Рефетека.ру / Психология

Контрольная работа: Психоаналитические концепции лидерства

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА

ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ


КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине Психология политики

Психоаналитические концепции лидерства


Владивосток 2009

Содержание


Введение

1 Понятие лидерства

1.1 Власть и авторитет лидера

1.2 Лидеры 3-х уровней

2. Политический лидер и его функции

3. Психологические особенности лидера

3.1 Я-концепция

3.2 Многоуровневая структура и психологические черты лидера

4. Индивидуальные стили и функциональные варианты

Заключение

Список использованных источников

Введение


Политическая психология – это междисциплинарная наука, созданная на стыке политической и социальной психологии. Главная её задача – анализ психологических механизмов политики и выработке практических рекомендаций по оптимальному осуществлению политической деятельности на всех уровнях. Главным мотивом и результатом этой деятельности является согласование интересов разных человеческих групп и отдельных индивидов.

Предмет политической психологии в целом – это политика как особая человеческая деятельность, обладающая собственной структурой, субъектом и побудительными силами. Если рассматривать внутреннюю структуру, то политика как деятельность разлагается на конкретные действия, а они в свою очередь, - на отдельные операции. Деятельности в целом соответствует мотив, действиям – отдельные конкретные цели, операциям – задачи, данные в определённых условиях. Соответственно всей политике как деятельности соответствует обобщённый мотив управления человеческим поведением (его «оптимизации»). Конкретным действиям соответствуют определённые цели согласования интересов групп или отдельных индивидов. Частным операциям соответствуют отдельные акции, от переговоров до войн или восстаний. Субъектами политики как деятельности могут выступать отдельные индивиды (отдельные политики), малые и большие социальные группы, а также массы. Роль психологии в политической деятельности в разные времена оценивалась по-разному. В истории существовали три основные точки зрения на роль психологии в изучении политики как особой деятельности людей. Во-первых, максималистская позиция. Она проявлялась в разное время, однако наиболее яркий пример – труды А. Этциони во второй половине XX века. Поскольку политику делают люди, считал А. Этциони, то возможности психологии в изучении политики и влиянии на нее «практически безграничны». Это, так сказать, супер-психологизаторский подход, которого иногда побаиваются даже сами психологи.

Во-вторых, позиция минималистов. Её сторонники на первое место ставят иные, значительно более объективные факторы (социальные, экономические, и другие) и не придают психологическим факторам практически никакого значения. Её сторонники стараются решать все политические вопросы с «позиции силы», используя исключительно объективистские аргументы. Однако в очень многих случаях это оказывалось достаточно плохой политикой. Возникали конфликты, для урегулирования которых, опять-таки требовались психологи. Таким образом, опровергалась точка зрения «минималистов», но их ряды сих пор не уменьшаются.

В-третьих, был, есть и продолжает развиваться компромиссный, синтетический подход. Его сторонники, осознавая и признавая серьёзную роль психологии, однако понимают, что психология – лишь один из многих факторов влияния на политику. Политика представляет собой настолько сложный феномен общественной жизни, что нет и не может быть некой единой науки, которая будет в состоянии объяснить все её аспекты – как, впрочем, и любой иной человеческой деятельности.

Политическая психология выстраивает объект своего внимания на четырёх уровнях, соответствующих уровням социальной организации субъекта политики. Первый уровень – анализ психологии личности в политике, как лидеров, так и рядовых участников.

Второй уровень – анализ психологии малой группы, включая психологические механизмы действий различного рода элитных групп, фракций, клик, групп давления и т.п. К ним относятся формальные и неформальные отношения лидера с ближайшим окружением; психология взаимоотношений внутри малой группы и её связей с внешним окружением; психология принятия решений в группе и целый ряд связанных с этим проблем.

Третий уровень – анализ психологии больших социальных групп (классы, страты, нации, народности). Здесь речь идёт о политико-психологических механизмах крупномасштабного давления больших «групп интересов» на принятие политических решений типа политических забастовок, этнических и межэтнических конфликтов т.п.

Четвёртый уровень – анализ психологии масс и массовых политических настроений. Здесь анализируются проблемы массовых политических организаций и движений. Здесь же располагаются и массовые коммуникационные процессы. Важнейшая роль принадлежит массовым психологическим явлениям. К этому уровню относится поведение толпы, «собранной» и «несобранной» публики, массовая паника и агрессия, другие проявления так называемого «стихийного» поведения.

1. Понятие лидерства


Процесс политической социализации неизбежно приводит к своеобразному расслоению индивидов. Одна их часть становится активными гражданами, другая часть предпочитает более пассивное существование. На политически активных гражданах держится государство, существует и развивается политическая система, строится политическая организация общества. Самые активные в политическом отношении граждане становятся руководителями – политическими лидерами общества.

Лидерство – одно из проявления власти. Обязательное условие лидерства – обладание властью в конкретных формальных и неформальных организациях самых разных уровней и масштаба.

Лидерство – это естественный социально-психологический процесс в группе, построенной на влиянии личного авторитета индивида на поведение членов группы. Понятие лидерства и его концепции возникли впервые в западной социальной психологии на базе эмпирических исследований малых групп. Многие исследователи изучали лидерство как социально-психологический феномен с разных точек зрения, выделяя тот или иной аспект.Лидер – это элемент упорядочения системы, личность, способная объединять людей ради достижения какой-либо цели. Это личность, за которой другие готовы признать, и признают качества превосходства, то есть те качества, которые внушают веру в него и побуждают людей признать его влияние на себя.


1.1 Власть и авторитет лидера


Власть – одно из фундаментальных начал общества, всех его структурных уровней. Она существует везде, где есть устойчивые объединения людей: в семье, организациях и учреждениях, во всём государстве и международных коалициях. Власть лидера напрямую связана с его авторитетом. Авторитет лидера формируется на основе общей заинтересованности объекта и субъекта власти и убеждённости подчинённых в особых способностях лидера. Авторитет – влияние или влиятельность индивида, основанные на занимаемом им положении, социальном статусе. В рамках социальной психологии соотносится с представлением о власти.

Авторитет – это признание за индивидом права на принятие решения в условиях совместной деятельности. В этом значении понятие «авторитет» может не совпадать с понятием «власть». Авторитетом в таком случае может пользоваться индивид, не наделённый соответствующими полномочиями, но обладающий высокой степенью референтности для окружающих. Авторитет такого индивида обусловлен его идеальной представленностью в глазах других и значимостью его деятельности. Авторитет представляет собой высокоценимые качества, которыми подчинённые наделяют лидера, и которые детерминируют их повиновение без убеждения или угрозы наказания. Он основывается на согласии и означает уважение к лидирующей личности, доверия к ней.


1.2 Лидеры 3-х уровней


Согласно общепринятой точке зрения, в политике обычно различают лидеров трёх уровней: лидеров малой группы; лидеров общественных движений, организаций, партий; политических лидеров.

Лидер малой группы обладает внутригрупповой властью в виде авторитета, который формируется на основе его личных качеств, оцениваемых непосредственно группой, в процессе совместной деятельности. Различают «делового» лидера, «интеллектуального» и «лидера общения». Для первого характерны организаторские способности, предприимчивость, прагматизм. Авторитет второго опирается на умение решать сложные задачи, находить нестандартные решения, выполнять функции «мозгового центра». «Лидеру общения» присущи психологическая комфортность, коммуникабельность, умение снимать напряжённость внутри группы. Лидер общественного движения, организации, партии – человек, с которым конкретные социальные слои (группы) связывают возможность удовлетворения своих интересов (не обязательно адекватно сознаваемых). Он воздействует на общественное мнение. Чем менее конкретизированы цели и задачи общественного движения, тем более значима деятельность лидера.

Политический лидер – человек, действующий в системе властных отношений, в которой лидерство представлено в виде своеобразных социальных институтов (представительных органов, многопартийности, влиятельных общественных организаций), обеспечивающих защиту и баланс интересов различных социальных групп. Личностные характеристики, имеющие принципиальное значение в первом случае, существенное во втором, на третьем уровне не оказывают решающего влияния на деятельность лидера. Она осуществляется в рамках внешних регуляторов, свойственных конкретной культуре.


2. Политический лидер и его функции


Политическое лидерство – это способ осуществления власти, основанный на ненасильственной интеграции социальной активности различных слоёв (групп) посредством легитимных механизмов вокруг выдвигаемой лидером программы решения социальных проблем и задач общественного развития. Политический лидер в полном смысле слова – это глава, формальный и неформальный руководитель («вождь») государства, политической группы (группировок), общественно-политической организации или движения. Обычно это ведущее лицо всего политического процесса, осуществляющее объединение и сплочение политических сил, задающее направление деятельности государственным и общественно-политическим институтам, массовым политическим движениям. Это человек, определяющий основные особенности политического курса.

Политический лидер определяет четыре основных функции:1) определение целей,2) обеспечение ведомых средствами достижения целей, 3) помощь ведомым в действиях и взаимоотношениях, 4)сохранение целостности общности. Таким образом, лидер планирует, делегирует, координирует и контролирует – тем самым он выполняет законодательную, исполнительную и судебную функции для своих ведомых. Основным политико-психологическим свойством лидера является авторитет – влияние, которым он пользуется в силу своих качеств или обязательств. Стержнем политической психологии лидера является политический «образ» мира, связанный с сильным волевым стремлением утвердить этот образ в реальности. В структуре этого образа центральное место занимает образ самого себя, представления о личном пространстве и времени, индивидуальные нормы и ценности, а также субъективные представления о других людях, объектах и явлениях, иерархически выстроенные в соответствии в их личностной значимостью для лидера и достижения его главного мотива – реализации своего образа мира. Отношения лидера с ведомыми всегда строятся по схеме «доминирование – подчинение». Психологическое доминирование осуществляется за счёт использования особых механизмов, среди которых выделяются заражение, внушение, убеждение и подражание.

3. Психологические особенности лидера


3.1 «Я»-концепция лидера


Некоторые люди обладают необычайно сильной потребностью во власти или в других личностных ценностях, например, уважении, как в средствах компенсации травмированной или неадекватной самооценки.

Личные «ценности» или потребности такого рода могут быть рассмотрены как эгомотивы, поскольку они есть часть эгосистемы личности. Психологи установили, что всех лидеров можно разделить на три группы в зависимости от самооценки. Лидер с низкой самооценкой оказывается более зависимым от других людей, и таким образом, более реактивным. Чем ниже самооценка лидера, тем хуже он реагирует на ситуацию, тем выше его реактивность. Он более чувствителен к обратной связи и изменяет свою самооценку в зависимости от одобрения или неодобрения других. Лидер с заниженной самооценкой испытывает постоянное недовольство собой, это и может быть той силой, что толкает его на взятие всё новых и новых барьеров. Он как бы всё время доказывает себе, что он чего-то стоит, однако взятые барьеры его уже не радуют. И он стремится к новым, чтобы вновь удостовериться в собственной значимости. Заниженная самооценка толкает лидера на «великие» завоевания, неожиданные для окружения экстравагантные решения. Нередко именно политика для таких лидеров оказывается сферой, где им удаётся самоутвердиться, компенсировать заниженную самооценку. Стремление к власти такого лидера нередко и есть одна из возможных компенсаций его низкой самооценки. Низкую самооценку могут составлять пять субъективных негативных чувств в отношении себя: это чувство собственной незначительности; чувство моральной неполноценности; чувство слабости; чувство посредственности; чувство интеллектуальной неадекватности. Лидер с высокой самооценкой менее зависим от внешних обстоятельств. Он имеет более стабильные внутренние стандарты, на которых основывает свою самооценку. Лидер с завышенной самооценкой переоценивает собственные качества, нередко не замечает внешней и внутренней реакции на своё поведение. Он упивается собственным успехом, как бы он ни был мал, и относится к критике как к нападкам на него злобствующих завистников. У него явно нарушена обратная связь между ним самим и его деятельностью и поведением. Лидер с адекватной самооценкой – наилучший вариант для такой социальной роли. Его деятельность и поведение не мотивируются стремлением к самоутверждению. Обратная связь между последствиями его деятельности и поведением и ним самим работает надёжно. Такой лидер, как правило, уважительно и высоко оценивает других лидеров. Он не боится, что его унизят, обойдут. Он твёрдо знает собственную самодостаточную цену, считает себя не хуже других, с кем ему приходится взаимодействовать. В совместной деятельности он выбирает стратегию, которая даёт ему взаимную выгоду и позволяет добиваться поставленных целей оптимальными средствами. Отсутствие у него невротического компонента в самооценке приводит, как правило, в отсутствие такового и в его деятельности, и в его поведении.

Лидер в любой ситуации, за редким исключением, ведёт себя в соответствии с собственной Я-концецией. Поведение лидера зависит от того, кем и как он себя осознаёт, как он сравнивает себя с теми, с кем он взаимодействует. Ценность и субъективная значимость личностных качеств и их отражение в образе Я и самооценке могут маскироваться действием защитных механизмов. В образе я более или менее ясно аккумулируются восприятия, мысли и чувства лидера по отношению к самому себе. Его образ Я, как считают американские исследователи Д. Оффер и Ч. Строзаер, разделён на шесть различных частей, тесно взаимодействующих.

Физическое Я представляет собой мысли лидера о состоянии своего здоровья и физической силе или слабости. Лидеру надлежит быть достаточно здоровым и достаточно физически сильным, чтобы ничто не препятствовало его деятельности и соответствующему поведению.

Сексуальное Я, будучи самой сокровенной частью личности лидера, проявляет себя латерально и, тем не менее, достаточно актуально независимо от того, является оно свободным и здоровым или зажатым и больным. Отсутствие статистических данных о том, как сексуальное поведение связано с лидерскими способностями, не снижает актуальности гипотезы о наличии такой связи.

Семейное Я – весьма важный элемент личности лидера. Хорошо известно, как огромное влияние оказывают отношения в родительской семье на поведение любого взрослого человека, и лидер здесь вовсе не исключение. Некоторые люди преодолевают ранние травмы и конфликты, другие – нет и, становясь лидерами, переносят фрустрации из своего детства на своё окружение.

Социальное Я отражает весьма актуальную способность индивида к совместной деятельности с другими. Надо ли доказывать, насколько это важно для лидера. Ему крайне важно уметь вести переговоры и стимулировать своих соратников и коллег к проявлению их лучших качеств.

Психологическое Я составляют представления лидера о своей картине мира, своём внутреннем мире, фантазиях и мечтах, желаниях, иллюзиях, страхах. Страдает ли лидер от осознания собственных страхов или относится к этому спокойно и даже с юмором, - проявляется в его поведении, особенно в периоды ослабления самоконтроля.

Преодолевающее конфликты Я – представления лидера о своей способности к творческому преодолению конфликтов. Как и у обычных людей, у лидеров нет врождённого иммунитета от внешних и внутренних конфликтов, в том числе невротических. Перед лидером стоит задача нахождения новых решений для старых проблем. Он должен обладать достаточными знаниями и интеллектом, чтобы воспринимать проблему. Ему важно быть достаточно уверенным в самом себе при принятии решений, чтобы суметь передать эту уверенность другим. Ещё один значимый аспект преодолевающего конфликты Я – это осознание лидером своей способности преодолевать стрессы, связанные с этой самой его социальной ролью. Известно, что стрессы приводят к достаточно тяжёлым симптомам, которые могут серьёзно ограничить интеллектуальные и поведенческие возможности лидера.

Перечисленные составляющие Я-концепции отнюдь не исчерпывают всей её сущности. Как и у любого другого индивида, сложность Я-концепции у лидера может быть различной – от самой низкой до высокой. Сложность Я-концепции связана с восприятием сходства с другими людьми, и чем более сложна Я-концепция, тем больше вероятность того, что лидер воспримет информацию от других. Лидеры с высокой сложностью Я-концепции легче, чем лидеры с низкой сложностью Я-концепции, ассимилируют как позитивную, так и негативную информацию и, таким образом, реагируют на ситуацию на основе обратной связи.


3.2 Многоуровневая структура и психологические черты личности лидера


Основные личностно-психологические черты лидера – это особенности образа самого себя и «психологического образа» жизни как способа структурирования психологического пространства личности, требующие и позволяющие регулировать отношения доминирования – подчинения. Они проявляются на пяти уровнях: 1) биологическом, который предполагает анализ таких факторов, как возраст, наследственность, темперамент, пол, состояние здоровья лидера и т.д. Эти качества выступают детерминантами поведения и определяют некоторые личностные черты. Темперамент, например, придаёт индивидуальное своеобразие поведению, поступкам, сказывается на особенностях эмоционального выражения взглядов. Возрастные характеристики также играют роль в проявлении различных черт и психических функций. Среди биологических характеристик имеют значение и чисто физические данные, определяющие выносливость, силу, энергичность, работоспособность лидера.

2) Психологический уровень структуры личности включает, прежде всего, рассмотрение основных психических функций и психических процессов – таких, как воля, эмоции, восприятие, память, способности, интеллект, характер лидера и т.д.

3) Социально-психологический уровень структуры личности включает такие компоненты, как цели лидера, разделяемые им групповые ценности, интересы, мировоззрение, мотивы поведения, привычные для него нормы, разделяемые им стереотипы, установки, отношения и т.д.

4) Политико-психологический уровень структуры личности лидера требует рассмотрения особенностей его политической социализации, разделяемых им политических ценностей, особенностей его политического выбора, свойственных ему норм и принимаемых им образцов политического поведения и т.д.

5) Социальный уровень структуры личности отражает общесоциальные позиции и взгляды лидера на общество и мир в целом.


4. Индивидуальные стили и функциональные варианты


Понимание феномена лидерства невозможно без анализа взаимодействия лидера и группы. К. Левин, Р. Липпит и Р. Уайт провели ряд экспериментальных исследований психологического климата, создаваемого различными стилями лидерства. В результате они выделили следующие характеристики трёх основных моделей взаимоотношений лидера с группой: авторитарный, демократический и попустительский стили. Основные характеристики деятельности группы при каждом из этих стилей представлены ниже.

Стиль лидерства

и характеристики

Авторитарный Демократический Либеральный

Способ принятия решения


Активность ведомых и технология


Форма исполнения принятого решения и регламентация деятельности каждого члена группы


Критика и санкции по отношению к деятельности каждого члена группы


Детерминируется самим лидером


Жёстко и полностью подчинены лидеру


Жёсткий диктат в отношении формы исполнения решений и контроль вплоть до отдельного индивида


Лидер обладает возможностью жёсткой критики и очень строгих санкций по отношению к подчинённым; обратная связь запрещена; степень свободы отдельного индивида стремится к нулю; отношение к члену группы зависит не от результата работы, а от лидера

Детальное обсуждение вопроса группой, при котором лидер выполняет функцию регулятора и корректора

Подчинённые обладают достаточной степенью свободы в период обсуждения решения;

После принятия решения лидер внушает 2 или более альтернативные процедуры исполнения решения

Члены группы в целом свободны в выборе формы исполнения решений;

демократия внутри группы как способ самоорганизации её членов

«Объективное» отношение к деятельности каждого члена группы в зависимости от конкретного результата работы

Анархический


Поливариативность в процедурном плане, отсутствие возможности контроля за исполнением решений


Полное предписание лидера


Заключение


Лидерство – это естественный социально-психологический процесс в группе, построенной на влиянии личного авторитета индивида на поведение членов группы. Авторитет представляет собой высокоценимые качества, которыми подчинённые наделяют лидера, и которые детерминируют их повиновение без убеждения или угрозы наказания. Он основывается на согласии и означает уважение к лидирующей личности, доверия к ней.

Согласно общепринятой точке зрения, в политике обычно различают лидеров трёх уровней: лидеров малой группы; лидеров общественных движений, организаций, партий; политических лидеров. Политический лидер определяет четыре основных функции:

1) определение целей,

2) обеспечение ведомых средствами достижения целей,

3) помощь ведомым в действиях и взаимоотношениях,

4)сохранение целостности общности

Таким образом, лидер планирует, делегирует, координирует и контролирует – тем самым он выполняет законодательную, исполнительную и судебную функции для своих ведомых. Основные личностно-психологические черты лидера – это особенности образа самого себя и «психологического образа» жизни как способа структурирования психологического пространства личности, требующие и позволяющие регулировать отношения доминирования – подчинения. Они проявляются на пяти уровнях: биологическом, психологическом, социально-психологическом, политико-психологическом, социальном. Выделяют следующие характеристики трёх основных моделей взаимоотношений лидера с группой: авторитарный, демократический и попустительский стили.

В результате экспериментов исследователи пришли к выводу, что авторитарные лидеры эффективнее по количеству произведённой ведомыми продукции, демократические – по её качеству и моральному состоянию ведомых. Разные стили лидерства ведут к разному климату в группе. Группы с авторитарным лидером либо апатичны, либо агрессивно настроены внутри себя, так как лидер контролировал даже межличностные отношения их членов. Группы с демократическим лидером объединяло чувство «мы» и значительное единство. Группы с попустительским лидером не обладали чувством единства, не были удовлетворены работой, да и производительность была низкой. Очевидно, что ни один из стилей в чистом виде не может быть рекомендован для повышения производительности труда и эффективности деятельности. Но для удовлетворённости работой больше подходит демократический стиль.

Список использованных источников


1. Ольшанский Д.В. Политическая психология – СПб.: Питер, 2002. – 576с.

2. Вебер М. Избранные произведения. – М.: Прогресс, 1990.

3. Милованов Ю.Е. Лидер и вождь: опыт типологии. Россия – США: опыт политического развития. – Ростов-на-Дону: Изд-во Феникс, 1992.

4. Социальная психология: Учебное пособие для вузов / Сост.: Мокшанцев Р.И., Мокшанцева А.В. – Новосибирск: Сибирское соглашение; М.: ИНФРА-М, 2001. – 408с.

Рефетека ру refoteka@gmail.com