Рефетека.ру / Психология

Реферат: Условия установления контакта психолога с клиентом

Федеральное агентство об образовании РФ

Калужский Государственный Педагогический Университет

имени К.Э. Циолковского кафедра психологии


Тема: «Условия установления контакта психолога с клиентом»


г. Калуга 2005 год

Введение


Почему люди обращаются за психологической помощью?

Сколько людей – столько оснований для обращения за психологической помощью. Одни приходят к психологу, надеясь справиться с трудной жизненной ситуацией и принять верное решение, другие ждут от психолога избавления от душевного страдания и, например, таких симптомов как депрессия, тревога, страх. За психологической помощью часто обращаются также те, кто испытывают трудности в установлении или поддержании удовлетворяющих личных отношений. Решимость воплотить идею обратиться за психологической помощью зачастую возникает, когда человек начинает осознавать, что что-то в его жизни вновь и вновь повторяется с одним и тем же безрадостным исходом.
Консультация с психологом – это первый шаг, который свидетельствует о реальном желании что-то изменить в себе, в своих личных отношениях или в профессиональной жизни, и этот шаг делает данное желание более реальным. Обращение за помощью к психологу говорит, с одной стороны, об осознании насущной потребности что-то изменить в своей жизни, с другой, – о готовности взять ответственность за собственную жизнь.

В данном реферате я попробую разобрать проблему установления контакта психолога с клиентом, так как она является не маловажной для работы над проблемой клиента и достижения результата. Психолог и клиент должны сотрудничать, доверять друг другу и не испытывать негативных чувств друг к другу. Консультация/лечение происходит в основном при непосредственном контакте, при помощи беседы. Лечение беседой использовалось уже в Древней Индии и Древней Греции. Начиная с XIX в.


Что должен помнить психолог и знать клиент для установления контакта?


В работе психологов-консультантов и психотерапевтов существует ряд этических принципов и требований, следование которым является обязательным. В основе этических принципов лежит набор моральных предписаний, задающих ориентиры корректного поведения специалиста. Каждый человек имеет определенные жизненные ценности и установки. Ценности – это система убеждений и приоритетов, которые выражаются в предрасположенности людей действовать определенным образом. Психолог должен хорошо осознавать собственные установки и с уважением относиться к ценностям своих клиентов. Психолог должен уметь устанавливать имеющие различия в собственных представлениях и взглядах клиента и признавать право последнего на личные убеждения и верования. Вместе с тем, одна из целей психологической и психотерапевтической помощи – помочь клиенту осознать свои установки и представления: сохранить те, которые ему действительно дороги и отказаться от тех, которые устарели и создают серьезные сложности. Это трудная задача для клиента, требующая доверия специалисту. Первая составляющая такого доверия – его вера в то, что информация, доверенная специалисту, никогда не будет безответственно передана кому бы то ни было. Конфиденциальность является важнейшим условием оказания психологической помощи. Это значит, что содержание бесед с психологом-психотерапевтом не может быть кому-либо сообщено без согласия. Из этого правила существует некоторые исключения. Таким исключением, например, являются ситуации, когда существует реальная угроза здоровью или жизни клиента или другого человека. Одна из серьезных этических проблем связана с неравенством позиций, которое имеет место в отношениях между психологом и клиентом. Эта же проблема существует в отношениях учителя и ученика, врача и пациента, адвоката и его подопечного – в любых отношениях, где есть неравное распределение власти и, когда один может предоставить другому то, в чем он нуждается. Ни в одной профессии специалистам не разрешается эксплуатировать свое влияние на клиента в личных целях. Использование психологом информации и возможностей клиента с личной выгодой также считается неэтичным. Психолог также не имеет права поменяться с клиентом ролями и начать рассказывать ему о своих личных переживаниях и проблемах. Время контакта с психологом – это время, которое принадлежит клиенту; оно предназначено для обеспечения профессиональной помощи последнему. В любых человеческих отношениях могут возникать симпатии и желания сделать отношения более близкими. Несмотря на то, что доверие и эмоциональная близость является важным условием психологической помощи (особенно в ходе длительной психотерапии), отношения между психологом и клиентом изначально ограничены профессиональными рамками, делающими невозможным вступление в личные или двойные отношения, т.е. какие-либо иные взаимоотношения между психологом-психотерапевтом и клиентом помимо консультативных или психотерапевтических отношений.


Факторы, помогающие психологу в общении с клиентом


Отличительной чертой психолога является его особая чувствительность по отношению к людям, их надеждам, страхам и личностным напряжениям. Эта способность позволяет ему улавливать малейшие проявления характера, такие как интонация, поза, выражение лица, даже одежда и, на первый взгляд, случайные движения тела. Так психолог учится читать характер клиента, и тот предстает перед ним не как пресловутая «открытая книга», а как новая страна перед путешественником, где все свежо, интересно и требует понимания.

Каждая деталь в человеке добавляет свой мазок к портрету его личности. Малейшее движение в голосе, лице – все полно смысла и не случайно. Личностная модель проявляется в каждом поступке человека, в том, как он смотрит на окружающих, в его рукопожатии, в манере говорить. Случается, человек производит на нас неизгладимое впечатление, и мы ощущаем это почти интуитивно.

Не стоит забывать, что все эти проявления характера имеют свои оттенки для каждого индивидуума, поэтому психологу следует быть весьма осторожным в своих выводах. Складывается несколько парадоксальная ситуация: невзирая на значимость жестов, и выражений лица, они лишь симптомы, нечто вроде буйков на поверхности водоема, которые в каждом отдельном случае указывают на уникальность данной личностной модели. Вот почему нельзя одинаково толковать жесты и выражения, даже если они похожи у двух разных лиц.

В данном случае можно сформулировать общее предостережение для психологов: предположительный вывод о личностной модели индивидуума следует делать только на основании совокупности всех доступных и разнообразных факторов. Поза и тон голоса, положение в семье, конкретная проблема клиента, отношения с друзьями и с противоположным полом, успех или неуспех на работе – все эти и многие другие моменты указывают на особенности характера, но ни один из них в отдельности не может быть достаточным основанием для окончательного вывода. Даже два, три, четыре признака не дают достоверного материала, только совокупность многих признаков, указывающих на одни и те же особенности характера, может стать основой для более или менее надежной гипотезы.

Психолог получает первое впечатление о характере клиента уже по его манере подходить к кабинету. Твердый, размеренный шаг указывает на мужество; запинающаяся походка говорит о нерешительности, робости и тайном желании избежать встречи с психологом. Рукопожатие давно признано важным моментом в распознавании характера. Вялое, краткое рукопожатие словно говорит за человека: «Мне не хотелось этой встречи». Такой человек либо робок со всеми, либо просто боится именно этой встречи. Грубоватое, крепкое рукопожатие, когда ваш собеседник, словно клещами сжимает вашу руку и с энтузиазмом трясет ее, говорит о желании клиента предстать перед вами прямым потомком мужественных первопроходцев, что само по себе может оказаться попыткой скрыть глубокое чувство неполноценности. Рукопожатие – это символ союза двух лиц и, когда оно выражает искреннее дружелюбие, интерес к человеку и желание дать, а не взять, тогда оно говорит о душевном здоровье личности.

Что касается одежды человека, то ее значение подтверждается даже поговоркой. В течение своей многовековой истории человек приучился читать многое в манере одеваться. Неверно, что «человека делает одежда», но верно то, что отдельные детали наряда могут намекнуть на характер его владельца. Фрейд разъясняет этот момент с психотерапевтической точки зрения: «Все, что человек делает со своей одеждой, часто даже сам того не замечая, представляет не менее важный интерес для врача и заслуживает его внимания. Любое изменение в привычном одеянии, любой недочет, не застегнутая пуговица, например, любая привлекающая внимание деталь, все это средство выражения чего-то такого, о чем сам человек не хочет говорить прямо; как правило, он делает это совершенно бессознательно».

Неопрятность в одежде, неухоженные волосы, рваные шнурки ботинок и тому подобное очень красноречиво говорят о самом человеке. С другой стороны, человек, о котором хочется сказать «отутюженный с головы до пят», сдувающий с себя пылинки, с безупречно ровным галстуком и отполированными ногтями, как правило, склонен придавать чрезмерное значение мелочам и в других сферах жизни. Так вот, особенно преувеличенную тщательность в одежде проявляют страдающие этим видом невроза.

Если женщина красит ногти зеленым лаком или злоупотребляет косметикой, это для нее лишь способ сказать, что она нуждается в нашем внимании. Либо она испытывает недостаток искреннего внимания со стороны близких, либо избалована настолько, что ее требования выходят за рамки разумного. В обоих случаях неординарную косметику следует воспринимать как симптом глубоких личностных нарушений.

Особое внимание обращает на свой наряд в день приема тот, кто сильно волнуется по поводу встречи с психологом. Если клиентка является в кабинет принаряженной, ясно, что она нервничает по поводу предстоящей беседы с психологом. С другой стороны, изысканность туалета может указывать на субъективный, возможно, неосознанный интерес к психологу как к мужчине. В таком случае, чтобы избежать привнесения субъективного элемента в беседу, психологу особенно важно правильно понять значение нарядной одежды. Неряшливо одетый гость говорит своим видом о неуважении к тем, с кем ему предстоит провести вечер. А если у человека постоянно неопрятный вид, то это говорит об отсутствии у него всякого интереса к окружающим.

Еще одной подсказкой для понимания клиента служит расстояние, на котором он с вами общается. Если он придвигает свой стул поближе к психологу, это можно воспринимать как дружеское расположение. Если вас разделяет значительное расстояние, значит, существует невидимый барьер. Такое значение придавал расстоянию Адлер.

Движение в сторону партнера указывает на дружелюбие, заинтересованность и другие аспекты любви, в то время как движение от партнера выражает неприязнь и прочие отрицательные эмоции. Само собой разумеется, что в нашем обществе люди настолько приучены владеть собой, что не позволяют себе явно выказывать подобные эмоции в своих движениях. Но даже слегка вскинутая голова или едва заметный наклон в сторону или от собеседника не ускользают от внимания пихолога. Нормой и признаком идеального душевного здоровья является свободное движение навстречу, распахнутое отношение к жизни, или, другими словами, состояние объективной любви. Невротик, постоянно демонстрирующий движение прочь, не способен испытывать чувство любви.

Если научиться улавливать неприметные мускульные реакции человека на изменчивый поток его мыслей, то можно разгадать их содержание. Ведь, теоретически, каждая мысль сопровождается соответствующим мышечным движением. Речь идет о более тонких проявлениях, чем просто улыбка или нахмуренные брови. Если психолог легко читает такие проявления, то он развил в себе особую наблюдательность, необходимую для определения характера человека.

Есть много признаков, по которым можно определить, что клиент нервничает во время приема. Это заметно по тому, как он без конца то закидывает ногу на ногу, то распрямляет их, или напряженно сжимает ручки кресла, или по его скованной манере держаться. Тогда мы задаем себе вопрос: почему этот человек нервничает? Иначе говоря, что он скрывает или с чем ведет внутреннюю борьбу? Ответ на эти вопросы выведет нас на его личностную проблему.

В чтении характера большое значение имеет также мимика. Многие из нас способны с достаточной точностью прочитать значение непроизвольных изменений в выражении лица собеседника, но, как правило, не в состоянии распознать, что скрывается за притворной маской. Психолог должен обладать способностью читать по лицу клиента переживаемое им чувство, будь то радость, боль или страх. Но, помимо этого, он должен уметь разглядеть эту боль за видимой маской уравновешенности и непринужденности. Как правило, у вечно улыбающегося человека оптимизм наигранный, а тот, кто всегда демонстрирует безукоризненную выдержку, лишь прикрывает этим глубокую обеспокоенность своими проблемами.

Достоевский, этот тонкий исследователь человеческой натуры, точно подметил: «Смех человека может сказать о его характере гораздо больше, чем скучное психологическое обследование». Примечательно, что невротику не так легко от души рассмеяться. Он может позволить себе сардоническую усмешку или ироническую ухмылку, какую изображает провинциальный актер, играющий злодея в старинной пьесе, потому что при такой мимике уголки рта все равно остаются опущенными. Искренний смех – это признак душевного здоровья, приглашение к дружелюбию, прямое доказательство распахнутого отношения к жизни.

О многом может поведать нам интонация голоса, ибо его музыкальность с выразительностью симфонического произведения говорит нам об умственном и душевном состоянии говорящего. Даже не расслышав слов, по одной только интонации можно понять смысл сказанного. Отчетливый, ясный голос говорит об искренности, твердый – о мужестве, а если голос проникает вам в самую душу, это говорит об интересе к людям. Если человек мямлит или бормочет себе под нос так, что вы изо всех сил напрягаетесь, чтобы его расслышать, ясно, что он не горит желанием сблизиться с вами.

Голос наиболее точно отражает состояние нервозности и душевного разлада. Если клиент говорит медленно и старательно контролирует себя можно предположить, что он испытывает определенные психологические напряжения. Когда клиент начинает усиленно возражать психологу, возникает подозрение, что он сам не очень-то верит в то, что говорит. И чем больше клиент «упирается», тем выше вероятность подсознательного сомнения в истинности собственных слов (что служит доказательством того, что клиент старается убедить не только своего слушателя, но и самого себя). С присущей ему проницательностью Фрейд замечает, что, когда человек пишет или говорит витиевато и околичностями, справедливо спросить, каким же образом он собирается нас «околпачить»? Прямота высказываний говорит о честности, но если ваш собеседник чрезмерно многословен по вполне ясному вопросу, или в его голосе звучит нервная дрожь, или он, как говорится, ходит вокруг да около, опасайтесь нападения с тыла.


Диалогический подход


В настоящее время, основной способ решения проблемы отношений психолога-клиента в отечественной практической психологии – это своего рода «внутренняя профессиональная эмиграция», когда доминирующей формой является репродукция и адаптация существующих разновидностей психотерапии-консультирования – от психоанализа до нейролингвистического программирования, от аналитической психотерапии до онтотерапии, от психодрамы до системной семейной психотерапии, от клиенто-центрированной психотерапии до фокусирования и т.д. и т.п.

И, тем не менее, в течение последних 10–15 лет усилиями ряда отечественных психологов-психотерапевтов (Ф.Е. Василюк, А.Ф. Копьев, Е.Т. Соколова, Т.А. Флоренская, А.У. Хараш и др.) была предпринята попытка продуктивного подхода, разработки отечественной разновидности вне врачебной психотерапии-консультирования. Эта разновидность стала называться диалогическим подходом. Следует, однако, отметить, что теоретической базой данного подхода стала отнюдь не советская психология, а две фактически досоветские внепсихологические концепции – физиологическая концепция доминанты А.А. Ухтомского (1966) и литературоведческая концепция диалога М.М. Бахтина (1963). В рамках диалогического подхода диалог выступает, с одной стороны, как эмпирический факт психотерапевтической-консультативной практики, как диадическое общение психотерапевта-консультанта и пациента-клиента, а, с другой, – как основной теоретический конструкт.

Несмотря на то, что разработчики и сторонники диалогического подхода сближают, почти отождествляют понятия «доминанта на другом» и «диалог», нам представляется, что семантические контексты данных понятий образуют скорее антиномичные, нежели синонимичные психологические концепции. Для А.А. Ухтомского общение изначально монологично, поскольку ограничено «двойником», той тенью или системой проекций, которая встраивается в пространство общения между мной и другим, препятствуя непосредственному контакту и непосредственному общению с другим, как другим, замыкая человека в коконе эгоцентрической (аутичной, нарциссической, солипсической) доминанты. Непосредственное (диалогическое) общение возможно лишь в особых случаях, как результат большой и трудной внутренней работы, завершающейся «смертью двойника» и возникновением принципиально иной, новой доминанты – доминанты на другом (на собеседнике, на его лице).

Всякое проявление человека рассматривается в этой концепции как реплика в этом большом, глобальном диалоге. Поэтому любое человеческое проявление (даже молчание, бездействие, игнорирование общения и т.п.) диалогично по своей сути. Монолога не существует a`priori. М.М. Бахтин писал: «Быть – значит общаться диалогически…. Два голоса – минимум жизни, минимум бытия» (Бахтин, 1963, с. 338–339).

В рамках диалогического подхода к психотерапии-консультированию противоречие феноменологической (А.А. Ухтомский) и онтологической (М.М. Бахтин) концепций диалога снимается в психологической категории диалога как конкретного события общения. В таком диалоге, с одной стороны, возникает доминанта на собеседнике, происходит размыкание границ внутреннего мира, прорыв навстречу другому человеку, а с другой стороны, – актуализируется подлинное, диалогическое бытие человека, его диалогическая природа. В общении двух людей такой диалог, выступающий как реальная антитеза монологу, может состояться и не состояться. Степень диалогичности общения выступает здесь как результат преодоления различных форм неподлинного, монологического (закрытого, ролевого, игрового, манипулятивного, т.е. конвенционального) общения. В этой связи ситуация психотерапевтического-консультативного общения трактуется как такая ситуация, в которой диалог оказывается возможным.

Развивая содержание основной категории диалогического подхода, его сторонники разработали четыре основных понятия данного подхода – позиция вненаходимости, внутренняя диалогичность, диалогическая интенция и диалогическая позиция.

Позиция вненаходимости – особая, профессиональная позиция психотерапевта-консультанта, осваивая которую он перестает воспринимать внутренний мир собеседника (пациента-клиента) как сферу своей практической деятельности или как объект рационального анализирования и гипотезирования, но, напротив, начинает воспринимать этот мир как лишь отображаемое и понимаемое содержание. Активность психотерапевта-консультанта, находящегося в позиции вненаходимости, проявляется лишь как его внимание к различным аспектам внутреннего мира клиента и как его адресованность к различным психологическим инстанциям (голосам) этого внутреннего мира.

Внутренняя диалогичность – это важнейшая характеристика внутреннего мира каждого человека (в том числе психотерапевта-консультанта и пациента-клиента). Внутренняя диалогичность – это результат внутреннего диалога, идущего в каждом человеке между двумя инстанциями его внутреннего мира, между его наличным «я» и его духовным Я. Психотерапевтическая-консультативная ситуация – это ситуация встречи (совмещения) двух внутренних диалогов, один из которых блокирован, приостановлен или затруднен (у пациента-клиента), а другой (у психотерапевта-консультанта) осуществляется свободно и беспрепятственно. Психотерапевтически-консультационный процесс развивается при этом как последовательность четырех основных этапов общения:

участливое выслушивание психотерапевтом-консультантом голоса наличного «я» пациента-клиента;

восприятие психотерапевтом-консультантом голоса духовного Я пациента-клиента;

озвучивание психотерапевтом-консультантом голоса духовного Я пациента-клиента;

встреча наличного «я» и духовного Я пациента-клиента, восстановление внутренней диалогичности, освобождение, очищение (катарсис) и исцеление (обретение целостности) внутреннего мира пациента-клиента.

Диалогическая интенция – это характеристика внутренней активности пациента-клиента в ситуации блокирования и фрустрации собственной внутренней диалогичности. Диалогическая интенция – это возможность внутренней диалогичности, обратная сторона тех реальных затруднений, которые испытывает пациент-клиент при вступлении в диалог с психотерапевтом-консультантом. Само существование диалогической интенции пациента-клиента ставит перед психотерапевтом-консультантом задачу ее провокации. При этом общим методическим решением в данном случае является так называемый «принцип молчания» (А.Ф. Копьев) как специально создаваемый психотерапевтом-консультантом дефицит значимых реакций, депривация обратных связей в общении с пациентом-клиентом.

Диалогическая позиция – это профессиональная позиция психотерапевта-консультанта, образуемая комплексом его установок или внутренних постулатов, в числе которых:

постулат внутренней диалогичности любого человека;

постулат неравенства позиций психотерапевта-консультанта и пациента-клиента как следствие особой диалогической, вненаходимой и т.д. позиции профессионала;

постулат допустимости условного принятия и оценивания психотерапевтом-консультантом наличного «я» пациента-клиента;

постулат незавершенности и неопределенности субъектной природы пациента-клиента;

постулат допустимости совета как средства установления контакта с пациентом-клиентом, актуализации в его сознании тех или иных содержаний, указания на игнорируемые аспекты его собственной проблемы;

постулат свободы и ответственности пациента-клиента за свою жизнь.


Оценка данного подхода


Во-первых, следует отметить, что диалогический подход не существует как единое и целостное направление, он представлен в работах своих сторонников в виде особых, иногда весьма различающихся друг от друга вариантов или версий. До настоящего времени никто еще не предпринял попытки интегрировать эти версии в одно целостное, систематически разработанное и представленное единым сообществом психологов-практиков направление.

Во-вторых, разработки в рамках диалогического подхода отличает, как это ни парадоксально, монологичность, отсутствие диалога с современным многообразным миром психотерапии-консультирования.

В-третьих, множественность, неоднородность, а подчас и противоречивость источников, вариантов и методологических ориентаций внутри диалогического подхода во многом определяют его многоаспектную маргинальность, его положение между наукой и религией, мировой и отечественной психологий, досоветской и советской психологией.

И, наконец, в-четвертых, некоторые постулаты диалогического подхода, имеющие непосредственное отношение к практике психотерапии-консультирования, явно не согласованы между собой и противоречивы. Например, допустимость условного принятия и оценивания пациента-клиента в работе психотерапевта-консультанта никак не согласуется с пониманием собеседника не как объекта исследования, диагностики и воздействия, а как равноправного субъекта живого диалогического общения; постулируемое неравенство позиций участников психотерапевтического-консультационного общения очевидным образом противоречит самой идее диалога как равноправного общения; и т.д.

Задачи, с которыми приходится сталкиваться психологу и клиенту


Психолог рассчитывает решить несколько важных задач, а именно:

организовать комфортное пространство для клиента и для себя, ибо без этого успех консультации ставится под сомнение. Здесь необходимо учесть и цветовые гаммы интерьера, и удобное, психологически безопасное взаимное расположение клиента и консультанта, и максимально удобное время визита;

снять напряжение, вызванное самим визитом к психологу как таковым. К сожалению, психологическая культура подавляющего большинства людей крайне низкая и на визит к психологу, психотерапевту решаются не просто и не сразу;

выяснить характер проблемы, которая мучает, тревожит, требует решения.

Четких временных, порядковых границ между реализацией перечисленных процессов работы не провести. Сбор информации начинается уже с того момента, когда клиент входит в кабинет, произносит первые слова. Для психолога этот процесс энергетически очень насыщен. За ограниченное время консультации клиенту не только надо дать выговориться, но необходимо подвести его к самостоятельной формулировке запроса на терапию. Психологическая работа с объектом подразумевает под собой не просто диалог двух субъектов, где психолог и клиент принимают друг друга, но некое взаимопроникновение двух целостностей, каждая из которых не подлежит делению на тело, душу и дух. Взаимопроникновение, взаимодействие психолога и клиента специфично. Психолог ориентируются не на содержание текста монолога клиента, а скорее на личный драматический опыт, переживаемый клиентом. Важнейшим условием взаимодействия «психолог-клиент», является необходимость в жестком разграничении ответственности между ними. Подавляющее большинство клиентов ждут от психологов, психотерапевтов не просто участия в решении их проблем, но пытаются на них переложить ответственность за предстоящий выбор. Одним из условий успеха психотерапии является установление границ ответственности между психологом и клиентом. Для каждого из них существует своя мера ответственности. В задачи психолога входит уже на первом этапе организация пространства и условий доверия для взаимодействия. Он должен настроить клиента на осознание личной меры ответственности за принятие жизненно важных решений. Психолог же несет ответственность за:

комфортно и безопасно организованное пространство;

за свое присутствие;

за умение слушать, выслушивать, слышать;

за отгороженность от своих личных проблем и переживаний;

за свой профессионализм и качество его использования;

за соблюдение этических норм консультирования;

за невмешательство в микрокосмос клиента (точнее, консультант обязан свести такое вмешательство к минимуму, коль скоро самим фактом взаимодействия таковое предопределено).

Психолог должен принимать клиента целостным и неделимым, даже в ситуации, когда клиент демонстрирует то, что является разрушительным для взаимодействия во всех других сферах.

Следующей специфической характеристикой взаимодействия «психолог-клиент» является то, что для психолога этот контакт имеет совершенно определенную цель. Он должен направить все усилия на то, чтобы помочь клиенту обозначить истинные причины его внутреннего конфликта, найти в себе силы для принятия решений по выходу из кризиса, поверить в свой внутренний потенциал, научиться использовать его для гибкой качественной адаптации к непростым условиям быстро меняющегося окружающего мира. Главная часть встречи – исповедь, во время которой клиент имеет возможность «выговориться». От того, насколько удачно прошел этап знакомства и организации пространства, зависит наполненность повествования клиента. Не менее 2/3 от времени встречи должно быть предоставлено клиенту для его монолога. В задачи же консультанта входит, не нарушая ход повествования, организовывать его. Сама по себе исповедь имеет психотерапевтическое значение и содержит в себе элемент катарсиса. По психическому накалу и очищающему вдохновению ее можно сравнить с чистосердечной исповедью грехов в храме.


Нормы для психолога


Общие нормы

Границы компетентности

– Психологи и психотерапевты занимаются профессиональной деятельностью только в границах своей компетентности, которая определяется образованием, формами повышения квалификации и соответствующим профессиональным опытом.

– Психологи и психотерапевты осуществляют профессиональную деятельность в новых областях или используют новые методики только после их соответствующего изучения, прохождения обучения, супервизорства и / или консультирования у компетентных в этих областях или методиках специалистов.

– В областях деятельности, в которых еще не выработаны приемлемые стандарты полготовки, психологи и психотерапевты, делают все возможное для повышения компетентности своей работы и зашиты клиентов от возможного вреда и т.п.

– Психологи и психотерапевты, принимая решение, связанное с профессиональной деятельностью, должны учитывать свою квалификацию и опыт работы с клиентами, обладающими определенными индивидуальными отличиями (возраст, пол, национальность, вероисповедание, сексуальная ориентация, разновидность психологической проблемы, физического или психического расстройства, язык или социо-экономический статус и т.п.).

Описание и / или объяснение результатов психологической работы

– В работе с клиентами-непрофессионалами психологи и психотерапевты используют понятные для них термины и объяснения

– Если по каким-либо причинам (контракт о неразглашении полученных результатов, незаконность сообщения результатов определенным группам лиц) психологи не могут сообщать информацию тем, кому она нужна и к кому относится, то они должны заранее их предупредить о невозможности пользования этой информацией.

Уважение права других оставаться другими в своей профессиональной деятельности. Психологи с уважением относится к правам других людей на установки, мнения, моральные нормы и т.п., отличные от их собственных.

Недискриминация в своей профессиональной деятельности. Психологи всячески избегают какой-либо дискриминации на основе возраста, пола, национальности, вероисповедания, сексуальной ориентации, того или иного физического или психического расстройства, языка, социоэкономического статуса или иного признака, оговоренного в законе.

Посягательства на честь и достоинство клиентов.

Психологи не имеют права осуществлять действия, которые могут оскорбить или унизить честь и достоинство клиентов.

Отношение к личным проблемам.

– Психологи хорошо представляют, что их личные проблемы могут влиять на эффективность профессиональной деятельности. Поэтому они избегают тех областей своей профессиональной деятельности, в которой эти проблемы могут отразиться особо остро и нанести какой-либо вред включенным в эту деятельность клиентам.

– Психологи обязаны делать все возможное для распознавания на как можно более ранних этапах формирования и / или наличия своих личностных проблем, которые могут явиться препятствием в осуществлении их профессиональной деятельности

– Для устранения обнаруженных внутриличностных препятствий в осуществлении своей профессиональной деятельности психологи обращаются за профессиональной помощью к коллегам и определяют на это время ограничения, налагаемые на свою профессиональную деятельность.

Ненанесение вреда. Психологи делают все возможное, чтобы предотвратить или уменьшить нежелательные последствия от своей профессиональной деятельности, а также избавить и защитить клиентов от подобных последствий.

Неправильное использование психологических знаний. Признавая силу психологических знаний, психологи делают все возможное для предотвращения чьего-либо личного, финансового социального, организационного и политического влияния с целью принуждения к неправильному использованию психологических знаний.

Неправильное использование психологов и результатов их работы.

– Психологи не участвуют в деятельности, результаты которой могут быть использованы для дискредитации психологии.

– Если психологам становится известно о неправильном использовании результатов их работы они делают все возможное для устранения и / или исправления допущенных ошибок

Бартер с клиентами.

Психологи, как правило, воздерживаются от получения подарков и услуг от клиентов взамен оказанную им помощь, поскольку такая практика является серьезным источником конфликтов эксплуатации и девальвации профессиональных отношений Психолог может участвовать в бартере только в тех случаях» когда это не мешает профессиональной деятельности и не приводит к манипуляции.

11. Денежное вознаграждение.

Вопросы денежного вознаграждения в качестве оплаты своего труда психологи решают на самых ранних стадиях психологического взаимодействия с клиентом, но в любом случае до момента психологического вмешательства (интервенции).

Ведение профессиональном и научной документации.

Психологи должным образом документируют свою профессиональную работу с целью обобщения и распространения своего опыта, облегчения дальнейшей деятельности, а также для возможности предъявить свою работу в других инстанциях.

Публичные выступления и публикации

Публичные выступления и публикации включают в себя брошюры, газетные и научные статьи, резюме интервью в СМИ. лекции и устные выступления, платную или бесплатную рекламу, a также любые материалы, распространяемые электронным путем (Интернет, чат, электронные конференции и т.п.).

Избегание ложных или неверных утверждений

– Психологи в публичных выступлениях и публикациях не допускают ложных и / или неверных высказываний и не пользуются непроверенной информацией,

– Для подтверждения своего профессионального статуса психологи используют только те документы, которые официально признаются государством и психологическим сообществом.

Свидетельства и подтверждения. Психологи не используют и не апеллируют к свидетельствам и подтверждениям клиентов, работа с которыми не закончена.

Тестирование, оценка и вмешательство

Оценка и диагноз

– Психологи осуществляют оценивание, диагностические работы и вмешательство только в рамках, определенных профессиональными отношениями.

– Психологические заключения, отчеты, рекомендации и диагнозы строятся только на информации, полученной посредством валидного психологического инструментария

Использование психологического инструментария

– Используя любой психологический инструментарий, психологи должны быть, уверены, что данный инструментарий адекватен решению поставленных задач, а его использование учитывает границы применимости.

– Психологи, пользующиеся инструментарием, знают границы достоверности, валидности, стандартизации и другие особенности применения инструментария.

– Психологи не допускают неквалифицированного использования психологического инструментария.

– Когда стоит вопрос о диагнозе, оценке и прогнозе в отношении клиента, психологи обращают особое внимание на ограничения в применении инструментария и интерпретации, полученных с его помощью данных,

– Психологи делают все возможное для определения ситуаций, в которых психологические техники или инструментарий могут быть использованы неадекватно или на их использование должны быть наложены соответствующие ограничения.

Интерпретация данных

При интерпретации данных, в том числе и при автоматизированных интерпретациях, психологи стараются учитывать факторы, зависящие как от данного инструментария, так и от конкретного испытуемого, что может повлиять на психологическое заключение или достоверность интерпретаций. Психологи отмечают любые значимые факторы, которые катят на достоверность или ограничения интерпретаций.

Создание тестовых оценок и интерпретаций – психологи, распространяющие психологический инструментарий среди других профессионалов, должны точно указать цели, нормы, валидность, достоверность, применимость процедур и необходимую квалификацию для пользования данным инструментарием. И несут ответственность за правильное применение и интерпретацию результатов, не зависимо от того, проводили ли они подсчет и интерпретацию сами или это делалось, автоматизировано.

Объяснение полученных результатов – результаты обследования должны быть объяснены клиентам на доступном им языке, не зависимо от того, кем проводилось исследование – психологом, ассистентом или в автоматическом режиме,

Обеспечение безопасности психологического инструментария – психологи делают все возможное для сохранения целостности и безопасности психологического инструментария в соответствии с законом, взятыми обязательствами и стандартами данного этического кодекса.

Процедурные нормы

Информирование клиента

– При установлении профессиональных отношений между психологом и клиентом необходимо как можно раньше обсудить то, что будет происходить во время сессии (ий), как будет соблюдаться конфиденциальность и как будут решаться финансовые вопросы.

– Если в работе психолога участвует супервизор, то этот факт оговаривается в предыдущем обсуждении, с указанием фамилии, имени и отчества супервизора, если он несет ответственность за данный случай.

– Психологи во избежание какого-либо непонимания предпринимают все, чтобы ответить на все вопросы клиентов о предстоящем консультировании,

Осознанное согласие

– Психологи должны получить осознанное согласие на консультирование, пользуясь понятным для участников консультирования языком Содержание даваемого согласия будет зависеть от многих обстоятельств; однако, осознанное согласие в общем, виде отражает, что клиент:

1. Способен дать согласие;

2. Получил значимую информацию относительно всех процедур;

3. Дал свое согласие на основе свободного волеизъявления и без нажима со стороны;

4. Данное согласие правильно оформлено.

– В тех случаях, когда клиент официально не может дать осознанное согласие, психологи получают осознанное разрешение от тех, кто в соответствии с законом несет за клиента ответственность.

– Дополнительно, психологи:

1. Информируют недееспособных клиентов о проводимых вмешательствах, сообразуясь с их психическим состоянием и особенностями;

2. Стараются получить их одобрение и

3. Учитывают личностные пристрастия и интересы.

Взаимоотношения с парой и с семьей.

– В тех случаях, когда психологи оказывают услугу сразу нескольким людям, между которыми существуют близкие и / или родственные отношения (муж и жена, родители и дети, вступающие в брак и т.п.), психологи в самом начале стараются прояснить:

1. Кто из них является клиентом и

2. Какие отношения будут у психолога с каждым из участников консультации.

– Как только психолог сталкивается с выполнением потенциально противоречивых ролей (например, семейного консультанта мужа и жены и свидетеля одной из этих сторон на бракоразводном процессе). Он должен сделать выбор в направлении одной из них.

Осуществление работы с клиентами, курируемыми другими психологами. При принятии решений об оказании услуг тем, кто уже получает поддержку в отношении психического здоровья, психологи тщательно взвешивают лечебные вопросы и их влияние на благополучие клиента. Психологи выясняют у клиентов или тех, кто официально представляет их права, информацию, направленную на уменьшение риска непонимания или конфликта с теми, кто уже оказывает психологические услуги, и для того, чтобы не нарушить терапевтического процесса

Консультации и взаимодействие с коллегами – психологи организуют необходимые консультации и взаимодействие с коллегами, исходя из интересов своих клиентов и с их согласия.

Прерывание помощи

– Психологи планируют возможность продолжения работы с клиентами в случаях неожиданного прекращения своих услуг, вызванных болезнью, потерей работоспособности, переездом или финансовыми ограничениями, о чем заранее уведомляют клиента,

– Если отношения между клиентом и психологом определяются контрактом или договором о найме, то последние в случае окончания срока действия контракта или договора предпринимают меры для последующего оказания помощи клиентам.

Окончание профессиональных отношений

– Психологи не бросают клиентов.

– Психологи прекращают свое вмешательство, когда становиться ясно, что клиент не нуждается больше в его услугах и/иди дальнейшая работа не приносит результата, а ее продолжение может нанести вред клиенту.

– Перед прекращением терапии психолог выясняет актуальное состояние клиента и проводят соответствующую подготовку по прекращению работы или предпринимает усилия по передаче клиента другим специалистам.

Неформальные отношения

Внепрофессиональные отношения с клиентами

– В ситуациях, когда психологи не могут избежать внепрофессиональных отношений с клиентами, они должны быть особенно осторожны и внимательны и учитывать, силу своего влияния.

– Психологи должны стремиться избегать внепрофессиональных контактов с клиентами в ситуациях, способных нанести им вред.

– Если же в силу обстоятельств психолог не может предотвратить вред от внепрофессиональных отношений, то проблема должна решаться, исходя из интересов слабой стороны, и в полном соответствии с этическим кодексом.

Конфиденциальность

Обсуждение ограничений конфиденциальности

– Психологи обсуждают с клиентами и / или организациями, с которыми они устанавливают профессиональные отношения:

1. Вопросы конфиденциальности:

2. Необходимые ограничения на возможное использование информации, полученной во время работы,

– Обсуждение вопросов конфиденциальности должно проходить на самых ранних этапах психологической работы.

– Полученные с согласия клиента любые виды записи сессии охраняются от неправильного их использования клиентами.

Сохранение конфиденциальности – психологи охраняют права на конфиденциальность всех клиентов, с которыми им пришлось работать.

Минимизация вторжения во внутренний мир

– Для минимизации вторжения во внутренний мир клиента психологи в письменные и устные отчеты, заключения и т.п. Включают только ту информацию, ради которой и осуществлялось профессиональное взаимодействие.

– Психологи обсуждают конфиденциальную информацию, полученную от клиентов, студентов, участников экспериментов, супервизоров только в соответствии с научными или профессиональными задачами и только с теми, кто ясно представляет границы обсуждения этой информации.

Обеспечение сохранности и неприкосновенности собранной информации – психологи несут ответственность за необходимый уровень конфиденциальности при сборе, обработке, переносе сохранении письменной, автоматизированной или существующей в ином виде информации. Психологи сохраняют и используют собранную ими конфиденциальную информацию в соответствии с законом и этическим кодексом.

Разглашение информации

– Психологи раскрывают конфиденциальную информацию без согласия клиента только в случаях, предусмотренных законом, а также, если это направлено на:

1. Обеспечение необходимой профессиональной помощи клиентам;

2. Проведение необходимых профессиональных консультаций;

3. Защиту клиентов.

– Психологи могут разглашать конфиденциальную информацию при наличии соответствующего разрешения от клиента.

– При консультации с коллегами, психологи не делятся конфиденциальной информацией, которая могла бы привести к идентификации клиента, за исключением случаев, когда на разглашение конфиденциальной информации было получено разрешение или разглашение не возбранялось. Психологи предоставляют только ту информацию, которая необходима для проведения консультации.

Конфиденциальная информация о базе данных

– При введении конфиденциальной информации в базу данных или в систему записей, которые доступны людям, в отношении которых с клиентами не оговаривался доступ к конфиденциальной информации, психологи должны использовать кодирование или другие технические приемы для предотвращения вторжения в личные данные.

– предоставляя записи третьим лицам, психолог должен позаботиться о том, чтобы в них отсутствовала информация, позволяющая идентифицировать участников этих записей.

– Если с носителей информации невозможно стереть идентифицирующую участников информацию, психолог должен получить от идентифицируемых участников разрешение на предоставление этой информации третьим лицам, в ином случае данные носители информации не подлежат передаче третьим лицам.

Использование конфиденциальной информации в обучении, публикациях публичных выступлениях

– В публикациях, лекциях или других публичных выступлениях психологи не разглашают конфиденциальную информацию, в которой возможна идентификация клиентов, если только на это не было получено их письменное или устное согласие.

– Во время научного или профессионального общения психологи должны настолько изменить, конфиденциальную информацию об обсуждаемых лицах, чтобы они не могли быть идентифицированы третьими лицами, а обсуждение не нанесло им вреда, если они узнают сами себя.

Защита записей и данных

– психолог должен быть заранее готов к защите конфиденциальной информации на случай потери своей работоспособности или смерти, а также изъятия или кражи записей и данных.


Этические нормы психолога


Последствия общения с психологом имеют большую личностную значимость для клиента. Каким будет вмешательство психолога – развивающим или разрушающим личность клиента – зависит от соблюдения им этических принципов профессиональной деятельности:

1. Ответственность. Психолог несет персональную ответственность за адекватность используемых методов, правильность проведения диагностических процедур, обоснованность суждений, выводов, рекомендаций.

2. Компетентность. Психолог должен иметь необходимую специальную теоретическую и практическую подготовку, использовать приемы и методы, соответствующие его квалификации и личным возможностям, постоянно повышать свою квалификацию, знакомиться с новыми разработками в области своей профессиональной деятельности.

3. Добровольность. Клиент работает с психологом по собственному желанию и имеет право отказаться от какого-либо вида работы без объяснения причин.

4. Конфиденциальность. Информация, полученная психологом в процессе работы с клиентом, не подлежит разглашению (сознательному или случайному), а передача её другим лицам возможна лишь с согласия клиента и если это соответствует его интересам.

5. Активность. Клиент самостоятельно принимает решение по проблеме, с которой обратился к профконсультанту или в службу занятости. Психолог оказывает информационную и психологическую помощь в ответ на запрос клиента, создает условия и поощряет активность и самостоятельность клиента в принятии им решения. Суждения и оценки психолога в процессе работы с клиентом не должны ограничивать свободу последнего в принятии им решения.

6. Позитивный эффект. Психолог интерпретирует полученные результаты с позиции соответствия индивидуально-психологических особенностей клиента требованиям конкретной профессии с учетом перспектив ее развития и возможностей компенсации. Он акцентирует внимание на возможностях клиента, поддерживает и стимулирует его поисковую активность.

7. Лояльность. Психолог уважает личность клиента и защищает его право на свободу в профессиональном самоопределении. Интересы клиента, даже не соответствующие интересам службы занятости, являются приоритетными. В общении с любым клиентом психолог должен проявлять доброжелательность, тактичность независимо от своего эмоционального и физического состояния и субъективного отношения к нему.

Актуальность настоящей работы определяется тем, что в ней рассматриваются отдельные значимые, как для психологической науки, так и для общества в целом, аспекты профессионального становления личности. Речь идет о формировании умений устанавливать оптимальный уровень идентификации с клиентами у будущих психологов.

Особую значимость приобретают знания о механизме идентификации психолога с клиентом. При этом, отождествляя себя с клиентом, психологу не следует погружаться полностью в проблемы клиента и его эмоциональное состояние, это наносит вред как самому психологу, так и его клиенту. С другой стороны, излишняя отстраненность от клиента приводит к жесткости в поведении психолога, что также является неэффективным в профессиональных взаимоотношениях психолога и клиента. В связи с этим возникает необходимость формирования умений устанавливать оптимальную идентификации у студентов, обучающихся по специальности психолог.


«Проданная» услуга как условие эффективности психологической помощи


Проблема платности психологических услуг является своеобразной проверкой готовности психолога к внутреннему компромиссу и уровня его профессионального достоинства. Эта проблема как бы аккумулирует в себя все, о чем мы говорили до этого, и преломляет в плоскости взаимоотношений психолога с клиентом. Обычно при анализе данной проблемы ссылаются на исследования (большей частью из области психиатрии и психотерапии), убедительно «доказывающие» большую эффективность именно платных психологических услуг. Даже на уровне здравого смысла можно согласиться с тем, что многие люди любую услугу воспринимают именно как платную, т. к. услуга – это «тоже работа» и за нее обязательно надо заплатить. Обоснование здесь примерно следующее: «Если я заплатил деньги, то я хочу получить результат (услугу). При этом я не хочу чувствовать себя обманутым и постараюсь даже помочь психологу лучше решить мою проблему». Таким образом, клиент готов даже проявить определенную активность в решении своей проблемы и даже сам стремится к сотрудничеству с психологом-консультантом (хотя бы для того, чтобы «контролировать» его и своевременно напоминать о том, что «деньги заплачены не зря, поэтому извольте стараться.) При этом часто проводят аналогии с медицинской практикой, когда успешно отоперированные больные, желая отблагодарить уважаемого врача-хирурга, иногда получали в этом отказ и после этого их состояние здоровья резко ухудшалось. Обычно этому дается примерно такое объяснение: «Раз Вы не хотите взять от меня в благодарность подарок (или деньги), то, видимо, операция прошла неудачно и Вас просто совесть мучает…». В итоге, больной еще больше «накручивает» себя, и его состояние, действительно, ухудшается.

Мораль: надо не только брать большие деньги за медицинские и психологические услуги, но и стараться держать высокую цену на эти услуги, чтобы вызывать у клиентов-пациентов особое почтение к таким услугам и формировать то, что психологи называют «психотерапевтическим мифом (веру в психолога и в его удивительные методики, которые, естественно, «многого стоят»). И поскольку так рассуждают большинство клиентов-пациентов, то со всем этим во многом можно согласится, хотя известнейший психотерапевт К. Роджерс предостерегал от рассмотрения психотерапии по аналогии с медициной, т. к. хороший хирург может и не любить своего больного, а психотерапевт – просто обязан на практике демонстрировать свое безусловное позитивное принятие клиента.

Заключение


Следует помнить, что существуют определенные принципы поведения психолога-консультанта и что следование им не только обеспечивает этичность профессиональной деятельности, но и является залогом успешности психологического воздействия.

Хотелось бы отметить, что результат решения задачи так же зависит и от того, на сколько хорошо был установлен контакт между психологом и клиентом, и на сколько хорошо была понята суть проблемы. Установление контакта в основном зависит от психолога, он должен организовать пространство и время, так, что бы клиент смог раскрыться перед психологом, чувствовал себя уверенно, раскрепощёно, и понимал, что психолог является другом и помощником в данной ситуации. В своей работе, я попыталась раскрыть те этические нормы, которые должен соблюдать психолог, задачи с которыми приходятся сталкиваться психологу и клиенту, попыталась раскрыть суть диалогического подхода и факторы, помогающие для установления контакта психолога с клиентом, ну и конечно же разобрала вопрос: что должен помнить психолог и знать клиент для установления контакта?


Использованная литература


Алешина Ю.Е. «Специфика психологического консультирования»/ «Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы», №1, 1994

Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1963.

Е. Климов. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации

Копьев А.Ф. Диалогический подход в психотерапии и проблемы психологической клиники // Московский психотерапевтический журнал, 1992, №1.

Копьев А.Ф. Психологическое консультирование: опыт диалогической интерпретации // Вопросы психологии, 1990, №3.

Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. М., 1995.

Орлов А.Б. Человекоцентрированное консультирование как область практики и учебная дисциплина: триалогический подход // Развивающаяся психология – основа гуманизации образования. М., 1998, с. 172–173.

Ухтомский А.А. Доминанта. М.   Л., 1966.

Похожие работы:

  1. •  ... коммуникативной деятельности психолога-консультанта
  2. • Основы психолого-педагогической коррекции
  3. • Психология
  4. • Семантический анализ психотерапевтического текста
  5. • Этические вопросы психологии
  6. • Этический кодекс психологической службы
  7. • Профессиональные качества психолога
  8. • Психологическое консультирование и тестирование
  9. • Особенности позиции практического психолога по отношению к ...
  10. • Организация работы с клиентами
  11. • Профессионально важные черты психолога
  12. •  ... работников и практических психологов с "синдромом ...
  13. • Психологическое консультирование и психотерапия
  14. • Методики экстренной психологической помощи
  15. • Управление качеством обслуживания клиентов
  16. • Что такое психологическое консультирование
  17. • Психологическое консультирование и тестирование
  18. • Информационно-учетная система малого бизнеса. Виртуальный ...
  19. • Эффективная встреча с клиентом: правила поведения
Рефетека ру refoteka@gmail.com