Рефетека.ру / Психология

Научная работа: Духовное развитие

Российский Государственный Социальный Университет

Академический Институт Социального Служения

Факультет ювенологии и семьеведения


Научный проект

Духовное развитие


Выполнил:


Москва 2006


Введение


Вот я и дети, которых дал мне Бог.

Евр. 2, 13

Вот наследие от Господа: дети; награда от Него — плод чрева.

Пс. 126,3.

Нелегко христианину жить сегодня в миру, пол­ном соблазнов, нехристианских обычаев, когда нет рядом носителей Духа Божия.

Трудности связаны еще с тем, что семейный христианин должен духовно бороться не только за себя, но и за свою семью — супругу и детей.

Иные думают, что вдвоем легче идти по пути к спасению. Да, но только в том случае, если они единодушны. Тогда лишь оправдывается изречение премудрого Соломона: «Двоим лучше, нежели од­ному» (Еккл, 4, 9). Но так бывает далеко не все­гда, и в жизни довольно часто мы сталкиваемся с тем, когда, по словам Господа, врагами человека становятся домашние его (Мф. 10, 36).

Есть ещё одно обстоятельство.

Если о жизни в монастыре повествует богатая святоотеческая литература, которая с исчерпываю­щей полнотой описывает путь иноков, то духов­ный опыт мирян, и в частности, опыт воспитания детей, отражен в ней значительно беднее.

Какова должна быть основная цель воспитания ребенка?

Некоторые матери главное внимание обращают на то, чтобы дети хорошо питались и выросли здоровыми. Другие родители стараются более все­го дать хорошее образование. Третьи — прилагают усилия, чтобы развить в чадах природные дарова­ния, и мечтают увидеть в них талантливых музы­кантов, художников или ученых.

Иное должно быть на первом месте у родите­лей-христиан. Они прежде всего обязаны забо­титься о том, чтобы дети выросли в непоколеби­мой вере, живыми членами Церкви, чтобы в душе их изобразился. Христос (Гал. 4, 19), чтобы более всего в мире они возлюбили Бога, а «ближнего своего, как самого себя» (Мф. 22, 37—40), и целью своей жизни ставили стяжание Духа Свято­го Божия» (из слов преподобного Серафима).

Если достигнут родители того, то все осталь­ное: и образование, и развитие дарований, и здо­ровье, — все приложится само собой, так как Господь сказал: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 33).

Преподобный Серафим говорил одной матери: «Матушка, матушка. Не торопись учить детей-то по-французски и по-немецки, а приготовь душу-то их прежде, а прочее приложится им потом».

Как достигнуть этого, как «приготовить душу» детей?

При решении всякой задачи следует, как гово­рят мудрецы, искать идеального решения. «По­ставьте себе идеал как можно выше и стремитесь его достичь», — советует один из философов. И хотя бы такой идеал казался очень трудным для достижения в современных условиях жизни, все же к нему надо стремиться по мере сил и возможностей.

В самом важном для родителей деле — деле ду­ховного воспитания детей следует также бояться той «теплохладности», которая ненавистна Госпо­ду (Откр. 3, 15). И даже если указания отцов Церкви и опыт благочестивых мирян будут рас­ходиться с современными взглядами — не станем отвергать эти указания и этот опыт.

Не будем повторять тех, которые некогда гово­рили, слушая Христа: «Какие странные слова! кто может это слушать?» (Ин. 6, 60). Вспомним совет великого Апостола: «Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтоб быть мудрым» (1 Кор. 3, 18).

Образование и трудовые навыки

А что сверх всего этого, сын мой, того берегись: составлять много книг - конца не будет, и много читать — утомительно для тела.

Еккл. 12, 12

В условиях современной жизни родителям не­легко влиять на светское образование детей: для младшего и среднего возраста программа стандарт­на и дается государством.

Было бы бесполезно обсуждать — что из этой программы образования является действительно необходимым и что ненужным балластом. Будем считаться с государственной программой обучения как с фактом, реагируя на него так, как делали это христиане первых веков — времен господства язычества.Вопрос для родителей состоит только в том — нужно ли дополнять чем-либо обычное школьное образование (сверх духовного воспитания).

Этот вопрос следует решать строго индивиду­ально — в зависимости от склонности ребенка.

В общем случае — этого делать не надо, и все свободное время, которое остается у школьников и их родителей, употреблять на дополнение свет­ского образования духовным (изучение Священно­го Писания, истории Церкви, жизни святых отцов и богослужения).

Нужно помнить, что всякое светское дополне­ние школьного образования будет отнимать время и силы и отразится ослаблением духовного разви­тия, о значении которого для души ребенка гово­рить излишне. И не будут ли подобные — допол­нительные к школе занятия (светскими науками) теми «заботами житейскими», которыми не следу­ет отягчать свои сердца по заповеди Самого Гос­пода (Лк. 21, 34).

Вспомним также слова Премудрого Соломона, который говорит, что «много читать — утомительно для тела» (Еккл. 12, 12). Из этих слов видно мне­ние Соломона, что приобретение истинной мудро­сти не зависит от количества прочитанных книг. О том же пишет епископ Феофан Затворник: «Пусть считается главным — изучение веры, пусть лучше время назначается на дела благочестия и в случае столкновения преимуществуют последние над уче­ностью».

Но для некоторых детей могут быть сделаны исключения. Это будет тогда, когда у ребенка с детства проявляются определенные склонности, например, к музыке, живописи, поэзии, изучению природы и т. д. В этом случае родителям надо способствовать развитию в ребенке соответствую­щих, данных ему от Бога, талантов и искать со­ответствующих учителей. Занятия с последними подготовят ребенка для будущей специальности.

Другое дело с развитием в ребенке специальных трудовых навыков. Этой стороной образования в интеллигентных семьях обычно пренебрегают.

Выше (см. главу «Спасение душ родителей бо­лее всего зависит от детей») уже говорилось о не­обходимости приучения детей с самого раннего возраста к труду и привычке по возможности са­мим обслуживать себя. Воспитывая детей, родите­ли могут постепенно развивать у них специальные трудовые навыки и знания, которые в дальнейшей жизни им пригодятся, будут облегчать жизнь, сде­лают их более полезными членами общества, а может быть, и дадут кусок хлеба в трудные мину­ты жизни или в тяжелые годины.

Как правило, каждая мать должна научить своих дочерей уменью шить простые платья и белье, вя­зать и производить перешивку, ремонт одежды и стирку белья. Каждая девочка должна, вместе с тем, быть обучена уменью готовить пищу и хорошо раз­бираться в сортах и качестве продуктов питания.

Для мальчиков очень важно овладеть начатками ремесла столяра, слесаря, плотника, электромонте­ра, переплетчика и т. п.

Девочек можно научить художественному ши­тью и вышиванию. И мальчикам, и девочкам очень полезно приобрести начатки знаний и на­выков в области медицины, как-то: уменья пере­вязывать и бинтовать раны, оказывать первую по­мощь в несчастных случаях и т. п.

Если в распоряжении семьи имеется клочок земли, то всех детей следует приучать к практике огородного дела и садоводства.

Чем глубже знания удается дать детям по ка­ким-либо из вышеперечисленных профессий, тем лучше: родители могут быть спокойны за дальней­шую участь своих чад в практическом отношении. Они всюду будут полезны и никогда не будут нуждаться в хлебе насущном.


А в заключении я хотел бы привести слова одной матушки:

«Учитывая современную обстановку, важно про­являть осторожность в требованиях к детям, кото­рые могут в ряде случаев давать не положитель­ные, а отрицательные результаты,

Ребенок встает утром в школу с трудом, как это наблюдается у большинства детей. Никакой физ­зарядки он не делает, но родители следят, чтобы он встал на молитву. Так пусть же молитва крош­ки будет проста, но горяча, идущая от сердца: «Господи! Я иду в школу! Помоги мне быть вни­мательным, прилежным, сообразительным. Сохра­ни меня от злых людей, от бед, от ошибок. По­шли мне, Господи, ангела святого, чтобы он мне помог и хранил меня. Я иду по Твоей воле, так благослови же меня, Господи!» И перекрестясь благоговейно, пусть бежит малыш с сознанием, что идет исполнять дело, порученное ему Богом.

Но что мы нередко наблюдаем на деле? Малыш наспех твердит заученные, непонятные ему молит­вы, небрежно крестится, кладет поклоны и косит­ся на часы. «Ах, как длинна эта молитва!» — ду­мает он. Но сократить нельзя, его слушает бабуш­ка. Вдруг телефонный звонок. Бабушка уходит, какое счастье! Можно уйти поскорее, чтобы по­резвиться с ребятами лишние минуты на школь­ном дворе. Малыш упустил длинный ряд поми­нальных молитв и имен, но зачем ему они? Он не знал этих людей, имена которых ему велено про­износить, так не все ли равно для крошки, что ждет за гробом их души? «Да притом же они и так в раю, ведь бабушка говорит, что они были хорошие люди», — рассуждает он. В школе ребята с аппетитом завтракают сосис­ками, колбаской и т. д. А наш малыш смотрит на | них с завистью и с осуждением: «Греховодники! А ведь сегодня пост!» Постепенно недоброжелатель­ство к товарищам, рожденное завистью и осужде­нием, растет у малыша. Он охотно дерется с то­варищами и слывет за «нервного» и «недотрогу». Но проходит некоторое время, и вот малыш уже дома не всегда и не сразу слушается родителей. Его наказывают, и он боится уже этих наказаний. Приходится ему скрывать свои поступки: опозда­ния, лень, шалости; приходится обманывать мать, отца и др. Так за чем же дело стало? Он вскоре купит себе в буфете сосисок, ведь «они» не узнают, а Бог? «Да я покаюсь на исповеди, скажу в общем: "не слушался", ну и все. Батюшка отпус­тит, и Бог простит».

Так понемногу внутренне дитя «отделывается» от строгости и подвигов веры и начинает чувство­вать себя бодрее и веселее. А кто как не родите­ли виновны в том, что иго стало ребенку непо­сильным, и он стремится его сбросить? Что молитве-то настоящей его не научили? Молитва есть беседа души с Богом, как с любящим Другом, а нашему сыну религия и Бог были преподносимы как бесконечные ограничения, томления и страда­ния. Вера, которая должна бы его окрылять и де­лать счастливейшим из людей, она стала с детства его бичом, отнимающим радости жизни.

Подросток становится мрачен, озлоблен и скры­тен; отказывается вскоре от всех внешних прояв­лений веры: от постов, от молитв, от церкви и т. д. Ужас родителей нельзя передать, но этого сле­довало ожидать, с того дня, как они увидели скуку и тоску в глазах ребенка в ответ на их призыв к молитве, церкви и т. д.

Книга толкует о благодатных утешениях, кото­рые должны заменять верующей душе земные бла­га. Но ведь до благодатных-то утешений надо до­расти! Дух-то Божий надо стяжать! Надо побороть в себе дурные наклонности, а борец-то должен быть прежде всего С УМОМ! А ума-то как раз у дитяти нет. Поэтому «иго» религии его тяготит и сломит, если оно возложено на него с детства не осторожной и мудрой, а только лишь строгой и требовательной рукой.

Надо бояться «пересолить» больше, чем недосо­лить. Не всякой душе дано с детства ощущать ве­яние Духа Святого. Насильно благодать душе не привьешь. Если тот, кому даны четыре таланта, чувствует Бога и отраду пребывания с Ним с мла­денчества, то тот, кому даны лишь два, почувству­ет эту благодать лишь на краю могилы, свершив уже свой жизненный путь, полный подвига. Так не надо нагружать дитя всеми внешними форма­ми религии, чтобы отрок не отбросил свои «два таланта», не закопал их, решив, что пять ему все равно не приобрести, так стоит ли стараться при­обретать четыре? Но Господь дал второму ту же награду, что и первому, потому что у Него нужны всякие сосуды — и глина, и металл, и фарфор, и хрусталь. Так и у всякого своя мерка на молитву, лишь бы она шла от сердца и горела любовью к Богу, чтобы религия была юной душе отрадой, опорой, руководством в жизни, а не тяжким бре­менем, мешающим идти. Помоги Бог воспитате­лям, поистине мудрость змеиная нужна им, о чем да просят они Бога усердно и горячо. Нельзя подходить всегда лишь схематично к вопросу воспи­тания детей. Надо учитывать наследственность и то, что сами родители — грешные люди. А книга написана так, как будто родители уже святы и должны быть святы их плоды. Но на самом-то деле родители сами без конца падают (греховно), и дети с пеленок видят вокруг себя грех.

Не услышим ли мы голос Господа: «Сначала вынь бревно из своего глаза..?»

Поэтому основное внимание родителей должно быть направлено на свой духовный рост, на вос­питание себя самого. Кто себя не сумел воспи­тать, как сумеет воспитать другую душу? До семи лет, пока ребенок слов не понимает, его можно заставлять силой повиноваться, то есть применять наказание. Но в отроческом возрасте надо дей­ствовать лишь убеждением, иначе будет одно зло: кончится дружба между воспитателями и детьми, кончится и влияние старших. Надо твердо по­мнить: «Насильно мил не будешь». Если ребенок не любит отца и мать, то зря они стараются по­добрать ему книги, общество и т. п. Он ускольз­нет от их влияния. Поэтому прежде всего надо беречь любовь и уважение к себе детей. Потеряв это — потеряешь и детей. Можно зачастую и сде­лать ослабление к своим требованиям, то есть быть снисходительным и прощать, как и Христос прощает нас.

Бог есть Любовь. Если нарушен этот прин­цип — нарушено все в семье. Напрасны тогда иконы, лампады, посты, кресты, духовное чтение, молитвословия и т. п. Нет любви в семье — зна­чит нет среди нас и Бога. А любовь не раздража­ется, не гордится, не ищет своего. А в какой семье нет подобного греха? Дети все чувствуют, чув­ствуют и уход благодати из семьи. Остается внеш­нее, без внутреннего содержания. Соль, потеряв­шая силу.

Слава Богу, что у нас есть Таинство покаяния, после которого можно начинать все сначала. Прежде всего надо воззвать к Богу, попросить Его от всей души помочь подняться из той пропасти, в которой мы находимся. А с ребенком — идти нога в ногу: вникать в его желания, объяснять их ему, помогать разобраться в картине, в книге, в жизни, указать, к чему что ведет, ибо грех в жиз­ни часто украшен в красивую, обольстительную оболочку, а потому сильно влечет немудреную, простую душу ребенка.

Будем же стараться, чтобы из наших семей ни­когда не ушла Любовь.»

Похожие работы:

  1. • Духовное развитие младших школьников в процессе ...
  2. • Влияние социального окружения на духовное развитие
  3. • Духовное развитие ребенка
  4. • Закономерности духовного развития человека и общества в целом
  5. • Концепция и система подготовки будущего учителя к духовно ...
  6. • Нервные заболевания при духовном росте
  7. • Духовно-нравственное воспитание ...
  8. •  ... помощи при состояниях духовного кризиса
  9. • Нервные заболевания при духовном росте
  10. • Сказочная Индия с ее высоким уровнем духовного развития
  11. • Духовная жизнь общества
  12. • Искусство и духовное развитие личности
  13. • Духовная реабилитация больных алкоголизмом
  14. • Моделирование среды воспитания духовно-творческой ...
  15. • Культура и духовное развитие арабо-мусульманского мира
  16. • Духовный мир личности
  17. • Духовное производство
  18. • Духовные потребности
  19. • Уровни духовной культуры менеджера
Рефетека ру refoteka@gmail.com