическим положением, расположен на пересечении важнейших торговых путей из стран Азии в Европу, имеет выход к трем морям; обладает значительным демографическим, природным и экономическим потенциалом.

Уральский экономический район

Состав: республики Башкортостан, Удмуртская; Курганская, Оренбургская, Пермская области; Коми-Пермяцкий автономный округ; Свердловская, Челябинская области.

Площадь - 824 тыс. кв. км.

Население - 20 225,7 тыс. человек.

После референдума 2003 г. было принято решение о преобразовании Коми-Пермяцкого автономного округа и Пермской области в Пермский край, которое позже будет закреплено в Конституции Российской Федерации.

Уральский экономический район - крупнейший промышленный центр России с исторически сложившейся индустриальной базой. Развитие экономики района обусловлено выгодным экономико-географическим положением, наличием мощного производственного и научного потенциала, обеспеченностью природными ресурсами и квалифицированной рабочей силой.

Западно-Сибирский экономический район

Состав: Республика Алтай; Алтайский край; Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская и Тюменская (включая Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа) области.

Площадь - 2,43 млн. кв. км.

Население - 14,94 млн. человек.

Оценка природно-ресурсного потенциала. Район расположен в основном на Западно-Сибирской равнине, на юге простираются горы Алтая, Кузнецкий Алатау и Салаирский Кряж. Климат континентальный. В северной части района находятся тундра и лесотундра, южнее расположена тайга, переходящая в лесостепь и степь.

Восточно-Сибирский экономический район

Состав: республики Бурятия, Тыва, Хакасия; Красноярский край (включая Таймырский и Эвенкийский автономные округа), Иркутская (включая Усть-Ордынский Бурятский автономный округ), Читинская (включая Агинский Бурятский автономный округ) области.

Площадь - 4,1 млн кв. км.

Население - 8,9 млн человек.

Оценка природно-ресурсного потенциала. Район расположен в азиатской части России, граничит с Монголией и Китаем и простирается до берегов Северного Ледовитого океана.

Дальневосточный экономический район

Состав: Республика Саха (Якутия); Приморский и Хабаровский края; Еврейская автономная область; Амурская, Камчатская, Магаданская, Сахалинская области; Чукотский и Корякский автономные округа (в состав района входят острова: Новосибирский, Врангеля, Сахалин, Курилы и Командорские).

Площадь - 6125,9 тыс. кв. км.

Население - 7038 тыс. человек.

Протяженность района с севера на юг - 4800 км, с востока на запад -3000 км. Территория омывается морями Северного Ледовитого и Тихого океанов, граничит с Китаем, КНДР; здесь проходит морская граница с США (Берингов пролив) и Японией (пролив Лаперуза).

Уязвимые места региона - его огромная протяженность, слабая заселенность, суровость климата, вечная мерзлота на большей части территории, удаленность и слабая транспортная связь с остальной территорией России6.


2.4 Таксономия экономических районов


В нашей стране сложилась трехзвенная таксономия экономических районов, в соответствии с которой объектами регулирования могут быть:

макрорегионы (крупные экономические районы, федеральные округа),

мезорегионы (субъекты Федерации, города федерального значения),

микрорегионы (города, городские и сельские административные районы, сельсоветы)7.


3. Теория территориально-производственных комплексов, разработанная Н.Н. Колосовским


Под территориально-производственным комплексом понимается экономически обусловленное сочетание предприятий в одной точке или целом районе, при котором достигается определенный экономический эффект за счет удачного подбора предприятий в соответствии с экономическими условиями района, его транспортным и экономико-географическим положением.

Замысел Н.Н. Колосовского состоял в том, чтобы путем генерализации исключительного многообразия производственных (и природных) процессов прийти к типологии районных территориально-производственных комплексов. С точки зрения развития идей промышленного районирования особенно велика роль введенных им в науку понятий о взаимообусловленном и простом территориальном сосуществовании производств, "вертикальных" и «горизонтальных» связях, о типах производственных процессов и энергопроизводственных циклах.

Характерными чертами ТПК являются следующие:

- экономическая взаимосвязанность и обусловленность предприятий, входящих в состав комплекса;

- единство и компактность территории и общая инфраструктура;

- соответствие набора предприятий природным экономико-географическим и транспортным условиям района;

- решение комплексом одной или нескольких общерегиональных или общегосударственных задач.

ТПК относятся к нодальным (узловым) территориальным образованиям, которые выделяются в зависимости от тесноты существующих в комплексе взаимосвязей, поэтому границы ТПК не обязательно должны совпадать с административными границами края, области или района. Эта особенность создает проблему управляемости процессом формирования звеньев ТПК. Оптимальным выходом является создание специальных органов управления комплексом либо придания ему статуса объекта программно-целевого управления, что позволяет осуществлять регулирование его развития на основе государственной целевой программы.

Все элементы, составляющие ТПК, объединяются в несколько групп: отрасли специализации, комплексные производства, инфраструктура, местные природные ресурсы, население. Население, природная среда и непроизводственная структура участвуют в формировании ТПК, они включаются в него, как потребители продукции и ресурсов и своеобразные конкуренты в использовании ресурсов.

Отрасли специализации ТПК – это отрасли, ориентированные на внешний спрос, они характеризуют место ТПК в территориальном разделении труда. Состав и структура специализации, масштабы их развития и основные направления производственных связей обуславливаются эффективностью природных и экономических ресурсов исследуемой территории.

Комплексные производства создаются для обеспечения условий функционирования предприятий отраслей специализации и удовлетворения потребностей населения в продукции местного производства.

Сочетание отраслей специализации и комплексных производств образует производственную структуру ТПК. При аналогичной специализации комплексы могут отличаться производственной структурой вследствие разнородного состава комплексных производств.

Ряд объектов, необходимых для нормального функционирования как отраслей специализации, так и населения образует инфраструктуру ТПК.

Местные природные ресурсы – минеральное сырье, топливно-энергетические, водные, земельные ресурсы, во многом определяют формирование структуры ТПК, состав отраслей специализации, масштабы их развития.

Население – самостоятельный элемент ТПК – выступает с одной стороны как производитель, с другой стороны как основной потребитель.

Формирование ТПК происходит в течение длительного времени и естественного процесса хозяйственного развития при обязательной государственной поддержке. Эффективное формирование ТПК предполагает координацию сроков и масштабов вводимых мощностей, согласование параметров технологий, оптимальной финансовой, природоохранной, технологической организационно-правовой поддержке.

Формирование ТПК должно обеспечивать получение агломерационного эффекта за счет оптимального состава и развития во времени и в пространстве всех элементов ТПК.

Агломерационный эффект в ТПК реализуется за счет:

- сокращения транспортных затрат;

- рационального использования местных ресурсов и возможностей маневрирования ими;

- комбинирования и кооперирования производственных связей;

- использования общей инфраструктуры.

Специфической формой пространственной организации производства являются акватерриториальные производственные комплексы (АТПК), значительный опыт формирования которых имеется в Японии, Германии, Франции. Их отличия от ТПК состоят в следующем: хозяйственная деятельность в АТПК ведется не только на суше, но и на море. Морская акватория является важным звеном экономического и транспортного взаимодействия объектов. Обязательным и важнейшим объектом АТПК является морской порт или несколько портов.

В районах с высокой концентрацией ценных природных ресурсов активно формируются ТПК. Так, например, на севере Западно-Сибирской равнины путём ускоренной разработки нефтяных, газовых и лесных ресурсов создаётся ТПК севера Западной Сибири, в составе которого нефтяные и газовые промыслы, газоперерабатывающие заводы, нефтехимические комбинаты (в Томске и Тобольске), лесопромышленные комплексы, Сургутская ГРЭС, базы строительной индустрии, система внутрипромысловых и магистральных нефтепроводов и газопроводов. В Восточной Сибири продолжается развитие Братско-Усть-Илимского ТПК, опирающегося на крупные и дешёвые гидроэнергетические ресурсы р. Ангары; комплекс образуют Братская и Усть-Илимская ГЭС, алюминиевый завод, лесозаготовительные предприятия, лесопромышленные комплексы в Братске и Усть-Илимске, предприятия строительной индустрии.

В зоне влияния БАМ сформировано несколько ТПК (Верхнеленский, Южно-Якутский, Нижнеамурский и др.).

ТПК района Курской магнитной аномалии создаётся на уникальных по запасам богатых железных рудах, благоприятных почвенно-климатических ресурсах и сложившейся инфраструктуре Центрально-чернозёмного района, Оренбургский ТПК - на ресурсах крупного газоконденсатного месторождения в Оренбургской области. Формирование Южно-Таджикского ТПК проводится на базе каскада крупных ГЭС (Нурекская, Рогунская и др.) на реке Вахш; создаются энергоёмкие производства (алюминиевый завод, электрохимический комбинат, азотнотуковый завод), в широких масштабах осуществляется ирригация и развитие аграрно-промышленных комплексов8.


4. Технопарки, технополисы, кластеры как новая форма территориальной структуры производительных сил в условиях научно-технического перевооружения экономики. Опыт зарубежных стран


Начало технопаркам было положено в США в начале 50-х годов, когда был организован научный парк Стэндфордского университета (штат Калифорния). В 80-е годы технопарки в США стали появляться один за другим. На сегодняшний день в США насчитывается более 160 технопарков (более 30% от общего числа технопарков в мире).

В Европе технопарки появились в начале 70-х годов. Одними из первых были Исследовательский парк Университета Хэриот-Уатт в Эдинбурге; научный парк Тринити колледж в Кембридже; Левен-ла-Нев в Бельгии; София-Антиполис в Ницце и Зона научных и технических нововведений и производства (ZIRST) в Гренобле. Они повторили раннюю модель технопарков США, особенность которой - наличие одного учредителя, а основной вид деятельности - сдача земли в аренду собственникам наукоемких фирм.

После принятия в 1988 г. государственной научно-производственной программы «Факел», предусматривающей концентрацию усилий на ряде наукоемких отраслей (микроэлектроника и информатика, оптоволоконная связь, генная инженерия и биотехнология, медицинское оборудование) стали создаваться зоны развития новых высоких технологий (технопарки). Первый технопарк Китая был создан в 1988 г. (Пекинская экспериментальная зона развития новых технологий в районе Хайдань). В результате реализации Программы «Факел» к концу 1995 года было произведено промышленной продукции на сумму 79,5 млрд. юаней, (поступления от экспорта продукции – 1,08 млрд. долл. США). Поставленные перед зонами развития задачи реализуются в форме создания бизнес-инкубаторов и доведения НИОКР до стадии опытного образца с последующим производством на собственной промышленной базе.

В настоящее время в КНР насчитывается 120 зон развития высоких технологий различного уровня, среди них 53 государственного назначения, поступления от экспорта продукции которых - более 4 млрд. долларов США. В большинстве зон действуют разнообразные льготы для привлечения инвестиций. Государство осуществляет стартовое финансирование высокотехнологичных проектов и страхует риски иностранных инвесторов.

Государство стимулирует участие фирм (вне зависимости от форм их собственности) в развитии технопарков:

предприятия, использующие перспективные технологии, выплачивают подоходный налог в размере 15% в от его обычной величины, а фирмы, 70% продукции которых идет на экспорт, только 10%;

вновь созданные предприятия освобождаются от уплаты налогов на 2 года с момента аккредитации;

если возведение новых корпусов осуществляется за счет внутренних капиталовложений, не взимается налог на строения;

фирмы освобождаются от экспортных налогов при реализации продукции на внешние рынки. На развитие инфраструктуры зон правительство ежегодно выделяет займы и инвестиции. Для привлечения рискового капитала внедряются системы венчурных инвестиций.

В начале 90-х годов начинается формирование первой волны российских технопарков (в основном вокруг ВУЗов). Эти технопарки не имели развитой инфраструктуры, недвижимости, подготовленных команд менеджеров. Они часто создавались и рассматривались как одно из подразделений вуза.

В 1990 году создается и начинает свою работу Ассоциация «Технопарк». Главным направлением ее деятельности на этом этапе были: изучение и адаптация к российским условиям зарубежного опыта создания технопарков, разработка концепции создания в России технопарков, пропаганда и разъяснение сущности технопарка как наиболее эффективной формы обеспечения развития малого инновационного предпринимательства, подготовка кадров для технопарков и малых инновационных фирм, в том числе с привлечением ведущих зарубежных специалистов, интенсивная работа в регионах.

При всех таких успехах все-таки следует сказать, что в России технопарков пока очень мало, их количество, а главное, материальная и финансовая база не обеспечивают реализацию даже имеющегося интеллектуального потенциала и спроса на инновационную продукцию. Фактом является и то, что для развития технопарков необходимо существенное внимание государственных и местных органов власти.

Зеленоградский научно-технологический парк (один из первых в России) зарегистрирован в июне 1991 года в виде ассоциации предприятий г. Зеленограда. Учредителями парка выступили: Московский государственный институт электронной техники (Технический университет), Префектура, ряд государственных и коммерческих предприятий г. Зеленограда. Парк организован на базе Государственного технического университета Московского института электронной техники, территориально расположенного в г. Зеленограде9.

Технополис это научно-производственный комплекс с развитой инфраструктурой сферы обслуживания, охватывающий территорию отдельного города. Инкубатор бизнеса это здание или несколько зданий, где на ограниченный срок размещаются вновь создаваемые малые фирмы клиенты.

В основе научных парков лежат четыре принципа - создание максимально благоприятных условий для наукоемкого производства, инновационного бизнеса и, таким образом, научно-технического прогресс;

- максимальное сближение, в том числе и территориальное, науки, производства и коммерции;

- объединение фирм, которые разрабатывают различные виды наукоемкой продукции, позволяющие создать условия для продуктивного обмена идеями и опытом;

- создание для развития идей благоприятных условий для их выживания на российском рынке.

Основную часть финансирования научные парки получают от государства: в Великобритании 62%, в Германии - 78%, во Франции 74%, в Нидерландах около 70%, в Бельгии почти 100%. Государственная помощь выступает в различных формах. В Японии, например, целый ряд государственных фондов, банков и корпораций предоставляют фирмам, разрабатывающим наукоемкую продукцию, кредиты на длительный срок и под льготные проценты. Подчас кредит и проценты требуется возвращать лишь в тех случаях, когда исследования заканчиваются успешно, а в случае неудачи деньги можно вообще не возвращать. Правительства создают фирмам, вкладывающим капитал в научные парки, льготный режим амортизации оборудования и т.д. Не остаются в стороне и местные власти, вклад которых иногда даже превышает объем правительственной поддержки. Например, финансирование технополиса в японском городе Тояма складывается из следующих источников: половину средств выделяет местная префектура, 30% поступает из регионального бюджета, 10% дает правительство и столько же различные корпорации, ассоциации и частные лица. И никто не воспринимает научные парки, да и вообще науку, как обозу. Более того, США, Великобритания, Япония, Германия и Франция отчаянно конкурируют друг с другом, стремясь создать, либо завлечь к себе как можно больше предприятий, научных и иных центров, национальных и зарубежных.

В результате повышенного внимания и хорошего финансирования многие регионы из отсталых быстро преобразились в прогрессирующие. Например, в первых четырнадцати технополисах Японии было создано более двух тысяч высокотехнологичных предприятий по производству фармацевтических препаратов, средств связи, вычислительной техники, электронных приборов и компонентов, медицинского оборудования, оптических инструментов и т.д., в общем, всего того, что символизирует научно-технический прогресс. На долю британских научных парков приходится ощутимая часть производимых в стране компьютеров, электроники, робото- и электротехники, медицинского оборудования и т.д. Благодаря научным паркам и специальным программам развития малого наукоемкого бизнеса, который есть у большинства штатов, новое лицо в мире обрели и США.

Наиболее совершенной формой кооперации являются промышленные кластеры, представляющие собой группу географически локализованных и взаимосвязанных предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных услуг, инфраструктуры, научно-исследовательских институтов, вузов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом. Как правило, они определены относительно какой-либо основной отрасли (например, "химический кластер", "агропромышленный кластер").

В условиях мирового финансового кризиса кластерная политика является наиболее актуальной формой государственно-частного партнерства (ГЧП), способной эффективно преодолевать кризисные явления. С институциональной точки зрения в развитых странах государственное регулирование партнерских отношений с бизнесом организовано по крупным межотраслевым комплексам, включающим группы взаимосвязанных отраслей. В качестве таких комплексов могут выступать: топливно-энергетический (электроэнергетика, газо- и нефтепроводы), транспортный (железные и автомобильные дороги, морские порты и аэропорты), коммунальное хозяйство (водо- и теплоснабжение, жилищно-коммунальное хозяйство). Важно отметить, что при этом не создаются специальные агентские структуры по регулированию партнерских отношений, а специфические функции регулирования и контроля выполняются соответствующими профильными министерствами и ведомствами в рамках определенных процедур. При этом успешное развитие ГЧП во многом зависит от эффективного распределения прав, обязанностей и сфер ответственности между частными партнерами и государством. Опыт показывает, что наиболее эффективно задачи партнерства решаются, когда к сфере ответственности государства относятся проблемы общего планирования и административные процедуры, а также определение действий в форс-мажорных обстоятельствах. В свою очередь, в сферу полномочий и ответственности частного сектора включаются вопросы детального планирования, строительства объектов, финансирования и оперативного управления их деятельностью10.


5. СЭЗ «Находка» и ОЭЗ в Калининграде. Сравнительная характеристика


СЭЗ «Находка»

СЭЗ «Находка», первая в России, была образована в октябре 1990 года. Целями создания СЭЗ, согласно указанным документам, являются развитие торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с зарубежными странами, обеспечение благоприятных условий для привлечения иностранного капитала, технологии и управленческого опыта, а также потенциала предприятий к решению задач социально-экономического развития Дальнего Востока, комплексное освоение его природных ресурсов, увеличение экспортных возможностей региона и страны в целом, развитие производства высококачественной импортозамещающей продукции трансконтинентального транзита, отработка новых форм хозяйствования в условиях перехода к рыночной экономике11.

Основные нормативно-правовые документы по этапам создания и развития зоны, ее территория, области специализации, а также основные преимущества и недостатки рассматриваемой СЭЗ приведены в приложении.

Особенности зоны:

выгодное географическое положение и развитая транспортная сеть (конечный пункт Транссибирской магистрали, четыре крупных действующих порта);

отсутствие сегодня реальных конкурентов на российском Дальнем Востоке в части осуществления внешнеторговой деятельности со странами Азитско-Тихоокеанского региона;

наличие определенного опыта внешнеэкономической деятельности: до недавнего времени Находка была единственным открытым портом на Дальнем Востоке, через нее проходило до четверти годового экспорта России;

достаточно ограниченная (по сравнению с некоторыми "гигантскими" российскими СЭЗ) территория (менее 5 тыс. кв.км).

Потенциал СЭЗ «Находка» характеризуют следующие данные. Ежегодно в незамерзающие порты - нефтеналивной, рыбный, торговый и Восточный - приходят до 1000 судов, общий грузооборот составляет 25 млн.т. Порт Восточный занимает второе место в АТР (после Гонконга). Здесь действуют угольные причалы на 8 млн. т и контейнерный комплекс на 2 млн.т. Ежегодно перерабатывается до 400 тысяч контейнеров. После реконструкции порт будет иметь до 60 причалов, способных перерабатывать более 40 млн. т грузов в год. На очереди сооружение мощного угольного терминала, комплекса по переработке 4 млн. т импортного зерна. В СЭЗ зарегистрировано несколько сот предприятий с иностранными инвестициями - более половины всех образованных на Дальнем Востоке. В рамках проекта создания российско-корейского индустриального парка. Безработица в зоне «Находка» составляет 0,19% от уровня безработицы в крае.

Однако, несмотря на имеющийся потенциал, есть и ряд существенных помех дальнейшему развитию СЭЗ. Есть и специфические проблемы, в том числе: высокие транспортные тарифы, "отрезающие" Приморье от Центра страны, необходимость больших (порядка 1 млрд.долл.) капиталовложений в реконструкцию железной дороги от Находки до Хабаровска, связывающей воедино всю транспортную "цепочку".

Балтийский «Янтарь»

Согласно положению о СЭЗ «Янтарь», принятому в сентябре 1991 года, с которого началась история свободной зоны в Калининградской области, целями создания СЭЗ были ускорение решения задач социально-экономического развития Калиниградской области, повышение жизненного уровня населения области на основе развития торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с зарубежными странами, обеспечение благоприятных условий для привлечения иностранного капитала, технологии и управленческого опыта, потенциала предприятий для увеличения экспортных возможностей региона, развития производства экспортной и импортозамещающей продукции, трансконтинентального транзита, отработки новых форм хозяйствования в условиях перехода к рыночной экономике.

Свободная экономическая зона создавалась в пределах всей Калининградской области с прилегающими к ней районами континентального шельфа, за исключением территории объектов, имеющих оборонное и стратегическое значение для России.

Основные нормативно-правовые документы по этапам создания и развития зоны, ее территория, области специализации, а также основные преимущества и недостатки СЭЗ приведены в приложении.

Отличительные черты рассматриваемой зоны:

выгодное экономико-географическое положение на пересечении торговых путей между Евразией и Европой, наличие незамерзающего морского порта;

уникальные залежи янтаря (до 90% мировых запасов);

изолированность области от остальной территории России границами других государств, что повышает транспортные расходы и одновременно увеличивает политические риски хозяйственной деятельности в регионе;

использование для военных нужд значительной части территории, втрое большей, чем площадь территорию гражданского заселения, что создает неблагоприятный климат для его внешнеэкономической деятельности и привлечения иностранных капиталов.

Таким образом, две «старейшие» и, судя по всему, наиболее активно действующие СЭЗ России имеют много сходного как в преимуществах (в основном, обусловленных их выгодным экономико-географическим положением), так и в недостатках. К общим для всех российских СЭЗ проблемам здесь добавляются высокие транспортные издержки, связанные: для Находки - со значительной удаленностью от центральной России, для Калиниграда - с "оторванностью" региона от остальной российской территории12.

Заключение


В настоящее время выделяются две экономические зоны – Западная и Восточная. Важнейшее значение этих зон для развития России состоит в рационализации хозяйственных пропорций.

В Западной зоне три укрупненных района – Север и Центр европейской части России, Урало-Поволжье и Европейский Юг. В Восточной зоне два укрупненных района – Сибирь и Дальний Восток.

В составе России 11 крупных экономических районов (регионов): Северный, Северо-Западный, Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный. Статус самоуправления имеют Москва и Санкт-Петербург.

Формирование ТПК должно обеспечивать получение агломерационного эффекта за счет оптимального состава и развития во времени и в пространстве всех элементов ТПК.

В начале 90-х годов начинается формирование первой волны российских технопарков. В 1990 году создается и начинает свою работу Ассоциация «Технопарк». Главным направлением ее деятельности на этом этапе были: изучение и адаптация к российским условиям зарубежного опыта создания технопарков, разработка концепции создания в России технопарков, пропаганда и разъяснение сущности технопарка как наиболее эффективной формы обеспечения развития малого инновационного предпринимательства, подготовка кадров для технопарков и малых инновационных фирм, в том числе с привлечением ведущих зарубежных специалистов, интенсивная работа в регионах.

Наиболее совершенной формой кооперации являются промышленные кластеры.

Список литературы


Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22 июля 2005 г. № 116 –ФЗ.

Анисимова Е.И. Анализ основных факторов эффективного развития экономического района // Транспортное дело России. - 2008. - № 4.- С. 45-47.

Вавилова Е.В. Экономическая география и регионалистика: Учебное пос. для вузов. – М.: Гардарики, 2009. – 156 с.

Дронов В.П., Ром В.Я. Экономическая и социальная география // Экономика и жизнь. - 2008. - №7. – С. 23.

Козлов Л. Экономические проблемы регионов и региональная структурная политика России // Российский экономический журнал. - 2007. - №12. – С. 17-18.

Колосовский Н. Н. Теория экономического районирования. - М.: Мысль, 1997. - 335 с.

Лопатников Д.Л. Экономическая география и регионалистика: Учебник. – М.: Гардарики, 2006. – 224 с.

Мировой опыт создания и функционирования особых (свободных) экономических зон // Экономист. - 2007. - №9. – С. 22-25.

Морозова Т.Г. и др. Экономическая география России: Учебное пос. – М.: ЮНИТИ, 2008. – 522 с.

Региональная экономика: новые подходы / Отв. ред. Л.А. Козлов. – М.: Наука, 2008. – 126 с.

Савченко М.Е. Вопросы теории и методики изучения территориально-производственных комплексов // Эко. - 2007. - №5. – С. 33-34.

Свободные экономические зоны в мировом хозяйстве: методологические проблемы организации и регулирования хозяйственного механизма: научно-практическое пособие / Басенко А.М., Бетуган И.Н., Григорян С.А. и др. Ростов-на-Дону: РГЭА, 2008. – 322 с.

Скляр М.И. Экологические проблемы волго-вятского экономического района // Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - № 4. – С. 12-14.

Шелюбская Н.И. Косвенные методы государственного стимулирования инноваций: опыт Западной Европы // Проблемы теории и практики управления. - 2008. - № 3. – С. 16-18.

Шибаков В.Г., Касьянов С.В., Халилов Н.Р. Современный университет для перспективного экономического района // Высшее образование сегодня. -2008. - № 12. – С. 8-11.


Приложение 1


Сравнительные характеристики СЭЗ «Находка» и ОЭЗ в Калининградской области

Основные характеристики СЭЗ "Находка" ОЭЗ в Калининградской области
Этапы создания и развития (по нормативным документам) Решение о создании - 14.07.90 г. (постановление ВС РСФСР)

Положение о СЭЗ - 23.11.90 г. Положение о СЭЗ "Янтарь" - 25.09.91 г.

Фактическая отмена налоговых льгот для совместных предприятий в СЭЗ - Закон РФ "Об основах налоговой системы", 1.01.92 г.

Дополнительные финансовые льготы зонам и гарантии иностранным инвесторам - указ Президента РФ от 4.06.92 г.

Новая редакция Положения о СЭЗ - постановление Правительства от 26.02.92 г. Кредитные льготы - постановление Правительства, август 92 г.


Подтверждение таможенных льгот - указ Президента от 23.12.92г.

Упразднение таможенных льгот - Закон РФ "О таможенном тарифе" от 21.05.93 г. Фактическая отмена налоговых льгот - письмо ГНС

Дополнительные финансовые льготы (кредиты), поручение о создании свободных таможенных зон и передача местного аэродрома для совместного использования в военных и гражданских целях - постановление Правительства РФ от 8.09.94 г.

Восстановление и расширение налоговых льгот - указ Президента РФ от 7.12.93 г.

Дополнительные финансовые льготы (кредиты, субвенции) - постановление Правительства РФ от 25.05.94 г.


Отмена налоговых льгот - Закон РФ "О финансировании государственных расходов..." от 1.02.95 г.

Отмена всех льгот, ранее предоставленных участникам внешнеэкономической деятельности - Закон РФ от 24.02.95 г.


Отмена таможенных льгот - указ Президента РФ от 6.03.95 г.


Льготы для компенсации потерь участникам ВЭД - постановление Правительства РФ от 10.05.95 г.

Создание специализированной зоны экспортного производства на территории СЭЗ "Находка" - указ Президента РФ "О некоторых мерах по стимулированию инвестиционной деятельности в СЭЗ "Находка" от 11.03.96 г. Восстановление таможенных, финансовых и, в перспективе, налоговых льгот - Закон РФ "Об особой экономической зоне в Калининградской области", подписан Президентом РФ 22.01.96 г.
Территория г. Находка и Партизанский район Приморского края, площадь ок. 4600 кв. Км Калининградская область, площадь ок. 15000 кв. км
Специализация Добыча и глубокая переработка местных ресурсов (биоресурсов океана, леса, лекарственных трав, стройматериалов), судоремонт, машиностроение, электронная промышленность, международный туризм, отрасли агропромышленного комплекса, в перспективе - легкая промышленность. Радиоэлектроника и электронная промышленность, судостроение, производство оборудования для пищевой и целлюлозно-бумажной промышленности, глубокая пере работка рыбы и других морепродуктов, производство товаров народного потребления, международный туризм.

Преимущества региона для создания свободной экономической зоны


1. Выгодное экономико-географическое положение: близость от крупнейших центров АТР, фактически сложившаяся "монополия" Находки на внешнюю торговлю России со странами региона.

2. Развитая транспортная инфраструктура - крупные незамерзающие порты, оконечный пункт Транссибирской магистрали.

3. Наличие некоторого промышленного потенциала города.

4. Хорошие климатические условия для сельского хозяйства.

5. Опыт внешнеторговой деятельности.


1. Выгодное экономико-географическое положение на пересечении торговых путей между Евразией и Европой.

2. Наличие незамерзающего морского порта.

3. Уникальные залежи янтаря (до 90% мировых запасов).

4. Высококвалифицированная рабочая сила, высокая концентрация учебных заведений.

5. Наличие машиностроительных производств высоких технологий (в составе ВПК).

6. Наличие предпосылок для создания курортно-туристического комплекса международного значения (район Куршской косы).

7. Наличие некоторого опыта внешнеэкономической деятельности (в качестве СЭЗ "Янтарь").

Недостатки региона для создания свободной экономической зоны


1. Недостаточная степень развития транспортно-дорожной инфраструктуры (необходимость реконструкции портов и железной дороги от Хабаровска до Находки).

2. Удаленность от центральных районов России, высокие транспортные издержки на доставку экспортных и импортных грузов.

3. Неразвитость АПК и легкой промышленности.

4. Наличие в регионе уже действующих СЭЗ (Китай, Тайвань, Юж.Корея, Гонконг, Сингапур), привлекательных для потенциальных инвесторов.

5. В перспективе возможна конкуренция местным портам со стороны модернизируемого порта Зарубино, предоставляющего выход к морю, в том числе, севеверо-восточным провинциям Китая.

1. Использование для военных нужд большей части территории, высокая степень милитаризованности промышленности.

3. Узкая специализация на рыбной промышленности (40% объема производства), большая доля ресурсоемких производств (переработка древесины, целлюлозно-бумажная промышленность), неразвитость АПК и легкой промышлен-

ности.

4. Изношенный и технологически устаревший парк промышленного оборудования, повышенная энергоемкость хозяйства.

5. Повышенная транспортоемкость хозяйства из-за зависимости области от удаленных регионов России и стран СНГ по снабжению сырьем и комплектующими (до 90% ввоза) и по сбыту продукции

(более 70% вывоза).

6. Неразвитость транспортно-дорожной, жилищной инфраструктуры.

7. Дефицит электроэнергии, зависимость от Литвы в сфере энерго- (80%) и газоснабжения (100%).

8. Наличие сильных конкурентов местному порту (страны Балтии, в перспективе - новый российский порт в Финском заливе) для обслуживания экспортно-импортных потоков грузов.


1 Региональная экономика: новые подходы / Отв. ред. Л.А. Козлов. – М.: Наука, 2008. – С. 56.

2 Морозова Т.Г. и др. Экономическая география России: Учебное пос. – М.: ЮНИТИ, 2008. – С. 22.

3 Вавилова Е.В. Экономическая география и регионалистика: Учебное пос. для вузов. – М.: Гардарики, 2009. – С. 68.

4 Региональная экономика: новые подходы / Отв. ред. Л.А. Козлов. – М.: Наука, 2008. – С. 90.

5 Скляр М.И. Экологические проблемы волго-вятского экономического района // Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - № 4. – С. 12.

6 Шибаков В.Г., Касьянов С.В., Халилов Н.Р. Современный университет для перспективного экономического района // Высшее образование сегодня. - 2008. - № 12. – С. 8.

7 Дронов В. П., Ром В. Я. Экономическая и социальная география // Экономика и жизнь. - 2008. - №7. – С. 23.

8 Колосовский Н. Н. Теория экономического районирования. - М.: Мысль, 1997. – С. 35.

9 Шелюбская Н.И. Косвенные методы государственного стимулирования инноваций: опыт Западной Европы // Проблемы теории и практики управления. - 2008. -№ 3. – С. 18.

10 Козлов Л. Экономические проблемы регионов и региональная структурная политика России. // Российский экономический журнал. - 2007. - №12. – С. 17.

11 Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22 июля 2005 г. № 116 –ФЗ.

12 Свободные экономические зоны в мировом хозяйстве: методологические проблемы организации и регулирования хозяйственного механизма: научно-практическое пособие / Басенко А.М., Бетуган И.Н., Григорян С.А. и др. - Ростов-на-Дону: РГЭА, 2008. – С. 55.

Похожие работы:

  1. • Государственное управление основными народнохозяйственными ...
  2. • Народнохозяйственный комплекс Украины
  3. • Региональная экономика
  4. • АПК Республики Беларусь
  5. • Сельскохозяйственная кооперация
  6. • Основные черты географии народного хозяйства Дальнего Востока
  7. • Институциональные единицы в региональном ...
  8. • Проблемы инвестиционно-строительного комплекса
  9. • Методические проблемы интегральной оценки региональных ...
  10. • Основные направления государственной политики в АПК
  11. • Бизнес-план развития автомобильного парка
  12. • Аграрная политика государства
  13. • Транспортно энергетический комплекс Дальнего Востока
  14. • Кооперация и рынок
  15. • Особенности размещения предприятий сервиса
  16. • Специфика региональной экономики
  17. • Проблемы развития агропромышленного комплекса РФ на ...
  18. • Государственное регулирование АПК
  19. • Экономико-географическая характеристика Московского региона
Рефетека ру refoteka@gmail.com