Рефетека.ру / Психология

Реферат: Характеристика познавательных процессов и их роль в формировании картины мира человека

Содержание № страницы

1

2

3

4

5

Введение

Ощущения

Восприятие

Мышление

Воображение

Память

Заключение

Список литературы

2

3

6

8

11

12

15

16


ВВЕДЕНИЕ


Учеными-психологами выделяются пять основных познавательных процессов психики человека: ощущения, восприятие, мышление, воображение и память. Некоторые ученые, например, Немов Р.С. добавляет к вышеперечисленным внимание и речь. Но так как в нашу задачу входит изучение познавательных процессов, направленных на формирование картины мира человека, остановимся только на пяти основных.

Ощущения являются основой всех психиче­ских явлений. Они представляют собой осознаваемый или неосознаваемый продукт переработки цент­ральной нервной системой раздражителей, возника­ющих во внутренней или внешней среде. Способность к ощу­щениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой.

Внешние явления, воздействуя на наши органы чувств, вы­зывают субъективный эффект в виде ощущений без какой бы то ни было встречной активности субъекта по отношению к воспринимаемому воздействию. Способность ощущать дана нам и всем живым существам, обладающим нервной системой, с рождения. Способностью же воспринимать мир в виде образов наделены только человек и высшие животные.

Мышление человека – это активная познавательная деятельность и внутренний процесс планирования и регуляции внешней деятельности. Вопрос о том, как мы «видим», представляем и понимаем окружающий нас мир и себя в нем и как используем эти знания для управления своим поведением. Мышление является высшим познавательным процессом.

Воображение — особая форма человеческой психики, сто­ящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприяти­ем, мышлением и памятью. Специфика этой формы психиче­ского процесса состоит в том, что воображение ха­рактерно только для человека.

Без способности запоминать человек не смог бы выжить. Память подразделяют на мгновенную, кратко­временную, оперативную, долговременную и генетическую память, кроме того, существует двигательная, зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная, эмоциональная и дру­гие виды памяти.

Остановимся подробнее на этих вышеперечисленных познавательных процессах психики человека.


1.ОЩУЩЕНИЯ


Ощущения считаются самыми простыми из всех психиче­ских явлений. Они представляют собой осознаваемый, субъек­тивно представленный в голове человека или неосознаваемый, но действующий на его поведение продукт переработки цент­ральной нервной системой значимых раздражителей, возника­ющих во внутренней или внешней среде. Способность к ощу­щениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Что же касается осознаваемых ощущений, то они есть только у живых существ, имеющих головной мозг и кору голо­вного мозга. Это, в частности, доказывается тем, что при тор­можении деятельности высших отделов центральной нервной системы, временном отключении работы коры головного мозга естественным путем или с помощью биохимических препара­тов человек утрачивает состояние сознания и вместе с ним спо­собность иметь ощущения, т.е. чувствовать, осознанно воспри­нимать мир. Такое происходит, например, во время сна, при наркозе, при болезненных нарушениях сознания.

Ощущения в своем качестве и многообразии отражают раз­нообразие значимых для человека свойств окружающей среды. Органы чувств, или анализаторы человека, с рождения приспо­соблены для восприятия и переработки разнообразных видов энергии в форме стимулов-раздражителей (физических, хими­ческих, механических и других воздействий).

Виды ощущений отражают своеобразие тех стимулов, кото­рые их порождают. Эти стимулы, будучи связанными с различ­ными видами энергии, вызывают соответствующие ощущения разного качества: зрительные, слуховые, кожные (ощущения при­косновения, давления, боли, тепла, холода и др.), вкусовые, обо­нятельные. Информацию о состоянии мышечной системы нам предоставляют проприоцептивные ощущения, отмечающие сте­пень сокращения или расслабления мышц; о положении тела относительно направленности сил гравитации свидетельствуют ощущения равновесия. Те и другие обычно не осознаются.

Сигналы, поступающие из внутренних органов, менее за­метны, в большинстве случаев, за исключением болезненных, не осознаются, но также воспринимаются и перерабатываются центральной нервной системой. Соответствующие ощущения называют интероцептивными. Информация из внутренних орга­нов непрерывным потоком поступает в мозг, сообщая ему о состояниях внутренней среды, таких, как наличие в ней биологи­чески полезных или вредных веществ, температура тела, хими­ческий состав имеющихся в нем жидкостей, давление и многие другие. У человека есть, кроме того, несколько специфических видов ощущений, которые несут в себе информацию о времени, ускорении, вибрации, некоторых других сравнительно редких явлениях, имеющих определенное жизненное значение. По со­временным данным мозг человека представляет собой слож­нейшую, самообучающуюся вычислительную и одновременно аналоговую машину, работающую по генотипически обуслов­ленным и прижизненно приобретенным программам, которые непрерывно совершенствуются под влиянием поступающей ин­формации. Перерабатывая эту информацию, мозг человека при­нимает решения, дает команды и контролирует их выполнение.

Порождают ощущения обычно электромагнитные волны, на­ходящиеся в пределах значительного диапазона — от коротких до радио­волн с длиной волны, измеряемой многими километрами. Длина волны как количественная характеристика электромагнитной энергии субъективно представлена человеку в виде качественно разнообразных ощущений. Например, те электромагнитные вол­ны, которые отражает зрительная система, располагаются в ди­апазоне от 380 до 780 миллиардных долей метра и в совокупно­сти занимают весьма ограниченную часть электромагнитного спектра. Волны, находящиеся внутри этого диапазона и разли­чающиеся по длине, порождают в свою очередь ощущения раз­личного цвета.

Ухо человека реагирует, в отличие от глаза, на механические воздействия, связанные с изменениями атмосферного давления. Колебания давления воздуха, следующие с определенной час­тотой и характеризующиеся периодическими появлениями об­ластей высокого и низкого давления, воспринимаются нами как звуки определенной высоты и громкости. Существует специ­альная физическая единица, посредством которой оценивается частота колебаний воздуха в секунду, — герц, численно равная одному колебанию, совершаемому за секунду.

Чем больше частота колебаний давления воздуха, тем выше воспринимаемый нами звук. Человек обладает способностью слышать звуки, при которых частота колебаний давления воз­духа находится в пределах диапазона от 20 до 20 000 Гц. Приве­дем пример для сравнения: такой музыкальный инструмент, как фортепиано, способен порождать звуки с частотой в диапазоне от 27 до 4 200 Гц. Размах частоты колебаний воздуха, воспринимаемых разными живыми существами в виде ощущений, весь­ма различен. Летучие мыши и собаки способны слышать на­много более высокие звуки, чем человек.

Заметим, что субъективно воспринимаемая человеком высо­та звука зависит не только от частоты колебаний давления воз­духа. На нее оказывает влияние и сила звука, или его интенсив­ность, т.е. разность давлений между самой высокой и самой низкой точками, отражающими величину давления воздуха. Более сильный звук иногда вос­принимается как более высокий, и наоборот.

Обоняние — вид чувствительности, порождающий специфи­ческие ощущения запаха. Это одно из наиболее древних, про­стых, но жизненно важных ощущений. Анатомически орган обо­няния расположен у большинства живых существ в наиболее выгодном месте — впереди, в выдающейся части тела. Путь от рецепторов обоняния до тех мозговых структур, где принима­ются и перерабатываются получаемые от них импульсы, наибо­лее короткий. Нервные волокна, отходящие от обонятельных рецепторов, непосредственно без промежуточных переключе­ний попадают в головной мозг.

Часть мозга, которая называется обонятельной, также явля­ется и наиболее древней, и чем ниже живое существо стоит на эволюционной лестнице, тем большее пространство в массе го­ловного мозга она занимает. У рыб, например, обонятельный мозг охватывает практически всю поверхность полушарий, у со­бак — около одной ее трети, у человека его относительная доля в объеме всех мозговых структур равна примерно одной двад­цатой части.

Указанные различия соответствуют развитости других орга­нов чувств и тому жизненному значению, которое данный вид ощущений имеет для живых существ. Для некоторых видов жи­вотных значение обоняния выходит за пределы восприятия за­пахов. У насекомых и высших обезьян обоняние также служит средством внутривидового общения.

Следующий вид ощущений — вкусовые — имеет четыре ос­новные модальности: сладкое, соленое, кислое и горькое. Все остальные ощущения вкуса представляют собой разнообразные сочетания этих четырех основных.

Кожная чувствительность, или осязание, — это наиболее ши­роко представленный и распространенный вид чувствительно­сти. Всем нам знакомое ощущение, возникающее при прикос­новении какого-либо предмета к поверхности кожи, не пред­ставляет собой элементарного осязательного ощущения. Оно есть результат сложного комбинирования четырех других, бо­лее простых видов ощущений: давления, боли, тепла и холода, причем для каждого из них существует специфический вид ре­цепторов, неравномерно расположенных в различных участках кожной поверхности.

На примерах кинестетических ощущений и ощущений рав­новесия можно подтвердить тот факт, что далеко не все ощу­щения являются осознаваемыми. В повседневной речи, которой мы пользуемся, отсутствует слово, обозначающее ощущения, идущие, например, от рецепторов, расположенных в мышцах и работающих при их сокращении или растяжении. Тем не менее эти ощущения все же существуют, обеспечивая упражнение дви­жениями, оценку направления и скорости движения, величину расстояния. Они формируются автоматически, поступают в мозг и регулируют движения на подсознательном уровне. Для их обоз­начения в науке принято слово, которое происходит от поня­тия «движение», — кинетика, и их поэтому называют кинесте­тическими.

Без ощущений подобного рода мы бы испытывали большие трудности, связанные с одновременным согласованием движе­ний различных частей тела, сохранением позы, равновесия, кон­тролем различных непроизвольных движений (безусловно-рефлекторные реакции, навыки и т.п.), потому что все они вклю­чают в себя такие двигательные моменты, которые выполня­ются автоматически и очень быстро. Кроме мышц рецепторы кинестетических ощущений находятся в других органах. Напри­мер, формирование ощущений, которые способствуют поддер­жанию и сохранению равновесия, происходит благодаря нали­чию особых рецепторов равновесия, имеющихся во внутреннем ухе. От работы этих рецепторов зависит чувство ускорения или замедления движений.

Все виды ощущений возникают в результате воздействия со­ответствующих стимулов - раздражителей на органы чувств. Од­нако ощущение возникает не сразу, как только нужный стимул начал действовать. Между началом действия раздражителя и по­явлением ощущения проходит определенное время. Оно назы­вается латентным периодом. Во время латентного периода про­исходит преобразование энергии воздействующих стимулов в нервные импульсы, их прохождение по специфическим и не­специфическим структурам нервной системы, переключение с одного уровня нервной системы на другой. По длительности латентного периода можно судить об афферентных структурах центральной нервной системы, через которые, прежде чем по­пасть в кору головного мозга, проходят нервные импульсы.


2.ВОСПРИЯТИЕ


Внешние явления, воздействуя на наши органы чувств, вы­зывают субъективный эффект в виде ощущений без какой бы то ни было встречной активности субъекта по отношению к воспринимаемому воздействию. Способность ощущать дана нам и всем живым существам, обладающим нервной системой, с рождения. Способностью же воспринимать мир в виде образов наделены только человек и высшие животные, она у них скла­дывается и совершенствуется в жизненном опыте.

В отличие от ощущений восприятие всегда выступает как субъективно соотносимое с оформленной в виде предметов, вне нас существующей действительностью, причем даже в том слу­чае, когда мы имеем дело с иллюзиями или когда воспринимае­мое свойство сравнительно элементарно, вызывает простое ощу­щение (в данном случае это ощущение обязательно относится к какому-либо явлению или объекту, ассоциируется с ним).

Ощущения находятся в нас самих, воспринимаемые же свой­ства предметов, их образы локализованы в пространстве. Этот процесс, характерный для восприятия в его отличии от ощуще­ний, называется объективацией.

Еще одно отличие восприятия в его развитых формах от ощу­щений состоит в том, что итогом возникновения ощущения явля­ется некоторое чувство (например, ощущения яркости, громко­сти, соленого, высоты звука, равновесия и т.п.), в то время как в результате восприятия складывается образ, включающий ком­плекс различных взаимосвязанных ощущений, приписываемых человеческим сознанием предмету, явлению, процессу. Для того чтобы некоторый предмет был воспринят, необходимо совершить в отношении его какую-либо встречную активность, направ­ленную на его исследование, построение и уточнение образа. Для появления ощущения этого, как правило, не требуется.

Отдельные ощущения как бы «привязаны» к специфическим анализаторам, и достаточно бывает воздействия стимула на их периферические органы — рецепторы, чтобы ощущение воз­никло. Образ, складывающийся в результате процесса восприя­тия, предполагает взаимодействие, скоординированную работу сразу нескольких анализаторов. В зависимости от того, какой из них работает активнее, перерабатывает больше информации, получает наиболее значимые признаки, содержат участки, не­сущие в себе наиболее интересную и полезную для восприни­мающего информацию. При внимательном изучении таких эле­ментов, на которых более всего останавливается взор в про­цессе рассматривания картин, обнаруживается, что движения глаз фактически отражают процесс человеческого мышления. Установлено, что при рассматривании человеческого лица на­блюдатель больше всего внимания уделяет глазам, губам и носу. Глаза и губы человека действительно являются наиболее выразительными и подвижными элементами лица, по характеру и движениям которых мы судим о психологии чело­века и его состоянии. Они многое могут сказать наблюдателю о настроении человека, о его характере, отношении к окружаю­щим людям и многом другом.

Нередко при восприятии контурных и штрихованных изо­бражений, а также соответствующих элементов реальных пред­метов у человека могут возникать зрительные иллюзии. Таких иллюзий известно множество. Это — иллюзии, связанные с искажением конту­ра окружности, представленной на фоне веерообразно расходя­щихся линий, и искажение изображения квадрата на фоне концентрических окружностей.

Наличием иллюзий в сфере восприятия, которые могут быть вызваны самыми различными причинами, зависящими как от состояния воспринимающей системы, так и от особенностей организации воспринимаемого материала, объясняются многие ошибки, в том числе «видения» так называемых неопознанных летающих объектов (НЛО), о которых в последние годы немало писалось в прессе.

Остановимся кратко на механизмах восприятия пространст­ва, времени и движения, которые совместно со способами вос­приятия контуров и содержания осмысленных фигур плоско­стного типа образуют черно-белую перцептивную динамическую картину обстановки, окружающей повседневно человека. Восп­риятие пространства содержит оценки формы, величины, рас­стояния до предметов, расстояния между предметами.

В восприятии формы предметов принимают участие три ос­новные группы факторов:

1. Врожденная способность нервных клеток коры головного мозга избирательно реагировать на элементы изображений, име­ющие определенную насыщенность, ориентацию, конфигура­цию и длину. Такие клетки называются клетками-детекторами. Благодаря свойствам своих рецептивных полей, они выделяют в зрительном поле вполне определенные элементы, например световые линии конкретной длины, ширины и наклона, острые углы, контрасты на контурных изображениях.

2. Законы образования фигур, форм и контуров, выделенные гештальтпсихологами и описанные выше.

3. Жизненный опыт, получаемый за счет движений руки по контуру и поверхности объектов, перемещения человека и час­тей его тела в пространстве.


3. МЫШЛЕНИЕ


Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой ре­зультат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление (в элемен­тарных формах оно имеется и у животных) также можно пони­мать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений.

Отличие мышления от других психологических процессов со­стоит также в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и актив­ным изменением условий, в которых эта задача задана. Мыш­ление в отличие от восприятия выходит за пределы чувственно данного, расширяет границы познания. В мышлении на основе сенсорной информации делаются определенные теоретические и практические выводы. Оно отражает бытие не только в виде отдельных вещей, явлений и их свойств, но и определяет связи, существующие между ними, которые чаще всего непосредст­венно, в самом восприятии человеку не даны. Свойства вещей и явлений, связи между ними отражаются в мышлении в обоб­щенной форме, в виде законов, сущностей.

На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других позна­вательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов обязательно свя­заны с мышлением, и степень его участия в этих познаватель­ных процессах определяет их уровень развития.

Мышление — это движение идей, раскрывающее суть ве­щей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим результатом мышления может выступить поня­тие — обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях.

Мышление — это особого рода теоретическая и практиче­ская деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, пре­образовательного и познавательного характера.

Теоретическое понятийное мышление — это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обра­щается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредствен­но не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Он обсуждает и ищет решение задачи с начала, и до конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, полученными другими людьми, выраженными в понятийной форме, суждения, умозаключениях. Теоретическое понятийное мышление характерно для научных теоретических исследований.

Теоретическое образное мышление отличается от понятийного с тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Они или непосредственно извлекаются из памяти или творчески воссоздаются воображением. Таким мышлением т пользуются работники литературы, искусства, вообще люди творческого труда, имеющие дело с образами. В ходе решения мысли­тельных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, чтобы человек в результате манипулирования ими смог непосредственно усмотреть решение интересующей его задачи.

Оба рассмотренных вида мышления — теоретическое понятийное и теоретическое образное — в действительности, как правило, сосуществуют. Они неплохо дополняют друг друга, раскрывают человеку разные, но взаимосвязанные стороны бытия. Теоретическое понятийное мышление дает хотя и абстрактное, но вместе с тем наиболее точное, обобщенное отражение дей­ствительности. Теоретическое образное мышление позволяет по­лучить конкретное субъективное ее восприятие, которое не ме­нее реально, чем объективно-понятийное. Без того или другого вида мышления наше восприятие действительности не было бы столь глубоким и разносторонним, точным и богатым разнооб­разными оттенками, каким оно является на деле.

Отличительная особенность следующего вида мышления — наглядно-образного — состоит в том, что мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием мыслящим чело­веком окружающей действительности и без него совершаться не может. Мысля наглядно-образно, человек привязан к дейст­вительности, а сами необходимые для мышления образы пред­ставлены в его кратковременной и оперативной памяти (в отли­чие от этого образы для теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памяти и затем преобразуются).

Данная форма мышления наиболее полно и развернуто пред­ставлена у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а у взрослых — среди людей, занятых практической работой. Этот вид мышления достаточно развит у всех людей, кому час­то приходится принимать решение о предметах своей деятель­ности, только наблюдая за ними, но непосредственно их не касаясь.

Последний из обозначенных на схеме видов мышления — это наглядно-действенное. Его особенность заключается в том, что сам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Основным условием решения задачи в данном случае являются правильные действия с соответству­ющими предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых реальным производственным трудом, резуль­татом которого является создание какого-либо конкретного ма­териального продукта.

Заметим, что перечисленные виды мышления выступают од­новременно и как уровни его развития. Теоретическое мышле­ние считается более совершенным, чем практическое, а поня­тийное представляет собой более высокий уровень развития, чем образное. С одной стороны, за такими рассуждениями лежит реальный смысл, так как понятийное и теоретическое мышле­ние в филогенезе и онтогенезе действительно появляются позднее, чем, скажем, практическое и образное. Но, с другой стороны, каждый из четырех названных видов мышления сам по себе может развиваться относительно независимо от остальных и до­стигать такой высоты, что заведомо превзойдет филогенетиче­ски более позднюю, но онтогенетически менее развитую форму. Например, у высококвалифицированных рабочих наглядно-дей­ственное мышление может быть гораздо более развитым, чем понятийное у размышляющего на теоретические темы студен­та. Наглядно-образное мышление художника может быть более совершенным, чем словесно-логическое у посредственного уче­ного.

Все перечисленные виды мышления у человека сосуществу­ют, могут быть представлены в одной и той же деятельности. Однако в зависимости от ее характера и конечных целей доми­нирует тот или иной вид мышления. По этому основанию они все и различаются. По степени своей сложности, по требовани­ям, которые они предъявляют к интеллектуальным и другим способностям человека, все названные виды мышления не ус­тупают друг другу.

Мышление в отличие от других процессов совершается в со­ответствии с определенной логикой. Соответственно, в структуре мышления можно выделить следующие логические операции: сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение. Сравнение вскрывает тождество и различие вещей. Результатом сравне­ния, кроме того, может стать классификация. Нередко она вы­ступает как первичная форма теоретического и практического познания.

Более глубокое проникновение в суть вещей требует раскры­тия их внутренних связей, закономерностей и существенных свойств. Оно выполняется при помощи анализа и синтеза. Ана­лиз — это расчленение предмета, мысленное или практическое, на составляющие его элементы с последующим их сравнением. Синтез есть построение целого из аналитически заданных час­тей. Анализ и синтез обычно осуществляются вместе, способствуют более глубокому познанию действительности. «Анализ и синтез, — писал С Л. Рубинштейн, — «общие знаменатели» все­го познавательного процесса. Они относятся не только к отвле­ченному мышлению, но и к чувственному познанию и воспри­ятию. В плане чувственного познания анализ выражается в вы­делении какого-нибудь чувственного свойства объекта, до того должным образом не выделявшегося. Познавательное значение анализа связано с тем, что он вычленяет и «подчеркивает», вы­деляет существенное». Теоретический, практический, образный и абстрактный интеллект в своем формировании связан с со­вершенствованием операций мышления, прежде всего анализа, синтеза и обобщения.

Абстракция — это выделение какой-либо стороны или ас­пекта явления, которые в действительности как самостоятель­ные не существуют. Абстрагирование выполняется для более тщательного их изучения и, как правило, на основе предвари­тельно произведенного анализа и синтеза. Результатом всех этих операций нередко выступает формирование понятий.

Абстрагированными могут стать не только свойства, но и действия, в частности способы решения задач. Их использова­ние и перенос в другие условия возможны лишь тогда, когда выделенный способ решения осознан и осмыслен безотноси­тельно к конкретной задаче.

Обобщение выступает как соединение существенного (абст­рагирование) и связывание его с классом предметов и явлений. Понятие становится одной из форм мысленного обобщения.

Конкретизация выступает как операция, обратная обобще­нию. Она проявляется, например, в том, что из общего опреде­ления — понятия — выводится суждение о принадлежности еди­ничных вещей и явлений определенному классу.

4. ВООБРАЖЕНИЕ


Воображение — особая форма человеческой психики, сто­ящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприяти­ем, мышлением и памятью. Специфика этой формы психиче­ского процесса состоит в том, что воображение, вероятно, ха­рактерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний. По­следнее означает, что ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики. Мож­но предполагать, что именно воображение, желание его понять и объяснить привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать в на­ши дни.

Что же касается загадочности этого феномена, то она состо­ит в том, что до сих пор нам почти ничего не известно именно о механизме воображения, в том числе о его анатомо-физиологической основе. Где в мозгу человека локализовано воображе­ние? С работой каких известных нам нервных органических структур оно связано? На эти важные вопросы мы почти ниче­го конкретного ответить не можем. Мы знаем очень много о том, какое значение вообра­жение имеет в жизни человека, как оно влияет на его психиче­ские процессы и состояния и даже на организм. Это и побужда­ет выделить и специально рассмотреть проблему воображения отдельно.

Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая ма­териальная и духовная культура является продуктом воображе­ния и творчества людей.

Воображение является основой наглядно-образного мышле­ния, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и ре­шать задачи без непосредственного вмешательства практиче­ских действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затрудне­ны, или просто нецелесообразны (нежелательны).

От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фан­тазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию такие кар­тины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если, кроме того, воображение нацелено на будущее, его именуют мечтой.

Воображение может быть четырех основных видов: актив­ное, пассивное, продуктивное и репродуктивное. Активное во­ображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответ­ствующие образы. Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Продуктивное вооб­ражение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копирует­ся или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется. В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображе­ние больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

Работа человеческого воображения, разумеется, не ограничи­вается литературой и искусством. В наибольшей степени она прояв­ляется в научном, техническом, других видах творчества. Во всех этих случаях фантазия как разновидность воображения играет по­ложительную роль. Но есть и другие виды воображения. Это — сновидения, галлюцинации, грезы и мечты.


5. ПАМЯТЬ


Существует несколько оснований для классификации видов человеческой памяти. Одно из них — деление памяти по време­ни сохранения материала, другое — по преобладающему в про­цессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору. В первом случае выделяют мгновенную, кратко­временную, оперативную, долговременную и генетическую память. Во втором случае говорят о двигательной, зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной, эмоциональной и дру­гих видах памяти. Рассмотрим и дадим краткое определение основным из названных видов памяти.

Мгновенная память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной ин­формации. Эта память — непосредственное отражение инфор­мации органами чувств. Ее длительность от 0,1 до 0,5 с. Мгно­венная память представляет собой полное остаточное впечатле­ние, которое возникает от непосредственного восприятия сти­мулов. Это — память-образ.

Кратковременная память представляет собой способ хране­ния информации в течение короткого промежутка времени. Дли­тельность удержания мнемических следов здесь не превышает нескольких десятков секунд. В кратковременной памяти сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Эта память работает без предварительной сознатель­ной установки на запоминание, но зато с установкой на последующее воспроизведение материала.

Кратковременная память связана с так называемым актуаль­ным сознанием человека. Из мгновенной памяти в нее попада­ет только та информация, которая осознается, соотносится с ак­туальными интересами и потребностями человека, привлекает к себе его повышенное внимание.

Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного сро­ка, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, встав­шей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. После этого информация может исчезать из оператив­ной памяти. Этот вид памяти по длительности хранения ин­формации и своим свойствам занимает промежуточное поло­жение между кратковременной и долговременной.

Долговременная — это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроиз­водиться человеком сколько угодно раз без утраты. Более того, многократное и систематическое воспроизведение данной инфор­мации только упрочивает ее следы в долговременной памяти. По­следняя предполагает способность человека в любой нужный момент припомнить то, что когда-то было им запомнено. При пользовании долговременной памятью для припоминания неред­ко требуется мышление и усилия воли, поэтому ее функциониро­вание на практике обычно связано с двумя этими процессами.

Генетическую память можно определить как такую, в кото­рой информация хранится в генотипе, передается и воспроиз­водится по наследству. Основным биологическим механизмом запоминания информации в такой памяти являются, по-види­мому, мутации и связанные с ними изменения генных структур. Генетическая память у человека — единственная, на которую мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитание.

Зрительная память связана с сохранением и воспроизведе­нием зрительных образов. Она чрезвычайно важна для людей любых профессий, особенно для инженеров и художников. Слуховая память — это хорошее запоминание и точное вос­произведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. Она необходима филологам, людям, изучающим ино­странные языки, акустикам, музыкантам. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тес­ным образом связана со словом, мыслью и логикой. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий ею, быстро и точно может запомнить смысл событий, логику рас­суждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текс­та и т.п. Этот смысл он может передать собственными словами, причем достаточно точно. Этим типом памяти обладают уче­ные, опытные лекторы, преподаватели вузов и учителя школ.

Двигательная подмять представляет собой запоминание и со­хранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участ­вует в формировании двигательных, в частности трудовых и спор­тивных, умений и навыков. Совершенствование ручных движе­ний человека напрямую связано с этим видом памяти.

Эмоциональная память — это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти непос­редственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запомина­ется им без особого труда и на более длительный срок.

Осязательная, обонятельная, вкусовая и другие виды памяти особой роли в жизни человека не играют, и их возможности по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоцио­нальной памятью ограничены. По характеру участия воли в процессах запоминания и восп­роизведения материала память делят на непроизвольную и произ­вольную. В первом случае имеют в виду такое запоминание и воспроизведение, которое происходит автоматически. Во втором случае такая за­дача обязательно присутствует, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Таким образом мы рассмотрели основные познавательные процессы психики человека и их роль в формировании картины мира человека. С помощью ощущений (зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных, вкусовых, ощущений равновесия и других) мы чувствуем, ощущаем мир. С помощью восприятия переводим полученные картинки в образы. Ощущения находятся в нас самих, воспринимаемые же свой­ства предметов, их образы локализованы в пространстве. С помощью мышления мы можем анализировать полученную информацию об окружающем мире. С помощью воображения мы имеем возможность творить, разумно планировать свою деятельность и управлять ею. Почти вся человеческая ма­териальная и духовная культура является продуктом воображе­ния и творчества людей. С помощью памяти мы запоминаем полученную информацию об окружающем мире.

Мышление – процесс отражения объективной реальности, составляющий высшую ступень человеческого познания. Мышление дает знание о существенных связях, связях и отношениях объективной реальности, осуществляет в процессе познания переход от «явления к сущности». В отличие от ощущения и восприятия мышление дает непрямое, опосредованное отражение действительности.

С помощью познавательных процессов: ощущений, восприятия. мышления, воображения и памяти человек смог выжить как биологический вид, распространиться на всей планете Земля и выбраться за ее пределы, в космос.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:


Берлов В.В. Психологический словарь. – Краснодар, изд-во «Советская Кубань», 2001. – 288 с.

Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия. /Состав. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин – М., изд. центр «Академия», 1999. – 320 с.

Еникеев М.И. Общая психология. Учебник для вузов. – М., изд-во «ПИОР», 2000. – 400 с.

Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии. 4-е изд. – М., Гуманитарный изд.центр «ВЛАДОС», 2001. – 688 с.

Общая психология. Учебное пособие для пед.институтов / Под ред. проф. А.В.Петровского – М., изд-во «Просвещение», 1970. – 432 с.

Похожие работы:

  1. • Формирование современной картины мира средствами биологии
  2. • Исторические эволюции картин мира
  3. • Становление физической картины мира от Галилея до Эйнштейна
  4. • Научная картина мира, понятие, структура, функции ...
  5. • Изучение этнической картины мира как интердисциплинарная ...
  6. • Изменение Картины Мира у наркозависимых лиц
  7. • Возникновение научной картины мира
  8. •  ... как основа современной научной картины мира
  9. • Становление физической картины мира от Галилея до Эйнштейна
  10. • Диагностика познавательных процессов и уровня их ...
  11. • Естественно-научная картина мира
  12. • СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА
  13. • Естественнонаучная картина мира в исторической динамике ...
  14. • Философская картина мира
  15. • Языковая репрезентация национальной картины мира в ...
  16. • Развитие познавательных процессов детей 6-10 лет средствами ...
  17. • Языковая картина мира в лингвокультурологии и ...
  18. • Научная и художественная картины мира
  19. • Картина мира и мировоззрение человека
Рефетека ру refoteka@gmail.com