Рефетека.ру / Психология

Лабораторная работа: Телесно-ориентированная терапия

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра психологии личности и общей психологии


Зачётная работа

Телесно-ориентированная терапия


Работу выполнила студентка 4 курса

Факультет управления и психологии

Специальность «психология»

О.А. Маркина


Краснодар 2010

Содержание


1. Я есть тело, или у меня есть тело

2. Характерология


Я есть тело, или у меня есть тело


«Я человек, и надо мне признать, всё в моей жизни человечно…» - эти сроки одного стихотворения я всегда вспоминаю, когда задумываюсь о событиях в своей жизни, о своих чувствах, ощущениях.

Я человек. И по всем биологическим признакам я женщина.

Но если задуматься о моем сознании, то можно мне понять, что оно бывает очень сумбурно. Осознаю ли я себя стопроцентной женщиной?.. Или эти мысли мне привили еще в детстве в процессе социализации?..

Ведь иногда бывает, что мое женское тело делает грубую мужскую работу.

Я очень много времени уделяю своему телу. Я стараюсь быть максимально внимательна к нему. Я им очень дорожу. Это «временный дом» моей души, и я очень хочу, чтобы ей было в нем очень уютно.

Мое тело не всегда бывает послушным.

Когда я нервничаю или переживаю, меня выдают мои руки – они что-то нервно теребят, хотя сознательной «команды» для этого не было. Когда я бываю в состоянии неимоверного эмоционального возбуждения (единицы случаев), мои зрачки расширяются до максимума, и тогда не видно цвета глаз, а только огромные черные круги зрачков.

Но я очень стараюсь, чтобы мое тело не выдавало мои эмоции.

Я очень люблю свое тело. Оно пережило слишком многие испытания.

Сейчас я пишу эту работу, и в моем сознании пробегают мысли, что я могу, если того захочу, встать из-за стола и пойти заварить себе чай. И мою команду «встать, идти на кухню» послушно выполнят мои ноги.

Я дорожу каждым своим движением, потому что однажды я поняла, что это можно легко потерять.

«Имевши, не ценим, а потерявши, плачем».

Раньше я так сильно не задумывалась над своими ощущениями, не прислушивалась к моему телу.

Но однажды я была прикована к кровати из-за сломанной ноги. После двойного сотрясения мозга у меня была амнезия. После 2,5 недель в состоянии комы и недели в реанимации я не помнила, кто я. Лежа на кровати, я смотрела на свое тело (сидеть было сложно) и задавала тысячу раз один и тот же вопрос – кто я? это мое тело? почему оно меня не слушается? почему все люди ходят, а я лежу? а что такое «ходить»?..

Когда по утрам приходил папа и заставлял меня прямо на больничной койке качать пресс и ноги (чтобы мышцы не атрофировались), мое тело меня не слушалось. Моим ощущением было то, что мое сознание живет отдельно от моего тела – оно мыслит, а телом не владеет.

В моем сознании был панический страх параллельно с неимоверным стремлением, когда я впервые вставала с кровати в больнице на ноги.

Я сидела на краю кровати, свесив ноги, и смотрела вниз. До пола было примерно 30см. Я это понимала сознательно. Но только я не могла понять, что «сказать» своему телу, чтобы оно не упало, встав на ноги.

Мне помог папа.

Когда я встала на ноги, мое тело меня не слушалось, я им совершенно не владела. Точнее, я им владела, но только не умела командовать. Я не знала, что ему сказать, чтобы я смогла дойти от кровати до окна, потому что мое сознание не помнило, как это и что это такое вообще. Папа держал меня, чтобы я не упала.

Когда я сделала несколько шагов, мое тело меня не слушалось, а мое сознание паниковало и не знало, какие команды давать.

Эти мысли, и эти ощущения помнят мое тело и мое сознание.

И прошло уже много лет после того происшествия, но мое сознание ликует каждые раз, когда я смотрю в любом помещении в окно, потому что оно знает, что может попросить тело подойти к окну, а тело выполнит просьбу.

Я стараюсь сознательно жить и сознательно осуществлять каждое движение, потому что лишь тогда есть ощущение жизни.

Характерология


В биоэнергетике различные структуры характера классифицируются по пяти основным типам. Каждый тип как на психологическом, так и на мышечном уровне имеет определенный паттерн защиты, который отличает его от остальных типов.

Эта классификация относится не к людям, а к защитным позициям. Признано, что ни один человек не является чистым типом и что в каждом человеке нашей культуры в разной степени сочетаются некоторые или все эти защитные паттерны. Личность человека, отличающаяся от структуры его характера, определяется его жизненной силой, т. е. силой его влечений и защитами, которые он создал для контроля за этими влечениями. Нет двух индивидуумов, одинаковых в свойственной им живости или в паттернах защит, возникающих из их жизненного опыта. Тем не менее с точки зрения типов ради ясности необходимо говорить о коммуникации и понимании.

Пять типов - это «шизоидный», «оральный», «психопатический», «мазохистский» и «ригидный». Эти термины используются, потому что они известны и приняты как определения личностных расстройств в психиатрии.

В девушке (23 года), чей характер я сейчас подвергну анализу, я выявлю отдельные признаки всех пяти типов данных характеров.

Шизоидный характер

Нет расщепления личности как единого целого (например, отделение мышления от чувств) и нет разрыва или потери контакта с миром или с внешней реальностью. Но возбуждение от центра не свободно течет к периферическим структурам тела, посредством которых организм контактирует с окружающим миром, а блокируется хроническим мышечным напряжением в основании головы, плеч, таза и суставов бедер. Функции, выполняемые ими, отделяются от чувств в сердце человека.

Девушка избегает близких, чувственных отношений. Но на самом деле такие отношения ей очень трудно установить из-за недостатка энергии в периферических структурах.

Желание всегда мотивировать действия придает шизоидному поведению оттенок неискренности. Это было названо поведением «как будто», т. е. вроде бы оно базируется на чувствах, но действия сами по себе не являются выражением чувств.

Оральный характер

У девушки ярко проявляются черты данного характера: слабое чувство независимости, стремление держаться за других, внутреннее чувство потребности в поддержке, помощи и заботе. Они означают недостаток осуществления этого в младенчестве и представляют степень фиксации на этом уровне развития. У девушки они замаскированы сознательно принятыми компенсирующими позициями. У неё преувеличенная независимость, хотя девушка не в состоянии выдержать стресс.

Энергия «не заморожена» в центре, как у «шизоидного характера», и поступает на периферию тела, но поток ее ослаблен.

Коллективизм также является отражением неспособности находиться в одиночестве. Существует повышенная потребность в контакте с другими людьми, в их тепле и поддержке.

Девушка с оральным характером страдает от внутреннего чувства пустоты. Она постоянно хочет за счет других заполнить эту пустоту, хотя может действовать и так, будто сам себе обеспечивает поддержку. Внутренняя пустота отражает подавление интенсивного чувства сильного желания чего-то, что, будучи выраженным, привело бы к глубокому плачу и более свободному дыханию.

Типичными являются депрессивные эпизоды в конце детства и в ранней юности.

Психопатический характер

Важный аспект личности - стремление к власти и потребность доминировать и контролировать.

Причина сложности характера - та, что существуют два способа приобрести власть над другими. Один - это задирая или одолевая другого; в этом случае, если девушка не бросает вызов задире, то он начинает чувствовать себя жертвой. Второй путь - воздействие на человека посредством соблазняющего подхода, который очень эффективен против наивных людей, попадающих под психопатическую власть.

В некоторой степени личности девушки требуется кого-то контролировать, и хотя может показатся, что она контролирует человека, все-таки сама она сама от него зависит.

Мазохистский характер

Девушка постоянно страдает, но так как сама не способна изменить ситуацию, и напрашивается вывод, что она хочет оставаться в ней. Структура мазохистского характера описывает человека, который страдает и хнычет или жалуется, но остается покорным. Покорность является основным мазохистским признаком.

Если девушка с мазохистским характером демонстрирует подчиненное положение во внешнем поведении, то она совершенно другая внутри. На глубоком эмоциональном уровне у нее имеются сильные чувства: злости, отрицания, враждебности и превосходства. Однако они сильно заблокированы страхом и могут вырваться наружу неадекватным поведением.

У девушки короткое, толстое, мускулистое тело.

По неизвестным причинам обычно усиливается рост волос на теле.

Характерной особенностью является короткая толстая шея, показывающая втянутую голову. Талия соответственно короче и толще.

Другой важной характеристикой является подтягивание таза вперед, что может быть описано более буквально как подобранный и плоский зад. Эта поза имеет сходство с собакой, поджавшей хвост.

Такое положение таза наряду с давлением напряжения сверху является причиной сгибания или резкого ослабления тела в области талии.

Кожа у девушки темного оттенка вследствие застоя энергии.

Зачастую у девушки присутствуют нытье и жалобы. Нытье является единственным звуковым выражением, которое легко проходит через пережатое горло. Вместо агрессии наблюдается провоцирующее поведение, которое вызывает сильную реакцию другого человека, сильную настолько, чтобы дать возможность мазохисту реагировать вспыльчиво и несдержанно.

Застой энергии из-за сильного сдерживания ведет к чувству «увязания в болоте», невозможности двигаться свободно.

Позиция покорности и угодливости характерна для мазохистского поведения. На сознательном уровне девушка идентифицируется с попыткой угодить; однако на подсознательном уровне эта позиция отвергается озлобленностью, негативностью и враждебностью. Эти подавленные чувства должны быть высвобождены прежде, чем девушка сможет свободно реагировать на жизненные ситуации.

Мазохистская структура девушки развивалась в семье, где любовь и принятие сочетаются с сильным давлением. Мать - доминирующая и жертвующая.

Доминирующая, приносящая себя в жертву мать буквально душила ребенка, которого заставляла чувствовать сильную вину за любую попытку провозгласить свою независимость или утвердить негативное отношение.

Типично сильное сосредоточение внимания на еде и дефекации. Это равносильно давлению сверху и снизу. «Будь хорошим девочкой. Доставь удовольствие маме. Съешь всю еду... Дай маме посмотреть...» и так далее.

Ригидный характер

Самой значительной травмой здесь является переживание разочарования в стремлении добиться эротического удовлетворения, главным образом на генитальном уровне. Это происходит при запрещении детского сексуального развития, а также в отношениях с родителем противоположного пола (не было отца).

Вывод


Структура характера определяет способ, каким человек справляется со своей потребностью в любви, с достижением интимности и близости и со своим стремлением достигнуть удовольствия. Рассматриваемые в этом свете различные структуры характера образуют спектр или иерархию, с одной стороны которой находится шизоидная позиция, отделяющая человека от интимности и близости из-за того, что они кажутся ему слишком угрожающими, а с другой - эмоциональное здоровье, где не сдерживаются импульсы, открыто направленные на достижение близости и контакта. Различные типы характера встраиваются в этот спектр или иерархию в соответствии со степенью, в которой они позволяют близость и контакт.

Человек с шизоидным характером избегает интимной близости.

Индивидуум с оральным характером может установить близость только на основе своей потребности в тепле и поддержке, т. е. на инфантильной основе.

Психопатический характер может установить отношения только с теми, кто нуждается в нем.

Мазохистский характер способен установить близкие отношения на основе подчинения.

Ригидный характер формирует относительно близкие отношения.

Каждая структура характера содержит присущий ей конфликт, потому что внутри личности одновременно существуют потребность в интимности, близости и самовыражении и страх, что эти запросы несовместимы. Структура характера является наилучшим компромиссом, который мог сделать человек в своей ранней жизненной ситуации. К сожалению, он держится за этот компромисс, хотя окружающая ситуация изменилась, когда он стал взрослым.

Личностный рост и развитие являются процессами, в которых ребенок постепенно осознает свои человеческие права. Они таковы: право жить, существовать, т. е. быть в этом мире отдельным живым существом. Это право обычно устанавливается во время первых месяцев существования. Если оно устанавливается неполностью, то недостаток создает предрасположенность к шизоидной структуре. Однако каждый раз, когда этому праву что-то серьезно угрожает, в том месте, где человек чувствует неуверенность в своем праве быть, будет существовать шизоидная структура.

Право быть обеспеченным в своих потребностях, которое происходит из поддержки и функции кормления матерью в период первых лет. Существенная ненадежность на этом уровне ведет к оральной структуре.

Право быть автономным и независимым, т. е. не быть зависимым от потребностей других.

Право быть независимым, которое ребенок устанавливает посредством самоутверждения и противопоставления себя родителю. Если самоутверждение и противопоставление подавляются, то личность развивается в мазохистскую. Самоутверждение обычно начинается в восемнадцать месяцев отроду, когда ребенок учится говорить «нет», и продолжает развиваться в течение следующего года.

Право желать и продвигаться по направлению к удовлетворению этого желания прямо и открыто содержит большую долю эго и является последним из естественных прав. Оно сильно связано с ранними сексуальными чувствами ребенка.

Неудача при установлении этих основных и существенных прав ведет к фиксации на этом возрасте и на ситуации, которая вызвала задержку полного развития.

Так как у каждого человека есть некоторая степень фиксации на каждой из этих стадий, или уровней, всякий из этих конфликтов потребует проработки.

Похожие работы:

  1. • Особенности телесно-ориентированной терапии
  2. • Влияния телесно-ориентированной терапии на ...
  3. • Телесно-ориентированная терапия
  4. • Методы восточной телесно-ориентированной терапии
  5. • Основные концепции и направления телесно-ориентированной ...
  6. • Общий обзор телесно-ориентированной психотерапии
  7. • Ритмопластика как средство формирования самосознания ...
  8. • Образ тела как психологический феномен
  9. • Танцевально-двигательная терапия
  10. • Технологии социальной работы с лицами, испытывающими ...
  11. • Экзистенциальная терапия в работе с телом
  12. • Этические основы психотерапии
  13. • Танце-двигательная терапия
  14. • Исследовательский проект по экологической психологии
  15. • Психологическая коррекция при терапевтических заболеваниях
  16. • Психические особенности принятия образа тела у ...
  17. • Развитие личности методом танцевальной терапии
  18. • Молитва как психотерапевтическая практика
  19. • Проблемы насилия над женщиной и содержание технологий ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com